Диагностика музыкальных способностей младших школьников. Мониторинг музыкальных способностей детей (методика) Развитие тембрового восприятия

Чтобы правильно организовать процесс развития музыкальных способностей ребенка, необходимо знать исходный уровень его развития . В этой связи и актуальна проблема диагностики (diagnosis – распознавание – греч.).

Что нужно диагностировать (объекты диагностики музыкального развития ребенка)?

  1. Мотивация в занятиях музыкой. 2. Специальные музыкальные способности. 3. Креативные свойства ребенка.

Следует помнить, что единичный тест не может быть точным , он не покажет все возможности и способности ребенка. Даже комплекс методик не эффективен, если это будет одноразовая диагностическая процедура.

Необходима диагностика-процесс , потому что достоверность и объективность результатов этого процесса растет пропорционально объему информации .

В ДОУ диагностика может осуществляться в процессе организации цикла специальных музыкальных образовательных ситуаций с детьми (групповые, подгрупповые, индивидуальные).

Диагностика по Прасловой Галине Адамовне (к.п.н., доцент кафедры дошкольной педагогики Российского гос. университета им. А.И. Герцена).

Цель – определить уровень развития музыкальных способностей воспитанников.

  1. Мотивация в занятиях музыкой

Решающее значение в определении музыкальных способностей ребенка будут играть его эмоциональное переживание музыки, живой отклик на ее звучание, желание заниматься различными видами музыкальной деятельности.

  1. Специальные музыкальные способности

а) диагностика чувства ритма включает выполнение заданий на воспроизведение в хлопках ритмического рисунка прозвучавшего музыкального отрывка;

б) диагностика двигательных способностей, можно выявить в процессе различных музыкальных игр. В ходе игры исполняется музыкальное произведение с меняющимся ритмическим рисунком. Детям предлагается определить это изменение, отразив его в смене характера движения. Тем самым выявляется не только способность отражать в движении ритмический рисунок, но и быстрота реакции, способность к быстрой смене движений.

в) диагностика звуковысотного слуха осуществляется на уровне различения регистров , определения направления движения мелодии.

г) диагностика музыкально-слуховых представлений связана с выявлением способности ребенка воспроизводить мелодию по слуху голосом или на музыкальном инструменте.

д) диагностика ладового чувства основывается на выявлении способности ребенка различать ладовое тяготение звуков , реагировать на эмоциональное содержание музыки в зависимости от ее ладовой окраски, допевать окончание мелодии, прервавшейся на неустойчивом звуке.

3. Креативные свойства ребенка (творческие способности).

Осуществляется в процессе выполнения посильных творческих заданий на сочинение и импровизацию попевок, мелодий, передачу характера музыки в музыкально-ритмических движениях, нахождение своего варианта окончания мелодий и т.д.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

Музыкальные способности - это совокупность (система) психомоторных, чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств индивида, проявляющихся в его эмоциональной отзывчивости на музыку и успешной реализации музыкальной деятельности.

ДИАГНОСТИКА музыкальных способностей – важное условие правильного построения музыкально-воспитательной работы с детьми. Она даёт возможность достаточно точно установить не только объём усвоенных знаний, умений и навыков, но и качество усвоения. Благодаря систематическому учёту педагог видит недостатки и достижения в своей работе. Систематически проверяя уровень музыкального развития детей, учитель в конце учебного года может иметь чёткое представление о музыкальности в широком смысле слова не только каждого ребёнка, но и всего классного коллектива.

Данная диагностика дает возможность педагогу выяснить в целом уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыку каждого учащегося как главного компонента музыкальности, а также когнитивного и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей.

Примерные задания для определения ладового чувства,

музыкально-слуховых представлений, чувства ритма

Для установления уровня развития ладового чувства:

Задание 1. Наблюдение за эмоциональным восприятием музыки. Рассказать о содержании музыки. Беседа о выразительном значении динамики. Характере мелодических интонаций, выразительных тембрах инструментов, передающий характер музыки. Можно попросить детей изобразить характер музыки в движении.

Задание 2. Сочинение мелодии на заданный текст. Закончить мелодию на тонике. Можно использовать вопросно-ответную форму.

Задание 3. Упражнения на различение лада.

Для установления уровня развития музыкально-слуховых представлений:

Задание 1. Узнавать направление движения мелодии вверх, вниз, на месте (вверху или внизу)

Ответить, на каком слове, изменилась мелодия.

Задание 2. Спеть любимую песню, сначала с аккомпанементом, затем без музыкального сопровождения. Чисто интонируя мелодию.

Задание 3. Повторить специально сыгранную незнакомую мелодию.

Для установления уровня развития чувства ритма:

Задание 1. Прослушав несложную мелодию (8 тактов) предложить детям простучать её ритм, а при повторном исполнении самостоятельно воспроизвести его хлопками или на детских музыкальных инструментах.

Задание 2. Прослушав разнохарактерные и разножанровые пьесы дети должны изобразить в движении соответствующий характер. Эмоционально, ритмично изображать музыкальные штрихи – legato, staccato, non legato, чувствовать акценты, выделять в движениях фразы.

Дать жанровую характеристику музыкальных произведений.

Задание 3. Чувствовать изменения характера и темпа музыки, передавать эти изменения в движениях.

В зависимости от возрастной группы задания для диагностирования даются более или менее сложные.

Параметры диагностирования вокальных способностей

(согласно возрастным и физиологическим особенностям учеников).

Музыкальный слух : чистое интонирование по всему диапазону.

Способность звукообразования, тембр: умение пользоваться видами атак, красота тембральной окраски голоса.

Диапазон : владение голосом в определённом диапазоне.

Дикция : чёткая, ясная дикция, правильная артикуляция. Активные, твёрдые согласные, гласные округлые, но не расплывчатые.

Дыхание: умение брать спокойное, тихое дыхание. Умение использовать смешанное дыхание в младшем возрасте и диафрагмальное – в старшем возрасте.

Музыкальная эмоциональность : яркое, выразительное исполнение песни. Умение прочувствовать содержание исполняемой песни и артистично донести смысл слушателю.

Диагностирование проходит в начале и по окончании учебного года.

Критерии оценивания диагностических заданий:

Высокий уровень - (оценка 5):

творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого, когда ребёнок точно выполняет предложенное задание без ошибок.

Средний уровень - (оценка 4) : эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы. Ребёнок понимает, что ошибается и исправляет свою ошибку.

Ниже среднего уровень - (оценка 3) : мало эмоционален; «ровно», спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности, очень редко выполняет задание правильно, в большинстве случаев ошибается и не видит своей ошибки, не может исправить её.

Критический уровень- (оценка 2) : – негативное отношение к музыке, музыкальной деятельности. Обычно это связано с отклонениями в здоровье ребенка или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи). Он не справляется с заданием.

Развитие музыкальных способностей детей

Определить наличие музыкальных способностей ребенка можно, используя такие способы, как:

Беседа с ребенком;

Наблюдение за ребенком;

Тестирование на определение музыкального слуха и чувства ритма.

Беседа

Беседа с ребенком должна проходить в естественных условиях, во время игры, прогулки или после просмотра фильма, представления, где звучала музыка. Она помогает определить артистизм, эмоциональность ребенка и его интерес к музыке.

1. Для определения эмоциональности и артистизма попросите ребенка рассказать свое любимое стихотворение. Если он любит и легко запоминает стихи, читает их с выражением, старается передать настроение — он уже обладает неким артистизмом и эмоциональностью.

Если ребенок стесняется, читает стихи сухо и невыразительно, не делайте сразу отрицательных выводов! Возможно, ваш ребенок еще не умеет выражать свои эмоции и чувства. Здесь не может быть единого подхода, у каждого ребенка будут свои особенности. Но если вы видите, что ребенку скучно, он не любит не только рассказывать, но и слушать стихи, ему трудно их запомнить, то, возможно, в этом случае вам лучше заняться шахматами или спортом.

2. Чтобы выявить интерес к музыке, спросите ребенка, что он знает о музыке, хотел бы он ею заниматься. Что ему больше нравится — петь или играть на каком-нибудь инструменте? Узнайте у ребенка, какая музыка ему больше нравится (или конкретнее: из какого мультика или фильма). Есть ли у него любимые песни? Попросите его напеть одну из них.

Так вы можете определить склонность ребенка к музыке, а также узнать, что ему интересно в жизни, понять, надо ли ему заниматься музыкой более серьезно, идти в музыкальную школу, или достаточно посещать музыкально-танцевальный кружок.

Наблюдение

Наблюдая за ребенком (или вспоминая какие-то эпизоды), вы легко сможете определить у него наличие или отсутствие музыкальных способностей.

В раннем детстве, в возрасте до 3 лет, о наличии у ребенка склонности к музыке и развитых музыкальных способностях может свидетельствовать следующее:

Повышенное внимание ребенка к любому музыкальному фону;

Явное проявление интереса к музыке;

Яркое эмоциональное проявление радости малыша во время звучания его любимой музыки (некоторые дети начинают пританцовывать, даже не научившись ходить, сидя в кроватке);

Малыш любит слушать разную музыку, не только детские и колыбельные песни в мамином исполнении.

В возрасте 3—7 лет и старше показателями музыкальности и наличия способностей у детей являются:

Сохранение интереса к музыке, проявленного еще в раннем детстве (ребенок прерывает свои дела и прислушивается к внезапно зазвучавшей музыке, он любит слушать различную музыку, не обязательно только детские песни, но и хорошую эстрадную музыку, классику, пытается подпевать или начинает танцевать под музыку);

Способность легко и надолго запоминать понравившиеся песни (ребенок более или менее «чисто» поет, любит придумывать какие-то свои песни, соединяя услышанные им ранее слова и мелодии из популярных музыкальных произведений, иногда сочиняет на ходу свои стихи и песни);

Стремление выступать на публике (ребенок любит принимать активное участие в утренниках и праздниках, любит заниматься творчеством в любом виде — петь, танцевать, читать стихи, играть на музыкальных инструментах).

Определение музыкального слуха

1. Попросите ребенка подойти к фортепиано и отвернуться. Сыграйте по очереди два звука в разных регистрах (верхнем и нижнем) и спросите его, какой звук был ниже, а какой выше.

2. Нажмите на фортепиано одну клавишу и спросите ребенка, сколько прозвучало звуков. Затем нажмите две клавиши одновременно (желательно на большом расстоянии друг от друга) и спросите, сколько звуков он слышит теперь. Если ребенок затрудняется с ответом, нажмите те же клавиши по очереди.

Первые два пункта проверяют активность слуха, способность «ориентироваться в звуковом пространстве», выделять отдельные элементы из общего звучания музыки (на простейшем уровне). Они позволяют определить, понимает ли ребенок разницу звуков по высоте, а также разницу между отдельным звуком и несколькими звуками, прозвучавшими одновременно. Если ребенок затрудняется — не переживайте, понять это не так просто, обычно этому учат на раннем этапе обучения (подготовительный или первый класс музыкальной школы).

3. Пропойте на слог ля ноту ми первой октавы (кто не знает нотной грамоты, пропойте любую ноту) и попросите ребенка повторить. Затем пропойте другую ноту (ля первой октавы) и снова попросите повторить. Если вы слышите, что ребенку трудно петь в этом диапазоне, выберите другой. Предлагайте разные ноты, чтобы определить диапазон голоса ребенка. Важно, чтобы вы пели сами, без аккомпанемента: дело в том, что звук фортепиано, как правило, «сбивает» детей, к нему труднее подстроиться, нежели к привычному для них человеческому голосу.

4. Спойте простую, короткую мелодическую фразу, и попросите ребенка повторить.

5. Попросите ребенка спеть любимую песенку.

Таким образом, пункты 3—5 позволяют вам проверить музыкальный слух ребенка, музыкальную память, «репродуктивный» музыкальный слух (может ли ребенок повторить прозвучавшую ноту и мелодическую фразу), диапазон голоса ребенка, может ли ребенок интонировать (петь «чисто»). Помните, если ребенок показывает средний результат, если он может хотя бы уловить мелодию, не попадая точно в ноту, значит у него есть музыкальный слух, пусть и плохо развитый. Таких детей достаточно много, но в музыкальных школах с ними умеют работать и, в конце концов, развивают их способности до определенного уровня.

Определение чувства ритма

Вот несколько приемов для определения чувства ритма, которые также используют в музыкальных школах во время прослушивания детей.

Простучите (не быстро) простую ритмическую последовательность и попросите ребенка повторить. Повторите прием 2—4 раза, в зависимости от успехов ребенка, используя разные ритмические последовательности.

Попросите ребенка помаршировать на месте под музыку. Исполните или поставьте запись любой популярной маршевой музыки. Например, песню «Вместе весело шагать...».

Попросите ребенка хлопать в ладоши под музыку (как это делают на концертах, когда публике нравится какая-нибудь песня). Сыграйте или поставьте запись любой ритмичной музыки. Если у ребенка слабое чувство ритма, это не означает, что его нельзя развить.

Подводя итоги тестирования, важно понимать, что наличие музыкальных способностей, таких как музыкальный слух или чувство ритма, еще не означают наличия у ребенка склонности к музыке. Именно интерес, желание заниматься музыкой играют решающую роль в том, достигнет ли ребенок успехов в музыке или нет. Отсутствие ярко выраженных способностей и явного желания заниматься музыкой еще не дает право считать ребенка «неспособным», «немузыкальным». Возможно, именно в процессе обучения ребенок раскроет свои способности, и у него появится интерес к музыке (как говорится, аппетит приходит во время еды). Таким образом, пока вы не начали заниматься музыкой с ребенком, нельзя быть окончательно уверенным в том, что у него нет способностей и склонности к музыке.

Рабочая программа принята малым педагогическим советом ДОУ, протокол № 4, от 12.05. 2010г.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Для выявления и объективного оценивания уровня развития музыкальных способностей дошкольников (развитие ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма) использую методику О.П. Радыновой «Оценка музыкального развития ребёнка».

Диагностика музыкальных способностей детей

Группы

Ладовое чувство:

Музыкально-слуховые представления:

Чувство ритма:

Младшая группа

Внимание,

Просьба повторить,

Внешние проявления (эмоционально-двигательная активность ребёнка во время звучания музыки),

Узнавание знакомой мелодии.

Подпевание знакомой мелодии с сопровождением.

Воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка, мелодии из 3-5 звуков,

Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки,

Соответствие ритма движений ритму музыки.

Средняя группа

Внимание,

Просьба повторить,

Наличие любимых произведений,

Высказывания о характере музыки (двухчастная форма),

Определение, закончилась ли мелодия,

Определение правильности интонации в пении у себя и других.

Пение малознакомой попевки (после нескольких её прослушиваний) с сопровождением,

Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне.

Воспроизведение в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии,

Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с контрастными частями,

Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма),

Внимание.

Старшая, подготовительная группа

Внимание,

Просьба повторить,

Наличие любимых произведений,

Внешние проявления (эмоциональные),

Высказывания о музыке с контрастными частями,

Узнавание знакомой мелодии по фрагменту,

Определение, закончилась ли мелодия,

Окончание на тонике начатой мелодии.

Пение знакомой мелодии с сопровождением,

Пение знакомой мелодии без сопровождения,

Пение малознакомой мелодии без сопровождения.

Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии,

Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с малоконтрастными частями,

Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).

Критерии оценки:

    Высокий уровень : внимательно, увлеченно слушает музыку; использует образную речь; определяет форму музыкального произведения; проявляет желание выражать характер музыки через пластику (движения выразительные, соответствуют характеру музыки); наличие любимых произведений; точное выполнение заданий.

    Средний уровень : слушает музыку, иногда отвлекается, не выражает особых эмоций; при определении характера музыки, использует одно – два определения; с незначительной помощью педагога определяет форму музыки; двигается, комбинируя знакомые образные танцевальные движения, но преобладает однообразная пластика; неточное выполнение заданий, иногда отказ от выполнения.

Виды музыкально-дидактических игр

Возраст детей

Развитие звуковысотного слуха

Развитие чувства ритма

Развитие динамического восприятия

Развитие тембрового восприятия

Развитие ладотонального и гармонического слуха

3 года

«Птицы и птенчики» Е.Тиличеевой с.22, (2)

«Кто по лесу ходит?», «Трубы и барабан»

Е.Тиличеевой (2)

«Тихие и громкие звоночки» Р.Рустамова, «Кто в домике живет?»

«Угадай на чем играю?» Е.Тиличеевой

«Курица и цыплята» Н.Кононовой с.24 (2)

4 года

«Лесенка» Е.Тиличеевой (1)

«Сыграй как я», «Учитесь танцевать» Н.Кононовой (2)

«Тише-громче в бубен бей» Е.Тиличевой

«Солнышко и дождик»

5 лет

«Качели», «Спите куклы» Е.Тиличеевой с.88 (4)

«Придумай ритм» Н.Кононовой (5)

«Громко-тихо запоем» Н.Кононовой с.42 (2)

«Угадай музыкальный инструмент», «Догадайся, кто поет?» Е.Тиличеевой

«Сколько нас поёт?»

6-7 лет

«Бубенчики» Е.Тиличеевой с.107 (1)

«Сыграй как я», «Учитесь танцевать» Н.Кононовой

«Охотники и зайцы» Е.Тиличеевой

«Волшебная посылка» (в ней 5 муз.инструментов); «Догадайся кто поет?»Е.Тиличеевой

«Ученый кузнечик»

Диагностическая карта музыкальных способностей детей

_______________________________ группа

п/п

Ф.И.ребенка

Ладовое чувство

Музыкально-

слуховые представления

Чувство ритма

Начало учебного года

Конец учебного года

Начало учебного года

Конец учебного года

Начало учебного года

Конец учебного года

Методическая литература

(основной инструментарий для диагностики)

    Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 96 с., ил. – (Детский сад: день за днем).

    Беляева Л.С., Трудков А.М. Музыкально-педагогическая диагностика. Учебно-методическое пособие. – Мурманск: МГПИ, 2000.

    Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы музыкального руководителя. – М.: Просвещение, 1982.

    Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед.институтов, учащихся пед.училищ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей дет.сада / О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.Л.Палавандишвили; Под ред. О.П.Радыновой. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 223 с.

Результаты диагностики за последние 5 лет:

Уровень

2006-07 уч.г.

2007-08 уч.г.

2008–09 уч.г.

2009-10 уч.г.

2010-11 уч.г.

и выше среднего

    Музыкально - образовательные технологии музыкального развития

Осуществляя цели и задачи образовательной области «Музыка», использую различные формы специально организованной образовательной и музыкально-досуговой деятельности дошкольников, где широко применяю современные методы развивающего обучения :

Специально организованная музыкально-образовательная деятельность

Музыкально-досуговая деятельность

По структуре

Музыкально-просветительская

Познавательно-зрелищная

Творческая

Развлекательная

Фронтальные

Подгруппами Индивидуальные

Тематические

Интегрированные

Комплексные

Доминантные

Музыкальные беседы (беседы о музыке),

музыкально-литературные композиции (вечера), концерты-загадки,

музыкальный музей

Праздник музыки, концерты с участием учащихся музыкальной школы, музыкальные конкурсы и викторины

Кукольный театр «Петрушка», оркестр детских музыкальных инструментов, музыкально-театрализованные игры, музыкально-дидактические игры, драматизации,

инсценировки.

Праздники, развлечения, утренники, музыкальная игротека, театрализованные развлечения, фольклорные и народные праздники

В специально организованной музыкально-образовательной деятельности создаётся для дошкольников увлекательная атмосфера поисковых и проблемных ситуаций, которая побуждает к творческой самостоятельности, требует активного музыкального мышления, слухового внимания, быстроты ориентировки, способствует развитию детской самостоятельности во всех видах деятельности.

Для полноценного развития каждого ребенка, укрепления его психического и физического здоровья, формирования привычки к здоровому образу жизни организована музыкально-оздоровительная работа в ДОУ. Использование технологий здоровьесбережения эффективно при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех музыкально-оздоровительной работы невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.

Виды используемых в музыкальной деятельности здоровьесберегающих технологий представлены в таблице:

Виды здоровьесберегающих технологий

Задачи

Примеры

Валеологические песенки-распевки

С них начинаются все музыкальные занятия. Поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Доброе утро!

Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
Будет веселее. (хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)
Разотрем ладошки (движения по тексту)
Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)
И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны)
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!

Дыхательная гимнастика

Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствует восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

"Цветок".

(упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).

И.П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

"Жаба Квака"

(комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны) с ладко-сладко позевала. (дети зевают)
Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают) д а водички поглотала, на кувшинку села, песенку запела: "Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)
Квэ-э-э-! Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!

Оздоровительные и фонопедические упражнения

Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют укреплению хрупких голосовых связок детей, проводятся для подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, корректируют произношение звуков.

"Динозаврик"

Четыре динозаврика, ура, ура, ура!
Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!
Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!
И мы все время заняты, нам некогда грустить!

Игровой массаж

Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"

2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"

3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"…и т.д.

Пальчиковые игры

Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

"Кошка"

Посмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук делают "окошко")
По дорожке ходит кошка ("бегают" указательным и средним пальцами правой руки по левой руке)
С такими усами! (показывают "длинные усы")
С такими глазами! (показывают "большие глаза")
Кошка песенку поет, (хлопки в ладоши)
Нас гулять скорей зовёт! ("зовут" правой рукой)

Речевые игры

Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

"Дождь"

Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)
Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)
Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)
А скорее догоняй! (убегают от "дождика")

Музыка в повседневной жизни дошкольника

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности (И.С.Бах. "Шутка", И.Брамс. "Вальс", А.Вивальди "Времена года",

"Антошка" В.Шаинский, "Веселые путешественники" М.Старокадомский и др.)

Музыка для пробуждения после дневного сна (Э.Григ "Утро", А.Дворжак "Славянский танец", К.Сен-Санс "Аквариум" и др.)

Музыка для релаксации (Т.Альбиони "Адажио",

Л.Бетховен "Лунная соната",

К.Глюк "Мелодия", К.Сен- Санс "Лебедь" и др.)

Использование текстовой, звуковой, графической и видеоинформации в музыкально-образовательной деятельности дошкольников обогащают методические возможности занятий, придают им современный уровень; служат средством активизации познавательной деятельности воспитанников; средством реализации их творческого потенциала; способствуют воспитанию интереса к музыкальному искусству, формированию духовного мира детей; активизируют стремление учащихся к самостоятельному изучению предмета; развивают умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное.

деятельности , а также его нравственную позицию. В.А.Сластёнин рассматривает профессиональную компетентность ...

  • Педагогические условия обеспечения личностно-профессионально ориентированного обучения

    Документ

    И эффективность использования каждой из технологий. Но для того, чтобы определять уровень профессиональной компетентности в реальной профессиональной деятельности ...

  • Методический материал для подготовки к экзамену по педагогике

    Закон

    ... профессиональная компетентность» как готовность и способность специалиста принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности . Профессиональная компетентность ... портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ...

  • Цель исследования: определение уровня развития музыкальных способностей и чувства ритма детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи исследования:

    Подобрать диагностический инструментарий, направленный на изучение уровня развития музыкальных способностей и чувства ритма детей старшего дошкольного возраста.

    Констатирующий эксперимент проводился на базе Муниципального автономного образовательного учреждения СОШ № 5 «Детского сада №12» для детей старшего дошкольного возраста, с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата

    2.2. Методики проведения констатирующего эксперимента

    В рамках констатирующего эксперимента были использованы следующие методики:

      Методика диагностики музыкальных способностей О.П. Радыновой (Приложение 2).

      Модифицированный вариант диагностики уровня сформированности чувства ритма для старших дошкольников, с использованием музыки и движения, составленную на основе авторских работ А.И. Бурениной и А.Н. Зиминой (Приложение 3).

    2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента

    В ходе проведения диагностики музыкальных способностей (О.П. Радыновой) были получены следующие данные (Приложения 5):

    Ладовое чувство (Диаграмма 1).

    Задание № 1: Прослушать и различить три пьесы разные по жанру: марш, полька, колыбельная. Выбрать карточку в соответствии с жанром.

    30% - детей внимательно слушали музыкальные фрагменты, определяли жанр (марш, полька, колыбельная) и выполняли задания без подсказки;

    60% - слушали невнимательно, отвлекались, определяли жанр музыкального произведения, выкладывали карточки.

    10% - задание выполняли верно, нет заинтересованности.

    Задание № 2: Слушать не знакомую песню, определить ее характер и содержание (Т. Попатенко «Листопад»; М. Красев «Веселая дурочка»).

    0% - внимательно слушает, может определить характер, рассказать, о чем песня.

    80% - слушают невнимательно, не могут рассказать о содержании, но могут определить характер.

    20% - нет заинтересованности, почти не реагируют на песню.

    Задание № 3: С помощью дидактической игры «Медведь, лиса и воробей», определить регистр, выложить соответствующую карточку.

    50% - внимательно слушают музыкальные фрагменты, определяют регистр, правильно выполняют задание.

    30% - слушают невнимательно, отвлекаются, но могут выполнить задание.

    20% - нет заинтересованности, не выполняют задания или выполняют неверно.

    Диаграмма 1

    Музыкально-слуховое представление (Диаграмма 2).

    Задание № 1:

    Пропевать знакомую песню самостоятельно с музыкальным сопровождением (А. Филиппенко «Урожайная»; Русская народная песня «По малину в сад пойдем»).

    20% - пропевают всю фразу, дикция четкая, интонирование близкое к правильному.

    80% - подпевание отдельных слов, дикция не раборчива.

    0% - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания.

    Задание № 2:

    Петь малознакомую песню, с поддержкой педагога с сопровождением (Русская народная песня «Как у наших у ворот»; М. Александров «К нам в гости пришли»).

    0% - пропевание всей фразы, с правильным выполнением задания.

    50% - подпевание отдельных слов или окончаний слов.

    50% - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания.

    Задания № 3:

    Назвать предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан, треугольник, маракасы), показать приемы игры на различных инструментах.

    40% - называют правильно, владеют приемами игры.

    60% - называют не правильно или называют не все инструменты, владеют приемами игры.

    0% - не может назвать инструменты, плохо владеет приемами игры.

    Чувство ритма (Диаграмма 3).

    Задание № 1:

    Прохлопать ритмический рисунок (Русская народная песня «Василек»; муз. Карасевой «Солнышко – ведрышко»).

    20% - точное выполнение ритмического рисунка.

    50% - не совсем точное.

    30% - невыполнение задания, нет заинтересованности.

    Задания № 2:

    Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы, двигаться правильно выполняя движение, эмоционально, четко.

    30% - смена движений под музыку, движения выполняются правильно, есть чувство пульса.

    60% - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.

    10% - малая двигательная реакция на музыку.

    Задание № 3:

    Самостоятельно инсценировать песню (Песня «Про меня и муравья»; Русская народная песня «А я по лугу гуляла»). Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу, смена движений в соответствии с текстом песни.

    0% - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет разнообразные элементы.

    80% - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни.

    20% - мала двигательная реакции на музыку, нет желания выполнять задание.

    Задание № 4:

    Предложить ребенку потанцевать под русскую плясовую, выполняя знакомые танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседания с выставлением ноги на пятку, шаг на месте, с продвижением вперед и в кружении). Оценивается правильное выполнение всех элементов, разнообразие выбранных движений, импровизация по музыку.

    0% - выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы, может придумывать свои.

    90% - есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняются правильно, не может придумать свои.

    10% - малая двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.

    В результате проведения диагностики уровня музыкальных способностей были выявлены следующие уровни развития детей: 2 ребенка имеют низкий уровень развития, 8 – средний. Высокого уровня развития музыкальных способностей у данной группы нет (Приложение 4). Низкий уровень развития имеют часто болеющие дети, которые редко посещают детский сад.

    На основе теоретического анализа имеющихся вариантов диагностики пространственных представлений дошкольников, мы попытались разработать модифицированный вариант диагностики уровня сформированности чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста, с использованием музыки и движения, составленную на основе авторских работ А.И. Бурениной, А.Н. Зиминой.

    В диагностическим материале представлено три серии заданий. К каждому заданию определены оценочные критерии от 1 до 3 баллов. (Приложение 3):

    В первой серии (Диаграмма 4) мы выявили сформированность движений в соответствии с ритмом. В ней представлены такие задания: 1.1. «Передача в движении характера знакомого музыкального произведения»; 1.2. «Передача в движении характера незнакомого музыкального произведения (фрагмента) после предварительного прослушивания»; 1.3. «Соответствие ритма движений ритму музыки»; 1.4. «Координация движений и внимание» («ритмическое эхо со звучащими жестами»).

    Диаграмма 4

    По результатам диагностики Серии 1 (Приложение 5) можно сделать вывод, что 75% детей при исследовании сформированности движений в соответствии с ритмом, при передаче в движении характера знакомого музыкального произведения производят смену движений с запаздыванием (по показу других детей), но движения соответствуют характеру музыки.

    65% детей передавая, в движении характер незнакомого музыкального произведения движения не достаточно эмоциональны, но соответствуют характеру музыки и только 5% выполняют задание эмоционально и в соответствуют с характером музыки. 30% четко выполняют движения под ритм, 20% - выполняют с ошибками, а 50% не ритмично выполняют движения. При выполнении последнего задания из этой серии детей на высоком уровне не обнаружилось, 50% допускают 1-2 ошибки, а 50% - не справляются с заданием.

    Вторая серия (Диаграмма 5) была направлена на изучение воспроизведения ритма. Здесь предложены следующие задания: 2.1. «Воспроизведение ритма знакомой песни под свое пение»; 2.2. «Воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на инструменте»; 2.3. «Воспроизведение ритма песни шагами»; 2.4. «Воспроизведение ритмических рисунков в хлопках или на ударных инструментах» («ритмическое эхо»).

    Диаграмма 5

    По результатам диагностики Серии 2 (Приложение 5) можно сделать заключение, что 70% детей воспроизводят ритм знакомой песни с ошибками, 30% без. 70% детей допускают ошибки при определении ритма песни, сыгранной педагогом, 20% справляются безошибочно. 80% воспроизводят ритм только шагами, стоя на месте, 10% могут отбить ритм в движении и на месте. 10% не справились с заданием. 70% при воспроизведении ритма в хлопках (ударных инструментах) допускают 1-2 ошибки, 20% могут сделать безошибочно.

    Третья серия (Диаграмма 6) направлена на выявление уровня творчества в музыкально-ритмической деятельности. В ней представлены таки задания: 3.1. «Сочинение ритмических рисунков»; 3.2. «Танцевальное творчество»

    Диаграмма 6

    В ходе проведения этой серии были получены следующие данные (Приложения 5). 3.1. 40% детей при сочинении ритмических рисунков используют стандартные схемы, 30% - дети сочиняют оригинальные ритмические рисунки и остальные 30% - не справляются с заданием.

    60% детей чувствуют общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки; 40% - не могут выполнить задания без помощи взрослого, не чувствуют характер музыки, движения не соответствуют музыке.

    Подобная таблица выполнения заданий каждым ребенком представлена в Приложении 5.

    В результате проведения диагностики уровня сформированности чувства ритма детей старшего дошкольного возраста с помощью музыки и движения мы получили следующие данные: 2 ребенка имеют низкий уровень развития, 8 – средний. Высокого уровня развития чувства ритма у детей нет.

    При сравнении результатов проведенных диагностик, мы увидели, что одни и те же дети имеют низкий уровень развития как музыкальных способностей, так и чувства ритма.