Перенесение Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. Перенесение нерукотворного образа спасителя Перенесение святыни в Константинополь

29 / 16 (ст. ст.) августа – празднование в честь Нерукотворенного Образа.

Во время земной жизни Иисуса Христа в сирийском городе Едессе жил князь по имени Авгарь. Он страдал проказой. Узнав о чудесах Иисуса Христа, он решил просить Его об исцелении. Не имея возможности лично поехать в Иудею, он написал письмо, в котором изложил свою просьбу, и отправил его с живописцем Ананией, поручив ему снять портрет с Великого Исцелителя в том случае, если Сам Иисус Христос не скоро сможет прибыть в Едессу. На просьбу Авгаря Иисус Христос ответил, что Он не прийдет в Едессу. Зная желание Авгаря, Господь умыл Свое лицо и утер полотенцем, на котором чудесным образом изобразился Его пречистый лик. Этот образ Спаситель отдал Анании, велел отвести его Авгарю и передать ему, что исцелить его придет один из учеников Его. Авгарь с благочестием принял принесенный ему Образ, поклонился ему, облобызал и почувствовал облегчение.

По Вознесении Господа Иисуса на небо в Едессу прибыл святой апостол Фаддей с евангельской проповедью и исполнил обещание Спасителя, совершенно исцелив Авгаря от болезни, научил его вере Христовой и крестил вместе со многими жителями города. Жители города оказывали величайшие почести Нерукотворенному Образу. Написав под Нерукотворенным Образом слова: «Христе Боже, всякий уповающий на Тебя не постыдится», — Авгарь украсил его, установил над воротами города, и повелел всякому входящему во град поклоняться Образу Иисусову; и люди приходили из дальних стран поклониться ему.

Потомки Авгаря отступили от веры Христовой, и один из них решил снять Образ и вместо него повесить идола. Едесский епископ, получив божественное откровение, ночью пришел к городским воротам, зажег перед Образом лампаду и закрыл его мраморной плитой так, что это место ничем не выделялось на каменной стене. Думая, что христиане сняли Образ, царь не стал ставить на то место идола. Спустя много времени, в 515 году на Едессу напали враги с большим войском. В городе оставались христиане во главе с епископом Евлалием. Получив откровение свыше, он с христианами открыл Образ, который оказался совершенно невредимым. В тот же день совершили крестный ход внутри города около крепостных стен. Божественной силой враг вынужден был отступить.

В десятом столетии этот Образ выкупили у магометан, а 16 августа 944 года его торжественно поставили в Фаросском храме Пресвятой Богородицы. В 1204 году Образ похитили захватившие Царьград латиняне – «крестоносцы», и потом он находился в одном из храмов при дворе короля Франции до французской революции (конец XVIII в.).

Дальнейшая судьба этой великой святыни неизвестна.

Нерукотворенный образ Спасителя, иже на керамии (или на черпии, т.е. черепице). Он чудесно отпечатался в городе Иераполе на черепице, которой живописец Анания укрывал Нерукотворенный Образ, находясь в пути; перенесен в Константинополь в 965 или 968 году; современное его местонахождение неизвестно.

Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа было в 944 г. Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии (Мф. 4, 24) и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей (память 21 августа), который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова "Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится", Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Но вот, когда в 545 г. персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило. В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира - правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий. По одному - его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, т. н. "на керамии", отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию. Возможно, что разность преданий о первоначальном Нерукотворном Образе основывается на существовании нескольких точных отпечатков.

Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715-731) прислал письмо к восточному императору, в котором указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на общеизвестный факт. Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов. В Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.

По Прологам известны 4 Нерукотворных Образа Спасителя: 1) в Едессе, царя Авгаря - 16 августа; 2) Камулианский; обретение его описал святитель Григорий Нисский (память 10 января); по сказанию преподобного Никодима Святогорца († 1809; память 1 июля), Камулианский образ явился в 392 году, но он имел в виду образ Матери Божией - 9 августа; 3) при императоре Тиверии (578-582), от которого получила исцеление святая Мария синклитикия (память 11 августа); 4) на керамии - 16 августа.

Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое в попразднство Успения, называют третьим Спасом, "Спасом на холсте". Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании; икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных.

