Кольвиц Кете — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Кэте Кольвиц: биография Кете кольвиц произведения

Немецкая художница первой половины XXв., занималась в основном графикой и скульптурой. Первые её офорты датируются 1890ми. В 1895-98 работала над серией "Восстание ткачей", на эту тему её вдохновила пьеса Герхарта Гауптмана. До 1903 года была преподавателем в женском художественном училище в Берлине. С 1902 по 1908 год работала над серией офортов "Крестьянская война". С четвёртого года жила в Париже, затем во Флоренции. Скульптурой начала заниматься с 1910, когда ей было 43 года. В 1814 году потеряла сына на войне, что повлияло на всё её дальнейшее творчество, в 19м получила звание профессора. В 1922-25гг. работала над сериями ксилографий "Война" и "Пролетариат". В 1928 году стала руководителем графической мастерской в Прусской академии искусств, но вынуждена оставить работу в 33м в связи с приходом к власти национал-социалистов. В 34-35гг. создаёт серию литографий "Смерть". Приблизительно в те же годы происходит эвакуация в Нордхаузен, а затем художница переезжает в Морицбург под Дрезденом по приглашению принца Эрнста Генриха Саксонского.

"Смерть", 1897, не знаю, что за материал, скорее всего офорт, Музей Сан Франциско, Калифорния

"Прорыв" из цикла "Крестьянская война", офорт

"Поле битвы" из цикла "Крестьянская война", офорт

"Женщина с мёртвым ребёнком", офорт 1903г.

"Нищета", офорт

"Родители", литография, 1924г.

"Работа на дому" литография 1909г.

"Хлеба!" литография 1924г.

Из цикла "Крестьянская война", офорт

"Помогите голодной России" офорт (но не уверен) 1921г.

Ещё пара интересных офортов (названий не нашёл):

"За точкой косы" из цикла "Крестьянская война", офорт

Автопортрет, литография

"Карманьола" из цикла "Восстание ткачей", офорт

"Вдова", ксилография

Автопортрет, офорт

Ке́те Ко́львиц, также - Кэте (нем. Käthe Kollwitz, урожд. Шмидт, 8 июля 1867, Кёнигсберг - 22 апреля 1945, Морицбург, Саксония) - немецкая художница, график и скульптор.

Кете Кольвиц родилась в начале июля 1867 года в Кенигсберге. Первое художественное образование она получила у гравера Маурера, который заставлял учеников рисовать с гипсов и точно копировать рисунки. В 1884 году Кете поступила в мастерскую Штауффер-Берна, что находилась в Берлине. Тот сразу понял, что у Кете есть склонность к графике. С 1888 года Кете обучалась в Мюнхене, но затем опять вернулась в Берлин, где вышла замуж за доктора Карла Кольвица, который был не только другом ее детства, но еще и социалистом. Карл получил место врача рабочей кассы профсоюза портных в Берлине, мастерская Кете находилась почти около места работы мужа.

В 1893 году она, потрясенная запрещенной драмой «Ткачи» Г. Гауптмана, с 1893 по 1897 гг. вдохновенно работает. Итогом этого труда стала серия графических работ «Восстание ткачей». Успех серии был неожиданным. Ее наградили Малой золотой медалью, несмотря на то, что кайзер Вильгельм запретил это делать. Кольвиц даже избрали членом берлинского Сецессиона. В 1907 году она была удостоена стипендии Макса Клингера, которая давала возможность художникам работать на вилле во Флоренции.

В период с 1903 по 1908 гг. Кете создавала следующее свое великое произведение – «Крестьянская война». Среди множества рисунков и гравюр того времени, выделяются такие: «Растоптанная», «Карманьола», «Восстание». Несмотря на популярность, Кете недовольна своими работами и она говорит себе, что может добиться более сильных форм воздействия. С 1910 года начинается работа Кольвиц как скульптора.

