Жизнь бенвенуто челлини, написанная им самим

Челлини Бенвенуто - известный флорентийский скульптор, представитель маньеризма, ювелир, автор нескольких книг. Наиболее известными из них стали «Жизнь Бенвенуто» и два трактата: «Об искусстве ваяния» и «О ювелирном деле». В этой статье вам будет представлена краткая биография итальянца.

Детство

Челлини Бенвенуто появился на свет в 1500 году во Флоренции. С детства у мальчика стали проявляться способности к музыке. Отец всячески пытался развивать их у Бенвенуто, надеясь, что его сын в совершенстве освоит эту профессию. Но сам маленький Челлини не любил занятия музыкой и испытывал к ней отвращение, хоть и научился хорошо петь по нотам и играть на флейте. В 13 лет у будущего скульптора появился интерес к ювелирному делу. Бенвенуто убедил родителей отправить его на обучение к золотых дел мастеру Бандини. В последующие годы юный Челлини много путешествовал по Италии, обучаясь у лучших ювелиров. Лишь в 1518 году он вернулся во Флоренцию.

Ювелирное дело

За пять лет обучения Челлини Бенвенуто стал искусным мастером. Поначалу он трудился в родном городе, но вскоре отправился в Рим. Работа подмастерья не очень радовала Бенвенуто, ведь треть заработка приходилось отдавать хозяину. К тому же по качеству работы он превосходил многих именитых ювелиров, которые наживались на его труде. Это вынудило молодого человека уехать домой.

Собственная мастерская

Челлини Бенвенуто в очень короткие сроки обрёл много заказчиков. Но спокойно работать ювелиру мешали некоторые события его беспокойной жизни. Совет Восьми осудил Бенвенуто за серьёзную драку. По этой причине молодому человеку пришлось бежать из города, переодевшись монахом. Но на этот раз у Челлини были средства, на которые он открыл в столице Италии свою мастерскую. Молодой человек делал для знати вазы из серебра и золота, чеканил медали для шляп и оправлял драгоценные камни. Помимо этого, Бенвенуто освоил изготовление печатей и искусство эмали. Весь Рим узнал его имя. Сам папа Климент VII заказал у Челлини несколько вещей. Творческая работа Бенвенуто перемежалась со ссорами, драками и скандалами. Мстительность, мнительность и вспыльчивость не раз заставляли молодого человека доказывать собственную правоту с помощью кинжала.

Смена профессии

Бойцовский темперамент помог Челлини в 1527 году. Именно в это время Рим осадила немецко-испанская армия. И Бенвенуто превратился из ювелира в мастера-артиллериста. В течение месяца он помогал солдатам защищать папу в осаждённом замке Св. Ангела. Это продолжалось до тех пор, пока Климент не подписал договор о капитуляции. За проявленный героизм ювелир был щедро вознаграждён.

Беспутная жизнь и тюрьма

Бенвенуто Челлини, работы которого стали известны за пределами Италии, процветал в творческой деятельности, но по-прежнему вёл беспутную жизнь, наживая врагов. Не имея дамы сердца, скульптор погряз в беспорядочных половых связях. В итоге он подцепил «французскую болезнь», которая едва не лишила мастера зрения. В 1537 году во время поездки во Флоренцию его мучила ужасная лихорадка. Но самым сильным ударом судьбы был арест. Челлини обвиняли в похищении драгоценных камней и золота из папской крепости во время её защиты десять лет назад. Несмотря на то что все подозрения были сняты, ювелир провёл в тюрьме целых три года.

Париж

В 1540 году Бенвенуто Челлини, скульптуры которого известны сейчас во всём мире, приехал в Париж и устроился работать при дворе. Король был очень доволен изготовленными мастером вещами. Особенно ему нравилась серебряная фигура Юпитера, которую использовали как огромный подсвечник. Но спустя пять лет Челлини вынужден был покинуть французский двор из-за интриг и открытого пренебрежения к его таланту.

Скульптуры

В последующие годы Бенвенуто занимался обработкой мрамора («Венера и Амур», «Нарцисс», «Аполлон с Гиацинтом», «Ганимед») и изготовлением различных предметов роскоши. Но самой любимой его скульптурой, над которой он работал каждый день, был «Персей с головой Медузы». Мастер делал её в течение восьми лет. Сначала Челлини создал восковую, а потом гипсовую модель скульптуры в полный рост. Когда же пришла пора отливки «Персея» из бронзы, мастера свалила лихорадка. Бенвенуто было настолько плохо, что он стал готовиться к смерти. Но когда Челлини узнал об ошибках подмастерьев, едва не загубивших статую, он спас отливку в горячечном состоянии и вскоре чудесным образом исцелился.

Последняя работа

Последняя дошедшая до нас работа скульптора - «Распятый Христос». Многие искусствоведы считают её самым совершенным творением мастера. Изначально высеченная из белого мрамора фигура Христа (в натуральную величину), распятая впоследствии на чёрном кресте, предназначалась для гробницы самого Челлини. Но позднее её купил герцог Медичи и подарил Филиппу II. Она и по сей день стоит в Эскориале в церкви Св. Лаврентия.

Последние годы

Свою автобиографию «Жизнь Бенвенуто», скульптор писал, пребывая в глубокой депрессии. Страницы издания полны его жалоб и сетований на непонимание, а также унижение достоинств и таланта. Отдельную главу мастер посвятил жадности Медичи. Герцог так до конца и не расплатился за сделанную для него статую «Персей». Бенвенуто Челлини лишь забыл сообщить читателям о принятом им в 1558 году монашестве. Спустя пару лет он расстригся. В 60 лет скульптор решил исполнить свою забытую клятву - Челлини женился на Моне Пьера, от которой у него было восемь детей. Несмотря на легкомысленность в денежных делах, Бенвенуто удавалось содержать свою большую семью. Помимо этого, он поддерживал деньгами двух внебрачных отпрысков и вдовую сестру с её пятью дочерьми.

Жизнь Бенвенуто Челлини, полная неустанных трудов, подвигов и скандалов, оборвалась в 1571 году.

Бенвенуто Челлини и его «Жизнеописание»

«Нет другой книги на нашем языке, которую было бы так приятно читать, как «Жизнеописание» Челлини», - писал самый известный итальянский критик XVIII века Баретти. Эта восторженная оценка показательна для отношения потомства к замечательному памятнику мемуаристики эпохи Возрождения. Увлекательный рассказ художника о своей жизни вызывает острый интерес у историков культуры и философов, искусствоведов и лингвистов, поэтов и критиков, а также среди широких кругов читателей. На немецкий язык книгу перевел в 1803 году сам Гёте, снабдив свой перевод очерком о Челлини и его времени. Ровно четыре столетия отделяют нас от того времени, когда автор приступил к своим воспоминаниям, но интерес к ним возрастает, о чем свидетельствуют все новые издания и исследования.

Славу этой книги мемуаров нельзя, однако, объяснить громким именем ее автора как художника. Это не отраженный свет.

Флорентийский золотых дел мастер и скульптур Бенвенуто Челлини (1500–1571) был несомненно высокоодаренным художником, но имя его не стоит в первом ряду великих мастеров итальянского Возрождения. Это имя не первого ранга. Как известно, современники восторгались его ювелирным искусством, и здесь, вероятно, не было ему равных в Италии. Но из всех замечательных творений Челлини-ювелира, так интересно описанных в его мемуарах, до нас почти ничего не дошло. Драгоценный материал, с которым работал Челлини, сыграл роковую роль в судьбе его созданий. Так, во время итальянских кампаний была переплавлена в слиток для выплаты контрибуций Бонапарту знаменитая застежка папской ризы с изображением Бога-Отца, о которой художник рассказывает в главах 43–44 и 55 книги 1 своих мемуаров. Единственный дошедший до нас шедевр Челлини-ювелира - это золотая солонка Франциска I, но и она еще при жизни художника, в 60-е годы XIV столетия, во время религиозных войн, дважды была внесена в списки золотых ценностей, подлежащих переплавке, и только случайно уцелела. Множество колец, ожерелий, камей, медальонов, фермуаров, а также маятников, подсвечников и ваз, хранящихся в европейских музеях, приписывается Челлини без достаточных оснований. Среди этих экспонатов много изделий мастеров позднейших эпох или иных стран. Потомство охотно приписывало Челлини все шедевры ювелирного искусства. И уже одно это заставляет подозревать, что манере Челлини, быть может, несколько и не хватало неповторимого своеобразия.

Образцы его мастерства чеканщика и резчика сохранились лучше. До нас дошли почти все его медали и монеты. Но здесь у Челлини были достойные соперники (Карадоссо и Леони).

