Биография. Легендарный архитектор анри ван де вельде - лидер бельгийского модерна Хенри ван де вельде его работы модерн

Адриан ван де Вельде (Adriaen van de Velde) (1636 г., Амстердам — январь 1672 г., там же) — нидерландский художник и гравёр, принадлежит к известной нидерландской семье художников ван де Вельде, сын Виллема ван де Вельде Старшего и брат Виллема ван де Вельде Младшего и Эсайаса ван де Велде.

В историю искусства Адриан ван де Велде вошел как яркий представитель голландской живописи XVII в. Творчество художника отличал универсализм. Он работал как офортист, писал пейзажи, портреты, картины на мифологические и религиозные темы, нередко писал фигуры в композициях других голландских мастеров. Однако известность Адриан ван де Велде приобрел прежде всего как пейзажист.

Adr. van den Velde. Illustration from Part 3 of Arnold Houbraken"s Schouburg (1721)

Точная дата его рождения неизвестна, но сохранилась дата его крещения в церкви Оуде Керк — 30 ноября 1636 г. Адриан учился живописи у своего отца. Он обнаружил способности к рисованию и живописи в годы первой молодости и на четырнадцатом году уже гравировал. Если эти первые его гравюры несовершенны, то впоследствии он выполнял их очень хорошо. По протекции отца Адриан переехал в Харлем и учился у Яна Вийнантса и . Помимо них на становление художника оказал влияние Филипс Воуверман , но в его произведениях больше естественности и простоты, свободного демократизма образов.

Вернувшись в родной город, Адриан работал некоторое время в мастерской Карела Дюжардена , а потом стал свободным художником. В 21 год он женился на Марии Аудекерк.

В пейзажах Велде главную роль играют дали, почва, облака — во всем воздушная перспектива; но он не изображал леса по преимуществу. Фигуры его картин поставлены или приведены в движение всегда правильно, написаны чрезвычайно колоритно и составили ему такую известность между его современниками, что почти все тогдашние пейзажисты принуждены были обращаться к нему за помощью в этом отношении. Фигурки кисти Адриана ван де Велде встречаются в пейзажах его учителя Яна Вийнантса , у Яна Хаккерта , Яна ван дер Хейдена , Якоба Рёйсдала и Мейндерта Хоббемы ; эти фигурки обыкновенно были подчинены главному настроению пейзажа, чего нельзя сказать про многих других художников (напр. Берхема) того времени, писавших фигуры для пейзажистов. По значению фигур некоторые картины Адриана ван де Велде могут быть отнесены к разряду бытовых.

Для его живописи также характерны свежесть и яркость цветовых решений. При этом пейзажи художника отличают изысканная нарядность, приукрашенность (облагороженность) изображаемого, придающие им своеобразную идилличность. Таковы его картины "Ферма", "Коровы на пастбище" (Картинная галерея, Дрезден), "Пейзаж со стадом коров" (1671. Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Романтичностью наполнены морские пейзажи А. ван де Велде. Среди них одно из самых известных произведений художника - "Берег моря в Схевенингене" (1658. Картинная галерея, Кассель). Другие известные произведения: "Аллегория". 1663. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва; "Охота". ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

Адриан ван де Велде писал иногда картины религиозного содержания, напр. "Снятие со креста" (Амстердам), которые показывают, что его талант имел бы возможность развиться и в этом отношении, если бы его не остановила преждевременная смерть

Адриан ван де Вельде умер в возрасте 35 лет в 1672 г. Его погребение состоялось 21 января на кладбище церкви Неуве-Керк в Амстердаме. Несмотря на короткий творческий путь Адриану удалось создать собственный неповторимый стиль. Сохранилось около 400 картин художника.



Hilly landscape with high road (Rijksmuseum , Amsterdam)



Winter scene with a group of golfers on a frozen river (1654-1672, Manchester City Art Gallery)


Коза и козленок. (1655-72, National Gallery , London)


A Farm with a Dead Tree (1658, National Gallery , London)


Школа верховой езды (ок.1658, North Carolina Museum of Art , Raleigh)


Cattle and Goats in a Meadow (1658, Частная коллекция)


Опушка леса (1658, National Gallery , London)

Коровы на пастбище (1658, Berlin - Gemäldegalerie)


Песчаное побережье в Схевенинге. (1658, Картинная галерея. Кассель)


Дюны в Схевенингене (ок.1659, Indianapolis Museum of Art , Indiana)


Carriage on the Beach at Scheveningen (1660, Лувр , Париж)


Остановка в пути (1660, Эрмитаж , С.-Петербург)


A Landscape with a Farm by a Stream (1661, National Gallery , London)


Landscape in summer (ок.1661, Museum Bredius , Netherlands)


Peasants with Cattle fording a Stream (ок.1662, National Gallery , London)


Горный пейзаж с крупным рогатым скотом (1663, Rijksmuseum , Amsterdam)


Animals near a Building (1663, National Gallery , London)


Спящие пастухи Sleeping Shepherds (1663, Cleveland Museum of Art , Ohio)


Arcadian landscape with resting herdsmen and cattle (1664, Rijksmuseum , Amsterdam)


Pastoral Landscape with Ruins, (1664, Art Institute of Chicago)


Landschaft mit Herde und Hirten (1664, Kunsthistorisches Museum Wien, Gemäldegalerie)


Landscape with cattle and figures (1664, Fitzwilliam Museum at the University of Cambridge)


Animals by the River (1664, Лувр, Париж)


Strandgezicht (1665, Mauritshuis Royal Picture Gallery , The Hague)


Моление о чаше (1665, Частная коллекция)


Milking a Cow (1666, Частная коллекция)


Cattle in a field, a village beyond a wood (Norwich Museums , England)


Haymakers Resting in a Field


The Farm (1666, Staatliche Museen, Berlin)


Паром (1666, Rijksmuseum , Amsterdam)


Семейный портрет в пейзаже. (1667, Rijksmuseum Amsterdam)

Благовещение (1667, Rijksmuseum Amsterdam)


Св. Иероним (Pommersfelden, Schloss Weißenstein)


Frozen Canal with Skaters and Hockey Players (1668, Лувр, Париж)


Golfers on the Ice near Haarlem (1668, National Gallery , London)


Развлечения на льду (1669,Gemldegalerie,Dresden, Germany)


The hunting party (1669,

Анри ван де Вельде (1863-1957) - многогранный мастер из Бельгии, проживший долгие 94 года, в течение которых успешно работал художником, графиком, мебельщиком, дизайнером и архитектором. А ещё не стоит забывать о его музыкальных, литераторских и педагогических талантах. Ван де Вельде стоял у истоков немецкого Веркбунда (1907), долгие годы работая преподавателем и воспитывая поколение дизайнеров «нового стиля».

Его собственный особняк «Блуменверф» (1895-96) в Уккеле близ Брюсселя является одним из первых примеров ар-нуво, где все детали, в том числе одежда хозяина и хозяйки, тщательно прорисованы в новом для того времени стиле.

BERLOGOS приводит выдержки из высказываний ван де Вельде разных лет, характеризующие его как пылкого пропагандиста «нового стиля», сторонника индивидуального подхода к дизайну с отказом от тех традиций, которые не несут смысл, и противника стандартизации и унификации художественной промышленности.

Красота обладает властью над любой деятельностью . Над самой низменной, равно как и над самой возвышенной. Красота вовлекает в свою сферу все виды деятельности, все ранее неизвестные виды продукции. Она пронизывает их, преобразует сама себя с их помощью, воплощается в них или одухотворяется ими - смотря по тому, идёт ли речь о создании наших рук или нашего ума. (1895)

Каждый художник - пламенный индивидуалист , свободный, независимый творец; добровольно он никогда не подчинится дисциплине, которая навязывает ему какой-нибудь тип или канон. (1914)

Галерея «Арнольд» в Дрездене, 1905

Если промышленности снова удастся сплавить стремящиеся разойтись искусства, то мы будем радоваться и благодарить её за это. Обусловленные ею преобразования — не что иное, как естественное развитие материалов и средств выразительности различных областей искусства и приспособление к требованиям современности. (1895)

Промышленность приобщила металлические конструкции и даже индустриальное строительство к искусству. Она возвела инженера в ранг художника и обогатила искусство, включив в его сферу то, что подразумевается теперь под широким понятием «прикладные искусства». (1895)

Холл музея прикладного искусства в Дрездене, 1906

В противовес прежней традиции я признаю ядром всех художественных устремлений нашей эпохи страстную жажду новой гармонии и новой эстетической ясности. Следуя этому устремлению, я провозглашаю для прикладного искусства единственный действенный, на мой взгляд, принцип конструирования, который распространяю на зодчество, домашнюю обстановку, одежду и украшения. Я стараюсь изгнать из декоративного искусства всё, что его унижает, делает бессмысленным, и вместо старой символики, утратившей всякую эффективность, я хочу утвердить новую и столь же непреходящую красоту. (1901)

Офис компании «Гаванский Табак» в Берлине, 1899

Пришло время, когда стала очевидной задача освобождения всех предметов обихода от орнаментов , лишённых всякого смысла, не имеющих никакого права на существование и, следовательно, лишённых подлинной красоты… Часть этого пути нами уже пройдена; эти стремления и породили ту английскую мебель, которая появилась со времен . Мы счастливы, что были этому свидетелями; у нас поднимается настроение, как у выздоравливающего, когда видим, что стулу, креслу или шкафу возвращены присущие им формы и внешний облик… [Раньше] платье и книги хранили в шкафах, похожих на храмы уменьшенных размеров, ходили по коврам, напоминавшим собой огромные охапки цветов, в которых можно было утонуть по колено, или изображавших озеро с плавающими лебедями, в котором, если бы мы имели дело с реальными вещами, следовало бы утопить всю нашу лживость и наше ничтожество. (1901)

К абинет в Мюнхене , 1899

«Мода» утеряла свое прозвище , как только фабриканты стали её почитателями. (1901)

Из глубокого чувства преклонения перед природой и природными силами древние превращали в деревья колонны, которые служили всего только опорами для покрытия; их листва обобщалась в небольшом числе листьев, образующих капитель. (1901)

Необычайная красота, присущая творениям инженеров , состоит как раз в том, что она так же мало осознает себя, как в своё время - красота готических соборов. (1901)

Из совокупности предметов нашей обстановки мы бессознательно черпаем нервные силы, так же как бессознательно теряем их, находясь в интерьере, лишённом единства, - в интерьере, где тысячи элементов сталкиваются и противоречат друг другу, а их разбросанность и взаимное несоответствие обнаруживают, чей вкус служил мерилом для подбора данной обстановки. (1901)

Архив Ницше в Веймаре, комната для чтения, 1903

Как только люди узнают, откуда может прийти к ним пластическая красота и кто способен принести им ее, они будут чтить инженеров, как ныне чтят поэтов, живописцев и скульпторов и как прежде чтили архитекторов. Но их уважение к зодчим будет поколеблено, потому что они признают, что архитекторы никак не участвовали в возрождении красоты предметов обихода. (1901)

Инженеры стоят на пороге нового стиля , в основу которого заложены принципы логики. (1902)

Разум и его порождение, логика - вот те немногие основы, на которых возникали старые стили, и мы на них же хотим утвердить стиль нашего времени. (1902)

Характер моих трудов в области прикладного искусства определяется следующим: быть разумным и выражать это художественными средствами… Моя цель выше простых поисков нового; речь идёт об основаниях, на которых мы строим свою работу и хотим утвердить новый стиль. (1902)

Анри ван де Вельде в мастерской в Веймаре с проектом здания пастората в Риге

Я считаю моральным всё, что соответствует природе вещей и естественным событиям; я утверждаю, что всё в природе стремится к апогею силы, здоровья и счастья, а всё, что от этого стремления отклоняется, я называю аморальным. (1902)

Всякий раз, когда архитектура достигала совершенства форм и их воплощения, ослабевала благая черта её духа, а именно - подчинение чисто логическому мышлению, которому одному она обязана своим совершенством. (1902)

Как только откроют, что красота дерева как материала состоит в его слоистости и деликатности форм, то немедленно перестанут покрывать орнаментами гладкие поверхности. (1902)

Задача орнамента в архитектуре представляется мне двоякой. Частично она состоит в том, чтобы зрительно усиливать и выявлять конструкцию, частично же, как я уже заявил по поводу греческого орнамента, - чтобы оживлять игрой светотени слишком равномерно освещённое помещение. (1902)

Я стремлюсь уподобить орнаментику технике . Орнаментика должна руководствоваться теми же законами, которым в своей работе подчиняется инженер. Известная рассудочность и разработка подробностей, характерные для новой архитектуры, должны быть присущими и новой орнаментике… Орнаментика современного здания не может быть такой же, как в древних памятниках. Это относится в равной степени и к нашим жилым домам; их назначение никогда не имело ничего общего с храмом или собором. Из одного лишь духа подражательности мы вечно сохраняли тот же характер орнаментики, несмотря на то, что её символическое значение было полностью утеряно ещё во времена наших предков. (1901)

Отель в Брюсселе, витраж над входной дверью

Линия - это сила, действующая подобно всем элементарным силам; несколько связанных между собой, но отталкивающихся друг от друга линий оказывают такое же действие, как несколько противоположных элементарных сил. Эта истина - решающая, она является фундаментом новой орнаментики, но отнюдь не единственным её принципом. (1902)

Машины исправят впоследствии все причиненные ими беды , искупят все содеянные мерзости. К тому же такие обвинения совершенно необоснованны. Машины одинаково равнодушно творят и прекрасное, и безобразное, и мощные стальные руки начнут создавать прекрасное, как только их станет направлять красота. Однако над ними тяготеет чудовище - алчное своекорыстие промышленников. (1894)

Современная архитектура - это такая архитектура, которая больше заимствует у искусства инженеров, чем у строителей, и чья творческая основа возникает из расчёта сил действия и противодействия. (1902)

То, что на пользу лишь одному , сейчас почти неприменимо, и в будущем обществе почетом будут окружать лишь то, что полезно всем. (1894)

Творчество Анри ван де Вельде - великого родоначальника движения во имя нового возрождения искусств на Европейском континенте - явилось одной из первых стадий того развития, которое привело архитектуру к созданию форм, созвучных нашей эпохе.

Анри ван де Вельде ушел из жизни, когда ему было почти 95 лет - пример творчески жизненной силы, которая в своем расцвете раздвигает и физические, и временные границы, считающиеся нормой для человека. Период, разделяющий современность и эпоху «L’Art Nouveau», по своему содержанию кажется гораздо более долгим, если судить о нем лишь по числу лет. Огромно значение личности, в чьем творчество на протяжении всей жизни столь ярко прослеживается вся многогранность этого замечательного периода.

Уже самые ранние работы ван де Вельде исполнены своеобразной прелести. Ban де Вельде не один создавал новое искусство на его начальном этапе; знакомство с произведениями европейской архитектуры той эпохи позволяет совершить фантастическое путешествие во времени. В обширном творческом наследии архитектуры начала века как бы таятся здания, часто небольшие, в которых удивительным образом на первый план выступает не декоративность форм - самодовлеющая, как считали долгое время, - а нечто более оргапичпое, обладающее и сегодня, как и на том начальном этапе, живым воздействием на человека. Этот этап развития человеческой культуры можно сравнить, например, с эпохой Джотто, с одухотворенной Даптовой атмосферой Проторенессанса.

Нет нужды перечислять здесь все проекты и постройки Анри ван де Вельде, как пет нужды говорить о его вкладе в различные искусства. Достаточно констатировать, что личное влияние Анри ван де Вельде распространилось весьма далеко и на Север, в Финляндии благодаря Слтгурду Фростерусу оно было значительным. Воздействие Фросте руса и Стренгеля на архитектуру, необыкновенно плодотворное и стимулирующее интеллект, можно отнести к заслугам Анри ван де Вельде.

Косвенное значение эпохи Анри ван де Вельде неизмеримо. Возможно, что архитектура в целом носила бы сейчас гораздо более упрощенный характер, если бы Анри ван де Вельде и его эпоха, получив отклик во всей Европе, не направили бы архитектуру по более содержательному пути.

Анри Ван де Вельде, один из основоположников бельгийской ветви "стиля модерн" - "Ар нуво", стоит в ряду крупнейших архитекторов-новаторов рубежа XIX-XX веков. Его творчество, отражая всю сложность этого переходного периода, полно противоречий. Богато одаренный - музыкант, художник, архитектор и литератор, - он соединил в себе талант теоретика, практика и педагога.