1914 год – переломный год в жизни и творчестве женщины. В октябре 1914 года ее младший сын отправился на Западный фронт в Бельгию добровольцем, где погиб спустя несколько дней. Личное несчастье у художницы переросло в общее чувство протеста. Кольвиц говорила, что период с 1910 года по 1920 является кризисным в ее творчестве. Это «перерыв», переходный этап, пусть даже она в то время усердно работала. В 1928 году Кете стала профессором Высшей школы изобразительных искусств. Когда к власти пришли национал-социалисты, Кете потеряла работу преподавателя. Выставляться Кете тоже не смогла. Ее работы убирались в запасники музеев, снимались с выставок.

В 1932 году Кольвиц закончила и установила на деревенском кладбище в Роггевельде памятник погибшему сыну Петеру. В 1938 году скульптор начала работу над своим, возможно, главным произведением – скульптурной группой «Мать с мертвым сыном». Эта скульптура, бесспорно, шедевр Кете Кольвиц. Вторая мировая война принесла художнице еще больше страданий, ведь тогда на фронте погиб ее внук, бомбы уничтожили ее мастерскую в Берлине, где она трудилась около пятидесяти лет. Во время войны Кете переехала в небольшой городок под Дрезденом, где умерла 8 мая 1945 года. Ее последней большой работой стала «Башня матерей».

Кете Кольвиц, «Карманьола», «Нужда»

Кете Кольвиц известна как немецкий живописец, график, скульптор. Художница работала в стиле социального реализма, возникшего на рубеже XIX-XX вв. как отклик творческой интеллигенции на революционные изменения в устройстве общества и человеческого мировоззрения вообще.

Кете родилась в Кенигсберге, рано проявила склонность к живописи. Она училась в художественных школах в Берлине и Мюнхене, в профессиональной Берлинской академии художеств. Она обучалась станковой гравюре, что в последующем использовала в своих литографических циклах. Ее самостоятельные циклы офортов и литографий впервые остро и с экспрессией отобразили взгляд художника на нужды и тяжелую жизнь простого народа. Внимание мастера сосредоточено главным образом на тех трагических обстоятельствах, в которых выплеснулась вся жестокость и бескомпромиссность переломной эпохи. Большинство своих произведений К. Коль-виц посвящала пролетариату Германии.

Сосредоточенность и напряженность отображена и в ее «Карманьоле», написанной в 1901 г. От танцующих около гильотины парижанок веет не праздником, но трагедией целого поколения простого народа, вовлеченного в кровопролитную борьбу. Вероятнее всего, «Карманьола» была создана под впечатлением от книги Диккенса «Повесть о двух городах». Техника выполнения работы отличается невероятной сложностью, в ней сочетаются акватинта и офорт, композиция же строится на основе объединения отдельных фигур в некое общее целое.

Поиски новых средств выражения привели Кольвиц к использованию острой экспрессии в построении монументальных форм, художественное же решение нашлось в противопоставлении резкого белого и черного.

В 1890-х гг. Кете Кольвиц выполнила серию литографий по мотивам пьесы, в которой рассказывалось о восстании си-лезских ткачей. В своих произведениях Кольвиц постаралась с предельной точностью отобразить нужду и горе народа в период безработицы и социальных волнений. Гравюра «Нужда» производит на зрителя наиболее сильное впечатление. Кольвиц изобразила мать, сидящую у постели умирающего ребенка, прозрачное личико которого теряется на фоне большой подушки. Тусклый свет, едва проникающий сквозь небольшое оконце, только подчеркивает трагическую картину. Горе матери усугубляется ощущением собственного бессилия, она не может помочь своему ребенку, т.к. у нее нет денег не только на врача, но и на самую необходимую пищу.

Острота и выразительность работ Кольвиц были столь сильны, что в Германии был запрещен ее плакат, изображающий трагедию работницы. Осознавая трибунную роль живописи модерна, художница в годы Второй мировой войны работала в духе антимилитаризма, внося свою весомую лепту в международное художественное движение, протестующее против всяких войн. Многочисленные графические циклы Кольвиц, ее литографии, скульптуры были проникнуты идеями социального гуманизма. Кете Кольвиц умерла в 1945 г., за месяц до окончания войны.

Наиболее известные произведения Кете Кольвиц - циклы офортов и литографий «Восстание ткачей», «Крестьянская война», графические циклы «Война», «Голод», «Смерть», ксилографический реквием «Памяти К. Либкнехта», гранитные статуи «Отец. Памятник павшим близ Диксмейде в Бельгии», «Башня матерей». Так же активно К. Кольвиц работала в жанре литографического плаката.

Уважаемые Горожане! Идея создания этого поста возникла после просмотра портретов цикла «Афтографы войны», размещенных на Город Томск.ру несколько дней назад. Признаю, что учитывая тематику представленных работ, столь категоричная их оценка была не вполне этична с моей стороны. Хотелось бы отметить, что я ни к коей мере не хотела оскорбить ни героев портретов, ни событий отечественной истории. Мои оценки касались портретов как произведений изобразительного искусства.

Хочу представить работы немецкой художницы Кете Кольвиц, содержащие несколько ИНОЙ ВЗГЛЯХ на войну (в широком смысле), отражающие несколько ИНОЙ её РАКУРС, выполненные В ИНОЙ ТЕХНИКЕ, с использованием ИНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРИЁМОВ и в совершенно ИНОМ ЖАНРЕ.

P.S. Для части работ, представленных в посте не нашла названий и года создания.

Кете Кольвиц (урождённая Шмидт) родилась в 1867 году. Изобразительному искусству Кете училась в Берлине и в Мюнхене.

В 1892 году Кольвиц получила медаль на конкурсе в Дрездене, где ее гравюры были приобретены гравюрным кабинетом Дрезденской галереи. Это была большая честь, поскольку при жизни художника такие приобретения обычно не делались.

В 1902 году К. Кольвиц приступила к работе над циклом "Крестьянская война", после создания которого она попала в первые ряды немецких художников-графиков.

1. Цикл "Крестьянская война", "Прорыв".

2. Цикл "Крестьянская война", "За точкой косы", офорт, 1905 г.


3. "Поле битвы", из цикла "Крестьянская война", 1907 г.

В последующие годы творческая манера Кольвиц менялась, композиции становились более продуманными и цельными: "Я нахожу, что я должна в своих работах следить за тем, чтобы они во все более лаконичной форме содержали то, что в них сейчас несколько излишне детализировано".

4. Памяти Карла Либкнехта, гравюра на дереве, 1919-1920 г.г.

Наступил 1914 год и вместе с ним война. После того как через два дня пребывания на фронте умер Петер, любимый сын Кете Кольвиц, у художницы произошел кризис мировоззрения. Горе поставило перед ней новую важную задачу в творчестве. Она захотела создать сыну памятник. Сначала она предполагала, что памятник должен быть возведен только в память о Петере, потом решила посвятить его добровольцам и, наконец, вообще молодежи, обманутой и бесцельно принесенной в жертву.

В 1919 году Кольвиц избрали действительным членом Прусской академии художеств.

20-е годы были для Кете временем активной творческой и общественной деятельности. Она создавала антивоенные плакаты, листовки. В 1921 году вместе с Горьким, А. Франсом и другими вошла в Международный комитет помощи голодающим России. В 1922 году начала работу над новым циклом, в котором переосмысливала еще свежие страшные переживания последней войны, от которых никак не могла освободиться.

5. Женщина с мёртвым ребёнком, 1903 г.

В 1924 году предприниматели начали наступление на восьмичасовой рабочий день, с таким трудом завоеванный рабочими в первые послевоенные годы. Инфляция достигла высшей точки. Нужда простых людей была неописуемо велика. В этих условиях Кольвиц создала плакат "Дети Германии голодают".

Полны тревоги и созданные в 1924-1925 годах гравюры Кете Кольвиц из серии "Пролетариат". Теперь она достигла в своей манере такой простоты, которую может себе позволить только гений. В этой серии, как уже и в более ранних работах, едва ли не основную роль играют руки изображенных.

В 1927 году по приглашению советского правительства Кольвицы посетили СССР, где ранее прошел ряд выставок художницы.

В начале 1931 года на весенней выставке в Академии был показан «Памятник павшим», над которым так долго работала Кете. Окончательный вариант - две отдельные фигуры, изображавшие мать и отца. Лицу матери художница придала свои черты, а лицу отца - черты своего мужа. Обе фигуры получили высокую оценку коллег.

С приходом к власти нацистов для обоих Кольвицей, как и для многих других антифашистов, настали плохие времена. Как и Генрих Манн, Кете Кольвиц вынуждена была выйти из Академии и покинула свою мастерскую на Харденбергштрассе, была подвергнута яростному шельмованию и травле в нацистской прессе. К этому прибавилось и личное горе: тяжелая болезнь глаз мужа, которому требовалась срочная операция.

Последние годы жизни художницы были отмечены болезнями, войной и личными трагедиями. В 1940 году умер муж, погиб на фронте внук.

В 1942 году как восклицательный знак появилась последняя графическая работа Кольвиц - литография, на которой изображена мать, защищающая своих детей. Для подписи к рисунку она взяла цитату из "Поучения" Гете: "Семена для посева не должны быть перемолоты".

Кольвиц Кете (1867–1945)

Незадолго до смерти Кете Кольвиц в отчаянии написала: «Война преследует меня до конца». На самом деле художница остро и болезненно переживала ужасы войны, несчастья обездоленных людей она воспринимала как свои собственные и, несмотря ни на что, до конца продолжала верить в победу света и добра. «Однажды возникнет новый идеал, - говорила она, - и будет покончено со всеми войнами… Для этого нужно будет много, упорно работать, но это будет достигнуто».


Кете Кольвиц родилась в семье социалистов, что не могло не сказаться на образе ее воспитания, на тематике ее будущих работ. Отец рано заметил художественную одаренность дочери и настоял на том, чтобы она начала брать уроки рисунка у офортиста Р. Мауэра. Затем Кольвиц обучалась живописи в Берлине и Мюнхене. В Берлине Кольвиц познакомилась со швейцарским художником Карлом Штеуффер-Берном, который показал ей гравюры Макса Клингера. Впечатление, полученное от цикла «Жизнь», было настолько мощным, что молодая художница решила заниматься графикой, хотя до этого ей казалось, что ее основное призвание - живопись.

Под влиянием Клингера в 1900 году Кольвиц создала трехчастный офорт «Растоптанные». Особенно трогательна композиция, на которой изображена мать, поддерживающая руками головку своего ребенка. Историко-художественная тема раскрывается в таких работах, как «Карманьола» и «Восстание».

В 1902 году Объединение исторического искусства заказало Кольвиц большую работу - цикл гравюр «Крестьянская война». В этой серии получили отражение далекие события крестьянских волнений 1525 года. Художница описала драматические сюжеты так, как сама их представляла. Названия картин говорили сами за себя: «Пахари» (крестьяне, впряженные в плуг, подобно скоту), «Изнасилованная», «За отточкой косы» (гневная крестьянка точит косу: против кого она ее направит?), «Вооружение в подвале», «Прорыв», «Поле битвы», «Узники». Композиционный размах работ поражает своей широтой и свободой. Художница изображает своих персонажей поистине монументально, свободно располагает фигуры в пространстве листа, практически не используя кулисы и стаффорт. За работу над этим циклом Кольвиц получила от Макса Клингера премию «Вилла-Романа». После создания цикла «Крестьянская война» Кольвиц стала одной из первых в ряду немецких графиков. Журнал «Симплициссиус» пригласил ее к сотрудничеству и опубликовал ряд рисунков углем. Специально для этого сатирического журнала Кольвиц создала цикл «Картины нищеты».

В последующие годы художница совершенствовала свою творческую манеру. Композиции приобрели цельность и тщательную продуманность. Основной героиней произведений стала мать с ребенком. Сюжеты этих офортов были в основном трагическими по содержанию: на них показаны женщины, которые сражаются со смертью за своего ребенка - «Женщина с мертвым ребенком», «Смерть и женщина», «Мать с ребенком на руках».

Эти офорты стали пророческими. В 1914 году началась Первая мировая война. Сына Кольвиц Петера забрали на фронт, где через два дня он погиб. Это событие потрясло до основания сознание художницы. Она думала только о том, чтобы поставить сыну достойный памятник, и постоянно работала над ним. Правда, с течением времени ее замысел несколько изменился. Сначала Кольвиц хотела, чтобы это был памятник только ее безвременно погибшему сыну, но затем она решила посвятить его всем добровольцам, всей молодежи, обманутой лживой пропагандой и бесцельно принесенной в жертву молоху войны.


К. Кольвиц. «Прорыв». Из серии «Крестьянская война», 1903 год


В 1919 году Кольвиц стала действительным членом Прусской академии художеств. Она освоила новую для себя технику - ксилографию. Первая работа в подобной технике - гравюра «Памяти убитого Карла Либкнехта» (1919–1920).

В 1920-е годы Кольвиц активно участвовала в общественной жизни, работала над антивоенными плакатами и листовками. В 1921 году, наряду с М. Горьким и А. Франсом, она вошла в Международный комитет помощи голодающим России. В 1922 году Кольвиц создала графический цикл «Война», который по праву считается апогеем ее творчества. Черные штрихи на этих гравюрах с поразительной силой передают страдания и вопли измученных людей. Впрочем, вряд ли образы этих композиций можно считать реальными людьми, скорее, это обобщения, символы. На первом листе - «Жертва» - показана женщина с младенцем; на втором - «Добровольцы» - молодые люди, устремляющиеся навстречу неминуемой гибели; на третьем - «Родители» - отец и мать, слившиеся в скорби и отчаянии; на четвертом - «Вдова» - беременная женщина, только что получившая известие о смерти мужа; на пятом - «Матери» - женщины, отчаянно прижимающие к себе своих детей.

В это же время Кольвиц создавала отдельные листы, на которых снова переосмысливалась тема смерти: «Горе» (1921), «Смерть отнимает мать у детей» (1922).

Во второй половине 1920-х годов Кольвиц создала лишь несколько графических произведений. Все силы отнимала у нее работа над «Памятником павшим» для солдатского кладбища. Она работала в полном уединении и не впускала в мастерскую даже своих близких. В окончательном варианте Кольвиц придала лицу матери свои черты, а лицу отца - черты своего мужа. В 1931 году художница показала на выставке в академии результат своего пятнадцатилетнего труда. Этот памятник получил самую высокую оценку художников и критиков.


К. Кольвиц. «Хлеба!», 1924 год


Когда к власти пришли нацисты, Кольвиц пришлось покинуть академию и свою мастерскую. В прессе ее травили и подвергали шельмованию. В конце 1935 года художница создала свой последний большой графический цикл - «Смерть», где показала смерть в разных ее аспектах и проявлениях. Эти драматичные произведения мог создать только тот человек, который сам уже был готов встретиться со смертью. Вот художница изображает смерть, неожиданно ворвавшуюся в стайку детей; вот смерть приходит так буднично и просто в «Смерти на деревенской улице». Последний лист этой серии называется «Зов смерти». Кольвиц изобразила здесь саму себя, печальную, с закрытыми глазами, готовую последовать за смертью, которая касается ее плеча с приглашением следовать в иной мир.

В 1940 году Кольвиц снова встретилась с трагедией: умер муж, внук погиб на фронте. Остается только удивляться, как она еще находила в себе силы для работы. В 1942 году художница сделала литографию с изображением матери, раскинувшей руки подобно птице: она защищает своих детей. Подпись под картиной представляла собой фразу из «Поучения» Гёте: «Семена для посева не должны быть перемолоты». Незадолго до смерти Кольвиц признавалась: «Я чувствовала себя “призванной”, призванной к действию, которое именно мной, только мной должно быть совершено. И если я сегодня вынуждена выпустить карандаш из рук, то я знаю, что я сделала все, что было в моих силах».


| |