Законы архитектурной композиции. Общее понятие о композиции. Композиция в искусстве и архитектуре. Ансамбль в архитектуре

Неподвижные, статичные и незыблемые формы в течение многих веков считались определяющими характеристиками архитектуры как таковой. И, по большому счету, основная часть архитектурного наследия прошлого, выражающая своими формами покой и полное подчинение силам гравитации, - есть воплощение статичных архитектурных принципов.

С развитием человеческого сообщества зародились и начали формироваться новые подходы к архитектурному формообразованию, в том числе, и принципы динамизма.

Сегодня динамическая архитектура, несущая в себе идеи движения, пластики и трансформации, проявляет себя более на уровне концепций и проектов.

Хотя все чаще и чаще фасады строений - городских небоскребов и частных загородных домов, принимают черты пластичности и несут в себе однозначно динамические образы, движущиеся в пространстве, как в переносном, так и в прямом смысле.

Вращающиеся небоскребы и кочующие дома

Архитектурная динамика, как явление, может быть выражена и в форме ее художественной имитации, и посредством создания способных к реальному движению зданий и сооружений. К числу последних относится, например, знаменитый Da Vinci Tower в Дубае (архитектор Дэфид Фишер).

Проект являет собой 80-этажный небоскреб высотой 420 метров, каждый этаж которого способен к автономному вращению на 360°. При этом пластика здания и его облик трансформируются ежеминутно, приобретая, зачастую, абсолютно невероятные формы.

Идея Дэфида Фишера - это принципиально новый подход к архитектурному проектированию, который может кардинальным образом изменить среду проживания современного человека и облики городов, построенных по традиционным - статичным принципам.

Еще одним примером реальной динамики, но уже иного качества, является проект, созданный польскими учёными-архитекторами Дамьеном и Рафаэлем Пшибыла и получивший в архитектурном мире название "Кочующий небоскрёб". В основе концепта лежит идея о свободе, независимости и возможности в любой момент в буквальном смысле "укатиться", куда пожелаешь, вместе со своим жилищем.

Проект Кочующего небоскреба представляет собой огромного диаметра колесо, внутри которого размещен жилой 3-х этажный дом и зеленые насаждения. Колесо может перемещаться в пространстве вместе с расположенным в нем строением благодаря биотопливному двигателю.

Интересно то, что подобного рода идеи развивают и японские архитекторы. В числе их разработок есть проект "Взлетающего дома", способного стать полноценным убежищем в случае начала землетрясения. И так называемый "Умный дом", который может сам скрываться под землей при возникновении какой-либо опасности.

Иллюзия движения: приемы имитационной динамики

Что касается художественной имитации динамики, то она в настоящее время достаточно активно применяется в работе архитекторов во всем мире, в том числе и при создании проектов частных загородных домов . Данный вид архитектурной динамики ориентирован более на формы, пропорции и их зрительно-психологическое восприятие человеком.

При создании визуально динамичных применяются специальные приемы, определяющие как конструктивные особенности зданий и сооружений, так и используемые при их строительстве материалы.

В числе таких приемов:

  • активная эксплуатация криволинейных поверхностей, линий и объемов;
  • применение как формы проявления архитектурного динамического равновесия;
  • использование в процессе строительства особо легких материалов, зеркал и стекла в их различных комбинациях.

Перечисленные выше приемы позволяют архитекторам создавать конструктивно оригинальные проекты, в которых внешний, сымитированный художественными средствами динамизм сочетается со статичными и функциональными внутренними пространствами. Примером такого строения может служить Дом "Ninety7 @ Siglap", построенный в Сингапуре по проекту группы архитекторов Aamer.

Не менее интерес в этом отношении и проект штаб-квартиры Uniopt Pachleitner Group, выполненный студии GS Architects (Австрия). Весьма амбициозная архитектура этого здания изобилует острыми углами и отражающими свет поверхностями, напоминая своими очертаниями скульптурную композицию с ярко выраженной динамикой.

Архитектура будущего: статика или динамика?

Времена четко установленных канонов и правил, похоже, остались в прошлом. И сегодня в архитектуре, как и в иных областях науки, искусства и культуры идет активный поиск новых форм и принципов, которые могли бы отражать стремительную динамику нашей эпохи.

Современный уровень развития и строительных технологий позволяет использовать при создании проектов домов и других сооружений как проверенные веками принципы статичности, так и формирующиеся сегодня приемы динамичной архитектуры.

При этом многие архитекторы считают целесообразным использование различных сочетаний статики и динамики, позволяющих создавать эстетически выразительные формы и эргономичные внутренние пространства в их неразрывном единстве.

Какими будут формы зданий ближайшего будущего? Станет ли архитектура строений нести традиционно статичные образы или выражать идеи движения и изменения? А может быть она будет проявлять гармоничную комбинацию того и другого?

Ответы на эти вопросы сегодня зависят исключительно от свободы видения архитекторов и проектировщиков, от их эстетических предпочтений и творческих амбиций.

К атегория: Проектирование

Архитектурная композиция

Искусство архитектуры проявляется там, где человек пытается определенным образом организовать, упорядочить пространство. Архитектурная композиция создается тремя видами средств: расположением объемов в пространстве; отношением, пропорциями, симметрией, цветом, масштабом архитектурных объемов и их частей, деталей; включением и использованием элементов живописи, скульптуры, садово-паркового искусства.

Объемно-пространственная композиция строится исходя из особенностей зрительного восприятия. Фигуры и формы, которые мы наблюдаем, складываются из плоскостей и линий их пересечения. Из плоскостей формируются объемы, из объемов создается пространство. Архитектурное пространство отличается тем, что оно неразрывно связано с человеком, который либо находится внутри, либо наблюдает со стороны. Эстетическую ценность имеют не только элементы, ограждающие пространство, но и само пространство. Отношение между массой материала и пустым пространством, которое она ограничивает или окружает, - одно из первых эмоциональных ощущений при знакомстве с сооружением.

Форма объема здания, как правило, определяется внутренней структурой. Иногда эта зависимость бывает прямой и очевидной, как в одноэтажном доме с плоской крышей. Однако полное соответствие формы оболочки и того, что она в себе заключает, не является обязательным. Неизбежная разница определяется не только толщиной стен и других ограждений, но и пустотами конструктивного и технического назначения. Любое здание с высокой чердачной кровлей, необходимой для удаления воды и снега, имеет внешние габариты, не связанные с функциональным внутренним пространством. В архитектуре прошлого встречаются примеры полной независимости объема от внутреннего пространства. Построение формы здания при этом служило решению особых художественных задач, связанных с внешним видом сооружения и его ролью в ансамбле соседних зданий.

Любое сооружение имеет три измерения: длину, высоту, ширину. Трехмерность является основным свойством архитектурного объема, поэтому при проектировании дома главной композиционной задачей становится выявление его объемности с разных точек наблюдения.

Преобладание одной из величин дает характерную особенность той или иной композиции: высотный дом - при преобладании высоты, протяженный дом - при преобладании длины; плоский дом - при преобладании ширины. Такие признаки композиции» как фронтальность, пространственность, объемность, положены в., основу классификации объемно-пространственной композиции зданий.

Фронтальная (фронтально-плоскостная) композиция рассчитана на видимость с одной стороны и воспринимается со статичных точек зрения. Например, общий вид дома со стороны входа на участок, фасады зданий, решение отдельных стен.

Характерным для фронтальной композиции является расположение всех ее элементов и частей по отношению к зрителю, главным образом, в двух фронтальных координатах - ширине и высоте. Глубинная координата во фронтальных композициях развита слабо или имеет подчиненное значение.

При решении фронтальной композиции главной задачей становится выявление поверхности, которую характеризуют следующие основные данные: соотношение ширины и высоты, форма в плане, абрис или силуэт, наклон относительно вертикали, оконные проемы.

Простейшим видом фронтальной композиции является стоящий вертикально прямоугольник. Сужение прямоугольника кверху создает впечатление наклона от зрителя, а сужение книзу - наклона вперед:
Такое же влияние на восприятие прямоугольника оказывает членение. При увеличении частоты членений (горизонтальных или вертикальных) в одну сторону будет казаться, что плоскость загибается. При криволинейных членениях плоскость будет зрительно деформироваться;
Если членение поверхности вызвано конструктивными или функциональными требованиями и мы, наоборот, хотим восстановить фронтальность, то этого можно достигнуть, применив дополнительное членение, но в другом направлении (например, введение вертикальных пилястр при нарушении поверхности горизонтальными линиями цоколя, сандриков, карнизов).

