Палеолит временные рамки. Что такое палеолит. Что мы узнали

(краткая справочная информация)

Нижний палеолит : 2,6 млн - 150 тыс. лет до н. э. Homo habilis, существовавшие в этот период мало отличались от древопитеков и австралопитеков, он также жил за счёт природы, но питекантроп умел, пусть и примитивно, мыслить и творить. Использовались каменные, костяные и деревянные орудия. Деревянные орудия до нас, естественно, не дошли. Основными занятиями были охота и собирательство, появлялось рыболовство. Земледелия и скотоводства не существовало. Важнейшим достижением этого периода является начало использования огня: жареная пища усваивалась гораздо быстрее и легче, чем сырая, что стимулировало деятельность всего организма, в том числе мозга.

Выделяют несколько периодов нижнего палеолита:

1) Олдувайский период (2,6 млн - 900 тыс. лет назад ) Основные памятники расположены на территории Восточной Африки. Обнаружены намеренно расчищенные площадки, очевидно, для строительства жилищ.

2) Аббевиль (900-600 тыс. лет назад) Появление универсальных орудий, таких как: ручное рубило (двусторонне обработанное орудие). Ручное рубило использовалось как для рубки, так и для резки. Активно используются галечные орудия.

3) Ашель (600-150 тыс. лет назад) Происходит изменение техники обработки камней. Появляются техники «клектон», «леваллуа». Появляются дополнительные инструменты для расщепления, изготовленные из кости и рога. Появление каменных ножей, скребков. Начало использования огня.

Средний палеолит: 150 000 - 35 000 до н. э . В связи с наступлением ледника ухудшился климат, что усилило борьбу за выживание и потому стало мощным толчком для развития человека. Появились новые орудия труда-рубила, остроконечники, скребла. Зарождение первых религиозных представлений и изобразительного искусства.

Мустьерская культура, мустьерская эпоха - наиболее поздняя эпоха древнего палеолита, следует за ашельской культурой (эпохой) и сменяется культурами позднего (верхнего) палеолита. Многими исследователями выделяется под названием «средний палеолит».

Впервые определена Г. Мортилье в конце 60-х гг. XIX в. И названа по пещере Ле-Мустье (Le Moustier) на юго-западе Франции (департамент Дордонь). Распространена в Европе (к Ю. от 54° северной широты), на севере Африки, Ближнем Востоке и в Средней Азии. Геологически датируется верхним плейстоценом, концом бив-вюрмского межледникового периода и первой половиной последнего (вюрмского) оледенения Европы.

Памятники поздней Мустьерской культуры в Европе датируются радиоуглеродным методом 53-33-м тыс. до н. э.; возникновение же её, вероятно, относится к 100-80-му тыс. до н. э. Для мустьерской техники обработки камня характерны дисковидные и одноплощадочные нуклеусы (ядрища), от которых откалывались довольно широкие отщепы, превращаемые с помощью оббивки по краям в различные орудия (скрёбла, остроконечники, свёрла, ножи и т. Д.). Обработка кости развита слабо. Имеется много разновидностей Мустьерской культуры, которые нередко распространены на одних и тех же территориях. Носителями Мустьерской культуры были неандертальцы. Они жили в пещерах и под открытым небом, иногда в жилищах, сооружённых из крупных костей мамонта и шкур, занимались охотой на мамонтов, пещерных медведей и др. животных, а также собирательством. Погребения неандертальцев свидетельствуют о зарождавшихся религиозных верованиях.

Поздний Палеолит: 35 000 - 8000 до н. э. Возник и распространился человек современного физического типа - Homo sapiens. Первые различия между представителями рас - европеоидной (кроманьонцы), монголоидной и негроидной (гримальдийцы). Используется более двадцати видов орудий труда, в том числе иглы, позволившие шить одежду из шкур животных и копьеметалка-прародительница лука. На смену первобытному стаду приходит родовая матриархальная община, родство ведётся по женской линии. Появляется примитивный институт брака. Возникают первые языческие верования: тотемизм, фетишизм, анимизм, вера в магию об этом свидетельствуютизображения на стенах пещер и статуэтки из бивня мамонта.

Более дробные подразделения позднего Палеолита имеют только местный характер; нет подразделений, которые были бы представлены всюду. Изложенная периодизация Палеолита не является всеобщей. Многие исследователи принимают не трехчленное, а двухчленное деление Палеолита, не выделяя мустьерскую культуру как средний

Ориньякская культура - археологическая культура раннего этапа позднего палеолита. Названа по раскопкам в пещере Ориньяк (Aurignac) в департаменте Верхняя Гаронна (Франция).Впервые выделена в начале XX в.

Ориньякская культура в узком смысле слова распространена во Франции, где она датируется радиоуглеродным методом 33000-19000 лет до н. э., сменяет мустьерскую культуру, сосуществует с перигорской и сменяется солютрейской культурой. Существуют различные версии происхождения ориньякской культуры: 1) из предориньяка (ближневосточного варианта мустье); 2) из мустье Ла-Кина. Ориньякская культура в широком смысле слова представлена в ряде стран Западной и Центральной Европы. Для Ориньякской культуры характерны кремнёвые пластины с ретушью и выемками по краям,скребки, нуклевидные орудия, довольно развитая обработка кости (в частности, костяные наконечники копий с рассеченным основанием), остатки долговременных жилищ и относительно развитое изобразительное искусство. В это время начинают появляться первые произведения первобытного искусства, которыми являются схематичные контурные рисунки звериных голов, обычно выполняемые на известняковых плитах, найденные в пещерах Франции Ла-Ферраси. Также интересны рельефы, высеченные на плитах известняка, найденные в пещерах Лоссель во Франции. На одной из таких плит изображен охотник, бросающий копье, на других – женщины, остальные же заняты изображениями зверей, на которых охотятся. Носителями ориньякской культуры были кроманьонцы. Люди ориньякской культуры жили в условиях холодного климата. Охотились на мамонта, дикую лошадь, северного оленя, шерстистого носорога. В эту эпоху впервые появляются постоянные зимние общинные жилища. Существование их доказано раскопками произведенными советскими археологами П. П. Ефименко и С. Н. Замятиным в конце 20-х и в 30-х гг. XX в.

Солютре́йская культу́ра - археологическая культура середины позднего палеолита, распространённая на территории Франции и Северной Испании. Сменила ориньякскую культуру и перигорскую культуру и, в свою очередь, сменилась мадленской культурой. Датируется (радиоуглеродным методом) 18-15 тыс. лет до н. э. Впервые выделена Г. Мортилье в конце 60-х гг. XIX в. И названа по стоянке Солютре (Solutre, департамент Сона и Луара во Франции). Характеризуется тщательно изготовленными, обработанными совершенной отжимной ретушью кремнёвыми, т. Н. солютрейскими, наконечниками в форме лаврового или ивового листа, а также с выемкой. Часть из них служила наконечниками копий и дротиков, часть - ножами и кинжалами. Вместе с ними находят кремнёвые скребки, резцы, проколки, острия, костяные наконечники, иглы с ушками, жезлы, произведения искусства и др. В ряде позднепалеолитических стоянок Центральной Европы и Европейской части России обнаружены отдельные черты сходства с Солютрейской культурой. Также существует версия о проникновении носителей Солютрейской культуры в Северную Америку (так называемая Солютрейская гипотеза, предложенная в 1998 году и предполагающая что именно люди из Европы были первыми поселенцами в Америке).

Мадленская культура (др. название - Мадлен) - культура позднего палеолита; была распространена на территории Франции, Испании, Швейцарии, Бельгии, Германии. Возраст - 15-8 тыс. лет. Преобладают разнообразные кремневые резцы, проколки, скребки. Высоко развита обработка кости. Характерны резные изображения на роге и кости, скульптура из рога, кости и бивня мамонта, гравированные и др. изображения на стенах и потолках пещер. Произошел переход к микролитам, то есть мелким орудиям труда из камня. Мадленские охотники жили преимущественно в пещерах, а также в жилищах из костей и шкур. Мадленская культура в широком смысле охватывает заключительный этап развития позднепалеолитической культуры всей европейской приледниковой области от Франции до Приуралья. Мадленское население оставило нам великолепное пещерное искусство и предметы из кости.

Периодизация палеолита Евразии (по А.И. Мартынову)

Основные понятия и термины темы :

Антропогенез - учение о происхождении человека.

Архантропы - древнейшие предки человека (древнейшие гоминиды - питекантропы, синантропы).

Галечная техника - древнейшая техника обработки камня и изготовления орудий из галек путем отбивки.

Гарпун - метательное орудие из кости или металла, наконечник имеет зазубрины с одной или с двух сторон.

Галечные орудия - наиболее ранний и примитивный тип орудий. Сделаны из гальки техникой скола.

Гоминиды. (от лат. Homo - человек) - семейство отряда приматов: человекообразные обезьяны, ископаемые и современные люди.

Индустрия - определенные, устойчиво повторяющиеся приемы обработки камня и изготовления каменных орудий труда.

Кливер - в археологии орудие с косым сколом.

Копье - колющее или метательное оружие, состоит из древка и наконечника из камня или металла.

Леваллуа - двойная техника обработки камня: 1) скалывание правильной формы пластин (треугольных, овальных) с тщательно подготовленного, нуклеуса (ядрища) дисковидной формы; 2) дальнейшая обработка пластин для получения нужного орудия.

Лощило - инструмент для шлифовки изделий, поверхности сосудов.

Макролиты - крупные грубо оббитые каменные орудия.

Ножевцдные пластины - кремневые удлиненные пластины, полученные скалыванием с призматического нуклеуса. Служили универсальными заготовками для изготовления орудий, вкладышей путем вторичной обработки отжимной ретушью; характерны для верхнего палеолита и мезолита.

Нуклеус (букв. Ядро, сердцевина) - специально обработанный камень, с которого скалывали пластины для изготовления орудий; самые ранние нуклеусы - дисковидные (овальные), затем пирамидальные (эпоха мустье) и призматические (верхний палеолит).

бивка - ударная техника обработки каменных орудий. Самая древняя в истории каменной индустрии.

Остроконечник - каменное вытянуто-треугольное орудие из отщепа, крепилось на древко.

Остеологический материал - костный материал скелетов.

Отбойник - камень, которым наносились удары при обработке каменных орудий.

Отжимная ретушь - техника обработки каменных орудий, при которой мелкие чешуйки отделялись при помощи костяных или каменных инструментов.

Отжимник - заостренная костяная палочка, использовавшаяся для скола каменных чешуек.

Отщеп - осколок, отбитый с поверхности камня при обработке.

Палеоантропы - обобщенное название ископаемых древних людей мустьерской эпохи.

Петроглифы - рисунки, изображения на каменных плитах, скалах.

Пещерное искусство - палеолитические гравировки и росписи, реже - барельефы и одиночные образцы лепки из глины в пещерах позднего плейстоцена.

Пластина ножевидная - длинный отщеп с параллельными краями, полученный от специально подготовленного нуклеуса. Она может быть орудием сама или служить заготовкой для другого орудия (например, резца или скребка). Появляются в начале верхнего палеолита.

Ретушь - снятие мелких осколков, чешуек с поверхности обрабатываемого орудия. Известны три типа ретуши: 1) ударная - чешуйки отбивают ударом; 2) контрударная - орудие кладут на наковальню, ударяют по нему отбойником; 3) отжимная - когда мелкие чешуйки отделяются путем нажима острой костяной палочкой, отжимником.

Рубило- универсальное ударно-рубящее орудие, обработанное с двух сторон (бифас). Распространено в раннем палеолите.

Скребло - каменное орудие, наиболее распространенное в мустьерскую эпоху. Могло служить в качестве ножа или скребка.

Составные орудия - орудия, состоящие из основы (кость, дерево) и вкладышей - каменных пластин, которые крепились в продольном разрезе основы. Так получались составные ножи, кинжалы.

Стоянка - временное поселение.

Стратиграфия - в археологии изучение залегания слоев, напластований человеческой деятельности на поселениях и других археологических объектах.

Ударная площадка - поверхность на каменном нуклеусе, по которой наносился удар для получения отщепа или пластины. Площадка подготавливается снятием одного или нескольких сколов или отщепов.

Чоппер - крупное продолговатое каменное орудие из гальки, обработанное одним-двумя ударами с одной стороны.

Чоппинг - крупное каменное орудие из гальки, обработанное несколькими ударами с двух сторон. Рабочий край имел вид ломаной линии.

Тема 2. Неолит .

1.Общие черты неолитической эпохи. Неолитическая революция.

2. Формирование культур производящего неолита.

3. Археологические культуры неолита Восточной Европы.

Литература:

1. Археология России: Неолит Северной Евразии. М., 1996

2. Каменный век на территории СССР. М., 1970.

3. Неолит лесной полосы Восточной Европы. М., 1997.

4. Крижевская Т.Д. Начало неолита в степях Северного Причерноморья. Л., 1985.

5. Формозов А.А. Древнейшие этапы истории Европейской России. М, Наука, 2003.

6. Формозов А.А. Памятники первобытного искусства. М., 1980

7. Шнирельман В.А. Возникновение производящего хозяйства. М., 1989.

Методические указания:

Эпоха неолита является одним из важнейших этапов в развитии человечества. С этой эпохой связан ряд важнейших новаций в развитии материальной культуры, появление крупных этнических групп древних людей и самое главное, в эпоху неолита формируется производящее хозяйство. Все это дает основание для того, чтобы уделить самое пристальное внимание данной теме.

Первый вопрос семинарского занятия посвящен особенностям развития древних обществ в эпоху неолита. При подготовке к данному вопросу необходимо на материалах неолитических культур Восточной Европы, Балкан, Закавказья показать качественные изменения в материальной культуре древних обществ. Особое внимание необходимо уделить таким новациям в материальной культуре как открытие керамики, ткачества, появление шлифованных орудий из камня. Качественно новый уровень материальной культуры позволил древнему человеку сделать серьезный скачек в развитии производительных сил и перейти к производящему хозяйству, т.е. неолитической революции. Рассматривая данную проблему следует учесть влияние климатических и природно-ландшафтных условий в которых развивались племена эпохи неолита. Так же необходимо определить в каких регионах начинается формирование культур производящего неолита и чем это связано.

