Проект на тему гжель. Проект мини-музея «Сказочная гжель. й этап. Подготовительный

История возникновения народного промысла История возникновения Гжели.Гжель - это название подмосковного региона, который находится в 60 километрах от Москвы. Со словом «гжель» ассоциируется красота и гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика очень известны. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей. Уже в XIV – XV веках гжельцы делали из глины посуду и покрывали ангобом. А еще маленькие фигурки животных и человечков. Почему появился в этой местности керамический промысел?Во - первых, хотя и сеяли тут крестьяне рожь, овес, гречиху, просо, но урожаи были скудные. Поэтому гжельцы и говорили: « Не землей мы кормимся: глина наша - золото!» Во-вторых - большие залежи высококачественных глин. Многоцветная ранняя керамика.В – третьих – наличие дровяного топлива для обжига было здесь в достатке. Поначалу занимались кирпичным производством, делали и трубы и изразцы. Но потом перешли на изготовление глиняной посуды, игрушек. И постепенно здесь развивалась целая крестьянская промышленность – майоликовая, фаянсовая, фарфоровая, снабжавшая в XVIII- начале XIX века даже царский стол. Продукция Гжели – квасники, кумганы, кувшины, блюда, тарелки, вазы, чайники.

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект по изобразительному искусству, в 5 классе, на тему: " Творческий проект на тему: "декоративно-прикладное искусство. роспись тарелки в технике гжель".»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя образовательная школа № 39

Красноармейского района

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

« ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.РОСПИСЬ ТАРЕЛКИ

В ТЕХНИКЕ ГЖЕЛЬ»

Выполнила ученица

МБОУ СОШ № 39

5 «г» класса

Лебедева Елизавета

(Учитель Жукова И.М.)

Хутор Трудобеликовский

История возникновения народного промысла

История возникновения Гжели.Гжель - это название подмосковного региона, который находится в 60 километрах от Москвы. Со словом «гжель» ассоциируется красота и гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика очень известны. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей.

Уже в XIV – XV веках гжельцы делали из глины посуду и покрывали ангобом. А еще маленькие фигурки животных и человечков. Почему появился в этой местности керамический промысел?Во - первых, хотя и сеяли тут крестьяне рожь, овес, гречиху, просо, но урожаи были скудные. Поэтому гжельцы и говорили: « Не землей мы кормимся: глина наша - золото!» Во-вторых - большие залежи высококачественных глин. Многоцветная ранняя керамика.В – третьих – наличие дровяного топлива для обжига было здесь в достатке. Поначалу занимались кирпичным производством, делали и трубы и изразцы. Но потом перешли на изготовление глиняной посуды, игрушек. И постепенно здесь развивалась целая крестьянская промышленность – майоликовая, фаянсовая, фарфоровая, снабжавшая в XVIII- начале XIX века даже царский стол. Продукция Гжели – квасники, кумганы, кувшины, блюда, тарелки, вазы, чайники.

Поначалу колорит строился на пятицветии: белый фон акцентировал звучание лилового, зеленого, желтого и синего. Позже появился, хоть и в подражание Англии, а все равно глубоко русский, бело – голубой полуфаянс с цветами, выполненными, кажется, одним виртуозным мазком!. Ученые делят историю крестьянского гончарства Гжели на три этапа. Первый относится к 1770 -1790 г., когда в Москве появился первый русский керамический завод Афанасия Гребенщикова.Выпускал он художественную майолику – изделие из цветной глины, покрытой непрозрачной глазурью. Отработав срок договора, крестьяне возвращались домой и у себя в землянках тоже делали майоликовую посуду, расписывая их эмалевыми красками. Причудливые кувшины и кумганы, усаженные забавными лепными фигурками шли нарасхват. Новый расцвет начинается с 1840 г, когда в гжельской округе сосредоточилась половина фарфоровых предприятий России. К этому времени мастера изобрели полуфаянс, который покрывали прозрачной бесцветной глазурью

Роспись могла быть под и надглазурной, но наносилась всегда синей краской – кобальтом Эта роспись: синие цветы, синие листья, нежно - голубые бутоны!.. Кажется, далековато от натуральной природы. Но разве думаешь об этом, когда перед тобой настоящий поэтический мир! Особенностью произведений Гжели является их художественная форма, которая « синтетически соединена с живописными и скульптурными украшениями » Третий период – время после Великой Отечественной войны.Начало подлинного возрождения Гжели связано с именами историка искусствоведа А. Б. Салтыкова и художницы Н. Б. Бессарабовой. Салтыков борется за возрождение творческих традиций промысла. Основой Возрождения стало наследие гжельской майолики XVIII в и полуфаянса XIX века. Роспись была принята одноцветная, подглазурная(кобальтом). Именно такой Гжель мы и знаем. В 1972 г было образовано Объединение « Гжель ». Мастеров готовят в прямом смысле с детского сада, где детей приобщают к искусству. После школы можно поступить в Гжельский колледж. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. Помимо посуды и мелкой пластики, Объединение выпускает каминную плитку, около 20 видов различных часов, телефонные аппараты, люстры (15 видов). Все производства расположены в радиусе 5-7 км. 10% изделий идет на экспорт: в Германию, Англию, Америку. Налаживаются связи с Финляндией, Турцией, Болгарией, Францией.

СовременнаяГжель

В 1972 г было образовано Объединение « Гжель ». Мастеров готовят в прямом смысле с детского сада, где детей приобщают к искусству. После школы можно поступить в Гжельский колледж. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. Помимо посуды и мелкой пластики, Объединение выпускает каминную плитку, около 20 видов различных часов, телефонные аппараты, люстры (15 видов). Все производства расположены в радиусе 5-7 км. 10% изделий идет на экспорт: в Германию, Англию, Америку. Налаживаются связи с Финляндией, Турцией, Болгарией, Францией.Современная технология Строится так: формовка (литье в гипсовых формах), сушка, ручной осмотр на трещи - ны обжиг, роспись. Создание гжельских изделий – это труд множества людей: мастеров – технологов, скульпторов, литейщиков, художников. На палитре гжельских мастеров более 20 оттенков. Рисунок выполняют по форме предмета. У каждого мастера свой почерк, свой стиль росписи. А какие неповторимые цветы! У кого - то полураспустившийся Бутон, у кого - то пышная роза или мак, у кого - то изящный клеверок. И еще сюжеты про Синих птиц, Полканов, Русалок, Котов - Баюнов, птиц Сиринов, Чудо - Юдо, который Кит, и любимая гжельская роза. Роспись выполнена, затем изделие опускают в таз, в глазурь, до самого дна. Считают до 10, вынимают и держат еще несколько минут над поверхностью. Все чудеса происходят при окончательном обжиге при 1350 градусов - так глазурь становится прозрачной, как стекло, а кобальт меняет свой цвет.

Подготовка тарелки под роспись

Я хочу рассказать, как я расписала тарелку причудливыми узорами голубой гжели. Мне очень понравилась посуда, расписанная гжельскими мастерами. И я захотела, чтобы и у меня была такая же тарелочка, с волшебными сине-голубыми цветами. Вначале я купила обыкновенную чисто- белую тарелку. Затем нарисовала эскиз росписи тарелки, подобрав красивые цветы, листья, завиточки. Раскрасила эскиз гуашью.

Роспись тарелки

    Обезжирить тарелку любым раствором.

    Нанесла узор с эскиза простым карандашом на тарелку.

    На палитре развела синюю краску, того оттенка, какой на эскизе. Мазками наношу краску на цветы и листья. Если цвет нужен более светлый- добавляю в синий белила. Работаю кистью № 3, 5.