Анри Ван де Вельде родился в Антверпене 3 апреля 1863 года. Учился живописи с 1880 по 1882 год в Академии художеств. В 1884- 1885 годах он продолжил учебу в Париже у Карлоса Дюрана. Участвовал в организации художественных групп "Альз ин Кан" и "Независимого искусства". В 1888 году был принят в авангардистское общество "Ле Вингт", где познакомился с П. Гогеном и У. Моррисом.

Моррис оказал большое влияние на Ван де Вельде. Однако в круг источников, формировавших его взгляды, входили произведения философов и литераторов, непосредственно связанных с эстетикой символизма. Среди них называют Ницше, Липпса, Вундта, Ригля, Воррингера, Уайльда, Метерлинка, Д"Ан-нунцио. Не случайно поэтому Ван де Вельде интерпретирует доктрину Морриса в духе идеологии символизма. Это касается, например, важнейшего положения о народных источниках "нового искусства", которое от Морриса было воспринято неоромантическим направлением модерна. Ван де Вельде решительно изменил смысл этого положения. "Художники заблуждались, полагая, что новое искусство можно заимствовать у народа, в то время как его, напротив, надо создавать для народа", - писал он в одной из своих ранних работ.

Действительно, связь с народным творчеством ощущается в практической деятельности Ван де Вельде только через влияние английского "Движения искусств и ремесел". Однако если это влияние и чувствуется в ранних его постройках, то в зрелом творчестве Ван де Вельде оно менее заметно.

Первый период творческой жизни Ван де Вельде - до 1900 года - период творческого самоопределения. Он начал с занятий живописью, отдав дань увлечения импрессионизму и пуантилизму. Войдя в 1889 году в бельгийскую художественную группировку "Группа двадцати", он активно участвовал в ее выставках, где экспонировались крупнейшие живописцы того времени - Моне, Писсарро, Гоген, Ван Гог, Сера, Тулуз-Лотрек.

С начала 1890-х годов он выступал и в печати как художественный обозреватель. С 1893 года Ван де Вельде оставил живопись, увлекся книжной графикой, а затем и прикладным искусством, проектированием мебели. Ван де Вельде создал украшения и мебель для редакций журналов "Новое искусство" Бинга и "Современный дом" Мейера Грефе. На Дрезденской художественной выставке 1897 года он представил ткани, обои, мебель.

В 1894 году Ван де Вельде выполнил первый архитектурный заказ - дом Сете в Дивеге. В 1895-1896 годах он построил собственный особняк "Блуменверф" в Эккле близ Брюсселя, где все детали тщательно прорисованы в "стиле модерн", одним из создателей которого он был. Вилла привлекла всеобщее внимание. Планы и фасад здания прорисованы мастером в соответствии с функциональным назначением, но, вопреки своему же протесту против подражания "стилям прежних эпох", Ван де Вельде много заимствовал от свободной планировки английского коттеджа. Уже в этом здании заметно тяготение Ван де Вельде к рационализму, не получившее, однако, последовательного выражения. Его образ мыслей был связан с немецким романтизмом, он был слишком зависим в своем творчестве от литературы и живописи.

Зрелым мастером Ван де Вельде переехал в 1900 году в Германию. Он совершал длительные лекционные поездки по стране, пропагандируя свои художественные принципы. В 1900-1902 годах он выполнил внутреннюю планировку и отделку интерьеров Фолькванг-музеума в Хагене, создав одно из типичнейших произведений "стиля модерн".

В 1902 году Ван де Вельде переехал в Веймар в качестве советника по делам искусств Великого герцога. Он стал одним из организаторов Верк-бунда и прославился как педагог, основав Высшее техническое училище прикладных искусств. В 1906 году Ван де Вельде построил новое здание школы, свидетельствующее о развитии рационалистической тенденции в его творчестве. Тогда же он построил и собственный дом в Веймаре.