Рассмотрим методы, с помощью которых выявляется композиционное единство поверхности - художественное качество, необходимое любой композиции. Существует два основных способа: первый-это заполнить заданную поверхность равномерными членениями (например, клеткой, имитирующей кладку стены из камней, или блоков-руст, применение облицовочного кирпича); второй- это членить плоскость, на неравные участки с установлением соподчинения между ними (дверные и оконные проемы, выступы и пово роты).

Следует заметить, что членение поверхности только в одно направлении нежелательно. Горизонтальные членения подчеркива ют ограниченность с боков, а вертикальные - обращают внимание на верх и низ плоскости.

Рис. 1. Равномерное членение переплета оконной рамы подчеркивает ее фронтальность

Рис. 2. Горизонтальные членения подчеркивают ограниченность формы с боков, вертикальные - ограниченность сверху. Равномерные членения в обоих направлениях подчеркивают фронтальные формы

При появлении в плоскости отдельных замкнутых форм (окон, дверей) важно выявить основные членения: поверхности и проемов, соподчинение по высоте и ширине между размерами всей плоскости и отдельных форм.

Объемная композиция рассчитана на видимость с различных сторон и воспринимается при движении вокруг нее. Компактный дом на отдельном участке - пример объемной композиции, состоящей из элементов, развитых по всем трем координатам (ширине, высоте, глубине). Выявление трехмерности композиции - основная задача проектирования.

Форма может иметь следующие особенности: преобладание горизонтальной, вертикальной или глубинной координаты; очертания, силуэт сложный или простой. Плоскости стен, формирующие объем, могут быть прямые, наклонные, криволинейные, вертикальные и др.

Для выявления геометрических закономерностей архитектурной формы используются следующие средства: членение объема на составные части, подчеркнутые сдвигом форм, заглублениями; сопоставление различных контрастных видов поверхности (прямоугольные, скошенные, ломаные, циркульные кривые, криволинейные контуры ограждающих поверхностей); сопоставлением массы и пространства; фактуры и цвета.

Главные приемы выявления формы основываются на геометрических закономерностях поверхностей, граней, членений, цель которых состоит в открытии для восприятия третьего измерения с любой произвольной точки зрения. Равенство длины, высоты и ширины приводит к статичности объема (шар, куб). Преобладание двух величин приводит форму к плоскости.

Объемная форма с некоторых ракурсов может восприниматься как плоская, что обедняет впечатление. Например, дом в виде куба при восприятии его только одной из его сторон теряет свою трехмерность. При небольшом развороте, когда открываются две его стороны, форма выявляется за счет перспективного сокращения граней (рис. 3). Такой ракурс дает большую выразительность объемной форме.

Рис. 3. При небольшом развороте, когда открывается не только фасад

Рис. 4. При взгляде сверху выявляется форма здания, которую легко представить по рисунку крыщи

Восприятие формы зависит от высоты горизонта. Его центральное положение по отношению к высоте стены делает форму невыразительной. Опускание или подъем линии горизонта (взгляд снизу или сверху) способствуют выявлению формы, так как становится частично видна конфигурация плана или крыши (рис. 4.).

Впечатление объемности усиливается неравномерным освещением боковых сторон, раскрытием внутреннего объема, членением поверхности, контрастным сопоставлением форм, обладающих разной геометрией. Помимо выявления трехмерности, основной задачей остается достижение композиционного единства частей и гармонии в целом.

Глубинно-пространственная композиция обладает формами, создающими зрительную глубину» Глубинная композиция может быть образована с помощью следующих видов пространств: закрытого со всех сторон и сверху (интерьер) и ограниченного с одной или нескольких сторон (экстерьер). Примером наружной композиции служит внутренний дворик, окруженный с трех или четырех сторон. В этом случае объемность ограждающих стен не воспринимается, и они превращаются в огораживающие плоскости (рис. 5).

Рис. 5. Замкнутое пространство

Рис. 6. Открытое пространство

Замкнутое пространство - это пространство, фланкируемое с двух сторон или окруженное со всех сторон. Человек, находящийся в таком окружении, чувствует себя «внутри».

Открытое пространство организуется как бы «снаружи» от центральных объемов и выявляется их величиной, формой, шагом; не выгораживается, а объемлет, охватывает, обтекает организующие его объемы (рис. 6).

Композиция внутреннего пространства определяется характером процессов, для которых сооружается здание. Различная группировка пространства внутри здания складывается из комбинации пяти основных типов: ячейковая, коридорная, связанная, анфиладная, зальная (рис. 7).

Ячейковая система образуется из независимых друг от друга частей, которые могут быть представлены изолированной комнатой или квартирой в доме террасного типа (ячейки-квартиры в этих домах имеют самостоятельные входы с улицы и, хотя вплотную блокированы друг с другом, внутреннее пространство полностью взаимоизолировано).

Коридорная система складывается из ячеек, связанных общей линейной коммуникацией. Одноэтажные жилые дома коридорного типа включают несколько квартир и позволяют объединить некоторые бытовые процессы.

Связанная бескоридорная система объединяет ячейки вокруг общего помещения. При организации дома-коммуны таким центром Члужит большая общая комната.

Анфиладная система представляет собой ряд помещений, расположенных по оси друг за другом и связанных проходами или проемами. Такая композиция устраивается в парадной части жилого дома для большой семьи. Например, это могут быть прихожая, передняя, гостиная, столовая, связанные общей осью-проходом.

Зальная система - это единое пространство, в котором сосредоточены все функциональные процессы. Такая система удобна при частом переоборудовании квартиры, когда все перегородки делают передвижными, а в полу или под потолком имеется система точек, к которым подведено электричество, кабели связи и другие коммуникации.

Рис. 7. Планировочные схемы: а - ячейковая; б - коридорная; в - связанная бескоридорная; г - анфиладная; д - зальная

Мебель и функциональные зоны в такой квартире размещаются произвольно.

На практике все эти композиции встречаются в сочетаниях и образуют так называемые смешанные системы.



- Архитектурная композиция

Архитектурная композиция в Architectural Desktop

Алексей Ишмяков

Термин «композиция» обозначает сложение, состав, построение художественного произведения, определенные системы средств раскрытия и организации образов, связи и отношения этих образов. Изучением процесса и результатов композиционного моделирования архитектурной формы занимается специальная наука — теория архитектурной формы и композиции.

Создание художественно-композиционной модели будущего объекта, фиксация ее в объемных макетах, схемах, эскизах — важнейшая стадия архитектурного проектирования. Испокон веков на первичном этапе проектирования зодчие использовали архитектурную композицию (рис. 1), характерной особенностью которой является трехмерное представление будущего здания или сооружения.

Рис. 1

Процесс создания архитектурного произведения — это движение композиционной модели от первоначальной идеи (представленной в виде простейших геометрических форм, рожденных образной ассоциацией) через организацию пространства из групп усложненных форм к конструктивно-технологической системе документов, выраженной в понятии «проект».

Традиционная методика изучения архитектурной композиции (ОАПК) в зависимости от способа использования трехмерного пространства выделяет следующие виды композиции: фронтальная, глубинная и пространственная (рис. 2). Однако при этом понятие «пространство» не имеет четкой трактовки. Дело в том, что традиционные способы отображения пространства средствами макетирования или графики очень условны. Сегодня ясно, что выполнение полноценной пространственной композиционной модели возможно лишь средствами виртуального компьютерного моделирования. Модель же архитектурного пространства, созданная традиционными средствами архитектурного макетирования (бумага, пластилин и т.п.), всегда будет груба, примитивна, условна.

Рис. 2

По сравнению с реальными физическими материалами, из которых архитектор создает традиционный макет (бумага, картон, «…поролон, резиновая губка, мочалка «Люфа», олений мох, засохшие цветы, различные травы, ольховые шишки…»), виртуальное трехмерное моделирование обладает рядом несомненных преимуществ. Оно позволяет управ­лять геометрией объектов и оптическими свойствами материалов, функционально разнообразить состав композиции.