    Если не получился какой- либо элемент узора, его можно убрать влажной салфеткой или ваткой, а затем расписывать дальше.

    Когда роспись полностью выполнена приступаю к прописыванию мелких деталей более тёмным цветом. Кисть при этом использую тонкую (№ 1).

Узор расписывать лучше с середины, а затем расписывать ободок тарелки. Для ободка тарелки можно использовать золотую краску, как это делали гжельские мастера. Наконец моя тарелка готова! Получилось очень красиво!

Самооценка работы

Выполнение работы способствует совершенствованию моих способностей в проектном творчестве, которое развивает мышление, художественный вкус, чувство цвета и ритма узора.

Задуманный мною проект выполнен. Получилась красивая тарелка, которую можно подарить маме или бабушке на День Матери, или на 8 Марта.

Что нужно для проекта.

Фарфоровая тарелка, гуашь, палитра, кисти № 1,3,5; салфетка, эскиз готовой росписи.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей

Дошкольного и младшего школьного возраста

«Бушевецкая общеобразовательная начальная школа – детский сад»

«Искусство гжели»

Подготовили ученики 2 и 4 класса

Руководитель – учитель Федорова Л.З.

Бологое 2014 год

Цель : Знакомство учащихся с гжельской росписью.
Задачи :
Знакомство с традиционным русским художественным промыслом – «Гжельская керамика»

Развивать навыки составления декоративной композиции, работы открытым мазком без предварительного рисунка.

Воспитывать интерес к народным промыслам.

Незатейливый узор из оттенков краски,
Глина белая, фарфор – атрибуты сказки!
Словно детская рука на кусочках глины
Рисовала в три мазка синие картины.
Чашек круглые бока расписав в колечки,
В лепестки и облака – изразцы для печки,
Голубые кружева, кобальтовый иней,
Будто вьюга намела завитушки линий.
Налепила для игры синие фигурки,
Для забавы детворы - зайцев и свистульки.
Скрыта в лёгкости мазка тайна чудо-глины.
На Руси живёт века промысел старинный .

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по родной стране. Ваш багаж для путешествия – кисти и краски. Занимайте свои места. Мы скоро отправляемся!

Дети занимают места .

И так, в путь!

Мы с вами держим путь в старинный город мастеров . Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в Раменском районе Московской области, 60 км от Москвы. Здесь и сейчас располагаются богатейшие залежи глин. Своё название деревня получила от слова «жгель», т.е. «жечь» или «обжечь».

История гжельской росписи.

Самое древнее упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328 года. Позднее Гжель упоминается в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного в 1572-1578 годах.

Начиналось всё с глины. Сама природа одарила эту местность: здесь находится Гжельско-Кудиновское месторождение жирных огнеупорных глин. Это под землей, а на её поверхности раскинулись маленькие деревушки и сёла. А много ли нашему рукастому народу надо – глина есть, руки есть – вот и славно!

Широкая добыча разных сортов глины велась в Гжели с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ "во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам". В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу "для алхимической посуды".

До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву.

Кроме посуды, в Гжели делали игрушки в виде птиц и зверей, декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном, гжельском стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.

К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду..

Вторая четверть XIX века - период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.

C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.

Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 650-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.

Многие работы гжели неповторимы и сюжет зависит именно от мастера и его мастерства, и конечно выполняются вручную, поэтому точно такую же не найти.

"Жили – были в селе Гжель, что под Москвой, гончары - умелые, искусные мастера. Добывали они белую глину и делали из нее посуду. Однажды заглянула в окно к гончару Зима, да и ахнула: стоит посуда белая блестящая тонкая, аж светится. Целых три месяца наблюдала Зима за работой умельцев и решила забрать их с собой. Отказались мастера. Обозлилась Зима, завьюжила, дохнула холодом небывалым. Покрылась посуда инеем. А гончары растопили печи пожарче да посмеиваются над Зимушкой. А посуда оттаяла, и появились на ней рисунки невиданные: синие бутоны и распустившиеся розы, голубые листочки с серебристыми прожилками, а вот кисть смородины и рядом – фиолетовый одуванчик и паутинка с капелькой росы." (автор не известен) Кто из нас не любовался сказочным сине-белым фарфором? Гжельский фарфор является исконно русским искусством, завоевавшим огромную популярность не только на территории России, но и за границей. Красота и оригинальность, романтичность и нежность - всё это сочетается в узоре гжельских мастеров. А ещё гжель называют искусством русской зимы, русская зима и в узорах и расцветке так схожа с ней.

Учитель:

- У гжельского фарфора есть одна особенность, которая помогает отличать его от любой другой посуды. Определить ее вам помогут ваши волшебные билет. Посмотрите на их цвет, вспомните фотографии изделий Гжели и скажите мне – в чем эта особенность?

Дети:

- Узоры выполнены синей краской.

- На Руси издавна любили синий цвет. Как вы думаете, почему?

- (ответы детей).

- Россия – страна синих рек и озер. В лесах и на лугах – россыпи синих и голубых цветов. Небо над головой – синее-синее.

- Синий цвет – символ мечты и счастья (синяя птица счастья). Этот цвет часто упоминается в фольклорных произведениях – частушках, поговорках, сказках. Вы дома должны были подобрать примеры из русского фольклора с упоминанием синего цвета.

Ответы детей

- («собираю разбираю васильковые цветы», «за синие горы», «синий лен» и пр.).

Виды росписи.

Гжельская роспись делится на три вида:

1. Главная - растительная роспись – это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов. Кроме роз изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры, гвоздики, ромашки. Форма у них немножко условна.

2. Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки – несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика. Художники рисовали также знаменитые гжельские сетки - «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики». С помощью кисти с жёстким ворсом наносится рисунок «под мрамор». Им заполняется пространство внутри, к примеру, волнистых линий, или кругов на дне тарелки.

3. Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт и т.п. Это персонажи из русских сказок: Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, разные Русалки, Коты-Баюны и т.п.

Главный секрет - это мазки. Мазок – это родовая примета Гжели.

Главный приём – правильное соотношение синего и белого или сочетание «белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба».

Другое правило – каждый последующий мазок отличается от предыдущего. Сначала на кисточку густо набирают краску. Далее с разным нажимом раскладывают кистью цветок. Первые мазки самые сочные, но по мере убывания они светлеют. Круглые лепестки цветка получаются либо чёткими, либо мягкими «размытыми». Так рисуются многолепестковые цветки. После обжига цветок становится васильково-синего цвета.

«Мазок с тенями». Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится легким круговым разворотом, т.е. поворачивается вокруг черенка.

В утолщённой части кисти краски больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек.

Птица – один из любимых мотивов гжельских мастеров. Мастера изображали их в разных позах, стоящими ли сидящими, клюющими и порхающими, редко можно найти пейзаж, на котором бы не были изображены птицы.

Творческое задание на составление орнамента с соблюдением законов композиции .

Мы с вами достаточно погостили в Гжели. Пора в обратный путь. Но из поездок не возвращаются с пустыми руками. Вы тоже приобретете здесь сувениры – белоснежные гжельские кумганы (кувшины). Но это лишь заготовки. Вы дома самостоятельно украсите их орнаментом, пользуясь приемами кистевого письма и законами составления композиции .

А потом мы сделаем выставку с вашими работами.


Тема: Сказочная Гжель Сине – голубые розы, листья, птицы. Увидев вас впервые, Каждый удивится. Чудо на фарфоре- Синяя купель. Это называется Просто роспись … ГЖЕЛЬ Сине – голубые розы, листья, птицы. Увидев вас впервые, Каждый удивится. Чудо на фарфоре- Синяя купель. Это называется Просто роспись … ГЖЕЛЬ


Цели проекта: Познакомить с росписью Гжель, её характерными особенностями, элементами росписи, применением её в современном мире. Задачи: 1. Обучить умению выделять и анализировать характерные средства художественной выразительности в работе народных мастеров. 2. Научить расписывать предметы быта в традициях гжельских мастеров. 3. Воспитать чувства гордости и уважения к творчеству народных мастеров.


Методы выполнения проекта Информационная поддержка Поисковый метод Метод графической коммуникации Вербальный Межпредметные связи: МХК, литература, история Информационная поддержка Поисковый метод Метод графической коммуникации Вербальный Межпредметные связи: МХК, литература, история




Исследовательский этап В проекте на основе проведенных исследований, поиска литературы и информации в интернете, просмотра иллюстраций, у учащихся формируется представление о хохломском народном промысле. В ходе самостоятельной работы ребята знакомятся с иллюстративным материалом по теме исследования. В проекте на основе проведенных исследований, поиска литературы и информации в интернете, просмотра иллюстраций, у учащихся формируется представление о хохломском народном промысле. В ходе самостоятельной работы ребята знакомятся с иллюстративным материалом по теме исследования.


Погружение в проблему 1. Что мы узнали об истории возникновения промысла? Почему роспись некоторых предметов быта называют «гжель»? 2. Чем отличаются приёмы письма кистью травного хохломского орнамента от гжельской росписи? 3. Какую роль играет декоративно-прикладное искусство в жизни человека?


Исследовательский этап Легенда о гжели: В самом центре России, в живописном подмосковном регионе (Раменский район) производят фарфор с нарядной синей росписью и многоцветной майоликой. Гжель это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь она зарождалась, и здесь проявились ее высшие достижения, как наглядный образец наследия народного искусства. Со второй половины XVIII века она прославилась выпуском майоликовой посуды. Это были изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали. В конце ХVIII и начале XIX века наметился постепенный переход от многоцветной росписи, характерной для майолики, к одноцветной, подглазурной. Легенда о гжели: В самом центре России, в живописном подмосковном регионе (Раменский район) производят фарфор с нарядной синей росписью и многоцветной майоликой. Гжель это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь она зарождалась, и здесь проявились ее высшие достижения, как наглядный образец наследия народного искусства. Со второй половины XVIII века она прославилась выпуском майоликовой посуды. Это были изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали. В конце ХVIII и начале XIX века наметился постепенный переход от многоцветной росписи, характерной для майолики, к одноцветной, подглазурной.


Из истории В истории развития гжельского ремесла были и периоды глубокого кризиса, это конец XIX и начало XX века. Тогда казалось, что гжельское искусство погибло навсегда. И только в послевоенные годы, усилиями энтузиастов продолжилось возрождение творческих традиций промысла и уже к началу 80-х годов ХХ века, фарфор Гжели получает признание у нас в стране и за рубежом. В настоящее время, изделия из гжельской керамики производят на шести современных производствах в Объединении «Гжель», где работают полторы тысячи человек высококвалифицированного персонала. Четыре цеха объединения производят фарфор, два майолику. Сейчас можно сказать, что декоративно-прикладное искусство гжели прошло проверку временем, осталось востребованным и выполняет художественные требования сегодняшнего дня. В истории развития гжельского ремесла были и периоды глубокого кризиса, это конец XIX и начало XX века. Тогда казалось, что гжельское искусство погибло навсегда. И только в послевоенные годы, усилиями энтузиастов продолжилось возрождение творческих традиций промысла и уже к началу 80-х годов ХХ века, фарфор Гжели получает признание у нас в стране и за рубежом. В настоящее время, изделия из гжельской керамики производят на шести современных производствах в Объединении «Гжель», где работают полторы тысячи человек высококвалифицированного персонала. Четыре цеха объединения производят фарфор, два майолику. Сейчас можно сказать, что декоративно-прикладное искусство гжели прошло проверку временем, осталось востребованным и выполняет художественные требования сегодняшнего дня.



Литература Изобразительное искусство. Декоративно- прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская; под редакцией Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, – 175 с.: ил. Ресурсы интернета

марина ермолаева
Творческий проект «Сказочная гжель»

Актуальность :

Формирование творческой личности начинается уже в дошкольном возрасте, поэтому воспитание творческих способностей - одна из главных задач в работе с детьми.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством. По словам Н. П. Сакулиной, маленькие дети воспринимают работы народных мастеров глубже и полнее, чем полотна живописи и станковую скульптуру. Считаю необходимым активно использовать образцы народного творчества в художественном воспитании детей.

Анализируя результаты мониторинга, мы пришли к выводу, что у детей недостаточно сформированы система качеств и свойств, которые должен приобрести дошкольник в своем физическом, умственном и эстетическом развитии для успешного обучения в школе.

Декоративное рисование и лепка по мотивам гжели в интересной , ненавязчивой форме решают эти проблемы.

Проблема :

У детей недостаточно сформированы :

Мелкая моторика и координация движений рук.

Технические приемы работы с кистью и карандашом.

Познавательные процессы и функции : восприятие, воображение, представление, усидчивость и аккуратность.

Цель :

Развитие художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством.

Задачи :

Образовательная

Расширить и углубить представление детей о гжельской росписи .

Познакомить детей с историей возникновения гжельского искусства .

Закрепить знания детей об особенностях гжельской росписи : ее колорит, основные элементы.

Учить рассматривать изделия, выделяя детали узора.

Учить составлять узоры по мотивам гжельской росписи .

Совершенствовать навыки работы с красками, с кистями, ватными палочками.

Смешивание двух красок на палитре : белой с синей.

Воспитательная :

Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров , показывая тесную связь народно-прикладного искусства с народными традициями, музыкой и устным искусством.

Воспитывать эстетическое восприятие народного промысла.

Развивающая

Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Развивать чувство ритма и цвета в составлении гжельского узора .

Механизмы реализации проекта :

Изучение методической литературы

Мониторинг изобразительной деятельности детей

Пополнение развивающей среды

Индивидуальная, подгрупповая работа с детьми в режимных моментах

Непосредственно образовательная деятельность :

1. История возникновения гжельской посуды .

2. Экскурсия в музей гжельской росписи

3. Художественное творчество (рисование) роспись посуды по мотивам гжельской росписи

4. Художественное творчество (лепка из глины) гжельской посуды

5. Коллективная аппликация «Кони не простые, кони расписные»

Тип : краткосрочный, групповой, комплексный.

Возраст детей : 6-7 год жизни подготовительная группа.

Планируемый продукт : Коллективная аппликация с элементами рисования

Сроки реализации :с 4 недели октября по 3 неделю ноября.

Комплексно-тематическое планирование :

НОД и ОД в режимных моментах Цели Сроки

1 Работа с родителями сбор посуды и др. предметов в стиле гжель . Активно включить родителей к сотрудничеству с детским садом к работе по развитию творческой личности . 28.10-11.11

2 Беседа : история возникновения гжельской посуды . Познакомить детей с историей возникновения гжельской посуды 08 .11

3 Печатная информация для родителей «Рисуем вместе с детьми» Познакомить родителей с особенностями декоративного рисрвания в старшем дошкольном возрасте. 08.11

4 Экскурсия в музей гжельской росписи . Расширить и углубить представление детей о гжельской росписи .

5 Дидактическая игра «Собери посуду» Учить детей внимательно подбирать узор и форму посуды. 10.11

6 НОД Худ. Творчество (рисование) Роспись кружки по мотивам гжельской росписи Учить расписывать силуэты посуды используя основные элементы гжельской росписи 11 .11

7 Беседа о характерных особенностях росписи гжельских игрушек Знакомить детей с характерными элементами гжельской росписи 13 .11.

8 НОД Худ. Тв-во лепка посуды из глины ленточным способом. Знакомить детей с материалом для лепки глина и ленточным способом лепки. 15.11

9 Чтение и заучивание стихов Л. Куликовой про гжельские узоры . Прививать любовь к художественномо слову. 17.11

10 Дид. игра «Найди лишний узор» Развивать в детях внимательность, логическое мышление. 17.11

11 Народная игра плетень Знакомить детей с русской народной культурой, через осознание роли народных игр в жизни человека. 20.11

12 НОД Худ. тв-во коллективная работа аппликация с элементами рисования «Кони не простые кони расписные» Закреплять знание детей о гжельском узоре . Расписывать силуэт гжельского коня , потом вырезать его и составлять коллективную композицию с помощью аппликативной техники. 21.11

Проект сказочная гжель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 000» г. Новокузнецк, Кемеровской области

«Небесная лазурь Гжели»

Детский творческо-познавательный проект

Воспитатель:

Первый этап. Целеполагание

Сегодня в век компьютеризации и высоких технологий, когда жизнь идет в таком стремительном ритме, особенно важно уделять время для развития тонких струн души ребенка: доброты, радости, творчества. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, творчески проявить себя в ней, нужно принять его историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у детей важно не только формировать художественный вкус, но и приобщать к искусству и художественной деятельности, активному освоению пространства, используя наследие своего народа.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.

Цель - формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала ребенка, на основе культуры и творчества русского народа.

Задачи:

· Познакомить детей с русским декоративным искусством «Гжель»

· Формировать умение различать особенности цвета, узора, материала и передавать это в работах

· Развивать умение составлять декоративные композиции по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи (капельки, листики, розы, веточки, завитки, спирали, решетку, волнистые линии)

· Обогащать впечатления детей произведениями современных поэтов и композиторов (по данной тематике), русской лирической музыкой

· Создавать условия для развития здоровых чувств, нравственности и творчества на примере культуры русского народа.

· Воспитывать чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа.

Второй этап. Разработка проекта

· Родители были ознакомлены с темой проекта, целью, задачами

· Донесли до участников важность данной темы.

· Создали творческую группу (музыкальный руководитель, воспитатели, родители)

· Наметили и обсудили план по проекту

· Установили срок реализации проекта – 2 месяца

· Подобрали методическую литературу, наглядно – дидактический, музыкальный материал, подготовили слайды, фильмы

· Разработали конспекты непосредственной образовательной области и праздника.

· Разработали планирование основных мероприятий и сроки реализации каждого этапа

· Разработали и утвердили ресурсное обеспечение проекта (наглядного материала, пособий и атрибутов, изготовления костюмов, росписи шарфиков)

Третий этап. Выполнение проекта

Непосредственная

образовательная область

Формы и методы работы

Познание

Чтение рассказов, сказок

«Небесная лазурь Гжели», М. Боброва

«Небесная Гжель»,

(рассказ о промысле)

Чтение стихов

«Сине-белая посуда», С. Вахрушева

«Гжель», П. Синявский

«Взял мастер в руки кисть», Н. Савченко

«Гжель», М. Шапиро

«Гжель», С. Ледкова

«Незатейливый узор», Н. Радченко

«Гжель», Н. Радченко

«Гжель лелеял мастер»

просмотр художественных альбомов

«Небесная гжель»,

«Гжель», С. Вохринцева

«Гжель», А. Н Дорофеева

просмотр слайдов

Изделия гжельских мастеров

Чудо на фарфоре

просмотр видеофильмов

«Этапы гжельской росписи»

учебный фильм для детей

«Ода Гжели»

мастер-класс для детей

Художественное

творчество

Декоративное рисование

«Знакомство с гжельским узором»

« Расписывание тарелочки»

« Расписывание чайника»

Лепка

«Гжельский сервиз для Гоши»

Аппликация

« Сказочная посуда»

«Сказочный цветок»

Детское творчество

«Украшение тарелочки»

Эстетическая развивающая среда

Оформление выставки для родителей из детских работ

данной тематики

Музыка

Восприятие музыки

Русские лирические мелодии:

«Лебедушка», «Сударушка», «Прялица»

П. Синявский, «Незабудковая гжель»

М. Кузьмичева «Лазури хоровод»

Пение

«Лазури хоровод» М. Кузьмичева

«Россия, Россия» М. Кузьмичева

«На Руси умельцев много», муз. Иванова

Танцевальное творчество

«Лазури хоровод» М. Кузьмичевой

Танец с гжельскими шарфиками

«Красный сарафан», оркестр П. Мориа

Музыкально-игровое творчество

«Матушка Гжель»

«Найди гжельский узор»

«Сложи узор»

«Укрась тарелочку

Работа с родителями

Раскрашивание совместно с детьми альбома

«Гжельская посуда»

Изготовление гжельских костюмов

(сарафанов, кокошников, блузок)

Расписывание шарфиков для танца

Участие в празднике «В гости к мастерам Гжели»

Четвертый этап. Презентация проекта.

1. Интегрированная непосредственно образовательная деятельность «Небесная лазурь Гжели»

2. Праздник совместно с родителями « В гости к мастерам Гжели»

Пятый этап. Подведение итогов

В процессе реализации проекта, дети познакомились искусством гжели, научились передавать простейшие элементы узора (розу, листики, завитки, волнистые линии, решетку, точки, спираль). Дети научились самостоятельно выбирать цвет, материал. У них повысился интерес к декоративно – прикладному виду деятельности , появилось желание использовать гжельскую роспись в свободном рисовании, раскрылись творческие способности, появилось чувство уважения и гордости за свой народ, его культуре, желание самим участвовать в творчестве.

Шестой этап. Определение задач для новых проектов

Продолжать развивать творческие стремления детей

Познакомить с городецким искусством

Создать новый творческий проект «В гости к мастерам Городца»

Конспекты занятий и развлечений

I. «Голубая гжель»

Продуктивная деятельность по декоративному рисованию

Цель -

Задачи:

· Учить выделять середину композиции цветком-розой

· Закрепить умение рисовать концом кисти, всем ворсом, примакиванием

· Воспитывать любовь к народным традициям, народному творчеству, на примере декоративно-прикладного искусства гжель

· Дать детям возможность почувствовать себя народными мастерами, используя художественную деятельность

· Развивать творческие способности, стремление своими руками создавать красоту

Материалы и оборудование:

Иллюстрационный материал по теме «Гжель». Предметы, украшенные гжельской росписью. Изделия для росписи. Гуашь белого и синего цветов, баночки с водой, кисти, салфетки. Аудиозапись песни «Незабудковая Гжель», музыка Ю. Чичкова.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята! А вы любите сказки? Ответы детей

Воспитатель . Сегодня я хочу вас пригласить в одну из сказок.

«В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревушка Гжель. Давным-давно жили там смелые, да умелые мастера. Собрались они однажды стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской разных оттенков. Сами жители любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Рисовали умельцы на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки курочки, а на крышке петушок красуется. Другой сделал масленку в виде кита. На спине вылепил сказочный город с башенками и церквушками. Третий мастер слепил сахарницу в виде сказочной рыбки. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные - фигурные. Лепили мастера животных и птиц: петуха с пышным хвостом, кошку – задиру, мышку – норушку. А еще любили в этой деревушке делать часы. Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они цветами, а на макушке петушок. Кажется, сейчас прокукарекает «Пора спать!» У каждого мастера был свой любимый узор, которым он всех радовал. А красочка у них была одна…голубая».

Воспитатель. Посмотрите, какие красивые предметы создавали мастера. Всего два цвета, а как красиво! Обратите внимание, ребята, почти на всех работах присутствует элемент росписи - роза, завиток в виде петельных линий, цветок из дугообразных линий. Красиво, правда! А хотите и вы попробовать себя в роли мастеров? ответы

Воспитатель . Давайте сначала разомнемся.

Физминутка

Чудо – птицы прилетели (взмах, руки вверх),

Прилетели к нам из Гжели (опустить руки).

На ветвях они присели (присели),

Вдруг вспорхнули, улетели (встать и улететь).

Воспитатель. Отдохнули немного, а теперь за работу. Я вам принесла белые тарелочки. Давайте их украсим гжельскими узорами.

Воспитатель. Каким узором мы украсим середину тарелочки? Ответы

Воспитатель. А давайте в центре нарисуем синюю розу (воспитатель показывает последовательность рисования розы ). Не забудьте сделать узор и по краю тарелочки. А чтобы работа у вас ладилась да спорилась, я вам включу музыку.

Воспитатель. Посмотрите, какая красота у вас получилась! Вы настоящие умельцы!

Воспитатель . Скажите, ребята, с какой росписью мы сегодня познакомились?

Воспитатель. А какие вы запомнили основные элементы этой росписи?

Воспитатель . Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в мир сказки. А закончить хочу такими строчками:

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь,

Известно всем в народе ее названье – Гжель!

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашу легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Ее трава шелковая, ее цветы весенние

И мастерство волшебное, достойно восхищения!

II. «Гжельский сервиз»

Продуктивная деятельность «Лепка»

Цель - ознакомление детей с искусством гжельских мастеров

Задачи:

· Учить выделять характерные особенности данного промысла (материал, цвет, форму)

· Побуждать детей к созданию декоративной композиции по мотивам гжельской росписи.

· Закреплять умение лепить разными способами, развивая мелкую моторику рук.

· Закреплять представления детей о гжельском промысле, труде народных умельцев.

· Воспитывать любовь к народному творчеству, чувство уважения и гордости за свой народ.

Материалы и оборудование:

Письмо от клоуна Гоши. Дидактическая игра «Собери разбитый сервиз». Пластилин белого и синего цветов, салфетки, доски, стеки.

Ход занятия:

Стук в дверь. Воспитатель вносит посылку.

Воспитатель : Посмотрите, ребята, к нам в детский сад пришла посылка. Как вы думаете, от кого она? Ответы детей

Воспитатель: Давайте посмотрим (открывает). Ребята, а здесь письмо. Интересно, от кого оно? (читает письмо).

«Дорогие ребята! Я знаменитый клоун Гоша Форточкин. Хочу просить вас о помощи. Мой друг жонглер - Кнопа попросил у меня мой любимый сервиз, чтобы напоить чаем своих друзей. Сервиз ему так понравился, что он решил сделать с ним номер. Еще бы, ведь сервиз был такой красивый - белый, с синим орнаментом. Просто заглядение! На репетиции у Кнопы что-то пошло не так. У него разбилась вся моя посуда. Уцелела только лишь одна кружечка.

Милые дети, помогите. Я знаю, вы все умеете. Сделайте мне такой же сервиз, пожалуйста. Вот только от волнения я забыл, как он назывался. Помню только загадку про роспись:

Сине – голубые розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые, каждый удивится!

Чудо на фарфоре – синяя купель.

Это называется просто роспись…Гжель.

Высылаю вам кусочки моего любимого сервиза. Надеюсь, вы мне поможете.

Клоун Гоша».

Воспитатель: Посмотрите, друзья, здесь еще один конверт. В нем разбитая посуда. Давайте ее соберем и посмотрим, какой же был сервиз у Гоши?

Дидактическая игра «Собери разбитый сервиз».

Воспитатель: Ребята, какой же сервиз красивый! А как называется роспись, которой он украшен? Ответы

Воспитатель : Из чего гжельские мастера делают свои изделия? Ответы

Воспитатель : Какие изделия делают мастера из глины? Ответы

Воспитатель: Каким узором украшают свои изделия умельцы? Ответы

Воспитатель : Ну что, ребята, вы готовы стать мастерами – умельцами?

Ответы

Воспитатель: Давайте сначала разомнемся.

Физминутка

«Раз – два – спит цветок.

Три – раскрыли лепесток.

Раз – сомкнулись,

Два – проснулись,

Дружно к солнцу потянулись!»

Воспитатель: Садитесь по - удобней и начнем работу. Обратите внимание, узор на всех предметах сервиза должен быть одинаковым. Давайте рассмотрим разбитую посуду. Какие узоры вы видите на ней (цветок и бордюр)? Где расположен цветок (В середине)? А из каких элементов состоит цветок (серединка – это шарик, лепестки – шарики, расплющенные и с одной стороны прищипнутые)? На что похожи лепестки (на капельки)? А что расположено по краю изделия (бордюр – скатываем шарики и выкладываем по краю)? Не забудьте, работу начинаем с цветка. А чтобы работа быстрее спорилась, включу вам музыку.

Звучат русские лирические мелодии в исполнении оркестра русских народных инструментов

Воспитатель : Какие вы у меня молодцы! Такой красивый сервиз сделали. Настоящие мастера – умельцы. В старину люди говорили: «Умелец себе и людям радость приносит». Это про вас. Вы и себя порадовали и Гоше помогли. Он очень будет рад.

Скажите, чем мы сегодня занимались? А о каком промысле мы разговаривали? Какие цвета используют в этом промысле? А как вы думаете, понравится Гоше наш сервиз? Ответы детей

Конечно, понравится, ведь мы сделали его с любовью! А закончить наше занятие я хочу вот такими замечательными словами:

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой.

Не встретите на свете вы

Красоты такой!

Голубизну небесную,

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашечку

Легко перенесла.

III. «Сказочный цветок»

Продуктивная деятельность: Аппликация

Цель - ознакомление детей с искусством гжельских мастеров.

Задачи:

· Учить выделять характерные особенности данного промысла (материал, цвет, форму)

· Продолжать учить детей создавать композицию, используя аппликацию из бумаги голубого и белого цвета

· Развивать цветоощущение и цветовосприятие при подборе материала для выполнения аппликации.

· Использовать метод обрывания для обогащения впечатлений и развития мелкой моторики рук

· Закреплять умения видеть и выделять элементы узора: точки, прямые и волнистые линии, цветы, листья, птицы.

· Формировать интерес к народной культуре, уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую талантами Россию.

Материалы и оборудование:

Предметы, украшенные гжельской росписью. Дидактическая игра «Найди похожую посуду». Игровое упражнение «Назови элемент гжельской росписи и покажи его на посуде». Листы бумаги с силуэтами посуды, на которых изображены карандашные наброски гжельских цветов. Цветная бумага (синяя и голубая), кисть для клея, клей, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята! На прошлых занятиях мы с вами познакомились с новым видом росписи. С каким, кто мне скажет? (гжельская роспись). А какие изделия расписывали мастера? (посуду) Какие слова можно подобрать, говоря об этой посуде? (нежная, тонкая, изящная, нежно-голубая ). Вся посуда разная, а что в ней общего? (украшена сине-голубым узором, на белом фоне) Из чего делали мастера такую посуду? (из глины).

Посмотрите вокруг. В нашей группе есть гжельская посуда?

Дидактическая игра «Найди похожую посуду».

Воспитатель. А давайте рассмотрим посуду. Какими узорами украшают мастера свои изделия? (растительными - цветы, трава ). А какие элементы гжельской росписи вы знаете? Давайте будем называть элемент и показывать его на посуде.

Дидактическое упражнение «Назови и покажи элемент росписи».

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюда, так и светят на столе!

Из расписанной посуды есть вкусней и веселей!

Воспитатель. Какие вы у меня молодцы, ребята. Как много уже знаете. Каким же узором украшают мастера серединку своих изделий?(гжельской розой). А в жизни разве роза бывает синей? (ответы). Наверное, эта роза сказочная. Старые люди говорят так:

Звучит русская лирическая мелодия

В далекой стране, где всегда царит лето, у одного купца была жена. В ее саду росло много красивых роз разного цвета - и белые, и красные, и розовые. Вот однажды собрался купец за товаром в разные страны. Собирая в дорогу мужа, жена дала ему розу и попросила беречь ее: «Она никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя! - сказала она. И купец уехал. Он долго путешествовал и заехал в Россию. А у нас холодная зима. Роза от мороза не завяла, а просто посинела. Когда гжельские мастера увидели эту необычную розу, очень удивились и захотели нарисовать ее на своей посуде. Когда купец вернулся домой, он подарил жене красивую росписную посуду с синей розой.

Давайте и мы, ребята, сделаем посуду с красивой синей розой. Но сначала разомнемся.

Физминутка

Вот большой стеклянный чайник, (надуть живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник (другая рука изогнутая, как носик).

Вот фарфоровые чашки (присесть, одна рука на поясе)

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца (кружатся, рисуя руками круг),

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки (потянуться, руки сомкнуть над головой),

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес (сделать большой круг).

Теперь можно и приступить к работе. Каждый лепесток нашей сказочной розы будем делать из отдельного кусочка бумаги, обрывая его. Но помните, каждый синий лепесток имеет голубой оттенок.

Воспитатель. Какая красивая посуда у вас получилась. Понравилось вам быть в роли мастеров? Люди говорят: «Хорошая работа два века живет».

Напомните мне, о какой росписи мы сегодня говорили? Какие у этой росписи основные элементы? Как еще называют эту роспись?

Воспитатель. Вы у меня большие молодцы. Спасибо вам за работу.

IV. « Небесная лазурь Гжели».

Интегрированное занятие

Цель: Знакомство с творчеством гжельских мастеров, с историей возникновения промысла, воспитание патриотических чувств: любви и гордости за свой народ, свою Родину, умельцев России.

Задачи:

1. Формировать представление о богатстве и разнообразии гжельского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы.

2. Учить рисовать простейшие узоры (розы, бутоны , листики, решетку, волнистые линии, спираль), используя синий цвет.

3. Усилить восприятие материала, звучанием и исполнением народной лирической музыки и песен, соответствующей тематики современных композиторов, художественным словом.

4. Воспитывать интерес к творчеству мастеров Гжели, желание активно проявить себя в нем.

Материалы к занятию: несколько видов изделий, расписанных гжелью (блюдце с чашечкой, декоративное панно, подсвечник, лошадка, дед на печи, чайник, вазочка), кисти, краски, бумага, мольберт, образец рисунка.

Предварительная работа:

· Рассматривание альбомов «Небесная Гжель» , «Гжель» С. Вохринцевой, изделий, расписанных гжелью.

· Слушание рассказа педагога об истории происхождения промысла

· Рассматривание особенностей орнамента и цвета.

· Просмотр учебного фильма «Этапы гжельской росписи» и слайдов «Посуда Гжели»

· рисование узора (розаны, колокольчики, листочки, волнистые линии, точки, сеточка).

· разучивание песен, стихов данной тематики

· Активизировать словарь: декоративное панно, орнамент, оживка, сеточка, спираль, подсвечник, промысел, сувениры.

Ход занятия:

Под русскую народную мелодию дети входят в музыкальный зал и

рассаживаются на стульчики.

Ведущая: Сегодня мы отправимся с вами в гости к Гжельским мастерам.

Есть в Подмосковье такое местечко –

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра сильней,

Расцветает гжель васильковая,

Незабудковая гжель! П. Синявский

Вот такими удивительными стихами мне хочется начать наше путешествие. В одной деревушке с названием Гжель, которая находится недалеко от Москвы, живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая при обжиге становится белой, даже в самом названии этой деревушки слышится слово «жечь». Послушайте, какую легенду хранят жители этой деревни:

« История эта случилась в рождественский сочельник. Жила в одной деревне с удивительным названием Гжель бедная женщина. Чтобы прокормить свою единственную дочь, женщине приходилось делать горшки из глины, которой в этих местах было много. Она обжигала их в печи и продавала на рынке, так и жили. Да и дочка Настенька умница была: печь затопит, пол подметёт, за водой сходит.

Наступила зима, да такая суровая, с ветром сильным, с морозами лютыми. И надобно же было, так случится - простудилась Настенька и заболела. Лежит в постели, встать не может. Какие только доктора

не смотрели Настеньку, а вылечить не смогли.

Приближалось Рождество. Снегу намело столько, что сугробы до самых окон доставали, деревья в лесу стояли в белых кружевах,

снежинки весело кружились, поблёскивая разноцветными искорками. По всему было видно, что природа радовалась наступающему празднику - Рождеству Христову. Только в доме у Настеньки не до праздника: с каждым часом ей становилось всё хуже. Матушка не знала, чем радовать дочку, как облегчить её страдания. «Настенька, скоро праздник придёт, веселье принесёт. Может это тебе силы придаст?» - говорит матушка. « Не до праздника мне матушка, не до веселья. А вот есть у меня одно заветное желание: хочется мне голубые васильки и колокольчики в руках подержать, на нежную красоту их полюбоваться» - отвечает Настя. « Да где же мне среди зимы васильков тебе найти? Вот подожди, весна скоро придёт». Ничего не ответила Настя, только еще грустнее стала. Этот разговор услышала юная звездочка, которая только что зажглась на небе. Стало жалко ей Настеньку. И решила она помочь больной девочке, тем более, что под Рождество всякие чудеса случаются. Разукрасила звёздочка оконное стекло такими причудливыми узорами, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Чего там только не было: и васильки, и колокольчики, и волшебные птицы ягоды клюют. Всю ночь трудилась звёздочка, но так и не успела закончить свою работу: ночь к концу подошла. Тогда обратилась она за помощью к солнышку ясному: «Солнышко - батюшка, время моё закончилось, не успела я Настенькино желание до конца выполнить, помоги мне: надели силой волшебной узоры сказочные, ты же всё можешь».

Солнышко согласилось, осветило своими волшебными лучами узоры дивные и заиграли они весело на солнышке. Да и Мороз от Солнышка не отстал: разукрасил узоры чудные в нежно – голубой цвет. Как увидела матушка такое чудо, так руки сами к краскам потянулись. И расцвели нежно–голубые цветы и на кувшинах, и на блюдцах, и на чашках. И Настенька, глядя на такую красоту сказочную, радовалась несказанно, а радовавшись, постепенно поправлялась и вскоре совсем выздоровела.

