Кир Булычев. Биография. Игорь Можейко (Кир Булычёв) Настоящие имя писателя киры булычева

(наст. имя и фамилия - Игорь Всеволодович М о ж е й к о)
18.10.1934, Москва - 05.09.2003, там же
русский писатель, кинодраматург, учёный-историк

Арбатский мальчишка Игорь Можейко всегда чем-нибудь увлекался. Совсем маленьким обожал рассказы о разведчиках и пограничнике Карацупе. В десять лет захотел стать художником и даже поступил в художественную школу. Правда, проучился он там недолго - заболел, много пропустил, а потом побоялся вернуться обратно. Наверное, Игорь сильно переживал и обижался на маму за то, что не уговорила, не настояла, но вскоре у него появились новые увлечения, совершенно другие - геология и палеонтология.
Игорю страшно хотелось «путешествовать, жить в палатке, делать научные открытия» . Воображая себя исследователем амазонской сельвы, он вдоль и поперёк исходил Подмосковье. Он прилежно изучал книги Ивана Ефремова о палеонтологических экспедициях в пустыню Гоби, собирал обширные коллекции минералов и, конечно, представлял себя настоящим геологом с мужественным лицом и обветренными руками…
Казалось, ему светит прямая дорога в геолого-разведочный институт, однако случилось так, что по комсомольской разнарядке Можейко направили в Московский институт иностранных языков, и, окончив там переводческий факультет, он попал на работу в далёкую азиатскую страну - Бирму…
Порой молодому переводчику казалось, что он очутился в каком-то сказочном мире. Из окна гостиницы ему были видны тысячи древних буддийских храмов. Перед рассветом они становились голубыми, фиолетовыми и какими-то воздушными. Потрясённый увиденным, Игорь Можейко, вернувшись на родину, поступил в аспирантуру при Институте востоковедения АН СССР и в 1966 году защитил диссертацию о средневековой Бирме на тему «Паганское государство».
Начались исследования, работа над монографиями. Жизнь вроде бы собиралась идти по накатанной колее, но… В то же самое время у Можейко подрастала дочка Алиса. Она не слишком интересовалась историей Бирмы, но ей очень хотелось, чтобы папа, позабыв про дела, рассказал ей что-нибудь совершенно необыкновенное. И специально для дочки Игорь Всеволодович с удовольствием принялся придумывать фантастические истории о девочке из XXI века, которую, как и собственного ребёнка, назвал Алисой.
Рассказы эти под названием «Девочка, с которой ничего не случится» увидели свет в 1965 году в популярном альманахе «Мир приключений». А вскоре произошла одна занятная история с журналом «Искатель», печатавшим детективы и фантастику. В редакции этого славного издания случилось как-то настоящее ЧП. Перед самой сдачей материалов в типографию решено было не публиковать один из иностранных фантастических рассказов. Однако, как нарочно, обложка готовящегося номера с иллюстрацией к этому рассказу была уже отпечатана. С обложки на расстроенных сотрудников редакции уныло смотрел сидящий в банке крохотный динозавр.
Рисунок настоятельно требовал объяснений, и несколько человек, спасая положение, решили написать по фантастическому рассказу, лучший из которых назавтра должен был попасть в сборник. В неожиданном конкурсе принял участие и учёный-востоковед Игорь Можейко. Он честно просидел всю ночь за машинкой, а утром принёс в редакцию своё сочинение. Рассказ, придуманный Можейко («Когда вымерли динозавры?»), показался сотрудникам самым удачным, и его срочно вставили в выпуск. Но как подписать столь непредвиденное творение? «Игорь Можейко» - вроде неудобно. Всё-таки историк, учёный, а тут динозавры какие-то в банках. «Имя жены плюс девичья фамилия матери», - решил автор и написал под рукописью «Кир Булычёв». Так и появился один из самых популярных современных фантастов.
Как бы там ни было, факт остаётся фактом: серьёзный историк Можейко начал писать «несерьёзную» фантастику. И, видимо, занятие это ему очень понравилось, потому что вслед за первыми коротенькими рассказиками, положившими начало историям «про Алису», появились настоящие «большие» книги: «Девочка с Земли» (1974), «Сто лет тому вперёд» (1978), «Миллион приключений» (1982), «Непоседа» (1985), «Новые приключения Алисы» (1990)… А однажды Алиса Селезнёва даже стала кинозвездой - были написаны сценарии мультипликационного фильма «Тайна третьей планеты» и пятисерийного художественного фильма «Гостья из будущего». И каждая новая встреча с девочкой из XXI века вызывала и у читателей, и у зрителей бурный восторг.
Но Киру Булычёву не хотелось сочинять только про Алису. Его перу принадлежит великое множество совсем других, совершенно не похожих друг на друга книг: ироническая эпопея про захолустный городок Великий Гусляр и его славного жителя Корнелия Удалова, «взрослый» цикл про космического доктора Владислава Павлыша и ещё многое-многое другое…
При этом Игорь Всеволодович не оставлял и своих научных занятий. Одновременно с фантастом Булычёвым неустанно писал свои труды историк Можейко. Он выпустил несколько монографий, научно-популярные книги «7 и 37 чудес», «Пираты, корсары, рейдеры», «1185 год. Восток-Запад». А ещё - защитил докторскую диссертацию по теме «Буддизм в Бирме».
Остаётся только удивляться, как у Игоря Всеволодовича хватало на всё времени и сил. Впрочем, нет, времени как раз не хватало, и фантаст Булычёв вместе с историком Можейко больше всего на свете мечтал о том, чтобы хоть как-нибудь увеличить сутки…

Надежда Воронова, Алексей Копейкин

ПРОИЗВЕДЕНИЯ КИРА БУЛЫЧЁВА

[ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ]: Серия «Взрослая фантастика» / Сост. А.В.Алексеев; Худож. К.А.Сошинская. - М.: Хронос, 1993- .
В первые пятнадцать томов «Полного собрания сочинений» Кира Булычёва вошли произведения о докторе Павлыше, цикл о Великом Гусляре, дилогия об Агенте Космофлота Андрее Брюсе, о вымышленном государстве Лигон, роман «Любимец», а также многочисленные повести и рассказы.
В следующие пятнадцать томов предполагалось включить эпопею «Река Хронос», романы о Гарике Гагарине и об Институте экспертизы, сборники новых рассказов и некоторые документальные и публицистические работы, в том числе книгу об истории советской фантастики «Падчерица эпохи», однако большинство из них в печати так и не появилось.

[ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ]: Серия «Детская фантастика» / Сост. А.В.Алексеев; Худож. Е.Т.Мигунов. - М.: Хронос, 1994- .
По большей части это собрание составляют переиздания повестей и рассказов о девочке из будущего Алисе Селезнёвой. Но в самый первый его том - «Речной доктор» - вошли произведения, не имеющие отношения к знаменитому сериалу: фантастические повести «Речной доктор» и «Звездолёт в лесу», весёлые и смешные сказки «Детки в клетке», «Кровавая Шапочка, или Сказка после сказки», а также стихи. С циклом про Алису связана только короткая повесть «Два билета в Индию».

СОЧИНЕНИЯ: В 3 т. / Оформл. А.Акишина, И.Воронина. - М.: ТЕРРА-Кн. клуб, 1999. - (Большая б-ка приключений и науч. Фантастики).
Т. 1: Заповедник для академиков: Фантаст. роман. - 543 с.
Т. 2: Землетрясение в Лигоне: На днях землетрясение в Лигоне; Голые люди: Фантаст. романы. - 431 с.
Т. 3: Усни, красавица: Роман; Смерть этажом ниже: Фантаст. повесть. - 431 с.

- Великий Гусляр -

ВЕЛИКИЙ ГУСЛЯР: Повести, рассказы / Худож. А.Кожановский. - Минск: Юнацтва, 1995. - 464 с.: ил. - (Б-ка приключений и фантастики).
Где ещё, как не в России, вы найдёте городок Великий Гусляр? И его обитателей, способных не терять присутствия духа в самых неожиданных ситуациях, будь то покупка в зоомагазине говорящих золотых рыбок, очередное гениальное открытие профессора Льва Христофоровича Минца или встреча с космическими пришельцами, от которых в последнее время в городе стало как-то даже тесновато?..

НУЖНА СВОБОДНАЯ ПЛАНЕТА: [Фантаст. произведения] / [Сост. М.Ю.Манаков]. - М.: Эксмо, 2005. - 991 с. - (Шедевры отечеств. фантастики).
ГЕНИЙ ИЗ ГУСЛЯРА: [Фантаст. произведения] / [Сост. М.Ю.Манаков]. - М.: Эксмо, 2005. - 735 с. - (Шедевры отечеств. фантастики).
«Марсианское зелье»
Не секрет, что в Великом Гусляре буквально под каждой улицей находятся подземные ходы и клады. Одним из таких кладов может оказаться, к примеру, пузатая бутыль, содержащая настоящий эликсир молодости…

«Нужна свободная планета» и «Глубокоуважаемый микроб»
«Вы, очевидно, не представляете себе трудностей и опасностей космического путешествия» , - говорил Корнелию Удалову инопланетный пришелец Гнец-18. - «Вы можете погибнуть, дематериализоваться, провалиться в прошлое, попасть в шестое измерение, превратиться в женщину. Наконец, вы можете стать жертвой космических драконов или подцепить галактическую сухотку» . Однако великогуслярский начальник стройконторы, которого вдруг обуяла жажда странствий, твёрдо решил помочь Гнецу-18 отыскать в бесконечном Космосе свободную планету, жизненно необходимую соотечественникам «брата по разуму»…
Заслуги Корнелия Ивановича перед Галактикой по достоинству были оценены, и ему пришлось ещё раз отправиться в дальнее космическое странствие, описанное в продолжении - повести «Глубокоуважаемый микроб».

