Томас манн труды. Биография томаса манна, интересные факты из жизни. Связь с политикой

Биография

Па́уль То́мас Манн (нем. Paul Thomas Mann, 6 июня 1875, Любек - 12 августа 1955, Цюрих) - немецкий писатель, эссеист, мастер эпического романа, лауреат Нобелевской премии по литературе (1929), брат Генриха Манна, отец Клауса Манна, Голо Манна и Эрики Манн.

Томас Манн - выдающий немецкий писатель, автор эпических полотен, лауреат Нобелевской премии по литературе, наиболее именитый представитель семейства Маннов, богатого на творческие таланты. Родился 6 июня 1875 г. в Любеке. В 16-летнем возрасте Томас оказывается в Мюнхене: туда семья переезжает после смерти отца - купца и городского сенатора. В этом городе ему предстоит жить до 1933 г.

Окончив школу, Томас устраивается в страховую компанию и занимается журналистикой, намереваясь последовать примеру брата Генриха, в ту пору начинающего писателя. На протяжении 1898-1899 гг. Т. Манн редактирует сатирический журнал «Симплициссимус». К этому времени относится первая публикация - сборник рассказов «Маленький господин Фридеман». Первый роман – «Будденброки», повествующий о судьбе купеческой династии и носивший автобиографический характер, - сделал Манна знаменитым писателем.

В 1905 г. в личной жизни Манна происходит важное событие - женитьба на Кате Прингсхайм, знатной еврейке, дочери профессора математики, которая стала матерью его шестерых детей. Такая партия позволила писателю стать вхожим в общество представителей крупной буржуазии, что содействовало усилению консервативности его политических взглядов.

Т. Манн поддерживал Первую мировую войну, осуждал общественные реформы и пацифизм, переживая в это время серьезный духовный кризис. Огромная разница в убеждениях стала причиной разрыва с Генрихом, и только переход Томаса на позиции демократии сделал возможным примирение. В 1924 г. увидел свет роман «Волшебная гора», принесший Т. Манну мировую славу. В 1929 г. он благодаря «Будденброкам» становится лауреатом Нобелевской премии по литературе.

Следующий за награждением период биографии Томаса Манна отмечен увеличением роли политики в его жизни и в творчестве в частности. Писатель и его супруга не вернулись в нацистскую Германию из Швейцарии, когда в 1933 г. Гитлер приходит к власти. Поселившись невдалеке от Цюриха, они много времени проводят в путешествиях. Власти Германии предпринимали попытки вернуть именитого писателя в страну, а в ответ на его категорический отказ лишили немецкого гражданства, отняли почетную докторскую степень Боннского университета. Став сначала подданным Чехословакии, Манн эмигрировал в 1938 г. в США, где на протяжении трех лет преподавал в Принстонском университете гуманитарные дисциплины, консультировал Библиотеку конгресса по вопросам немецкой литературы. На протяжении 1941-1952 гг. его жизненный путь связан с Калифорнией.

После окончания Второй мировой войны жизнь в США осложнилась тем, что в адрес увлекающегося идеями социализма Т. Манна звучат обвинения в пособничестве Советскому Союзу. В Восточной и Западной Германии его встречают чрезвычайно радушно, однако писатель принимает решение на превратившуюся в два лагеря родину не возвращаться. В 1949 г. от лица обеих Германий ему была вручена премия Гете (кроме того, Манна наградили почетными степенями Кембриджский и Оксфордский университеты).

Наиболее значимыми художественными произведениями этого периода являеются роман «Доктор Фаустус» и тетралогия «Иосиф и его братья», над которой он работал больше десяти лет. Последний роман, «Приключения авантюриста Феликса Круля», остался недописанным.

Летом 1952 г. Т. Манн с семьей приехал в Швейцарию и жил там до смерти в 1955 году.

Томас Манн - список всех книг

Все жанры Роман Сказка/Притча Проза

Год Название Рейтинг
1912-1924 7.51 (21)
1955 7.40 (
1901 7.39 (15)
2012 7.32 (
1903 7.22 (
1951 7.12 (
1947 6.72 (
1912 6.72 (
1918 6.27 (
6.27 (
1921 6.27 (
1899 6.27 (
1897 6.27 (
2012 5.91 (
2014 5.91 (
1897 5.91 (
1939 0.00 (

Роман (60%)

Сказка/Притча (20%)

Проза (20%)

Особенно если принять во внимание, насколько женщины – вы, может быть, улыбнетесь, что я, при своей молодости, позволяю себе какие-то обобщения, – насколько они, в своем отношении к мужчине, зависят от отношения мужчин к ним – тогда и удивляться нечему. Женщины, сказал бы я, создания, в которых очень сильны реакции, но они лишены самостоятельной инициативы, ленивы – в том смысле, что они пассивны. Разрешите мне, хоть и довольно неуклюже, развить дальше мою мысль. Женщина, насколько мне удалось заметить, считает себя в любовных делах прежде всего объектом, она предоставляет любви приблизиться к ней, она не выбирает свободно и становится выбирающим субъектом только на основе выбора мужчины; да и тогда, позвольте мне добавить, свобода выбора, – разумеется, если мужчина не слишком уж ничтожен, – не является необходимым условием; на свободу выбора оказывает влияние, женщину подкупает тот факт, что ее избрали. Боже мой, это, конечно, общие места, но когда ты молод, тебе, естественно, все кажется новым, новым и поразительным. Вы спрашиваете женщину: «Ты-то его любишь?» – «Но он так сильно любит меня», – отвечает она вам. И при этом или поднимает взор к небу, или опускает долу. А представьте-ка себе, что такой ответ дали бы мы, мужчины, – извините, что я обобщаю! Может быть, и есть мужчины, которые так бы и ответили, но они же будут просто смешны, эти герои находятся под башмаком любви, скажу я в эпиграмматическом стиле. Интересно знать, о каком самоуважении может идти речь у мужчины, дающего столь женский ответ. И считает ли женщина, что она должна относиться с безграничной преданностью к мужчине, оттого что он, избрав ее, оказал милость столь низко стоящему созданию, или она видит в любви мужчины к своей особе верный знак его превосходства? В часы размышлений я не раз задавал себе этот вопрос. – Вы затронули вашими меткими словечками исконные классические факты древности, некую священную данность, – сказал Пеперкорн. – Мужчину опьяняет желание, женщина требует, чтобы его желание опьяняло ее. Отсюда наша обязанность испытывать подлинное чувство, отсюда нестерпимый стыд за бесчувственность, за бессилие пробудить в женщине желание.

Из книги «Волшебная гора» -

Если вы поборник здоровья, то разрешите вам сказать, что с искусством и духом оно имеет мало общего, в какой-то мере оно им даже противопоказано, и, уж во всяком случае, здоровье и дух нимало друг в друге не заинтересованы.

Из книги «Доктор Фаустус» -

Фамилия «Манн» широко известна в литературных кругах. К этому семейству относится Генрих - романист, драматург; Эрик, Клаус и Голо - литераторы; наконец, обладатель таких премий, как Нобелевская и Антонио Фельтринелли, - Томас.

Манн Томас, краткая биография которого поражает своей насыщенностью и противоречивостью, и станет объектом рассмотрения.

Мастер эпического романа

Существует мнение, что Будденброкам как общественному типажу противопоставлен художник. Это действительно так, однако ошибочно считать, что Томас Манн отдает предпочтение последнему. Ни бюргерство, ни художник у Манна не в почете.

Общественное признание: Нобелевская премия

Признание пришло к Томасу Манну не сразу. Известно, что в год выхода было куплено всего 100 экземпляров семейного романа «Будденброки». Зато через 30 лет, в 1929-м, именно благодаря ему писатель навеки вписал свое имя в перечень Нобелевских лауреатов.

Уже при жизни произведения Томаса Манна стали называться классическими.

После присуждения премии роман «Будденброки» был выпущен миллионным тиражом.

Начиная с 1933 года, биография Томаса Манна стала биографией человека, на которого равнялись молодые писатели. Манн ездил по стране и читал лекции, включая в них отрывки из собственных произведений.

Томас Манн: биография, творчество - все воедино слито

Вторым успешным творением Томаса Манна стало произведение «Тонио Крегер», вышедшее в сборнике «Тристан» (1903 г.). В нем автор опять продемонстрировал волновавшие его противоречия между миром творчества и миром буржуазным.

Можно сказать, что жизнь и творчество для Манна были неразрывно связаны. Роман «Будденброки» стал не единственным произведением, в котором отразились личная жизнь и мнение писателя.

Таковой является и пьеса «Флоренция», вышедшая в 1907 году. Ее герои говорят устами писателя, озвучивая его мнение о современном Томасу буржуазному миру.

Аналогичный взгляд на общество присущ большинству его произведений, но наиболее близким к пьесе является роман «Королевское высочество». Томас Манн написал, что в нем он «проповедует человечность».

Благонадежный семьянин и отец, поклонник однополой любви

Томас Манн, биография которого пестрит противоречиями в идеологических пристрастиях, интересен не только своим творческим наследием, но и сексуальными предпочтениями.

Главное противоречие, проявившее на любовном фронте, - это внешняя семейная идиллия и пристрастие к однополой любви.

