Сказка да в ней намек добрым. Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Виды народных сказок

Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым
человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать.
В.А.Сухомлинский.

Сказки…. Как много связано с ними в жизни каждого человека. Она сопровождает нас всю жизнь. Ее рассказывают ребенку, еще лежащему в колыбели, она удивляет малыша и в 2, и в 5, и в 10 лет. А, став взрослыми, мы передаем сказочный опыт своим детям, внукам. Жаль, что мы читаем сказки, как правило, только в детстве. Однако, то, что в раннем возрасте пропущено через сердце, что воспринято через эмоционально-чувственную сферу, останется с человеком на всю жизнь.

В сказке заложено много воспитательных начал. Сказки учат детей любить свою родину, свою землю, накопленную тысячелетиями народную мудрость, ее фольклор, искусство, бытовые культурные традиции, ее историю. Они учат быть «добрым молодцем», достойным своего Отечества, а не «Иваном, родства не помнящим».
Именно в сказке дети впервые знакомятся с особенностями культуры русского народа. Во-первых, это – язык, его особенные мелодика и ритм, присущие только сказкам. Во-вторых, это – обычаи и обряды, удивительные по красоте песенки - заклички, сопровождавшие бытовую жизнь наших предков. В-третьих, описание и устаревшие названия предметов быта, одежды, праздников, персонажей, которые наполняли духовную жизнь наших предков. И, в-четвертых, дети узнают об отношениях наших пра-пра-прадедов к социальным явлениям жизни, положительным и отрицательным, о подвигах и народных героях, о добре и зле, о неограниченных возможностях человека.

Сказка объединяет разные по возрасту поколения. Вспомните, как, уютно устроившись на коленях у бабушки, вы слушали негромкий ее голос, неторопливо повествовавший о похождениях Ивана – крестьянского сына в тридевятое царство, тридесятое государство. Сказка побуждает ребенка к фантазии, к воображению. Да и как иначе можно представить себе «чудище заморское» или «красоту, что ни в сказке сказать, ни пером описать»?

Сейчас появилось много авторских сказок, которые сохраняют естественную связь с фольклором, используют традиционное для сказки построение сюжета, специфическую лексику. Все сказки: и русские народные, и авторские,- включают в себя естественное и необычное, волшебное, реальное и фантастическое. Именно поэтому мы вправе сказать, что сказки дают детям огромные возможности для развития творчества и образного мышления.

Перед вами сборник авторских сказок. О чем они? О явлениях природы, об отношении людей к течению времени и смене времен года, о красоте русской земли, о некоторых обычаях, сопровождавших жизнь наших предков.
Я надеюсь, что эти сказки помогут воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов, родителям организовать развитие творческого воображения и образного мышления у детей.

Рецензии

Ты совершенно права,Светлана в своих рассуждениях о сказке.Это слово пишут с маленькой буквы, а я бы все буквы этого слова написала большими.В нынешние времена она нужна не только детям, но и многим взрослым,которые в детстве были лишены всей чудесной её наполненности.Об этом хорошо написано в данном предисловии.Что греха таить,не много найдётся мам и бабушек,умеющих рассказывать сказки.Чаще их детям читают с равнодушием и "глубоким" непониманием,соблюдая,лишь, ритуал засыпания.
С интересом почитаю все твои сказки. С наилучшими пожеланиями, И.Д.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Здравствуйте, дорогие родители, мамы и папы. Знаете ли вы, что сказки – это не просто детское развлечение? Роль и влияние сказок, которые вы читаете своему ребёнку, на самом деле огромная. Настолько огромная, что может повлиять на будущее малыша. Ведь от того, читаете ли вы сказки своему ребенку и КАКИЕ сказки вы ему читаете, во многом зависит его развитие и, как следствие, его судьба.

И это – не шутка.

Понять по-настоящему природу и значение сказок мне удалось во время , который ведёт Юрий Бурлан. показывает, как психическое бессознательное в различных степенях развитости и реализованости управляет человеком и его судьбой.

