Береги честь смолоду а платье снову. "Береги платье снову, а здоровье смолоду." в книгах

), Звенигородский чудотворец, преподобный

Долгое время считалось, что святые мощи преподобного, которые в 1920-е годы были экспонатом выставки по охране здоровья при Наркомате здравоохранения, затем были переданы на Лубянку и пропали в её подвалах. Лишь в 1980-е стало известно, что, по милости Божией, честная глава преподобного Саввы более 50 лет тайно хранилась в одной православной семье. Супруги Михаил Михайлович и Софья Дмитриевна Успенские с большим риском для себя сберегли святыню. В 1920-е годы Михаил Михайлович, тогда сотрудник Государственного исторического музея и член Комиссии по охране памятников архитектуры Московской области, был вызван на Лубянку. Сотрудник ЧК, вызвавший его, показал ему серебряное блюдо, накрытое материей, и сказал: «Возьмите это блюдо и передайте в музей, а то, что на блюде - останки Саввы Сторожевского, - поместите, куда сочтёте нужным». Вначале Михаил Михайлович хранил мощи на даче в Звенигороде. Затем решил спрятать святыню в более безопасное место: сложил мощи в чистый мешочек, положил в специально изготовленный сосуд с плотной крышкой и зарыл в землю в саду. Вскоре на даче произошёл пожар, дом выгорел дотла, но святые мощи не пострадали. После этого события он перевёз мощи преподобного в свою московскую квартиру. За три года до смерти М. М. Успенский, беспокоясь о святыне, через протоиерея Владимира Ганина, настоятеля Успенской церкви с. Жилино Люберецкого района Московской области, обратился к о. Евлогию (Смирнову) (тогда - эконому Троице-Сергиевой лавры) с вопросом, как ему поступить с мощами? О. Евлогий посоветовал передать их в Лавру. Позже, когда о. Евлогий уже был наместником Свято-Данилова монастыря, он позвонил Успенским и спросил о судьбе мощей преподобного Саввы. Михаил Михайлович к тому времени скончался, а его родственники сообщили, что они передали мощи священнику, который напутствовал М. М. Успенского перед смертью. «Пожалуйста, возьмите их, как и обещал Вам наш отец», - добавили они.

25 марта года святыня была передана в Московский Данилов монастырь , где почивала в алтаре храма Семи Вселенских Соборов.

В году началась передача Саввино-Сторожевского монастыря Русской Православной Церкви. 23 августа года состоялось перенесение мощей преподобного в его обитель. По благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II день 23 августа стал праздником «Второго обретения и перенесения честных мощей преподобного Саввы Сторожевского».

Молитвы

Тропарь, глас 8

Пусты́ни яви́лся еси́ до́брое прозябе́ние, преподо́бне:/ от ю́ности бо изво́лил еси́ чи́стое житие́,/ духо́вному твоему́ учи́телю после́дуя,/ и того́ уче́нием ум к Небе́сным впери́в,/ и ста́ду твоему́ прему́др наста́вник показа́лся еси́;/ тем и Христо́с я́ко пресве́тла тя свети́льника чудесы́ обогати́./ Са́вво, о́тче наш, моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

16 декабря исполняется 610 лет со дня преставления преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского чудотворца (1407).

Преподобного Савву Господь наделил даром предвидения и исцеления

Отрок Савва возлюбил Христа с самых юных лет. Он пришел к Преподобному Сергию Радонежскому и принял от него пострижение. С особенной ревностию инок Савва боролся со страстями и упражнялся в добродетелях и по прошествии времени стяжал себе добрую славу и уважение среди братии и мирян.

За высокую духовную опытность его назначили духовником братии. Некоторое время он исполнял обязанности игумена в Успенском Дубенском Шавыкинском (ок. 1380–1392 гг.), Троице-Сергиевом (1392–1398 гг.), Богородице-Рождественском Звенигородском (1398–1407 гг.) монастырях.