Обнародованные после смерти писателя дневники и переписки представили Томаса Манна в пугающем свете.

Из них следовало, что лауреат Нобелевской премии, отец шестерых детей, Пауль Томас Манн питал глубокий интерес к представителям мужского пола. Причем интерес этот не ограничивался интеллектуальными познаниями, которыми еще при жизни характеризовался Манн Томас.

Краткая биография писателя не дает нужной информации, и это подтолкнуло исследователей к детальному изучению его жизни.

Кого любил Томас Манн?

Первые признаки странной любви к мальчикам проявились еще в юном возрасте. Четырнадцатилетний Томас питал безответное чувство в своему однокласснику - Арниму Мартене.

Второе безответное чувство зародилось через два года. Обучаясь в Англии, Пауль влюбился в сына учителя физкультуры.

Единственный роман, который, по мнению исследователей, был далеко не платоническим, - это связь с художником Паулем Эренбергом. Отношения продолжались в течение 5 лет (с 1899 по 1904 гг.) и прекратились после того как писатель вступил в законный брак с Катей Принсгейм.

Несмотря на свои пристрастия, Томас Манн страстно желал иметь семью и детей. Однако даже сильнейшая любовь к супруге не мешала ему заглядываться на мужчин. Из дневников писателя известно, что мысли о красоте мужского тела не покидали его до конца его дней.

Последним увлечением был Франц Вестермайер. 75-летний Томас Манн засыпал и просыпался с мыслями о баварском кельнере. Но все ограничилось только мечтами.

Экранизации произведений Томаса Манна

Произведения, принадлежащие перу писателя, стали экранизировать еще при его жизни. Количество экранизаций с 1923 по 2008 год превышает 30. И это с учетом того факта, что биография Томаса Манна по датам и творческому наследию содержит всего одно-единственное произведение, адаптированное для постановки на сцене или создания фильма, - пьесу «Флоренция». Кстати, она не была экранизирована. Зато «Будденброки» стали одним из самых популярных в плане экранизации произведений, которые написал Томас Манн.

Немецкий писатель

Родился 6 июня 1875г. в Любеке, в семье состоятельных коммерсантов, игравшей значительную роль в Любеке и других ганзейских городах Северной Германии. Старший его брат, Генрих (1871-1950) – известный романист, эссеист и драматург, трое детей – Клаус, Эрика и Голо – стали известными литераторами.

Детство Манна прошло в Любеке.

1891 – после смерти отца семья переезжает в Мюнхен. После окончания школы Манн работает в страховой компании и занимается журналистикой, собираясь стать писателем по примеру своего старшего брата Генриха. Вскоре он устраивается редактором в сатирический еженедельник «Симплициссимус» (Simplizissimus), начинает и сам писать рассказы, в дальнейшем вошедшие в сборник «Маленький господин Фридеман» (Der Kline Herr Fridemann, 1898). Как и в более поздних своих произведениях, в этих рассказах Манн с иронической и в то же время довольно грустной интонацией изображает робкого, мятущегося «современного» художника, который бьется в поисках смысла жизни. Кроме того, в этих рассказах сквозит тяга Манна к прочности и основательности буржуазного существования, которое манит своей недоступностью его героев-художников.

Студентом университета самостоятельно и с увлечением штудирует А.Шопенгауэра, Ф.Ницше и Р.Вагнера.

1895-1897 – после неудачной попытки вступить на путь деловой карьеры Манн вместе с братом Генрихом живёт в Италии, где начинает свой первый значительный роман «Будденброки» (Buddenbrooks, опубл. 1901), вскоре ставший знаменитым. В основе романа лежат наблюдения Манна за своими родными, друзьями, нравами родного города, за упадком семейства, принадлежащего к потомственному среднему классу. Реалистический по методу и деталям, роман, по сути, символически изображает взаимоотношения мира бюргерского и мира духовного.

1897 – по возвращении в Мюнхен Манн вплоть до 1914г. ведёт жизнь, обычную для благополучных «аполитичных» интеллектуалов того времени. Роль Германии в Первой мировой войне и её последующая непопулярность за рубежом пробуждают у Манна интерес к национальной и международной политике.

1903 – выходит новелла «Тонио Крёгер» (Tonio Kroger), герой которой приходит к выводу, что из-за своей утончённости он не способен к действию; только любовь может спасти его от нравственного паралича, вызванного сверхактивной мыслительной деятельностью.

1905 – Манн женится на Кате Прингсхейм, дочери крупного математика, потомка старинного еврейского рода банкиров и купцов. У них родилось шестеро детей.