Время пощадило и лучшие творения Челлини-скульптора: бронзового «Персея» и две замечательные модели к нему (Флоренция), мраморное «Распятие» (Эскуриал), бюсты Бандо Альтовити (Бостон), Козимо I (Флоренция), а также «Нимфу Фонтенбло» (Лувр), «Борзую» (Флоренция) и некоторые другие работы. Пристрастие скульптора к динамизму и резкости обнаруживает в нем талантливого ученика позднего Микеланджело. Но богатство внутреннего содержания и значительность идей учителя обычно не под силу Челлини, и поза его героя уже несколько театральна и искусственна. В наше время статуя Персея не вызывает того энтузиазма, с каким ее встретили современники Челлини в день 27 апреля 1554 года, когда она была выставлена под аркой Лоджии деи Ланци. Композиция кажется нам загроможденной фигурами и барельефами подножия, поза Персея - малоустойчивой, трактовка тела - противоречивой, а аксессуары, например шлем героя, - излишне детализированными. В целом скульптура Персея обнаруживает технику орнаментального ювелирного искусства, перенесенную в ваяние, требующее, однако, большего духовного содержания и простоты выразительных средств. Две сохранившиеся модели «Персея» - бронзовая и восковая, - в особенности последняя, производят благодаря малому размеру и простоте позы лучшее впечатление, чем сама статуя.

Впрочем, характер реализма бронзовых бюстов, а также, пожалуй, мраморного «Распятия» доказывает, что Челлини более других своих современников сохранил связь с традициями итальянского искусства поры расцвета, хотя в общем его творчество уже отмечено налетом маньеризма, усиливающегося в искусстве позднего Возрождения.

Не слава Челлини-художника поддерживает интерес потомства к его «Жизнеописанию». Скорее наоборот. Прав был Гёте, когда писал, что «Челлини обязан своей славой едва ли не больше своему слову, чем творениям», ибо «своим пером, едва ли не вернее, чем резцом, он оставил прочный памятник себе и своему искусству». Если имя Челлини стало нарицательным для всего золотого века художественного ремесла, который мы охотно называем «челлиниевским», хотя от самого Челлини-ювелира, как мы видели, мало что сохранилось, то известную роль здесь сыграли вдохновенные страницы его автобиографии. Загипнотизированные наивной саморекламой Челлини, поклонники его таланта готовы были приписать ему любой безымянный ювелирный шедевр. С другой стороны, отчасти основываясь на указаниях из «Жизнеописания», такие исследователи, как Плон и другие, могли установить в целом ряде случаев его авторство. Так, лишь в XIX веке доказано, что эскуриальское мраморное «Распятие» принадлежит резцу Челлини, и установлено, что «венская солонка» является той самой знаменитой солонкой, которую сделал Челлини для Франциска I.

Своей славой мемуары Бенвенуто Челлини не обязаны также какому-то исключительному богатству исторических свидетельств или точности в их передаче. Челлини не историк своего времени. Он жил в бурную, переломную для развития европейского общества эпоху, богатую всемирно-историческими событиями и глубоко трагическую для Италии. Великие географические открытия, перевороты в науке, начало Реформации, великая крестьянская война, социальные брожения века - обо всем этом нет ни малейшего упоминания в его мемуарах. Единственный эпизод итальянской истории, отразившийся в книге, - осада замка Святого Ангела, - освещен чисто биографически: автор рассказывает, как события повлияли на его личную судьбу. В своих записках Челлини неоднократно предупреждает, что он не историк, что пишет «только свою жизнь» и «то, что к ней относится». А между тем он жил и работал при папском дворе и при дворе короля Франции - в средоточиях тогдашней политической жизни! «Жизнеописание» Челлини и, скажем, такая вершина в жанре автобиографии, настоящая энциклопедия своей эпохи, как «Былое и думы» нашего Герцена, - это два полюса, два антипода мировой мемуаристики.

Но если Челлини так сузил рамки своего «Жизнеописания», то в чем интерес и на чем основана слава его мемуаров?

Из книги Иосиф Бродский автора Лосев Лев Владимирович

Возможно ли жизнеописание поэта? Хотя нижеследующая первая глава начинается словами: «Иосиф Александрович Бродский родился...» – предлагаемый очерк не биография, а литературная биография поэта. Биограф превращает сведения о жизни и творчестве своего героя в связное

Из книги Панчо Вилья автора Григулевич Иосиф Ромуальдович

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ДОРОТЕО АРАНГО «Доротео Аранго, по прозвищу Франсиско Вилья, он же Панчо Вилья, опасный бандит и преступник. Родился в 1877 или 1878 году (с точностью не установлено) в семье пеона на землях асиенды Гогохито, неподалеку от селения Сан-Хуан дель Рио, штат Дюранго.