Так вот, психическое человека развивается только до пубертата. То есть, развитие ребёнка зависит от нас, родителей, так как именно мы создаем комфортные или неблагоприятные условия для этого процесса. И сказки имеют к этому отношение.

Сущность сказок

Народные сказки передавались из поколения в поколение тысячи лет. Сказки были важной частью культуры. С помощью сказки маленький человек с удовольствием усваивал, что такое хорошо, а что такое плохо, что добро всегда побеждает зло, а поэтому лучше быть хорошим. Малыш понимал, какие поступки совершают отважные герои, а какие – уродливые неудачники-злодеи, и на кого из них нужно равняться.

Сказка в современном мире – это по-прежнему естественный способ обучения детей культуре и жизни в социуме, но не только это. Слушая сказку, ребенок учится любить и сострадать, получать позитивные эмоции, он учится жить. К тому же сказки развивают воображение.

Сказка – это возможность для ребёнка провести время вместе с мамой или папой, а это очень важно для малыша, ведь таким образом он чувствует эмоциональную близость с родителем, получает такое необходимое внимание и чувство защищенности.

Но есть одно НО, очень существенное НО, ради которого и написана эта статья.

Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.

Какой намёк? Какой урок?

Выбирая ребенку сказку, нужно подумать – а чему, собственно, учит эта сказка? Какова ее мораль? Актуальна ли она в наше время? Полезна ли она будет моему ребенку, или наоборот – навредит?

Есть сказки, глубинный смысл которых сводится к тому, что кушать (поедать, проглатывать, жарить и т.д. и т.п.) себе подобных, то есть, двуногих и говорящих человеческим языком, – это очень плохо (герои сказок – это проекции людей). Каннибалят в сказках только злодеи, которых в конце обязательно побеждает добрый герой.

Когда-то, тысячи лет назад, такие сказки играли важную роль. Они были частью культуры, которая ограничивала каннибализм (в том, что это жуткое явление было распространено среди древних людей говорят не только сказки. Ритуальный каннибализм был засвидетельствован в диких африканских племенах в те времена, когда на всех континентах, кроме самой Африки, уже процветала культура).

Сейчас другое время и культура выполняет другие – более актуальные функции для современного человечества. А мы до сих пор читаем детям сказки о каннибализме. Для большинства детей эти сказки просто бесполезны, а для некоторых деток, особо чувствительных, страшные сказки читать категорически нельзя .

Дети со зрительным вектором

Набор психических свойств человека в Системно-векторной психологии называется вектором. Вектора заданы от рождения и развиваются до пубертата.

Особенность ребёнка со зрительным вектором – повышенная эмоциональность. Зрительный ребенок очень чувствителен, он создаёт эмоциональные связи не только с родителями, но и с домашними животными и даже с игрушками. Такой малыш легко переходит со смеха в слёзы. Когда он смотрит мультфильм с драматическим сюжетом, в моменты опасности может прятать лицо от страха, а в самые трогательные моменты – плакать. Он очень переживателен. Зрительный ребёнок любит рисовать, особенно на стенах своей комнаты, добавляя в свою жизнь любимые яркие краски.

Состояние страха для такого малыша губительно – это самое неблагоприятное состояние для развития зрительного вектора.

Зрительного ребёнка нельзя пугать бабой Ягой, бабайкой, чёрной рукой, нельзя брать его на похороны и тем более заставлять целовать на прощанье умершего родственника.

Сказки о каннибализме вызывают у зрительного ребёнка особый страх. Ведь ребенок проживает сказку, проживает роль каждого позитивного персонажа, ассоциируя себя с ним. И тот момент, когда его хотят съесть, вызывает у малыша первобытный страх – сильное бессознательное состояние, крайне деструктивное. Если это состояние закрепится в нем, это может изменить его судьбу.

Я говорю о глубоких бессознательных процессах. Ребёнок не осознает того, что сказки – о каннибализме, что герои сказок – проекции людей, ему просто очень страшно. После таких сказок начинает бояться темноты – ведь в темноте его главный сенсор не работает. Могут появляться и другие страхи.

Страхи и фобии на многие годы – это самое меньшее, что может случится. Но гораздо хуже то, что психические свойства ребенка, который вырастает в состоянии страха, останутся недоразвитыми. А это значит, что у него будет мало шансов стать успешной личностью, мало шансов на реализацию, мало шансов на счастье. Особенно опасны и чреваты последствиями сказки о каннибализме для зрительных мальчиков.

Зрительный ребёнок получает максимальное развитие в состоянии любви, через сострадание. Трогательные сказки, рассказы и повести, вызывающие сострадание, просто необходимы такому малышу. Не менее полезны ему такие же мультфильмы и детские фильмы.

Состояние любви вытесняет страхи. В состоянии любви зрительный ребёнок может быть смелее всех остальных детей. В состоянии любви и сострадания зрительный ребёнок вырастает прекрасной целостной личностью.

Все фобии родом из детства

Я как раз из тех зрительных детей, которые несут свои страхи и фобии с собой во взрослой жизни. Только сейчас, после тренинга по Системно-векторной психологии , я начала осознавать, вспоминать, анализировать, откуда они у меня появились и почему. Только сейчас я начинаю понимать, как от них избавится.

Я сделала ударение в этой статье на то, как влияют сказки на детей со зрительным вектором, потому что именно для воспитания зрительных деток это очень важно знать.

Но тем не менее каждый ребёнок нуждается в том, чтобы его воспитывали, учитывая его психические свойства, его вектора. Сказки о каннибализме – это только пример того, как можно неосознанно навредить ребёнку. Каждому родителю стоит определить векторальный набор своего ребёнка, чтобы не мешать его развитию, воспитывая его “со своей колокольни”.

Тонкое понимание задатков и психических особенностей своего малыша, правильное взаимодействие с ним и правильное воспитание – это залог того, что ребёнок вырастет развитым, востребованным, а значит, реализованным членом общества. Это – наша ответственность перед человечеством, наш самый главный долг перед жизнью, и перед своим ребёнком, конечно. Самое лучшее, что может оставить после себя каждый из нас – это Хорошего Человека.

Редакция 13.03.2012

В связи с тем, что к статье поступили комментарии о том, что, возможно, страшные сказки для детей полезны, потому что это закаляет их к взрослой жизни, я решила дополнить эту статью.

Состояние страха может быть чревато последствиями только для детей со зрительным вектором. Этих детей немного – приблизительно 5% . Остальным детям страшные сказки навредить не могут. У меня старший ребёнок (13 лет) никогда ничего не боялся, мог с папой боевик или даже ужастик на ночь посмотреть и даже глазом не моргнуть. Моего зрительного вектора у него нет. Но я на всякий случай ужасы смотреть ему не разрешаю, запрещаю и игры-стрелялки, где нужно убивать. Страхов и фобий у него быть не может, а вот жестокость нам тоже не нужна. Родители должны чувствовать ребенка и фильтровать информацию, к нему поступающую.

О родительской интуиции. Я не была знакома с СВП, когда писала статью о . Я не могла объяснить, почему я выбираю в нее самое светлое и доброе, – это сработала родительская интуиция. Просто она похожа на меня – у неё тоже есть зрительный вектор. Моя подруга Юля тоже всегда изменяет сюжеты сказок, которые рассказывает сыну – по родительской интуиции. В этих сюжетах никто никого не ест и не погибает.

Прислушивайтесь к своей интуиции, дорогие родители, и к ребенку, конечно.

Ребёнка со зрительным вектором нельзя “закалить” ко взрослой жизни страшными сказками. Такой ребёнок может реагировать на них по-разному. Если он просто отказывается от такой сказки – это хорошо. А если наоборот, боится и заостряет на страшных эпизодах внимание, просит прочитать сказку снова – это уже хуже.