1909 – выходит книга «Королевское высочество» (Konigliche Hoheit), как и все произведения Манна, в известном смысле автобиографичная. Это «роман воспитания», где любовь ведёт юного принца к зрелости и «суровому счастью», которое приходит с осознанием ответственности.

1912 – опубликована новелла «Смерть в Венеции» (Der Tod in Venedig), герой которой, стареющий писатель Густав фон Ашенбах, пожертвовал всем в жизни ради искусства, и вдруг оказался во власти саморазрушительной и неудовлетворенной страсти к необычайно красивому мальчику. В этом блестяще написанном рассказе присутствуют многие темы более поздних работ Манна: одиночество художника, отождествление недуга физического и духовного, разрушительное воздействие искусства на психику.

1914 – Первая мировая война повергает писателя в глубокий моральный и духовный кризис.

1918 – выходит книга «Размышления аполитичного» (Betrachtungen eines Unpolitischen), которая, равно как и небольшие эссе времён войны, представляет собой попытку немецкого патриота-консерватора оправдать позицию своей страны в глазах демократического Запада.

1923 – выходит книга «Гёте и Толстой» (Goethe und Tolstoj).

1924 – выходит роман «Волшебная гора» (Der Zauberberg, начат в 1913г.), один из самых блестящих и ироничных романов в традиции bildungs-roman, или романа воспитания – интеллектуального и духовного. Герой романа, Ганс Касторп, вполне заурядный, добродушный молодой инженер из Северной Германии, приезжает в швейцарский туберкулезный санаторий навестить своего кузена, однако выясняется, что у него тоже больные легкие, и ему приходится задержаться здесь на семь лет. Соприкасаясь с обитателями санатория, воплощающими различные стороны современного сознания, Ганс Касторп проходит ряд этапов внутреннего развития и углублённого постижения мира. Но «Волшебная гора» – это не только история духовного развития Касторпа, это и глубокий анализ предвоенной европейской культуры. Многие темы, которые Манн затрагивал в «Размышлениях аполитичного», остроумно, с иронией и глубоким сочувствием к человеческому несовершенству переосмысляются в «Волшебной горе».

1929 – Манн получает Нобелевскую премию по литературе за его способность примирить «поэтическую приподнятость, интеллектуальность с любовью ко всему земному, к простой жизни».

1930 – Манн произносит речь в Берлине, озаглавленную «Призыв к разуму» (Em Appell an die Vernunft), в которой он ратует за создание общего фронта рабочих-социалистов и буржуазных либералов для борьбы против нацистской угрозы.

1931 – выходит новелла «Марио и волшебник» (Mario und der Zauberer) – политическая аллегория, в которой продажный гипнотизёр олицетворяет собой таких вождей, как Адольф Гитлер и Бенито Муссолини.

В очерках и речах, которые писатель произносит в эти годы по всей Европе, звучит резкая критика политики нацистов; Манн также выражает симпатии социализму, когда социалисты встают на защиту свободы и человеческого достоинства.

1933 – когда Гитлер становится канцлером, Манн с женой находится в Швейцарии. Они решают не возвращаться в Германию, живут недалеко от Цюриха, много путешествуют.

1934-1944 – Манн пишет монументальный роман-тетралогию «Иосиф и его братья» (Joseph und seine Bruder). Короткий библейский рассказ Манн развивает в огромное повествование, описывающее беды и удачи героя. Тенденции, наметившиеся ещё в раннем творчестве, выходят теперь на первый план: интерес к политике, к мифу и увлечение фрейдовским психоанализом.

1936 – Манн лишён немецкого гражданства, а также почётной докторской степени Боннского университета, которая была ему присвоена в 1919г.; в 1949 г. почётная степень была ему возвращена.

1938 – Манн переезжает в Соединенные Штаты.

1938-1941 – читает лекции по гуманитарным дисциплинам в Принстонском университете.

1940 – выходит роман «Лотта в Веймаре» (Lotte in Weimar), отразивший растущий интерес Манна к Гёте. Это рассказ о второй встрече стареющего Гёте с Шарлоттой Буфф, которая в юности вдохновила его на книгу, принесшую ему европейскую славу, – «Страдания юного Вертера». Роман далёк от обычных исторических или сентиментальных сочинений: «Лотта в Веймаре», как и «Иосиф», прежде всего исследование психологии и мифа.

Во время Второй мировой войны Манн выступает с обращениями по радио к немецкому народу, становится одним из основателей антифашистского журнала «Ma? und Wert» («Мера и ценность»). В эти годы он завершает последний том тетралогии об Иосифе «Иосиф-кормилец» (Joseph, der Ernahrer).

1941-1952 – живёт в Калифорнии. Является консультантом по немецкой литературе в Библиотеке конгресса..

