Звучание музыки в окружающей среде

Можно задать вам вопрос? Скажите, какая мелодия звучит сейчас у вас в голове? Может быть, «Серенада» Шуберта или «Времена года» Вивальди? Хотя, скорее, наверное, незамысловатая песенка, которую крутили около ближайшего магазина?..

А вы всегда замечаете, что звучит вокруг? Большинство людей, живущих в городах, постоянный звуковой фон воспринимают как что-то совершенно естественное. Количество поглощаемой нами звуковой информации огромно, но что из этого мы воспринимаем, слышим, а что «пропускаем мимо ушей»?

Но вот парадокс: обращаем мы внимание на то, что звучит вокруг нас, или не обращаем, звуки воздействуют на нас - на наше настроение, наше состояние. Музыка может «вознести до небес», наполнить жизнью, а может довести до глубокой депрессии и даже до самоубийства. Об этом знали в давние времена, потом забыли, но во второй половине XX века о связи музыки и психики вспомнили вновь.

Музыка используется в психологии и медицине, например, для реабилитации или анестезии, существует «музыка для расслабления», «музыка для производства» и так далее. Одно время появились простые рецепты: Чайковский - от язвы, Бетховен - от гастрита… Но если даже одно и то же лекарство на разных людей действует по-разному, может ли такая неуловимая субстанция, как музыка, влиять на всех одинаково? А способны ли мы сами определить, что слушать, а что нет, или мы лишь пассивные потребители того, что модно в наше время?

«Уши - это ворота мира»

Наш слух - это наша связь с миром, которую мы всегда, даже неосознанно, стремимся восстановить. Способность слышать можно развивать, и дело не только в физическом слухе, но и в нашем внимании, а главное - в желании услышать что-то или кого-то.

К музыке тоже стоит отнестись внимательней. Как, с помощью чего она воздействует на нас? Ее основа, или средства выразительности, для любого времени и стиля одинакова:

1) ритм и темп;
2) мелодия и гармония;
3) форма;
4) динамика, или громкость звучания.

Ритм - основа всего

День - ночь, усилие - отдых, а прислушайтесь к биению собственного сердца… Природу не назовешь хаотичной, все подчинено порядку, основа которого - ритм, он задает движение, энергию жизни. Поставьте утром живую ритмичную музыку, например, Бранденбургские концерты Баха или любимый рок-н-ролл, и на работу вы соберетесь быстрее, чем обычно, а вот медленная музыка утром может сыграть с вами злую шутку. Вечером же отдохнуть поможет спокойная мелодия, например романтическое фортепиано или легкий джаз. Каждый, конечно, подберет музыку на свой вкус.

Ритм еще и мощное средство объединения, вспомним магию русского хоровода, где нет солистов, а ритм каждого вплетается в общий ритм. Быть может, это было отражением того, как жизнь каждого человека вплетается в единую жизнь природы. Сейчас мы реже задумываемся о законах природы (хотя их никто не отменял), но так здорово почувствовать себя «в едином ритме» с кем-то, мы стремимся к этому, не желая оставаться в одиночестве.

Правда, навязчивый жесткий ритм может стать опасным, и особенно опасным, если в ход идет бич нашего времени - излишняя громкость звука.

«Человечество глохнет!»

Как хочется иногда посидеть в тишине! Но нам, похоже, это не грозит: городской звуковой фон (шум автомобилей, строительных машин, бытовых приборов) таков, что слух быстро притупляется. Добавьте к этому развитие воспроизводящей техники («чем громче, тем лучше»), привычные наушники, и станет понятно, почему медики бьют тревогу: «Человечество глохнет!»

При громкости в 65 Дб мы начинаем реагировать на музыку независимо от наших этических и эстетических установок: любая будет вызывать сильное напряжение, усталость, раздражительность.

Сейчас принято массовые, особенно молодежные мероприятия сопровождать громкой музыкой с навязчивым ритмом. А что, здорово - это сплачивает, добавляет драйва! Но психологи предупреждают: это демобилизует мыслительную активность, разрушает способность человека к личностному общению, то есть мы не объединяемся, а привязываемся к ритму музыки, уже не обращая внимания на тех, кто рядом. Возникает знаменитый эффект толпы, вспышки агрессии здесь не удивительны, да и внушить толпе можно что угодно.

Знаете, как не поддаться эффекту толпы? Не попадать в нее! А уж если попали - стараться не потерять себя, оставаться человеком в любых обстоятельствах, выбор остается всегда.

Психологи говорят, что путь человека зависит от того, как он сумеет гармонизировать свой индивидуальный ритм с ритмами других людей. Если группа людей, даже небольшая, достигает такой гармонии, она способна свернуть горы, потому что ее основа - уважение, поддержка, стремление услышать друг друга, а не подавлять, как в случае толпы.

Сама по себе музыка опасной не бывает, такой ее делают люди. Во время рок-концерта в лондонском аэропорту Хитроу в начале 80-хгодов (квадрофонические установки только-только вошли в моду) некоторые колонки были установлены на заборах, на которых «висели» сотни фанатов. В антракте к забору устремились машины «скорой помощи» и стали забирать первые «жертвы». Дело в том, что звук из колонок, достигавший 110 Дб, всей своей мощью обрушивался на расположившихся в опасной близости слушателей. (Для сравнения: шум стартующего сверхзвукового истребителя равен 145 Дб, при 165 Дб погибают домашние животные, при 185 Дб умирает человек.) Вместе с разрушительным воздействием ударных повышенное звуковое давление ввело «заборных» слушателей в состояние транса, которое притупляет боль. Некоторые из них в экстазе бились о ржавый забор, и только тогда, когда музыка затихла, вернулась способность чувствовать боль, и люди стали терять сознание.

Мелодия и мысль

Мы все очень разные, поэтому готовые рецепты из Интернета подойдут далеко не всем. И снова хочется сказать: выбор всегда за нами. Можно поглощать бесхитростные мелодии из телевизора, но психологов наша поп-культура и в этом отношении не устраивает (ну и привередливые же!). Простенькие мелодии хороши для дискотек, для «отрыва», который время от времени нам нужен, но, если их слушать часто, они делают более примитивным мышление. В них нет глубины, полутонов, времени на размышление. Что ж, можно и так, но тогда с развитием творческих способностей будет сложнее.

Мелодия, как объясняет музыкальный словарь, «одно из древнейших и универсальных проявлений творчества человека», не зря мы говорим: «найти свою мелодию, свою ноту». Чудес не бывает - чтобы развиваться, быть творческим человеком, нужно этому учиться: впитывать опыт других, впитывать красоту. Каждый жанр может подарить свои открытия, но в проверенной временем музыке великих композиторов: Баха, Моцарта, Вивальди, Бетховена, Вагнера, Чайковского, Рахманинова, Форе и других - так много состояний, образов, оттенков, что можно ее открывать всю жизнь. Вопрос не в самой музыке, но в том, что мы можем услышать и понять в ней, а что может пройти мимо нас.

«Моцарт. Принимать по два часа в день» - этот рецепт Альфред Томатис, известный парижский врач, прописал Жерару Депардье. В середине 60-х молодой артист приехал покорять Париж и имел к этому все шансы, если бы не проблемы с речью и памятью. «До Томатиса, - вспоминал позже Депардье, - я не мог довести до конца ни одного предложения. Он помог придать завершенность моим мыслям, научил меня синтезу и пониманию самого процесса мышления». Ученые США и Болгарии независимо друг от друга обнаружили, что музыка Моцарта усиливает нашу мозговую активность и повышает интеллект. Этот феномен получил название «эффект Моцарта», а компакт-диски с произведениями композитора сразу же попали в разряд бестселлеров

В поисках гармонии

Гармония - в переводе с греческого «созвучие», «соразмерность». Кто не мечтает о ней? В музыке это сочетание звуков, в общении - понимание друг друга. А что происходит в нашей душе, нашем внутреннем мире?

Кто-то вспомнит, что в ранней юности слушал одно, а сейчас ему нравится совсем другое. Мы меняемся, и наша любимая музыка меняется вместе с нами. Она может многое о нас рассказать - или о нашем стремлении упорядочить жизнь, придав ей устойчивый ритм, или о желании взлететь над обыденным, разбивая привычные рамки и овладев искусством импровизации. Может быть, именно сейчас пришла пора пересмотреть свою музыкальную коллекцию?

В то же время в нашей душе живут образы и воспоминания слишком дорогие, чтобы их забыть, также есть мелодии любимые, волнующие нас на протяжении всей жизни. Если у вас их нет, пожалуйста, поищите - и в глубине своей души, и в бескрайних музыкальных просторах. Такая музыка выведет из самой глубокой депрессии, вернет к самому себе, даст новые силы. Мы можем идти по разным тропам - музыкальным и жизненным, примерять на себя разные жанры и модные веяния, но, услышав первые же знакомые звуки, невольно обернемся и вспомним, восстановим связь с чем-то очень дорогим.

«Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие», - писал Томас Карлейль. Нет готовых рецептов, нет универсальных ответов, но всегда есть возможность прислушаться и сделать шаг туда, где уже нет места логике и психологическим выкладкам, а есть лишь вечная тайна по имени Музыка.

Упражнения для развития способности слышать и распознавать звуки
  1. «Слоистое слушание»
    Где-нибудь на природе, в лесу (городской парк тоже подойдет) остановитесь на минутку, замрите и прислушайтесь. Сначала вы услышите «первый слой» звуков - самые громкие или самые знакомые звуки. Небольшое усилие - и вы услышите более тихие, менее заметные звуки, потом еще более тихие. Самое сложное в этом упражнении - заставить замолчать свои мысли. Зато, если это удается, можно услышать гораздо больше, чем обычно.
  2. «Внимание»
    Выберите два ярких звука: например, музыкальная мелодия и шум моря. Сконцентрируйтесь сначала на одном (последите за ним), затем на другом. В нашей жизни бывает полезно, находясь в потоке информации, обратить свое внимание на что-то одно, особенно если речь идет об общении с другими людьми.

Мы живем в мире звуков: слушаем музыку, постоянно подвергаемся акустическим атакам шумящего города. Всё это сказывается на нашем здоровье. И не всегда положительно.

Волновая теория

Верное понимание природы звука было доступно человеку еще до появления специализированной науки. Аристотель утверждал, что звучащее тело вызывает сжатие и разрежение воздуха и объяснил эхо отражением звука от препятствий. В XV веке Леонардо да Винчи уже связывал звук с распространением волн, а в XVI веке Р.Бойль доказал, что проводником этих волн является воздух (в вакууме звук не распространяется). Современная физика понимает звук как распространение механических колебаний в виде волн с обязательным наличием проводника – это может быть как воздух, так и любое твердое, жидкое или газообразное тело.
Любое колебание предполагает такие показатели, как амплитуда и диапазон частот. В случае со звуковой волной, от частоты этого колебания зависит, будет ли звук воспринят человеческим ухом и какой эффект на организм он окажет. Здоровый человек способен слышать звуковые колебания в диапазоне частот от 16-20 Гц до 20 тысяч Гц. Все, что ниже или выше этих границ, в физике принято называть инфра- и ультразвуком, соответственно.

Любое тело – даже отдельная клетка нашего организма – находится в состоянии постоянного колебания, и каждому телу соответствует своя частота и диапазон этих колебаний. Так, частота колебаний головного мозга в разные циклы активности организма отличается. Выделяют пять ступеней мозговой активности, различающиеся по диапазону колебаний, где меньшему диапазону (дельта, 0,5-4,0 Hz) соответствует состояние полной расслабленности, сна, а высшему (К-комплекс, 23-33 Hz) – возбуждения, вспышек озарения и т.п.

Большинство людей не слышат низкие частоты, именно потому что те совпадают с волнами мозга. Логично предположить, что разные частоты могут оказывать различное воздействие на состояние человеческого организма. Исследования этой сферы получили название психоакустики.

Технологии акустического воздействия на сознание

По сути, психоакустика – это теоретическая основа звукотерапии. Человек всегда догадывался о том, что разные звуки производят различный эффект на состояние тела и сознания. Будь то церковное богослужение или колыбельная матери младенцу – мы всегда использовали звуки, чтобы воздействовать на окружающую действительность.

В работах болгарского доктора Лозанова мы находим доказательства, что музыка с темпом 60 ударов в минуту (такой темп характерен, например, для фуг И.Баха) на 6% усиливает альфа-активность (связанную с расслаблением), при этом на 6% процентов уменьшая бета-активность (связанную с нормальным бодрствующим сознанием). При этом пульс замедляется в среднем на 4 деления ртутного столбика, и люди говорят о «состоянии расслабленного сознания».
Затем доктор Лозанов обнаружил, что может ускорить процесс обучения, используя музыку в таком ритме.

В Америке его метод стал известен как Суперобучение (Superiearning). Доктору Лозанову стало ясно, что ритм музыки оказывает мощное влияние на мозг. В процессе работы он обнаружил, что тембр или тональность музыки также оказывает сильное влияние на работу мозга. Сегодня результаты его исследований развились в обособленное направление – технологию акустического изучения мозга (Acoustic Brain Research, ABR); а Суперобучение применяется в прогрессивных (экспериментальных) учебных заведениях Америки: в процессе обучения используются аудиозаписи с ритмом и тембром, подходящими для получения желаемого эффекта.

Другой представитель писхоакустики – доктор Сью Чапмэн – провела эксперимент в Городской больнице Нью Йорка, изучая влияние музыки на младенцев, родившихся недоношенными. Одна группа младенцев слушала Колыбельную Брамса (вариацию для струнных инструментов) шесть раз в день, а другая группа не слушала никакой музыки. Новорожденные, слушавшие Брамса, быстрее набирали вес, меньше страдали от осложнений и были выписаны из больницы в среднем на неделю раньше тех, кто не слушал музыку.

Вокруг шум

Наравне с направленным и контролируемым воздействием на человеческую психику звуки, шум и музыка, окружая человека повсюду, каждый день вносят весомый вклад в наше психологическое состояние. Кроме частоты колебаний, важным показателем является громкость звука. Ее в нашем контексте можно также обозначить термином уровень шума, который измеряется в децибелах.

Так, «белым шумом», оказывающим успокаивающее акустического воздействие, считается шум листвы и прибоя, оценивающийся от 20 до 40 Дб. Длительное воздействие шума в 60-90 Дб неизбежно вызывает раздражение. К такому шуму относятся звук приближающего поезда, человеческий крик, работающий двигатель мотоцикла и т.п.

При постоянном воздействии шума в 95-110 Дб (например, звук реактивного самолета на высоте 300 м) возможно ослабление слуха, нервно-психический стресс (угнетенность, возбужденность, агрессивность), гипертония и даже язвенная болезнь. Шум от 115 до 175 Дб вызывает акустическое опьянение, нарушает сон, приводит к глухоте. К последней категории ученые-медики относят громкость музыки в «наушниках-затычках», делая неутешительные прогнозы насчет возможной массовой глухоты поколения современной молодежи.

Аудиальные способы управления общественным сознанием

Важное место в воздействии на индивидуальное и групповое сознание занимают достижения науки фонологии – раздела лингвистики, занимающегося изучением функциональной стороны звуков речи. Влияние тембра речи и интонации на слушающего часто оказывается сильнее, чем смысл сказанных слов, – отмечает С. Кара-Мурза в своем труде «Манипуляция массовым сознанием». Например, голос диктора является основным критерием успешности и эффективности рекламы на радио, именно поэтому его выбор имеет огромное значение.

Каждому знаком голос Юрия Борисовича Левитана - диктора Государственного комитета СМ СССР по телевидению и радиовещанию, читавшего сводки Совинформбюро во время войны и объявлявшего о взятии Берлина и о Победе. На эту должность Левитан был выбран лично Сталиным, и в итоге стал голосом надежды для советских граждан.

Исследования воздействия на слушателей тональности, тембра и темпа речи велись с середины ХХ века в США. Их результаты широко применяются сегодня в предвыборных кампаниях. Например, аналитиками было предсказано, что в ходе предвыборных дебатов на радио в паре Кеннеди-Никсон выгоднее будет выступать последний, в силу слишком высокого голоса Кеннеди и его «гарвардского акцента». Психоакустики работают и с нынешними политиками. Для достижения нужно воздействия на аудиторию и громкость, и тембр, и темп речи согласуется с рекомендуемыми параметрами.

Введение Человек живет в мире звуков. Звуки окружающие его с самого рождения помогают ему адаптироваться к окружающим условиям. Звуки важны не только для человека, но и для животных, которым хорошее улавливание звука помогает выжить. Но звуки могут быть разными, одни могут быть приятными, а некоторые даже вызывают неприятные ощущения. В своей работе я рассмотрел природу звука и его некоторые влияния на человека. Человек живет в мире звуков. Звуки окружающие его с самого рождения помогают ему адаптироваться к окружающим условиям. Звуки важны не только для человека, но и для животных, которым хорошее улавливание звука помогает выжить. Но звуки могут быть разными, одни могут быть приятными, а некоторые даже вызывают неприятные ощущения. В своей работе я рассмотрел природу звука и его некоторые влияния на человека.


Что такое звук? Если создать неравновесное состояние среды в некотором объеме, то благодаря упругим свойствам среды в последующие моменты времени смещения и скорости частиц в соседних областях становятся отличными от нуля: первоночальное возмущение перемещается по области, занятой средой. Процесс распространения деформации в среде называется звуковой волной, или просто звуком. Волна возникает в том случае, если именение состояния в одной точке среды приводит к изменению состояния в соседней точке. Если создать неравновесное состояние среды в некотором объеме, то благодаря упругим свойствам среды в последующие моменты времени смещения и скорости частиц в соседних областях становятся отличными от нуля: первоночальное возмущение перемещается по области, занятой средой. Процесс распространения деформации в среде называется звуковой волной, или просто звуком. Волна возникает в том случае, если именение состояния в одной точке среды приводит к изменению состояния в соседней точке. В средах могут распространяться звуковые волны двух типов: продольные и поперечные. Продольной называется волна, в которой колебания частиц среды происходят в направлении распространения волны.Продольные волны наблюдаются в жидкостях, газах и твердых телах. Поперечные волны, в которых колебания частиц среды происходят в направлении, перпендикулярном к направлению распространения волны, наблюдаются только в твердых телах. В средах могут распространяться звуковые волны двух типов: продольные и поперечные. Продольной называется волна, в которой колебания частиц среды происходят в направлении распространения волны.Продольные волны наблюдаются в жидкостях, газах и твердых телах. Поперечные волны, в которых колебания частиц среды происходят в направлении, перпендикулярном к направлению распространения волны, наблюдаются только в твердых телах.




Проводники звука Звуковая волна может проходить самые различные расстояния. Орудийная стрельба слышна на км, ржание лошадей и лай собак - на 2-3 км, а шепот всего на несколько метров. Эти звуки передаются по воздуху. Но проводником звука может быть не только воздух. Приложив ухо к рельсам, можно услышать шум приближающегося поезда значительно раньше и на большем расстоянии. Значит металл проводит звук быстрее и лучше, чем воздух. Вода тоже хорошо проводит звук. Нырнув в воду, можно отчетливо слышать, как стучат друг о друга камни, как шумит во время прибоя галька. Свойство воды – хорошо проводить звук – широко используется для разведки в море во время войны, а также для измерения морских глубин. Необходимое условие распространения звуковых волн – наличие материальной среды. В вакууме звуковые волны не распространяются, так как там нет частиц, передающих взаимодействие от источника колебаний. Поэтому на Луне из-за отсутствия атмосферы царит полная тишина. Даже падение метеорита на ее поверхность не слышно наблюдателю.


Основные характеристики звука. 1)Тон звука. Об одних звуках говорят, что они низкого тона (звук создаваемый большим барабаном), другие мы называем звуками высокого тона (например свист). Ухо их легко различает. Простые измерения (развертка колебаний) показывают, что звуки низких тонов – это колебания малой частоты в звуковой волне. Звуку высокого тона соответствует большая частота колебаний. Частота колебаний в звуковой волне определяет тон звука. 1)Тон звука. Об одних звуках говорят, что они низкого тона (звук создаваемый большим барабаном), другие мы называем звуками высокого тона (например свист). Ухо их легко различает. Простые измерения (развертка колебаний) показывают, что звуки низких тонов – это колебания малой частоты в звуковой волне. Звуку высокого тона соответствует большая частота колебаний. Частота колебаний в звуковой волне определяет тон звука. 2)Громкость звука. Громкость звука, определяемая его действием на ухо, является оценкой субъективной. Чем больше поток энергии, притекающей к уху, тем больше громкость. Удобной для измерения является интенсивность звука – энергия, переносимая волной за единицу времени через единичную площадку, перпендикулярную к направлению распространения волны. Интенсивность звука возрастает при увеличении амплитуды колебаний и площади тела совершающего колебания. Также для измерения громкости пользуются децибелами (дБ). Например, громкость звука шороха листьев оценивается 10 дБ, шепота – 20 дБ, уличного шума – 70 дБ, болевой порог – 120 дБ, а смертельный уровень – 180 дБ. 2)Громкость звука. Громкость звука, определяемая его действием на ухо, является оценкой субъективной. Чем больше поток энергии, притекающей к уху, тем больше громкость. Удобной для измерения является интенсивность звука – энергия, переносимая волной за единицу времени через единичную площадку, перпендикулярную к направлению распространения волны. Интенсивность звука возрастает при увеличении амплитуды колебаний и площади тела совершающего колебания. Также для измерения громкости пользуются децибелами (дБ). Например, громкость звука шороха листьев оценивается 10 дБ, шепота – 20 дБ, уличного шума – 70 дБ, болевой порог – 120 дБ, а смертельный уровень – 180 дБ. 3)Тембр звука. Второй субъективной оценкой является тембр. Тембр звука определяется совокупностью обертонов. Разное количество обертонов, присущих тому или иному звуку, придает ему особую окраску – тембр. Отличие одного тембра от другого обусловлено не только числом, но и интенсивностью обертонов, сопровождающих звучание основного тона. По тембру мы легко отличаем звуки скрипки и рояля, гитары и флейты, узнаем голоса знакомых людей. 3)Тембр звука. Второй субъективной оценкой является тембр. Тембр звука определяется совокупностью обертонов. Разное количество обертонов, присущих тому или иному звуку, придает ему особую окраску – тембр. Отличие одного тембра от другого обусловлено не только числом, но и интенсивностью обертонов, сопровождающих звучание основного тона. По тембру мы легко отличаем звуки скрипки и рояля, гитары и флейты, узнаем голоса знакомых людей.


Орган слуха. Для улавливания звука у человека и у животных есть специальный орган – ухо. Это необычайно тонкий аппарат. Ухо преобразует колебательное движение звуковой волны в определенные ощущения, которые и воспринимаются нашим сознанием. Для улавливания звука у человека и у животных есть специальный орган – ухо. Это необычайно тонкий аппарат. Ухо преобразует колебательное движение звуковой волны в определенные ощущения, которые и воспринимаются нашим сознанием. Орган слуха делится на три части: наружное, среднее и внутреннее ухо. Наружное ухо – ушная раковина. От нее идет слуховой проход, заканчивающийся барабанной перепонкой. В среднем ухе находится ряд косточек. Они передают колебания во внутреннее ухо. Процессы, происходящие во внутреннем ухе, очень сложны и некоторые из них до сих пор не изучены. Орган слуха делится на три части: наружное, среднее и внутреннее ухо. Наружное ухо – ушная раковина. От нее идет слуховой проход, заканчивающийся барабанной перепонкой. В среднем ухе находится ряд косточек. Они передают колебания во внутреннее ухо. Процессы, происходящие во внутреннем ухе, очень сложны и некоторые из них до сих пор не изучены. Звуковые волны, попадая в слуховой канал, приводят в колебание барабанную перепонку. Через цепь косточек среднего уха колебания передается жидкости улитки внутреннего уха. Волнообразное движение этой жидкости влечет а собой раздражение окончаний слухового нерва. Таков главный путь звука от его источника о нашего сознания. Но этот путь не единственный. Звуковые колебания могут передаваться костями черепа. Звуковые волны, попадая в слуховой канал, приводят в колебание барабанную перепонку. Через цепь косточек среднего уха колебания передается жидкости улитки внутреннего уха. Волнообразное движение этой жидкости влечет а собой раздражение окончаний слухового нерва. Таков главный путь звука от его источника о нашего сознания. Но этот путь не единственный. Звуковые колебания могут передаваться костями черепа.


