Протоиерей Александр Рябков: Я крещен, что дальше? И радостный тоже

«Нынче много знания, но мало воспитания». Митрополит Макарий (Невский).

Основная образовательная программа групп дошкольного образования НОЧУ «Православный Центр непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского» (далее – ООП) разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Конвенцией о правах ребенка ООН;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС ДО»
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изменениями и дополнениями от 27.08.2015) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  • Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»
  • Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р) Подпрограмма «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей»
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 г. Москва «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.
  • Комментариями к ФГОС дошкольного образования Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) Департамент общего образования 28 февраля 2014 год № 08-249
  • Нормативно-правовыми актами Правительства Москвы, Департамента Образования.
  • Уставом НОЧУ «Православный Центр».
  • Локальными актами НОЧУ «Православный Центр»
  • Программа разработана и реализуется на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

    В Центре функционирует 3 группы дошкольного образования общеразвивающей направленности для детей от 3 до семи лет с возможностью пребывания ребёнка в группе в режиме полного дня, неполного дня, в режиме кратковременного пребывания в зависимости от потребностей и возможностей семьи.

    Цель Программы: создание одухотворённого игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребёнка для полноценного проживания им дошкольного детства, всестороннего гармоничного развития психических процессов и физических качеств воспитанника в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, духовно-нравственного развития личности, формирования основ базовой культуры дошкольника.

    Задачи:

    1. Охрана жизни и укрепление духовного, душевного и физического здоровья ребенка.
    2. Создание условий для эмоционального благополучия и своевременного всестороннего развития каждого ребёнка в соответствии возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
    3. Создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам для развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
    4. Становление позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребёнка к социальному миру взрослых и сверстников, к природе, опосредованных отношением к Творцу.
    5. Формирование личности ребёнка, устремлённой к высшему идеалу человеческого совершенства, выраженного в Богочеловеке – Иисусе Христе, путём приобщения к традиционным духовным ценностям Православия.
    6. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
    7. Повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса в результате использования разнообразных видов детской деятельности, их интеграции, творческая организация воспитательно-образовательного процесса в группах дошкольного образования. Создание церковной среды как фактора, преобразующего группу детей в «детскую семью», на основе единства подходов к воспитанию детей в условиях образовательной организации, семьи и церкви.
    8. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
    9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

    В основе Программы лежат следующие

16.09.2013

О том, как и чем живет приходской детский сад, кого и чему там учат, рассказывает председатель приходского совета калининградского храма святого апостола Андрея Первозванного протодиакон Андрей Пасхин.

Как появилась идея создания на приходе дошкольного учреждения?

− Идея постройки детского сада принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и была высказана еще в ту пору, когда он был митрополитом Смоленским и Калининградским. Это произошло на освящении Андреевского храма в 2007 году. Осматривая после богослужения территорию прихода, он спросил: «Что у вас на этом месте?» − «Ничего, пустой участок». Святейший Владыка, как ему свойственно, прищурился, посмотрел в даль и сказал: «Давайте, мы тут детский сад сделаем, чтобы у нас был нормальный цикл образования - детский сад, гимназия и так далее».Высказав идею, он благословил заняться этим. Нашлись люди, которые на себя финансовые обязательства по обеспечению строительства и эти обязательства выполнили. Это, например, Андрей Анатольевич Крайний, на средства которого в основном были возведены и Адреевский храм, и детский сад.

Строительство шло два года. В 2010 году Святейший Патриарх Кирилл детский садик освятил, и с тех пор дошкольное учреждение осуществляет свою работу.

Скажите, пожалуйста, на кого по большей части ориентируется православный детский сад, кто его воспитанники? Это дети прихожан или просто людей вне зависимости от вероисповедания, которые хотели бы доверить ребенка воспитательному учреждению, где «плохому не научат»?

Детский сад, прежде всего, ориентируется на детей. Нас очень мало интересует социальный статус ребенка, его национальная принадлежность. Единственно, родители ребенка должны быть не против того, чтобы их ребенок знал, что в его жизни есть Бог, и понимать: свой жизненный путь человек, который вырастет из этого ребенка, будет строить, ориентируясь на Божии заповеди, понятия элементарной человеческой нравственности, церковной культуры, национальной культуры России − той страны, в которой он живет. Таким образом, пожалуй, можно описать ребенка, на которого ориентирован детский сад, точнее, его родителей.

Безусловно, к нам идут родители, которые хотели бы, чтобы их ребенок не просто получал какие-то систематизированные знания, но и обретал помимо этого нравственные, духовные и общечеловеческие основы жизни. Не думаю, чтобы кто-либо хотел, чтобы его малыш учился там, «где научат плохому», к тому же в Калининградской области детские сады работают и воспитывают детей на достаточно высоком уровне.

Имеет ли православный детский сад официальный статус, и чем он отличается от статуса государственных дошкольных учреждений?

− Да, у нашего дошкольного учреждения есть официальный статус, имеются все необходимые лицензии для работы, в том числе лицензия для работы с детьми в течение полного дня, чтобы малыши там проводили время, питались, чтобы за ними следили и т.д., а также лицензия на то, чтобы обучать их в рамках допустимого дошкольного образования.

