Божественный Микеланджело. Фреска Сикстинской капеллы “Страшный суд”. Микеланджело ненавидел живопись

Тянущиеся друг к другу руки - самый известный (хотя бы по заставке телефонов Nokia) фрагмент фрески Сикстинской капеллы. Но в «Сотворении Адама» Микеланджело важнее не руки, а… мозг

ФРЕСКА «Сотворение Адама» 280 х 570 см
Годы создания: 1511–1512
Находится в Сикстинской капелле в Риме

Этот заказ сразу не понравился художнику, который предпочитал скульптуру живописи и имел мало опыта в создании фресок. Микеланджело подозревал, что идею поручить ему работу, в которой он не силен, папе римскому Юлию II подали завистники. И хотя с самым могущественным заказчиком Европы не поспоришь, из чувства противоречия мастер подписал контракт так: «Микеланджело, ваятель». Скульптура же, по определению Микеланджело, - «искусство, которое осуществляется в силу убавления». И если посмотреть на фреску глазами ваятеля, «отсекая все лишнее» (по выражению Родена), то на изображении проступают неожиданные очертания.

Основная часть росписи - девять сюжетов из Бытия, «Сотворение Адама» - четвертый из них. Действие на фреске замерло за секунду до начала библейской истории homo sapiens , когда создавший человека по своему образу Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Но у Микеланджело собственная трактовка: на фреске Адам уже способен дышать и двигаться, но еще является незавершенным творением. Чего же не хватает первому человеку, чтобы он стал подобен Богу? Как пишет искусствовед, профессор Темпльского университета США Марша Холл: «С точки зрения итальянского Ренессанса, наделение человека способностью мыслить означало быть созданным по образу и подобию Бога». Некоторые исследователи считают, что здесь Микеланджело изобразил Творца как источник разума буквально - в виде мозга.

1. Адам . Его поза зеркально почти повторяет позу Творца - Адам подобен Богу, - только она безвольная и расслабленная. Энергию и жизнь вливает в Адама божественный поток сознания.

2. Мозг . Американский врач Фрэнк Линн Мешбергер первым отметил сходство очертаний плаща, развевающегося вокруг Бога и его спутников, с контурами человеческого мозга. Эту точку зрения поддержали ряд медиков и биологов. Микеланджело, по словам его друга и биографа Джорджо Вазари, «постоянно занимался анатомией, вскрывая трупы, дабы усмотреть начала и связи костяка, мышц, нервов и жил...» Так что художник вполне мог изучить в деталях и содержимое черепной коробки. А в эпоху Ренессанса уже существовали представления о мозге как о вместилище разума. Нельзя исключать, что на фреске Микеланджело визуализировал идею: творящее начало в лице Бога с ангелами - это прежде всего мыслительный центр.

3. Борозды , разграничивающие части головного мозга. Мешбергер и его последователи полагают, что на фреске художник визуально выделил основные части мыслительного органа и линии, соответствующие боковой борозде (отделяет височные доли), глубокой центральной борозде (отделяет лобную долю от теменной) и теменно-затылочной борозде (отделяет теменную долю от затылочной).


4. Варолиев мост . Содержит проводящие пути для нервных импульсов между спинным и головным мозгом. Мастер XVI века вряд ли знал об этих функциях, но очертания варолиева моста изобразил похоже.

5. Гипофиз . Мешбергер считал, что художник выделил переднюю и заднюю доли этого органа, связанного с эндокринной системой.

6. Две позвоночные артерии . Они такие же извилистые, как и развевающаяся ткань на фреске.

7. Средняя лобная извилина . Биолог Константин Ефетов считает, что на фреске представлена внешняя поверхность мозга. В средней извилине лобной доли находится глазодвигательный центр, осуществляющий одновременный поворот головы и глаз. У Микеланджело контурам этой извилины соответствуют очертания руки Творца, которая обнажена, хотя рукава туники длинные. Это отсылка к библейскому: «Кому открылась мышца Господня?» (Ис. 53:1). Согласно христианской традиции, эти слова пророка - об Иисусе, новом Адаме, который придет, чтобы искупить грех праотца.

8. Надкраевая извилина . Согласно современной науке, управляет сложносоставными движениями человека. На фреске силуэт женской головы повторяет очертания этой извилины. Марша Холл считает, что художник тут изобразил Софию, Божественную Премудрость. В Библии сказано, что Премудрость была при Боге, когда тот творил мир и людей (Притч., гл. 8).

9. Угловая извилина . Ее контуры повторяют очертания головы ребенка. Искусствовед Лео Штейнберг полагает, что мальчик, до плеча которого дотрагивается Бог, - младенец Христос, предвидящий свою судьбу.

ХУДОЖНИК
Микеланджело Буонарроти

1475 - Родился в Капрезе (ныне Капрезе-Микеланджело, Тоскана) в семье судьи.
1488–1489 - Учился живописи у Доменико Гирландайо.
1489–1492 - Занимался в школе ваяния Бертольдо ди Джованни в садах Лоренцо Великолепного.
1498–1499 - Изваял «Пьету» для собора Святого Петра.
1501 - около 1504 - Создал пятиметровую статую «Давид» из испорченной другим скульптором глыбы мрамора.
1508–1512 - Раcписывал потолок Сикстинской капеллы.
1534 - Окончательно перебрался из Флоренции в Рим.
1536–1541 - Работал над настенной росписью «Страшный суд» в Сикстинской капелле.
1564 - Умер от лихорадки в Риме. Похоронен во Флоренции в церкви Санта-Кроче.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 11.12.2016 18:59 Просмотров: 1933

Микеланджело Буонарроти (1475–1564) – знаменитый итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и мыслитель. Его произведения ещё при жизни были признаны наивысшими достижениями искусства Возрождения и всей мировой культуры.

Его жизнь протянулась на целую эпоху (89 лет). Он пережил 13 римских пап, а для 9 из них выполнял заказы.
О его биографии можно говорить с определённой долей уверенности, т.к. сохранились многие свидетельства современников Микеланджело, его письма и записи, также при жизни была написана и его биография.

Из биографии Микеланджело Буонарроти

Полное его имя – Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни.

Даниеле да Вольтерра «Портрет Микеланджело»

Детство и ранняя юность

Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 г. в Капрезе (регион Тоскана) в семье обедневшего дворянина, который занимал государственные должности. Вскоре семья переехала во Флоренцию.
В семье было много детей, поэтому Микеланджело отдали на воспитание в семью кормилицы, а вскоре умерла мать (будущему художнику было всего 6 лет).
Особой склонности к наукам он не имел, его влекли краски, резец... Научившись читать, писать и считать, Микеланджело в 1488 г. стал учеником художников братьев Гирландайо, познакомился с основными материалами и техниками и создал карандашные копии произведений великих флорентийских художников Джотто и Мазаччо.

Чезаре Дзоччи «Юный Микеланджело высекает голову фавна» (утрачена)

Начав работать над скульптурами для коллекции Медичи, он привлёк внимание Лоренцо Великолепного. В 1490 г. он поселился в палаццо Медичи и оставался там до смерти Лоренцо в 1492 г. Лоренцо Медичи окружил себя выдающимися людьми своего времени. Здесь были поэты, филологи, философы, и сам Лоренцо был поэтом.
Предположительно в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров» (смотрите ).

«Мадо́нна у ле́стницы» («Мадо́нна на ле́стнице») – мраморный барельеф, созданный Микеланджело около 1491 г. Это первое, наиболее раннее из сохранившихся произведений мастера – ему было всего 15-16 лет.

Барельеф изображает женщину, сидящую у лестницы на камне. Рядом с ней играют четверо детей: трое на лестнице, а один чуть виднеется из-за её плеча (возможно, это намёк на четырёх евангелистов). Нимб вокруг её головы указывает на то, что это Богоматерь.
На коленях у Марии – сонный ребёнок, его правая ручка заброшена за спину. Мать прикрывает головку ребёнка. Младенец изображён без нимба. Поза мадонны слегка расслабленная, со скрещёнными ногами.
Юный Микеланджело изобразил Мадонну в образе физически крепкой женщины, хотя в то время было принято изображать Богоматерь хрупкой, задумчивой, исполненной внутренней боли молодой женщиной.

