Стеклянный зверинец спектакль содержание. Спектакль «Стеклянный зверинец. Сюжет фильма «Стеклянный зверинец»

Место действия: Переулок в Сант-Луисе.

Часть Первая: В ожидании визитера.

Часть Вторая: Визитер приходит.

ВРЕМЯ: Сейчас и в прошлом.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Аманда Вингфилд (мать)

Маленькая женщина огромной, но беспорядочной жизненной силы, неистово цепляющаяся за другое время и место. Ее роль должна быть тщательно создана, а не скопирована с устоявшегося образца. Она не параноидальна, но ее жизнь сплошная паранойя. В ней можно многим восхищаться; она во многом смешна, но ее можно любить и жалеть. Безусловно, ее стойкость сродни героизму, и хотя подчас ее глупость невольно делает ее жестокой, в ее слабой душе всегда просматривается нежность.

Лора Вингфилд (ее дочь)

Тогда как Аманда, не найдя соприкосновения с реальностью, продолжает жить в мире своих иллюзий, положение Лоры еще тяжелее. В результате болезни в детстве она осталась калекой, одна ее нога несколько короче другой, и на нее надет браслет. На сцене этот дефект достаточно лишь контурно обозначить. В следствии этого, отчужденность Лоры достигает того предела, когда она, подобно стекляшке из своей коллекции, становится слишком хрупкой, чтобы жить вне полки.

Том Вингфилд (ее сын)

А также повествователь пьесы. Поэт, работающий в магазине. По природе он не бесчувственен, но чтобы выбраться из западни, он вынужден действовать без жалости.

Джим О"Коннор (визитер)

Обыкновенный приятный молодой человек.

ЗАМЕЧАНИЯ К ПОСТАНОВКЕ

Будучи "пьесой-воспоминанием", Стеклянный Зверинец может быть представлен с широкой свободой исполнения. Ситуационные наброски и тонкости направления играют особенно важную роль из-за крайней деликатности и незначительности самого повествовательного содержания. Экспрессионизм и все другие нетрадиционные драматургические приемы имеют своей единственной целью приближение к истине. Использование нетрадиционных приемов в пьесе не означает еще, или, по крайней мере, не должно означать, попытку освободиться от обязательств взаимодействия с реальностью или истолкования опыта. Скорее, это есть, или, должно быть, старание обнаружить более близкий подход, более проникающее и живое выражение самих вещей. Пьеса незамысловато реалистичная, с подлинным Фригидейром и настоящим льдом, персонажами, которые разговаривают в точности, как разговаривает публика, соответствует академическому пейзажу и имеет то же достоинство, что и фотография. В наше время каждый должен понимать непринципиальность фотографического в искусстве: то что жизнь, истина или реальность это органические понятия, которые поэтическое воображение может воспроизвести или предложить в своей сущности только через превращение, через преобразование в иные формы, отличные от тех, что обнаруживаются в явлении.

Эти замечания не готовились как предисловие только к этой конкретной пьесе. Они касаются представления о новом пластическом театре, который должен сменить выдохшийся театр реалистических традиций, если, конечно, театр должен вновь обрести свою жизненность как часть нашей культуры.

Устройство Экрана. Есть только одна существенная разница между оригинальной и постановочной версиями пьесы. Это отсутствие в последней устройства, которое я включил в качестве эксперимента в первичный текст. Устройство состояло из экрана на который проецировались слайды с изображениями или заголовками. Я не жалею, что это устройство было изъято из оригинальной постановки на Бродвее. Чрезвычайная сила исполнения, свойственная Мисс Тэйлор, позволила до предела упростить материальное наполнение пьесы. Но я думаю, что некоторым читателям будет интересно узнать как было задумано это устройство. Именно поэтому я прилагаю эти замечания к публикуемому тексту. Образы и надписи, проецируемые на экран сзади, падали на часть стены между передней комнатой и местом для столовой, которая мало чем отличалась от других помещений, когда не использовалась по назначению.

