Вспоминая джима моррисона. Джим моррисон - биография, информация, личная жизнь Рок группа джима моррисона

27 ноября 2014, 16:19

Добрый день, дорогие сплетницы!

Недавно по нескольким каналам показывали передачи про группу the Doors,а точнее,про Джима Мориссона , который был главной жемчужиной коллектива. Мне вот сразу захотелось пост о нем сделать. Так как считается одним из самых харизматичных фронтменов в истории рок-музыки. Он известен как своим характерным голосом, так и своеобразностью собственной сценической фигуры, саморазрушительным стилем жизни и своим поэтическим творчеством. Журнал Rolling Stone включил его в список 100 величайших певцов всех времён. И я абсолютно с этим согласна. Кто,если не он)

Джим Моррисон родился в Мельбурне, штат Флорида, в семье будущего адмирала Джорджа Стивена Моррисона и Клары Моррисон (девичья фамилия Кларк).Также у Джима были брат Эндрю и сестра Энн. В Джиме были смешаны шотландские, английские и ирландские крови.

В жизни военных часты переезды, и однажды, когда Джиму было всего четыре года, в штате Нью-Мексико произошло нечто, что впоследствии он описывал как одно из важнейших событий своей жизни: на дороге разбился грузовик с индейцами, и их окровавленные и больные тела вывалились из грузовика и валялись вдоль пути.

«Я впервые узнал смерть (…) я думаю, в тот момент души тех мертвых индейцев, может одного или двух из них, носились вокруг, корчась, и вселились в мою душу, я был как губка, с готовностью впитавшая их».

Моррисон считал этот случай самым значимым в его жизни, возвращался к нему в стихах, интервью, в песнях «Dawn’s Highway», «Peace Frog», «Ghost Song» из альбома An American Prayer, а также «Riders on the Storm».

Джим провёл часть детства в Сан-Диего, Калифорния. В 1962 году он поступает в Государственный университет Флориды в Таллахасси. В январе 1964 года Моррисон переехал в Лос-Анджелес и поступил в UCLA на факультет кинематографии, где за время обучения снял два фильма. Джиму нравились такие исполнители, как Элвис Пресли, Фрэнк Синатра, The Beach Boys, Love и Kinks.

В Государственном университете Флориды в Таллахасси Джим изучал историю эпохи Возрождения, в частности творчество Иеронима Босха и актёрскую игру, играл в студенческих постановках пьес. После этого Джим учился на кинематографическом факультете Калифорнийского университета, но относился к учёбе не очень серьёзно, и больше интересовался вечеринками и алкоголем. В конце 1964 Джим на рождество приехал к родителям. Это был последний раз, когда он виделся с ними. Через несколько месяцев Джим написал письмо родителям, в котором сообщал, что хочет создать рок-группу. Но не нашёл понимания у отца, который ответил, что это неудачная шутка. После этого на вопрос о родителях Джим всегда говорил, что они умерли. Судя по всему, родители тоже прохладно относились к Джиму, потому что даже через много лет после его смерти отказывались комментировать творчество сына. Фильм, который был его выпускной работой не восприняли ни преподаватели, ни студенты. Джим очень это переживал, и даже хотел покинуть университет за две недели до окончания, но преподаватели отговорили его от этого решения.

The Doors


Учась в UCLA, Джим познакомился и подружился с Рэем Манзареком.

Вместе они организовали группу The Doors. Через некоторое время к ним присоединились барабанщик Джон Денсмор и друг Джона, Робби Кригер.Кригер был представлен по рекомендации Денсмора и был затем включен в группу.

The Doors взяли название группы из заголовка книги «The Doors of Perception» («Двери Восприятия») Олдоса Хаксли (ссылка на «открытие» «дверей» восприятия через употребление психоделиков). Хаксли, в свою очередь, взял заглавие своей книги из стихотворения английского поэта-визионера Уильяма Блейка: «If the doors of perception were cleansed, every thing would appear to man as it is, infinite» (рус. Если бы двери восприятия были чисты, всё предстало бы таким, как есть - бесконечным). Джим сказал друзьям, что он хочет быть этой «дверью восприятия». Название группы было принято единогласно.

Группа начала выступать по местным кабакам и их выступления были откровенно слабыми, отчасти из-за дилетантизма музыкантов, отчасти от робости Джима Моррисона: поначалу он даже стеснялся поворачиваться лицом к публике и пел спиной к залу. Кроме того Джим часто приходил на выступления нетрезвым. К счастью для группы, у них была армия девушек-поклонниц, и очередной «последний раз» рассерженного владельца клуба оборачивался звонками девиц с вопросами когда же они снова увидят «того волосатого парня». Через полгода у группы появилась возможность выступать в лучшем клубе на Сансет Трип - «Whisky-A-Go-Go».

Вскоре группу заметил продюсер Пол Ротшильд с недавно открывшегося лейбла Elektra Records, выпускавшего до этого только джазовых исполнителей, который рискнул предложить Doors контракт (группа вошла в обойму Электры с такими гигантами, как Love).

Пол Ротшильд

Первый сингл группы «Break On Through» вошёл в первую десятку американского хит-парада Billboard, а следующий, «Light My Fire», занял в хит-параде первое место - крайне успешный дебют. Вышедший в начале 1967 года первый альбом «The Doors»также занял первое место в хит-параде и положил начало «дорзомании». Одна композиция альбома - The End задуманная как обычная прощальная песня, постепенно усложнялась, обрастая универсальными образами.

Джим Моррисон об этой песне спустя несколько лет после выхода альбома:

«The End»… Я действительно не знаю, что собирался сказать. Каждый раз, когда я слушаю эту песню, она кажется мне другой. Вначале это было прощание, может быть, с девушкой, а, может быть, с детством.

Употребление галлюциногенов, в частности LSD, оказало непосредственное влияние на творчество Моррисона и The Doors: мистицизм и шаманизм стали частью сценического акта. «I am a Lizard king. I can do anything.» - сказал про себя Джим в одной из песен («Я король ящериц. Я могу все.»).

Группе The Doors удалось стать не только музыкальным явлением, но и культурным феноменом. В звучании группы отсутствовал бас, упор был сделан на гипнотические органные партии и (в меньшей степени) оригинальные гитарные партии. Однако популярности The Doors во многом способствовала уникальная харизматичная личность и глубокая лирика их лидера Джима Моррисона. Моррисон был чрезвычайно эрудированным человеком, увлекался философией Ницше, культурой американских индейцев, поэзией европейских символистов и многим другим. В 1970-м году Джим женился на практикующей ведьме Патриции Кеннили; свадьба была проведена по кельтскому колдовскому ритуалу.

