Поколение d. Теория поколений. Влияние социальных медиа

Поколение - группа людей, которые родились в определенный период времени и испытали на себе влияние одних и тех же особенностей воспитания и событий, обладают похожими ценностями. Мы не замечаем все эти факторы, действующие неприметно, однако именно они определяют во многом наше поведение: как мы строим команды и решаем конфликты, общаемся, развиваемся, как и что покупаем, как ставим цели, что нас мотивирует.

Социологи выделяют поколение X, Y и Z. Прочитав эту статью, вы узнаете, каких людей следует относить к тому или иному из них, а также каковы особенности каждой из этих групп. Конечно, только весьма условно можно выделять поколение Х, У, Z. Однако у каждого из них есть свои характерные признаки, по которым они отличаются друг от друга. Теория поколений XYZ сегодня становится очень популярной. Предлагаем читателям познакомиться с ней. Начнем с самой старшей группы, которую выделяет теория поколений.

Поколение Х

Это люди, рожденные в период с 1965 по 1982 год. Сам термин предложил Джейн Дэверсон, британский исследователь, а также Чарльз Хамблетт, голливудский репортер. Закрепил его в своем творчестве писатель События, которые повлияли на - "Буря в пустыне", Афганская война, начало эры компьютеров, Первая чеченская война. Порой рожденных в эти годы людей относят уже к поколению Y, а иногда и к Z (хотя последних не было и в проекте). Буквой Х порой объединяется поколение Y и Z.

Особенности представителей поколения Х

Людьми Х в США называют обычно тех, кто родился в период наступившего после демографического взрыва спада рождаемости. В 1964 году Джейн Деверсон провела исследование, объектом которого стала британская молодежь. Оно выявило, что принадлежащие к этому люди не религиозны, вступают в интимные отношения до свадьбы, не уважают родителей, не любят королеву, после замужества не меняют фамилию. Журнал Womans Own отказался публиковать полученные результаты. Тогда Дэверсон поехала в Голливуд для того, чтобы вместе с Чарльзом Хамблеттом издать книгу. Он и придумал название "Поколение Х". Дуглас Коупленд, канадский писатель, оценил это эффектное название. В своей книге он закрепил его. Труд Коупленда посвящен тревогам и страхам людей, которые родились в период с 1960 по 1965 год.

Поколение Y

К этому поколению можно отнести разных людей, если опираться на разные источники. Одни утверждают, что это все, родившиеся с начала 1980-х. Другие же считают, что границу следует провести с 1983-го по конец 1990-х. А некоторые захватывают также начало 2000-х. Еще один вариант (пожалуй, наиболее убедительный) - с 1983 года по конец 1990-х.

Следует отметить, что по этой причине 2 человека, которые родились с разницей всего лишь в 1-3 года, могут быть отнесены к разным поколениям. Больше похоже на правду то, что двое даже родившихся в один день могут принадлежать разным поколениям. Это зависит от культурного контекста, среды взросления, технологических, образовательных и социальных возможностей этих людей.

Черты, свойственные поколению Y

Термин "поколение Y" предложил журнал под названием Advertising Age. На формирование мировоззрения его представителей, как считается, повлиял распад СССР, перестройка, терроризм, лихие 90-е, войны (в Чечне, Ираке и др.), международный финансовый кризис, безработица и повышение стоимости жилья, поп-культура, телевидение, видеохостинги и торрент-трекеры, развитие интернета и мобильной связи, социальных сетей, компьютерных технологий, видеоигр, мем- и флешмоб-культуры, эволюция девайсов, онлайн-общение и т. д.

Основное, чем можно охарактеризовать это поколение, - это вовлеченность его в цифровые технологии, а также философская парадигма миллениума (нового тысячелетия). К тому же для него характерен новый виток разделения на консервативные и либеральные взгляды. Пожалуй, самое важное, - стремление оттянуть переход его представителей во взрослую жизнь, что на самом деле является концепцией вечной молодости (не лишенной депрессивных интерлюдий).

Сегодня в социологии остро стоит вопрос о том, что следует считать взрослостью. Ларри Нельсон предположил, что представители поколения Y из-за негативного примера своих предшественников не торопятся взять на себя обязательства взрослой жизни. Это, с одной стороны, правдиво и логично. Однако с другой - при этом не учитывается то, что люди Y обладают уже другими мозгами. Евгения Шамис предположила, что у поколения Y нет и не может быть героев, однако есть кумиры, а впоследствии представители этого поколения станут героями для новых. Также люди, относящиеся к Y, по-особенному относятся к корпоративной культуре. Они ожидают преимуществ и результатов от работы, предпочитают гибкий график, стремятся условия работы подстроить под свою жизнь и др. Они поняли, что жизнь многообразна и прекрасна, а иерархия - это условность.

Поколение Z

До недавнего времени к поколению Y также относили и людей, которые родились до ранних 2000-х. И лишь сейчас, после ряда исследований, многие университетские журналисты и профессора, осознавая нестройность "древа поколений", начали понимать, что объединять в одну группу сегодняшних двадцати- и тридцатилетних некорректно, так как видны значительные различия между ними.

Поколение Z - люди, которые родились в начале 1990-х и в 2000-х годах. Считается, что на их социальное и философское мировоззрение повлиял мировой экономический кризис, развитие мобильных технологий, Веб 2.0. Представители его считаются детьми поколения Х, а иногда и Y.