Метод преподавания в училище отличался от традиционного. Отрицалось изучение прежних стилей с целью подражания им. Ученики обучались технике рисунка, изучали цвет как самостоятельную дисциплину и главное внимание уделяли орнаменту, который должен был выражать функциональное назначение и свойства применяемого материала. Работы училища были показаны на выставке Веркбунда в Кельне в 1914 году.

Выступление Ван де Вельде на этом собрании Веркбунда является одним из важнейших документов истории архитектуры модерна. В нем по существу подведены итоги развития линии "ар нуво", которое фактически завершилось выставкой в Кельне. Выступая против типизации и стандартизации, необходимость которых доказывал Герман Мутезиус, Ван де Вельде заявил: "Каждый художник - пламенный индивидуалист, свободный, независимый творец; добровольно он никогда не подчинится дисциплине, которая навязывает ему какой-нибудь тип или канон". Здесь "пламенный индивидуализм", присущий многим представителям символизма, вступает в противоречие с дисциплиной формы - непременным атрибутом всякого стиля. Провозглашая "естественность", "стихийность" основой художественного творчества, Ван де Вельде, по существу, отказывался признать возможность достижения той цели, к которой стремился всю жизнь. Он признал только, что "нечто материально и морально обязательное" создает предпосылки формирования стиля, и отмечает, что "художник охотно подчиняется им и идея нового стиля вдохновляет его сама по себе. Вот уже двадцать лет многие из нас ищут такие формы и декор, которые соответствовали бы нашей эпохе". Однако Ван де Вельде не считал, что эти формы и декор уже найдены. "Мы знаем, - говорил он далее, - что еще многим поколениям предстоит работать над тем, что начали, прежде чем окончательно сформируется облик нового стиля, и что лишь после длительного периода усилий можно будет вести речь о типах и типизации".

Для этой же выставки Ван де Вельде построил театр, использовав новаторские приемы планировки и оборудования сцены в соответствии с поисками молодых режиссеров в области сценического искусства. Несмотря на мастерство прорисовки деталей и единство интерьера, внешнего облика здания и оформления прилегающей территории, Ван де Вельде, использовав мотивы "стиля модерн", уже изжившего себя, не сумел подняться до уровня принципиальной новизны решений лучших построек выставочного комплекса.

Ван де Вельде считал преждевременной коренную ломку архитектуры, которую в это время отстаивали его более радикально настроенные коллеги, так как считал, что еще не подготовлены кадры для воплощения этих идей. Он не примкнул к главному течению в развитии современной архитектуры и не занимался его главными проблемами - градостроительством, принципами формирования пространства и т.д. Он работал только для обеспеченных заказчиков, имевших средства на оплату квалифицированных мастеров-ремесленников.

Покинув Германию в 1917 году, Ван де Вельде недолго работал в Швейцарии и Голландии, а затем вернулся на родину, где продолжал практическую деятельность. Он организовал и с 1926 по 1935 год возглавлял Высший институт декоративного искусства в Брюсселе, развивая идеи, заложенные им в Веймаре.

Высоко ценя в искусстве современность, Ван де Вельде интуитивно, как тонкий художник, чувствовал веяние времени. Это помогло ему создать свое последнее сооружение, временное здание музея Кроллер-Мюллер в Оттерло в Голландии (1937-1954). Простота сооружения функциональна: буквально ничего нет лишнего. Специальные устройства обеспечивают равномерность верхнего света в экспозиционных залах. Четкий график осмотра завершается у сплошь остекленного торца здания, образующего органичный переход к окружающему парку с озером, где продолжается экспозиция скульптур. Это делает музей Кроллер-Мюллер образцом современного музейного здания. Противоречивость творчества Ван де Вельде отражает проект постоянного здания музея - монументальный, архаичный, в духе национально-романтического стиля, который, к счастью, не осуществился.

Творчество Ван де Вельде в основных произведениях демонстративно антитрадиционно и подчеркнуто космополично, что сразу отличает наследие мастера от неоромантического направления модерна. "Моя цель выше простых поисков нового; речь идет об основаниях, на которых мы строим свою работу и хотим утвердить новый стиль", - писал Ван де Вельде.

То, что он соединял проблему стиля с проблемой синтеза искусств, было характерно для эстетики модерна в целом. Особенность позиции Ван де Вельде заключалась в отказе от антииндустриализма неоромантического толка.