Отличие от государственных учреждения такого рода только лишь в том, что финансируется его работа не из бюджета, а примерно пополам на родительские взносы и средства Андреевского прихода. Кроме того, к обычной дошкольной программе, предусмотренной государством, мы добавляем церковную составляющую.

Имеют ли какие-то особенности распорядок дня и программа развития у детей, находящихся в православном детском саду? Посещают ли они время от времени храм, или, возможно, в детсад приходит священник?

Распорядок дня никаких особенностей не имеет, он составлен в соответствии с существующими медицинскими, психологическими и педагогическими рекомендациями.

Что же касается программы развития, нужно отметить, что в разных детских садах в нее добавляются те или иные нюансы. Мы из всех существующих опций выбрали наиболее востребованные и эффективные для воспитания ребенка. Кроме того, мы, безусловно, даем детям понятие о том, что такое Церковь, Кто есть Бог, даем им навыки жизни православного христианина, церковной жизни. Например, малыши перед едой и после еды читают молитву.

У нас дети достаточно часто общаются со священником, они знают, кто такой батюшка, как к нему обращаться и себя с ним вести, как брать благословение, малыши могут подойти к нему поговорить. Ежемесячно весь детский сад ходит на литургию, причащается. И каждую неделю в программе есть занятие, во время которого детей приводят в храм, где им рассказывают о каком-то святом, об иконе, части богослужения или празднике.

Человек должен вырасти в какой-то среде, собственно, именно среду мы и создаем, чтобы для детей понятие «храм» было известным, чтобы они знали, что туда можно и нужно ходить, и понимали, зачем это нужно. Были случаи, когда дети приводили своих родителей в храм и те начинали посещать богослужения вместе со своими чадами.

К дошкольному учреждению прикреплен священник, служащий в Андреевском храме, − отец Александр Пермяков. Он имеет статус духовника детского сада. Батюшка посещает детский сад несколько раз в неделю, присутствует на некоторых уроках, возглавляет молитву, когда дети молятся перед едой, помогает им в этом. Он довольно много времени проводит в детском саду, и если поначалу батюшка для детей был кем-то непонятным, то теперь, видя человека в рясе, они четко понимают, что к нему можно подойти и поговорить; малыши его любят и очень ждут.

Согласовываете ли вы свои программы с органами образования?

− Как я сказал ранее, наша работа лицензирована, а для того, чтобы получить лицензию, мы безусловно должны согласовать в надзорных органах все, что делаем в образовательном плане, всю информацию, которую даем детям. Преподавание ведется по общепринятой в России дошкольной программе образования «Детство», в которую мы добавили несколько опций, каждая из которых также согласовывается с Отделом образования области. Среди опций − спортивное образование, чуть глубже, чем в стандартной программе, историческое образование по истории России, кроме того, введена церковная составляющая: Закон Божий, церковнаяпрактика, когда дети изучают внутрицерковную жизнь и принимают в ней участие. Детям также предлагаются вещи, связанные с рукоделием, развитием моторики и так далее. В общей сложности таких компонентов насчитывается десять.

С какого возраста, по Вашему мнению, детей надо знакомить с основами веры?

− Детей не нужно знакомить с основами веры по одной простой причине: если человека знакомят с чем-то, значит, он до этого вообще ничего об этом не слышал и не знал. При нормальном гармоничном воспитании ребенка при вступлении его в более-менее сознательный возраст (год-полтора-два, когда в его сознании уже отпечатываются четкие воспоминания) оказывается, что основы веры заложены в нем на уровне инстинкта. То есть если мама с папой ходят в храм, если они свою жизнь строят сообразно с Божиими законами, сообразно с положениями человеческой нравственности, порядочности и морали, то эти законы автоматически будут укоренены и в сознании ребенка. Если чадо с рождения носят в храм причащать, то оно впитывает в себя какие-то моменты церковной жизни, понимание существования Бога в его жизни.

Если же родители не смогли дать это ребенку – что ж так получилось, но, безусловно, в вопросе времени начала познания основ веры и церковной жизни только одна формула существует: чем раньше, тем лучше.

Как маленькому ребенку можно рассказать о Боге, чтоб он в силу своего развития мог понять и осознать богословские истины?

− Немного отступая от темы, хотел бы обратить внимание на проблему, с которой зачастую сталкиваются при организации преподавании в школах основ религиозной культуры. Она заключается в кадрах, в педагогическом составе, который владел бы методиками преподавания религиозной культуры. У православных этой проблемы, слава Богу, нет, у других же традиционных религий она существует – возможно, потому, что они об этом не очень сильно думают.

Один из способов рассказать о Боге и о вере – это собственный пример, пример родителей, пример тех, кого ребенок видит вокруг себя на бытовом уровне. А уже на уровне богословских истин – это вопрос к педагогам. Для меня это чудо, когда я вижу, что дети пяти-шести лет от роду у нас в храме, в детском саду, в других наших образовательных подразделениях достаточно качественно информированы в начальном богословии, в катехизисе, в Законе Божием. Для меня всегда было загадкой: как люди могут понятно, систематизировано и методично до ребенка это донести. Поэтому все, что могу сказать, − нужно ставить памятник тем педагогам, кто умеет это делать.

Отслеживаете ли вы судьбу «выпускников» детского сада? Нет ли у них проблем с адаптацией в радикально нецерковном коллективе, если затем они поступают в обычную школу?

− На данном этапе судьбу наших «выпускников» пока не отслеживаем по одной простой причине: первый выпуск у нас был только в этом году. Конечно, мы будем следить за тем, что происходит с этими детьми, тем более, что, как правило, это не сложно, потому что храм и приход – это семья, и дети, которые попадают на приход, остаются в нем. Поступив в школу − в православную ли гимназию, в светское ли учебное заведение, − они все рано остаются и будут оставаться прихожанами нашего храма, поэтому мы будем постоянно видеть этих детей, постоянно с ними общаться.

В этом и есть огромный плюс такого целостного, комплексного воспитания ребенка: закончив наш детский сад, он не уходит из храма, продолжая быть активным участником церковно-приходской жизни.

Детский сад предстоит почти каждому малышу. Посещая его, ребенок не только готовится к школе, у него вырабатывается чувство коллективизма, сплоченности, дружбы и ряд других качеств. Существуют детские сады, которые отличаются не только отношением к воспитанию, но и общей атмосферой – это православные детские сады. Их в Москве меньше 1% от всего числа столичных дошкольных общеобразовательных учреждений (ДОУ).

Общие сведения

Конечно же, деятельность этих заведений тесно связана с позиционированием Православия, а значит единство духа, соборность и смирение. Ребенку закладывают только самые хорошие черты: послушание, любовь к ближнему своему, благодарность, стремление помогать и поддерживать. В таких группах всегда царит атмосфера православного духа: беседы с наставниками, праздники и знание важных церковных дат, и лицезрение иконостаса на самом видном месте в группе детишек.

Соответственно и оформляются групповые комнаты, в которых определяется место для иконостасов. Со временем, когда дети ознакомятся с житием святого, его икона размещается в этом месте. Оно отведено для чтения утренней молитвы, дети молятся не только перед едой, но и перед учебой. Два раза в неделю проводятся музыкальные занятия. На них детей учат петь молитвы, пасхальные песни, составляются сценарии к праздникам Рождества и Пасхи, а также раздаются роли для участия в празднике.

Религиозное воспитание

Происходит непрерывность религиозного воспитания и обучения ребенка, как в детском саду, так и в семье.

Детей принимают в такие группы, после беседы родителей со священником. Составляется схема Родословной семьи, она помогает узнать семью лучше, и заполняется перед тем, как ребенок поступает в детский сад. На всех родительских собраниях присутствует священник. Обязательным условием есть посещение богослужения по воскресеньям родителей и детей.

Православные дошкольные общеобразовательные учреждения (ясли) в Москве

Средняя и старшая группа

Второе – по адресу Нововорот-никовский пер, 10, в нем пять групп, заведующая Минеева Наталья Александровна. Два рабочих контактных телефона: 978-58-75, 978-56-54.

Частное дошкольное образовательное учреждение «Православный детский сад в честь чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница» г. Кисловодск Пятигорской и Черкесской Епархии"

История: В 2002 году в городе Кисловодске по воле Божией, настоятелем храма Воздвижения Креста Господня, протоиереем Гермогеном Лимановым был заложен первый камень в фундамент будущего православного детского сада. 27 сентября 2010г. в престольный праздник храма, был торжественно открыт и освящен детский сад в честь чудотворной иконы именуемой "Скоропослушница". 60 воспитанников посещают православный детский сад.

Жизнь этих малышей, а также их родителей во многом изменилась. В детском саду духовный отец и педагоги вводят детей в мир православных традиций. Детский сад является начальной ступенью православного воспитания детей.

Концепция детского сада : приумножение любви, приближение к Богу, восстановление образа Божия в ребенке.

Отличительной особенностью его от других детских садов является то, что все аспекты воспитания питаются от православного и служат ему.

За время работы сформирован прекрасный коллектив высокопрофессиональных и талантливых педагогов, преданных своему делу, а также работников, чей труд хотя и не заметен, но очень важен в нашей работе. Педагоги и работники детского сада стараются сделать интересной и насыщенной жизнь детей и их родителей. Мы каждый день с любовью и радостью встречаем наших воспитанников, говоря детям и их родителям: "здравствуйте!" Каждый из дней, проведенных в стенах детского сада как шаг к новому миру- миру любви, радости, где все сердца пронизаны невидимыми и неразрывными нитями-нитями любви и добра. Мы, взрослые, мечтаем о таком мире, быть может, нашим детям удастся построить такой мир?!

Цель детского сада: создание воспитательной среды, способствующей духовному развитию ребенка.

