Искусствовед в п толстой биография. Скончался владимир павлович толстой

Я православный и был крещен с детства. Думаю принять католицизм. Могу ли я его принять и каким образом? То есть, каков будет процесс и насколько это долго? Ведь я уже крещен, но Православный, а у нас с Католической Церковью особой разницы нету, как брат и сестра. Я, если честно, очень редко хожу в нашу церковь, если только на Пасху. Но я думаю, мне ближе Католичество, у меня совсем другие взгляды.

Вячеслав

садовник, программист, Чело"Век"

Топки, Кемеровская область

Уважаемый Вячеслав, довольно странный вопрос Вы обращаете к православному священнослужителю - о том, как Вам покинуть Православную Церковь и стать католиком. Вряд ли Вы можете ожидать, во-первых, поощрения этого поступка, а во-вторых - инструкций, как Вам в данном случае действовать. Если уж Вы примете такое решение, то за разъяснениями Вам следует обращаться к той конфессии, куда Вы предполагаете направить свои стопы.

Не стремлюсь оказать на Вас никакого мировоззренческого давления, но просто задам вопрос, который Вы сами себе повторите: Вы хотите стать католиком вместо православного потому, что сравнили догматы веры, пришли к твердому убеждению, что Папа Римский есть наместник Христа на земле, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской Церкви? Что он есть гарант церковной истины, и его веро- и нравоучительные суждения, высказанные особенным образом - ex cathedra - являются безошибочными? Вы убеждены, что Дух Святой исходит от Отца и Сына, а не только от Отца, как мы провозглашаем в Никео-Константинопольском Символе Веры? Путем тщательного разбора Вы пришли к взгляду, что чистилище и индульгенции есть необходимая часть христианского учения о спасении? И многое другое. Или Вам понравилось нечто иное? Скажем, органная музыка, внешний вид священнослужителей, эстетика католического богослужения?

Если первое - то, не разделяя этого выбора, я не могу не отнестись к нему с уважением. Если второе или какие-то другие косвенные причины (скажем, бывает, что люди за супругой переходят в другую веру или по каким-то практическим соображениям жизненного порядка), - то это не очень основательный фундамент для принятия такого ответственного решения, как смена веры. Это шаг такой, перед которым нужно семь раз отмерить, или даже семижды семь раз, прежде чем один раз отрезать. Да и тот факт, что Вы и прежде в Православной Церкви не были усердны ни в изучении основ веры, ни в посещении богослужений, не вселяет уверенности в серьезности Вашего решения. Так что подумайте прежде крепко.

Тридцатишестилетний кубинец архимандрит Иероним (Эспиноза) был известным ученым-химиком и выпускником католического богословского учебного заведения. Однажды он случайно попал на службу в православный храм и после этого резко изменил свою жизнь, принял монашество и посвятил себя служению Православной Церкви

Католик с высшим теологическим образованием, окончивший семинарию, неожиданно принимает православную веру. Более того - его рукополагают в сан православного священника. Как же такое случилось?

Это было действительно неожиданно. Если бы за десять лет до этого мне сказали, что однажды я покину Римо-католическую церковь и перейду в другую конфессию, тем более в Православие, - я бы не поверил. Я говорю «тем более в Православие», потому что в католических церковных кругах Кубы о православии почти ничего не знали, а когда о нём всё-таки заходила речь, в связи с ним непременно упоминали беспорядок, невежество и отступление от веры! Церковное образование я получил у иезуитов, известных своей особой преданностью папскому престолу.

Я абсолютно уверен, что мое обращение было промыслительным. Первый раз я пришёл в православный храм св. Николая в Гаване с любопытством студента, изучающего древнегреческий язык, - хотел найти там древние тексты и ни о чём более не помышлял. Но тогда, в час Вечерни, я понял (не столько умом, сколько душой), что существует нечто другое, именно то, чего мне не хватало столько времени в католических службах, хотя я этого и не осознавал. Так я постепенно стал приближаться к Православию и всё серьёзнее изучать его.

«Как мог сменить веру католик с теологическим образованием?»

В первую очередь благодаря молитве. Мне очень помогли Отцы Церкви - читая их труды, я постепенно начал понимать многое и видеть некоторые вещи в другом свете.

Обрели ли вы душевное спокойствие и совершенство приближения ко Христу после перехода в другую Церковь?

Душевное спокойствие - определённо. Именно это является причиной моего обращения, потребность в богословских изысканиях появилась уже потом. В Православии я нашёл то, чего мне не хватало в латинской церкви, в Православии я нашёл духовную, эсхатологическую составляющую. В католической церкви сильнее составляющая катехизаторская, позитивистская, академическое знание. Ей недостаёт элемента духовного и священнотаинственного. Я не говорю, что образование не важно, напротив, как академическое, так и духовное образование вкупе с молитвой помогают нам в нашем пути к Богу, но прежде всего - именно молитва, непрестанная молитва.

Если Христос - Единый, Неделимый и Неразделённый, как мы можем утверждать, что наша вера более правильна (так сказать, мы Его «правильнее славим»)?

Я лично могу предложить вам такой опыт. Оставим на мгновение богословие и рассмотрим проблему с точки зрения нерелигиозного человека. Мы проведём этот опыт в практических целях. Я спрошу: какая Церковь из всех церквей и сект мира происходит непосредственно от апостолов и самого Христа? Ответ несложен. А какая из них сохранила единое богословское учение и традицию на протяжении веков? Сохранила единство, когда другие, например копты или латиняне, отделились от её ствола? Думаю, ответ очевиден. Это Православие.

Ради духовного сана Вы оставили даже занятия химией…

Мои занятия точными науками в целом - не только химией, но и математикой, а в особенности молекулярной физикой, очень помогли мне в духовной жизни. Это может показаться странным, но лично мне они помогли понять законы физического функционирования Вселенной (по крайней мере, вплоть до границ, очерченных наукой). Это укрепило мою веру в Бога и мою жизнь как клирика. Верующий человек и в науке и физических законах видит волю и руку Божию - именно там, где другие ищут основание для своего неверия.

Отметили ли вы какие-либо различия по существу между греческим и католическим богословием?

Различий множество. Существует общая основа: период истории Церкви до последнего Вселенского собора, примерно до IX века, когда на Западе начинается господство франков после победы Карла Великого. Затем пути и обеих Церквей, и их богословия стали расходиться всё сильнее и сильнее. Мы больше не можем говорить о едином богословии. Сейчас латинское богословие, особенно академическое, основано большей частью на учении блаженного Августина и Фомы Аквинского. Из теологии Фомы Аквинского проистекает все западное богословие, которое вот уже почти тысячу лет отдалено от православного. Новые догматы, новые богословские решения, папские энциклики (которые вместе с догматом о непогрешимости папы имеют догматический характер) и новые движения, такие, как теология освобождения, заполнили академическую нишу на Западе. Православные же богословы избегали новшеств, стараясь сохранить учение отцов Вселенских Соборов - не в неподвижности, как нас обвиняют католики, а, напротив, придавая богословию его подлинный характер. Поэтому в прошлом веке о. Иоанн Романидис выдвинул идею об опытном богословии, т.е. о богословии, происходящем не только от академического знания, но и от опыта обожения.

Сейчас единственная религия, которая продолжает распространяться, - это ислам. Что Вы можете сказать по этому поводу?

Не только ислам - ещё и протестанты, мормоны и многие другие. За это мы несём большую ответственность. Они просто заполняют не занятые нами ниши. И когда я говорю, что это наша личная ответственность, я имею в виду не одну лишь Церковь - и власти, и правительство, и каждого из нас. Когда Церковь не ведёт духовно-просветительскую работу, когда власти не только не интересуются деятельностью церкви, но и порой ей мешают, когда правительство во имя псевдодемократии принимает в парламенте законы, нарушающие священные каноны (как в случае легализации абортов), когда мы с гордостью называем себя православными христианами, но порог храма переступаем только на Пасху и Рождество или же становимся «эхом» СМИ, обвиняя Церковь и её иерархов на основании первых же «желтых» новостей - тогда мы оказываемся союзниками еретиков и предателями нашей родины, основание и столп которой - православная вера и кровь тысяч мучеников, отдавших жизнь за свободную и православную Грецию.

Как Вы считаете, находит ли нынешняя проповедь Церкви отклик среди верующих? Может быть, растущее безбожие объясняется неспособностью Церкви к убеждению?

Церковь на протяжении всей своей истории многое испытала, переживала периоды и упадка, и расцвета. В нашу эпоху мы испытываем не только экономический кризис, но и кризис традиционных ценностей. И в целом, проанализировав нынешнюю ситуацию, вы увидите, что все религиозные системы переживают кризис. Мир потерял надежду, и люди пытаются найти решение проблем путём поиска новых ощущений. Я верю, что вера во Христа - источник единственной надежды, которая может вознаградить человека. Вне Христа надежды нет. Долг всей Церкви и каждого верующего в отдельности - дать надежду этому миру. Церковь должна обновить свой евангельский характер и вновь понести миру благую весть, мир сегодня нуждается в том, чтобы услышать её голос, но звучащий с той силой, с какой он звучала в апостольскую эпоху, и, самое главное, со свидетельством веры, с любовью.

Другие церкви и религии имеют божественное происхождение или являются изобретением людей?

Церковь - Единая, Кафолическая и Апостольская, Богом создана, Богом живёт и к Богу движется. Все другие есть не что иное, как напрасное стремление неразумных людей к счастью, надежде и спасению.

Андрей Владимирович Толстой (27 декабря 1956, Москва - 11 февраля 2016, там же) - российский искусствовед, директор НИИ теории и истории изобразительных искусств.

Семья

Представитель ХХIV поколения тверской ветви рода Толстых. Отец - искусствовед, действительный член РАХ В. П. Толстой (1923-2016). Мать - Юдина Нина Тимофеевна (род. 1929) - филолог-латинист. Сёстры: Татьяна (род. 1946) - старший научный сотрудник музеев Московского Кремля; Наталия (род. 1969) - главный учёный секретарь Государственной Третьяковской галереи, директор НИИ теории и истории изобразительного искусства. Жена - Н. В. Сиповская, директор Государственного института искусствознания; дочь Вера (род. 2002).