Юность

В 1494-1495 гг. Микеланджело создаёт скульптуры для Арки святого Доминика в Болонье, а затем возвращается во Флоренцию. В это время там правил доминиканский проповедник Джироламо Савонарола , который имел сильное влияние на религиозные взгляды Микеланджело. Об этом пишет Асканио Кондиви – итальянский живописец, скульптор, ученик, друг и предполагаемый автор ранней биографии Микеланджело: «Кондиви не обошел одной подробности, имеющей определяющее религиозного мышления Микеланджело: упоминания, что художник «с величайшей ревностью и тщанием читал Священное писание и Ветхий завет столько же, сколько Новый»; биограф добавляет, что Микеланджело «трудился над писаньями Савонаролы, к которому всегда чувствовал великое почтение, храня еще в своем уме воспоминание о живом его голосе». Савонарола входил в один ряд с Библией и Евангелием. Микеланджело воспринимал Бога в савонароловской обработке. Свою давнюю связь с Савонаролой, неостывающую память о доминиканском бунтаре и неистовце, пошедшем походом во главе флорентийского плебса против стяжательства, тунеядства, хищничества, угнетательства, разврата, роскоши имущих и правящих классов купечества, патрицианства и церкви, Микеланджело сберёг на всю жизнь. Он сберег эту связь не пассивно, а действенно, внеся её в свое гражданское поведение, когда оружием отстаивал флорентийскую демократию, и в свое творчество – в искусство и поэзию» (А.М. Эфрос «Поэзия Микеланджело»).
В это время Микеланджело создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». В 1496 г. кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим. В 1496-1501 гг. он создаёт «Бахуса» и «Римскую Пьету ».

Микеланджело «Бахус» (1497). Мрамор. Высота 203 см. Барджелло (Флоренция)

Вакх (Ба́хус, Дио́ни́с ) – младший из олимпийцев в древнегреческой мифологии , бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза.
Скульптурная группа предназначена для кругового обзора. Микеланджело изобразил пьяного бога вина, которого сопровождает сатир (жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова). Кажется, что Вакх готов упасть вперед, он шатается, но сохраняет равновесие. Взгляд бога обращен на чашу с вином. Микеланджело добился впечатления неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла бы нарушить эстетический эффект.
По мнению советского искусствоведа Виктора Лазарева, «Вакх» – «наименее самостоятельная из работ Микеланджело», так как в ней легко читается влияние античной пластики.

Зрелые годы

В 1501 г. Микеланджело возвращается во Флоренцию. Он работает по заказу: создаёт скульптуры для «алтаря Пикколомини» и «Давида».

Микеланджело «Давид» (1501-1504). Мрамор. Высота 5, 17 м. Академия изящных искусств (Флоренция)

Это изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом.
Статуя предназначена для кругового обзора. Обнажённый Давид сосредоточен на предстоящей схватке с Голиафом. В этом состояло новшество, поскольку Донателло и другие предшественники Микеланджело изображали Давида в момент торжества после победы над гигантом.
Юноша готов к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука.
В 1503 г. Микеланджело выполняет работы по заказу: «Двенадцать Апостолов» для флорентинского собора.

Микеланджело «Святой Пётр». Мрамор. Высота 124 см. Сиенский собор (Сиена)

Микеланджело «Лия» (1542). Мрамор. Высота 1,97 м. Сан-Пьетро-ин-Винколи (Рим, Италия)

Лия – персонаж из Ветхого Завета, первая жены Иакова, старшая сестра Рахили. Она задумчива, полна благородства и тихого величия. В левой руке она держит зеркало, чтобы наблюдать за действиями людей, а в правой – гирлянду цветов, что символизирует добродетели человеческие при жизни и прославление их после смерти
В феврале 1508 г. Микеланджело возвращается во Флоренцию и вскорости едет в Рим по просьбе Юлия II для писания фресок потолка в Сикстинской капелле ; над ними он работает до октября 1512 г. Микеланджело расписывал свод с люнетами и распалубками. Это были годы изнурительного, нечеловеческого труда. Микеланджело считал себя прежде всего скульптором, а не живописцем, ему никогда не приходилось ещё осуществлять такую огромную работу в технике фрески.

Микеланджело. Потолок Сикстинской капеллы (фрагмент)

А в 1536-1541 гг. по заказу папы Павла III Микеланджело расписывал алтарную стену – фреска «Страшный суд» (подробнее ).

Микеланджело «Страшный суд». 1370х1200 см. Сикстинская капелла. Музей Ватикана (Ватикан)

Ещё в июле 1514 г. Микеланджело получил заказ на создание фасада церкви Медичи Сан Лоренцо во Флоренции. В 1516-1519 гг. состоялись многочисленные поездки за мрамором для фасада Сан Лоренцо.
В 1520-1534 гг. скульптор работает над архитектурным и скульптурным комплексом Капеллы Медичи во Флоренции, а также проектирует и строит Библиотеку Лауренцина.

Библиотека Лауренцина. Читальный зал

С 1546 г. начинается период жизни великого мастера, больше связанный с архитектурой. Наиболее значительные архитектурные заказы были сделаны именно в это время: для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия.

Палаццо Фарнезе

Но самым важным заказом для Микеланджело было его назначение главным архитектором собора Святого Петра. Убедившись в таком доверии к нему и вере в него со стороны папы, Микеланджело пожелал, чтобы в указе было объявлено, что он служит на строительстве из любви к Богу и без какого-либо вознаграждения.

Собор святого Петра

Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль , Микеланджело, Бернини. Вместимость собора около 60 000 человек и ещё 400 тыс. человек на площади.
Интересно, что Микеланджело почти не писал портретов. Вазари это объясняет так: «...ему претила мысль рисовать живого человека, если тот не наделён необычайной красотой».

Поэзия Микеланджело

Эта сторона творчества великого мастера известна гораздо меньше. До наших дней сохранилось около 300 стихотворений Микеланджело. Основные темы - воспевание человека, горечь разочарования и одиночество художника. Любимые поэтические формы - мадригал и сонет.

«Поэзия была младшей из микеланджеловских муз, и он держал ее на положении Золушки. Он не любил пускать свои стихи в свет. Даже по сей день потомство мало знает их: они наименее раскрыты и наименее ценимы из всего наследия Микеланджело. Современники же почти не знали их совсем. Сборник, подготовленный было под давлением друзей к печати, так и остался неизданным; по рукам ходило несколько стихотворных посланий житейского назначения; несколько философических сонетов вызвали отклик комментаторов академий; одно ответное четверостишие получило широкую огласку. Вот, собственно, все, что просочилось наружу. Когда внучатый племянник Микеланджело – Буонарроти-младший – решился, после смерти деда, опубликовать его стихи, он прежде всего стал их переделывать. Он предпринял это из того же почтения, какое побудило его издавать их: в подлинном, природном своем виде они, по его разумению, не могли бы быть приняты светом.
На гробнице во флорентийском Санта-Кроче бюст Микеланджело высится над тремя аллегорическими статуями – Ваяния, Живописи и Архитектуры; о поэзии не напоминает ничто. Но он писал стихи всю жизнь, до самых преклонных лет.
Поэзия была для него делом сердца и совести, а не забавой и не ключом в свет. Он боготворил Данте и любил Петрарку.

Мне сладко спать, а пуще камнем быть,
Когда кругом позор и преступленье...

Он обращался со словом с той же непреклонностью, как с мрамором, с красками, со строительным камнем, и ощущал свой стих так же весомо и плотно.
Ее основная часть, наибольшее количество стихотворений, дошедших до нас, приходится на вторую половину его жизни, на её преклонные годы <...> Наиболее ранние из дошедших до нас стихов Микеланджело относятся к началу 1500-х годов, между 30 и 40 годами его жизни. Они насчитывают около десятка вещей. Все остальное – около 200 стихотворений – написано им между 45 и 80 годами; в последнее двадцатилетие, после шестидесяти лет от роду, он писал больше всего.
Первый период (1537-1547 гг.) связан с Витторией Колонна – микеланджеловской любви к ней и создания стихов для нее».

