Памятник императору Николаю I. Памятник на исаакиевской площади Памятник николаю 1 на исаакиевской

Памятник Николаю I установлен в Петербурге на Исаакиевской площади по велению сына Николая I – Александра II. Он расположен на площадке между Исаакиевским собором и Мариинским дворцом. Он находится на одной оси с Медным всадником, разделяет двух царственных всадников величественный Исаакий, это сразу же было замечено петербуржскими остроумцами. Предание говорит, что после открытия памятника, на нем появилась доска с надписью: «Не догонишь!» А по городу пошла ходить поговорка: «Коля Петю догоняет, да Исаакий мешает» или более популярный ее вариант: «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает».

Памятник Николаю Первому – это единственная на момент ее создания конная статуя, имевшая лишь две точки опоры – копыта гарцующего коня. Устойчивость такой конструкции было не так просто рассчитать. Эту задачу выполнил знаменитый скульптор, создавший памятник? Пётр Карлович Клодт. Для обеспечения устойчивости монумента в круп коня было засыпано несколько пудов дроби, а под копыта задних ног коня подвели железные стойки, протягивающиеся до основания монумента.

Проект памятника был выполнен Огюстом Монферраном в 1856-1859гг. Монумент помог знаменитому архитектору объединить в законченный ансамбль все здания Исаакиевской площади. Созданием скульптуры Николая Первого занимался П.К. Клодт.

Первоначально Клодтом было предложено выполнить фигуру всадника на неподвижном коне. Но такой эскиз не удовлетворил Монферрана. Тогда скульптор решил изобразить стремящегося вверх, гарцующего коня с неподвижным всадником. Именно этот замысел и воплотил Клодт.

Изготовление монумента, так же, как и расчет его конструкции, было довольно сложным. Когда Александр II осмотрел скульптуру в мастерской, он повелел внести определенные изменения, как, например, уменьшить козырек у каски, изменить левый аллюр лошади на правый аллюр и т.д. Что и было исполнено скульптором. Скульптуру должны были отлить в апреле 1858г. Но форма не выдержала бронзового расплава. К счастью, император Александр III оплатил продолжение работ и изготовление новой, более прочной формы. Вторая попытка отлить статую оказалась удачной.

Скульптура представляет собой конную статую Николая I высотой 6 м. Императора скульптор изобразил в парадном мундире Лейб-гвардии Конного полка. Пьедестал монумента тоже является произведением скульптурного искусства. Пьедестал выполнен архитекторами А.Пуаро и Н.Ефимовым. Его украшают аллегорические фигуры Силы, Мудрости, Веры, Правосудия, изображенные в виде женских фигур, выполненные Р.К. Залеманом. Их лица – это точные копии лиц жены Николая I и трех его дочерей: Марии, Ольги и Александры. Кроме того, на пьедестале выполнены горельефы, изображающие основные события, происходившие в стране в период царствования императора: восстание декабристов, подавление холерного бунта, награждение Сперанского М.М. за собрание и издание первого свода российских законов и открытие Веребьинского железнодорожного моста. Три горельефа принадлежат руке Н.А. Ромазанова, один – Р.К. Залемана. В облицовке постамента использованы несколько видов мрамора, красный финский и темно-серый сердобольский гранит, красный шокшинский порфир. Памятник окружен четырьмя фонарями, имеющими полное право называться "самыми красивыми фонарями Петербурга".

Памятник Николаю I открыли 25 июля 1859г. через некоторое время после смерти царя. Правление Николая I было довольно нелегким для Российской империи. Царь отличался суровым нравом и правил страной довольно жестко, за что в народе его прозвали Николай Палкин. Его не любили и боялись. Николаем I проводились репрессии, им была введена строгая цензура, а в крупных городах на каждом углу стояли агенты тайной разведки, выискивающие государевых недругов. Клодт изобразил Николая I таким образом, чтобы передать характер императора: он самодовольно и гордо восседает на вставшем на дыбы коне.

После революции 1917 г. не раз поднимался вопрос о демонтаже памятника, но в силу своей уникальности (устойчивость скульптуры обеспечивается лишь двумя точками опоры), его признали величайшим произведением инженерной мысли, и памятник не был уничтожен. В 30-е гг. ХХ века была демонтирована лишь ограда памятника. Она была воссоздана в 1992 г.


П амятник Николаю I был торжественно открыт на Исаакиевской площади 25 июля 1859 г.
Проект памятника принадлежит Огюсту Монферрану. Конная скульптура создана Петром Карловичем Клодтом, который как известно, "делал лошадей лучше чем сами жеребцы".

Памятник знаменит тем, что опирается только на две точки опоры - ноги коня. Ранее считалось, что такой конный памятник (с двумя точками опоры) единственный в Петербурге, но недавно выяснили, что и опирается лишь на две точки (змея служит лишь для уменьшения парусности).
Пьедестал выполнен архитекторами Н. Ефимовым и А. Пуаро, скульпторами Р. Залеманом и Н. Рамазановым. Пьедестал украшен аллегорическими женскими фигурами Мудрости, Силы, Веры и Правосудия, в которых можно увидеть черты лиц жены и дочерей Николая I.

Обратите внимание на надпись - Николай 1. Единичка не римская, а наша, арабская.

Горельефы на пьедестале изображают важнейшие события времени царствования Николая I: восстание декабристов (1825), усмирение холерного бунта на Сенной площади (1831), награждение Сперанского по поводу составления первого свода законов (1832) и открытие Веребьинского моста на железной дороге Санкт-Петербург - Москва (1851).

Общая высота памятника - более 16 метров, около него установлены фонари, считающиеся одними из самых красивых в городе. Макет памятника сейчас находится в Русском музее Петербурга.

Николай I ряд лет являлся шефом расквартированного неподалёку Конногвардейского полка. Благодаря этому памятник Николаю I находится именно на Исаакиевской площади, а сам император изображён в мундире конногвардейцев.

Памятник установлен на одной оси со знаменитым Медным всадником, обращён в туже сторону, их разделяет только Исаакиевский собор. В петербургском фольклоре по этому поводу возникли соответствующие поговорки, например: "Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает".

В 1930-х годах памятник Николаю I собирались демонтировать. В советское время в Ленинграде памятнику императору не было места. Сохранить эту достопримечательность удалось в том числе за счёт придуманной искусствоведами истории об уникальности памятника, имеющего всего две точки опоры.

То есть его описывали не только как памятник императору, но и как уникальную работу русских инженеров.

Считается, что памятник Николаю I держится на двух точках опоры за счёт точного математического расчёта его центра тяжести и насыпанной в круп лошади металлической дроби. При реставрации в 1980х годах дроби внутри скульптуры не было обнаружено. Коню помогают удержаться на пьедестале металлические прутья, вставленные в его ноги.

Ещё одна легенда рассказывает о том, что положение памятника Николаю I спиной к Мариинскому дворцу послужило отказом от проживания во дворце дочери Николая I Марии. Якобы, ей не понравилось, что отец повёрнут спиной к её окнам.

Чудо на лихом коне... ниже...

С памятником связана еще одна интересная история.

"Хулиганы", которые метили памятники, существуют не только в наше время, но и были в далеком прошлом. Существует легенда, что на памятнике отлито слово ЙУХ (наоборот только). Якобы его пытались даже убрать при последней реставрации, но до конца этого так и не сделали.

Более того, такое же слово отлито и на памятнике "Тысячелетия Руси" в Новгороде.

Надписи невозможно увидеть невооруженным глазом. Нужен бинокль или фотоаппарат с хорошей оптикой. На памятнике в Новгороде буквы расположены над фигурой Нестора, первого русского летописца, автора "Повести временных лет". Символично, однако... ведь он как раз и нес русские слова в народные массы.

Где расположены буквы на памятнике Николаю I, мне не ведомо. Очень хотелось бы посмотреть. Самое интересное, что время, когда отливали памятники примерно совпадает. Может быть, кто-то знает еще памятники с такой же "народной" меткой? Впрочем, может быть все это только легенда...

Вид сзади)))

Но летом на фоне синего неба, памятник особенно красив, но и зимой когда идет снег прекрасен...

Зимним вечером памятник выглядит так.

В 1859 году на Исаакиевской площади установили памятник Николаю I. Автором этого проекта был О. Монферран, который руководил работами по строительству Исаакиевского собора. Общий силуэт и масштаб монумента превосходно связан с пространством огромной площади и отдельными ее частями. Выдающийся скульптор П.К. Клодт выполнил самую важную часть монумента - большую модель конной статуи. Кроме того, над созданием памятника работали архитекторы Н.Е. Ефимов, О. Пуаро, инженер М.Г. Евреинов, скульпторы Р.К.Залеман и Н.А. Рамазанов.

Этот памятник уникален тем, что тяжелый всадник имеет всего две точки опоры (задние копыта коня). Для того чтобы придать устойчивость монументу, в круп коня засыпали пуды дроби, а под копыта его задних ног установили металлические столбы, идущие сквозь пьедестал до его основания. Высота памятника составляет шесть метров.

Николай I изображен в парадном мундире, на голове его каска с орлом. Аллегорические фигуры Веры (с крестом и Евангелием), Мудрости (с зеркалом), Правосудия (с весами) и Силы (со щитом и копьем) украшают пьедестал монумента. Лица фигур имеют сходство с чертами жены и дочерей императора.