Если зрительный ребенок закрепляется в состоянии страха, из него вырастает взрослый со страхами, которого ужасы современной жизни будут пугать гораздо больше, чем остальных людей. Если же такой ребёнок научается сострадать, то он во взрослой жизни способен на любовь ко всему миру – к людям, к животным, ко всей природе.

Для примера, человек со зрительным вектором, который вырос в состоянии любви, может стать врачом – у него есть сострадание к людям и желание помогать, а страха нет. А человек, который вырос со страхами, будет панически бояться крови и внутренностей – как я 🙁 .

Оксана Рязанцева
Консультация «Сказка - ложь, да в ней намек»

«Сказка ложь , да в ней намек !

Добрым молодцам урок!»

Сказки знают все . По крайней мере, несколько сказок каждый из нас может вспомнить. И «Репку» , и «Колобок» , и про Ивана Царевича и серого волка, и… И все-таки, смею сказать , мы не знаем сказки . Ну, хотя бы : кто помнит сказку о Ерше Ершовиче ? Или сказки «Горшеня» , «Семилетка» ? Велико число сказок (ученые насчитывают их многие сотни, а на слуху у нас обычно не более десятка.

Не только количество запоминавшихся сказок является свидетельством их знаний. Ведь сказка – это не рассказ , не повесть, не стихотворение или поэма, которые мы читаем в книгах… Многие ли из нас могут рассказывать сказки ? Ведь знать сказки – это значит так исполнять их, чтобы слушали нас, затаив дыхание, чтобы плакали или смеялись!

И еще много вопросов возникает, когда заходит речь о народной сказке .

Так что же такое сказка ?

Если подобрать к слову «сказка » , однокоренные слова, то получим ряд слов, который в определенной мере раскроет нам его смысл : сказка – сказывать – рассказывать . То есть сказка – это то , что рассказывается , это устный рассказ о чем либо интересном как для исполнителя, так и для его слушателей.

Но всякий ли интересный рассказ является сказкой ? Можно с уверенностью ответить на этот вопрос : нет! Народ сам в своих пословицах и поговорках отметил еще одну характерную особенность сказок . Наверное, всем нам не раз приходилось слышать или самим говорить тем, кто рассказывает о чем – то , во что трудно поверить : «Не рассказывай сказки , «Все это – сказки Есть пословицы, в которых сказка сравнивается с песней : «Сказка – складка , а песня – быль» , «Сказка – ложь , а песня правда» . О чем все это говорит? О том, что сказка повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны, фантастичны.

И в самом деле, разве можно поверить в то, что лиса научила волка ловить хвостом рыбу из проруби? Трудно представить себе в жизни и то, о чем рассказывает сказка «Царевна – лягушка» : Иван – царевич женится на лягушке, совершающей немыслимые чудеса.

В сказке все необычно , все выдумано от начала до конца. Топор сам рубит лес, печка разговаривает; взмывает в небо ковер – самолет. В занимательных сказочных историях звери – лиса, волк, медведь, заяц, петух, козел – разговаривают между собой, помогают друг другу или обманывают один другого, плачут и смеются, горюют и радуются. Люди, если они есть в этих сказках , не замечают необычности происходящего.

В сказках оживают неодушевленные предметы. Вот веселый колобок. Бабушка только что испекла его, как он вдруг соскочил с подоконника, покатился по дороге и запел свою хвастливую песенку.

Невозможно поверить также в жестокие поступки персонажей сказок , в страшные события. Это все тоже выдумки, вымысел.

Так что же сказки повествуют о том , чего не было? В таком случае зачем она? Неужели только для того, чтобы зажечь воображение слушателя или читателя? А. С. Пушкин незнание сказок расценивал как недостаток своего «проклятого» воспитателя! Ему же принадлежат слова : «Сказка – ложь , да в ней намек ! Добрым молодцам урок!. Так он закончил свою знаменитую «Сказку о петушке » .

