История русской литературы 20 века. Место и значение русской литературы хх века в истории русской и мировой литературы. В русле модернизма

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «История русской литературы ХХ века (20-е-50-е гг)» имеет статус специальной дисциплины, предназначенной для чтения студентам IV курса филологического факультета очной, заочной и очно-заочной форм обучения.
Основной целью курса является формирование у студентов системные знания и представления об истории русской литературы ХХ века советского периода, о закономерностях и взаимообусловленности процессов, протекающих в ней.
Задачи курса заключаются в том, чтобы способствовать овладению студентами гуманитарными знаниями, позволяющими обогатить и раскрепостить сознание, приобщиться к общечеловеческим ценностям, углубить и расширить представления о предмете, составляющем основу их профессиональной подготовки, выработать навыки филологического мышления и сформировать умение разбираться в обилии литературоведческих, технологических концепций, развить самосознание будущих специалистов, побудить их к самоисследованию своего личностного и профессионального потенциала и его совершенствования.
Курс «История русской литературы ХХ века» рассчитан на выработку у студентов специальных конкретных знаний, практически значимых умений и навыков филологического литературоведческого мышления, развитию профессиональной компетентности. Курс читается в тесной связи с другими филологическими дисциплинами: лингвистическими, теоретико-литературными, по истории зарубежных литератур, а также с дисциплинами по истории обществ, культур и религий.
Студенты, завершающие обучение по программе, должны:
а) знать русскую литературу ХХ века в их историческом развитии и современном состоянии, а сопряжении с гражданской историей и историей культуры России;
б) понимать закономерности литературного процесса, художественное значение литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определять художественное своеобразие произведений и творчества писателя в целом;
в) уметь пользоваться основными методами литературоведческого анализа;
г) уметь пользоваться научной, справочной, методической литературой на русском и иностранном языках;

В результате изучения курса студенты должны четко представлять себе характер историко-литературного процесса русской литературы 1920-1950 годов, хорошо знать обязательные художественные тексты и учебные пособия, проявлять достаточную осведомленность в научной литературе, углубить навыки литературоведческого анализа.
Программой курса предусматривается изучение характерных особенностей историко-литературного процесса 1920-1950 годов, которые должны быть усвоены студентами-филологами.
Лекционный курс и практические занятия приведены в целостную систему, взаимодополняют друг друга.
В лекциях раскрываются в первую очередь наиболее существенные и трудные проблемы, например, выявление основных тенденций развития русской литературы XX века, литературные направления и течения в их типологическом и историко-генетическом освещении, эстетические взгляды ряда писателей и их художественные открытия, вопросы о судьбах модернистских групп и течений, природа соцреализма. Значительное внимание уделяется негативному воздействию идеологии правящей партии на развитие литературы. Ряд лекционных занятий отводится литературе русского зарубежья.
Практические занятия посвящаются изучению художественных текстов, особенно М. Булгакова, Б.Пастернака, А.Ахматовой, М.Цветаевой, Л.Леонова, И.Бабеля, М.Горького, М.Зощенко, А.Платонова. Почти все они представлены в программе по литературе для средней общеобразовательной школы. Некоторые практические занятия проводятся по типу семинара: заслушиваются ранее намеченные короткие доклады (сообщения) студентов (к примеру, о публицистике периода революции и гражданской войны, о соцреализме, об оценке романа Б.Пастернака «Доктор Живаго» в критике). Информация о новых работах по курсу русской литературы XX в. делает либо сам преподаватель, либо это поручается наиболее подготовленным студентам.

Тема 1 . Закономерности развития русской литературы

1920-50-х гг.

«Два потока» русской литературы: литература СССР и русского зарубежья. Писатели русского зарубежья о творчестве писателей СССР.

Судьбы дооктябрьских направлений, школ в литературе СССР и русского зарубежья.

Литературные группы и объединения в СССР: «скифы», комфуты, Леф, «Серапионовы братья», конструктивисты, имажинисты, обэриуты, «Перевал», Пролеткульт, «Кузница», «Октябрь», ассоциации пролетарских писателей, Всероссийское общество крестьянских писателей, «неокрестьянские» писатели и др. Их философские, политические и эстетические платформы. Позиции журналов «На посту», «На литературном посту», «Красная Новь», «Новый мир», «Печать и революция», «Земля Советская». Особенности развития реализма и модернизма в литературе 1920-х гг.

Приоритетные темы в литературе 1920-х гг. Концепция нового мира и нового человека. Формальная школа. Вульгарный социологизм в литературоведении и литературной критике. Литературная политика партии в 1920—1930 гг. Роспуск РАПП и других литературных объединений. Первый съезд писателей. Социалистический реализм: политические и эстетические принципы, история возникновения. Соцреализм в творчестве А. Серафимовича, Д. Фурманова, А. Фадеева, Н. Островского и др. Судьба журнала «Литературный критик». Теоретические концепции «вопрекистов». Дискуссии 1930-х гг. о методе, мировоззрении, о языке, о формализме. Дискуссии о новом человеке. Теория бесконфликтности.

Репрессии 1930-х гг. и личные судьбы писателей. Литература СССР в годы Великой Отечественной войны. Основные темы. Принципы патриотизма и народности в освещении войны. Критические выступления и дискуссии о ложной патетике и лакировке, об эстетизации войны («Ленинградская история» К. Паустовского), о публикации в ж. «Октябрь» «Перед восходом солнца» М. Зощенко, о пьесе А. Корнейчука «Фронт» и др. Нормативность в эстетике 1940—1950-х гг. Принцип унификации в идеологической и литературной политике партии. Произведения соцреализма. Творчесво А. Ахматовой, М. Зощенко, А. Платонова, Б. Пастернака. Постановление ЦК "О журналах «Звезда» и «Ленинград»"

Дискуссия о положительном герое и теории бесконфликтности. Вто­рой съезд Союза писателей.

Литература 17, 24, 30, 38, 48, 61,62, 89, 94

Тема 2. Проза 1920-30-х годов

Роман «Голый год» Б. Пильняка — первая крупная попытка освоить материал современности. Разрушение традиционной романной целостности, основанной на логике взаимоотношений персонажей; прием «смешанных планов». Стиль. Героическая повесть. Создание условного обощенно-поэтического образа народной жизни («Падение Даира» А. Малышкина, «Партизанские повести» Вс. Иванова).

Эпопея и роман-эпопея. «Железный поток» А. Серафимовича. Обобщенный образ народа, героические характеры, многоголосье. Эпо-пейное начало в героических повестях А. Малышкина, Вс. Иванова.

«Конармия» И. Бабеля. Особенности изображения гражданской войны. Проблема гуманизма. Рассказчик и его место в цикле. Сказовые новеллы. Межновеллистические связи и проблема авторской позиции. Экспрессионистская манера изображения.

«Донские рассказы» М. Шолохова и их место в литературном процессе. М. М. Зощенко: «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова». Обращение к форме сказа. Фигура рассказчика. Расцвет творческого мастерства М. Зощенко (вторая половина 20-х годов). Своеобразие комической новеллы М. Зощенко. Объект сатиры М. Зощенко в трактовке критики 20—30-х годов и современного литературоведения. Проблема «чужого» слова в творчестве М. Зощенко. Пародийное начало в его творчестве.

«Зависть» Ю. Олеши в контексте дискуссий 1920-х гг. о личности. Кавалеров — художественный парадокс Ю. Олеши. От сказочных «толстяков» к «толстяку» Андрею Бабичеву. Проблема жанра.

«Роман воспитания». Проблема героического характера и ее решение в романах Н. Островского, А. Макаренко. Утверждение обыкновенной жизни и обыкновенного человека как эстетически ценной и исторически значимой (М. Пришвин, К Паустовский. А. Платонов, И. Катаев).

Сатирические романы И. Ильфа и Н. Петрова «Двенадцать стульев», «Золотой теленок».

Исторический роман. Исследование предыстории революции («Разин Степан» А. Чапыгина, «Одетые камнем» О. Форш). Нравственно-философские проблемы в романах Ю. Тынянова («Кюхля», «Смерть Вазир-Мухтара»). Проблема взаимосвязи истории и современности в исторической прозе. Жанрово-композиционные искания.

Литература: 17,24,30,37,38,48,61,62,89,94

Тема 3. Поэзия 1920-х годов

Творчество А. Белого: искания, достижения в поэме «Христос Воскрес». Поэтическая концепция прошлого (поэма «Первое свидание»). Трагические мотивы в поэзии. Пересмотр собственного творческого наследия и идей символизма: работа над собранием стихотворений, новые редакции прежних произведений.

Заключительный этап в творческой эволюции В.Брюсова.