1944 – Манн становится гражданином США и решает не возвращаться в Германию после войны.

1952 – покидает США и селится в Швейцарии, в Кильхберге близ Цюриха.

1947 – выходит роман «Доктор Фаустус» (Doktor Faustus, начат в 1943г.), посвящённый главным образом теме проклятия, «продажи души». Талантливый музыкант Адриан Леверкюн вступает в сделку с дьяволом, дабы преодолеть творческое бесплодие двадцатого столетия и совершить прорыв к оригинальности. Так и немецкая нация, поздно вошедшая в мировую политику, продала свою душу, чтобы получить власть и силу. Эти две главные темы романа переплетаются друг с другом; особенно потрясает финал, когда рассказ о крахе Леверкюна смыкается с хроникой последних дней гитлеровского рейха.

1951 – выходит роман «Избранник» (Der Erwahlte), основанный во многом на истории о «добром грешнике» средневекового немецкого поэта Гартмана фон Ауэ. Несмотря на нарочито «играющий» тон, в романе содержится важная для Манна тема вины и искупления, которую он неоднократно соотносит в это время с Германией.

1954 – выходят «Признания авантюриста Феликса Круля» (Bekenntnisse des Hochstaplers Felix Krull») – самый известный из поздних романов Манна. Задуманный ещё до Первой мировой войны, этот «плутовской» роман отражает неизменную уверенность автора в том, что всякий артист, художник – тип сомнительный, сродни преступнику. Роман соединяет сюжетную занимательность и множество комедийных ситуаций со свойственной Манну глубиной проблематики – как социальной, так и общефилософской.

На протяжении творческого пути Манн написал целый ряд больших и малых эссе, до Первой мировой войны черпая темы в области культуры, затем подключив и сферу политики. Ряд крупных эссе Манна посвящен трём кумирам его юности – Шопенгауэру, Ницше и Вагнеру, а также И.В.Гёте, Л.Н.Толстому, Ф.М.Достоевскому, Ф.Шиллеру, З.Фрейду и др. Политические его эссе – это размышления о двух мировых войнах и возникновении гитлеризма.

Томас Манн - немецкий писатель, эссеист, мастер эпического романа, лауреат Нобелевской премии по литературе (1929), брат Генриха Манна, отец Клауса Манна, Голо Манна и Эрики Манн.

Томас, самый знаменитый представитель своего семейства, богатого известными писателями, родился 6 июня 1875 года в семье состоятельного любекского купца Томаса Иоганна Генриха Манна, занимавшего должность городского сенатора. Мать Томаса, Юлия Манн, урождённая да Сильва-Брунс, происходила из семьи с бразильскими корнями. Семья Манн была довольно многочисленной. У Томаса было два брата и две сестры: старший брат Генрих (1871-1950), младший брат Виктор (1890-1949) и две сестры - Юлия (1877-1927) и Карла (1881-1910).

Семья Манн была зажиточной, а детство Томаса было беззаботным и почти безоблачным. В 1891 году умирает от рака отец Томаса. Согласно его завещанию продаётся фирма семьи и дом Маннов в Любеке. Детям и жене пришлось довольствоваться процентами от вырученной суммы денег. Семья переехала в Мюнхен, где Томас прожил (с небольшими перерывами) до 1933 года. В середине 1890-х Томас и Генрих на время уехали в Италию. Однако ещё в Любеке Томас начал проявлять себя на литературном поприще в качестве создателя и автора литературно-философского журнала «Весенняя гроза», а в дальнейшем писал статьи для издаваемого его братом Генрихом журнала «XX век».

По возвращении из Италии Томас недолго (1898-1899) проработал редактором популярного немецкого сатирического журнала «Симплициссимус», прошёл годовую армейскую службу и опубликовал первые новеллы.

Однако известность к Томасу Манну приходит тогда, когда в 1901 году выходит его первый роман, «Будденброки». В этом романе, за основу которого была взята история его собственного рода, Томас описывает историю упадка и вырождения купеческой династии из Любека. Каждое новое поколение этой семьи всё менее и менее способно продолжать дело своих отцов в силу отсутствия присущих им бюргерских качеств, как то: бережливость, усердие и обязательность - и всё больше и больше уходит от реального мира в религию, философию, музыку, пороки, роскошь и разврат. Итогом этого становится не только постепенная утрата интереса к коммерции и престижу рода Будденброкков, но и утрата смысла жизни, воли к жизни, оборачивающаяся нелепыми и трагическими смертями последних представителей этого рода.

