Русский рок, бессмысленный и беспощадный

Вся система ценностей русского рока построена на культе мертвых музыкантов. Цой, Летов, Кормильцев — это не просто важные персонажи, которые заложили основы и дали возможность развиваться дальше. Это лучшие представители жанра, на которых, в принципе, можно было заканчивать.

И дело не только в памяти. Память о прошлом это не плохо. Плохо, когда это единственный и безальтернативный эталон, отклонение от которого (привет, Noize MC, Слот и Звери) считается, как и в любом культе, осквернением божественного. Для рок-музыки, которая с 60-х годов основывается на постоянном развитии и трансформации, такой подход непременно ведет к гниению.

Иногда даже кажется, что русскому року очень нужно, чтобы кто-то в его составе обязательно умер. Подумайте, к какой идиллической картине привела, например, смерть Михаила Горшенева в июле 2013 года. Её результат до сих пор вылезает на поверхность праздничными концертами Князева и Кукрыниксов, штампованием книжек от Балунова, специальными программами и судебными спорами за музыкальное наследство, которое фанаты с радостью зачислили в сокровищницу тех самых культов.

Но дело не только в умерших. Прошлым живет вообще все, что происходит внутри системы. Именно поэтому братья Самойловы судятся друг с другом уже 5 лет и лепят на афиши фразу «хиты Агаты Кристи», а Сергей Бобунец полтора года ездил с прощальным концертами, чтобы тут же начать сольный проект под своим именем (как будто кто-то вообще знал остальных музыкантов Смысловых галлюцинаций).

Русский рок слил протест

У русского рока могла появиться отличная история о том, как он способствовал разрушению авторитарного режима, а потом гордо двигал страну в сторону свободной демократии. Но получилось не совсем так. Самое смешное и парадоксальное, что те самые культовые персонажи из прошлого пункта вроде Цоя и Летова были спущены с вершины социально значимых песен и превратились в трехаккордный предмет гордости любителей-гитаристов.

Весь этот кризис, видимо, начался в 1996 году во время Ельцинской кампании «Голосуй, или проиграешь», когда рокеры поголовно, от Алисы до Бутусова и от Агаты Кристи до Чайфа, за деньги стали выступать на агитационных концертах президента.

Капитализм пришел в индустрию и жестоко подавил все представления о чистой и правдивой музыке для свободной молодежи. Примерно в то же время начали появляться (и активно входить в систему русского рока) те, от кого уже никогда не будут ждать никакого протеста: Би-2, Сплин, Земфира.

Понятно, что танки на Нашествии — тема раздутая и не такая страшная, как могло бы показаться. Но тема характерная. Настолько же, насколько характерна фраза депутата Тверской области и члена Единой России на пресс-конференции Нашествия-2017: «После участия в этом фестивале молодежь с удовольствием планирует идти в армию… русская армия, русский рок, вооруженные силы!»

Русский рок считают особенным только потому, что он русский

Мысль о превосходстве русского народа над всем миром начала развиваться еще в XV веке с теории Третьего Рима и не обошла рок-музыку, несмотря на весь её интернационализм, нонконформизм и прочие свободолюбивые характеристики.

Искушенный музыкальный слушатель понимает, что Цой и Летов безжалостно воровали идеи, мелодии и даже тексты у западных групп. И в этом нет ничего плохого, вся история развития рок-музыки строилась на попытках либо играть так же, как твои любимые группы, либо делать все совершенно наоборот. Этот цикличный процесс, на самом деле, отражает суть развития цивилизации вообще. Именно поэтому рок почти 50 лет был самым популярным музыкальным направлением — он прекрасно отражал жизнь западного общества: Вьетнамскую войну, отрицание философии хиппи, протест панк-рока, отчаянную депрессию гранжа, смешанную эклектику альтернативы.

К русскому року эта преемственность не имеет никакого отношения. В первую очередь потому, что он появился слишком поздно. А во вторую очередь, потому что открыто признавать свою тесную связь с чужой цивилизацией кажется нам унизительным и недостойным великого государства. Неслучайно никто из русского рока, при всем богатстве и обилии групп, не стал топовым исполнителем на мировом уровне. Хотя песни на английском языке есть в арсенале каждого третьего музыканта.

Потому что хорошие тексты (главная особенность русского рока) - бред и неправда

Лирика постоянно выставляется любителями русского рока как главное достоинство и гордость жанра. Отсюда и все эти фейковые истории про то, что тексты Александра Васильева хотят включить в школьную программу. Вроде как русский рок продолжает традиции русской литературы, самой важной стороны нашего культурного развития.

Но ведь на самом деле все вообще ни разу не так. За 30 лет русский рок разросся до таких масштабов, что говорить о каком-то абсолютном превалировании текстов над музыкой глупо. Более того, большая часть трендовых групп пишет плохие и часто абсолютно бессмысленные тексты. Жанр не ограничен Гребенщиковым и пресловутым Васильевым. К сожалению.

Вот 5 примеров, взятых из хитов характерных представителей направления.

Пожалуйста, не умирай,
Или мне придется тоже.
Ты, конечно, сразу в рай,
А я не думаю, что тоже.

Земфира "Хочешь?"

Возможно, все было не так,
Но это уже не важно.
У меня еще есть коньяк,
И почти не грозит опасность.

Смысловые Галлюцинации "Всё в порядке"

А потом, стоя на балконе,
Я буду смотреть на прохожих.
На девчонок,
На девчонок,
И немного на парней.

Чайф "Оранжевое настроение"

Знаю, что несет меня,
Все срывая, все бросая.
Нет, лучше пусти меня,
От себя отрывая.

Кукрыниксы "Не беда"

Но как-то раз с утра, я выпал из окна.
Я счастлив был с тобой, прощай моя жена.
А ночь придет опять, но ты не будешь спать,
А сядешь в уголок и будешь вспоминать.

Ногу Свело "Лилипутская любовь"
Фото -

Большинство фанатов русского рока - говнари

Можно сколько угодно приводить примеры исключений, но все рок-фестивали в России делятся сейчас на модные тусовки для хипстеров и сборища говнарей. Первые к русскому року относятся плохо и как минимум его не слушают. Вторые собирают рекордные 200 тысяч на Нашествии.

Главный фестиваль России прекрасен, у него отличная инфраструктура, географическое расположение и даже звук редко подводит. Но он никогда не станет мультижанровой платформой и видом качественного досуга (именно к этому стремятся сейчас организаторы), пока там будут грязные туалеты и пьяные толпы панков, знающие о культуре панк-рока столько же, сколько о ней знают вейперы на концертах Оксимирона.

Песни российских рокеров отличаются не только стилем, тематикой и манерой исполнения, но и разнообразием текстов. С помощью метода token analysis "Йод" выявил так называемые «уникальные слова» из текстов случайных песен самых известных представителей «русского рока». Иначе - удалили из текстов все повторы слов. Оставшиеся и показали долю «уникальных слов» в репертуаре отечественных рок-групп. К тексту песен относятся и все повторы припевов. Слова считаются от первой до последней буквы: «струна» и «струны» - разные слова.

Количество взятых слов достаточное - 10000 на каждого исполнителя. Для понимания - это весь репертуар Виктора Цоя (группа «Кино»). Не все известные исполнители из-за этого попали в выборку. Например, за бортом осталась певица Юта - ей не хватило слов. Всего мы выбрали 27 исполнителей, вне зависимости от их составов и авторства их песен.

Наибольшее количество уникальных слов с большим отрывом имеет репертуар группы «Калинов мост».

Он «обогнал» по этому показателю даже отрывок роман Александра Пушкина «Евгений Онегин», который мы добавили сюда для сравнения. Это удивительный результат, ведь у романа, в отличие от песен, нет припевов.

Немного повторов, стоит признать, и в текстах бессменного вокалиста и автора почти всех песен группы Дмитрия Ревякина. Но это не основная причина, почему «Калинов мост» на вершине нашего рейтинга. Тексты новосибирца Ревякина богаты разнообразием, устаревшими словами и выражениями. Поскольку репертуар группы часто касается тем славянской мифологии и христианства, то в текстах можно встретить лексику, которая не используется в современной речи. Песни «Калинового моста» - это мини-эпосы, в которых слушатели услышат каждое отдельное слово всего лишь не более двух раз.

Дмитрий Ревякин

«КАЛИНОВ МОСТ»

Ледниками гор недоступными опоясался,

Пухом солнечным тропы высмотрел заповедные.
Повелел укор опоить Луной груди вольные,
Воевать в набег неподкупное имя светлое.

Наша матерь - Сибирь, а Урал нам отец.
Здесь зубами скрипят, когда медом льет льстец.
Десна кровоточат, в пыль истерлись клыки.
Гнев лишает сна затхлых берлог, -
Мы точим штыки.

За Ревякиным следует Егор Летов и его группа «Гражданская оборона». В их репертуаре около 40% уникальных слов. Результат удивительный, потому что в текстах Летова и его соавтора Константина Рябинова, которые написали большинство песен группы, много повторов. Но разнообразие языка и оригинальных, небанальных выражений позволила им обойти Владимира Высоцкого (у него 38% уникальных слов).

Егор Летов

«ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА»

География подлости, орфография ненависти
Апология невежества, мифология оптимизма
Законные гаубицы благонравия
Знатное пиршества благоразумия
Устами ребенка глаголет яма
Устами ребенка глаголет пуля
Вечность пахнет нефтью

Рядом с «Гражданской обороной» группа «Алиса». Большинство её текстов написаны Константином Кинчевым. Они изобилуют народными мотивами прошлых веков.

Больше 30% уникальных слов имеют ещё 15 исследуемых нами рок-групп. Так, у ДДТ (Юрий Шевчук) таких 35,1%, а у «Аквариума» Бориса Гребенщикова - 33,3%. Здесь и Гарик Сукачёв, который выделен нами наравне с группами, и примечательная юморными текстами «Несчастный случай» (Алексей Кортнев).

На грани порога в 30% остановился «Nautilus Pompilius» (Вячеслав Бутусов, Илья Кормильцев).

Илья Кормильцев

«NAUTILUS POMPILIUS»

Если ты пьешь с ворами - опасайся за свой кошелек
Если ты ходишь по грязной дороге, ты не сможешь не выпачкать ног

Если ты выдернешь волосы - ты их не вставишь назад
И твоя голова всегда в ответе за то, куда сядет твой зад

Если сравнить рокеров с российскими исполнителями шансона, то окажется, что у «Наутилуса» уникальных слов почти столько же, сколько у Игоря Талькова. А у ДДТ - как у Сергея Трофимова. Кстати, ни один шансонье не достиг «уровня» группы Летова и тем более Дмитрия Ревякина. Среди них наибольшая «уникальность» у Высоцкого и Трофима.

Вторую условную группу «до 30%» открыла группа «Коррозия Металла» (Сергей «Паук» Троицкий). У этих рокеров-панков тексты не только на русском языке, но и на смеси немецкого с английским. Самые распространённые слова (без местоимений и предлогов) из уст «Паука» - «кал», «слава», «смерть», «СПИД».

Сергей «Паук» Троицкий

«КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛА»

Наше дело - новая Россия.
Наше дело - русская земля.
Наше дело - Солнце над страною.
Наше дело - Россия без дерьма!

Kill! Kill! Kill, всем цунарефам, Kill!
Русский танк дави шакалов злых!
Kill! Kill! Kill всем цунарефам, Kill!
Бог войны - духовка. С нами Бог!

Замыкают наш список «Машина времени» (Андрей Макаревич), Земфира, «Браво», «Ленинград» (Сергей Шнуров) и «Кино» (Виктор Цой). Тексты группы «Браво» сходны по количеству уникальных слов с песнями легенды шансона Михаила Шуфутинского. Группа «Ленинград» использует немногим больше 3/4 повторов. Чаще всего звучат совсем не невинные слова - «х*й», «п*здец», «баб».

Сергей Шнуров

«ЛЕНИНГРАД»

Любовь - это п*здец,
И белый свет не бел!
Стук этих двух сердец,
Сто тысяч децибел.
Любовь - это п*здец!
Любовь - это п*здец!

У группы «Кино» 22,5% уникальных слов. Чаще всего Виктор Цой повторял слова с окончанием на мягкий знак - «быть», «ночь», «любовь». В нашей выборке это самые низкие показатели, но мы отметили для сравнения уровень текстов песен Елены Ваенги (17,8%). До неё никто из исследуемых рокеров не «добрался».

Виктор Цой

Но если есть в кармане пачка сигарет,
Значит, все не так уж плохо на сегодняшний день.
И билет на самолет с серебристым крылом,
Что, взлетая, оставляет земле лишь тень.

Мне все равно, работать где и кем,
Мне все равно, когда и что я съем,
Мне все равно, проснусь я или нет,
А мне еще только двадцать лет

Больше интересных материалов, фотографий, приколов в Telegram-канале blogrb . Подписывайтесь!

Русский рок - собирательное обозначение русскоязычной рок-музыки, созданной сначала в СССР, затем в России и странах СНГ различными музыкантами и группами.

На группы русского рока оказали большое влияние западная рок-музыка, а также русская авторская песня (самое большое Владимир Высоцкий), исполняемая обычно под акустическую гитару

Первые советские рок-группы появились еще в середине 1960-х на волне битломании, однако до середины 1970-х представлял собой в основном подражание музыке зарубежных исполнителей, оформлением который были многичесленные ВИА (вокально-инструментальные ансамбли).

Расцвет русского рока пришёлся на 1980-е годы, а с началом перестройки и гласности у музыкантов появилась возможность выступать на концертах не опасаясь уголовного преследования, например, за тунеядство, как это было раньше. Этот период русского рока можно сравнить с поздними 1960-ми в западной рок-музыке. В СССР были созданы рок-клубы, сформировались известные, и частично по сей день действующие рок-группы (см: Группы русского рока), появились журналисты, писавшие о рок-музыке (Артемий Троицкий, Александр Житинский). Прототипом русской рок-музыки 1980-х были англо-американская рок-музыка, включая одно из новейших на то время её направлений - «новую волну».

Многие песни классических русских рок-групп писались и иногда исполнялись под акустическую гитару, как авторская песня. Это происходило в первую очередь на неофициальных концертах и «квартирниках». Таким образом, многие коллективы 1980-х были, в некотором смысле, группой сопровождения поэта-песенника. Часто группы формировались вокруг такого автора текстов (а иногда и музыки), который обычно считался «лидером» и, так же как и группа, становился широко известен. Такие персоналии ниже указаны в скобках после названий групп.

Несмотря на то, что увлечение рок-музыкой в СССР было повсеместным, к концу 1980-х оформился ряд центров советского рок-движения, заметно отличавшихся друг от друга как по стилю, так и по организационным особенностям.

Центрами рок-музыки в СССР были:

Ленинград (Санкт Петербург). В 1981 в Ленинграде был образован Ленинградский рок-клуб, в который вошли такие группы, как Аквариум (Борис Гребенщиков), Автоматические удовлетворители (Андрей «Свинья» Панов), Зоопарк (Майк Науменко), Мифы. Культовый статус среди поклонников получили группы Кино (Виктор Цой), Алиса (московско-ленинградская группа, Константин Кинчев) и ДДТ (Юрий Шевчук), Среди прочих значительных коллективов были Телевизор (Михаил Борзыкин), Ноль (Фёдор Чистяков), а также рок-бард Александр Башлачев. Ленинградский рок представлял собой хорошо организованное сообщество, центром которого был рок-клуб, большинство активных членов которого хорошо знали друг друга. Особую роль в клубе играли Андрей Тропилло, создавший фактически первую в СССР частную студию звукозаписи и Борис Гребенщиков, являвшийся центральной фигурой питерской рок-тусовки. Музыка большинства групп, как правило, представляла собой аранжировки песен в акустическом исполнении, что позволяло без особых проблем исполнять их на "квартирниках" и приближало питерские группы к "традиционному" року 1960-х. В то же время для ленинградской рок-тусовки был характерен большой интерес к другим видам искусства - литературе, театру и кинематографу.
Москва, в которой была создана «рок-лаборатория» при Доме культуры имени Горбунова. Известнейшие московские группы: Машина времени (Андрей Макаревич), Воскресение (Алексей Романов), Звуки Му (Пётр Мамонов), Бригада С (Гарик Сукачев), Крематорий (Армен Григорян), Центр (Василий Шумов), Браво (Евгений Хавтан). Для столичной рок-музыки (особенно, ее первой волны) была характерна ранняя коммерциализация, что отчасти объясняло то, что "Горбушка" являлась скорее центром неформальной рок-культуры, нежели некой стержневой организацией для музыкантов. Большинство московских рок-групп существовало сами по себе и формировали свой собственный, ни на что ни похожий стиль, как правило, отличавшейся подчеркнутой несерьезностью и снисходительным отношением к реальности. Эти качества достигли расцвета в 1990-е годы и способствовали популярности таких групп как "Тайм Аут", "Несчастный случай", "Дюна", "Ногу Свело" и др.
Урал и Свердловск (Екатеринбург). В 1980-х был основан Свердловский рок-клуб. Известные группы из региона: Урфин Джюс (Александр Пантыкин), Наутилус Помпилиус (Вячеслав Бутусов), Чайф (Владимир Шахрин), Настя, Агата Кристи, Апрельский марш. Свердловская рок-тусовка была относительно узкой и особую роль в ней играли поэты-песенники Илья и Евгений Кормильцевы. Уральский рок испытал сильное влияние западных групп 1970-х годов (в т.ч. психоделического рока), большую роль играли клавишные, музыка не была предназначена для акустического исполнения, отличалась сложностью аранжировок. Единственной свердловской рок-группой, в 1980-е добившейся всесоюзной популярности, был "Наутилус Помпилиус", тексты которого были ориентированы на массового слушателя.
Сибирь: Гражданская оборона (Егор Летов), Калинов мост (Дмитрий Ревякин), Янка Дягилева. Периферийное и не имевшее единого центра сибирское рок-сообщество в 1980-е годы было представлено практически исключительно направлением, которое его участники называли панк-роком. Советский сибирский панк-рок имел куда менее подражательный характер, чем творчество питерских и московских музыкантов и представляет собой отдельное культурное явление, продолжавшее существование в андеграунде и в 1990-е годы и оказавшее большое влияние на молодежную субкультуру этого десятилетия.
Помимо групп, исполняющих более-менее "традиционный" рок, в 1980-е годы в Москве появился ряд коллективов, играющих "металл": Ария, Мастер, Черный кофе (Дмитрий Варшавский), Черный Обелиск (Анатолий Крупнов) и Коррозия Металла (Сергей Троицкий).

«Красная волна»
В 1986 в США вышел двойной альбом «Red Wave» («Красная волна») с записями ленинградских групп Аквариум, Странные игры, Алиса и Кино, способствовавший развитию русского рока и интересу к советской рок-культуре за пределами СССР. Выпуск альбома стал возможен во многом благодаря Джоанне Стингрей - американке, много бывавшей в СССР и активно интересовавшейся советским роком (она даже была замужем за музыкантами известных групп русского рока). После выхода этого альбома советские рок-группы получили возможность давать концерты, записывать и выпускать альбомы в западных странах, сотрудничать с западными музыкантами. Кино совершили в 1988-1989 турне по Франции и Японии, Звуки Му выпустили в Великобритании альбом «Zvuki mu» (продюсер: Брайан Ино) и ездили в турне по Англии и США. Лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков записал в США англоязычный альбом «Radio Silence» совместно с Дейвом Стюартом (Eurythmics) при участии Энни Леннокс (Eurythmics) и Крисси Хайнд (The Pretenders).

Конец 1980-х - начало 1990-х
Конец 1980-х был выходом советского рока из подполья. Были сняты несколько фильмов, ставших неотъемлемой частью русской рок-культуры: «Взломщик» (1986) с Константином Кинчевым, «Игла» (1988) с Виктором Цоем, «Асса» (1987) с Аквариумом и другими, «Такси-блюз» (1989) с Петром Мамоновым.

С этого момента создавались многочисленные новые группы, дорога которым была уже открыта.

Как протестная субкультура русский рок перестал существовать со второй половины 80-х, когда после легализации рок-музыки она начала становиться частью нарождающегося отечественного шоу-бизнеса. Это привело к выделению из рок-среды ограниченного числа "звездных" коллективов, способных собирать большие площадки. Интерес массового слушателя к остальным отечественным рок-исполнителям пошел на спад, многие из них прекратили деятельность в России в связи со смертью основателей, отъездом за рубеж или нежеланием работать вместе.

Среди тридцати исполнителей, вошедших в первые пять выпусков "Легенд русского рока", активную деятельность к середине 2000-х годов вели лишь около половины.

1990-е и современность
По звучанию русский рок к середине 1990-х (примерно с 93 года) приблизился к западной музыке, фактически влившись в ее различные направления. Музыку некоторых русскоязычных рок-групп 1990-х и 2000-х иногда характеризуют как «рокапопс» и «непопса».

В 1990-х годах многие группы официально переиздают старые альбомы, раньше выпущенные самиздатом. Фирма «Мороз Рекордс» выпустила большую серию сборников под названием «Легенды русского рока», в которой вышли ретроспективные сборные альбомы большинства известных советских рок-групп и музыкантов.

Русский рок за пределами России
Иногда к русскому року относят себя некоторые русскоязычные группы за пределами России, а также различные группы в странах бывшего СССР, на которые оказал влияние русский рок. Есть группы, созданные русскоязычными эммигрантами в Израиле, Германии, США и Канаде в большинстве своём любительские и практически неизвестные.

Рок-группы Украины
На Украине существует со времён СССР немало рок-групп, самые известные из которых - «Океан Эльзы» (укр. «Океан Ельзи»), «Вопли Видоплясова» (укр. «Воплi Вiдоплясова»), «Братья Гадюкины» (укр. «Брати Гадюкіни»).

Израильские русскоязычные рок-группы
Иммиграционная волна захлестнувшая Израиль в начале 90-х (миллион человек) создала довольно сильное рок-движение выходцев из Советского Союза, создавших и создающих по сей день большое количество рок-групп. Только некоторые из них стали успешными, например, группа Би-2

Вы когда-нибудь задавались вопросом, что такое русский рок? Почему он как-то обособлен? В чём его особенность? Если да, то к какому выводу вы пришли? Мы вот, чтоб не гадать на кофейной гуще, решили узнать у самих музыкантов. И вот ответы!

1) РОКВОЛНА: Что для вас русский рок? Многие говорят, что основа русского рока – это русский язык. Вас можно считать русским роком или нет?

Дмитрий Игнатьев (TANTAL): Есть русский металл, есть русский рок. Мне кажется, это определения по тяжести музыки. Для меня русский рок это группы «Кино», «Зоопарк», «ЧАЙФ». Может быть, когда-нибудь мы станем русским металлом, но не русским роком.

2) РОКВОЛНА: Что такое русский рок?

Михаил Бугаев («Гран-КуражЪ»): Для меня лично есть рок, а язык исполнения – это просто язык исполнения. Мы хоть и русская группа, поющая на русском, но мы не русский рок, мы скорее – западный рок на русском языке. По крайней мере, хотелось бы себя так воспринимать. А русский рок, почему он другой? Потому что он по-другому родился, по-другому вырос. На западе музыка всегда была первостепенна. А у нас рок родился на кухне: люди просто сидели, делились своими мнениями и впечатлениями и стихи свои, грубо говоря, наигрывали под гитару, кто как умел, поэтому у многих эстетов к нему такое пренебрежительное отношение, потому что там музыкальная составляющая не первостепенна. Кто, как мог, кто, как умел… Хотя сейчас слушаешь новые русские рок-группы, и уже чувствуешь, что они начинают понимать. Я бы разделял понятие русский рок и рок на русском языке. У меня есть такой стереотип, что русской рок – это то, что выросло из кухонь, и музыка не первостепенна совершенно там. А рок на русском языке – это качественная музыка, исполненная на нашем родном.


3) РОКВОЛНА: Что такое русский рок? Это «самый стильный стиль»?

Дима Сокол («ЙОРШ»): Как сказал тот же Семён Чайка: «Нет такого жанра и понятия, как «русский рок «» . Это не панк-рок, ска-панк или альтернативный рок, а набор факторов, сложившийся в головах определенной аудитории. Я считаю, что если рок есть, то это просто рок.

Совпали мнения наших музыкантов с вашим? А мы в следующем году продолжим искать ответы на этот вопрос.

Рок появилось в СССР, при этом, никогда не говорят «советский рок», хотя понятие как «советская » вполне успешно существует. Дело в том, что русский рок с самого начала был антагонистически настроен к существующей власти. Концерты проводились тайно, а записи переписывались на домашних магнитофонах. Было проще раздобыть редкую «самопальную» кассету, чем альбом любимого исполнителя .

На русский рок сильно повлияла западная рок-музыка, однако, она не определила его облик полностью. Основные заключаются в том, что в роке главную роль играет текст, а вовсе не музыка. Можно сказать, что русский рок вообще имеет мало общего с рок-музыкой, как ее обычно понимают. Тексты повествуют о российской действительности, это качественная лирика, и она очень поэтична. В ней практически нет секса или легкомыслия, свойственных западным рокерам.

Единственное, что объединяет русский рок с мировым, это общая идея протеста. Против правительства, тоталитаризма, войны, несправедливости, социальных проблем… Список длинный, и каждый музыкант или коллектив тяготеет к своим любимым . Также популярной темой для высказывания в русском роке является внутренний мир героя.

Можно сказать, что в области текста русский рок наследует не западным образцам, а отечественной поэзии, только происходит это в депрессивном окружении, где музыканты вынуждены прятаться в подполье. Они не мечтают о популярности, для них главное – искренне выражать свою позицию. Все это накладывает отпечаток на саму суть русского рока. Именно поэтому многие меломаны заявляют, что сегодня русского рока больше нет, потому что ушли в прошлое условия, его определявшие. Современные рок-исполнители России ближе к западному року, чем к русскому. Это не , что русский рок хуже или лучше западного, просто он другой.

Популярность и исполнители

Интересно отметить, что «настоящий» русский рок слушают практически только в России. Так было всегда: и во времена Советского Союза, и после него. Дело в том, что с музыкальной точки зрения он действительно далеко не всегда представляет собой нечто интересное. А понять , заключающие противоречивости и особенности «загадочной русской души», может только эта самая душа. За рубежом поклонниками русского рока являются, в большинстве своем, иммигранты.

К наиболее известным и классическим исполнителям в русском роке относятся Виктор Цой, группа «ДДТ», Майк Науменко, Егор Летов, Янка Дягилева, Борис Гребенщиков, группа «Алиса», Андрей Макаревич и другие. Какие-то поколения в России буквально выросли на этой музыке, поэтому русский рок зачастую воспринимается, как особенное явление отечественной культуры, которое слишком глубоко «въелось» в людей, так же, как, например, поэзия Серебряного века.