Что значит «культура общения»? Понятие общения и его составляющие

Культура общения – это сложное совокупное понятие, которое обуславливает качество и уровень совершенства общения. Культура общения считается неотделимой составляющей частью культуры личности. Она характеризует ценностные ориентиры и нормативные постулаты, нравственные модели общения, суть нравственных и психологических качеств субъектов коммуникативного взаимодействия, способы, инструменты, правила, приемы и формы коммуникаций.

Культура общения содержит в себе совокупность практических приемов, механизмов и правил. Культурность общения позволяет индивиду не переносить конфликтные ситуации в профессионально-деятельной сфере на эмоционально-личностную область межличностных взаимодействий, понять смысл и мотивацию поступков оппонента, снизить или полностью ликвидировать излишний эмоциональный всплеск в отношениях.

Речь и культура общения

В развитии и формировании индивида как личности, важную значимость имеют речь и культура общения. А зеркалом культуры является язык, так как в нем отображается реальная действительность, окружающая индивидов, истинные условия его существования, общественное сознание народа, его национальные черты, менталитет, традиции, обычаи, моральность, нравственно-ценностные ориентиры, мировосприятие и видение мира.

Язык – это своеобразная сокровищница или копилка культуры. Он сохраняет и оберегает культурное наследие и ценности благодаря своим компонентам, таким как лексика, грамматика, пословицы, поговорки, фольклор, литература; и формам письменной или устной речи.

Одним из наиболее значимых показателей степени культурности индивида, его мыслительной деятельности, интеллектуального развития служит речь. Она является одним из стержневых аспектов активной человеческой деятельности в современном социуме и способом познания действительности. Речь представляет собой один из видов коммуникативного взаимодействия, который нужен социуму для их совместно направленной деятельности, в общественной жизни, обмене сообщениями, познании, образовании. Она служит объектом искусства и обогащает личность духовно.

В жизни любого индивида речевая деятельность занимает одну из важнейших позиций. Ведь без нее практически невозможно овладение профессиональными умениями, общекультурное развитие, межличностное взаимодействие. Умение грамотно вести беседу является одной из главнейших черт личности в качестве социального феномена.

Коммуникативное взаимодействие между индивидами одновременно становится социально-психологической связью и своеобразным каналом трансляции сообщений. Итогом речевой коммуникации говорящего считается текст. Текст может быть выражен в устной и письменной формах. Основными его характеристиками являются цельность, связность и наличие смысловой нагрузки. Не менее значимым считается и понятие о качестве речи, обеспечивающим результативность коммуникаций и характеризующим степень речевой культурности индивида.

Различают речевую культуру общества в целом и личности отдельно. Речевая культура отдельного субъекта индивидуальна, характеризуется прямо пропорциональной зависимостью от уровня эрудированности в области вербальной культуры социума и демонстрирует умение использовать эту эрудированность. Она заимствует и перенимает часть вербальной культуры социума, но наряду с этим она намного шире этой культуры. Вербальная культура общества — это отбор, сбор и хранение наилучших штампов, образцов, моделей, шаблонов речевого взаимодействия, формирование литературной классики и соблюдение норм литературной речи.

Итак, рассматривая психологическое естество коммуникативного взаимодействия, можно сделать следующие выводы. Общение – это одна из форм психической деятельности индивида и его поведения. Коммуникации представляют собой межличностные взаимоотношения между субъектами. В коммуникативном взаимодействии людей проявляются индивидуальные свойства психики личности, ее особенности темперамента и прочие психолого-типологические черты. Личность индивида развивается только в процессе общения. Именно поэтому настолько важно правильное воспитание культуры общения, которое заключается в усвоении родного языка и предполагает овладение языковыми нормами, совершенствование красноречивых инструментов языка в живом вербальном взаимодействии.

Культура речевого общения

Культура личности наиболее красочно и непринужденно выражается в ее речи. Как правило, первое представление и мнение об индивиде формируется на основе впечатления, возникающего вследствие коммуникативного с ним взаимодействия от его речевой манеры. Воспитание культуры общения рассматривается в современном обществе в качестве одной из важнейших задач воспитания, которое связанно с освоением родного языка. Ведь владение всем богатством литературного языка, грамотное употребление его изобразительных и красочных средств обусловливают степень вербальной компетенции личности и является ярчайшим показателем ее общей культурности.

Высокая культурность речи заключается в умении правильно, грамотно, четко и выразительно передать собственные мысли, мировоззрения, посредством средств языка. Она охватывает также и умение находить более простые, доходчивые формулировки, более уместные, подходящие для определенной ситуации средства, инструменты для аргументации позиции или точки зрения. Культурность речи обязывает индивида соблюдать обязательные нормы, приемы и правила, среди которых стержневыми считаются: содержательность (суть), логичность, обоснованность (доказательность) убедительность (аргументированность), ясность (четкость), понятность.

Логичность состоит в обоснованности, отсутствии противоречивости и последовательности высказываний, в которых ведущие тезисы, выражения связаны и подчинены единой позиции, мысли.

Доказательность (обоснованность) заключается в достоверности аргументов, которые должны наглядно продемонстрировать партнеру по диалогу, что обговариваемая тема или предмет разговора, существует в реальности и имеет объективный характер.

Убедительность (аргументированность) выражается в способности убедить партнера и добиться прочного укоренения в его сознании данного убеждения.

Ясность (четкость) соответственно предполагает четкость и ясность речи. Чрезмерно быстрая речь обычно трудна для восприятия, а излишне медленная – только вызовет раздражение. Речь, характеризуемая тусклостью и невыразительностью, вызовет скуку и приведет к погибели даже самых глубокомысленных заявлений.

Понятность заключается в употреблении терминов, понятий, слов, которые будут понятны для собеседника.

Формирование культуры общения

Формирование культуры общения считается одним из наиболее приоритетных направлений воспитания, как в семье, так и в школе. Ведь именно процессы образования и воспитания ориентированы на развитие индивида как субъекта персональной жизнедеятельности. Культура педагогического общения призвана выработать теоретические и практические основы формирования общей культуры коммуникативных взаимодействий учащихся. А умение грамотно выстраивать собственную речь, взаимодействовать с окружающими, правильно строить межличностные отношения, позволяют родителям эффективно прививать детям культурность коммуникаций.

На уровне обычного обывателя культура общения и поведения понимается в качестве своеобразной модели, на которую должны равняться индивиды. Иногда культурность личности ассоциируют с ее образованностью, интеллектуальностью, интеллигентностью и квалифицируют как определенное личностное свойство. Однако на уровне теории, культура — это специфическая характеристика социума, выражающая достигнутую человечеством степень исторической развитости, определяемую отношением личности к среде и социуму. Также многие воспринимают культуру в качестве творческого самовыражения индивида и общества в целом.

В свою очередь существует понимание культурности личности в качестве набора материальных, духовных ориентиров и ценностей, характеристики степени ее развитости, творческой деятельности по произведению, хранению, усвоению и передаче ценностей. В более широком смысле культура является устойчивой личностной характеристикой, которая охватывает мировоззренческий и аксиологический аспекты и определяет ее отношение к окружающей среде.

Общение – это процесс взаимосвязи и взаимоотношения субъектов социума, которые могут быть отдельными личностями и социальными группами.

Потребность в коммуникативном взаимодействии присуща не только людям, но и большинству живых существ. Изначально такая потребность у малыша имеет схожесть с потребностью животных, однако довольно скоро в процессе развития приобретает людской характер. Общение у малышей тесно связано в свою очередь и с уразумением того, что хотят от них взрослые.

В ходе коммуникативного взаимодействия обеспечивается жизнедеятельность индивида и социума, трансформируется структура и внутренняя суть социальных субъектов, происходит социализация индивида и превращение его в личность, как социальную сущность, наделенную сознанием. Именно общение отвечает за коллективную деятельность.

Сущность культуры общения содержит в себе обеспечение определенной техники коммуникации, отвечающей за взаимодействие. При этом в ходе такого взаимодействия индивиды должны не только не мешать друг другу, но и сохранить персональное достоинство и личную индивидуальность.

Системой личностно-значимых нравственных ориентиров, которые стали внутренними убеждениями, воззрениями индивида, называют сформированной культурой общения. Неизбежным условием эффективной реализации культурности общения считается владение средствами межличностного взаимодействия при различных жизненных условиях и обстоятельствах социальной среды. Объективными показателями сформированности культурности коммуникаций являются определенные черты личности и ее поступки, действия, гармонично согласованные с требованиями морали, нравственности, духовности и этикета.