В дальнейшем судьба Джима представляла собой скоростной спуск по наклонной прямой: пьянство, аресты за непристойное поведение и драку с полицейскими, превращение из идола для девочек в толстого бородатого неряху. Всё больше материала писал Робби Кригер, все меньше - Джим Моррисон. Поздние концерты The Doors представляли по большей части переругивания пьяного Моррисона с публикой.

В 1971 году рок-звезда отправляется со своей подругой Памелой Курсон в Париж - отдыхать и работать над книгой стихов.


С Памелой

По официальной версии Моррисон умер 3 июля 1971 года в Париже от сердечного приступа, однако, настоящей причины его смерти никто не знает. Среди вариантов назывались: героиновая передозировка в парижском клубе Rock-n-Roll Circus, самоубийство, инсценировка самоубийства службами ФБР, которые тогда вели активную борьбу с участниками движения хиппи и прочее. Вокруг его смерти до сих пор ходят слухи. Единственный человек, который видел смерть певца - подруга Моррисона, Памела. Но она унесла тайну его смерти с собой в могилу, так как скончалась от передозировки наркотиков три года спустя. Джим Моррисон похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез. Его могила стала местом культового поклонения фанатов, исписывающих соседние могилы надписями о своей любви к кумиру и строчками из песен The Doors.

8 декабря 1943 года родился Джеймс Дуглас Моррисон - американский поэт, певец, автор песен, фронтмен группы The Doors.

  1. В школе одной из любимых шуток Джима Моррисона было притворно потерять сознание на лестничной площадке и лежать, создавая толчею. Это называлось «большая шутка Джимми».
  2. Джим Моррисон начал сочинять стихи в пятом или шестом классе, при этом он никогда не занимался пением и «даже не помышлял об этом». Зато он очень много читал, и для своего возраста был чрезвычайно начитан. На него повлияла философия Ф. Ницше, особенно рассуждения об апполоническом и дионисийском началах в искусстве, а также творчество одного из самых беспокойных французских поэтов - Артюра Рембо. Своё влияние оказали французские экзистенциалисты и, конечно, американские битники - Керуак, Гинзберг и Ферлингетти.
  3. Преподаватель английского у Моррисона в старшей школе вспоминал: «Джим читал, пожалуй, больше любого ученика в классе. Но все, что он читал, было так необычно, что я просил другого преподавателя (который посещал библиотеку Конгресса) проверять, действительно ли существуют названные Джимом книги. Я подозревал, что он их просто выдумывает - это были книги по английской демонологии 16-17 веков. Я о них никогда не слышал - но они существовали, и по его докладу я понял, что он действительно читал их» .
  4. Многие источники сообщают, что Джим Моррисон был обладателем очень высокого IQ - 149. Для сравнения: показатели 110-119 - это средний уровень интеллекта, а 120-129 – высокого. Джим рос в семье военного, и Моррисоны часто переезжали. В каждой новой школе мальчик проходил новые тесты, и, по-видимому, среди них был и тест Айзенка на IQ.
  5. Джим Моррисон известен всем как «Король-ящерица» - так он назвал себя в стихотворении "The Celebration of the Lizard", позже исполнявшемся под музыку. Любовь к пресмыкающимся появилась у музыканта еще в детстве, когда в 1955 году семья Моррисонов переехала в Альбукерке, штат Нью-Мексико. Дом располагался на границе с пустыней, поэтому Джимми много времен проводил там, наблюдая и охотясь за ящерицами, змеями и броненосцами. Они настолько поразили его, что он стал считать ящериц своим тотемом.
  6. Существует предположение о том, что Джим Моррисон мог встречаться с Карлосом Кастанедой - выпускником Калифорнийского университета, как и он сам. Кастанеда изучал антропологию и защитил диссертацию, ставшую бестселлером 1968 года и библией контркультуры - «Учение Дона Хуана: Путь знания индейцев яки». Книга рассказывала о знакомстве Кастанеды с индейцем племени яки, который провел его через многие шаманические практики. Действительно ли Моррисон знал Кастанеду - неизвестно, но шаманизмом музыкант действительно увлекался.
  7. Джим Моррисон - один из самых популярных поэтов в Америке, если основываться на данных о продажах его книг.
  8. После успеха сингла “Light My Fire” Джим Моррисон купил себе черно-синий «Форд Мустанг Shelby GT 500», получивший прозвище «Голубая леди». Он любил разъезжать на нем по извилистой Маллхоланд-Драйв и каньонам в горах – будучи в состоянии опьянения. Друзья также знали, что Моррисон любил пошутить над своими пассажирами, на всей скорости съезжая вниз по улицам по встречной полосе. Друг Моррисона Бэйб Хилл вспомнил, как однажды музыкант повредил мустанг, въехав в бордюр: «Мы были прямо позади полицейского департамента в Беверли-Хиллз. Пришлось вызывать эвакуатор и такси. Брюхо просто снесло. Я держался как мог и повторял: "Ну вот, мы умрем"» .
  9. Одна из самых знаменитых песен The Doors - "The End" - была написана после расставания с девушкой, но затем ее смысл постоянно менялся и расширялся. «...я вполне могу себе представить ее и как прощание со своего рода детством. ...Я думаю, песня достаточно сложна и универсальна в своей образности. Настолько, что она может значить все, что хотите» , - сказал Моррисон в одном из интервью. Рэй Манзарек добавил от себя: «Джим дал голос рок-н-ролльному выражению эдипового комплекса, в то время широко обсуждавшегося явления из психоанализа Фрейда. Он не имел в виду, что на самом деле хотел сделать что-то с отцом и матерью. Он переигрывал греческую драму. Это был театр!»
  10. Однажды в интервью Джима Моррисона спросили, что он думает о Led Zeppelin: «Честно говоря, я не слушаю рок-н-ролл, так что я их не знаю. Обычно я слушаю классическую музыку, Пегги Ли, Фрэнка Синатру и Элвиса Пресли» . Однако Моррисону нравился Игги Поп из The Stooges, Элис Купер и прочие «шокирующие других людей» музыканты.
  11. За свою жизнь Джим Моррисон арестовывался полицией по крайней мере одиннадцать раз. Среди обвинений – нарушение общественного порядка и непристойное поведение, общественное пьянство, сопротивление при аресте, обнажение и употребление ненормативной лексики на публике. Моррисон стал первым в истории музыкантом, которого арестовали прямо на сцене - это произошло 9 декабря 1967 года в Нью Хэйвене, Коннектикут.
  12. В декабре 1967 года пьяный Моррисон упал со сцены в Shrine Auditorium. Перед этим он честно предупредил группу: «Я собираюсь упиться до такой степени, до какой только могу, и перестать отвечать за что-либо. Феномен воплотится через меня, пока я буду пьян» .
  13. По вспоминаниям близкого друга Моррисона Бэйба Хилла, музыкант довольно рано встал на путь саморазрушения, напиваясь так, словно хотел умереть. Бэйб Хилл назвал его состояние «апатией по отношению к будущему». «Он воспринимал себя как некоего абсолютного автостопщика - без будущего или прошлого, без настоящего, без надежды или каких-нибудь подобных вещей. Существующего в абсолютном текущем моменте или вроде того» .
  14. По официальной версии, Джим Моррисон скончался в ночь со 2-го на 3 июля 1971 года от сердечной недостаточности, вызванной предположительной передозировкой героина. В смерти музыканта много неясного, поэтому до сих пор возникают версии о том, как это случилось. 1 августа 2014 года певица Марианна Фэйтфул заявила, что в далеком 1971 году ее парень - наркоторговец Жан де Бретейл - убил Моррисона, продав ему дозу слишком сильного героина.
  15. После смерти Джима Моррисона Рэю Манзареку снился один и тот же сон о том, что тот благополучно вернулся из Франции – отдохнувшим, завязавшим с наркотиками и алкоголем. Рэй спрашивал, что Джим делал, где был и работал ли над новым материалом – но до того, как получить ответ, просыпался. Как оказалось, Робби Кригеру снилось то же самое.

Детство Джима Моррисона

Джеймс (Джим) Дуглас Моррисон родился в американском городке Мельбурн, штат Флорида, в семье военного моряка, впоследствии адмирала Джорджа Моррисона и Клары Кларк. Предки Джима были шотландцами, ирландцами и англичанами. У Джима была сестра Энн и брат Эндрю.

Джим Моррисон The Doors - Light My Fire (Live In Europe 1968)

В семьях военных переезды могут случиться в любое время. Не обошла эта участь и семью Моррисонов. Во время одного из переездов четырехлетний Джим стал свидетелем случая, который, по словам музыканта, стал одним из ключевых моментов его жизни. Моррисоны проезжали по дороге в штате Нью-Мексико, когда дорогу перегородил разбившийся грузовик с индейцами. Их окровавленные и разбитые тела лежали вдоль дороги. Джим тогда впервые узнал смерть, и этот случай впоследствии не раз поднимался Моррисоном в своем творчестве. Разбитому грузовику посвящено большое количество стихов, около десятка песен.

Дольше всего Моррисоны задержались в калифорнийском Сан-Диего, где Джим успел закончить школу. В 1962 году будущий рок-музыкант поступил в Университет Флориды, а в январе 1964 года Джим переехал в Лос-Анджелес и поступил на кинематографический факультет. За время учебы Моррисон успел снять два фильма.

Учеба

Обучаясь в Университете Флориды, Моррисон интересовался историей эпохи Возрождения, творчеством Иеронима Босха. Любимым предметом Джима была актерская игра. Однако выбранное направление образования быстро надоело Моррисону, и он сменил учебное заведение, переехав в Лос-Анджелес. На факультете кинематографии

Калифорнийского университета Джима больше интересовали вечеринки и алкоголь, чем образование. В конце 1964 года Моррисон в последний раз в жизни виделся с родителями – приезжал к ним на Рождество. Вскоре он написал письмо домой, в котором рассказал,ч то планирует собрать рок-группу. Отец не оценил порыв Джима, написав в ответном письме, что это неудачная шутка. После этого Моррисон порвал все отношения с семьей и на вопросы о своих родителях неизменно отвечал, что они умерли. Родители также не смогли простить сына, и даже много лет спустя, после его смерти, отказывались давать какие-либо комментарии относительно его творчества.

Фильм, снятый Моррисоном в качестве выпускной работы, не был воспринят ни студентами, ни преподавательским составом факультета. Это невероятно расстроило Джима, он даже хотел бросить вуз за две недели до получения диплома, однако его отговорили от этого преподаватели.

Джим Моррисон и The Doors

Обучаясь в Калифорнийском университете, Моррисон познакомился с Рэем Манзареком, вместе с которым они и организовали впоследствии рок-группу The Doors. Позже к коллективу примкнули Джонни Денсмор и его хороший знакомый Робби Кригер. Молодые люди назвали коллектив по мотивам заголовка книги О. Хаксли «Двери восприятия» («The Doors of Perception»), намекая на открытие «дверей» восприятия путем употребления психоделических веществ. Название книги Хаксли, в свою очередь, также вторично – писатель назвал книгу, впечатлившись стихотворением английского поэта Уильяма Блейка «Если бы двери восприятия были чистыми…». Название группы предложил Моррисон, оно было принято без каких-либо возражений.

Первыми площадками, на которых играли новоиспеченные рок-музыканты, стали местные кабаки, причем выступления будущих звезд были откровенно слабыми и не пользовались особым успехом. Добавляла насмешек и робость Моррисона – он поначалу стеснялся публики и пел большей частью спиной к зрителям. Моррисон уже тогда не знал меры в употреблении алкоголя и часто приходил на концерты в нетрезвом, а иногда и в чрезвычайно пьяном виде. Музыкантов постоянно выгоняли из клубов с напутствием больше не появляться даже у порога заведения, однако ситуацию спасала армия девушек-фанаток харизматичного Джима – начинались звонки владельцам заведений с вопросами, когда же снова в клубе будет выступать «тот волосатый парень». Через шесть месяцев группу впервые пригласили в лучший клуб Сансет Трип - «Whisky-A-Go-Go».


На Сансет Трип рок-музыкантов замечает Пол Ротшильд, продюсер лейбла «Электра Рекордс». Несмотря на то, что «Электра» записывала пластинки только исполнителей джаза, Пол на свой страх и риск предложил «Дорзам» контракт. Дебютный сингл коллектива - «Вreak On Through» - с треском провалился, заняв в хит-параде Billboard 126 место. Однако вторая пластинка «Дорзов» «Light My Fire» с лихвой окупила неудачу предыдущей, возглавив все американские чарты.

В начале 1967 года увидел свет дебютный альбом группы, также надолго оккупировавший первые строчки хит-парадов и положивший начало так называемой «дорзомании». Одна из композиций пластинки получилась особенно удачной. «The End», которая задумывалась как обычная песня прощания, усложнялась к середине, обрастая различными глубокими образами. Моррисон впоследствии говорил: «Я сам не знаю, что хотел сказать этой песней. Каждый раз при прослушивании она кажется мне другой».

The Doors как культурный феномен

Увлечение Моррисона наркотическими галлюциногенами, в том числе и ЛСД, оказало огромное влияние на творчество The Doors. Выступления группы постепенно превращались в наполненные мистикой и шаманизмом сценические акты. Джим Моррисон называл себя «Королем Ящериц» и зачастую имитировал наркотический транс непосредственно во время выступлений. Группа постепенно переходила от музыкального явления к культурному феномену: изменилось звучание коллектива – отсутствовали бас-партии, взамен которых пришли обладающие неким гипнотическим воздействием органные и оригинальные гитарные партии. Харизматичность и уникальная, глубокая, мистическая лирика Джима Моррисона способствовали все новым и новым волнам популярности группы. Энергия и работоспособность Джима поистине не знала пределов: несмотря на увлечение наркотиками и алкоголем, постоянные выступления и записи в студии, музыкант успевал изучать мистику и обряды кельтских народов, культуру североамериканских индейцев, философию Ницше и поэзию европейских символистов.


В 1970 году Джим, увлекающийся тогда особенно плотно язычеством и черной магией, женился на ведьме Патриции Кеннили. Свадьбу провели в соответствии со старинным колдовским ритуалом кельтов. Во время обряда Моррисон и Кеннили обменялись древними амулетами – кольцами Кладда. Впоследствии Патриция практически не снимала их, они присутствуют на многих фотографиях ведьмы. Изображение колец также помещено на обложку мемуаров Патриции Кеннили.

Деградация и смерть Джима Моррисона

После свадьбы с Патрицией Кеннили жизнь Джима Моррисона пошла под откос. Музыкант скатывался по наклонной, словно лавина: пьянство стало беспробудным, наркотики – ежедневной нормой, непристойное поведение в общественных местах повлекло за собой череду арестов, при задержании Моррисон дрался с полицейскими и т.д. Из кумира для девочек Джим стал превращаться в бородатого грязного толстяка. Тексты и музыку для композиций The Doors Моррисон уже практически не писал, большинство материала выходило из-под пера Робби Кригера. Концерты «Дорзов» уже мало походили на тот мистический феномен с гипнотизирующей музыкой, которым группа так завораживала поклонников ранее. Теперь же выступления коллектива представляли собой перепалки крайне нетрезвого Моррисона со зрителями, часто переходившие в потасовки.

Видя, что кризис затягивается, Робби Кригер уговаривает Джима взять отпуск и отдохнуть. В 1971 году музыкант с подругой Памелой Курсон отправляется в Париж для отдыха и работы над книгой стихотворений.

Смерть Джима Моррисона наступила 3 июля 1971 года в Париже. По официальным данным, причиной гибели музыканта стал сердечный приступ, однако эта версия опровергается многими исследователями жизни и творчества Джима. В разное время выдвигались также версии передозировки наркотиками, в частности героином, в мужском туалете клуба Rock-n-Roll Circus или соседнего кабаре Alcazar в Париже, версия самоубийства или инсценировки суицида агентами ФБР, боровшимися в те годы с участниками движения хиппи.


Единственным человеком, который находился рядом с Джимом в момент его смерти, была Памела Курсон, подруга музыканта (этот факт косвенно опровергает версии инсценировки самоубийства и смерти в мужском туалете). Однако Памела ненадолго пережила Моррисона – через три года после его смерти она умерла от передозировки героина. За три года Памела ни разу не рассказывала о том, что случилось с Джимом, говоря, что унесет тайну его смерти в могилу.

Джим Моррисон похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез. Могила музыканта стала местом паломничества поклонников The Doors, которые до сих пор расписывают место его захоронения и соседние могилы строчками из песен и стихотворений своего кумира и признаниями в любви к Моррисону.

Последний альбом The Doors был выпущен спустя восемь лет после смерти лидера коллектива. Незадолго до трагедии Моррисон надиктовал некоторое количество своих стихотворений на магнитофонную ленту. Позднее музыканты «Дорзов» написали музыку к этим стихотворениям и свели записи в альбом «An American Prayer». В том же году композиция Моррисона «The End» вошла в саундтрек культового кинофильма Ф. Ф. Копполы «Апокалипсис сегодня».

Творчество Моррисона

В настоящее время в Соединенных Штатах Америки Джим Моррисон входит не только в число ста величайших музыкантов всех времен, но и считается выдающимся поэтом. Литературоведы ставят поэтическое творчество Моррисона в один ряд с такими поэтами, как Уильям Блейк и Артюр Рембо.

Последнее интервью. Jim Morrison

За три года до смерти Джим чуть не снялся в порнографической картине Энди Уорхола «Я, Мужчина», однако коллеги по группе отговорили его от этой затеи.

Во время «эпохи цветов», когда большинство исполнителей пели о светлом безоблачном небе, невинности и счастье, творчество Моррисона резко контрастировало со всей музыкальной сценой тех лет. The Doors стали наиболее мрачной и радикально-мистической рок-группой шестидесятых. Музыкальные критики называли коллектив «черными исповедниками Великого Общества», а к Моррисону относились не иначе как к раскольнику, Дионису современного искусства. Их рок называли жестоким, арто-роком (отсылка к «театру жестокости» Арто), шоковой терапией. Моррисон на долгие годы стал символом бунта против безоблачности и замыленного восприятия окружающей действительности.

Многие поколения бунтарей до сих пор черпают вдохновение виз творчества Джима. Джим не раз повторял, что он прямиком идет через эпоху хиппи к сточной канаве. Далекая от наивного восхваления жизни, группа Джима использовала поэтические приемы символизма бессознательного в своих мрачных, темных текстах, насыщенных пульсирующим ритмом и резко выбивающимися из общей концепции текста образами. Говорили, что Моррисон пел так, будто бы его казнят на электрическом стуле.

Король ящериц, способный на всё
Человек, о котором я буду писать – крут. «Крут», наверное, не то слово. Джим удивителен, интересен, замечателен – и всё это вместе, как разноцветные шарики мороженого в стеклянной вазе. Сам Моррисон был почти уверен, что нам не удастся забыть его. Он писал: «…больше они никогда не увидят ничего подобного и никогда не смогут меня забыть. Никогда»
Что ж Джим, твоя взяла. Больше сорока лет прошло – и человек, даже краешком не зацепивший твоё время садиться за компьютерную клавиатуру – ты, Джим, таких и не видел – чтобы писать о тебе.

Ты знаешь, что мирные адмиралы ведут нас на убой?
Джим Моррисон.«Из Американской молитвы»

Сначала был свет. Неяркий свет в морском клубе на Гавайях. Это вечер танцев. В центре – танцующая пара. Подтянутый моряк с длинным лицом, выпускник Военно-Морской академии в Аннаполисе, недавно распределённый на минный тральщик «Пруитт» Джордж Стивен Моррисон и юная барышня по имени Клара. Это их первая встреча. Первая, но не последняя. Дальше будет война – атака японцев на Пирл-Харбор, по счастью не задевшая скромный «Пруитт» на ремонтной верфи, военные сборы, а перед самым выходом в море – поспешное венчание. Клара ждала Стива ушедшего в поход на север Тихого океана год. Их снова свело решение Моррисона записаться волонтёром в морскую авиацию. Стив был направлен на переподготовку, во Флориду, туда же перебралась и Клара. Через одиннадцать месяцев после переезда в Мельбурн у них родился сын. Дав ему имя – Джеймс Дуглас, Стив снова отправился на войну, успев и повоевать и поучаствовать в «проекте Манхэттен» в Лос-Аламосе.
После войны семья часто перебиралась с места на место, исколесив сначала Флориду, затем – живя в Лос-Анджелесе и Вашингтоне. В 1947 году, в Нью-Мексико у маленького Джимми появилась сестра Энни Робин а затем – в Калифорнии - брат Эндрю. Во время Корейской войны отец Джима снова уезжает – воевать в небе над Кореей. Там он получит «Бронзовую звезду». Позже Джим будет вспоминать это его отсутствие почти с ностальгией.

…души тех мертвых индейцев, может одного или двух из них, носились вокруг, корчась, и вселились в мою душу, а я был как губка, с готовностью впитавшая их
Джим Морисон

Года в четыре, а может в пять в его жизни случится знаковое событие, к которому он будет снова и снова возвращаться в творчестве, интервью, мыслях. Автокатастрофа. Моррисоны проезжали мимо, по хайвэю около Нью-Мексико – на новое место службы отца. Джиму запомнились полицейские мигалки, их гудение, плач, перевёрнутый грузовик.

Рядом с грузовиком лежали тела – одно, два, три тела. Кровь повсюду. Полицейский сказал, что это индейцы. Джим стал плакать. Ему было страшно. Он просил маму выйти, что-то сделать, помочь им. Его полностью охватило какое-то волнение, даже показалось, что ещё корчившиеся от боли души индейцев вселились в него. Потом он не раз вспомнит это своё ощущение.
Позже родители не могли вспомнить детали аварии, считая её обыденным ДТП. Отец полагал, что сын просто зациклился на этих несчастных индейцах. Сестра же считала, что Джим просто выдумал всю эту историю.
Родные оставили Джима один на один с его мёртвыми.

Отцы квохчут на ветках в лесу.
Наша мать не вернулась из моря.

В доме Джима было не принято курить, употреблять спиртное. Клара старалась навести чистоту близкую к стерильности и установить глубокую тишину в каждом новом жилище.
В детстве Джим старался соответствовать атмосфере - становился мэром класса, получал хорошие отметки, говорил отцу «сэр» и просил разрешения выйти из-за стола после обеда.
Зёрна бунта зрели в нём исподволь, незаметно. Отец, который к тому времени стал руководителем полётов на «Мидуэе» несколько раз брал сына на учебные манёвры, но держался довольно отстранённо – ему, прошедшему войну, видевшему смерть странности, дикие фантазии и капризы сына казались непонятными и надуманными, а строгие порядки в семье – лучшим лекарством. Но действие рождало в Джиме инстинктивное противодействие. Отец пытался привить ему армейские ценности – Джим возненавидел армию. В семье не признавали побоев, но от упрёков детям не раз доводилось реветь - и Джим разучился плакать.
Он рос, и пропасть отделявшая его от семьи росла вместе с ним.

Ты узнал, что свобода живёт в школьных книгах.
Ты узнал, что безумцы бегут из нашей тюрьмы

Джим Моррисон. «Из Американской молитвы»

Учителя считали Джеймса одаренным, но неуравновешенным и диким. Так же легко, как он становился мэром классов, Джим возглавлял и подростковые хулиганские тусовки. Со своим другом Фадом, Джим увлёкся подсматриванием за девушками в пляжных кабинах, а потом, распалённый увиденным придумывал любовные похождения, где занимался сексом сразу с тремя подругами. Он сочинял пошлые анекдоты и невероятные истории. Друзья слушали его с восторгом.
Когда Джим опаздывал – он говорил о банде цыган, пытавшихся его украсть, когда хотел сбежать с уроков – о сложной операции по удалению опухоли мозга. Дома ходил в грязных джинсах, спрятав чистую пару под кроватью. Когда звонили домой – отвечал, что это частный семейный морг, в автобусах – приставал к пассажирам с вопросами.
«Так что вы думаете про слонов?» - спрашивал он. Многим приходилось сходить.
Пробовал курить, экспериментировал с алкоголем, слушал рок-н-ролл и кантри на полную громкость и ужасно много читал. Первой его любовью стали современные американские романы бит-поколения. Он зачитывался Керуаком, выписывая целые главы романа «На дороге» в свой дневник. Потом Джим увлёкся Ницше, затем Рембо и средневековой поэзией. Читал книги об индейских культах, Сартра, потом увлекался бит-литературой или античными драмами. В дальнейшем его фаворитами были Джеймс Джойс, Уильям Блейк, Бальзак и Кокто, Гинзберг и, наконец, Олдос Хаксли.
Учителя не могли поверить в то, как много он читает. У них вообще было много хлопот – например, они звонили домой, спрашивая, как прошла операция по удалению опухоли мозга, или выясняли в Библиотеке Конгресса, существуют ли вообще те книги, которые читал Джим. Надо сказать, это было совсем не лишним – позже, в колледже он забавлялся тем, что писал рефераты о князьях и графах, выдуманных им самим.
Раз летом Джим обложил матом командира, и его выгнали из лагеря. Лагеря напоминали ему флот, где он с отцом стрелял по чайкам из пулемёта. Джим не любил убивать чаек и не хотел служить в ВМФ. Он хотел снимать кино – с 15 лет в дневнике оседало всё, что могло для этого пригодиться. Кстати, дневники эти он начал вести, когда познакомился с соседкой. Для Тенди он даже написал произведение о пони, но потом разругался, пообещав изуродовать лицо – чтоб смотрел только он.

А мы там пьяные, безупречные
Джим Моррисон. «А теперь слушай это»

От новых респектабельных домиков, от сияющих авто и отутюженных брюк 50-х Джеймс убегал, как мог – и в книги и в небольшую металлическую фляжку с виски, которую к концу школы он таскал с собой постоянно. На вручение школьного диплома Моррисон демонстративно не явился, а вскоре – вернулся в надоевшую Флориду, где, поселился у бабушки, поступив в «Санкт-Петербургский юниор-колледж». Из предметов Джеймс подобрал себе историю Возрождения, актёрство и живопись Босха. Тут же, при колледже он пробовал играть в театре, одновременно строя другой в голове – театр наркотических грёз и видений. Кроме театра Джим пытался рисовать – в основном порнографические карикатуры. Он также продолжал писать стихи в свои тетрадки (из них почти ничего не сохранилось, и впоследствии Моррисон об этом глубоко сожалел). Он пробует марихуану, потом новинку - ЛСД. После алкогольных экспериментов снадобье профессора Тимоти Лири оказывается вполне кстати.
Джим постоянно экспериментирует – с алкоголем, наркотиками, границами восприятия и поведением людей, ставя эксперименты на себе и соседях. Он требует тишины, он ставит Элвиса на полную мощность, ругается с соседями и ходит обнажённым. Моррисон пытается «врасти» в образ богемного поэта, голодного художника – доедает чужие обеды в буфете, подрабатывает натурщиком или донором крови. Он донашивает чужие рваные штаны и допивает чужое пиво.
Вдохновлённый курсом «философии бунта» пытается подпить студентов к захвату радиостанции университета. Ему скучно, он не уезжает только из-за своего нового увлечения – Мэри.
Джим влюбился на пляже и с первого взгляда – только так и стоило влюбляться во Флориде.

Вы та самая!
Или очень похожи
на ту, кто не мог быть
похожей ни на кого.

Его страстью стала школьница Мэри Вербелоу. Любовь преобразила Джима, он стал её слугой. Красиво ухаживая, Джим раздобыл приличной одежды. Что там одежда - он мыл её машину! Ухаживая, он пристрастил её к алкоголю, стал водить Мэри на танцполы и отчаянно ревновать. Раз он, схватив за ремень, бросил какого-то парня через зал только за попытку заговорить с Вербелоу. Мэри держалась холодно и приняла его чувства только после беседы о… поэзии, где он признался, что пишет стихи как и она, больше того – о ней.

Давай детка, беги со мной.
Бежим!

Джим Моррисон. «Поклонение ящерице»

Моррисон давно хотел уехать в Калифорнию, поступать в UKLA – но отец, неуклонно шедший к должности капитана авианосца, никогда бы этого не понял. Уговорить Мари было проще – она хотела стать танцовщицей. Последней каплей для Джима стала армейская стрижка сделанная корабельным парикмахером по приказу отца. И Моррисон бежал. Подобно любимым героям Керуака, Джим с другом отправились в путешествие стопом. На второй день их задержали в Алабаме. На третий день Джим ночь напролёт общался с барменом-гермафордитом, а чуть позже – уплетал целую жареную корову, которой их угостила кузина Линдона Джонсона. Вояж окончился по-керуаковски, за мексиканской границей. В Мексике Джим чуть было не совратил лесбиянку, но вмешалась её девушка с ножом. В конечном итоге, последнюю ночь он провел, болтая с мексиканской шлюхой. Испанского он не знал.
В хиппующей Калифорнии Джим поначалу жил спокойно. Там преподавали Ренуар, Крамер и фон Штернберг. Дышалось свободно. Он болтал с Мэри по телефону, а вскоре она приехала к нему. Девушка начала искать работу танцовщицы, Джим готовился снимать учебные киноленты.
Когда Мари нашла подработку в чём-то вроде стриптиз бара, ревнивый Джим впервые возмутился. Тут ещё агент Мэри отсоветовал ей сниматься в «молодого неудачника». Отношения разваливались, но их полный крах стал для Джима серьёзным ударом.
Из UKLA он чуть не ушёл, не доучившись недели. Его дебютные фильмы не были поняты, и он начал разочаровываться в кино. В 1965 он жил на крыше у друга, спал под электроодеялом. Питался растворимыми супами, подогретыми на плитке, гулял по Венус-бич, писал стихи и вёл дневник. Под ЛСД сочинял песни и мелодии – но не мог их записать, не знал нот. Он просто слышал какой-то внутренний фантастический рок-концерт в подсознании, чувствовал, что должен спеть хоть что-то из созданной им музыки.
Тем, кто вытянул музыку из головы Джима, оказался университетский друг Рэй Манзарек. Джим прочёл ему что-то из стихов, и на строках «давай плыть к Луне...» Рэй подумал «вот оно!». «Если собрать группу» – размышлял он – «то мы заработаем миллион долларов!»
Группу собрали довольно быстро. На ударных – Джон Дензмор, и гитарист – Робби Кригер. Неизменный состав, выход – смерть. Первым вышел Джим.
Группа сразу же столкнулась с проблемой – в 1965 г. Джим совсем не умел петь. Трудно поверить, правда? Петь приходилось Рэю, а если рот открывал Джим – это было что-то вроде чтения стихов под мелодию. Музыка тоже была своеобразна – гитарные соло и клавишные импровизации, гипнотическая ритм-секция и «космический» саунд, хриплый вокал. Ни лёгкости, ни цельной мелодии – и безумно далеко от битловского мэйнстрима. К тому же Джим стеснялся и пел, стоя спиной к залу.
Его отношения с родителями окончательно прервались, когда, позвонив в Лондон, он заявил Главкому военно-морских сил США в Европе о своём намерении заняться рок-музыкой. Отец, решивший, что это очередной глупый каприз, назвал затею бредом, неудачной шуткой. Джим повесил трубку и больше никогда не общался с родителями.
«Они умерли» заявлял Моррисон в интервью.

I am a Lizard king. I can do anything

Постепенно на «двинутого певца» стал ходить народ, и его с группой пригласили в Whisky-A-Go-Go – модный клуб на Сансет Стрип. Но даже туда Джим часто попадал пьяным или обдолбаным, и хотя, он быстро учился попадать в ноты и заводить толпу, хозяин «Виски» пытался избавиться от группы. Несколько раз её «спасали» поклонницы, осаждавшие клуб. Их привлекал и сам Моррисон – в мягких светлых рубашках, облегающих кожаных штанах с правильным лицом, смоляной гривой волос, чувственными губами, странноватым голосом и отстранённым взглядом, и его манера пения. Джим приседал во время песен, танцевал, подпрыгивал. Потом надолго застывал, неподвижно и отрешённо, или начинал плавно и мерно шагать по сцене.
В конце концов, контракт бара с командой был разорван. Группу, вновь оказавшуюся на улице, спас Пол Ротшильд, представитель Elektra Records, заключивший с ними контракт. Дальнейшая история общеизвестна – альбом The Doors появился в январе и стал золотым в этом же году. Сингл Break On Through попал в десятку Billboard, а последовавший за ним Light My Fire стал в этом хит-параде первым.
Потом были концерты, стадионы, большие площадки – и Джим прыгал, материл толпу, раздевался и швырял микрофоны, заводя, а иногда – и просто провоцируя зрителей.
Один за другим появлялись новые, практически безупречные альбомы. Критики звали Джима «сексуальным шаманом», «уличным хулиганом, вознёсшимся на небо, и вернувшемся в облике мальчика из церковного хора». Таким Джима и встречает Памелу Корсон – неизменную героиню его стихов и песен.
Он встречается с Энди Уорхоллом, и тот дарит ему золотой телефон, по которому, как он уверяет, можно поговорить со Всевышним. Джим, смеясь, швыряет его в мусорную корзину.

Манзерк, Дензмор и Кригер на гребне успеха Дорз богатели и повышали уровень мастерства, планируя долгую профессиональную карьеру. Джим же поутру выпивал шесть баночек пива, проматывал деньги, нюхал кокс, курил траву, глотал любые колёса и завершал свой день виски. Не раз его арестовывали – за протесты или непристойное поведение – например, публичный онанизм (странно, кроме пары копов никто этого не видел). Раз Дженни Джоплин разбила бутылку ликёра об его голову (IQ – за 140 кстати) за грубые публичные приставания. Непристойности Джима были протестом против протеста толпы, желавшей видеть в нём лишь поющий кусок секса.
«Кинув кость» фанатам своим публичным обнажением в Маями, он кардинально поменял имидж – отпустил бороду, стал курить сигары, давать «трезвые» честные интервью. Опухшее и начавшее брюзгнуть лицо прятал за тёмными стёклами. В этот период при помощи англичанина Макклюра он выпускает сборники «The New Creatures», «The Lords». Позже выходит и «An American Prayer». Джим устал от рока, от судебных преследований, да и вообще – устал.
Последний альбом «L.A. Woman» «потрипанные» Джимом Дорз записывают в подвале «Электры». Их почти выгоняют – аренда кончилась, денег нет. Свои партии Моррисон поет, закрывшись в туалете – из-за лучшей акустики, но и этот «нищенский» альбом выходит гениальным.

Смерть делает нас ангелами и даёт нам крылья
там, где были плечи, мягкие, как вороновы когти.

Джим Моррисон. «Из Американской молитвы»

В 1970 году Джим берёт в жёны редактора музыкального журнала, практикующую ведьму Пат Кеннили. Они «венчаются» по кельтскому магическому ритуалу. При этом Моррисон не покидает Пэм.
В декабре 1970, в Новом Орлеане Джим даёт концерт. Бубнит блюзы у стойки, пошатывается. Довести его до конца не выходит – слишком подорвано здоровье. Этот концерт – последний.
В январе 1971 году Моррисон и Пэм летят в Париж. Быть может, подобно Керуаку Джим пытается отыскать в нём своё сатори? А может – и просто бежит от страха – он думает, что умрёт третьим после Хендрикса и Джоплин. Париж – город его смерти.

Долгое время было принято считать, что Джим умер в ванной от остановки сердца, нагруженного алкоголем. Кое-кто, правда, полагал, что его смерть наступила от первого же героинового укола 3 июля 1971 года. В последнее время появилась ещё одна версия. Хозяин парижского бара Бенетт рассказал, что на самом деле бесформенный труп Моррисона нашли на полу туалета в его бара, а из его ноздрей (боясь иголок, Джим нюхал героин) вытекло немного пены и крови. Тело музыканта будто бы просто перенесли в отель – то ли сам бармен и Памэла, то ли какие-то наркоторговцы. Это всё. Это - «…фьють, и меня уже нет» - и какая разница, где именно он «истёк надеждой и всем чем мог». Как говорил он сам – «конец – смеху и ласковой лжи, конец - ночам, в которые мы не смогли умереть. Это конец».

Джим Мо́ррисон (англ. Jim Morrison; полное имя Джеймс Ду́глас Мо́ррисон, англ. James Douglas Morrison; 8 декабря 1943, Мельбурн, Флорида - 3 июля 1971, Париж) - американский певец, поэт, автор песен, лидер и вокалист группы The Doors.

Считается одним из самых харизматичных фронтменов в истории рок-музыки. Моррисон известен как своим характерным голосом, так и своеобразностью собственной сценической фигуры, саморазрушительным стилем жизни и своим поэтическим творчеством. Журнал Rolling Stone включил его в список 100 величайших певцов всех времён.

Биография

Джим Моррисон родился в Мельбурне, штат Флорида, в семье будущего адмирала Джорджа Стивена Моррисона и Клары Моррисон (девичья фамилия Кларк).Также у Джима были брат Эндрю и сестра Энн. В Джиме были смешаны шотландские, английские и ирландские крови. Известно, что IQ Моррисона составлял 149.

В жизни военных часты переезды, и однажды, когда Джиму было всего четыре года, в штате Нью-Мексико произошло нечто, что впоследствии он описывал как одно из важнейших событий своей жизни: на дороге разбился грузовик с индейцами, и их окровавленные и больные тела вывалились из грузовика и валялись вдоль пути.

«Я впервые узнал смерть (…) я думаю, в тот момент души тех мертвых индейцев, может одного или двух из них, носились вокруг, корчась, и вселились в мою душу, я был как губка, с готовностью впитавшая их».

Джим провёл часть детства в Сан-Диего, Калифорния. В 1962 году он поступает в Государственный университет Флориды в Таллахасси. В январе 1964 года Моррисон переехал в Лос-Анджелес и поступил в UCLA на факультет кинематографии, где за время обучения снял два фильма. Джиму нравились такие исполнители, как Элвис Пресли, Фрэнк Синатра, The Beach Boys, Love и Kinks.

Университет

В Государственном университете Флориды в Таллахасси Джим изучал историю эпохи Возрождения, в частности творчество Иеронима Босха и актёрскую игру, играл в студенческих постановках пьес. После этого Джим учился на кинематографическом факультете Калифорнийского университета, но относился к учёбе не очень серьёзно, и больше интересовался вечеринками и алкоголем. В конце 1964 Джим на рождество приехал к родителям. Это был последний раз, когда он виделся с ними. Через несколько месяцев Джим написал письмо родителям, в котором сообщал, что хочет создать рок-группу. Но не нашёл понимания у отца, который ответил, что это неудачная шутка. После этого на вопрос о родителях Джим всегда говорил, что они умерли. Судя по всему, родители тоже прохладно относились к Джиму, потому что даже через много лет после его смерти отказывались комментировать творчество сына. Фильм, который был его выпускной работой не восприняли ни преподаватели, ни студенты. Джим очень это переживал, и даже хотел покинуть университет за две недели до окончания, но преподаватели отговорили его от этого решения.

The Doors

Учась в UCLA, Джим познакомился и подружился с Рэем Манзареком . Вместе они организовали группу The Doors . Через некоторое время к ним присоединились барабанщик Джон Денсмор и друг Джона, Робби Кригер . Кригер был представлен по рекомендации Денсмора и был затем включен в группу. The Doors взяли название группы из заголовка книги «The Doors of Perception» («Двери Восприятия») Олдоса Хаксли (ссылка на «открытие» «дверей» восприятия через употребление психоделиков). Хаксли, в свою очередь, взял заглавие своей книги из стихотворения английского поэта-визионера Уильяма Блейка: «If the doors of perception were cleansed, every thing would appear to man as it is, infinite» (рус. Если бы двери восприятия были чисты, всё предстало бы таким, как есть - бесконечным). Джим сказал друзьям, что он хочет быть этой «дверью восприятия». Название группы было принято единогласно.

Группа начала выступать по местным кабакам и их выступления были откровенно слабыми, отчасти из-за дилетантизма музыкантов, отчасти от робости Джима Моррисона: поначалу он даже стеснялся поворачиваться лицом к публике и пел спиной к залу. Кроме того Джим часто приходил на выступления нетрезвым. К счастью для группы, у них была армия девушек-поклонниц, и очередной «последний раз» рассерженного владельца клуба оборачивался звонками девиц с вопросами когда же они снова увидят «того волосатого парня». Через полгода у группы появилась возможность выступать в лучшем клубе на Сансет Трип - «Whisky-A-Go-Go».

Вскоре группу заметил продюсер Пол Ротшильд с недавно открывшегося лейбла Elektra Records, выпускавшего до этого только джазовых исполнителей, который рискнул предложить Doors контракт (группа вошла в обойму Электры с такими гигантами, как Love). Первый сингл группы «Break On Through» вошёл в первую десятку американского хит-парада Billboard, а следующий, «Light My Fire» , занял в хит-параде первое место - крайне успешный дебют. Вышедший в начале 1967 года первый альбом «The Doors» также занял первое место в хит-параде и положил начало «дорзомании». Одна композиция альбома - The End задуманная как обычная прощальная песня, постепенно усложнялась, обрастая универсальными образами.

Джим Моррисон об этой песне спустя несколько лет после выхода альбома:

В дальнейшем судьба Джима представляла собой скоростной спуск по наклонной прямой: пьянство, аресты за непристойное поведение и драку с полицейскими, превращение из идола для девочек в толстого бородатого неряху. Всё больше материала писал Робби Кригер , все меньше - Джим Моррисон. Поздние концерты The Doors представляли по большей части переругивания пьяного Моррисона с публикой. В 1971 году рок-звезда отправляется со своей подругой Памелой Курсон в Париж - отдыхать и работать над книгой стихов. По официальной версии Моррисон умер 3 июля 1971 года в Париже от сердечного приступа, однако, настоящей причины его смерти никто не знает. Среди вариантов назывались: героиновая передозировка в парижском клубе Rock-n-Roll Circus, самоубийство, инсценировка самоубийства службами ФБР, которые тогда вели активную борьбу с участниками движения хиппи и прочее. Вокруг его смерти до сих пор ходят слухи. Единственный человек, который видел смерть певца - подруга Моррисона, Памела . Но она унесла тайну его смерти с собой в могилу, так как скончалась от передозировки наркотиков три года спустя. Джим Моррисон похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез . Его могила стала местом культового поклонения фанатов, исписывающих соседние могилы надписями о своей любви к кумиру и строчками из песен The Doors .

В 1978 году был выпущен альбом An American Prayer : незадолго до смерти Моррисон надиктовал свои стихи на магнитофон, а музыканты The Doors наложили на стихи музыкальное сопровождение. Песня The End вошла в фильм Ф. Ф. Копполы «Апокалипсис сегодня» (1979).

"Я вижу себя огромной огненной кометой, летящей звездой. Все останавливаются, показывают пальцем и шепчут в изумлении «Посмотрите на это!» А потом - фьють, и меня уже нет. И больше они никогда не увидят ничего подобного и никогда не смогут меня забыть. Никогда."