Второй вопрос посвящен характеристике культур производящего неолита, таких как Джейтунская культура Средней Азии, культуры линейно-ленточной керамики и буго-днестровская в Центральной и Восточной Европе, неолитические памятника Закавказья (Шому-Тепе, Шулавери). В рамках данного вопроса необходимо охарактеризовать поселения, материальную культуру, орудия труда, данные о наличии производящего хозяйства.

Третий вопрос семинарского занятия посвящен анализу культур присваивающего неолита лесной зоны восточной Европы. При разработке данного вопроса необходимо учесть особенности природно-ланшафтных условия лесной зоны Восточной Европы в эпоху неолита, особенности развития культурного племен данного региона. На примерах памятников льяловской, нарвско-неманской, волго-камской культур и культуры ямочно-гребенчатой керамики необходимо дать характеристику материальной культуры, хозяйства, общественного строя племен неолита лесной зоны Восточной Европы.

  • Палеоли́т (греч. παλαιός - древний + греч. λίθος - камень; = древнекаменный) - первый исторический период каменного века с начала использования каменных орудий гоминидами (род homo) (около 2,5 млн лет назад) до появления у человека земледелия приблизительно в 10 тысячелетии до н. э.. Выделен в 1865 г. Джоном Лаббоком. Палеолит - эра существования ископаемого человека, а также ископаемых, ныне вымерших видов животных. Он занимает большую часть (около 99 %) времени существования человечества и совпадает с двумя большими геологическими эпохами кайнозойской эры - плиоценом и плейстоценом.

    В эпоху палеолита климат Земли, её растительный и животный мир значительно отличались от современных. Люди эпохи палеолита жили немногочисленными первобытными сообществами и пользовались лишь оббитыми каменными орудиями, не умея ещё шлифовать их и изготавливать глиняную посуду - керамику. Тем не менее, кроме каменных орудий изготавливали также орудия из кости, кожи, дерева и других материалов растительного происхождения. Они занимались охотой и собиранием растительной пищи. Рыболовство только начинало возникать, а земледелие и скотоводство не были известны.

    Начало палеолита (2,5 млн лет назад) совпадает с появлением на Земле древнейших обезьяноподобных людей, архантропов типа олдувайского Homo habilis. В конце палеолита эволюция гоминид завершается появлением современного вида людей (Homo sapiens). В самом конце палеолита люди начали создавать древнейшие произведения искусства, и появились признаки существования религиозных культов, такие как ритуалы и погребения. Климат палеолита несколько раз изменялся от ледниковых периодов до межледниковых, становясь то теплее, то холоднее.

    Конец палеолита датируется примерно 12-10 тыс. лет назад. Это время перехода к мезолиту - промежуточной эпохе между палеолитом и неолитом.

    Палеолит условно разделяется на нижний и верхний, хотя многие исследователи выделяют также из нижнего палеолита средний. Более дробные подразделения верхнего или позднего палеолита имеют только местный характер, так как разнообразные археологические культуры этого периода представлены не повсеместно. Временные границы между подразделениями в разных регионах также могут различаться, так как археологические культуры сменяли друг друга не одновременно.

    В XIX веке Габриэль де Мортилье выделял эолит как эпоху, предшествующую палеолиту. В настоящее время термин не употребляется, критерии Мортилье признаны ошибочными. Кроме того, в русскоязычной археологической литературе верхний и средний палеолит иногда обозначаются термином «археолит».

Нижний (ранний) палеолит продолжался с возник-новения первобытного человека (ок. 2 млн лет назад) до примерно 40-го тысячелетия до н. э. Этот промежуток времени делится последовательно на четыре культуры: дошелльскую (галечную), шелльскую (г. Шелль), ашельскую (местность Сент-Ашёль), мустьерскую (пещера Лe Мустье).

В дошелльский период землю населяли питекантро-пы, на смену которым в шелльский период пришли си-нантропы, а в ашёльский и мустьерекий — неандерталь-цы. Все они переживали эпоху дикости, которой соот-ветствовали присваивающие отрасли хозяйства, сначала собирательство (первая ступень), потом дополнившееся охотой (вторая ступень), а впоследствии и рыболовством (третья ступень). Их первобытнообщинная формация укладывается в два этапа: первобытное человеческое стадо — в дошелльский период и раннюю матриар-хальную родовую общину собирателей, охотников и ры-боловов — в последующие культуры (шелльскую. ашёльскую и мустьерскую).

Дошелльская культура. Появление первых орудий

Дошелльская (галечная) культура представляет древ-нейший период в истории (ок. 2 млн — 100 тыс. лет назад), когда люди научились применять палки и кам-ни в качестве орудий и освоили начальные приемы их обработки.

Если самые первые орудия, применявшиеся австрало-питеками, представляли случайные, необработанные кам-ни с острыми краями и обыкновенные палки, то затем первобытные люди (питекантропы) начали подвергать их примитивной обработке — раскалывать камни и за-острять палки, Последнее можно только предполагать, так как изделия из дерева до наших дней не сохранились.

Характерными для данного периода были грубые ору-дия из целых галек, грубо отесанных только с одной сто-роны," а также грубые массивные отщепы, получаемые при раскалывании крупных камней. Поэтому дошелль- ская культура и получила название галечной.

Шелльская культура». Совершенствование каменных орудий и техники их изготовления

В шелльский период (ок. 400—100 тыс. лет назад) тех-ника изготовления и использования первобытным чело-веком (синантропом) каменных орудий уже вполне сло-жилась. Материалом чаще всего служил кремень — до-статочно распространенный и чрезвычайно твердый минерал, который мог раскалываться на тонкие пластин-ки (отщепи) с острыми краями, обладающими превосход-ными режущими свойствами.

Основным орудием труда было «шелльское руби-ло* — массивный камень миндалевидной, овальной или копьевидной формы с гладкой пяткой для упора ладонью и заостренной режущей частью. Рубило было универ-сальным по своему назначению и позволяло с помощью мощных ударов рубить, а также резать и копать землю. Кроме того, оно было незаменимым оружием для охоты, при защите и нападении.

Изготовлялись рубила путем грубой, двусторонней обивки лезвия другим камнем — отбойником. Обивка производилась сильными и резкими ударами, приводя-щими к отделению крупных кусков, что не позволяло по-лучить качественное и острое лезвие.

Рис 1. Орудия каменного века: а — эолит, б — палка-копалка, в — дубинка, г — рубило, д — скребло, е — остроконечники, ж — каменный топор, з — копье с каменным наконечником, и — гарпун с костяным наконечником

Кроме рубил синантропы использовали и отщепи, по-лученные в результате отесывания исходного желвака или гальки. Отщепи чаще всего использовались без даль-нейшей обработки в качестве примитивных режущих ин-струментов для расчленения добычи, а также изготовления изделий из дерева. Кроме того, использовались рубящие и колющие орудия других конструкций — дисковидной формы и в виде массивных остроконечников.

Смысл изготовления большинства первобытных ору-дий состоял в придании их рабочей части формы клина, который сам по себе стал первым выдающимся изобре-тением первобытного человека. Именно клин лежит в основе всех современных режущих инструментов, в виде клина оформляется внешняя форма пуль, снарядов, ракет, самолетов, лодок и многих других современных конст-рукций, предназначенных для перемещения в различных средах (твердых, жидких, газообразных).

Ашёльская культура. Овладение техникой ретуши и применение огня

В ашёльский период (ок 100-40 тыс. лет назад) ка-менные орудия продолжали совершенствоваться, улуч-шалась техника их изготовления Появились новые их виды, такие как каменные скребло для выскабливания и сверла-проколки для высверливания углублений и отверстий.

Ашёльский человек наряду с техникой крупных ско-лов овладел также техникой ретуши (от фр. retouche — исправление), заключающейся в «исправлении» формы исходной заготовки путем отделения от нее мелких пла-стинок с помощью частых несильных ударов. Такая тех-ника в сочетании с точностью нанесения ударов умелой рукой мастера позволяла придавать орудиям более пра-вильные геометрические формы, а их лезвиям — прямоту и остроту. Инструменты стали не только более изящны-ми, но и меньшими по весу.

Для жилья ашёльский человек чаще всего приспосаб-ливал пещеры, гроты и другие естественные, природные укрытия, но постепенно начал осваивать и технику строительства искусственных жилищ. Вначале это были простейшие шалаши из жердей, опирающихся на централь-ный столб и накрытых ветвями, с очагом посередине.

Огромную роль начал играть огонь, который ашёль- ский человек использовал не только для обогрева сво-его жилища, но и для защиты от хищников, а также для поджаривания мяса животных, съедобных плодов и кореньев. Это улучшило и разнообразило питание че-ловека, обеспечило более комфортные условия его су-ществования и позволило выжить в условиях резкого похолодания, связанного с самым длительным в исто-рии Земли оледенением. К тому же была проведена еще более резкая грань между человеком и остальным животным миром.

Резкое похолодание заставило человека изобретать одежду, в качестве которой использовались шкуры уби-тых животных, сначала в невыделанном виде, а затем человек начал осваивать и технологию выделки кож.

Мустьерская культура. Дифференциация орудий по назначению и технологии изготовления

Ашёльская культура сменилась мустьерской, а на смену питекантропам и синантропам пришли неандертальцы с более развитой культурой. К этому времени существенно расширилась номенклатура каменных ору-дий и началась их дифференциация по назначению и технологии изготовления. Формы каменных орудий стали более законченными и определенными, начали появ-ляться и орудия из кости.

Для мустье наиболее характерными были остроконеч-ники и скребла — первые специализированные мужские и женские орудия. Мужской остроконечник служил для обработки дерева и добивания животных, женское скреб-ле — для сдирания шкур, соскабливания с них жира и подготовки для изготовления одежды. Появился также скобель, отличающийся от скребла выемкой в средней части и лучше приспособленный для строгания дерева и сдирания кожи. Двусторонне заостренные наконечники стали использоваться как кинжалы, а также могли прикрепляться к концу палки. Так появилось копье, кото-рое стало наиболее распространенным оружием неандер-тальца, незаменимое во время охоты на крупного зверя.

Освоение контрретуши. Появление инструментов

Техника обработки камня пополнилась контрударной ретушью, с помощью которой обрабатывались, а чаще все-го подправлялись режущие лезвия и наконечники ору-жия и инструментов. Для этого обрабатываемый предмет клали на массивную каменную наковальню и ударяли по нему деревянной колотушкой. В результате соударения с наковальней затачиваемого лезвия от него отслаивались совсем мелкие чешуйки и оно приобретало правильную геометрическую форму и высокую остроту.

Ударники, ретушеры, молотки, наковальни, сверла и прочие орудия, с помощью которых изготовлялись все ос-тальные, стали первыми инструментами, стоящими у ис-токов цивилизации, без которых немыслима и жизнь со-временного человека.

Транспортировка добычи по суше осуществлялась в заплечных мешках и волоком, для форсирования водных преград служили деревья, связки хвороста и камыша, гребля осуществлялась руками и ногами. С этого началось зарождение сухопутного и водного транспорта.

Овладение техникой добывания огня. Самым важ-ным техническим достижением мустьерской культуры было овладение способами искусственного добывания огня, который раньше использовался как полученный случайно и назывался природным («диким»).

Для получения огня использовался метод трения палочки, который применялся также для высверлива-ния отверстий, причем точно не установлено, что было первичным, обнаружение возгорания палочки при выс-верливании отверстия или наоборот. Вторым способом получения огня было высекание искр при ударе камня о камень — явление, которое человек раньше замечал при обработке заготовок отбойником. Как отмечал Ф. Энгельс, овладение огнем «...впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства».

Дятчин Н.И.

Из книги «История развития техники»

ЛЕКЦИЯ № 2 § 1 . Происхождение человека.

Люди эпохи палеолит.

Источники знаний о древнейшем человеке. Первое событие, которое изучает историческая наука, - это появление человека.

Наука исходит из того, что человек появился в результате эволюции из царства животных. Биологи со времен знамениого шведского ученого XVIII в. К.Линнея относят человека, включая его вымершие виды, к отряду высших млекопитающих - приматов. Вместе с человеком в отряд приматов входят все известные виды обезьян.

Отличить по анатомическим признакам останки первых видов «доисторического» человека от останков человекообразных обезьян почти невозможно. Вероятно, поиски следует вести в другом направлении. С помощью археологии ученые получили в свое распоряжение предметы, изготовленные древними жителями нашей планеты.

Именно способность к изготовлению разных предметов и следует считать главной особенностью, отличающей человека от других приматов.

Правда, от древнейших времен не могло сохраниться изделий из органических материалов, например дерева. Известно, что современные человекообразные обезьяны способны изготавливать и использовать простейшие приспособления из веток и палок. Однако ни одна обезьяна не может сделать орудие из камня. Поэтому следует уточнить, что отличие древнейшего человека от животного состоит в способности изготавливать орудия из камня и других твердых материалов.

Археологи делят историю на каменный, бронзовый и железный века. Каменный век по особенностям каменных изделий древнего человека подразделяется на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). Помимо археологии большое значение при изучении эпохи первобытности имеет этнография.

Проблемы происхождения человека. По вопросу происхождения человека антропогенеза - существует несколько теорий. В нашей стране большой известностью пользовалась трудовая теория, сформулированная в XIX в. Ф.Энгельсом. Согласно этой теории труд, к которому вынуждены были обратиться предки человека, привел к изменению их внешнего облика, что было закреплено в ходе естественного отбора, а потребность общения в процессе труда способствовала зарождению языка и мышления. Трудовая теория опирается на учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

Современная генетика придерживается несколько иного мнения о причинах эволюции живых существ. Она отрицает возможность закрепления в организме приобретенных в ходе жизнедеятельности качеств, если их появление не связано с мутациями.

В настоящее время существуют разные версии причин антропогенеза. Ученые обратили внимание, что регион, где в основном происходил антропогенез (Восточная Африка), является зоной повышенной радиоактивности. Кроме того, по данным археологов, новые виды человека появлялись в периоды геомагнитных инверсий (смен полюсов Земли). Инверсии, происходящие раз в сотни тысяч лет, сопровождаются временным исчезновением магнитного поля Земли и, следовательно, повышением уровня радиации из-за воздействия космических лучей. Радиация - это сильнейший мутагенный фактор. Возможно, именно радиация вызывала анатомические изменения, что и привело в итоге к появлению человека.