Культура коммуникативного взаимодействия – это сложнейший, многообразный процесс образования и развития отношений, различных контактов между индивидами, порождаемый потребностями в обоюдно направленной деятельности, который включает в себя обмен сообщениями, формирование единой концепции взаимосвязи, восприятие и постижение другого человека.

Можно выделить 6 приоритетных направлений, целей и задач формирования культуры коммуникаций, которые заключаются в выработке:

  • общительности в качестве индивидуального устойчивого свойства личности;
  • высокого уровня личных взаимоотношений;
  • высокого уровня развития группы;
  • высокого уровня интеграции совместно направленной деятельности;
  • академической успеваемости и, как следствие в дальнейшем, общественной активности;
  • способности к быстрой адаптации относительно различных видов деятельности – учебной, игровой, профессиональной и пр.

Культура речи и деловое общение

Львиную долю рабочего процесса любого руководителя отнимают различные переговоры, совещания, встречи, телефонные разговоры, поэтому без умения грамотно коммуникативно взаимодействовать, навыков деловых коммуникаций и знания культурных особенностей речи не обойтись.

Кроме повседневного делового общения, карьерный рост многих специалистов прямо пропорционально зависит от умения выстраивать беседу в соответствии с нормами речевой культуры и принципами делового коммуникативного взаимодействия. В противном случае диалог может быть направлен совершенно в другую сторону и вместо подписания выгодного договора, вы получите ничего не значащую беседу. Непрофессионализм в ведении делового разговора ведет также к тому, что у собеседника сложится неблагоприятное мнение о «говорящем» и о его деловой квалификации. Именно поэтому следует очень серьезно отнестись к приобретению опыта и навыков деловых коммуникаций.

Так сложилось исторически, что в наше время практически никто не придерживается правильности построения фраз в ходе дружественной беседы, мало кто обращает внимание на грамотность речи. К сожалению, сегодня сложилась такая тенденция общения, что большинство людей в ходе разговора стремится только донести общий смысл, не обращая внимания при этом ни на грамотность построения фраз, ни на ударения в словах, ни на правильность произношения этих слов. Если сейчас такая манера разговора допустима в обыденной жизни, то в деловом этикете такой подход абсолютно неприемлем.

На успешность деловых коммуникаций воздействует множество факторов, таких как: стиль речи, ее интонация, выражение лица, положение тела, внешний облик и пр. Именно поэтому стереотип общения и культурность речи делового человека имеют зависимость от соблюдения ряда определенных правил, без следования которым индивиду никогда не стать красноречивым и умелым оратором. Ниже представлены главные из них.

♦ Деловой человек должен иметь большой и разнообразный словарный запас, что позволит легко играть и манипулировать словами при этом, придавая речи эффектность и насыщенность. Ведь чрезвычайно сложно красиво изложить собственную точку зрения или доказать правильность идей без разнообразного лексикона.

♦ Также важна и структура речи. Следует придерживаться «чистоты» речи, которую можно разбавлять профессиональными терминами. Не рекомендуется в деловых коммуникациях употреблять жаргонизмы или нелитературные высказывания.

♦ Грамотность – это важнейшая составляющая культуры общения. Фразы нужно составлять с учетом грамматических и стилистических правил речи.

♦ При деловых коммуникациях следует обязательно обращать внимание на свое произношение и интонацию. Ведь часто окружающие не могут ухватить правильный смысл фраз вследствие дефектов речи «говорящего» или его неспособности выделить наиболее важные моменты при помощи интонации. Также не следует забывать и о важности невербальных компонентов речи. Неверные жесты, поза или мимика могут испортить даже самую успешную презентацию или блестящую речь.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что умение четко, грамотно и красноречиво выражать свои мысли абсолютно незаменимо в современном мире бизнеса и профессиональной деятельности.

Культура общения и этикет

Культура общения и поведения сегодня обладает своими отдельными общепризнанными принципами:

Речевой этикет под собой подразумевает этический аспект культуры коммуникаций и общепринятые нормы общения. Он содержит в себе речевые формулы благодарности, обращения или приветствия, просьбы или вопросы, уместность обращения на «ты» или «вы». Выбор той или иной формулировки зависит от социального статуса индивидов, которые находятся в процессе коммуникативного взаимодействия, характера их взаимоотношений, от официального статуса обстановки. В официальных ситуациях, когда в разговоре задействовано несколько лиц, даже если собеседники хорошо знают друг друга, следует обращаться к собеседникам на «вы».

Культура делового общения объединяет в себе 3 этапа: начало беседы, ее основная часть и завершение разговора.

Начало беседы происходит со знакомства, в случае если собеседник незнаком. Для этого подходят следующие формулировки: «разрешите познакомиться с вами», «позвольте познакомиться с вами», «я хотел бы …» и т.п. Если собеседники знакомы между собой, то беседа начинается с приветствия. В соответствии с общепринятыми нормами этикета мужчина должен первым поприветствовать женщину, более младшего возраста – человека более старшего, человек, который занимает более низкую ступеньку в социальной иерархии – индивида, который занимает более высокую.

Основная часть общения начинается после знакомства и приветствия, когда идет завязка разговора в зависимости от обстоятельств. Комплимент в собственный адрес нужно принимать с достоинством. Если вам сделали комплимент, то следует показать, что вам он приятен, и вы оценили доброе отношение к себе. Однако лучше не кокетничать или оспаривать комплимент.

Для коммуникативного взаимодействия необходима тема для беседы, которую согласны поддержать все участники процесса. В ходе разговора следует избегать общения на личные темы, не нужно рассказывать о своих делах или делах своих близких. Также лучше не допускать распространения недостоверной, непроверенной информации или сплетен. Не допускается использование намеков, которые будут понятны только отдельным участникам процесса. Говорить нужно на том языке, которые понимают собеседники. Не нужно перебивать партнеров, пытаться им подсказывать или за них завершать реплики.

Конец общения характеризуется употреблением устойчивых и общепринятых «формулировок расставания», таких как: «всего вам доброго», «до свидания» и т.д.

Культура межнационального общения

Коммуникационное взаимодействие индивидов различных национальностей определяется наличием на нашей планете более нескольких тысяч этнических общностей. Вследствие современной ситуации глобализации мира, постепенно происходит приумножение межэтнического взаимодействия, что неминуемо ведет к возникновению различных конфликтов на почве национальностей. Сегодня одной из наиболее остро стоящих социальных проблем считается обострение взаимоотношений между индивидами, которые принадлежат к разным национальностям.

Коммуникативное взаимодействие является важнейшим фактором формирования и развития личности. Также оно выступает и в качестве стержневого средства воспитания. Коммуникативное взаимодействие регулирует поведение личности, ее отношения с окружающими, социумом, организовывает условия для целеустремленной и целенаправленной регулировки чувств, эмоционального настроя, поведения, ценностных и духовных ориентаций, оценок.

Взаимодействие представителей различных национальностей по аспектным вопросам их жизнедеятельности, определение взаимосвязей и взаимоотношений, в ходе которых индивиды, принадлежащие к различным национальным единствам и придерживающиеся различных религиозных убеждений, обмениваются информацией, опытом, знаниями, духовными и моральными ценностями, взглядами и чувствами – все это называется межнациональным общением.

Межнациональное общение может осуществляться на трех уровнях: межличностном т.е. между отдельными индивидами, межгосударственном, т.е. внутри одного государства и межгрупповом, соответственно между группами. Межличностное и межгрупповое взаимодействие обусловлены системой воспитания индивидов, их культурными традициями и обычаями.

Сегодня можно выделить три характеристики межэтнических взаимоотношений. Они бывают дружественными, нейтральными и конфликтными.

Межнациональное общение можно представить в качестве определенной формы выражения отношений, взаимодействия и взаимосвязей представителей различных национальностей. Вступая в межнациональное общение, индивид выступает своеобразным носителем национального сознания, культуры, языка и чувств. Поэтому сегодня настолько важно формирование культурности межнационального общения.

Формирование культуры межнационального коммуникативного взаимодействия является одним из важнейших инструментов средств гармонизации межнациональных отношений в целом.