Из книги Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих автора Вазари Джорджо

Из книги Разум на пути к Истине автора Киреевский Иван Васильевич

Из книги Иван Ильин. Жизнеописание, мировоззрение, цитаты. За 60 минут автора Ильин Иван Александрович

Из книги Жизнь Бенвенуто Челлини автора Челлини Бенвенуто

Жизнеописание Премудрость возлюбих и поисках от юности моея… Познав же, яко не инако одержу, аще не Бог даст… приидох ко Господу. Ср.: Прем. 8, 2,

Из книги Бенвенуто Челлини автора Соротокина Нина Матвеевна

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ Глубокой осенью 1922 года пароход «Обер-бургомистр Хакен» увозил из России «цвет нации»: большую группу философов, ученых и литераторов в Германию. В числе прочих навсегда покидали родину Иван Александрович Ильин и его жена Наталья Николаевна. Они оказались

Из книги Воображенные сонеты [сборник] автора Ли-Гамильтон Юджин

Жизнь Бенвенуто Челлини, написанная им самим ***

Из книги автора

Письмо Бенвенуто Челлини к Бенедетто Варки Высокопревосходнейший даровитый мессер Бенедетто и премного мой досточтимейший.Раз ваша милость мне говорит, что эта простая речь о моей жизни больше вас удовлетворяет в этом чистом виде, нежели будучи подскобленной и

Страсти по Бенвенуто Сам Бенвенуто пишет, что его продали за венецианское епископство. Кардинал Корнаро радел о некоем дворянине Андре Чентано, может быть, он был его родственником, неизвестно. У папы Павла III освободилось епископство, и он обещал дать его этому Чентано.

Из книги автора

Челлини и литература Возрождения Это ни в коем случае не обзор литературы чинквеченто, мне это не по чину, да и не уместен здесь полноценный обзор. Но надо хотя бы конспективно рассказать, о чем писали в то время, и понять, какое место занимал в этом длинном списке Бенвенуто

Из книги автора

«Жизнь…» и «Жизнеописание…» Дживелегов любит давать характеристики ярких личностей в сравнении, например: Кастильоне - Аретино, очень разные писатели, или в тандеме: Аретино - Челлини. Он находит в характере их и восприятии действительности общие черты. Мне хочется

Из книги автора

50. Бенвенуто Челлини - натурщице (1545 г.) Пора из воска вылепить Персея - Он будет грациозен, юн и наг, И в левый я его вложу кулак Твою главу, где затрепещут змеи; Под тяжкою стопою леденея, От корчей изогнется твой костяк; В десницу дам причудливый тесак; Рекою будет

Жизнь Бенвенуто Челлини - это увлекательная иллюстрация нравов эпохи позднего Возрождения. С одной стороны, он обладал несомненным чувством прекрасного, с другой, имел репутацию непредсказуемого, своевольного человека с буйным нравом. Собственно, о жизни Челлини нам известно не столько из сохранившихся воспоминаний его современников, сколько из автобиографической книги, написанной им уже в зрелом возрасте.

Таким образом, к художественным талантам Челлини можно добавить писательский дар. А рассказать ему было о чем, ведь он выполнял заказы римских пап, французского короля Франциска I, Великого герцога Тосканы Козимо Медичи, участвовал в обороне осажденного Рима, сидел в тюрьме, неоднократно пускал в ход кулаки и кинжал, тридцать лет кочевал по городам Италии.

Интриги, драки и опасные приключения были постоянными жизненными спутниками Челлини, о чем он красочно и не без удовольствия повествует в своих мемуарах. Однако весьма бурная жизнь не мешала ему пробовать себя в разных видах искусства: ювелирном деле, чеканке, скульптуре. Впрочем, обо всем по порядку.

Выбор пути

Бенвенуто увидел свет в семье флорентийского мастера на все руки Джованни Челлини. Более всего отец любил играть на флейте, и делал он это так виртуозно, что был приглашен в дворцовый оркестр правителя Флоренции. Честолюбивый Джованни всерьез мечтал сделать из сына прославленного музыканта, благо у Бенвенуто был хороший слух и приятный голос.