Звенигородский князь Георгий (Юрий) Дмитриевич пришел к блаженному Савве с просьбой создать в его вотчине обитель. Так Савва поселился в пустынном месте на горе Сторожи близ Звенигорода. Он жил в совершенном безмолвии и молитвенном уединении, терпя холод и зной. Однако молва о его святой жизни распространялась, и к святому стали приходить отовсюду иноки и миряне с просьбами о духовном наставничестве. Преподобный принимал всех с любовью: сам черпал в реке воду, носил ее на своих плечах на высокую гору и исполнял другие необходимые работы. Этим он хотел приучить братию к труду, чтобы они не губили своих дней в праздности, которую считал матерью всех пороков.

Закончилась уединенная жизнь Саввы. Высокое место на Стороже становилось намоленным, и вскоре Савва воздвиг здесь храм в честь честного и славного Рождества Пречистой Богоматери и устроил Богородице-Рождественскую обитель, впоследствии получившую название Саввино-Сторожевской.

Жизнь преподобного сияла добродетелями, и еще при жизни Господь наделил его даром предвидения. Например, в 1399 г. князь Георгий Дмитриевич перед войной с болгарами пришел к Савве за благословением. Святой старец, помолившись о нем и благословив его крестом, пророчески изрек: «Иди, благоверный князь, и Господь да будет с тобою, помогая тебе! Врагов своих одолеешь и благодатию Христовою здрав возвратишися в свое отечество». Три месяца вел князь сражения и во всех одержал победу. По возвращении он поспешил в обитель преподобного Саввы и принес благодарение Богу, Который даровал ему победу по молитвам святого старца.

В преклонные годы святой старец впал в болезнь. Созвав братьев, он наставлял их, убеждая хранить телесную чистоту и непрестанно пребывать в посте и молитвах. Затем поставил игуменом одного из своих учеников и заповедал братии пребывать у игумена в повиновении. В добром исповедании святой Савва преставился ко Господу 3/16 декабря 1407 г.

На его погребение собралось невидимо людей. Ко гробу вели и несли недужных и больных с надеждой на исцеление. Святого угодника с честью похоронили в созданной им церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Празднование святому преподобному Савве Сторожевскому было установлено в 1547 г. на Первом Макариевском соборе и совершается 3/16 декабря. Тогда же были написаны Житие и служба святому.

Заступничеством преподобного Саввы исцеляются люди и выправляется история

В середине XV века преподобный Савва явился во сне игумену Саввинского монастыря Дионисию и повелел написать на иконе свой лик. Дионисий сам был живописец и,
написав образ Саввы, вероятно, поставил его в церкви. С тех пор от гроба святого начали истекать многие исцеления, и православные люди стали особенно чтить память святого Саввы и призывать его в молитвах, как сильного предстателя и ходатая у Престола Божия. Многие благотворные явления убедили церковное священноначалие в том, что игумен Савва – «божественнаго света светило незаходимое, чудес лучами всех просвещающее», и уже в начале XVI века при гробе его служили уже молебны. Умножалось количество исцелений у гроба преподобного, и в обители стали вести запись происходивших чудес. По русским городам и селам распространялся слух о чудотворениях преподобного. Впрочем, они касались не только исправления недугов.

…Зимой 1651 г. государь Алексей Михайлович в одно из своих посещений монастыря пошел на охоту в окрестные леса. В момент, когда свита оказалась далеко, из лесной чащи внезапно выбежал медведь и бросился на него. Царь понял, что пришла верная смерть, и взмолился. Вдруг около него явился старец, и зверь, увидев его, отбежал от царя. Старец сказал, что его зовут Саввою и что он инок Сторожевской обители. Когда к царю вернулась свита, старец пошел к монастырю.

Когда же и Алексий Михайлович вернулся в обитель, оказалось, что в ней нет ни одного монаха с именем Савва. Тогда царь, взглянув на образ преподобного, уразумел, что это был он сам. Царь велел отслужить молебен и освидетельствовать гроб для приготовления святых мощей преподобного Саввы к торжественному открытию.

19 января / 1 февраля 1652 г., после 245-летнего пребывания под спудом, честные мощи преподобного Саввы были торжественно извлечены из земли Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Иосифом и положены в дубовую раку на солее у южных алтарных дверей Рождественского собора. При этом событии присутствовали вся царская семья и большая свита. В 1680 г. царь Федор Алексеевич исполняет предсмертную волю отца и сопровождает в монастырь изготовленную по заказу царя Алексея Михайловича мастерами Оружейной палаты новую серебряную раку для мощей преподобного Саввы.

…Когда Наполеон овладел Москвою, его пасынок принц Евгений Богарне, вице-король Италийский с 20-тысячным отрядом подошел из Москвы к Звенигороду. Он занял комнаты в Сторожевской обители, а его солдаты рассеялись по монастырю и начали грабить. Однажды принц Евгений уснул, и вот, наяву или во сне – он сам не знал того – видит, что в комнату входит благообразный старец в черной длинной иноческой одежде и подходит к нему так близко, что при лунном свете видны были черты его лица и грозный взгляд. Он сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь, особенно уносить что-либо из церкви; если ты исполнишь мою просьбу, то Бог помилует тебя и ты возвратишься в свое отечество целым и невредимым». Устрашенный видением, принц отдал утром приказ, чтобы отряд его возвратился в Москву, а сам вошел в соборную церковь и при гробе преподобного Саввы увидел образ того старца. Принц поклонился мощам преподобного, после чего запер соборный храм, запечатал его своею печатью и приставил к дверям храма стражу из 30 человек. В отличие от многих военачальников Наполеона принц Евгений остался цел и нигде в сражениях после того не был даже ранен.

Весной 1995 г. в Звенигородский музей приехала монахиня одного из православных французских монастырей матушка Елисавета – представительница рода Богарне и дополнила эту историю. Согласно семейному преданию, преподобный Савва также сказал принцу Евгению: «Твои потомки вернутся в Россию».

В 1839 г. в Россию на праздник, посвященный годовщине Бородинской битвы, приехал сын Евгения Богарне Максимилиан, герцог Лейхтенбергский. Вместе с императорской семьей он посетил Сторожевскую обитель и поклонился мощам преподобного Саввы, как и обещал своему умирающему отцу. В том же году он сделал предложение великой княжне Марии Николаевне и, получив согласие государя Николая I, принял православие. После свадьбы молодожены поселились в Санкт-Петербурге. Лишь летом 1917 г. семья герцогов уехала во Францию.

В 1919 г. Саввино-Сторожевская обитель была закрыта до 1995 г., мощи преподобного вскрыли и вывезли, но не уничтожили, а передали в Свято-Данилов монастырь. 23 августа 1998 г., во время празднования 600-летия Саввино-Сторожевского монастыря, мощи были торжественно перенесены в родную обитель. Мощи и доныне источают многие и разные исцеления людям, с верою к ним притекающим.

Одним из самых почитаемых русских монахов был преподобный Савва Сторожевский, деяния которого по утверждению веры в душах монахов и мирян способствовали причислению его к лику святых. Он был одним из первых и любимых учеников преподобного Сергия Радонежского.

Житие Саввы Сторожевского, написанное Маркеллом Хутынским в XVI веке долгое время являлось настольной книгой не только для тех, кто желал принять монашеский постриг, но и для всех богобоязненных и добропорядочных жителей Киевской Руси.

Сохранившиеся до нашего времени источники, среди которых не последнее место занимают жития других монахов и святых людей не дают точного представления о месте и дате рождения Саввы.

Достоверно известно лишь, что преподобный Савва Сторожевский был одним из ближайших учеников Сергия Радонежского . Жил звенигородский Савва Сторожевский в конце XIV начале XV века и был, скорее всего, потомком одного из богатых боярских родов, проживающих в Смоленских землях. Обычай отдавать в монахи одного из своих сыновей в те времена был очень распространен.

Будучи иноком в Троице-Сергиевской Лавре, Савва стал свидетелем многих чудес, сотворенных по молитве его великим учителем Сергием Радонежским. Одним из них были напутственные слова войску Дмитрия Донского, идущему на битву с врагами русских земель. По возвращению из похода с победой, князь не забыл поблагодарить святого старца, выделив ему земли близ реки Дубенки для обустройства монастыря и скита, куда могли бы приходить жаждущие уединенной жизни монахи.