Воспитывая детей мы стремимся:

Любить ребенка таким, каков он есть,

Раскрывать душу ребенка прежде, чем его ум,

Уважать в каждом ребенке личность,

Одобрять и поощрять ребенка,

Верить в возможности каждого ребенка,

Развивать нравственные качества,

Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития,

Сделать родителей ребенка своими союзниками в деле православного воспитания

Традиции детского сада:

Участие в таинствах: ознакомление детей в доступной форме с христианским вероучением, библейской историей и богослужением, через участие в таинствах (еженедельное причащение по пятницам всей группой в храме; крещение вновь поступивших детей (если требуется); утренняя и вечерняя молитва, перед трапезой и занятиями (молитвенное правило выбрано с учетом возраста и возможностей понимания детей);

Православная пятница (причащение в храме, занятия с батюшкой "основы православной культуры";

Празднование православных праздников в соответствии с церковным и светским календарем - "Рождество и Новый год", "Весна. Великая Пасха", "Лето. День Святой Троицы", "Осень. Воздвижение Креста Господня" (именины детского сада и престольный праздник храма), празднование Дня Ангела детей;

Совместная проектная деятельность в детском саду (педагоги, дети), конкурсы детско-родительских творческих проектов;

Участие в городской выставке "Готовимся к Пасхе" (сотворчество родителей и детей);

Паломнические поездки педагогов с детьми и родителями

Презентация "Мир мира и добра"

Учредитель (собственник): Местная религиозная организация православного Прихода храма Воздвижения Креста Господня г. Кисловодска Ставропольского края Пятигорской и Черкесской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Духовник и учредитель: настоятель храма Воздвижения Креста Господня митрофорный протоиерей Гермоген Лиманов

Заведующая детским садом: Людмила Павловна Паленина, образование высшее, почетный работник образования

Святыни храма: Чудотворная икона Божией Матери именуемая «Скоропослушница», чудотворная икона Николая Чудотворца-архиепископа Мир Ликийских, чудотворная икона св.вмч. Пантелеимона с вмонтированной капсулой со святыми мощами

Иконы: Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) архиепископа Крымского, Святой Матроны Московской с вмонтированной капсулой со святыми мощами, Преподобного Феодосия Кавказского с вмонтированной капсулой со святыми мощами

Лицензии на право осуществления образовательной деятельности : 26 № 000116, регистрационный №1208 от 10.12.2010г.; РО № 026441, регистрационный №1793 от 22.07.2011г. (бессрочная); Серия 26 Л 01 № 0001647, регистрационный № 5394 от 12.12.2016г. (бессрочная), приложение к лицензии Серия 26 II 02 № 0001248.

Конфессиональная аттестация о внесении в Реестр образовательных организаций РПЦ под номером 186 от 05.02.2015г. и имеет право осуществления образовательной деятельности по программам религиозного (православного) компонента дошкольного образования

Приоритетное направление: духовно-нравственное воспитание

Государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица: 1102600001778

ЕГРЮЛ: Свидетельство от 20.08.2010г. выдано Управлением Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю, серия 26 № 003661374

Свидетельство о гос.регистрации права на земельный участок: 26-АИ 506769, дата выдачи 04.12.2013г. (бессрочное пользование)

Свидетельство о гос.регистрации права на нежилое здание: 26-АИ 506709, дата выдачи 26.11.2013г. (собственность)

Устав: зарегистрирован 20.08.2010г., новая редакция 24.10.2013г., новая редация 07.11.2016г.

Образовательные программы: инвариативная -"От рождения до школы" под ред.Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (М.,Мозаика-Синтез, 2015г.); вариативные - "Мир-прекрасное творенье", Л.П.Гладких, Архимандрит Зиновий (А.А.Корзинкин), В.М.Меньшиков; Программа "Православное воспитание в дошкольном учреждении и семье", Н.М.Алексеева; методическое пособие "Подарок к празднику" , О.П.Потаповская; Программа "Добрый мир", православная культура для малышей, автор Л.Л.Шевченко; региональный компонент - Приобщение детей к культурно-историческим ценностям региона (примерная региональная программа образования детей дошкольного возраста, авторы Р.М.Литвинова, Т.В.Чусовитина, Т.А.Ильина, Л.А.Попова, О.Н.Корнюш

Награды и другие достижения:

Участники всероссийского научно-практического семинара "Пути реализации духовно-нравственного воспитания в системе дошкольного образования" (г. Белгород);

2011 год:

Участники Первых Епархиальных чтений пятигорской и Черкесской епархии (презентация опыта работы "Организация процесса и основные направления гармоничного духовно-нравственного развития кажого ребенка в условиях православного детского сада");

Участники городских выставок "Готовимся в Пасхе";

2012 год:

Победители конкурса "Православная инициатива" (благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского) - комплексный творческий проект "Православные святыни";

Призеры краевой интеллектуальной олимпиады дошкольников "По дороге знаний";

2013 год:

Победители конкурса Благотворительного Фонда Василия Великого - проект "Лекотека" для детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ);

Победители конкурса Общероссийского общественного фонда "Национальный благотворительный фонд" - проект "Здоровый малыш-счастливая семья-крепкое будущее";

Участники выставки "Мама и ребенок" (г.Пятигорск);

Участники краевой интеллектуальной олимпиады дошкольников "По дороге знаний";

2014 год:

Участники городской выставки "Святое воскресение";

Участники краевой интеллектуальной олимпиады "По дороге знаний";

Участники городского методического объединения дошкольных работников - Мастер-класс "Использование современного физкультурного оборудования и детских тренажеров в работе с дошкольниками";

2015 год:

Грамоты Архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта;

Дипломы об участии педагогического коллектива в конкурсе "Лучший учитель Основ православной культуры";

Премия Архиепископа Пятигорского и Черкесского "Лучший учитель Основ православной культуры в номинации "Программа факультативного курса по Основам православной культуры"(годовое тематическое планирование занятий с дошкольниками) - Диплом 1 место заведующая Л.П.Паленина;

Лауреат краевого конкурса "Детский сад - 2015", диплом министерства образования и молодежной политики Ставропольского края в номинации "Лучшая частная организация"

Тема нашей беседы – «Я крещен, что дальше?». Отец Александр, наверняка Вам известны случаи, когда человек пришел в храм, принял Крещение, и больше Вы его в храме не видели. Хорошо, если он в другую церковь ходит, которая, может быть, ближе к его дому или которая ему понравилась. Но мы знаем, как часто бывает, что человек продолжает жить по-прежнему, как будто с ним ничего и не произошло. И возникает вопрос, как новокрещеного христианина ввести в храм Господний, чтобы он почувствовал там себя дома.

– Наверное, не только для новокрещеного, но даже воцерковленного человека часто тема спасения бывает не совсем ясна. Если человек посещает храм по воскресеньям, соблюдает посты, вычитывает молитвенное правило, – это говорит о том, что он ясно знает, для чего это делается. В посланиях апостола Павла мы видим восторг, вдохновение, радость, которые переживаются апостолом Павлом и его адресатами. Его послания показывают, в первую очередь, традицию Древней Церкви, в которой жил апостол: те времена были тяжелыми для Церкви, ведь были гонения. Понятно, что в разные периоды гонений Церковь была в разном положении, но тот восторг, вдохновение, радость, которые переживали древние христиане, наверное, нам не всегда даже возможно понять.

Вопрос в том, для чего пришел человек в Церковь. С этого надо начинать и спрашивать его. Конечно, есть вопросы второстепенные – кто-то сказал, что креститься нужно для удачи в личной жизни или бизнесе, может, что-то еще. Недавно было очень популярным креститься из-за частых обращений к знахарям, колдунам или экстрасенсам – те сами посылали человека сначала в Церковь, чтобы он крестился. Разумеется, на этом этапе мы пытались перехватывать людей. Говорили им, что они совершают кощунство, принимая Крещение, чтобы после идти к оккультистам, чуждым Церкви и церковности вообще. Были такие моменты. Вопрос касается не только тех, кто сегодня крестился или вчера и позавчера, но и тех, кто крестился в 90-е годы, но так и не вступил в Церковь. Или, вступив в нее, не поняли, не ощутили, что в их жизни изменилось, в чем смысл воцерковления.

Тема, нами выбранная, касается тех евангельских строк, которые говорят нам о сердцевине христианства, Царства Божия и спасения. А то наш современник, даже воцерковленный, наталкивается на слова евангельские «Царствие Божие пришло в силе» – Царствие Божие хоть и не от мира сего, но внутри вас есть, или другие слова Христа «Я пришел вам дать жизнь с избытком», или слова апостола Павла «Всегда радуйтесь», и он не понимает их. Неважно, богат он или беден, женат или разведен, может, он собирается вступить в брак, неважно, что у него происходит, но он не понимает, что такое жить с избытком. Или что значат слова Христа о том, что «тот, кто будет пить воду, которую Я ему дал, не будет жаждать во век»? Или что значат слова Христа, что если будете вы вкушать тот хлеб, который Я дам людям, то не будете никогда голодны. Но тогда люди тоже не понимали евангельское повествование Христа и говорили: «Какой хлеб? Какая вода? О чем ты говоришь?» И сегодня люди так же считают: купить новую машину, купить новую квартиру, новый дом построить, купить новую одежду или съездить на курорт – вот это, я понимаю, радость. А о чем говорит апостол Павел? О чем говорит Христос? Избыток – я понимаю, это когда у тебя есть лишние деньги.

И вот те христиане, которые сейчас посещают храм, услышав эти слова в Евангелии, скажут так: «Ну вот это написано, будем читать, а как это на нашу жизнь проецируется это, уже и не важно». И вот здесь мы задаемся вопросом, что же такое жизнь с избытком и как она должна проявляться и что такое «Царство Божие внутри нас есть»? Да, мы начинаем говорить, что это мир, радость во Христе, покой, Дух Святой, Который должен войти в нашу жизнь. Вот здесь приходится и самому себе говорить, что смысл твоей жизни заключается в том, чтобы воистину ты ощутил жизнь с избытком, не привязанную не только к вещам, но и к твоему успеху жизненному.

Если говорить о катехизации, возьмем пример классической катехизации – беседы святителя Кирилла Иерусалимского. Он идет не по членам Символа веры, а по библейским цитатам, что говорит о том, что катехизация не связана в полной мере с теорией, с догматикой, с вероучением. Вероучение раскрывается через нравственность христианскую. То есть святые, в том числе и святитель Кирилл, открывали человеку не просто другое вероучение, не просто другую идеологию, а другую жизнь. Жизнь, которая должна именно обрадовать человека, придать его жизни, раньше бессмысленной, глубочайший смысл.