Себастьяно дель Пьомбо «Портрет Виттории Колонна»

Здесь мы добавим, что Витто́рия Коло́нна (маркиза де Пескара) (1490/1492-1547) – знаменитая итальянская поэтесса периода Возрождения, влиятельный интеллектуал своего времени, друг Микеланджело, занимавшая в его сердце главное место на протяжении десятилетия (с 1537 г., когда они сблизились, и до дня её смерти). Она отличалась безупречным целомудрием и благочестием. Большинство её стихотворений посвящено духовной тематике, любви к Богу.
Второе десятилетие активного поэтического творчества Микеланджело (1547 - 1556 гг.) – после её кончины, когда ожидание собственной смерти стало заключительной темой всей поэзии Микеланджело.
«Микеланджело в эти заключительные годы своей поэзии словно подбирал исконные, самые ходовые слова, чтобы выразить обычные, самые простые чувства старого, умирающего человека; но только человек этот был великаном, умирал как великан, и слова смерти вырывались у него по-великаньи».
До фрески «Страшный суд» <...> стихи «были для Микеланджело ещё обителью отдыха. Но они догнали его искусство в 1540-х годах и даже перегнали в 1550-х годах, когда с угасанием и кончиной Виттории Колонна стали главным глашатаем микеланджеловских раздумий. Теперь они повели борьбу с верховным промыслом из-за болезни и смерти подруги и из-за собственных недугов и близящегося ухода из жизни. Они наполнены противоречиями: в них покорность борется с сопротивлением, признание благостности возврата в божье лоно перебивается нежеланием расстаться со счастьем жить. А поверх всего этого царит другое: смятение, ужас, величайшая определенность ощущения надвигающейся «двойной смерти» – физической, когда, в могилу должно лечь тело, и духовной, когда на вечные муки за грехи будет осуждена душа» (все цитаты из статьи А.М. Эфроса, переводчика поэзии Микеланджело).

А теперь – стихи Микеланджело.

50
Вот так же, как чернила, карандаш
Таят стиль низкий, средний и высокий,
А мрамор – образ мощный иль убогий,
Под стать тому, что может гений наш,
Так, мой Синьор, покров сердечный ваш
Скрывает, рядом с гордостью, истоки
Участливости нежной, хоть дороги
Мне к ней еще не открывает страж.
Заклятья, камни, звери и растенья,
Враги недугов, - будь язык у них
О вас сказали б то же в подтвержденье;
И, может быть, я впрямь от бед моих
У вас найду защиту и целенье...

63
Надежная опора вдохновенью
Была дана мне с детства в красоте,
Для двух искусств мой светоч и зерцало.
Кто мнит не так, – отдался заблужденью:
Лишь ею влекся взор мой к высоте,
Она резцом и кистью управляла.
Безудержный и низкопробный люд
Низводит красоту до вожделенья,
Но ввысь летит за нею светлый ум.
Из тлена к божеству не досягнут
Незрячие; и чаять вознесенья
Неизбранным – пустейшая из дум!

88
В ком тело – пакля, сердце – горстка серы,
Состав костей – валежник, сухостой,
Душа – скакун, не сдержанный уздой,
Порыв – кипуч, желание – без меры,
Ум – слеп и хром и полн ребячьей веры,
Хоть мир – капкан и стережет бедой,
Тот может, встретясь с искоркой простой,
Вдруг молнией сверкнуть с небесной сферы.
Так и в искусстве, свыше вдохновлен,
Над естеством художник торжествует,
Как ни в упор с ним борется оно;
Так, если я не глух, не ослеплен
И творческий огонь во мне бушует,
Повинен тот, кем сердце зажжено.

(этот сонет посвящён Томмазо Кавальери)

Микеланджело умер 18 февраля 1564 г. в Риме. Перед смертью он продиктовал завещание: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным».
Тело Микеланджело было временно возложено в базилике Санти-Апостоли.
В начале марта тело скульптора было тайно перевезено во Флоренцию и торжественно погребено 14 июля 1564 г. в францисканской церкви Санта-Кроче.

Микеланджело Буонарроти.Картины,фрески


Страшный Суд

Фреска Микеланджело Буонарроти «Страшный Суд». Размер росписи 1370 x 1220 см. Крупнейшим живописным произведением Микеланджело периода второй четверти 16 столетия был «Страшный суд» - огромная фреска на алтарной стене Сикстинской капеллы. Религиозную тему Микеланджело воплощает как человеческую трагедию космического масштаба. Грандиозная лавина могучих человеческих тел - возносимых праведников и низвергаемых в бездну грешников, творящий суд Христос, подобно громовержцу обрушивающий проклятье на существующее в мире зло, полные гнева святые-мученики, которые, указывая на орудия своих мучений, требуют возмездия для грешников,- все это еще полно мятежного духа. Но хотя сама тема страшного суда призвана воплощать торжество справедливости над злом, фреска не несет в себе утверждающей идеи - напротив, она воспринимается как образ трагической катастрофы, как воплощение идеи крушения мира. Люди, несмотря на их преувеличенно мощные тела, - лишь жертвы возносящего и низвергающего их вихря. Недаром в композиции встречаются такие полные устрашающего отчаяния образы, как святой Варфоломей, держащий в руке кожу, содранную с него мучителями, на которой вместо лица святого Микеланджело изобразил в виде искаженной маски свое собственное лицо.
Композиционное решение фрески, в котором, в противовес ясной архитектонической организации, подчеркнуто стихийное начало, находится в единстве с идейным замыслом. Доминировавший прежде у Микеланджело индивидуальный образ ныне оказывается захваченным общим человеческим потоком, и в этом художник делает шаг вперед в сравнении с замкнутостью самодовлеющего индивидуального образа в искусстве Высокого Ренессанса. Но, в отличие от венецианских мастеров позднего Возрождения, Микеланджело еще не достигает той степени взаимосвязи между людьми, когда возникает образ единого человеческого коллектива, и трагическое звучание образов «Страшного суда» от этого только усиливается. Ново для живописи Микеланджело Буонарроти и отношение к колориту, который приобрел у него здесь несравненно большую, нежели прежде, образную активность. Уже само сопоставление обнаженных тел с фосфоресцирующим пепельно-синим тоном неба вносит во фреску ощущение драматической напряженности. Примечание. Над фреской «Страшный Суд» художник Микеланджело поместил образ ветхозаветного библейского пророка Ионы, который к религиозной теме апокалипсиса имеет некоторое аллегорическое отношение. Экстатическая фигура Ионы расположена над алтарем и под сценой первого дня творения, к которой обращен его взор. Иона является провозвестником Воскресения и вечной жизни, ибо он, подобно Христу, проведшему три дня в гробнице перед вознесением на небо, провел три дня во чреве кита, а затем был возвращен к жизни. Через участие в мессе у алтарной стены Сикстинской капеллы с грандиозной фреской «Страшный Суд» верующие причащались к тайне обещанного Христом спасения.


Образ Христа на фреске Страшный Суд
1536-1541. Алтарная стена Сикстинской капеллы, Ватикан.

Фрагмент фрески Микеланджело Буонарроти «Страшный Суд». Размер росписи 1370 x 1220 см. В 1534 году Микеланджело переехал в Рим. В это время папа Климент VII обдумывал тему фресковой росписи алтарной стены Сикстинской капеллы. В 1534 он остановился на теме Страшного суда. С 1536 по 1541, уже при папе Павле III, Микеланджело работал над этой огромной композицией.
Прежде композиция Страшного суда строилась из нескольких отдельных частей. У Микеланджело она представляет собой овальный водоворот нагих мускулистых тел. Фигура Христа, напоминающая Зевса, расположена наверху; его правая рука поднята в жесте проклятия тем, кто находится слева от него. Произведение наполнено мощным движением: скелеты встают из земли, спасенная душа поднимается вверх по гирлянде из роз, мужчина, которого дьявол тащит вниз, в ужасе закрывает лицо руками.
Фреска «Страшный Суд» стала отражением растущего пессимизма Микеланджело. Одна деталь Страшного суда свидетельствует о мрачном настроении художника Микеланджело и представляет его горькую «подпись». У левой ноги Христа находится фигура святого Варфоломея, держащего в руках собственную кожу (он принял мученическую смерть, с него живьем содрали кожу). Черты лица святого напоминают римского писателя и гуманиста Пьетро Аретино, который страстно нападал на Микеланджело из-за того, что считал неприличной его трактовку религиозного сюжета (позднее Даниеле да Вольтерра и другие художники нарисовали драпировки на обнаженных фигурах фрески Страшного суда Микеланджело). Лицо на снятой коже святого Варфоломея - автопортрет художника.
Ноты трагического отчаяния усиливаются в росписи капеллы Паолина в Ватикане (1542-1550), где Микеланджело исполнил две фрески - «Обращение Павла» и «Распятие Петра». В «Распятии Петра» люди в оцепенении взирают на мученическую смерть апостола. В них нет силы и решимости противостоять злу: ни гневный взгляд Петра, образ которого напоминает требующих возмездия мучеников «Страшного суда», ни протест юноши из толпы против действий палачей не могут вывести застывших в неподвижности зрителей из состояния слепой покорности.


