Кому на руси жить хорошо герои. Герои "Кому на Руси жить хорошо" (Н.А.Некрасов): характеристика персонажей. Главные герои и их характеристика

Проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

«Кому на Руси жить хорошо» — одна из самых непонятных поэм школьного курса, так как автор затронул очень важную и неоднозначную тему – тему счастья человеческого. Об этом очень сложно говорить объективно, тем более, говорить от имени всей Руси, ведь понимание счастья у каждого свое. Однако Некрасов нашел выход из положения и создал такую многоликую систему образов, которая смогла вместить точки зрения всех основных сословных представителей. Они по-разному понимают жизнь, их позиции иногда противоречат авторской, поэтому читать становится еще интереснее. Как же все они представляют счастье?

Сам автор, Николай Некрасов, соглашается с точкой зрения единственного счастливца на Руси, Гриши Добросклонова: счастье в том, чтобы помогать своему народу «становиться гражданином», у которого есть права, а не только обязанности. Служение своему народу ценой самопожертвования – вот, что приводит душу к истинной гармонии. Звучит, конечно, парадоксально: как самоотречение может сулить счастье? Но в этом и заключается истинная природа того блаженства, которого мы все хотим достичь. Личное, эгоистическое удовольствие от жизни автор противопоставляет народному, общечеловеческому счастью и приходит к выводу, что забота о своем благосостоянии не принесет духовного удовлетворения, а без него человек деградирует и, как следствие, живет неполноценно. Дело в том, что духовную жажду можно заглушить только службой чему-то большему, чем ты сам. Например, осчастливить всю Русь – это глобальная идея, она заберет всего человека, зато не оставит ему сомнений, одиночества и внутренней пустоты. Люди на такой службе чувствуют свою нужность и принадлежность к общему делу, поэтому находятся в состоянии гармонии с миром, несмотря на мрачные перспективы «чахотки и Сибири».

Что же случится, если человек будет заботиться только о своем личном счастье? Эта деятельность принесет минутное удовлетворение, но смысла жизни она не придаст. Слишком широка душа человеческая, ее не обуздать и не исчерпать такой мелкой и суетной мыслью, как обеспечение собственного блага. Ответ на этот вопрос дает нам понять, почему же остальные герои поэмы не счастливы. Перед нами люди, симпатичные автору, но неспособные на служение глобальной идее, которая могла бы объяснить им смысл бытия и придать сил на борьбу с жизненными трудностями. Они мыслят, как рабы: если горе оказалось не таким страшным, каким могло быть, это уже счастье. У них нет высших духовных запросов, нет идеалов и целей, кроме самых простых бытовых потребностей.

Однако нельзя обобщать. Герои Некрасова, на мой взгляд, делятся на две категории: люди, не смирившиеся с рабской долей, — это Савелий, Матрена Тимофеевна и Ермил Гирин — и их антиподы - слуги богатых помещиков, которые продают свое достоинство за уютное место. Савелий, Матрена и Ермил – не холопы, у них есть воля к свободе. Они имеют право на личное счастье, они пытаются его добиться, однако дальше своих изб, которые «с краю», они не идут и «ничего не знают». Однако мы, как и семеро мужиков, хотя бы сочувствуем их незавидной крестьянской доле. Может, они еще не созрели для служения народу. Но вот барское самодурство и замашки холопского сословия отвратительны как искателям правды, так и читателям. Эти люди – закоренелые рабы своих предрассудков, им недоступно само понятие счастья, и, как следствие смысл счастья, заложенный Некрасовым.

Давно известно, что жить хорошо тому человеку, который чувствует себя нужным, и хорошо ему только там, где в нем нуждаются. На Руси испокон веков процветала несправедливость, поэтому народу нужен был заступник, нужен был Гриша Добросклонов – честный, самоотверженный народный характер, которому люди верили, за которым могли пойти и бороться за свои права. Счастье героев – это его счастье, он не отделяет себя от них. Вот почему счастлив именно он, вот почему на Руси жить хорошо: его жизнь приобрела смысл не только для него, но и для всех его сограждан.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В чём счастье герои поэмы Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"?

Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - это широкие эпическое полотно, на котором изображены последствия одного из самых значительных событий в истории России - отмены крепостного права. Крестьянство ожидало освобождения, но, выйдя на волю без земли, попало еще в более тяжелую кабалу. Об этом и повествует Некрасов в своей поэме. Он писал ее в течение двадцати лет, собирая материал «по словечку», желая охватить все социальные слои пореформенной России: от простого крестьянина до царя. Поэма не окончена – Некрасов умер, не доведя до конца задуманное. Само заглавие («Кому на Руси жить хорошо») уже ставит основную проблему всего произведения – это проблема счастья.

Начинается поэма со слов: «В каком году – рассчитывай, в какой земле - угадывай», но читатель легко может предположить время действия поэмы - 1861 год. И сразу же поэт показывает результат реформы, называя «смежные деревни», в которых живут встретившиеся на столбовой дороге крестьяне: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка, относящиеся к Пустопорожней волости Терпигорева уезда. Достаточно прозрачные названия, дающие повод судить о жизни в них. Крестьяне спорят, пытаясь найти ответ на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?». Где найти счастливого в России, сплошь состоящей из таких деревень, да и есть ли такой человек?

Главными героями произведения являются семь мужиков-странников: Роман, Демьян, Лука, братья Иван и Митродор Губины, старик Пахом и Пров, которые отправились в путешествие для того, чтобы узнать, кому же «на Руси жить хорошо»:

Кому живется весело,

Вольготно на Руси?

Форма путешествия помогает Некрасову показать жизнь всех слоев общества во всем многообразии и по всей России. В поэме читатель найдет представление о счастье и у простых крестьян, и у помещиков.

Странники решили начать поиски «вольготно» живущих на деревенской ярмарке. Они кидают клич, есть ли в праздничной толпе среди присутствующих счастливые люди, и обещают таковым налить водки. Первым приходит рассказывать о своем счастье тощий уволенный дьячок, уверяющий, что счастье «не в соболях, не в золоте, не в дорогих камнях», а в «благодушестве» и вере в царствие небесное, говорит, что тем и счастлив. Следующей приходит старуха и утверждает, что у нее на огороде уродилось «реп до тысячи», вкусных и крупных. Над бабкой посмеялись, водки не дали и сказали: «Ты дома выпей, старая, той репой закуси». Затем к странникам является солдат с медалями и говорит, что счастлив, так как был в двадцати сражениях, а не убит, били его палками, морили голодом, а он не умер. Каменотес утверждает, что счастье его заключено в большой силе – он шутя может управиться с огромным молотом. Таким образом, мы видим, что простой народ находит «вольготность» в простых вещах, в повседневных явлениях – в урожае, в хлебе, в силе, даже в «благородных болезнях». Но все это довольно жалкое подобие счастья. Странники поняли, что зря водку тратили:

Эй, счастье мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями,

Проваливай домой.

Мужикам-путешественникам советуют о счастье спросить у помещика Ермилы Гирина, который держал мельницу. По суду ее решают продать. Ермила выигрывает торг у купца, однако деньги подьячим необходимы были сразу, а у Гирина их нет. Ему пришлось обратиться к людям, пообещав вернуть их всем, что он и сделал. И люди поверили ему. Встретившись с помещиком, странники слушают его рассказ о том, каким он был добрым, как «в воскресенье светлое со всей своею вотчиной христосовался сам», утверждает, что на праздники в его дом для молитвы допускались крестьяне. Однако, хорошая жизнь закончилась с отменой крепостного права, крестьяне хоть и сочувствуют помещику, но прежде всего думают про себя:

Порвалась цепь великая,

Порвалась – расскочилася:

Одним концом по барину

Другим по мужику!...

Таким образом, читатель понимает, что и помещикам не живется счастливо на Руси. Путешественники приходят к выводу, что надо поискать в народе женского счастья. Но, вопреки их ожиданиям, рассказ Матрены Тимофеевны полон драматизма. В жизни «счастливой» крестьянки преобладают потери, горе, тяжкий труд. Горьки слова признания женщины:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого!

Разве не драматична такая ситуация? Неужели не найти мужикам истинно счастливого, довольного своей жизнью человека на обширных просторах великой Руси? Приуныли странники. Увидят ли когда они свои семьи?

Встретив Гришу Добросклонова, путешественники понимают, что перед ними истинно счастливый человек. Но счастье его не в богатстве, довольстве, покое, а в уважении народа, который видит в Грише своего заступника:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

За время поисков счастливого человека странники выросли духовно. В образе Гриши, которого они единодушно называют счастливым, просматриваются черты русских демократов: Белинского, Чернышевского, Добролюбова.

Заканчивается поэма следующим предупреждением:

Рать подымается –

Неисчислимая!

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

На многое способен русский народ, если во главе его будет такой предводитель, как Гриша Добросклонов.

В очередной раз Некрасов доказывает, что счастье для русского человека заключается не в материальных благах, а в силе духа. Ответить на вопрос, поставленный в поэме, можно следующим образом: хорошо на Руси жить тем людям, которые ищут хорошее в окружающем и стремятся сделать что-то хорошее ради счастья других. Простые крестьяне рады и богатому урожаю, а таким народным заступникам, как Гриша Добросклонов, будет «вольготно» только тогда, когда он увидит счастливый блеск в глазах окружающих.

В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» автор отвечает на основной вопрос своего творчества – в чем счастье простого русского человека.

В поэме представлены различные образы героев, которые вызывают острый читательский интерес и в нынешнее время.

Ермил Гирин

Один из ярчайших героев поэмы – Ермила Гирин. Этот крестьянин вызывал у крестьян уважение, он никогда никого не обманул, не схитрил, был честен. Всегда ставил интересы народа превыше своих. Лишь однажды подвергся он слабости ради семьи – спас от рекрутчины своего племянника. Из-за этого он чуть не повесился. Покаявшись перед крестьянами на площади, он исправил ошибку и никогда больше не допускал подобного в своей жизни.

Крестьяне настолько доверяли ему, что при покупке Ермилом мельницы вскладчину они набрали нужную ему сумму. А через две недели он на площади раздавал деньги обратно.

Присоединившись к крестьянскому бунту, Ермил Гирин попадает в острог.

Савелий Богатырь

Савелий уже видом своим напоминает старорусского богатыря. Он выступает в поэме как защитник угнетенных, как противник угнетателей. Он добр по натуре, справедлив. Он всем сердцем любит Матрену и ее сына, является единственным помощником девушки. Однако по стечению обстоятельств он недосматривает за ребенком, и его заживо съедают свиньи.

Савелий тяжело переживает эту потерю. Несмотря ни на что он в свои годы выглядит как богатырь. Хотя 20 лет провел на каторге. Он утратил веру в и в бога, и в царя.

Яким Нагой

Убеждения Якима Нагого во многом напоминают жизненную философию Савелия Корчагина. Но внешне они очень различны – один богатырь святорусский, другой – худ и внешне схож с землей-матушкой. Яким Нагой некогда работал в Петербурге, но из-за тяжбы с купцом его посадили в тюрьму. После чего он вынужден пахать землю.

Работает он много, но живет впроголодь. Когда же выходит так, что ему из-за пожара нужно вынести самое дорогое из избы, он выносит не деньги, а лубочные картинки – отдушину для своего сердца. Так Некрасов показывает поэтичность русской души, ее умение ценить прекрасное.

Матрена Тимофеевна

Матрена Тимофеевна – представительница крестьянских женщин пореформенной России. После замужества она попадает в дом, где ее не любят, эксплуатируют ее труд. Где она не получает ни похвалы, ни благодарности.

Но многие называют ее жизнь самой счастливой среди женщин, потому что живет она в среднем достатке, бита мужем всего один раз, имеет двух взрослых сыновей. Многие и не ведают о том, что она потеряла своего первого сына, который в двухлетнем возрасте был съеден свиньями. На протяжении всей своей жизни Матрена пронесла эту боль, с которой ничто не сравнится.

В поэме множество других образов, которые не менее важны для автора. К примеру, образ Гриши Добросклонова, защитника земли русской. Есть и многочисленные отрицательные образы. Но рассмотренные выше герои кажутся мне наиболее отвечающими задумке Н.А. Некрасова по обрисовке крестьянства, наиболее реалистичными и сильными.

Введение

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – одно из самых известных и важных произведений Некрасова. Оно задумывалось им как квинтэссенция его опыта писателя и общественного деятеля и должно было стать масштабной развёрнутой эпопеей, отражающей жизнь всех социальных слоёв пореформенной России. Скоротечная болезнь и смерть не дали автору полностью воплотить свой замысел: то, что мы имеем, является лишь половиной задуманной работы, изначально же Некрасовым планировалось не менее семи частей. Однако же в тех главах, которые известны нам, уже просматриваются масштаб и характерные черты народной эпопеи.

Одна из таких черт – отсутствие чётко выраженного главного героя, чья фигура проходила бы сквозь всё повествование.

Проблема главных героев в поэме

История начинается с того, как семеро крестьян отправляются в путь с целью найти на Руси счастливого человека. Зовут этих семерых Демьян, Роман, Пров, Пахом, Лука, Иван и Митродор Губины. Несмотря на то, что поначалу они кажутся главными героями «Кому на Руси жить хорошо», каких-либо ярко прописанных индивидуальных черт никто из них практически не имеет, и уже в первой части мы видим, как они «растворяются» в повествовании и становятся своего рода «художественным приёмом». Их глазами читатель смотрит на других многочисленных героев, ярких, выразительных, которые в действительности и есть главные действующие лица поэмы.

Ниже приведена краткая главных характеристика героев «Кому на Руси жить хорошо».

Ермил Гирин

Общинный председатель Ермил Гирин появляется в первой части поэмы в качестве героя истории, которую странникам рассказывают в одном из сёл. (Часто используемый здесь приём – в поэме «Кому на Руси жить хорошо» герои зачастую вводятся как персонажи вставных рассказов). Его называют первым кандидатом в счастливцы: избранный бурмистром за ум и честность, Ермил семь лет справедливо отправлял свою должность и заслужил глубокое уважение всей общины. Лишь раз позволил он себе злоупотребить властью: не отдал в рекруты младшего брата Митрия, заменив его сыном одной из крестьянок. Но совесть до того мучила Ермила, что он чуть было не покончил с собой. Положение спасло вмешательство барина, который вернул несправедливо отправленного на службу крестьянина. Однако Ермил после этого ушёл со службы и сделался мельником. Он продолжал пользоваться почётом среди крестьян: когда арендованную им мельницу продавали, Ермил выиграл торг, но у него не оказалось при себе задатка; мужики за полчаса собрали для него тысячу рублей и спасли от разорения.

Однако же история Ермила Гирина внезапно оканчивается сообщением рассказчика, что бывший бурмистр сидит в остроге. По отрывочным намёкам можно понять, что арестовали Гирина за то, что он не пожелал помогать властям усмирять бунт в своей деревне.

Матрёна Корчагина

Матрёна Тимофеевна Корчагина по прозвищу Губернаторша – один из самых ярких женских образов русской классической литературы. Матрёна – немолодая женщина «лет тридцати восьми» (для крестьянки возраст немалый), сильная, статная, по-своему величественная. В ответ на вопрос странников, счастлива ли она, Матрёна рассказывает им историю своей жизни, крайне типичную для крестьянской женщины того времени.

Она родилась в хорошей, непьющей семье, родители её любили, однако же после замужества она, как и большинство женщин, попала «с девичьей холи в ад»; родители мужа заставляли её работать, не покладая рук, свекровь и золовка над ней издевались, свёкор же был пьяницей. Муж, всё время пропадавший на заработках, не мог за неё вступиться. Единственной поддержкой ей был дед свёкра, старый Савелий. Матрёне многое пришлось пережить: издевательства родни мужа, гибель любимого первенца, домогательства господского управляющего, неурожай и голод. Терпение её сломилось, когда её мужа без очереди забрали в солдаты. Отчаявшаяся женщина пешком дошла до города, отыскала дом губернатора и бросилась в ноги его жене, прося заступиться. Благодаря помощи губернаторской жены Матрёне вернули мужа. С этих пор она и получила своё прозвище и славу счастливицы. Однако же неизвестно, что ждёт её в будущем; как говорит сама Матрёна, «Ключи от счастья женского/…/Заброшены, потеряны/ У бога самого!».

