Конспект урока литературы «Мифы и легенды Древней Греции. III этап урока. Погружение в тему

Тема: «Легенды Брянского леса».

Цели и задачи: формирование представлений и элементарных знаний о лесе Брянского края и его обитателях;
анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;
развитие индивидуальных способностей учащихся;
воспитание бережного отношения к природе.

Планируемые достижения учащихся:
Усвоить, что нужно беречь природу.

Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.
Учиться защищать природные ресурсы.
Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.
Оборудование: аудиозапись голов птиц; видеоролик,
клей; цветные карандаши.
Сценарий урока:
1. Организационный момент

2. Актуализация занятия

– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас немного необычное занятие. Мы отправимся с вами на виртуальную прогулку. А куда, вы ответите мне, отгадав загадку.

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малиной,
А Васю – хворостиной. (Лес)

– Вы отгадали мою загадку, молодцы. Так куда же мы отправимся сегодня?

3. Самоопределение к деятельности.

А какие же цели мы поставим перед собой перед началом прогулки? (Узнать о животных, птицах, растениях леса).

– Сегодня на уроке мы поговорим о нашем Брянском лесе.

4. Работа по теме урока.

Брянщина славится своими лесами. Все мы, хотя бы раз в жизни были в лесу.

Лес - это особый, ни с чем несравнимый мир, со своими особенностями, чудесами

и загадками.

В лесу никогда не бывает тишины. Если, даже никого не видно, лесная жизнь кипит, бурлит круглый год. Даже зимой многие обитатели остаются активными.

Перечислить всех обитателей леса практически невозможно.

Лес живет по своим законам. И человек, попавший в лесные владения, должен знать

эти законы, уважать и подчиняться им.

Необходимо беречь природу, максимально сохранять ее в том виде, в котором она

нам досталась. А при возможности стараться ее улучшать, преумножать и

облагораживать. Но прежде чем мы отправимся на прогулку, давайте вспомним правила поведения в лесу.

    Игра « Если я приду в лесок».

Я задаю вопрос, а вы хором отвечаете «Да- нет», только помните основное правило: Соблюдай в лесу тишину.

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет!)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет!)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да!)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (Да!)

Если разведу костёр, а тушить не буду? (Нет!)

Если сильно насорю, а убрать забуду? (Нет!)

Если мусор уберу, банку закопаю? (Да!)

Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да!)

А какие ещё правила поведения в лесу вы знаете? (Ответы детей)

2) Сказка.

- Итак, мы отправляемся в лес на прогулку.

– Жил был лес. (На слайде картина леса)

– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. (Звучит аудиозапись голосов птиц вороны, синицы, кукушки, дятла, соловья)
– Каких птиц вы услышали? (синица, кукушку, дятла, соловья, вороны)
(слайд с птицами)
– Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. (Слайд с животными)
- Каких зверей узнали? (Енот, белка, заяц, ежик, волки, медведь, лось, олень, лиса)
(на слайде человек)
– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.
– Стал человек тогда вырубать лес.

– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес. (на слайде пожар)
– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.
– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.
– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой) .
– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу!

И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.
" Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных»
Учитель:
– Почему в лесу никто не живет?
Ученик:
– Человек разрушил жизнь леса.
Учитель:
- Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.
Учитель:
– Чтобы помочь лесу, мы должны исправить ошибки человека. Готовы вы помочь нашему лесу?
3) Задание 1
Учитель:
– У вас на столах лежат карточки с загадками.

Переверните листочки, прочитайте загадки, отгадайте – и узнаете названия деревьев, которые растут в нашем Брянском крае. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.

Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
Ответ (Рябина)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
Ответ (Берёза)
Зимой и летом – одним цветом.
Ответ (Ель)
Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем!
Ответ (Дуб)
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

(Дети вывешивают на доску картины деревьев)

- Но есть в нашем лесу особенное дерево . И сейчас вы узнаете почему. (Сообщение 1 уч-ся о липе)

Липа – царица медоносных растений. У всех славянских народов липа почиталась как святое растение и считалась оберегом. Липы традиционно росли вблизи церквей и храмов.

Изображение липы и её ветвей встречается на гербах и флагах.

Липа в древности использовалась для плетения национальных русских «мокасин» лаптей. Лапти были повседневной обувью крестьянина. Носились лапти недолго. В среднем, одной пары хватало на неделю. В год крестьянин изнашивал от 50 до 60 пар лаптей. Липа обувала крестьян с древних времён. Из липы плели туески, корзины.

Почему же липа- особенное дерево?

Учитель:
– Вот и выросли в нашем лесу молодые красивые деревья. Приятно бегать меж стволов и играть в подвижные игры.

Физкультминутка.

4) Задание 2
Учитель:

Но лес- это ведь не только деревья.
– Послушайте стихотворение и скажите: «Кого ещё не хватает в нашем лесу?» (Стих-е «Лось» читает 1 уч-ся)

Кого не хватает в нашем лесу?
Ученик:
– Не хватает птиц и зверей.
Учитель:
На столе у вас лежат конверты. Приготовь клей. Достань из конвертов пазлы. Соберите картинку из пазлов, наклейте на лист бумаги, отгадайте животное или птицу, прикрепите к доске. (На пазлах фотографии: медведя, лисы, зайца, кабана, лося, воробья, дятла, кукушки, соловья, вороны) .
Учитель:
– Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Они благодарят вас за помощь и приготовили для вас подарок – задание, которое принесла для нас сорока.
Белобокая сорока
Прилетела издалёка,
Не сказала, где была,
Но зато она, ребятки,
Очень хитрые загадки
На хвосте нам принесла.

5)Вопросы- загадки.

1. Трава, которую знают и слепые (крапива)
2. Дерево – символ нашей Родины (берёза)
3. Что случается с пчелой после того, как она ужалила? (умирает)
4. Ей в ночь глухую не до сна:
Промысел ведёт она. (сова)
5. Кто любит по веткам носится?
Конечно, рыжая … (белка) .

6. Она семерых волков проведет.

Она и во сне кур считает.

Ей хвост не для красы нужен. (лиса)

Молодцы, ребята. Но многие растения и животные Брянского леса занесены в Красную книгу.

Как вы думаете, ребята, почему?

Одним из таких растений является ландыш. Ландыш появляется ранней весной. Люди любят этот очень красивый цветок, с приятным ароматом и срывают его для букетов. Поэтому ландыш находится под охраной государства. Его ягоды очень ядовиты.

6)Чтение наизусть стих- я «Ландыш».

На столах лежат раскраски ландыша, раскрасьте их. И пусть эти цветы радуют вас на бумаге. Мы не будем их срывать.

5. Рефлексия.

Прогулка наша подходит к концу. Как вы думаете, ребята, помогли мы сегодня лесу?

Мы возвращаемся домой, но какие знания мы принесем с собой из леса?
– Нужно ли охранять природу?
– Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений, ученики школ помогать взрослым посильным трудом.
- Давайте теперь посмотрим, как живется нашему лесу сейчас.
(Музыкальный видеоролик) .

Школа-лицей №5 им. И.В. Панфилова

Тема: "Легенды и мифы Древней Греции"

Предмет: Русская словесность

Класс: 6 «Б»

Учитель: Кузембаева Р.А.

г. Кызылорда

2014 - 2015 уч. г.

Цель урока:

Обобщение и систематизация знаний по античной мифологии, формирование познавательного интереса, развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся.

Задачи урока:

1) Учить умению инсценировать, выразительно читать поэтический текст, интересно пересказывать мифы, использовать полученные знания в жизни;

2) Развивать умение анализировать полученную информацию, строить прогнозы, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения и доказывать ее; развивать творческие способности ребят;

3) Воспитывать любовь и интерес к мифам Древней Греции, обогащать нравственный опыт учащихся на основе главных ценностей человечества: борьбы добра и зла, любви к людям и природе; воспитывать чувство прекрасного.

Тип урока: урок обобщения изученного материала

Методы обучения: эвристический, исследовательский (частично-поисковый)

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах.

Оборудование: интерактивная доска, слайды, видеосюжет, рисунки детей и иллюстрации к мифам Древней Греции.

Античность - живой родник,

который столетия питает мысль человека,

почва всей современной европейской цивилизации.

А. Тахо-Годи.

Ход урока:

1. Организация начала урока (В начале урока звучит греческая народная музыка сиртаки, сопровождаемая слайдами).

1. Приветствие. Постановка целей и задач урока.

Здравствуйте, ребята! Вы прослушали греческую мелодию, под которую исполняется народный танец эллинов, т.е. жителей Эллады (так греки называют свою Родину), посмотрели слайды.

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (О легендах и мифах Древней Греции).

Верно. Мы с вами заканчиваем изучение очень интересного и познавательного раздела по русской словесности, который называется "Античная мифология". Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем знания по прочитанным легендам и мифам Древней Греции, выполним множество заданий, которые позволят нам раскрыть наши интеллектуальные, творческие и коммуникативные возможности.

2. Проверка домашнего задания:

Дома вы должны были продумать вопросы викторины по античной мифологии, а отдельные ребята - подготовить инсценировку мифа о яблоке раздора. Давайте посмотрим сценку.

Инсценировка "Яблоко раздора".

Молодцы! Давайте поаплодируем нашим ребятам.

3. Деление на группы:

Чтобы наша работа на уроке была активной и плодотворной, давайте разделимся на группы.

Древняя Греция является родиной театра, олимпийских игр, ораторского искусства и даже демократии. Кроме того, слово "алфавит", знакомое нам с раннего детства, греческого происхождения, т.к. образовано из названий первых двух букв греческого алфавита: альфа и бетта. Выберите любые из первых 4 букв греческого алфавита (альфа, бетта, гамма, дельта) и распределитесь по группам.

4. Объявление темы и эпиграфа урока:

Итак, мы разделились на группы. Тема нашего урока "Волшебный мир античной мифологии", думаю, она передает всеобщее восхищение легендами и мифами Древней Греции. А эпиграфом к уроку станут слова известного исследователя античной литературы А. Тахо-Годи: «Античность – живой родник, который столетия питает мысль человека, почва всей современной европейской цивилизации».

2. 1 задание.

Дома вы готовили вопросы для викторины по античной мифологии. Давайте с помощью яблока, подаренного Парисом Афине, зададим друг другу вопросы. Итак, я начинаю: Кого из богов называют "отцом смертных и бессмертных"? (Зевса). И так далее по цепочке.