Отделение света от тьмы

Отделение света от тьмы, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Общий замысел сикстинского плафона во многих отношениях остается неясным. Неизвестно, какой общей идейной программой связано содержание композиций, расположенных посредине свода; до сих пор убедительно не объяснено, почему Микеланджело ориентировал эти композиции таким образом, что осмотр их должен начинаться с «Опьянения Ноя», а завершаться «Отделением света от тьмы», то есть в порядке, обратном последовательности событий в Библии; темным остается смысл сцен и образов в композициях распалубок и люнетов. Но было бы ошибкой, исходя из того, считать, что содержание плафона нам остается неведомым. При всей неясности отдельных сюжетных мотивов и нерасшифрованности возможных символических сопоставлений подлинная основа содержания росписи совершенно очевидна - она с исключительной яркостью выражена не только в сюжетных композициях, но и в «бессюжетных» образах и даже в фигурах, имеющих чисто декоративное назначение, - это апофеоз творческой мощи человека, прославление его телесной и духовной красоты.
Выбранные для сюжетных фресок эпизоды первых дней творения в высшей степени благоприятны для выражения этой идеи. Во фресках «Сотворение Солнца и Луны» и «Отделение света от тьмы» летящий в космическом пространстве Саваоф, представленный в облике старца титанической мощи, в бурном порыве, как бы в экстазе творческой энергии, одним движением широко распростертых рук творит светила и разделяет пространства. Человек здесь представлен художником Микеланджело Буонарроти в образе демиурга, своей безграничной силой созидающего миры.



Сотворение Адама
1508-1512. Сикстинская капелла, Ватикан.

Сотворение Адама, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Во фреске «Сотворение Адама» пробуждение человека к жизни истолковано Микеланджело как высвобождение дремлющих в нем сил в результате волевого импульса творца. Протягивая руку, Саваоф касается руки Адама, и это прикосновение вселяет в Адама жизнь, энергию, волю.


Сотворение Евы
1508-1512. Сикстинская капелла, Ватикан.

Сотворение Евы, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Фреска «Сотворение Евы» являет собой сцену из Книги Бытия и относится ко второй триаде библейских историй, изображенных Микеланджело. Триада включает в себя сцены «Сотворение Адама», «Сотворение Евы», «Искушение и Изгнание из рая», посвященные созданию человечества и его грехопадению.


Грехопадение
1508-1512. Сикстинская капелла, Ватикан.

Грехопадение, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Эта часть росписи имеет и другое более детальное название - «Искушение и Изгнание из рая». Во фреске «Грехопадение» широко известная библейская легенда истолковано Микеланджело достаточно своеобразно. Микеланджело по-новому решает тему в «Грехопадении», подчеркивая в своих героях чувство гордой независимости: весь облик ветхозаветной героини, прародительницы Евы, смело протягивающей руку, чтобы принять запретный плод, выражает вызов судьбе.


Всемирный потоп
1508-1512. Сикстинская капелла, Ватикан.

Всемирный потоп, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Во фреске «Потоп» широко известная библейская легенда отображена Микеланджело с достаточной динамикой движения героев и жизненным драматизмом. Трагедия людей и драматизм общего замысла Микеланджело во фреске «Потоп», ее отдельные трагические мотивы - мать, прижимающая к себе ребенка, старик-отец, несущий бездыханное тело сына, - не могут поколебать веру в несокрушимость человеческого рода.


Жертвоприношение Ноя
1508-1512. Сикстинская капелла, Ватикан.

Жертвоприношение Ноя, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Скорбные трагические ноты отдельных образов плафона усиливаются в композициях распалубок и люнетов, исполненных мастером в последний год его работы в капелле. Если в персонажах, помещенных в распалубках, преобладают настроения покоя, созерцательности, тихой печали, то в люнетах действующие лица охвачены беспокойством, тревогой; покой переходит в застылость и оцепенение. В изображениях предков Христа, где казались естественными чувства родственной близости, внутренней солидарности, Микеланджело воплотил совершенно иные переживания. Одни из участников этих сцен полны равнодушия, другие охвачены чувством взаимной отчужденности, недоверия, откровенной вражды. В некоторых образах, например старика с посохом, матери с ребенком, скорбь переходит в трагическое отчаяние. В этом смысле поздние части росписи сикстинского потолка открывают собой следующий этап в творческой эволюции мастера.

Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni) – самый известный живописец из Италии, гений архитектурных и скульптурных работ, мыслитель Высокого Возрождения и раннего периода барокко. 9 из 13-ти Римских пап, побывавших на троне во времена Микеланджело, приглашали мастера для выполнения работ в и .

Маленький Микеланджело увидел свет ранним утром 6 марта 1475 г. в понедельник в семействе обанкротившегося банкира и дворянина Лодовико Буонарроти Симони (Lodovico Buonarroti Simoni) в тосканском местечке Капрезе (Caprese), возле провинции Ареццо (Arezzo), где его отец занимал должность подеста (podestà), главы итальянской средневековой администрации.

Семья и детские годы

Через два дня после рождения, 8 марта 1475 г. мальчика крестили в храме Сан Джованни ди Капрезе (Chiesa di San Giovanni di Caprese). Микеланджело был 2-м ребенком в большой семье. Мать, Франческа Нери дель Миниато Сиена (Francesca Neri del Miniato Siena), в 1473 г. родила первенца Лионардо (Lionardo), в 1477 г. на свет появился Буонаррото (Buonarroto), в 1479 г. родился четвертый сын Джовансимоне (Giovansimone), в 1481 г. родился младший Джизмондо (Gismondo). Измученная частыми беременностями, женщина умирает в 1481 г., едва Микеланджело исполнилось 6 лет.

В 1485 г. отец многодетного семейства женился во второй раз на Лукреции Убальдини ди Гальяно (Lucrezia Ubaldini di Galliano), которая не смогла родить собственных детей и воспитывала приемных мальчиков как своих. Не справляясь с большим семейством, отец отдал Микеланджело в приемную семью Тополино (Topolino) в городе Сеттиньяно (Settignano). Отец нового семейства работал каменотесом, а его супруга знала ребенка с детства, так как была кормилицей Микеланджело. Именно там мальчик начал работать с глиной и первый раз взял в руки резец.

Чтобы дать наследнику образование, отец определил Микеланджело в учебное заведение Франческо Галатеа да Урбино (Francesco Galatea da Urbino), находящееся во (Firenze). Но ученик из него оказался неважный, мальчику больше нравилось рисовать, копируя иконы и фрески.

Первые работы

В 1488 г. юный живописец добивается своего и отправляется учиться в мастерскую Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio), где целый год познает основы техники рисования. За год обучения Микеланджело создает несколько карандашных копий известных картин и копию с гравюры немецкого живописца Мартина Шонгауэра (Martin Schongauer) под названием «Мучения святого Антония» («Tormento di Sant’Antonio»).

В 1489 г. юноша зачислен в художественную школу Бертольдо ди Джованни (Bertoldo di Giovanni), организованную под покровительством (Lorenzo Medici), правителя Флоренции. Заметив гения Микеланджело, Медичи берет его под свое покровительство, помогая развивать способности и исполнять дорогие заказы.

