Сочинение на тему Благородство против подлости (по роману Пушкина «Дубровский»)

    Роман А. С. Пушкина «Дубровский» - произведе­ние о драматичной судьбе бедного дворянина, у кото­рого незаконно было отнято имение. Проникшись со­страданием к участи некоего Островского, Пушкин в своем романе воспроизвел правдивую жизненную ис­торию,...

    ДУБРОВСКИЙ (Роман, 1832-1833; опубл. 1841) Дубровский Владимир Андреевич - главный герой незавершенного романа, «благородный разбойник». У Д., что в художественной системе Пушкина редкость, есть реальные прототипы. В 1832 г. в Козловском уездном...

    А.С. Пушкин написал повесть «Дубровский». В ней главный герой – Владимир Дубровский. Дубровский был высоким, красивым, храбрым. Он носил чин офицера. Очень любил своего отца, ради которого и ушел в отставку. Владимир получил письмо, в котором было...

    В первое наше знакомство с Владимиром Дубровским перед нами предстает молодой, уверенный в себе и своем будущем дворянин, гвардейский корнет, мало когда задумывающийся о том, откуда берутся финансы и сколько их у его отца есть. С проблемой нехватки финансов...

    При изучении романа А. С. Пушкина «Дубровский» перед учителем встает задача - обратить внимание учащихся на антикрепостнический пафос этого сложного произведения. Пятиклассники - на уровне своих возрастных возможностей- должны увидеть в Пушкине писателя,...

  1. смотреть целиком

Благородство против подлости (по роману А. С. Пушкина "Дубровский») А. С. Пушкин, всю жизнь ненавидевший несправедли­вость, пустоту и "дикость» дворянства, в романе "Дуб­ровский» выдвинул на первый план одного из предста­вителей провинциального дворянства - честолюбиво­го, благородного повстанца, пострадавшего от своего же сословия, молодого Дубровского. Самодурство и деспотизм знатного боярина Троеку­рова приводит к тому, что старый барин Андрей Гаври­лович Дубровский умирает. Его имение незаконно при­суждается Троекурову. С этого момента развивается кон­фликт, в душах крестьян Дубровского назревает бунт. Молодой Владимир Дубровский идеализирован Пушки­ным. Таким он видит героя-освободителя, борца за правду и справедливость. Молодой дворянин наделен чер­тами типичного романтического героя: умен, образован, благороден, храбр, добр, статен, красив.

Его отно­шения с крестьянами построены на преданности и до­верии. Протест крестьян против самодурства Троекуро­ва находит отклик в сердце Дубровского. Ими движет чувство мести за смерть Андрея Гавриловича Дубровс­кого, им ненавистны государственные чиновники, спо­собные работать только на богатых, нечистых на руку местных "идолов». Бунт в душе народа почти всегда выливается в реаль­ную борьбу. Поэтому, по законам авантюрно-приключен­ческого жанра, народное восстание приобретает под­польный характер, неизвестная шайка благородных раз­бойников грабит и сжигает помещичьи усадьбы. Владимир Дубровский влюблен в дочь своего врага, поэтому отказывается от мести Троекурову.

Пушкин усу­губляет конфликт свадьбой Маши Троекуровой и пожи­лого князя Верейского и поддержкой этого брака отцом девушки. Дубровский отчаянно пытается отвоевать свою любовь, но опаздывает. Маша обвенчана, Дубров­ский ранен. Последняя деталь служит сюжетным оправ­данием для того, чтобы война повстанцев приняла мас­совый характер. А. С. Пушкин изобразил быт и нравы провинциально­го дворянства с идеализированными моральными и нравственными устоями старинного дворянства. Он противопоставил честность - подлости, щедрость - жадности, любовь - ненависти, сдержанность - разгулам.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Сочинение на тему Благородство против подлости (по роману Пушкина «Дубровский») уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Дубровский велит слуге прогнать Троекурова, приехавшего мириться к Андрею Гавриловичу. (Приезд помещика ускорил кончину Дубровского-старшего. Поэтому в этом случае Владимир, скорее всего, прав: ему не о чем было говорить с Троекуровым.) Дубровский поджигает усадьбу отца. (Он не мог смириться с тем, что в родных стенах будут хозяйничать чужие люди. Можно понять действия Дубровского, который не хотел, чтобы на поругание недругам досталось самое для него святое. Но по его вине в
    Андрей Гаврилович Дубровский и Кирила Петрович Троекуров когда-то были товарищами по службе. Оба они женились по любви, но овдовели. У Дубровского остался сын Владимир, а у Троекурова - дочь Маша. Троекуров и Дубровский были ровесниками. Кирила Петрович был богат, имел связи, даже губернские чиновники трепетали при его имени. Никто не посмел бы не явиться "с должным почтением в село Покровское". Это мог позволить себе только один человек - Андрей Гаврилович Дубровский.
    Можно ли оправдать то, что Дубровский стал разбойником? На этот вопрос у нас в классе отвечали по-разному. Одни говорили, что у него не было другого выхода, что он должен был отомстить Троекурову за свое разорение и смерть отца. Другие не понимали его поступка. Зачем становиться разбойником? Ведь можно было вернуться в Петербург и продолжать служить. И вообще, он не единственный человек, которого обидели и разорили. Что же, теперь всем в
    А. С. Пушкин "И. И. Пущину". Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях (мультимедийный урок по литературе, 6-й класс) А. С. Пушкин. "Капитанская дочка", глава "Вожатый". 9-й класс Викторина об отечественной литературе №1 Викторина об отечественной литературе №2 Ерёмина О. А. Уроки литературы в 6 классе. Книга для учителя Интегрированный урок по литературе "Слово о полку Игореве" Календарно-тематические планы по литературе в 3 и 4 классах Классный час:
    Какой же несправедливой бывает наша жизнь! Мы можем убедиться в этом, прочитав повесть А. С. Пушкина "Дубровский". Владимир Дубровский, сын небогатого помещика, потеряв дом и отца, стал разбойником. Владимир прежде служил корнетом в гвардии в Петербурге. "Из дома получал больше, чем можно было ожидать". Но после размолвки между отцом Владимира и богатым помещиком Троекуровым все изменилось. Ссора дошла до разбирательства в суде. Всесильный Троекуров решил любыми путями, враждуя с Дубровским, лишить
    В романе А. С. Пушкина «Дубровский» (1833 год) дана картина жизни русского провинциального дворянства. В сентябре 1932 года Пушкин встретился с П. В. Нащокиным и услышал от него рассказ о про­тотипе Владимира Дубровского - белорусском дво­рянине Островском. Островский судился в начале 1830-х годов с соседом из-за земли и, проиграв про­цесс, стал разбойником. «Дубровский» - социаль­но-психологический роман. Он был ответом Пушкина на развитие западной прозы («Красное и черное» Стендаля в 1830
    Мир внутренний оказывается для героя более властным, чем законы общества, желания более повелительными, чем сознание необходимости. В этом суть романтического героя. Пушкин сохраняет ее в романе, где хочет реалистически исследовать причины поражения романтической личности перед силой обстоятельств. Говоря о Владимире Дубровском как о герое, наделенном романтическими порывами, мы имеем в виду именно непосредственный романтизм его поведения и чувств, а не законченную романтическую систему мировоззрения, которой у него нет. Он часто не

Подлость и честь в романе А. С. Пушкина «Дубровский»

Что есть подлость и честь? Это один из вопросов, на которые отвечает в своем романе «Дубровский» А. С. Пушкин.

Роман «Дубровский» - произведение авантюр­но-приключенческое. Это история о драматичной судьбе бедного дворянина, у которого незаконно было отнято имение, и об участи его сына.

Один из героев романа - Кирила Петрович Троеку­ров. Это старинный русский барин, очень богатый и знатный человек. Он славится не только многочис­ленными связями, но и безмерной властностью и свое­волием. Действительно, ничто не может противосто­ять воле Кирилы Петровича - он способен скуки ради учинять набеги на соседние деревеньки, соблазнять дворовых девок и, как оказалось, управлять реше­ниями суда.

Троекуров очень дружен со своим соседом - Андре­ем Гавриловичем Дубровским, единственным челове­ком, осмеливающимся в присутствии Троекурова сво­бодно высказывать свое мнение. Дубровский беден, но это не мешает ему в отношениях с Кирилой Петровичем сохранять верность собственной чести и независимость. Эти редкие качества и вызывают расположение богатого барина к соседу. Однако из доброго приятеля Троекуров быстро превращается в настоящего подле­ца, когда Андрей Гаврилович по соображениям чести осмеливается перечить троекуровской воле.

Кирила Петрович выбирает для своего обидчика самое суровое наказание: он намерен лишить его кро­ва, заставить унижаться, просить о прощении. Ради этого он вступает в сговор с другим подлецом - судей­ским служащим Шабашкиным. Шабашкин, ищущий троекуровского расположения, готов пойти даже на беззаконие. Ничто не смутило его в просьбе Кирилы Петровича, и он все ловко устроил, хотя своенравный барин не прилагал для того никаких усилий.

Гневное поведение соседа на суде доставило Трое­курову мало удовольствия. Кирила Петрович ждал слез раскаяния, а увидел сверкающий злобой взгляд, ненависть к себе и способность до конца стоять за соб­ственное достоинство.

Многочисленные забавы Троекурова также его ха­рактеризуют. Одна из них - забава с медведем. Не­обыкновенное удовольствие доставляет Троекурову видеть перепуганным до смерти своего гостя, которо­го вталкивают неожиданно в комнату с разъяренным голодным животным и оставляют на некоторое время наедине с ним. Кирила Петрович не ценит ни чужое достоинство, ни чужую жизнь, которую он подвергает опасности.

Владимир Дубровский с честью выходит из этого испытания, потому что «не намерен терпеть обиду». Ни один мускул не дрогнул у смелого молодого чело­века, когда медведь бросился на него - Владимир вы­тащил пистолет и выстрелил в зверя.

Выйдя на разбойничью тропу, Дубровский остает­ся благородным человеком. О его благородстве ходят удивительные слухи. При этом Владимир неприми­рим к подлости и жестоко расправляется с негодяями.

Несмотря на существующую опасность, Дубров­ский решается объясниться с Машей, которую он по­любил и которой не мог раньше времени открыть о себе правду. Владимир назначает Марье Кириловне свидание и как честный человек объясняется с нею.

Героиня, которой делает предложение ставший вмиг ненавистным пятидесятилетний Верейский, ищет сострадания у отца, но он, хотя и любит дочь, ос­тается глух к ее мольбам. Надеясь на порядочность Верейского, Маша честно говорит ему о свей нелюбви и просит расстроить предстоящую свадьбу. Но Верей­ский не намерен отступать от своего - старый воло­кита жаждет заполучить молодую красавицу. Он не только не проникается к Марье Кириловне сочувстви­ем, но и рассказывает о Машином письме Кириле Пет­ровичу, который, разгневавшись, только приближает свадьбу.

Несчастная доля не заставила Машу отступить от нравственных принципов. Когда Владимир предпри­нимает попытку спасти ее, она отвечает ему отказом, так как уже успевает обвенчаться с Верейским, а дан­ный обет для нее - святое.

В романе «Дубровский» А. С. Пушкин говорит о вечных человеческих ценностях, поэтому и сегодня его роман актуален и интересен читателю не менее, чем много десятков лет назад.

Слайд 1

Благородство против подлости

(По роману А. С. Пушкина "Дубровский")

« Учитель» (главы 8-10)

Цели:

Обучающие : продолжать обучение самостоятельной работе с текстом, обобщению анализируемого материала, выявлению авторской оценки героев, выразительному чтению;

Развивающие : развивать читательские качества ученика: воображение, эмоциональную чуткость, эстетический вкус; логическое мышление, речь учащихся, умение работать в группе; способствовать развитию информационной культуры детей;

Воспитательные : продолжать воспитание у учащихся нравственной чистоты, творческого осознания жизни, интереса к классическим произведениям , воспитывать чувство неприязни к высокомерию, тщеславию, подлости.

Задачи :

1.Проанализировать образ учителя Дефоржа, работая самостоятельно и в группах;

2. Определить качества личности Дефоржа- Дубровского;

3. Определить, насколько актуален роман «Дубровский» сегодня.

Тип урока : объяснение нового материала

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

Вступительное слово учителя: «Жизнь прожить не поле перейти» - гласит народная мудрость, предупреждая человека о трудностях. Уроки жизни приходится преодолевать каждому из нас. На долю героя романа выпадает нелегкая участь, Владимир Дубровский борется с несправедливыми порядками общества, произволом и деспотизмом помещиков.

Сегодня мы с вами продолжим разговор о романе «Дубровский» А.С. Пушкина и рассмотрим 8, 9, 10,частично 11 главы. Дома вы перечитали данные главы. Какой новый герой появляется в романе (учитель Дефорж)? Как вы озаглавили эти главы? (Учитель ) (слайд 2)

Записываем тему урока в тетрадь.

На уроке ставим следующие цели (слайд 3) : продолжать обучение самостоятельной работе с текстом, обобщению анализируемого материала, выразительному чтению; развивать читательские качества, логическое мышление, речь, умение работать в группе; воспитывать интерес к классическим произведениям, чувство неприязни к высокомерию, тщеславию, подлости.

и задачи (слайд 4) 1 .Проанализировать образ учителя Дефоржа, работая самостоятельно и в группах; 2. Определить качества личности Дефоржа- Дубровского; 3. Определить, насколько актуален роман «Дубровский» сегодня.

Роман «Дубровский» - одно из самых значительных прозаических произведений Александра Сергеевича Пушкина. В этом романе отразились многие явления русской жизни, волновавшие Пушкина и его современников: своеволие помещиков, бесправное положение крепостных крестьян, произвол царского суда, разбойничество.

2. Беседа-повторение прочитанного

Идея чести, защита прав человеческой личности лежали в основе взглядов А. С. Пушкина. В романе «Дубровский», главный герой – Владимир – представлен благородным защитником этой идеи, несколько слов о Дубровском подготовила….

(Подготовленный ученик о Владимире Дубровском ) (Слайд 5)

Вспомним, какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?

(Чувства оскорбленного человеческого достоинства и семейной чести, месть за отца. Дубровским двигало желание возмездия за несправедливость и жестокость, с какой он был лишен всего: семьи, состояния, карьеры, родного дома).

Сохраняет ли он, став атаманом разбойничьей шайки, благородство поступков?

(Только богатым и именитым дворянам. Он своеобразный русский Робин Гуд, справедливый, бескорыстный и великодушный. Дубровский становится заступником обиженных, превращается в героя для людей всех сословий).

А как мы узнаем о благородстве поступков разбойника? (из рассказа Анны Савишны Глобовой)

(Пересказ эпизода подготовленным учеником «Рассказ Анны Савишны Глобовой о Дубровском)( Слайд6)

- Имение Троекурова не пострадало от набегов шайки Дубровского, почему?

(Владимир хотел отомстить Троекурову, ограбление всех остальных богатых помещиков было средством существования, а месть Троекурову - смысл жизни на тот момент).

Как же удается Дубровскому проникнуть в дом Троекурова? Чтение по ролям эпизода о том, как Дубровский стал «учителем», глава 11 (от слов «Послушайте-прервал молодой офицер, …до слов Прощайте.)

Итак, Дубровский стал учителем, как же он ведет себя в доме Троекурова? Об этом поговорим после физкультминутки. (Слайд 7)

Физкультминутка: (дети выполняют упражнения)

4. Изучение нового материала. (Слайд 8)

Скажите, а когда мы с вами узнаем, что Дефорж - Дубровский? (в конце 10 главы), а появляется этот герой на страницах романа в 8 главе, читая об учителе, мы еще не знаем наверняка, что он окажется Дубровским.

С какой целью, по-вашему, А. С. Пушкин нарушает временную последовательность событий? (заинтересовать читателя)

А в каких произведения А.С.Пушкина еще наблюдается нарушение последовательности сюжета? («Повести Белкина»)

Повествование в художественном произведении может строиться в хронологической последовательности или ее с нарушением. В данном отрывке последовательность событий нарушается.

Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов и эпизодов называется композицией . (Запишем определение в тетрадь).

