Сергей сергеев-ценский. Доклад: Жизненный путь Сергея Сергеева-Ценского


Сергеев-Ценский (настоящая фамилия - Сергеев) Сергей Николаевич (1875 - 1958), прозаик. Родился 18 сентября (30 н.с.) в селе Преображенское Тамбовской губернии в семье учителя, большого любителя чтения, что повлияло на сына. Воспитанный на стихотворениях Пушкина, Лермонтова и баснях Крылова, многие из них выучив наизусть, в семь лет он сам стал сочинять стихи.

После окончания гимназии поступает в Глуховский учительский институт, где продолжает писать стихи. Позднее многие из стихотворений этого периода войдут в его первый поэтический сборник "Думы и грезы" (1901).

Окончив институт в 1895, получает назначение в гимназию, но по собственному желанию отбывает воинскую повинность и только через год становится учителем русского языка в Каменец-Подольске. Понимая, что для творчества необходимо знание жизни, часто меняет "окружающую обстановку и пейзаж": работает в Харьковском, Одесском, Московском учебных округах, в Павлограде и в Тальсене (под Ригой).

С 1900 начинает писать рассказы, первые из которых были напечатаны в "Русской мысли" ("Забыл" и "Тундра"). Пребывание в действующей армии во время Русско-японской войны и в первый год первой мировой войны дало Сергееву богатейший материал для романа "Поручик Бабаев", повестей "Пристав Дерябин" и "Батенька", эпопеи "Севастопольская страда" и "Преображение России".

Своим признанием писатель обязан Куприну, убедившему его приехать в Петербург, чтобы опубликовать там свои книги. Произведения Сергеева-Ценского сразу привлекли внимание и читателей, и критиков. Появились большие статьи, посвященные его литературной деятельности.

В 1905 писатель жил в Крыму, в Алуште, где имел собственный дом. Здесь он встретил революцию 1917, пережил гражданскую войну. В это время писал мало. С 1923 обращается к историческим темам (пьесы, повести и романы о Пушкине, Лермонтове и Гоголе).

В 1930-е вышли в свет повести "Счастливица", "Маяк в тумане", рассказы "Устный счет", "Воронята" и др. М.Горький поддерживал писателя, видя в нем продолжателя традиций русской классической литературы.

В годы Отечественной войны пишет публицистические статьи, рассказы о героях-современниках (сборник "Настоящие люди", 1943), романы "Брусиловский прорыв", "Пушки выдвигают" и "Пушки заговорили" (1944).

До конца жизни Сергеев-Ценский оставался активно действующим писателем, работая над последними романами эпопеи "Преображение России". Умер в возрасте 83 лет 3 декабря 1958 в Алуште.

Сергеев-Ценский Сергей Николаевич (1876-) - писатель. Был учителем, затем офицером, поручиком запаса. Участвовал в русско-японской войне. Впервые в печати выступил в 1901 сборником «Думы и грезы».

Своим дооктябрьским творчеством С.-Ц. отразил поворот буржуазной интеллигенции вправо, вызванный ростом пролетарской революционности. До революции 1905 С.-Ц. хранил веру в свободное развитие человечеств («Верю!»). Характерна его попытка создать образ революционера. Но революционер у С.-Ц. - Шевардин («Сад»), Хохлов («Маски») - это беспочвенный и стихийный поборник отвлеченной правды, не понимающий реальных методов борьбы.

Творчески самоопределяется С.-Ц. в период 1905. Он оставляет мечтания о свободе и становится на реакционные позиции, Круг основных идей С.-Ц. невелик и постоянен. Жизнь представляется в многочисленных его произведениях как чудовище, бессмысленный рок. Разум человека оказывается бессильным, человек целиком фатально подчинен случайностям. Основные герои С.-Ц. - пессимисты, иппохондрики, лишенные воли и страсти. Рок довлеет над ними, они живут обособленной, индивидуалистической жизнью. Так, в поэме «Движения» С.-Ц. рисует в гротескной форме бессмыслицу бытия, суетность всякого дела, подчиненность человека слепым случайностям (образ помещика Антона Антоновича). Идея вырождения с глубоким лиризмом развертывается С.-Ц. в одной из лучших его поэм «Печаль полей» (1908). Фатально обречены на вырождение и лучшие люди (Игнат, Анна) и природа (образ грозы, гибели дерева). Финал рассказов С.-Ц. смерть, перипетии умирания рисуются им детально («Наклонная Елена», пьеса «Смерть» и др.).