Вслед за «Будденброкками» последовало издание не менее успешного сборника новелл под названием «Тристан», лучшей из которых была новелла «Тонио Крёгер». Главный герой этой новеллы отрекается от любви как от того, что приносит ему боль, и посвящает себя искусству, однако встретив случайно Ганса Гансена и Ингеборг Хольм - двух разнополых объектов своих неразделенных чувст - он снова переживает то самое смятение, которое когда-то охватывало его при взгляде на них.

В 1905 году Томас женится на профессорской дочери Кате Прингсхайм. От этого брака у них появилось шестеро детей, трое из которых - Клаус, Голо и Эрика - проявили себя впоследствии на литературном поприще. Согласно свидетельству Голо Манна, еврейское происхождение матери тщательно скрывалось от детей. Брак поспособствовал вхождению Томаса в круги крупной буржуазии, и это во многом укрепляло его политический консерватизм, который до поры до времени не проявлялся на публике.

В 1911 году на свет появляется новелла «Смерть в Венеции» - о вожделении пожилого мюнхенского писателя Густава Ашенбаха, отправившегося на отдых в Венецию, к увиденному там неизвестному мальчику по имени Тадзио, оканчивающийся смертью художника в Венеции.

В годы Первой мировой войны Томас Манн выступал в её поддержку, а также против пацифизма и общественных реформ, свидетельством чего стали его статьи, вошедшие впоследствии в сборник «Размышления аполитичного». Эта позиция приводит к разрыву с братом Генрихом, имевшим противоположные взгляды. Примирение между братьями наступило лишь тогда, когда после убийства националистами министра иностранных дел Веймарской республики Вальтера Ратенау

Томас пересмотрел свои взгляды и стал выступать за демократию и даже социализм. В 1924 году выходит новое после «Будденброкков» крупное и успешное произведение Томаса Манна - «Волшебная гора». Главный герой - молодой инженер Ганс Касторп - приезжает на три недели навестить своего больного туберкулёзом двоюродного брата Иоахима Цимсена и сам становится пациентом этого санатория, где проводит семь лет духовного ученичества и созревания.

В 1933 году Томас Манн вместе с семьёй эмигрирует из нацистской Германии и поселяется в Цюрихе. В том же году выходит первый том его романа-тетралогии «Иосиф и его братья», где он по-своему интерпретирует историю библейского Иосифа. В 1936 году после безуспешных попыток уговорить Томаса вернуться в Германию, нацистские власти лишают его и его семью немецкого гражданства, и он становится подданным Чехословакии, а в 1938 году уезжает в США, где зарабатывает на жизнь преподаванием в Принстонском университете.

В 1939 году выходит роман «Лотта в Веймаре», описывающий взаимоотношения постаревшего Иоганна Вольфганга Гёте и его юношеской любви Шарлотты Кестнер, ставшей прототипом героини «Страданий юного Вертера», встретившейся с поэтом снова спустя много лет.

В 1942 году Томас переезжает в Пасифик-Палисейдз и ведёт антифашистские передачи для немецких радиослушателей. В 1947 году появляется на свет его роман «Доктор Фаустус», главный герой которого во многом повторяет путь Фауста, несмотря на то, что действие романа происходит в XX веке. Нет двух Германий, доброй и злой... Злая Германия - это и есть добрая, пошедшая по ложному пути, попавшая в беду, погрязшая в преступлениях и стоящая теперь перед катастрофой. Вот почему для человека, родившегося немцем, невозможно начисто отречься от злой Германии, отягощённой исторической виной, и заявить: «Я - добрая, благородная, справедливая Германия; смотрите, на мне белоснежное платье. А злую я отдаю вам на растерзание».

После Второй мировой войны ситуация в США принимает всё менее благоприятный для Томаса Манна характер: писателя начинают обвинять в пособничестве СССР. В июне 1952 года семья Томаса возвращается в Швейцарию. Несмотря на нежелание переселяться в расколотую страну насовсем, он тем не менее охотно бывает в Германии (в 1949 году в рамках празднования юбилея Гёте ему удаётся побывать и в ФРГ, и в ГДР).

В последние годы жизни он активно публикуется: в 1951 году появляется роман «Избранник», в 1954 году - последняя его новелла «Чёрный лебедь». И тогда же Томас продолжает работать над начатым ещё до Первой мировой романом «Признания авантюриста Феликса Круля» - о современном Дориане Грее, который, обладая талантом, умом и красотой, предпочёл стать мошенником и с помощью своих афер начал стремительно подниматься по общественной лестнице, теряя человеческий облик и превращаясь в чудовище. Томас Манн скончался 12 августа 1955 года в Цюрихе от атеросклероза.