Во дни явления Господа нашего Иисуса Христа на земле, когда, живя с человеками, Он с проповедью о Царствии Божием проходил грады и веси Иудеи и окрестных стран, "исцеляя всяк недуг и всяку язю в людех", в Эдессе, городе Сирийском по ту сторону реки Евфрата, жил князь Авгарь. Он страдал неисцельной болезнью, – проказою: снаружи его покрывали синеватые язвы; внутри он чувствовал ломоту костей и расслабление всего тела. До Авгаря достиг слух о Господе Иисусе Христе и о великих чудесах, совершаемых Им, – как словом Своим Он врачует проказу, расслабление и всякую болезнь; и сильно желал Авгарь увидеть своими глазами Творца таких чудес, надеясь и сам получить от Него исцеление. А так как князь не имел возможности сам идти в Иудею, то послал просьбу Господу Иисусу, умоляя Его придти к Нему в Эдессу. Не имея же уверенности, что просьба будет исполнена, Авгарь отправил в Палестину искусного живописца Ананию, поручив ему изобразить на иконе лицо Господа; князь желал иметь хотя ту отраду в своей болезни, что будет видеть изображение лица Христа Иисуса; столь велика была у него любовь ко Христу, внушенная верою по слуху. Послание Авгаря Господу Иисусу состояло в следующем:

"Князь Эдесский Авгарь Иисусу, благому Спасителю в странах иерусалимских явившемуся, во плоти радоваться.

До меня достиг слух о Тебе и Твоих преславных чудотворениях, как без врачевства и лекарств Ты исцеляешь болезни, – слепым даешь прозрение, хромым хождение, отгоняешь от людей нечистых духов, очищаешь прокаженных, расслабленных, в течение многих лет лежащих на одре, врачуешь словом и воскрешаешь мертвых: слыша о Тебе, что Ты совершаешь столь дивные чудеса, я относительно Тебя пришел к такого рода двум заключениям: Ты или Бог, сошедший с неба, или Сын Божий. Посему я и обращаюсь к Тебе с таким смиренным молением, да потрудишься придти ко мне и исцелить неизлечимую болезнь мою, от которой я страдаю уже много лет; дошло до меня также, что иудеи ненавидят Тебя и хотят причинить Тебе зло. Я же имею город, хотя и небольшой, но красивый и изобилующий всем; итак приходи ко мне и живи со мною в моем городе, в котором для нас обоих найдется всё потребное".

С этим посланием Авгаря живописец Анания достиг Иерусалима. Он увидел Господа Иисуса учащего на равнине среди множества людей, но не мог приблизиться к Нему по причине тесноты, производимой скученностью народа. Ожидая времени, когда разойдется народ, Анания вступил на один камень, немного возвышавшийся над землею; отсюда он внимательно всматривался в лицо Спасителя, намереваясь изобразить его; и не мог Анания сделать этого, ибо Всевидец, не благоволивший к намерению живописца, изменял лицо Свое божественною, непостижимою, недоступною для изображения руки человеческой, славою и благодатию. Долго трудился Анания, но ничего не достиг. Господь же повелел Апостолу Фоме идти и привести мужа, который, стоя на камне, изображает его лицо. Когда его подвели и он еще ничего не начал говорить, Господь подозвал его к себе по имени и, указывая на его занятие, назвал его по имени живописцем Ананиею и открыл причину его пришествия, говоря:

– Где письмо князя твоего Авгаря, которое ты принес ко мне из Эдессы?

Анания, в удивлении и ужасе от Господней прозорливости, тотчас вынул послание князя и с трепетом отдал его в руки Спасителя. Господь, прочтя послание, написал Авгарю следующее:

"Блажен ты, Авгарь, не видевший Меня и уверовавший в Меня, ибо о Мне написано, что видящие Меня не имут веры, не видящие же Меня уверуют в Меня и наследуют жизнь вечную. Ты пишешь ко Мне, чтобы Я пришел к тебе, но Мне подобает совершить то, ради чего Я послан, и, по совершении, возвратиться к Пославшему Меня Отцу. И когда Я буду вознесен к Нему, тогда пошлю к тебе одного из учеников Моих, который, совершенно исцелив тебя от твоей болезни, подаст тебе и находящимся с тобою жизнь вечную (через крещение)".

Написав такое послание Авгарю, Господь Иисус Христос запечатал его печатью, на которой находилось еврейским письмом такое начертание: Божие видение, Божественное чудо. Затем Господь, исполняя желание Авгаря и художник, приказал принести воду и, умыв пресвятое лицо Свое, отер его поданным Ему четвероконечным убрусом. И о, чудо! простая вода обратилась в краску, и на убрусе отпечаталось пресвятое подобие Божественного лица. Отдавая это изображение Анании вместе с письмом, Господь сказал:

– Неси, отдай пославшему тебя. (Это были последние дни жития Господа на земле пред Его страданиями .

Тропарь, глас 2:

Пречистому Твоему образу покланяемся Благий, просяще прощения прегрешений наших Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся Спасе наш, пришедый спасти мир.

Кондак, глас 2:

Неизреченного и божественного Твоего к человеком смотрения, неописанное Слово Отчее, и образ неписанный и богописанный победителен ведуще неложнаго Твоего воплощения, почитаем того лобызающе.


1. Первое сказание о сношениях Христа с Авгарем встречаем у отца церковной истории Евсевия Памфила (ум. 340 г.); по его собственным словам он занес это сказание в свою историю, основываясь не на предания только, но и на письменных документах, найденных им в Эдесских архивах. За Евсевием следуют из IV века Ефрем Сирин, из V в. армянский историк Моисей Хоренский и из VI в. – Прокопий. Армянский историк V века Моисей Хоренский описывает случай, благодаря которому Авгарь услышал об Иисусе Христе, именно: Авгарь узнал о Христе от своих послов, которых он отправлял к римскому трибуну, управляющему Финикией, Палестиной, Сирией и Месопотамией, – послы на обратном пути были в Иерусалиме и здесь видели чудеса Спасителя. Писатель X века Константин Порфирородный (ум. 959 г.), у которого встречаем наиболее обстоятельный рассказ о происхождении Нерукотворенного образа, передает, что Авгарю сообщает о Христе слуга его Анания, возвратившийся из путешествия в Египет.
2. Возражают против подлинности посланий Авгаря к Иисусу Христу и Иисуса Христа к Авгарю. Говорят: 1) Евангелие молчит о сем событии. Но в Евангелии сказано: Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей (Иоан.20:30). По Евангелию слух об Иисусе Христе прошел до Сирии и оттуда приносили больных (Мф.4:24). 2) Писатели первых трех веков до Евсевия молчат. Но и это доказательство отрицательное, как и первое. Цицероново сочинение о Республике открыто только в 1822 году; что удивительного, что не знали о сем послании восточные греческие писатели, коих самых сочинения многие не доли. Впрочем у Георгия синкелла под 215 годом от Р. Х. говорится, что Юлий африканский говорил об Авгаре св. муже царе в Эдессе, тоже у Моисея Хоренского (5 в. кн. 2, гл. 9). 3) Блаженный Иероним молчит. Но Евсевий стоит Иеронима. Он сам видел сии акты и обнародовал их на греческом языке в своей церковной истории. 4) Блаженный Августин говорит, что Иисус Христос ничего не писал. Это он говорит в споре с манихеями, которые опирались на сочинения, яко бы Самим Христом о Себе написанные, и вообще разумеет, что Иисус Христос не излагал и не имел намерения излагать письменно учения о Себе, а это не может относиться к краткому письму Иисуса Христа к Авгарю. Иисус Христос преклонься писал на земле пред фарисеями, приведшими к Нему жену блудницу. 5) В письме Иисуса Христа есть указание на Иоанна (XX, 29). Не на Иоанна, а на пророчество Исаии (6,9. 50. 15, 65, 2). 6) У Евсевия год кончины Иисуса Христа, по эре Селевкидов 340, падает на 30 год жизни Его (на 15 Тиверия). Евсевий приводит не свое летосчисление, а эдессян; было мнение в древности у многих, что И. Христос пострадал в первый год Своего служения, т.е. 30 Своей жизни. Впрочем известно, что ошибки в числах в древних рукописях дело обыкновенное. 7) Папа Геласий декретом своим признал это сочинение апокрифическим; но это значило, что оно не было внесено в число канонических писаний; однако не все признанные апокрифическими писания не заслуживают веры. – В славянской минее сказано, что Ап. Фаддей почил в Вирите, граде финикийском. В Ипполитовом или Ипполиту приписываемом сочинении об Апостолах мученическая кончина в Вирите приписывается Фаддею из 12 Апостолов или Иуде (июня 19).
3. Предание, записанное Константином Порфирородным, сообщает, что когда Анания, возвращаясь на родину, достиг г. Иераполя, то он, остановившись вне города скрыл изображение Лика Христова в куче только что сделанных кирпичей. Около полночи жители города увидели огонь, окружавший это место и нашли здесь скрытую святыню; вместе с тем оказалось, что на одном из кирпичей отобразилось изображение Спасителя. Жители Иераполя удержали у себя этот кирпич, а Ананию отпустили. Константин замечает, что этот кирпич еще в его время сохранялся в Иераполе.
4. Храм этот создан императором Михаилом (856-867 гг.).
5. Константин Порфирородный описывает перенесение Нерукотворного образа из Эдессы и письма Христова к Авгарю в Константинополь в 944 г. Нерукотворный образ хранился в Константинополе до 1204 г. Что касается кирпича с нерукотворенным образом, то, по свидетельству Зонары (ум. 1118 г.), он перенесен императором Никифором Фокою (963-969 гг.) в 968 г. Зонара называет его иерон кэ фион ектипора (священное и божественное изображение). – По одному сказанию Нерукотворный образ около 1362 года был отдан Иоанном Палеологом генуэзскому генералу Леонардо-де-Монтальто за избавление греческой империи от нападения сарацин, а Монтальто отдал его в монастырь св. Варфоломея в Генуе, где он и доныне. По другому, более вероятному сказанию, он во время владычества крестоносцев в Царьграде в 1204-1261 гг. похищен венецианским дожем Дандорло, но корабль, на котором он находился с другими священными предметами, потонул в Пропонтиде.

З дравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

29 августа Святая Церковь отмечает праздник — перенесение Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа!

В народе сей праздник носит примечательные названия — Третий Спас и Ореховый Спас.

Третий Спас потому, что этот праздник уже третий по счету в месяце августе, который посвящен Спасителю. Ореховый, потому, что в этот день, после Литургии, освящаются орехи.

История сего удивительного образа изобилует чудесами!

Ниже мы приводим праздничную проповедь настоятеля Свято-Ильинского храма в городе Выборге — протоиерея Игоря Аксенова.

«Н а следующий день после праздника Успения Пресвятой Богородицы, Православная Церковь в своем богослужебном календаре празднично воспоминает действительное историческое событие перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое в попразднство Успения, называют также Третьим Спасом. Такое название за этим праздником утвердилось в церковном народе по причине трех, следующих друг за другом в августе месяце, праздников, посвященных нашему Спасителю и Господу Иисусу Христу.

В первый день Успенского поста, 14 августа по новому стилю, Церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, которое установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году. Это первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе.

В Русской Церкви праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, или, так называемый в церковном народе, Первый Спас, соединился с воспоминанием Крещения Руси в 988 году. О дне же Крещения Руси есть упоминание в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1», т.е. 14 августа по новому стилю.
По принятому ныне в Русской Православной Церкви богослужебному чину в этот день, 14 августа, всегда совершается малое освящение воды. Вместе с освящением воды совершается и освящение меда нового сбора, почему Первый Спас иногда называется еще и «Медовым Спасом», а по причине воспоминания в этот день Крещения Руси иногда еще называется «Спасом на воде» или «Мокрым Спасом».

Вторым Спасом называется один из двунадесятых праздников Русской Православной Церкви — праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, который с особой торжественностью отмечается 19 августа по новому стилю. В этот праздник Церковь освящает виноград и другие плоды нового урожая. Так как в наших широтах такими плодами по преимуществу являются яблоки, то в церковном народе Второй Спас часто называют «Яблочным Спасом».
Третьим Спасом, как уже говорилось, называют праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, который празднуется Православной Церковью на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы 29 августа по новому стилю. Этот праздник, также, иногда называют «Спасом на убрусе».

Все эти три праздника Всемилостивому Спасу как бы связуют собой временную ткань особых, судных дней Успенского поста, которым для каждого из нас завершается еще один церковный год нашего «возрастания в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет.3:18) .

Историческим основанием третьего праздника Всемилостивому Спасу послужило событие перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа бывшее в 944 г. История же Нерукотворного Образа нашего Спасителя неразрывно связана с личностью царя Авгаря, который вошел в историю как первый царь, принявший христианство. Армянская Апостольская Церковь издревле включила его в свои святцы под именем св. царя Абгара и сообщает о нем следующие сведения:

«Имя Абгара получило широкую известность в IV в., когда «отец церковной истории» Евсевий Памфил обнаружил в эдесских архивах сирийский перевод переписки царя с Иисусом Христом. Документ хранился в константинопольской библиотеке до захвата города турками в 1453 г. С поздними приписками он фигурирует в сирийской рукописи «Doctrina Addaei» и греческих редакциях.

Абгар правил Осроенским царством на территории Армянской Месопотамии. Семь лет этот мудрый и благочестивый правитель, каким представляет его автор «Иудейских древностей» Иосиф Флавий (I в.), страдал проказой и медики не могли помочь ему. Наслышанный о творимых Иисусом Христом чудесах и исцелениях, о гонениях на Него, Абгар отправил к Спасителю гонца с посланием:
«Достигли слуха моего чудеса и дивные исцеления Твои без всяких врачебных пособий. Гремит молва, что слепые прозирают; хромые и увечные по глаголу Твоему ходят; прокаженные очищаются; что Ты изгоняешь бесов и злых духов; что возвращаешь здравие неисцелимо больным и что вызываешь мертвых к жизни. Животворясь сим слухом, верю, что Ты Сын Божий, производящий сии чудеса. А потому и осмелился препроводить к Тебе сие послание и умолять Тебя благодушно посетить меня и уврачевать от мучительного недуга. Слышал я также, что Иудеи Тебя преследуют, ропщут на чудотворения Твои и грозят Тебе погибелью. У меня здесь есть город, хотя не обширный, но спокойный. В стенах его встретишь Ты все обильные потребности».

Устный ответ Спасителя записал Апостол Фома и вручил царскому гонцу:
«Блажен, уверовавший в Меня, не видев Меня. Ибо обо Мне писано, что увидевшие Меня не уверуют, чтобы не видевшие уверовали и обрели жизнь вечную. Прежде надлежит Мне исполнить дело, на которое Я послан. А когда вознесусь к Пославшему Меня, пришлю к тебе апостола Моего, да исцелит он тебя от недуга твоего и да принесет с собою жизнь тебе и твоим».

Выполняя царскую волю, посланцы попросили у Иисуса Его портрет (образ). Господь умыл лицо, приложил к нему белый плат и протянул изумленным гонцам: на ткани четко отпечатались черты лица! С этого Нерукотворного образа списывались копии — так называемые Абгарские образа, нашедшие распространение в христианском мире.

Придя в Эдессу, Апостол Фаддей крестил царя Абгара и исцелил его возложением рук и молитвой. Благодаря этому многие эдесситы крестились вслед за царем, уверовав в Христа, Чьим именем творил чудеса посланник Спасителя», — такие сведения о Нерукотворном Образе и царе Авгаре содержатся в Предании Армянской Апостольской Церкви (цитируется по: Армен Меружанян. Святые Армянской Церкви. Санкт-Петербург, 2001 г., с. 9-11).

Другие источники церковного предания называют имя посланного царем Авгарем с его письмом к Спасителю живописца — Анания, и сообщают, что когда Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом, то не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но ему никак это не удавалось. Увидев Ананию на камне, Спаситель Сам подозвал его, назвав по имени, попросил окружавших Его принести воды и холщовый плат (по-славянски убрус), которым обычно отирали воду после умывания. Затем, Он умыл лицо и приложил к нему это полотенце, т.е. убрус, и на нем чудесным образом запечатлелся Его Божественный Лик.
Этот Нерукотворный Образ Лика Господнего и ответное письмо Спасителя Авгарю Анания принес в Едессу. После принятия святого Образа царь получил почти полное исцеление от проказы, — лишь малая часть следов этой болезни оставалась на его лице до прибытия обещанного Господом в письме Своего ученика для исцеления Авгаря от проказы. Им был Апостол от Семидесяти Фаддей, который и крестил, уверовавших в проповеданного им Христа, Авгаря и других жителей Едессы.
Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но, один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство, и решил снять Нерукотворный Образ с городской стены. Господь, предваряя его злое намерение, повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его Нерукотворное изображение в городской стене. Святитель, придя ночью с некоторыми из своего клира, зажег перед Нерукотворным Образом лампаду и заложил нишу в стене, где находился Образ, глиняной доской и кирпичами.

Прошли годы и жители забыли о святыне. Но, когда в 545 г. персидский царь Хозрой I осадил Едессу, и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел в ней Нерукотворный Образ Спасителя. При этом, лампада, зажженная при сокрытии Образа, продолжала гореть, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, отобразилась точная копия Нерукотворного Образа. После совершения крестного хода с обретенной святыней по городской стене персидское войско отступило от Едессы.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912-959), будущий восприемник святой равноапостольной княгини Ольги, при ее крещении в Константинополе в 954 году, пожелал перенести Нерукотворный Образ Спасителя в тогдашнюю столицу Православия, и выкупил его у эмира — правителя Едессы. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он послал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа (29 августа по новому стилю) Нерукотворный Образ Спасителя был торжественно поставлен в Фаросском храме Пресвятой Богородицы.
О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий. По одному — его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранился в монастыре в честь Апостола Варфоломея.
Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, так называемый «на керамии», отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию. Возможно, что разность преданий о первоначальном Нерукотворном Образе основывается на существовании нескольких точных отпечатков.
Во времена иконоборческой ереси VIII века защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу: «Пречистому Твоему Образу покланяемся, Благий…». В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715-731) прислал письмо к восточному императору-иконоборцу Льву III (717-741), в котором указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на общеизвестный факт.

Интересно свидетельство об истории Нерукотворного Образа Лика Христова одного из первых церковных историков Евсевия Памфила, который жил в IV веке, и известен тем, что крестил равноапостольного царя Константина Великого, и оставил после себя обширную рукописную историю Церкви. В Тринадцатой главе этого замечательного сочинения под названием «Церковная история» епископ Евсевий пишет:

«История Фаддея такова. Божественность Владыки и Спасителя нашего Иисуса Христа, прославляемая среди всех людей за свою чудотворную силу, привлекла тьмы людей даже из чужих, очень далеких от Иудеи стран, которые надеялись на исцеление болезней и разных страданий.
Поэтому и царь Авгарь, славно управлявший народами по ту сторону Евфрата, но мучимый болезнью, излечить которую было не в силах человеческих, узнав об имени Иисуса и Его чудесах, — о них согласно свидетельствовали все, — решил умолять Его, послав гонца с письмом и просьбой об избавлении от болезни.

Спаситель не внял тогда его просьбе, но удостоил особого письма, в котором обещал прислать одного из Своих учеников излечить его болезнь и вместе спасти его и всех его близких.
Обещание это было вскоре выполнено. После Воскресения Христа из мертвых и Вознесения, Фома, один из Двенадцати, по внушению Божию отправляет Фаддея, принадлежавшего к числу Семидесяти учеников Христовых, в Едессу благовествовать учение Христово. Он выполнил все, что обещал Спаситель наш.

Имеется письменное тому свидетельство, взятое из архивов Едессы, которая была тогда столицей. Среди государственных документов, сообщающих о событиях древних и современных Авгарю, сохраняется с того времени и доныне следующий рассказ. Нет, кажется, ничего интереснее этих писем, полученных мной из архива и переведенных слово в слово с сирийского.
Копия письма, написанного топархом Иисусу и отправленного в Иерусалим со скороходом Ананией:
«Авгарь, сын Ухамы, топарх, шлет приветствие Иисусу, Спасителю благому, явившемуся в пределах Иерусалимских. Дошел до меня слух о Тебе и об исцелениях Твоих, что Ты творишь их без лекарств и трав. Ты, рассказывают, возвращаешь слепым зрение, хромым хождение, очищаешь прокаженных, изгоняешь нечистых духов и демонов. Ты излечиваешь страдающих долгими болезнями и воскрешаешь мертвых.

Слушал я все это о Тебе и усвоил умом одно из двух: или Ты — Бог и, сойдя с Неба, творишь такие чудеса, или Ты — Сын Божий, творящий чудеса.

Поэтому я и написал Тебе и прошу Тебя: потрудись, приезжай ко мне и болезнь мою исцели. Слышал я еще, что иудеи ропщут на Тебя и против Тебя злоумышляют. Город мой очень маленький, но почтенный, и его нам двоим хватит».

Вот что и как писал Авгарь, когда Божественный свет лишь немного озарил его. Но нужно выслушать и письмо Иисуса, посланное к нему через того же письмоносца. Оно не многословно, но исполнено силы. Вот его текст:

Ответ Иисуса топарху (Авгарю) через скорохода Ананию:

«Блажен ты, если уверовал в Меня, не видев Меня. Написано обо Мне: видевшие Меня не уверуют в Меня, чтобы неувидевшие уверовали и ожили. А что ты приглашаешь Меня к себе, то надлежит Мне исполнить здесь все, ради чего Я послан; а когда исполню, то вознесусь к Пославшему Меня. Когда же вознесусь, то пошлю к тебе одного из учеников Моих, чтобы он исцелил болезнь твою и даровал жизнь тебе и тем, кто с тобой».

К этим письмам присоединено было следующее, написанное тоже по-сирийски:

«После Вознесения Иисуса, Иуда, прозванный Фомой, послал (к Авгарю) Апостола Фаддея, одного из Семидесяти. Придя, он остановился у Товии, Товиева сына. О нем прослышали и сообщили (Авгарю), что тут Апостол Иисуса, как тебе было обещано.

И начал Фаддей силой Божией врачевать всякую болезнь и всякую немощь, так что все изумлялись. Когда же (Авгарь) услышал о великих и чудесных делах его, пришло ему на ум, что это как раз тот, о котором Иисус писал:

«Когда же вознесусь, то пошлю к тебе одного из учеников Моих, чтобы он исцелил болезнь твою».
Позвал он Товию, у которого Фаддей остановился, и сказал: «Слышал я, что какой-то могущественный человек остановился у тебя. Приведи его ко мне». Товия, вернувшись к Фаддею, сказал: «Топарх (Авгарь) позвал меня и велел привести тебя к нему, чтобы ты исцелил его». И Фаддей сказал: «Иду, я ведь к нему и послан в силе».

На другой день на рассвете Товия, взяв Фаддея, отправился к Авгарю. Когда он вошел, то Авгарю, перед которым стояли первые люди страны, явилось великое знамение на лице Апостола Фаддея. Видя это, Авгарь поклонился Фаддею до земли. Все стоявшие вокруг изумились, потому что не видели знамения, которое явилось одному Авгарю.

Он спросил Фаддея: «Поистине ли ты ученик Иисуса, Сына Божия, Который сказал мне: «Пошлю тебе одного из учеников Моих, который вылечит тебя и дарует тебе жизнь»?» И Фаддей сказал: «Так как ты крепко уверовал в Пославшего меня, то я и послан к тебе. И если будешь веровать в Него, как веришь, то исполнятся желания сердца твоего».

И Авгарь сказал ему: «Я так уверовал в Него, что взял бы войско и перебил бы иудеев, которые Его распяли, если бы не помешала мне римская держава». И Фаддей сказал: «Господь мой исполнил волю Отца Своего и, исполнив, Вознесся к Отцу».
Говорит ему Авгарь: «И я уверовал в Него и в Отца Его». И говорит Фаддей: «Поэтому во имя Его возлагаю на тебя руку мою». И как только он сказал это, как Авгарь исцелился от болезни и страданий своих.
Изумился Авгарь: что слышал он об Иисусе, то на деле свершилось на нем через Его ученика Фаддея, который исцелил его без лекарств и трав, и не его только, но и сына его Авда, болевшего подагрой. Тот тоже, подойдя к Фаддею, упал ему в ноги и был исцелен молитвой и прикосновением руки. Фаддей исцелил много их сограждан, творил великие чудеса и проповедовал слово Божие.
Потом Авгарь сказал: «Ты, Фаддей, делаешь все это силой Божией, и мы сами изумлены. И потому, прошу тебя, расскажи мне о Пришествии Иисуса, как оно произошло, о могуществе Его и о том, какой силой творил Он все, о чем я слышал».

И Фаддей сказал: «Сейчас я ничего не скажу, так как я послан проповедовать слово во всеуслышание. Но, завтра созови мне всех твоих граждан, и я буду им проповедовать, и посею в них слово жизни. Расскажу о Пришествии Иисуса, как оно совершилось, о посланничестве Его и о том, для чего Он был послан Отцом, о могуществе Его и делах Его, о тайнах, которые Он поведал миру, о силе, которой Он творил это, о новизне Его учения, о Его умалении и уничижении, о том, как Он Сам Себя смирил и умер, как умалил Свое Божество, как был распят, сошел во ад, сокрушил ограду, от века несокрушимую, воскресил мертвых, как сошел один, а восшел к Отцу Своему с великим множеством людей».

Авгарь приказал своим гражданам собраться ранним утром и слушать проповедь Фаддея, а затем распорядился выдать ему золота чеканной монетой и в слитках, но тот не взял, сказав: «Если мы оставили свое, то возьмем ли чужое?»», — повествует об истории Нерукотворного Образа Лика Христова один из первых церковных историков Евсевий Памфил, который жил в IV веке от Р.Х.
Таковы несомненные свидетельства о великой святыне христианского мира, — Нерукотворном Образе Господа Иисуса Христа, — память о торжественном принесении которого в Константинополь послужила основанием церковного праздника, называемого Третьим Спасом.»

Жестоко страдал от проказы и воспаления суставов. Он услышал о бесчисленных исцелениях, которые совершал Иисус. Поскольку сам он не мог ни передвигаться, ни даже показываться перед подданными, он послал в Иерусалим писца Ананию с письмом к Иисусу. В послании повелитель просил Спасителя прийти к нему и исцелить его: он предложил Христу поселиться в Едессе, чтобы избежать козней иудеев. Кроме того он поручил Анании, который был искусным живописцем, написать портрет Того, о Котором говорили, что Он – Сын Божий.

В Иерусалиме Анания вручил письмо Господу. Христос был окружен большой толпой, поэтому Анания, чтобы лучше видеть Его, поднялся на камень и попытался сделать набросок. Но оказалось, что он не может запечатлеть черты Спасителя, потому что Его лицо, казалось, беспрерывно менялось под действием невыразимой благодати, которая от Него исходила. Христос, проникавший в сердца и мысли людей, догадался о намерении Анании и, желая показать, что невозможно отделить Его человеческую сущность от Божественной, исполнил благочестивое желание посланца, явив великое чудо.

Иисус попросил принести небольшой сосуд, омыл в нем Свое лицо и отер его полотном, сложенным вчетверо. Тотчас Его черты оказались неизгладимо отпечатанными на этом Мандилии – нерукотворно, то есть без помощи человеческих рук. Он вернул полотно Анании с письмом, предназначенным Авгарю. В нем Иисус объяснил, что Ему необходимо исполнить в Иерусалиме предвечный Божественный замысел о спасении людей. Но Он пообещал, что после завершения Своего служения, когда Он вознесется на небо, Он отправит к Авгарю одного из Своих учеников, чтобы тот позаботился о спасении души и тела царя .

Повелитель принял Ананию с великой радостью и простерся перед изображением святого лика с верой и любовью, после чего обнаружил себя почти полностью исцеленным от проказы за исключением одной язвы на лбу.

После Вознесения Господа нашего и Пятидесятницы святой апостол Фаддей был послан в Едессу. Проповедуя Благую Весть, он крестил царя и большую часть населения. Выйдя из крещальной купели, Авгарь обнаружил, что исцелился полностью, и вознес благодарность Господу. Впоследствии он выказывал столь большое почитание Нерукотворного образа, что приказал поместить его в нишу над главными воротами города, где прежде находился идол. На воротах сделали надпись: «Христос Бог, всякий, кто надеется на Тебя, никогда не узнает несчастья». И каждый, кто входил в город, должен был ему поклониться. Так было во время правления Авгаря и его сына.

Однако внук Авгаря, взойдя на трон, задумал вернуть народ к поклонению идолам и для этого разрушить Нерукотворный Образ. Епископ Едессы, предупрежденный в видении об этом замысле, повелел замуровать нишу, где находился Образ, поместив перед ним зажженный светильник.

Прошло много лет. Хотя царство вновь стало христианским, о существовании иконы забыли.

В 544 году персидский царь Хосров осадил город, ввергнув всех его обитателей в великий страх. Тогда епископу Евлалию в видении было открыто местонахождение Образа Спасителя, заступничеством Которого жители Едессы могут победить. Епископ повелел раскрыть нишу. Каково же было его удивление, когда он не только обнаружил образ невредимым, но и увидел, что после стольких лет лампада все еще горит! Более того, на черепице, которая закрывала нишу, Евлалий увидел точную копию образа , отпечатавшегося на ней. Спешно собравшиеся жители образовали длинную процессию: в великом трепете они несли две святыни, которые привели в страх ряды осаждавших. А когда епископ окропил врагов маслом от лампады, это масло превратилось в жаркое пламя, обратившее неприятеля в бегство.

Несколько лет спустя Едесса перешла в руки персов, а затем в 628 году была отвоевана императором Ираклием, но вскоре покорена арабами. Когда христианская армия вновь достигла города, император Роман Лекапин поспешил перенести в Константинополь (19 августа 944 г.) святой Мандилий и письмо Авгарю. Святой Образ, протообраз всех христианских икон , был встречен огромной толпой и положен вначале во Влахернской церкви, а на следующий день – в Святой Софии. Отсюда его перенесли в храм Богородицы Фаросской, находившийся во дворце, дабы Нерукотворный Образ защищал столицу и весь народ .

Составитель - иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод - издательство Сретенского монастыря