Неосимволизм в творчестве Д. Андреева. Поэтическое наследие Д. Андреева: лирика, поэмы, «Железная мистерия». Образ-символ Навны-души России. Символика демонических сил. Поэтическое мастерство Д. Андреева.

Футуризм в 1918—1921 гг. Литературные произведения: антология «Ржаное слово», поэмы и стихотворения В. Хлебникова, В. Каменского и др.

Акмеизм. Проявление творческой активности акмеистами второго поколения после 1917 года.

Творчество Н. Гумилева после 1917 года. Пролетарская поэзия: романтизм и традиции революционной поэзии начала века. Идеология пролетарского коллективизма. Утопия «нового мира» и «восставшей вселенной». Урбанистические мотивы.

Поэзия Н. Тихонова, сборники «Орда», «Брага». Романтико-герои-ческий пафос. Тема интернационализма.

Крестьянская поэзия. Православные и языческие мотивы в поэзии С. Клычкова конца 1910—1930-х гг. «Волчий» цикл С. Клычкова. Концепция революции в поэме А. Ганина «Сарай». Образ вольницы у А. Ширяевца. Творчество С. Есенина. «Крестьянский уклон» в концепции революции и социализма. Творчество Н. Клюева. Религия и революция. «Песнослов», «Четвертый Рим». Эсхатологическая концепция мира («Погорельщина», «Песнь о Великой Матери»). Мотивы гибели русского рая и демонов России в цикле «Разруха».

Лирика середины 1920-х гг. Тема столкновения идеалов и действительности, мотив неоправдавшихся надежд. Кризисное состояние лирики в условиях советской действительности и его отражение в творчестве А. Ахматовой, Б. Пастернака, О. Мандельштама.

Поэзия обэриутов. Эффект бессмыслицы, логической абсурдности и неадекватности. А. Введенский. Ирония и пародия в поэзии Н. Олейникова. Сборник Н. Заболоцкого «Столбцы». Гротеск и анекдот в поэтике Д. Хармса.

Литература: 2, 3, 13, 25, 32, 43, 99

Тема 4 . Литература Русского зарубежья

Литература первой волны русской эмиграции. Творчество Д.Мережковского, З.Гиппиус, М.Осоргина, А.Андреева, В.Набокова, И.Бунина и др. Поэзия русского зарубежья.

Литература: 64,73,95

Тема 5 . Литература 1940-1950-х годов

Мотивы Родины и народа, природы и истории в лирике периода войны. Своеобразие их поэтического воплощения у К. Симонова («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»), Д. Кедрина («Весь край этот, милый навеки...»), П. Шубина и др. Тема борьбы с фашизмом, защиты культуры и цивилизации. Идеи активного гуманизма в стихах А. Суркова («Человек склонился над водой...»), И. Сельвинского («Я это видел»), М. Светлова («Итальянец»). Трагическое лицо войны, трагедийные и героические мотивы в творчестве А. Твардовского, А. Ахматовой, Б. Пастернака, П. Антокольского, Н. Ушакова. Тема любви и верности у К. Симонова (цикл «С тобой и без тебя»), С. Щипачева («Строки любви»), М. Алигер, О. Берггольц и др.

Пути развития лиро-эпического жанра. Жанрово-стилевое многообразие поэм («Киров с нами» Н. Тихонова, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Россия» А. Прокофьева.). «Василии Теркин» А. Твардовского - произведение народно-героического эпоса.

Послевоенная поэзия. Концепция победы и жертвы в войне, тема родины в стихах А. Твардовского («Я убит подо Ржевом»), М. Исаковского («Враги сожгли родную хату»). Тема воинского и трудового подвига народа в книге Я. Смелякова «Кремлевские ели», в стихах поэтов фронтового поколения (С. Орлова, С. Наровчатова, А. Межирова, Е. Винокурова и др.).

Развитие жанра поэмы. «Лирическая хроника» А. Твардовского. «Дом у дороги» — произведение о судьбах родины и народа. Тема возвращения к мирному труду, созидательной деятельности советских людей в поэмах А. Недогонова «Флаг над сельсоветом», М. Луконина «Рабочий день». Описательность, риторика и иллюстративность в ряде произведений поэмного жанра.

Сложность и противоречивость поэтического развития послевоенных лет. Вред, принесенный поэзии догматической критикой, ее несправедливые нападки на произведения А. Ахматовой, Н. Асеева, Л. Мартынова, М. Исаковского, С. Орлова и др. Признаки обновления, наметившиеся в поэзии к середине 50-х гг.

Литература : 1,8,17,24,28,30,32,38,48,61,62,94

Тема 6 . М.Булгаков

Формирование общественной позиции писателя, его художественного метода и творческой индивидуальности. Творчество М. Булгакова какпродолжение традиций русской классики. «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце» и проблемы утопии и антиутопии в прозе 20-х гг. Гротеск у Булгакова. Развитие традиций Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, Ф. Достоевского. Сатира М. Булгакова на засилие невежества и грубости в послереволюционной действительности.

«Белая гвардия». Творческая история романа. Автобиографический, конкретно-исторический материал и проблема его пересоздания. Эпиграфы, их связь с проблематикой романа. Жанровая природа произведения, взаимопроникновение исторического и семейного начал.

Пьеса «Дни Турбиных» и ее место в истории театра 20-х гг.; полемика вокруг пьесы.

«Бег». Жанровая природа «Бега»; трагифарсовое начало в пьесе. Проблема выбора и чувство родины как важнейший критерий художественного содержания «Бега». Психологическая углубленность характеристик и острота гротеска. Постановка проблемы «художник и общество» в романе «Жизнь господина де Мольера» и в пьесах «Кабала святош» («Мольер»), «Последние дни» («Пушкин»).

Особое значение литературной и театральной среды в жизни и творчестве Булгакова; изображение этой среды в «Театральном романе».

«Мастер и Маргарита». Творческая история романа. Многоплановость композиции; взаимодействие двух потоков времени; прием «роман в романе». Проблемы реализма и модернизма; сочетание конкретно-исторической и гротескно-фантастической образности. Критическое изображение литературной среды 20—30-х гг. Образ Мастера. Судьба проповедника гуманизма Иешуа и мотив трагической судьбы гуманистов в истории человечества. Жанровая уникальность. Дискуссии о романе в критике 60—80-х гг.

Литература: 15, 37, 38, 72, 74, 75, 83, 93, 100,101,102

Тема 7 . М. Горький

«Мои университеты» и автобиографические рассказы М. Горького 20-х годов. Активизация в творчестве Горького малых эпических форм (очерка, рассказа, лит. портрета): «Заметки из дневника»; «Воспоминания»; «Рассказы 1922—1924 гг.». Новые аспекты концепции личности. Интерес к сложным, противоречивым характерам. Проблема героя. Становление новой жанровой формы — серии произведений малой формы, тяготеющих к единству цикла.

Дискуссия о «новом Горьком». Литературные портреты в творчестве Горького 20-х годов.

Роман «Дело Артамоновых». Характеры главных персонажей, типическое и индивидуальное в них. Композиционная градация персонажей. Социально-исторический и философский аспекты проблематики.

«Жизнь Клима Самгина». Творческая история романа. Жанр и композиция. Элементы исторической хроники, проблемного романа, романа воспитания в «Жизни Клима Самгина» и проблема жанровой целостности произведения.

Драматургия Горького советских лет. Жанр «семейной драмы» у Горького. Идейно-художественная сущность образа Егора Булычева. Природа драматического конфликта, жанровое своеобразие пьес Горького.

Литература: 17,30,48,61,62,76,80,81

Тема 8 . Е. Замятин

Жизненный и творческий путь.

Повесть «Островитяне», сатирический гротеск и его философская природа. Сочетание конкретно-исторического и общечеловеческого.

Общественная и культурно-просветительная деятельность Замятина в первые годы революции. Литературно-критические выступления начала 20-х годов: концепция революции, обоснование принципов «фантастического реализма».

Роман «Мы». Философская проблематика. Роман «Мы» и русский модернизм. Жанр. Дневниковая форма повествования, своеобразие психологизма; образы главных героев. Судьба романа «Мы». Влияние романа на развитие антиутопии в мировой литературе (О. Хаксли, Дж. Оруэлл и др.).

Новеллистика Замятина («Пещера», «Рассказ о самом главном», «Русь», «Елка», «Наводнение» и др.). Особенности художественного повествования в прозе Замятина; использование притчи, иносказания, анекдота, сказки.

Литература 16, 20, 23, 33, 37, 68, 69,70, 96, 97

Тема 9 . Л. Леонов

Тематическое и жанровое разнообразие творчества Леонова начала 20-х гг. Сказка, сказ, восточная легенда и пр. («Бурыга», «Гибель Егорушки», «Туатамур» и др.). Тема интеллигенции и революции («Конец мелкого человека»), послеоктябрьской деревни («Петушихинский пролом»), «окуровской» Руси («Записки Ковякина»).

