Значение слова «читатель. Молодые в культуре Читатель кто

Одним из важнейших жизненных удовольствий, и это признано лучшими людьми разных стран и времен, по-прежнему остается чтение! Поэтому тем, кто хочет знать больше, видеть дальше и жить с удовольствием, я рекомендую читать интересные и увлекательные книги, а их в нашей библиотеке ну очень много. Если быть точным около 200 000 единиц хранения.

Так что, дорогой читатель, не задумываясь, приходи в Юношескую!

А если ты уже являешься нашим постоянным читателем или просто любишь читать, предлагаю этот ТЕСТ:


КАКОЙ Я ЧИТАТЕЛЬ?

Определи сам, какой ты читатель. Для этого прочитай этот тест и поставь рядом с высказываниями знак «+» в том случае, если оно соответствует твоему мнению.

Итак, какой я читатель:

1. Читаю быстро, «проглатываю» книги.
2. Читаю медленно, вчитываясь в каждое слово.
3. Читаю от случая к случаю любые книги, которые попадаются в руки.
4. Читаю с разбором, жалею время на ерунду.
5. Люблю читать для души, а не по указке кого-то.
6. Читаю по необходимости, чтобы выполнить задание.
7. Могу читать в любой обстановке, даже в шумной: увлекаюсь очень.
8. Вникаю в смысл книги только в тихой обстановке и при положительном внутреннем настрое.
9. Книгам не очень доверяю: ведь это вымысел.
10. Верю во все, что в книге происходит.
11. Нет ничего скучнее чтения.
12. Чтение для меня - самое интересное занятие.
13. Я никогда не пытаюсь поставить себя на место героев книг.
14. Читая книгу, я готов мысленно сражаться и переживать за героя, как за себя.
15. Кто написал книгу - для меня не имеет никакого значения.
16. Выбирая книгу и читая, я всегда интересуюсь автором.
17. Я рассуждаю так: книга - книгой, а жизнь - жизнью.
18. Для меня хорошая книга - та же жизнь, которую я открываю и вместе с ней - открываю себя.
19. Чтобы быть читателем, не надо особого таланта - читай и все.
20. Быть хорошим читателем - это способность, которую надо развивать.

А теперь сосчитай количество «+» в четных и нечетных высказываниях.

Если четных плюсов больше, то ты читатель-романтик . Ты способен чужую жизнь почувствовать как свою. Ты способен задуматься не только над книгой, но и над самим собой. Ты открываешь мир книги, а он открывает тебя. Хорошо бы таких читателей было больше.

Если нечетных плюсов больше, то чтение для тебя далеко не на первом месте . Что-то другое занимает тебя больше. Надеюсь, что, читая по необходимости, ты однажды увлечешься книгой и откроешь для себя новый мир образов, в котором захочется побывать вновь и вновь.

Если у тебя равное количество четных и нечетных плюсов, ты читатель по настроению . Иногда ты жадно читаешь все подряд, иногда выбираешь что-то для души, но бывают моменты, когда ты подолгу не берешь книгу в руки. Тебе явно не хватает читающего приятеля, который бы тянул тебя с собой в библиотеку почаще.

ЧИТАТЕЛЬ

чита тель

1) Тот, кто читает, к кому обращен текст, кому предназначено произведение.

2) Посетитель общественной библиотеки, читальни.

Ефремова. Толковый словарь Ефремовой. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЧИТАТЕЛЬ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЧИТАТЕЛЬ в Словаре постмодернизма:
    - адресат текста, т.е. субъект восприятия (понимания, интерпретации, осмысления или конструирования - в зависимости от подхода) его семантики; субъект чтения …
  • ЧИТАТЕЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    журнал еженедельный; в тексте рисунки мод. Издается в Москве с 1899 г. Издатели Д. П. Ефимов и А. С. Сергеев. …
  • ЧИТАТЕЛЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, м. 1. Человек, к-рый занят чтением каких-н. произведений, к к-рому обращены произведения письменности. Внимательный ч. Ч. газет. Отзывы …
  • ЧИТАТЕЛЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? журнал еженедельный; в тексте рисунки мод. Издается в Москве с 1899 г. Издатели Д. П. Ефимов и А. С. …
  • ЧИТАТЕЛЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    чита"тель, чита"тели, чита"теля, чита"телей, чита"телю, чита"телям, чита"теля, чита"телей, чита"телем, чита"телями, чита"теле, …
  • ЧИТАТЕЛЬ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: …
  • ЧИТАТЕЛЬ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: …
  • ЧИТАТЕЛЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    чтец, лектор (ж. род: лектриса). Неточно у Грибоедова: "Я глупостей не …
  • ЧИТАТЕЛЬ в словаре Синонимов русского языка:
    пользователь, посетитель, …
  • ЧИТАТЕЛЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Тот, кто читает, к кому обращен текст, кому предназначено произведение. 2) Посетитель общественной библиотеки, …
  • ЧИТАТЕЛЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    читатель, …
  • ЧИТАТЕЛЬ в Орфографическом словаре:
    чит`атель, …
  • ЧИТАТЕЛЬ в Словаре русского языка Ожегова:
    посетитель общественной библиотеки, читального зала, читальни Зал для читателей. читатель человек, который занят чтением каких-нибудь произведений, к которому обращены произведения …
  • ЧИТАТЕЛЬ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    читателя, м. тот, Кто читает, к кому обращен текст, для кого предназначено данное произведение письменности. Всегда я рад заметить разность …
  • ЧИТАТЕЛЬ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • ЧИТАТЕЛЬ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. 1. Тот, кто читает, к кому обращен текст, кому предназначено произведение. 2. Посетитель общественной библиотеки, …
  • ВЕЛИКАЯ АКАДЕМИЯ - ЖИЗНЬ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-09-06 Time: 05:03:24 Цитаты из диалога В.Быкова — Л.Лазарева «Великая академия — жизнь», 1975 (автор Быков, Василь Владимирович) …
  • ЧТЕНИЕ
    специфическая форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов, одна из основных форм опосредованной коммуникации. Ч. - не одностороннее …
  • НАРРАТИВ в Новейшем философском словаре:
    (англ. и фр. narrative - рассказ, повествование) - понятие философии постмодерна, фиксирующее про-цессуальность самоосуществления как способ бытия текста. Термин заимствован …
  • БОРХЕС в Новейшем философском словаре:
    (Borges) Хорхе Луис (1899-1986) - аргентинский мыслитель и писатель. Классик жанра эссе-новелл. Президент Аргентинского общества писателей (1950). Директор Национальной библиотеки …
  • ТЕЛО в Словаре постмодернизма:
    - термин традиционного эстетического и социо-гуманитарного знания (см. также Телесность), обретающий имманентный категориальный статус в понятийном комплексе философии постмодернизма. В …
  • ТЕКСТ-НАСЛАЖДЕНИЕ в Словаре постмодернизма:
    - понятие постмодернистской текстологии, выражающее видение ею своего объекта как принципиально плюрального и не подлежащего однозначно исчерпывающей интерпретации. Введено Р.Бартом …
  • СМЕРТЬ СУБЪЕКТА в Словаре постмодернизма:
    - метафорический термин для обозначения одного из двух полюсов амбивалентной тенденции размывания определенности субъект-объектной оппозиции в рамках постмодернистской программы преодоления …
  • СМЕРТЬ АВТОРА в Словаре постмодернизма:
    - парадигмальная фигура постмодернистской текстологии, фиксирующая идею самодвижения текста как самодостаточной процедуры смыслопорождения. В аксиологической системе постмодернизма автор символизирует идею …

Как вы понимаете слова М. М. Жванецкого «И только книга деликатна»? Что значит слово «деликатна»? Почему, как вы думаете, Жванецкий так говорит?

Книга лишена всякой наглости, и чтение - дело абсолютно добровольное. Рассмотрим неотъемлемые права читателя, которые выделяет Даниэль Пеннак в своем труде «Как роман».

Право не дочитывать до конца

Выразите свое отношение с данным правам. Как вы их понимаете? Какие из них вызывают у вас отклик?

Подробнее рассмотрим, что стоит за каждым из этих прав.

Мысль, что чтение «воспитывает в человеке человечность», в общем и целом справедлива, несмотря на некоторые досадные исключения. Но остережемся выводить из этой теоремы следствие, согласно которому всякого, кто не читает, надо считать безнадежным. Иначе мы возведем чтение в ранг нравственного долга, и сделаем первый шаг к тому, чтобы судить, к примеру, и о «нравственности» самих книг, попирая еще одну неотъемлемую свободу: свободу творчества. Иными словами, свобода творчества не может уживаться с обязанностью читать.

Право не дочитывать

Книга валится у нас из рук? Пусть валится.

Право перечитывать

Перечитывать то, что с первого раза нас оттолкнуло, перечитывать, ничего не пропуская, перечитывать под другим углом зрения, перечитывать, проверяя свои впечатления… Да, все это мы считаем своим правом.

Но по большей части мы перечитываем просто так, чтобы повторить удовольствие, порадоваться встрече со знакомым, проверить, сохранилась ли прежняя близость.

Хорошее и плохое — на каком-то этапе мы читаем и то, и другое. Мы ищем в книге писателя, ищем творческий почерк; товарищей по играм нам уже мало, мы ищем спутников жизни. Просто анекдота нам уже недостаточно. Пришло время, когда мы требуем от романа чего-то большего, чем мгновенное и безотлагательное удовлетворение жажды острых ощущений.

Задание: выписать тезисы, раскрывающие каждое из прав читателя.

О чем мы говорили сегодня на уроке? Что нового вы узнали?

Какой вывод можно сделать из всего, что мы обсудили?

Что нам поможет стать настоящими читателями, имеющими неотъемлемые права? Уроки литературы в школе.

Спасибо за урок, до встречи.

«Воистину, лучший герой, которого создает великий художник, — это его читатель».

В.Набоков

Идеальный читатель — кто же он: поклонник, верный слушатель, слепо внемлющий строчкам любимого автора, или ученик, внимательно наблюдающий за своим учителем и старающийся во всем ему подражать, в глубине души все равно надеясь превзойти его и все сделать по-своему. Или же идеальный читатель — это критик, перед мнением которого трепещет уже сам писатель: от его решения зависит вся дальнейшая судьба произведения, которая, как показывает история, может продлиться на много веков, вместе с человечеством встречая новые явления, которые преподносит каждая новая эпоха.

Известный во всем мире писатель Владимир Набоков уделял вопросу читательского восприятия особое внимание и неоднократно обращался к нему в своих литературных эссе и лекциях. Поэтому особенно интересным будет рассмотреть вопрос «идеального читателя» на примере данного автора.

Данная проблема также подробно изучена философом и писателем Умберто Эко в работе «Роль читателя. Исследования по семиотике текста». Эко разделяет произведения искусства на «открытые» — зависящие от интерпретации, которую дает им читатель, и «закрытые», в которых возможность трактовки ограничена, автор не требует творчества от зрителя, предлагая ему лишь факты.

Любой писатель, который пишет ради своей идеи, когда не писать он просто не может, рано или поздно задает вопрос: каков образ его идеального читателя? Автор создает произведение, трепетно, аккуратно, по кусочкам собирая его из своих мыслей. Пока книга находится в состоянии эмбриона, она не принадлежит никому, кроме автора, и в ней живет всего-лишь одна история — та, которую он в нее вложил. Но с первым читателем у произведения начинается самостоятельная жизнь.

Открытые произведения нельзя воспринимать буквально. С каждым новым прочтением, история, заложенная автором в фундамент произведения, приобретает новый смысл, новый оттенок, иное значение. Потому что каждый воспринимает ее по-своему: обладая индивидуальными восприятием мира, жизненным опытом и интересами. Произведение искусства способно иметь много различных интерпретаций.

Это как в синестезии — способности некоторых людей непроизвольно смешивать чувственные восприятия. Если для одного синестетика буква А изумрудного цвета, а понедельник пахнет дождем, это не значит, что остальные люди, обладающие такой способностью, будут иметь те же ассоциации. Набоков, сам обладая даром синестетика, прекрасно это понимал.

Автор никогда не сможет стать своим читателем, но он может попытаться сделать так, чтобы именно у достойных, по его мнению, людей оказалась его книга. Только вдумчивый читатель, готовый к головоломкам и играм воображения, которые автор заготовил специально для него, сможет пройти отбор и получить доступ к гению писателя. «Произведение искусства для человека теперь — это тайна, которую надо раскрыть, роль, которую надо исполнить, стимул, который подстегивает воображение».

Особенность Набокова как писателя заключается в том, что он не позволяет своим произведениям плыть по течению. В основе его творчества лежит игра с читателями, позволяющая им самостоятельно додумывать мир, толчок к которому они получают при прочтении и правильном раскрытии загадок, спрятанных в книгах. Его читатель должен любить читать, ему также необходимо обладать развитым воображением. К тому же, что в случае с Набоковым необходимо, иначе механизм взаимопонимания автора и аудитории не запустится, крайне важно обладать хоть какими-то знаниями о жизни и личности самого автора.

Книга - это придуманный мир, и если читатель не готов использовать свое воображение, он не готов и к ее прочтению. Нельзя повлиять на судьбу книги после того, как она уже вышла в свет. Набоков это знал: «Литература — это выдумка. Вымысел есть вымысел. Назвать рассказ правдивым значит оскорбить и искусство, и правду». Поэтому большое внимание он уделил комментариям, предисловиям и послесловиям, а также переводам своих произведений. Если проработать все эти компоненты, до мельчайших деталей продумать, как направить читателя в нужное автору направление, тогда книга сама начнет осуществлять отбор тех, кто ее достоин.

Желание Набокова контролировать дальнейшую судьбу своих произведений можно оценивать и по его привязанности и восхищении своей женой Верой, которая всегда была рядом с писателем, порой даже заменяя его или выполняя за него литературную работу, связанную с переводами и составлением лекций.

«Мы с ней — лучшая для меня читательская аудитория, - утверждал, посмеиваясь, Набоков в 1965 году. — Я бы сказал, главная аудитория». Друзья считали, что иной аудитории, кроме жены, Набокову и не было нужно.

Создавая образ идеального читателя, любой автор будет как можно сильнее приближать его к самому себе, наделяя общими качествами и характеристиками. Потому что именно в этом случае гарантирован успех в восприятии произведения так, как того хочет его создатель. И Набоков в этом не был исключением.

«Настоящий читатель впитывает и воспринимает каждую деталь текста, восхищается тем, чем хотел поразить его автор, сияет от изумительных образов, созданных сочинителем, магом, кудесником, художником».

У. Эко пишет о символах, которые используются в современной литературе как средство «сообщать неопределенное, открытое для постоянно меняющихся реакций и интерпретационных подходов», и приводит в качестве примера «открытые» символы в произведениях Ф. Кафки: за́мок, ожидание, вынесение приговора, метаморфозы. Аналогичные символы можно встретить и в романе Набокова «Приглашение на казнь»: те же за́мок и заключенный, оставленный наедине с вихрем собственных страхов, мыслей и снов.
Данное произведение действительно весьма метафорично и «открыто», и если читатель начнет воспринимать все буквально, он не сможет найти ключ к разгадке авторского замысла.

«Произведение открытое — приглашение, которое дает исполнителю шанс сориентироваться в мире, который всегда пребывает таким, каким его задумывал автор», - считает Эко, что также позволяет провести параллель с вышеупомянутым произведением Набокова.

Немногие писатели открыто ставили своего читателя наравне с героями произведений. Описание же «идеального читателя» - регулярный мотив набоковедения: этот читатель знает, несколько языков и литератур, энтомологию, шахматы, биографию Набокова, точнее, не просто знает, а ради чтения Набокова узнал. А разгадка «подлинного смысла» его книг входит в профессиональные обязанности исследователей.

Роман «Приглашение на казнь» действительно более открыт, в отличие от той же «Лолиты», принесшей Набокову мировую известность и славу. Сравнивая эти два произведения одного автора, хорошо видно, что «Лолита» не требует особой специальной подготовки и комментария, как другие работы Набокова. Впрочем, некая подготовленность все равно нужна: едва ли найдется читатель, способный с первого раза разгадать и оценить его.

«Настоящий писатель, который заставляет планеты вертеться, лепит человека и, пока тот спит, нещадно мнет его ребро, — такой писатель готовыми ценностями не располагает: он должен сам их создать».

Таким образом, можно сказать, что на вопрос, кто появился раньше и кто кого создает в литературном мире: писатель читателя или наоборот, можно найти множество всевозможных ответов. Одно известно наверняка: друг без друга они не смогут существовать. Так, настоящий искренний читатель будет стремиться к автору, а писатель, в свою очередь, будет делать все возможное, чтобы найти своего зрителя и восхитить его своим талантом и глубиной мысли, стараясь уловить в читателе отражение самого себя.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.У. Эко. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. М.: Симпозиум, 2007.
2.С. Шифф. Вера (Миссис Владимир Набоков). М.: Независимая газета, 2002.
3.В. Набоков. Лекции по русской литературе. С-П.: Азбука, 2012.
4.В. Набоков. Лекции по зарубежной литературе. С-П.: Азбука, 2011.
5.В. Набоков. Дар. С-П.: Азбука, 2009.
6.Коммерсантъ — ежедневная общенациональная деловая газета, http://kommersant.ru
7.Российское синестетическое сообщество, http://www.synaesthesia.ru

У. Эко. Роль читателя. Исследования по семиотике текста.-стр.93
В. Набоков. О хороших читателях и хороших писателях.-стр.38
Hughes interview, December 28, 1965.
В. Набоков. Писатели, цензура и читатели в России.-стр.40
У. Эко. Роль читателя. Исследования по семиотике текста.-стр.109
В. Набоков. О хороших читателях и хороших писателях.-стр.34

Ольга Поварова

«12 месяцев для чтения» – так называется блог, который ведет, заместитель директора по работе с читателями череповецкого «Объединения библиотек». Из разговора с ней мы узнаем, чем интересен такой способ продвижения чтения.

Лариса, расскажите о блоге вашей библиотеки.

Всё началось с создания клуба для читающих череповчан «Литературный абонемент» в сентябре 2011 года. После нескольких попыток собрать горожан в библиотеке мы поняли, что мало кто хочет лично общаться по поводу прочитанного. Как раз в этот период очень популярным стало блогерское движение, и мы решили совместить клуб и блог. Никто из коллег блога никогда не вел, поэтому пришлось обратиться к опыту других библиотек. К тому времени уже несколько лет существовали блоги «Библиомания», «Мышь библиотечная», «Библиосейшн». В «Библиомании», блоге методиста Ирины Огневой из Арзамаса, нашлась пошаговая инструкция по созданию библиотечного блога, которой мы и воспользовались. Технически всё оказалось не так сложно: платформа blogger удобна и проста в использовании. А вот с идеей и наполнением блога пришлось повозиться. Повторяться не хотелось – хотелось сделать что-то особенное, чего еще ни у кого не было. Так и родился наш блог «12 месяцев для чтения» .

Наш блог адресован в первую очередь читателям: мы размещаем здесь рецензии и предлагаем книги для чтения. Естественно, всё, о чем мы пишем, нами прочитано. Каждый из библиотекарей – авторов блога имеет свои читательские пристрастия: кто-то увлекается фантастикой, кто-то – историческими произведениями, кто-то интересуется психологией и штудирует экономическую литературу. Поэтому спектр рецензий достаточно большой, хотя и не всеобъемлющий, но мы сознательно ориентируемся на наши личные предпочтения. Невозможно написать о книге хорошо, если тебе вменили в обязанность о ней написать. Пробовали – не получается. Наша основная цель – увлечь книгой читателя, сделать так, чтобы ему захотелось прийти в библиотеку, снять эту книгу с полки, полистать, взять домой и прочитать. Это вообще глобальная цель библиотеки – приучать людей к чтению, давать им понять, что чтение – это не работа, это удовольствие. И, как мне кажется, нам удалось добиться успеха. Посудите сами: просмотров блога за 2 года более 150 000, и в библиотеке стали спрашивать книги, о которых мы пишем. Мы устраиваем на абонементе выставки книг под названием «Блог “12 месяцев для чтения” рекомендует» – книги разлетаются, как горячие пирожки, только успеваем искать на полках дополнительные экземпляры. Еще очень приятно, что нас оценили коллеги. В 2012 году мы заняли первое место во Всероссийском конкурсе библиотечных блогов в номинации «Блог-дебют года». И все члены жюри отметили, что «12 месяцев для чтения» – единственный по-настоящему библиотечный блог: ведь мы пишем о книгах, а не о нашей работе. Диплом и кубок теперь стоят на виду и вдохновляют работников библиотеки.

Череповецкая библиотека подключена к ресурсам «ЛитРес» и «БиблиоРоссика». Почему, с вашей точки зрения, это необходимо современной библиотеке?

Современной библиотеке нельзя без электронных ресурсов. Мы почти год тестировали разные базы и выбрали две, на наш взгляд, наиболее подходящие для наших пользователей. Это очень полезные и очень разные ресурсы: «ЛитРес» – электронная библиотека художественной и научно-популярной литературы, «БиблиоРоссика» – база отраслевой и учебной литературы, которой пользуются в основном студенты, преподаватели, аспиранты. Ресурсы предоставляют для скачивания аудиокниги и электронные версии разных форматов. Здесь представлены и русская литература, и зарубежная, и классика, и новинки. В «БиблиоРоссике» электронная версия книги сделана так, что совпадает с печатной по страницам. Это очень удобно для цитирования при написании исследовательских работ.

Конечно, ничто не заменит бумажную книгу. Но у электронных ресурсов есть свои преимущества. Я, например, уже несколько раз сталкивалась с тем, что школьники охотнее читают книги в электронном формате – вероятно потому, что так объем издания не кажется им столь ужасающим. Кроме того, электронную книгу проще брать с собой и читать, например, в транспорте.

Современный читатель – какой он, на ваш взгляд?

Читатель сегодня самый разный. Кто-то интересуется легким чтением ради развлечения. Кто-то читает исключительно лауреатов литературных премий, иногда даже только потому, что это «модно». Многие спрашивают исторические издания. Нарисовать некий «собирательный образ» нашего читателя довольно трудно. У нас читают люди разных возрастов: от будущих мамочек, которые решают приобщить к литературе еще не родившегося малыша, до пенсионеров, которые любят коротать вечер за книгой. Людей среднего возраста среди наших читателей, к сожалению, меньше. Но это если говорить о тех, кто приходит в библиотеку лично. А вот читателями электронных книг как раз и становятся студенческая молодежь и работающие череповчане, поскольку такой способ выбора книг не требует прихода в библиотеку. Достаточно просто зайти в свой кабинет на электронном ресурсе и заказать нужное издание.