Принципиальное свойство нового поколения

Принципиальное свойство нового поколения заключается в том, что у него в крови высокие технологии. С ними оно обращается на совсем ином уровне, чем даже представители Y. Это поколение родилось в эпоху постмодернизма и глобализации. Оно аккумулировало черты предшественников, близких по времени, а также черты, которые мы уже ощущаем, но пока еще не в состоянии точно сформулировать. Сделать это нам будет легче лет через 10-20. Однако "строительным материалом" являются отрицание иерархии, наглость, нарциссизм и эгоизм.

Возможные сценарии для поколения Z

Пока еще непросто заглянуть за горизонт, для того чтобы понять, зачем эти качества нужны эволюции человека. Вполне вероятно, что они начнут обслуживать что-то, не до конца понятое даже сегодняшними тридцатилетними. Можно делать в настоящее время только робкие предположения о том, что, переболев болезнями, это обвиняемое в нарциссизме и эгоизме поколение сделает шаги к сбалансированному стилю жизни будущего. Для него характерна работа для общественной пользы и созидательного удовольствия, создание семьи из личных чувств, а не потому, что быть одному считается неприличным в обществе, решение завести ребенка не для того, чтобы в старости избежать одиночества, а чтобы передать ему жизненные ценности. Для поколения Z возможны также негативные сценарии.

Многое может прояснить лишь время. Ведь самым старшим представителям этого поколения едва исполнилось 18 лет. Однако они уже пользуются дурной славой. Маркетинговые компании и СМИ объявили, что это поколение "экранозависимо", а концентрация внимания у них очень плохая. На их плечи также взваливают спасение мира и необходимость исправления ошибок прошлого.

Отметим, что теория поколений зачастую не обладает достаточной научной точностью, и исследования в этой области - процесс запутанный. Это касается и последних научных статей. Многие недавние исследования, тема которых - теория поколений, полны стереотипов и предубеждений. Представители поколения Z не заслуживают такого несправедливого отношения. Уже сейчас эта группа составляет около четверти населения, а уже к 2020 году около 40% потребителей будет приходиться именно на нее. Поэтому для компаний крайне важно понять это поколение.

"Восьмисекундные фильтры"

Если верить недавним исследованиям, то можно отметить, что у поколения Z продолжительность внимания сократилась до 8 секунд. Они не могут сосредоточиться ни на чем более длительное время. Однако правильнее было бы говорить, скорее, о "восьмисекундных фильтрах". Представители этого поколения выросли в мире, в котором возможности просто безграничны, а вот времени на все не хватает. Именно поэтому они адаптировались к необходимости очень быстро оценивать и просеивать огромные объемы информации. В мобильных приложениях и сети интернет они полагаются на секции и вкладки, где собран наиболее свежий и популярный контент.

Следование за кураторами

Представители этого поколения следуют за кураторами. Они доверяют им, пытаясь понять, где находится наиболее адекватная информация и лучшие развлечения. Все эти инструменты необходимы поколению Z для того, чтобы уменьшить потенциальный выбор из множества вариантов.

Однако если эта группа посчитала что-либо достойным своего внимания, ее представители могут стать преданными делу и очень сосредоточенными. Интернет в их эпоху позволил любую тему изучать глубоко и узнавать очень многое от своих единомышленников.

Радар этого поколения настроен на поиск стоящего их времени. Для того чтобы завоевать их внимание и преодолеть эти фильтры, следует обеспечить переживания, приносящие немедленную пользу и являющиеся очень увлекательными.

Социальные взаимодействия

Поколение Z медиа часто рисуют как группу жителей Сети, социально неумелых. Люди более старшего возраста не могут понять, для чего молодежь столько времени проводит в онлайне. Однако в действительности это поколение испытывает огромное давление: им необходимо уметь управлять одновременно и профессиональными, и для того, чтобы суметь вписаться в реальность и выделиться при этом.

Влияние социальных медиа

Поколение Z на личном уровне стремится быть немедленно принятым и одобренным посредством социальных медиа. Именно здесь проходят важные беседы, находятся их сверстники. С помощью социальных медиа они управляют несколькими личностями для того, чтобы суметь удовлетворить каждую из аудиторий, а также уменьшить риск конфликта.

Поколение "зет" на профессиональном уровне очень внимательно относится к негативным стереотипам, которые преследуют поколение Y. Его представители стремятся выделиться способностью выживать и усердно работать в офлайне.

Поколение Z находится между двумя силами: социальные медиа ему необходимы для того, чтобы строить личные бренды, однако оно не хочет, чтобы соцсети определяли то, кем его представители являются на самом деле. Те, кто принадлежит к поколению Z, стремятся к одобрению общества, однако не хотят быть дифференцированными в смысле профессии.

Предпринимательский дух

Поколение Z медиа окрестили также "предпринимательским поколением". При этом подчеркивается желание их представителей строить свои стартапы, а не быть погруженными в корпоративную рутину. Хотя это поколение ценит работу на себя, многие люди из группы Z стремятся избегать риска. Они прагматичны и практичны. Предпринимательский дух, якобы присущий им, - это, скорее, своеобразный механизм выживания, нежели идеалистическая погоня за богатством или статусом.