Останки общих предков обезьян и человека, найденные в Восточной Африке и на Аравийском полуострове, имеют возраст около 30 - 40 млн. лет. В Восточной и Южной Африке обнаружены останки наиболее вероятного предка человека - австралопитека (возраст 4 - 5,5 млн. лет). Австралопитеки, скорее всего, еще не умели изготовлять орудий из камня, но по внешнему облику они походили на первое существо, создававшее такие орудия.

Самые древние каменные орудия (возраст около 2,6 млн. лет), созданные рукой человека, найдены археологами в местности Када Гона в Эфиопии. Почти столь же древние изделия обнаружены в ряде районов Восточной Африки, в частности в ущелье Олдувай (Олдовай) в Танзании. В этих же местах раскопаны и фрагменты останков их создателей. Этот самый древний вид человека назван учеными Homo habilis - человек умелый . Наиболее характерными орудиями человека умелого являются каменные гальки, оббитые с одной или двух сторон.

Главным занятием человека с момента его появления была охота, в том числе и на довольно крупных живот­ных (слонов).1Обнаружены даже жилища древнейших людей в виде огра­ды из больших камней, сложенных кругом. Сверху их, воз­можно, покрывали ветками и шкурами.

Виды человека. Расселение древнейших людей. Среди ученых нет единого мнения по вопросу преемственности между человеком умелым и следующим видом человека Homo erectus - человеком прямоходящим , или, дословно, выпрямленным. Самая древняя находка останков человека прямо­ходящего в Восточной Африке датируется 1,7 млн. лет назад. Некоторое время Homo erectus сосуществовал с Homo habilis , но важно отметить, что человек прямоходящий был близок по росту современному человеку, объем его головного мозга был достаточно велик.

Наиболее распространенным орудием человека стало ручное рубило . Это был продолговатый инструмент, заостренный с одного конца и закругленный с другого: им удобно резать, копать, долбить, скоблить шкуру убитого животного. Другим величайшим достижением человека прямоходящего стало овладение огнем. Древнейшие следы костров датируются возрастом 1,5 млн. лет назад и найдены в Восточной Африке.

Человеку прямоходящему суждено было стать первым видом человека, вышедшим за пределы Африки. Возрастом около 1 млн. лет назад датированы древнейшие находки останков этого вида в Европе и Азии. Еще в конце XIX в. голландский антрополог Э.Дюбуа нашел на острове Ява череп существа, названного им питекантропов (обезьяночеловек). В начале XX в. в пещере Коцетанг недалеко от Пекина были обнаружены сходные черепа синантропов (китайских людей). Несколько фрагментов останков человека прямоходящего и множество его изделий, а также следы древних стоянок открыты в ряде мест Европы, в том числе на территории России.

Человек прямоходящий вымер примерно 300 тыс. лет назад. На смену ему пришел Homo sapiens - человек разумный .

Согласно современным представлениям первоначально существовали два подвида Homo Sapiens: развитие одного из них привело к появлению около 130 тыс. лет назад неандертальца . Неандертальцы заселили всю Европу и значительную часть Азии. Внешне неандерталец имел сходство с современным человеком. Однако у него были низкий лоб и крупный костный валик, нависавший над глазами, подбородочный выступ у неандертальца почти отсутствовал.

Главное отличие неандертальца от предшествующих видов состоит в появлении захоронений. Так, в пещере Шанидар в Ираке раскопано девять скелетов неандертальцев. Рядом со скелетами нашли различные изделия из камня, и даже остатки цветов. Это может свидетельствовать о существовании у неандертальцев религиозных верований, определенной системе мышления и речи и достаточно сложной социальной организации.

Одновременно существовал другой подвид. В своем развитии он привел к появлению человека современного типа .

Данная схема происхождения современного человека разделяется не всеми учеными. Некоторые исследователи не относят неандертальца к виду Homo sapiens . Есть и приверженцы теории, что современный человек все же произошел от неандертальца.

Примерно 40 - 35 тыс. лет назад неандертальцы полностью уступили место современному человеку. По местечку Кроманьон во Франции первых людей современного типа называют кроманьонцами .

С появлением кроманьонцев заканчивается процесс антропогенеза.

Некоторые исследователи полагают, что кроманьонцы появились значительно раньше, около 100 тыс. лет назад, в Африке или на Ближнем Востоке, а 40-35 тыс. лет назад на­чали заселять Европу и другие континенты.

Условия жизни первобытных людей . Процесс антропогенеза занял около 3 млн. лет. За это время в природе не раз происходили кардинальные перемены: четыре крупных оледенения, а внутри ледниковых и теплых эпох свои периоды потеплений и похолоданий.

В ледниковые эпохи на севере Евразии и Северной Америки слой льда толщиной до 2 км покрывал обширнейшие территории. От ледника на юг тянулась бескрайняя тундра. Летом здесь буйно разрастались травы и зеленели кусты. При- ледниковые земли были довольно густо населены людьми, поскольку там обитали животные, являвшиеся для человека главным объектом охоты. Речь в первую очередь идет о мамонтах, шерстистых носорогах и пещерных медведях (этих животных называют палеолитическая триада ).

Необходимость противостоять тяжелым условиям способствовала поступательному развитию человечества. Охота на крупных животных была возможна только при участии в ней значительного числа людей. Предполагается, что охота была загонной: зверей гнали либо к обрывам, либо к вырытым ямам. Таким образом, человек мог выжить лишь в группе себе подобных.

Родовая община . Очень сложно судить о социальных отношениях в период палеолита. Даже самые отсталые племена, изученные этнографами (австралийские аборигены, бушмены, ряд племен Амазонии), по археологической периоди­зации находились на этапе мезолита.

Предполагается, что первые люди, подобно стаям современных обезьян, жили небольшими группами (термин «человеческое стадо» сейчас большинством исследователей не употребляется). В группах приматов (человекообразных обезьян) вожак и несколько близких ему самцов доминируют над всеми остальными самцами и самками. У ряда изученных этнографами отсталых народов также выявлена система доминирования вождей и их приближенных над остальными членами группы. Следует предположить, что такая же система существовала и у первых людей. Однако есть и другое мнение, подтвержденное этнографами. В большинстве отсталых племен зафиксированы отношения, которые ученые назвали «первобытный коммунизм». Черты «первобытного коммунизма» - равенство членов группы, взаимовыручка и взаимопомощь. Авторитетом в таких человеческих коллективах пользуются те, кого все члены признают самым опытным и умным. Очевидно, именно такие отношения и преобладали в первобытном обществе.

Данные археологии, этнографии, фольклористики позволили ученым прийти к выводу о том, что основой общественной организации кроманьонцев являлась родовая община (род) - коллектив кровных родственников, ведущих свое происхождение от общего предка.

Судя по раскопкам, древняя родовая община состояла из 100 - 150 человек. Все члены родовой общины совместно занимались охотой, собирательством, изготовлением орудий и обработкой добычи. Жилища, запасы пищи, шкур животных, орудия труда считались общей собственностью . Во главе рода стояли опытные люди, как правило, старшие по возрасту (вожди или старейшины ). Все важнейшие вопросы жизни общины решались на сходке всех ее взрослых членов.

С проблемой общественного устройства первобытных народов тесно связана проблема половых отношений. У человекообразных обезьян существуют гаремные семьи: только вожак и его приближенные участвуют в размножении, используя всех самок своей группы. Ученые предполагают, что у древних людей после ликвидации системы доминирования вожака половые отношения приобрели форму промискуитета - каждый мужчина в группе считался мужем каждой женщины. Позже появилась экзогамия - запрет на вступление в брак внутри родовой общины. Сложился дуально-родовой групповой брак , при котором мужчины одного рода вступали в брак только с женщинами другого рода и наоборот. Данный обычай способствовал биологическому про­грессу человечества.

Родовые общины объединялись в племена . Первоначально в племени было два рода, которые участвовали в групповом браке, затем родов становилось все больше. Со временем появились ограничения и в групповом браке. Члены рода разделялись на группы по возрасту (браки разрешались только между соответствующими возрастными группами). Затем сложился парный брак , который первоначально был очень непрочным.

Долгое время господствовало представление, что в своем развитии родовая организация прошла два этапа - матриархата и патриархата . При матриархате счет родства велся по материнской линии, а мужья переходили жить в род жены. При патриархате основной ячейкой общества становится большая патриархальная семья во главе со старшим мужчиной. В настоящее время высказываются мнения, что эти два этапа не были универсальными для всех первобытных народов.

Достижения людей палеолита . В качестве материала для изготовления орудий труда и охоты кроманьонцы использовали, прежде всего, кремень, а также обсидиан, яшму и иные породы твердого, но легко раскалывающегося камня. Наряду с универсальным ручным рубилом появились специализированные орудия для разных целей. Шкуры обрабатывали каменным скреблом, прокалывали в них дырки проколкой или остроконечником, резали ножом, резцом и т.д. Изготавливали и составные орудия: к деревянной рукоятке привязывали обработанный камень, и получалось копье, топор. Режущие края орудий научились заострять с помощью нажатий и легких ударов (ретушь).

Холодный климат привел к появлению одежды и совершенствованию жилищ. В Западной Европе и ряде других мест для жилья широко использовались пещеры. Некогда считалось, что все первобытные люди жили в пещерах, их даже называли троглодиты (пещерные люди). Однако в Восточной Европе, в местах, где были пещеры (например, на Урале), человек селился в них далеко не всегда. Здесь обычно выкапывали круглую или овальную яму, по ее краям ставили загибавшиеся вовнутрь бивни мамонтов, которые сверху покрывали шкурами, ветками и засыпали землей. В таком «доме» обитало до пятидесяти человек.

В среднем палеолите происходит первое половозрастное разделение труда : мужчины ходили на охоту, женщины занимались собирательством, шили одежду. Дети помогали женщинам, подросшие мальчики охотились наравне с мужчинами.

Со временем человеческие племена заселили практически всю Евразию. Во времена потеплений они продвигались на север, при наступлении ледника отходили на юг.

Сорок тысяч лет назад (а может, и раньше) началось заселение Америки. Предполагается, что люди попали туда через перешеек, связывавший Чукотку и Аляску, либо по льду. В период позднего палеолита были заселены Австралия и острова Полинезии.

Для конца эпохи палеолита фиксируется сосуществование в разных частях земли различных археологических культур(археологическая культура охватывает группу стоянок со сходным инвентарем). Это свидетельствует о зарождении этнических отличий между группами населения нашей плане­ты. Еще раньше стали складываться три основные расы человечества: негроидная, европеоидная и монголоидная.

Первобытная религия и искусство . Первобытные люди много знали о мире. Они разбирались в повадках животных, в свойствах разных растений и камней, умели предсказывать погоду, лечить от ран и укусов ядовитых змей. С помощью каменных орудий делали даже хирургические операции: от­резали поврежденную руку или ногу, вскрывали череп, что­бы удалить опухоль.

Наблюдения за природными явлениями, размышления о жизни людей привели к зарождению представлений о существовании невидимых сил - духах и богах , которые влияют на природу и жизнь человека. Так зародилась религия .

Первобытная религия отличалась от религий, существующих в современном мире. Для древних людей боги и духи не были потусторонними силами, управляющими миром, они не воспринимались как нечто отличное от человека. Боги воплощались в конкретных объектах: камнях, деревьях, животных, горах. Богами считались и предки рода. Люди ощущали свою постоянную связь с такими богами. Они полагали, что могут воздействовать на них: задабривать, кормить (жертвоприношения), даже наказывать.

С религией связано первобытное искусство , проблема происхождения которого до сих пор является предметом научных дискуссий.

Предполагают, что искусство, как и религия, стало од­ним из способов осмысления окружающего мира.

Искусство зародилось еще у неандертальцев (насечки, орнаменты). При кроманьонцах наступило время его подлинного расцвета. Наиболее впечатляющим памятником времен палеолита является пещерная (наскальная) живопись. В пещерах обнаружены сотни великолепных красочных реалистичных изображений животных: мамонтов, бизонов, оленей, лошадей, медведей. Пещерные рисунки создавались от 30 до 12 тыс. лет назад. Некоторые изображения, очевидно, служили для колдовских охотничьих обрядов.

Не менее интересна скульптура палеолита. Часто это фигурки животных из камня или кости. Их также использовали в обрядовых целях (на них сохранились следы ударов, ко­торые наносились каменными наконечниками).

В отличие от изображений животных изображения людей, как правило, выполнялись абстрактно. На стенах пещер все человеческие фигуры имеют маски на лицах. Практически нет лиц и у палеолитических Венер - небольших (5 - 15 см) статуэток женщин, обычно обнаженных, изредка одетых. Немало таких статуэток найдено в Западной Европе, но больше всего в России, в районе Воронежа, а также в Прибайкалье. Историки предполагают, что это изображения прародительниц рода. Подобные скульптуры выражали также идеи материнства, плодородия.

Палеолит на территории России . Самые первые признаки пребывания человека на территории современной России некоторые археологи датируют возрастом около 1 млн. лет назад. Так, на стоянках Улалинка и У-Кан (в черте города Горно-Алтайска), Деринг-Юрях неподалеку от Якутска, Мысовая на Южном Урале обнаружены примитивные орудия труда из галек, похожие на древнейшие изделия из Восточной Африки.

Одним из самых известных мест, связанных с пребыванием древних людей, является Капова пещера в Башкирии. Там найдено более сорока выполненных красной охрой рисунков: мамонты, бизоны, дикие лошади, носороги. Возраст рисунков - 15 - 13 тыс. лет.

Уникальным является Костенко-Борщевский район около Воронежа. Здесь на небольшой территории раскопаны 24 сто­янки и 4 погребения, найдено колоссальное количество каменных и костяных орудий, статуэток, прежде всего палеолитических Венер.

На стоянке Сунгирь под Владимиром раскопаны два захоронения, сделанных 25 - 30 тыс. лет назад. В одном из них, возможно, лежал вождь племени. Вся его одежда и шапка были расшиты сотнями маленьких бусинок из бивней мамонта. Руки украшали более двадцати браслетов, изготовленных также из бивней. Еще интереснее вторая могила, где захоронены мальчик 12 - 13 лет и девочка 7- 8 лет. Их одежда также богато украшена изделиями из кости, всего собрано 7,5 тыс. бусинок. Остается загадкой, почему дети удостоились такого пышного захоронения.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Опишите основные источники наших знаний о древнейшей истории человечества.

2. Что такое антропогенез? Каковы современные взгляды на антропогенез?

3. Какие трудности пришлось преодолеть древним людям? Что позволило им преодолеть эти трудности?

4. Что такое родовая община? Могли бы люди выжить без этой организации?

5. Каковы достижения людей эпохи палеолита?

6. В чем особенности религиозных представлений первобытных людей по сравнению с современными религиями?

7. Опишите главные черты первобытного искусства.

8. Назовите известные вам памятники палеолита на территории России. Знаете ли вы о таких памятниках на территории ваше­го города, района, области, края, республики?

9. Используя дополнительную литературу, составьте сообщение о происхождении религии или искусства.

Культуры раннего палеолита:

Олдувайская (2 600 000 - 500 000 днэ) - Восточная и северная Африка, Палестина

Ашельская (1 400 000 - 60000 до н.э.) - Африка, Ближний Восток, западная и южная части Европы

Палеолит - время становления человека и общества. В нем складывается первая общественная формация - первобытно общинный строй. Длительность палеолита, вероятно, не менее 2 млн. лет. Весь палеолит характеризуется присваивающим хозяйством: люди добывали себе средства существования охотой и собирательством. Они изготовляли орудия из камня, кости и дерева. Часто для суждения об образе жизни людей у нас нет других источников кроме каменных орудий. Именно поэтому археологи, проявляют особый интерес к каменным орудиям и технике их изготовления. Археологи разработали убедительные критерии, позволяющие отличать обработанный человеком камень от необработанного. Орудие или отщеп, изготовленные человеком, имеют целый ряд устойчивых признаков, несут следы преднамеренной обработки. Как ни примитивны древнейшие каменные орудия, совершенно очевидно, что для их изготовления были необходимы абстрактное мышление и способность к сложной цепи последовательных действий. Человек видел в камне ту форму, которая была ему нужна для определенной деятельности и которая могла восполнить его биологическую невооруженность. В процессе обработки камня он выявлял эту форму. При обработке камня нельзя было обойтись только своими естественными органами: требовался посредник, т. е. второй камень, кость или дерево. Таким образом, как ни примитивны первые каменные орудия человека, они указывают на принципиально новые и сложные типы деятельности их творца. Какие виды деятельности были у человека этого времени, мы можем выяснить только по следам, сохранившимся на орудиях, и по форме их лезвий, а также и по тем остаткам, которые встречаются совместно с орудиями и несут следы их воздействия (кости животных, остатки растительной пищи и т. д.).

Палеолит относят к первобытнообщинному строю, складывающемуся в процессе длительного становления, для которого характерен коллективный труд и общая собственность. Начальную форму организации общества обычно называют первобытным человеческим стадом. Позднее оно перерастает в родовую общину.

Большинство советских исследователей делят палеолит на нижний (ранний) и верхний (поздний). В нижнем палеолите выделяют несколько сменяющих друг друга эпох: олдувайскую ("галечную культуру"), ашельскую и мустьерскую. Чем древнее эпоха, тем отрывочней имеющиеся о ней сведения и тем труднее их объяснить.

ОЛДУВАЙСКАЯ ЭПОХА

Названа по олдувайскому ущелью в Африке, где были сделаны важнейшие находки (см. гл. II). Эта эпоха выделена сравнительно недавно. Многие особенности жизни людей остаются еще неясными. Памятники ранней поры этой эпохи, относящиеся к эоплейстоцену (виллафранку), пока малочисленны и открыты только в Африке. На них были найдены примитивные каменные орудия.

Среди орудий выделяют три вида: 1) многогранники - грубо оббитые или забитые, округлые камни с многими гранями. Предполагается, что они были ударными орудиями и служили для обработки растительной и животной пищи, 2) различные орудия на отщепах, служившие для разделки туш животных, 3) чопперы - характернейшее орудие этой эпохи, имевшее режущие и рубящие функции. Любопытно, что на этом начальном этапе изготовления орудий мы встречаем не одно какое - то орудие, а целый набор, способный обеспечить снабжение людей разнообразной растительной и животной пищей (Кларк, 1977). Размеры орудий не превышают 8 - 10 см. Среди орудий есть как массивные из галек и обломков камня, так и примитивные нуклеусы и орудия на отщепах. Наиболее распространены чопперы (рис. 16). Это - массивные орудия, изготовленные, как правило, из гальки, у которой несколькими последовательными ударами стесана ее верхушка или край. Иногда лезвие оббито с двух сторон. Остальная поверхность гальки необработанная и удобна для держания орудия в руке. Лезвие чоппера массивное и неровное. Кроме чопперов для олдувайской эпохи характерны многогранники, дискоиды, сфероиды, скребла на отщепах, отщепы с зубчатыми и выемчатыми краями и др. Сами отщепы массивные и короткие, с сильно выступающим ударным бугорком и тупым углом площадки к плоскости скалывания.

Если эти орудия имеют как бы случайную форму, то их лезвия повторяются от памятника к памятнику. Определение их у специалистов не вызывает сомнений. Кроме того, олдувайские орудия найдены в культурном слое вместе с разбитыми костями животных - остатками охотничьей добычи, т. е. в такой же обстановке, как и орудия всех более поздних эпох палеолита. Рис. 16. Орудия олдувайской и ашельской эпох (по Дж. Д. Кларку)

1 - 2 - чопперы,

3 - 4 - проторубила,

5 - 6 - кливеры,

7 - 8 - рубила

Памятники олдувайской эпохи, относящиеся к виллафранку, известны пока исключительно в Африке. В Европе обнаружен лишь один памятник - с такими орудиями - грот Валлоне во Франции. Однако его виллафранкский возраст не бесспорен. Иногда олдувайскую культуру называют галечной. Это не совсем правильно, т. к. кроме галек использовалось и другое сырье. Интересно, что традиции изготовления сходных орудий переживают эпоху палеолита. На некоторых территориях "галечные" орудия известны для среднего плейстоцена. Один из районов традиционно "галечной" культуры - Южная и Юго-Восточная Азия. В Европе "галечная культура" миндельского (окского) возраста обнаружена на стоянке Вертешселлеш (Венгрия). Вместе с орудиями здесь были найдены и остатки человека типа архантропа.

Памятники развитого олдувая свидетельствуют, что древнейшая и самая продолжительная (не менее 1, 5 млн. лет) эпоха истории человека характеризовалась очень медленным прогрессом техники изготовления орудий. Находки на стоянках с сохранившимся культурным слоем позволяют рисовать картину стойбищ охотников и собирателей. Вопрос о том, какой человек был творцом этой культуры, дискуссионен. Ряд исследователей связывают ее с человеком умелым (Homo (?) habilis).

Самое распространенное мнение, что ашель на ранних этапах развития связан с архантропами, а на позднем - с палеоантропами.

Начало ашельской эпохи отмечено появлением новых типов орудий - ручного рубила и колуна (рис. 18, 5, 6), которые крупнее орудий олдувайской эпохи. Ручное рубило - крупное массивное орудие (до 35 см), полученное из куска камня или отщепа двусторонней оббивкой. Чаще всего оно имеет один заостренный конец и два продольных массивных лезвия. Общая форма овальная или миндалевидная. Нередко второй конец оставался необработанным. Рубило - первое орудие, имеющее выдержанную форму и легко опознаваемое даже неспециалистом. Рубящий край и заостренный конец свидетельствуют, что ручное рубило было уникальным орудием. Рубило, "являясь ударным орудием, в то же время служило и для выкапывания из земли корней, добывания мелких животных, расчленения туш убитых животных, обработки дерева и кости" (Монгайт, 1973).

Колуном или кливером называют другой тип двусторонне обработанного крупного орудия, имеющего необработанное ретушью поперечное лезвие и симметрично оббитые края.

Для раннеашельских орудий характерно небольшое число сколов обработки, негативы сколов короткие и глубокие, края неровные.

Экспериментально доказано, что подобные сколы снимались при ударах по камню каменным отбойником. В среднем ашеле эта техника обработки каменным отбойником сменяется более совершенной - используется отбойник из более мягких материалов - кости, рога, дерева. Он позволяет выравнивать поверхность орудия тонкими снятиями. Сами орудия становятся тоньше, изящней и симметричней, продольные края - ровными и тонкими, скорее режущими, чем рубящими.

В ашельских комплексах сохраняются чопперы, скребла, орудия с зубчатыми и выемчатыми краями, характерные еще для олдувайской эпохи. Значительно возрастает число орудий, изготовленных на отщепах, разнообразятся скребла, скребки, острия. Да и сами отщепы становятся тоньше и правильнее.

В конце ашеля возникает так называемая техника леваллуа, для которой характерна тщательная подготовка нуклеуса. В результате форма заготовки становится более удлиненной, тонкой и правильной.

Ашельские стоянки представляют собой охотничьи стойбища. Они имеют мощный культурный слой с костями крупных животных.

В ашеле уже удается выделять памятники, разные по хозяйственной деятельности, - охотничьи кратковременные лагеря, мастерские по добыче кремневого сырья и долговременные базовые стоянки с довольно сложным хозяйством. Ашельский человек селился как на открытом воздухе, так и в пещерах. И там и здесь сохранились следы его искусственных жилищ. Особенно интересные данные получены при раскопках Люмлея в Ницце на стоянках

Терра - Амата и в гроте Лазаре (Lumley, 1966 и др.). Первое из них раннеашельское открытое поселение с рядом культурных слоев, свидетельствующих о том, что человек неоднократно возвращался на это место. Здесь были обнаружены овальные скопления культурных остатков, по границам которых были прослежены ямки от столбов и каменные блоки. Внутри скопления располагались очаги. А. Люм - лей реконструирует эти овальные жилища как хижины, построенные из веток и жердей. В гроте Лазаре была обнаружена овальная жилая площадка, примыкающая к одной из стен грота. Площадка была отгорожена от остальной части грота кладкой из камней. Внутри площадки группировались культурныеостатки и два очага. Видимо, это была пристройка к стене грота с вертикальными стенками и наклонной кровлей, сооруженной из жердей и шкур. Остатки очагов свидетельствуют о широком использовании огня.

На нескольких ашельских памятниках были найдены остатки деревянных орудий: в Клектоне (Англия), в Лерингене (ГДР), в Торральбе (Испания) и в Каламбо (Африка). Чаще это обломки деревянных копий. Предполагают, что они были не метательными орудиями, а ударными.

Ашельские стоянки распространены значительно шире, чем ол - дувайские. Ашельские памятники известны в Африке. Передней, Южной и Юго - Восточной Азии. Много их в Западной Европе (Франция, Англия, Бельгия, Италия, Испания). В Средней и Восточной Европе их значительно меньше. На территории СССР ашельские памятники немногочисленны и относятся ко второй половине ашеля. Приурочены они к южным районам (Кавказ, Молдавия, Приднестровье и Приазовье, Средняя Азия и Казахстан).

В нашей литературе долгое время господствовали взгляды С. Н. Замятина (1951) о том, что древнепалеолитическая культура была повсюду почти однородна и что локальные различия начали возникать лишь в верхнем палеолите. Теперь, когда накопилось много новых материалов, представления С. Н. Замятнина устарели. В ашеле отмечена локальная изменчивость инвентаря. По набору орудий выделяют три типа стоянок: на одних встречаются чопперы и отщепы (рубила и колуны отсутствуют), на других - рубила и отщепы (северный ашель), на третьих - рубила, чопперы, колуны й отщепы (южный ашель). Иногда разные типы ашельского инвентаря отмечаются для соседних стоянок. В других случаях выявляются территории, где стоянки имеют одинаковый набор инвентаря. Например, в Пенджабе доминируют памятники с чопперами, отщепами, рубила очень редки, а в Южной Индии преобладают памятники с рубилами, колунами, отщепами и чопперами. В Южной Европе встречается ашель с рубилами, колунами и чопперами, а во Франции, как правило, ашель с рубилами и отщепами. В СССР ашельские памятники с рубилами известны лишь на Кавказе и на юге Средней Азии и т. д.

Причина возникновения этих вариантов еще не совсем выяснена. Их возникновение одни исследователи объясняют различиями в экологических условиях, другие - особенностями хозяйства, третьи - характером используемого для орудий сырья. Наконец, ряд исследователей видят в них отражение этнических традиций, закрепленных в технике и форме орудий.

Археологические материалы, несмотря на свою фрагментарность, рисуют картину социальной и хозяйственной жизни ашельского человека. Охота на крупных животных требовала тесного сплочения коллектива и достаточного вооружения. Каменные орудия представлены целым набором орудий, служивших для выполнения различных работ (резание, скобление, рубка и т. д.). Стоянки различного хозяйственного назначения свидетельствуют еще об одной форме поведения, вероятно связанной с разделением труда (охотничьи лагеря, базовые стоянки, мастерские по добьие каменного сырья). Ашельский человек использовал огонь, а возможно, и добывал его. Он строил жилища и подолгу жил на одном месте или по многу раз возвращался на одно и то же место. Cчитается, что наиболее примитивная культура обработки камня - олдувайская культура (олдованская культура, галечная культура периода нижнего палеолита) -, когда для получения острого края камень раскалывался обычно просто пополам, без дополнительной доработки; возникла около 2,7 миллионов лет назад, исчезла около 1 миллиона лет назад (первые галечные орудия могли выделывать ещё австралопитеки, последние - архантропы).

Этимологические аспекты: название культуры дано по части Восточно-Африканской рифтовой системы - Олдувайскому ущелью в Серенгети, в Танзании, в районе кратера Нгоронгоро: Луисом Лики и его женой Мэри были обнаружены остатки многослойных поселений эпохи палеолита - нижние слои (около 1,7 - 1,8 млн лет назад) дали название олдувайской культуре. Известно, что в 1961 году Джонатаном Лики здесь был обнаружен человек умелый - на основании своих находок семья Лики выдвинула гипотезу африканского происхождения человека с первичной локализацией в том числе и в районе Олдувайского ущелья.