Нередко не только недавно крестившиеся, но те, кто крестился давно, приходят и спрашивают: «Зачем все-таки я читаю молитвы утром и вечером, для чего эти молитвы?» И тогда мы говорим: «А давайте обратимся к самому главному, что у нас есть, – Нагорная проповедь Христа, заповеди Блаженства – и друг друга спросим: христианин ли я? Это на нас похоже? Блаженны кроткие. Это похоже на нас? Блаженны алчущие, жаждущие...» И тут мы говорим: «О, вот это на меня похоже, я люблю говорить правду в лицо». Но ведь речь-то не об этом. Человек осознал, что его жизнь лишена смысла, он чувствует это внутри, хотя пока еще не проговаривает, но понимает: правды не хватает именно ему. Правды как праведности. И тогда он вдруг понимает, что жизнь с избытком – это алчба правды и праведности, когда уже моя жизнь не связана ни с вещами, ни с положением, ни с успехом, ни с поражением, ни с падением. Неважно, начальник я или подчиненный, главный менеджер или клерк – жизнь с избытком с этим не связана, у меня никто не может отнять. Так и говорит апостол Павел, что ничто меня не может отлучить от любви Божией.

И опять же сегодня христианин может читать эти слова и не понимать, как так – не отлучит? «А если мне поставили двойку?» – говорит студент. «А если мне зарплату не повысили, и я не могу съездить на заграничный курорт? Какая жизнь с избытком?» А христианин понимает – это все меня не касается. Мою жизнь с избытком никто и ничто у меня отнять не может, глубинный смысл уже в меня вошел. И здесь как раз молитва помогает больше всего человеку. Крестился человек, и что мы ему говорим? Разумеется, мы даем ему в руки молитвослов, и если он читает внимательно, то понимает, что ничего в его жизни соответствующего этим словам нет. Внимательно читаю молитву Иоанна Златоуста и прошу: «Дай мне послушание, дай мне смирение, дай мне терпение, дай мне кротости, и я честно себя должен спросить: а я действительно хочу это получить? Я действительно понимаю, что моя жизнь не полноценна без послушания, кротости, воздержания страстей? Я действительно понимаю так?» И это не только вопрос к тому, кто пришел сегодня креститься, кто уже крещен и может кичиться своим православным званием.

Крещение не финал, а только начало. Путь христианской жизни, по слову святого Максима Исповедника, это стяжание любви, воздержание и молитва. Так вот, если кратко сказать, в чем суть христианской жизни после Крещения, – в стяжании любви, привычке к воздержанию и любовь к молитве. Потому что это дыхание христианина, это жизнь христианина.

Теперь о молитве, которую мы с вами творим утром и вечером. Она же действительно у нас превращается в формальность. И человек выполняет это как какой-то тяжелый обет. Не понятно, для чего он это на себя взял даже. Так вот, хотелось бы сказать, все, что говорит священник слушателям, он это в первую очередь говорит себе. Дорогие, молитва, которую мы с вами творим утром и вечером, – это единственное время, когда мы себе принадлежим, когда мир нами не владеет, когда мир абсолютно от нас отрешен. А когда мы встаем на молитву и начинаем обдумывать какие-то дела, переживать какие-то события, может быть, вечером надо встать на молитву сначала и сказать Богу: «А вот сегодня я в этом и в этом был не христианином», тогда могут даже слезы потечь. И тогда слова, которые мы дальше читаем, могут нас переворачивать. А как мы читаем? Ведь что такое молитва? Это диалог не только с Богом, но и с самим собой. Мы с друзьями или с матерью и отцом можем поговорить о чем-то трагичном, важном. А ведь молитва – это разговор о многом важном, о многом трагичном. Как мы говорим с вами? Медленно, делая паузы, даже иногда плача? Слова выскакивают из наших уст, как пули из пулемета. Никогда ни один трагичный, важный, животрепещущий разговор так не происходит.

И радостный тоже.

– Да. Но радость приходит потом, когда все высказал. Если вспомним любой разговор, когда мы у кого-то просили прощения, когда кому-то говорили слова благодарности, когда при этом понимали свое недостоинство, когда выговаривали из себя что-то важное и больное, – какая приходила радость! И она может быть «со слезами на глазах». Действительно, слезы и радость могут быть вместе, но только потому, что ты это проговорил и прочувствовал, эти слова не скользили по твоему сознанию, они стали его частью. Ведь молитва есть соединение с Богом, до того, как мы соединяемся в таинстве Причастия, оно происходит в молитве. И, соединяясь с Богом в молитве, мы понимаем, что этот отрезок жизни стал событием. Единственный отрезок моего сегодняшнего дня стал по-настоящему событием, настоящим прикосновением к вечности. Все остальное, что я сегодня делал, не стоит рядом с этим маленьким отрезком 15-ти, 20-ти, 30-ти минут. Здесь я ничего не получил вещественного, но то,что вошло в мою душу, многое вещественное делает ненужным.

В молитве снимаются многие вопросы: «Зачем? Почему? Для чего?» Такое наше прикосновение серьезное в молитве делает серьезным, действенным прикосновение Бога к нашей душе. Тогда многое уходит на второй план, приоритеты расставляются по-другому. И наша жизнь из череды событий через молитву превращается не только в событие, но в событие с Богом.

Важность молитвы и аскезы в том, чтобы сохранить свою жизнь от разрушения и растерзания на события и увлечения, на предпочтения и страсти. Ценность личности созидается в молитве и в аскезе, когда уже этот мир и вещи этого мира не только мной не владеют, но уже мне подчиняются, но не в плане обладания – блаженны нищие духом. Как раз тот, кто понимает, что ничего по-настоящему не имеет, тот всем обладает. Вспомним святых. Самые величайшие подвижники, которых мы знаем, это блаженные, Христа ради юродивые. Как блаженная Ксения – покровительница Петербурга. Да, это были люди нищие, но при этом в их душе, в их сердце было то богатство, которое позволяло им не бояться холода, голода, унижений и лишений: Христос заполнил всего человека.

И вот мы сегодня читаем жития святых и удивляемся: как так – зашел на голгофу, на плаху человек ради Христа? И мы понимаем: из его существа видимого все земное было вытеснено духом. И потому, говорил апостол Павел, что для меня жизнь – Христос и смерть – приобретение, я хотел бы разрешиться от тела и быть со Христом. И для него это было легко. А пока я цепляюсь за свое тело – «это мое, это мое», конечно же, не я вещами обладаю, а вещи мной. Не только вещи – мы не будем говорить про эти пошлости. Моя слава, почет, уважение, положение – это богатства не менее тяжелые нежели вещи. Потому что человек что-то приобрел, ему же надо это преумножать, сохранять, защищать. Приобрел доброе имя – так надо его защищать, оберегать, кто говорит плохо – надо ему отвечать, надо его переубедить. Заботились ли об этом святые, чтобы кого-то переубеждать? Вот, например, о Ксении говорили, что она не в себе. В страшных грехах обвиняли святых. И что, он подавал в суд или доказывал? «Давайте соберем собрание, я встану на кафедру, поставим графин с водой, и я объясню, как вы были не правы». Нет, для него это не имело никакого значения. Потому что Христос заполнил душу всего человека, и ему было с Христом хорошо, и никому он ничего доказывать не собирался, и никакое свое богатство и тщеславие он не собирался охранять. Так вот, жизнь христианина, эта жизнь с избытком, когда ничто не может его отлучить от Христа – ни мнение людей, ни материальные богатства, ни профессорское звание, ни что-то еще.

Вот, примерно так надо начинать разговор с человеком, пришедшим в Церковь. Как вот мы себя спрашиваем: «Что такое воля Божия? Как ее понять, ощутить?» И говорим, что в Евангелии сказано: будьте, как дети. Это доверие – я маленький ребенок, меня взяли за руку папа или мама и повели. Бог – наш Отец, Он нас ведет. Но мало этого. Я все думал: будьте как дети, будьте как дети. Вспомните, что это – быть как дети? Каждый день – открытия: солнце, снег ли, дождь ли. Желтая листва под ногами и зеленая над головой. Тучи разных форм, они идут. Ничего не надо было ребенку. Проснулся, луч солнца попал в твою комнату, за окном – голуби. Мы сейчас вспоминаем это все и понимаем, что не нужно было ни званий, не почета, ни каких-то вещей. Были радость и полнота жизни, детская непосредственность. Так вот, будьте как дети. В первую очередь, речь идет о том, чтобы быть свободными душой. Свободными от чего? От страстей, от страстной привязанности к чему-либо, к самому себе, к своей оболочке, в первую очередь.

У нас в христианстве, действительно, расставляются две пограничные точки. Парадоксальные могут быть вещи. С одной стороны, говорит апостол Павел, тело смерти мешает человеку жить духовной жизнью. С другой стороны, он говорит, что тело – сосуд Святого Духа. Между двумя этими полюсами выстраивается срединный путь. Путь отцов. То есть мы понимаем, что тело – это сосуд, но мы понимаем, как говорили святые отцы, что это и осел, на котором мы едем в Царство Небесное.

Встречаются ли такие ситуации, когда человек, сам по себе довольно-таки радостный и позитивный, приходит в Церковь, принимает Крещение и вдруг сталкивается с тем, что радостных и позитивных людей в Церкви он не видит. Он видит скорбные лица, грусть, тоска, печаль, плач по грехам – по крайней мере, ему так кажется. Он начинает думать, что с ним что-то не так, начинает пересматривать себя и через какое-то время сам становится таким же. Как помочь человеку понять, что это религия радости, а не тоски, скорби и бесконечного бремени, которое на тебя ложится с принятием христианства и креста?

– Очень часто то, что мы с вами сегодня обсуждали, говорим не только новопришедшим, но и тем, кто в храме стоит. Но я бы не сгущал краски, что люди сделали смыслом своей жизни только переживание тоски.

Другое дело, что мы понимаем, что смысл нашей жизни – не прекраснодушие и не экзальтация, это прелесть, это тоже надо понимать. Я служу в Церкви довольно длительный период и должен сказать, что почти каждый день сталкиваюсь с людьми, которые переступают порог храма в первый раз. Я не могу сказать, что они приходят с какой-то невероятной радостью, что там где-то, в миру, они сами, без Церкви живут такой невероятной фонтанирующей радостью. Приходят в основном как раз без радости: там, в миру, всю радость они уже вкусили. Все, что можно было радостного, в миру уже получено, и теперь они пришли с тоской, печалью, унынием и отчаянием. Понятно, что есть молодые люди, которые сегодня только начинают свой путь, и эта детская радость из них еще не выветрилась. Бывает так, что у них есть, как вы говорите, позитив именно юношеский. Он связан с их душевной чистотой. При этом, конечно же, я встречаю молодых, которые уже эту внутреннюю душевную чистоту потеряли, и радость если и есть, то она темная уже. Это радость совсем другого порядка.