Если поколение Y нередко критиковали за то, что люди из этой группы недостаточно сосредоточенны, то представители Z хотят планировать надолго вперед. Родители, принадлежащие к Х (индивидуалисты, которые полагаются на себя), сильно повлияли на них. Они желают избежать ошибок, совершенных их предшественниками из группы Y.

Для того чтобы избавиться от присущей им тревоги, они хотят найти работу в растущих областях, не очень активно автоматизируемых: медицине, образовании, продажах и т. д. При этом они разрабатывают запасные варианты для того, чтобы применить их, в случае если рынок труда быстро изменится.

Истина посередине

Общество склонно или критиковать молодость за то, что она что-то делает иначе, или романтизировать ее. Однако в действительности зорро-поколение (Z) находится где-то посередине. Его представители сталкиваются с проблемами, возникающими на определенном жизненном этапе у всех: расставанием с родителями, началом карьеры, формированием личной идентичности. Однако им приходится делать это в стремительную технологическую эпоху.

Итак, вы познакомились вкратце с такой интересной темой, как теория поколений. В России ее адаптацию осуществила в 2003-2004 гг. команда, руководителем которой является Евгения Шамис. Сама же эта теория возникла в США. Авторами ее считаются Вильям Штраус и Нейл Хоув, В 1991 году была создана теория поколений Хоува-Штрауса.

Современную теорию поколений разработали американские социологи Уилльям Штраус и Нил Хоув, которые попытались описать историю США (а позже и всего западного мира) как историю поколений, которые сменяют друг друга: за поколением Пророков следует поколение Странников, а за ними - поколения Героев и Художников. Почти эзотерическую, но не лишенную остроумия схему много и по делу критиковали, но все же авторы смогли нащупать какие-то закономерности развития общества. Более того, их наблюдения - пусть и с поправками - справедливы и для России.

Потерянное поколение. 1883–1900

© Lloyd Arnold / GettyImages.ru

Людям, родившимся под занавес XIX века, имя дала Гертруда Стайн, подхватив его у старого автомеханика. «Вот кто вы такие! И все вы такие! - мисс Стайн. - Вся молодежь, побывавшая на войне. Вы - потерянное поколение. <…> У вас ни к чему нет уважения. Вы все сопьетесь…» Стайн стала крестной матерью «потерянного поколения», а крестным отцом - Хемингуэй, сделавший хлесткую фразу эпиграфом к своему первому роману.

Из этих молодых людей, которые видели как мир перемалывает Мировая война, тогда еще не имевшая номера, выросло много мастеров слова. И - Стайн оказалась права - многие из них слишком часто прикладывались к бутылке. В Америке это были Хемингуэй и Фицджеральд, в Германии - Ремарк и Кафка, в России «потерянное поколение» стало известно под названием Серебряный век: Есенин, Маяковский, Хлебников. Особняком стоят британская группа «Инклинги» - Толкиен, Льюис и Чарлз Уилльямс. За пределами же литературы самый известный представитель «потерянного поколения» - и самый зловещий - Адольф Гитлер.

Великое поколение. 1901–1924


© Bettmann / GettyImages.ru

Это поколение было названо великим только под занавес века, в 1998 году. Эти люди были, как правило, слишком юны, чтобы участвовать в русской революции или сражаться в окопах Первой мировой, но трудностей на их долю выпало не меньше. Молодость «великого поколения» пришлась на гражданскую войну и сталинские чистки в России, Великую депрессию - за океаном. А повзрослев, им пришлось сражаться на полях Второй мировой.

Журналист Том Брокау, который и придумал термин «великое поколение», объяснял их величие просто: эти мужчины и женщины сражались не ради славы, а только лишь потому, что «это было правильно».

Если многие представители «потерянного поколения» углублялись в рефлексию, то их закаленные Второй мировой младшие братья смотрели в будущее, страшное - как Джордж Оруэлл, или светлое - как Иоанн Павел II. Поп-культуру, какой мы ее знаем, тоже начало творить «великое поколение». Они создавали новых героев на бумаге, как Стэн Ли и Джек Керби, и на экране, как Кристофер Ли и Питер Кушинг, изобретали новую музыку, как Луи Армстронг. Поколение ровесников XX века оказалось под стать ему: крепким, ярким и несгибаемым.

Тихое поколение. 1925–1942


© Hulton Archive / GettyImages.ru

«Тихое поколение» - дети Второй мировой, а за океаном - еще и дети маккартизма. Их принято считать конформистами и тихонями, The Time , что место амбиций у этого поколения заняло сверхъестественное умение видеть хорошее даже в плохих ситуациях.

Все это до известной степени правда, но среди этих тихонь нашлось несколько десятков голосов такой силы, что заглушить их не мог никто. Мартин Лютер Кинг, далай-лама, Че Гевара, Михаил Горбачев, Борис Ельцин - все это представители «тихого поколения», но именно они творили историю. В искусстве «тихое поколение» тоже пошумело изрядно: Чак Берри, Элвис и The Beatles показали, как до упора выкручивать ручки на усилителях.

И среди этих же серьезных людей, выросших в серьезные времена, отыскались самые ироничные и саркастичные голоса столетия: Вуди Аллен, Мел Брукс, «Монти Пайтон», Джордж Карлин, научившие нас не идти по жизни с чересчур мрачным лицом.