С тех самых пор и занялись жители деревушки изготовлением и росписью посуды, потому, что всем захотелось создавать такую красоту. А посуду, расписанную нежно – голубой краской, ласково называют

«Небесно– голубая Гжель». Жители деревушки с радостью называют себя Гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.» [ 3 ]

Ведущая: Почему же гжель так полюбилась людям? Да потому, что сделана она с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет! Он всегда бело – синий, яркий и прямо какой – то звонкий, как будто колокольчик на морозе звенит «дзинь - дзинь! дзинь – дзинь!» Далеко слышно колокольчик, далеко видно узор на посуде.

Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной

единственной синей краской. То сильнее нажимает художник на кисточку, то слабее, то всем ворсом ведёт узор, то самым кончиком. Будто не художник одной – единственной краской рисует, а дирижер целым оркестром управляет. Палочка дирижера помогает рождаться звукам, а кисточка художника – красочным узорам.

Узоры на гжельской посуде тоже самые разные. Но самый любимый – чайная роза, которая так и называется гжельской. Розы тоже не похожи одна на другую. Одни крупные и сочные, другие миниатюрные и изящные, третьи – бутоны, а в четвёртых, целые букеты из роз. Самые опытные мастера украшают посуду диковинными птицами, рыбами, неслыханными зверями, а то сценки из жизни людей изобразят: чаепитие, гуляние, посиделки, хороводы. Кроме роз и другие цветы встречаются - ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города.

показывает несколько готовых изделий из Гжели. Дети

рассматривают форму, рисунок, цвет

Ведущая: Многие поэты восхищались Гжелью и сложили свои прекрасные стихи о замечательном и чудесном промысле. Давайте, послушаем.

Рассказывание стихов

1 ребёнок: Сине - белая посуда,

Расскажи – ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми…

Так, что глаз не оторвать,

Ах, какая благодать.

С. Вахрушев.

2 ребёнок: Здесь рисуют девицы

Белые картинки,

Голубой узор на них,

Словно паутинка.

Эти синие цветы

Мы в узоры заплели.

Синих красок карусель

Называют всюду Гжель! П. Синявский

3 ребёнок: Рядом с осинками в синих косынках

Синие гроздья на синих рябинках

Синие зори и синие птицы –

С этой красою ничто не сравнится

Звонкими волнами кружатся краски,

Чтобы блестели анютины глазки.

Льётся узор под рукой мастерицы,

Чтобы нигде он не мог повториться!

П. Синявский.

4 ребёнок: Взял мастер в руки кисть

И в синь небес макнул.

Взамен холста – взял белизну

Просторов наших русских

Вспорхнули птицы, зацвели сады…

Вдруг зазвенела синяя капель,

Явилось чудо русской нам зимы,

С таким же звонким званьем – Гжель!

Ведущая: Спасибо за замечательные стихи, ребята. А сколько музыкантов написало удивительные песни, вдохновленные красотой Гжели. Давайте, споем одну из песен о Гжели?!

Исполняют песню. « Гжель»

Ведущая: Гжель, Гжель,

Праздничная Гжель!

Белою метелью закружила

Гжель, гжель!

Праздничная Гжель,

Синие цветы запорошила!

В. Стеклова.

Ведущая: А сейчас, ребята, мы тоже попробуем стать мастерами и будем расписывать посуду в гжельском стиле.

Посмотрите, у меня на мольберте рисунок чайника. Посмотрите, какой он красивый. Изящный носик, красивая гнутая ручка, крышечка. Давайте рассмотрим его.

а) рассматривают и называют форму

б) рассматривают узор и называют элементы, которыми они украшены

(розы, листочки, сеточка, точки, волнистые линии)

в) называют цвет фона, узора, оживки.

Ведущая: А теперь возьмите листочек с контуром. Сейчас мы приступим к самому интересному - таинству создания волшебного узора. Вы можете нарисовать узор, который изображен на чайнике, а можете придумать свой. Использовать можно только нужный нам цвет и узор, узор, который характерен для гжели.

г) дети называют элементы орнамента

д) воспитатель напоминает детям правила пользования кистью и гуашью, последовательность нанесения узора, аккуратности.

Звучат русские лирические мелодии, дети расписывают чайники. По окончании расписывания, ведущая выставляет готовые работы на стенд и рассматривает их с детьми. Дети рассматривают работы, говорят, чьи работы понравились больше всего.

Ведущая: Вот и подошло к концу наше замечательно занятие. Я думаю, что вы почувствовали себя мастерами и получили удовольствие от творчества. Из наших работ мы сделаем выставку для родителей. А сейчас, давайте споем замечательную песню о русских умельцах.

Пение песни «На Руси умельцев много»,

слова М. Кузьмичевой, музыка А. Иванова.

Под звучание русской народной мелодии дети выходят.

V. « В гости к мастерам Гжели»

познавательно - творческое развлечение

Под русскую народную мелодию дети входят в музыкальный зал и

становятся полукругом.

Ведущая : Сколько сказочных мест у России,

Городов у России не счесть,

Может, где–то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем есть!

Велика Россия наша

И талантлив наш народ,

Об искусниках-умельцах –

На весь мир молва идет!

Исполняют песню « Россия, Россия », музыка и слова М. Кузьмичевой

после исполнения дети садятся

Ведущая: Сегодня мы отправимся с вами в гости к мастерам Гжели.

В Подмосковье, на русской сторонке,

Где березки ведут хоровод,

Где поляны колокольцев звонких,

Васильков лазурных, да синий лён цветет.

Расцветает Гжель, над землей плывет,

Наша чудо - гжель лазури хоровод!

Вот такими удивительными стихами мне хочется начать наше путешествие. На занятиях мы с вами много говорили об искусстве Гжель. Помните, одной деревушке с названием Гжель, которая находится недалеко от Москвы, живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая при обжиге становится белой.

А кто мне скажет, откуда произошло название деревни? (в названии этой деревушки слышится слово «жечь») Да, правильно! Жители деревушки с радостью называют себя Гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.

Почему же гжель так полюбилась людям? (потому, что сделана она с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет)

Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной единственной синей краской. Но узор этот настолько удивительный, что хочется смотреть на него снова и снова.

Ведущая: Гжельская посуда хороша необыкновенно!

показывает образцы посуды на стенде

Слава о ней разлетелась по всей земле и не только у нас в стране, но и в далёких заморских краях. И в туманной Англии, и в солнечной Италии, и в элегантной Франции, и в загадочной Японии многие люди пьют чай из сине – белых чашек, а чай наливают из гжельских чайников. А чашки у мастеров самой различной формы, некоторые в форме коня, льва или рыбы – даже сразу не поймёшь, что это чашка или фигурка.

Узоры на гжельской посуде тоже самые разные. Но самый любимый – чайная роза, которая так и называется гжельской. Розы тоже не похожи одна на другую. Одни крупные и сочные, другие миниатюрные и изящные, третьи – бутоны, а в четвёртые, целые букеты из роз. Самые опытные мастера украшают посуду диковинными птицами, рыбами, неслыханными зверями, а то сценки из жизни людей изобразят: чаепитие, гуляние, посиделки, хороводы. Кроме роз и другие цветы встречаются - ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города.

Делают в Гжели не только посуду, но и другие полезные предметы - часы, подсвечники, шкатулки. И расписывают знаменитыми небесными узорами.

показывает несколько готовых изделий из Гжели.

Рассматривают форму, рисунок, цвет

Ведущая: Многие поэты восхищались Гжелью и сложили свои прекрасные стихи о замечательном и чудесном промысле. Давайте, послушаем

Рассказывание стихов.

1 ребёнок : Поверить трудно: неужели,

Всего два цвета? Чудеса!

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны,

Прекрасны нынче, как вчера!

Л. Куликова.

2 ребёнок : Чудо с синими цветками,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка,

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели?

3 ребёнок : Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки –

Быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка-

Глазам загляденье,

Словно, весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье-

Русская, звонкая Гжель!

4 ребёнок: Из глубины веков до наших дней.

Стараньем мастеров умелых,

Русь украшает чудо - гжель

Узором синим в платьях белых.

Весеннее украсят утро

Чудесной гжели нежные букеты,

И легким ветерком как будто,

На нас подует жарким летом.

Порой осенней в ярких красках

Природы милого творенья,

К нам гжель приходит снежной сказкой,

Зимы предвидя приближенье.

Ну, а зимой, холодной, вьюжной,

Согреет нас огнем камин,

В котором жаркий пламень дружит

С узором сине-голубым! С. Ледкова

5 ребёнок: За столом сидели бабушка и дед,

Пили чай из Гжели часто, много лет.

Чайник, чашки, кружки согревали нас,

Милые зверушки радовали глаз.

Но пришел с подружкой внук к себе домой.

Ходики с кукушкой, скатерть с бахрамой…

Может, и дичают где-то там вдали,

Только в Гжель он чаю для неё налил.

Сколько б ни летели миллионы дней,

Мы без нашей Гжели, словно без корней.

Белизны и сини нежные цветы,

Это всё Россия – мама, папа, ты!

Ведущая: Спасибо, за замечательные стихи, ребята. А сколько музыкантов написало удивительных песен, вдохновленных красотой Гжели. Давайте, споем одну из песен о Гжели.

Исполняют песню « Гжель», муз. З. Роот.

Ведущая : Гжель, Гжель,

Праздничная Гжель!

Белою метелью закружила

Гжель, гжель!

Праздничная Гжель,

Синие цветы запорошила!

В. Стеклова.

Ведущая: А девочки сейчас станцуют танец с Гжельским шарфиками, которые мы расписывали вместе с родителями.

Танец с Гжельскими шарфиками, музыка «Красный сарафан»

(кас. ритмика Бурениной)

Ведущая: Ребята, на занятиях мы с вами знакомились с гжельской росписью и я думаю, что вы хорошо запомнили её особенности. Чем же характерна Гжельская роспись? (рисуется всеми оттенками синего на белом фоне; цветочный орнамент: розаны, колокольчики, васильки, маки, завитки, спирали, решеточки; расписывается посуда, подсвечники, игрушки)

Ведущая: Молодцы! Вот сейчас мы с вами поиграем и все про вас мы разузнаем!

Игра « Найди Гжельскую роспись»

Ход игры: Дети строятся в 2 команды. На двух столиках лежат плоскостные силуэты Гжельской и Дымковской росписи. По команде ведущей первые дети берут Гжельский силуэт и несут его к своему мольберту и расставляют. Затем возвращаются назад, передавая эстафету следующему ребенку. Чья команда быстрее перенесет Гжель и не допустит ошибок?

Ведущая: Молодцы, хорошо справились с заданием! А сейчас творческое задание. Мы сейчас представим себя мастерами и попробуем создать свой Гжельский волшебный узор. Хотите стать художниками?

Игра «Создай волшебный узор на тарелочке»

Ход игры: Дети стоят в 2 командах. На мольбертах перед каждой командой контур тарелочки без узора. Из готовых элементов гжельской росписи дети выкладывают узор и закрепляют его клеевым карандашом. Какая команда быстрее справится с заданием? Чей узор больше понравился гостям?

Ведущая: Разлилася Гжель, над Землей плывет,

Наша чудо Гжель - лазури хоровод!

Эти синие цветы мы в узоры заплели,

Выходи, честной народ, танцуй Гжельский хоровод!

«Лазури хоровод», музыка и слова М. Кузьмичевой

после исполнения дети продолжают стоять в кругу

Ведущая: Есть еще одна игра, сейчас играть мы будем?

Дети: Да!

Игра «Матушка Гжель»

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбирается ведущий - матушка Гжель, она стоит в центре круга, в руках синяя ленточка. С началом музыки, она идет внутри круга, дети идут хороводом в другую сторону и поют:

Матушка Гжель по полю гуляла,

Ленточку синюю потеряла,

Кто ленту найдет, тот талант обретёт!

С окончанием пения, хоровод останавливается, а матушка Гжель взмахивает голубой лентой перед остановившейся парой, как бы разбивая её. Затем бросает ленту на пол. Дети бегут в разные стороны за кругом. Кто первый прибежит, становится ведущим, а другие становятся в общий круг. Игра повторяется вновь. (3 раза)

после игры предлагают детям сесть на места

Ведущая : Велика Россия наша

И талантлив наш народ,

Об искусниках-умельцах –

На весь мир молва идет!

Гордимся мы тобой Россия,

Таких умельцев - нет нигде!

И Хохлома, и Гжель, и Дымка –

Весь мир завидует тебе!

дети выходят и становятся полукругом лицом к гостям

Песня « На Руси умельцев много »,

слова М. Кузьмичевой

Ведущая: Вот и закончилось наше путешествие к мастерам гжели!

Понравилось вам, ребята? А сейчас пригласите своих родителей и по-

кажите зрителям свои работы, которые вы выполняли дома.

Звучит музыка Ю. Чичкова «Незабудковая Гжель», дети идут перед гостями, показывая свои работы

Ведущая: А в память о нашем празднике мы подарим вам платочки, с гжельской росписью, чтобы вы надолго запомнили удивительных мастеров Гжели.

Звучит лирическая музыка, воспитатели раздают детям платочки.

Методическая литература:

1. Веракса, М.А. От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / , . М.:Мозаика-Синтез,2011.-336с.

2. Мишакова,В. Родное подмосковье [ Текст] В. Мишакова // Ребенок в детском саду. СПб.: 2003№5.- с63.

3. Боброва, М. А Небесная лазурь: [ Текст ] М. А Боброва// авторская сказка/

Дошкольное воспитание. СПб.:2006.№ 2.- с20.

Наглядно - дидактический материал

4. Вохринцева, С.Н. Гжель: познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/ /-Е.:Издательство Страна фантазий, 2005.- 8с.

5. Лыкова, И.А. Небесная гжель: альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / .-М.:Издательский дом Карапуз,2008.-10с.

6. Чижкова, Т.Н. Дорофеева, А.Н, Гжель: наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7лет/ Т. Н Чижкова, Т.Н. .-М. Мозаика-Синтез, 2003.-10с.

Музыкальный материал

7. Буренина, А.И. Ритмическая пластика для дошкольников: учебно-методическое музыкальное пособие// Красный сарафан – оркестр П. Мориа.- СПб.: ЛОИРО 2002.

8. Зарецкая, Н.В Роот, З.Я Гжель// Праздники в детском саду: праздники, песни, танцы// М.:Айрис-пресс,2006.-152с.

10. Лебедушка, Прялица, Сударушка // русские лирические мелодии в исполнении квартета баянистов// аудио запись М.: Издательство детских образовательных программ .- весть –ТДА,2005.

11 Чичков, Ю.М. Синявский, П Незабудковая гжель: сборник Ромашковая Русь: песни для детей и юношества.- М.: Издательство Советский композитор,1990.- с74-77.

Интернет ресурсы

12. Ода Гжели //Учебный фильм//www. u *****/pages/video/12708

13. Сказочная гжель: [Текст] Занятие в старшей группе c4 //«*****»