В 1490 г. Микеланджело продолжает обучение в Академии Гуманизма (Academy of Humanism) при дворе Медичи, где знакомится с философами Марсилио Фичино (Marsilio Ficino) и Анджело Амброджи́ни (Angelo Ambrogini), будущими Папами Римскими: Львом X (Leo PP. X) и Климентом VII (Clemens PP. VII). За 2 года обучения в Академии Микеланджело создает:

  • Мраморный рельеф «Мадонны у лестницы» («Madonna della scala»), 1492 г., выставлена в флорентийском музее Каза-Буонарроти (Casa Buonarroti);
  • Мраморный рельеф «Битва кентавров» («Battaglia dei centauri»), 1492 г. , выставлен в Каза-Буонарроти;
  • Скульптуру Бертольдо ди Джованни (Bertoldo di Giovanni).

8 апреля 1492 г. влиятельный покровитель талантов, Лоренцо Медичи, умирает, а Микеланджело принимает решение о возвращении в отчий дом.


В 1493 г. он, с разрешения настоятеля церкви Санта-Мария-дель-Санто-Спирито (Santa Maria del Santo Spirito), изучает анатомию на трупах при церковной лечебнице. В благодарность за это мастер изготавливает для священника деревянное «Распятие» («Crocifisso di Santo Spirito») 142 см в высоту, которое сей день выставлено в церкви в боковой капелле.

В Болонье

В 1494 г. Микеланджело покинул Флоренцию не желая участвовать в восстании Савонаролы (Savonarola) и уехал в (Bologna), где сразу взялся за выполнение заказа из 3-х небольших фигурок для гробницы Святого Доминика (San Domenico) в одноименной церкви «Святого Доминика» («Chiesa di San Domenico»):

  • «Ангел с канделябром» («Angelo reggicandelabro»), 1495 г.;
  • «Святой Петроний» («San Petronio»), покровитель г. Болонья, 1495 г.;
  • «Святой Прокл» («San Procolo»), итальянский воин-святой, 1495 г.

В Болонье скульптор учится создавать трудные рельефы, наблюдая за действиями Якопо делла Кверча (Jacopo della Quercia) в базилике Сан-Петронио (La Basilica di San Petronio). Элементы этой работы будут воспроизведены Микеланджело позже на потолке («Cappella Sistina»).

Флоренция и Рим

В 1495 г. 20-летний мастер снова приезжает во Флоренцию, где власть находится в руках Джирола́мо Савонаро́ла (Girolamo Savonarola), но не получает от новых правителей никаких заказов. Он возвращается ко дворцу Медичи и начинает работать на наследника Лоренцо – Пьерфранческо ди Лоренцо де Медичи (Pierfrancesco di Lorenzo de’ Medici), создавая для него ныне утраченные статуи:

  • «Иоанна Крестителя» («San Giovannino»), 1496 г.;
  • «Спящего Купидона» («Cupido dormiente»), 1496 г.

Последнюю статую Лоренцо попросил состарить, ему хотелось продать произведение искусства дороже, выдав за старинную находку. Но кардинал Рафаэль Риарио (Raffaele Riario), который приобрел подделку, обнаружил обман, однако, впечатленный работой автора, не стал предъявлять ему претензии, пригласив на работу в Рим.

25 июня 1496 г. Микеланджело приезжает в Рим, где за 3 года создает величайшие шедевры: мраморные скульптуры бога вина Бахуса (Bacco) и (Pietà).

Наследие

В протяжении всей последующей жизни Микеланджело неоднократно работал то в Риме, то во Флоренции, выполняя самые трудоемкие заказы Римских пап.

Творчество гениального мастера проявлялось не только в скульптурах, но и в живописи, и в архитектуре, оставив множество непревзойденных шедевров. К сожалению, некоторые произведения не дошли до нашего времени: одни были утеряны, другие уничтожены намеренно. В 1518 г. скульптор впервые уничтожил все наброски для росписи Сикстинской капеллы (Cappella Sistina), а за 2 дня до смерти он вновь приказал сжечь свои незаконченные рисунки, чтобы потомки не видели его творческих мучений.

Личная жизнь

Доподлинно неизвестно, были у Микеланджело близкие отношения с его пассиями или нет, но гомосексуальная природа его влечения сквозит во многих поэтических произведениях маэстро.

Многие их сонетов и мадригалов он в возрасте 57 лет посвятил 23-летнему Томмазо деи Кавальери (Tommaso Dei Cavalieri). Многие их совместные поэтические произведения говорят о взаимной и трогательной любви друг к другу.

В 1542 г. Микеланджело повстречал Чеккино де Браччи (Cecchino de Bracci), который скончался в 1543 г. Маэстро был так опечален потерей друга, что написал цикл из 48 сонет, воспевающих скорбь и печаль по невосполнимой утрате.

Один из позирующих Микеланджело юношей, Фебо ди Поджио (Febo di Poggio), постоянно просил деньги, подарки и украшения у мастера взамен на ответную любовь, получив за это прозвище «маленький шантажист».

Второй юноша, Жерардо Перини (Gherardo Perini), также позирующий скульптору, не постеснялся воспользоваться благосклонностью Микеланджело и попросту обворовал своего поклонника.

На закате лет скульптор ощутил прекрасное чувство привязанности и к представительнице женского пола, – вдове и поэтессе Виттории Колонне (Vittoria Colonna), с которой был знаком уже более 40 лет. Их переписка представляет собой знаменательный памятник эпохи Микеланджело.

Смерть

Жизнь Микеланджело прервалась 18 февраля 1564 г. в Риме. Он умер в присутствии слуги, врачей и друзей, успев продиктовать завещание, пообещав Господу – душу, земле – тело, а родственникам – имущество. Для скульптора в была построена гробница, но через два дня после смерти тело на некоторое время перевезли в базилику Санти-Апостоли (Santi Apostoli), а в июле его захоронили в базилике Санта-Кроче (Basilica di Santa Croce) в центре Флоренции.

Живопись

Не смотря на то, что основным проявлением гениальности Микеланджело было создание скульптур, у него есть много шедевров живописного исполнения. По мнению автора, качественные картины должны походить на скульптуры и отражать объемность и рельефность представленных образов.

«Битва при Кашине» («Battaglia di Cascina») создана Микеланджело в 1506 г. для росписи одной из стен Большой Залы Совета в Апостольком дворце (Palazzo Apostolico) по заказу гонфалоньера (gonfaloniere) Пьера Содерини (Pier Soderini). Но работа осталась не законченной, так как автора вызвали в Рим.


На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Онофрио(Sant’Onofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Арно (Arno). Горн из лагеря призвал их к бою и мужчины в спешке хватаются за оружие, доспехи, натягивают одежду на мокрые тела, при этом помогая товарищам. Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Антонио да Сангалло (Antonio da Sangallo), (Raffaello Santi), Ридольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Андреа дель Сарто (Andrea del Sarto), Якопо Сансовино (Jacopo Sansovino), Амброджо Лоренцетто (Ambrogio Lorenzetti), Перино дель Вага (Perino del Vaga) и других. Они приходили к работе и срисовывали с неповторимого полотна, пытаясь приблизиться к таланту великого мастера. Картон до нашего времени не сохранился.

«Мадонна Дони» или «Святое семейство» (Tondo Doni) – круглая картина диаметром 120 см выставлена в (Galleria degli Uffizi) во Флоренции. Выполнена в 1507 г. в стиле «канджианте», когда кожа изображенных персонажей напоминает мрамор. Большую часть картины занимает фигура Богоматери, за ее спиной находится Иоанн Креститель. Они держат на руках младенца Христа. Работа наполнена сложной символикой, подвергаемой различной трактовке.

Манчестерская Мадонна

Не законченная «Манчестерская Мадонна» (Madonna di Manchester) выполнена в 1497 г. на деревянной доске и хранится в Лондонской национальной галерее (National Gallery). Первое название картины звучало как: «Мадонна с младенцем, Иоанн Креститель и ангелы», но в 1857 г. она была первый раз представлена публике на выставке в Манчестере (Manchester), получив свое второе название, под которым известна сегодня.


Положение во гроб (Deposizione di Cristo nel sepolcro) исполнена в 1501 г. маслом по дереву. Еще одна не законченная работа Микеланджело, принадлежащая Лондонской национальной галерее. Главной фигурой работы стало тело Иисуса, снятое с креста. Его последователи несут своего учителя к гробу. Предположительно, слева от Христа в красной одежде изображен Иоанн Евангелист. Другими персонажами могут быть: Никодим (Nikodim) и Иосиф Аримафейский (Joseph of Arimathea). Слева на коленях перед учителем стоит Мария Магдалина (Mary Magdalene), а справа снизу намечен, но не нарисован образ Богоматери.

Мадонна с младенцем

Набросок «Мадонна с младенцем» (Madonna col Bambino) выполнен между 1520 г. и 1525 г. и вполне может превратиться в полноценную картину в руках любого художника. Хранится в музее «Каза (Дом) Буонаротти» (Casa Buonarroti) во Флоренции. Вначале на первом листке бумаги он нарисовал скелеты будущих образов, затем на втором «нарастил» на скелет мускулатуру. В наше время работа с большим успехом выставляется в музеях Америки на протяжении последних трех десятилетий.

Леда и лебедь

Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I д’Эсте (итал. Alfonso I d’Este) сегодня известна благодаря лишь копиям. Но картина герцогу не досталась, направленный за произведением к Микеланджело дворянин отозвался о работе мастера: «О, это пустяки!» Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Антонио Мини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж. Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (François Ier). Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Château de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (François Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным.

Клеопатра

Картина «Клеопатра» («Cleopatra») 1534 г. создания – идеал женской красоты. Работа интересна тем, что на другой стороне листа находится еще один эскиз черным мелом, но такой уродливый, что искусствоведы сделали предположение о принадлежности авторства наброска одному из учеников мастера. Портрет египетской царицы Микеланджело подарил Томмазо деи Кавальери. Возможно, Томмазо пытался нарисовать одну из античных статуй, но работа не увенчалась успехом, тогда Микеланджело перевернул лист и превратил убожество в шедевр.

Венера и Амур

Картон «Венера и Амур» («Venere e Amore»), созданный в 1534 г., был использован живописцем Якопо Карруччи (Jacopo Carucci) для создания картины «Венера и Купидон» («Venus and Cupid»). Картина маслом на деревянной панели размером 1 м 28 см на 1 м 97 см находится в Галерее Уфицци во Флоренции. Оригинал работы Микеланджело до наших дней не сохранился.

Пьета

Рисунок «Пьета» («Pietà per Vittoria Colonna») написан в 1546 г. для подруги Микеланджело – поэтессы Витториии Колонны (Vittoria Colonna). Целомудренная женщина не только посвятила свое творчество Богу и церкви, но и заставила художника глубже проникнуться духом религии. Именно ей мастер посвятил серию религиозных рисунков, среди которых была и «Пьета».

Микеланджело неоднократно задавался вопросом: не соперничает ли он с самим Богом, пытаясь достичь совершенства в искусстве. Работа хранится в Музее Изабе́ллы Стю́арт Га́рднер (Isabella Stewart Gardner Museum) в Бостоне (Boston).

Богоявление

Эскиз «Богоявление» («Epifania») – грандиозная работа художника, законченная в 1553 г. Она выполнена на 26 бумажных листах высотой 2 м 32 см 7 мм после долгих раздумий (на бумаге заметны множественные следы изменений наброска). В центре композиции изображена Дева Мария, которая левой рукой отстраняет от себя святого Иосифа. В ногах у Богоматери младенец Иисус, перед Иосифом – младенец Святой Иоанн. По правую руку Марии находится не опознанная искусствоведами фигура мужчины. Работа выставлена в Британском музее (British Museum) в Лондоне (London).

Скульптуры

Сегодня известно 57 работ, принадлежащих Микеланджело, около 10 скульптур оказались утеряны. Мастер не подписывал свое творчество и служители культуры продолжают «находить» все новые работы скульптора.

Бахус

Скульптура пьяного бога вина из мрамора «Бахус» («Bacco») высотой 2 м 3 см изображена в 1497 г. с бокалом вина в руке и с виноградными гроздьями, символизирующими волосы на голове. Его сопровождает козлоногий сатир. Заказчиком одного из первых шедевров Микеланджело был кардинал Рафаэ́ль делла Ро́вере (Raffaele della Rovere), который впоследствии отказался забрать работу. В 1572 г. статую купило семейство Медичи (Medici). Сегодня она выставлена в итальянском музее «Барджелло» («Bargello») во Флоренции.

Римская Пьета

Заказ на роспись потолка площадью около 600 кв. м. «Сикстинской капеллы» («Sacellum Sixtinum»), Апостолького дворца папа Юлий II (Iulius PP. II) отдал мастеру после их примирения. До этого Микеланджело жил во Флоренции, он был зол на папу, отказавшегося оплачивать строительство собственной гробницы.

Ранее талантливый скульптор никогда не занимался фресками, но заказ монаршей особы выполнил в кратчайшие сроки, расписав потолок тремя сотнями фигур и девятью сценами из Библии.

Сотворение Адама

«Сотворение Адама» («La creazione di Adamo») является самой известной и красивой фреской капеллы, закончена в 1511 г. Одна из центральных композиций полна символики и скрытого смысла. Бог-отец, окруженный ангелами, изображен летящим в бесконечности. Он протягивает руку навстречу вытянутой руке Адама, вдыхая душу в идеальное человеческое тело.

Страшный суд

Фреска «Страшный суд» («Giudizio universale») – представляет собой самую большую фреску эпохи Микеланджело. Над изображением размером 13 м 70 см на 12 м мастер трудится 6 лет, закончив ее в 1541 г. В центре изображена фигура Христа с поднятой вверх правой рукой. Он уже не посланец мира, а грозный судья. Рядом с Иисусом расположились апостолы: святой Петр, святой Лаврентий, святой Варфоломей, святой Себастьян и другие.

Умершие с ужасом взирают на судью, ожидая приговора. Спасенные Христом воскресают, а грешников уносит сам дьявол.

«Всемирный потоп» («The Universal Flood») – первая фреска, нанесенная Микеланджело на потолок капеллы в 1512 г. Эту работу скульптору помогали выполнять мастера из Флоренции, но вскоре их работа перестала удовлетворять маэстро и он отказался от сторонней помощи. На изображении представлены человеческие страхи в последний момент жизни. Водой уже затоплено все, кроме нескольких высоких холмов, на которых люди в отчаянии стараются избежать смерти.

«Ливийская сивилла» («Libyan sibyl») – одна из 5-ти, изображенных Микеланджело на потолке капеллы. Грациозная женщина с фолиантом представлена вполоборота. По предположению искусствоведов, образ сивиллы художник срисовывал с позирующего юноши. По преданию, она была темнокожей африканкой среднего роста. Маэстро решил изобразить прорицательницу с белой кожей и светлыми волосами.

Отделение Света от тьмы

Фреска «Отделение света от тьмы» («The Separation of Light From Dark») как и другие фрески в капелле, наполнена буйством красок и эмоций. Высший разум, полный любви ко всему сущему, обладает такой неимоверной силой, что Хаос не в силах помешать ему отделить свет от темноты. Придание Всевышнему человеческого облика говорит о том, что каждый человек в силах создать внутри себя маленькую вселенную, разграничив добро и зло, свет и тьму, знания и невежество.

Собор Святого Петра

В начале XVI века Микеланджело как архитектор участвовал в создании плана Базилики Святого Петра вместе с архитектором Донато Браманте (Donato Bramante). Но последний невзлюбил Буонарроти и постоянно строил козни против соперника.

Спустя сорок лет строительство полностью перешло в руки Микеланджело, который вернулся к плану Браманте, отвергнув план Джулиано Сангалло (Giuliano da Sangallo). В старый план маэстро внес больше монументальности, когда отказался от сложного разделения пространства. Также он нарастил подкупольные пилоны и упростил форму полукуполов. Благодаря нововведениям здание приобрело цельность, как будто оно было вырезано из одного куска материи.

  • Советуем почитать про

Капелла Паолина

К росписи «Капеллы Паолина» («Cappella Paolina») в Апостольском дворце Микеланджело смог приступить только в 1542 г. в возрасте 67 лет. Долгая работа над фресками Сикстинской капеллы сильно подорвала его здоровье, вдыхаемые пары краски и штукатурки привели к общей слабости и болезням сердца. Краска испортила зрение, мастер почти не ел, не спал и неделями не снимал сапоги. В итоге, дважды Буонарроти прекращал работы и возвращался к ним вновь, создав две изумительные фрески.