«Барсуки». Философское и социально-бытовое содержание романа. Особенности композиции, языка и стиля.

Психологическая драма человека в романе «Вор» (1-я редакция 1927 года). Пацифизм и гуманизм романа. Архитектоника произведения.

Роман «Сотъ», его социально-философская проблематика. Тема интеллигенции в романе «Скутаревский», проблемы науки и искусства.

Особенности изображения подвига народа в Великой Отечественной войне в повести «Взятие Великошумска»: реальные и символические аспекты повествования.

«Русский лес» — синтез многолетних художественных исканий Леонова. Тема исторических судеб народа, русской науки и культуры. «Многослойное» построение романа, мастерство психологического портрета, роль реалистической детали и символики. Полемика вокруг «Русского леса».

Любовь к родине и трагедия разрыва с ней в повести «Evgenia Ivanovna ».

Драматургия Леонова. Пьеса «Унтиловск» — первый драматургический опыт писателя. Жанр философской драмы у Леонова («Метель»).

Пьеса «Нашествие». Сущность главного драматического конфликта. Национально-патриотические мотивы. Тема подвига и героизма. Народно-поэтическая основа пьесы «Ленушка». Пьеса «Золотая карета», ее первая, вторая и третья редакции. Нравственно-философская проблематика, своеобразие драматического конфликта.

Работа Леонова (с начала 70-х годов) над романами «Мироздание по Дымкову», «Последняя прогулка». Проблема познания вселенной в философском аспекте. Тревога перед угрозой для человечества. Философское содержание романа «Пирамида». Леонов как наследник и продолжатель традиций классической литературы (Гоголя, Достоевского).

Литература: 34,47,77,89

Тема 10 . А. Платонов

Рассказы и повести середины 1920-х гг. Историческая притча «Епи-

фанские шлюзы».

Роман «Чевенгур». Конкретно-историческая и философская проблематика романа. Жанрово-композиционное своеобразие. Трагическая концепция мира и комическое у Платонова.

«Усомнившийся Макар». Сомнения в гуманистических ценностях революции, идея враждебной народу государственности, темы «научного человека».

«Котлован». Утопия нового человека и земного рая в интерпретации Платонова.

Коллективизация в «бедняцкой хронике» «Впрок». Роль хроники в дальнейшей творческой судьбе Платонова.

Резкая критика Платонова в печати конца 1920-х — начала 1930-х гг.

Поездка в Среднюю Азию в 1933—1934 гг. «Такыр», «Джан». Проблематика повести «Джан». Стихийно-мифологическое мироощущение.

Творчество Платонова в годы войны («Одухотворенные люди», «Счастливый корнеплод» и др.). Тема борьбы с фашизмом. Рассказ «Возвращение» («Семья Ивановых»): гуманизм, высокая нравственность, простота стиля. Несправедливая критика рассказа в печати.

Платонов-драматург. «Шарманка», «Дирижабль», «Высокое напряжение». Трагедия-мистерия «14 Красных Избушек»; тема богозабвения и реальности «нового человека».

Литература: 12, 35, 56, 86, 91, 98

Тема 11 . М. Пришвин

«В краю непуганых птиц». «Этнографический путь» в литературе. Стиль раннего Пришвина.

Повесть «Мирская чаша». Поиски жизненной и художественной правды. Роман «Кащеева цепь»: становление личности, автобиографическая основа. «Журавлиная родина» — книга о творчестве. Философская концепция гармонического человека в «Родниках Берендея».

Формирование концепции отношений человека и природы.

«Жень-шень» — повесть о смысле жизни. Поэма в прозе «Фацелия». Проблема индивидуального начала в контексте современного общественного сознания.

Творчество 1940—1950-х гг. Философские и моралистические начала. Личность и общество. Роман «Осударева дорога».

Литература: 39,58,82

Тема 12 . М.Шолохов

Творческая история романа «Тихий Дон» — романа-эпопеи, раскрывающего историческую судьбу донского казачества на переломных этапах жизни всей нации и народа. Народ и революция, проблема социальной справедливости. Катаклизмы социальной истории и устойчивость традиций крестьянского труда и быта. Мир людей и мир природы в романе. Народ и личность в «Тихом Доне». Типичное и исключительное в характерах и судьбах героев. Семья Мелеховых. Образ Григория Мелехова. Истоки его трагедии. Проблема трагического в «Тихом Доне» и споры о ней в исследовательской и критической литературе.

Творческая история «Поднятой целины». Система образов в романе, характер разрешения конфликта и проблема художественной правды.

Рассказ «Наука ненависти». Начало работы над романом «Они сражались за Родину» и ее продолжение в послевоенное время. Многообразие характеров русских солдат. Соединение патетико-героического и комически-бытового стилевых пластов. Черты эпичности и особенности лиризма. Рассказ «Судьба человека» и военная проза 50—60-х гг.

Литература: 9, 19, 29, 67

Тема 13 . А. Ахматова

Поэзия A . Аматовой в годы революции и гражданской войны. Лирическая книга «Подорожник». Патриотические мотивы в книге («Мне голос был. Он звал утешно»). Книга «Anno Domini MCMXXI ». Лирическая концепция современности. Новый духовный облик лирического «я». Усиление трагического пафоса в поэзии. Тема любви. Ахматова и «женская поэзия» начала века.

Творческий подъем со второй половины 30-х гг. Работа над 6-й книгой лирики, ее место в сборнике «Из шести книг». Тема творчества

в стихах, посвященных поэтам.

Поэма-цикл «Реквием», творческая история, время публикации. Глубина трагического постижения народного горя в поэме.

Поэзия Анны Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. Тема родины в цикле «Ветер войны» и других стихах. Героизм и трагизм защитников Ленинграда в военной лирике. Тема борьбы с фашизмом и спасения цивилизации. Лирический образ победы.

Усиление творческой активности в 50 — начале 60-х гг. Завершение творческих замыслов (цикл «Северные элегии», «Поэма без героя»). Целостность и внутреннее единство художественного мира. Основные черты поэтики поздней Анны Ахматовой.

«Поэма без героя». Творческая история. Творческое преображение исторического и биографического, «сплав миров» в поэме. «Голоса» и голос автоа. Художественно-смысловая активность композиции. Особенности поэтики. Литературные традиции в поэме. Связь поэмы с лирикой.

Литература: 3,13,14,21,27,51,87

Тема 14 . С. Есенин

Метафизика революции в поэмах 1916—1918 гг. Утопия Третьего Завета. Образ России — нового Назарета. Еретические мотивы в поэме «Инония». Марксистская и эмигрантская критика о поэме «Инония». «Кобыльи корабли»: антиутопические мотивы, покаянные настроения.

Эстетика С. Есенина. «Ключи Марии», «Отчее слово», «Быт и искусство». Теория метафоры. Проблемы космизма и национального искусства. Общее и различное в эстетике С. Есенина и теоретиков имажинизма.

«Пугачев» и пушкинская традиция в изображении пугачевского бунта, сходство и различие.

«Страна негодяев». Оппозиционные настроения С. Есенина. Драма обманутой революцией личности, концепция народного героя.

«Москва кабацкая». Мотивы Ф. Вийона. Мотивы А. Пушкина. Тема крушения идеалов социалистического рая. Особенности образа лирического героя. Тема «осенней» любви в цикле «Любовь хулигана».

«Персидские мотивы». Особенности персидской лирики в есенинской версии искусства любви. Традиции лирики А. Пушкина и М. Лермонтова в «Персидских мотивах» (романтический сюжет о любви «дикарки» и северянина, исцеление «души своей опальной»). Миф о голубой и веселой стране. Ностальгические мотивы.

Мотивы лирики 1920-х гг.: покой, «все принимаю», изгойство, отверженность, покаяние. Элегические настроения и мотив смерти. Трагическая трактовка образа крестьянской России, тема противостояния города и деревни, конфликт между «живым» и «железным».

«Анна Снегина». Лирическое и эпическое начала. Импрессионизм в художественном решении лирической темы. Некрасовские традиции в решении эпической темы. Деревня и революция. Тема двойственности национального характера.

«Черный человек». Влияние «Моцарта и Сальери» А. Пушкина, Б. Пастернак о моцартовском начале в личности С. Есенина («Люди и положения»). Тема преодоления поэтом раздвоенности.

Литература: 6, 25, 31, 42, 49, 63

Тема 15 . В.Маяковский

Лирика в период революции («Ода революции», «Левый марш» и др.). Осмысление новой роли поэта в мире («поэт-рабочий»). Романтизм и утопия в поэзии периода гражданской войны. Борьба двух миров в «Мистерии-буфф» и поэме «150 000 000». Обобщенно-условный характер образов в творчестве этих лет. Соединение героики и сатиры. Элементы революционного максимализма, формализма в поэме «150 000 000».