Слышимый звук. Человеческое ухо способно воспринимать звуковые колебания, лежащие в интервале от 16 до Гц, им соответствуют длины волн от 20 м для низких до 2 см для высоких частот. Хотя дети могут без труда воспринимать звуки с частотой до 22 кГц, а пожилые люди только до 13 – 15 кГц. Человеческое ухо способно воспринимать звуковые колебания, лежащие в интервале от 16 до Гц, им соответствуют длины волн от 20 м для низких до 2 см для высоких частот. Хотя дети могут без труда воспринимать звуки с частотой до 22 кГц, а пожилые люди только до 13 – 15 кГц.


Порог слышимости. Порог слышимости, то есть заметная на слух интенсивность, завсит от частоты. При частоте 440 Гц порог слышимости близок к Вт/м 2. При этом ухо воспринимает избыток давления 2x10 -5 Па, приводящий к колебаниям частиц воздуха с ничтожной амплитудой см, равной диаметру атомов. Раговор, ведущийся в умеренном тоне, приводит частицы воздуха в колебание с амплитудой смещения порядка нескольких тысячных долей сантиметра. Интенсивность звука при этом Вт/м 2. Интенсивность сильных звуков, вызывающих у нас болезненные ощущения, лежит в пределах 1 – 10 Вт/м -2. Избыточное давление составляет при этом 60 Па, а амплитуда колебаний частиц воздуха ~ 2,5x10 -2 см. Такое давление содает шум реактивного самолета на расстоянии 50 м. Порог слышимости, то есть заметная на слух интенсивность, завсит от частоты. При частоте 440 Гц порог слышимости близок к Вт/м 2. При этом ухо воспринимает избыток давления 2x10 -5 Па, приводящий к колебаниям частиц воздуха с ничтожной амплитудой см, равной диаметру атомов. Раговор, ведущийся в умеренном тоне, приводит частицы воздуха в колебание с амплитудой смещения порядка нескольких тысячных долей сантиметра. Интенсивность звука при этом Вт/м 2. Интенсивность сильных звуков, вызывающих у нас болезненные ощущения, лежит в пределах 1 – 10 Вт/м -2. Избыточное давление составляет при этом 60 Па, а амплитуда колебаний частиц воздуха ~ 2,5x10 -2 см. Такое давление содает шум реактивного самолета на расстоянии 50 м.


Ударные волны. Слышимые звуковые волны в воздухе, связаны со сравнительно малыми колебаниями его давления: максимальное значение амплитуды звукового давления не превышает нескольких тысячных долей атмосферы. Поэтому такого рода волны являются примером распространения в воздухе слабых возмущений. Однако в ряде практических важных случаев приходится иметь дело с сильными возмущениями, распространяющимися в газах, жидкостях и твердых телах в виде так называемых ударных волн. Сильные возмущения возникают, например, при взрывах, при детонационном сгорании, т. е. при химическом превращении вещества или смеси веществ, которое сопровождается выделением теплоты, причем скорость распространения превращения больше скорости звука в этой среде; при движении в воздухе тел (снарядов, ракет, современных самолетов), обладающих сверхзвуковой скоростью; при внезапном торможении движущейся в трубопроводе жидкости (гидравлический удар) и т. д. Слышимые звуковые волны в воздухе, связаны со сравнительно малыми колебаниями его давления: максимальное значение амплитуды звукового давления не превышает нескольких тысячных долей атмосферы. Поэтому такого рода волны являются примером распространения в воздухе слабых возмущений. Однако в ряде практических важных случаев приходится иметь дело с сильными возмущениями, распространяющимися в газах, жидкостях и твердых телах в виде так называемых ударных волн. Сильные возмущения возникают, например, при взрывах, при детонационном сгорании, т. е. при химическом превращении вещества или смеси веществ, которое сопровождается выделением теплоты, причем скорость распространения превращения больше скорости звука в этой среде; при движении в воздухе тел (снарядов, ракет, современных самолетов), обладающих сверхзвуковой скоростью; при внезапном торможении движущейся в трубопроводе жидкости (гидравлический удар) и т. д.


Ультразвук. Колебания с частотами, превосходящими Гц, называют ультразвуком. Ультразвук широко применяется в науке и технике. Колебания с частотами, превосходящими Гц, называют ультразвуком. Ультразвук широко применяется в науке и технике. Жидкость вскипает при прохождении ультразвуковой волны (кавитация). При этом возникает гидравлический удар. Ультразвуки могут отрывать кусочки от поверхности металла и производить дробление твердых тел. С помощью ультразвука можно смешать не смешивающиеся жидкости. Так готовятся эмульсии на масле. При действии ультразвука происходит омыление жиров. На этом принципе устроены стиральные устройства. Жидкость вскипает при прохождении ультразвуковой волны (кавитация). При этом возникает гидравлический удар. Ультразвуки могут отрывать кусочки от поверхности металла и производить дробление твердых тел. С помощью ультразвука можно смешать не смешивающиеся жидкости. Так готовятся эмульсии на масле. При действии ультразвука происходит омыление жиров. На этом принципе устроены стиральные устройства. Интересны биологические эффекты ультразвука. Они ослабляют жизнедеятельность бактерий, уменьшают рост молочнокислых и туберкулезных бактерий. Интересны биологические эффекты ультразвука. Они ослабляют жизнедеятельность бактерий, уменьшают рост молочнокислых и туберкулезных бактерий. Широко используется ультразвук в гидроакустике. Ультразвуки большой частоты поглощаются водой очень слабо и могут распространяться на десятки километров. Если они встречают на своем пути дно, айсберг или другое твердое тело, они отражаются и дают эхо большой мощности. На этом принципе устроен ультразвуковой эхолот. Широко используется ультразвук в гидроакустике. Ультразвуки большой частоты поглощаются водой очень слабо и могут распространяться на десятки километров. Если они встречают на своем пути дно, айсберг или другое твердое тело, они отражаются и дают эхо большой мощности. На этом принципе устроен ультразвуковой эхолот. В металле ультразвук распространяется практически без поглощения. Применяя метод ультразвуковой локации, можно обнаружить мельчайшие дефекты внутри детали большой толщины. В металле ультразвук распространяется практически без поглощения. Применяя метод ультразвуковой локации, можно обнаружить мельчайшие дефекты внутри детали большой толщины. Дробящее действие ультразвука применяют для изготовления ультразвуковых паяльников. Дробящее действие ультразвука применяют для изготовления ультразвуковых паяльников. Ультразвук применяют для улавливания мельчайших частичек сажи, в сернокислотной промышленности для осаждения тумана серной кислоты. Ультразвук применяют для улавливания мельчайших частичек сажи, в сернокислотной промышленности для осаждения тумана серной кислоты.


Инфразвук и его влияние на человека. Колебания с частотами ниже 16 Гц называются инфразвуком. Колебания с частотами ниже 16 Гц называются инфразвуком. В природе инфразвук возникает из-за вихревого движения воздуха в атмосфере или в результате медленных вибраций различных тел. Для инфразвука характерно слабое поглощение. Поэтому он распространяется на большие расстояния. Организм человека болезненно реагирует на инфразвуковые колебания. В лабораторных условиях установлено, что среднее значение резонансной частоты для всего тела равно 6 Гц, для грудной клетки – 5-8 Гц, для головы – Гц. При внешних воздействиях, вызванных механической вибрацией или звуковой волной на частотах 4-8 Гц, человек ощущает перемещение внутренних органов, на частоте 12 Гц – приступ морской болезни. В природе инфразвук возникает из-за вихревого движения воздуха в атмосфере или в результате медленных вибраций различных тел. Для инфразвука характерно слабое поглощение. Поэтому он распространяется на большие расстояния. Организм человека болезненно реагирует на инфразвуковые колебания. В лабораторных условиях установлено, что среднее значение резонансной частоты для всего тела равно 6 Гц, для грудной клетки – 5-8 Гц, для головы – Гц. При внешних воздействиях, вызванных механической вибрацией или звуковой волной на частотах 4-8 Гц, человек ощущает перемещение внутренних органов, на частоте 12 Гц – приступ морской болезни. Известно, что в районе Бермудских островов расположена область одного из главных антициклонов (область повышенного давления) северного полушария. Можно предполагать, что интенсивность низкочастотных акустических волн, исходящих от зон активной конвекции, возрастает и оттого ухудшается самочувствие экипажей находящихся здесь судов. Известно, что в районе Бермудских островов расположена область одного из главных антициклонов (область повышенного давления) северного полушария. Можно предполагать, что интенсивность низкочастотных акустических волн, исходящих от зон активной конвекции, возрастает и оттого ухудшается самочувствие экипажей находящихся здесь судов. Даже слабые инфразвуки могут оказывать на человека существенное воздействие, если они носят длительный характер. Некоторые нервные болезни, свойственные жителям промышленных городов, вызываются именно инфразвуками, проникающими сквозь самые толстые стены. Даже слабые инфразвуки могут оказывать на человека существенное воздействие, если они носят длительный характер. Некоторые нервные болезни, свойственные жителям промышленных городов, вызываются именно инфразвуками, проникающими сквозь самые толстые стены.


Практическая часть. Исследования: Исследования: Определение остроты слуха для разных категорий людей. Вывод: С возрастом острота слуха уменьшается. Вывод: С возрастом острота слуха уменьшается. Определение порога слышимости для разных категорий людей. Оборудование: Звуковой генератор, осциллограф, соединительные провода, несколько наушников. Оборудование: Звуковой генератор, осциллограф, соединительные провода, несколько наушников. Вывод: Порог сышимости у разных категорий людей разный, но отличается незначительно. Вывод: Порог сышимости у разных категорий людей разный, но отличается незначительно.

66 Музыка. Театр: Выпуск 1-М.: Весть-ТДА, 2001. – 60 мин. – (Звуки,

Природа


  1. Голоса птиц. – М.: Весть. – ТДА, 2001. – 60 мин. – (Живая природа).
Необыкновенный концерт. 50 пернатых певцов:

  • дрозды, чайки, грачи, жаворонки, петушки, утки, гуси, ворона.

  • Голоса домашних животных.

  • Птиц.

  • Насекомых.

58 Из чего родилась музыка: звуки окружающего мира. – М.: Весть – ТДА,

2001. – 60мин.


  1. Лес. Птицы. Дождь. Гроза. – М.: Весть – ТДА, 2001. – 60мин. (Наедине
с природой).

  • Ливневый дождь в лесу.

  • Гроза.

  • Раскаты грома.

  • Затишье.

  • Радостное пение птиц.

  1. Лесные голоса: прогулка в лес с орнитологом . – М.: Весть –
ТДА, 2001.

  • Прогулка по весеннему лесу с ученым-орнитологом и мальчиком
Юрой.
62 Море. Прибой. Шторм. - М.: Весть – ТДА, 2001. – 60мин. (Наедине

с природой).


  • Звуки морских просторов.

  • Яростные волны, разбивающиеся о скалы.

  • Крики чаек.

  • Ревущий ветер.

61 Озеро. Ручей. Лес. – М.: Весть – ТДА, 2001. – 60мин. (Наедине

с природой).


  • Плеск озерной воды.

  • Журчание быстрого ручья.

  • Пение птиц.

  • Шум ветра в кронах деревьев.

68 Природа, птицы и животные: Выпуск 3.- М.: Весть – ТДА, 2001. –

63 Рассвет в лесу. Ручей. Пруд. - М.: Весть – ТДА, 2001. – 60мин.

(Наедине с природой).


  • Негромкий прибой.

  • Пение птиц.

  • Рассвет в лесу.

  • Шум дождя.

  • Жизнь на пруде и болоте.

  • Искрящийся ручей.

Транспорт

67 Транспорт, боевые действия: Выпуск 2.- М.: Весть – ТДА, 2001. –

Музыка (сборники)

111 Балетная музыка: Мадрид-Париж (1841-1915). –М.: Твик-Лирек,


  1. (Шедевры мировой классики).
- Адан. Музыка из балета «Жизель».

М. Де Фалья. Ритуальные танцы балета. «Любовь-волшебство».

Ш.Гуно. «Вальпуртиева ночь». Балет. музыка из оперы

«Фауст».


- Стравинский. Музыка из балета «Петрушка»

  1. Волшебная флейта. Флейтовая музыка композитора эпохи
Возрождеия. - М.: Твик-Лирек, 2002 (Шедевры мировой

классики).

Якоб Ян Эйк. «Эхо-фантазия» (С.).

Якоб Ян Эйк. Вариации на тему неизвестного автора. «Когда

Дафна убежала от прекрасного Феба».

Джузеппе Джамберти. Сольфеджименто (С.С.).

Орландо Гиббонс. Фантазия (А, А).

Томас Морли. Фантазия Т, Т, Б).

Марко Уичеллини. Ария (С, С, Б).

Клаудио Меруло. Замбеккара (С, А, Т, Б).

Филип де Монто. Канцона (С, А, А, Т).

Джон Дауленд. Павана (СВ+С, А, Т, Т, Б).

Людовико Тросси да Виадана. Канцона (С, А, Т, Б+С, А, Т, Б).



  1. Двенадцать классических жемчужин. - М.: Твик-Лирек, 2001
(Шедевры мировой классики).

Бах. Иисусе, радость сердец.

Пахебель. Канон.

Моцарт. Ave, verum copus, k – v.

Гайдн. Адажио кантабиле.

Бетховен. Адажио кантабиле.

Берлиоз. «Балет скифов» и «Менуэт блуждающих огней» из

драматической легенды «Осуждение Фауста».

Сторона Б:

А.Вивальди. из концерта для скрипки с оркестром № 1 ми

мажор «Весна» (из цикла Времена года).

Глюк К.В. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика».

Делиб Л. Вальс из балета «Сильвия».

Делиб Л. Интермецио из оперы «Лакме».

Масснеж. Балетная музыка из оперы «Сид».

Дворжак А. Романс фа минор, соч. № 11.



109 Звуки серебряной арфы. - М.: Твик-Лирек, 2001

(Шедевры мировой классики).

И.С.Бах. Прелюдия.

Т.Ф.Тендель. Пассака лья.

Ял Дусик. Соната.

Л.Шпоф. Фантазия.

М.Глинка. Вариации на тему Моцарта.

К.Дебюсси. Арабеска.

К.Дебюсси. Лунный свет.

К.Дебюсси. Прелюдия «Девушка с волосами цвета льна».

М.О.Дюран. Вальс.

107 Испанская гитарная музыка. - М.: Твик-Лирек, 2001

(Шедевры мировой классики).

Фернандо Сф. Соната (соч. 22)


Menuetto

Rondo: Allegretto

Исаак Альбенис. Кастилия № 7.

Энрике Гранадос. Испанский танец № 2.

Мануэль де Фалья. Памяти Дебюсси.

Мануэль де Фанья. Испанский танец.

Хоакин Родриго. Аранхуэзский концерт

108 Мастера барокко. - М.: Твик-Лирек, 2001

(Шедевры мировой классики).

Т.Альбинони. Концерт си бемоль мажор. Allegro moderato.

Ж.Б.Люлли. Ария.

Вивальди. Концерт для струнных инструментов с

бассоконтинуо

(Allegro monto, Andante molto, Allegro).

А . Вивальди . Largo.

К.В.Глюк. Увертюра к опере «Орфей и Эвридика».

Д.Чимароза. Концерт для габоя и струнных инструментов

(Интродукция, Allegro, Siciliano, Allegro)

И.С.Бах. Сюита для оркестра № 3 ре мажор (Увертюра , Ария,

Гавот, Бурре, Жита).

П.А.Локателли. Концерт для скрипки с оркестром, соч.№ 3

Allegro Copriccio.

103 Одиннадцать классичесчих жемчужин. - М.: Твик-Лирек, 2001

(Шедевры мировой классики).

Бах И.С. Сицилиана

Моцарт В. Andante из концерта для ф-но с орк. № 21.

Понкъелли. «Танец часов».

Паганини. Кампанелла.

Чайковский. Вальс цветов.

115 Путешествие в мир музыки: Выпуск 1. - М.: Твик-Лирек, 2001

(Шедевры мировой классики).

Бах. Токката и фуга ре минор.

Альбинони. Адажио соло минор.

Моцарт. Маленькая ночная серенада KV 525.

Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик».

Лист. «Грезы любви», ноктюрн № 3.

Григ. «Шествие гномов».

Ваксман А. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен».

114 Путешествие в мир музыки: Выпуск 2. - М.: Твик-Лирек, 2001

(Шедевры мировой классики).

Моцарт. Симфония № 40 соль минор KV 550.

Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини для ф-но, соч. 43 ля

Глюк. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика».

Мендельсон. Скерцо из сюиты «Сон».

Глинка. Марш Черном. из оперы «Русмлан и Людмила».

Шопен. Вальс № 7 до диез минор.

Чайковский. Осенняя песнь (октябрь) № 10.

Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере

«Хованш».

112 Российская фантазия: Виртуозная классическая музыка для

трубы. - М.: Твик-Лирек, 2001 (Шедевры мировой классики).

Римский-Корсаков. «Полет шмеля».

Леви. «Российская фантазия».

Гайдн. Allegro из концерта для трубы с оркестром ми бемоль

Паганини. «Вечное движение».

Кларк. «Блестящий каприз».

Кларк. «Блестящий вальс».

Белленштедт. Вариации на тему неаполитанской песни «Funicili

- «Последняя роза лета». Старинная ирландская мелодия.

- «Иногда я чувствую себя, словно осиротевшее дитя».

Спиричуэлс.

Ж.Б.Арбан. «Венец карнавала».



110 Русская симфоническая музыка. - М.: Твик-Лирек, 2001

(Шедевры мировой классики).

М.Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

М.Мусоргский. Вступление к опере «Хованщина» («Рассвет на

Моске-реке»).

М.Мусоргский. Муз. картина «Иванова ночь на лысой горе».

Н.Римский-Корсаков. «Царевич и царевна» из симф. сюиты

«Шехерезада».

А.Бородин. Увертюра к опере «Князь Игорь».

А.Бородин. Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь».

119 XIX века. - М.: Твик-Лирек, 2001

М.Мусоргский. «Ночь на лысой горе».

А.Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь».

Римский-Корсаков. «Шехерезада».

М.Глинка. «Руслан и Людмила».



113 Скрипичная музыка эпохи барокко. - М.: Твик-Лирек, 2001

(Шедевры мировой классики).

А.Вивальди. Концерт соль минор «Дрезденский».

Концерт для двух скрипок и струнного оркестра ре минор.

Концерт для 4-х скрипок, виолончели и струнных си минор.

Альбинони. Скрип. концерт до мажор. Концерт для струнных и

клавесина, ф. 5 № 3 ре мажор.

Торелли. Скрипичный концерт ля минор, оп. 8 № 9.

104 Тринадцать классических жемчужин: жемчужины европейской и

русской классической музыки – 1.- М.: Твик-Лирек, 2001

Дж.Кларк. Trumpet Volunfarg.

И.С.Бах. Ария из сюиты для оркестра № 3 ре мажор BW.

И.С.Бах. Largo из концерта № 5 для клавесина с оркестром фа

минор BWV 1056.

Гайдн. Allegro из концерта для трубы с оркестром ми бемоль

Т.Альбиони. Adagio для органа и струнных инструментов.

В.Моцарт. Увертюра к опере «Волшебная флейта».

101 Французская симфоническая музыка. - М.: Твик-Лирек, 2001

(Шедевры мировой классики).

Г.Берлиоз «Осуждегние Фауста», Драмат.легенда (фр.)

Э.Лало. Увертюра к опере «Король из города ИС».

Л.Делиб. Балетная музыка из оперы «Лакме».



105 Четырнадцать классических жемчужин: жемчужины европейской

и русской классической музыки – 2.- М.: Твик-Лирек, 2001

Брамс Вентер. Танец № 5.

Бизе. Хабанера из сюиты из музыки к опере «Кармен».

Масснеж. «Размышления» из оперы «Таис».

Масканьи. Интермеццо из оперы «Сельская честь».

Вагнер. «Полет валькирий» из оперы «Валькирия».

А.Дворжак. Largo из симфонии № 5 ми минор, соч. 95.

Э.Элтар. «Нимрод» из «Вариаций на оригинальную тему»,

соч. 36.
Композиторы мира


Бах И.С.

Иоган Себастиан Бах. – В.1.- М.: Твик-Лирек, 2001.- 64 мин.

(Величайшие композиторы мира).

Соната и фуга ре минор BW 565.

Рождественский оратор. Фраг. BW 248.

Концерт для скрипки с оркестром № 1 ля минор BW 1041.

Соната для ор. и клавесина соль минор BW 1020.

Концерт для двух скрипок, струнных и баса континчо ре минор


- Фантазия и фуга соль минор BW 542.

95 Бетховен Л.

Людвиг Ван Бетховен. – В.5. - М.: Твик-Лирек, 2001.- 66 мин.

(Величайшие композиторы мира).

Соната для ф-но № 23 «Appassionata» фа минор 57.

Концерт для скрипки ре мажор 61.

Романс для скрипки с оркестром ор.40.

Соната для ф-но № 21 «Waldstein» до мажор ор. 53.



  1. Брамс И.
Иоганнес Брамс.-В.12. - М.: Твик-Лирек, 2001.- 62 мин.

(Величайшие композиторы мира).

Концерт для скрипки с оркестром ре мажор. Ор. 77.

Серенада № 2 ля мажор. Ор. 16.

Венгерский танец № 2 ре минор.

Венгер. танец № 5 g-minor.


  1. Вагнер Р.
Рихард Вагнер. – В.14. - М.: Твик-Лирек, 2001.- 58 мин.

(Величайшие композиторы мира).

- «Лоэнгрин». Свадебный хор.

- «Тангейзер». Увертюра, хор.

- «Нюрнбергские мейстерзинтеры».

- «Летучий голландец».

Вивальди А.

Антонио Вивальди.-В.3. - М.: Твик-Лирек, 2001.- 59 мин.

(Величайшие композиторы мира).

Концерт для двух флейт и клавесина до мажор.

Концерт для мандолины, и клавесина до мажор.

Концерт для струнного оркестра и клавесина до мажор.

Концерт для скрипки с оркестром ля минор. Ор. 3 № 6.

Симфония до мажор.

Концерт для двух скрипок с оркестром ля минор.

Концерт для двух виолончелей и струнного орк. соль минор.

Концерт для струн. оркестра и органа ре мажор.

Йозеф Гайдн.-В.4. - М.: Твик-Лирек, 2001.- 66 мин.

(Величайшие композиторы мира).

Симфония № 94 соль мажор «Сюрприз».

Струн. квартет № 3 до мажор. Ор. 76 «Император».

Дивертисмент № 1.

Симф. № 104 ре мажор «Лондонская».

85 Григ Э.

Григ Эльвард. – В.17. - М.: Твик-Лирек, 2001.- 63 мин.

(Величайшие композиторы мира).

Концерт для ф-но с оркестр.ля мажор. Ор. 16.

Сюита № 1 (из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт»).

90 Лист Ф.

Ференс Лист.-В.11. - М.: Твик-Лирек, 2001.- 56 мин.

(Величайшие композиторы мира).

- «Орофей».

- «Прелюды».

Венгерская рапсодия № 12.

- «Lidestraume» (Ноктюрн № 3).

- «Риголетто», концерт парадиз.

- «Campanella», этюд № 3.

86 Мендельсон Ф.

Мендельсон Ф. – В.16. - М.: Твик-Лирек, 2001.- 67 мин.

(Величайшие композиторы мира).

Свадебный марш.

Концерт для скрипки с орк. ми минор. Ор. 64.

Симф. № 4. ля мажор «Итальянск.». Ор. 90.

Песня без слов. Ор. 62 № 3.

94 Моцарт В.А.

Вольфганг Амадей Моцарт.-В.6. - М.: Твик-Лирек, 2001.- 56 мин.

(Величайшие композиторы мира).

Дивертисмент ре мажор К. 136.

Симфония № 16 до мажор К.128.

Симфония № 18 фа мажор К.130.

Симфония № 22 до мажор К.162.

87 Паганини Н.

Никколо Паганини.-В.15. - М.: Твик-Лирек, 2001.- 62 мин.

(Величайшие композиторы мира).

Вариации на тему Россини.

Сонаты для скрипки и гитары.

Концерт для скрипки с орк. № 1 ре мажор. Ор.6.

84 Равель М.

Равель М.-В.18. - М.: Твик-Лирек, 2001.- 65 мин.

(Величайшие композиторы мира).

Концерт для ф-но с орк. соль мажор.

- «Цыганка», рапсодия для скрипки и ф-но.

- «Болеро».

- «Паванана смерть Инфанты».

- «Благородные и сентиментальные вальсы».

83 Рахманинов С.

Сергей Рахманинов. – В.20. - М.: Твик-Лирек, 2001.- 53 мин.

(Величайшие композиторы мира).

Темная ночь

Есть на севере хороший городок

99 Сергеев В.

История о песнях Военных лет-3: по свету немало хаживал… .-М.: Стрализ-Аудиокнига, 2001

Шумел сурово Брянский лес

Ой, туманы мои, растуманы

Ты Одессит, Мишка

Песня о Волжском богатыре

Моя Москва

Море Балтийское

Песня о бушлате

Медсестра Анюта

Лизавета

100 Сергеев В.

История о песнях Военных лет –4: В лесу неслышен, невесом слетает желтый лист… .-М: Страдиз-Аудиокнига, 2001

Только на фронте

О чем ты тоскуешь, товарищ моряк

В лесу прифронтовом

Случайный вальс

Художественная литература (сборники)

Драгунский В.

Заколдованная буква: Здравствуй, шщкола!. – М.: Весть ТДА ,

2000. – 56 мин.(Волшеб. сунд. № 2)

Стор. «А».

Модзалевский. «Дети в школу» …

Токмакова. «Скоро в школу».

Барто. «В школу».

Пивоварова. «Ученик».

Бородницкая. «Первоклассник».

Раскин. «Как папа пошел в школу».

Голявкин. «Как я боялся».

Яснов. День Букваря.

Голявкин. «Я Андреев».

Раскин. «Как папа писал два …»

Михалков. «Прививка».

Драгунский. «Заколдованная Б».

Одоевский. «Песня при входе …»

Сторона В

Пивоварова. «Звонок».

Заходер. «Перемена», «Петя моет».

Владимиров. «Чудаки».

Раскин. «Как папа отомстил».

Мориц. «Сто фантазий».

Мосов. «Мишкина каша».

73 Заболоцкий Н.

Как мыши с котом воевали: Веселые истории. – М.: Весть ТДА,

2001. – 77 мин.(Волшеб. сунд. № 1)

Сторона «А».

Пантелеев. «Как поросенок научился говорить».

Владимиров. «Оркестр».

Драгунский. «Зак. буква», «Сверху вниз, наискосок».

Успенский. «Страшная история», «Разгром».

Сапгир. «Садовник».

Барто. «Девочка – чумазая»., «Дев.-ревуш.».

Сеф. «Бесконечные стихи».

Зощенко. «Елка».

Чуковский. «Путаница».

Сторона В

Введенский. «Одевайке Маше».

Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали».

Шергин. «Рифмы».

Носов. «Живая шляпа».

Зощенко. «Великие путешественники».

Маршак. «Пудель».


  1. Заюшкина избушка: рассказы и сказки про животных. – М.:
Весть ТДА, - 2001. – 70 мин. (Волшеб. сунд. № 1)

Сторона А

Вот пришло и лето красное.

Гуси.


- У страха глаза велики.

Жихарка.

Бианки. «Первая охота».

Кот и петух.

Жили-были два павлина.

Сторона В

Тостой А. «Желтухин».

Летела сова.

Колобок.

Бежала лесочком.

Заюшкина избушка.

Журавль и цапля.


Крылов И.

Мартышка и очки: сказки и басни русских писателей. – М.: Весть

ТДА, 2000. – 46 мин.(Волшеб. сунд. № 2)

Сторона А

Ершов. «Конек-горбунок».

Крылов. «Лебедь, щука и рак», «Ворона и лисица», «Чиж и

голубь», «Слон и Моська», «Мартышка и очки», «Квартет»,

«Стрекоза и муравей», «Петух и жемчужное зерно».

Сторона В

Одоевский. «Мороз - Иванов».

Толстой. Басни: «Те- терев и лисица», «Собака на сене»,

«Муравей и голубка», «Отец и сыновья», «Два товарища».


78 Мамин-Сибиряк Д.

Серая шейка: рассказы и сказки про животных. – М.: Весть ТДА,

2001. – 57 мин. (Волшеб. сунд. № 1)

Сторона А

Мамин-Сибиряк. «Серая шейка».

Чарушин. «Лисята».

Сторона В

Ушинский. «Бодливая корова».

Вересаев. «Братишка».

Сладков. «Неслух».

Чарушин. «Волчишко».

Паустовский. «Кот-ворюга».

Горький. «Воробьишко».

Не надо врать: рассказы о детях. – М.: Весть ТДА, - 2000. – 64

мин. (Волшеб. сунд. № 2)

Сторона А

Чехов. «Мальчики».

Чехов. «Ванька».

Толстой. «Детство Никиты».

Сторона В

Зощенко. «Не надо врать».

Дриз «Семицветная страна».

Приставкин. «Портрет отца».

Мошковская. «Обида».

Драгунский. «Не хуже вас, цирковых».

Паустовский К.

Кот-ворюга: о братьях наших меньших. – М.: Весть ТДА, - 2000. – 61 мин. (Волшеб. сунд. № 2)

Сторона А

Тургенев И. «Воробнй» (стихотв. в прозе).

Гарин_михайловский. «Тема и Жучка».

Дуров В. «Каштанка, Бишка и Запятайка».

Сторона В

Паустовкий К. «Заячьи лапы».

Пришвин М. «Лимон ».

Паустовский. Кот-ворюга».

Толстой Л.Н.

Филипок: рассказы – М.: Весть ТДА, - 2000. – 51 мин.

(Волшеб. сунд. № 2)

Сторона А

Сергеенко А. «Дети тульских рабочих в гостях у Толстого Л.Н.».

Могилевская. «Лето в Крошино», «Маслята», «Ария Баха».

Сторона В

Толстой Л.Н. расказы:

«Косточка»

«Котенок»

«Филипок»

«Булька»

«Акула»


«Мильтон и Булька»

«Прыжок»


«Пожарные собаки»

  1. Аверченко А.
Рассказы (читает Котов А. – М.: Страдиз, 2001.

День человеческий.

Под столом.

Костя


- Страшный мальчик
57 Андреев Л.

Анфиса: спектакль: ч.1. – М.: Мастер Тэйп, 2001, (золотая коллекция гостелерадиофонд).


32 Булгаков М.

Роковые яйца: в двух частях моноспекталь /читает А.Котов. –М.:

Страдиз, 2001

34 Бунин И.А.

Господин из Сан-Франциско / Читает Зозулин. –М.: Страдиз, 2001


52 Грин А.

Бегущая по волнам: спектакль по одноименному роману: 2 часть.

. – М.: Мастер Тэйп, 2001, (золотая коллекция гостелерадиофонд).

7 Горький М.

Дед Архип и Ленька; Двадцать шесть и одна / Читают М.Ульянов, Н.Плотников, В.Сперантова. - М.: Твик-Лирек, 2001

13 Горький М.

Сказки об Италии ; Макар и Чудра / Читают Н.Мордвинов, Р.Плятт. - М.: Твик-Лирек, 2001

Полуденное солнце

Туннель

Дети Пармы

Забастовка



  1. Куприн А.И.
Гранатовый браслет / Читает Зозулин. –М: Твик-Лирек, 2001

  1. Пастернак Б.
Импровизация / Читает Лора Еремина –М: Твик-Лирек, 2001

А.С.ПУШКИН

21 Пушкин А.С.

Метель: литературно-музыкальная композиция на музыку Свиридова Г.В. / Читают н.а. А.Баталов и арт. А Быков. – М.: Весть – ТДА, 2001. – 83 мин.

37 Пушкин А.С.

Пиковая дама: в двух частях / Читает М.Козаков. – М.: Страдиз, 2001.

Музыка А.Чайковского. Фантазия на темы оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама».



71 Пушкин А.С.

Сказки. – М.: Весть ТДА, - 2001. – 52 мин.

(Волшеб. сунд. № 1)

Сторона А

- «У лукоморья дуб зеленый».

- «Сказка о рыбаке и рыбке».

- «Сказка о попе и работнике его Балде».

Сторона В

- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

72 Пушкин А.С.

Сказка о царе Салтане: спектакль с использов. музыки Н.Римского-Корсакова. – М.: Весть ТДА, - 2001. – 54 мин.

(Волшеб. сунд. № 1)

Мой Пушкин: сказки А.С. Пушкина. – М.: Весть ТДА, - 2000. – 62 мин. (Волшеб. сунд. № 2)

Сторона А.

Паустовский. Отрывок из статьи «Сказки Пушкина».

- «У лукоморья дуб зеленый».

- «Сказка о царе Салтане».

Сторона В

- «Сказка о золотом петушке».

- «Сказка о мертвой царевне».

Случай на станции Кочетовка: в двух частях. –М: Твик-Лирек, 2001. – (Читает автор).

19 Теплова Г.

В лабиринтах осенних зеркал. –М: Твик-Лирек, 2001 – (Читает автор).

38 Толстой Л.Н.

Хаджин Мурат / Читает А.Остужев. –М: Твик-Лирек, 2001

33 Тургенев И.С.

Записки охотника / Читает С.Жирнов. –М.: Страдиз, 2001

56 Фолкнер У.




6 Шекспир.

Гамлет: тема и вариации: в двух частях / Читает Михаил Козаков.

–М: Твик-Лирек, 2001



50 Роберт Блох.

Поезд в ад /Читает Эммануил Виторган. –М: Твик-Лирек, 2001. – (Мистика. Фантастика. Детектив).

51 Блох Р.

Человек, который кричал «Вож1» /Читает Геннадий Бортников.

–М: Твик-Лирек, 2001. – (Мистика. Фантастика. Детектив).



46 Брадбери Н., Кристи А.

Высшее из блаженств. –М: Твик-Лирек, 2001.

Кристи. «Пропавшая невеста».


Поле боя. –М: Твик-Лирек, 2001. – (Мистика. Фантастика. Детектив).

Роберт Блох. «Тихие похороны».

42 Кристи А.

Палец Святого Петра; квартира на четвертом этаже / Читает В.Зозулин. –М: Твик-Лирек, 2001.

56 Фолкнер У.

Полный поворот кругом: Сторона А. – М.: Мастер и Тэйп, 2001. – (Золотая коллекция гостелерадиофонд).


Звездные дневники Ийона Тихото: Сторона Б. – М. .: Мастер и Тэйп, 2001. –(Золотая коллекция гостелерадиофонд).

44 Пеппероу Ю.

Западня: детективная история. –М: Твик-Лирек, 2001. – (Мистика. Фантастика. Детектив).

47 Чейз Д.

Ожерелье Эсмальди: детективная история. –М: Твик-Лирек, 2001. – (Мистика. Фантастика. Детектив).



36 Гете И.В.

Сделка: композиция по трагедии «Фауст». –М: Твик-Лирек, 2001.
П О Э З И Я (сборники)

58 Из чего родилась музыка: звуки окружающего мира. М.: - Весть ТДА , 2001. – 60 мин.

76 фрагментов природных звуков и 45 фрагментов из стихотворений для детей.

4 Поэты 19 века: стихи и романсы. – М.: Твик-Лирек, 2001. – (Анталогия русской поэзии).

И.П.Метляев. «Розы».

Козлов И.И. Ром. «веч. зв», «На патр.».

Баратынский Е.А. «Звезда», «Поцелуй», «Когда неопытен», «Разлука».

Гребенка Е.П. Ром. «Очи черные».

Павлова К.К. «Кума», «О былом».

Кольцов А.В. Пес.ж «Не шуми, ты».

Стромилов С.Н. «То не ветер воет».

Толстой А.К. «Колокольчик мой», «Не ветер, вея с выстоты …», «Когда природа вся трепещет и сияет …», «Ты клонишь лик, опом.», «Порой среди забот …».

Тургенев И.С. Роман «Утро туманное».

Григорьев А.А. «Расстались мы и встретились».

Жадовская Ю.В. «Ты скоро меня …».

Мей Л.А. Ром. «Хотел бы в единое …».

Скучевский. «Ночь. Темно. Глаза откр.», «Полдневный час, жара гнетет …».

Лохвицкая. «Я хочу быть любимой».

23 Поэты Пушкину / Читает М.Козаков. – М.: Страдиз, 2001.

Есенин. «Пушкину».

Блок. «Пушк. дому».

Маяковский. «Юбилейное».

Ахматова. «Смуглый отрок».

Пастернак. Тема с вариациями.

Мендельштам. «Петерб. строк.».

Цветаева. «Нет, не бил бар».

Самойлов. «Пестель, поэт».

Антокольский. «Баллада …».

Смеляков. «Стихи написаны».

Ахмадулина. «Приезжая семья фотографирует».

Улыбка ясная природы: стихи русских поэтов о родной природе. - М.: - Весть ТДА, 2000. – 50 мин. – (Волшебн. сунд. № 2).



76 Русская поэзия: М.: - Весть ТДА, 2001. – 52 мин. – (Волшебн. сунд. № 1).

Пушкин. «Уж небо …».

Бунин. «Листопад».

Городецкий. «Первый снег».

Волошин. «Осенью».

Бунин. Льет дождь холодный».

Бальмонт. «Осень».

Плещеев. «Осень наступила».

Фет. «Ласточки пропали»., «Мама! Глянь-ка из окошка».

как на тоненький ледок».

Блок. «Зайчик».

Кольцов. «Дуют ветры».

Жуковский. «Птичка».

Зимние картинки

Уж ты, зимушка-зима.

Черный. «Волк».

Никитин. «Встреча зимы».

Белочеев. «Первый снежок».

Бунин. «Первый снег».

Есенин. «Поет зима, аукает».

Суриков. «Зима».

Фет. «Кот поет».

Дрожжин. «Улицей гуляет».

Никитин. «Зашумела, разгулялась».

Плещеев. «Весна».

Баратынский. «Весна, весна».

Плещеев. «Сельская песня».

Толстой. «Колокольчики мои».

Майков. «Вербная неделя».

Блок. «На лугу».

Пушкин. «Гонимы вешними …».

Майков. «Ласточка примчалась».


- «Вот прошло и лето красное».

Суриков. «Лето».

Никитин. «Утро на берегу озера».

Бальмонт. «Комарики-макарики».

Модзалевский. «Мотылек».

Фет. «Бабочка».

Введенский. «Песенка о дожде».

Некрасов. «Крестьянские дети».

Бунин. «Как дымкой …».

Балтмонт. «Росинка».

Блок. «После грозы».

Майков. «Летний дождь».

Тютчев. «В душном воздухе».

Дрожжин. «Птичка- черный «концерт».

В английском языке существует множество слов, выражений описывающих звук. Зачастую эти слова являются ономатопеическими, т.е. звукоподражателями (например, жужжать).

В английском языке эти , как правило, могут являться как существительными, так и правильными . Давайте изучим их:

E.g. Did you hear that bang? It sounded like a gun.

E.g. I lay there hearing the buzz of a mosquito but I couldn’t see it anywhere.

E.g. to download the new software just click on the “download” icon.

Crash

N: грохот, треск, авария, крушение

V: грохотать, с грохотом разрушать, разбивать

E.g. I heard the screech of brakes as the driver tried to stop and then a loud crash.

Screech

N: визг, хрип, скрежет (тормозов, двери и т.п.)

V: визжать, скрипеть, скрежетать

E.g. We heard the screeching of tyres as Helen’s boyfriend drew up outside her front door.

E.g. The dog was crunching on a bone that a neighbor had given it.

I heard the crunch of their feet walking through the crisp snow.

E.g. Please turn the tap off properly otherwise it’ll drip.

E.g. The cat arched its back and hissed at us as we walked it.

The snake reared its head and gave an angry hiss.

E.g. We could hear the hoot of the crowd in the football stadium from our hotel.

E.g. I don’t remember the words of the song , but I can hum the tune.

E.g. I had to get up and lock the door because it was rattling in the wind.

Every time a bus or lorry goes past, the windows rattle.

E.g. I hate people who roar at me when I slow down at an amber light.

The engine roared into life as he switched it on.

E.g. Please don’t slam the door. Close it gently.

E.g. Don’t slurp your soup! Eat it quietly.

E.g. Mark’s got a cold, so he’s been sniffing all day.

Don’t sniff! Get a handkerchief and blow your nose.

E.g. I can’t share a room with you if you snore – I won’t be able to sleep.

E.g. There was a splash as he jumped into the swimming pool.

E.g. When I’m nervous I often tap my fingers on the table.

E.g. It was so quiet in the room that you could hear the ticking of the clock.

E.g. Some of the players carried on playing because they hadn’t heard the whistle.