Но, как это часто бывает, сын связывать свое будущее с постылой флейтой не собирался. В пятнадцать лет Челлини Бенвенуто поступил учеником к ювелиру Антонио ди Сандро. Обучение закончить он не успел, поскольку вскоре вместе с младшим братом был изгнан из Флоренции на полтора года за участие в драке на шпагах.

Не теряя времени зря, в Сиене Бенвенуто продолжает обучение ювелирному делу и начинает самостоятельную работу. Следующий важный этап в жизни Челлини связан с Римом, но до этого он успел еще раз предстать перед судом Флоренции по обвинению в нанесении оскорбления. Спасаясь от тюрьмы, а заодно и от отцовской флейты, Бенвенуто бежит в Рим в 1521 году.

Папский Рим

В то самое время в Ватикане новым понтификом был избран папа Климент VII. Он принадлежал к флорентийскому роду Медичи, который всегда поддерживала семья Челлини. Прибыв в Рим, Бенвенуто устроился в мастерскую Санти, где в основном занимались чеканкой ваз, подсвечников, кувшинов, блюд и прочей домашней утвари.

Тоскуя по Флоренции и по отцу, Бенвенуто Челлини стал играть на флейте, такой ненавистной ранее. Его заметили, пригласили в оркестр, который должен был развлекать понтифика игрой во время праздника Лета. Папа Климент отметил игру Бенвенуто и взял к себе на службу в качестве музыканта.

По иронии судьбы нелюбимая музыка открыла перед Челлини двери самых известных домов Рима. Музыка и еще скандал с одним испанским епископом из-за вазы, сделанной Бенвенуто по его заказу. Таким образом, папа Климент VII узнал, что принятый им на службу музыкант является к тому же талантливым ювелиром и чеканщиком.

Потери и приобретения

Во время жестокого разграбления Рима войсками императора Карла V в 1527 году Челлини Бенвенуто вместе с небольшим гарнизоном солдат защищал осажденный замок Святого Ангела, где укрывался папа Климент. После капитуляции он ненадолго вернулся во Флоренцию, чтобы выкупить вынесенный ему 8 годами ранее приговор суда.

В родном городе свирепствовала эпидемия чумы, унесшая жизнь его отца и старшей сестры. Следующие два года Челлини жил то в Мантуе, то во Флоренции, но в конце концов снова вернулся в Рим. Здесь ему не пришлось долго искать заказы, к нему обратился сам понтифик, назначивший вскоре Бенвенуто на должность мастера монетного двора.

В мае 1529 г. Челлини пережил большую личную трагедию - смерть младшего брата, убитого в драке. Бенвенуто отомстил убийце, но папа Климент VII простил ему грех кровной мести, поскольку был большим почитателем его таланта. Вскоре он даже удовлетворил просьбу Челлини, назначив его своим булавоносцем.

Дорогами скитаний

Казалось бы, хорошо иметь покровителем понтифика, однако, снискав расположение папы, Бенвенуто Челлини приобрел и множество завистников. Справедливости ради заметим, что вздорный характер тоже в немалой степени способствовал увеличению количества его врагов. Одного из них - ювелира Помпео - Челлини убил кинжалом за нанесенное оскорбление.

После смерти папы Климента VII понтификом был избран кардинал Алессандро Фарнезе под именем Павла III. И если новый папа вначале благоволил Челлини, то его незаконнорожденный сын сделал все, чтобы расправиться с мастером. Спасая свою жизнь, Бенвенуто бежит из Рима в родную Флоренцию, где получает заказ от герцога Алессандро по прозвищу Мавр.

Когда Рим готовился к приезду императора Карла V, папа снова вспомнил о Челлини. Совместно они решили приготовить важному гостю подарок - золотой крест. Однако сумма, заплаченная Челлини за работу, оказалась в три раза меньше обещанной. Мастер обиделся и в апреле 1537 года уехал из Рима в поисках, как он писал, другой страны.

Тюремное заключение

Первая поездка во Францию оказалась неудачной. Франциск I был озабочен войной, хотя и принял Челлини благосклонно. Пришлось мастеру золотых дел возвращаться в Рим. И вот, когда он наконец получил от французского короля долгожданное приглашение, его арестовали по ложному доносу.

Челлини, видя, что папа Павел III окончательно превратился в его врага, решился на побег из тюрьмы, правда, неудачный. Неизвестно, чем бы закончилась для него вся эта история, если бы в Рим из Франции не прибыл кардинал д"Эсте. В разговоре с понтификом он упомянул, что король Франциск хотел бы видеть своим придворным ювелиром Бенвенуто Челлини, работы которого ему очень нравятся.

В то время ситуация в Европе была такова, что понтифик предпочел не портить отношения с королем Франции. Челлини по его распоряжению выпустили из тюрьмы, но мастер, похоже, не очень торопился. Выехав из Рима в марте 1540 г., в Париж он прибыл только в октябре.

Придворный ювелир Франциска I

Челлини Бенвенуто провел во Франции пять лет. Местные порядки были ему не по вкусу. Если в Италии драки и даже убийства сравнительно легко сходили ему с рук, то во Франции - стране, где настолько было развито судопроизводство, что подчас сам монарх был бессилен перед постановлениями муниципалитета, - Челлини приходит в отчаяние от судебных тяжб.

Тем не менее он не прекращает работать над заказами французского короля. Франциск I благоволил мастеру, поэтому предоставил ему один из своих замков, велев казначею не скупиться и удовлетворять все запросы придворного ювелира, связанные с работой.

Живя во Франции, Челлини видел, как далеко его родная Италия ушла вперед в области скульптуры. По этой причине он именно здесь решил попробовать силы в новом для себя амплуа - ваянии. Его скульптурные изображения, даже если и не были шедеврами, все-таки позволили говорить о Челлини как о скульпторе, а не только как о ювелире.

И снова Флоренция

Шел 1545 год. Флоренцией правил герцог Козимо I Медичи, к которому по возвращении из Франции пришел Челлини Бенвенуто, чтобы засвидетельствовать свое почтение. Герцог, узнав, что золотых дел мастер теперь занимается еще и скульптурой, заказал ему статую Персея.

Бронзовый Персей, держащий отрубленную голову Медузы, по замыслу Козимо I должен был символизировать победу, одержанную домом Медичи над республиканской нечистью несколько лет назад.

В апреле 1554 года скульптура была торжественно открыта, и честолюбивый Челлини получил большое удовлетворение от восторженной реакции флорентийцев, заполонивших площадь.

В 60 лет Челлини женился на своей экономке Пьетре, которая родила ему пятерых детей. В последние годы жизни мастер зарабатывал на жизнь ювелирным делом, поскольку из-за размолвки с герцогом заказов от него почти не получал.

Умер Бенвенуто Челлини в феврале 1571 года и был похоронен в родной Флоренции с большими почестями, как и подобает великому мастеру.

Челлини-ювелир

Несмотря на то что Челлини был знаменит среди современников как золотых дел мастер, до нас дошла всего одна его ювелирная работа - "Сальера" (солонка), настольная золотая статуэтка, выполненная для короля Франциска. Сегодня стоимость солонки высотой 26 см оценивается приблизительно в 60 млн долларов.

К сожалению, ювелирные украшения Челлини затерялись в веках. Со временем хозяева их переплавляли, чтобы сделать новые, более модные золотые украшения, либо чтобы пережить трудные времена, как это часто бывало с герцогами и папами.

Помимо упомянутой солонки, сохранились также медали, щиты, оттиски печатей, монеты, выбитые Бенвенуто Челлини. Произведения эти, равно как описания утерянных украшений, дают нам представление о высоком уровне его мастерства. Он действительно был талантливым медальером, чеканщиком и ювелиром.

Бенвенуто Челлини-скульптор

Челлини-ваятелю повезло больше. Кроме "Персея", сохранились и другие его скульптуры, а также статуэтки небольшого размера: "Минерва", "Нарцисс", "Аполлон и Гиацинт", "Меркурий", "Страх", "Юпитер" и пр.

По мнению искусствоведов, в них отчетливо видны черты зарождения нового стиля - маньеризма. Для него характерна утрата гармонии между духовным и телесным, которая была присуща произведениям Ренессанса.

Все эти скульптуры мастер отливал из бронзы, лишь одну на склоне лет он сделал из белого и черного мрамора. Она совсем не похожа на предыдущие работы Бенвенуто Челлини. Статуя Иисуса Христа сегодня находится во дворце-монастыре Эскориал близ Мадрида.

О себе без ложной скромности

Одаренность Челлини проявилась не только в его творчестве, но и в сфере литературы. Незадолго до смерти он написал два трактата, посвященных скульптуре и золотых дел мастерству. По ним можно изучать историю ювелирного искусства и литейного дела в эпоху Возрождения. Не так давно оба трактата были переведены на русский язык вместе с сонетами Челлини.

Однако более всего известно другое его литературное произведение - «Жизнеописание Бенвенуто Челлини», где автор, следуя традициям своего времени, не скупится на похвалу себе и своим творениям. В 58 лет мастер принялся надиктовывать секретарю первые главы автобиографической книги и вряд ли думал, что спустя века историки внесут его мемуары в список источников по итальянской истории XVI века.

Сокращенное «Жизнеописание» Челлини было опубликовано в Неаполе в 1728 г., а полный текст, соответствующий рукописи автора, увидел свет во Флоренции только через сто лет. Сегодня в нашем распоряжении есть полный перевод мемуаров Челлини, выполненный в 1931 г. Лозинским М.

Еще в XVIII веке «Жизнеописание» Челлини стали переводить в Европе. Например, на немецкий язык автобиографию флорентийского мастера эпохи Возрождения перевел сам И. Гете. Шиллер и Стендаль признавали, какое большое влияние произвела на их литературное творчество книга Бенвенуто Челлини.

Скульптуры, как уже говорилось, мастер отливал из бронзы, но мрамор требует другого подхода. Долгое время считалось, что Челлини выполнил распятие Христа из цельного куска мрамора, пока один из наполеоновских солдат-вандалов не обнажил стальной каркас, рубанув шашкой по предплечью скульптуры.

Неординарная личность Челлини привлекала А. Дюма, который сделал его одним из героев романа «Асканио» (кстати, вместе с мастером во Франции действительно жил ученик Асканио, приехавший с ним из Рима).

Челлини был человеком щедрой души, он всегда материально помогал родным, а после смерти младшей сестры взял на себя заботу о шести племянницах. Возможно, с точки зрения современного менталитета, Бенвенуто был высокомерным, склонным к необузданным выходкам хвастуном, но таковы были нравы того времени, а его жизнь, полная авантюр, - всего лишь их отражением.


БЕНВЕНУТО ЧЕЛЛИНИ (1500-1571)- итальянский художник, крупнейший
скульптор и ювелир периода маньеризма, занимательный писатель. Родился 3 ноября
1500 во Флоренции в семье плотника. Учился у ювелира Бандинелли, испытал влияние
Микеланджело; работал во Флоренции, Пизе, Болонье, Венеции, Риме, в 1540-1545 –
в Париже и Фонтенбло при дворе короля Франциска I. Мастер маньеризма, Челлини
создавал виртуозные скульптурные и ювелирные произведения, отмеченные утонченным
декоративизмом, орнаментальностью сложных композиционных мотивов, контрастным
сопоставлением изысканных материалов.

Солонка Франциска I "Нептун и
Юнона", 1540-1544, музей истории искусства, Вена

Отцу Бенвенуто Челлини
хотелось, чтобы сын стал музыкантом, но тот поступил в 1513 в мастерскую ювелира
М. де Брандини, где овладел методикой художественной обработки металла. За
участие в свирепых уличных «разборках», в том числе и с конкурентами по
профессии, Челлини дважды (в 1516 и 1523) изгонялся из родного города. Поменяв
несколько мест жительства (Сиена, Пиза, Болонья и других), установил в 1524 году
в Риме связи с высшими церковными кругами. Войдя в число защитников «вечного
города», пытавшихся отразить его захват имперскими войсками (1527), Бенвенуто
Челлини был вынужден временно покинуть Рим. Вернувшись туда, занимал (в 1529-34)
должность начальника папского монетного двора. Почти все ранние произведения
мастера Челлини (за исключением нескольких медалей) не сохранились, поскольку
были позднее переплавлены.

"Персей" , 1545-1554 ,Лоджия
деи Ланци, Флоренция
Жизнь художника по-прежнему протекала крайне бурно.
Около 1534 года Челлини убил коллегу-ювелира (отомстив за смерть брата), затем
напал на нотариуса, а позднее, уже в Неаполе, убил еще одного ювелира за то, что
тот осмелился дурно отозваться о Челлини при папском дворе. В 1537 был принят
французским королем Франциском I и исполнил его портретную медаль. В Риме же
Бенвенуто Челлини арестовали, обвинив в краже папских драгоценностей, но он
бежал, был вновь заключен под стражу и, наконец, освобожден (1538-1539).