Наверное, многих поразит стилевое разнообразие сказок ; некоторые сказки так не похожи на уже читанные! Но в этом – то и прелесть их. Как необычно и как замечательно разговаривают между собой в сказке «Светлана прекрасная» Ворон Воронович и его красавица жена : «Это что у тебя русским духом пахнет?» Она улыбнулась и говорит : «Наверно, ты по русской земле летал и русского духа нахватался!»

Во многих сказках счастливый конец : злодей наказан, а положительный герой – добрый молодец или прекрасная девица – получает награду. Это неудивительно. Ведь, сказки возникли очень давно. Когда человек мечтал о том, чтобы научиться управлять силами природы, понять все, что происходит в мире, мечтал о свободном труде, о счастье. В сказках от утверждал веру в добро, в торжество справедливости. Поэтому добрую падчерицу из сказки «Морозко» суровый Мороз награждает златом – серебром, а ленивую, грубую дочку оставляет ни с чем.

Сказка – ложь оказывает самой настоящей правдой : она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов, ненавидеть злодеев, врагов. Она утверждает народные жизни : честность, преданность, смелость, коллективизм. О чем рассказывает , например, такая, казалось бы, детская сказка «Репка» ? Конечно же не о том, как лучше дергать репку – одному, вдвоем, втроем или вчетвером. Сказка – о другом ; о силе коллектива, о том, что в коллективе важна самая малая величина, учит нас ценить труд каждого.

Сказок в мире великое множество. Из них мы узнаем о жизни разных народов, их обычаях, традициях, верованиях. Народные сказки передавались из поколения в поколение. Их собирали в отдельные книги. Несколько томов русских сказок собрал и обработал А. Н. Афанасьев.

Сказки сочиняли и многие писатели. Вы хорошо знаете и любите «Сказку о рыбаке и рыбке » , «Сказку о попе и работнике Балде» А. С. Пушкина, «Конька – горбунка» П. П. Ершова, «Аленький цветочек» С. Г. Аксакова. Трудно перечислить всех, кто писал и собирал сказки . Это и К. И. Чуковский, и С. Я. Маршак и многие другие.

И наконец, последнее. Нельзя подходить к поэтическому миру сказок с нашим , во многом рациональным мышлением. В то, о чем так интересно повествуют сказки , надо верить. В них есть своя художественная правда. И поэтому, как ни странно, но, например, в сказках из моря берут воду для питья, через море ездят на лодочке, на море – окияне можно построить мост… Именно поэтому возможно в сказках соединение , казалось бы, несоединимого.

Одним словом, сказки это сказки . И мне хочется верить. Что после такого большого, во многом нового знакомства с ними мы больше полюбим народное искусство, нашу историю, станем немного добрее и немного чище.

Публикации по теме:

Родительское собрание «Сказка - ложь, да в ней намек, для родителей урок» 2015 год - год Российской литературы! Мы решили посвятить родительское собрание на тему: "Сказка - ложь, да в ней намек для родителей урок".

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность «Сказка-ложь, да в ней намек…» в старшей группе Тема НОД: «Сказка-ложь, да в ней намек…» Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно.

Часть 2 Образовательный проект «Сказка ложь, да в ней намек». Цель: Нравственное воспитание детей на примере сказок. Задачи проекта: 1.

Образовательный проект «Сказка ложь, да в ней намек» Часть 1 Цель: Нравственное воспитание детей на примере сказок. Задачи проекта: 1. Помочь понять детям, что дружба помогает в жизни. 2.

Педагогический проект «Сказка - ложь, да в ней намек…» Педагогический проект «Сказка – ложь, да в ней намек…» Актуальность. Развитие речи – это очень важная тема в развитии ребенка. Плохо говорящие.

Как относиться к себе и к людям [Другая редакция] Козлов Николай Иванович

Сказка-ложь, да в ней-намек… А какой урок добрым молодцам?