Гриша Добросклонов

Сын дьяка, семинарист Гриша Добросклонов появляется уже в эпилоге поэмы. Для автора он фигура очень важная, олицетворяющая новую социальную силу русского общества – интеллигента-разночинца, выходца из низов, всего добившегося в жизни исключительно своим умом и стараниями, но ни на мгновение не забывающего о народе, из которого он вышел.

Гриша вырос в очень бедной семье, мать его рано умерла, отцу прокормить Гришу и его брата было не по силам; лишь благодаря помощи крестьян их удалось поднять на ноги. Выросший с чувством глубокой признательности и привязанности к простому народу, Гриша уже в пятнадцать лет решает сделаться его заступником и помощником. Народное счастье для него – просвещение и свобода; в образе Гриши Добросклонова ясно просматривается тип революционера из народа, который автор хотел сделать примером для прочих сословий. Очевидно, что устами этого героя Некрасов выражает свою гражданскую позицию и собственное мировоззрение.

Заключение

Система персонажей в поэме Некрасова достаточно своеобразна: мы видим, что большинство героев фигурирует на протяжении всего одной главы, многие из них представлены как персонажи вставных историй, а семеро крестьян – сквозные фигуры произведения – в сущности, даже не являются его главными героями. Однако при помощи этой схемы автор, знакомя нас с многочисленными характерами и лицами, достигает поразительной широты и развёрнутости повествования. Многочисленные яркие персонажи поэмы «Кому на Руси жить хорошо» помогают изобразить жизнь России в истинно эпическом масштабе.

Тест по произведению

Кому на Руси жить хорошо? Данный вопрос по-прежнему волнует многих людей, и этим фактом объясняется повышенное внимание к легендарной поэме Некрасова. Автор сумел поднять тему, которая стала вечной в России – тему подвижничества, добровольного самоотречения во имя спасения отчизны. Именно служение высокой цели делает русского человека счастливым, как доказал писатель на примере Гриши Добросклонова.

«Кому на Руси жить хорошо» — одно из последних произведений Некрасова. Когда он писал его, он был уже серьезно болен: его поразил рак. Именно поэтому оно не закончено. Его по крупицам собрали близкие друзья поэта и расположили фрагменты в произвольном порядке, едва улавливая спутанную логику творца, сломленного смертельным недугом и бесконечными болями. Он умирал в мучениях и все же смог ответить на поставленный в самом начале вопрос: Кому же хорошо живется на Руси? Счастливцем в широком смысле оказался он сам, ведь преданно и самозабвенно служил интересам народа. Это служение и поддерживало его в борьбе с роковым недугом. Таким образом, история поэмы началась в первую половину 60-х годов 19 века, примерно в 1863 году (крепостное право отменили в 1861), а первая часть была готова в 1865.

Книга публиковалась фрагментарно. Пролог издали уже в январском выпуске «Современника» в 1866 году. Позже выходили и другие главы. Все это время произведение приковывало внимание цензоров и нещадно критиковалось. В 70-х годах автор написал главные части поэмы: «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир». Он планировал написать гораздо больше, но из-за стремительного развития болезни не смог и остановился на «Пире…», где выразил свою основную мысль относительно будущего России. Он верил, что такие святые люди, как Добросклонов, смогут помочь его родине, погрязшей в нищете и несправедливости. Несмотря на ожесточенные нападки рецензентов, он нашел в себе силы стоять за правое дело до конца.

Жанр, род, направление

Н.А. Некрасов называл свое творение «эпопеей современной крестьянской жизни» и был точен в своей формулировке: жанр произведения «Кому на Руси жить хорошо?» - эпическая поэма. То есть, в основании книги уживается не один род литературы, а целых два: лирика и эпос:

  1. Эпическая составляющая. В истории развития русского общества в 1860-е годы был переломный момент, когда люди приучались жить в новых условиях после отмены крепостного права и других коренных преобразований привычного жизненного уклада. Этот тяжелый исторический период и описал литератор, отображая реалии того времени без прикрас и фальши. Кроме того, в поэме есть четкий линейный сюжет и множество самобытных героев, что говорит о масштабности произведения, сравнимого разве что с романом (эпическим жанром). Также книга вобрала в себя фольклорные элементы героических песен, повествующих о ратных походах героев на вражеские станы. Все это – родовые признаки эпоса.
  2. Лирическая составляющая. Произведение написано в стихах – это главное свойство лирики, как рода. В книге также находится место авторским отступлениям и типично поэтическим символам, средствам художественной выразительности, особенностям исповеди героев.

Направление, в рамках которого была написана поэма «Кому на Руси жить хорошо», — это реализм. Однако автор существенно расширил его границы, добавив фантастические и фольклорные элементы (пролог, зачин, символика чисел, фрагменты и герои из народных преданий). Поэт избрал для своего замысла форму путешествия, как метафору поиска истины и счастья, который осуществляет каждый из нас. Сюжетную структуру многие исследователи творчества Некрасова сравнивают со строением народного эпоса.

Композиция

Законы жанра определили композицию и сюжет поэмы. Некрасов дописывал книгу в страшных мучениях, но все равно не успел закончить ее. Этим и объясняются сумбурная композиция и множество ответвлений от сюжета, ведь произведения формировали и восстанавливали по черновикам его друзья. Сам он в последние месяцы жизни был не в состоянии четко придерживаться первоначальной концепции творения. Таким образом, композиция «Кому на Руси жить хорошо?», сравнимая разве что с народным эпосом, уникальна. Она вырабатывалась в результате творческого освоения мировой литературы, а не прямого заимствования какого-то известного образца.

  1. Экспозиция (Пролог). Встреча семи мужиков – героев поэмы: «На столбовой дороженьке / Сошлись семь мужиков».
  2. Завязка – это клятва героев не возвращаться домой, пока они не найдут ответа на свой вопрос.
  3. Основная часть складывается из множества автономных частей: читатель знакомится с солдатом, счастливым тем, что его не забили, холопом, гордящимся своей привилегией доедать из господских мисок, бабкой, у которой на огороде ей на радость уродила репа… Пока поиски счастья стоят на месте, изображается медленный, но уверенный рост народного самосознания, который автор хотел показать даже больше, чем заявленное счастье на Руси. Из случайных эпизодов вырисовывается общая картина Руси: нищей, пьяной, но небезнадежной, стремящейся к лучшей доле. Кроме того, в поэме есть несколько крупных и самостоятельных вставных эпизодов, некоторые из которых даже вынесены в автономные главы («Последыш», «Крестьянка»).
  4. Кульминация. Счастливым человеком на Руси писатель нарекает Гришу Добросклонова, борца за народное счастье.
  5. Развязка. Тяжелая болезнь помешала автору закончить свой великий замысел. Даже те главы, которые он успел написать, были рассортированы и обозначены его доверенными лицами уже после его смерти. Надо понимать, что поэма не закончена, ее писал очень больной человек, поэтому данное произведение — самое сложное и запутанное из всего литературного наследия Некрасова.
  6. Финальная глава называется «Пир на весь мир». Всю ночь поют крестьяне о старом и новом времени. Добрые и полные надежды песни поет Гриша Добросклонов.
  7. О чем поэма?

    Семеро мужиков сошлись на дороге и заспорили о том, кому на Руси жить хорошо? Суть поэмы в том, что они искали ответ на этот вопрос в пути, разговаривая с представителями разных сословий. Откровение каждого из них – отдельный сюжет. Итак, герои пошли прогуляться, дабы решить спор, но лишь переругались, затеяв драку. В ночном лесу в момент драки у птицы из гнезда упал птенец, а один из мужиков его подобрал. Собеседники уселись у костра и начали мечтать, чтобы тоже обзавестись крыльями и всем необходимым для путешествия в поисках правды. Птичка пеночка оказывается волшебной и в качестве выкупа за своего птенца рассказывает людям, как найти скатерть-самобранку, которая их обеспечит едой и одеждой. Они находят ее и пируют, а во время пира клянутся найти ответ на свой вопрос вместе, но до тех пор ни с кем из родных не видеться и домой не возвращаться.

    В дороге они встречают попа, крестьянку, балаганного Петрушку, нищих, надорвавшегося работника и разбитого параличом бывшего дворового, честного человека Ермилу Гирина, помещика Гаврилу Оболт-Оболдуева, выжившего из ума Последыша-Утятина и его семейство, холопа Якова верного, божьего странника Иону Ляпушкина, но никто из них не был счастливым человеком. С каждым из них связана полная неподдельного трагизма история страданий и злоключений. Цель путешествия достигается лишь тогда, когда странники наткнулись на семинариста Гришу Добросклонова, который счастлив своим самозабвенным служением родине. Добрыми песнями он вселяет в народ надежду, этим и заканчивается поэма «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов хотел продолжить повествование, но не успел, зато дал своим героям шанс обрести веру в будущее России.

    Главные герои и их характеристика

    О героях «Кому на Руси жить хорошо» можно с уверенностью сказать, что они представляют собой законченную систему образов, которая упорядочивает и структурирует текст. Например, в произведении подчеркнуто единство семи странников. Они не проявляют индивидуальность, характер, в них выражены общие для всех черты народного самосознания. Эти действующие лица – единое целое, их диалоги, на самом деле, - коллективная речь, которая берет свое начало из устного народного творчества. Эта черта роднит поэму Некрасова с русской фольклорной традицией.

    1. Семеро странников представляют собой бывших крепостных крестьян «из смежных деревень - Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож». Все они выдвигают свои версии, кому на Руси жить хорошо: помещику, чиновнику, попу, купцу, вельможному боярину, министру государеву или царю. В их характере выражено упорство: все они демонстрируют нежелание принимать чужую сторону. Сила, отвага и стремление к истине – вот, что их объединяет. Они пылкие, легко поддаются гневу, однако отходчивость компенсирует эти недостатки. Доброта и отзывчивость делают их приятными собеседниками, даже несмотря на некоторую дотошность. Их нрав суров и крут, но и жизнь не баловала их роскошью: бывшие крепостные все время гнули спину, работая на барина, а в после реформы никто не позаботился пристроить их подобающим образом. Так и скитались они на Руси в поисках истины и справедливости. Сам поиск характеризует их, как людей серьезных, вдумчивых и основательных. Символическое число «7» означает намек на удачу, что ожидала их в конце пути.
    2. Главный герой – Гриша Добросклонов, семинарист, сын дьячка. По натуре он мечтатель, романтик, любит слагать песни и радовать народ. В них он рассуждает о судьбе России, о ее несчастьях, и в то же время о ее могучей силе, которая когда-то выйдет и сокрушит несправедливость. Хоть он и идеалист, его характер тверд, как и его убеждения посвятить свою жизнь служению истине. Персонаж чувствует в себе призвание быть народным вождем и певцом Руси. Он счастлив принести себя в жертву высокой идее и помочь своей отчизне. Однако автор намекает, что его-то как раз ждет нелегкая доля: остроги, ссылки, каторги. Власть не хочет слышать голос народа, она попытается его заткнуть, и тогда Гриша будет обречен на мучения. Но Некрасов всеми силами дает понять, что счастье – состояние духовной эйфории, и познать его можно лишь, будучи вдохновленным высокой идеей.
    3. Матрена Тимофеевна Корчагина главная героиня, крестьянка, которую соседи зовут счастливицей за то, что она отмолила у супруги военачальника своего супруга (его, единственного кормильца семьи, должны были забрать в рекруты на 25 лет). Однако история жизни женщины раскрывает не везение или удачу, а горе и унижения. Она познала потерю единственного ребенка, гнев свекрови, каждодневный, изматывающий труд. Подробная и ее судьба описана в эссе на нашем сайте, обязательно посмотрите.
    4. Савелий Корчагин – дедушка мужа Матрены, настоящий русский богатырь. В свое время он убил немца-управляющего, который нещадно издевался над доверенными ему крестьянами. За это сильный и гордый мужчина поплатился десятилетиями каторги. По возвращению он был уже ни на что не годен, года заключения растоптали его тело, но не сломили его волю, ведь, как и прежде, он горой стоял за справедливость. Про русского мужика герой всегда говорил: «И гнётся, да не ломится». Однако сам того не ведая, дедушка оказывается палачом собственного правнука. Он не углядел за ребенком, и того съели свиньи.
    5. Ермил Гирин – человек исключительной честности, бурмистр в вотчине князя Юрлова. Когда ему нужно было выкупить мельницу, он встал на площади и попросил людей скинуться ему в помощь. После того, как герой встал на ноги, он вернул все одолженные деньги народу. За это он заслужил уважение и почет. Но он несчастлив, ведь за авторитет расплатился свободой: после крестьянского бунта на него пало подозрение в его организации, и он был заключен в острог.
    6. Помещики в поэме «Кому на Руси жить хорошо» представлены в изобилии. Автор изображает их объективно и даже придает некоторым образам положительный характер. Например, народной благодетельницей предстает губернаторша Елена Александровна, которая помогла Матрене. Также с ноткой сострадания писатель изображает Гаврилу Оболт-Оболдуева, который тоже сносно относился к крестьянам, даже устраивал для них праздники, и с отменой крепостного права лишился почвы под ногами: слишком уж он привык к старому порядку. В противовес этим персонажам создан образ Последыша-Утятина и его вероломное, расчетливое семейство. Родственники старого жестокосердного крепостника решили обманывать его и подговорили бывших рабов участвовать в спектакле взамен на выгодные территории. Однако когда старик скончался, богатые наследники нагло обманули простой люд и прогнали его ни с чем. Апогеем дворянского ничтожества является помещик Поливанов, который бьет своего верного слугу и отдает его сына в рекруты за попытку жениться на любимой девушке. Таким образом, литератор далек от того, чтобы повсеместно очернять знать, он пытается показать обе стороны медали.
    7. Холоп Яков – показательная фигура крепостного крестьянина, антагонист богатыря Савелия. Яков впитал в себя всю рабскую сущность угнетенного сословия, забитого бесправием и невежеством. Когда барин бьет его и даже посылает его сына на верную смерть, слуга покорно и безропотно терпит обиду. Его месть была под стать этой покорности: он повесился в лесу прямо перед барином, который был калекой и не мог без его помощи добраться до дома.
    8. Иона Ляпушкин – божий странник, который поведал мужикам несколько историй о жизни людей на Руси. Он повествует о прозрении атамана Кудеяры, который решил замолить грехи убийством во благо, и о хитрости Глеба-старосты, который нарушил волю покойного барина и не отпустил крепостных по его приказу.
    9. Поп – представитель духовного сословия, который сетует на непростую жизнь священника. Постоянное столкновение с горем и нищетой печалит сердце, не говоря уже о народных остротах в адрес его сана.

    Персонажи в поэме «Кому на Руси жить хорошо» многообразны и позволяют составить картину нравов и быта того времени.

    Тема

  • Основная тема произведения - свобода — упирается в проблему того, что русский крестьянин не знал, что с ней делать, и как адаптироваться к новым реалиям. Национальный характер тоже «проблемный»: люди-мыслители, люди-искатели правды все равно пьют, живут в забытье и пустопорожних разговорах. Они не способны выдавить из себя рабов, пока их нищета не приобретет хотя бы скромное достоинство бедности, пока они не перестанут жить пьяными иллюзиями, пока не осознают свою силу и гордость, попранные веками унизительного положения вещей, что были проданы, проиграны и куплены.
  • Тема счастья . Поэт считает, что высшее удовлетворение от жизни человек может получить, лишь помогая другим людям. Настоящая ценность бытия в том, чтобы чувствовать себя нужным обществу, приносить в мир добро, любовь и справедливость. Бескорыстное и самозабвенное служение благому делу наполняет каждый миг возвышенным смыслом, идеей, без которой время теряет цвет, становится тусклым от бездействия или эгоизма. Счастлив Гриша Добросклонов не богатством и не положением в свете, а тем, что ведет Россию и свой народ к светлому будущему.
  • Тема родины . Русь хоть и предстает в глазах читателей бедной и замученной, но все же прекрасной страной с великим будущим и героическим прошлым. Некрасов жалеет отчизну, посвятив всего себя ее исправлению и улучшению. Родина для него – это народ, народ – это его муза. Все эти понятия тесно переплелись в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Патриотизм автора особенно ярко выражается в финале книги, когда странники находят счастливца, живущего интересами общества. В сильной и терпеливой русской женщине, в справедливости и чести богатыря-крестьянина, в искренней добросердечности народного певца творец видит истинный облик своей державы, исполненный достоинства и одухотворенности.
  • Тема труда. Полезная деятельность возвышает нищих героев Некрасова над суетой и порочностью знати. Именно праздность губит русского барина, превращая его в самодовольное и надменное ничтожество. А вот простонародье обладает действительно важными для общества навыками и подлинной добродетелью, без него не будет России, а вот без знатных самодуров, гуляк и алчных искателей богатства страна обойдется. Так писатель приходит к выводу, что ценность каждого гражданина определяется лишь его вкладом в общее дело – процветание родины.
  • Мистический мотив . Фантастические элементы появляются уже в Прологе и погружают читателя в сказочную атмосферу былины, где надо следить за развитием идеи, а не за реалистичностью обстоятельств. Семь филинов на семи деревьях – магическое число 7, что сулит удачу. Молящийся черту ворон – очередная личина дьявола, ведь ворон символизирует смерть, могильный тлен и инфернальные силы. Ему противостоит добрая сила в образе птички-пеночки, которая снаряжает мужиков в дорогу. Скатерть-самобранка – поэтический символ счастья и довольства. «Широкая дороженька» - символ открытого финала поэмы и основа сюжета, ведь по обе стороны дороги путешественникам открывается многогранная и подлинная панорама русской жизни. Символичен образ неизвестной рыбы в неизвестных морях, которая поглотила «ключи от счастья женского». Плачущая волчица с окровавленными сосцами тоже наглядно демонстрирует нелегкую судьбу русской крестьянки. Одним из самых ярких образов реформы является «цепь великая», которая, порвавшись, «расскочилася одним концом по барину, вторым по мужику!». Семеро же странников – символ всего народа России, беспокойного, ждущего перемен и ищущего счастья.

Проблематика

  • В эпической поэме Некрасов затронул большое количество острых и злободневных вопросов того времени. Главная проблема в «Кому на Руси жить хорошо?» - проблема счастья, как в социальном, так и в философском плане. Она связана с социальной темой отмены крепостного права, которая сильно изменила (и не в лучшую сторону) традиционный уклад жизни всех слоев населения. Казалось бы, вот она, свобода, чего же еще надо людям? Это ли не счастье? Однако на деле получилось так, что народ, который в силу долгого рабства не знает, как жить независимо, оказался выброшенным на произвол судьбы. Поп, помещик, крестьянка, Гриша Добросклонов и семь мужиков - настоящие русские характеры и судьбы. Их автор описал, опираясь на богатый опыт общения с выходцами из простонародья. Проблемы произведения тоже взяты из жизни: неустроенность и растерянность после реформы по отмене крепостного права действительно коснулись всех сословий. Никто не организовал вчерашним холопам рабочих мест или хотя бы земельных наделов, никто не обеспечил помещика грамотными инструкциями и законами, регламентирующими его новые отношения с работниками.
  • Проблема алкоголизма. Странники приходят к малоприятному выводу: жизнь на Руси настолько тяжела, что без пьянства крестьянин и вовсе загнется. Забытье и туман необходимы ему для того, чтобы хоть как-то тянуть лямку безысходного существования и каторжного труда.
  • Проблема социального неравенства. Помещики годами безнаказанно истязают крестьян, а Савелию за убийство такого угнетателя исковеркали всю жизнь. За обман ничего не будет и родственникам Последыша, а их слуги вновь останутся ни с чем.
  • Философская проблема поиска истины, с которой встречается каждый из нас, иносказательно выражена в походе семи странников, которые понимают, что без этой находки их жизнь обесценивается.

Идея произведения

Дорожная стычка мужиков – не бытовая ссора, а вечный, великий спор, в котором в той или иной степени фигурируют все слои русского общества того времени. Все его главные представители (поп, помещик, купец, чиновник, царь) призваны на мужицкий суд. Впервые мужики могут и имеют право судить. За все годы рабства и нищеты они ищут не возмездия, а ответа: как жить? В этом и выражается смысл поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» - рост народного самосознания на руинах старой системы. Точку зрения автора выражает Гриша Добросклонов в своих песнях: «И ношу твою облегчила судьба, сопутница дней славянина! Еще ты в семействе - раба, но мать уже вольного сына!..». Несмотря на отрицательные последствия реформы 1861 года, творец верит в то, что за ней стоит счастливое будущее для отчизны. В начале перемен всегда тяжело, но этот труд воздастся сторицей.

Самым важным условием дальнейшего процветания является преодоление внутреннего рабства:

Довольно! Окончен с прошедшим расчет,
Окончен расчет с господином!
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином

Несмотря на то, что поэма не закончена, главная мысль Некрасовым озвучена. Уже первая из песен «Пира во весь мир» дает ответ на поставленный в заглавие вопрос: «Доля народа, счастье его, свет и свобода, прежде всего!»

Конец

В финале автор выражает свою точку зрения на произошедшие в России перемены в связи с отменой крепостного права и, наконец, подводит итоги поиска: счастливцем признается Гриша Добросклонов. Именно он является носителем мнения Некрасова, и в его песнях скрыто подлинное отношение Николая Алексеевича к тому, что он описал. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» заканчивается пиром на весь мир в прямом смысле слова: так называется последняя глава, где персонажи празднуют и радуются счастливому завершению поисков.

Вывод

На Руси хорошо герою Некрасова Грише Добросклонову, так как он служит людям, а, значит, живет со смыслом. Гриша - борец за правду, прообраз революционера. Вывод, который можно сделать на основе произведения, прост: счастливец найден, Русь встает на путь реформ, народ через тернии тянется к званию гражданина. В этом светлом предзнаменовании и заключается великое значение поэмы. Она уже не первый век учит людей альтруизму, способности к служению высоким идеалам, а не пошлым и проходящим культам. С точки зрения литературного мастерства, книга тоже имеет огромное значение: она является по истине народным эпосом, отражающим противоречивую, сложную, и вместе с тем важнейшую историческую эпоху.

Конечно, поэма не была бы так ценна, если бы давала только уроки истории и литературы. Она дает жизненные уроки, и это самое главное ее свойство. Мораль произведения «Кому на Руси жить хорошо» заключается в том, что необходимо трудиться во благо своей родины, не ругать ее, а помогать ей делом, ведь словом помыкать легче легкого, а реально что-то изменить может и хочет далеко не каждый. Вот оно, счастье – быть на своем месте, быть нужным не только себе, но и народу. Только вместе можно достичь весомого результата, только вместе можно преодолеть проблемы и тяготы этого преодоления. Гриша Добросклонов своими песнями пытался объединить, сплотить людей, чтобы они плечом к плечу встречали перемены. В этом его святое предназначение, и оно есть у каждого, важно не полениться выйти на дорогу и поискать его, как сделали это семь странников.

Критика

Рецензенты внимательно отнеслись к произведению Некрасова, ведь сам он был важной персоной в литературных кругах и имел огромный авторитет. Его феноменальной гражданской лирике посвящались целые монографии с подробнейшим анализом творческой методики и идейно-тематического своеобразия его поэзии. К примеру, вот, как о его стилистике отзывался писатель С.А. Андреевский:

Он извлек из забвения заброшенный на Олимпе анапест и на долгие годы сделал этот тяжеловатый, но покладистый метр таким же ходячим, каким со времени Пушкина до Некрасова оставался только воздушный и певучий ямб. Этот облюбованный поэтом ритм, напоминающий вращательное движение шарманки, позволял держаться на границах поэзии и прозы, балагурить с толпою, говорить складно и вульгарно, вставлять веселую и злую шутку, высказывать горькие истины и незаметно, замедляя такт, более торжественными словами, переходить в витийство.

О тщательной подготовке Николая Алексеевича к работе вдохновенно рассказывал Корней Чуковский, приводя этот пример писательского труда в качестве эталона:

Сам Некрасов постоянно «бывал в русских избах», благодаря чему и солдатская, и крестьянская речь стала с детства досконально известна ему: не только по книгам, но и на практике изучил он простонародный язык и смолоду стал большим знатоком народно-поэтических образов, народных форм мышления, народной эстетики.

Смерть поэта стала неожиданностью и ударом для многих его друзей и коллег. Как известно, на его похоронах выступил Ф.М. Достоевский с проникновенной речью, навеянной впечатлениями от прочитанной недавно поэмы. В частности, среди прочего он сказал:

Он, действительно, был в высшей степени своеобразен и, действительно, приходил с «новым словом».

«Новым словом», прежде всего, стала его поэма «Кому на Руси жить хорошо». Никто до него так глубоко не осознавал крестьянского, простого, житейского горя. Его коллега в своей речи отметил, что ему Некрасов был дорог именно тем, что преклонялся «перед народной правдой всем существом своим, о чем и засвидетельствовал в своих лучших созданиях». Однако его радикальные взгляды на переустройство России Федор Михайлович не поддерживал, впрочем, как и многие мыслители того времени. Поэтому критика отреагировала на публикацию бурно, а в некоторых случаях и агрессивно. В этой ситуации честь друга отстаивал известный рецензент, мастер слова Виссарион Белинский:

Н. Некрасов в последнем своем произведении остался верен своей идее: возбуждать сочувствие высших классов общества к простому люду, его нуждам и потребностям.

Довольно таки колко, припомнив, видимо, профессиональные разногласия, о произведении высказался И. С. Тургенев:

Некрасова стихотворения, собранные в один фокус, - жгутся.

Писатель либерального толка не был сторонником своего бывшего редактора и открыто выражал свое сомнение в даровитости его, как художника:

В белыми нитками сшитых, всякими нелепостями приправленных, мучительно высиженных измышлениях скорбной музы г. Некрасова - ее-то, поэзии, нет и на грош”

Он действительно был человек очень высокого благородства души и человек великого ума. И как поэт он, конечно, выше всех поэтов.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!