В состав Autodesk Architectural Desktop (ADT) (www.autocad.ru) входят специальные инструменты навигации в виртуальном трехмерном программно формируемом пространстве, позволяющие создавать любые виды архитектурной композиции. Так, программа дает возможность преобразовывать ортогональный вид в объемный, перемещать виртуальную камеру-наблюдателя вокруг трехмерного объекта, автоматически создавать разнообразные перспективные проекции, проектную анимацию. При этом окружающее пространство воспроизводится в точном соответствии с психофизиологическими особенностями человеческого восприятия. Естественно, что при таком подходе надобность в четкой классификации видов композиции отпадает.

Первичный композиционный замысел развивается только тогда, когда формируются различные модели проектируемого объекта (функционально-планировочная, эргономическая, конструктивная и т.д.), которые согласуются с архитектурной композицией, уточняя и конкретизируя ее.

Процесс работы над проектом начинается с формирования отвлеченной объемно-пространственной геометрической композиции, обладающей некоторыми конкретными признаками будущего объекта. Сначала создается обобщенная геометрическая модель-макет, пространственные характеристики которой соответствуют габаритам и имеют характерный силуэт-абрис проектируемого сооружения (рис. 3). Это промежуточная стадия между абстрактной графической объемной композицией (которая имеет лишь художественно-прикладное значение) и итоговым проектным решением (архитектурно-строительной виртуальной моделью объекта, комплектами рабочей документации) (рис. 4).

Рис. 3

Рис. 4

Современная теория архитектурной композиции определяет общие категории взаимоотношений архитектурного объема-массы, геометрического пространства, физиологических законов восприятия цвета и света. Различаются виртуальные композиционные модели ограниченных и открытых архитектурных пространств.

Композиция ограниченного пространства решается с помощью организации различных геометрических элементов, расположенных внутри визуальной границы восприятия архитектурного пространства (по периметру, на поверхности основания и поверхности перекрытия) (рис. 5). К таким композиционным моделям относят объемно-пространственную композицию отдельного фрагмента здания или сгруппированных фрагментов сооружения, интерьера, конструктивного каркаса.

Рис. 5


Рис. 6

Композиция открытого пространства решается формированием пластики поверхности тектонического основания и объектов-доминант (рис. 6). Пластика основания задает характер движения в трехмерном пространстве и определяет сценарий восприятия архитектурного решения. Объекты-доминанты определяют характер различных связей между соподчиненными им элементами композиции. В число указанных композиционных моделей входят ландшафтные композиции, варианты объемных решений экстерьера объектов, сценарные градостроительные композиции.

Очевидно, что традиционный бумажно-картонный макет в обозримом будущем перестанет существовать, поскольку такая форма подачи проектного материала морально устарела и может рассматриваться лишь как один из видов декоративно-прикладного искусства, а также служить для решения учебных задач на начальной стадии освоения профессии архитектора.

Средства создания трехмерных объектов в ADT

Композиционная модель может быть создана инструментами твердотельного моделирования (Solids) , AEC-моделирования (Mass-elements), а также при помощи средств редактирования уже готовых трехмерных объектов.

Различают простое моделирование, при котором используются элементарные геометрические формы-тела (параллелепипеды, шары, кубы, призмы, пирамиды и т.д.), и более сложное моделирование, применяющее принцип «Edit in place » («формирование непосредственно по месту»).

Управление твердотельным моделированием Solids AutoCAD осуществляется из верхнего текстового меню 3D Solids , а архитектурной композицией ADT, предоставляющей дополнительные возможности трехмерного моделирования, — из плавающей инструментальной панели Tool Palettes закладки Massing или из верхнего текстового меню Design этой же закладки. Оба эти инструмента имеются схожие черты:

Предусмотрен набор стандартных команд-инструментов: Sphere (Шар), Box (Параллелепипед), Dome (Призма), Cylinder (Цилиндр) и др.;

Обеспечена возможность создания произвольных трехмерных объектов из эскизов – замкнутых полилиний – при помощи инструментов Extrude (Выдавливание/вытягивание), Revolve (Вращение);

Средства редактирования трехмерных объектов отличаются большим разнообразием, однако основаны на трех базовых логических операциях: Union (Объединение), Subtract (Вычитание), Intersect (Пересечение).

Практика показывает, что при моделировании в некоторых случаях удобно пользоваться телами Solids , а иногда — AEC Mass-elements ADT.