Беби-бумеры. 1943–1960


© Michael L Abramson / GettyImages.ru

Великая депрессия закончилась, война - тоже, и будущее стало выглядеть куда радужнее - разумеется, самым заметным следствием стал всплеск рождаемости. Число беби-бумеров - главная причина того, что многие развитые страны сегодня стареют: в России почти населения - люди, рожденные между окончанием войны и полетом Гагарина.

Послевоенный беби-бум дал название первому поколению, которое осознало себя как поколение. Они были активнее своих родителей, раскрепощеннее, успешнее. Беби-бумеры оказались сотканы из противоречий: они создавали культуру потребления и демонстративно от нее отрекались, продолжали дела своих отцов и бунтовали против них.

Пытаясь как-то определить характер беби-бумеров, некоторые американские исследователи делят их на две неравные части: рожденные до 1954 года и появившиеся на свет позже (их еще называют Late Boomers). Но и это мало помогает: к первым, например, попадают и родившиеся в 1943 году Джим Моррисон, и Дженис Джоплин, и сразу три президента США: Клинтон, Буш-младший и Трамп (они тоже по странному совпадению родились в один год). Главные творцы компьютерной революции, Билл Гейтс и Стив Джобс, тоже были беби-бумерами - и, тоже повинуясь странной магии чисел, родились в 1955 году.

Беби-бумеры стали лучшим свидетельством случайности самого понятия «поколение»: это они пели о свободе - и это они же продавали эту свободу ради стабильности и обеспеченности.

Generation X. 1961–1981


© Martyn Goodacre / GettyImages.ru

Поколение, принявшее эстафету у беби-бумеров, стало рекордсменом по количеству имен, которые ему давали. «Пост-бумеры» и «тринадцатое поколение» (американцы вели отсчет с года провозглашения независимости), «новое потерянное поколение» и «поколение MTV». Название «Поколение X» выдумал фотограф Роберт Капа - вот только он имел в виду тех, кто родился в последние предвоенные годы. А новое значение меткому термину подарил Дуглас Коупленд, в 1991 году издавший роман «Generation X».

«Поколение X» всем отличалось от беби-бумеров. Их было меньше: в начале 1960-х на рынке как раз появились первые оральные контрацептивы. Они были этнически разнообразнее: в США росло количество мигрантов, а Мартин Лютер Кинг заявил, что у него есть мечта. Они были самостоятельнее: часто оба родителя работали допоздна - и дети, возвращаясь из школы, открывали дверь своим ключом (отсюда еще одно прозвище поколения - latchkey kids, «дети с ключами»).

«Поколение X» обычно ассоциируется с рождением гранжа, но оно же подарило нам современный хип-хоп и Rʼn’B (в 1962 году родился MC Hammer, в 1981-м - Бейонсе, между ними - все от Тупака до Эминема). Дэвид Финчер, Уэс Андерсон, Квентин Тарантино и сиблинги Вачовски искромсали старый киноязык и создали на его обломках новый. Сергей Брин в США и Сегалович с Воложем в России запустили интернет на новую орбиту, а Илон Маск чуть позже стал запускать ракеты. YouTube тоже их детище - кто еще мог бы создать главную видеоплатформу в мире, если не поколение MTV?

«Поколение X» было предоставлено самому себе, и это сослужило ему добрую службу. Многие из них были потеряны, но «новым потерянным поколением», вопреки предсказаниям, они так и не стали.

Поколение Y. 1982–2000


© David Ramos / GettyImages.ru

За «поколением X» пришло, как ни странно, «поколение Y» - дети поздних беби-бумеров, последние цветы XX столетия, повзрослевшие уже в новом веке. Отсюда их второе, навязшее в зубах, прозвище - миллениалы.

К этому поколению принято относиться с легким презрением: якобы они эгоистичны, несерьезны, не отрываются от смартфонов и умеют концентрироваться чуть лучше золотых рыбок. Часть правды в этом есть: миллениалы выросли с интернетом, они придумали фразу YOLO, селфи и Snapchat. Они дольше живут с родителями и вообще будто бы сторонятся взросления, за что социолог Кэтлин Шапутис нарекла их «поколением Питера Пэна». Их финансовое положение шатче, чем у прочих, поскольку их юность и взросление пришлись на период экономической рецессии.

Но в любом случае именно «поколение Y» владеет миром. Это они, самые либеральные люди в истории, выбрали президентом Обаму и чуть не выбрали Берни Сандерса, это они изобрели Facebook и «ВКонтакте», это они - Кендрик Ламар, Тейлор Свифт, Ники Минаж, Эд Ширан, The Weeknd - становятся главными звездами нового столетия. И пока подрастает молодая шпана, они еще побудут главным поколением современности.

Бы Трампа (впрочем, к этим исследованиям есть много ). Но эти же ребята пускаются в авантюры, запускают стартапы на переменах и не боятся выходить на площади - кто за свободу, а кто ради хайпа. Это племя младое, незнакомое, уже начало менять мир - и мы совсем скоро узнаем, как.

На протяжении последних десятилетий маркетинговые компании всего мира были направлены на миллениалов - легко обучаемых, самовлюбленных, борющихся за социальный статус. Буквально через несколько лет станет платежеспособным новое поколение - поколение Z. Чем оно отличается и как с ним работать - читайте ниже.

Пять поколений, определивших маркетинг столетия

Американские ученые Нейл Хоув и Уильям Штраус разработали в 1991 году разработали теорию поколений, согласно которой каждые 20-25 лет появляется новое поколение людей. Новое поколение отличается от предыдущих привычками, характером, ценностями и целями.

Нил Хоув


Каждые восемьдесят лет характеристики поколения совпадают, поэтому современные подростки напоминают людей, рожденных в период с 1923 по 1943 годы. Ученые расписали периодичность с первой половины пятнадцатого века, но для общественности наибольший интерес представляют последние пять поколений.

Молчаливое поколение (родившиеся в 1923-1943)

Последним представителям сейчас 80-90 лет. Молчаливое поколение законопослушно, консервативно, терпеливо. Лучше всего ему удается работать, люди, рожденные в этот промежуток времени, предпочитают приспосабливаться к условиям, а не менять их. Поколение стремится копить деньги, основные траты - продукты питания, печатные книги, детали интерьера. Маркетологи привлекают молчаливое поколение проявлением заботы и внимания.

Беби-бумеры (родившиеся в 1943-1963)

По сравнению с предыдущим, намного более активное и жизнерадостное поколение. Склонны идеализировать мир, много работают, стараются соблюдать правильный образ жизни и любят самолечение. Деньги для них, в первую очередь, ключ к статусности. Часто тратят больше, чем могут себе позволить. Оптимальные маркетинговые образы для них - яркие картины светлого будущего.

Поколение X (родившиеся в 1963-1984)

Прагматичное поколение, готовое платить больше за скорость и комфорт. Совершенно иначе относятся к своему здоровью - в отличие от предыдущих поколений, при заболевании предпочитают снятие симптомов, а не полноценное лечение, все ради сохранения работоспособности. Первое из поколений, готовых совершать покупки как в торговых центрах, так и онлайн. Чтобы заинтересовать поколение X, маркетологу нужно показать разнообразие характеристик и возможность выбора. Не лояльные потребители, придется всегда бороться за их внимание.

Поколение Y (родившиеся в 1984-2004)

Миллениалы непостоянны, самовлюбленны, амбициозны, но не всегда относятся к жизни серьезно. Стабильная работа ради денег их не привлекает, представители этого поколения ищут удовольствий и развлечения. Доверяют известным брендам, лояльны. Маркетинговые компании для миллениалов демонстрируют не товар, а образ жизни. Компания без сайта с удобным интерфейсом и группами в социальных сетях не вызовет у них доверия.

Поколение Z (родившиеся в 2004 и младше)

Пока невозможно сформировать окончательный портрет поколения, но отдельные характерные черты уже отчетливо видны. Кумиры поколения - в социальных сетях, грань между реальной и виртуальной жизнью окончательно стерта, к традиционной рекламе они практически невосприимчивы, но все еще жаждут покупать.

Чем живет поколение Z?

Поколение Z требует существенного пересмотра подходов к рекламным компаниям и смены площадок - с контекстной рекламы и лендингов в социальные сети. С одной стороны, это проблематично - многие отработанные концепции становятся неэффективными. С другой стороны, маркетинг в социальных сетях намного дешевле традиционного, поэтому современные маркетологи могут достигать высокой результативности при минимальных затратах. Чтобы знать, как перестраивать свои рекламные кампании под новое поколение, стоит помнить про отличия Z от Y.


Смартфоны опережают компьютеры

В отличие от прошлого поколения, предпочитающего ноутбуки и компьютеры, поколение Z предпочитает быть онлайн со смартфона. Статистика ниже подготовлена Global Web Index.

В течение дня поколение Z проводит онлайн более семи часов - 3:45 с компьютера и 4:01 с телефона. Миллениалы тратят онлайн в сумме примерно столько же времени, при этом 4:01 в сети с компьютера и только 3:38 - с телефона.Поколение Z в среднем на 17 минут в день больше слушает музыку - 1 час 40 минут, и на 18 минут меньше смотрят телевизор.


Времяпрепровождение

  • Заполнить свободное время : 51% - Z, 44% - Y.
  • Найти развлекательный контент : 47% - Z, 40% - Y.
  • Оставаться на связи с друзьями : 46% - Z, 43% - Y.
  • Оставаться в курсе последних событий : 42% - Z, 42% - Y.
  • Делиться фотографиями и видео : 38% - Z, 36% - Y.

Поиск информации

Поколение Z в поиске информации о товарах и услугах уходит с традиционных сайтов в социальные сети - по сравнению с прошлым поколением, активность поиска в них выше на 6%. На 2% выросла частота использования мобильных приложений для этих же целей, показатели по остальным способам снизились.

Топ-5 каналов поиска информации:

  • : 51% - Z, 45% - Y.
  • Поисковые системы : 48% - Z, 49% - Y.
  • Мобильные приложения : 30% - Z, 28% - Y.
  • Отзывы потребителей : 29% - Z, 33% - Y.
  • Сайты брендов и производителей : 25% - Z, 29% - Y.

Статусность

Новое поколение придает большое значение социальному статусу, что сказывается на брендовых предпочтениях.

Топ-5 брендов смартфонов.

  • iPhone : 52% - Z, 45% - Y.
  • Samsung : 42% - Z, 40% - Y.
  • Huawei : 16% - Z, 19% - Y.
  • Xiaomi : 15% - Z, 13% - Y.
  • Sony : 11% - Z, 11% - Y.

Желания и платежеспособность

В силу возраста поколение Z пока не слишком платежеспособно, поэтому его представители не могут позволить себе многое из того, что есть у миллениалов. Исключение составляют только смартфоны.