Вообще, душа любого человека – это святая чистая земля. Нельзя в нее вторгаться грязными руками, а уж тем более залезать туда ногами. Нужно очень трепетно относиться к душе человека, тем более – к душе молодого и чистого человека. И даже когда ты желаешь защитить его от потери радости и чистоты, которые в нем есть, надо очень аккуратно говорить о том, где он может их потерять, чтобы не запятнать его душу. То есть здесь индивидуальный подход, люди приходят в храм очень разные и процент радостных не так велик. Поэтому надо внимательно подходить индивидуально к каждому. Хотя наша проблема часто – как раз наша индивидуальность, нашу личность часто закрывает именно наша индивидуальность, как короста, как нарост. И даже на наших чувствах уже какие-то наросты, которые не позволяют жить сопричастно миру, видеть свет, деревья, облака, солнце, птиц на небе.

Именно наши органы чувств уже осквернены грехом и страстностью, страстным и эгоистичным отношением к жизни, к людям. И вот эта короста грехов наросла на наши чувства, потому-то, чтобы ощутить лживую полноту жизни, люди постоянно ищут какие-то встряски для своих органов чувств, для своего тела. Как раз вот эту детскую непосредственность, чистоту души мы должны усиленно возвращать себе, это надо в себе взращивать. И на этом пути покаяние необходимо.

Но покаяние понимается порой неправильно. Что это у нас такое? Это желание прийти, покаяться и при этом потом переживать так свою жизнь, что ничего этого не было, в чем покаялся. У Силуана Афонского мы читаем, что все духовные проблемы, связанные с богооставленничеством, были у него очень часто связаны с тем, что он забывал о своих грехах. Ну, вроде же он покаялся и не страшно забыть их. А он говорит, что нет, как раз наоборот, забывать их не надо. Покаялся – хорошо, но если ты помнишь, что ты сделал, ты никогда больше этого не совершишь. Если же ты прикинулся, что это было не с тобой – значит, жди возвращения этого. Поэтому, с одной стороны, детская непосредственность и, может быть, даже невинность, а с другой стороны – мужество признать кто ты и трезвая оценка своей жизни, настоящей и прошлой. Только трезвая, мужественная, покаянная оценка своей жизни позволит тебе и стяжать чистоту души, и сохранить ее. А когда же ты будешь, как экзальтированная девица, прикидываться, что «это ничего», эта амплитуда, как маятник, туда-сюда будет постоянно отклоняться.

Часто люди видят, что никакого духовного роста нет, именно потому, что хотят себе внушить, что после покаяния все грехи надо забыть, что «этого не было, это было не со мной». Нет, это было – и со мной. Если другого богатства я не стяжал, надо пока пользоваться этим богатством и говорить, что это было со мной, я уже вкусил этого, больше не надо. У Пушкина даже есть такие слова: «Разворачиваю свиток дней своих и скорбно там читаю, но слов этих скорбных не смываю». Даже Пушкин, ничего удивительного в этом нет, прекрасно понимал православную аскезу: что смывать этих слов не надо, пусть это будет с тобой.

Так вот, покаяние как раз позволяет нам, настоящее, деятельное покаяние, вкусить плоды – это маленький уголек в душе начинает светиться. И тогда мы ощущаем: вот она какая, жизнь с избытком. А какая же она была у святых? Антипод тоски, печали, уныния и отчаяния – радость. Слова «счастье» нет в Евангелии. Но в этом слове есть два понятия – «часть» и «сейчас». В Евангелии – только радость, не связанная ни с моментом мимолетным, ни с сиюминутностью, ни с потусторонностью, ни с вещественностью. Она – в душе

Кажется это легко, что можно сейчас согрешить. Только ведь главное что? Вовремя покаяться, и главное – хорошо бы до смерти. Список сдал – и все. Вот это формальное, канцелярское отношение к Исповеди, что просто вовремя надо покаяться, тебе зачтется. То есть ты считал, что можно легко изменять Христу, а Он такой канцелярист – ну, успел так успел, браво, молодец. Но нам часто не хватает мужества посмотреть, в какой ужасный шарж и карикатуру наша жизнь превратилась, даже у давно пребывающего в Церкви человека.

Отец Александр, очень интересная у нас с Вами беседа сегодня, но, к сожалению, время подходит к концу. Поэтому у нас с Вами осталась буквально одна минута. Чтобы Вы хотели пожелать нашим телезрителям?

– Я хотел бы пожелать глубокого общения со Христом, которое заменит многое и многие вопросы снимет с повестки дня. Не ответит на вопросы, а просто их снимет. Когда Христос, когда дух Его войдет в вашу душу, когда вы Его впустите, когда не будете изменять, когда вы будете сохранять себя от любой измены, тогда жизнь с избытком, благодатная, полноценная, глубокая, заполнит вас. И тогда не только вы себя согреете, вы своих ближних, которых сегодня хотите привести в Церковь и не получается: вы их приведете не словами, а тем светом, который будет из вас светиться.