Тела Solids упрощают получение криволинейных объектов со сложной траекторией (например, трубопроводов, отдельных элементов архитектурного декора) способом Extrude-Lofting (Вытягивание). Инструменты Solids позволяют достичь корректных проекций разрезов или фасадов, обеспечивая подавление лишних линий, разделение на видимые (контурные) и невидимые (скрытые) линии.

AEC Mass-elements обеспечивает лучшее взаимодействие при работе с объектами ADT, в результате чего скорость проецирования возрастает на порядок.

Сложные трехмерные объекты архитектурной композиции

При создании сложных геометрических форм элементов архитектурных конструкций и декора применяется универсальный геометрический принцип Boolean (Логические операции), используемый при работе с трехмерными объектами во всех без исключения программных продуктах.

В ADT логические операции обеспечивают возможность из нескольких простых трехмерных объектов сформировать трехмерные объекты очень сложной формы, которые невозможно воспроизвести с помощью известного каждому архитектору аппарата начертательной геометрии. Это позволяет фактически безгранично расширить диапазон приемов и методов формообразования. Для создания сложных форм могут использоваться как объекты Solids AutoCAD, так и объекты Mass Elements ADT.

В качестве примера рассмотрим усложнение формы композиционной модели объекта Mass Elements ADT:

1. Создайте объект Solids — параллелепипед. Нажмите правую клавишу мыши и выберите в контекстном меню команду Convert to Mass Element .

2. После появления в командной строке запроса Erase…geometry Yes/No нажмите Enter .

3. Нажмите правую клавишу мыши и в контекстном меню выберите команду Name . Введите имя, которое может состоять из букв и цифр (например, Forma_1), нажмите Enter .

4. Возникнет новый объект — Mass Element ADT , совпадающий с Solids объектами и расположенный на специальном слое A-Area-Mass . Выключите слой Solids .

5. Выделите Mass Element . Совместите курсор с одной из Grips марок, расположенных на гранях выделенного объекта. Марка подкрасится красным цветом, и выделится лицевая грань Mass Element . Такая операция предоставляет возможность изменять положение любой лицевой грани объекта. Используя режимы полярного отслеживания и объектной привязки AutoCAD, вы сможете указать направление движения грани и ввести в командной строке величину смещения (рис. 7).

6. Положение системы координат на момент редактирования не имеет значения, поскольку во время указания Grips-марки она автоматически изменяется. По завершении изменения положения грани прежняя система координат восстанавливается.

Рис. 7


Рис. 8

7. Взаимодействие логическими операциями между Mass Element осуществляется таким же образом, как у тел Solids: выделите Mass Element , нажмите правую клавишу мыши, откройте закладку Boolean (Логические операции) и выберите любую из трех предложенных команд — Union (Объединение), Subtract (Вычитание) или Intersect (Пересечение) (рис. 8). Предусмотрена возможность выполнения логических операций и между Solids и Mass Elements .

8. Объекты Mass Elements доступны также для операции Split (Разделение) — аналога команды Solids AutoCAD Slice (Разрезание). Выделите Mass Element , нажмите правую клавишу мыши, выберите команду Split . Последовательно укажите на плане первую и вторую точки секущей плоскости. Разделение всегда производится плоскостью, перпендикулярной плану, а разделенные объекты становятся полностью самостоятельными. Продолжение изменений объекта в плане производится растягиванием Grips (рис. 9).

Рис. 9


Рис. 10

9. Для создания дополнительных граней на поверхностях Mass Elements следует выделить Mass Element , нажать правую клавишу мыши и выбрать команду Split Face (Раздели грань). После указания на грани первой и второй точек будет образована дополнительная грань, которую также можно разделить (рис. 10).

10. Для создания сложных архитектурных композиций используется метод определения взаимодействия сгруппированных объектов Mass Elements , которые называются Mass Group (Композиционная группа).

В отличие от традиционного способа работы с архитектурной формой, который предусматривает создание графических изображений на бумаге или на плоскости бумажного листа при макетировании, теперь предлагается использовать различные сочетания объемных линейных стержневых объектов, пластин и массивов, легко взаимодействующих между собой и трансформирующихся друг в друга. Разработка большого количества трудоемких черновых эскизов из трехмерных объектов осуществляется почти мгновенно. Ни одна другая платформа не обеспечивает корректную работу с ADT.