Топ-5 гаджетов во владении

  • Смартфон : 96% - Z, 84% - Y.
  • Компьютер/ноутбук : 68% - Z, 74% - Y.
  • Планшет : 29% - Z, 37% - Y.
  • Smart TV : 25% - Z, 34% - Y.
  • Игровая консоль : 23% - Z, 23% - Y.

Лидеры мнений

Поколение Z невосприимчиво к традиционной рекламе и устало от контекстных объявлений. За советом они обращаются к лидерам мнений, которые на своих страницах социальных сетей советуют, какую выбирать косметику и где бронировать отель.

Эффективность Influencer Marketing: % пользователей, который сказали, что открывали новые бренды после одобрения звезд или известных личностей.

Всего: 14%

Мужчины: 13%

Женщины: 15%

Возраст:

16-24 - 17%

25-34 - 16%

35-44 - 12%

45-54 - 9%

55-64 - 6%

Достаток:

Нижние 25% - 13%

Средние 50% - 14%

Верхние 25% - 15%

Чем поколение Z отличается от других поколений?

  • Поколение Z не отделяет реальную жизнь от виртуальной, но тщательно хранит границу между частной и публичной жизнью, из-за чего у многих появляется два аккаунта в социальных сетях.
  • По сообщению Millvrad Brown менее четверти представителей этого поколения положительно реагирует на рекламу. Особенно агрессивно они воспринимают навязчивые рекламные объявления, например, всплывающие окна.
  • На принятие решения влияют лидеры мнений - знаменитости, блогеры. Чем больше подписчиков - тем выше авторитет. При этом авторитеты должны быть по возможности искренними - поколение Z ищет честности в продвижении.
  • Они быстро переключают внимание. Миллениал может задерживать внимание в среднем на двенадцать секунд, у поколения Z этот промежуток сокращается еще на четыре секунды.
  • Поколение Z хочет быть вовлеченным, хочет быть уверенным в важности своего мнения. Они легко идут на коммуникацию с брендом, готовы участвовать в опросах и оставлять отзывы. Составить портрет целевой аудитории этого поколения будет просто, но благодаря налаженным коммуникациям возникают дополнительные угрозы для маркетологов - информация о провальной рекламной кампании разлетится очень быстро.
  • В отличие от миллениалов, нацеленных на карьерный успех и финансовую независимость, поколение Z больше внимания уделяет самореализации. Они верят в легкость достижения популярности и богатства, наблюдая за опытом ровесников-блогеров, монетизировавших свои каналы.
  • Поколение Z стремится активно проводить свободное время. потому что жизненный опыт становится новой социальной валютой. Положительные и яркие эмоции - то, что безусловно вовлечет представителей поколения.
  • Ценности все дальше смещаются от материальных к нематериальным. Эксклюзивные дизайнерские сумки выходят из моды, а забота о своем здоровье и натуральные продукты - возвращаются.

Как продавать представителям поколения Z?

  • Чтобы вовлечь новое поколение, нужно занять все доступные каналы коммуникации, в особенности - быть активным в цифровой среде. Поколение Z не знает мира без digital-технологий, поэтому пользуется ими интуитивно.
  • Группы в социальных сетях, мобильные приложения и сайты брендов должны предлагать качественный информативный контент, например, подробности технологических процессов производства. Поколение Z выступает за пользу и открытость, поэтому такими методами можно завоевать лояльность.
  • Эмоциональное вовлечение, работа с воображением - ключ к успешному взаимодействию с поколением Z.
  • В среднем представитель поколения Z работает с пятью девайсами, поэтому важно создавать кроссплатформенные рекламные компании. Если ваш сайт прекрасно выглядит с ноутбука, но совершенно нечитаем с телефона - доверия он не вызовет.
  • Технологии должны стать естественной частью маркетингового процесса - виртуальная реальность, дополненная реальность, мультиэкранность и кроссплатформенность становятся значимыми факторами.

Всем здравствуйте! Существует интересная теория о похожих ценностях и особенностях поведения поколений, то есть групп людей, которые рождаются в определенный период времени и воспитываются под влиянием каких-либо масштабных событий. Эти группы людей называют поколение x y и z, и сегодня я хочу рассказать о каждом из них поподробнее.

Возникновение теории

В 1991 году Уильям Штраус и Нейл Хоув выдвинули эту идею о схожестях определенных групп людей, которые попали под влияние экономических и политических событий, или по причине активно развивающихся технологий. Её изначально стали применять для повышения уровня продаж, чтобы, учитывая особенности определенного возраста человека, иметь представление, каким образом ему предложить товар, чтобы он был им куплен.

В общем, и по сей день она находит применение в бизнесе, среди тимбилдеров, пиарщиков и менеджеров. А также очень помогает в отношениях, когда возникает непонимание между разными возрастными группами. Когда понимаешь про условия жизни и развития, к примеру, бабушки, то более приемлемо относишься к её стилю поведения, привычках, ценностях и даже ультиматумах. Ведь она росла совсем в другой обстановке, и это не её личная особенность поведения, а целого её поколения.

Генераций всего 4, и они сменяют друг друга примерно каждые 80 лет. Учёные успели отследить связь времён только за последние 500 лет, но если продолжить исследования, то вполне вероятно, что будет присутствовать схожесть особенностей характера и с людьми, жившими тысячелетие назад. Итак, существует генерация бэби-бумеров, x, y и z.

Я расскажу об условиях формирования ценностной системы и характера людей в России. Потому что в каждой стране свои исторически события, политическая и экономическая обстановка, которые оставили свой отпечаток на жизни населения. Нам ближе, понятнее и более знакомы условия, в которых жили наши родственники и живём мы.

Бэби-бумеры


Сильное поколение людей, которые родились в промежутке 1943 — 1963 годов. На этот период пришлась победа в Великой Отечественной войне, достижения в покорении космоса, и проживание Хрущёвской «оттепели». Названы так из-за того, что в это время было зафиксирован огромный всплеск рождаемости вследствие восстановления баланса после войны. Они отличаются своим патриотизмом, ведь им пришлось восстанавливать свою страну, в которую они верили и считали супердержавой.

Ценность представляют награды, грамоты, медали и всякие сертификаты. Они активны, и даже сейчас, кто ещё из них жив, стараются поддерживать своё здоровье с помощью минимальных хотя бы, но физических нагрузок. Они отлично работают в команде, общность для них очень важна. Активны, не останавливаются в своём развитии, так как имеют огромный интерес к познанию чего-то нового. Вся их жизнь посвящалась работе, к которой приступали в раннем возрасте, стремясь к самостоятельности.

Иксы


Это как раз то поколение, которое заряжало воду через телевизор, когда в 90-х годах стал популярен Чумак, или кодировалось от алкоголизма благодаря выступлениям Кашпировского. Период рождения пришёлся на 1964 – 1984 года. В это время начало увеличиваться число разводов и количество одиноких матерей, которые работали на заводах, чтобы самостоятельно воспитывать детей, вследствие чего упала рождаемость. Появились наркотики и СПИД. Война в Афганистане также повлияла на качество жизни и ценностную систему.

Иксы отличаются гиперответственностью, поэтому на первое место ставят заботу о других, иногда даже жертвуя собственными интересами. Из-за того, что их родители жили в сложное время, многие из которых были детьми войны, то не научились заботиться и дарить любовь. Поэтому иксы, недополучив ласку и внимание в детстве, ищут их уже в партнере. Любви и семьи хотелось настолько, что многие женщины готовы были терпеть избиение мужа, или его пристрастие к алкоголю.

Разница с их предшественниками в том, что они не готовы были работать на общественное благо, предпочитая заниматься самообразованием и познанием себя. Считается, что именно эта генерация больше подвержена возникновению депрессии. Так как большей частью в жизни испытывали тревогу, беспокойство и ощущение внутреннего конфликта, эмоциональной неустойчивости. Видимо из-за того, что игнорировали собственные желания и потребности, предпочитая удовлетворять чужие.

Игреки


Называют генерацией нулевых или миллениум (1984 – 2003). На формирование их ценностей повлиял распад СССР, появление новых технологий, теракты и военные конфликты. Газетам и книгам предпочитают интернет, где могут получить любые знания и узнать о новостях в мире. Эти люди отличаются своей наивностью, в силу того, что информация доступная, у них нет необходимости искать запрещённую цензурой литературу, в то время как у иксов гласности не было совсем, и им приходилось с подозрительностью изучать какие-либо материалы.

Игреки ценят свою свободу, они оптимистичные и веселые. Поколение бэби-бумов, достигшее цели, поднявшее целую страну, совсем не понимает игреков, готовых подчиняться и подстраиваться, а особенно за их непринятие недостатков других людей. Миллениумы отличаются от остальных тем, что для семейной жизни стремятся выбрать равноправного партнера, который будет вдохновлять на достижение каких-либо целей, который умеет поддерживать.

Уделяют внимание уровню качества своей жизни, желая получать удовольствие и удовлетворение. Поэтому для них важнее карьера, чем создание семьи. Не спешат с рождением детей, и не стремятся планировать своё будущее. Потому что экономический кризис, «сломавший» многих людей, показал нулевым, что стоит заботиться о настоящем и жить здесь и сейчас, в силу того, что будущее изменчиво и ненадежно. Они гибкие и умеют приспосабливаться к новым условия.

Не ценят знания, считая, что успеха можно добиться благодаря своим ресурсам, знакомствам и умению «крутиться». Такое обесценивание произошло из-за того, что они наблюдали, как родители, имевшие высшее образование, учёные и доктора наук, вынуждены были идти торговать на рынок из-за перестройки в стране, чтобы выжить.

Зэты


Сейчас ещё это дети, наше недалекое будущее, которое родилось или родится в период 2003 – 2023 годов. Они не знают, что такое голодомор, ощущают на себе заботу и любовь родителей, которые стремятся обеспечить им качественную жизнь. Можно предположить, что благоприятные условия их «взращивания» поспособствуют развитию здоровой ценностной системы, умению строить отношения, которые не разрушают личность, а помогают ей раскрыть свои возможности.

Зэты, в отличие от иксов, будут понимать, что, прежде всего, им необходимо обучение и получение знаний. И что они смогут опираться на них. И уже отличаются даже от нулевых тем, что схватывают новую информацию очень быстро. А освоение технологий совсем не представляет для них никакого труда. Ребёнок, рождённый в этот период, научается обращаться с телефоном или планшетом очень рано, порой, ещё не умея говорить.