Выделяют несколько трактовок понятия «культура межнационального общения»:

♦ Культура межнационального общения предстает в качестве комплекса специальных убеждений, знаний, воззрений, умений, а также соответственных им действий и поведения, которые проявляются одновременно в межличностных контактах и взаимодействиях целых этнических единств, и позволяют, основываясь на межкультурной компетентности безболезненно и живо достигнуть взаимопонимания и гармонии в общих интересах.

♦ Культуру межнационального общения можно также представить составным компонентом духовной жизни социума, общечеловеческой культуры, которая включает знание общепринятых норм, установленных правил поведения в конкретном социуме, положительные эмоциональные реакции на межэтнические проявления и процессы в жизнедеятельности.

♦ Культура межнационального общения охватывает определенный свод правил, комплекс ограничений, прав и свобод, которые позволяют личности и народу не являться ущемленными в своих правах. Наряду с этим культура межнационального коммуникативного взаимодействия должна помочь людям не ущемлять, не обижать и не оскорблять чувства и права других народов.

♦ Культура межнационального общения, в свою очередь, является особым видом культуры представителей разных национальностей, характеризующегося взаимодействием национальных культур, которые проявляются в национальном личностном самосознании, терпении, тактичности и устремленности к межнациональной гармонии во всех сферах.

Понятие толерантности является одним из центральных понятий, которое характеризует суть культуры межнационального коммуникативного взаимодействия. Толерантность дословно означает терпение. В современном мире толерантность понимается в качестве одной из причин конструктивной коммуникации между людьми абсолютно во всех областях социальной жизни. Она призвана выступать в качестве норм гражданского общества. Однако при этом толерантность также рассматривается и как целостное самовыражение личности, которое проявляется в позитивной взаимосвязи членов социума, на основе сохранения индивидуальных черт каждого индивида, взаимного уважения и равенства сторон.

Толерантность межэтнического характера понимается намного глубже, чем просто приемлемое отношение к индивидам, которые представляют различные этнические группы. Суть данного понятия содержит в себе принципы духовности, нравственности, общечеловеческой морали, которые выражаются в уважении и непременном соблюдении прав и свобод всех наций, в понимании единства и общей взаимосвязи различных этнических культур, в глубоком познании культуры своего народа и других, особенно тех, с которыми непосредственно осуществляется взаимодействие.

Сформировать культуру межнационального коммуникативного взаимодействия – это означает решить несколько задач, а именно:

  • воспитание уважения к представителю любой национальности, национальной культуре и достоинству;
  • формирование бережного и уважительного отношения к национальным эмоциональным переживаниям, чувствам и достоинству любого индивида, вне зависимости от его национальной или расовой принадлежности;
  • воспитание толерантности, патриотизма и гражданственности.

Таким образом, культура педагогического общения, деловых коммуникаций, межнационального и межличностного общения облагораживает личность человека. В основе культуры коммуникативных взаимодействий всех видов и направленностей лежит доброта, духовность и нравственность.

Человек - продукт социализации и прежде всего человек становится человеком благодаря общению. Человечество знает немало примеров, когда ребенок, попадая в раннем возрасте в среду животных, выживала, но не становилась человеком в полном смысле этого слова. Причина - отсутствие возможности подражать и, особенно, общаться с людьми. Итак, общение имеет огромное значение как для становления человека, так и для ее дальнейшей жизни в обществе.

Главная особенность общения - взаимодействие. Процесс общения охватывает социальное взаимодействие членов общества - их совместной деятельности, интеракции и собственно коммуникацию. Упорядоченность достигается с помощью правил и норм, регулирующих характер общения в зависимости от его целей и средств. Общаясь, люди должны считаться с социальными нормами, обычаями, традициями, существующими в данном обществе, коллективе.

От того, как люди разговаривают между собой, зависит настроение, состояние нервной системы, благополучия и спокойствие в семьях, коллективах. Наконец, от манеры общения во многом зависит успех в работе.

Обладая нормами культуры общения, человек сможет избежать многих проблем, конфликтов, скорее достигнет жизненных целей.

Культура общения... О ней говорят во все эпохи. И каждая эпоха развития человечества производит свои нормы, традиции, национальное своеобразие культуры коммуникации между людьми.

Культура общения является составной частью культуры человека. Для нее характерна нормативность, которая определяет, как должны общаться люди в определенном обществе, в конкретной ситуации.

Культура человеческого общения - это часть общей нравственной культуры личности. Отсутствие культуры общения - свидетельство бездуховности человека. Еще мудрый Эзоп доказал, что наше слово - это лучшее, что есть в распоряжении человека, и хуже, чем она обладает.

Сейчас проблема культуры общения приобретает большое значение. Происходит становление Украины как самостоятельного государства, интенсивно развиваются международные и межличностные связи с различными странами мира. Учитывая, это определяющей становится для нашего общества проблема умение общаться как на официальном, деловом, так и на бытовом уровне.

Сейчас важно заложить основы культуры общения в нашем обществе в соответствии со временем, в котором мы живем, к нашей истории, к духовно-творческого потенциала украинского народа.

На наш взгляд, этой проблеме уделяется неоправданно мало внимания как в образовательно-воспитательных заведениях, так и в государстве в целом. Средства массовой информации, имея огромные возможности формировать вкус к настоящей высокой культуры взаимоотношений между людьми, пренебрегают этой возможностью.

Киноэкраны и экраны телевизоров заполонили третьесортные боевики, и на зрителя льются грубые слова, отвратительные выражения. Это не может не беспокоить общество. Ведь если человек - продукт социализации, то огромный смысл для становления личности в том, какой именно опыт (традиции, обычаи, нормы) передает общество своим поколением.

Традиции, обычаи украинского народа высоки и духовно богаты. Однако если не давать надлежащей оценки разгула антикультуры, то она начинает восприниматься как норма. Именно так воспринимается низкая культура общения между людьми в общественных местах, в семьях. Грубость, отсутствие уважения и внимания к человеку нарушает принцип человечности как наиболее желаемой нормы взаимоотношений между людьми, вызывает общий негативизм и разрушает духовную сферу человеческих взаимоотношений.

Если мы хотим построить цивилизованное государство, то должны стремиться к цивилизации, а первым проявлением этого является культура общения.

Семья, учебно-воспитательные и культурно-просветительные учреждения должны, формируя личность, развивать в ней такие морально-психологические качества:

Человечность;

Внимательность;

Отзывчивость;

Умение видеть моральную сторону своих и чужих действий и поступков;

Выдержка;

Владение собой;

Способность сдерживать негативные эмоции;

Умение слушать другого человека;

Способность предвидеть возможные последствия своих слов, действий, поступков.

Вся система отношений человека к другим людям реализуется в общении. Понятие общения является одним из центральных в системе психологического знания. Социальная функция общения заключается в том, что оно выступает средством передачи общественного опыта. Общаясь, люди могут обмениваться мнениями, опытом, интересами, чувствами и т. В общении человек формируется и самоопределяется, проявляет свои индивидуальные особенности. Результат общения - налаживание определенных отношений с другими людьми. Благодаря общению осуществляется интеграция людей, вырабатываются нормы поведения, взаимодействия.

Связь людей в процессе общения является условием существования группы как целостной системы. Общение координирует совместные действия людей и удовлетворяет потребность в психологическом контакте.

Культура общения в узком смысле - это сумма приобретенных человеком знаний, умений и навыков общаться, которые созданы, приняты и реализуются в конкретном обществе на определенном этапе его развития.

Культура общения зависит и от личности, ее качеств. Может ли считаться культурной человек, который ведет себя высокомерно, высокомерно, не интересуется мнением других, говорит только сама, не давая возможности высказаться собеседникам, презрительно относится к другим? Конечно нет. Культурный человек должен быть спокойным, уравновешенным, знать что, где и как сказать.

Исследователи считают, что общение - это своеобразный театр, где есть пьеса определенного содержания, актер, исполняющий конкретную роль, и зритель, который воспринимает эту пьесу и эту роль. А потом зритель выступает как актер и хочет, чтобы его также восприняли как личность. К тому же зритель в обоих случаях является активной стороной.

Чтобы овладеть культурой общения, специалист должен иметь элементарные знания по психологии, стыки общения, уметь применять на практике коммуникативные установки.

Что же такое установка?

