Образная система романа «Война и мир» Толстого. Жанровое и художественное своеобразие романа "Война и мир". Система образов Самая простая классификация

Каждая прочитанная книга - это еще одна прожитая жизнь, особенно когда так проработаны сюжет и персонажи. «Война и мир» - это уникальный роман-эпопея, подобного нет ни в русской, ни в мировой литературе. Описываемые в нем события происходят в Петербурге, Москве, зарубежных поместьях дворян и в Австрии на протяжении целых 15 лет. Поражают своим масштабом и персонажи.

«Война и мир» - это роман, в котором упоминается более 600 действующих лиц. Лев Николаевич Толстой настолько метко их описывает, что тех нескольких метких характеристик, которыми удостаиваются сквозные персонажи, достаточно, чтобы сложить о них представление. Поэтому «Война и мир» - это целая жизнь во всей полноте красок, звуков и ощущений. Она стоит того, чтобы ее прожить.

Зарождение идеи и творческие искания

В 1856 году Лев Николаевич Толстой приступил к написанию повести о жизни декабриста, возвратившегося после ссылки. Временем действия должны были стать 1810-1820 годы. Постепенно период расширился до 1825 г. Но к этому времени главный герой уже возмужал и стал семейным человеком. И чтобы лучше понять его, автору пришлось вернуться в период его молодости. И она совпала со славной для России эпохой.

Но Толстой не мог написать о торжестве над бонапартовской Францией без упоминания неудач и ошибок. Теперь роман уже состоял из трех частей. Первая (по задумке автора) должна была описывать молодость будущего декабриста и его участие в войне 1812 года. Это первый период жизни героя. Вторую часть Толстой хотел посвятить восстанию декабристов. Третью - возвращению героя из ссылки и его дальнейшей жизни. Однако Толстой быстро отказался от этой идеи: слишком масштабной и кропотливой оказалась работа над романом.

Первоначально Толстой ограничил время действия своего произведения 1805-1812 годами. Эпилог, датированный 1920-м, появился значительно позже. Но волновали автора не только сюжет, но и персонажи. «Война и мир» - это не описание жизни одного героя. Центральными фигурами являются сразу несколько персонажей. А главным действующим лицом - народ, что намного масштабнее, чем возвратившийся из ссылки тридцатилетний декабрист Петр Иванович Лабазов.

Работа над романом заняла у Толстого шесть лет - с 1863 по 1869 годы. И это, не учитывая те шесть, что ушли на разработку идеи о декабристе, ставшей его основой.

Система персонажей в романе «Война и мир»

Главным действующим лицом у Толстого является народ. Но в его понимании он представляет собой не просто социальную категорию, а созидающую силу. По Толстому, народ - это все то лучшее, что есть в русской нации. Причем к нему относятся не только представители низших сословий, но и те из дворян, кому свойственно желание жить ради других.

Представителям народа Толстой противопоставляет Наполеона, Курагиных и других аристократов - завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер. Это отрицательные персонажи романа «Война и мир». Уже в описании их внешности Толстой подчеркивает механистичность их существования, бездуховность, «животность» поступков, безжизненность улыбок, эгоистичность и неспособность к состраданию. Они не способны к изменениям. Толстой не видит возможности их духовного развития, поэтому они так и остаются навсегда застывшими, отдаленными от настоящего понимания жизни.

Часто исследователи выделяют две подгруппы «народных» персонажей:

  • Те, которые наделены «простым сознанием». Они с легкость отличают правильное от дурного, руководствуясь «умом сердца». К этой подгруппе относятся такие персонажи, как Наташа Ростова, Кутузов, Платон Каратаев, Алпатыч, офицеры Тимохин и Тушин, солдаты и партизаны.
  • Те, кто «ищут себя». Воспитание и сословные барьеры мешают им соединиться с народом, однако им удается их преодолеть. К этой подгруппе относятся такие персонажи, как Пьер Безухов и Андрей Болконский. Именно эти герои показаны способными к развитию, внутренним изменения. Они не лишены недостатков, не раз ошибаются в своих жизненных исканиях, но с достоинством проходят все испытания. Иногда к этой группе относят и Наташу Ростову. Ведь и она когда-то увлеклась Анатолем, забыв о любимом князе Болконском. Война 1812 года становится для всей этой подгруппы своеобразным катарсисом, который заставляет их по-другому посмотреть на жизнь и отбросить сословные условности, которые до этого мешали им жить по велению сердца, как это и делает народ.

Самая простая классификация

Иногда персонажей «Войны и мира» разделяют еще по более простому принципу - по умению жить ради других. Возможна и такая система персонажей. «Война и мир», как и любое другое произведение - это видение автора. Поэтому все в романе происходит в соответствии с мироощущением Льва Николаевича. Народ, в понимании Толстого - это олицетворение всего лучшего, что есть в русской нации. Такие персонажи, как семья Курагиных, Наполеон, многие завсегдатаи салона Шерер, умеют жить только для себя.

По Архангельскому и Баку

  • «Прожигатели жизни», с точки зрения Толстого, дальше всего стоят от правильного понимания бытия. Эта группа живет только для себя, эгоистично пренебрегая окружающими.
  • «Вожди». Так Архангельский и Бак называет тех, кто думает, что управляют историей. К этой группе, например, авторы относят Наполеона.
  • «Мудрецы» - это те, кто понял истинное мироустройство и смог довериться провидению.
  • «Обычные люди». К этой группе, по мнению Архангельского и Бака, относятся те, кто умеет слушать свое сердце, но особо никуда не стремится.
  • «Правдоискатели» - это Пьер Безухов и Андрей Болконский. Они весь роман мучительно ищут истину, стремятся понять, в чем состоит смысл жизни.
  • В отдельную группу авторы учебника выделяют Наташу Ростова. Они считают, что она одновременно близка и к «обычным людям», и к «мудрецам». Девушка с легкостью постигает жизнь эмпирическим путем и умеет слушать голос своего сердца, но самое главное для нее - это семья и дети, как и должно быть, по мнению Толстого, у идеальной женщины.

Можно рассмотреть еще множество классификаций персонажей «Войны и мира», однако все они в конечном счете сводятся к самой простой, которая полностью отображает миропонимание автора романа. Ведь он видел истинное счастье в служении другим. Поэтому положительные («народные») герои умеют и хотят это делать, а отрицательные - нет.

Л.Н. Толстой «Война и мир»: персонажи женские

Любое произведение является отображением авторского видения жизни. По Толстому, высшим предназначение женщины является забота о муже и детях. Именно хранительницей очага читатель и видит Наташу Ростову в эпилоге романа.

Все положительные женские образы персонажей «Война и мир» выполняют свое высшее предназначение. Счастьем материнства и семейной жизни наделяет автор и Марию Болконскую. Интересно, что она, пожалуй, является самым положительным героем романа. Княжна Марья практически не имеет недостатков. Несмотря на разностороннее образование, она все равно находит свое предназначение, как это и полагается толстовской героине, в заботе о муже и детях.

Совсем другая судьба уготована Элен Курагиной и маленькой княгине, которые не видели радости в материнстве.

Пьер Безухов

Это самый любимый персонаж Толстого. «Война и мир» описывает его человеком, который от природы обладает высокоблагородным нравом, поэтому с легкостью понимает народ. Все его ошибки обусловлены аристократическими условностями, внушенными ему воспитанием.

На протяжении романа Пьер переживает множество душевных травм, однако не озлобляется и не становится менее добродушным. Он предан и отзывчив, часто забывает о себе в стремлении служить другим. Женившись на Наташе Ростовой, Пьер обрел ту благодать и истинное счастье, которых ему так не хватало в первом браке с насквозь фальшивой Элен Курагиной.

Лев Николаевич очень любит своего героя. Он детально описывает его становление и духовное развитие с самого начала и до конца. Пример Пьера показывает, что главным для Толстого представляется отзывчивость и преданность. Автор вознаграждает его счастьем со своей любимой женской героиней - Наташей Ростовой.

Из эпилога можно понять будущее Пьера. Изменив себя, он стремится трансформировать общество. Он не приемлет современных ему политических устоев России. Можно предположить, что Пьер будет участвовать в декабристском восстание или, по крайней мере, его активно поддерживать.

Андрей Болконский

Впервые читатель встречается с этим героем в салоне Анны Павловны Шерер. Он женат на Лизе - маленькой княгине, как ее называют, и в скором времени станет отцом. Ведет себя Андрей Болконский со всеми завсегдатаями Шерер крайне высокомерно. Но вскоре читатель замечает, что это только маска. Болконский понимает, что окружающим не понять его духовных исканий. Совсем по-другому он разговаривает с Пьером. Но Болконскому в начале романа не чуждо амбициозное стремление к достижению высот на военном поприще. Ему кажется, что он стоит выше аристократических условностей, но оказывается, что его глаза так же зашорены, как и у остальных. Андрей Болконский слишком поздно понял, что зря отказался от своих чувств к Наташе. Но это озарение приходит к нему только перед самой смертью.

Как и другие «ищущие» персонажи романа «Война и мир» Толстого, Болконский всю свою жизнь пытается найти ответ на вопрос, в чем состоит смысл существования человека. Но понимает высшую ценность семьи слишком поздно.

Наташа Ростова

Это любимый женский персонаж Толстого. Впрочем, вся семья Ростовых представляется автору идеалом дворян, живущих в единстве с народом. Наташу нельзя назвать красивой, но она живая и привлекательная. Девушка хорошо чувствует настроение и характеры людей.

По Толстому, внутренняя красота не сочетается с внешней. Наташа привлекательна за счет своего характера, но главными ее качествами являются простота и близость к народу. Однако в начале романа она живет в собственной иллюзии. Разочарование в Анатоле делают ее взрослой, способствуют взрослению героини. Наташа начинает посещать церковь и в конечном счете находит свое счастье в семейной жизни с Пьером.

Марья Болконская

Прототипом этой героини выступила мать Льва Николаевича. Неудивительно, что она практически полностью лишена недостатков. Она, как и Наташа, некрасива, но обладает очень богатым внутренним миром. Как и другие положительные персонажи романа «Война и мир», в конце она так же становится счастливой, став хранительницей очага в собственной семье.

Элен Курагина

У Толстого многогранна характеристика персонажей. «Война и мир» описывает Элен как жеманную женщину с фальшивой улыбкой. Читателю сразу становится ясно, что за внешней красотой нет никакого внутреннего наполнения. Женитьба на ней становится для Пьера испытанием и не приносит счастья.

Николай Ростов

Основа любого романа - это персонажи. «Война и мир» описывает Николая Ростова как любящего брата и сына, а также настоящего патриота. Лев Николаевич видел в этом герое прототип своего отца. Пройдя тяготы войны, Николай Ростов выходит в отставку, чтобы оплатить долги своей семьи, и находит свою истинную любовь в лице Марьи Болконской.

Жанровое и художественное своеобразие романа "Война и мир". Система образов

"Каждый исторический факт надо объяснять человечески", - писал Толстой. По жанровой форме "Война и мир" не исторический роман, а... семейная хроника, точно так же, как "Капитанская дочка" - не история пугачевского бунта, а непритязательный рассказ о том, как "Петруша Гринев женился на Маше Мироновой"; так же, как "энциклопедия русской жизни" "Евгений Онегин" - хроника жизни обычного светского молодого человека первой четверти XIX века.

"Война и мир" - хроника жизни нескольких семейств: Болконских, Ростовых, Курагиных; жизни Пьера Безухова - ничем не примечательного рядового дворянина. И в этом подходе к истории есть своя очень глубокая правота. Историческое событие интересно не только само по себе. Оно чем-то подготавливается, формируется, какие-то силы приводят к его реализации - а затем оно длится столько, сколько отражается на истории страны, на судьбах людей. Историю страны можно рассматривать и изучать с различных точек зрения - политической, экономической, научной: издание указов и законов, формирование правительственной линии и противостоящие ей группировки и т. д. Можно изучать ее и иначе: сквозь призму рядовых судеб граждан страны, разделивших со своим народом общую судьбу. Именно такой подход к изучению истории избирает в "Войне и мире" Толстой.

Как известно, писатель учился в Казанском университете. И учился, надо сказать, небрежно, так что брат Сергей Николаевич отзывался о нем в ту пору как о "пустячном малом". Особенно часто пропускал юный Толстой лекции по истории: профессор Иванов указывает на его "совершенную безуспешность в истории" и не допускает к переводным экзаменам (в результате чего, кстати, Толстой перевелся с филологического факультета на юридический, где так же упорно не посещал лекций по истории). Но это свидетельствует не о лени студента Льва Толстого и не об отсутствии у него интереса к истории. Его не устраивала сама система преподавания, отсутствие в ней общей концепции. "История, -говорил он одному из соучеников, - это не что иное, как собрание басен и бесполезных мелочей, пересыпанных массой ненужных цифр и собственных имен..." И в этих словах уже слышен голос будущего автора "Войны и мира".

Толстой выдвигает свою концепцию: истории-науке, оперирующей набором "басен и бесполезных мелочей", он противопоставляет историю-искусство, основанную на философском изучении законов истории средствами художественного творчества. В 70-е годы Толстой так формулировал свое кредо: "История-искусство, как и всякое искусство, идет не вширь, а вглубь, и предмет ее может быть описание жизни всей Европы и описание месяца жизни одного мужика в XVI веке".

"Не вширь, а вглубь…" Толстой говорит в сущности о том, что целью историка должно быть не простое коллекционирование и упорядочение реальных фактов, но их осмысление, их анализ; что умение воссоздать месяц жизни рядового человека даст людям большее понятие о сущности исторического периода и о духе времени, чем труды ученых-историков, знающих наизусть все имена и даты.

При всей новизне формулировки понятия "история-искусство", позиция Толстого органична и традиционна для русской литературы. Достаточно вспомнить, что первый значительный исторический труд "История Государства Российского" создан писателем Н.М. Карамзиным. Кредо Пушкина - "История народа принадлежит поэту", его исторические и историко-поэтические, художественные произведения открыли возможность нового понимания и толкования истории. Гоголевский "Тарас Бульба" - поэтическая картина и художественный анализ одной из важнейших эпох истории Украины... А разве для познания идей и противоречий декабризма "Горе от ума" даст меньше, чем труды академика М.В. Нечкиной?!

Толстой осмыслил, собрал воедино и воплотил в "Войне и мире" стремление русской культуры к "поэтическому проницанию истории" (Одоевский В.Ф. Русские ночи. - Л.: 1975). Он утвердил принципы истории-искусства как магистрального пути развития русской исторической литературы. Они актуальны и сегодня. Вспомним, к примеру, повесть А.Солженицына "Один день Ивана Денисовича" - произведение, говорящее о сталинской эпохе так, как удается сказать редкому профессиональному ученому-историку.

История-искусство отличается от истории-науки самим подходом; центральным объектом история-искусство избирает последовательную и целостную картину жизни множества рядовых участников эпохи - они, по мнению Толстого, и определяют характер и ход истории. "Предмет истории есть жизнь народов и человечества". "Движение народов производят не власть, не умственная деятельность, даже не соединение того и другого, как то думали историки, но деятельность всех людей, принимающих участие в событии..." Так определено кредо автора во второй части эпилога к "Войне и миру", где Толстой напрямую излагает свои художественно-исторические взгляды, стремясь философски их обосновать и доказать их правомерность.

Сложнейшая художественно-историко-философская ткань романа сплетается из бытописания и исторических картин, из изображения эпохальных событий в жизни народа и кульминационных минут жизни частных лиц - великих и неизвестных, реальных и вымышленных; из речи повествователя и страстных монологов самого автора, как бы вышедшего на авансцену и отстранившего своих героев, остановившего действие романа, чтобы о чем-то наиважнейшем поговорить с читателем, резко оспорить общепринятую точку зрения профессиональных историков, обосновать свои принципы.

Все эти пласты романа, сопряжение масштабности эпопеи с детализацией психологического анализа и с глубиной авторских размышлений делают уникальным жанр "Войны и мира". С. Бочаров отмечал, что в этом романе "принципиально соизмеримы и равноценны в своей значительности сцены семейные и исторические" (Бочаров С. "Война и мир" Л.И. Толстого. // Три шедевра русской классики. М., 1971). Это очень верное замечание. Для Толстого бытовая, частная жизнь и жизнь историческая едины, эти сферы внутренне связаны, взаимообусловлены. То, как поведет себя человек на поле боя, на дипломатической встрече или в любой иной исторический миг, определяется теми же законами, что и его поведение в частной жизни. И истинная ценность человека, в понимании Толстого, зависит не только от его реальных достоинств, но и от его самооценки. Абсолютно прав Е. Маймин, рискнувший выразить эти отношения дробью: действительная ценность человека = достоинства человека/самооценка

Особое достоинство этой формулы в ее подвижности, динамичности: она ярко показывает изменения героев Толстого, их духовный рост или деградацию. Застывшая, неизменная "дробь" свидетельствует о неспособности героя к духовному развитию, об отсутствии у него пути. И здесь мы подходим к одному из важнейших моментов анализа романа. Герои "Войны и мира" делятся на два типа: "герои пути", то есть герои с историей, "с развитием", интересные и важные для автора в их духовном движении, и ""герои вне пути", - остановившиеся в своем внутреннем развитии. Эта довольно простая, на первый взгляд, схема очень усложнена Толстым. Среди героев "без развития" находятся не только символ внутренней пустоты Анатоль Курагин, Элен и Анна Павловна Шерер, но и Кутузов, и Платон Каратаев. А в движении, в духовном развитии героев автор исследует и вечный поиск самосовершенствования, отмечающий путь Пьера, князя Андрея, княжны Марьи, Наташи, и духовный регресс Николая Ростова или Бориса Друбецкого.

Обратимся к системе образов "Войны и мира". Она оказывается очень четкой и подчинена глубокой внутренней логике. Два героя "вне пути" оказываются не только персонажами романа, но и символами, определяющими направленность духовного движения, тяготения остальных героев. Это Кутузов и Наполеон.

Вся глубина понимания исторических процессов, вся полнота знания "последней правды" о России и духовного слияния с русским народом сконцентрированы в образе Кутузова. Это - светлый полюс романа. Образ народного полководца для Толстого во всех отношениях идеален, так что Кутузову уже как бы и некуда развиваться: его духовная задача - постоянно жить на этой высшей точке своего развития, не допустить для себя ни единого эгоистического шага.

Образ Наполеона - темный полюс романа. Холодный эгоизм, ложь, самовлюбленность, готовность ради достижения своих низких целей жертвовать чужими жизнями, даже не считая их,- таковы черты этого героя. Он тоже лишен пути, ибо его образ-предел духовной деградации. Вся дьявольская "наполеоновская идея", с 1805 года занимавшая русское общество, сконцентрирована, всесторонне проанализирована и заклеймена Толстым в образе Наполеона.

И духовный "вектор" героев "Войны и мира" может быть направлен "к Кутузову", то есть к постижению высшей правды, народной идеи развития истории, к самосовершенствованию через самоотречение, или "к Наполеону" - вниз, по наклонной плоскости: путь тех, кто боится постоянной напряженной духовной работы. И путь исканий любимых героев Толстого идет через преодоление в себе "наполеоновских" черт и идей, а путь иных - через их приятие, приобщение к ним. Именно поэтому все герои "без развития", остановившиеся, избравшие легкий путь отказа от духовной работы, объединены "наполеоновскими чертами" и образуют в русском обществе свой особый мир - мир светской черни, символизирующий "наполеоновский полюс" романа.

Образы Кутузова и Наполеона создают не только психологические, но и историко-философские полюса. Осмысливая причины возникновения войн, психологию и идеологию завоевателей, их исторические и нравственные черты, Толстой выявляет тайные механизмы действия законов истории. Он ищет те силы, что противостоят завоевательным амбициям, ищет, как и когда появляется и набирает мощь идея свободы, противостоящая идее порабощения.

Многообразный мир художествен­ного произведения не только труд­но, но даже и невозможно «втиснуть» в какие-то оп­ределенные рамки, «разложить по полочкам», разъяс­нить с помощью логических формул, понятий, гра­фиков или схем. Богатство художественного содер­жания такому анализу активно сопротивляется. Но попытаться обнаружить какую-то систему все же можно, при том необходимом условии, разумеется, что она не будет противоречить авторскому замыслу. Что было важнее всего для Толстого при со­здании «Войны и мира»? Откроем начало третьей части второго тома: «Жизнь между тем, настоящая жизнь людей со своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, со своими инте­ресами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, друж­бы, ненависти, страстей, шла, как и всегда, неза­висимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте, и вне всех возможных пре­образований. Как видите, самое главное для писателя - это настоящая жизнь, понимаемая как мощная и не­укротимая стихия, противостоящая любым явлени­ям, событиям, установленным законам, если они не совпадают с интересами простых, обыкновенных лю­дей. На этом и строится система образов в «Войне и мире». Есть люди, которые живут нормальной, естествен­ной жизнью. Это один мир. Есть другой, построен­ный на иных, неестественных интересах (карьера, власть, богатство, самолюбие и т. д.). Это мир обре­ченный, лишенный движения и развития, мир, подчи­ненный заранее установленным правилам, обрядам, регламентам, всякого рода условностям, абстракт­ным теориям, мир, который в основе своей мертв. Толстой принципиально не принимает любую тео­ретическую схоластику, отъединяющуюся от реаль­ной, простой, нормальной жизни. Так, о генерале Пфуле в романе сказано, что он из любви к теории «ненавидел всякую практику и знать ее не хотел». Именно по этой причине князю Андрею не нравится Сперанский с его «непоколебимой верой в силу ума». И даже Соня оказывается в конце концов «пустышкой», потому что в ее добродетельности есть элемент рассудочности, расчета. Любая искусствен­ность, роль, которую пытается вольно или невольно играть человек, запрограммированность (как сказали бы мы сегодня) отвергаются Толстым и его люби­мыми героями. Наташа Ростова говорит о Долохове: «У него все назначено, а я этого не люблю». Возникает представление о двух началах в жиз­ни: война и мир, зло и добро, смерть и жизнь. И все действующие лица так или иначе тяготеют к одному из этих полюсов. Одни выбирают цель жиз­ни сразу и не испытывают никаких колебаний - Курагины, Берг. Другие проходят через долгий путь мучительных колебаний, ошибок, поисков, но в конечном счете «прибиваются» к одному из двух берегов. Не так-то просто было, например, Борису Друбецкому преодолеть себя, свои нормальные чело­веческие чувства, прежде чем он решился сделать предложение богатой Жюли, которую он не только не любит, но, кажется, вообще терпеть не может. Система образов в романе основана на достаточно четкой и последовательной антитезе (противопоставлении) народности и анти­народности (или псевдонародности), естественного и искусственного, человечного и бесчеловечного, нако­нец, «кутузовского» и «наполеоновского». Кутузов и Наполеон образуют в романе два свое­образных нравственных полюса, к которым тяготеют или от которых отталкиваются различные действую­щие лица. Что касается любимых толстовских геро­ев, то они как раз показаны в процессе постоянного изменения, преодоления замкнутости и эгоистической односторонности. Они в дороге, в пути, и уже одно это делает их дорогими и близкими автору.

Многообразный мир художествен-ного произведения не только труд-но, но даже и невозможно «втиснуть» в какие-то оп-ределенные рамки, «разложить по полочкам», разъяс-нить с помощью логических формул, понятий, гра-фиков или схем. Богатство художественного содер-жания такому анализу активно сопротивляется. Но попытаться обнаружить какую-то систему все же можно, при том необходимом условии, разумеется, что она не будет противоречить авторскому замыслу.

Что было важнее всего для Толстого при со-здании «Войны и мира»? Откроем начало третьей части второго тома: «Жизнь между тем, настоящая жизнь людей со своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, со своими инте-ресами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, друж-бы, ненависти, страстей, шла, как и всегда, неза-висимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте, и вне всех возможных пре-образований.

Как видите, самое главное для писателя — это настоящая жизнь, понимаемая как мощная и не-укротимая стихия, противостоящая любым явлени-ям, событиям, установленным законам, если они не совпадают с интересами простых, обыкновенных лю-дей. На этом и строится система образов в «Войне и мире».

Есть люди, которые живут нормальной, естествен-ной жизнью. Это один мир. Есть другой, построен-ный на иных, неестественных интересах (карьера, власть, богатство, самолюбие и т. д.). Это мир обре-ченный, лишенный движения и развития, мир, подчи-ненный заранее установленным правилам, обрядам, регламентам, всякого рода условностям, абстракт-ным теориям, мир, который в основе своей мертв.

Толстой принципиально не принимает любую тео-ретическую схоластику, отъединяющуюся от реаль-ной, простой, нормальной жизни. Так, о генерале Пфуле в романе сказано, что он из любви к теории «ненавидел всякую практику и знать ее не хотел». Именно по этой причине князю Андрею не нравится Сперанский с его «непоколебимой верой в силу ума». И даже Соня оказывается в конце концов «пустышкой», потому что в ее добродетельности есть элемент рассудочности, расчета. Любая искусствен-ность, роль, которую пытается вольно или невольно играть человек, запрограммированность (как сказали бы мы сегодня) отвергаются Толстым и его люби-мыми героями. Наташа Ростова говорит о Долохове: «У него все назначено, а я этого не люблю».

Возникает представление о двух началах в жиз-ни: война и мир, зло и добро, смерть и жизнь. И все действующие лица так или иначе тяготеют к одному из этих полюсов. Одни выбирают цель жиз-ни сразу и не испытывают никаких колебаний — Курагины, Берг. Другие проходят через долгий путь мучительных колебаний, ошибок, поисков, но в конечном счете «прибиваются» к одному из двух берегов. Не так-то просто было, например, Борису Друбецкому преодолеть себя, свои нормальные чело-веческие чувства, прежде чем он решился сделать предложение богатой Жюли, которую он не только не любит, но, кажется, вообще терпеть не может. Материал с сайта

Система образов в романе основана на достаточно четкой и последовательной антитезе (противопоставлении) народности и анти-народности (или псевдонародности), естественного и искусственного, человечного и бесчеловечного, нако-нец, «кутузовского» и «наполеоновского».

Кутузов и Наполеон образуют в романе два свое-образных нравственных полюса, к которым тяготеют или от которых отталкиваются различные действую-щие лица. Что касается любимых толстовских геро-ев, то они как раз показаны в процессе постоянного изменения, преодоления замкнутости и эгоистической односторонности. Они в дороге, в пути, и уже одно это делает их дорогими и близкими автору.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • Антитеза естественного и искусственного в романе толстого война и мир
  • родственные связи в романе война и мир схема
  • система действующих лиц в романе война и мир
  • система образов в романе война и мир часть 1
  • система образов романа война и мир

Специфика системы образов романа «Война и мир» определяется прежде всего единым центром («мысль народ­ная»), по отношению к которому характеризуются все герои романа. В группу персонажей, которые входят в общенародный «мир» (в на­цию) или в процессе жизненных исканий находит путь соединения с ним, входят «любимые» автором герои - Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья. Они относятся к типу романных героев, в отличие от эпических, к которым среди персонажей «мира» принадлежит Кутузов. Эпические образы обла­дают такими качествами, как статичность, монументальность, по­скольку воплощают неизменные качества.

Так в образе Кутузова представлены лучшие качества русского на­ционального характера. Эти качества можно обнаружить и в роман­ных героях, но они обладают изменчивостью, постоянно находятся в процессе поисков истины и своего места в жизни и пройдя через путь ошибок и заблуждений, приходят к решению своих проблем через единение со всей нацией - «миром». Таких героев еще называют «ге­роями пути», они интересны и важны для автора, поскольку вопло­щают идею необходимости духовного развития, поиска пути самосо­вершенствования для каждого человека. В противоположность им среди романных персонажей выделяются «герои вне пути», остано­вившиеся в своем внутреннем развитии и воплощающие авторскую мысль: «спокойствие - душевная подлость» (Анатоль и Элен Кураги­ны, Анна Павловна Шерер, Вера, Берг, Жюли и другие). Все они вхо­дят в группу персонажей, которые находятся вне нации, отделены от общенационального «мира» и вызывают крайнее неприятие автора.

При этом критерием определения места персонажа в системе об­разов по отношению к «мысли народной» является его поведение во время Отечественной войны 1812 года. Вот почему среди «героев пути» оказывается и такой персонаж, как Борис Друбецкой, кото­рый проходит свой путь исканий, но, озабоченный эгоистическими интересами, он меняется не к лучшему, а духовно деградирует. Ес­ли вначале он овеян поэзией чисто русской семьи Ростовых, то за­тем в своем стремлении сделать во что бы то ни стало карьеру и вы­годно жениться он сближается с семьей Курагиных - входит в круг Элен, а потом, отказавшись от любви к Наташе, ради денег и поло­жения в обществе женится на Жюли. Окончательная оценка этого персонажа дается во время Бородинского сражения, когда Друбец­кой в момент наивысшего единения всей нации озабочен лишь своими эгоистическими корыстными интересами, рассчитывая, ка­кой исход сражения ему выгоднее с точки зрения карьеры.

С другой стороны, среди «героев вне пути» оказывается Николай Ростов, кровно связанный с самой любимой автором семьей, вопло­тившей в себе лучшие черты национального характера. Безуслов­но, это относится и к Николаю Ростову, но этот образ интересен пи­сателю с другой точки зрения. В отличие от исключительных, неординарных натур, подобных князю Андрею и Пьеру, Николай Ростов - типичный средний человек. В нем воплотилось то, что присуще большей части дворянской молодежи. Толстой убедитель­но показывает, что главная опасность, таящаяся в таком характере, это отсутствие самостоятельности, независимости мнений и поступ­ков. Недаром Николай так комфортно чувствует себя в условиях армейской жизни, не случайно у него всегда есть кумиры, которым он во всем подражает: сначала Денисов, потом Долохов. Человек, подобный Николаю Ростову, может проявить прекрасные черты своей натуры - доброту, честность, храбрость, истинный патрио­тизм, искреннюю любовь к близким, но может, как это следует из разговора между Николаем и Пьером в эпилоге, оказаться послуш­ной игрушкой в руках тех, кому он подчиняется.

В художественном полотне «Войны и мира» протягиваются нити «сцеплений» между разными группами персонажей. Единение всех слоев общества перед лицом опасности, грозящей отечеству, всей нации, показано через образные параллели, связывающие пред­ставителей различных групп дворянства и народа: Пьер Безухов - Платон Каратаев, княжна Марья - «божьи люди», старый князь Болконский - Тихон, Николай Ростов - Лаврушка, Кутузов - Малаша и другие. Но яснее всего «сцепления» проявляются в свое­образных образных параллелях, Соотносимых с противопоставле­нием двух основных контрастных человеческих типов. Удачное на­звание придумал для них критик Н.Н. Страхов - «хищный» и «смирный» типы людей. В наиболее полном, законченном, «мону­ментальном» виде это противопоставление представлено в образах эпических героев произведения - Кутузове и Наполеоне. Отрицая культ Наполеона, изображая его как «хищный тип», Толстой созна­тельно снижает его образ и противопоставляет образу Кутузова - истинно народного вождя, воплощающего дух нации, простоту и ес­тественность народа, его гуманистическую основу («смирный тип»). Но не только в монументально-эпических образах Наполеона и Ку­тузова, но и в отдельных человеческих судьбах других - романных - героев как бы преломляются представления о «хищном» и «смирном» типе, что создает единство образной системы - роман­ной и реализующей жанровые признаки эпопеи. При этом герои варьируются, дублируя друг друга и как бы перетекая друг в друга. Так, например, уменьшенным вариантом Наполеона в «романной» части оказывается Долохов, человек, который и в мирное время су­мел привнести войну, агрессию. Черты Наполеона можно найти и в других персонажах, таких, как Анатоль Курагин, Берг и даже Элен. С другой стороны, Петя Ростов, подобно Кутузову, на войне умудряется сохранить домашний мирный уклад (например, в сце­не, когда он предлагает партизанам изюм). Подобные параллели можно продолжить. Можно сказать, что к образам Наполеона и Ку­тузова, к «хищному» и «смирному» типу, тяготеют практически все персонажи «Войны и мира», разделенные тем самым на людей «войны» и людей «мира». Так оказывается, что «Война и мир» - это изображение двух универсальных состояний человеческого бытия, жизни общества. Наполеон, по мысли Толстого, воплощает в себе сущность современной цивилизации, выражающуюся в культе личной инициативы и сильной личности. Именно этот культ и вно­сит в современную жизнь разобщенность и всеобщую враждебность. Ему противостоит у Толстого начало, воплощенное в образе Кутузо­ва, человека, отрешившегося от всего личного, не преследующего никакой личной цели и в силу этого умеющего угадывать историче­скую необходимость и своей деятельностью способствующего ходу истории, в то время как Наполеону только кажется, что это он управляет историческим процессом. Кутузов у Толстого олицетво­ряет начало народное, народ же представляет собой духовную це­лостность, опоэтизированную автором «Войны и мира». Эта целост­ность возникает только на основе культурных традиций и преданий. Утрата их превращает народ в злобную и агрессивную толпу, единство которой держится не на общем начале, а на начале индивидуалистическом. Такую толпу представляет собой наполео­новская армия, идущая на Россию, а также люди, растерзавшие Верещагина, которого Растопчин обрекает на смерть.

Но, безусловно, проявление «хищного» типа в большей мере от­носится к тем героям, которые стоят вне нации. Они воплощают вненациональную среду, вносящую в общенародный «мир» атмо­сферу вражды и ненависти, лжи и фальши. С этого и начинается роман. Салон Анны Павловны Шерер похож на прядильную мас­терскую с ее упорядоченным, механическим раз и навсегда заве­денным ритмом. Здесь все подчинено логике благопристойности и приличий, но нет места естественному человеческому чувству. Вот почему Элен, принадлежащая к этому обществу, несмотря на ее внешнюю красоту, признается автором эталоном ложной красоты.

Ведь внутренняя сущность Элен безобразна: она эгоистична, коры­стна, безнравственна и жестока, то есть целиком отвечает тому ти­пу, который определен как «хищный».

Чужеродными с самого начала выглядят в этой среде любимые герои Толстого - князь Андрей и Пьер. Оба не могут вписаться в этот внешне упорядоченный мир, где все исполняют свои роли. Пьер слишком естествен, а потому непредсказуем, а свободный и независимый Андрей Болконский, презирающий этот мир, никому не позволит сделать себя игрушкой в руках других людей.


Страница: [ 1 ]