Порой удивляет их возраст и стиль, потому что с развитием индустрии моды, в свободном доступе огромное количество красивой одежды, и малыши уже с ранних лет придают значение тому, как выглядят, желая быть модными и красивыми. Они очень свободолюбивы и с малых лет пытаются отстаивать своё мнение, требуя его принимать во внимание. Огромное количество возможностей вокруг помимо того, что развивает, но и сказывается на стиле поведения.

Зэты склонны к истерикам и капризам, они просто требуют то, что им захотелось. Эксперты считают, что эта генерация не будет способна находить компромиссы, и тем более прикладывать усилия для достижения своих целей. К тому же, столкнувшись с неудачей, эти дети в будущем будут сдаваться, вместо того, чтобы искать варианты решения. А это будет способствовать развитию неуверенности в себе, они не будут рисковать, чтобы добиться успеха.

Заключение

На этом всё, уважаемый читатель! Независимо от того, сколько лет вам или вашим близким, и к какому типу они относятся, следует помнить, что эта характеристика общая, которая не исключает индивидуальности в проявлениях, восприятии и свойствах характера. Просто условия, в которых жилы мы и наши родные, очень разные, и если это понимать, то вы сможете принимать другого таким, какой он есть, не пытаясь навязать свое видение.

В 90 – годах возникла теория поколений , авторами и создателями которой являются ученые Нейл Хоув и Вильям Штраус. Они параллельно, не связано друг с другом, стали активными исследователями различных поколений. Их заинтересовал конфликт между людьми, при котором отсутствуют возрастные разногласия. Под руководством координатора проекта Rugenerations – Евгении Шамис, группой специалистов была осуществлена попытка внедрения данной теории применительно для Российского общества в 2003-2004годах.

Идея теории поколений заключается в оценке ценностей и приоритетах людей, которые причислены к среднему классу. Понятие поколение включает в себя совокупность или общность людей, объединенных конкретными датами рождения в определенный период и которых объединяют одинаковые условия влияния событий, а также связывают особенности и характер воспитания с установленными ценностями. Идейный смысл заключается в том, что именно общность ценностей и их родство, а не возрастной критерии закладывает основу для будущего поколения. Ценности внедряются и укореняются ежедневно и постепенно, зачастую неосязаемо для нас. Но именно наша модель поведения, наше общение и взаимопонимание друг с другом, наша лояльность и умение избегать, решать конфликтные ситуации, и то, что влияет на наше развитие и сознание, наш выбор и наши цели строят, определяют и закладывают основу для наших ценностей.

Теория поколений в России

Характерной чертой, которая выделяет теорию в России, состоит в том, что население, относящиеся к среднему слою общества делится на две группы. В первую группу входят люди, обладающие достаточными финансовыми средствами и имеющие стабильное благополучие. Во вторую группу можно определить людей, которые получили высшее образование. Поэтому применяя теорию поколений к России, специалистами принято употребление понятия большинства.

В настоящее время в России выделяют проживающих следующих поколений:

Поколение Победителей или поколение GI (1900-1923г.р.)
Ценности данного поколения получили свое формирование под влиянием произошедших двух революций 1905 и 1917 годов, процесса коллективизации и электрификации.
Данному поколению присущи семейные ценности, любовь к труду, высокая степень ответственности, высокие религиозные убеждения, чтимые традиции и твердость суждений.

Молчаливое поколение (1923-1943 г.р.)
Ценности данного поколения устанавливаются под воздействием жестких репрессий, началом и ведением Второй мировой войны, поднятием страны после разрушения и появления антибиотиков.
Формируются и выделяются новые ценности как честь и достоинство, неукоснительное соблюдение законов, преданность Родине, должностной статус.

Поколение Беби – Бумеров (1943-1963 г.р.)
Создание новых ценностей закладывается под воздействием советской политики и власти, освоения и лидерства в космической отрасли, «холодная война», появление первых контрацептивов, безупречное оказание медицинской помощи для каждого гражданина, единая программа школьного обучения.
Выделяемые ценности: приоритет личностного роста, дух коллективизма и сплоченность команды, значимость молодого поколения.

Поколение X или Неизвестное поколение (1963-1984 г.р.)
Ценности формируются под воздействием событий, связанных с «холодной войной», эпохой перестройки, появлением наркотических средств и военными действиями в Афганистане.
Базовыми ценностями становятся: приспособление к быстрым переменам, разнообразие взглядов, полное равноправие полов, эмоциональный индивидуализм, нестандартные убеждения.

Поколение Y/ Игреки или Поколение Милениум, Сети, Next (1984 – 2000г.р.)
События, которые зародили новые ценности данного поколения: развал СССР, террористические акции, внедрение новых технологий. Их обычная среда – наличие интернета и мобильной связи и культ к брендовому стилю в одежде.

Ценностями становятся независимость и развлечения, но в тоже время происходит укрепление гражданской позиции и максимальной ответственности.

Поколение Z (с 2000 г. р.)
Ценности верхушки данного поколения находятся в стадии становления.

Выделяемые года рождения того или иного поколения всего лишь приблизительные. Возникают и отличия, в зависимости от места проживания людей.

Теория поколений в России продолжает развиваться с каждым новым годом и десятилетием.

В настоящее время HR – сообщества применяют меры для приема и мотивации сотрудников поколения Y. Компании и фирмы обсуждают специфику общения и взаимопонимания сотрудников, относящихся к поколениям X и Y.