Установка - это состояние готовности индивида или группы определенным образом (положительно или отрицательно) реагировать на объекты (или субъекты) и влияние. Разновидностью социальных установок являются коммуникативные установки. Они очень важны для формирования культуры общения, поскольку помогают установить контакт между собеседниками, подготовить их к положительному восприятию информации, преодолеть безразлично негативное отношение к тем или иным идеям, людям, ситуаций.

Установки под влиянием общения с разными людьми возникают, изменяются и исчезают.

Может во время общения друг собеседник повлиять на коммуникативные установки других? Так, может, но он должен показать характер, положительную или отрицательную моральную направленность этих установок. Только после этого можно формировать новые или закреплять те, что есть, их реконструировать.

В подобных ситуациях ученые советуют вести себя так:

Если строишь необходимую установку, будь первым;

Чтобы закрепить эту установку, подавай ее в новой форме или контексте;

Если хочешь реконструировать установки, не действий прямо, а начинай с согласия ".

Высокий уровень культуры общения, по мнению ученых, создают компоненты:

Коммуникативные установки, которые "включают" механизмы общения;

Этические нормы общения, принятые в данном обществе; психология общения (категории, закономерности, механизмы восприятия и понимания друг друга)

Умение применять эти знания с учетом ситуации, в соответствии с нормами морали конкретного общества и общечеловеческих ценностей.

Схематично культуру общения в широком смысле эти самые исследователи предлагают изобразить так:

где КУ - коммуникативные установки; 3 - знания по этике и психологии общения; В - умение применять эти знания на практике.

Итак, культура общения - это целостная система, состоящая из взаимосвязанных моральных и психологических компонентов, каждый из которых вносит свое в характеристику целого.

Ученые отмечают, что эта система реализуется в определенных условиях, ведь поведение человека меняется в зависимости от ситуации. Одни и те же черты характера проявляются по-разному: человек бывает честным в одной ситуации и нечестной в другой (это зависит от внешнего окружения, его воздействия на человека. Это окружение - люди с которыми он живет, учится, отдыхает, работает. Всех их человек отражает в психике, на каждого эмоционально отзывается. В зависимости от того, как ближайшее окружение удовлетворяет потребности человека, оказывается ее реагирования на близких. Иногда вежливая, доброжелательная и терпеливая на работе человек в домашнем окружении есть тираном. А случается и наоборот. Настоящий уровень культуры общения такого человека низкий).

Большое значение для каждого человека имеет процесс приспособления к окружению, в котором придется работать (от адаптации нового человека в коллективе зависит производительность его труда). На западе в компаниях, которых волнует процесс быстрого приспособления человека к новому коллективу, создана специальная служба человеческих отношений и специальные программы профориентации и информации, где говорится о том, как служащие должны общаться между собой и с клиентами, чтобы поддерживать высокий имидж корпорации.

Культура поведения и общения человека зависит от того:

Что происходит в мире;

Законы принимает парламент;

Как повышаются цены на товары и продукты питания и т.д. Растревоженная этими событиями человек может свое недовольство,

раздражение "выливать" на других.

Из истории культуры общения

Наши предки любили общаться. По свидетельствам Геродота (V в. До н. Э.), Они при свете костра "говорили сказку", "баял басню", то есть проводили время, общаясь. Интересно свидетельство того, что уже в древние времена люди могли находить общий язык, решая через вече важные государственные дела («Велесова книга, или" Скрижали бытия украинского народа »). Такие общепринятые сейчас нормы морали как уважение к старшим, взаимопомощь, храбрость, честность берут начало с тех давних времен. О культуре общения писали первый митрополит Киевской Руси Иларион, оратор и мыслитель Кирилл Туровский.

Заботился о культуре общения и этикет князь Владимир Мономах. В своем "Наставлении" он советовал "... иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую, соблюдать слово Господне... при старших молчать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать, без лукавого умысла беседуя, а побольше вдумываться, а не неистовствовать словом, не осуждать речью, немного смеяться, стыдиться старших... вести себя благочестиво, научить... глазами управлению, языке содержанию, ума смирению, телу пидкорянню, мысли чистоту соблюдать, побуждая себя к добрых дел...; не забывайте того Доброго, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь...; одного человека не пропустите, а не поздравив ее и не подарив ей доброе слово... ". "Правильная жизнь" человека, по его мнению, достигается ее "добрыми делами".

В XVII в. в Украине большое влияние на человека и его культуру общения с другими людьми имели центры духовной культуры и духовные лица - мыслители, а также первые центры образования и культуры (Львовская братская школа и Острожская греко-славяно-латинская школа, Киево-Могилянская академия) .

В Киево-Могилянской академии работали выдающиеся воспитатели и мыслители, которые учили учеников культуре общения. По их мнению, путь к успеху в общении лежит через познание себя и другого, из-за использования этических норм и правил, которые свойственны только гуманном обществу.

Феофан Прокопович - ученый, писатель, оратор Киево-Могилянской академии в своем "Духовном регламенте" критиковал "князей церкви" за их злоупотребления и нарушения нравственных основ ритуала. Он считал, что только с помощью этики, искусства слова и искусства общения можно влиять на людей и убеждать их.

В книге "Риторика" (раздел "О чувствах") подчеркивал, что нужно применять этические правила и нормы поведения в сочетании с требованиями психологии и риторики. Особое внимание он обращал на такие чувства, как любовь, радость, гнев, печаль, страх, возмущение в человеческих отношениях. Ф. Прокопович считал, что нужно уметь волновать людей (для этого надо использовать сильные эмоции, величественные способы изложения своих чувств) приносить удовольствие (для этого необходимо принимать красивые способы изложения мысли; ум идти поучать.

Ф. Прокопович следуя античными риторами - Аристотелем, Цицероном, пришел к выводу, что "словесное выражение (еиосигио) заключается в том, чтобы отборных словам и изысканными формами предложений оформить тот материал, который мы талантливо подобрали и рассудительно разместили в определенном порядке", потому что без этого "слабеют чувства, застывают доводы, сухой становится амплификация, тупеют остроты, а не улыбаются тонкости и шутки, вся речь становится ослабели и скучной и как ползает по земле, и, что больше, даже кажется мертвой".

Его мысли о стиле сосредоточены в специальной четвертой книге - "О лингвостилистические оформления речей" и рассеяны по всей большой работе "Риторика".

Ф. Прокопович последовательно и разносторонне скрупулезно формирует учение о стиле, не забывая ни о достоинствах (признаки и преимущества) стиля, ни о его недостатках.

Отметим, что для ораторского мастерства важным является умение оратора придерживаться соответствия между стилем, предметом (темой) и время. Для хорошего стиля существенным признаком должно быть соответствие между словесным выражением, предметом речи, ситуацией, чувствами оратора и настроениями слушателей. Это поможет оратору общаться с аудиторией.

Этот принцип соответствия сформировался еще в античной культуре (как проявление концепции общей и абсолютной красоты).

Главными признаками стиля должны быть правильность и ясность. По мнению Ф. Прокоповича, речи можно составлять и произносить не только на латыни, но и живым народным языком, соблюдая правильности и чистоты, принимая ту живую произношение, которой пользуется большинство и зарождающейся в центре народа, ибо "каждый язык портится от соседства с другими "2.

Феофан Прокопович считал, что несоответствие между содержанием и формой речи порождает недостатки стиля и лишает его чистоты и ясности и тех признаков, которые являются основными для стиля. Ученый считал, что всем, кто выступает перед людьми, общаясь с ними, нужно стараться избегать недостатков стиля, среди которых он выделил несколько, в частности:

Холодный стиль - это тот, в котором нет живого смысла, мнение мертва, а есть многословие, не имеет души.

Чрезмерный (надутый, высокопарный) - стиль, в котором накоплен излишне средств образности.

Лженаслидувальний стиль - неуместно подражания (подобная чьей речи форма, а содержание другой) или чрезмерное подражание (до мелочей).

Поэтический стиль является недостатком практической, консультационной речи, но он уместен в творчестве и в близких отношениях между людьми, в общении с Богом.

Сухой стиль, простой стиль становится недостатком речи, когда говорит о бедности мыслей, содержания предмета, мыслей оратора, неумение и отсутствие подготовки, однако он уместен в официальных деловых отношениях.

Шаткий, неуверенный, неорганизованный стиль свидетельствует либо о низкой культуре оратора, или о равнодушии, невнимание.