Ван де Вельде считал, что промышленность способна привести искусство к синтезу: "Если промышленности снова удастся сплавить стремящиеся разойтись искусства, то мы будем радоваться и благодарить ее за это. Обусловленные ею преобразования - не что иное, как естественное развитие материалов и средств выразительности различных областей искусства и приспособление к требованиям современности".

Современность требовала, по его мнению, создания нового стиля - нового символистического языка художественных форм. "Я стараюсь изгнать из декоративного искусства все, что его унижает, делает бессмысленным; и вместо старой символики, утратившей всякую эффективность, я хочу утвердить новую и столь же непреходящую красоту", - писал Ван де Вельде.

С 1947 года Ван де Вельде поселился в Швейцарии, в Оберегери, где и скончался 25 октября 1957 года в возрасте 94 лет. Последним трудом Ван де Вельде являются его мемуары, в которых он подробно описывает свою творческую жизнь и раскрывает свою теоретическую концепцию.

Адриан ван де Вельде (Adriaen van de Velde) (1636 г., Амстердам - январь 1672 г., там же) - нидерландский художник и гравёр из известной нидерландской семьи художников ван де Вельде; сын Виллема ван де Вельде Старшего и брат Виллема ван де Вельде Младшего.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Точная дата его рождения не известна, но сохранилась дата его крещения в церкви Оуде Керк - 30 ноября 1636 г. Адриан учился живописи у своего отца. По его протекции Адриан переехал в Харлем и учился у Яна Вийнантса и Паулюса Поттера. Помимо них на становление художника оказал влияние Филипс Воуверман.

Вернувшись в родной город, Адриан работал некоторое время в мастерской Карела Дюжардена, а потом стал свободным художником.

В 21 год он женился на Марии Аудекерк. Адриан ван де Вельде работал совместно с другими художниками-пейзажистами, например писал животных и людей на картинах Яна Хаккерта, Яна ван дер Хейдена, Яна Винанта, Якоба Рёйсдала и Мейндерта Хоббемы.

Адриан ван де Вельде умер в возрасте 35 лет в 1672 г. Его погребение состоялось 21 января на кладбище церкви Неуве-Керк в Амстердаме.

Несмотря на короткий творческий путь Адриану удалось создать собственный неповторимый стиль. Сохранилось около 400 картин художника.

ТВОРЧЕСТВО АДРИАНА ВАН ДЕ ВЕЛЬДЕ

В своих ранних работах Адриан ван де Вельде ещё находится под влиянием харлемской школы живописи и её лидеров - Паулюса Поттера и Николаса Берхема.

Пейзажи Адриана ван де Вельде отличаются тщательным выполнением деталей, гармоничностью композиции и контрастными цветовыми решениями.

В пейзаже его наставником был Винантс, в изображении фигур Вуверман, а впоследствии он подвергся сильному влиянию П. Поттера.

Адриан ван де В. превосходно изображал тишину и спокойствие в природе; его картины полны света, даль чрезвычайно воздушна. Живопись его тонка и легка, и хотя во многих картинах краски очень изменились, тем не менее, цена им на распродажах, близких к нашему времени держалась очень высоко и доходила, напр., до 30 и 50 тыс. фр.

Фигуры его картин поставлены или приведены в движение всегда правильно, написаны чрезвычайно колоритно и составили ему такую известность между его современниками, что почти все тогдашние пейзажисты принуждены были обращаться к нему за помощью в этом отношении.


Фигурки кисти Адриана ван де В. встречаются в пейзажах его учителя Винантса, Мушерона, Ван дер Гейде и даже у знаменитых Рюисдаля и Гоббемы; эти фигурки обыкновенно были подчинены главному настроению пейзажа, чего нельзя сказать про многих других художников (напр. Берхема) того времени, писавших фигуры для пейзажистов. По значению фигур некоторые картины Адриана ван де В. могут быть отнесены к разряду бытовых.

Адриан ван де В. писал иногда картины религиозного содержания, напр. «Снятие со креста» (Амстердам), которые показывают, что его талант имел бы возможность развиться и в этом отношении, если бы его не остановила преждевременная смерть.

The Annunciation 1667