1 Мардасов Н.Д., Длугач Е.И. Макетный метод проектирования в гражданском строительстве. М.: Стройиздат, 1980.

«САПР и графика» 10"2000

Выбор композиционных средств согласуется с назначением здания, его размещением в застройке и характером его объемной формы.

Различают три вида архитектурной композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную.

Фронтальная композиция отличается преобладанием размеров по высоте и протяженности здания над размерами по глубинной координате.

Признаком, отличающим фронтальную композицию, является распределение элементов формы по двум координатам в вертикальном и горизонтальном направлениях (например, фасады зданий). В связи с этим построение внешних объемов осуществляется преимущественно в фасадных плоскостях. Фронтальные композиции присущи большинству дворовых, учебных и административных зданий.

Например, если здание театра будет замыкать улицу, по сторонам которой стоят однотипные дома одинаковой высоты, то в этом случае наиболее желательна симметричная композиция здания с выделением хорошо обозримого фасада, т.е. с расположением кассового вестибюля, фойе и зрительного зала по одной оси с центральным входом. Решение фасада должно учитывать характер плоскостного восприятия и обладать достаточной пластичностью. Такая композиция, когда в основном воспринимается не объем,
а плоскость сооружения, и является фронтальной или плоскостной (рис. 2). История архитектуры насчитывает много примеров фронтальных композиций. Отличаясь строгим, официальным характером, они чаще всего использовались при возведении дворцовых, административных, правительственных зданий.

Объемная композиция представляет собой форму, развитую по трем координатам, воспринимаемую со всех сторон. На восприятие объемности формы влияют: вид ее поверхности, положение и ракурс формы относительно зрителя, обусловленные нормальным углом зрения (30°) и расстоянием, удобным для обзора, характер членения ее поверхности и массы (рис. 1–5). В случае нескольких обособленных объемов – доминантное и бездоминантное соподчинение. Композиционный центр должен быть ориентирован на главные точки зрения.

Объемная композиция содержит относительно равновеликие элементы по всем координатам. Ее усложненным вариантом является центрическая композиция, содержащая центральный крупный объем, вокруг которого группируются подчиненные объемы. Объемная композиция присуща зданиям цирков, крытых рынков, спортивно-зрелищных зданий. Размещение таких зданий в застройке должно обеспечиваться возможностью всестороннего обзора, что в свою очередь требует согласования всех форм его фасада.

Если здание расположено среди зелени, на склонах холма с паутиной дорожек, сбегающих к входу, то в этом случае композиция должна формироваться соответственно рельефу местности, с учетом основных направлений движения людей и обзора, стремиться к созданию живописной связи между зданием и окружающей природой. Тут в основе восприятия лежит всесторонний обзор. Архитектура здания в этом случае воспринимается как бы в условиях трехмерного пространства и требует взаимосвязи трех основных параметров и соответствующего решения фасадов как элементов объемной формы. Композиции зданий с круговыми обзорами называются объемными . Примерами таких композиций могут служить античные периптеральные храмы. Римский храм обычно замыкал площадь геометрически правильной формы и был рассчитан на узкий сектор обзора. В связи с этим, римские зодчие, сохраняя объемность формы, усиливали значение главного фасада устройством высокой лестницы и расположением отдельно стоящих колонн. Таким образом композиция храма приобрела фронтальный характер.

Рис. 2. Фронтальная композиция. Городская Дума в Москве (1890–1892 гг.), архит. Д.Н. Чичагов

Глубинная и глубинно-пространственная композиция отличается развитием преимущественно по глубинной координате. Такая композиция используется в организации открытых пространств и внутреннего пространства интерьеров.

Глубинно-пространственная композиция строится на развитии пространства в глубину. Ощущение глубинности усиливается, когда в композицию вводят элементы, членящие пространство на ряд последовательных планов.

Так, например, для усиления эмоционального впечатления, придания величия античный храм, как правило, возводился очень большим, его располагали на высоком постаменте и окружали колонными галереями меньшей высоты. Римский храм с парадным двором, площадями, галереями, а иногда и триумфальной входной аркой – это единый архитектурный комплекс, включающий ряд объемных форм и развивающийся в пространстве по определенному принципу. Такая композиция называлась глубинно-пространственной.

Глубинно-пространственные композиции применяются и в современном градостроительстве.