Молодцы! Вы показали хорошие знания, а теперь поработаем в группах.

3. 2 задание.

Каждой команде я предлагаю по 3 атрибута, принадлежащих греческим богам или героям. Необходимо через 1 мин. назвать имена их обладателей.

    Гром и молнии (Зевс-громовержец)

    Трезубец (Посейдон – бог моря)

    Лавровый венок, кифара (Аполлон - бог искусств)

    Трагическая маска (Мельпомена – Муза трагедии)

    Глобус (небесный свод) и мерило (циркуль) (Урания – Муза Астрономии)

    Виноградная лоза (Вакх – бог виноградарства и виноделия)

    Львиная шкура (Геракл – народный герой Эллады)

    Щит, шлем, меч (Афина Паллада)

    Лук, стрелы, крылья (Амур)

    Кадуцей (жезл, обвитый двумя змеями), крылья на шлеме (Гермес)

    Клубок ниток (Мойры - богини судьбы)

    Весы (Фемида - богиня правосудия с закрытыми повязкой глазами)

Оценивание учителем : Если вы отвечаете на все вопросы, получаете зеленую пятиконечную звездочку, если на два - желтый четырехугольник; если на один - красный треугольник.

4. 3 задание:

Где жили античные боги?

Верно! Все боги жили на высокой горе Олимп, всегда закрытой от людей облаками. Каждый из богов занимался своим делом, покровительствовал своему ремеслу или отвечал за определенный участок мира. Люди на земле молились богам, воздвигали им храмы, приносили дары и жертвы. Давайте посмотрим небольшой видеосюжет о храмах Древней Греции.

Просмотр видеосюжета об архитектуре Древней Греции (2 мин).

В течение 5 минут на своих постерах вы должны изобразить античных богов и героев, которых я загадала в следующих предложениях, и охарактеризовать их:

1) Этот бог всегда изображался юным, красивым и стройным, осталась даже поговорка: "Красив, как:..". Он - победитель тьмы и злых духов, бог света и солнца, он - покровитель искусств и вдохновения. (Аполлон)

2) Этот титан - двоюродный брат Зевса, его имя означает "мыслящий", "предвидящий". Его также называют защитником и спасителем людей от произвола богов. За кражу огня с Олимпа был жестоко наказан Зевсом. (Прометей)

3) Римляне его прозвали Геркулесом. (Не случайно так назвали овсяную кашу, что дарит силу). При рождении ему было дано имя Алкид. Он был величайшим героем, прославившимся своими 12 подвигами. (Геракл)

4) Этот исполнитель на лире славился как певец и музыкант, наделённый магической силой искусства, которой покорялись не только люди, но и боги, и даже природа. Его можно назвать однолюбом, который всю жизнь любил только одну женщину, погибшую от укуса змеи. (Орфей)

Нарисуйте, объясните, почему именно таким вы нарисовали мифологического героя, и составьте синквейн о нем:

1. Имя существительное.

2. Два прилагательных.

3. Три глагола.

4. Смысловое предложение.

5. Эмоциональное отношение.

Оценивание "Две звезды и пожелание"

5. 4 задание:

А теперь я предлагаю вам в течение 1 мин. ответить на вопросы теста по античной мифологии. В правой колонке запишите ответ одним словом.

1. Целостная система фантастических представлений о богах и героях.

2. Как римляне называли бога океана Посейдона?

3. Кого называли "отцом греческой трагедии"?

4. На каком острове родилась Афродита?

5. Мифологический герой, спасенный дельфином.

6. Напиток богов.

7. Муза танцев.

Терпсихора

8. На каком корабле отправились участники похода в Колхиду за золотым руном?

10. Богатый гражданин, бравший на себя расходы по организации театральных представлений.

Время истекло. А теперь проверьте свои записи и поставьте себе оценки:

"5" - 9 - 10 ответов

5. 4 задание:

Мы часто употребляем фразеологизмы, пришедшие к нам из далеких античных времен. Я вам раздаю конверты с разрезанными фразеологизмами, вы должны их собрать и объяснить их значение. Также ответьте на вопрос, при каких обстоятельствах можно использовать данные фразеологизмы. Время на обдумывание - 2 мин.

2. Дамоклов меч - постоянно угрожающая опасность

3. Танталовы муки - мучения, вызванные созерцанием желаемой цели и невозможностью её достичь.

4. Полет Икара - смелые, но рискованные дерзания

5. Ахиллесова пята - слабое место

6. Гордиев узел - сложный и запутанный вопрос

7. Альфа и омега - начало и конец

8. Нить Ариадны - способ, помогающий найти выход из трудного положения

9. Яблоко раздора - причина ссоры

10. Самовлюбленный Нарцисс - любующийся собой человек

11. Ящик Пандоры - источник бедствий

12. Панический страх - беспричинный страх, созданный воображением, а не реальностью.

Оценивание учениками : Если понравился ответ, поднимаем зеленую сигнальную карточку, не очень - желтую, плохо - красную сигнальную карточку.

Рефлексия:

Мифы и легенды Древней Греции живы до сих пор: они дошли до нас в произведениях художников, музыкантов, писателей и поэтов. Мифологические персонажи многократно упоминаются в баснях И.А. Крылова, стихотворениях Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, А. Фета, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А. Блока и других.