Поэмы «Люблю», «Про это». Личное и общественное в поэмах. Трагические мотивы в поэме «Про это».

Лирика. Основные темы и мотивы. Идейно-художественное многообразие и нравственное содержание. Концепция лирики у Маяковского, ее развитие. Эволюция лирического «я». Роль циклизации в лирике. Основные лирические жанры, их развитие и трансформация.

Сатира («О дряни», «Прозаседавшиеся»). Политическая сатира. Галерея сатирических типов («Помпадур», «Служака», «Подлиза» и др.). Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Мастерство Маяковского-сатирика.

Драматургия. Пьесы «Клоп» и «Баня». Дискуссии вокруг пьес. Основные сатирические образы в пьесах. Роль картин будущего в драматургии Маяковского. Принципы типизации и роль условности. Комическое и трагическое в пьесах. Киносценарии поэта.

Литература: 11,18,43,44,46,53,55,79,92

Тема 16 . Б. Пастернак

Представление о лирике у раннего Б. Пастернака.

Книга «Сестра моя — жизнь». Концепция бессмертия души и бесконечности бытия. Вечность и повседневность.

Концепция «мертвого» послереволюционного времени. «Детство Люверс» — повесть о живой душе. Единый мир в сознании героини.

«Темы и вариации». Трансформация пушкинских мотивов. Новое в поэтике. «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт», «Спекторский». Революция и народ, революция и личность. Тема личного выбора и исторической предопределенности. Лирическое и эпическое начала в поэмах. Опыт романа в стихах («Спекторский»).

Проза 1920—начала 1930-х гг. Эстетические концепции искусства, рожденного природой, определение гения. Пастернак и Маяковский — творческое взаимодействие и взаимоотталкивание.

Стихи «Второго рождения»: тема принятия «миров разноголосицы».

Книга «На ранних поездах». Философия внутреннего покоя, согласованности творчества поэта с творчеством природы. Многоликость образа России. Стихи о Великой Отечественной войне: патриотические и христианские мотивы.

«Доктор Живаго». Творческая история. Евангельские мотивы. Концепция жизни и смерти в контексте философии бессмертия души. Концепция личности, ее соотношение с историей и вселенной. Стихи Юрия Живаго и тема голгофского пути Христа.

Стихи «Когда разгуляется». Темы «рождений, скорбей и кончин», бесконечности Божьего мира.

Литература: 2, 5, 10, 22, 52

Тема 17 . М. Цветаева

Внегрупповая литературная позиция М. Цветаевой. Первые книги «Молитва», «Волшебный фонарь», «Из двух книг». Импрессионистич-ность поэтики Цветаевой. Дневниковость лирики Цветаевой. Поэзия 1913—1915 гг.: от условности к реальности, особенности логического ударения, экспрессия. Фольклорные мотивы в лирике периода первой мировой войны.

«Лебединый стан». Трансформация романтического образа вольности в o браз свободы-отравы.

Проза о революционной России. «Октябрь в вагоне». «Вольный проезд». Мотив опричнины.

Интимная лирика 1920-х гг. Любовный диссонанс в поэзии Цветаевой и Ахматовой. Тема родины.

Романтические пьесы («Червонный валет», «Метель», «Фортуна», «Приключение», «Каменный ангел», «Феникс»).

Литература: 39,50,64,65,73,95

Тема 18 . Драматургия. Е. Шварц

Драматургия 1920-1930-х годов. Творчество Н.Эрдмана, В.Маяковского и др. Два стилевых течения в драматургии 1930-х гг.

«Тень» — первая «взрослая» пьеса Шварца; философский характер конфликта, своеобразие его драматургического воплощения, его трагедийные аспекты. Ученый и Тень. Образ человека культуры, мотив героического сопротивления абсурдности окружающей действительности. Проблема личной ответственности. Условность художественного мира пьесы; сплав сатирического и героического, лирического и комического начал.

«Дракон». Место пьесы в ряду «антифашистских» сказок Шварца. Нравственно-философская проблематика. Осмысление трагических противоречий истории на основе принципа романтизма. Жанрово-стилевое многообразие. История сценического воплощения пьесы; театральная постановка 1962 г. на сцене Ленинградского театра Комедии; влияние пьесы на развитие общественного сознания 60-х гг.

Литература: 90

Художественные тексты

Андреев Д. Русские боги,

Ахматова А. Лирика 20—60-Х годов. Реквием. Поэма без героя.

Бабель И. Конармия.

Багрицкий Э. Дума про Опанаса. Бек А. Волоколамское шоссе.

Блок А. Двенадцать. Скифы. Ингеллигениия и Революция. Крушение гуманизма. Владимир Соловьев и наши дни.

Булгаков М. Белая гвардия. Собачье сердце. Дни Турбиных. Бег. Кабала святош (Мольер). Мастер и Маргарита.

Волошин М. Демоны глухонемые. Стихотворения 1919—29 гг. Владимирская Богоматерь.

Гладков Ф. Цемент.

Горький M . Несвоевременные мысли.

Грин А. Алые паруса. Крысолов. Бегущая по волнам.

Гумилев Н. Огненный столп.

Есенин С. Лирика 1917—1925 гг. Пугачев. Анна Снегина. Черный человек.

Заболоцкий Н. Столбцы. Вторая книга. Стихотворения 40—50-х годов.

Замятин Е. Мы. Пещера. Рассказ о самом главном.

Зощенко М. Рассказы 20—50-х годов.

Иванов Вс. Бронепоезд 14—69.

Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. Золотой теленок.

Исаковский М. Лирика военных лет.

КазакевичЭ. Звезда.

Катаев И. Молоко.

Кириллов В. Мы. Матросы. Железный мессия.

Клюев Н. Стихотворения 20—30-х годов. Погорельщина.

Кузмин М. Форель разбивает лед.

Лавренев Б. Сорок первый.

Леонов Л. Вор. Нашествие. Золотая карета. Русский лес.

Макаренко А. Педагогическая поэма.

Малышкин А. Падение Даира. Люди из захолустья.

Мандельштам О. Лирика 20—30-х годов.

Некрасов В. В окопах Сталинграда.

Олеша Ю. Зависть.

Панова В. Спутники.

Пастернак Б. Лирика 1920-50-х гг. Доктор Живаго. Лейтенант Шмидт.

Пильняк Б. Голый год.

Платонов А. Епифанские шлюзы. Усомнившийся Макар. Котлован. Чевенгур. Ювенильное море. В прекрасном и яростном мире. Река Потудань. Фро. Джан. Мусорный ветер. Возвращение.

Пришвин М. Мирская чаша. Кащеева цепь. Жень-шень. Глаза земли.

Светлов М. Гренада.

Серафимович А. Железный поток.

Сологуб Ф. Лирика 20-х гг.

Тихонов Н. Орда. Брага.

Тынянов Ю. «Кюхля». Подпоручик Киже. Пушкин.

Толстой А. Голубые города. Хождение по мукам. Петр I .

Фадеев А. Разгром.

Федин К. Города и годы.

Хармс Д. Стихотворения.

Хлебников В. Поэзия 1917-20 гг.

Ходасевич В. Путем зерна. Европейская ночь.

Цветаева М. Лирика 20-30 гг. Поэма конца. Крысолов.

Шварц Е. Тень. Дракон. Обыкновенное чудо.

Шолохов М. Донские рассказы. Тихий Дон. Поднятая целина. Судьба человека.

Эрдман Н. Мандат. Самоубийца.

1. Агеносов В. В. Творчество М. Пришвина и советский философский роман. М., 1989.

2. Альфонсов В. В. Поэзия Бориса Пастернака. JI. 1990 .

3. Ахматовские чтения. Сб. научн. трудов.Тверь, 1991.

4. Бopoвиков С. Алексей Толстой. Страницы жизни и творчества. М., 1984.

5. Баевский В. С. Пастернак-лирик. Основы поэтической системы. Смоленск, 1993.

6. Базанов В. Г. Сергей Есенин и крестьянская Россия. Л., 1982.

7. Баранов В. Революция и судьба художника. А. Толстой и его путь к социалистическому реализму. М., 1983.

8. Белобровцева И. Поэт R13 и другие Государственные поэты // Звезда. 2002. № 3.

9. Бирюков Ф.Г. Художественные открытия Шолохова. М.,1980.

10. «Быть знаменитым некрасиво» //Пастернаковские чтения. Вып. 1. М., 1992.

11. В мире Маяковского: Сб. Кн. 1 2. М., 1984.

12. Васильев В. В. Андрей Платонов. Очерк жизни и творчества.М., 1990

13. Виленкин В. В сто первом зеркале. М., 1987.