Пауль Томас Манн, самый знаменитый представитель своего семейства, богатого известными писателями, родился 6 июня 1875 г в семье состоятельного любекского купца Томаса Йоханна Генриха Манна, занимавшего должность городского сенатора. Мать Томаса, Юлия Манн, урождённая да Сильва-Брунс, происходила из семьи с бразильскими корнями. Семья Манн была довольно многочисленной. У Томаса было два брата и две сестры: старший брат, известный писатель Генрих Манн (1871—1950), младший брат Виктор (1890—1949) и две сестры Юлия (1877—1927, самоубийство) и Карла (1881—1910, самоубийство). Семья Манн была зажиточной, а детство Томаса Манна было беззаботным и почти безоблачным.

В 1891 году умирает от рака отец Томаса. Согласно его завещанию продается фирма семьи и дом Маннов в Любеке. Детям и жене пришлось довольствоваться процентами от вырученной суммы денег.

После смерти отца в 1891 году и продажи семейной фирмы семья переехала в Мюнхен, где Томас прожил (с небольшими перерывами) до 1933 году В середине 1890-х Томас и Генрих на время уехали в Италию. Однако еще в Любеке Манн начал проявлять себя на литературном поприще, в качестве создателя и автора литературно-философского журнала "Весенняя гроза", а в дальнейшем писал статьи для издаваемого его братом Генрихом Манном журнала "XX век". По возвращении из Италии Манн недолго (1898—1899 гг.) работает редактором популярного немецкого сатирического журнала Симплициссимус, проходит годовую армейскую службу и публикует первые новеллы.

Однако известность к Манну приходит тогда, когда в 1901 году выходит первый роман, «Будденброки». В этом романе, за основу которого была взята история его собственного рода, Манн описывает историю упадка и вырождения купеческой династии из Любека. Каждое новое поколение этой семьи все менее и менее способно продолжать дело своих отцов в силу отсутствия присущих им бюргерских качеств, как то бережливость, усердие и обязательность и все больше и больше уходит от реального мира в религию, философию, музыку, пороки, роскошь и разврат. Итогом этого становится не только постепенная утрата интереса к коммерции и престижу рода Будденброкков, но и утрата не только смысла жизни, но и воли к жизни, оборачивающаяся нелепыми и трагическими смертями последних представителей этого рода.

Вслед за Будденброкками последовало издание не менее успешного сборника новелл под названием Тристан, лучшей из которых была новелла «Тонио Крёгер». Главный герой этой новеллы отрекается от любви, как от того, что приносит ему боль и посвящает себя искусству, однако встретив случайно Ганса Гансена и Ингерборг Хольм — двух разнополых объектов своих неразделенных чувств, он снова переживает то самое смятение, которое когда-то охватывало его при взгляде на них.

В 1905 году Томас Манн женится на профессорской дочери Кате Прингсхайм (нем. Katharina «Katia» Hedwig Pringsheim). От этого брака у них появилось шестеро детей, трое из которых — Эрика, Клаус и Голо — проявили себя впоследствии на литературном поприще. Согласно свидетельству Голо Манна, еврейское происхождение матери тщательно скрывалось от детей.

Брак Манна поспособствовал вхождению писателя в круги крупной буржуазии и это во многом укрепляло политический консерватизм Манна, который до поры до времени не проявлялся на публике. В 1911 году на свет появляется новелла Смерть в Венеции о вожделении пожилого мюнхенского писателя Густава Ашенбаха, отправившегося на отдых в Венецию к увиденному там неизвестному мальчику по имени Тадзио, оканчивающийся смертью художника в Венеции.

В годы Первой мировой войны Манн выступал в ее поддержку, а также против пацифизма и общественнных реформ, свидетельством чего стали его статьи, вошедшие впоследствии в сборник Размышления аполитичного и эта позиция приводит к разрыву с братом Генрихом, выступавшим за противоположные цели. Примирение между братьями наступило лишь тогда, когда после убийства националистами министра иностранных дел Веймарской республики Вальтера Ратенау Томас Манн пересмотрел свои взгляды и стал выступать за демократию и даже социализм.

В 1924 году выходит новое после Будденброкков крупное и успешное произведение Томаса Манна — «Волшебная Гора». Главный герой — молодой инженер Ганс Касторп приезжает на три недели навестить своего больного туберкулезом двоюродного брата Иоахима Цимсена и сам становится пациентом этого санатория, где проводит семь лет духовного ученичества и созревания.

В 1929 году Манну присуждается Нобелевская премия по литературе за роман «Будденброки».

В 1933 году писатель вместе с семьей эмигрирует из нацистской Германии и поселяется в Цюрихе. В том же году выходит первый том его романа-тетралогии «Иосиф и его братья», где Манн по-своему интерпретирует историю библейского Иосифа.