- Галактическая полиция -

ГАЛАКТИЧЕСКАЯ ПОЛИЦИЯ: Кн. 1: На полпути с обрыва: [Фантаст. романы] / Ил. А.Разумова. - М.: Локид, 1995. - 557 с.: ил. - (Соврем. росс. фантастика).
Содерж.: Детский остров; На полпути с обрыва.
ГАЛАКТИЧЕСКАЯ ПОЛИЦИЯ: Кн. 2: Покушение на Тесея: [Фантаст. роман] / Ил. А.Разумова. - М.: Локид, 1995. - 491 с.: ил. - (Соврем. росс. фантастика).
ГАЛАКТИЧЕСКАЯ ПОЛИЦИЯ: Кн. 3: Предсказатель прошлого: [Фантаст. повести] / Ил. А.Разумова. - М.: Локид, 1995. - 441 с.: ил. - (Соврем. росс. фантастика).
Содерж.: В куриной шкуре; Предсказатель прошлого; Последние драконы.
ГАЛАКТИЧЕСКАЯ ПОЛИЦИЯ: Кн. 4: Зеркало Зла: [Фантаст. роман] / Ил. А.Таранина. - М.: Локид, 1997. - 442 с.: ил. - (Соврем. росс. фантастика).

ПОКУШЕНИЕ НА ТЕСЕЯ: Фантаст. романы / Сост. М.Манаков; Худож. А.Сауков. - М.: Эксмо, 2005. - 894 с. - (Отцы-основатели: Рус. пространство).
Содерж.: Детский остров; На полпути с обрыва; Покушение на Тесея.
ПОСЛЕДНИЕ ДРАКОНЫ: Фантаст. роман, повести / Сост. М.Манаков; Худож. А.Сауков. - М.: Эксмо, 2006. - 893 с. - (Отцы-основатели: Рус. пространство). Содерж.: В куриной шкуре; Предсказатель прошлого; Последние драконы; Исчезновение профессора Лу Фу; Зеркало зла.
Агент ИнтерГалактической полиции Кора Орват - чрезвычайно обаятельная и предприимчивая особа. Некоторые, кстати, считают её как бы повзрослевшей Алисой Селезнёвой. Ничего подобного. С Корой Алиса знакома, но, будем надеяться, что из неё вырастет серьёзный учёный, а не такая отпетая «сорви-голова». Как бы там ни было, приключений на долю Коры выпало ничуть не меньше, да таких, что Алисе и не снились: Кора и вторжение из параллельного мира отражала, и в Древнюю Грецию путешествовала, и в куриной шкуре побывала, и пропавших драконов искала, и даже с легендарным комиссаром Милодаром на дружеской ноге!

- Доктор Павлыш -

ПОСЛЕДНЯЯ ВОЙНА: [Фантаст. роман, повести]. - СПб.: Азбука - Терра, 1997. - 399 с. - (Рус. поле).
Содерж.: Последняя война; Великий дух и беглецы; Половина жизни.
ПЕРЕВАЛ: [Фантаст. роман, повести]. - СПб.: Азбука - Терра, 1997. - 479 с. - (Рус. поле).
Содерж.: Посёлок; Закон для дракона; Белое платье Золушки.
Романы и повести, вошедшие в эти книги, объединены главным героем - космическим доктором Владиславом Павлышом. Впрочем, «главным» - это, пожалуй, преувеличение. Доктор Павлыш редко становится прямым участником разворачивающихся драм. Скорее, он сторонний наблюдатель, взгляд которого на происходящие события - это взгляд самого автора, внимательный и ироничный.

ПОСЁЛОК: [Фантаст. произведения] / Сост. М.Манаков; Худож. А.Сауков. - М.: Эксмо, 2005. - 894 с. - (Отцы-основатели: Рус. пространство).
Содерж.: Тринадцать лет пути; Великий дух и беглецы; Последняя война; Закон для дракона; Белое платье Золушки; Половина жизни; Посёлок; Город Наверху.
«Последняя война»
На далёкой Муне, куда прибывает земной звездолёт «Сегежа», произошла страшная ядерная война, превратившая планету в бескрайнюю, безжизненную пустыню. Только в глубоких подземельях всё ещё теплятся остатки жизни…

«Посёлок»
«Шестнадцать лет назад Олегу и Дику было меньше двух лет. Марьяны ещё не было на свете. И они не помнили, как опустился здесь, в горах, исследовательский корабль «Полюс». Их первые воспоминания были связаны с посёлком, с лесом; повадки шустрых рыжих грибов и хищных лиан они узнали раньше, чем услышали от старших о том, что есть звёзды и другой мир» .
Шестнадцать лет на далёкой планете с враждебной человеку флорой и фауной существует маленькая колония, основанная уцелевшими после аварии пассажирами космического корабля «Полюс», которые пытаются выжить в совершенно чуждом для людей мире…
Неужели спасения нет и возврат к дикости, а затем медленная гибель этого крохотного осколка земной цивилизации неизбежны?..

ПОСЁЛОК: Фантаст. роман / Худож. В.Руденко. - [Изд. 2-е]. - М.: Дет. лит., 1993. - 334 с.: ил. - (Б-ка приключений и фантастики).

ПОСЛЕДНЯЯ ВОЙНА: Фантаст. роман. - [СПб.]: Грифон, 1991. - 336 с.

- Приключения Алисы -

ПУТЕШЕСТВИЕ АЛИСЫ: Фантаст. повести / Худож. Е.Мигунов. - М.: АРМАДА, 1994. - 428 с.: ил. - (Замок чудес).
Содерж.: Девочка, с которой ничего не случится; Ржавый фельдмаршал; Путешествие Алисы; День рождения Алисы.
СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД: Фантаст. повесть / Худож. Е.Мигунов. - М.: АРМАДА, 1995. - 298 с.: ил. - (Замок чудес).
МИЛЛИОН ПРИКЛЮЧЕНИЙ: Фантаст. повести / Худож. Е.Мигунов. - М.: АРМАДА, 1994. - 395 с.: ил. - (Замок чудес).
Содерж.: Пленники астероида; Миллион приключений.
ЗАПОВЕДНИК СКАЗОК: Фантаст. повести и рассказы / Худож. Е.Мигунов. - М.: АРМАДА, 1994. - 396 с.: ил. - (Замок чудес).
Содерж.: Заповедник сказок; Козлик Иван Иванович; Лиловый шар: Повести; Девочка из будущего: Рассказы.
КОНЕЦ АТЛАНТИДЫ: Фантаст. повести и рассказы / Худож. Е.Мигунов. - М.: АРМАДА, 1994. - 364 с.: ил. - (Замок чудес).
Содерж.: Узники «Ямагири-мару»; Гай-до; Конец Атлантиды: Повести; И снова Алиса: Рассказы.
ПОДЗЕМНАЯ ЛОДКА: Фантаст. повести / Худож. Е.Мигунов. - М.: АРМАДА, 1995. - 379 с.: ил. - (Замок чудес).
Содерж.: Город без памяти; Подземная лодка.
ВОЙНА С ЛИЛИПУТАМИ: Фантаст. повесть / Худож. Е.Мигунов. - М.: АРМАДА, 1995. - 332 с.: ил. - (Замок чудес).
АЛИСА И КРЕСТОНОСЦЫ: Фантаст. повести / Худож. Е.Мигунов. - М.: АРМАДА, 1995. - 216 с.: ил. - (Замок чудес).
Содерж.: Алиса и крестоносцы; Золотой медвежонок.
СЫЩИК АЛИСА: Фантаст. повести / Худож. Е.Мигунов. - М.: АРМАДА, 1996. - 230 с.: ил. - (Замок чудес).
Содерж.: Сыщик Алиса; Излучатель доброты.
ДЕТИ ДИНОЗАВРОВ: Фантаст. повести / Худож. Е.Мигунов. - М.: АРМАДА, 1996. - 214 с.: ил. - (Замок чудес).
Содерж.: Дети динозавров; Гость в кувшине.
ПРИВИДЕНИЙ НЕ БЫВАЕТ: Фантаст. повесть / Худож. Е.Мигунов. - М.: АРМАДА, 1996. - 237 с.: ил. - (Замок чудес).
ОПАСНЫЕ СКАЗКИ: Фантаст. повести / Ил. Е.Мигунова. - М.: АРМАДА, 1998. - 250 с.: ил. - (Замок чудес).
Содерж.: Планета для тиранов; Опасные сказки.
Вы читали о приключениях Алисы?
Если нет, то вы многое потеряли! Ведь этой девочке из XXI века удавалось такое, о чём только может мечтать каждый уважающий себя тинэйджер! Например, приручить симпатичного, крошечного - каких-нибудь два с половиной метра - бронтозавра, отправиться вместе с отцом, профессором Селезнёвым, в космическое путешествие за редкими зверями для московского зоопарка, спасти от гибели целую планету, прокатиться в прошлое на машине времени, стать принцессой средневекового королевства, разгромить логово космических пиратов, без спросу проникнуть в заповедник сказок…
Ну, что? Вы ещё раздумываете?..

О повести «Драконозавр» из цикла «Алиса и её друзья в лабиринтах истории»…


- Река Хронос -

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ТРАПЕЗУНДА: Фантаст. романы / Сост. М.Манаков; Худож. А.Сауков. - М.: Эксмо, 2005. - 863 с. - (Отцы-основатели: Рус. пространство).
Содерж.: Наследник; Штурм Дюльбера; Возвращение из Трапезунда.