Большие горельефы отображают события царствования Николая I: выступление царя перед приближенными после подавления восстания декабристов 14 декабря 1825 года, подавление народного возмущения во время холерного бунта («Николай I на Сенатской площади в 1831 году»), «Открытие Веребьинского моста на железной дороге Петербург – Москва в 1851 году», церемония награждения вельможи М.М. Сперанского орденом Андрея Первозванного в 1832 году в связи с изданием многотомного «Полного собрания законов Российской империи» («Поднесение Сперанским свода законов»).

Бронзовая надпись «Николаю I императору всероссийскому.1859» находится на лицевой стороне пьедестала под большим золоченым двуглавым орлом. Нижняя часть памятника, украшенная четырьмя торшерами, имеет три ступени. На каждом из торшеров – пять фонарей и три двуглавых орла работы Клодта.

Пьедестал памятника, выполненный из ста восемнадцати отдельных камней (различные граниты, порфир, мрамор и др.), можно рассматривать и как архитектурное произведение, и как памятник декоративного искусства. Памятник Николаю I покоряет зрителей изумительным мастерством и техническим исполнением замысла авторов. Этот монумент является одним из четырех конных памятников Петербурга, характеризующий завершение в архитектурно-художественных взглядах эпохи классицизма и начало новой - эклектики.

Сравнивая его с памятником Петру I, находящегося на соседней площади Декабристов, сразу бросается в глаза несомненные различия: вместо монументальности и торжественности творения Фальконе здесь – изящество, легкость и стройность монумента. Уникальный образец конного памятника по-прежнему украшает одну из центральных площадей города, организуя большое пространство и создавая многообразные взаимосвязи со своим окружением.

В 1855 году умер Николай I. Сменивший отца на российском престоле Александр II пожелал, чтобы на площади между Исаакиевским собором, строительство которого завершалось, и Мариинским дворцом был сооружен памятник Николаю I. Работу над проектом памятника император лично поручил архитектору О. Монферрану, по проекту которого на Дворцовой площади столицы была воздвигнута Александровская колонна, увековечившая имя и дела императора Александра I. Кроме того, именно Монферран руководил всеми работами по строительству Исаакиевского собора и разрабатывал план устройства центральных площадей города. Архитектору были высказаны два пожелания: памятник должен быть конным, ведь по другую сторону Исаакиевского собора находился знаменитый памятник Петру I работы Фальконе, и в оформлении монумента должны быть отмечены самые важные дела покойного императора.

Монферран умер в 1858 году, не дождавшись установки памятника, но успел создать рисованный проект, который и был утвержден советом Академии художеств. В работе над монументом приняли участие скульпторы Р. Залеман и Н. Рамазанов, самую же главную часть памятника - конную статую - создавал скульптор Петр Клодт. По замыслу Монферрана всадник должен был находиться на высоком постаменте, украшенном барельефами, которые и повествовали о важнейших событиях тридцатилетнего царствования Николая I. Вот перечень этих событий:

1825 год - император отправляется из Зимнего дворца на подавление восстания декабристов и передает верным ему войскам сына-наследника (будущего Александра II);

1831 год - император обращается к народу на Сенной площади во время так называемого "холерного бунта";

1832 год - император награждает М. Сперанского орденом за издание "Полного собрания законов Российской империи";

1851 год - император осматривает Веребьинский мост во время торжественной поездки по только что открытой Московской железной дороге.

Барельефы постамента, аллегорические декоративные статуи и орнаменты выполняли скульпторы Р. Залеман и Н. Рамазанов. Перед Клодтом же, известным к тому времени мастером, автором любимых всеми "Укротителей коней" на Аничковом мосту и памятника Крылову в Летнем саду, стояла гораздо более сложная задача. Вначале скульптор задумал изобразить Николая II на неподвижно стоящем коне. Эскиз этого памятника сохранился и позволяет судить о том, что фигура всадника, его поза очень естественны и реалистичны, даже сделана попытка передать психологический сходство с оригиналом. Но Клодт отказался от такого решения, потому что оно шло вразрез с общим замыслом Монферрана. Появился новый вариант скульптуры, где главное - стремительное и в то же время изящное движение коня, встающего на дыбы, и неподвижно - торжественная, в чем-то даже суровая фигура всадника.