А где в окружающей нас жизни вы наблюдаете приметы, детали античной мифологии?

Все вы знаете значение мифа Нить Ариадны. Вот такую нить я хочу передать вам. Все, кто хочет, пусть выскажется о том, что нового он узнал из раздела "Античная мифология".

Вывод: всех нас объединила античная мифология.

Домашнее задание:

Придумать миф на основе прочитанных вами или написать сочинение на одну из тем:

1. Мой любимый герой мифа Древней Греции.

2. Боги Олимпа. Какие они?

Обратная связь.

Эпиграф к уроку:
«… в жизни всегда есть место подвигам»
(А.М.Горький «Старуха Изергиль»).
Ход урока
1.Слово учителя.
Легенды о Ларре и Данко взяты из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», который был написан в 1894 году. Это произведение принадлежит к раннему периоду творчества писателя. С этого момента Горький заявил себя как выразитель особого способа миропонимания и носитель вполне определенной эстетики – романтической.
2. Актуализация.
Чтение отрывка учителем из произведения под музыку
С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные желтые листья и бросали их в костёр, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море…
- Образ морской стихии не только зримый, конкретный образ, но и символический. Каков традиционный символический смысл образа морской стихии?
(Море→ отсутствие зримых границ→ свобода) Т.Е. речь идет о литературном направлении – романтизме, основной признак которого – свобода, свободная личность.
2.Терминологическая работа.
- Объясните, как вы понимаете слова «романтизм», «романтика», пользуясь домашними записями в тетради.
-Каковы же особенности романтического произведения:
1. Культ необыкновенной личности;
2.Романтический портрет;
3.Романтический сюжет;
4.Романтический пейзаж;
5. Романтическая стилистика.
3. Аналитическая беседа.
-Докажите, что рассказ является романтическим.
Анализ легенды о Ларре.
-Как изображает М. Горький Ларру? (Портрет, речь)
-Каковы люди, к которым привела его мать? По каким нравственным законам они живут?
-В чем источник трагедии Ларры? (Ларра не мог и не хотел идти на компромисс между своими желаниями и законами общества.)
-К чему приводит крайний индивидуализм героя? (к преступлению, к
эгоистическому произволу. Ларра убивает девушку).
-Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное
существование, бессмертие).
-Как вы думаете, почему такое наказание страшнее наказание смертью?
-Каково отношение автора к герою? (Он осуждает героя, в котором
воплощена античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни, поведение, особенности характера Ларры. Ларра – это антиидеал, в котором индивидуализм доведен до крайности).
-«Экспозицией» легенды является фраза: «Вот что может сделать бог с человеком за гордость!» Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.
(Карточка: (ученик работает со словарем) (слайд 2)
Что такое гордость и гордыня?
Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения.
Гордыня - непомерная гордость. Высокое мнение, чрезмерное высокое мнение о себе.)
-В чем трагедия бессмертия Ларры?
Анализ легенды о Данко.
-Как складываются отношения между Данко и толпой?
-Какое чувство переживает Данко, глядя в толпу судящих его людей? Ответ подтвердите примерами из текста.
(Глядя на тех, ради которых он, рискуя жизнью, отправился в болото, Данко испытывает негодование, « но от жалости к людям оно погасло»)
- Какова функция эпизода об «осторожном человеке»?
(Упоминание об «осторожном человеке» вводится в легенду о данко для того, чтобы подчеркнуть исключительность героя.)
Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко
совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии).
-Чем отличается «сильный» Данко от «сильного» Ларры?
4.Работа с текстом.
«Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. “Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступки Данко».
-Почему толпа разочаровалась в Данко?
-С кем сравнивает толпу автор?
- Как на всё это реагирует Данко?
-Почему Данко усмирил свою гордыню?
-Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается
рассказ? (это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).
5.Работа в группах. Составить кластер.
1 группа: назвать черты, присущие Данко и записать
их на листах бумаги (Листы бумаги размещены на доске. Учащиеся маркером делают записи: Красота. Смелость. Желание помочь окружающим. Любовь к людям. Самопожертвование…)
(Эти голубые листы с неровными краями похожи на голубые искры,
которые видели путники над степью. Давайте попробуем соединить их.
Переворачиваем голубые листы бумаги. С другой стороны они окрашены в красный цвет. Листы соединяются в форму сердца).
Мы собрали из осколков сердце… То самое сердце… Сердце смельчака Данко, исполненное любви к людям
2 группа: назвать черты, присущие Ларре и записать их на листах бумаги (Листы бумаги размещены на доске. Учащиеся маркером делают записи:гордость, одиночество, гордыня, глаза его были холодны)
6. Индивидуальное сообщение учащегося.
В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи. Давайте вспомним ее. и сопоставим с легендой о Данко.
(Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с легендой о Данко).
Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.
Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.
Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.
– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко?
(Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение).
– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?
(Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)
7. Сравнительная работа образов Данко и Ларры. (Самостоятельная работа учащихся с текстом. Составление таблицы.) (слайд 3)
- Сапоставьте героев (Данко и Ларру) по следующим положениям:
Портрет;
Отношение к людям;
Впечатление, производимое на окружающих;
Понимание гордости;
Поведение в момент суда;
Судьба героев.
Сопоставление образов Данко и Ларры
Критерии Данко Ларра
Портрет Молодой красавец.
Красивые - всегда смелы; в очах его светилось много силы и живого огня. Юноша, красивый и сильный; глаза его были холодны и горды, как у царя птиц.
Отношение к людям Данко смотрел на тех, ради которых он понёс труд, и видел, что они – как звери;
Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло;
Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут.
Она оттолкнула его да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда, она упала, встал ногой на ее грудь;
У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел всего этого;
Я убил её потому, мне кажется,- что меня оттолкнула она: а мне было нужно ее.
Впечатление, производимое на окружающих Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех.

Все смотрели с удивлением на сына орла;
Это оскорбило их;
Тогда уж совсем рассердились они.

Понимание гордости Во мне есть мужество вести, вот потому я повёл вас! Отвечал, что таких, как он, нет больше;
Стоял один против всех;
Долго говорили с ним и, наконец, увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего.
Поведение в момент суда Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец! -Развяжите меня! Я не буду говорить связанный!
Судьба героев Бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям;
А Данко все был впереди, и сердце его все пылало и пылало!

Он не может умереть!- с радостью сказали люди; остался он один, свободный, ожидая смерти; ему нет жизни и смерть не улыбается ему.

После проведенной работы, мы можем ответить на проблемный вопрос: являются ли наши герои необыкновенными личностями?
Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен.
Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже
лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.
8.Работа в группах. (слайд 4)
1 группа выбирает цитаты,характеризующие Данко.
2 группа выбирает цитаты, характеризующие Ларру.
«...глаза его были холодны и горды, как у царя птиц...»
«В очах его светилось много силы и живого огня»
«глаза были тусклы»
« ...когда стал слабеть, то поднялся в последний раз высоко в небо и, сложив крылья, тяжело упал оттуда на острые уступы горы...»
«Это был трудный путь, и люди, утомлённые им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и они обрушились на…»
«Во мне есть мужество вести, вот потому я повёл вас!»
«У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел всего этого».
9.Работа с изобразительно-выразительными средствами: тропы и фигуры речи. Анализ отрывков описание пейзажа. (слайд 5)
-Какую роль играет пейзаж в обеих легендах?
10. Вашим домашним задание к этому уроку было составление даймонда. 1 группа – Данко, 2 группа –Ларра. (учащиеся читают свои 7-мистишия).
Даймонд – это семистишие особой формы: (слайд 6)
1 строка – существительное
2 строка – 2 прилагательных или причастия, относящиеся к существительному,
3 строка – 3 глагола или деепричастия, относящиеся к существительному
4 строка – фраза из 4 слов: 1,2 характеризуют 1 существительное, 3,4 – относятся к противоположному понятию
5 строка – 3 глагола или деепричастия
6 строка – 2 прилагательных или причастия
7 строка – 1 существительное.
Данко
Смелый, отважный
Возмущается, ведёт, спасает
Данко любит – Ларра ненавидит
Вырывает, горит, угасает
Мужественный,героический
искры
Ларра
Самолюбивый, гордый
Ударил, рассердился, убил
Ларра ненавидит –Данко любит
Ожидать, ходить, блуждать
Одинокий, свободный
Тень
11.Попробуйте с помощью музыки охарактеризовать героев (поиск музыкальных аналогий)
Звучат отрывки из произведений композиторов: Бетховена, Шопена, Чайковского.
12. Давайте посмотрим короткометражный анимационный фильм «Легенда о Данко».
13. Домашнее задание. (слайд 6)
Напишите сочинение – миниатюру «Что я сделаю для людей»
14. Работа с оценочными листами. Заполните лист с учетом личного вклада в урок.
15. Итоги урока. Рефлексия. (Групповая)
Акрослово
Дать характеристику герою
Д-дает жизнь людям
А- анализирует поступки людей
Н-негодование вскипело, но от жалости к людям погасло
К- красивый
О- он любит людей
Заключение
Этот урок следует после изучения повести М.Горького «Детство».
Предполагаемые результаты:
-знают о жизни и творчестве М.Горького;
-знают о литературном направлении в литературе – романтизме;
-умеют находить черты романтизма в произведении писателя;
-умеют анализировать прозаическое произведение;
-умеют выделять главное в информационном потоке;
-умеют критически мыслить, аргументировать свои ответы, задавать вопросы, давать сравнительную характеристику;
-умеют работать в группе, проявлять свои коммуникативные качества;
-умеют адекватно реагировать на критику и оценивать работу друг друга.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Басинский П.В., Федякин С.Р. Русская литература конца 19 века – начала 20 века и первой эмиграции: Пособие для учителя. М., 2000.
Н.В. Егорова: Поурочные разработки по русской литературе XX века 11класс. М.: Изд-во “ВАКО”, 2015 г.;
Б.И. Турьянская: Литература в 7 классе – урок за уроком. М.: “Русское слово”, 2014 г.
Щедрова Л.К. Читая Горького сегодня. 11 класс// Литература в школе. 2014 № 5
Словарь литературоведческих терминов.М. 2012 г.
Ресурсы интернет:
https://yandex.ru/video/search?text=видео%20легенда%20и%20данко
Оценивание деятельности отдельного учащегося при групповой работе
Ф.И.учеников 1. Предлагает идеи 2. Активно участвует в обсуждении группы (развивает, обобщает предложенные идеи, информацию) 3. Помогает участникам группы 4. Внимательно слушает и задает вопросы 5. Умеет вести обсуждения (вежливо возражает, добивается согласия по вопросам, вызвавшим споры) 6. Работает в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании.
Общий балл

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение № 12

«Детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому направлению развития детей»

Конспект урока литературы

«Мифы и легенды Древней Греции»

подготовила

старший воспитатель Юрченко Анжелика Валерьевна.

Кемерово 2012


Программное содержание: дать детям представление о стране – Греция, научить находить данную страну на карте, познакомить со столицей Греции – Афинами и флагом Греции; формировать представление о Древней Греции, о древних мифах и сказаниях; дать представление о богах, о мире богов, о достоинствах и недостатках божественного мира (путешествие на гору Олимп, на море к Посейдону и в подземное царство Аида); формирование диалогической речи: умение слушать и понимать, отвечать на вопросы и спрашивать; уточнить знания детей о явлениях природы: грохот молнии, дуновение ветра и т. д.; на основе опыта показать образование белого цвета на слиянии семи цветов спектра; формировать творческую активность; развивать логическое мышление, внимание, память; вызвать интерес к заданиям, предложенным воспитателем (зашифрованные слова, складывание картинок, математические задания); активизировать словарь детей; воспитывать доброе отношение к стране – Греции, к людям, придумавшим мифы и легенды Древней Греции.

Материал для занятий: карточки с названиями, где обитали боги «Олимп», «Море», «Подземное царство»; цветик – семицветик; карта и флаг Греции; картина с изображением бога Солнца, разъезжающего на колеснице; таблички с именами богов и богинь – «Зевс», «Гера», «Афина», «Афродита», «Ирида», «Деметра», «Посейдон», «Тритон», «Нереиды», «Нерей», «Аид», «Кербер», «Гипнос»; два сосуда (в одном отверстие); цветовой волчок; «поломанные буквы»; предметы для игры «Под волной» - рыбка, башмак, осьминог, расчёска и т. д.; голубая ткань с запиской «Осколок находится в Подземном царстве»; заколдованная фраза; три сундука с заданиями по математике; осколки по количеству детей; костюм Ириды и радужные конфеты.

Предварительная работа: чтение книги «Мифы Древней Греции»; рассматривание иллюстраций; беседа о богах и богинях, о явлениях природы: грохот молнии, появление радуги, закат и восход солнца; беседа о гипнозе – что это и как гипноз влияет на сознания людей.

Ход занятия:

Сегодня мы отправимся в путешествие, в Древнюю Грецию. А поможет нам волшебный цветок, который поможет нам путешествовать. Давайте вспомним волшебные слова (сначала произносят дети, затем воспитатель) . «Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг. Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – быть по-нашему вели: вели, чтобы мы оказались в Древней Греции».

Существует на нашей земле древнейшая страна, страна, где всё напоминает сказку, легенду, миф. Это страна Греция, земля тёмных скал, голубых морей, побеленных домов, древних руин, развалин старинных церквей. Самый главный город Греции – Афины, напоминает нам о древности, о старине своими улицами, домами. Как и в каждой стране, в Греции есть свой флаг (показать на карте страну Грецию и флаг). В Древней Греции были сложены древними греками различные предания о прекрасных и могучих богах и богинях, отважных и мудрых героях, фантастических чудовищах. А как вы думаете, почему они придумывали эти сказания? (Примерные ответы детей: греки придумывали сказания, потому что они верили в фантастическое; не могли объяснить, почему происходит что-то в природе и т.д.)

Слыша, как в грозовых тучах сердито ворчит и грохочет летний гром, древние греки пугались этих звуков и, чтобы объяснить себе, откуда они берутся, как вы думаете, что они себе воображали? (Примерные ответы детей: больших чёрных птиц с огнём вместо крыльев; сталкивающихся в драке драконов и т.д.) А воображали они себе огромное, могучее, суровое, но всё-таки похожее на человека существо, которое, наверное, свирепствует там, за облаками. Но мы то знаем с вами, откуда берутся эти звуки. (Примерные ответы детей: это в небе грохочет гром и молния.) Видя, как каждый день восходит на востоке и садится на западе солнце, - иногда такое тёплое и ласковое, иногда иссушающее и жестокое они тоже кого-то представляли себе. Как вы думаете, кого они представляли вместо солнца? (Примерные ответы детей: вместо солнца они представляли себе яркую красную бабочку, когда она порхала, то на земле было утро, а когда засыпала, наступала ночь.) Они представляли себе человекообразное существо, бога, разъезжающего по небу в ослепительно яркой колеснице (показ) . Одну за другой мешая правду и вымысел, придумывали они и рассказывали друг другу удивительные истории. Эти истории мы называем греческим словом «мифы».

Г
реки верили, что их боги и богини обитают на вершине горы Олимп. А царит на светлом Олимпе могучий Зевс, окружённый другими богами. Зевса считали властителем неба и солнца (предложить подойти к горе Олимп) . Рядом с Зевсом на небе властвует его супруга Гера, также богиня неба. Множество здесь и других богов: златая Афродита – богиня красоты и любви, Афина – богиня войны, Деметра – богиня плодородия и земледелия и много, много других богов и богинь (предложить прочитать, кто ещё обитает на Олимпе). На Олимпе нет ни дождя, ни снега; вечно там светлое, радостное лето. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне.

С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьба людей; счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть – всё в его руках. Два больших сосуда стоят у врат дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом – зла. Зевс черпает в них добро и зло и посылает людям. Случилось с сосудом, в котором находится зло беда. Упал он и в результате этого образовалось отверстие в сосуде (показ). Нужно срочно отыскать осколоки приклеить его на место. Иначе может произойти самое страшное. Что может произойти? (Примерные ответы детей: в мире наступит вечная ночь и холод.) В поисках осколка нам поможет богиня радуги, легкокрылая Ирида, которая летает на своих радужных крыльях в самые дальние края земли. Она всё знает и всё видит. Вот она и подскажет. Но сначала мы должны выполнить её поручение, задание. Посмотрите, что у меня в руках (цветовой волчок) .

Крылья мельницы – цветные.

Не всегда они такие.

Буйный ветер налетел,

Быстро крылья завертел –

Семь цветов у крыльев вдруг

Превратились разом в круг.

Он в какой окрашен цвет?

Кто даст правильный ответ.

Крутим, волчок и видим белый цвет. Как вы думаете, какэто происходит? Дробится белый (золотистый) солнечный луч на семь цветных, а когда они вновь (всей семёркой) превращаются в единый луч, тот вновь делается белым (золотистым). Где вы видели вокруг нас, чтобы луч дробился на семь цветов? А теперь задание Ириды. Чтобы найти нам осколок сосуда необходимо сложить слово «Радуга» (предложить сложить из сломанных красных букв слово «Радуга») . Ребята, а почему здесь остались ещё сломанные синие буквы? Может здесь подсказка Ириды. Как вы думаете, какие буквы сломались? Какое слово получилось («Море») ? Может быть, в море находится осколок. Ну что ж давайте, отправимся в море.

Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец великого брата громовержца Зевса, Посейдона. Властвует над морями Посейдон, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооружённой грозным трезубцем. Как вы думаете для чего этому богу трезубец? Высоко над дворцом шумят морские волны. Есть у Посейдона сын Тритон, который в
ызывает громовым звуком своей трубы из раковины грозные бури. Плавают в море и прекрасные нереиды, русалки, которые дают счастливое плавание. Посейдон властвует над морем. Когда он на своей колеснице, запряжённый дивными конями, мчится по морю, тогда расступаются вечно шумящие волны и дают дорогу повелителю Посейдону. Быстро несётся он по безбрежному морю, а вокруг него играют дельфины, рыбы выплывают из морской глубины и теснятся вокруг его колесницы. Когда же взмахнёт Посейдон своим грозным трезубцем, тогда, словно горы, вздымаются морские волны, покрытые белыми гребнями пены, и бушует на море свирепая буря. Но проведёт Посейдон своим трезубцем над волнами, и буря успокаивается. Стихает буря, снова спокойно море, ровное, как зеркало.

Много божеств окружает великого Посейдона, Среди них вещий морской старец Нерей, который ведает всеми тайнами. Нерей не знает, что такое ложь и обман, он открывает только правду. Я думаю, что Нерей поможет нам отыскать осколок или укажет путь, где нам искать дальше. Нерей предлагает нам сыграть в игру, которая называется «Под волной». Искать нужно под волной (дети по очереди ощупывают предметы, которые находятся под волной, описывают этот предмет и предлагают другим детям угадать по описанию, что это за предмет) . А как вы думаете, как здесь оказались не морские предметы? Многие предметы, попадая в морскую воду, разлагаются на вредные вещества. А это очень вредно и для рыб, и для китов, и для водорослей, для всех обитателей моря. А теперь можно мне посмотреть под волной. Интересно, что мне попадётся (находит записку) ? Прочитайте, что в ней написано (дети читают, а затем воспитатель: «Осколок находится в Подземном царстве») . Ну что ж пора спустится в Подземное царство, так как на дне моря осколка нет. А кто из вас смог бы рассказать о подземном царстве? Какое оно? (Примерные ответы детей: подземный мир состоит из горячих камней, на которых стоит волшебный замок с чудовищами с крыльями; подземный мир – это ледяной мир, там очень холодно и живут там злые страшные снежные люди; подземный мир находится глубоко под землёй, поэтому там всегда ночь и живут там существа с рогами и копытами.)

Глубоко под землёй царит неумолимый, мрачный брат Зевса, Аид. Полно мрака и ужаса его царство. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солнца. Мрачные реки текут в нём, леденящие и священные реки. Трёхглавый пёс Кербер, на шее которого движутся с грозным шипением змеи, сторожит выход царства. В этом-то царстве, до которого не доходят ни свет, ни радость, ни печали земной жизни правит брат Зевса, Аид. Он сидит на золотом троне. Здесь же, у трона Аида летает юный бог Гипнос. Он неслышно носится на своих крыльях над землёй и льёт из рога снотворный напиток. Как вы думаете, зачем он это делает? Нежно касается он своим чудесным жезлом глаз людей, тихо смыкает веки и погружает людей в сладкий сон. Гипнос заколдовал слова, которые мы должны разгипнотизировать, расколдовать. Можно ли снять колдовство Гипноса? Как? (Прочитать слева направо фразу: «ИЛСЕ ЬШЕДУБ АДГЕСВ ЫТ Я
СЬТОРОБ ОС МОЛЗ, ЬШЕНАТС МЕОРЕГ И МОЦДОЛОМ».)
Мы справились с Гипносом, и он не смог нас усыпить.

Носятся в мрачном царстве Аида и боги Сновидений. Есть среди них боги, дающие страшные сны, которые пугают людей. Но есть такие, которые дают вещие и радостные сны. И они приготовили нам подсказку, где найти осколок от сосуда. Перед нами три сундука. Чтобы открыть эти сундуки нужно правильно выполнить задание. Необходимо разделиться на три команды. Каждая команда выполняет своё задание, а затем открывает свой сундук (предложить детям расставить знаки «больше», «меньше», «равно») .

А в сундуке находятся осколки от сосуда. Но их здесь несколько. Как же нам узнать, какой из них нам необходим? Правильно, нужно их примерить к отверстию в сосуде (осколки по количеству детей, а нужный осколок у воспитателя; его необходимо подбросить последней команде, которая и вставит его в сосуд) . Вот мы и нашли нужный осколок и совершили такое трудное, но познавательное путешествие. Вам понравилось наше путешествие? Ребята, посмотрите, кто это к нам прилетел? (Входит Ирида: «Я, Ирида, богиня радуги. В благодарность за вашу помощь я хочу одарить вас радужными конфетами, которые я приготовила из кусочков радуги. Спасибо вам от всего Олимпа. До свидания.)

Понятие о мифах. Мифы и легенды.

Цель:

Дать понятие о мифах как об одном из видов творчества; познакомить с мифами, с представлениями древних людей об устройстве мира, о том, как они объясняли общественное устройство;

Формировать владение навыками монологической речи; умение сопоставлять, анализировать, делать выводы;

Воспитывать интерес к предмету, художественный вкус.

Ход урока

I . Организационный этап

II . Актуализация

Слово учителя.

- Здравствуйте, ребята! Вы выросли за лето, стали старше, взрослее. Изменились ваши читательские интересы и пристрастия. Поэтому перед нами стоят новые учебные задачи. Давайте посмотрим ваш новый учебник русской словесности, узнаем имена авторов, редактора, художников-оформителей и авторов иллюстраций.

- А теперь давайте вспомним, что такое обложка, форзац, титульный лист, выходные данные, и покажем это на примере нашего учебника.

- Посмотрите на страничку, называемую «Содержание». Какие литературные произведения мы будем изучать? Знакомы ли они вам? Какие из них произвели на вас наиболее сильное впечатление?

Ребята, вы, конечно, помните, что на уроках литературы в 5 классе мы говорили о мифах и мифологическом сознании, которым свойственны антропоморфизм, анимизм и тотемизм. Давайте вспомним, что обозначают эти термины.

III . Формирование новых понятий и способов действия.

    Работа с учебником.

Учащиеся читают раздел «Введение» (стр. 3-5), затем проводится беседа.

    Беседа.

У каждого народа есть своя мифология - совокупность мифологических представлений, но мифы - произведения устного творчества. За время существования народа мифы по разным причинам могли быть утрачены (например, многие славянские мифы). Какие-то фрагменты мифов могли найти отражение в сказках.

Мифология Древней Греции известна нам лучше, чем мифология любого другого народа, потому что она была записана и систематизирована Гесиодом (VIII-VII вв. до н.э.) в поэме «Теогония», т. е. «родословная богов», а также отражена в поэтических циклах сказаний о героях.

Ребята, расскажите, как создавались мифы.

Что древние люди пытались объяснить с помощью мифов?

Обратите внимание на то, что мифы создавались народом не для развлечения. Во времена, когда у народов складывалась своя мифология, люди еще не знали науки, не понимали причин, вызывающих различные явления природы - бури, ураганы, грозы, наводнения; не разделяли природу на живую и неживую, они воспринимали мир целостно, как один организм. И через мифы народ пытался осознать мироздание, природу и место человека в этом мире.

Почему герои мифов чаще всего были связаны между собой семейно-родовыми отношениями?

Что такое мифическое время? Расскажите о нем.

Как миф связан с литературой?

Что такое мифологема?

3. Словарная работа.

Учащиеся записывают в тетрадь определения понятий миф, мифология.

Мифы (греч.) - предания, сказания. Это произведения, созданные фантазией народа. В них рассказывается о происхождении мира и человека, о деяниях древних богов и героев.

Мифология - совокупность мифов и мифологических представлений.

IV . Применение. Формирование умений и навыков.

    Работа в группах.

Каждая группа создает иллюстрацию к заданному выражению и готовит презентацию.

    Словарная работа.

Учащиеся записывают в тетрадь краткое объяснение выражений.

«Сизифов труд» - тяжелая, лишенная смысла работа.

«Панический страх» - неконтролируемый страх, ужас.

«Танталовы муки» - тяжелые мучения, лишения, страдания.

V . Этап информации о домашнем задании

1. Чтение статьи учебника на стр. 3-5.

VI . Этап рефлексии