- А давайте посмотрим, как вы себе представили учителя-француза . (Рассматриваем иллюстрации обучающихся, которые были сделаны ими дома.) Молодцы.

15 минут .

5. Работа в группах. (Слайд 10)

А сейчас поработаем в группах, для того, чтобы выяснить, как видят молодого учителя разные герои и как он сам проявляет себя в отношении с ними. (Раздать задания группам). Подготовьте ответы на вопросы.

2. Какие подробности о неправедном суде узнает Дубровский от А.П.Спицина?

3. Почему Дубровский не удержался от соблазна ограбить А.П. Спицина?

1. Как воспитывалась Маша, какие книги читала? (приведите примеры из текста)

4 группа: подберите определения, характеризующие героя, когда но находится в комнате с медведем; в отношении к А.П.Спицина; в отношении к Маше

5 группа : отвечает на вопрос «Актуален ли роман «Дубровский» сегодня?»

6. Выступления групп.

Выступление 1 группы (Слайд 11), четвертая группа дает определение Дефоржу в данной ситуации. Заполняется итоговая схема. (Слайд 12)

На обеде появляется еще один герой Антон Пафнутьич Спицин? (Слайд13)

Выступление 2 группы. Четвертая группа дает определение Дефоржу в отношении к А.П. Спицину. Заполняется итоговая схема.

Выступление 3 группы. (Слайд 14). Четвертая группа подбирает определения Дефоржу в отношении с Машей. Заполняется итоговая схема.

Обсудите вклад каждого члена группы в работу, поставьте оценки.

Обсуждение выводов. (Слайд 15)

Итоговая схема (примерная) :

Дефорж-Дубровский

смелый

отважный ненавидящий несправедливость заботливый

бесстрашный мстительный благородный

Итак, в доме Троекурова Дубровский проявляет себя как человек смелый, в отношении Спицина он проявляет себя человеком, ненавидящим несправедливость, а в отношении к Маше он проявляет нежность, доброту, любовь, заботу, благородство.

7. Итоги:

Обучающиеся зачитывают ответы на вопрос: « Актуален ли роман « Дубровский»? (конечно, роман актуален и сегодня, ведь понятие чести и бесчестья существуют и по сей день, трудно иногда удержаться от мести, если кто-то тебя обидел. Дубровский показывает нам пример благородства, чести и порядочности).

А если бы он отомстил Троекурову, что бы изменилось? (он бы уподобился Троекурову, принципы которого он ненавидит. Можно было бы сказать, что он тоже творит произвол, как и Троекуров).

8. (Слайд 15) Домашнее задание: запишите в тетради ответ на вопрос «Какие черты личности Дубровского я бы хотел(а) воспитать в себе?»

Урок окончен!

Приложение.

1 группа: Глава 8, эпизод « В комнате с медведем».

1.Как отнеслись к учителю К.П.Троекуров и Маша? (зачитайте в тексте, как Маша восприняла учителя сначала)

2. Как и почему попал Дефорж в комнату с медведем?

3.Как он ведет себя в сложной, опасной ситуации?

4. Как изменилось отношение К.П.Троекурова и Маши к учителю, после того, как он застрелил медведя.

2группа: Глава 9, эпизод «Антон Пафнутьич на обеде у К.П. Троекурова»

1.Как изображает А.С. Пушкин А.П.Спицина? (подтвердите свои выводы цитатами из текста)

2. Когда мы впервые знакомимся с этой фамилией?

3. Какие подробности о неправедном суде узнает Дубровский от А.П.Спицина?

4. Почему Дубровский не удержался от соблазна ограбить А.П. Спицина?

3 группа: Глава 8, «Маша и учитель»

1.Как воспитывалась Маша, какие книги читала? (приведите примеры из текста)

2. Почему Маша влюбилась в Дефоржа?

3. Почему Дубровский отказался от мести Троекурову и покинул его дом?

4 группа: подберите определения, характеризующие героя, когда он находится в комнате с медведем; в отношении к А.П.Спицину; в отношении к Маше.

5 группа: отвечает на вопрос «Актуален ли роман «Дубровский» сегодня?»