Описание картины. Ван Гог «Пейзаж с экипажем и поездом на заднем плане» (Пейзаж в Овере после дождя). Описание картины Ван гог пейзаж после дождя

1890г., холст, масло 72х90 ГМИ им. Пушкина, Москва

Факсимильная репродукция этой картины много лет висела в моей комнате. Не потому, что это самая моя любимая картина Ван Гога, а просто потому что других репродукций не было. Такие хорошие на плотном тонком картоне стоили для меня дорого, но иногда я их все же покупала и вешала на стены. В начале старого Арбата было рядом два магазина: "Искусство" и "Плакат", вот там они и продавались, а я почти каждый день проходила по этой улице, так как работала недалеко. Продавались там книги по искусству, открытки и репродукции на тонкой бумаге, не очень хорошего качества, но совсем дешевые. Факсимильные были выполнены в размер картины и точно воспроизводили даже мазки кисти. Можно было постоять, порассматривать открытки и книги, иногда выкопать что-то интересное, невзрачно изданное, поэтому незамеченное широкой публикой--мемуары или письма художников.

Этот пейзаж висел у меня над дверью, а мои работы на другой стене. Как-то зашел в по делу один знакомый--преподаватель с нашего факультета, очень интеллигентный, культурный человек, осмотрел все, что висело у меня на стенах и сказал:"Хорошо ты рисуешь, мне все нравится, кроме вот этого пейзажа (показывает на Ван Гога), такое все кривое, неровное, убери ты это подальше, не удался он тебе". Я онемела. Позже однокурсник сказал, что этот человек разбирается во всем, кроме живописи. Так я и поняла, говорю.

С Ван Гогом я познакомилась раньше, чем с Гогеном, по книге Ирвинга Стоуна "Жажда жизни", которую дал кто-то почитать в 68 или 69 годах. Как раз в это время в Пушкинском музее проходила его большая выставка. За мной тогда начал ухаживать молодой человек, мой ровесник, мы с ним гуляли по Москве и я потащила его на эту выставку, которую уже посмотрела, но хотелось еще. Я стала смотреть картины медленно, основательно все изучая, так мне они нравились, молодой человек ушел вперед и я потеряла его на время из поля зрения. Народу было совсем мало, никакой очереди не стояло, картины ничьи спины не загораживали, вот я и наслаждалась. Позже увидела, что мой спутник беседует со смотрительницей. О чем он с ней может говорить? По дороге домой он рассказал, что интересно провел время--расспрашивал смотрительниц о том, как соблюдается режим влажности и температуры, изучил работу датчиком, поговорил об охране помещений от грабителей, о системе сигнализации. Я была потрясена--картины он и не смотрел и ничего в них не понял! Ужас! С кем я общаюсь! Все--это была последняя встреча. А он просто хотел быть инженером и ему интересна была вся эта техническая часть. Тогда я не оценила, что мне-то он не мешал смотреть и пробыл в музее столько времени, сколько мне нужно было, ни разу не позвал меня уйти. Хороший был парень. Высокий и красивый к тому же. Только в живописи не разбирался. А я в жизни.

Природа в пейзажной живописи Винсента Ван Гога отображается дышащей и чувствующей, словно живое существо. В природе, "созданной" художником, много светоносности; настоящее искусство - суметь так передать краски, что даже ночь на полотне - сияет. Это и есть волшебный Ван Гог, Великий Мастер одушевлённой живописи.

Та природа, которой её видел Винсент Ван Гог, наполнена особенным светом. В картине художника "Звёздная ночь", густота ночного неба - не просто безликая чёрная масса. Пространство между звёздами имеет своё дыхание и сердцебиение, которое создаётся пульсацией самих звёзд. Один из самых сильных пейзажей художника, где ему удалось - мазок к мазку, - создать образ одушевлённой звёздной ночи.

Говоря о силе таланта Ван Гога, нельзя с окончательной уверенностью выделять из его живописи самое лучшее полотно. Тем более спорными могут оказаться суждения применительно к его пейзажам. Одно совершенно точно можно сказать, что художник просто фанател от кипарисов и пшеничных полей, и они у него получались особенно хорошо.

Пейзажное искусство Ван Гога основывается на исключительном умении передавать световое настроение. Яркие световые тона, которыми "пропитаны" картины мастера, отображающие природу, позволяют прочувствовать, даже в "ночных" и "вечерних" полотнах, исключительный живой смысл живописи Великого Голландца.


Две ассоциативные противоположности - позитивный "Сеятель на закате солнца", и с первого взгляда угнетающее "Поле под грозовым небом". Кроме пшеницы и самой манеры Ван Гога создавать живопись, в этих картинах, казалось бы, нет ничего общего. Но если внимательно всмотреться в эти полотна, то и в обоих случаях - присутствует светлая надежда на то, что яркие краски - всегда возвращаются. Даже, более того, красочный свет всего сущего никуда не теряется, не смотря на грозовое небо и закатное предзвёздное замирание. Важно смотреть на природу под правильным углом зрения.

Винсент Ван Гог, благодаря исключительному художественному зрению, в своей живописи показал природу живой и эмоциональной. Его картины - это не просто констатация факта, но успешная попытка проникнуть в сердцевину метафизической сущности мироздания.

А вот интересная интерпретация некоторых картин Ван Гога. Кто-то сочтет это прикладыванием рук к классике и возмутится, а другой назовет это творческим подходом через фильтр нового времени. Так студентка школы искусств Сирена Малион попробовала применить трехмерный эффект к картинам, который часто используется в фотографии, и выбрала для этого картины Ван Гога. Ведь именно в его картинах игра светом позволяет достичь такого реализма, теперь уже в трехмерном изображении. И вот, что получилось:


Картина "The Harvest"


Интерпретация картины в 3D


Картина "Пейзаж в Овере после дождя", 1890


Интерпретация картины в 3D

Картину «Пейзаж в Овере после дождя» Ван Гог написал незадолго до смерти в небольшом городке Овер-сюр-Уаз.

На картине художник запечатлел зеленые дали с распаханными полями. Благодаря высокой линии горизонта просторы кажутся бескрайними. Ван Гог пишет пейзаж с очень высокой точки зрения, и у зрителя создается впечатление, что он парит над землей, сверху обозревая ее прекрасные ландшафты. Нежные зелено-голубые тона на переднем плане приобретают желтоватые оттенки, и под синим небом поля выглядят безмятежными.

На их фоне весело выделяются красные крыши домов. Слева вдали виднеются небольшие деревца, покрытые светлой прозрачной листвой. Посреди картины изображена повозка, выделяющаяся красно-оранжевыми тонами. Видимо, только что прошел дождь, поэтому она отражается на влажной поверхности дороги.

Картина написана быстрыми, неровными мазками. Слегка небрежная манера, характерная для Ван Гога, как нельзя лучше подходит для этой работы. Она только усиливает ощущение безмятежности наивной, детской радостью.

Несмотря на трагичность последних месяцев жизни Ван Гога, пейзаж наполнен жизнелюбием. Полный света и чистоты, он дышит атмосферой свежего летнего дня.

1890 г. Холст, масло. 72.0 x 90.0 см.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия.

2014-06-22