Критики впоследствии отмечали недостатки памятника: ему не хватает подлинной монументальности, композиция вычурна и перегружена мелкими деталями. Но у памятника есть и несомненные достоинства: и сам проект Монферрана, и скульптура Клодта, и барельефы представляют собой высокий образец профессионального мастерства. Памятник действительно стал объединяющим центром Исаакиевской площади, сочетающей в себе архитектурные постройки разных стилей. Особенное внимание по сегодняшний день привлекает мастерство П. Клодта, который сумел точно рассчитать центр тяжести скульптуры и закрепить ее на двух точках - двух задних ногах вставшего на дыбы коня без какой-либо дополнительной опоры.

Памятник был торжественно открыт в июне 1859 года. А через шестьдесят лет, после революционных потрясений начала 20 века, всерьез заговорили о том, что следует уничтожить все памятники царям. Со Знаменской площади (нынешней пл. Восстания) убрали памятник Александру III, нависла угроза и над памятником на Исаакиевской площади. Те, кто понимал настоящую ценность работы Монферрана и Клодта, сумели найти самый убедительный тогда аргумент: памятник спас именно точный инженерный расчет Клодта, сумевшего "закрепить" всадника на двух точках опоры. Памятник Николаю I не тронули.

Сегодня, приходя на Исаакиевскую площадь, мы можем долго рассматривать сюжеты барельефов на постаменте памятника, а можем обойти его со всех сторон и еще раз убедиться в том, что всадник на вздыбленном коне со всех точек смотрится по-разному, но со всех сторон видится удивительным образцом совершенства.

Текст подготовила Галина Дрегуляс

Для тех, кто хочет узнать больше :
1. Клодт Г. "Лепил и отливал Петр Клодт…" М., 1989
2. Петров В.Н. Петр Карлович Клодт. Л., 1985

Памятник Николаю I в центре Исаакиевской площади был установлен 25 июля 1859 года, спустя год после завершения строительства Исаакиевского собора. Авторами памятника являются архитектор Огюст Монферран и скульптор Петр Карлович Клодт. Памятник уникален своим инженерным решением. Шестиметровая бронзовая группа, созданная талантливым скульптором Клодтом, имеет всего две точки опоры - поднявшийся на дыбы конь императора стоит на двух задних копытах. Общая высота памятника более 16 метров. С четырех сторон памятника установлены фонари, которые можно с полным основанием считать одними из самых красивых в Санкт-Петербурге.

Император Николай I изображен в парадной форме Кавалергардского полка. Великолепный скульптурный портрет очень точно изображает тщеславного и самодовольного правителя, которого многие современники называли царем-деспотом, душителем свободы. Конная скульптура водружена на высокий фигурный постамент, который украшают аллегорические скульптуры и горельефы на исторические темы. Четыре аллегорические скульптуры представляют Мудрость, Силу, Веру и Правосудие. Согласно легенде, для этих скульптур позировала жена императора и три его дочери. Горельефы, созданные скульптурами Н. А.Рамазановым и Р. К. Залеманом, иллюстрируют важнейшие события царствования императора - подавление восстания декабристов (1825), усмирение Николаем I холерного бунта на Сенной площади (1831), награждение Сперанского по случаю составления первого Свода законов (1832) и открытие Веребьинского моста на железной дороге Петербург-Москва (1851). Постамент облицован несколькими видами мрамора, красным шокшинским порфиром, а также красным финским и темно-серым сердобольским гранитом.

Петр Великий был кумиром Николая I, который во всем пытался подражать своему прославленному предку. Желавшие польстить императору поданные частенько сравнивали его с Петром. Тем не менее ничего общего между "жандармом Европы" и государем-преобразователем не было. А. С. Пушкин написал в своем дневнике фразу, ставшую крылатой: "В нем (Николае I) много от прапорщика и мало от Петра Великого". Современники заметили, что памятник Николаю I и Медный всадник обращены в одну сторону, располагаются на одной поперечной Исаакиевскому собору оси и практически на одинаковом расстоянии от собора. Это породило всевозможные шутки типа "Коля Петю догоняет, да Исакий мешает!"

В 1860-е годы между памятником и собором был разбит сквер.

Как добраться

Доехать до станции метро Гостиный двор (выход на канал Грибоедова) и пройти по Невскому проспекту в сторону Адмиралтейства до Малой Морской улицы. Пройти по Малой Морской улице до конца.

Историческая справка

1856-1859 гг. - создание памятника Николаю I по проекту архитектора О. Монферрана и скульптора П.К. Клодта.
25 июня 1859 г. - торжественное открытие памятника Николаю I.
1860-е гг. - разбит сквер между памятником Николаю I и Исаакиевским собором.

Легенды и мифы

Согласно городской легенде, на следующий день после открытия монумента на ноге коня появилась деревянная табличка, на которой было написано: "Не догонишь!". Эта легенда стала основой для поговорки, гулявшей по Петербургу в 19 веке: "Дурак умного догоняет, но памятник ему мешает!"