Театр балета Бориса Эйфмана: планы на новый сезон. Балетная вселенная бориса эйфмана Театр балета Бориса Эйфмана: разрушение стереотипов

Б ориса Эйфмана называют хореографом-философом, балетмейстером-психоаналитиком и «театральным волшебником». Персонажей своих спектаклей Эйфман считает «спутниками своей жизни». Он стремится открыть неизвестное в известных героях - и делает это с помощью балетного искусства.

«Мои первые спектакли»

Борис Эйфман родился в 1946 году в семье инженера Янкеля Эйфмана. Первый хореографический номер он написал в 13 лет. Мальчик завел тетрадь под названием «Мои первые спектакли». На первой странице значилось: «Я начинаю эти заметки для того, чтобы в будущем помочь специалистам разобраться в истоках моего творчества» . В 1960 году он поступил на хореографическое отделение Кишиневского музыкального училища. Вскоре Эйфман уже руководил хореографической студией во Дворце пионеров. Он вспоминал: «В шестнадцать лет я уже начал сочинять балеты, точнее, сцены. Но сцены были драматические. Помню, я сочинил маленький балетик на тему фильма «Путевка в жизнь» с Жаровым в главной роли».

После окончания в 1972 году Ленинградской консерватории балетмейстер несколько лет работал в Ленинградском академическом хореографическом училище имени Агриппины Вагановой (сегодня - Академия русского балета имени Вагановой). Эйфман преподавал, ставил студенческие балеты и параллельно работал над спектаклями для Театра оперы и балета имени Кирова (сегодня - Мариинский театр). Самыми популярными в те годы стали балеты «Гаянэ» (1972) на музыку Арама Хачатуряна и «Жар-птица» (1975) на музыку Игоря Стравинского . «Жар-птицу» после премьеры в Ленинграде показали на гастролях в Москве и Японии. Борис Эйфман стал балетмейстером, известным всему миру.

Язык тела - это очень древний, очень мудрый и уникальный инструмент самовыражения, познания и общения. Создание нового типа балетного спектакля - цель моей творческой сознательной жизни.

Борис Эйфман

Новый балет

В 1977 году Борис Эйфман организовал «Новый балет» (сегодня - Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана) - первый в Советском Союзе авторский театр современной хореографии.

Коллектив Эйфмана поначалу был совсем небольшим. У театра не было ни своей сцены, ни постоянных помещений для репетиций и хранения реквизита. Однако первая же программа имела у зрителей огромный успех. Среди его постановок были «Только любовь» (музыка Родиона Щедрина), «Вечное движение» (музыка Арама Хачатуряна), «Под покровом ночи» (музыка Белы Бартока).

В СССР в те годы западная музыка была под негласным запретом. А Бориса Эйфмана вдохновляло творчество западных музыкантов. Он создал спектакль «Искушение» на музыку Рика Уэйкмана, участника британской рок-группы Yes; балет «Бумеранг», основанный на творчестве Джона Маклафлина - британского гитариста, играющего джаз-фьюжн. После этой постановки о балетмейстере написала газета «Нью-Йорк таймс». Публикация называлась «Борис Эйфман - человек, который осмелился».

Борис Эйфман. Фотография: eifmanballet.ru

О том, как появилась идея спектакля «Двухголосие», Борис Эйфман вспоминал: «Я услышал музыку, которая меня провоцировала на сочинение хореографии. У меня за душой не было ничего оппозиционного, только любовь к этой музыке и желание поставить на нее балет» . «Двухголосие» советская критика объявила диссидентским, об авторе писали, что он бросил вызов власти. Эйфман даже всерьез задумался о том, чтобы эмигрировать из СССР.
«Я и вправду ощущал свою инородность, будто у меня временный вид на жительство. Ощущение было, что не сегодня - завтра всё прикроют», - говорил Борис Эйфман.

В 1987 году Борис Эйфман решил поставить «Мастера и Маргариту» по роману Михаила Булгакова в своей трактовке. Хореограф создал балет, в котором показал разрушительное влияние тоталитарной системы на личность. Тогда он думал, что эта постановка станет последней, и ожидал чего угодно - негодования критиков, травли в прессе. Но и критики, и зрители приняли постановку с восторгом, назвав ее искусством обновленной России.

Судьба Мастера - главная тема балета. Видя его страдания, мы не можем не вспоминать и о многолетнем вынужденном молчании самого Булгакова (не случайно Мастер впервые появляется в спектакле с завязанным накрепко ртом), и о судьбе его произведений, часть которых не переиздается более 60 лет.

Арсен Деген, балетный критик

В конце 1980-х годов театр Эйфмана впервые выехал на гастроли - в Нью-Йорк. Позже эти поездки стали ежегодными. Сегодня театр известен в странах Северной и Южной Америки, Европы и Азии. Эйфман создал более 40 балетных постановок разных жанров. Среди них - спектакли по мотивам русских классиков, сказки, рок-балеты.

Чайковский, Пушкин, Фицджеральд

Борис Эйфман называет свои спектакли «психологическим балетом». В 1993 году на сцене театра Санкт-Петербургской консерватории прошла премьера балета «Чайковский». Композитор в постановке Бориса Эйфмана - это человек внутренних противоречий, он находится в постоянном поиске себя. Отзывы зрителей и критиков после премьеры были противоречивы: одни посчитали, что Борис Эйфман показал сложнейший духовный мир гения, другие - что он исказил биографию великого композитора.

Эйфман создал самый сложный из своих балетов. Во-первых, достигнуто полное единство замысла. Картины сменяют друг друга без длиннот, с ясностью идет рассказ о постоянной борьбе, которую ведет с собой композитор.

Жерар Маннони, балетный критик

В 2009 году вышел спектакль Бориса Эйфмана «Евгений Онегин. Online». Хореограф и ранее обращался к произведениям русских классиков. Он говорил, что спектакль завершил трилогию, предыдущими частями которой были «Анна Каренина» по роману Льва Толстого и «Чайка» по Чехову . «Энциклопедия русской жизни» на музыку Петра Чайковского и советского рок-композитора Александра Ситковецкого - это авторская интерпретация пушкинского сюжета. Второе действие спектакля происходит в современной России. Муж Татьяны - генерал - становится современным олигархом. А Татьяна отвергает ухаживания Онегина, опасаясь власти влиятельного мужа.

Этот коллектив был основан в 1977 году и носил различные названия («Новый балет», «Ленинградский ансамбль балета», «Ленинградский театр современного балета»). Первоначально его задача заключалась в том, чтобы привлечь к современному балету интерес молодого зрителя. Возможно, поэтому и руководить новым коллективом поручили Б. Эйфману - молодому хореографу, едва перешагнувшему свое тридцатилетие.

В период конца 70-х - начала 80-х годов в театре Эйфмана вырабатывается собственный подход к формированию репертуара. В афише театра появляется всё больше балетов, драматургической основой которых становятся произведения мировой классической литературы. Обращаясь к сюжетам классики, хореограф осваивает все новые жанры. Он создает спектакли, отличающиеся остротой хореографического рисунка, передававшего предельный накал страстей героев - такие, как балеты «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Двенадцатая ночь», «Легенда», «Тереза Ракен», «Идиот», «Поединок», «Мастер и Маргарита» и другие.

Эйфман-режиссер сумел заставить зрителя не просто любоваться красотой танцевальной ткани своих спектаклей, но активно сопереживать действию. Помимо творческих поисков, театр под руководством Бориса Эйфмана одним из первых в России разработал собственную модель организации и планирования театрального дела на принципах государственного и частного партнерства.

Сегодня Театр балета Бориса Эйфмана известен любителям танцевального искусства Северной и Южной Америки, Европы, Азии своими спектаклями «Чайковский», «Я - Дон Кихот», «Красная Жизель», «Русский Гамлет», «Анна Каренина», «Чайка», «Онегин». 22 ноября 2011 г. на сцене Александринкого театра в Петербурге состоялась мировая премьера балета «Роден», посвященного судьбе и творчеству великих скульпторов Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель.

Автор более сорока спектаклей, Борис Эйфман определяет жанр, в котором он работает, как «психологический балет». Языком танца художник откровенно говорит со зрителем о самых сложных и волнующих сторонах человеческого бытия: о поисках смысла жизни, о столкновении духовного и плотского в интимном мире человека, о познании истины.

Важный этап в жизни театра начался в 2009 году, когда Правительством Петербурга было принято решение о начале строительства Академии танца Бориса Эйфмана, инициатором создания которой выступил хореограф. В настоящее время возведение зданий этого уникального учебного заведения инновационного типа практически завершено, и в сентябре 2013 года оно должно будет принять первых учеников. Также летом 2009 года были подведены итоги конкурса на лучший архитектурный проект «Дворца танца Бориса Эйфмана» на Набережной Европы.

По замыслу Бориса Эйфмана, Дворец танца призван стать не просто театром балета, но международным центром танцевального искусства. В его стенах будут творчески сосуществовать три балетные труппы, представляющие три века отечественного хореографического искусства.

Создает собственную труппу, «Ленинградский Новый балет», сегодня известную театралам всего мира как Санкт-Петербургский государственный академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана. Концепция «Нового балета» была для своего времени новаторской и смелой - он изначально создавался как авторский, режиссерский театр, экспериментальная лаборатория одного хореографа.

Уже первые спектакли новой труппы - «Двухголосие» и «Бумеранг» - принесли театру зрительский успех и заставили критиков говорить о новых тенденциях в российском балетном искусстве. Однако последователи традиционной школы не спешили признавать авторитет молодого хореографа. Новаторство в выборе драматургического материала и музыки, смелость пластических решений надолго закрепили за балетмейстером репутацию «хореографического диссидента».

В период конца 70-х - начала 80-х годов в театре Эйфмана вырабатывается собственный подход к формированию репертуара. В афише театра появляется всё больше балетов, драматургической основой которых становятся произведения мировой классической литературы. Обращаясь к сюжетам классики, хореограф осваивает все новые жанры. Он создает спектакли, отличающиеся остротой хореографического рисунка, передававшего предельный накал страстей героев - такие, как балеты «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Двенадцатая ночь», «Легенда», «Тереза Ракен», «Идиот », «Поединок », «Мастер и Маргарита » и другие.

Эйфман-режиссер сумел заставить зрителя не просто любоваться красотой танцевальной ткани своих спектаклей, но активно сопереживать действию. Помимо творческих поисков, театр под руководством Бориса Эйфмана одним из первых в России разработал собственную модель организации и планирования театрального дела на принципах государственного и частного партнерства.

Труппа танцовщиков с особым пластическим мышлением, блистательно владеющих классическим танцем и искусством драматического перевоплощения, покоряет западную публику. «Теперь нет никаких сомнений в том, что хореограф Борис Эйфман - удивительный театральный волшебник, - пишет авторитетный театральный критик Клайв Барнс в газете „Нью-Йорк Пост“. - Пожалуй, единственное, в чем можно еще сомневаться - это является ли он последним ведущим хореографом ХХ века или первым хореографом века XХI».

Один из ведущих балетных критиков США Анна Кисельгоф называет Бориса Эйфмана лидером среди ныне живущих балетмейстеров: «Балетный мир, находящийся в поиске главного хореографа, может прекратить поиск. Он найден, и это - Борис Эйфман».

Сегодня Театр балета Бориса Эйфмана известен любителям танцевального искусства Северной и Южной Америки, Европы, Азии своими спектаклями «Чайковский », «Я - Дон Кихот», «Красная Жизель », «Русский Гамлет », «Анна Каренина », «Чайка», «Онегин». 22 ноября 2011 г. на сцене Александринкого театра в Петербурге состоялась мировая премьера балета «Роден», посвященного судьбе и творчеству великих скульпторов Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель.

Автор более сорока спектаклей, Борис Эйфман определяет жанр, в котором он работает, как «психологический балет». Языком танца художник откровенно говорит со зрителем о самых сложных и волнующих сторонах человеческого бытия: о поисках смысла жизни, о столкновении духовного и плотского в интимном мире человека, о познании истины.

«Всю свою творческую жизнь я занимаюсь расширением границ возможностей балетного театра и, в первую очередь, - поиском языка тела, способного выразить жизнь духа. Для меня танец - это не физический процесс, а духовный. Язык тела - более древний, более глубинный способ общения. В нем зафиксированы рефлексы чувственной жизни многих поколений людей. Расшифровать эти знаки, воплотить их в эмоционально насыщенное произведение балетного искусства - наша цель», - говорит Борис Эйфман.

Важный этап в жизни театра начался в 2009 году, когда Правительством Петербурга было принято решение о начале строительства Академии танца Бориса Эйфмана, инициатором создания которой выступил хореограф. В настоящее время возведение зданий этого уникального учебного заведения инновационного типа практически завершено, и в сентябре 2013 года оно должно будет принять первых учеников. Также летом 2009 года были подведены итоги конкурса на лучший архитектурный проект «Дворца танца Бориса Эйфмана» на Набережной Европы. Сегодня обогащение балетного репертуара современной России и реализация этих двух стратегических проектов - главные ориентиры в долгосрочных планах балетмейстера и его театра.

Источник: официальный сайт Театра балета Бориса Эйфмана

Этот коллектив был основан в 1977 году и носил различные названия («Новый балет», «Ленинградский ансамбль балета», «Ленинградский театр современного балета»). Первоначально его задача заключалась в том, чтобы привлечь к современному балету интерес молодого зрителя. Возможно, поэтому и руководить новым коллективом поручили Б. Эйфману - молодому хореографу, едва перешагнувшему свое тридцатилетие.

Действительно, в первое трехлетие в репертуаре труппы преобладали сочинения молодежной тематики, исполняемые под так называемую «современную музыку». Так, в «Прерванной песне» - спектакле, посвященном памяти чилийского поэта Виктора Хары,- на сцене играла рок-группа, в «Искушении» использовалась симфоджазовая музыка Р. Уэйкмена, в «Двухголосии» - записи «Пинк Флойд», в «Бумеранге» - группы «Махавишна». Однако уже и в этот период становления коллектива в его репертуаре были сочинения, явно выходящие за «молодежные» рамки, балеты, значительные по замыслу и интерпретации («Под покровом ночи», те же «Двухголосие» и «Бумеранг»).

Этапным спектаклем для труппы был поставленный Б. Эйфманом в 1980 году балет «Идиот» (по мотивам романа Ф. Достоевского на музыку Шестой симфонии П. Чайковского). Художественная смелость балетмейстера оказалась оправданной: вопросы жизни и смерти, разлада мечты и действительности, страстного стремления человека к счастью и его фатального столкновения с реальной жизнью - все это свойственно и проблематике романа Достоевского, и гениальному сочинению Чайковского. С этого времени в пестром, казалось бы, калейдоскопе сочинений Б. Эйфмана (с 1978 года - единственный хореограф труппы) ясно обнаруживается интерес к вечным темам и сюжетам, проблемам добра и зла, любви и ненависти, рабства и свободы. Впрочем, ставит хореограф и балеты комедийные, даже буффонадные («Безумный день» по мотивам комедии П. Бомарше или «Двенадцатая ночь» по пьесе У. Шекспира).

В период становления коллектива в нем работали известные ленинградские артисты А. Осипенко и Д. Марковский. Их вдохновенное, выразительное мастерство не только украшало спектакли, но и служило своеобразным камертоном для молодых артистов. Из них выросли свои мастера - В. Гальдикас, В. Морозова, В. Михайловский - и интересные солисты - Н. Голубцова, И. Емельянова, О. Калмыкова, Т. Корочкова, Р. Куприев, В. Мухамедов, С. Фокин. Театр современного балета, как и «Хореографические миниатюры »,- труппа гастрольного характера. Его творчество с интересом и пониманием встречали зрители Москвы и Новосибирска, Киева и Тбилиси, Гданьска и Будапешта, Бухареста и Хельсинки.

А. Деген, И. Ступников, 1988

Санкт-Петербургский академический театр балета Бориса Эйфмана - вот официальное название феномена, родившегося в 1977 году и ставшего явлением по тем временам уникальным. Однако тут были и свои трудности. Авторский театр одного хореографа так же, как авторское кино, с трудом мог существовать в советской реальности. Однако он возник вопреки всем преградам. И с этого момента началась история нового балетного искусства. Не имея постоянных репетиционных точек и реквизита, с маленькой труппой энтузиастов, которая сначала называлась просто ансамблем балета, Эйфман сумел с первым же спектаклем добиться того, на что у признанных режиссёров уходили многие годы.

Балет «Двухголосие» до сих пор вспоминают в театральной среде как настоящее потрясение. Затем последовали другие постановки, направленные на молодёжную аудиторию. Смелые хореографические решения, свободные от клише, сопровождались музыкой Pink Floyd, Гершвина, Шнитке, что привело к диссидентскому ореолу вокруг фигуры хореографа. И это же привлекло в театр Бориса Эйфмана широкие массы зрителей, прежде равнодушных к искусству балета.

Особенности хореографии Эйфмана

Благодаря врождённому чувству движения и инстинкту к сочинительству Борис Эйфман создал совершенно новый танцевальный стиль, который в зарубежной прессе не раз называли «балетом будущего». Сочетание авангардистских пластических приёмов с традициями русской классики, на которой вырос хореограф, вызывает оглушительный успех. Это не просто балет - это микс свободного танца, классики и дионисийских мистерий, истории и современности…

Театр для Эйфмана не просто место работы. Это главное дело его жизни, к которому режиссёр относится с соответствующей серьёзностью. «Это мое земное предназначение», - утверждает

Сюжеты и идеи

Узнаваемые сюжеты - визитная карточка, которой за долгие годы сумел обзавестись театр Бориса Эйфмана. Большинство его постановок сюжетны, и часто основой балета становятся литературные произведения и биографии людей искусства. Эйфман трактует знакомые истории по-новому, и они открываются зрителю с совершенно неожиданной стороны. «Анна Каренина», «Евгений Онегин», «Дон Кихот», «Братья Карамазовы» (балет «По ту сторону греха») - художник взрывает рамки знакомых со школьной скамьи произведений, вырываясь в область неизведанного, превращая хрестоматийный сюжет в модернистское произведение искусства. Его балеты рассказывают о сегодняшнем дне, а не о минувшем.

Хореограф-психоаналитик

Со свойственным ему психологизмом Эйфман берётся за трактовку биографий гениальных творцов и просто выдающихся исторических деятелей. Поставлены балеты по мотивам жизни Чайковского, Ольги Спесивцевой («Красная Жизель»), Павла Первого. Архетипические черты героев вытаскиваются наружу и зачастую возводятся в абсолют.

Художник исследует проблемы власти и человечности, борьбы и подчинения, проводит сюрреалистические эксперименты, возводящие элементы обыденной жизни в ранг высокого искусства. Каждый раз Эйфман обращается в своих балетах к течению самой жизни - концепция «искусства для искусства» чужда ему. Бориса Эйфмана называют хореографом-философом и даже хореографом-психоаналитиком - так точно он препарирует порывы человеческой души, преобразуя их в движения тела.

Репертуар

За годы своего существования театр балета Бориса Эйфмана представил публике более сорока постановок. Стоит рассказать о некоторых из них, ставших наиболее значимыми ступенями творческого развития художника.

  • 1997 год - «Красная Жизель» - балет, увековечивший трагическую историю русской балерины Ольги Спесивцевой, затянутой в водоворот революционного террора и прошедшей через одиночество эмиграции. Постановка отличается необычайно выразительной экспрессивной пластикой. Эйфман отмечает важность этого балета в его творческом восхождении.
  • 1998 год - «Мой Иерусалим» - театральное действо, затрагивающее вечные темы человеческого бытия. В отличие от большинства эйфмановских постановок, балет не имеет чёткой сюжетной линии. Зритель отмечает, что особенность его в том, что в нём используется современная техно-музыка (еврейская, христианская, мусульманская религиозная), а также этно-музыка и отрывки из Моцарта.
  • 2005 год - «Анна Каренина» на музыку Чайковского. Балет сосредоточен лишь на одной сюжетной линии романа - любовном треугольнике, что, по мнению театралов, позволило Эйфману добиться максимального психологизма и мощного эмоционального воздействия.

  • 2011 год - «Роден» - масштабное высказывание о трагичности судьбы гениев, о том, что принесено в жертву ради создания великих шедевров. Снова и снова Эйфман обращается к борьбе, отчаянию и безумию, ещё ожидающему многих людей искусства. Оживший камень, окаменевшая плоть - всё смешалось на сцене театра.
  • 2014 год - «Реквием» (музыка Моцарта и Шостаковича). Это ещё один нетипичный для хореографа балет, создававшийся в два этапа. Один акт был поставлен в 1991 году. Он представлял собой философское размышление о человеческой жизни под музыку Моцарта. Но через двадцать три года Эйфман вернулся к балету, добавив в него ещё один акт - посвящение А. А. Ахматовой. Премьера обновлённого балета была приурочена к празднованию юбилея освобождения Ленинграда - празднику, знаменующему победу жизни над смертью.
  • 2015 год - Up & Down - пластическая интерпретация романа Ф. С. Фицджеральда «Ночь нежна». Именно в этой постановке психоаналитический талант Эйфмана достиг пика. Оригинальные сюрреалистические решения вытаскивают из глубин подсознания героев их страхи и мании, и всё это на фоне блистательных джазовых аранжировок.
  • 2016 год - «Чайковский. PRO et CONTRA» - итог многолетнего творческого осмысления личности композитора. Сложная сюжетная линия повествования передаёт предсмертные воспоминания Чайковского, перед глазами зрителя проносится вся его жизнь.