Образцы, предписания, инструкции ребенок находит не только в прямых словах родителей и других Старших. Он слышит сказки, учит стихи, поет песни, смотрит мультфильмы, - и, ставя себя на место Героя, идет вместе с ним по жизни. Герои сказок, как заботливые няни, шаг за шагом учат его знакомиться, дружить, мириться и прощать; правда, тут же грубить, ссориться и убивать.

Внимательно просмотрев сборники народных сказок, я понял, что читать их детям без основательной редакции просто опасно. Полагаю, что большинство родителей с нравственным чувством меня поймут.

Действительно, вот несколько проходных эпизодов. Идет Иван - крестьянский сын по лесу, заходит в избушку Бабы Яги, та его спрашивает: "Здравствуй, добрый молодец, куда путь держишь?" Отвечает ей Иван: "Ах ты, старая карга! Ты вначале доброго молодца накорми, напои, в баньке попарь, а потом, старая, и расспрашивай!"

Вы действительно уверены, что так должен отвечать молодой человек старой женщине, к которой он зашел в гости?

А помните русскую народную сказку, где лиса нанялась к медведю плотником и построила курятник так хитро, что потом могла лазить туда каждую ночь? Я тоже осуждаю нечестную лису, но как я должен читать детям сказку, в которой медведь, узнавший про плутни лисы, "размотал ее по кочкам" (в одной редакции) и «убил» (в другой литературной редакции)?

Если русский народ считает, что так и надо, то я согласиться с этим не могу и не хотел бы, чтобы нечто подобное усваивали мои дети.

Или вот сказка братьев Гримм «Огниво». Мама спокойным, размеренным голосом читает детишкам: "Солдат рассердился и отрубил старухе голову". Вот так. Он рассердился, решил убить старуху, вынул саблю и отрубил ей голову. Это ведь даже не хулиганство, это убийство, проходящее по Уголовному кодексу любой страны.

Из книги Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок автора Леви Владимир Львович

Ложь во благо - не ложь, а стройматериал Тактика для отдельных случаевЗаикание или другой дефект речи. Время от времени, как бы между прочим, замечаем, что ребенок говорит уже лучше, свободнее. (Лучше это делать не напрямую, а косвенно.) Отмечаем успехи именно тогда, когда

Из книги ПЛАСТИЛИН МИРА, или курс «НЛП-практик» как он есть. автора Гагин Тимур Владимирович

Сказка, или Добрым молодцам урок «Полезная игрушка», - подумал Иван-Царевич. Неприличный анекдот про Царевну-Лягушку Это частный случай метафоры, но и самый простой способ для внушения в нужном направлении.Если вместо разговора по существу и фактам вы пускаетесь в

Из книги Манипулирование личностью автора Грачев Георгий

ЧАСТЬ V. ЛОЖЬ КАК СРЕДСТВО МАНИПУЛЯЦИЙ Глава 1 . Ложь как социально-психологический феномен. 1.1. Определение понятия "ложь". Формы проявления лжи.Уже античные философы, начиная с Аристотеля и Платона пытались разобраться не только в сущности лжи и обмана, но и в

Из книги Детский мир [Советы психолога родителям] автора Степанов Сергей Сергеевич

Добрым молодцам урок От реальной жизни волшебная сказка отличается тем, что в ней обязательно разрешаются любые проблемы. Пускай для этого нужны самые невероятные средства, однако в сказке они всегда находятся, и с их помощью герою всегда удается преодолеть все

Из книги MMIX - Год Быка автора Романов Роман

Из книги Как успевать все. Пособие по управлению временем автора Берендеева Марина

С добрым утром, или Как мы просыпаемся Как сказал ослик Иа в сказке про Винни-Пуха и всех, всех, всех, дав оружие в руки пессимистов всех стран, «Если оно действительно доброе». Утро на самом деле бывает разное, именно с него начинается день, а оттого, что «утро вечера

Из книги Маленькие дети и их матери автора Винникотт Дональд Вудс

Наверное, Винникотт был еще и добрым человеком... Трудно писать предисловие к книге, которая не нравится, но, может быть, еще труднее - к той, что вызывает восхищение. Хочется использовать одни превосходные степени, и думаешь: сама бы я такому предисловию не поверила. Но что

