Тест по литературе лев николаевич толстой. Конспект литературной викторины по произведениям Л.Толстого для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Романы Л.Н. Толстого"
Цели:
· Закрепить знания литературных произведений классической русской литературы 19-20 вв.;
· Продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого;
· Научить анализировать прочитанное, находить главную мысль;
· Развивать речь, мышление, обогащать словарный запас;
· Воспитывать милосердие, уважение к старшим, трудолюбие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Литературная викторина по теме:
«Жизнь и творчество Л.Н. Толстого»
Цели:
- Закрепить знания литературных произведений классической русской литературы 19-20 вв.;
- Продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого;
- Научить анализировать прочитанное, находить главную мысль;
- Развивать речь, мышление, обогащать словарный запас;
- Воспитывать милосердие, уважение к старшим, трудолюбие.
Оборудование:
- Этнокалендарь;
- Выставка книг по произведениям Л.Н. Толстого;
- Пословицы;
- Названия произведений;
- Выставка детских рисунков;
- Жетоны с изображением героев произведений Л.Н. Толстого;
- Кроссворд;
- Конкурсы;
- Грамоты для награждения команд.
Ход урока
- Орг. момент
II. Вступительное слово учителя. (На фоне плавной музыки учитель рассказывает).
Крестьянским ребятишкам входить в усадьбу было заказано. За каменной оградой густо зеленел старинный парк, там, как в лесу, пели птицы. Чисто разметённая берёзовая аллея, тихо светящийся из-за деревьев пруд – вот и всё, что можно было увидеть, если заглянуть в широкие, с круглыми башенками ворота. А где-то там, в глубине парка, в большом доме жил богатый и знатный граф. И вот-то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их в усадьбу! По всем деревням пошёл говор. Зачем зовёт их граф? Говорит, что хочет учить их грамоте.
В то время в городах было мало школ, а в деревнях и того меньше. Редко-редко какой грамотей находился в деревне. Чаще всего это был какой-нибудь дьячок. И вся деревня ходила к нему на поклон.
Ребятишки молча подошли к белому графскому дому и остановились. Двухэтажный дом показался им огромным, ведь сами-то они выросли в низеньких избах под соломенными кровлями. Ребятишки стояли и ждали графа.
Выходит граф (мальчик с бородой)
Граф вышел на крыльцо – плечистый, крепкий, с чёрной бородой. Ребята слегка заробели, когда он окинул их острым взглядом из-под густых бровей. Но граф улыбнулся, заговорил – и сразу вся робость прошла, стало просто, хорошо. С первой же встречи началась дружба. А потом возникла и любовь к учителю, которая у многих ребят так и осталась в их сердцах на всю жизнь.
Учитель был графом, его полагалось называть «ваше сиятельство». Но граф этого не хотел.
Граф: «Не называйте меня «ваше сиятельство», - сказал он, - а меня зовут Львом Николаевичем, так и зовите меня».
- Постановка целей.
Ребята, как вы уже догадались, сегодня мы проведём викторину по жизни и творчеству Л.Н. Толстого. Для этого разделимся на 3 команды (по рядам). У каждой команды есть своё название, свой капитан.
Условия викторины: за каждый правильный ответ команда получает жетон. Кто больше наберёт жетонов, тот и выиграл. Готовы?
- Викторина.
- Конкурс «Библиографический»
(Вопросы задаются по очереди каждой команде, за правильный ответ сразу даётся жетон)
- В каком году родился Л.Н. Толстой? (1828г.)
- Где родился писатель? (В усадьбе Ясная Поляна Тульской обл.)
- «По рождению и воспитанию Толстой принадлежал к высшей помещичьей знати…» Какой? (Он был граф)
- С кем воспитывался маленький Лёва? (С тётей)
- Сколько детей было в семье? (Пятеро)
- Какое братство создали братья? (Муравьиное братство)
- Что написано было на таинственной зелёной палочке? (То, что должно уничтожить всё зло в людях, и дать им то, что она обещает)
- Где и для кого Л.Н. Толстой открыл школу? (В Ясной Поляне для крестьянских детей)
- Как назывались книги, созданные им для обучения детей чтению? («Азбука», «Новая азбука». «Четыре русские книги для чтения»)
- Конкурс «Вспоминай-ка»
- Назовите 3 сказки, написанные Львом Николаевичем («Липунюшка», «Три медведя», «Два брата»)
- Назовите 3 рассказа (« Косточка», «Птичка», «Филиппок»)
- Назовите 3 басни («Два товарища», «Лев и собачка», «Лев и мышь», Муравей и голубка»)
- Конкурс «Домашнее задание». (Инсценировки по произведениям Л.Н. Толстого)
- «Косточка»
- «Лев и мышь»
- «Два товарища»
- Конкурс «Научи меня»
- Какие качества характера воспитывают рассказы Л.Н. Толстого? (Трудолюбие, честность, смелость, доброту)
- Чему учат сказки писателя? (Рассуждать и делать правильные выводы)
- Чему учат басни Толстого? (дружбе, заботе, взаимовыручке)
- Конкурс «Угадай-ка» (Чёрный ящик)
Из какого произведения эти вещи?
- Блины («Липунюшка»)
- Дерево и верёвка («Лев и мышь»)
- Сливы («Косточка»)
- Три чашки («Три медведя»)
- Корабль («Акула»)
- Клетка («Птичка»)
- Конкурс «Узнай героя» (Из чёрного ящика достаются игрушки).
- Серёжа («Птичка»)
- Ваня («Косточка»)
- Маша («Три медведя»)
- Мышь (« Лев и мышь»)
- Собачка («Лев и собачка»)
- Медведь («Два товарища»)
7. Конкурс «Детективный».
Вам предстоит узнать, из какого произведения эти слова.
- «…Очень они ему нравились. Очень хотелось съесть…» («Косточка»)
- «…Был Серёжа именинник, и много ему разных подарков подарили: и волчки, и кони, и картинки.» («Птичка»)
- «…Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал…» («Два товарища»)
- «Жил старик со старухою. У них не было детей. Старик поехал в поле пахать, а старуха осталась дома блины печь.» («Липунюшка»)
- «Школа была за селом у церкви. Когда он шёл по своей слободе, собаки его не трогали, они его знали. Но, когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла. А за Жучкой большая собака Волчок.» («Филиппок»)
- «Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:
Помогите, волк! Волк!» («Лгун»)
- Конкурс «Подбери пословицу»
На карточках для каждой команды написана своя пословица. Необходимо назвать произведение, для которого она подходит.
- Тайное всегда становится явным.
- Мал, да удал.
- Друг познаётся в беде.
- Конкурс «Прочитай-ка!»
Составьте названия рассказов, написанных Л.Н. Толстым (выдаётся каждой команде по одной карточке).
- Аксчотоке («Косточка»)
- Фипломик («Филипок»)
- Ечкпакти («Птичка»)
- Конкурс «Кроссвордный»
Отгадай кроссворд(см. Приложение)
Ответы:
- По вертикали: 1. Ясная Поляна; 2. чиж; 3. мышь; 4. Муравей.
- По горизонтали: 5. Липунюшка; 6. сливу; 7. «Азбука»; 8. медведь.
V. Итог урока. Награждение победителей. Выставление оценок.
Викторина по творчеству Л.Н. Толстого
1.Когда родился Л.Н. Толстой?
2.Где находится родина Льва Толстого?
а)в Тульской губернии, в имении Ясная Поляна
б)в Тверской губернии, Калязинского уезда, в селе Спас-Угол
в) В Саратовской губернии, в деревне Верхнее Аблязово
3. В каком университете учился Толстой?
а) в Московском; б) в Виленском;в) в Казанском
4. Мать писателя-княгиня Мария Николаевна Толстая, принадлежала к именитому роду князей а) Оболенских; б)Трубецких; в) Волконских
5. В какой войне принимал участие писатель? а) Кавказской (1817-1864 гг.)
б) Крымской (1853-1856 гг.); в) Русско-турецкой (1877-1878 гг.)
6. Как назывался переулок в Москве (ныне улица Льва Толстого), где находится дом, в котором Толстой жил с 1882 года по 1901 год? а) Настасьинский переулок; б)Долго-Хамовнический переулок в) в)Бабьегородский переулок
7. Где была открыта Толстым школа для крестьянских детей?
а) в Москве; б) в Ясной Поляне; в) в Туле
8. Сколько предметов изучалось в яснополянской школе для крестьянских детей? а) 10; б) 12; в) 14
9. Где находится литературный музей Льва Толстого? а) в Петербурге;
б) в Москве; в) в Туле
10. Каким орденом был награжден Толстой "За защиту Севастополя"?
а) Орденом Андрея Первозванного; б) Орденом П.С. Нахимова
в) Орденом Анны IV степени.
- Каким вы представляете себе Льва Толстого? Что кажется вам самым главным в его отношении к себе и к окружающим людям?
- Существует огромная коллекция портретов Льва Толстого: его рисовали, лепили, ваяли, фото-графировали. Какой из знакомых вам портретов, по вашему мнению, наиболее точно воспроизводит не только его внешность, но и духовные качества этого необычного человека?
- В последние годы жизни писателя его много раз рисовал Илья Репин. Он создавал портреты и сюжетные картины, которые показывали старого Толстого в действии, в движении. Среди них осо-бенно популярна картина «Толстой на пашне». Чем, на ваш взгляд, вызвана такая популярность?
- Как вы оцениваете Льва Толстого как читате-ля, поскольку вам знакомы списки прочитанных и высоко оцененных им произведений? Как вам ка-жется, стал бы Толстой вносить в эти списки те про-изведения, которые ему совсем не нравились, или он их не называл просто потому, что книги, которые не понравились, не остались в памяти?
Материал с сайта
Возвращаясь к словам Яна Амоса Коменского, Толстой проявил здесь такое важное умение читателя, как умение вы-бирать книгу. Именно по нравственному влиянию на формирование юного челове-ка были включены в этот список книги. Здесь Нагорная проповедь (Евангелие), произведения русской и мировой класси-ки, особенно А. С. Пушкина, Н. В. Гого-ля, И. С. Тургенева. Он не ставил перед собой задачи вносить в этот список все прочитанные книги, которые ему нрави-лись или не нравились, он вносил в него произведения, которые его потрясли ду-ховно и оказали влияние на его нравст-венные убеждения.
Лев Толстой прожил большую и слож-ную жизнь, в которой было много пово-ротных событий, изменивших мировоз-зрение писателя, его эстетические по-зиции. Главное, что было в характере Толстого, — это постоянный поиск исти-ны, смысла человеческого бытия. Это есть и в ранних повестях «Детство», «Отро-чество», «Юность», и в самых поздних произведениях философского, характера, в которых он утверждает идею самосовер-шенствования и непротивления злу наси-лием. Борьба добра и зла постоянно вол-новала Толстого как человека и писателя.
Запоминается потрет Л. Н. Толстого ра-боты И. Н. Крамского 1873 года. Писателю 45 лет. Он уже прославленный автор «Севастопольских рассказов», автобио-графической трилогии, романа «Война и мир», постоянный житель Ясной Поля-ны. Художник прекрасно передает напря-женность мысли Толстого, острый взгляд, внутреннюю энергию. Лев Николаевич изображен в свободной рубахе, получив-шей название «толстовка».
В то время, когда был написан портрет, Толстой проповедовал идею опрощения, приближения к крестьянскому труду, сельскому быту. Толстой стремился учиться у народа его мудрости, постигать его философию. Кроме того, мастерство Репина позволило передать не только одежду писателя и его занятие несвойст-венным дворянину трудом, но и движение его мысли, состояние духовности в мо-мент приобщения к крестьянскому труду.
Л.Н.Толстой родился 28 августа 1828 года, то есть число месяца и число года в столетии совпадают; кроме того август по счёту восьмой месяц, дату рождения можно обозначить так
ВОПРОС «Матушка сидела в гостиной и разливала чай; одной рукой она придерживала чайник, другою – кран самовара, из которого вода текла через верх чайника на поднос. Но хотя она смотрела пристально, она не замечала этого, не замечала и того, что мы вошли…» ОТВЕТ
ВОПРОС «Сколько ни делай добра людям, как ни будь привязан, видно, благодарности нельзя ожидать, Николай? Я двенадцать лет живу в этом доме и могу сказать пред Богом, Николай, что я их любил и занимался ими больше, чем ежели это были мои собственные дети…» ОТВЕТ
ВОПРОС Он « был очень красивый, статный, высокий. Свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми a la Nikolas I подвитыми усами, белыми же, подведёнными к усам бакенбардами и с зачёсанными вперёд височками… ласковая, радостная улыбка была в его блестящих глазах и губах». ОТВЕТ
ВОПРОС Он «не ограничивается изображением результатов психологического процесса: его интересует самый процесс, и едва уловимые явления этой внутренней жизни, сменяющиеся одно за другим с чрезвычайной быстротой и неистощимым разнообразием, мастерски изображаются… Толстым.» ОТВЕТ
ВОПРОС ФИНАЛА Кто из героев романа это сказал? «Всё хозяйство, главное – положение всего народа, совершенно должны измениться. Вместо бедности – общее богатство. Довольство; вместо вражды – согласие и связь интересов. Одним словом, революция бескровная, но величайшая революция…» КОНСТАНТИН ЛЕВИН
ВОПРОС ФИНАЛА Чей это портрет? «… глаза его, всегда тусклые, смотрели тусклее обыкновенного, старые губы из- пол загнутых кверху усов и подпёртые высоким воротником ожиревшие свежевыбритые щёки с оставленными правильными колбасками бакенбард и прижимаемый к воротнику подбородок придавали его лицу выражение недовольства и даже гнева» НИКОЛАЙ I
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ заставка портрет Толстого Л.Н. имение Ясная Поляна jpg обложка книги «Утро помещика» jpg портрет Ж.Ж.Руссо Толстой Л.Н., Чехов А.П., Горький А.М. кабинет писателя jpg кадр из кинофильма «Война и мир» jpg обложка книги «Детство» обложка книги «Кавказский пленник» jpg обложка книги «Хаджи – Мурат» jpg иллюстрация к рассказу «После бала» Андрей Болконский jpg повесть «Детство» jpg «После бала» JDI/AAAAAAAAPO4/eLuUhdOEpTs/s400/Vrubel_Anna-Karenina_with-son.jpghttp://1.bp.blogspot.com/_1oeI_YTvkMU/SYlmJ5D- JDI/AAAAAAAAPO4/eLuUhdOEpTs/s400/Vrubel_Anna-Karenina_with-son.jpg «Анна Каренина» Наташа Ростова jpg «Кавказский пленник» jpg Пьер Безухов
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ кадр из фильма «Анна Каренина» _zvuki_val_sa.jpghttp://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/2/25/9/ _ _Vladimir_Pervuninskiy__Pod _zvuki_val_sa.jpg «После бала» Обложка книги «Анна Каренина» jpg И.С. Тургенев jpg Н.А.Некрасов jpg А. С. Суворин - главный редактор газеты «Новое Время» Н.Г.Чернышевский А.М.Горький gif ромашки
Творчеством Льва Николаевича Толстого гордится Россия. Гордится тем, что великий писатель творил на благо народа.
Узнав в детстве произведения Л.Н.Толстого, мы через всю жизнь проносим благодарную память о выдающемся писателе, педагоге.
Викторина по творчеству Л.Н.Толстого для детей содержит 11 вопросов. На все вопросы даны ответы.
Составитель викторины: Ирис Ревю
1. Какие книги для учеников народной школы написал Л.Н.Толстой?
«Азбука», «Новая азбука» +
«Абвгдейка», «Родная речь»
«Букварь», «Новый букварь»
2. Укажите правильный вариант. В «Новую Азбуку» Л.Н.Толстого вошли:
Повести, пьесы, присловия
Поговорки, сказки, былины, загадки +
Перевёртыши, небылицы, истории
3. Как называются басни Л.Н.Толстого, воспитывающие трудолюбие, честность, смелость, доброту? Выберите правильный ответ:
«Муравей и голубка», «Отец и сыновья», «Лгун» +
«Три товарища», «Старик и внучок», «Врун»
«Пчела и стрекоза», «Мать и дети», «Товарищи»
4. Какой предмет ломали в басне «Отец и сыновья»?
Табуретку
Игрушку
Прутик +
5. Из какой басни строки — «А он мне сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают»?
«Три рыбки»
«Соловей и голубка»
«Два товарища» +
6. Какие сказки принадлежат перу Л.Н.Толстого?
«Три медведя», «Волга и Вазуза», «Мальчик с пальчик» +
«Счастливый рыбак», «Новые имена», «Надёжный товарищ»
«Рыбье счастье», «Самое чудесное», «Бумажный змей»
7. Лев Николаевич Толстой писал научно-познавательные рассказы. Какая из этих фраз из рассказа Л.Н.Толстого?
«Мороз приходит с зимою»
«Тепло – это ещё не значит, что пришла весна»
«Слушай меня, мой пес: на вора лай, к нам в дом не пускай, а детей не пугай и с ними играй» +
8. Какие рассказы написал Л.Н.Толстой?
«Лев и кот», «Муравей и синица», «Мышь и крупа»
«Лев и собачка», «Мильтон и Булька», «Булька» +
«Пёс и кот», «Два соловья», «Огонь и вода»
9. Кто автор слов: « Перечитывая учебные книги Л.Н.Толстого, мы особенно ценим в них его блистательное умение пользоваться всеми возможностями родного языка…»?
Агния Барто
С.Маршак +
К.Чуковский
10. Как называется повесть Л.Н.Толстого, в которой главных героев зовут Жилин и Костылин?
«Кавказский пленник» +
«Кавказское солнце»
«Жизнь и быт горцев»
11. Как звали большую собаку в рассказе Л.Н.Толстого «Филипок»?
Гром
Смелый
Волчок +