«Обращение Апостола Павла» («Conversione di Saulo») – первая фреска Микеланджело в «Капелле Паолина» размером 6 м 25 см на 6 м 62 см, закончена в 1545 г. Апостол Павел считался покровителем папы римского Павла III (Paulus PP III). Автор изобразил момент из Библии, в котором описывается как к непримиримому гонителю христиан – Савлу явился сам Господь, обратив грешника в проповедника.

Распятие Святого Петра

Фреска «Распятие Святого Петра» («Crocifissione di San Pietro») размером 6 м 25 см на 6 м 62 см закончена Микеланджело в 1550 г. и стала финишной картиной художника. Святой Петр оказался приговорен к смерти императором Нероном (Nero), но приговоренный пожелал быть распятым вверх ногами, так как не считал себя достойным принять смерть как Христос.

Многие художники, изображая эту сцену, сталкивались с непониманием. Микеланджело решил проблему, представив сцену распятия до воздвижения креста.

Архитектура

Вторую половину жизни Микеланджело все чаще стал обращаться к архитектуре. Маэстро при строительстве архитектурных памятников успешно рушил старые каноны, вложив в работу весь накопленный годами багаж знаний и умений.

В «Базилике Святого Лаврентия» («Basilica di San Lorenzo») Микеланджело работал не только над надгробиями Медичи. Церковь, построенную в 393 г. при реконструкции в XV веке дополнили Старой Сакристией по проекту (Filippo Brunelleschi).

Позднее Микеланджело стал автором проекта Новой Сакристии, пристроенной с другой стороны церкви. В 1524 г. по заказу Климента VII (Clemens PP. VII) архитектор спроектировал и построил здание библиотеки Лауренциана (Biblioteca Medicea Laurenziana) с южной стороны церкви. Сложная лестница, полы и потолки, окна и скамьи – каждая мелочь была тщательно продумана автором.

«Порта Пиа» («Porta Pia») – ворота на северо-востоке (Mura aureliane) в Риме на античной Номентанской дороге (Via Nomentana). Микеланджело сделал три проекта, из которых заказчик папа Пий IV (Pius PP. IV) одобрил наименее затратный вариант, где фасад напоминал занавес театра.

Автор не дожил до окончания строительства ворот. После того как в 1851 г. ворота частично были разрушены молнией, папа Пий IX (Pius PP. IX) приказал их реконструировать, изменив первоначальный внешний облик строения.


Титулярная базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири (Basilica di Santa Maria degli Angeli e dei Martiri) расположена на римской (Piazza della Repubblica) и возведена в честь Богоматери, святых великомучеников и божьих ангелов. Папа Пий IV поручил разработку плана строительства Микеланджело в 1561 г. Автор проекта не дожил до завершения работ, которое пришлось на 1566 г.

Стихи

Последние три десятилетия жизни Микеланджело занимался не только зодчеством, он писал много мадригал и сонет, которые не были опубликованы при жизни автора. В поэзии он воспевал любовь, прославлял гармонию и описывал трагедию одиночества. Впервые стихи Буонарроти были опубликованы в 1623 г. Всего сохранилось около трех сотен его стихов, чуть менее 1500 писем из личной переписки и около трех сотен страниц личных записей.

  1. Талант Микеланджело проявлялся в том, что он видел свои работы еще до их создания. Мастер лично выбирал куски мрамора для будущих скульптур и сам занимался их транспортировкой до мастерской. Он всегда хранил и берег необработанные глыбы как уже готовые шедевры.
  2. Будущий «Давид», представший перед Микеланджело огромным куском мрамора, оказался той скульптурой, от которой отказались уже два предыдущих мастера. В течение 3-х лет маэстро работал над шедевром, представив в 1504 г. обнаженного «Давида» публике.
  3. В 17-летнем возрасте Микеланджело поссорился с 20-летним Пьетро Торриджано (PietroTorrigiano), тоже художником, который в драке сумел сломать нос своему сопернику. С тех пор на всех изображениях скульптора он представлен с изуродованным лицом.
  4. «Пьета» в базилике Святого Петра так сильно впечатляет зрителей, что на нее неоднократно покушались личности с нестабильной психикой. В 1972 г. австралийский геолог Ласло Тот (Laszlo Toth) совершил акт вандализма, нанеся скульптуре 15 ударов молотком. После этого «Пьету» поместили за стекло.
  5. Любимая скульптурная композиция автора Пьета «Оплакивание Христа» оказалась единственной подписанной работой. Когда шедевр представили в базилике Святого Петра, люди начали высказывать предположения, что его создателем является Кристофоро Солари (Cristoforo Solari). Тогда Микеланджело, пробравшись ночью в собор, выбил на складках одежды Богоматери «Микеланджело Буонаротти флорентинец изваял», но впоследствии он жалел о проявленной гордости, больше никогда не подписывая свои произведения.
  6. Во время работы над «Страшным судом» мастер случайно упал с высоких лесов, сильно повредив ногу. Он увидел в этом плохое знамение и не захотел больше работать. Художник заперся в комнате, никого туда не пуская и решив умереть. Но знаменитый доктор и друг Микеланджело – Баччо Ронтини (Baccio Rontini) пожелал вылечить своенравного упрямца, а поскольку двери перед ним не открылись, с большим трудом пробрался в дом через погреб. Врач заставил Буонарроти принять лекарства и помог ему выздороветь.
  7. Сила искусства мастера с течением времени только набирает силу. За последние 4 года больше сотни человек обратились за медицинской помощью после посещения залов с выставленными работами Микеланджело. Особенно впечатляет зрителей статуя обнаженного «Давида», перед которой неоднократно люди теряли сознание. Они жаловались на потерю ориентации, головокружение, апатию и тошноту. Медики госпиталя «Санта-Мария-Нуова» («Santa Maria Nuova») называют подобное эмоциональное состояние «синдром Давида».

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Микеланджело Буонарроти – признанный гений эпохи Возрождения, который принес неоценимый вклад в сокровищницу мировой культуры.

6 марта 1475 года в семье Буонарроти Симони родился второй ребенок, которого назвали Микеланджело. Отец мальчика был мэром итальянского городка Карпезе и являлся отпрыском благородного рода. Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно. Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. Через месяц после рождения сына срок службы Лодовико ди Лионардо на посту мэра подошел к концу. И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции.

Франческа, мама малыша, постоянно болела, а будучи беременной, упала с лошади, поэтому не смогла самостоятельно выкармливать младенца. Из-за этого крошечного Мике поручили кормилице, и первые годы его жизни прошли в семье каменотеса. Малыш с раннего детства играл с камушками и долотом, пристрастившись к окультуриванию глыб. Когда мальчик подрос, то частенько говорил, что своим талантом обязан молоку приемной матери.


Родная мама мальчика умерла, когда Мике исполнилось 6 лет. Это так сильно повлияло на психику ребенка, что он становится замкнутым, раздражительным и нелюдимым. Отец, беспокоясь за душевное состояние сына, отдает его в школу «Francesco Galeota». Рвения к грамматике ученик не проявляет, зато заводит друзей, которые прививают ему любовь к живописи.

В 13-летнем возрасте Микеланджело объявил отцу, что продолжать семейное финансовое дело не намерен, а будет обучаться художественному мастерству. Таким образом, в 1488 году подросток становится учеником братьев Гирландайо, которые приобщают его к искусству создания фресок и прививают азы живописи.


Рельефная скульптура Микеланджело "Мадонна у лестницы"

В мастерской Ghirlandaio провел год, после чего отправился изучать скульптуры в садах Медичи, где талантом юноши заинтересовался правитель Италии Лоренцо Великолепный. Теперь биография Микеланджело пополнилась знакомством с молодыми Медичи, которые потом стали римскими папами. Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов. В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом . Изучая скелеты и мышцы мертвых тел, Микеланджело досконально познакомился со строением человеческого тела, но подорвал собственное здоровье.


Рельефная скульптура Микеланджело "Битва кентавров"

В 16 лет юноша создает две первые рельефные скульптуры - "Мадонну у лестницы" и "Битву Кентавров". Эти первые барельефы, вышедшие из-под его рук, доказывают, что юный мастер наделен необычайным даром, и его ожидает блестящее будущее.

Творчество

После смерти Лоренцо Медичи на престол взошел его сын Пьеро, который политической недальновидностью разрушил республиканский строй Флоренции. В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. В стране вспыхивает революция. Флоренция, раздираемая междоусобными фракционными войнами, не выдерживает военного натиска и сдается. Политическая и внутренняя обстановка в Италии накаляется до предела, что отнюдь не способствует творчеству Микеланджело. Мужчина отправляется в Венецию и Рим, где продолжает обучение и изучает статуи и скульптуры древности.


В 1498 году скульптор создал статую «Вакх» и композицию «Пьета», которые приносят ему мировую известность. Скульптуру, где юная Мария держит на руках мертвого Иисуса, разместили в церкови Святого Питера. Через несколько дней Микеланджело услышал разговор одного из паломников, который заявлял, что композиция «Пьета» создана Christoforo Solari. Этой же ночью юный мастер, охваченный гневом, пробрался в церковь и высек надпись на нагрудной ленте Марии. Гравировка гласила: «MICHEL ANGELUS BONAROTUS FLORENT FACIBAT – это сделал Микеланджело Буонароти, Флоренция».

Чуть позже он раскаялся в своем приступе гордыни и решил больше не подписывать свои работы.


В 26 лет Мике взялся за невероятно трудную работу – высечение статуи из 5-метровой глыбы испорченного мрамора. Один из его современников, не создав ничего интересного, просто бросил камень. Больше никто из мастеров не был готов облагородить искалеченный мрамор. Только Микеланджело не побоялся трудностей и спустя три года явил миру величественную статую Давида. Этот шедевр обладает невероятной гармонией форм, наполнен энергией и внутренней силой. Скульптор сумел вдохнуть жизнь в холодный кусок мрамора.


Когда мастер закончил работу над скульптурой, была создана комиссия, которая определила место размещения шедевра. Здесь состоялась первая встреча Микеланджело с . Эту встречу нельзя было назвать дружественной, ведь 50-летний Леонардо сильно проигрывал молодому скульптору и даже возвел Микеланджело в ряды соперников. Увидев это, молодой Пьеро Содерини устраивает соревнование между художниками, поручив им роспись стен Большого Совета в палаццо Веккьо.


Да Винчи начал работу над фреской по сюжету «Битва при Ангиари», а Микеланджело взял за основу «Битву при Кашине». Когда 2 наброска выставили на всеобщее обозрение, то никто из критиков не смог отдать предпочтение ни одному из них. Оба картона оказались изготовлены так умело, что чаша справедливости уравняла талант мастеров кисти и красок.


Так как Микеланджело слыл еще и гениальным художником, его попросили расписать потолок одной из римских церквей в Ватикане. За эту работу живописец принимался дважды. С 1508 по 1512 года разрисовал потолок церкви, площадь которого составляла 600 кв. метров, сюжетами из Ветхого Завета от момента Сотворения мира до Потопа. Ярчайшим образом здесь выступает первый человек – Адам. Изначально Мике планировал нарисовать только 12 Апостолов, но проект настолько сильно вдохновил мастера, что он посвятил ему 4 года жизни.

Сперва художник расписывал потолок вместе с Франсеско Гранакси, Джулиано Бугардини и сотней чернорабочих, но потом в припадке гнева уволил подручных. Моменты создания шедевра он скрывал даже от папы римского, который неоднократно порывался посмотреть на роспись. В конце 1511 Микеланджело настолько измучили просьбы жаждущих увидеть творение, что приоткрыл завесу тайны. Увиденное потрясло воображение многих людей. Даже , находясь под впечатлением от этой росписи, частично изменил собственный стиль письма.


Фреска "Адам" Микеланджело в Сикстинской капелле

Работа в Сикстинской капелле настолько утомила великого скульптора, что он пишет в своем дневнике следующее:

«После четырех замученных лет, сделав более чем 400 фигур в натуральную величину, я чувствовал себя настолько старым и уставшим. Мне было только 37, а все друзья уже не узнавали старика, которым я стал».

Также он пишет, что от напряженной работы его глаза почти перестали видеть, а жизнь стала мрачной и серой.

В 1535 году Микеланджело вновь берется за роспись стен в Сикстинской капелле. На этот раз он создает фреску «Страшный Суд», которая вызвала бурю негодования среди прихожан. В центре композиции изображен Иисус Христос, окруженный обнаженными людьми. Эти человеческие фигуры символизируют грешников и праведников. Души правоверных поднимаются в небеса к ангелам, а души грешников собирает на своей ладье Харон и гонит их в Ад.


Фреска "Страшный суд" Микеланджело в Сикстинской капелле

Протест верующих вызвала не сама картина, а именно обнаженные тела, которые не должны находиться в святом месте. Неоднократно звучали призывы к уничтожению крупнейшей фрески итальянского Возрождения. Во время работы над картиной художник упал с лесов, сильно повредив ногу. Эмоциональный мужчина увидел в этом божественный знак и решил отказаться от работы. Переубедить его смог только лучший друг, а по совместительству доктор, который помог больному исцелиться.

Личная жизнь

Вокруг личной жизни знаменитого скульптора всегда ходило множество слухов. Ему предписывают различные близкие отношения со своими натурщиками. В поддержку версии о гомосексуализме Микеланджело говорит и тот факт, что он никогда не был женат. Сам он объяснял это следующим образом:

«Искусство - ревниво и требует всего человека. Я имею супругу, которой весь принадлежу, а мои дети - это мои произведения».

Точное подтверждение у историков находят его романтические отношения с маркизой Витторией Колонна. Эта женщина, отличавшаяся незаурядным умом, заслужила любовь и глубокую привязанность Микеланджело. Более того, маркиза Пескара считается единственной женщиной, чье имя связано с великим художником.


Известно, что познакомились они в 1536 году, когда маркиза прибыла в Рим. Через несколько лет женщина была вынуждена покинуть город и отправиться в Витербо. Причиной послужило восстание ее брата против Павла III. С этого момента начинается переписка Микеланджело и Виттории, которая стала настоящим памятником исторической эпохи. Считается, что отношения Микеланджело и Виттории носили лишь характер платонической любви. Оставаясь преданной погибшему в бою мужу, маркиза испытывала к художнику лишь дружеские чувства.

Смерть

Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. За несколько дней до смерти художник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. Затем он направился в крохотную церковь Санта-Мария дель Анджели, где хотел довести до совершенства скульптуру Мадонны. Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога. И сам он не достоин встречи с Раем, так как не оставил после себя потомков, за исключением бездушных каменных изваяний. Мике хотел в последние свои дни вдохнуть жизнь в статую Мадонны, чтобы таким образом завершить земные дела.


Но в церкви от перенапряжения он потерял сознание, а очнулся к утру следующего дня. Добравшись до дома, мужчина падает в кровать, диктует завещание и испускает дух.

Великий итальянский скульптор и живописец оставил после себя множество работ, которые до сих пор восхищают умы человечества. Даже на пороге жизни и смерти мастер не выпустил из рук инструментов, стремясь оставить потомкам только лучшее. Но присутствуют в биографии итальянца моменты, которые известны не многим.

  • Микеланджело изучал трупы. Скульптор стремился к воссозданию человеческого теле в мраморе, соблюдая мельчайшие подробности. А для этого ему необходимо было хорошо знать анатомию, поэтому мастер провел десятки ночей в монастырском морге.
  • Художник не любил живопись. Удивительно, но Буонарроти считал создание пейзажей и натюрмортов пустой тратой времени и называл эти картины «пустыми картинками для дам».
  • Учитель сломал нос Микеланджело. Это стало известно из дневников Джорджо Вазари, детально описавший ситуацию, где учитель из зависти побил ученика, сломав ему нос.
  • Тяжелая болезнь скульптора. Известно, что последние 15 лет жизни Мике страдал от сильных суставных болей. В то время многие краски были ядовитыми, а мастер вынужден постоянно дышать испарениями.
  • Хороший поэт. Талантливый человек талантлив во многом. Эти слова можно смело отнести к великому итальянцу. В его портфолио находятся сотни сонетов, не опубликованных при жизни.

Творчество знаменитого итальянца принесло ему славу и богатство еще при жизни. И он смог в полной мере вкусить почитание поклонников и насладиться популярностью, что было недоступно многим его коллегам.