14. Виноградов В.В. О поэзии Анны Ахматовой.

15. Вулис А. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». М., 1991.

16. Галикова В.А. Крик еретика (Антиутопия Евг. Замятина), //Вопросы философии 1991. № 1.

17. Голубков М.М. Русская литература XX века: После раскола: Учебное пособие для вузов. М., 2001.

18. Гончаров Б. П. . Поэтика Маяковского. М., 1983.

19. Гура В.В. Как создавался «Тихий Дон». М., 1989.

20. Давыдова Т.Т. Образность и язык романа Е.И. Замятина «Мы» // Русская словесность. 2001.№ 1.

21. Добин Е. Поэзия Анны Ахматовой. – Л., 1968.

23. Евсеев В.Н. Роман «Мы» Е. И. Замятина (Жанровые аспекты). Ишим. 2000.

24. Ершов Л.Ф. История русской советской литературы. М., 1982.

25. Есенин и русская поэзия. Л., 1967.

26. Жизнь и творчество О. Э. Мандельштама: Материалы к биографии. Новые стихии. Комментарии. Исследования: Сб. Воронеж, 1990.

27. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. Л., 1973.

28. Жолковский А.К. Михаил Зощенко: поэтика недоверия. М.: Школа «Языки русской литературы», 1999.

29. Залесская Л.И. Шолохов и развитие советского многонационального романа. М., 1991.

30. История русской советской литературы. В 4 т. М., 1965.

31. Карпов А. С. Поэма Сергея Есенина. – М., 1989.

Своеобразие русской литературы начала 20 века. Периодизация, основные течения.

Конец XIX - начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее "серебряным веком" ("золотым веком" называли пушкинскую пору). На рубеже XIX и XX вв. литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. В случае если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово "кризис". Новое видение мира, таким образом, определит и новое лицо реализма XX в., который будет существенно отличаться от классического реализма предшественников. Также сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры ("Бог умер!" - воскликнул Ницше). Это привело к тому, что человек XX века всœе больше стал испытывать на себе влияние безрелигиозных идей. Культ чувственных наслаждений, апология зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернувшееся террором - всœе эти черты свидетельствуют о глубочайшем кризисе сознания.

В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.

Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление "серебряного века" русской литературы. Термин данный связывают с именем Н. Бердяева , употребившего его в одном из выступлений в салоне Д. Мережковского. Позже редактор "Аполлона" С. Маковский закрепил это словосочетание, назвав свою книгу о русской культуре рубежа столетий "На Парнасе серебряного века".

Хронологические рамки периода можно обозначить так: 1892 1917 - выход из эпохи безвременья (начало общественного подъема в стране, манифест и сборник "Символы" Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.). По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921-1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелœей русской культуры из России, высылка группы писателœей, философ и историков из страны). Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями : реализмом,модернизмом, литературным авангардом.

Представители литературных направлений

‣‣‣Старшие символисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.

◦Мистики-богоискатели: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.

◦Декаденты-индивидуалисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.

‣‣‣Младшие символисты: А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.

‣‣‣Акмеизм: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.

‣‣‣Кубофутуристы (поэты "Гилеи"): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.

‣‣‣Эгофутуристы: И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.

‣‣‣Группа "Мезонин поэзии": В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.

‣‣‣Объединœение "Центрифуга": Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.

Особую роль в развитии литературы XX века сыграли такие писатели, как Максим Горький и Л.Н. Андреев. Двадцатые годы - сложный, но динамичный и творчески плодотворный период в развитии литературы. Хотя многие деятели русской культуры оказались в 1922 году выдворенными из страны, а другие отправились в добровольную эмиграцию, художественная жизнь в России не замирает. Наоборот, появляется много талантливых молодых писателœей, недавних участников Гражданской войны: Л. Леонов, М. Шолохов, А. Фадеев и др.

Тридцатые годы начались с "года великого перелома", когда резко были деформированы основы прежнего российского жизнеустройства, началось активное вмешательство партии в сферу культуры. Арестовываются П. Флоренский, А. Лосœев, А. Воронский И Д. Хармс, усилились репрессии против интеллигенции, которые унесли жизни десятков тысяч деятелœей культуры, погибли две тысячи писателœей, в частности Н. Клюев, О. Мандельштам, И. Катаев, И. Бабель, Б. Пильняк, П. Васильев, А. Воронский, Б. Корнилов. В этих условиях развитие литературы происходило чрезвычайно затрудненно, напряженно и неоднозначно.

Особо рассмотрение заслуживает творчество таких писателœей и поэтов, как В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, А.Н. Толстой, Е.И. Замятин, М.М. Зощенко, М.А. Шолохов, М.А. Булгаков, А.П. Платонов, О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева.

Своеобразие русской литературы начала 20 века. Периодизация, основные течения. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Своеобразие русской литературы начала 20 века. Периодизация, основные течения." 2017, 2018.

Между столетиями принято считать ее «серебряным веком» (в продолжение пушкинского «золотого века»). Реформы начала 20 столетия, столкновение разных культур и жизненных укладов не могли не отразиться на настроениях творческой интеллигенции. Многих авторов уже не устраивает описание и разбор социальных проблем, большинство писателей начинает задумываться о вечных вопросах жизни и смерти, существовании добра и зла. Значительное влияние на культуру этих времен оказала религия, религиозная тема становится одной из основополагающих тем произведений многих писателей. Русская литература 20 века развивается в новых исторических условиях, что не может не оказать на нее влияния. Творческая интеллигенция этого времени понимает, что грядущие перемены в жизни страны, а значит, и в их жизни неизбежны. Одни ждут их с радостью и надеждой, другие - с трепетом и ужасом, который передается читателю в момент прочтения их произведений.

Революция 1917 года делит всю литературу России тех лет на два лагеря: «пролетарскую» литературу и творчество русских эмигрантов. Ярким представителем последнего является Владимир Набоков, в большинстве произведений которого четко прослеживается тоска по родине.

Русская литература 20 века дала нашей стране и миру в целом большое количество гениев слова. Это касается в первую очередь поэзии. К поэтам «серебряного века» относятся: Николай Гумилев, Анна Ахматова, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Александр Блок и т.д. К первым представителям советской литературы относятся Есенин и Маяковский. Основоположником так называемой антисоветской литературы считается Александр Блок, написавший в те годы поэму «Двенадцать».

Русская литература 20 века представлена тремя основными направлениями: реализм, литературный авангард и модернизм, каждое из которых подразделяется еще на несколько направлений. Так, модернизм положил начало развитию акмеизма и символизма. Яркими представителями последнего были: Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Дмитрий Мережковский, Андрей Белый, Александр Блок. Основоположниками русского литературного акмеизма считаются Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Николай Гумилев.

Одним из наиболее интересных направлений литературного искусства первых десятилетий 20 века является возрождение подзабытых романтических форм. Творчество поражает воображение бесконечным полетом фантазии и мечтательностью. Работы революционных рабочих поэтов пишутся в ключе особой, новой романтики пролетариата. Поэты Нечаев, Привалов, Тарасов в своих баснях, призывах и маршах поэтизируют героический подвиг, добавляя в них ярких красок описанием зарева, пожаров, заката, багровой зари.

С началом Великой Отечественной Войны множество оказалось на полях сражений. Произведения этого периода времени были написаны искрометным языком, их основной идеей была борьба с фашизмом. Непременно стоит отметить патриотические стихи Ахматовой, Твардовского, Тихонова. В период войны писатели все чаще обращаются к самому оперативному жанру литературы: очеркам, рассказам, репортажам и памфлетам.

Русская литература второй половины 20 века представлена сразу несколькими жанрами, на становление которых огромное влияние оказали: сталинизм, «оттепель», застой, перестройка. Литература России пережила на своем пути огромное количество трудностей, временами испытывая опеку государства, временами находясь практически полностью под его запретом. Сегодня русская литература 20 века признана во всем мире, произведениями советских авторов зачитываются далеко за рубежом, по ним снимают художественные фильмы, ставят пьесы в театрах. Человек, ни разу не читавший в своей жизни Шолохова, Булгакова, поистине потерял очень многое…

Русская литература XX века: общая характеристика

Описание литературного процесса XX века, представление основных литературных течений и направлений. Реализм. Модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Литературный авангард.

Конец XIX - начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее "серебряным веком" ("золотым веком" называли пушкинскую пору). В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре "серебряного века" были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.

Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих уже не устраивали описание и изучение зримой реальности, разбор социальных проблем. Притягивали вопросы глубинные, вечные - о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. Ожил интерес к религии; религиозная тема оказала сильнейшее влияние на развитие русской культуры начала XX века.