Их назначение вполне очевидно - акцентировать определенные ценности в каждой сцене. В каждой сцене какая-то мысль (или мысли) является структурно наиболее значимой. Основная структура или нить повествования может легко ускользнуть от внимания зрителей в такой эпизодичной пьесе как эта; содержание может показаться фрагментарным с недостатком архитектурной целостности. Однако, это не столько недостаток самой пьесы, сколько недостаточно внимательное восприятие зрителем. Надпись иди образ, появляющийся на экране, должен усилить содержание, которое неявно уже присутствует тексте, и позволить выделить главную мысль легче и проще, чем если бы вся смысловая нагрузка лежала только на репликах героев. Помимо структурного предназначения, экран, я думаю, внесет позитивный эмоциональный элемент, который трудно определить, но роль которого не менее важна.

Продюсер или постановщик с воображением всегда сможет найти и другое применение этому устройству, помимо тех, что были упомянуты в этой статье. На самом деле, возможности самого устройства куда более обширны, чем возможности его применения в этой конкретной пьесе.

МУЗЫКА. Другой внелитературный акцентирующий прием в пьесе - это музыка. Единственная повторяющаяся мелодия, "Стеклянный Зверинец", появляется в определенных моментах пьесы для эмоционального усиления. Как музыка уличного цирка, она появляется в отдалении, когда вы, находясь вдали от проходящего оркестра, скорее всего, думаете о чем-то другом. В такой обстановке кажется, что она продолжается почти непрерывно, то вплетаясь, то исчезая из поглощенного сознания; это легчайшая и нежнейшая музыка в мире и, возможно, самая грустная. Она отражает поверхностную яркость жизни, но с оттенком неизменной и невыразимой грусти, лежащей в ее основании. Когда вы смотрите на изящное стеклянное изделие, две вещи приходят на ум: как оно прекрасно и как легко оно может разбиться. Обе эти идеи должны быть вплетены в повторяющуюся мелодию, которая то появляется, то исчезает из пьесы, словно ее приносит непостоянным ветром. Это связующая нить и соотношение между повествователем с его отдельным местом во времени и пространстве, и героями его рассказа. Она появляется между эпизодами как возвращение к душевным переживаниям и ностальгии - определяющим условиям всей пьесы. Главным образом, это музыка Лоры, и потому мелодия выступает наиболее отчетливо, когда внимание сосредотачивается на ней и на красивой хрупкости стекла, ее прообраза.

Начну с того, что этот спектакль я собиралась посетить потому, что двух актёров, которые там заняты, я часто видела на экране, и мне хотелось посмотреть их на сцене, в игре. Это спектакль был назначен ещё на 26 марта, но из-за болезни одной из артисток перенесся на 12 мая. Поэтому, наверное, не стоит говорить, как я ждала этого спектакля.

Пьесу я прочитала ещё в марте, когда не знала про отмену спектакля. В двух словах это повествование заставляет задуматься о семье и семейных ценностях.

Краткое описание: Перед зрителями разворачивается история обычной семьи, каждый член которой жаждет любви или выгоды. Аманда (О. Остроумова) нетерпеливо дожидается успеха детей: продвижения по службе сына Тома (К. Сафонов) и выгодного замужества дочери Лоры (О. Арнтгольц). Она не хочет понимать, как ненавидит свою работу сын и как нелюдима дочь, чья единственная любовь— стеклянный зверинец, хрупкие игрушки. Аманда требует у Тома привести в дом и познакомить с Лорой приличного молодого человека. Он приглашает к обеду Джима О’ Коннора — единственного своего приятеля. Оказывается, Лора и Джим учились в одной школе, и она была влюблена в этого парня, который всегда находился в центре всеобщего внимания… Чем закончится случайная встреча?

Аманда - Ольга Остроумова

Том - Кирилл Сафонов

Лора - Ольга Арнтгольц

Джим О’Коннор - Анатолий Смиранин

Мы с Юлей встретились за 40 минут до спектакля. Забежали купить цветы для Оли Арнтгольц, выяснили, где служебный вход, а когда хотели пофоткаться в фойе, Юля заметила, что забыла карту памяти. Пришлось бежать в ближайший салон «Евросети» и покупать новую карточку. Зато чуть позже появилось вот такое фото.

Я сразу отметила диванчики и рельефные кресла. Вообще в фойе было очень красиво и просторно. Места в зале у нас были на 7 ряду, но сцена была высокая, а кресла стояли плотно, и поэтому даже с нашего места было всё очень хорошо видно.