На подаренной земле Сергий Радонежский основал церковь Успения Пресвятой Богородицы, призвав туда множество монахов, воздвигнувших в пустынных местах прекрасный монастырь. Но дела мирские и Божеские требовали от Радонежского больших забот, потому старец выбрал самого умного, трудолюбивого и отрешенного от мирской жизни ученика, коим оказался Савва Сторожевский, и поручил ему блюсти монашеские заветы и направлять паству, ему вверенную так, будто это делает сам Сергий.

Савва был уважаемым и кротким монахом, все свои дни проводящим в молитвах перед образом Святой Богородицы. Монашествующая братия безмерно обрадовалась назначению такого настоятеля. И впоследствии, после преставления Сергия Радонежского, предложили Савве возглавить Троице-Сергиеву Лавру.

Это предложение это было принято Саввой с большой благодарностью, но с условием, что назначение его будет временным и закончится как только старец Никон, которому по праву наследования принадлежала должность настоятеля, вернется из безмолвного скитания по пустошам. Произошло это событие примерно между 1392 и 1393 годами (в летописных источниках указанными, как вероятное время кончины Сергия Радонежского).

В должности настоятеля Савва Сторожевский пребывал на протяжении шести лет, после чего решил оставить мир и удалиться в уединенные скиты, передав полномочия вернувшемуся из странствий Никону. За время нахождения на посту настоятеля Савва Сторожевский прославился благочинным нравом и снискал любовь не только простых мирян, приходящих искать благословения от рук святого старца, но и уважения со стороны сильных мира сего.

После смерти Сергия Радонежского Савва взял на себя опеку над всеми духовными сыновьями и дочерьми последнего, и на протяжении многих лет выступал в роли наставника вдовы Дмитрия Донского – Евдокии и его третьего сына Юрия.

Дружба с Юрием Донским

Юрий Дмитриевич Донской познакомился с Саввой еще при жизни своего великого родителя, глубоко чтившего насельников святой обители. После смерти Дмитрия Донского между его старшим сыном Василием и младшим сыном Юрием начался разлад, братья никак не могли поделить принадлежавшие им земли, никого не обидев.

Юрий был наиболее умным и способным из всех сыновей Дмитрия Донского, потому именно в нем жители Владимирских, Звенигородских и Галичских земель видели спасителя Руси. Этой же позиции, по всей видимости, придерживался и Савва, благословив Юрия Дмитриевича в 1395 году на поход в Волжскую Булгарию, завершившийся не только победой русского войска, но и предотвращением угрозы русским землям со стороны надвигающихся полчищ Тамерлана.

После того, как предсказание старца Саввы, данное им накануне похода сбылось, князь Юрий еще больше преисполнился к нему уважением и любовью и потому не пожелал отпускать от себя надолго, выделив земли вблизи Звенигорода для постройки , где Савва мог бы стать настоятелем. Видя в строительстве еще одной Божьей обители благое дело, Савва Сторожевский согласился покинуть Троицкую Лавру и основать монастырь на горе Стороже.

Строительство Звенигородского монастыря

Постройка монастыря была начата в 1396 году и завершилась ближе к 1405. На территории нового монастыря было воздвигнуто сразу несколько церквей, роспись которых была поручена тогда еще никому не известному Андрею Рублеву. С благословления самого Саввы Сторожевского Рублев написал «Спас Звенигородский», а также стал автором Звенигородского чина.

Влияние Саввы на молодого художника было столь велико и благотворно, что, по мнению, некоторых историков, именно Савва Строжевский стал тем, кто подвиг Рублева на написание его знаменитой «Троицы». Савва видел в молодом отроке немалый талант, потому незадолго до своей смерти препоручил его судьбу в руки своего духовного сына Юрия.

Благодаря усилиям Саввы Сторожевского, его неиссякаемой энергии и благочестию, Звенигородский монастырь превратился в своего рода Китиж-град, куда стремился попасть каждый православный христианин, на сердце которого лежал какой-нибудь грех, либо забота.

Савва Сторожевский принимал всех, кто приходил к нему со своими печалями, выслушивал и давал советы, поступая так, как это делал некогда великий его учитель Сергий Радонежский. Всю свою жизнь ни от кого не отворачивался монах, памятуя о том, что пути Господни неисповедимы, и не дано человеку судить о задумке Божией, а лишь направлять и смиренно молиться о судьбе грешников.

За свой долгий век старец благословил на святые брачные обеты немало пар, среди которых были также князь Юрий и его невеста Анастасия, прожившие счастливую и долгую жизнь. И это несмотря на то, что брак был исключительно политическим, поскольку позволял князю Юрию претендовать на большую часть русских земель. Вероятнее всего, что если бы задумка Юрия и в некоторой степени самого Саввы удалась, русские земли были бы объединены в одно государство намного раньше намеченного срока, но этого не произошло.

После смерти Саввы в декабре 1407 года, Звенигордский монастырь пришел в упадок, что было связанно с желанием потомков занявшего престол брата Юрия – Василия, стереть саму память о существовании преподобного, бывшего наставником ненавистного родственника.

Чудеса, связанные с образом Саввы Сторжевского

Житие Саввы Сторожевского, писанное Маркеллом Хутынским заканчивается историей о явлении святого Саввы игумену Звенигородского монастыря Дионисию, под впечатлением которого последний написал чудодейственный лик, славящийся своей способностью к исцелению страждущих.

Долгое время Савву Сторожевского почитали как местного святого, в 1547 году старец был канонизирован, а 1652 году произошло первое обретение мощей святого игумена в Звенигородском монастыре, совершенное по повелению Алексея Михайловича Романова, чтившего Савву как своего личного заступника, спасшего его от лап разъяренного медведя.

Другой удивительный случай помощи Саввы Сторожевского был зафиксирован в 1812 году. Преподобный явился одному из военачальников Наполеона – Эжену Богарне и попросил его не причинять бедствий жителям Звенигорода и монастырским стенам, предсказав, что выполнив эту просьбу, он останется цел и невредим в войне, ничего хорошего французам не сулящей. После того как предсказание Савы сбылось небольшой монастырь, им основанный, возвысился и стал также популярен, как и сама Троицкая Лавра.

Но на этом чудеса Саввы Сторожевского не закончились. На сегодняшний день мощи Саввы Сторожевского находятся в Звенигородском мужском монастыре, куда они были перенесены в 1998 году, после окончания периода коммунистического запрета на церковную и монашескую деятельность. Рака с чудотворными останками преподобного хранится справа от алтаря в .

А недалеко от обители, возле пещеры, где жил преподобный Савва расположен целебный источник. Многие годы люди передают друг другу весть о великих чудесах, которые открываются каждому чистому душой человеку, посетившему это место и окунувшегося в купель Саввы Сторожевского.

Даже не зная в чем помогает Савва Сторожевский, к нему обращаются люди со всех уголков России, рассказывают о возникших у них трудностях, и им становится легче. Преподобный Савва незримой рукой помогает и направляет заблудшие души также, как делал это при жизни. Звенигородский святой слышит любую праведную молитву и обязательно помогает.

Подробнее о Саввино-Сторожевском монастыре можно прочитать в этой .

Сочинения по литературе: Береги платье снову, а честь смолоду(1)

С детства нас учат добру и справедливости, учат отличать правду от лжи, добро от зла, бескорыстие от зависти, учат, как правильно поступать в жизни, защищать честь и достоинство, и первым долгом родителей во все времена было дать хорошее воспитание своим детям.

Семнадцатилетний Петр Гринев очень обрадовался, когда отец решил, что настало время идти на службу: «...Трудно описать мое восхищение. Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого». Когда матушка напомнила мужу «поклониться от меня князю Б.», чтобы он не оставил «Петрушу своими милостями», Андрей Петрович возмутился и решил, что вместо того, чтобы ехать на службу в Петербург «мотать да повесничать», «пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон». Отец Петра Гринева был прямым и честным человеком, с чувством собственного достоинства, и службу понимал как долг, а не как средство сделать карьеру. При прощании он сказал сыну: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь - смолоду».

По глупости и неопытности проиграв ротмистру Зурину сто рублей, Гринев посчитал этот долг долгом чести. Совесть Петра Гринева была неспокойна, раскаяние безмолвно, а честь сохранена.

В благодарность за оказанную помощь Гринев решает дать вожатому полтину на водку. Таким образом он хотел отблагодарить человека, выручившего его «если не из беды, то, по крайней мере, из очень неприятного положения». «Бродяга был чрезвычайно доволен... подарком» - хозяйским заячьим тулупом, пусть и немного маловатым.

Когда Гринев прибыл в Оренбург к генералу, в письме от батюшки были пожелания «держать в ежовых рукавицах» сына «и не давать ему воли», на что генерал ответил: «...ты будешь на службе настоящей, научишься дисциплине».

В Белогорской крепости Петруша знакомится с семейством Мироновых, и вскоре между дочерью капитана и Гриневым вспыхивают искренние чувства. Защищая доброе имя Маши от нападок Швабрина, Гринев кипел от негодования. В ответ на слова Швабрина: «...знаю по опыту ее нрав и обычай» Гринев обвинил (и совершенно справедливо) Швабрина во лжи, и они договорились о дуэли. Отговоры и «рассуждения благоразумного поручика» Ивана Игнатьича не подействовали на Гринева, тем более что Швабрин продолжал делать грубые намеки в адрес Маши. Первая попытка поквитаться оказалась неудачной, но желание наказать «дерзкого злоязычника» стало еще сильнее, вскоре представился и удобный случай. Только Савельич, который спешил на защиту своего воспитанника, помешал Гриневу нанести решающий удар Швабрину. После этой неудачной дуэли у Гринева с отцом вышла ссора. Отец очень сердился и собирался проучить сына, «как мальчишку», говоря, что «шпагу носить... которая пожалована на защиту отечества, а не для дуелей», он носить еще не достоин.

Это были только первые шаги Петра Гринева в постижении сложной науки защиты чести и достоинства. Полученные в детстве уроки помогли молодому человеку стать отважным, справедливым, великодушным, обязательным. Даже Пугачев оценил его честность, душевность, прямоту, и в этом проявилась незаурядность личности Пугачева, хотя, по убеждению Гринева, Пугачев - изверг, а его соратники - «шайка разбойников». Но истинные качества порядочного человека способен оценить каждый.

«Береги платье снову, а честь смолоду» - известная русская народная пословица. В повести А. С. Пушкина «Капитанская Дочка» она, как призма, через которую автор предлагает читателю рассматривать своих героев.

Подвергая действующих лиц повести многочисленным испытаниям, Пушкин мастерски показывает их истинную сущность. Действительно, полнее всего человек раскрывается в критической ситуации, выходя из нее либо победителем и героем, сумевшим остаться верным своим идеалам и взглядам, либо предателем и подлецом, заботящемся только о собственном «шкурном» интересе.

Представителями первых в «Капитанской дочке» являются Петр Гринев, Маша Миронова, ее добрые родители Иван Кузмич и Василиса Егоровна. Люди честные, мужественные и решительные, верные своему долгу, они предпочитают встречать опасность лицом к лицу и стоять до конца.

Так, Петр Гринев предстает перед нами как человек порядочный и справедливый, патриот своей родины, храбрый офицер и добрый товарищ. Самыми важными качествами в человеке он считает честь и умение держать данное слово. Своей открытостью, честностью и силой духа Гриневу удается покорить даже Пугачева - предводителя крестьянского восстания, который не только помиловал его от казни, но и помог освободить Марью Ивановну из швабринского плена.

О семье Мироновых нельзя отозваться иначе, кроме как с восхищением. Взвалив на свои уже немолодые плечи заботу о Бело-горской крепости и ее обитателях, комендант с женой понимают честь как беззаветную службу государыне-императрице Екатерине П. Их не смогли сломить ни угрозы, ни сила, они отказались присягнуть самозванцу Пугачеву и мужественно приняли мучительную смерть.

Достойной своих родителей оказалась Маша Миронова. С невиданной стойкостью перенесла она удары судьбы, не побоялась добраться до Петербурга, добиться встречи с государыней, и сумела доказать невиновность своего любимого.

Противоположностью им всем является Швабрин - человек эгоистичный, малодушный, лицемерный, трусливый и жалкий. Он способен на подлость и бесчестные поступки, однако в результате был призван к ответу и наказан за все прегрешения.

Я думаю, что на примере своих героев Пушкин показывает нам те жизненные ориентиры, к которым стоит стремиться, потоку что такие нравственные ценности, как честь и достоинство, верность долгу никогда не утратят своего значения.