Памятник Петру I - самый высокий, самый тяжелый, самый неоднозначный. Как устроен памятник Петру I Церетели? Памятник в ознаменование 300 летия российского флота

Как добраться до памятнику Петру I: ст. метро Октябрьская или Парк Культуры.

Памятник Петру I в Москве носит официальное название "Памятник в ознаменование 300-летия российского флота". Автором монумента стал Зураб Церетели. Грандиозная скульптурная композиция была установлена на искусственном острове на стрелке, в месте слияния Москвы-реки и Обводного канала, недалеко от знаменитой кондитерской фабрики Красный Октябрь. Открытие памятника приурочили к празднованию 850-летия Москвы. Общая высота монумента равняется 98 метрам, это самый высокий памятник в России, и один из самых высоких во всем мире.

История возникновения памятника Петру I довольно курьезна. Вначале это была статуя Колумба, которую скульптор изготовил в начале 90-х годов 20-го столетия к 500-летнему юбилею открытия Америки. Автор предлагал приобрести памятник Испании, США, а также странам Латинской Америки, но желающих не нашлось, после чего грандиозный монумент переделали, и он превратился в статую российскому императору.

Скульптурная композиция имеет очень сложное и уникальное устройство. Столб, установленный на гранитном основании, держит корабль, в котором располагается фигура Петра Великого. Несущие конструкции памятника изготовлены из нержавеющей стали, а на них закреплены облицовочные элементы из бронзы. Пьедестал, ладья и фигура царя собирались отдельно, и монтировались вместе уже в готовом виде.

Из нержавеющей стали изготовлены и ванты корабля. Подвесные ванты сплетены из нескольких тросов и прочно закреплены. Для уменьшения веса паруса создали не цельнолитыми, внутри полостей установлен металлический каркас, а изготовлены паруса из меди. Облицовка постамента, корабля и статуи выполнена из бронзы высокого качества. Вначале металл обработали пескоструйным аппаратом, затем патинировали. Чтобы предохранить бронзу от окисления и разрушительного действия окружающей среды, ее покрыли специальными защитными воском и лаком.

В руке Петр I держит позолоченный свиток. Андреевские флаги установлены на подшипниках, и служат флюгерами, кресты на них также позолочены. Как и во многих крупных монументах, внутри памятника Петру I имеется лестница, для того, чтобы можно было следить за состоянием объекта. В железобетонное основание встроены фонтаны, которые создают эффект движущегося корабля, рассекающего волны.

Среди москвичей памятник вызвал неоднозначную реакцию. Среди жителей города была проведена акция под лозунгом "Вас здесь не стояло" против установки памятника. Монумент иронически сравнивали с фигурой сеятеля из романа Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев". С нарушением исторических традиций выполнены ростры памятника. Обычно, их украшали трофейными флагами с поверженных кораблей. В случае монумента Церетели, растры увенчаны Андреевскими флагами, т.е. согласно историческим и военным канонам, получается, что русский император воевал против флота своей страны.

Одним из самых грандиозных произведений искусства во всем мире является великолепное творение Церетели – памятник Петру Великому, расположенный в столице России, на Москве-реке. Установленный в конце девяностых годов, за почти два десятка лет внушительный монумент стал родным для москвичей.

Описание

Культовая скульптура русского императора возвышается над землей на 98 метров и по праву считается самой высокой в стране. Памятник установлен на специально оборудованном помосте на Москве-реке и представляет собой фигуру Петра I, твердо стоящего на палубе корабля. В свою очередь, корабль опирается на своеобразный постамент из нескольких фрегатов поменьше. Вокруг помоста бьют фонтаны.

Ввиду огромного размера памятника, установка его происходила по частям. Сначала был выстроен железобетонный фундамент, на него водружен крепкий помост, который является основой всей конструкции. На постамент были по очереди водружены пьедестал, корабль, фигура императора, а также мачта и паруса с подвижными вантами из металлических тросов.

Каркас конструкции очень прочен, так как полностью состоит из нержавеющей стали. Облицовка выполнена из бронзы и закреплена на стальном каркасе. Каждая бронзовая часть памятника тщательно обработана специальными средствами и покрыта лаком с целью защиты поверхности скульптуры от неблагоприятных погодных явлений.

В руке Петра Великого свиток, покрытый позолотой, как и Андреевские кресты на знаменах кораблей, составляющих основу постамента. Для производства парусов главного корабля была использована технология выколотки из меди, а все механизмы креплений изготавливались из нержавеющей стали.

История создания

Петру I был открыт 5 сентября 1997 года. Согласно официальным документам, его создание было приурочено к празднованию 300-летия российского флота. Однако, эта годовщина была отпразднована значительно раньше – еще осенью 1996 года. К тому же, морским сообществом изначально был одобрен совсем другой проект, но в итоге более подходящим значительной дате был признан проект Церетели.

По существующей в российских СМИ байке, памятник Петру – это не что иное, как переделанная статуя Христофора Колумба, первооткрывателя Америки, которую Церетели не смог продать США. Действительно, между проектами памятников Колумбу и Петру I есть схожие черты: обе величественные фигуры стоят на палубе корабля, подняв вверх правую руку, а корабль установлен на сложном по своей структуре постаменте. Однако, между ними есть и масса различий, как, например, между любыми памятниками императорам верхом на скачущем коне. Сравнить оба проекта можно в Москве, в галерее Зураба Церетели: они специально установлены рядом, чтобы сомневающиеся и скептики видели различия между ними.

В самой конструкции памятника есть несколько спорных моментов: фигура императора почему-то облачена в костюм испанского моряка, ростры вражеских кораблей увенчаны российскими флагами. Противники установки памятника находили и другие исторические несоответствия, но в изначальный проект так и не было внесено никаких изменений.

Помимо смутной истории создания, памятник обладает еще и неравнозначной репутацией среди общественности. Люди разделились на два лагеря: одним скульптура кажется громоздкой и неуклюжей, другим – величественной и прекрасной.

Несмотря на все пересуды, легенды и сплетни, которые множатся вокруг монумента с годами, сегодня уже сложно представить облик столицы без величественной фигуры Петра, возвышающейся над водами Москвы-реки.

Как добраться:

Адрес: г. Москва, Крымская набережная, 10, ближайшее метро – станции «Парк Культуры», «Полянка» и «Октябрьская».

Как бы мы не относились к памятнику Петру I, стоящему на капитанском мостике, как к монументальному творению, но стоит признать, что как инженерное сооружение он довольно таки уникален.

Его несущий каркас смонтирован из нержавеющей стали, на который и установили бронзовые формы облицовки, причем фигура императора, сам корабль и нижняя часть монумента собирались по отдельности, а потом уже монтировались на подготовленный пьедестал.

Ванты корабля сплетены, будто настоящие, из нескольких тросов, но не пеньковых, а из все той же нержавейки. Закреплены они так, что исключена их подвижность даже при сильном усилении ветра.

Парус, как и памятник, изготовлен из каркаса, но уже в качестве покрытия использовались медные листы, которые изготовили методом выколотки.

Фото 2. Монумент "300-летие российского флота" в Москве

Свиток в руках Петра Первого позолочен, как и Андреевские кресты на стягах.

Постамент в виде искусственного острова выполнен из железобетона, по периметру которого устроены фонтаны. Выбрасывая из себя потоки воды они придают сооружению эффект рассекающего морские пучины корпуса корабля.

Знатоки и любители морской истории сразу усмотрели несколько неточностей.

Так, Андреевский флаг в обязательном порядке вывешивается на корме, но не на баке, где по традиции устанавливается гюйс корабля.

Далее, ростры (расположены по низу монумента) - это металлические наконечники для тарана на носу корабля, снимаемые победителем в качестве трофея с побежденного вражеского судна, а поэтому ну никак не могут быть украшены все тем же Андреевским флагом (не воевал же Петр Великий против своей морской эскадры).


С памятником Петру Первому в Москве связаны моменты, которые широко обсуждали в российских изданиях.

Дело в том, что это творение Зураба Церетели считают несколько изменой статуей Христофора Колумба, которую скульптор пытался продать по случаю празднования 500-летия открытия Американского континента то Соединенным Штатам, то Испании, то государствам Латинской Америки.

Сделка так и не удалась. Деньги были затрачены немалые, и в ситуацию вмешивается Юрий Лужков - тогдашний градоначальник. Он помогает другу и содействует принятию решения о заказе городом памятника в честь 300-летия российского флота. Что интересно, праздник прошел за год до этого, а власти тогда проигнорировали просьбу российских моряков поставить в Москве другой монумент, проект которого разработал известный художник Лев Ефимович Кербель.

Действительно это так или что-то было понапридумано, до сих пор неизвестно. По крайней мере, опровержения от властей и от Зураба Константиновича не поступало, хотя последний и пытался иногда оправдываться.

Как бы там ни было, но 5 сентября 1997 года, в дни празднования 850-летнего юбилея основания града Москвы, монумент Петру Первому торжественно открыли.

Многие москвичи так и не воспринимают его до сих пор, но, кто знает, может с годами памятник станет действительным символом города, как это случилось с непризнанной поначалу Эйфелевой башней в Париже. Хотя, честно, верится в это с трудом!

Памятник Петру I - "В ознаменование 300-летия российского флота" - невероятной высоты скульптура, установленная на стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала в 1997 году. Исполинский монумент стал третьим по высоте памятником в Москве, а по степени своей скандальности оставил далеко позади всех мыслимых конкурентов.

Пётр I Великий (1672 - 1725) - последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский, вошедший в историю как прогрессивный реформатор российской государственности и военного дела, а также как создатель регулярного российского флота. Современные историки оценивают его личность и вклад в развитие России достаточно противоречиво, но если значение прочих достижений первого российского императора они могут подвергнуть сомнению, то создание флота однозначно стало его триумфом.

Скульптура изображает гигантского Петра Первого за штурвалом непропорционально малого парусного судна. Лицо императора выполнено с портретным сходством, а фигура облачена в древнеримские доспехи и плащ; левой рукой он удерживает штурвал, правую же поднял, демонстрируя огромный позолоченный свиток. Судно, которым управляет бронзовый Пётр, сделано непропорционально, даже карикатурно маленьким по сравнению с его фигурой; на его палубе, словно грибы, стоят ещё более маленькие городские здания, на крышах которых и стоит император. Мачта, огромная по сравнению с размерами судна, отличается высокой детализацией, а на бушприт водружён двуглавый орёл. В качестве пьедестала для масштабного памятника служит стилизованная ростральная колонна, ростры которой украшены Андреевскими флагами. Монумент установлен на небольшом искусственном острове, который обрамлён фонтанами, создающими эффект рассекающего воду корабля.

Высота памятника - 98 метров. Это третий по высоте памятник Москвы и России после монументов Победы (141,8 метра) и (107 метров).

Технические детали

В инженерном смысле монумент представляет собой уникальное сооружение.

Его несущий каркас построен из нержавеющей стали, поверх которой навешены бронзовые детали. Внутри пьедестала предусмотрена лестница для наблюдения за состоянием памятника. Фигура Петра и корабль собирались по отдельности и монтировались уже в готовом виде. Паруса, со стороны кажущиеся монолитными, также имеют внутри металлический каркас, служащий для облегчения их веса. Любопытно, что ванты корабля представляют собой настоящие плетёные канаты: их сплели из нескольких тросов из нержавеющей стали и закрепили таким образом, чтобы полностью исключить их подвижность. На работах по монтажу задействовали 120 человек.

Для строительства использовали высококачественную бронзу. При монтаже её покрывали специальным защитным лаком, предотвращающим коррозию и изменение цвета.

История памятника

Любопытно, что история установки исполинского Петра фактически началась с совсем другого памятника.

20 октября 1996 года в России отмечали 300-летие российского флота, и за год до этого российские моряки при поддержке первого заместителя Главнокомандующего ВМФ адмирала Селиванова обратились к правительству России с просьбой установить на набережной напротив Третьяковской галереи памятник по эскизу скульптора Льва Кербеля. Однако, московские власти взялись разрешить все вопросы с памятником самостоятельно, и решением правительства Москвы были организованы специальные комиссии, которые сочли задумку Церетели более интересной. Вместе с тем, скульптору рекомендовали внести в проект некоторые изменения: одеть Петра в традиционную российскую форму, разместить внутри монумента бюсты выдающихся флотоводцев и убрать двуглавого орла с бушприта. Автор к рекомендациям не прислушался.

Построить памятник к празднику, разумеется, уже не представлялось возможным: на его проектирование и строительство ушло около года, и он был открыт 5 сентября 1997 года - в день празднования 850-летия Москвы.

Любопытно, что ещё при строительстве памятника с ним вышел громкий эксцесс: 6 июля 1997 года члены радикальной подпольной группы "Реввоенсовет" заминировали Петра. Взрывать памятник, однако, не стали: по разным версиям, подрыв был толи отменён, толи предотвращён. Позже участники организации были привлечены к ответственности за терроризм.

К сожалению, горожане в основном не приняли новый памятник: он вызвал отторжение и был резко раскритикован, причём принять Петра не смогли даже спустя годы после установки скульптуры. Активная общественность не раз инициировала дискуссии и кампании за снос памятника, а некоторые другие российские города даже изъявляли готовность его принять, но пока что он остаётся на своём месте. И, видимо, останется навсегда: как бы там ни было, вне зависимости от отношения горожан к памятнику, постепенно москвичи к нему привыкают.

"Вас здесь не стояло": критика монумента

Памятник Петру I стал, вероятно, самым скандальным монументом в истории современной Москвы, став живой городской легендой.

Первое, что смутило горожан - слухи о том, что памятник является слегка переработанной скульптурой Колумба, которую Церетели безуспешно предлагал купить США и Испании к 500-летию открытия Американского континента, но те отказались. Скульптор опроверг эти слухи, но им по-прежнему верят. В музее-мастерской Зураба Церетели есть макеты обоих памятников, которые специально демонстрируются рядом, чтобы публика могла увидеть различия между ними.

Вопросы возникли и к ростральной колонне в пьедестале памятника - дело в том, что ростральные колонны принято украшать трофейными рострами (или их скульптурными изображениями) вражеских кораблей, но в монументе на них закреплены Андреевские флаги - символика российского флота. Таким образом, Пётр с памятника словно воюет с российским флотом. Кроме того, москвичей огорчили место и размеры памятника: ведь Пётр Первый связан в первую очередь с Петербургом, и горожанам показалось нелогичным строить настолько огромный памятник ему в Москве, да ещё в самом центре, где он сильно вмешивается в городские панорамы. Смутили и странные пропорции гигантского императора к маленькому кораблю.

В разные годы отдельные общественные деятели и организации неоднократно предлагали снести, перенести и даже построить вокруг Петра небоскрёб. Дискуссия была особенно острой после открытия монумента, московские СМИ публиковали большое количество статей против памятника, а общественные деятели собирали подписи и занимались агитацией за его снос, но позже всё поутихло. После отставки мэра Москвы Юрия Лужкова споры разгорелись вновь, но памятник пережил и их.

Любопытно, что обилие критики породило массу ироничных названий, которыми именуют памятник в народе: "Пётр Христофорович", "Кинг-Конг", "Колумб с головой Петра", "Гулливер" и ряд прочих.

Так или иначе, в наши дни памятник Петру I стал одной из самых из самых известных достопримечательностей Москвы. Да и как не стать, если его видно из половины центра города?

Памятник Петру I "В ознаменование 300-летия российского флота" находится на стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала в районе фабрики "Красный Октябрь". Добраться до него можно пешком от станций метро "Парк Культуры" Сокольнической и Кольцевой линий, "Полянка" Серпуховско-Тимирязевской и "Октябрьская" Калужско-Рижской.

Памятник "В ознаменование 300-летия российского флота" или памятник Петру Великому работы Зураба Церетели был официально открыт ровно 15 лет назад.

98-метровая работа Церетели стала одним из самых высоких памятников в России и в мире. Ей уступает даже Статуя Свободы в Нью-Йорке. Возможно, памятник Петру стал и одним из самых тяжелых. Скульптура, каркас которой сделан из нержавеющей стали, а детали облицовки выполнены из бронзы, весит более 2000 т. Памятник состоит из трех частей: пьедестала (нижняя часть памятника), корабля и фигуры Петра. Все части собирались по отдельности. И чтобы создать памятник, скульптору потребовалось чуть меньше года.

Статуя была установлена на искусственном острове с помощью 120 монтажников . Данные о суммах, затраченных на работу, разнятся. Неофициальные источники утверждают, что стоимость возведения бронзового царя - около 20 млн. долл. Из официальных источников известно, что на установку монумента было потрачено 100 млрд. руб., то есть 16,5 млн. долл.

Если верить СМИ, эта уникальная инженерная конструкция изначально представляла собой памятник Колумбу, которую автор хотел продать Испании, США и странам Латинской Америки к 500-летию открытия Американского континента. Однако никто не принял предложение скульптора.

Судя по словам экспертов в области морской истории, при создании памятника было допущено несколько неточностей. Ростры - трофеи с вражеских кораблей - установлены неправильно. На памятнике ростры увенчаны Андреевским флагом, поэтому получается, что царь Петр воевал против собственного флота. По правилам, Андреевский флаг вывешивается на корме. Интересно, что это правило выполнено только на корабле, на котором стоит Петр.

Было опровергнуто и официальное название памятника - "В ознаменование 300-летия российского флота". Монумент не мог иметь такое название в первую очередь, потому что 300-летие российского флота праздновалось за год до открытия памятника. Кроме того, в 1995 году моряки за подписью врио Главнокомандующего ВМФ адмирала Селиванова просили установить в честь праздника в Москве памятник работы народного художника академика Льва Кербеля.

Сразу же после завершения монтажных работ памятник невзлюбили за внешний вид, за огромные размеры, за неудачное месторасположение и за то, что гигантский монумент не представлял ценности для города. Под лозунгом "Вас здесь не стояло" проводился сбор подписей против установки памятника. Согласно многочисленным соцопросам, проведенным в 1997 году, больше половины москвичей были против памятника. Споры не утихали долгое время. С памятником пытались бороться не только на бюрократическом уровне. Существуют слухи, что сначала памятник даже пытались взорвать. Позднее, в 2007 году, появился проект, авторы которого предлагали накрыть монумент стеклянным кожухом. В этом же году проходил сбор пожертвований на демонтаж памятника. Однако собрать удалось не более 100 тыс руб. После отставки мэра Москвы Юрия Лужкова памятник Петру предложили перенести в Санкт-Петербург, но там отказались от такой щедрости, сказав, что в городе уже есть один монумент царю работы Церетели.

На стороне недовольных граждан выступили и иностранные организации. Так, в 2008 году памятник работы Церетели занял десятую позицию в списке самых уродливых сооружений мира, по версии сайта "Виртуальный турист".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников