Кнуров вожеватов паратов как дельцы и хищники. Литература и русский язык: Лариса, Кнуров и Вожеватов (по драме А. Н. Островского Бесприданница), Сочинение

План

1. Введение

2.Кнуров в жизни

3.Кнуров и Лариса

4.Заключение

Мокий Парменыч Кнуров - собирательный образ человека новой эпохи со сказочным капиталом. Это представитель той неумолимой силы, которая медленно, но неуклонно подминает все под себя. "Владелец заводов, газет, пароходов" чувствует себя полным хозяином в этой жизни. Единственная власть, которую он признает - деньги.

Кнуров ведет обеспеченную размеренную жизнь. Любая его прихоть может быть моментально исполнена. Мокий Парменыч привык к всеобщему почитанию. Он четко делит людей на два класса: имеющих и не имеющих деньги. С точки зрения наличия капитала он оценивает возможности и пользу окружающих.

Круг общения Кнурова невелик. В пьесе в него входят лишь Вожеватов, Паратов и семья Огудаловых. С первыми его связывают деловые отношения. Мокий Парменыч прекрасно понимает, насколько важно поддерживать хорошие отношения с деловыми партнерами. Вряд ли это общение можно назвать дружбой. В любом случае, в провинциальном городке более близких, а тем более равных ему людей, все равно нет.

Мокий Парменыч по-своему добр, но его расположение к людям опять же зависит от возможной выгоды. Он может высказать искреннее сочувствие чужому горю, но окажет помощь лишь в том случае, если это принесет ему какую-нибудь пользу. Высокое мнение Кнурова о себе ярче всего проявляется в его отношении к Карандышеву. Капиталист откровенно презирает мелкого чиновника, который не смог добиться более высокого положения.

Мокий Парменыч уже давно отметил для себя красоту дочери Хариты Игнатьевны. Главная проблема заключается в том, что делец женат. Он не прочь взять Ларису "на содержание", но девушка еще ничем не запятнала своей репутации. Кнуров честно признается Вожеватову, что ему уже поздно открыто соперничать с многочисленными поклонниками Ларисы. Он предпочитает действовать обходными путями. Понятие любви совершенно незнакомо Кнурову. Он даже хвалит Вожеватова за отсутствие этого чувства, бесполезного в торговых делах.

Любовь для Мокия Парменыча - тот же самый товар, а Лариса - "дорогой бриллиант", требующий "дорогой оправы". Кнуров точно так же презирает Хариту Игнатьевну, но поддерживает с ней хорошие отношения и дает деньги с целью завладеть Ларисой. К этой цели он идет долго и настойчиво. Предстоящая свадьба девушки представляется ему удобным шансом. Карандашев не сможет достойно обеспечить Ларису. Вот тогда-то Кнуров и надеется использовать свой шанс.

Вся низость и бессердечность Мокия Парменыча и Вожеватова проявляется в сцене розыгрыша Ларисы в орлянку. Таким образом они решают судьбу живой девушки, даже не спросив ее мнения. Лариса представляется им простой, но невероятно красивой вещью, у которой обязательно появится хозяин. "Победивший" Кнуров, отбросив всякий стыд, прямо обращается к Ларисе с предложением стать его содержанкой. Свои слова он подкрепляет значительной фразой: "Для меня невозможного мало".

Мокий Парменыч - не просто всесильный, невероятно богатый делец. Деньги извратили его мышление. Для Кнурова все окружающее (даже люди) - объект купли-продажи. Его отношение к Ларисе, как к вещи, лежит в основе трагедии всей пьесы.

1. Жизненные приоритеты купцов.
2. Маска и внутренняя сущность Паратова.
3. Харита Игнатьевна Огудалова и Лариса.
4. Карандышев и его жизненные приоритеты.

Пьеса А. Н. Островского «Бесприданница» относится к числу произведений, которые едва утратят когда-либо свою актуальность и современность. Хотя сюжет пьесы принадлежит своему времени, сущность характеров героев, их жизненные принципы весьма живучи.

В образах двух купцов, Кнурова и Вожеватова, воплотился принцип «делай деньги». Принцип расчетливого, даже циничного отношения у них распространяется не только на деловую сферу. «Нет, как-то я, Мокий Парменыч, в себе этого совсем не замечаю», — хладнокровно отзывается о любви Вожеватов, хотя он достаточно молод. Оба купца отлично сознают, что деньги в определенном смысле возвышают их над теми, у кого нет средств к существованию. Кнуров вообще не с каждым соизволит разговаривать, например от Карандышева он демонстративно заслоняется газетой.

Отношение этих людей к Ларисе сходно с восхищением изящной и дорогой вещицей: можно бы, конечно, приобрести ее за деньги на какое-то время, но можно и обойтись без нее. Показательно то, каким способом купцы решают спор, кому предложить Ларисе поездку в Париж: они бросают жребий. С одной стороны, в этом жесте наглядно проявляется их отношение к девушке как к вещи, с другой же, подобный способ продиктован нежеланием ссориться из-за какой-то шалости. Таким образом, Кнуров и Вожеватов достаточно высоко ценят свои приятельские отношения, скрепленные, вероятно, взаимовыгодным сотрудничеством. Интересно и то, что они, при всей ориентированности на выгоду, все же имеют некое подобие кодекса чести, пусть он в ходу лишь в узком кругу «своих». «Честное купеческое слово» — вот чем они скрепляют свое соглашение.

Несмотря на цинизм этого соглашения, можно сказать, что купцы достаточно честны и по отношению к самой Ларисе: Кнуров прямо заявляет, что предлагает девушке, если она примет его предложение пойти к нему на содержание. Не возникает сомнений, что он выполнил бы свои обещания.

Не так поступает Паратов, блестящий барин, промотавшийся предприниматель. Имидж «широкой русской души», «идеала мужчины», которым он является в глазах Ларисы, резко контрастирует с подлинной сущностью этого человека: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Паратов не намерен предлагать Ларисе что-то определенное, более того, он помолвлен с другой. Но если Кнуров честно признается, что он женат то Паратов опутывает доверчивую Ларису ловкими полуобещаниями: «...Еще несколько таких минут... Я брошу все расчеты, и уж никакая сила не вырвет вас у меня; разве вместе с моею жизнью».

Тем не менее, несмотря на двуличие этого человека, Лариса верит ему до тех пор, пока он не сообщает ей сам, что обручен с другой, а она свободна. Фактически у Паратова нет никаких моральных принципов: он готов на подлость не только ради выгоды, но и ради минутного развлечения. Кнуров и Вожеватов отлично понимают сущность своего приятеля и делового партнера: «...Вы думаете, что тут не без обмана, что он опять словами поманил ее?» — «Да непременно. И, должно быть, обещания были определенные и серьезные, а то как бы она поверила человеку, который уж раз обманул ее!» Почему же в самом деле Лариса поверила Паратову? Видимо, потому что Лариса плохо разбирается в людях, видит в них не то, что есть, а то, что ей хотелось бы увидеть. Жизненным приоритетом Ларисы является искренность. Она «простовата», по определению Вожеватова: «Не глупа, а хитрости нет, не в матушку. У той все хитрость и лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо».

Мать Ларисы, действительно, женщина активная и ловкая. Все ее заботы были направлены на то, чтобы получше, повыгоднее выдать замуж своих дочерей. Однако ее начинаниям не сопутствует успех. Вроде бы удалось Харите Игнатьевне разработать мудреную систему выуживания денег у потенциальных женихов и богатых гостей, выдала она замуж двух сестер Ларисы, но «надо их спросить, сладко ли им жить-то».

Таким образом, жизненным приоритетом Хариты Игнатьевны является все та же выгода, практическая польза: «Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтобы потом пожить по-человечески». Карандышев, разумеется, не слишком-то вписывается в эту систему — Огудалова согласилась выдать за него дочь только потому, что на этом настаивала сама Лариса. «...Хоть и бросить, так потеря невелика!» — рассудительно замечает Харита Игнатьевна, полагая, что Ларисе лучше прокатиться по Волге с богатыми людьми, чем держаться за Карандышева.

Однако Лариса не разделяет разумных житейских принципов своей матери. Мечту о несостоявшейся любви к Паратову Лариса надеется изгладить тихими радостями семейной жизни, однако вскоре разбитыми оказываются и эти надежды. Наконец Лариса увидела в подлинном свете и своего любимого, и своего жениха: один оказался подлецом, другой — ничтожеством. Она почти готова согласиться пойти на содержание к Кнурову, но это отнюдь не продуманное, трезвое решение, а отчаянная попытка найти хоть что-то определенное, попытка преодолеть ощущение краха всего, во что она верила: «Я не нашла любви, так буду искать золота». Среди жизненных приоритетов Юлия Капитоныча Карандышева, жениха Ларисы, в первую очередь бросаются в глаза его собственнические, мелочные инстинкты. Он всячески старается подчеркнуть свое исключительное право на Ларису. «Запрещайте тогда, когда будете иметь право, а теперь еще погодите запрещать, рано», — веско возражает мать Ларисы, когда Карандышев пытается запретить своей невесте петь для гостей. Выстрел Карандышева в финале пьесы — это наивысшее проявление его взгляда на Ларису как на свою собственность, хотя тот же Карандышев негодует по поводу того, что Кнуров и Вожеватов смотрят на девушку «как на вещь».

Поступками Карандышева руководят не столько четкие принципы, сколько гипертрофированное чувство ущемленного самолюбия, стремление «по-величаться». Однако все его попытки сравняться с богачами обречены на провал. Карандышев поступил бы разумнее, если бы не устраивал званого обеда, заставившего Ларису и ее мать краснеть от стыда за него.

В пьесе показаны и жизненные принципы тетушки Карандышева. Ее мещанская бережливость, конечно, выглядит немного смешно: но во всяком случае она хотя бы оправдана с практической точки зрения, ведь жалованье у Карандышева небольшое.

В заключение нужно отметить, что жизненные принципы каждого героя пьесы Островского, конечно, сильно зависят от среды, в которой находился и находится тот или иной персонаж, однако не все определяется средой. Двуличие Паратова, то есть отсутствие у него каких-либо моральных ценностей — это личностная позиция, основанная на эгоистических устремлениях. Возвышенное отношение Ларисы к объекту своей любви не подкреплено объективными условиями: благородство девушки, а также нежелание отказаться от своих идеалов и вглядеться в живого человека, не позволяют Ларисе усомниться в искренности Паратова.

Кнуров, Вожеватов и Лариса

Кнуров и Вожеватов являются типичными представителями купеческого сословия XIX века. Этими героями руководит холодный расчет, и главное в их жизни--- деньги.

Отношение к людям Кнурова, как и Вожеватова, определяется их материальным положением. Поэтому поведение Карандышева вызывает неодобрение у купцов, и доходит даже до открытых издевательств.

Нельзя не упомянуть также и о говорящих фамилиях, ведь это краткие характеристики героев. «Кнур» значит кабан, хряк. Кнуров даже прогуливается исключительно «для моциону», чтобы нагулять аппетит и съесть свой шикарный обед. Он скрытен, немногословен, но Гаврило говорит про него: «Как же ты хочешь, чтоб он разговаривал, коли у него миллионы?…А разговаривать он ездит в Москву, в Петербург да за границу, там ему просторнее». Мокий
Парменыч отличается также целеустремленностью, добиваясь Ларисы, хотя его отношение к ней свинское. По его мнению, Лариса – это «дорогой бриллиант», требующий дорогой оправы, поэтому Кнуров предлагает девушке унизительное положение содержанки.

Вожеватов, в отличие от Кнурова, был молод и мог жениться на Ларисе.
Но ему неведомо чувство любви, он холоден, практичен и язвителен. «Да в чем моя бли- зость?» -- говорит Вожеватов.--«Лишний стаканчик шампанского потихоньку от матери [матери Ларисы] иногда налью, песенку выучу, романы вожу, которых девушкам читать не дают». И добавляет: «Я ведь насильно не навязываю. Что ж мне об ее нравственно- сти заботиться; я ей не опекун». Василий Данилович безответственно относится к Ларисе, она для него как игрушка. Когда девушка просит помощи у
Вожева- това, он говорит: «Лариса Дмитриевна, уважаю я вас и рад бы… я ничего не могу. Верьте моему слову!» Кстати, именно Вожеватову приходит в голову решить судьбу Ларисы с помощью орлянки.

Итак, можно сказать, что в этом произведении А.Н.Островский хотел показать, что делают деньги с людьми. Даже в названии пьесы уже угадывается, о чем пойдет речь. Деньги убивают любовь, совесть, заставляют смотреть свысока на тех людей, у которых их нет. Монета решает судьбу человека в прямом и переносном смысле.

Лариса, Кнуров и Вожеватов (по драме А. Н. Островского Бесприданница)

Кнуров, Вожеватов и Лариса

Кнуров и Вожеватов являются типичными представителями купеческого

сословия XIX века. Этими героями руководит холодный расчет, и главное в их

жизни--- деньги.

Отношение к людям Кнурова, как и Вожеватова, определяется их

материальным положением. Поэтому поведение Карандышева вызывает неодобрение

у купцов, и доходит даже до открытых издевательств.

Нельзя не упомянуть также и о говорящих фамилиях, ведь это краткие

характеристики героев. «Кнур» значит кабан, хряк. Кнуров даже прогуливается

исключительно «для моциону», чтобы нагулять аппетит и съесть свой шикарный

обед. Он скрытен, немногословен, но Гаврило говорит про него: «Как же ты

хочешь, чтоб он разговаривал, коли у него миллионы?…А разговаривать он

ездит в Москву, в Петербург да за границу, там ему просторнее». Мокий

Парменыч отличается также целеустремленностью, добиваясь Ларисы, хотя его

отношение к ней свинское. По его мнению, Лариса – это «дорогой бриллиант»,

требующий дорогой оправы, поэтому Кнуров предлагает девушке унизительное

Вожеватов, в отличие от Кнурова, был молод и мог жениться на Ларисе.

Но ему неведомо чувство любви, он холоден, практичен и язвителен. «Да в чем

зость?» -- говорит Вожеватов.--«Лишний стаканчик шампанского потихоньку от

матери [матери Ларисы] иногда налью, песенку выучу, романы вожу, которых

мне об ее нравственно-

сти заботиться; я ей не опекун». Василий Данилович безответственно

относится к Ларисе, она для него как игрушка. Когда девушка просит помощи у

това, он говорит: «Лариса Дмитриевна, уважаю я вас и рад бы… я ничего не

могу. Верьте моему слову!» Кстати, именно Вожеватову приходит в голову

решить судьбу Ларисы с помощью орлянки.

Итак, можно сказать, что в этом произведении А.Н.Островский хотел

показать, что делают деньги с людьми. Даже в названии пьесы уже

угадывается, о чем пойдет речь. Деньги убивают любовь, совесть, заставляют

смотреть свысока на тех людей, у которых их нет. Монета решает судьбу

человека в прямом и переносном смысле.