Повествование шло от лица главного героя - Тома, которого играл Кирилл Сафонов. Какие монологи он произносил, прям мурашки по телу от его голоса и интонации. Оленька Арнтгольц вообще молодец. Несколько раз «заставила» меня заплакать своей ролью, и она плакала по-настоящему. У Ольги Остроумовой очень заливистый смех, а Анатолий Смиранин поразил всех галантностью и честностью своего героя.

В антракте мы пофоткались на таких "фирменных" диванчиках

После спектакля я подарила Оле розочки, а Юля подарила цветы обеим Ольгам. Выйдя из театра, мы направились к служебному входу. Буквально, через пару минут, как мы подошли, вышел Анатолий Смиранин, и если бы его знакомые не спрашивали, как он сыграл, я его вообще бы не узнала. Ольга Остроумова раздала желающим автографы, но фотографироваться отказалась. Кирилл Сафонов вышел радостный, счастливый. Его там поджидала компания из трёх девчонок, и они начали с ним болтать и фотографироваться. Одна из них мне сказала: «Сначала мы фотографируемся, потом вы». «Ну ладно, подожду», - подумала я. И пока ждала, увидела, как за ним приехала Саша Савельева (кто не знает, она его жена). Только сначала она не в тот въезд заехала, и ей пришлось развернуться. К этому моменту я взяла у Кирилла автограф, сфотографировалась и через него попросила передать Саше привет. Конечно, больше в шутку, т.к. он меня совсем не знает.

После Кирилл со своими знакомыми ушёл и Сашу Савельеву я так и не увидела.

Олю Арнтгольц мы ждали очень долго. Когда за ней приехал её муж, на улице уже стемнело, возможно, она его так долго ждала. Вышла она вместе с ним, у него в руках был чемодан. Оля сказала, что спешит на поезд, но автографы раздала и сфотографировалась. Даже ждала, когда у Юли фотик не хотел фоткать в темноте, пришлось доставать мой. Мы тогда извинились перед Олей, но она сказала: «Да ничего, страшного».

Зато после почти бегом они с мужем побежали к машине.

В целом, я довольна этим днём: спектакль супер, куча эмоций. Всё больше и больше убеждаюсь в том, что всё-таки мне нравится театр. Ещё безумно хочется посмотреть на игру Тани Арнтгольц в театре. Надеюсь, этим летом мне всё-таки удастся сходить на спектакль «Двое на качелях», где играет она и Григорий Антипенко.

P.S. За всё фото спасибо Юле Зорий.

"Стеклянный зверинец" - пьеса-то уже почти классическая, написанная патриархом американского театра, их Чеховым - Теннеси У. Сюжет простой: сын живет с престарелой, но весьма ещё живенькой и бодрой матерью, сестрой-хромоножкой и мечтает не заботиться о их существовании, получая 65 долларов в обувном магазине, а отправиться в странствия по миру с торговым флотом. По просьбе матери он приводит в дом друга с работы, в надежде выдать сестру замуж, пристроить её и вырваться из "картонной коробки" - их маленькой безвыходной квартирки. Но друг оказывается помолвленным, мечты рушатся, а сын уезжает, и потом всю жизнь мучается воспоминаниями и угрызениями совести, что так поступил с сестрой. Это канва. Трагедия в самих людях. Она живет в них. Они в ней существуют. Живут как ручные мышки в картонной коробке бога. И трагедия возникает там, где её ломают. Это могла быть не трагедия, и даже не театральная история вовсе. Теннеси вытащил её из своего подсознания и юношеских воспоминаний. Но если бы Том (сын) был другим человеком, он мог бы устроить бизнес, обручить сестру, отправить мать в богатый пансион или путешествие по миру. самому жениться, путешествовать за свой счет (а не на судне моряков простым матросом), воспитывать детей, писать стихи (если бы они ещё писались), но нет. Он также как и его сестра, которая мучается комплексном неполноценности из-за хромоты, своим внутренним одиночеством, замкнутостью, он тоже мучается своей трагедией, он придумал эту безвыходность. Одна мать старается быть бодрой, она, подняв одна двоих детей, знает цену хорошей и плохой жизни. Она мучает сына, постоянно напоминая ему о его долга и раздражая своей активностью. Она упорно не хочет уходить на второй план. но может ей там и не место. Он по-крайней мере не сдается, хотя за её легкомыслием, живостью, виднеется дикая пропасть, полное отчаяние в жизни. Но она не сдается, верит в детей, сама мучается их пессимизмом и страданиями. Если бы дети были хоть чуть похожи на неё, но нет... они депрессивны, серьезны, разочарованы, они ищут выход только в своих грезах. Этот спектакль напоминает мне и меня, и напоминает о том, что только человек творит драму собственной жизни. что замкнутый круг сидит в твоей голове. очень часто не знаешь, как его разорвать, как преодолеть свои комплексы (как не может преодолеть их сестра Тома Лора, известие о том, что её школьная любовь - потенциальный жених женится на другой совершенно разбила её; вот уж да - он с одной стороны вернул её к жизни, придал уверенности, дал сделать глоток счастья. Один человек воспрял бы от этого, а другой никогда уже не оправиться и падет замертво, потеряв данную прежде надежду). И этот спектакль очень чеховский, тут даже есть почти свой Лопахин (жених, хотя и он тоже не удовлетворен жизнью, но по крайней мере старается жить по банальным истинам - что любое неудовольствие собой есть следствие комплекса, плохого воспоминания из детства как слишком громкой стучавший башмак Лоры на её хромой ноге). Для Лоры этот башмак стал самым большим несчастьем в жизни, а другие его даже не заметили. А человек поставил крест на себе из-за такой (для внешнего глаза) мелочи. Глаза человека - это огромное увеличительное стекло, которое фокусируется на чем-то и увеличивает-увеличивает, пока гладь его не разорвется от натуги. Человек сидит внутри своей стеклянной клетки и совершенно не видит мир вокруг, видит только свое несчастье и горе. Трудно быть хозяином жизни. Стать им легко. Но для этого надо убить все свои воспоминания, все страхи, свое уютное спокойное безысходное существование.