Из книги Обратная сторона власти. Прощание с Карнеги, или Революционное руководство для марионетки автора Штайнер Клод

Откровенная (заведомая) ложь и Большая Ложь Эффективность сознательной, откровенной лжи обусловлена прежде всего доверчивостью, а также недостатком информированности тех людей, которым мы лжем. Вы покупаете у меня машину, и я говорю вам, что она может пробежать без смены

Из книги Как распознать лжеца по языку жестов. Практическое руководство для тех, кто не хочет быть обманутым автора Малышкина Мария Викторовна

Что такое ложь и какой она бывает Ложь – это любая сознательно искаженная и выдаваемая за истину информация.Практически во всех культурах мира ложь признается неправильным поступком с точки зрения морали, и в большинстве мировых религий она считается грехом. Даже

Из книги Как потрошить мужчин автора Корчагина Ирина Леонидовна

Сказка - ложь, да в ней намек Мое собственное становление антистервы началось с того, что я стала читать сказки. В жизни человека сказка встречается несколько раз. В детстве мы воспринимаем лишь фабулу. Нам интересен захватывающий сюжет, волшебные превращения героев. А

Из книги Мифы о женском счастье, или Как сказку сделать былью автора Ардзинба Виктория Анатольевна

«Сказка ложь, да в ней намек!» Сказка – это история о вымышленных событиях, по сути отражающая жизненные реалии с помощью метафоры. В таких историях сказочный герой сталкивается с определенными трудностями, которые ему приходится решать: он борется со злом, защищает

Из книги Как говорить «нет» без угрызений совести [И сказать «да» свободному времени, успеху и всему, что для вас важно] автора Брайтман Патти

Толстый намек Если слово «неприлично» не работает, используйте более серьезные выражения типа «домогательство» и «формальная жалоба». Даже упомянутая вскользь мысль о возможности судебного разбирательства действует исключительно эффективно. Я пыталась объяснить

Из книги Похвалите меня [Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе] автора Рапсон Джеймс

Позиция № 3. Быть добрым Доброта в словах рождает уверенность. Доброта в мыслях рождает мудрость. Доброта в щедрости рождает любовь. Лао-цзы Практически все в этой жизни лучше делать с добротой. Доброта наполняет смыслом слова и жесты, дарит особенную глубину разговорам,

Из книги Развитие креативности, или Дюжина приемов остроумия автора Мусийчук Марина Владимировна

2.6. Намек И.И. Сук’ин сыну. - Ознакомившись с псевдонимом, произведение не читали. Кого удивить хотите? Журнал «Новый сатирикон», 30 апреля, 1915 Вопрос о месте остроумия в системе психологических механизмов волновал многих исследователей. В работе «Я» и «Оно» его вновь

Из книги Все способы раскусить лжеца [Тайные методы ЦРУ, которые применяются на допросах и при расследованиях] автора Крам Дэн

Две степени лжи. Ложь существенная и ложь невинная Если собеседник обманывает вас, он делает это одним из двух способов. Либо его ложь существенна, либо невинна. Существенная ложь способна вас обидеть, предать, напугать, а невинный обман… что ж, и он может нанести вам

Из книги Воспитание ребенка от рождения до 10 лет автора Сирс Марта

"Правильно ли мы понимаем и истолковываем сказки? Может быть, в сказках есть какой-нибудь скрытый смысл, о значении которого мы и не догадываемся? "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Из глубины веков сказки передавались из уст в уста, из поколения в поколение. "Возраст" многих сказок исчисляется тысячелетиями! Но в сказках всё же сохранился тот уникальный смысл, что был заложен древними сказителями. Мы, к сожалению, не всегда понимаем скрытый смысл сказки, не знаем, как она рождалась. Что имели ввиду древние люди, рассказывая эти сказочные истории? Какие уроки детям они хотели дать.

В старинных фольклорных сборниках события знакомых нам сказок разворачиваются часто по-другому.

"Репка"

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может! Позвал дед бабку:
бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут! Бабка позвала внучку, а внучка Жучку… Совсем другим оказался конец старинной сказки: "Позвала Жучка кошку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!".

Современный вариант - это история о взаимопомощи, а древний - о том, что всякое дело надо доводить до конца.

Сказка "Колобок" .

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить. Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней.на крыльцо, с "крыльца-на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

Хвастается румяный колобок своей ловкостью. Вот и готово, вроде бы, осуждение легкомысленной неосторожности и хвастовства. А в древней сказке содержится информация о… луне. Да, да! О луне. Оказывается, колобок символизировал Луну. В старинном варианте этой сказки каждый встреченный колобком зверь откусывал от колобка по кусочку. Так круглая "луна" становилась все меньше, превращаясь в месяц. Когда же дошла очередь до лисы, то от колобка-луны осталась одна горбушка. "Гам!" - и она исчезла…

А в сказке "Петушок - Золотой гребешок" говорится не только об излишней доверчивости петушка, но и зашифрована притча о том, как день приходит на смену ночи. Петушок в этой истории играет ещё одну роль - роль солнца. Образ лисы - это символическое обозначение ночи. Лиса-ночь выманивает петушка-солнце из домика, а потом хватает и несёт очень уж далеко: " за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря". А выручает петушка - кот. Кот в этой сказке означает утро.

Герои ещё одной любимой малышами сказки - "Заюшкина избушка", изначально были призваны рассказать детям о смене времен года. Коварная лиса - это зима, а добрый заюшка - лето. Когда лиса выманила заюшку из его жилища, то выручил его снова петушок - солнышко, хотя сначала зайчик обращается за помощью к другим животным, которые с лёгкостью могли бы победить лису.

Курочка ряба. Вовсе не простое её толкование.

Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое - золотое. Дед бил, бил - не разбил. Баба била, била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
- Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое - простое!


Ведь раньше эта сказка была предназначена взрослым, но в Древней Руси даже дети понимали ее символический смысл. Золотое яйцо - это символ смерти, который получают старики. Рябая курочка в древней мифологии - посредник между миром живых и миром мёртвых. Поэтому и стараются дед с бабой разбить золотое яйцо, а простое яичко, обещанное старикам Рябой, - это символ новой жизни. Сказка была призвана подбодрять старых людей, не дать им сильно горевать из-за неизбежной старости, символизируя победу жизни над смертью.

Баба Яга . Страшная. Живёт в тёмном лесу, летает в ступе, и всё время норовит кого-нибудь изжарить и съесть! Почему же тогда к Бабе-Яге часто приходят за советом то Иван-царевич, то Василиса Прекрасная? А потому, что существовал такой обычай - обращаться за любыми знаниями к предкам. А дальние предки, конечно, находятся в потустороннем мире, куда живым вход заказан. А Баба-Яга служила посредником, проводником в потусторонний мир. И жилище её - избушка на курьих ножках - прообраз домиков, которые строили люди прошлого. И чтобы фундамент дома не гнил, его окуривали смолой.

"Баба" - это мать, главная женщина в древних культурах. "Яга" - огонь. Был глагол "ягать". " Ягать" - означало "кричать во всю силу. Ягали охотники, роженицы. Выходит, что Баба-Яга была главная матерь, мудрая женщина, которая знала все. И не такая уж она была страшная, как кажется. Ведь нет ни одной сказки, где бы Баба-Яга жарила людей, она только хочет это сделать. Откуда взялось это в сказке? Оказывается, существовал такой обряд - припекание больного ребенка. Бабка-повитуха заговаривала хлебное тесто, заворачивала в него младенца, клала на лопату и засовывала в печь. Потом вынимала, разворачивала, а тесто отдавала собакам. Ребенок, от такого прогревания, часто выздоравливал. Так что, если толковать сказку с точки зрения истории культуры, то Баба-Яга вовсе не злодейка, а народный целитель.