Кэти кольвиц. Кольвиц Кете — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Ке́те Ко́львиц (также Кэте , нем. Käthe Kollwitz , урожд. Шмидт (Schmidt ); 8 июля , Кёнигсберг , Пруссия - 22 апреля , Морицбург , Саксония) - немецкая художница , график и скульптор .

Биография

Кете Кольвиц скончалась 22 апреля 1945 года на 77 году жизни. Похоронена вместе с мужем в семейной могиле на Центральном кладбище Фридрихсфельде .

Жизни и творчеству художницы посвящён фильм «Кете Кольвиц – Картины жизни» (1986) немецкого режиссёра Ральфа Кирстена , заглавную роль в котором исполнила Ютта Ваховяк .

Напишите отзыв о статье "Кольвиц, Кете"

Литература

  • Пророкова С. Кэте Кольвиц. Жизнь замечательных людей , М.: Молодая гвардия, 1967
  • Нагель Отто . Кэте Кольвиц. М.: Изобразительное искусство, 1971
  • Кэте Кольвиц. Дневники, письма, воспоминания современников, М. Искусство, 1980
  • Недошивин Г. Кете Кольвиц // Художники XX века. По страницам журнала «Творчество». М. Советский художник, 1974. С. 12-20

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кольвиц, Кете

Я до сих пор очень хорошо и с очень большой теплотой помню те «великие и загадочные» приготовления: пахнущее свежими дрожжами тесто, всю ночь поднимавшееся в глиняном горшке у плиты, а утром превратившееся в десятки белых кружочков, разложенных на кухонном столе и ждущее, когда же уже настанет час его чудесного превращения в пышные пахнущие пироги... И бабушка с белыми от муки руками, сосредоточенно орудующая у плиты. И ещё я помню то нетерпеливое, но весьма приятное, ожидание, пока наши «жаждущие» ноздри не улавливали первых, изумительно «вкусных», тончайших запахов пекущихся пирогов…
Это всегда был праздник, потому что её пироги любили все. И кто-бы в этот момент не заходил, ему всегда находилось место за большим и гостеприимным бабушкиным столом. Мы всегда засиживались допоздна, продлевая удовольствие за «чаепитным» столом. И даже когда наше «чаепитие» заканчивалось, никому не хотелось уходить, как будто вместе с пирогами бабушка «впекала» туда частичку своей доброй души и каждому хотелось посидеть ещё и «погреться» у её тёплого, уютного домашнего очага.
Бабушка по-настоящему любила готовить и что бы она ни делала, это было необыкновенно вкусно всегда. Это могли быть сибирские пельмени, пахнущие так, что у всех наших соседей вдруг появлялась «голодная» слюна. Или мои любимые вишнёво-творожные ватрушки, которые буквально таяли во рту, оставляя надолго изумительный вкус тёплых свежих ягод и молока… И даже её самые простые квашеные грибы, которые она каждый год квасила в дубовой кадушке со смородиновыми листьями, укропом и чесноком, были самыми вкусными которые я когда-либо ела в своей жизни, несмотря на то, что на сегодняшний день я объездила больше половины света и перепробовала всевозможные лакомства, о которых, казалось бы, можно было только мечтать. Но тех незабываемых запахов одурительно вкусного бабушкиного «искусства» никогда не смогло затмить никакое, даже самое изысканно-рафинированое заграничное блюдо.
И вот, имея такого домашнего «чародея», я, к всеобщему ужасу моей семьи, в один прекрасный день вдруг по-настоящему перестала есть. Теперь я уже не помню, был ли для этого какой-либо повод или это просто произошло по какой-то мне неизвестной причине, как это обычно происходило всегда. Я просто начисто потеряла желание к любой мне предлагаемой пище, хотя никакой слабости или головокружения при этом не испытывала, а наоборот – чувствовала себя необычайно легко и совершенно великолепно. Я пыталась объяснить всё это моей маме, но, как я поняла, она была сильно напугана моей новой очередной выходкой и ничего не хотела слышать, а только честно пыталась заставить меня что-то «глотать».
Мне становилось очень плохо и от каждой новой порции принимаемой пищи рвало. Только лишь чистая вода принималась моим истерзанным желудком с удовольствием и легко. Мама уже была почти что в панике, когда к нам совершенно случайно зашла, наш тогдашний семейный врач, моя двоюродная сестра Дана. Обрадованная её приходом, мама, конечно же, тут же рассказала ей всю нашу «ужасную» историю о моём голодании. И как же я обрадовалась, когда услышала, что «ничего такого уж страшного в этом нет» и что я могу на какое-то время быть оставлена в покое без насильственного запихивания в меня еды! Я видела, что моя заботливая мама в это совсем не поверила, но деваться было некуда, и она решила оставить меня в покое хотя бы на какое-то время.
Жизнь сразу стала лёгкой и приятной, так как чувствовала я себя абсолютно прекрасно и больше уже не было того постоянного кошмарного ожидания спазмов желудка, которые обычно сопровождали каждую малейшую попытку принятия какой-либо пищи. Это продолжалось примерно около двух недель. Все мои чувства обострились и восприятия стали намного ярче и сильнее, как бы выхватывалось что-то самое важное, а остальное уходило на второй план.
Мои сны изменились или вернее, я стала видеть один и тот же, повторяющийся сон – как-будто я вдруг поднимаюсь над землёй и иду свободно не касаясь пятками пола. Это было настолько реальное и невероятно прекрасное чувство, что каждый раз просыпаясь, мне немедленно хотелось обратно. Этот сон повторялся каждую ночь. Я до сих пор не знаю, что это было и почему. Но это продолжалось и после, спустя много, много лет. И даже теперь, перед тем, как проснуться, я очень часто вижу тот же самый сон.
Как-то, папин брат приехал в гости из города, в котором он в то время жил и во время разговора сказал папе, что недавно он видел очень хороший фильм и начал его рассказывать. Каково же было моё удивление, когда я вдруг поняла, что уже наперёд знаю, о чём он будет говорить! И хотя я совершенно точно знала, что никогда не видела этот фильм, я могла его рассказать от начала до конца со всеми подробностями... Я никому об этом не сказала, но решила понаблюдать проявится ли что-либо подобное в чём-то ещё. Ну и естественно, моё обычное «новенькое» не заставило себя долго ждать.

Ке́те Ко́львиц (также Кэте, (нем. Käthe Kollwitz, урожд. Шмидт (Schmidt); 8 июля 1867 года, Кёнигсберг, Пруссия - 22 апреля 1945 года, Морицбург, Саксония) - немецкая художница, график и скульптор.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИЦЫ

В 1885-1890 годах учёба у Штауффер-Берна в Берлине и Людвига Хертериха в Мюнхене.

В 1890 году - первые офорты.

В 1891 году вышла замуж за врача Карла Кольвица, который поселился на севере Берлина. В 1892 году родился сын Ханс. В том же году Кольвиц была на премьере спектакля «Ткачи» по пьесе Герхарта Гауптмана, которая послужила толчком для серии её графических работ «Восстание ткачей» (1895-1898).

В 1896 году родился сын Петер. В 1898 году серия «Восстание ткачей» была показана на Большой Берлинской художественной выставке.

В 1898-1903 годах преподаватель в Женском художественном училище в Берлине. В 1902-1908 годах выполнила серию офортов «Крестьянская война».

В 1904 году жила в Париже. В 1907 году, получив приз «Вилла Романа», жила во Флоренции.

В 1910 году первые попытки в области скульптуры. В 1914 году на войне погиб её сын Петер.

В 1917 году Пауль Кассирер организовал её юбилейную выставку. В 1919 году получила звание профессора.

В 1922-1925 годах создала серию гравюр на дереве «Война» и «Пролетариат».

В 1927 году посетила Москву. В 1928 году стала руководителем художественной мастерской графики в Прусской академии искусств.

В 1933 году после прихода к власти национал-социалистов была вынуждена покинуть Академию искусств. В 1934-1935 годах создала серию литографий «Смерть».

В 1936 году было негласно запрещено выставлять её работы. В 1940 году умер её муж Карл Кольвиц.

В 1943-1944 годах эвакуировалась в Нордхаузен, а затем переехала в Морицбург под Дрезденом по приглашению принца Эрнста Генриха Саксонского.

Кете Кольвиц скончалась 22 апреля 1945 года на 77 году жизни. Похоронена вместе с мужем в семейной могиле на Центральном кладбище Фридрихсфельде.

ТВОРЧЕСТВО

Она училась в художественных школах в Берлине и Мюнхене, в профессиональной Берлинской академии художеств. Она обучалась станковой гравюре, что в последующем использовала в своих литографических циклах. Ее самостоятельные циклы офортов и литографий впервые остро и с экспрессией отобразили взгляд художника на нужды и тяжелую жизнь простого народа.

Внимание мастера сосредоточено главным образом на тех трагических обстоятельствах, в которых выплеснулась вся жестокость и бескомпромиссность переломной эпохи. Большинство своих произведений К. Кольвиц посвящала пролетариату Германии.

«Именно пролетариат был для меня прекрасен. Пролетариат в типических его проявлениях творчески вдохновлял меня. …Позднее, когда при близком соприкосновении с рабочими я по настоящему узнала их нищету и беды, у меня возникло также чувство долга своим искусством служить пролетариату». Кэте Кольвиц

Сосредоточенность и напряженность отображена и в ее «Карманьоле», написанной в 1901 г. От танцующих около гильотины парижанок веет не праздником, но трагедией целого поколения простого народа, вовлеченного в кровопролитную борьбу. Вероятнее всего, «Карманьола» была создана под впечатлением от книги Диккенса «Повесть о двух городах». Техника выполнения работы отличается невероятной сложностью, в ней сочетаются акватинта и офорт, композиция же строится на основе объединения отдельных фигур в некое общее целое.

Поиски новых средств выражения привели Кольвиц к использованию острой экспрессии в построении монументальных форм, художественное же решение нашлось в противопоставлении резкого белого и черного.

В своих произведениях Кольвиц постаралась с предельной точностью отобразить нужду и горе народа в период безработицы и социальных волнений. Гравюра «Нужда» производит на зрителя наиболее сильное впечатление. Кольвиц изобразила мать, сидящую у постели умирающего ребенка, прозрачное личико которого теряется на фоне большой подушки. Тусклый свет, едва проникающий сквозь небольшое оконце, только подчеркивает трагическую картину. Горе матери усугубляется ощущением собственного бессилия, она не может помочь своему ребенку, т.к. у нее нет денег не только на врача, но и на самую необходимую пищу.

Острота и выразительность работ Кольвиц были столь сильны, что в Германии был запрещен ее плакат, изображающий трагедию работницы. Осознавая трибунную роль живописи модерна, художница в годы Второй мировой войны работала в духе антимилитаризма, внося свою весомую лепту в международное художественное движение, протестующее против всяких войн. Многочисленные графические циклы Кольвиц, ее литографии, скульптуры были проникнуты идеями социального гуманизма.


Кольвиц принимает активное участие в культурном антифашистском сопротивлении. За считанные месяцы до утверждения господства гитлеровцев она создает плакат рабочей солидарности — «Мы защищаем Советский Союз!» и подписывает антифашистское воззвание к политическим партиям Германии. Вместе с выдающимся писателем Генрихом Манном, ее со скандалом изгоняют из Прусской Академии искусств.

Кете Кольвиц. «Автопортрет с профилем, повернутым вправо». 1938. Фото: MOMA

Творчество Кете Кольвиц (1867-1945) привлекает все большее внимание специалистов. Причины тому — качество ее работ и новый взгляд на женщин, составляющих меньшинство в арт-сообществе, где каждая выдающаяся художница считается скорее исключением, только подтверждающим правило.

Книга Käthe Kollwitz in Dresden («Кете Кольвиц в Дрездене») — поистине новый вклад в историю искусств. В ней исследуется не только творчество Кольвиц, главным образом произведения на бумаге — гравюры и рисунки, но и ее профессиональные отношения с ученым, знатоком искусства Максом Лерсом (1855-1938), директором Гравюрного кабинета, где хранились эстампы, рисунки и фотографии из Государственных художественных собраний Дрездена. Сам Лерс был выдающимся экспертом по ранней нидерландской гравюре, но горячо приветствовал современное искусство. Он систематически покупал работы Кольвиц, собрав коллекцию из нескольких сотен гравюр и десятков рисунков. Художественные собрания Дрездена стали первым государственным музеем, где аккумулировалась печатная графика этой художницы, и покровительство со стороны государства в лице Лерса оказалось решающим фактором в упрочении ее репутации. В книге впервые опубликованы избранные письма из их обширной переписки.

Кольвиц говорила, что хочет оказывать влияние на общество; по горькой иронии судьбы она, пацифистка, потеряла сына в Первую мировую войну и внука — во Вторую. Ее художественная образность созвучна проблемам обездоленных и наполнена сильнейшими эмоциями. Кольвиц блестяще режиссировала сцены с изображением толпы, но воздействие ужасов, которыми проникнуты ее циклы «Восстание ткачей» (1892) и «Крестьянская война» (1903), на сегодняшнего зрителя явно притуплено частой демонстрацией подобных жутких сцен в средствах массовой информации.

Книга изобилует великолепными репродукциями рисунков, литографий и гравюр разных периодов, с 1889 по 1922 год, с подробными комментариями. Глядя на них, невольно приходишь к мысли, что Кольвиц сама была лучшей своей моделью: ее автопортреты (в целом их более сотни) стоят в ряду наиболее выдающихся работ в этом жанре. Она была красива, при этом отсутствие претенциозности и позы делает ее автопортреты чрезвычайно эмоционально заряженными, мы почти чувствуем, что находимся рядом с ней.

Petra Kuhlmann-Hodick, Agnes Matthias, Alexandra von den Knesebeck and Hannelore Fischer. Käthe Kollwitz in Dresden. Paul Holberton Publi ing. 176 с. £30, €35, $40. На английском языке
Frances Carey and Max Egremont. Portrait of the Artist: Käthe Kollwitz. The British Mu-seum Press and Ikon Gallery. 156 с. £20. На английском языке

Однако авторы книги рассматривают эту тему в совершенно новом ключе. Они предлагают подробное описание галереи с одной из лучших в стране исторических коллекций, где намеренно, с сознательной решимостью занимались собиранием этих, в то время еще современных, работ. Дело Лерса, начатое его руководителем Карлом Воерманом, заключалось в том, «чтобы уделить современному искусству графики то внимание, которого оно заслуживает». В этом сборнике очерков в подробнейших деталях описывается то, каким образом благодаря сотрудничеству ученых и коллекционеров формируются публичные собрания из наследованных и приобретенных работ; нам предоставлена возможность рассмотреть с близкого расстояния процесс подбора рисунков и литографий, созданных этой необыкновенной, противоречивой художницей, собственные взгляды которой учитывались при коллекционировании. Такой подход был экономически выгоден, тем более что частных коллекций в этой области еще не существовало. Более того, собрание формировалось в определенных исторических обстоятельствах: влияние на творчество Кольвиц оказывали и возникшая в конце XIX века пикториальная фотография, и талантливые художники-граверы, от Макса Клингера до Макса Либермана. Значительная часть переписки Кольвиц с Лерсом ныне утрачена, но сохранившиеся письма показывают, какое значение для нее имела его практическая и моральная поддержка и насколько важно ей было работать с кем-то, кто понимал и восхищался ее достижениями.

А в книге Portrait of the Artist («Портрет художника») представлена коллекция из 40 гравюр Кете Кольвиц, показ которой проходит сейчас в разных городах Англии и состоится в Лондоне в 2019 году. Это наследие легендарного куратора Кэмпбелла Доджсона (1867-1948), друга и коллеги Лерса (в то время Британский музей не мог покупать современные произведения). Здесь представлены все элементы творчества Кольвиц: социальный протест, материнская тема, замечательные автопортреты. Репродукции сопровождаются великолепным биографическим очерком Макса Эгремона и замечательным рассказом Фрэнсис Кэри о творческом пути художницы.

Многие работы Кольвиц проникнуты трагизмом, ее творчество неотступно преследует скорбная тема материнского горя. В силу личных причин и социальной осознанности она была едва ли не поглощена темой смерти, но при этом продолжала жить яркой, насыщенной жизнью.

October 1st, 2015 , 09:20 pm

«Кёте Кольвиц - Картина жизни»
«Käthe Kollwitz - Bilder eines Lebens»

1986 г.
Производство студия «Дефа» (ГДР)
Продолжительность 96 мин
Жанр: биография, драма
Режиссер и автор сценария: Ральф Кирстен (Ralf Kirsten)
Оператор: Отто Ханиш (Otto Hanisch)
Композитор: Петер Готтхардт (Peter Gotthardt)

В ролях: Ютта Ваховяк (Jutta Wachowiak) – Кёте Кольвиц, Фред Дюрен (Fred Düren), Карл Кольвиц, Матиас Фрайхоф (Matthias Freihof) - Петер Кольвиц, Кармен-Майя Энтони (Carmen-Maja Antoni) – Лина, Герд Балтус (Gerd Baltus) – Сандер, Габриэль Барт (Gabriele Barth) – натурщица, Экхард Бекер (Eckhard Becker) – критик, Детлеф Бирштедт (Detlef Bierstedt), Вальфриде Шмитт (Walfriede Schmitt), Аксель Вернер (Axel Werner), Олаф Бурмейстер (Olaf Burmeister), Хорст Химер (Horst Himer) и др.

Биографический фильм Ральфа Кирстена посвящен известной немецкой художнице, графику и скульптору Кете Кольвиц (1867-1945), которая кроме творчества была активным участником социального движения в Германии. Фильм пытается проследить художественное творчество Кольвиц и связать его с политическими событиями ХХ века в стране. В четырех основных эпизодах фильма рассказывается о жизни художницы, начиная с 1914 года и заканчивая периодом во время второй мировой войны, незадолго до ее смерти в апреле 1945 года.

Из биографии художницы мы знаем, что Кете Кольвиц выросла в Кенигсберге и училась в Берлине, где она прожила почти всю жизнь в бывшем рабочем районе Пренцлауэр Берг. В 1891 году она выходит замуж за врача Карла Кольвица, родила двух сыновей. В этот же период она начинает создавать картины и скульптуры, преподает в берлинском Женском художественном училище. 1900-е годы были посвящены учебе и жизни в Париже и Риме. Во время Первой мировой войны на фронте погибает её младший сын Петер, это делает Кете радикальной пацифисткой. В 1919 году Кольвиц получила звание профессора и была избрана членом Прусской академии искусств. В 1932 году Кольвиц подписала обращение против нацистов, а в 1933 году, после прихода к власти национал-социалистов, была вынуждена покинуть Академию искусств, а в 1936 году было негласно запрещено выставлять её работы. В 1940 году умер её муж Карл Кольвиц. В 1943 году художница эвакуировалась в Нордхаузен, а затем переехала в Морицбург под Дрезденом по приглашению принца Эрнста Генриха Саксонского. Кете Кольвиц скончалась 22 апреля 1945 года, прожив 76 лет.

В глубь выставочного пространства уходят изображения кёнигсбергского порта. В детские годы Кете Кольвиц любила гулять по его территории и смотреть, как разгружают баржи или как танцуют матросы с портянками, намотанными на ноги. Именно тогда девочка с задатками великого художника почувствовала интерес к жизни простых рабочих и их тяжёлому труду. Образ порта на выставке в большей степени представлен картинами немецких и советских графиков и живописцев – Адольфа Шевченко, Нины Крымовой, Эдуарда Андерсона и других. Во время Второй мировой войны порт практически не пострадал и в 50-е годы стал основной темой для приезжих мастеров, которые по заданию партии прославляли развитие присоединённой территории Восточной Пруссии. В 80–90 годы это индустриальное место продолжало вдохновлять художников.

На старых фотографиях Кёнигсберга начала XX века изображены улочки, исхоженные в юности Кете Кольвиц вдоль и поперёк, Королевский замок, в северном крыле которого она однажды ужинала в ресторанчике «Блютгерихт», и памятник Иммануилу Канту, её названному дедушке. Родной дед Юлиус Рупп, богослов и преподаватель Альбертины, горячо поддерживал идеи философа. Поэтому заметное место на выставке занимает огромное – во всю стену – изображение Канта, выполненное калининградским стрит-художником Глебом Михайловым. Он же стал автором внушительного по размерам портрета Кете Кольвиц, написанного на противоположной по диагонали стене.

Ровно сто лет назад в здании Кёнигсбергской биржи прошла выставка Кете Кольвиц в честь её 50-летия. Ранние работы художника, созданные с 1890 по 1912 годы, были специально ей отобраны для того события и вошли в так называемую папку Рихтера. Сегодня эти листы представлены в одном из экспозиционных блоков: знаменитые серии «Восстание ткачей» (1897–1898), «Крестьянская война» (1903–1908) и подготовительные рисунки к ним, а также графика, посвящённая теме женщины, матери и ребёнка.

Кете Кольвиц стала свидетелем трёх политических систем – Германской империи, Веймарской республики и национал-социализма. Она пережила три войны: в детстве Немецко-французскую войну 1870–1871 годов, в зрелом возрасте Первую мировую, а на склоне лет встретила Вторую мировую. Поэтому одной из основных тем, над которыми Кете Кольвиц трудилась на протяжении творческого пути, оказалась тема революций и войн.

Серия «Восстание ткачей» стала художественным откликом на запрещённую пьесу Герхарта Гауптмана «Ткачи» (1892), которая была посвящена Силезскому восстанию 1844 года, когда рабочие впервые масштабно выступили против владельцев мануфактур. Жестокость и несправедливость события побудили Кете Кольвиц подробно изучить исторические документы событий 50-летней давности. Результатом стало создание серии из шести листов, на которых художник сумела передать нужду, смерть ребёнка от голода, отчаяние, надежду на улучшение и постигшее разочарование.