Школьный стиль характеризуется соблюдением всех требований школьной риторики. Он может восприниматься как недостаток в устах опытного, искусного оратора, от которого ждут оригинального, авторского стиля.

Хлоп рыбий стиль - это неуместно, без необходимости использования привлекательных средств с целью похвастаться.

Эмоциональный стиль (парентирс) как недостаток воспринимают тогда, когда он касается незначительных, не стоящих таких эмоций тем.

На самом же деле эмоциям и чувствам и способам возбуждения их у слушателей Ф. Прокопович придавал большое значение. Он разделил все эмоции и чувства на те, которые связаны со стремлением человека к чему-то, и те, которые связаны с предотвращением чего-то. К первым относятся приятные: любовь, желание, надежда, радость, радость, удовольствие, уверенность, тревога, беспокойство; ко вторым - неприятные: ненависть, страх, гнев, возмущение, отчаяние, грусть, стыд, сочувствие.

Описывая природу каждого из чувств, насколько позволяла тогдашняя наука о человеке, Ф. Прокопович рассуждал, как эти чувства и эмоции можно вызвать и как можно их сдержать, подавить.

Умение шутить - это природный дар оратора и его иронический тип рассуждения. Оказывается он через языковые средства. Следовательно, на них надо обратить внимание. Ф. Прокопович советует использовать такие языковые источники шуток: полисемию (использовать переносные значения слов, противопоставлять их) паронимия (употреблять близкие по звучанию слова, остроумно подменять их) этимологию (раскрывать смешные этимологии, особенно имен) сравнения (для сравнения несравнимое) персонификацию (оживлять то, что таковым не может восприниматься) гиперболу (значительно преувеличивать) аллюзию (делать намеки) сочинения (фиктивное, но правдоподобное) и др.

В общении люди должны использовать, по мнению Ф. Прокоповича, слова волшебные, благозвучные, приятные, образные и весомы. Волшебные и образные слова - это слова с переносным значением, они освежает зрение и мысль, потому что берут свое значение от хороших вещей: света, солнца, звезд, хорошей погоды, блеска, украшений и т. Легкие, приятные, благозвучные слова - это те, что состоят из удачного сочетания хороших звуков, их звучание напоминает шум воды "всплывает ласково по склонам". Весомые слова - это те, что выделяются и убедительно впечатляют.

Общаясь, надо избегать:

а) совпадения одинаковых гласных и согласных на границе слов;

б) повторений одних и тех же слов;

в) одинаковых падежных окончаний;

г) слишком длинных и однотипных предложений; г) скопление равносложным слов;

д) стихосложения в прозе, так ритм прозы должен быть свой, а не виршовий2.

Феофан Прокопович разработал эпистолярия, сам был большим мастером этого жанра. Он разделял письма по родам и жанрам на совещательные (советы, поощрения, просьбы, утешения), судебные (обвинение, оправдание, защита, жалоба с угрозой, иск с обвинением) и показательные (сообщения, оповещения, шуточные и остроумные письма). Он рекомендовал писать краткое введение к письму, четкое изложение и выводы. Стиль письма, по его мнению, должны быть не ораторский, а исторический, следовательно, спокойный, рассудительный.

Ф. Прокопович описал все виды судебных, совещательных, похвальных речей, которые были распространены и актуальны в тогдашнем обществе, все его рекомендации и риторические советы направлены на достижение эффективности речей. Для Ф. Прокоповича основным критерием их оценки была эффективность.

Критически оценивал и М. Сумцов достижения риторов академий, считая, что они учили учеников формы, а не содержания, учили заискивания, тщеславия и высокомерия.

Многие идеи и конкретных разработок Ф. Прокоповича безымянно воплотились следующими учеными, но многие из них еще ждут своих исследователей и последователей великого ритора Украины.

Григорий Сковорода - философ и поэт читал курс "христианской благотворительности" (христианский этикет). Ритуальные нормы и правила, по его убеждению, приносят пользу обществу и человеку тогда, когда они опираются на добродетель. Общаясь с другими, каждый человек сможет реализовать свои природные дарования в новом обществе, которое можно построить только с помощью образования и самопознания, культуры.

По показаниям Георгия Канского (книга "История Русов") 1, Богдан Хмельницкий праздник оберегал нравственные ценности: права, культуру и народные обычаи. Это было для гетмана святым.

Этикет существовал в школе во времена М. Драгоманова. В своих воспоминаниях "Два учителя" он описывает правила поведения и общения учащихся между собой и с учителем. Особым уважением пользовались учителя, гуманно относились к ученикам, способствовали развитию их интеллекта и культуры.

Общение как феномен фундаментально не исследовался вплоть до начала XX века, изучались отдельные составляющие этого феномена.

Роль общения исследованы Д. Карнеги ", который разработал практические советы о том, как улучшать общение и завоевывать себе друзей. Эти советы и сегодня помогают деловым людям наладить отношения с другими коммуникантами. Но они, по мнению многих ученых не раскрывают этической и психологической структуры общения, приводят к манипулированию людьми, а это противоречит требованиям гуманистической этики и психологии.

Э.Шостром считает, что на самом деле на высоком уровне культуры общаются актуал и пробки - люди, которые имеют гуманные мотивы общения и относятся к партнерам как к равным себе.

В 20-30-е годы XX века ученые подчеркивали, что нравственные ценности и нормы общения формируются под влиянием высших, в том числе религиозных, ценностей или отвечают традициям, обычаям и ритуалам своего общества.

В это время школа "человеческих отношений", созданная на Западе, активно изучала человеческие отношения, поведение человека в той или иной ситуации.

Широко разрабатываются проблемы общения: отношения человека с другими людьми, общечеловеческое начало в морали, добро, честь, долг, вина, стыд и т.д. - качества, присущие всем людям; человек как абсолютная ценность, психологические аспекты общения, проблемы семьи, предотвращения конфликтов и решения их, проведения переговоров и улучшения межличностных отношений, общения во взаимосвязи с различными видами деятельности, деловое общение. Все исследования направлены на то, чтобы достичь эффективности в профессиональной деятельности.

80-е годы XX века ознаменованы тем, что многие зарубежные теоретики свои исследования посвятили культуре общения - важной составляющей в борьбе за успех в бизнесе. Ли Якокка в работе "Карьера менеджера" отмечает, что общение - - это лучший способ направить энергию людей на достижение поставленной цели.

В конце 60-х - начале 70-х годов ученые изучали изменения поведения людей в зависимости от ситуаций, анализировали вербальные и невербальные средства общения, как целенаправленное воздействие рассматривали прикладные аспекты общения.

Как комплексный феномен изучают культуру общения сейчас. Актуальными для ученых есть проблемы средств коммуникации, особенности контакта, коммуникативные действия, технологии взаимодействия в конфликтных ситуациях и во время переговоров, коммуникативные технологии в деятельности имиджмейкеров, кризисникив, пресс-секретарей, рекламистов, специалистов (Г. Почепцов), проблемы коммуникативной этики (нем. философ Апель).

В последние годы исследования проблемы культуры общения приобретает принципиально новых признаков. Изучение этих феноменов становится системным.

В Украине за последние десятилетия XX века проведено исследование различных аспектов общения, в частности:

Общение как система (теоретические исследования общения и практическое обучение формам и методам повышения уровня культуры общения);

Этические и психологические компоненты общения, их влияние на развитие психики и формирования личности;

Трудности, мешающие людям понимать друг друга, действовать сообща;

Влияние принятых в обществе моральных норм и правил на общение и поведение людей;

Средства общения;

Способы влияния людей как во время совместной деятельности, так и в межличностных отношениях;

Особенности монологической и диалогического общения;

Проблемы делового общения в Украине (середина 70-х лет);

Культура общения (80-е годы)

Каждый человек должен стремиться, самоудосконалюючись, повышать свою культуру, культурно общаться с другими людьми. Этим самым она приумножать добытое многими поколениями наших предков.

Вопросы и Задания для (шюконт ^ оль

Задание 1. Запишите высказывания известных ученых о культуре общения. Как вы понимаете их слова?

Задание 2. Ответьте на вопросы.

1. Что влияет на характер общения?

2. Как вы понимаете понятие культура человеческого общения?

3. Что, по вашему мнению, влияет на выработку навыков культуры общения у студентов?

4. Какие морально-психологические качества должны воспитывать у ребенка семья, школа, вуз? Почему?

5. Что означает понятие культура общения в широком и узком смыслах?

6. Объясните, как вы понимаете выражение "уметь применять на практике коммуникативные установки".

7. Как можно закрепить ту или иную коммуникативную установку?

8. Какие компоненты создают высокий уровень культуры? Почему?

Задание 3. Запишите, как схематично обозначают культуру общения. Объясните запись.

Задание 4. Расскажите об истории формирования культуры общения.

Задача 5. Ответьте на вопросы.

1. От чего зависит культура поведения и общения человека?

2. Как заботился о культуре общения князь Владимир Мономах? Назовите его труда.

3. Какие советы Феофана Прокоповича по общению вам запомнились?

4. Почему Сковорода отстаивал ритуальные нормы и правила?

5. Как относился к моральным ценностям Богдан Хмельницкий?

Общение - неотъемлемый элемент культуры, отвечающий фундаментальным потребностям человека. Генезис и эволюция феномена общения обусловлены как био-психологическими, так и социальнокультурными условиями: необходимостью постоянного обмена информацией, а также энергией эмоционального взаимовлияния субъектов.

Под общением возможно понимать взаимодействие людей, в рамках какой-то общности, к которой они принадлежат, при условии хотя бы частичной согласованности их действий (Э. В. Соколов). Общение не может быть односторонним. Так, невозможно подлинное (а не воображаемое) общение с дикими животными, неодушевленными предметами,

Сущность общения двойственна. С одной стороны, оно имеет целью объединение себе подобных, усиление какой-либо социальнокультурной общности за счет индивидов. С другой - оно направлено на обособление в рамках данного сообщества, индивидуальное развитие и обогащение (материальное, духовное, физическое) за счет энергии общности.

Общение и коммуникация тесно взаимосвязаны. Но не тождественны.

Отечественный культуролог М. С. Каган, исходя из диалогического понимания культуры, считал , что общение отличается от коммуникации по таким признакам:

  • - общение является связью равных - партнеров, стремящихся к совместной выработке информации, тогда как коммуникация есть процесс, предполагающий функциональное неравенство сторон: одна из них отправитель сообщения - коммуникатор, адресант, другая - получатель послания, адресат;
  • - общение имеет своей целью общность , а коммуникация - передачу информации (или обмен информацией, когда есть и обратная связь). Коммуникация по природе своей монологична, а общение - диалогично, поэтому законом коммуникации является убывание информации в канале связи, а законом общения - возрастание информации, обогащающий духовный мир обоих партнеров («обоих» в простейшей модели «Я» и «Ты», а в принципе же бесконечного множества партнеров);
  • - общение возможно лишь при свободном вхождении в него участников, а коммуникация отличается тем, что общество обязывает принять и усвоить ту информацию, которая передается, например, в школе, в средствах массовой информации, программируя необходимый с его точки зрения объем знаний и проектов, которые должен усвоить каждый член общества;
  • - акт коммуникации безличен - послание отправляется всем и все адресаты должны одинаково принять, понять и усвоить его содержание. Общение же интенсионально: диалог предполагает ощущение индивидуальности партнера и ориентацию высказывания на его характер, на его тезаурс, на его мировоззрение, на его отношение.

Таким образом, общение становится способом приобщения к ценностям другого , оказываясь основным способом формирования и развития мировоззрения личности, ее системы ценностей.

Диалог ^льтур, о котором шла речь выше, представляет собой коммуникацию, которая в то же время проявляет себя как общение.

Принципы общения распространяются на связь человека с природой, со всем окружающим миром: это оказывается возможным благодаря действию воображения, наделяющего объекты человеческими свойствами , позволяющего человеку вступать в воображаемое общение, мысленный диалог с окружающим миром. Такое общение с природой и вещами имеет огромное культурное значение, начиная с древнейшей мифо-обрядовой форм культуры и кончая современным нравственно-эстетическим отношение к природе.

Особым видом общения является восприятие произведений искусства.

Важнейшая ценность общения обусловлена тем, что биологически, социально и психологически отдельный человек не вполне завершен, он не воплощает в себе всех родовых и общественных качеств. Личность может жить лишь в обществе, в культурной среде, представителями которой выступают другие люди. Именно общение, а не изолированное существование является истиной стихией человеческой жизни. Общение является существенной стороной культурного развития, важнейшей человеческой потребностью.

Общение имеет культурный смысл и осуществляется в различных культурных формах.

Рассмотрение форм общения на уровне универсальной человеческой потребности и способности предполагает наряду с изучением общих, инвариантных его закономерностей учет особенностей, свойствен н ых тем ил и и н ы м кул ьтурам.

Формы общения, принятые у того или иного народа, являются неотъемлемой частью его культуры. В формах повседневного поведения культурное своеобразие проявляется особенно ярко, оно выражается, например, в таких аспектах общения, как мимика, жесты, этикет.

Тип общности, ее система и нормы обусловливают качество, границы и основной смысл общения. Его специфичность связана с эт- нонациональными, религиозными и общекультурными традициями, особенностями социальной истории И другими факторами.

В общения ярко воплощается (маркируется) принадлежность к той или иной социокультурной или социально-демографической группе. Культурные различия социальных групп, стиль жизни (этосы) той или иной общественной группы - аристократический, буржуазный, богемный и прочие - реализуются в том числе и особенностях общения. Половая (гендерная) и возрастная принадлежность накладывают отпечаток на поведение личности в процессе общения, на манеру общения. Во всех культурах существуют различия в женской и мужской манере поведения, в особенностях общения разных возрастных групп. Субкультуры обладают специфическими чертами общения в рамках какой-либо общекультурной традиции: салонное общение во французской культуре XVIII в., специфические черты общения в современной молодежной тусовки и пр.

Изучая процесс общения в различных культурах, можно выделить три характерных типа общения: традиционный, функционально-ролевой и личностный.

Традиционный тип общения характерен для традиционных культур, небольших общин. Его главный смысл состоит в поддержании определенной структуры взаимоотношений, в психологической сплоченности. Функционально-ролевой тип общения развивается в условиях городской культуры, в сфере экономических, политических, деловых отношений. Он является безличным и специализированным. Он предполагает наличие множества градаций в личностных отношениях (например, правила делового общения). Чем интенсивнее, сложнее функционально-ролевая деятельность, тем меньше остается места спонтанности в общении. Личностный тип общения развивается прежде всего внутри семьи, в небольших дружеских общностях, между любящими людьми. Это общение ма- лоформализованно, спонтанно, оно требует эмоциональной вовлеченности.

Существуют также различные специальные виды общения: производственное, деловое, семейное, игровое, просветительное и многие другие.

Средства осуществления общения (приемы, способы) являются важнейшими «маркерами» и достижениями культуры. Хотя некоторые из них опираются на биологические предпосылки, они являются продуктами культурно-творческой и преобразовательной деятельности человека. Главным инструментом общения является язык. Язык - система символов и знаков, обладающей внутренней структурой (комплексом устойчивых отношений), правилами образования, осмысления и употребления его элементов, служащая для коммуникативных и трансляционных процессов, формируется и существует только во взаимодействии людей, в общении. Язык - ключевой элемент социализации, аккультурации.

Важным моментом функционирования языка, условием общения, является понимание. При общении неизбежно присутствует опасность неадекватности понимания обусловленная различием индивидуального опыта, сложностями кросскультурного взаимодействия, моментом интерпретации, что приводит к искажению смысла, непониманию.

Важнейшими знаками для человека являются слова. Общение, осуществляемое при помощи слов, называют вербальным, в отличие от невербального, в котором средствами передачи информации являются несловесные знаки (поза, жест, мимика, интонация и т. п.). Именно в словесном языке человеческая сущность общения реализуется наиболее полно. Богатый, хорошо развитый язык включает в себя большое число различных вариантов речи. Язык бытового и делового общения людей - это живая устная, звучащая речь. В живой диалогической речи активную роль играет внутренняя форма слова , с его ассоциативной изобразительностью, эмоциональной экспрессивностью. Не все знаки общения являются искусственно созданными продуктами культуры. Некоторые из них являются вроде бы естественными проявлениями организма (например, покраснение лица, слезы). В культуре, однако, развились ценностные смыслы, культурные значения этих знаков. Культура наложила отпечаток на проявление непроизвольных эмоций: так, существует ограничение на зевание, гримасы и другие мимические действия: В каждой культуре существует система условных знаков для обозначения различных эмоций: рукоплескание (аплодисменты) служит для выражения восторга у европейцев, свист - того же чувства у американцев и т. п., хлопание руками - в Китае признак горя и разочарования.