(Karen Allen) и Джеймсом Нафтоном (James Naughton) в главных ролях, экранизация одноименной пьесы Теннесси Уильямса (Tennessee Williams).

Сюжет фильма «Стеклянный зверинец»

США, 30-е годы XX века. В одном из бедных кварталов Сент-Луиса живет семья Уингфелдов: Аманда (Джоэнн Вудворд) и ее дети – Лора (Карен Аллен) и Том (Джон Малкович) .

Аманда, дочь зажиточных землевладельцев из южных штатов, в юности была очень недурна собой и пользовалась большим успехом у мужчин. Выйдя замуж за отца Тома и Лоры, она покинула отчий дом и практически не общалась со своими родителями, а оставшись одна после того, как муж 16 лет назад бросил ее, она посвятила себя воспитанию детей. Когда же сын и дочь выросли, главными целями в жизни для Аманды стали карьера Тома и удачное замужество Лоры. При этом сама она не смогла приспособиться к реальности и живет воспоминаниями о годах своей молодости.

Лора, тонкая и ранимая девушка, но очень неуверенная в себе и застенчивая из-за того, что после перенесенной в детстве болезни одна ее нога стала короче другой. Она сторонится людей, и даже попытка матери устроить ее на курсы машинисток окончилась неудачей: от волнения Лоре стало дурно, и она не могла попадать дрожащими пальцами по клавишам. Лоре бывает хорошо только дома, когда она слушает у себя в комнате музыку или возится с собранной ей коллекцией миниатюрных фигурок из стекла, которую Аманда в шутку называет «стеклянным зверинцем».

Том, мечтающий стать писателем, трудится кладовщиком на складе обувной компании. Ему до смерти надоели скучная работа и постоянные придирки матери. Вечерами он ходит в кино, чтобы хотя бы ненадолго забыться и предаться грезам о другой жизни, так не похожей на его серое существование. Он давно уже собирается убраться подальше из родного города, но его пока держит дома чувство ответственности перед семьей: без его поддержки мать и сестра окажутся на улице, и им нечего будет есть.

Однажды Аманда, узнав о том, что сын страстно желает уехать и даже пытается поступить на службу в Торговый флот США, предлагает ему сделку. Она не будет возражать против его отъезда, но с одним условием: он должен познакомить сестру с порядочным молодым человеком, который мог бы жениться на ней и обеспечить материально. Том решает пригласить своего коллегу, знакомого ему еще по школе, Джима О"Коннора (Джеймс Нафтон) – единственного человека, с которым у него на работе сложились более-менее приятельские отношения. Когда Лора узнала, кто придет к ним на ужин, ее охватило сильнейшее волнение, ведь она была влюблена в Джима, будучи старшеклассницей, и это чувство не умерло в ней до сих пор.