ЗАПОВЕДНИК ДЛЯ АКАДЕМИКОВ: Фантаст. романы / Сост. М.Манаков; Худож. А.Сауков. - М.: Эксмо, 2006. - 955 с. - (Отцы-основатели: Рус. пространство).
Содерж.: Заповедник для академиков; Младенец Фрей.

РЕКА ХРОНОС: Фантаст. роман / Худож. К.Сошинская. - М.: Моск. рабочий, 1992. - 414 с.: ил.
Книга эта обстоятельна и неспешна, полна описаний и разговоров, деталей и подробностей, отступлений и переживаний… Одолеть её под силу разве что старшекласснику, да и то не всякому.
Рассказывает она о событиях в России начала века. Ещё совсем юному Андрею Берестову его отчим открывает секрет путешествий по различным потокам времени, владеть которым доступно лишь избранным…

ЗАПОВЕДНИК ДЛЯ АКАДЕМИКОВ: Фантаст. роман / Худож. А.Бондаренко. - М.: Текст, 1994. - 622 с.: ил. - (Фантаст. проза).
Меняются времена, случаются революции, на смену старым тиранам приходят новые, а путешественники по Реке Времени Андрей Берестов и Лидочка Иваницкая остаются молодыми. У них долгий путь: им суждено познать все трагедии и надежды нашего века…

РЕКА ХРОНОС: Наследник; Штурм Дюльбера; Возвращение из Трапезунда: Фантаст. романы / Худож. М.Калинкин. - М.: АСТ, 2004. - 829 с. - (Б-ка фантастики).
РЕКА ХРОНОС: Заповедник для академиков; Купидон; Младенец Фрей [Фантаст. романы, повесть] / Худож. М.Калинкин. - М.: АСТ, 2005. - 831 с. - (Б-ка фантастики).
РЕКА ХРОНОС: Усни, красавица!; Таких не убивают; Дом в Лондоне; Покушение: [Романы] / Худож. М.Калинкин. - М.: АСТ, 2005. - 953 с. - (Б-ка фантастики).
Содерж.: Усни, красавица!; Таких не убивают; Дом в Лондоне; Манаков М., Щербак-Жуков А. Предисловие; Покушение; Манаков М., Щербак-Жуков А. Вдоль по «Реке Хронос»; Из архива.

АГЕНТ КФ: Агент КФ; Подземелье ведьм; Город Наверху: [Фантаст. повести] / Предисл. В.Гопмана; Худож. О.Юдин. - М.: АРМАДА, 1998. - 474 с.: ил. - (Классика фантаст. боевика).
«Агент КФ» и «Подземелье ведьм»
На варварских планетах, сильно отставших от Земли в своём развитии, агенту Космофлота Андрею Брюсу нередко приходится видеть, как дикость и жестокость берут верх над силами добра и человеколюбием. Но возможно ли искусственно ускорить прогресс? И допустимо ли для этого вмешательство извне?..

«Город Наверху»
В сумрачном подземном мире, вся жизнь в котором поделена на ярусы и этажи, тяжко приходится бедному трубарю Крони, одинокому и всеми презираемому. Подобно другим обитателям подземелья, он никогда не видел солнца и даже не знает, что это такое. Но существует запретная легенда о Городе Наверху, рассказывать которую нельзя под страхом смерти…

ДВА БИЛЕТА В ИНДИЮ: [Сб.] / Сост. М.Манаков; Худож. А.Сауков. - М.: Эксмо, 2006. - 959 с. - (Отцы-основатели: Рус. пространство).
Содерж.: Меч генерала Бандулы; Два билета в Индию; Геркулес и гидра; Звездолёт в лесу; Чёрный саквояж; Фотография пришельца; Инопланетяне; Речной доктор; Детки в клетке; Кровавая Шапочка, или Сказка после сказки; Синдбад-мореход; Hаездники; Убежище; Другое детство.
В этом сборнике впервые увидела свет полная авторская редакция последнего романа Кира Булычёва «Убежище» и опубликованная посмертно повесть «Другое детство».

КОЕ-КАКИЕ СТИХИ: Стихотворения. - Челябинск: Околица, 2000. - 134 с.: ил. - (Для узкого круга).
Булычёв-поэт - ещё одна грань его разностороннего таланта.

КОМУ ЭТО НУЖНО?: Фантаст. истории / Худож. В.Зуйков. - М.: РИФ, 1991. - 351 с.: ил.
Кир Булычёв как-то признался, что эту свою книжку он любит больше других. Ещё бы, ведь в ней собраны его лучшие рассказы, а рассказы, если верить критикам, ему особенно удаются. Фантастики в них совсем немного, гораздо больше - переживаний и чувств симпатичных и трогательных людей, которых писатель хорошо знает и любит.

КРОКОДИЛ НА ДВОРЕ: Сб. / Худож. М.Калинкин. - М.: АСТ: Ермак, 2003. - 379 с. - (Миры Кира Булычёва).
Содерж.: Ваня + Даша = любовь; Осечка-67; Товарищ Д; Именины госпожи Ворчалкиной; Крокодил на дворе.
И ещё одна грань разностороннего таланта Кира Булычёва - драматург.

ЛЮБИМЕЦ: Фантаст. роман / Худож. К.Сошинская. - М.: Культура, 1993. - 349 с.: ил.
Гигантские (метра три-четыре ростом), похожие на отвратительных жаб, коварные и бездушные пришельцы с планеты Рейкино явились, чтобы покорить Землю. Они проводят над людьми жуткие эксперименты, используют как рабов или содержат в качестве домашних животных. И вот один из таких домашних «любимцев» сбегает от своих «хозяев» и скитается по мрачному миру, находящемуся под пятой жестоких завоевателей…

МЕЧ ГЕНЕРАЛА БАНДУЛЫ: Приключенч. повесть / Худож. Ю.Чистяков. - М.: Дет. лит., 1968. - 224 с.: ил.
Бирма хранит множество тайн. С некоторыми из них предстоит столкнуться московскому школьнику Игорю Исаеву…

НАЕЗДНИКИ: Фантаст. повесть / Ил. В.Кривенко. - М.: АРМАДА: «Издательство Альфа-книга», 2002. - 218 с.: ил. - (Замок чудес).

ПОДЗЕМЕЛЬЕ ВЕДЬМ: [Фантаст. произведения] / Сост. М.Манаков; Худож. А.Сауков. - М.: Эксмо, 2005. - 1086 с. - (Отцы-основатели: Рус. пространство).
Содерж.: Агент КФ; Подземелье ведьм; Любимец; Ваня + Даша = любовь; Лишний близнец; В когтях страсти; Чума на ваше поле!; Золушка на рынке; Гений и злодейство; Тайна Урулгана.

ПОДЗЕМЕЛЬЕ ВЕДЬМ: [Фантаст. романы] / Ил. А. Таранина. - М.: Локид, 1996. - 490 с.: ил. - (Соврем. росс. фантастика).
Содерж.: Агент КФ; Подземелье ведьм; Город Наверху.

ПОХИЩЕНИЕ ЧАРОДЕЯ: [Фантаст. повести]. - СПб.: Азбука - Терра, 1997. - 415 с. - (Рус. поле).
Содерж.: Журавль в руках; Похищение чародея; Царицын ключ; Чужая память.

ПОХИЩЕНИЕ ЧАРОДЕЯ: [Фантаст. произведения] / Сост. М.Манаков; Худож. А.Сауков. - М.: Эксмо, 2005. - 1146 с. - (Отцы-основатели: Рус. пространство).
Содерж.: На днях землетрясение в Лигоне; Голые люди; Смерть этажом ниже; Умение кидать мяч; Журавль в руках; Царицын ключ; Похищение чародея; Чужая память; Витийствующий дьявол; Мамонт; Осечка-67.
«Царицын ключ»
Фольклорная экспедиция, отправившаяся за песнями и сказками в далёкую уральскую деревушку Полуехтовы Ручьи, никак не ожидала обнаружить здесь настоящее волшебное царство. В этом глухом уголке растёт малина величиной с кулак, живёт говорящий ворон Григорий, бродит сама собой мельница и, следуя старинной традиции, каждое утро стреляет из пушки медведь!..
А всё потому, что в незапамятные времена в долину Царицына ключа упал огромный метеорит. «Принесённые из глубины космоса странные соединения тамошних неведомых веществ пропитали родник, бьющий из земли, сказочной силой, и вода здесь приобрела свойства, которых нет больше нигде на свете» .

«Похищение чародея»
Кин - пришелец из XXVIII столетия - рассказывает нашей современнице Анне о цели своего визита, попутно объясняя принцип путешествий во времени: «Мы с вами - частички, плывущие в спиральном потоке, и ничто в мире не в силах замедлить или ускорить это движение. Но существует другая возможность - двигаться прямо, вне потока, как бы пересекая виток за витком» .
Нелёгкая задача стоит перед людьми из далёкого будущего: они намереваются спасти от неминуемой гибели безвестного гения XIII века…

«Чужая память»
В одном из московских институтов клонирован гомункулус - искусственный человек. Руководитель эксперимента Сергей Ржевский по собственному образу и подобию создал себе «сына», наградив его, помимо внешности, своими воспоминаниями и муками совести…

ТАЙНА УРУЛГАНА: Романы / Худож. М.Калинкин. - М.: АСТ, 2001. - 412 с. - (Миры Кира Булычёва).
Содерж.: Тайна Урулгана. Смерть этажом ниже.

ТАЙНА УРУЛГАНА: Старомодная фантаст. повесть / Худож. Г.Корнышев. - М.: Орбита, 1991. - 221 с.: ил.
«Старомодной» эта повесть называется отчасти потому, что действие её разворачивается в начале нашего века - в 1913 году. Красавица англичанка мисс Вероника Смит вознамерилась совершить опасное путешествие в страшно далёкую, дикую и неведомую Сибирь. Что же подвигло её на столь рискованный поступок? Туманное сообщение об её отце - капитане Оливере Смите, пропавшем в тех краях без вести…

УБЕЖИЩЕ: Роман / Ил. А.Державина. - М.: Эгмонт Россия Лтд., 2004. - 478 с.
Последний роман Кира Булычёва.

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЁЗДАМ: Сб. / Худож. М.Калинкин. - М.: АСТ, 2003. - 348 с. - (Миры Кира Булычёва).
Содерж.: Геркулес и Гидра; Фотография пришельца; Чёрный саквояж; Мой пёс Полкан; Инопланетяне; От автора; Через тернии к звёздам.
Кроме пяти известных повестей, в сборник вошёл сценарий фантастического фильма «Через тернии к звёздам», написанный в соавторстве с режиссёром Ричардом Викторовым.

- Тайны истории -

АНГЛИЯ: Боги и герои / Худож. В.Цикота. - Тверь: Полина, 1997. - 79 с.: ил. - (Боги и герои).
Неизвестно, существовали ли на самом деле могущественные боги древних жителей Британии - кельтов, но вот герои - «вовсе не плод фантазии или поэтического вымысла. Сами англичане считают, что их древние герои, такие, как Боудикка, король Артур, сэр Ланселот Озерный, Робин Гуд, жили на самом деле. И даже покажут вам Круглый стол короля Артура, который хранят в одном из соборов…»

АТЛАНТИДА: Боги и герои / Худож. Г.Златогоров. - Тверь: Полина, 1997. - 80 с.: ил. - (Боги и герои).
«…был на свете один народ, от которого не сохранилось не только ни одной книги или надписи, но даже глиняного черепка, даже бусинки или монетки, не говоря уже о развалинах дворцов…
Этот народ - атланты.
Их страна называлась Атлантидой…
Говорят, что Атлантида затонула целиком, вместе с городами, полями, горами и болотами.
А прочесть о ней можно только в одной книге…
Атлантида - одна из неразгаданных тайн истории Земли…»

ЖЕНЩИНЫ-УБИЙЦЫ. - М.: Современник, 1996. - 320 с.: ил. - (Антология тайн, чудес и загадок).
Содерж.: Конан-Дойл и Джек-потрошитель; Женщины-убийцы.
«Конан Дойл и Джек-потрошитель»
«Эта книга подобна цепочке историй, рассказанных у камелька, которые так любил уважаемый Чарлз Диккенс» . Сведения о жизни сэра Артура Конан Дойла соседствуют здесь с рассказами о нашумевших преступлениях того времени, в которых черпал вдохновение автор знаменитых детективов. Киру Булычёву «показалось естественным свести воедино жизнь Конан Дойла и биографию Шерлока Холмса и показать, как они вписывались в реальность и как взаимодействовали с прогрессом криминалистики» .

«Женщины-убийцы»
Безусловно, женщины - существа демонические. Но на преступление их часто толкал не злой умысел, а отчаяние и беспощадная сила обстоятельств…


ПАДЧЕРИЦА ЭПОХИ: Избр. работы о фантастике. - М.: Журнал «Если»: ЛК пресс: Междунар. центр фантастики, 2004. - 368 с.
Булычёв-литературовед - и это не последняя грань его разностороннего таланта.
Игорь Всеволодович никогда не был отстранённым исследователем фантастики, филологом, бесстрастно фиксирующим те или иные литературные тенденции. По словам А.Щербака-Жукова, «Падчерица эпохи» - это «предельно личный рассказ о том, как фантастическая литература стала ярким отражением процессов, происходивших в нашей стране между мировыми войнами» .

ФАНТАСТИЧЕСКИЙ БЕСТИАРИЙ / Худож. К.Сошинская. - СПб.: «Издательство KN», 1995. - 259 с.: ил. - (Антология тайн, чудес и загадок).
«Бестиарий» - это книга о зверях, а «Фантастический бестиарий» - книга о вымышленных зверях. Киру Булычёву захотелось рассказать «о созданиях, которых никогда не существовало… и посмотреть на них нашими глазами. Тогда страшные сказки становятся забавными, а порой и трогательными» . Для этого он отобрал в свой удивительный зверинец единорога, кракена, дракона, ехидну, сфинкса, василиска, русалку, кикимору - всех и не перечислить! Но среди существ, придуманных ещё в древности, попадаются и другие - те, что были неведомы монахам Средневековья, - им посвящён особый раздел: «Выдумки наших дней».

- КНИГИ И.В.МОЖЕЙКО -

[ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ]: Ист. серия / Сост. А.В.Алексеев. - М.: Хронос, 1996- .
В этот многотомник предполагалось включить научно-популярные книги, которые в разные годы были опубликованы под настоящим именем Кира Булычёва - И.В.Можейко. К сожалению, собрание осталось незавершённым.

«Награды»
«Счастье коллекционера - совершенно особый вид радости, доступный далеко не всем. Чувство это в чистом виде бескорыстно, так как настоящий коллекционер с одинаковой интенсивностью будет радоваться приобретению грошовому или бесценному - важна не стоимость, а факт обладания» (Кир Булычёв. «Агент КФ»).
Всю жизнь Игорь Можейко был страстным коллекционером. Его увлечением стала фалеристика, увлечением настолько сильным и глубоким, что со временем оно превратилось в ещё одну профессию.
«Фалерой называлась нагрудная бляха римского легионера, - пишет Игорь Всеволодович во введении. - Фалера была наградой за доблесть.
Учение о наградах называется фалеристикой».
Истинный коллекционер знает о своём собрании решительно всё. Поэтому «беседы о фалеристике» Игорь Можейко ведёт очень компетентно и с явным удовольствием.

ПИРАТЫ, КОРСАРЫ, РЕЙДЕРЫ: Очерки истории пиратства в Индийском океане и Южных морях (XV - XX века). - 3-е изд., доп. - М.: Наука, 1991. - 349 с.: ил.

ПИРАТЫ, КОРСАРЫ, РЕЙДЕРЫ: [Сб. статей]. - М.: Вече, 2006. - 477 с.: ил., фото. - (Великие тайны).
«Пиратство возникло в глубокой древности. Есть основания полагать, что в тот день, когда первый морской торговец нагрузил свою лодку товарами, вслед за ним отправился и первый морской разбойник» .
Книжки про пиратов - лучшее чтение на свете. И хотя книга «Пираты, корсары, рейдеры» - не роман, а всего лишь собрание исторических очерков, от неё так же сложно оторваться, как от «Острова сокровищ» Р.Л.Стивенсона…

7 И 37 ЧУДЕС / Худож. К.Сошинская. - М.: Современник, 1996. - 331 с.: ил. - (Антология тайн, чудес и загадок).

7 И 37 ЧУДЕС СВЕТА: От Эллады до Китая. - М.: Вече, 2006. - 413 с.: ил., фото. - (Великие тайны).
Семь - число, конечно, замечательное, а может быть, даже магическое. Но чудес света было не семь, а гораздо больше!..
Игорь Можейко рассказывает не только о египетских пирамидах, висячих садах Семирамиды или Галикарнасском мавзолее, но и о десятках других чудес, что были созданы руками людей, живших в самых разных уголках земного шара многие века назад…

1185 ГОД. (ВОСТОК - ЗАПАД). - М.: Наука, 1989. - 524 с.: ил.
«Мне захотелось увидеть и показать читателю, - писал И.В.Можейко во «Вступлении» к этой книге, - мир одного года (или нескольких лет), но не сегодняшний и не близкий нам по времени, а отдалённый… Мне захотелось показать читателю, что великие мыслители и художники, воины и поэты далёкого прошлого были частицами человечества, пусть и разделённого горами и лесами… Для тех же, кто не любит историю за то, что в ней много дат и их надо зубрить, я сделаю большую поблажку. Дата будет одна…»
1185 год… К этому времени относятся события, описанные в «Слове о полку Игореве». Историк И.В.Можейко приглашает нас в увлекательное путешествие с Востока на Запад, чтобы, двигаясь по Великому шелковому пути, встретиться не только с князем Игорем, но и с грузинской царицей Тамарой, Чингисханом, Низами, Фридрихом Барбароссой, рыцарями-крестоносцами и даже самим Ричардом Львиное Сердце…

Ещё о книге «1185 год. (Восток - Запад)»…

Алексей Копейкин

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ КИРА БУЛЫЧЁВА

Булычёв Кир. Всё ещё впереди! // Уральский следопыт. - 1988. - № 4. - С. 39-44.

Булычёв Кир. Вступление // Булычёв Кир. Великий дух и беглецы. - М.: Хронос, 1993. - С. 3-10.

Булычёв Кир. Как стать фантастом: [Воспоминания] // Если. - 1999. - № 8-11.

Булычёв Кир. Как стать фантастом: Записки семидесятника. - Изд. 3-е, доп. и сокр. - Челябинск: Околица, 2001. - 325 с.: фотоил. - (Для узкого круга).

Булычёв Кир. Как стать фантастом: Записки семидесятника. - Изд. 4-е, испр., доп. и сокр. - М.: Дрофа, 2003. - 382 с.: фотоил.

В «обойме» или вне её?..: [Беседу с Киром Булычёвым ведёт В.Л.Гопман]; Булычёв Кир. Последние сто минут: Рассказ; Произведения К.Булычёва: [Библиография книг и журнальных публикаций 1965-88 гг.] // Сов. библиография. - 1989. - № 2. - С. 71-82.

Чудеса в Гусляре и другие чудеса: [Встречу с Киром Булычёвым ведёт В.И.Малов] // Юный техник. - 1983. - № 8. - С. 32-39.

Арбитман Р. Прощание с Великим Гусляром // Арбитман Р. Участь Кассандры: Статьи о фантастике, и не только о ней. - Саратов: МП «Литера II», 1993. - С. 13-21.

Борисов В. БУЛЫЧЁВ Кир (или Кирилл) (псевд. Игоря Всеволодовича Можейко) (р. 1934) // Энциклопедия фантастики. - Минск: ИКО «Галаксиас», 1995. - С. 115-117.
Автор этой энциклопедической статьи допустил немало неточностей и ошибок. Тем не менее, она представляет известный интерес, как пристрастный и субъективный взгляд на творчество Кира Булычёва.

Гопман В. Люди как люди: О героях Кира Булычёва и немного о нём самом // Булычёв Кир. Агент КФ. - М.: АРМАДА, 1998. - С. 5-14.

Гурболикова О. Булычёву Киру // Гурболикова О. Удостоенные Государственной премии СССР: Произведения сов. писателей: Библиогр. справочник. - М.: Книга, 1986. - С. 115-117.

Евдокимов А. Книга о доброте // Знание-сила. - 1979. - № 12. - С. 46-47.

Кир Булычёв в XX веке: Библиогр. справочник / Сост.: В.Колядин, А.Ляхов, М.Манаков, А.Попов; Под общ. ред. М.Манакова; Оформл. обл. М.Манакова. - Челябинск: Околица, 2002. - 264 с.

Кир Булычев и его друзья: Сб. - Челябинск: Челябинский Дом печати, 2004. - 318 с.: ил., фото. - (Для узкого круга).
Основное место в этой книге занимают воспоминания о Кире Булычёве.

Можейко Игорь Всеволодович (Кир Булычёв): Крат. биобиблиогр. справка // Мир приключений. - М.: Дет. лит., 1989. - С. 648-649.

Неёлов Е. О белом платье Золушки и шкуре носорога // Литературная газета. - 1985. - № 46. - 13 ноября. - С. 3.

Подольный Р. В стране чудес // Литературное обозрение. - 1975. - № 1. - С. 47-48.

Покровский М. За горизонтом - горизонт // Четвёртое измерение. - 1991. - № 1. - С. 104-106.

Поликовская Л. Миллион приключений // Детская литература. - 1983. - № 7. - С. 56-57.

Ревич В. Дети как дети // Булычёв Кир. Девочка из будущего… и другие повести. - Кишинёв: Лумина, 1984. - С. 613-620.

Ревич В. Сарынь на кичку!; Страшен сон, да милостив Бог // Ревич В. Перекрёсток утопий: Судьбы фантастики на фоне судеб страны. - М.: Ин-т востоковедения РАН, 1998. - С. 213-216, 333-336.

Рудишина Т. О трудных и лёгких вопросах жизни // Детская литература. - 1991. - № 5. - С. 74-76.

А.К.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КИРА БУЛЫЧЁВА

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Бросок, или Всё началось в субботу. По мотивам повести «Умение кидать мяч». Сцен. А.Страхова, Ф.Французова. Реж. С.Райбаев. Комп. А.Зацепин. СССР, 1976. В ролях: Е.Жайсанбаев, Л.Тёмкин и др.
Гостья из будущего. Телефильм в 5-ти сериях по мотивам повести «Сто лет тому вперёд». Сцен. Кира Булычёва, П.Арсенова. Реж. П.Арсенов. Комп. Е.Крылатов. СССР, 1984. В ролях: Наташа Гусева, Алеша Фомкин, Илюша Наумов, Марьяна Ионесян, В.Невинный, М.Кононов, Г.Бурков, Л.Аринина, В.Талызина, Н.Варлей, Е.Герасимов и др.
Золотые рыбки. Короткометражный фильм по мотивам рассказа «Поступили в продажу золотые рыбки». Сцен. Кира Булычёва, А.Майорова. Реж. А.Майоров. Комп. М.Броннер. СССР, 1983. В ролях: М.Кононов, Г.Польских, Н.Парфёнов, Е.Максимова и др.
Лиловый шар. По мотивам одноимённой повести. Сцен. Кира Булычёва. Реж. П.Арсенов. Комп. Е.Крылатов. СССР, 1987. В ролях: Наташа Гусева, Саша Гусев, В.Невинный, В.Баранов, В.Носик, Б.Щербаков, С.Харитонова, И.Ясулович, В.Павлов, С.Никоненко, М.Левтова и др.
Миллион приключений: Остров ржавого генерала. Телефильм по мотивам повести «Остров ржавого лейтенанта». Сцен. Кира Булычёва. Реж. В.Ховенко. Комп. А.Чайковский. СССР, 1988. В ролях: Катя Прижбиляк, А.Леньков, Л.Артемьева и др.
Можно попросить Нину? Короткометражный телефильм по мотивам одноимённого рассказа. СССР, Центральное телевидение.
Осечка. Телефильм в 2-х сериях по мотивам повести «Осечка-67». Сцен. и постановка В.Макарова. Комп. А.Яковлев. Россия, ГТРК «Петербург - Пятый канал».
Подземелье ведьм. По мотивам одноимённой повести. Сцен. Кира Булычёва. Реж. Ю.Мороз. Комп. М.Дунаевский. СССР-Чехословакия, 1990. В ролях: С.Жигунов, М.Левтова, Н.Караченцов, Д.Певцов, И.Ясулович, Ж.Прохоренко и др.
Поляна сказок. Телефильм по мотивам повести «Недостойный богатырь». Сцен. Кира Булычёва. Реж. Л.Горовец. Комп. А.Журбин. СССР, 1988. В главной роли - Н.Стоцкий.
Похищение чародея. По мотивам одноимённой повести. Сцен. Кира Булычёва при участии В.Кобзева. Реж. В.Кобзев. Комп. А.Паулавичус. СССР, 1989. В ролях: Ю.Ауг, Р.Раманаускас, Л.Борисов, С.Варчук, В.Гостюхин, А.Болтнев и др.
Похищение чародея. Телеспектакль в 2-х частях по мотивам одноимённой повести. Сцен. и постановка Г.Селянина. Комп. И.Цветков. СССР, Ленинградское телевидение. В ролях: Н.Данилова, Ю.Демич, И.Краско и др.
Родимое пятно. Короткометражный фильм по мотивам рассказа «Родимые пятна». Сцен. Кира Булычёва. Реж. Л.Горовец. Комп. С.Бедусенко. СССР, 1986. В ролях: В.Николенко, М.Виноградова, И.Можейко и др.
Умение кидать мяч. Телефильм по мотивам одноимённой повести и рассказу «Летнее утро». Сцен. Кира Булычёва. Реж. В.Спиридонов. Комп. Е.Дога. СССР, 1988. В ролях: А.Пороховщиков, В.Долинский и др.
Шанс. По мотивам повести «Марсианское зелье». Сцен. Кира Булычёва, А.Майорова. Реж. А.Майоров. Комп. А.Рыбников. СССР, 1984. В ролях: С.Плотников, М.Капнист, Д.Камбарова, В.Павлов, Б.Иванов, Л.Иванова, Р.Куркина, И.Ясулович, М.Менглет, С.Жигунов и др.
Эксперимент 200. Короткометражный фильм по мотивам рассказа «Юбилей 200». Сцен. Кира Булычёва. Реж. Ю.Мороз. СССР, (1987).

- Фильмы по сценариям Кира Булычёва -

В одной знакомой улице. Короткометражный фильм по мотивам рассказа Л.Андреева «Иван Иванович». Сцен. Кира Булычёва, А.Козьменко. Реж. А.Козьменко. Комп. С.Лазарев. СССР, 1988. В ролях: А.Бубашкин, А.Зеленов, В.Баринов, Г.Сичкарь, В.Басов и др.
Комета. Сцен. Кира Булычёва, Р.Викторова при участии Ю.Чулюкина. Реж. Р.Викторов. Комп. В.Чернышёв. СССР, 1983. В ролях: А.Кузнецов, Н.Семенцова, А.Беляк, Д.Золотухин, В.Басов, В.Смирницкий, Федя Стуков, Г.Милляр и др.
Слёзы капали. Сцен. Кира Булычёва, А.Володина, Г.Данелия. Реж. Г.Данелия. Комп. Г.Канчели. СССР, 1982. В ролях: Е.Леонов, И.Саввина, Н.Гребешкова, Н.Русланова, Б.Андреев, Н.Парфёнов, А.Яковлева и др.
Через тернии к звёздам. В 2-х сериях. Сцен. Кира Булычёва, Р.Викторова. Реж. Р.Викторов. Комп. А.Рыбников. СССР, 1980. В ролях: Е.Метёлкина, В.Ледогоров, У.Лиелдидж, Н.Семенцова, В.Фёдоров, Е.Фадеева, И.Ледогоров, Г.Стриженов, Б.Щербаков, А.Лазарев, И.Ясулович и др. (Государственная премия СССР 1982 года).


- Документальный фильм -

Свидание с «Кометой». Сцен. Кира Булычёва. Реж. И.Рауш. СССР, 1983.

- МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Два билета в Индию. По мотивам одноимённой повести. Сцен. Кира Булычёва. Реж. Р.Качанов. Комп. Ю.Саульский. СССР, 1985. Роли озвучивали: А.Кайдановский, М.Виноградова, Р.Суховерко, Ю.Волынцев и др.
День рождения Алисы. По мотивам одноимённой повести. Реж. С.Серёгин. Худож.-постановщик С.Гаврилов. Комп. Д.Рыбников. Россия, 2009. Роли озвучивали: Я.Николаева, А.Колган, Е.Стычкин, Н.Гусева и др.
Кладезь мудрости. По мотивам одноимённого рассказа. Сцен. Кира Булычёва. Реж. А.Полушкин. Комп. А.Яницкий. СССР, 1991.
Копилка. По мотивам одноимённого рассказа. Сцен. Кира Булычёва. Реж. А.Полушкин. Комп. А.Яницкий. СССР, 1990. Роли озвучивали: З.Нарышкина, Б.Рунге, Г.Качин и др.
Перевал. По мотивам одноимённой повести. Сцен. Кира Булычёва. Реж. В.Тарасов. Худож.-постановщики Т.Зворыкина, С.Давыдова, А.Фоменко. Комп. А.Градский. Песня на стихи Саши Чёрного. СССР, 1988. Роли озвучивают: В.Ливанов, А.Покровская, А.Пашутин и др. Текст от автора читает А.Кайдановский.
Тайна третьей планеты. Полнометражный мультипликационный фильм по мотивам повести «Путешествие Алисы». Сцен. Кира Булычёва. Реж. Р.Качанов. Худож.-постановщик Н.Орлова. Комп. А.Зацепин. СССР, 1981. Роли озвучивают: В.Ларионов, Ю.Волынцев, Р.Зелёная, В.Ливанов, Г.Шпигель, В.Дружников, В.Кенигсон и др. (Государственная премия СССР 1982 года).
Узники «Ямагири-мару». По мотивам одноимённой повести. Сцен. Кира Булычёва, А.Соловьёва. Реж. А.Соловьёв. Комп. А.Журбин. СССР, 1988. Роли озвучивали: Т.Аксюта, В.Ларионов и др.
Чудеса в Гусляре. По мотивам рассказа «Паровоз для царя». Сцен. Кира Булычёва. Реж. А.Полушкин. Комп. В.Казенин. СССР, 1991.
Яблоня. По мотивам одноимённого рассказа. Сцен. Кира Булычёва. Реж. А.Полушкин. Комп. В.Казенин. СССР, 1989.

А.К.

См. также:
Официальный сайт Кира Булычёва
Официальный сайт сериала «Гостья из будущего»

#Коллективы авторов #Статьи

Псевдоним - Кир Булычёв.

Настоящее имя - Игорь Всеволодович Можейко. Родился 18 октября 1934 года в Москве, умер 5 сентября 2003. Советский писатель-фантаст, учёный-востоковед, фалерист, сценарист. Лауреат Государственной премии СССР (1982).

Псевдоним образован из имени жены Киры Алексеевны Сошинской и девичьей фамилии матери писателя, Марии Михайловны Булычёвой.

Изначально псевдонимом Игоря Всеволодовича был «Кирилл Булычёв». Впоследствии имя «Кирилл» на обложках книг стали писать сокращённо - «Кир.», а потом сократили и точку, так и получился . Встречалось и сочетание Кирилл Всеволодович Булычёв. Своё настоящее имя писатель сохранял в тайне до 1982 года, поскольку полагал, что руководство Института Востоковедения не посчитает фантастику серьёзным занятием, и боялся, что после раскрытия псевдонима будет уволен.

Помимо основного псевдонима , Игорь Всеволодович пользовался еще несколькими: Игорь Всеволодович Всеволодов, Николай Ложкин, Лев Минц.

А самое первое фантастическое произведение - рассказ «Долг гостеприимства», был опубликован как «перевод рассказа бирманского писателя Маун Сейн Джи». Этим именем Булычёв впоследствии пользовался ещё несколько раз.

Интересно, что назвать его по отчеству мало кто мог, и если на улице кто-то хотел поговорить с писателем, то обращался к нему обычно Кир-Кирыч.

Игорь Всеволодович родился в семье Всеволода Николаевича Можейко и Марии Михайловны Булычёвой.

Отец, Всеволод Николаевич Можейко, выходец из белорусско-литовских шляхтичей Можейко герба Трубы.

Мать была дочерью офицера, полковника Михаила Булычёва, преподавателя фехтования Первого Кадетского корпуса, и до революции обучалась в Смольном институте благородных девиц.

В 1930-е годы Всеволод Николаевич оставил семью. Отчим, Яков Исаакович Бокинник, учёный-химик, погиб на фронте в 1945 году.

После окончания школы Игорь по комсомольской разнарядке поступил в Московский государственный институт иностранных языков имени Мориса Тореза, который окончил в 1957 году. Два года работал в Бирме переводчиком и корреспондентом АПН, в 1959 году вернулся в Москву и поступил в аспирантуру Института востоковедения АН СССР. Писал историко-географические очерки для журналов «Вокруг света» и «Азия и Африка сегодня».

В 1962 году окончил аспирантуру, с 1963 года работал в Институте востоковедения, специализируясь на истории Бирмы. В 1965 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Паганское государство (XI-XIII века)», в 1981 году - докторскую диссертацию по теме «Буддийская сангха и государство в Бирме». В научном сообществе известен трудами по истории Юго-Восточной Азии.

Издано несколько десятков книг, общее количество опубликованных произведений - сотни. Помимо написания своих произведений, занимался переводом на русский фантастических произведений американских писателей.

Экранизировано более двадцати произведений, в частности, по повести «Сто лет тому вперёд» (1977) снят пятисерийный фильм «Гостья из будущего» - один из самых популярных в СССР детских фильмов середины 1980-х. В 1982 году стал лауреатом Государственной премии СССР за сценарии к художественному фильму «Через тернии к звёздам» и полнометражному мультфильму «Тайна третьей планеты». При вручении Государственной премии и был раскрыт псевдоним , впрочем, ожидаемое увольнение не состоялось.

Выступал и как редактор в фантастических журналах «Полдень. XXI век» и «Если».

Лауреат премии в области фантастики «Аэлита» (1997). Кавалер «Ордена рыцарей фантастики» (2002).

Жена - писательница-фантастка, художница иллюстратор его книг, переводчица, архитектор по образованию, дочь - Алиса Лютомская (Можейко) (род. 1960) - архитектор, в её честь названа Алиса Селезнёва, внук Тимофей - студент МАРХИ.

Произведения на сайте Lib.ru http://www.rusf.ru/kb/

Кир Булычёв (наст. имя И́горь Все́володович Може́йко ; 18 октября - 5 сентября ) - один из известнейших советских писателей-фантастов, ученый-востоковед и фалерист .

Биография

Первый рассказ - «Маунг Джо будет жить» - опубликован в 1961 году . Фантастику начал писать в 1965 году , первое фантастическое произведение - рассказ «Долг гостеприимства», был опубликован как «перевод рассказа бирманского писателя Маун Сейн Джи». Остальные фантастические произведения публиковались под псевдонимом «Кирилл Булычёв» - псевдоним был скомпонован из имени жены и девичьей фамилии матери писателя. Впоследствии имя «Кирилл» на обложках книг стали писать сокращённо - «Кир.», а потом сократили и точку, так и получился известный сейчас «Кир Булычёв». Встречалось и сочетание Кирилл Всеволодович Булычёв. Своё настоящее имя писатель сохранял в тайне до 1982 года , поскольку полагал, что руководство Института Востоковедения не посчитает фантастику серьёзным занятием, и боялся, что после раскрытия псевдонима будет уволен .

Издано несколько десятков книг, общее количество опубликованных произведений - сотни. Помимо написания своих произведений, занимался переводом на русский фантастических произведений американских писателей.

Кир Булычёв выступал и как редактор в фантастических журналах «Полдень. XXI век » и «Если ». Журнал «Если» был даже спасён Булычёвым в середине 90-х, когда оказался под угрозой финансового краха .

Жена - Кира Сошинская, дочь - Алиса Игоревна Можейко.

В 2004 году Кир Булычёв посмертно стал лауреатом шестой международной премии в области фантастической литературы имени Аркадия и Бориса Стругацких («АБС-премия ») в номинации «Критика и публицистика», за серию очерков «Падчерица эпохи».

Творчество

Литература, кроме фантастики

Общее количество изданных научных и научно-популярных произведений, публиковавшихся под настоящим именем - несколько сотен. Большей частью это работы по истории («7 и 37 чудес», «Женщины-убийцы», «Артур Конан Дойл и Джек-потрошитель»), востоковедению («Аун Сан »), и литературоведению («Падчерица эпохи» - о фантастике 20-х - 30-х годов), а также автобиографическая книга «Как стать фантастом», публиковавшиеся в специальных и популярных журналах. Кроме того, из-под пера Булычёва вышло более двухсот стихотворений и несколько рассказов-миниатюр. В книге «Западный ветер - ясная погода» популярно описываются события Второй мировой войны в юго-западной Азии .

Помимо создания собственных произведений Булычёв переводил на русский язык книги иностранных авторов. Опубликованы в переводах Кира Булычёва произведения (преимущественно фантастические) Айзека Азимова , Бена Бовы, Хорхе Луиса Борхеса , Энтони Бучера, Э. Винникова и М. Мартин, Р. Гарриса, Грэма Грина , Спрэга де Кампа, Х. Кепке, Артура Кларка , Сирила Корнблата , Урсулы Ле Гуин , Мья Сейн, У. Пауэрса, По Хла, Ф. Пола, Пэрл Аун, М. Рейнолдса, Клиффорда Саймака , М. Сент-Клэр, Жоржа Сименона , Теодора Старджона , Т. Томас, Дж. Уайт, Д. Уондри, Роберта Хайнлайна , Л. Хьюза, Д. Шмица, П. Энтони. Также в студенчестве, вместе с однокурсником Булычёв, желая заработать денег, перевёл сказку Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес » (так как они посчитали, что эта сказка ранее на русский не переводилась), однако в издательстве сказали, что книга давно переведена и неоднократно, и книга не вышла.

Фантастика

Назвать точное количество фантастических произведений Кира Булычёва довольно сложно. Во-первых, число только наиболее известных романов, повестей и рассказов превышает сотню, во-вторых, некоторые произведения Булычёва выходили в переизданиях в переработанном виде под разными названиями, или по частям в разных книгах.

В своих произведениях Кир Булычёв охотно обращался к ранее придуманным и описанным персонажам, в результате чего получилось несколько циклов произведений, в каждом из которых описываются приключения одних и тех же героев.

Повести и романы, не входящие в циклы

К таковым можно отнести целый ряд значительных произведений.

  • Повесть «Журавль в руках» (1976) описывает жизнь параллельного мира, где идёт затяжная феодальная война, в которую вмешиваются люди, живущие в нашем мире.
  • В повести «Похищение чародея» (1979) группа пришельцев из будущего, проникшая в наше время, пытается спасти и вывезти к себе в будущее выдающегося учёного, жившего за 700 лет до нашего времени, который неминуемо погибнет в далёком Средневековье. Свидетелем и участником их работы становится случайно оказавшаяся в эпицентре событий современная (время действия и реалии соответствуют моменту написания повести) советская девушка Анна. В повести вопрос о «гении и злодействе» встаёт в самой острой форме. Повесть характерна ещё одной особенностью: в ней впервые опубликован текст, который позже выходил отдельно под названием «Поминальник XX века». В нём перечислены родившиеся и жившие в XX веке гении, с раннего детства проявившие совершенно выдающиеся способности к искусству, наукам, в том числе самостоятельно повторявшие, часто в совершенно неподходящем окружении, величайшие научные теории, но не ставшие известными по причине их гибели, как правило, насильственной, в детском или юношеском возрасте. Повесть дважды экранизирована .
  • Повесть «Чужая память» (1981) рассказывает о сложных нравственных конфликтах, началом которых послужил эксперимент советского учёного Ржевского, создавшего своего клона. Более молодой клон начинает разбираться в делах оригинала двадцатилетней давности.
  • «Город наверху» (1986), роман, посвящённый приключениям группы археологов на мёртвой планете, на которой, оказывается, после разрушительной войны остатки населения продолжают жить в огромном подземном городе. В романе описана трагедия жителей подземного города, которым правит военно-промышленная олигархия. Сюжет подземных путешествий неоднократно использовался Булычёвым в таких произведениях как «Нужна свободная планета», «Подземная лодка», «Убежище» и «Любимец».
  • Повесть «Смерть этажом ниже» (1989) описывает экологическую катастрофу в небольшом провинциальном советском городе, которую руководство города всячески старается скрыть. Действие происходит в эпоху перестройки. Автор посвящает много страниц анализу конформизма и диссидентства той эпохи.
  • Роман «Тайна Урулгана» (1991), написанный в стиле «ретро», посвящён удивительным и страшным событиям, начавшимся с того, что одна молодая англичанка приезжает в дореволюционную Сибирь для поисков отца-исследователя Арктики, пропавшего без вести. Путешественники продвигаясь по Лене прибывают на место падения Урулганского метеорита, оказавшегося инопланетным кораблём с замороженным пришельцем внутри.
  • Роман «Любимец» (1993), действие в котором происходит через сто лет после завоевания Земли пришельцами-негуманоидами (огромными рептилиями), посвящён сложным и, порой, неоднозначным отношениям, сложившимся у остатков землян с захватчиками: люди становятся домашними любимцами (яркая аналогия на отношения человека как собаки), их выгуливают на поводке, спаривают для получения потомства и даже устраивают настоящие бои. Но всё ещё есть сопротивление, намеревающееся скинуть инопланетный гнёт.
  • Роман «Убежище». Первый роман намечавшегося цикла, этакий ответ Гарри Поттеру , однако смерть писателя оставила сериал незаконченным, а сам роман «Убежище» вышел в 2004 году, когда Булычёва уже не было в живых. В романе мальчику Севе предстоит спасти волшебный народ, состоящий из персонажей сказок. Волшебному народу нет места в нашем мире и они намерены построить убежище под землёй, Севе предстоит разведать место под будущее поселение.

Рассказы, не входящие в циклы

Некролог Киру Булычёву работы Д. Шулындина

Кир Булычев написал большое количество фантастических рассказов, представляющие собой самостоятельные произведения. Некоторые из них изначально были опубликованы в разного рода научно-популярных журналах, таких как «Химия и жизнь» или «Знание - сила» . Основные авторские сборники рассказов - «Чудеса в Гусляре» (1972), в который вошли не только гуслярские рассказы, «Люди как люди» (1975), «Летнее утро» (1979), «Коралловый замок» (1990), «Кому это нужно?» (1991).

Издательство «Эксмо », с 2005-го по 2007-й год, выпустило практически полное собрание сочинений Кира Булычёва в 18-и томах.

Кир Булычев – россиский и советский писатель, историк, востоковед родился 18 октября 1934 года в Москве.

Детство

«У меня все от мамы» – говорил знаменитый автор многих произведений. Ее именем и отчеством он будет называть героинь своих книг. Отец оставил семью еще до начала войны. Сменивший его отчим погиб за два дня до победы.

Марии Михайловне нелегко пришлось с двумя детьми. Она сменила множество работ, при этом продолжала учиться и осваивать новые специальности.
Тяжело вкалывала на фабрике, работала водителем, была комендантом крепости, в которой хранились снаряды и патроны.

Когда родился Игорь, пришлось сменить военную форму на гражданскую одежду. В годы военного лихолетья снова встала в строй, выполняя свой долг перед Родиной.

Будучи студентом института иностранных языков, Булычев не сидел на месте. Куда-то ходил, где-то ездил, карабкался по горам, хотел побольше всего увидеть. Получив диплом, работал в далекой Бирме (теперь Мьянма) на стройке.

В детстве

Затем поступил в институт Востоковедения и,работая в журнале «Вокруг света», по заданию редакции объездил тысячи разных мест на Земном шаре. Так что кругозор у будущего писателя был поразительным.

Журналистика, наука и третий – «несерьезный» путь в фантастику. За псевдонимом пришлось скрыться, потому, что в один момент, а Можейко было тогда 33 года, один из его рассказов был принят в печать.

Он работал в институте и не хотел, чтобы там знали о его побочных увлечениях. К тому же совместительство в советское время не одобрялось. Предположить тогда, что станет писателем, Игорь Всеволодович не мог, а усугублять свое положение на работе не хотел.

Признавался, что много грехов за ним водилось – в колхоз не поехал, профсобрание прогулял, с кем-то не по-товарищески поступил. Для идеологически выдержанного советского времени почти антисоциальный элемент. Поэтому взял имя супруги, мамину фамилию и стал Киром Булычевым. В разные периоды творчества было еще и пять других псевдонимов.

Карьера

Интересно, что фантастику литератор не связывал с мечтой и верил в добро как таковое, в дружбу. Общечеловеческие ценности не ассоциировал с какой бы то ни было религией, в которой он хорошо разбирался. Говорил, что вполне возможно существование высшего разума, но понять ему это не дано, так как подобные вещи настолько выше его.

Игорь Всеволодович садился писать книгу, не зная наперед, чем она закончится, и какой будет финал. Иначе ему было просто скучно. Поэтому он и не стал выдающимся ученым, как он сам утверждал.

Ученый и прозаик был убежден в том, что будущее непредсказуемо. Считал шарлатанами тех, кто гадал и обещал в скором времени наступление конца света, всемирной катастрофы и апокалипсиса.

Приводил в пример научно просчитанный прогноз, сделанный во второй половине ХІХ столетия – через сотню лет улицы больших городов невозможно будет очистить от куч навоза из-за все увеличивающегося гужевого транспорта.

Относительно вопросов веры во что-то или в кого-то, то автор многих книг уверен, что главное нужно быть думающими, критически мыслящими, соображающими людьми. Ведь население России приучили верить по указке сверху, так что проблем со сменой очередной веры не было и не будет.

Верили Сталину, потом оказалось, что это культ личности. Верили Хрущеву – в итоге объявили его волюнтаристом и проходимцем. Верили Брежневу, а после его смерти выяснилось, что он маразматик и причина застоя. Верили Горбачеву, но через пять лет развалился СССР, и последний советский лидер не кто иной, как предатель и враг.

Булычев подчеркивал в одном из своих интервью, что народ, который приучен верить, а не думать, будет всегда переживать различные неприятности. Как историк и доктор наук он полагал, что государство в котором он жил непременно развалится, но не думал, что это произойдет так скоро. Всем хорошо нужно учить историю.

Многогранный талант

Что такое цензура популярный фантаст хорошо знает и сложности с ней возникали неоднократно. Однако, по мнению, Игоря Всеволодовича все зависит от самого писателя. Чтобы не идти на сделку со своей совестью, то для «жизни и покушать» он писал вещи, которые напечатают.

Если же хотелось написать материал, который цензура не пропустит, Булычев его писал, но показывал лишь близким родственникам и друзьям. Когда советские времена завершились, все статьи, что были «в стол» теперь уже напечатаны.

В систему он не был встроен, на расстоянии держался с коллегами. В той ситуации самому оказалось легче, никто не подставит. Писатель никогда не подличал. Себя не считал ни революционером, ни борцом. Прочитав книгу «Как стать фантастом.

Записки семидесятника» закрадывается мысль, что писать Булычев стал потому, что так распорядилась жизнь. Нельзя было по другому. Ощущение того, что ни один персонаж не «сросся» со своим автором. Какой-то осадок на душе у литератора, чувствуется некое разочарование.

Наследие писателя действительно не маленькое. Сюда входят разные произведения, разделенные на тематические группы, которые объединены одним сюжетом и общими героями. Здесь и девочка-подросток, и агент, и доктор, город веселый, потом город грустный, другие персонажи и фантастические линии.

Отдельной строкой идут романы и повести не собранные в определенный общий цикл. Среди них значительные произведения Булычева, каждое из которых заслуживают отдельной статьи. Роман «Убежище» увидел свет уже после смерти замечательного писателя и был этаким российским ответом юному английскому волшебнику Гарри Поттеру.

Учебные издания и документальные произведения. Среди них «Тайны античного мира», «Исторические тайны Российской империи». Энциклопедии и справочники, антологии, несколько пьес, рассказы («Когда вымерли динозавры» и т.д.), сказки. А еще переводы фантастических произведений иностранных авторов – Артура Кларка, Мака Рейнолдса и др. А еще 600 стихотворений автора и десятки маленьких рассказов.

Были и экранизация художественных фильмов. Особенно это касается пятисерийной картины «Гостья из будущего», приблизившего к славе автора повести «Сто лет тому вперед». В то же время в Голландии запретили эту киноленту из-за сексуальной дискриминации.

Невероятная глупость даже при всей заангажированности их законодательства. А в фильме «Через тернии к звездам» партийное начальство не разрешило к показу многие эпизоды, хотя зритель попадает в полностью вымышленный мир с инопланетянами, причем события происходят в 23 веке.

Замечательный мультфильм, где птица Говорун отличается умом и сообразительностью.

Личная жизнь

Человеком Булычев был оптимистичным, любил шутить. Он из того поколения, которое было «понимающим», поэтому в произведениях его юмор печальный. В историю входить он не хотел, утверждая, что в нее, как правило, входят убийцы: правители, короли, полководцы.

А фантаст старался жить спокойно и не портить жизнь другим людям, хотя ему завидовали и пытались разными способами опорочить имя писателя. Его успешность и яркость не давала покоя тем, кто его окружал в повседневной жизни. Он старался относиться к этому как к мелкой неприятности.

Женат был Булычев на Кире Сошинской, писательнице и профессиональной художнице, которая делала иллюстрации к его книгам. Когда родилась дочка, отец искал для нее нестандартное имя. Назвал Алисой, а затем уже и героиня книг была так названа (напоминает свою тезку из сказок Кэррола). Внук Тимофей – архитектор. Вместе с мамой имеют общее увлечение – любят погружаться в воду с аквалангом.

Булычев и Кира Сошинская

Имея за спиной институт переводчиков, литературовед говорил, что первый у него язык английский, а второй чешский. Считалось теоретически, что Булычев знал бирманский язык, но практически он его не знал.

Писатель коллекционировал головные уборы и служебные знаки, а до этого пистолеты с ударно-кремнёвым замком и сабли. Считал себя большим знатоком фалеристики (награды). Приходилось покупать и выменивать полулегально разные старинные вещи на неафишируемых барахолках где-то на Ленинских горах. Теперь это Воробьёвы горы. Иногда милиция разгоняла всех этих любителей марок, монет и потертых раритетов.

Когда появились компьютеры, он на них не работал. Есть фото, где писатель сидит перед выключенным компьютером. Машину всегда водила жена, Игорь Всеволодович – нет. В романах и повестях отсутствуют детальные технические описания. Так свидетельствует его дочь. Удивительно даже, ведь в межпланетных полетах, природа как таковая отсутствует полностью, одна лишь техника да электроника.

От домашнего быта Булычев был очень далек. Разве что продукты покупал. Будучи человеком непрактичным, влил как-то кипяток в бутылку, отчего та взорвалась.

Всегда носил пиджак, так как там много карманов. В них нужно было помещать блокноты, различные записи и прочие бумажки. Спина болела из-за тяжелой сумки, набитой под завязку книгами, которую Игорь Всеволодович носил через плечо.

Как-то раз из Индии Булычев контрабандно привез в карманах пальто двух маленьких обезьян. Они несколько лет прожили в его квартире. Дочка их кормила, вспоминает какими они были кусачими эти лемуры, хотя и невероятно красивыми.

Особых пристрастий к еде у фантаста не было. Из любимых блюд – отварная говядина, посыпанная солью и молоко. В Подмосковье имелась дача, но потом она сгорела. Вообще огородником он был никаким.

Какая там лопата, лежал на траве и читал книги – вот основное занятие. В отпуске за всю жизнь фактически не был и спортом не занимался. Футбольные матчи по телевизору смотрел, это ему нравилось.

Умер писатель в возрасте 68 лет, причиной стала онкология, с которой он долго боролся. У него была некая отрицательная установка, которую Игорь Всеволодович не раз озвучивал, говоря, что его отец прожил 69 лет, и что ему якобы тоже больше не светит. Нельзя себя программировать на негатив.

О Булычеве в его доме напоминает множество подарков, которые он привозил издалека. Например, необыкновенной красоты коралловые бусы с Филиппин, а еще висящие на стенах написанные им акварели.

18 октября 1934 года родился известный советский писатель-фантаст, драматург и сценарист Кир Булычёв (настоящее имя Игорь Всеволодович Можейко). История семьи писателя могла стать сюжетом для увлекательной книги.

Отец писателя, Всеволод Николаевич Можейко, был из белорусско-литовских шляхтичей Можейко. После Октябрьской революции, когда ему едва исполнилось15 лет, он ушёл из дома и скрыв своё дворянское происхождение устроился учеником на завод. В 1922 году, в возрасте 17 лет, приехал в Петроград, где работал слесарем и учился на рабфаке. После поступил на юридический факультет университета, параллельно работая в профсоюзе. Инспектируя однажды карандашную фабрику Хаммера, он познакомился там с работницей Марией Михайловной Булычёвой, с которой вступил в брак в 1925 году. В дальнейшем отец Игоря Всеволодовича занимал видные посты в советском государстве.

Мать тоже была из интеллигентной семьи и до революции обучалась в Смольном институте благородных девиц. Ее отец, полковник Михаил Булычёв, был преподавателем фехтования Первого Кадетского корпуса.

После революции бывшая институтка стала сиротой. В 1921 году, когда ей было 16 лет, умерла приемная мать Марии Михайловны. Девочка зарабатывала на жизнь выступая спарринг-партнером на кортах во времена НЭПа, была работницей на фабрике Хаммера, работала шофером, закончила автодорожный институт. А затем поступила в Академию им. Ворошилова, после окончания которой в 1933 году получила звание военного инженера 3-го ранга и была распределена на должность коменданта Шлиссельбургской крепости, в которой в тогда размещался склад боеприпасов. Но после рождения сына Мария Михайловна ушла с военной службы.

Перед Отечественной войной родители будущего писателя развелись и мать повторно вышла замуж за крупного учёного в области фотографической технологии, доктора химических наук Якова Исааковича Бокиника, который был родом из Одессы. В новой семье родилась младшая сестра будущего фантаста Наталья. Но спокойную жизнь новой семьи прервала война. Отчим Игоря Всеволодовича пошел на фронт и погиб в Курляндии за 2 дня до Победы, 7 мая 1945 года. А мать писателя во время войны занимала должность начальника авиадесантной школы в г. Чистополь.

Жена, писателя, Кира Алексеевна Сошинская, архитектор по образованию. Она тоже писала фантастические произведения, а еще неплохо рисовала и была иллюстратором книг своего мужа. В 1960 году у пары родилась дочь Алиса, названая родителями в честь героини сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». А затем имя дочери, Кир Булычев «подарил» и героине своих произведений – Алисе Селезневой.

Моим именем папа назвал свою героиню, вспоминала позже Алиса Всеволодовна. - Оно запоминающееся, так как встречается нечасто. А Селезнева - девичья фамилия моей бабушки. Отец любил «заимствовать» для своих героев имена у родственников и друзей.

Начав писать фантастику Игорь Всеволодович придумал себе псевдоним, поскольку опасался, что руководство Института востоковедения (где он в то время работал) может уволить его за это «несерьезное» занятие. Большинство своих книг писатель подписывал псевдонимом «Кирилл Булычёв», который был образован из имени жены и девичьей фамилии матери писателя. Через некоторое время имя «Кирилл» на обложках книг стали писать сокращённо - «Кир.». А затем была «сокращена» и точка, так и получился известный сейчас «Кир Булычёв». Встречалось и сочетание Кирилл Всеволодович Булычёв. Ссвое настоящее имя писатель скрывал до 1982 года.

Все раскрылось, когда мне вручили за мои фантастические труды Государственную премию, и об этом сообщалось в «Правде», - рассказывал в интервью Игорь Всеволодович о том, как было раскрыто его «инкогнито». - Тут парторги засуетились, забегали - в институте ЧП: как так, научный сотрудник и такой несерьезной писаниной занимается. Пошли к директору, а тогда нашим руководителем был Примаков, нынешний премьер-министр. Он спрашивает у завотделом: «Он план выполняет?» «Выполняет...» «Ну и пусть дальше работает!»