Невербальные компоненты дополняют смысловое содержание высказывания. Они также позволяют судить о самом человеке, о его состоянии в данный момент, его глубинных психофизиологических качествах. Поза, жест, мимики содержат послания, которые необходимо учитывать в процессе общения. Энергичное рукопожатие политика, кокетливое поглаживание запястья и потряхивание волосами у женщин, грозное выпячивание груди и сжатые кулаки в момент угрозы у мужчины - все это различные элементы невербального языка общения.

Пластика тела отражает не только сведения о характере человека, но и культурные нормы, освоенные в процессе социализации. В русской дворянской культуре много внимания уделялось воспитанию культуры тела и движения, выработке осанки. Выворотные позиции ног, принятые в классической хореографии, в XVII в. были знаком принадлежности к французской аристократии Весь облик человека в целом - физические данные, костюм, прическа - является важнейшим компонентом языка общения.

В современных концепциях теории и практики общения активно используется такое понятие, как имидж. Имидж (image) (от лат. imago) - изображение, подобие. В современной культуре слово image имеет множество значений и оттенков. Это не только традиционно отмечаемые образ, изображение, но и такие значения, как олицетворение, представление (о чем-либо), репутация, престиж и т. д. Важно отметить, что такое словосочетание, используемое в англоязычной литературе, как imagebulding, в смысле «создание репутации», «лица», больше соответствуют современному пониманию имиджа. Другой взгляд на сущность имиджа состоит в акцентировании его символического характера. Картины мира организуются с помощью символов и человеческие существа живут одновременно в двух средах - естественном окружении и окружении символическом. Роль символизации в ходе формирования имиджа Несомненна. В невербальном общении существенную роль играют также различные артефакты, предметы, выполняющие знаковую и символическую функцию.

Существуют специально созданные языки невербального общения, так, например, существовал язык веера и язык цветов в культуре галантного века.

В процессе социализации человек овладевает языком, моделями поведения, нормами и правилами общения, узнает культурные идеалы. Это овладение полезными сведениями формирует культуру личности, в том числе и культуру общения. Естественный процесс социализации дополняется воспитанием. Огромную роль в воспитании культуры общения в традиционных культурах играли религия, обряды, закреплявшие социально одобряемое поведение, культурная трансляция образцов поведения. В ситуации современной глобализирующейся культуры и активной межкультурной коммуникации особое значение приобретает развитие культуры общения.

Культура общения - это настроенность его участников на взаимопонимание, взаимочувствование, сопереживание и владение культурными формами физического и духовного взаимодействия с другими людьми.

Понятие культуры общения можно рассматривать в широком смысле как принадлежность к тем или иным типам культур и культурно-историческим формам и в более узком - как овладение определенными коммуникативными навыками, направленными на достижение эффективности общения. В гуманистическом смысле культура общения выражается в его нравственной результативности, в благоприятном воздействии на духовный мир личности, в позитивном влиянии на ее личностное развитие.

Культура общения личности выражает аксиологический (ценностный) аспект личностного развития. Он включает наличие развитых коммуникативных навыков - знаний, умений, а также высокие нравственные установки общения.

В современной культурной ситуации воспитанию подлинной культуры общения противостоит мощная индустрия различных тренингов, направленных на развитие коммуникативных способностей, имеющих практические, прикладные цели, зачастую сводящиеся к манипуляции людьми. Безусловно, овладение коммуникативными технологиями с целью манипулирования другими, рассматриваемыми не как субъект общения, а как объект воздействия, не дает оснований говорить о наличии у данного человека развитой культуры общения.

Важнейшим компонентом культуры общения является этикет.

  • См.: Каган М. С. Мир общения. М., 1993.

Дать определение понятию «общение» сложно. Проблема определения данного термина всегда оставалась актуальной, во второй половине XX века она еще более актуализировалась, и появились десятки определений понятия «общение».

«Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности» – так определяют общение психологи А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский.

Совместная деятельность в общении протекает в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм, принятых в том или ином обществе. Как любая сфера жизнедеятельности людей, процесс общения регулируется определенными нормами и правилами. Известная русская пословица гласит: «По одежке встречают – по уму провожают». Эта народная мудрость недвусмысленно указывает на то, что одно из превалирующих мест в обществе занимает именно культура общения, которой, к сожалению, сегодня мало кто обладает, особенно молодое поколение.

В общении закреплено определенное отражение социальных норм, усвоенных индивидом в обществе посредством литературы, произведений искусства, средств массовой коммуникации, социальной среды, уровня образования.

На определение уровня культуры общения влияет ряд факторов:

– социальный статус;

– особенности партнера по общению;

– ситуация;

– национальные традиции.

Существуют общепризнанные принципы культуры общения :

Под этическим аспектом культуры общения, общепринятыми нормами общения понимается речевой этикет. К нему относятся речевые формулы обращения, приветствия, просьбы, вопросы, благодарности, поздравления, обращение на «ты» и «вы», выбор полного или сокращенного имени.

Особенностью русского языка является наличие в нем двух местоимений – «ты» и «вы». Выбор той или иной формы зависит от социального положения собеседников, характера их отношений, от официальности обстановки.

В официальной обстановке, когда в разговоре принимают участие несколько лиц, русский речевой этикет рекомендует даже с хорошо знакомыми людьми, с которыми установлены дружеские отношения, разговаривать на «вы».

Культура общения состоит из 3-х основных речевых формул:

1-й этап: начало общения.

Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства.

Этикет в данном случае предписывает следующие обращения:

– Разрешите с Вами познакомиться.

– Я хотел бы с Вами познакомиться.

– Позвольте с Вами познакомиться.

– Давайте познакомимся.

Встречи знакомых людей начинаются с приветствия. Первым приветствует:

– мужчина женщину;

– молодой человек более пожилого;

– человек, занимающий более низкую ступень в общественной иерархии, того, кто находится на более высокой ступени.

Наиболее часто употребляемые приветствия: «Здравствуйте», «Доброе утро» (принято говорить до 12.00), «Добрый день» (до 18.00), «Добрый вечер» (после 18.00).

Существуют также приветствия, которые подчеркивают радость общения, радость от встречи:

– Очень рад Вас видеть.

– Добро пожаловать.

2-й этап: основная часть общения. Он начинается после приветствия, когда завязывается разговор в зависимости от ситуации: торжественной, скорбной, рабочей, деловой и т.д.

Для каждой ситуации в процессе разговора этикетом предусмотрены определенные фразы, например:

Торжественные ситуации:

– Примите наши самые теплые (горячие) поздравления!

– Горячо поздравляем!

– Скорбные ситуации:

– Разрешите (позвольте) выразить Вам мои глубокие (искренние) соболезнования.

Большое значение имеют в общении комплименты. Когда вы произносите их, лучше быть корректным и ненавязчивым:

– Вы хорошо (превосходно, великолепно) выглядите.

– Вы так обаятельны.

– Вы отличный специалист.

Услышав комплимент в свой адрес, покажите, что вам это приятно и вы цените доброе к себе отношение. Не следует кокетничать и оспаривать похвалу, к чему бы она ни относилась.

Поток неловких любезностей в вашу сторону лучше остановить как можно раньше, спокойно, негромко, но достаточно категорично, не вдаваясь в дискуссию.

Тема общения.

Для общения необходима общая тема разговора. Если человек начитан, эрудирован, то для него это не представит особой проблемы. Но при этом необходимо выполнять ряд этических требований:

– не рассказывать о своих личных делах;

– говорить мало или не говорить совсем о делах своих близких;

– если вам навязывают сплетни, лучше отвечать: «Полагаю, что нас это не касается». Если сплетничают о вас, не следует вовсе обращать на это внимания. Объяснения, опровержения, особенно «на всякий случай», никогда себя не оправдывают;

– не рассказывайте в обществе малознакомых людей сенсационных, но недостоверных новостей;

– невежливо говорить в обществе намеками, понятными лишь части присутствующих. Если общество насчитывает менее семи человек, необходимо поощрять общий разговор, а не частные беседы по отдельности;

– не говорите на иностранном языке в присутствии людей, которые им не владеют;

– некрасиво перебивать, когда кто-нибудь говорит, особенно если это человек преклонного возраста;

– не следует подсказывать слова рассказчику, заканчивать за него фразу и тем более вслух исправлять стилистические ошибки. Не исправляйте публично чье-либо неправильно произнесенное иностранное слово;

– опасной темой является возраст. В обществе пожилых людей, говоря о ком-то другом, не стоит говорить «Он уже старый» или «Ну в этом возрасте…». Вообще интересоваться возрастом другого не следует;

– не следует спрашивать профессионального совета у врача или юриста, которого случайно встретили в гостях, на улице или в транспорте;

– некрасиво постоянно жаловаться на неудачи, а также на физические недостатки.