"Пьетро
Бембо, кардинал"
Затем Бенвенуто Челлини жил при французском королевском
дворе в Фонтенбло (1540-1545).Освоив во Франции технику масштабного бронзового
литья, Челлини с этой поры все чаще выполнял и крупные скульптурные заказы
(“Нимфа Фонтенбло”, 1543-1544 и другие). В этих работах впечатляюще четко
проступило характерное свойство пластики маньеризма в целом: ювелирное
искусство, все более роскошное, изысканное и новаторское, стало заметно
опережать монументальную скульптуру, диктуя ей такие свойства как особая
тщательность отделки, «орнаментальная» красота силуэта и прихотливое
разнообразие ракурсов, рассчитанных на неторопливое разглядывание и любование.


"Распятие" ,мрамор
В 1556
году Челлини опять заключили в тюрьму за драку (жертвой его агрессивного
характера опять стал ювелир), а в 1557 вынесли обвинение в гомосексуализме и
поместили на четыре года под домашний арест. Последним его значительным
монументальным произведением явилось “Распятие” (1555-1562), исполнив его по
обету, данному еще в римской тюрьме в 1530-е, для собственного надгробия,
Челлини стремился доказать в этой вещи свое умение работать и в
мраморе.
Находясь под домашним арестом, Бенвенуто Челлини начал писать
автобиографию (1558-1567). Написанная на живом разговорном наречии, она
представляет собой настоящий авантюрный роман и принадлежит к лучшим образцам
литературы Возрождения (долго циркулировавшая в рукописных копиях, “Жизнь
Челлини” была опубликована лишь в 1728). Его перу принадлежат также “Трактат о
ювелирном деле” и “Трактат о скульптуре”, начатые в 1565 и в 1568 изданные.
Скончался Бенвенуто Челлини 13 февраля 1571 во Флоренции.


"Франциск I, король Франции"
,1537


"Медальон с Леда и лебедь"
,1520 ,золото, диаметр 3,8 см,Национальный музей дель Барджелло,
Флоренция

"Аполлон и Гиацинт" ,1540
,мрамор, высота 191 см,Национальный музей дель Барджелло, Флоренция

"Нарцисс" ,1540 ,мрамор,
высота 149 см, Национальный музей дель Барджелло, Флоренция

"Ганимед" ,1540 ,мрамор,
высота 106 см,Национальный музей дель Барджелло, Флоренция

"Морион для Медичи" ,1570
,чеканка, посеребренные железа, высота 37 см, Дрезден

"Щит для Медичи"
,1570,чеканка, посеребренные железа, высота 76 см, Дрезден

"Щит" ,1572,позолоченный
железный, 68 х 49 см,Лувр, Париж

"Шлем " ,1570,покрытый
золотом и эмалью, 68 х 49 см, Лувр, Париж


1570 ,серебро, Лондон

"Бюст Козимо I" , 1546-47
,бронза, высота 110 см,Национальный музей дель Барджелло, Флоренция

"Бюст Биндо Altoviti" ,1549
,бронза, высота 105 см,музей Изабеллы Стюарт Гарднер,Бостоне


"Салюки Грейхаунд" , бронза,
18 х 28 см,Национальный музей дель Барджелло, Флоренция



"Ганимед" ,1548, Бронза,
высота 60 см,Национальный музей дель Барджелло, Флоренция

"Меркурий" ,1547 , Бронза,
высота 96 см,Национальный музей дель Барджелло, Флоренция

"Юпитер" ,1549 ,Бронза,
высота 98 см, Национальный музей дель Барджелло, Флоренция

"Минерва",1549, Бронза,
высота 89 см, Национальный музей дель Барджелло, Флоренция

"Даная и ее сын Персей"
,1549,Бронза, высота 84 см, Национальный музей дель Барджелло, Флоренция

"Страх" ,Бронза, высота 32 см


"Сатира"
,рисунок, Национальная галерея искусства, Вашингтон

"Аполлон" ,1560 ,рисунок,
частная коллекция

"Фонтан Дианы Анет" , Лувр

Http://www.liveinternet.ru/users/credime/post209331468/

Зеркало Бенвенуто Челлини было сделано в XVI веке.

Было сделано великим скульптором, алхимиком и магом для самой прекрасной женщины эпохи Возрождения.