Жизненные принципы Чацкого и Молчалина. Характеристика Молчалина и Чацкого. "Чацкий и Молчалин". План сочинения Отношение чацкого и молчалина к женщинам

Комедия Грибоедова «Горе от ума» является уникаль-ным слепком зарождающейся, но уже непримиримой борь-бы в обществе начала XIX века между передовой, прогрес-сивно мыслящей молодежью и консервативно настроен-ными представителями крепостной старины. Эти два раз-ных общественных лагеря в комедии живописно представ-ляют Чацкий и Молчалин — люди противоположных жиз-ненных позиций, моральных норм, мировоззрения.

Несмотря на глубинную несхожесть, в Молчалине и Чацком можно найти и общие черты, которые и привлек-ли к каждому из них (в разное время) Софью Фамусову. Два этих молодых и неглупых человека связаны с домом Фамусова. Чацкий — сын друга Фамусова, воспитанный в этом доме. В молодом возрасте он покинул Москву, «ума искал», учился, многое увидел и узнал. Молчалин работает секретарем в доме Фамусова, пользуется всеобщей любо-вью и уважением:

По мере я трудов и сил, С тех пор, как числюсь по Архивам, Три награжденья получил.

Но вот автор сводит их в комедии, и мы видим, на-сколько отличаются друг от друга Чацкий и Молчалин, и эту непохожесть не утаить под внешней оболочкой. Само появление этих героев в комедии может поведать о мно-гих чертах их характеров.

Чацкий буквально врывается в сюжет, он горячо влюб-лен и счастлив после долгой разлуки видеть Софью. Ра-дость и энергия так наполняют его, что он не сразу замеча-ет холодность девушки. Молчалин же в комедию входит сперва безмолвным, а после — оправдывающимся и расте-рявшимся. А вскоре мы кое-что узнаем об этих героях посредством их оценки другими действующими лицами, в их речах и поступках.

Как же отзываются о Чацком домочадцы дома Фаму-сова и сам хозяин?

Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий! Остер, умен, красноречив, В друзьях особенно счастлив... ...он малый с головой, И славно пишет, переводит.

Чацкий — дворянин и гордится этим. От окружающих его отличает свободолюбие и независимость взглядов, от-кровенность и прямота высказываний. Целью своей жиз-ни Чацкий видит в служении отечеству, он истинный пат-риот своей родины, однако низкопоклонство, борьба за чины, звания, награды угнетают его и возмущают:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Он готов служить «делу, а не лицам», но в фамусовском обществе это невозможно. Именно независимость суждений, стремление судить о человеке по делам, а не по положению, занимаемому им в обществе, открытость и прямота вызывает по отношению к Чацкому полное непонимание окружающих, агрессию и отторжение с их стороны:

Ах! боже мой! он карбонари! Опасный человек! И знать вас не хочу, разврата не терплю.

А что же Молчалин? Чем он вошел в доверие и завое-вал искреннее уважение тех самых людей, которые так безжалостны к Чацкому?

Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел, При батюшке три года служит, Тот часто без толку сердит, А он безмолвием его обезоружит, От доброты души простит. И между прочим Веселостей искать бы мог; Ничуть: от старичков не ступит за порог.

Немного времени нужно, чтобы понять, что Молчалин полностью принимает законы фамусовского общества и становится незаменимым для него. Он труслив и всегда подчиняет свой образ мыслей тому, что принято в обще-стве:

В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь. Ведь надобно ж зависеть от других.

Самыми главными своими достоинствами Молчалин считает услужливость, умеренность и аккуратность. Льстец, лицемер, подхалим и чинопоклонник, больше всего в жиз-ни он мечтает «дойти до степеней известных», что, скорее всего, сбудется, «ведь нынче любят бессловесных» Расчет-ливый до мелочей, Молчалин всегда может рассчитывать на поддержку и покровительство «сильных мира сего».

Отношения с Софьей сводят Чацкого и Молчалина, бо-лезненно сталкиваются две противоположные позиции. Чацкий безупречно честен и искренен с Софьей и ожидает от нее такой же откровенности. Он не скрывает не только своей радости и счастья, но и недоумения и даже возмуще-ния. Очень скоро он понимает, что нелюбим девушкой, но ему хочется узнать: кто же соперник?

Ах! Софья! Неужели Молчалин избран ей! А чем не муж? Ума в нем только мало; Но чтоб иметь детей, Кому ума недоставало? Услужлив, скромненький, в лице румянец есть. Вот он, на цыпочках, и не богат словами; Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть!

Однако несколько минут общения с этим подленьким и льстивым человеком рассеивают его подозрения:

С такими чувствами, с такой душою Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!

Софья же под влиянием французских романов придер-живается иного мнения. Влюбившись в хитрого и бесчест-ного человека, она не умеет разглядеть истинного лица под маской:

Молчалин за других себя забыть готов, Враг дерзости, — всегда застенчиво, несмело Ночь целую с кем можно так провесть!

А что же Молчалин? Молчалин продвигается по жизни, выполняя заветы отца:

Мне завещал отец: Во первых, угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведется жить. Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла. Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Поэтому Софья для Молчалина — лишь еще одна сту-пенька при покорении служебной лестницы. Без стесне-ния он признается: Материал с сайта

И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека.

Однако это не мешает Молчалину бессовестно заигры-вать с Лизой, с которой он даже не считает нужным скры-вать своей подлой душонки:

Я в Софье Павловне не вижу ничего Завидного...

Узнав об избраннике Софьи, Чацкий не может сдер-жать негодования:

Вот я пожертвован кому! Не знаю, как в себе я бешенство умерил! Глядел, и видел, и не верил!

Но и Софья поражена «кривизной души» бывшего лю-бимого, она в гневе прогоняет его.

В своей комедии Грибоедов создал галерею типичных характеров, которые выходят за исторические рамки эпо-хи и самой пьесы. Чацкий — тип борца, который готов отстаивать свои убеждения в любой ситуации, и даже в случае поражения не изменяет им. Молчалиными же сегодня называют лицемеров и лжецов, подлых карьеристов и низкопоклонников. И в наше время «Молчалины бла-женствуют на свете», но Чацкий — двигатель прогресса, представитель молодой прогрессивной молодежи.

Я думаю, что Грибоедов, изобразив типы Чацкого и Молчалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор, научиться ценить людей по их человеческим достоинствам, а не по маскам, которые они надевают.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • горе от ума характеристика героев чацкий и молчалин
  • чацкий и молчалин как 2 нравственных полюса комедии
  • характеристика молчалина из комедии горе от ума
  • в комедии горе от ума характеристика чацкого
  • сравнение чацкого и молчалина в комедии горе от ума

(379 слов)

В своей комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов отобразил столкновение двух разных мировоззрений, борьбу между консерватизмом и тягой к свободе. Выразителем первой стороны выступает московский «фамусовский» высший свет, в котором вращается Алексей Молчалин, а по ту сторону баррикад находится одинокий в своих убеждениях Александр Чацкий.

По внешним признакам Чацкий и Молчалин практически неотличимы. Молодые люди, дворяне, умны, образованы, интеллигентны. Но на этом сходства заканчиваются. Чацкий — максималист и мечтатель, много лет он путешествовал по миру, расширив свой кругозор. Вернувшись в Россию, он отчётливо видит все её недостатки и проблемы. Взяточничество, кумовство и карьеризм, поразившие всё общество, вызывают в нем неподдельное отвращение. Будучи уверенным в своих силах, он считает, что способен расшевелить это болото, и вступает в жёсткое противостояние сначала с Фамусовым, а потом со всем его окружением.

Молчалин совсем не такой, им руководит лишь желание возвысится над окружающими, и на этом пути герой не останавливается ни перед чем. Если Чацкий пытается изменить, очистить систему, его визави использует пороки и недостатки общества на пользу себе. Подавив свою индивидуальность, он успешно влился в высший свет, где льстит и подлизывается к власть имущим. Когда Александр разносит своих оппонентов в пух и прах гневными монологами, Алексей хранит свои мысли при себе и всецело повинуется общественному мнению. В итоге московская знать отвергла благородного, но чуждого ей просветителя, окрестив его сумасшедшим, в то время как подлый, но обольстительный подхалим был ею всячески обласкан.

Ещё более очевидным различие между ними становится во время их борьбы за сердце Софьи Фамусовой. Чацкий видит в Софье идеал, любовь всей своей жизни, и в этой любви он слеп. До самого конца он не мог понять, что его возлюбленная уже давно стала частью «фамусовского» общества. Своими дерзкими, язвительными комментариями о московской жизни и её нравах Александр настраивает девушку против себя. В итоге она позорит и отвергает его. Другое дело Молчалин, который своей учтивостью и напускной скромностью околдовал Софью Павловну, которая в своём воображении превратила посредственность в героя любовных романов. Для Алексея роман с дочерью начальника -лишь очередной способ подняться выше по социальной лестнице. В его голове господствует один холодный расчёт. К счастью, хоть наш герой и победил оппонента, но и сам был разоблачён и отвергнут.

По итогам борьбы Чацкий потерпел полное поражение, но не сломался и остался верным своим убеждениям. Так Грибоедов выражал надежду на то, что когда-нибудь «Чацкие» победят «Молчалиных».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Через десять лет будет два столетия, как на сценах театров с неизменным успехом идет комедия «Горе от ума». Среди блестящих персонажей, которых изобразил в своем произведении Грибоедов - Чацкий и Молчалин. Именно им посвящается наша статья.

Классик русской литературы начала XIX века был личностью неординарной: блестящим дипломатом «стоящим 20-тысячной армии», одним из самых образованных людей своего времени. Зрителя завораживает созданная драматургом модель аристократического московского общества средней руки. Персонажи грибоедовской комедии - ярки и актуальны.

В частности, концептуальными являются жизненные принципы Чацкого и Молчалина, двух молодых людей 23-х и 24-летнего возраста, начинающих свою социальную жизнь в русском обществе. Принципы первого сводятся к разрушению основ крепостничества. Второй же зациклен на эффективной карьере внутри стабильного государства.

Сравнение Чацкого и Молчалина

Характер социальной активности людей в известной мере определяется их социальным положением. Происхождение Александра Андреевича Чацкого и Алексея Степановича Молчалина - разное. Чацкий - аристократ, он, не находясь на службе, имеет устойчивый источник доходов. Причем не только обеспечивающий «хлебом насущным», но и позволяющий съездить «поучиться уму» в Европу. Жизненные принципы Чацкого и Молчалина являются принципами различных социальных групп: аристократов, презирающих труд и увлеченных французской революцией, и разночинцев, своим трудом добивающихся признания.

Чацкий иронично назван «пламенным пророком»

Приехав на родину, аристократ Чацкий, воодушевленный увиденным европейским прогрессом, по словам Александра Исаевича Солженицына, позиционирует себя со статусом «пламенного пророка», который даже не представляет, как могут быть реализованы в России сформулированные им декларативные принципы.

Фразы Чацкого хлестки и правильны. Александр - утопист и эгоист. Его общение с другими людьми сводится к пламенным монологам и резким парированиям противоположных мнений. Александр Исаевич заметил коммуникативную некомпетентность этого героя Грибоедова, его готовность словами "сечь сплеча" своих оппонентов, причем излишне увлекаясь процессом.

Пушкин, говоря о Чацком, был еще более ироничным - «забавный малый».

Чацкий и Молчалин различное отношение к обществу

В отличие от своего более состоятельного сверстника, Алексей тонко чувствует общество, в котором пребывает. Его такт и услужливость приносят ему социальные бонусы. является больше чем секретарем, фактически - правой рукой Фамусова. Он угождает гостящим в фамусовском доме друзьям своего патрона.

Прав ли Чацкий, клеймящий «двуличного», «пресмыкающегося», «подлого» секретаря? Ведь он даже не пытается понять, что за человек Алексей. Чацкого и Молчалина изобличает две совершенно разные личности, обладающие разным типом ума. Один - ярким, образным, идейным, второй - практическим, хозяйственным. Ведь на самом деле Алексей Степанович Молчалин действует в рамках приличий и толерантности.

В конце концов, им может двигать и благодарность Фамусову - своему благодетелю, человеку, дающему работу и кров. Молчалин не задумывается о вещах (по словам булгаковского профессора Преображенского) «космического масштаба и космической глупости». Он делает больше, чем говорит. Более того, и Чацкого показывает, что первый не только лоялен к обществу, но и является его полезным винтиком. Второго же следует отнести к когорте лишних людей в своем Отечестве, вслед за Евгением Онегиным и Печориным. Он, следуя логике автора произведения, позиционирует себя единственным «умным человеком» среди «дураков».

Жизненные принципы Чацкого и Молчалина - несопоставимы. Идеи первого оторваны от русского бытия, они являются всего лишь общими лозунгами. До их претворения в жизнь - бездна.

Так ли «коварен» Молчалин?

Алексей Молчалин, в отличие от своего оппонента, реально зарабатывает на жизнь службой. Его жизненные правила проверены на практике. Он, работая секретарем, живет в доме своего патрона Павла Афанасьевича Фамусова, фактически осуществляя за него все делопроизводство управляющего казенного места. Другими словами, Молчалин - клерк и бухгалтер. Он дорожит своим местом работы. Так стоит ли его винить за «умеренность и аккуратность»?

Кроме того, молодых людей объединяет любовный конфликт. Чацкому нравится дочь Фамусова, Софья; а она, в свою очередь, симпатизирует Алексею Хлестакову. Жизненные принципы Чацкого и Молчалина различны, в том числе и в отношениях с противоположным полом. Так, Чацкий, мнящий себя идеальным, понятия не имеет относительно причин, остудивших чувство девушки к нему.

Молчалин - «живой», ошибающийся персонаж

Молчалин не находит в себе смелости, чтобы сразу признаться Софье в том, что он ее не любит. В то же время он деликатен в общении с ней и не компрометирует девушку. Грибоедов в образе Молчалина показывает карьериста, не имеющего дворянского звания, однако, прагматичного. Ступенька за ступенькой следует он к достижению выгодного положения в обществе. Молчалины не увлекаются идеями, критикой. Их стихия - ежедневный кропотливый труд.

Грибоедов сводит двух этих персонажей в мировоззренческий конфликт: Чацкий и Молчалин. Ведь они, молодые люди, по мнению автора, будут определять лицо «грядущего века». Впрочем, читатель понимает: секретарь Фамусова вовсе не такой расчетливый монстр, как это высказывает Чацкий. Более того, Алексей действительно растерян - с одной стороны, желая отношений с Лизой, которую любит, а с другой - стараясь быть любезным с дочерью хозяина. Случайно Софья слышит его признание служанке. Чацкому это на руку.

Карьеру Молчалина губит «барская любовь»

Ситуация складывается не в пользу Молчалина. Скорее всего, он потеряет работу секретаря казенного учреждения. Однако ничего предосудительного, по крупному счету, он не сделал. Реакцию же Софьи на услышанное признание можно назвать "бурей в стакане воды". Ей понравился Алексей, и она нафантазировала себе, что он ее любит. Несоответствие же воображения реальности дочь Фамусова представила как низость Молчалина. Чацкий же откровенно злорадствует.

Однако он прекрасно понимает, что его положение в доме Фамусовых достаточно зыбко. Поэтому мудрая фраза, сказанная Лизой, о губительных последствиях для человека простого сословия как «барского гнева», так и «барской любви» - непосредственно касается его. Именно «барская любовь» становится причиной будущего краха его карьеры служащего. Сравнительная и Молчалина, таким образом, показывает, что именно второму присуща коммуникабельность, скромность, самодисциплина, воля.

Очевидно, эти черты и вызвали симпатию Софьи.

Вместо заключения

Чацкий и Молчалин обладают различным типом мышления. Александр Андреевич очень темпераментно высказывает свою мысль, он достаточно ярко обосновывает выбранную позицию, тут же критикует оппонентов и ничего не делает, а потом удаляется с обиженным видом. Стоит вспомнить, что бурный и бесплодный поток мыслей любители русской литературы уже встречали у одного персонажа. Это всем нам знакомый Илья Ильич Обломов.

Конечно, Чацкий - персонаж более динамичный. Однако первый шаг по пути Ильи Ильича он уже сделал - пренебрег работой. Не зря Алексей Молчалин подначивает его на этот счет.

Вместе с тем характеристика Молчалина и Чацкого, данная автором в произведении, дает основание отойти от классической характеристики. И это правильно. Ведь Чацкий - не такой уж и положительный, а Молчалин на поверку - вовсе не потенциальный злодей.

Пьеса «Горе от ума» построена на конфликте одновременно личном и общественном. Общественный конфликт состоит в том, что главный герой не сходится во взглядах на жизнь с обществом. Личная же проблема героя - это неразделенная любовь. Он приезжает из-за границы в надежде увидеть возлюбленную и надеется на взаимность. Но, к сожалению, его место уже занял другой человек.

Чацкий и Молчалин живут в одном городе, в одной стране, они одного возраста и вроде должны быть во многом похожи (все-таки место проживания и общество влияют на человека). Но это не так. Эти два героя так же различны, как, например, огонь и вода. Чацкий «умен, правдив, красноречив». Молчалин же - полная его противоположность. Он лицемер и подхалим. В фамусовском обществе нет людей, к которым он бы ни подлизывался. Молчалин сделает все для того, чтобы заслужить хорошую репутацию. Чацкий хорошо и кратко характеризует этого героя:

Что я, Молчалина глупее? Где он, кстати?

Еще ли не сломил безмолвия печати?

За самого Молчалина говорит его фамилия:

А впрочем, он дойдет до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных.

Молчалин любит во всем «умеренность и аккуратность». Он очень покладист не только с окружением Фамусова, но и с самой Софьей. На ее фоне он смотрится очень бесцветно. Все, что Софья попросит, он, как верный слуга, исполняет.

Чацкий очень часто высказывается о Молчалине, даже в его присутствии. Главный герой не согласен со всем, что делает Молчалин. Александр Андреич говорит по этому поводу:

Молчалин! - Кто другой так мирно все уладит!

Там моську вовремя погладит,

В нем Загорецкий не умрет!..

Чацкий выступает за гласность, а не за безмолвие. Он отказывается вторить мнению старого поколения. Чацкий выступает как представитель будущей России. Молчалин - всего лишь один из представителей фамусовского общества. Его заповеди: «во-первых, угождать всем людям без изъятья» и «в мои лета не должно сметь свои суждения иметь».

Чацкий влюблен в Софью, но, к сожалению, прошлого не вернешь. Но Чацкий, в отличие от Молчалина, любит бескорыстно и искренне.

Отношение к делам и к службе у двух героев тоже различно. Чацкий требует не смешивать «веселье или дурачество с делом». Он никогда не станет преклоняться перед людьми старого порядка: «Служить бы рад - прислуживаться тошно».

Молчалин, следуя своим неизменным традициям, преклоняется перед старшими, что бы они ни утверждали. Конечно, тут не обойтись без подхалимства. У него нет своих мыслей ни в делах, ни в обществе, ни в любви. Он призван подчиняться другим. Чацкий считает так:

Чины людьми даются;

А люди могут обмануться.

Чацкий считает, что и на службе он занимает незаслуженное место.

Но сколько бы в этих двух людях ни было недостатков и достоинств, Чацкие и молчалины никогда не переведутся в обществе. Есть люди, имеющие свое мнение, но, к сожалению, есть и люди, всю жизнь подчиняющиеся другим.

Чацкий и Молчалин герои комедии Грибоедова “ Горе от ума. Они абсолютно разные и по характеру, и по мировоззрению, и по положению в обществе. Молчалин – типичный представитель фамусовской эпохи, олицетворение чинопочитания, лжи, лести, эгоизма, самоунижения в корыстных целях. Чацкий абсолютно противоположен Молчалину. Многие стороны души Грибоедова отразились в образе Чацкого. Он истинный и страстный патриот.

“Не служит, то есть в том он пользы не находит,

Но захотел бы, был бы деловой,

Жаль, очень жаль, он малый с головой.

И славно пишет, переводит”.

Молчалин по натуре тихий и безликий. Главной задачей в жизни ставит сделать себе карьеру и получить высокий чин:

А впрочем, он дойдёт до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных…

Для Молчалина отсутствуют понятия чести и гордости:

В мои лета не должно сметь,

Своё суждение иметь.

Единственным талантом, которым наделил его Грибоедов, является умеренность и аккуратность. Молчалин двуличен.

Чацкий презирает и осуждает “век минувший”. Он уверен, что век нынешний оправдает его надежды и изменит, раскачает, расшевелит заснувшее общество. Чацкого можно рассматривать как человека декабристского склада:

“Кто делу служит, а не лицам…”,“Служить бы рад, прислуживаться тошно”.

Чацкий одинок, у него нет друзей. Человек, которого он любит, относится к нему равнодушно. Общение Чацкого с людьми построено на спорах, конфликтах, беседах или монологах, обращенных не столько к собеседнику, сколько ко всему обществу.

В комедии “Горе от ума” автор противопоставляет друг другу Чацкого и Молчалина, чтобы наиболее ярко раскрыть их характеры. Грибоедов, преподносит нам на обсуждение две науки жизни: века нынешнего и века минувшего, хотя сам поддерживает взгляды Чацкого.