– редко привлекает к себе симпатии человек, повествующий в обществе о своих успехах, высоких качествах, талантах.

Обращение.

В культуре общения немаловажную роль играет обращение людей друг к другу. Обращение используется на любом этапе общения. Но до конца формулы обращения не установлены и вызывают разногласия и различные толкования.

По этикету не принято начинать обращение к человеку со слов: «женщина», «мужчина», «девушка», «бабуся» и т. д.

В среде государственных служащих, бизнесменов нормой становится обращение «господин», «госпожа» в сочетании с фамилией, должностью, званием.

Обращение «товарищ» продолжают использовать военнослужащие, члены левых партий, а также многие заводские и фабричные коллективы.

Ученые, преподаватели, врачи, юристы отдают предпочтение обращению «коллеги», «друзья».

У старшего поколения встречается обращение «уважаемый».

К незнакомому человеку предпочтительней обращаться, используя этикетные формулы:

– Будьте любезны.

– Будьте добры.

– Извините.

– Простите.

Если мы узнаем имя человека, то его надо всегда употреблять при обращении. Чем чаще мы произносим имя адресата, тем больше приятных ассоциаций вызываем у него.

3 этап: конец общения. Используются речевые формулы расставания:

– Всего Вам доброго.

– Разрешите проститься, попрощаться.

– Надеюсь на скорую встречу.

– До свидания.

Таким образом, о культуре общения следует говорить как о важнейшем достижении человеческой культуры, цель которого – облагораживание человека, в его основе лежат доброта и нравственность.

Что такое культура общения? Это многоуровневое понятие, которое включает в себя большой спектр нормативных актов, приемов и механизмов, методов коммуникации и их правил, и тем самым влияет на качественную характеристику и уровень совершенства общения индивидуума.

Культура общения является также достаточно важным жизненным инструментом. Именно она позволяет субъекту не перемещать возникающие конфликтные настрои из профессионально-деятельной сферы жизни в личную эмоционально-волевую, что уже может прямо повлиять на межличностные отношения между участниками деятельности.

Культурность общения делает возможным понимание той или иной позиции оппонента индивидуума, снизить эмоциональное напряжение, ликвидировать неконтролируемый всплеск эмоций во взаимоотношениях в любой сфере жизни.

Речевая культура личности

Значительную роль в формировании и дальнейшем развитии человека как личности играет так называемая речевая культура личности. Отражением речевой культуры является язык и его система, поскольку именно в нем содержится и через него выражается реальная действительность и условия, что окружают индивидуумов, социальное и общественное сознание всех индивидуумов, культурные и национальные ценности, духовный уровень развития, традиции, мировоззрение.

Иными словами, язык – это практически хранилище всех культурных ценностей. Данную функцию она выполняет с помощью составляющих ее различных компонентов, таких как лексические и грамматические особенности, специфика устной и письменной манеры речи, фольклорные произведения вроде поговорок и пословиц.

Помимо этого, речь как таковая служит отображением развитости мыслительной деятельности, культурного и интеллектуального воспитания индивидуума. Также она представляет собой один из самых основных аспектов способности познать окружающую действительность, регуляции деятельности человека в социуме.

Более того, речь – это практически единственный, максимально оптимальный и эффективный вариант среди всех методов коммуникации, который для современного человечества является способом регуляции совместной целенаправленной деятельности. При чем это не зависит от того, в какой сфере жизни осуществляется данная деятельность.

Значимость понятия культуры общения для любого человека невозможно преувеличить. Именно благодаря ей осуществляется, в частности, познание различных профессиональных умений и навыков, происходит социальная адаптация в целом, культурное и всестороннее развитие, простейшее взаимодействие с другими людьми.

Способность индивидуумов к коммуникации являет собой не только важную эмоционально-психологическую и социальную связь, но также универсальный метод создания канала для обмена информацией разной степени важности. Результатом любой речевой деятельности субъекта принято считать текст, который и составляет выраженную информацию в устном или письменном виде.

Разумеется, эффективность выражения информации таким образом, а также возможность ее адекватного восприятия, зависит от ряда характеристик. К ним относят целостность текста, наличие определенной смысловой нагрузки, а также общая связность. Также большое значение имеет понятие о качестве речи индивидуума, которая играет большую роль в характеристике его речевой культуры.

Специалистами принято выделать культуру речи общественную, то есть общесоциальную, и сугубо индивидуальную. Что касается индивидуальной речи, то она является уникальной для каждого субъекта, а ее качество напрямую основывается на общем уровне эрудиции и развития данного человека в методах вербальной коммуникации. При этом индивидуальная речь одновременно является главным критерием выражения человеком его опыта и умений в рамках вербальной коммуникации.

Также стоит отметить, что индивидуальная речевая культура заимствует определенные положения из общесоциальной, перенимая часть некоторых штампов, феноменов, устоявшихся традиций. Вместе с тем индивидуальная культура речи в большей степени уникальна и разнообразна, в отличие от социальной. С данной позиции общественная вербальная культура рассматривается как своеобразная копилка. Она представляет собой отбор и хранение наилучших, то есть прижившихся в социуме, вербальных шаблонов, приемов, речевых оборотов и феноменов. Вместе с тем именно она содействует формированию понятия литературной классики и норм социального общения.

Таким образом, рассматривая общение посредством речи с точки зрения психологии, можно прийти к выводу, что оно является одной из множества психических форм человеческой деятельности. Коммуникация как таковая не является всего лишь взаимодействием между двумя личностями, ведь в ней также отображаются различные уникальные свойства психики каждого из участников общения, особенности их уникального темперамента, другие психотипические черты.

Более того, важно отметить тот факт, что личность любого человека получает мощный толчок к развитию исключительно в результате и взаимодействия с другими индивидуумами. Это подразумевает факт важности воспитания культуры речи. Данное воспитание заключается в грамотном овладении родным языком, обучение различным нормам, совершенствование культурных познаний и красноречия путем простого вербального контакта с людьми.

Воспитание культуры общения

Следует отметить, что в прогрессивном обществе воспитание культуры общения занимает одно из главенствующих положений в воспитании ребенка вообще, как в семье, так и в любой другой педагогической практике. В частности, именно грамотная культура воспитательного общения призвана сформировать у ребенка теорию и практику основ общей культуры коммуникации.

Не менее важно умение грамотно и правильно выстраивать свою речь со стороны родителей, поскольку именно их пример межличностной деятельности, взаимодействия с окружающими людьми, выстраивания личностной речи, позволит развить в ребенке те качества, благодаря которым можно будет привить ему определенные культурные ценности в общении.

Выделяют целый ряд различного рода приоритетов, целей и задач, которые стоят в основе воспитания и формирования культуры речи.

Все они рассматриваются с точки зрения актуальности выработки следующих важных для индивидуума качеств:

  • Общительность как уникальная и устойчивая черта характера человека. Его склонность к взаимодействию с другими субъектами, активному обмену информацией.
  • Достаточно высокий уровень сугубо личных отношений.
  • Высокий уровень развития взаимоотношений в той или иной группе людей.
  • Эффективный уровень развития совместной деятельности в любой сфере жизни, например, профессиональной.
  • Повышение уровня академической успеваемости, что также заключается в повышении активности деятельности в обществе.
  • Развитие адаптивных способностей к разного рода деятельности и переключения между ними, например, игровой, учебной, трудовой.

Таким образом, культура речи и ее воспитание – это достаточно глубокий и многоуровневый процесс. Он включает в себе развитие отношений во всех сферах жизнедеятельности индивидуума, удовлетворение потребности в совместной деятельности, что сопровождается постоянным обменом информацией, создание некоторой единой системы и концепции общения и обмена сообщениями, а также достаточно выраженное, непрерывное восприятие и постижение другого человека.