В 1907 вышел принесший лит-ую известность роман «Бабаев», в котором революция интерпретируется как рок, разгул бесчеловечности и жестокости. Симпатии автора - на стороне поручика Бабаева, выступающего в роли «усмирителя» и хранителя старого порядка.

Великую Октябрьскую пролетарскую революцию С.-Ц. встретил враждебно. В рассказе «Капитан Коняев» (1918), он тенденциозно изобразил теневые стороны революционной эпохи - стихийный разгул матросов, поведение обывателей, проституток. В многочисленных пореволюционных рассказах и повестях С.-Ц., концентрируя внимание на явлениях разрушния, насилия, жестокости, тенденциозно искажает современную действительность. Деградация России - лейтмотив его рассказов о гражданской войне, о голоде. Действительность изображается им как ужас, тьма. Человек человеку оказывается врагом. Революция означает с точки зрения С.-Ц. торжество народной дикости, озверения. Разделяя кулацкую идею, С.-Ц. рисует крестьянство целиком враждебным пролетариату («Жестокость»). Обращаясь к образам новых людей - рабочим, революционерам-коммунистам, - С.-Ц. извращает их. Предревком Золоторенко («Павлин»), матрос Семен Подканаев - это дегенераты, в прошлом убийцы, в которых безудержна разнузданность, своеволие. В рассказе «Павлин» в символическом образе нелепо убитого павлина С.-Ц. проводит мысль о том, что революция убивает все прекрасное, ценное.

После Октября С.-Ц. написал роман «Обреченные на гибель» - вторую часть начатой еще до революции эпопеи «Преображенье». (первая часть «Валя»). С.-Ц. стремится показать предреволюционное и послеоктябрьское русское общество в различных его слоях. В период реакции 1907-1909 интеллигенция, испытывая панический страх перед народом, все надежды переносила на защищающую ее от ярости народа власть штыков. Это отношение к революции сохраняется С.-Ц.

В последний период С.-Ц. дал новый роман «Зауряд-полк», являющийся продолжением романа «Обреченные на гибель». В романе, тематически посвященном описанию жизни полка, нет солдат, не показаны их настроения и отношение к офицерам и офицеров к ним. Единственный стереотипный эпизод учения солдат на плацу написан с целью показать «благородство» прапорщика Ливенцова, а не тяжелую участь солдат.

Сергеев-Ценский написал за последние годы ряд повестей о классиках русской литературы. В повестях «Поэт и поэт» (1933), «Гоголь уходит в ночь» (1933), «Невеста Пушкина» (1934) С.-Ц. дает поверхностное, трафаретное, выдержанное в духе либеральной критики изображение жизни, судьбы и личностей писателей. Так, Гоголь напр. дан только мракобесом, мистиком, прогрессивная роль Гоголя-художника стерта, без оценки оставлено давление на художника николаевской реакции.

В рассказах 1934 - «Памяти сердца» и «Поезд с юга», - С.-Ц. создает искаженный образ нового человека и с тоской вновь пишет о «слабой» интеллигенции и ее «страданиях». Рассказы загромождены ложными, надуманными психологическими подробностями.

Свое отрицательное отношение к действительности С.-Ц. прикрывает подчас символами, условностями и недосказанностями, аллегорическим развертыванием идей. Он пристрастен к уродствам жизни и уродливым, искривленным людям. Показывая бессмыслицу жизни, нездоровую психику людей, С.-Ц. противопоставляет этому непреоборимую силу природы. Он воскрешает традицию дворянской литературы, боготворит землю, ее целебную силу. Природа у него очеловечена. Но в соответствии с общим характером творчества С.-Ц. и природу дает печальной. Не случайно преобладание образа осени, увядания («Печаль полей», напр.). Стиль его манерен. В нем сочетаются натуралистическая струя, детализация с отрывочностью и склонностью к символам и недомолвкам.

Список литературы

I. Рассказы, т. I-VII, СПБ - М., 1907-1916

Полное собр. сочин., изд. «Мысль», Л., 1928

Бабаев, Роман, изд. то же, Л., 1928

В грозу, (Рассказы), изд. «Федерация», Л., 1928

Поэт и чернь. (Дуэль Лермонтова). Повесть, изд. «Пролетарий», Харьков, (1928)

Печаль полей, изд. 4, Моск. т-во писателей, (М., 1929)

Преображение. Эпопея, ч. 1. Валя. Роман, изд. 3, кн. II. Обреченные на гибель, Роман, изд. то же (М., 1929)

Поэт и поэтесса, изд. «Федерация», М., 1930

Гоголь уходит в ночь, изд. «Советская литература», М., 1933

Избранные произведения, ГИХЛ, (М.), 1933

Движение, (Рассказы), изд. Моск. т-ва писателей, (М., 1933)

Мишель Лермонтов, Роман в 3 чч., изд. то же, (М., 1933)

Около моря (Рассказы), ГИХЛ (М. - Л.), 1934

Невеста Пушкина, Роман в 2 чч., изд. «Советская литература», М., 1934

Зауряд-полк, Роман, Гослитиздат, М., 1935

Маяк в тумане, Рассказы, изд. «Советский писатель», М., 1935.

II. Кранихфельд В., Поэт красочных пятен, «Современный мир», 1910, VII (перепеч. в его книге «В мире идей и образов», т. II, СПБ, 1912)

Горнфельд А., Путь Сергеева-Ценского, «Русское богатство», 1913, XII

Бочачер М., Певец «обреченных», «Русский язык в советской школе», 1931, IV

Воровский В., Нечто о г. Сергееве-Ценском, Сочинения, т. II, М. - Л., 1931

Гоффеншефер М., Движение на месте, «Литературный критик», 1933, III

Усиевич Е., Творческий путь Сергеева-Ценского, «Литературный критик», 1935, № 3.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/


ителя. Окончил Глуховский учительский институт (1895). С 1905 жил в Крыму. Много путешествовал по стране. Печатался с 1898. Ранние произведения С.-Ц. (повесть "Сад", 1905, и др.) проникнуты сочувствием к трагической участи бедняка-труженика, верой в лучшее будущее. В романе "Бабаев" (1907) нарисован образ крайнего индивидуалиста, ставшего карателем. Лирическая повесть о русской деревне "Печаль...

Пониманием. Это цвет воды, неба, снега зимой. А в сочетании с желтым цветом проясняется его символическое значение – значение леденящего мрака, пустоты и смерти. Все цвета в произведении С.Н. Сергеева-Ценского «Печаль полей» взаимодействуют друг с другом. Одни контрастируют, другие сочетаются, третьи преображаются один в другой. Многие эпитеты, сравнения, метафоры построены на цвете. И в целом, ...

... "Потерянный дневник", "Маяк в тумане", "Лаванда", эпопея "Севастопольская страда", рассказы и очерки "Старый врач", "В снегах", "Дрофы", "Хитрая девчонка". Статьи о Сергееве-Ценском П.Незнамов «Обреченные на гибель» С. Сергеев-Ценский - писатель после - «знаньевского" стажа. И расцвел он вместе с первыми книжками "Шиповника". Литературным же героем его был фатально - погибающий человек. В это...

Так как наименования людей и названия географических объектов несут на себе отпечаток исторических событий и часто являются единственным источником исторической информации. Глава ІI. Классификация названия улиц города Тамбова по способам номинации Мною проанализировано 57 единиц. Среди них 37 односоставных и 20 двусоставных единиц. а) односоставные: Чайкиной, Сенько, Панфилова, Авдеева, ...

    - (1875 1958), рус. сов. писатель. В 1927 опубл. пьесу «Поэт и чернь» (в 1928 одноим. повесть) о гибели Л. В письме к автору М. Горький отметил, что Л. был «острее, непримиримей». В пьесе «У гроба Пушкина» (1937) изображена история создания стих.… … Лермонтовская энциклопедия

    СЕРГЕЕВ ЦЕНСКИЙ (Сергеев) Сергей Николаевич (1875 1958), русский писатель, академик АН СССР (1943). Историко революционная эпопея «Преображение России» (12 романов и 3 повести, 1914 58), в т. ч. роман о Крымской войне 1853 56 «Севастопольская… … Энциклопедический словарь

    Сергеев-Ценский Сергей Николаевич - Сергеев Ценский (псевдоним; настоящая фамилия ‒ Сергеев) Сергей Николаевич , русский советский писатель, академик АН СССР (1943). Родился в семье учителя. Окончил… … Большая советская энциклопедия

    СЕРГЕЕВ-ЦЕНСКИЙ Сергей Николаевич - СЕРГЕЕВ ЦЕНСКИЙ (Сергеев) Сергей Николаевич (1875 1958) русский писатель, академик АН СССР (1943). Историко революционная эпопея Преображение России (12 романов и 3 повести, 1914 58), в т. ч. роман о Крымской войне 1853 56 Севастопольская страда… … Большой Энциклопедический словарь

    Сергеев-Ценский Сергей Николаевич - Сергей Николаевич Сергеев Ценский (18 (30) сентября 1875, село Преображенское Тамбовской губернии 3 декабря 1958, Алушта) русский советский писатель, академик АН СССР (1943). Сергеев Ценский псевдоним; настоящая фамилия Сергеев. Содержание 1… … Википедия

    СЕРГЕ/ЕВ ЦЕ/НСКИЙ Сергей Николаевич (1875 1958) российский сов. писатель, в творчестве которого значительное внимание уделено морской тематике, академик АН СССР (1943). Настоящая фамилия Сергеев. Окончил Глуховский учительский инст. (1895). С… … Морской биографический словарь

    Сергеев-Ценский, Сергей Николаевич - (Сергеев). Род. 1875, ум. 1958. Писатель. Произведения: "Преображение России" (историко революционная эпопея, 1914 58). Лауреат Государственной премии СССР (1941). С 1943 г. действительный член АН СССР … Большая биографическая энциклопедия

    Сергеев-Ценский Сергей Николаевич - (наст. фам. Сергеев; 1875–1958) – рус. писатель. Акад. АН СССР. Род. в семье учителя в Тамбове, стоящем на берегу р. Цны (отсюда пс. «Ценский»). Рано начал писать стихи. Был учителем. Печатался с 1898. Автор историко революц. эпопеи «Преображение … Энциклопедический словарь псевдонимов

  • Историко-революционная эпопея "Преображение России" замечательного русского советского писателя С.Н.Сергеева-Ценского включает в себя двенадцать романов и три повести, являющиеся совершенно самостоятельными произведениями, объединенными общим названием.Память как действующее лицо в романе С.Н. Сергеева-Ценского «Валя»Художественный мир Сергеева-Ценского формировался и складывался в атмосфере всеобщей для времени Блока и Рахманинова жажды одухотворить мир, воспарить душой. Его первый роман «Валя» (впоследствии составивший первую часть огромной эпопеи «Преображение России») был написан перед Первой мировой войной и оказался остро соответствующим своему времени. Роман под первым названием - «Преображение» был напечатан в 1914 году в петербургском журнале «Северные записки».Роман «Валя» - психологическое произведение, его герои неброские с виду, с тонкой душевной организацией, с вечными сомнениями, застенчивы и хрупки, порывисты, натуры жертвенные, добрые. Одним словом, действующие лица романа - не борцы за дело революции и непригодны, по выражению Сергеева-Ценского, «для всякого преображения вообще». Да и сюжет романа по советским нормам почти мещанский. Валя - имя жены архитектора Алексея Ивановича Дивеева, главного героя романа. Илья - адвокат, ради которого Валя изменила своему мужу и который не принял ее, когда она приехала к нему, бросив Алексея Ивановича. После ее смерти от родов Дивеев поехал к Илье с револьвером, но тут, в доме Ильи, дело кончилось только объяснением; стреляет же Дивеев в Илью уже несколько позже, на вокзале в Симферополе, но только ранит его легко, а сам попадает в тюрьму, где заболевает острым нервным расстройством. Место действия романа «Валя» Крым - Алушта, Симферополь. Родившийся в 1875 году на степной Тамбовщине, С.Н. Сергеев-Ценский (добавка к фамилии - «Ценский» от названия реки Цна, протекающей среди тамбовских черноземов) с 1906 года поселился в солнечной Алуште и прожил в ней, в своем доме на Орлиной горе, пятьдесят два года. Море и крымские берега стали естественной декорацией всех произведений Сергеева-Ценского. Отдельной книгой роман «Валя» (впоследствии автор назвал его «поэмой в прозе») был издан в 1923 году, в период кровавой неразберихи в Крыму, на тонкой серой бумаге со множеством опечаток, тиражом в две тысячи экземпляров. Сложно сказать, как был встречен роман «Валя» в Крыму, потрясенном гражданской войной, и был ли вообще замечен. Роман этот Сергеев-Ценский послал А. М. Горькому, жившему в те годы в Германии. Горький, получив от Сергеева-Ценского экземпляр романа «Валя», написал ему большое письмо: «Очень хорошую книгу написали Вы, С.Н., очень!.. Читаешь, как будто музыку слушая, восхищаешься лирической многокрасочной живописью Вашей, и поднимается в душе, в памяти ее, нечто очень большое высокой горячей волной… В этой книге Вы встали передо мною, читателем, большущим русским художником, властелином словесных тайн, проницательным духовидцем и живописцем пейзажа, - живописцем, каких ныне нет у нас. Пейзаж Ваш - великолепнейшая новость в русской литературе. Я могу сказать это, ибо места, Вами рисуемые, хорошо видел…» Максим Горький способствовал изданию романа «Валя» за границей. Он написал предисловия к переводам на французский и английский языки романа «Валя», в которых назвал роман «величайшей книгой изо всех вышедших в России за последние 24 года».Память -это всегда прошлое. Главный герой романа С.Н. Сергеева-Ценского «Валя», архитектор Алексей Иванович Дивеев, никак не может и не хочет уйти от своего прошлого. Да и можно ли уйти от самого себя? Душа и психика человека, судьба человека, жизнь и смерть человека, как тайна, непостижимы и ведомы только Богу...Л. Сорина
  • Серге́й Никола́евич Серге́ев-Це́нский (1875-1958) - русский советский писатель. Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Академик АН СССР (1943).

    Родился 18 (30) сентября 1875 года в селе Бабино (ныне - село Преображенье Рассказовского района Тамбовской области) в семье учителя. С пяти лет жил в Тамбове. В 1890 году окончил уездное училище, поступил в приготовительный класс Екатерининского учительского института, начал писать стихи. В 1892 году в «Тамбовских губернских ведомостях» был опубликован его первый прозаический опыт «Кочетовская плотина». В это время он прибавляет к своей фамилии псевдоним Ценский , который взят писателем от названия реки Цны, на берегах которой прошло его детство. В 1895 году окончил Глуховский учительский институт. Первые литературные публикации относятся к 1898 году. Был учителем до 1904 года. В 1904-1905 годах принимал участие в русско-японской войне. В 1914-1915 годах вновь призывался на военную службу офицером. Поручик запаса.

    С конца Первой мировой войны жил в Крыму. В 1943 году получил степень доктора филологических наук за произведения о русских классиках.

    Творчество

    С 1900 года Сергеев-Ценский начинает писать рассказы, а в 1901 году в Павлограде вышел поэтический сборник «Думы и грезы».

    В 1907 году вышел принёсший литературную известность роман «Бабаев».

    К наиболее известным произведениям писателя относится исторический роман-эпопея «Севастопольская страда» (1937-1939), посвящённая первой обороне Севастополя в 1854-1855 гг.

    На протяжении более 40 лет Сергеев-Ценский создает свой эпический цикл «Преображение России» (1914-1958), включающий двенадцать романов, три повести и два этюда. Время действия всего цикла - от начала Первой мировой войны и до Февральской революции; все произведения, входящие в цикл, объединены между собой несколькими действующими лицами. При этом пять романов, написанных в 1934-1944 годах и повествующих о событиях войны, отличаются тем, что в них приведены различные исторические документы, выдержки из газет и комментарии.

    Стиль Сергеева-Ценского отличает яркая образность; его описания природы, изображения характеров и батальные сцены богаты сравнениями и метафорами.

    Вольфганг Казак

    Экранизации

    В 1980 году по заказу Центрального телевидения на киностудии «Киевнаучфильм» был снят по мотивам повести Сергеева-Ценского «Медвежонок» одноимённый художественный телевизионный фильм.Это была первая экранизация произведений писателя.Автор сценария и режиссёр-постановщик Вячеслав Прокопенко

    Награды и премии

    • Сталинская премия первой степени (1941) - за роман-эпопею «Севастопольская страда»
    • орден Ленина (30.09.1955)
    • два ордена Трудового Красного Знамени (12.11.1945; 1950)
    • орден «Знак Почёта» (31.01.1939)

    Память

    Памятник С. Н. Сергееву-Ценскому в Тамбове напротив гостиницы Тамбов на высоком обрывистом берегу, на фоне живописных цнинских просторов, которые воспел писатель в своём творчестве.

    Алуштинский литературно-мемориальный музей С. Н. Сергеева-Ценского.

    Глуховский государственный педагогический институт носил имя С. Н. Сергеева-Ценского.

    Одна из улиц в Ленинском районе города Тамбова носит имя писателя.

    Одна из улиц в Центральном районе города Симферополя носит имя писателя.

    Одна из улиц в Ленинском районе города Севастополя носит имя писателя.

    Библиография

    Сочинения

    • Сад, 1906
    • Бабаев, 1908
    • Жестокость // «Новый мир», 1926, № 2-3 (повесть о временах революции)
    • Преображение России, 1914-1958
    • Обречённые на гибель, 1927
    • Зауряд-полк, 1934
    • Искать, всегда искать, 1935
    • Лютая зима, 1936
    • Брусиловский прорыв, 1943
    • Пушки выдвигают, 1944
    • Утренний взрыв, 1952
    • Преображение человека, 1955
    • Пушки заговорили, 1956
    • Севастопольская страда, 1939-40
    • Родная земля. Стихи, 1958

    Собрание сочинений в 10 томах (Москва, «Художественная литература»,1955)

    Издания до середины 1930-х гг.

    • Рассказы, т. I-VII, СПБ - М., 1907-1916; Полное собр. сочин., изд. «Мысль», Л., 1928;
    • Бабаев, Роман, изд. «Мысль», Л., 1928;
    • В грозу, [Рассказы], изд. «Федерация», Л., 1928;
    • Поэт и чернь. (Дуэль Лермонтова). Повесть, изд. «Пролетарий», Харьков, ;
    • Печаль полей, изд. 4, Моск. т-во писателей, [М., 1929];
    • Преображение. Эпопея, ч. 1. Валя. Роман, изд. 3, кн. II. Обреченные на гибель, Роман, изд. то же [М., 1929];
    • Поэт и поэтесса, изд. «Федерация», М., 1930;
    • Гоголь уходит в ночь, изд. «Советская литература», М., 1933;
    • Избранные произведения, ГИХЛ, [М.], 1933;
    • Движение, [Рассказы], изд. Моск. т-ва писателей, [М., 1933];
    • Мишель Лермонтов, Роман в 3 чч., изд. то же, [М., 1933];
    • Около моря [Рассказы], ГИХЛ [М. - Л.], 1934;
    • Невеста Пушкина , Роман в 2 чч., изд. «Советская литература», М., 1934;
    • Зауряд-полк, Роман, Гослитиздат, М., 1935;
    • Маяк в тумане, Рассказы, изд. «Советский писатель», М., 1935.

    Собрание сочинений (1967)

    С. Н. Сергеев-Ценский. Собрание сочинений в двенадцати томах. (Библиотека «Огонёк».) М.: Правда, 1967.

    • Том 1. Произведения 1902-1909 гг.: «Тундра», «Погост», «Счастье», «Верю!», «Маска», «Дифтерит», «Взмах крыльев», «Поляна», «Бред», «Сад», «Убийство», «Молчальники», «Лесная топь», «Бабаев», «Воинский начальник», «Печаль полей».
    • Том 2. Произведения 1909-1926 гг.: «Улыбка», «Движения», «Испуг», «Снег», «Неторопливое солнце», «Медвежонок» и др.
    • Том 3. Произведения 1927-1936 гг.: «Живая вода», «Старый полоз», «Верховод», «Гриф и Граф», «Мелкий собственник», «Сливы, вишни, черешни» и др.
    • Том 4. Произведения 1941-1943 гг.: «Флот и крепость», «Синопский бой», «В снегах», «Старый врач», «Дрофы», «Хитрая девчонка», «У края воронки»; эпопея «Севастопольская страда» (1 и 2 части); «Моя переписка и знакомство с А. М. Горьким ».
    • Том 5. Эпопея «Севастопольская страда» (3, 4 и 5 части).
    • Том 6. Эпопея «Севастопольская страда» (6, 7 и 8 части).
    • Том 7. Эпопея «Севастопольская страда» (9 часть); эпопея «Преображение России» - 1 часть («Валя»).
    • Том 8. Эпопея «Преображение России» - 2 и 3 части («Обреченные на гибель» и «Преображение человека»).
    • Том 9. Эпопея «Преображение России» - 4, 5 и 6 части («Пристав Дерябин», «Пушки выдвигают» и «Пушки заговорили»).
    • Том 10. Эпопея «Преображение России» - 7, 8 и 9 части («Утренний взрыв», «Зауряд-полк» и «Лютая зима»).
    • Том 11. Эпопея «Преображение России» - 10 и 11 части («Бурная весна» и «Горячее лето»).
    • Том 12. Эпопея «Преображение России» - 12, 13, 14, 15, 16 и 17 части («Ленин в августе 1914 года», «Капитан Коняев», «Львы и солнце», «Весна в Крыму», «Искать, всегда искать!», «Свидание»).

    О писателе

    • Кранихфельд В., Поэт красочных пятен, «Современный мир», 1910, VII (перепеч. в его книге «В мире идей и образов», т. II, СПБ, 1912);
    • Морозов М., Поэт безволия, в книге автора «Очерки по истории новейшей литературы», СПБ, 1911;
    • Горнфельд А., Путь Сергеева-Ценского, «Русское богатство», 1913, XII;
    • Бочачер М., Певец «обреченных», «Русский язык в советской школе», 1931, IV;
    • Воровский В., Нечто о г. Сергееве-Ценском, Сочинения, т. II, М.-Л., 1931;
    • Гоффеншефер М., Движение на месте, «Литературный критик», 1933, III;
    • Усиевич Е., Творческий путь Сергеева-Ценского, «Литературный критик», 1935, № 3;
    • Плукш П. И. Сергеев-Ценский - писатель, человек. М.: Современник, 1975;
    • Шевцов И. М. Подвиг богатыря: (о Сергееве-Ценском). Тамбов: Тамбовское книжное издательство, 1960.