Однако переломная эпоха не только обогащала литературу и искусство: она постоянно напоминала писателям, художникам и поэтам о грядущих социальных взрывах, о том, что может погибнуть весь привычный уклад жизни, вся старая культура. Одни ждали этих перемен с радостью, другие - с тоской и ужасом, что вносило в их творчество пессимизм и надрыв.

На рубеже XIX и XX вв. литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. Если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово "кризис". Великие научные открытия поколебали классические представления об устройстве мира, привели к парадоксальному выводу: "материя исчезла". Новое видение мира, таким образом, определит и новое лицо реализма XX в., который будет существенно отличаться от классического реализма предшественников. Также сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры ("Бог умер!" - воскликнул Ницше). Это привело к тому, что человек XX века все больше стал испытывать на себе влияние безрелигиозных идей. Культ чувственных наслаждений, апология зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернувшееся террором - все эти черты свидетельствуют о глубочайшем кризисе сознания.

В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.

Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление "серебряного века" русской литературы. Термин этот связывают с именем Н. Бердяева, употребившего его в одном из выступлений в салоне Д. Мережковского. Позже художественный критик и редактор "Аполлона" С. Маковский закрепил это словосочетание, назвав свою книгу о русской культуре рубежа столетий "На Парнасе серебряного века". Пройдет несколько десятилетий и А. Ахматова напишет "…серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл".

Хронологические рамки периода, определяемого этой метафорой, можно обозначить так: 1892 - выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник "Символы" Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) - 1917 год. По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921-1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философ и историков из страны).

Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом. Схематично развитие литературных направлений начала века можно показать следующим образом:

Представители литературных направлений

    Старшие символисты : В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.

    • Мистики-богоискатели : Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.

      Декаденты-индивидуалисты : В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.

    Младшие символисты : А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.

    Акмеизм : Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.

    Кубофутуристы (поэты "Гилеи"): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.

    Эгофутуристы : И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.

    Группа "Мезонин поэзии": В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.

    Объединение "Центрифуга" : Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.

Одним из интереснейших явлений в искусстве первых десятилетий XX века было возрождение романтических форм, во многом забытых со времен начала прошлого столетия. Одну из таких форм предложил В.Г. Короленко, чье творчество продолжает развиваться в конце XIX и первые десятилетия нового века. Иным выражением романтического стало творчество А. Грина, произведения которого необычны своей экзотичностью, полетом фантазии, неискоренимой мечтательностью. Третьей формой романтического явилось творчество революционных рабочих поэтов (Н. Нечаева, Е. Тарасова, И. Привалова, А. Белозерова, Ф. Шкулева). Обращаясь к маршам, басням, призывам, песням, эти авторы поэтизируют героический подвиг, используют романтические образы зарева, пожара, багровой зари, грозы, заката, безгранично расширяют диапазон революционной лексики, прибегают к космическим масштабам.

Особую роль в развитии литературы XX века сыграли такие писатели, как Максим Горький и Л.Н. Андреев. Двадцатые годы - сложный, но динамичный и творчески плодотворный период в развитии литературы. Хотя многие деятели русской культуры оказались в 1922 году выдворенными из страны, а другие отправились в добровольную эмиграцию, художественная жизнь в России не замирает. Наоборот, появляется много талантливых молодых писателей, недавних участников Гражданской войны: Л. Леонов, М. Шолохов, А. Фадеев, Ю. Либединский, А. Веселый и др.

Тридцатые годы начались с "года великого перелома", когда резко были деформированы основы прежнего российского жизнеустройства, началось активное вмешательство партии в сферу культуры. Арестовываются П. Флоренский, А. Лосев, А. Воронский И Д. Хармс, усилились репрессии против интеллигенции, которые унесли жизни десятков тысяч деятелей культуры, погибли две тысячи писателей, в частности Н. Клюев, О. Мандельштам, И. Катаев, И. Бабель, Б. Пильняк, П. Васильев, А. Воронский, Б. Корнилов. В этих условиях развитие литературы происходило чрезвычайно затрудненно, напряженно и неоднозначно.

Особо рассмотрение заслуживает творчество таких писателей и поэтов, как В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, А.Н. Толстой, Е.И. Замятин, М.М. Зощенко, М.А. Шолохов, М.А. Булгаков, А.П. Платонов, О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева.

Священная война, начавшаяся в июне 1941 года, выдвинула перед литературой новые задачи, на которые сразу же откликнулись писатели страны. Большинство их оказалось на полях сражений. Более тысячи поэтов и прозаиков вступили в ряды действующей армии, став прославленными военными корреспондентами (М. Шолохов, А. Фадеев, Н. Тихонов, И. Эренбург, Вс. Вишневский, Е. Петров, А. Сурков, А. Платонов). Произведения различных родов и жанров включились в борьбу с фашизмом. На первом месте среди них была поэзия. Здесь надо выделить патриотическую лирику А. Ахматовой, К. Симонова, Н. Тихонова, А. Твардовского, В. Саянова. Прозаики культивировали свои самые оперативные жанры: публицистические очерки, репортажи, памфлеты, рассказы.

Следующим крупным этапом в развитии литературы века был период второй половины XX века. В пределах этого большого отрезка времени исследователи выделяют несколько относительно самостоятельных периодов: позднего сталинизма (1946-1953 гг.); "оттепели" (1953-1965 гг.); застоя (1965-1985 гг.), перестройки (1985-1991 гг.); современных реформ (1991-1998 гг.) Литература развивалась в эти очень разные периоды с большими трудностями, испытывая попеременно ненужную опеку, губительное руководство, командный окрик, послабление, сдерживание, преследование, раскрепощение.

Брюсов - родоначальник русского символизма Одним из родоначальников русского символизма и характерным представителем поэзии «серебряного» века был В. Я. Брюсов (1873- 1924). Сложный в общении, по-своему относящийся ко многим явле­ниям в искусстве В. Брюсов - один из основоположников модерни­стской поэзии в России. В 1894-95-м годах Валерий Яковлевич изда­ет три сборника «Русские символисты», основным автором которых стал сам поэт, представивший образцы «новой поэзии». Это была первая коллективная декларация модернизма в России. По мысли Брюсова, символизм должен стать «поэзией оттенков», выражающей «тонкие, едва уловимые настроения». К концу 90-х годов XIX века В. Брюсов становится одним из наиболее ярких поэтов символист­ской ориентации. В 1900 году вышел поэтический сборник «Третья стража», в котором осмысливается современность через углубление в историю и мифологию. В Поэтическом сборнике «Граду и миру» (1903) отразились впечатления и размышления, вызванные от по­ездки по Италии и Франции, где произошло знакомство В. Брюсова с культурой эпохи Возрождения. Сборник был построен по принципу единого композиционного целого (что стало важным для практики поэтов-символистов вообще), отличался жанрово-тематическим раз­нообразием. А. Блок восторженно отозвался о книге, отметив, что в ней «есть преемничество от Пушкина - и по прямой линии». В лирике В. Я. Брюсова выделяются две ведущие темы: истори­ко-мифологическая и тема города. Поэт-символист воспринимает современный мир как «позорно-мелочный, неправый, некрасивый». Объединяя прошлое, настоящее и будущее, Брюсов пытается найти связующую нить истории. Хрестоматийным стихотворением данной тематики является «Ассаргадон», в котором в качестве лирического героя выбрана сильная, незаурядная личность, ассирийский царь- завоеватель 7 века до н.э. Ассаргадон, а точнее Асархаддон. На сте­не в Сирии сохранились надписи о его сокрушительных победах. Пафос стихотворения - утверждение необыкновенной личности, склонной к гордому уединению, так как «исчерпал до дна тебя, земная слава!» Лирический герой, царь Ассаргадон - полководец, способный с помощью своего ума, силы, энергии влиять на ход ис­тории, на движение времени: Едва я принял власть, на нас восстал Сидон. Сидон я ниспроверг и камни бросил в море. Египту речь моя звучала, как закон, Элам читал судьбу в моем едином взоре… Герой «упоен величьем» своих побед, не знает поражений, воен­ных неудач, но одинок: И вот стою один, величьем упоен… Характеризуя царя как человека чрезмерно возгордившегося, забывшего о простых людях, мечтающего о подвигах как о детской забаве, поэт раскрывает трагическую сущность сильной личности. Стихотворение написано в форме сонета. В первых двух строфах автор утверждает власть Ассаргадона, описывая его сокрушитель­ные победы над целыми народами, странами, городами. Последние две строфы сонета - неутешительный итог разрушительных похо­дов царя-полководца. Пафос большинства поэтических произведе­ний В.Я. Брюсова на историческую тематику («Ассаргадон», «Анто­ний», «Александр Великий» и др.) - утверждение сильной личности, деяния которой часто приводят не к созиданию и про­грессу, а разрушают саму основу человеческого общежития. Дви­жение истории В. Я. Брюсов представлял как смену культурных эпох, происходящую под воздействием внутреннего разложения старого мира и под натиском нецивилизованных племен, варваров, призванных уничтожить прошлое. В. Я. Брюсова волнуют высокие темпы развития цивилизации, всеобщая механизация, расцвет городов и в связи с этим утрата че­ловеком нравственных ценностей, моральных ориентиров. Совре­менный город с бурно развивающейся промышленностью, с заменой ручного труда машинным производством вызывает опасения поэта: Улица была - как буря. Толпы проходили, Словно их преследовал неотвратимый Рок. Мчались омнибусы, кебы и автомобили, Был неисчерпаем яростный людской поток. «Стальной», «кирпичный», «стеклянный», с «железными жила­ми» город властвует над людьми, являясь средоточением порока: злобы, нищеты, разврата. В поэтическом мире Валерия Брюсова город, совмещая в себе все ужасы цивилизации, сам становится соб­ственным палачом и наносит себе непоправимый вред: Коварный змей с волшебным взглядом! В порыве ярости слепой Ты нож, с своим смертельным ядом, Сам подымаешь над собой. («Городу») Притягивая человека эфемерным величием, масштабностью (Ты - чарователь неустанный, / Ты - не слабеющий магнит…), город является также и центром существующей науки и индустрии: Горят электричеством луны На выгнутых длинных стеблях; Звенят телеграфные струны В незримых и нежных руках… («Сумерки») Двойственное отношение поэта к городу заставляет В. Брюсова ис­кать пути выхода из создавшегося положения. И здесь художнику на помощь приходит сильная личность, которая вмешается в процесс ме­ханизации жизни, бросит вызов порочности современной цивилиза­ции, все преодолеет, и жизнь вновь наполнится энергией борьбы, уст­ремится к обновлению, станет способной к изменению мира, вызовет прогресс мировой науки, искусства, индустрии. И в итоге произойдет расцвет цивилизации, которая достигнет небывалых вершин: Но чуть заслышал я заветный зов трубы, Едва раскинулись огнистые знамена, Я - отзыв вам кричу, я - песенник борьбы, Я вторю грому с небосклона. Кинжал поэзии! Кровавый молний свет, Как прежде, пробежал по этой верной стали, И снова я с людьми, - затем, что я поэт. Затем, что молнии сверкали. («Кинжал») В брюсовской поэзии урбанистическая тема перекликается с по­иском яркой, сильной личности, способной не только к перерожде­нию и собственному возрождению, но и к изменению современной цивилизации, к преодолению мнимых, пустых взаимоотношений мира с искусством. В последние годы жизни Брюсов занимается переводами, пишет статьи, посвященные теории стихосложения, изучению творчества Пушкина, русской литературы. В своем творчестве В. Я. Брюсов со­единил строгие заветы классической литературы с поиском новых поэтических средств. О собственном месте в литературе поэт гово­рил следующее: «Я хочу, чтобы в истории всеобщей литературы обо мне было две строчки. И они будут». "Каждый сам себе судьба!" (Тема нравственного выбора человека в произведениях М.Горького.)

В понимании М.Горького лишь горячая любовь к людям, к своему делу, к родной земле может дать человеку твердость в жизненных испытаниях. Данко, жертвующий собой ради других, сильнее Ларры. В связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно сильный человек относится к окружающим? Это один из основных вопросов, ответить на который не способна вся мировая литература. Позиция Горького здесь ясна. Кажущаяся сила Ларры, которому люди якобы не нужны, не выдерживает испытания одиночеством. В более поздних произведениях Горький усложняет вопрос: одиночество среди людей - следствие ли это силы или слабости? И дает ответ: сильный не может быть одинок, он всегда среди людей - пусть чуждых ему по духу, но страдающих. И это же понимает Сатин после встречи с Лукой. Но взгляды этих героев все равно расходятся в главном. Лука считает, что слабый должен найти в жизни опору и обязанность сильного - помочь ему в этом. Сатин уверен, что на самом деле сильному не нужна опора и ждать лучшего будущего в бездействии - не для настоящего человека. Он приходит к этому убеждению не сразу. Мы можем проследить за его развитием по ходу пьесы. В одном из своих монологов Сатин говорит: "Старик - не шарлатан? Что такое правда? Человек - вот правда! Он это понимал... вы нет?" В этом, наверное, и состоит основной, ключевой момент произведения: соединение "правды" Сатина, оправдывающего Луку, с "ложью во имя спасения" Луки. Направленность этой удивительной пьесы-притчи не только не является какой-то случайной для Горького, а, напротив, чрезвычайно характерна для него, связана с чем-то тайным в его таланте. Для Горького было важным не только "что делать?", но и "как делать?", как воплотить, осуществить мечту. Поэтому у него, писателя активного, революционного гуманиста, так сокровенно и убедительно в той сложной, запутанной жизни прозвучали общефилософские темы: правда - бог свободного человека, ложь - религия рабов и хозяев. Та огромная правда жизни, которую Горький жадно собирал и носил в своем сознании, правда бытовая, психологическая, моральная, социальная всего естественнее воплощалась в широких, емких, свободных формах прозаического повествования, в формах реализма, который на вершинах своей зрелости был у Горького реализмом социалистическим. Как беспощадный писатель-реалист Горький создал целую энциклопедию русской жизни - художественную энциклопедию конца XIX - начала XX века. Среди своих героев-искателей он неизменно отдавал предпочтение растущему человеку. Однажды он писал об этом так: "Моя задача - пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни - самое лучшее, самое значительное, самое дорогое, святое и что, кроме него, нет ничего достойного внимания. Мир - плод его творчества, Бог - частица его сердца и разума". Мир горьковских произведений - это мир, постоянно изменяющийся, в нем необратимо осуществляются процессы "разрушения" и "созидания" личностей. Горький и здесь шел в ногу со своим временем: как в его отечестве всё "стронулось" с неподвижной точки навстречу будущему, так и он, сын своего века, был охвачен этим процессом обретения новой истины, новой веры. Лишь сильный человек, утверждает Горький, способен смотреть в лицо реальности. Но без цели в жизни, без уверенности в своих возможностях изменить мир он не способен, как не способен противостоять невзгодам. В пьесе "На дне" мы видим людей сильных духом, но не знающих долга перед собой и окружающими. Бубнов, которому многое дано, уже утратил себя. Барон издевается над всеми и быстро теряет человеческие черты. Сатин лишь в начале этого пути. Кто знает, какая судьба ждала бы его, не появись в ночлежке Лука... Недаром Сатин позже скажет, что Лука подействовал на него, как кислота на потускневшую монету. Сатин понимает, что назначение сильного - не утешать страдающих, а искоренять страдание, зло. Это одно и самых твердых убеждений Горького. Для Горького сила - в стремлении идти вперед "к свободе, к свету". Лишь горячее сердце и сильная воля, вера в победу помогут пройти этот путь. И память о тех, кто на этом пути пожертвовал собой ради других, как звезды - искры сердца Данко - будут освещать дорогу идущим следом.

Русская литература 20-90-х годов XX века: основные закономерности и тенденции

В конце 10-х и в 20-е годы XX века литературоведы новейшую русскую литературу иногда отсчитывали с 1881 г. - года смерти Достоевского и убийства Александра II. В настоящее время общепризнанно, что в литературу «XX век» пришел в начале 90-х годов XIX столетия.,А.П. Чехов - фигура переходная, в отличие отЛ.Н. Толстого он не только биографически, но и творчески принадлежит как XIX, так и XX веку. Именно благодаря Чехову эпические жанры - роман, повесть; и рассказ - стали разграничиваться в современном понимании, как большой, средний и малый жанры. До того они разграничивались фактически независимо от объема по степени «литературности»: повесть считалась менее «литературной», чем роман, рассказ был в этом смысле еще свободнее, а на грани с нехудожественной словесностью был очерк, т.е. «набросок». Чехов стал классиком малого жанра и тем поставил его в один иерархический ряд с романом (отчего основным разграничительным признаком и стал объем). Отнюдь не прошел бесследно его опыт повествователя. Он также явился реформатором драматургии и театра. Однако последняя его пьеса «Вишневый сад» (1903), написанная позже, чем «На дне» Горького (1902), кажется в сравнении с горьковской завершением традиций XIX века, а не вступлением в новый век. Символисты и последующие модернистские направления.Горький,Андреев, даже ностальгический Бунин - это уже бесспорный XX век, хотя некоторые из них начинали в календарном XIX-м.

Тем не менее в советское время «серебряный век» определялся чисто хронологически как литература конца XIX - начала XX века, а принципиально новой на основании идеологического принципа считалась советская литература, якобы возникшая сразу после революции 1917 г. Независимо мыслящие люди понимали, что «старое» кончилось уже с мировой войны, что рубежным был 1914 г. - А. Ахматова в «Поэме без героя», где основное действие происходит в 1913 г., писала: «А по набережной легендарной / Приближался не календарный - / Настоящий Двадцатый Век». Однако официальная советская наука не только историю русской литературы, но и гражданскую историю всего мира делила по одному рубежу - 1917 г.

Идеологические догматы рухнули, и теперь очевидно, что художественную литературу измерять главным образом идеологическими и даже преимущественно политическими мерками нельзя. Но нельзя их и игнорировать. Из-за грандиозного политического катаклизма единая национальная литература была разделена на три ветви (беспрецедентный провой истории случай): литературу, именовавшуюся советской, «задержанную» (внутри страны) и литературу русского зарубежья. У них достаточно различные художественные принципы, темы, состав авторов, периодизация. Революция определила чрезвычайно многое во всех трех ветвях литературы. Но великий раскол произошел не в октябре-ноябре 1917 г. Пользовавшаяся льготами со стороны новых властей «пролетарская» поэзия, возникшая раньше, при всех потугах осталась на периферии литературы, а определяли ее лицо лучшие поэты «серебряного века»:

А. Блок, Н. Гумилев,А. Ахматова,В. Ходасевич,М. Волошин,В. Маяковский,С. Есенин, внешне как бы затаившиеся М. Цветаева и Б. Пастернак. Разруха первых послереволюционных лет почти полностью истребила художественную прозу (В. Короленко,М. Горький,И. Бунин пишут сразу после революции публицистические произведения) и драматургию, а один из первых после лихолетья гражданской войны романов - «Мы» (1920)Е. Замятина - оказался первым крупным, «задержанным» произведением, открывшим целое ответвление русской литературы, как бы не имеющее своего литературного процесса: такие произведения со временем, раньше или позже, включались в литературный процесс зарубежья либо метрополии. Эмигрантская литература окончательно сформировалась в 1922-1923 годах, в 1923 г.Л. Троцкий явно преждевременно злорадствовал, усматривая в ней «круглый нуль», правда, оговаривая, что «и наша не дала еще ничего, что было бы адекватно эпохе».

Вместе с тем этот автор тут же отмечал: «Литература после Октября хотела притвориться, что ничего особенного не произошло и что это вообще ее не касается. Но как-то вышло так, что Октябрь принялся хозяйничать в литературе, сортировать и тасовать ее, - и вовсе не только в административном, а еще в каком-то более глубоком смысле». Действительно, первый поэт России А. Блок не только принял революцию, хоть и понял ее отнюдь не по-большевистски, но и своими «Двенадцатью», «Скифами», статьей «Интеллигенция и Революция», совершенно не «советскими» в точном смысле, тем не менее положил начало будущей советской литературе. Ее основоположник - Блок, а не Горький, которому приписывалась эта заслуга, но который своими «Несвоевременными мыслями» основал как раз антисоветскую литературу, а в советскую вписался и возглавил ее значительно позже, так что из двух формул, определяющих русскую литературу после 1917 г., - «От Блока до Солженицына» и «От Горького до Солженицына»- правильнее первая. У истоков советской литературы оказались еще два крупнейших и очень разных русских поэта -В. Маяковский иС. Есенин. Творчество последнего после революции, при всех его метаниях и переживаниях, и больше и глубже дореволюционного. В конечном счете все три основоположника советской поэзии стали жертвами советской действительности, как иВ. Брюсов, принявший революцию во второй половине 1918 г., и многие другие поэты и прозаики. Но порученное им историей дело они сделали: в советской стране появилась сначала более или менее «своя», а потом и действительно своя высокая литература, с которой не шли ни в какое сравнение потуги «пролетарских поэтов».

Таким образом, литература с конца 1917 г. (первые «ласточки» - «Ешь ананасы, рябчиков жуй, / день твой последний приходит, буржуй» и «Наш марш» Маяковского) до начала 20-х годов представляет собой небольшой, но очень важный переходный период. С точки зрения собственно литературной, как правильно отмечала эмигрантская критика, это было прямое продолжение литературы предреволюционной. Но в ней вызревали качественно новые признаки, и великий раскол на три ветви литературы произошел в начале 20-х.

«Рубежом был, - писал один из лучших советских критиков 20-х годов В. Полонский, - 1921 год, когда появились первые книжки двух толстых журналов, открывших советский период истории русской литературы. До «Красной нови» и «Печати и революции» мы имели много попыток возродить журнал «толстый» и «тонкий», но успеха эти попытки не имели. Век их был краток: старый читатель от литературы отошел, новый еще не народился. Старый писатель, за малым исключением, писать перестал, новые кадры были еще немногочисленны». Преимущественно поэтический период сменился преимущественно прозаическим. Три года назад проза решительно приказала поэзии очистить помещение», - писал в статье 1924 г. «Промежуток», посвященной поэзии,Ю. Тынянов, используя скорее поэтическую метафору. В 20-е годы, до смерти Маяковского, поэзия еще в состоянии тягаться с прозой, которая, в свою очередь, многое берет из поэтического арсенала.Вл. Лидин констатировал, что «новая русская литература, возникшая после трех лет молчания, в 21-м году, силой своей природы, должна была принять и усвоить новый ритм эпохи. Литературным провозвестником (пророчески) этого нового ритма был, конечно,Андрей Белый. Он гениально разорвал фактуру повествования и пересек плоскостями мякину канонической формы. Это был тот литературный максимализм (не от формул и комнатных вычислений), который соответствовал ритму наших революционных лет». В то время первым советским писателям «взорванный мир казался не разрушенным, а лишь приведенным в ускоренное движение»и в немалой мере действительно был таковым: на еще не вполне разрушенной культурной почве «серебряного века» грандиозный общественный катаклизм породил исключительный энтузиазм и творческую энергию не только среди сторонников революции, и литература 20-х, а в значительной степени и 30-х годов действительно оказалась чрезвычайно богатой.

В общем, занимает особое место в мировой литературе. Если говорить о русской литературе ХХ века, то начало века характеризуется ярким расцветом русской культуры, как его еще называют "серебряным веком". Этому периоду присущи характерные для России того времени глубокие противоречия. Один за другим появлялись новые таланты. В этот период ожил интерес к религии, которая оказала огромное влияние в начале XX века на развитие русской культуры. Литераторов стали притягивать вечные и глубинные вопросы - о добре и зле, о сущности жизни и смерти, природе человека.

Научные открытия того периода поколебали представления об устройстве мира. Новое видение мира определило и новое понимание реализма XX в., который существенно отличался от классического реализма предшественников. Все это привело к глубочайшему кризису сознания. По моему мнению, в любой сложной ситуации каждому человеку нужен выплеск эмоций и чувств, и тем более человеку творческому. В этот период не всегда была возможность высказать свободно свои переживания, а как говорят: «Бумага все стерпит». В этот период происходила переоценка ценностей, и зачастую именно литература помогала этому.

Влияние русской литературы всегда распространялось за пределы России. Но особенно стало ощущаться после Октябрьской революции, сделавшей очевидной в поступательном движении человечества роль русской литературы. Благодаря литературе этого периода, зарубежом русский человек предстал как борец и герой, подвижник великой ответственности перед идеей человечества. Произведения русских классиков в этот период стали выпускаться огромными тиражами, к ним потянулись миллионы новых читателей!

В этот исторический период многие деятели русской культуры были выдворены из страны, а некоторые были добровольной эмиграции, но художественная жизнь в России не замирает. Появилось много талантливых молодых , которые были участниками Гражданской войны: А. Фадеев, Л. Леонов, Ю. Либединский, А. Веселый и др.

Нельзя не отметить творчество таких поэтов и писателей, как А. Ахматова, М. Цветаева, В. Маяковский, А. Толстой, М. Зощенко, Е.Замятин, А. Платонов, М. Булгаков, О. Мандельштам. Период Отечественной войны 1941 года дал большой объем патриотической лирики , К. Симонова, А. Ахматовой, Н. Тихонова, В. Саянова. Прозаики красочно описали борьбу советского народа с фашизмом, написав об этом настолько красочно, что до сих пор, читая об этой мировой трагедии, переживаешь каждый момент того времени.

Следующий крупный этап в развитии литературы - вторая половина XX века. В нем можно выделить периоды: поздний сталинизм (1946—1953 гг.); "оттепель" (1953—1965 гг.); застой(1965—1985 гг.), перестройка (1985—1991 гг.); современные реформы (1991—1998 гг.), и даже в этот период, литература тоже испытывала большие трудности.

Русскую литературу очень любят и ценят за рубежом, ее переводят, экранизируют, читают. Человек не знакомый с русской литературой ХХ века потерял очень многое.