«Стеклянный зверинец»: за кадром

Фильм «Стеклянный зверинец» был впервые представлен публике на Каннском кинофестивале в мае 1987 года, 19 сентября состоялся показ на МКФ в Торонто (Канада), а 23 октября в Нью-Йорке прошла американская премьера картины.

«Стеклянный зверинец» Пола Ньюмана стал шестой и последней режиссерской работой знаменитого актера и, по признанию критиков, самой удачной из экранных версий полубиографической пьесы Теннесси Уильямса.

Впервые «Стеклянный зверинец» был поставлен в Чикаго 26 декабря 1944 года. Бродвейская премьера спектакля состоялась на сцене The Playhouse Theatre 31 марта 1945 года; пьеса была показана 563 раз.

Фильм «Стеклянный зверинец» в 1988 году номинировался на «Золотой глобус» и «Грэмми» за лучшую музыку к фильму, на премию «Независимый дух» (Independent Spirit Awards) в категориях «Лучшая исполнительница главной женской роли» (Джоэнн Вудворд) и «Лучшая исполнительница женской роли второго плана» (Карен Аллен), а в 1990 году на церемонии вручения награды Sant Jordi Awards в Барселоне он стал победителем в категории «Лучший иностранный актер» (Джон Малкович) и номинантом в категории «Лучшая иностранная актриса» (Карен Аллен).

Картина вошла в основную конкурсную программу 40-го кинофестиваля в Каннах и была выдвинута на соискание «Золотой пальмовой ветви».

Интересные факты о фильме «Стеклянный зверинец»

– Фильм «Стеклянный зверинец» 1987 года стал настоящей редкостью. Картина никогда не издавалась на DVD, поэтому найти его довольно трудно. Цены на лицензионные кассеты VHS с записью фильма в интернет-магазинах, таких как Amazon и eBay, достигают 40-50 долларов за штуку.
– Свою жену Джоэнн Вудворд Пол Ньюман снял в пяти из шести фильмов, поставленных им, в том числе и в «Стеклянном зверинце».

Режиссер: Пол Ньюман
Автор сценария: Теннесси Уильямс
В ролях: Джоэнн Вудворд, Джон Малкович, Карен Аллен, Джеймс Нафтон
Продюсер: Бертт Харрис
Оператор: Михаэль Балльхаус
Композитор: Генри Манчини

Драматургия Теннесси Уильямса занимает особое место в литературе США. Как и произведения Юджина O’Нила или Артура Миллера, пьесы Теннесси Уильямса знаменуют собой переход американского театра на принципиально новый уровень. Сочетая лучшие традиции «новой драмы» Шоу, Ибсена и Чехова со своими уникальными идеями Уильямс становится родоначальником «пластического театра», элементы которого широко используются в лучших театральных постановках современности. Характерной особенностью «пластического театра» является его подчеркнутая театральность, внешняя оторванность от реальной жизни, которая, однако, делает пьесу более достоверной, помогает зрителю глубже проникнуть в идейный пласт произведения. В своих пьесах автор старается наиболее полно использовать весь арсенал театральных средств - освещение, костюмы, музыкальное сопровождение. На практике эта концепция нашла воплощение в одной из самых известных пьес Уильямса - «Стеклянный зверинец».

Сам Уильямс назвал свое произведение пьесой-воспоминанием и причина тому - ее необычная форма. «Стеклянный зверинец» построен в виде воспоминаний одного из героев, Тома Уингфилда, о доме и семье, которую он покинул много лет назад. Безусловно, форма воспоминания отразилась и на сюжете пьесы - эпизоды ее отрывочны, далеко не всегда выражают законченную мысль и связаны друг с другом лишь схематично, хотя композиция пьесы линейна: в ней отсутствуют скачки во времени.

Особенностью пьесы являются длинные, подробные ремарки и комментарии Уильямса, которые позволяют читателю воспринять произведение так, как если бы он был зрителем в театре. Особое внимание уделяется деталям интерьера и инструментам, влияющим на зрительное восприятие пьесы. Так, стараясь передать атмосферу воспоминания, автор использует особое, приглушенное освещение, а более яркие лучи света служат для привлечения внимания зрителя к тому или иному персонажу или предмету. Поддерживает атмосферу музыкальное сопровождение, а для расстановки акцентов служит экран, на котором в нужный момент появляются надписи или фотографии. Предисловие к пьесе, в котором подробно описаны эти и некоторые другие приемы, считается манифестом «пластического театра».

Не смотря на то, что кроме Тома на сцене появляются всего три действующих лица, систему персонажей нельзя назвать простой. Так,Лора , сестра Тома, внешне наименее активный, практически незаметный персонаж, является, по сути, структурной основой пьесы, стержнем, вокруг которого организованы образы других действующих лиц. Ее хромота, следствие перенесенной в детстве болезни, делает Лору чрезмерно застенчивой, замкнутой, не находя себе места в окружающем мире, чувствуя себя изгоем, она отгораживается от всех своей коллекцией стеклянных животных, «подобно стекляшке из своей коллекции, становится слишком хрупкой, чтобы жить вне полки» . Именно ее Стеклянный Зверинец становится символом бегства о реальности, болезни, которой страдают все герои пьесы.


Аманда
, мать Тома, в отличие от своей дочери, обращает на себя порой слишком много внимания, однако не играет в пьесе такой важной роли как Лора. Она -«маленькая женщина огромной, но беспорядочной жизненной силы, неистово цепляющаяся за другое время и место» . У Аманды есть свой «стеклянный зверинец» - ее воспоминания. Привыкшая к мужскому вниманию и роскошной жизни Аманда не может смириться с тем, что теперь она - немолодая женщина с двумя детьми, брошенная мужем и живущая в маленькой квартирке в Сент-Луисе. Она лихорадочно цепляется за воспоминания о своей молодости и о старом американском Юге, не в силах вернуть ни то, ни другое, но категорически не приемля окружающую ее реальность.

Сам Том - рассказчик в пьесе, зритель видит всех остальных героев через призму его восприятия, однако в то же время он не навязывает свою точку зрения о персонажах, представляя их насколько возможно объективно и позволяя зрителям самим судить о них. Так же как Аманда и Лора Том не способен найти свое место в мире. Его поэтическая натура стремится вырваться из обыденности сент-луисской квартиры и работы в обувном магазине, он жаждет путешествовать, познавать и творить. Мечты - вот его «стеклянный зверинец», но позволит ли их исполнение вырваться за пределы хрупкого стеклянного мирка?

Есть в пьесе и внесценический персонаж - муж Аманды , «телефонист, влюбившийся в междугородние расстояния» , появляющийся в пьесе только в виде портрета на стене. Хотя зритель не видит этого персонажа, он тоже важен для пьесы, ведь помогает увидеть полную картину семьи и частично объясняет появление в ней «стеклянных зверинцев».

Последний персонаж пьесы - Джим О"Коннор , гость и «обыкновенный приятный молодой человек» резко отличается от других действующих лиц. Он - «посланник из мира реальности» , простой человек, легко вписывающийся в окружающий мир с его простыми желаниями и амбициями. Уильямс вводит этого персонажа для контраста, когда он появляется на сцене, «неприспособленность» к жизни других персонажей становится видна особенно ярко. Разбивая одну из фигурок Лоры, он дает понять - он единственный из четырех, кто совершенно свободен от магии «стеклянного зверинца».


Пьеса Теннесси Уильямса во многом автобиографична, исследователи отмечают, что у Уингфилдов были вполне реальные прототипы - сам Томас Лейнер (настоящее имя писателя), его мать Эдвина и сестра Роуз. Возможно поэтому «Стеклянный зверинец» - самая лиричная и эмоциональная пьеса драматурга.

Здесь он пытался показать особый тип людей, людей чутких, чувствительных, не похожих на других и поэтичных по своей натуре. Людей, живущих своими иллюзиями, мечтами и воспоминаниями, людей, подобных хрупким стеклянным фигуркам, готовым разбиться вдребезги от малейшего прикосновения реальности. Показывая их странный «стеклянный» внутренний мир, Уильямс предоставляет читателю решить самому, чего достойны такие персонажи - презрения, жалости, или, быть может, восхищения.

Источник - наш сайт: