Можно ли носить бороду сотруднику мчс. Где и почему запрещают носить усы и бороду. Служащий вооруженных сил США

Икона «Страшный суд». Новгород,
XV век, Третьяковская галерея

Тре-тье вос-кре-се-нье под-го-то-ви-тель-но-го пе-ри-о-да к Ве-ли-ко-му по-сту име-ну-ет-ся в Пра-во-слав-ном ка-лен-да-ре Неде-лей о Страш-ном су-де, или Неде-лей мя-со-пуст-ной. Пер-вое на-зва-ние про-дик-то-ва-но те-мой еван-гель-ско-го чте-ния за Ли-тур-ги-ей - о бу-ду-щем Страш-ном су-де жи-вых и мёрт-вых; вто-рое - пред-пи-са-ни-ем Цер-ков-но-го уста-ва: не упо-треб-лять по-сле это-го вос-кре-се-нья мя-са.

Что зна-чит «мя-со-пуст»?

Сла-вян-ский тер-мин «мя-сопу ст» (греч. апо кр-эос , лат. carnis privium - ли-ше-ние мя-са ) озна-ча-ет пре-кра-ще-ние вку-ше-ния мя-са. Неде-ля мя-со-пуст-ная - это вос-кре-се-нье за 56 дней до Пас-хи. За ним сле-ду-ет ещё од-на - по-след-няя пе-ред Ве-ли-ким по-стом седми ца - «сыр-ная», или, в про-сто-ре-чии, - «мас-ле-ни-ца» (в на-род-ном ка-лен-да-ре она вклю-ча-ет в се-бя ещё и Про-щё-ное вос-кре-се-нье в ка-че-стве за-вер-ша-ю-ще-го ак-кор-да ли-хих на-род-ных гу-ля-ний). Стро-го со-блю-да-ю-щие ди-е-ти-че-скую сто-ро-ну по-ста от-ка-зы-ва-ют-ся на этой неде-ле от мя-са и едят толь-ко яй-ца и мо-лоч-ные про-дук-ты (от-ку-да и на-зва-ние этой неде-ли). В этом - по-след-няя сту-пень под-го-то-ви-тель-но-го воз-дер-жа-ния.

Мас-ле-ни-ца - хри-сти-ан-ский празд-ник?

Об-ра-зо-ван-ный хри-сти-а-нин (да и каж-дый че-ло-век) дол-жен знать, что мас-ле-ни-ца в сво-ей ос-но-ве - празд-ник со-всем не хри-сти-ан-ский! На-про-тив - это древ-ний язы-че-ский празд-ник про-во-дов зи-мы и встре-чи вес-ны, со-глас-но по-сло-ви-це: «Мас-ле-ни-цу про-во-жа-ем, све-та солн-ца ожи-да-ем». Это - свое-об-раз-ный «се-вер-ный кар-на-вал», вак-ха-на-лия, со-про-вож-да-ю-ща-я-ся необуз-дан-ным ве-се-льем, зу-бо-дро-би-тель-ны-ми дра-ка-ми, иг-ра-ми и хмель-ны-ми пи-ра-ми (это то, что у нас все-гда хо-ро-шо по-лу-ча-ет-ся). В до-хри-сти-ан-ские вре-ме-на по-доб-ные гу-ля-ния с «уми-ло-стив-ле-ни-ем» язы-че-ских бо-гов со-про-вож-да-лись да-же че-ло-ве-че-ски-ми жерт-во-при-но-ше-ни-я-ми: вспом-ним о на-ших хри-сти-ан-ских пер-во-му-че-ни-ках - ки-ев-ских ва-ря-гах Фе-о-до-ре и сыне его Иоанне (983 г.). (Пред-ста-вим, что они вос-крес-ли, ока-за-лись на на-шей мас-ле-ни-це и уви-де-ли стран-ные на-ря-ды хмель-ных гу-ляк, пры-га-ю-щих во-круг ко-ст-ра с язы-че-ским идо-лом ста-ру-хи-зи-мы и бли-на-ми в ру-ках... Му-че-ни-ки ре-ши-ли бы, что на Ру-си всё ещё тор-же-ству-ет язы-че-ство, ко-то-рое рев-ност-но на-саж-дал князь Вла-ди-мир в на-ча-ле сво-е-го прав-ле-ния, а кре-ще-ние на-шей мно-го-стра-даль-ной стра-ны так и не со-сто-я-лось!) По-это-му су-ро-вый го-лос Свя-той Пра-во-слав-ной Церк-ви, воз-ве-щая о Страш-ном Су-де, зо-вёт к по-ка-я-нию и предо-сте-ре-га-ет от язы-че-ской мен-таль-но-сти, до сих пор жи-ву-щей в на-шем со-зна-нии.

По-сле кре-ще-ния Ру-си «от-ме-нить» мас-ле-ни-цу (как и неко-то-рые дру-гие язы-че-ские иг-ри-ща, на-при-мер, «Ива-нов день») так и не смог-ли: наш на-род го-тов от-ка-зать-ся от мно-го-го, но толь-ко не от бес-ша-баш-ных гу-ля-нок и за-сто-лий с тра-ди-ци-он-ным во-про-сом: «Ты ме-ня ува-жа-ешь?» По-это-му Цер-ковь вы-нуж-ден-но сов-ме-сти-ла эту неде-лю вак-ха-на-лий с по-след-ней под-го-то-ви-тель-ной сед-ми-цей пе-ред Ве-ли-ким по-стом, чтобы хоть как-то кон-тро-ли-ро-вать про-ис-хо-дя-щее и не до-пус-кать про-дол-же-ния ко-щун-ствен-но-го раз-гу-ла во вре-мя Ве-ли-ко-го по-ста. При этом обы-чай по-ми-нать на хмель-ной тризне пред-ков бли-на-ми (это аст-ро-ло-ги-че-ский со-ляр-ный знак) был пе-ре-осмыс-лен как за го-ве-нье - празд-нич-ную тра-пе-зу на-ка-нуне по-ста. Гре-ки и дру-гие хри-сти-ане не мо-гут по-нять, по-че-му наш бо-го-слу-жеб-ный (!) - а не толь-ко «на-род-ный» - ка-лен-дарь об-зы-ва-ет пра-во-слав-ную сыр-ную сед-ми-цу, име-ю-щую по-лу-пост-ный по ра-ци-о-ну, но вполне по-ка-ян-ный по сво-е-му на-зна-че-нию ха-рак-тер, язы-че-ским тер-ми-ном «мас-ле-ни-ца» (хо-тя бы и в скоб-ках). Тем са-мым, в гла-зах про-сто-го на-ро-да, име-ну-ю-ще-го се-бя «пра-во-слав-ным», санк-ци-о-ни-ру-ет-ся как сам «кар-на-вал», так и свя-зан-ные с ним язы-че-ские об-ря-ды и зло-упо-треб-ле-ния. В хра-мах зву-чит пре-по-доб-но-го Еф-ре-ма Си-ри-на, а на ули-цах - язы-че-ские ри-ту-аль-ные за-кли-на-ния и визг-ли-вые ча-стуш-ки, осквер-ня-ю-щие слух цер-ков-но-го че-ло-ве-ка.

Сыр-ная сед-ми-ца или мас-ле-ни-ца?

«Сыр-ная сед-ми-ца - пред-две-рие и на-ча-ло по-ста»

Пра-во-слав-ный Цер-ков-ный ка-лен-дарь име-ну-ет по-след-нюю седми цу (неде-лю) пе-ред Ве-ли-ким по-стом сы-ропу стно й (а на-род - мас-ле-ни-цей). Смысл этой сед-ми-цы - в по-сте-пен-ном пе-ре-хо-де от обы-ден-ной жиз-ни к ве-ли-ко-пост-ным «по-дви-гам», ко-то-рые, ко-неч-но же, у каж-до-го хри-сти-а-ни-на свои - и опре-де-ля-ют-ся его по-лом, воз-рас-том, со-сто-я-ни-ем здо-ро-вья и про-фес-си-ей. В сре-ду и пят-ни-цу да-же не со-вер-ша-ет-ся Бо-же-ствен-ная Ли-тур-гия (это в знак по-ка-ян-ной скор-би), а служ-бы су-точ-но-го цик-ла, со-дер-жа-щие и по-ка-ян-ную мо-лит-ву пре-по-доб-но-го Еф-ре-ма Си-ри-на, по-чти со-от-вет-ству-ют ве-ли-ко-пост-ным. Всё это, со-глас-но за-ме-ча-тель-но-му вы-ра-же-нию свт. Ти-хо-на За-дон-ско-го, - «свет-лые предпу тия по-ста»!

Но на-род - не толь-ко «про-стой» и «необ-ра-зо-ван-ный» (эта от-го-вор-ка ныне смеш-на) - про-во-дит это «на-ча-ло уми-ле-ния и по-ка-я-ния» вполне по-язы-че-ски - в шум-ных гу-ля-ньях и со-мни-тель-ных за-ба-вах.

Один из ино-стран-ных пу-те-ше-ствен-ни-ков, по-се-тив-ших Рос-сию в XVII ве-ке, мо-сье Одер-бон, с удо-воль-стви-ем но-си-те-ля за-пад-ной ци-ви-ли-за-ции кон-ста-ти-ро-вал (по-доб-ных сви-де-тельств мно-го): «В это вре-мя у рус-ских по-чти бес-пре-рыв-но про-дол-жа-ет-ся об-жор-ство и пьян-ство; они пе-кут паш-те-ты, то есть ола-дьи и бли-ны из мас-ла и яиц, за-зы-ва-ют к се-бе го-стей и упи-ва-ют-ся мё-дом, пи-вом и вод-кой до упа-ду и до бес-па-мят-ства. В те-че-ние всей мас-ле-ни-цы толь-ко и слыш-но, что то-го-то уби-ли, то-го-то бро-си-ли в во-ду…».


«Взя-тие снеж-но-го го-род-ка»
В. Су-ри-ков, 1891 г.

Со вре-ме-нем ма-ло что из-ме-ни-лось. Вспом-ним кар-ти-ну Ва-си-лия Су-ри-ко-ва «Взя-тие снеж-но-го го-род-ка» или хре-сто-ма-тий-ное изо-бра-же-ние боя «стен-ка на стен-ку» в филь-ме «Си-бир-ский ци-рюль-ник». Мно-гие про-сто-душ-ные лю-ди от-но-сят-ся к этим лу-боч-ным кар-тин-кам про-шло-го с но-сталь-ги-че-ским при-ды-ха-ни-ем и все-рьёз счи-та-ют, что всё это - «су-гу-бо по-пра-во-слав-но-му»; что так и сле-ду-ет «го-то-вить-ся» к Ве-ли-ко-му по-сту: на-пить-ся до без-об-ра-зия, сло-пать (про-сти-те за от-кро-вен-ный гла-гол!) как мож-но боль-ше бли-нов, ста-ра-ясь не уме-реть от за-во-ро-та ки-шок (что дей-стви-тель-но слу-ча-лось), уме-ло раз-бить ближ-не-му нос или вы-вих-нуть че-люсть, а по-том «по-ка-ять-ся» - по-па-рить-ся в Чи-стый по-не-дель-ник в бань-ке, дабы смыть с се-бя мас-ле-нич-ные из-ли-ше-ства, и с чув-ством хо-ро-шо ис-пол-нен-но-го «пра-во-слав-но-го дол-га» бу-хать зем-ные по-кло-ны.

Ко-неч-но же, это язы-че-ская раз-гуль-ная об-ряд-ность, во мно-гом ис-кус-ствен-но воз-рож-да-е-мая сей-час под ви-дом воз-вра-ще-ния к «на-род-ным тра-ди-ци-ям». Оче-вид-но, мно-гим, же-ла-ю-щим ко-щун-ствен-но смыть с Ру-си во-ды дне-пров-ской ку-пе-ли, хо-чет-ся вер-нуть-ся непре-мен-но к до-хри-сти-ан-ским «на-цио-наль-ным ис-то-кам». Неуди-ви-тель-но, что на-шу стра-ну, в ко-то-рой за де-вять сто-ле-тий не смог-ли утвер-дить-ся хо-тя бы эле-мен-тар-ные нор-мы хри-сти-ан-ской мо-ра-ли и по-ве-де-ния, по-стиг-ли столь тяж-кие на-ка-за-ния в XX сто-ле-тии. Это и был «Страш-ный суд», к сча-стью, ещё не окон-ча-тель-ный; но ра-зум-но ли ис-пы-ты-вать Бо-жие дол-го-тер-пе-ние? Ещё один «Страш-ный суд» для на-ше-го об-ще-ства, си-дя-ще-го на «по-ро-хо-вой (ядер-ной и тер-мо-ядер-ной) боч-ке» мо-жет стать в пря-мом смыс-ле Страш-ным (уже без ка-вы-чек) и по-след-ним. Всё за-ви-сит от спо-соб-но-сти по-ка-ять-ся (то есть на биб-лей-ском язы-ке - «пе-ре-ме-нить со-зна-ние») и хо-тя бы по-пы-тать-ся жить по-хри-сти-ан-ски. К со-жа-ле-нию, вме-сто то-го, чтобы «на се-бя обо-ро-тить-ся» - вспом-нить сло-ва Спа-си-те-ля о том, что Отец Небес-ный зна-ет о каж-дом из нас всё (да-же во-ло-сы на на-ших го-ло-вах со-счи-та-ны!) и что без Его по-пуще-ния ни-че-го не про-ис-хо-дит, - мно-гие на-ши «рев-ни-те-ли» от-ма-хи-ва-ют-ся от про-мыс-ла Бо-жия и ви-нят во всех на-ших бе-дах раз-ных внеш-них су-по-ста-тов (их име-на хо-ро-шо из-вест-ны). Здесь есть над чем за-ду-мать-ся, осо-бен-но в пред-две-рии Ве-ли-ко-го по-ста.

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

При-ло-же-ние

Свя-ти-тель Ти-хон За-дон-ский (†1783) о мас-ле-ни-це

«Сыр-ная сед-ми-ца есть пред-две-рие и на-ча-ло по-ста. А по-то-му ис-тин-ным ча-дам Церк-ви сле-ду-ет в Сыр-ную сед-ми-цу по-сту-пать во всём го-раз-до воз-дер-жан-нее. Слу-ша-ют ли, од-на-ко, хри-сти-ане сла-дост-ных пес-ней люб-ве-обиль-ной Ма-те-ри сво-ей? Она за-ве-ща-ет в эти дни бо-лее бла-го-го-веть - а они ещё боль-ше бес-чин-ству-ют. Она за-по-ве-ду-ет воз-дер-жи-вать-ся - а они ещё боль-ше пре-да-ют-ся невоз-дер-жа-нию. Она по-веле-ва-ет очи-щать те-ло и ду-шу - а они ещё боль-ше осквер-ня-ют их. Она ве-лит се-то-вать о со-де-ян-ных гре-хах - а они при-бав-ля-ют но-вые без-за-ко-ния. Она вну-ша-ет уми-ло-стив-лять Бо-га - а они ещё боль-ше про-гнев-ля-ют Все-выш-не-го. Она на-зна-ча-ет пост - а они ещё боль-ше объ-еда-ют-ся и упи-ва-ют-ся. <…> Са-мое празд-но-ва-ние мас-ле-ни-цы - есть де-ло язы-че-ское. У языч-ни-ков был лож-ный бог Вакх (изоб-ре-та-тель хмель-но-го пи-тья), ко-то-ро-му они учре-ди-ли осо-бен-ные в го-ду празд-ни-ки (так на-зы-ва-е-мые вак-ха-на-лии ) и про-во-ди-ли эти празд-не-ства во вся-ких непо-треб-ствах и мер-зо-стях. Смот-ри-те, не так ли хри-сти-ане про-во-дят мас-ле-ни-цу, а рав-но и мно-гие празд-не-ства? <…> А я ещё раз ска-жу, что, кто про-во-дит мас-ле-ни-цу в бес-чин-ствах, тот ста-но-вит-ся яв-ным ослуш-ни-ком Церк-ви и по-ка-зы-ва-ет се-бя недо-стой-ным са-мо-го име-ни хри-сти-а-ни-на» (цит. по: Бул-га-ков С. В. На-столь-ная кни-га для свя-щен-но-цер-ков-но-слу-жи-те-лей. М., 1993. Т. 1. С. 543-544).

В церковнославянском языке словом «неделя» обозначается воскресный день. Если же говорить про привычное для русского языка слово «неделя», то оно соответствует наименованию «седмица». Следственно Мясопустная неделя – это воскресенье, предшествующее Сырной седмицы либо Масленице. А теснее позже этих семи дней начинается Эпохальный пост..