В 1936 году после безуспешных попыток уговорить писателя вернуться в Германию, нацистские власти лишают Манна и его семью немецкого гражданства и он становится подданным Чехословакии, а в 1938 году уезжает в США, где зарабатывает на жизнь преподавателем в Принстонском университете. В 1939 году выходит роман «Лотта в Веймаре», описывающий взаимоотношения постаревшего Гёте и его юношеской любви Шарлотты Кестнер, ставшей прототипом героини «Страданий юного Вертера», встретившейся с поэтом снова спустя много лет.

В 1942 году он переезжает в город Пасифик-Палисейдз и ведёт антифашистские передачи для немецких радиослушателей. А в 1947 году появляется на свет его роман Доктор Фаустус, главный герой которого во многом повторяет путь Фауста, несмотря на то, что действие романа происходит в XX веке.

После Второй мировой войны ситуация в США принимает всё менее благоприятный для Манна характер: писателя начинают обвинять в пособничестве СССР.

В июне 1952 года семья Томаса Манна возвращается в Швейцарию. Несмотря на нежелание переселяться в расколотую страну насовсем, Манн тем не менее охотно бывает в Германии (в 1949 году в рамках празднования юбилея Гёте ему удаётся побывать и в ФРГ, и в ГДР).

В последние годы жизни он активно публикуется — в 1951 году появляется роман Избранник, в 1954 году появляется последняя его новелла Чёрный лебедь, и тогда же Манн продолжает начатый им ещё до Первой мировой войны роман Признания авантюриста Феликса Круля (опубликован незаконченым), повествующий о современном Дориане Грэе, который, обладая талантом, умом и красотой, тем не менее предпочёл стать мошенником и с помощью своих афер начал стремительно подниматься по общественной лестнице, постепенно теряя человеческий облик и превращаясь в чудовище.

Манн — мастер интеллектуальной прозы. Своими учителями он называл русских писателей-романистов Льва Толстого и Достоевского; подробный, детализованный, неспешный стиль письма писатель действительно унаследовал от литературы века XIX. Однако темы его романов несомненно привязаны к веку XX. Они смелы, ведут к глубоким философским обобщениям и одновременно экспрессионистически накалены.

Ведущими проблемами романов Томаса Манна являются ощущение рокового приближения смерти (повесть «Смерть в Венеции», роман «Волшебная гора»), близость инфернального, потустороннего мира (романы «Волшебная гора», «Доктор Фаустус»), предчувствие краха старого миропорядка, краха, ведущего к ломке человеческих судеб и представлений о мире, нередко в чертах главных героев прослеживается легкий гомоэротизм (по мнению И. С. Кона, см. кн. «Лунный свет на заре. Лики и маски…»). Все эти темы нередко переплетены у Манна с темой роковой любви. Возможно, это связано с увлечением писателя психоанализом (пара Эрос — Танатос).

Произведения

Сборник рассказов / Der kleine Herr Friedemann, (1898)
- Будденброки / Buddenbrooks — Verfall einer Familie (роман, (1901)
- Тонио Крегер / Tonio Kroger, новелла, (1903)
- Тристан / Tristan, новелла, (1903)
- Королевское высочество / Konigliche Hoheit, (1909)
- Смерть в Венеции / Der Tod in Venedig, рассказ, (1912)
- Размышления аполитичного / Betrachtungen eines Unpolitischen, (1918)
- Волшебная гора / Der Zauberberg, роман (1924)
- Марио и волшебник / Mario und der Zauberer, рассказ (1930)
- Иосиф и его братья / Joseph und seine Bruder, роман-тетралогия (1933—1943)
- Былое Иакова / Die Geschichten Jaakobs, (1933)
- Юный Иосиф / Der junge Joseph, (1934)
- Иосиф в Египте / Joseph in Agypten, (1936)
- Иосиф-кормилец / Joseph der Ernahrer, 1943)
- Проблема свободы / Das Problem der Freiheit, эссе (1937)
- Лотта в Веймаре / Lotte in Weimar, роман (1939)
- Обменные головы. Индийская легенда / Die vertauschten Kopfe — Eine indische Legende, (1940)
- Доктор Фаустус / Doktor Faustus, роман (1947)
- Избранник / Der Erwahlte, роман (1951)
- Чёрный лебедь / Die Betrogene: Erzahlung (1954)
- Признания авантюриста Феликса Круля / Bekenntnisse des Hochstaplers Felix Krull. Der Memoiren erster Teil, (1922/1954)
- Культура и социализм / Kultur und Sozialismus(1929)

Экранизации

- «Смерть в Венеции» — фильм Лукино Висконти, снятый в 1971 году