Стоит подметить, что именно в воскресенье, в 2015 году это 15 февраля, дозволено еще разок побаловать себя мясом, а вот теснее дальше нужно отказаться от вкушения мясных блюд.

Мясопустная неделя: что дозволено есть?

Людей, чтущих православные обычии, обыкновенно волнует вопрос, чем кормиться в эти семь дней, когда идет подготовка организма к Великому посту. Побеседуем обо каждым по порядку. Сперва определим, что дозволено есть в воскресенье (неделю в церковном понимании), а уж потом обсудим рацион на семь дней.

Итак, в воскресенье дозволено употреблять абсолютно привычные мясные продукты:

  • Свинину;
  • Курятину;
  • Телятину;
  • Баранину и другое мясо абсолютно дозволено подать на стол.

В данный день суровых запретов на блюда нет. Хотите сало либо толстых колбасок – можете есть. Правда, не стоит мощно усердствовать и налегать на мясное, потому что впереди подготовительная неделя, а после этого Эпохальный пост. Главно, дабы ваш организм был готов к переходу на больше скромную пищу, не содержащую мяса.

Далее наступает мясопустная неделя (7 дней), в 2015 году она длится с 16 по 22 февраля. Все эти 7 дней без мясных продуктов называют Сыропустной седмицей. Позже нее начнется Эпохальный пост, где меню верующих претерпит еще ряд изменений. Из рациона «уйдут» рыбные блюда, яйца, молочная продукция. Следственно помните, что конечный день, когда разрешено вкусить мясо – 15 февраля.

Стоит подметить, что церковные обычии дюже умные. Чай если положительно подготовить организм к посту, то он пойдет на пользу. Если следовать церковным канонам и отказаться от мяса за неделю до поста, а следующие 7 дней потреблять рыбу, это подготовить тело к Великому посту. Длиться он будет с 23 февраля по 11 апреля, за данный период получится очистить организм от «вредностей», усовершенствовать настроение и самочувствие.

В всеобщем, 15 февраля вы еще покушаете мясо, а с понедельника основой рациона обязаны стать растительные блюда. Готовьте разные каши, скажем, гречневую, пшенную, рисовую, ешьте хлеб, первые блюда на овощном бульоне, вареники, овощное рагу, оладьи и другие блюда без добавления мяса.

В ветхие времена хозяйки зачастую готовили сбитень, теперь тоже дозволено сделать такой напиток. Для этого нужен мед, пряности (корица, душистый перец, гвоздика, имбирь и т.д.) и целебные травки. При желании в напиток дозволено добавить вина и хмеля, а после этого дать ему настояться. Сбитень полезно влияет на иммунитет и нервозную систему.

В данный период дозволено готовить что-то примитивное и легкое. Если есть желание, то можете испробовать воссоздать какой-либо ветхий рецепт, нужные ингредиенты получится купить в ближайшем магазине. А если не сумеете достать какую-то составляющую, то меняйте продуктами, схожими по составу.

Некоторых людей волнует и такой вопрос: «А дозволено ли есть рыбу?». Запретов на рыбу нет ни в воскресенье, ни на последующую неделю. Но потому что воскресенье – конечный день, когда разрешены мясные продукты, рекомендуется вкусить именно их, а рыбу потреблять теснее на масленичной неделе.

Помимо нее стоит есть молочные продукты и яйца, чай в пост все это будет невозможно. Кстати, насчет сортов и методов приготовления рыбы, запретов нет, делайте так, как вам огромнее по вкусу.

Аппетитный рецепт для поста

А напоследок хочется предложить рецепт приготовления аппетитных и благоуханных пирожков с грибами. Их дозволено готовить, как в Мясопустную неделю, так и в Эпохальный пост.

Для приготовления теста потребуется:

  • Мука – 600 г;
  • Масло растительное – 100 мл;
  • Вода кипяченая – 1 ст.;
  • Дрожжи свежие – 25 г;
  • Соль – 2 ч. л.;
  • Сахар – 1 ч. л.

Для начинки возьмите:

  • Грибы на ваш выбор – 500 г;
  • Одну луковичку;
  • Масло подсолнечника без аромата для обжарки;
  • Соль по вкусу.

Грибы промойте и отварите совместно с луковицей до готовности. После этого откиньте в дуршлаг, дайте воде стечь. Когда овощи остынут, нарежьте некрупными ломтиками и обжарьте на растительном масле до образования золотистого оттенка, посолите.

Муку (2 ч. л.), сахар, дрожжи и 50 мл воды смешайте совместно и дайте постоять четверть часа. Позже этого добавьте оставшиеся ингредиенты и заместите некрутое тесто. Поставьте его в теплое место, а когда поднимется, немножко «осадите» руками. Такую манипуляцию проделайте двукратно. Позже этого можете делать пирожки с начинкой. Выпекать их нужно 30 мин в разогретой до 180 градусов духовке.

Вот и все. Сейчас вы не только знаете, что значит представление «мясопустная неделя», но и понимаете, как надобно кормиться в это время. Кстати, за неделю до Великого поста подмечают и мясопустную субботу, которую еще называют родительской. В данный день принято поминать умерших.

Первая, в году, Вселенская родительская суббота приходится на Мясопустную седмицу. В этот день Церковь вспоминает усопших и поминает всех умерших от времен Адама. Служба в эту субботу так и называется:

«Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших».

Всецерковное поминовение во вселенскую родительскую субботу (и в другие поминальные дни) напоминает нам о необходимости спасения всех людей — живые молятся за умерших братий и сестер. Мы своей заботой о них служим во спасение их душ, этим же поминовением мы помогаем и самим себе. Ведь мы все – братья и сестры, живем в одном мире, в одной Церкви, у нас один Отец.

Почившие люди, за которых мы молимся – мертвы, но мертвы только их тела, а не души. Души живые, а значит, время для покаяния у них еще есть.
И у всех нас, живых и мертвых, есть еще время до Страшного Суда, но правда никто не знает, хватит ли его для покаяния. Своими усердными молитвами мы можем помочь усопшим разбудить себя и успеть покаяться. Чудеса случаются и с нами, ведь молитвы потихоньку действуют на нас, мы сами незаметно очищаемся от зла и начинаем любить людей.

На поминальной трапезе существует одно обязательное блюдо – кутия.
Кутия или коливо — это сваренная пшеница, смешанная с мёдом. Это блюдо символизирует Воскресение умершего.
Для того, чтобы зерно дало колос, оно сначала должно истлеть. Также и тело человека сначала истлевает, чтобы потом восстать для Будущей жизни. (1 Кор. 15, 36-38; Ин. 12, 24). Мёд означает сладость благ в будущей жизни.

Приготовление кутии: необходимо замочить зерно пшеницы (можно рис или не дробленую перловую крупу), а потом сварить из него кашу, чтобы каждое зернышко было по отдельности. В кашу следует добавить наполнитель, обычно это мед и изюм. Также можно добавлять сухофрукты, но сначала их надо распарить и измельчить, а еще орехи, семечки, мак, фрукты, все зависит от вашего вкуса. Вместо меда можно добавить сахарный сироп. Все ингредиенты надо перемешать, положить в миску и отнести в Церковь на панихиду и там кутию освятить.

НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ

Неделя – это старинное название воскресения. Произошло оно от соединения слов “не” и “делать”, в этот день люди отдыхали и ничего не делали.
Последний день мясопустной седмицы – мясопустная неделя (воскресенье). В этот день перед , еще можно по Уставу употреблять в пищу мясные продукты. Мы последний раз едим мясо и «отпускаем» его. Отсюда и название — «мясопустная».
Но на следующий день строгий пост еще не начинается, всю следующую седмицу в пищу можно употреблять сыры и молочные продукты — начинается Сыропустная седмица, Масленица.

Таким образом, осуществляется постепенная подготовка человека к самому строгому Великому посту, даже в мясопустную седмицу, по средам и пятницам мясо есть уже нельзя, поэтому эту седмицу в народе раньше называли «пестрой».
По приметам, в «пеструю» седмицу нельзя было играть свадьбы, в это время начинают готовиться к Масленице, делают уборки в домах, приглашают гостей.

НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ

В мясопустную неделю (воскресенье) вспоминается Страшный суд (Мф. 25:31-46). Церковь напоминает людям об их грехах, о том, что для спасения наших душ нельзя быть беспечными, нельзя забывать, что в деле спасения нужно уповать на милость Божию. Неотвратимость наступления Страшного Суда подтвердил и Сам Спаситель:

«Наступит время, в которое все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делающие зло в воскресение осуждения» (Ин 5:28-29).

Все умершие люди оживут, каждый предстанет перед Господом, и обязательно ответит за свои дела, которые он совершал в течение своей земной жизни.
Если добрых дел будет больше – душу этого человека ждет слава и жизнь блаженная, а если злые – вечное осуждение.

Первое пришествие Господа на Землю прошло очень скромно. Он Своим примером показал нам то, какими должны быть люди – смиренными, кроткими и добрыми. Именно поэтому, Спаситель позволил Себя распять, чтобы никто во время Второго Пришествия, на Страшном Суде, не смог упрекнуть Господа в несправедливости и предвзятом к нему отношении.
Для каждого из людей этот день и на самом деле страшный, нет людей без грехов. Все тайные, невидимые поступки и желания станут явными, и нам не на кого будет надеяться, все получат по делам своим.

Во время Страшного Суда никто не спросит о том, как мы молились, как постились, какие книги духовные читали, как часто и искренне исповедовались и т.д. Все это будет совершенно неважно, по сравнению с тем, какими мы были людьми по отношению к окружающим нас людям.

Евангелие от Матфея, гл. 25, 31-46

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Лучше всего начинать поститься с Великого Поста. Но при этом надо помнить, что к посту нужно сначала подготовиться.

«К посту надо приготовлять себя постепенно, разом сделаться постником нельзя… Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают безмерно поститься. Таковых пост не прочен, не полезен, а скорее вреден: они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, — без толку злятся на всех и всё, или же пост делается для них невыносимым, и они бросают его… Каждый, обрати полное внимание на свой желудок и определи — сколько ему требуется в сутки пищи и пития, потом понемногу уменьшай количество употребляемой пищи и доведи его до того, чтобы больше уже нельзя было сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, неспособности к делу…» (епископ Иустин)

Великий Пост предваряют четыре подготовительные Недели (воскресенья): о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустная и сыропустная недели. В приготовительные Недели и седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания. После сплошной седмицы прошлой недели восстанавливаются посты среды и пятницы; затем на сырной неделе следует высшая степень приготовительного воздержания — запрещение есть мясную пищу.

А с 21 по 27 февраля 2011 года — мясопустная неделя — последняя неделя, когда можно есть мясо, а в воскресенье с ним нужно будет «попрощаться» на 8 недель, отпустить. Поэтому неделя и называется — мясопустная. Также эта неделя ещё называется неделей о страшном суде . А мясопустная суббота называется также вселенской родительской субботой .

Ещё эту неделю в просторечии называют пёстрой , потому как в отличие от предыдущей сплошной и следующей сырной недели, на этой неделе есть два постных дня — среда и пятница .

Постные дни среда и пятница установлены в знак того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. В период зимнего мясоеда (от Рождества до Великого Поста) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу.

______________________________________________________________________________________________

Постный календарь на неделю:

  • пн 21.02 — нет поста
  • вт 22.02 — нет поста
  • ср 23.02. – строгий пост- Горяч. пища без раст. масла – разрешается рыба
  • чт 24.02 — нет поста
  • пт 25.02. – строгий пост- Горяч. пища без раст. масла – разрешается рыба
  • сб 26.02 — нет поста
  • вс 27.02 — нет поста

__________________________________________________________________________________________________

На этой неделе предлагаем вам 2 соответствующих календарю постных блюда:

Мясопустная неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде.

Мясопустная неделя

Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие.

Евангелие от Матфея, гл. 25, 31-46:

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Закон Божий: «О Страшном Суде»

О последнем, Страшном суде Своем над всеми людьми, при втором Своем пришествии, Иисус Христос учил так:

Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда Он, как Царь, сядет на престоле славы Своей. И соберутся пред Ним все народы, и Он отделит одних людей от других (верных и добрых от безбожных и злых), подобно тому, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец (праведников) по правую Свою сторону, а козлов (грешников) по левую. Тогда скажет Царь стоящим по правую сторону Его: “придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Потому что Я алкал (был голоден), и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне”.

Тогда праведники спросят Его со смирением: “Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице и пришли к Тебе?”

Царь же скажет им в ответ: “истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших (т. е. для нуждающихся людей), то сделали Мне”.

Потом Царь скажет и тем, которые по левую сторону: “идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его. Потому что алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня”.

Тогда и они скажут Ему в ответ: “Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не, послужили Тебе?”

Но Царь скажет им: “истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне”. И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Велик и страшен будет этот день для каждого из нас. Потому и суд этот называется Страшным, так как открыты будут перед всеми наши дела, слова, и самые тайные мысли и желания. Тогда уже не на кого нам будет надеяться, ибо Суд Божий праведен, и каждый получит по делам своим.

Глава из «Закона Божия» Серафима Слободского.

Толкования и изречения святых отцов на евангельскую притчу о Страшном Суде:

Велик будет страх и трепет и исступление в тот час, когда соберет Господь нелицеприятное судилище и отверзутся страшные книги, где написаны наши дела, слова и все, что в сей жизни думали скрыть от Бога, испытующего сердца и утробы…

Все облекуться там в душевное сокрушение, кроме одних совершенных. Восскорбят нечестивые, потому что не думали о конце; грешники - потому что не искали спасения в покаянии и милосердии к ближним. Восскорбят и любившие правду, если не пребыли постоянными, и каявшиеся, если не исправились благовременно. Когда увидят они там венцы победителей, тогда приведут себе на память жизнь свою; узнают полноту блаженства труждающихся и обремененных, узнают, как превосходна была жизнь их, сколь благ и милостив Господь к чтущим Его… (Прп. Ефрем Сирин).

Страшный Суд! Судия грядет, окруженный несметным множеством Небесных Сил. Трубы гласят по всем концам земли и восставляют умерших. Восставшие полками текут на определенное место, к Престолу Судии, наперед уже предчувствуя, какой прозвучит в ушах их приговор, ибо деяния каждого окажутся написанными на челе естества их, и самый вид их будет соответствовать делам и нравам. Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Восплачем теперь, если не реками слез, то хоть ручьями; если не ручьями, хоть дождевыми каплями; если и этого не найдем, сокрушимся в сердце и, исповедав грехи свои Господу, умолим Его простить нам их, давая обет не оскорблять Его более нарушением Его заповедей, - и ревнуя потом верно исполнить такой обет (Святитель Феофан Затворник ).

Есть ли кто теперь, кто верно судил бы о себе и был верно судим другими? Не то будет там: и себе и другим мы все будем открыты. Это всеобщее видение грехов потрясает грешника так, что ему легче было бы, если бы горы пали и покрыли его. Никому не миновать суда, все будет так, как написано в Евангелии. Поревнуй же заранее оправдать себя перед Богом, омывшись в слезах покаяния (Святитель Феофан Затворник ).

Ныне Святая Церковь напоминает нам о Суде Божием и тем хочет воодушевить своих чад на большие труды, а нерадивых пробудить от усыпления… Беда наша, что мы привыкли отдалять от себя час Суда… Но придется и нам предстать на Суд и дать отчет за дни и годы жизни… Не лучше ли каждый час держать себя так, как если бы Господь должен был явиться теперь?.. Враг знает силу этого помышления и всячески заслоняет его в нашей памяти… Ныне или завтра придет смерть и запечатлеет собою нашу участь навсегда, ибо по смерти нет покаяния… В чем застанет нас смерть – в том и предстанем на Суд… Запечатлейте образ Суда Божия в уме и сердце и всегда помните о нем (Святитель Феофан Затворник ).

Кто, приведя себе на память Страшный Суд Христов, не смутится тотчас же в собственной совести, не будет объят страхом и неведением? Если и сознает он в себе исправление жизни, то, взирая на строгость Суда, на котором и малейшие недосмотры подвергаются исследованию, конечно, придет в ужас от ожидания страшных наказаний, не зная, чем для него закончится Суд. Божественный Суд, следуя неподкупному и правдивому приговору, в зависимости от нашего произволения уделяет каждому, что человек приобрел сам себе (Святитель Григорий Нисский ).