Биография

Окончил отделение истории искусств исторического факультета МГУ. Доктор искусствоведения (2002), действительный член Российской академии художеств, член президиума академии.

Специалист, главным образом, по русской живописи XX века, изобразительному искусству русской эмиграции, связям русского и зарубежного искусства в XX веке. Профессор Московского архитектурного института, преподавал также в Институте европейских культур РГГУ. Ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительного искусства.

Заместитель главного редактора журнала «Пинакотека». До 2013 года - заместитель директора по научной деятельности Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Автор более множества статей и монографии «Художники русской эмиграции» (2005). Среди работ: «Александр Альтман» (2005); «Андрей Ланской», «Николай Исаев», «Георгий Лапшин», «Александр Альтман» (все - 2008).

Скоропостижно скончался в Москве в ночь на 11 февраля 2016 года. Похоронен на Даниловском кладбище.

Библиография

Монографии

  • Андрей Толстой. Художники русской эмиграции. - М.: Искусство ХХI век, 2005. - 304 с. - 3000 экз. - ISBN 5-98051-017-2.
  • Парижская школа / Составители Наталия Автономова, Алла Луканова, Андрей Толстой; переводчик Дарья Седова. - М.: СканРус, 2011. - 304 с. - ISBN 978-5-4350-0009-2.

Толстой Владимир Павлович (р. 1923) – представитель ХХIII поколения тверской ветви рода Тол-стых. Родился в Москве. Его отец, окончивший юнкерское училище, служил в Красной Армии, затем работал бухгалтером. Мать работала в Третьяковской галерее. В конце 1930 г. мать и отец были ре-прессированы по 58-й статье: отец провел в ссылке и лагерях 25 лет, Владимир Павлович с матерью провел три года в ссылке около Суздаля. В. П. Толстой вернулся в Москву, окончил школу с отличием, в начале войны работал на трудовом фронте, там тяжело заболел, поэтому не смог служить в армии. Весной 1942 г. поступил на искусствоведческое отделение филологического факультета Московского университета, где учился все военные годы. Был принят в аспирантуру Института истории искусств Академии наук. В аспирантуре занимался изучением древнерусского искусства, после 1948 г. – советской монументальной живописи; в 1951 г. защитил кандидатскую диссертацию на эту тему. Одновременно с учебой в университете и аспирантуре работал в газете «Советское искусство», в журнале «Искусство». Был членом Союза художников, экспертом Министерства культуры СССР и комитета по Ленинским и Государственным премиям. С 1950 г. – сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств Академии художеств, в настоящее время – академик, профессор, заслуженный деятель искусств РФ. Опубликовал более 300 работ, среди которых монографии «Советская монументальная живопись», «Монументальное искусство», «Николай Игнатов» и другие. Труд последних лет – двухтомная коллективная монография «Художественные модели мироздания. Синтез искусств в истории мировой культуры в ХХ веке»; готовится монография «Города мира и мир города».

Дети: Толстая Татьяна Владимировна (р. 1946) – старший научный сотрудник музеев Московского Кремля; Толстой Андрей Владимирович (р. 1956) – член-корреспондент Российской академии художеств, доктор искусствоведения, профессор; Толстая Наталья Владимировна (р. 1969) – главный ученый секретарь Государственной Третьяковской галереи.

Толстой Николай Алексеевич (1856–1918) – поэт, прозаик, переводчик, драматург, художник; внучатый племянник Я. Н. Толстого. Родился в Москве. Отец – Алексей Николаевич Толстой (1827–1874), офицер, герой Севастопольской обороны, впо-следствии мировой судья в Тверской губернии, женатый на Надежде Александровне Козловой. Николай Алексеевич получил прекрасное домашнее воспитание, жил в имении Новинки, принадлежавшем его деду Н. Н. Толстому, участ-нику войны 1812 г. Учился в Тверской гимназии, затем поступил в Аракчеевский кадетский корпус в Нижнем Новгороде. С 1875 по 1885 г. изучал языки, занимался переводами, писал стихи и прозу. После женитьбы на своей троюродной сестре Марии Алексеевне Загряжской поселился в Новинках, где сам воспитывал пятерых детей, считая это главным делом своей жизни. Задумал написать «Семейную летопись Толстых XVIII–ХХ веков», собрал и систематизировал богатейший архив, в частности документы о войне 1812 г., о восстании декабристов, рисунки и письма Брюлловых, Боровиковского, Венецианова, Листа, Рубинштейна, Волконских, Герцена. В 1900 г. опубликовал свои ранние произведения, а также перевод нескольких глав «Гамлета» Шекспира. В это время Новинки посетили поэт Р.-М. Рильке и Лу А. Саломе (известная писательница, философ, врач-психотерапевт, женщина, оставившая след в жизни Ницше, Фрейда и Рильке). Впоследствии они переписывались с Н. А. Толстым; их письма сохранились в ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН. В 1915 г. на войне погиб его старший сын Николай. А 8 сентября 1918 г. Николай Алексеевич и его жена были расстреляны в с. Завидове Тверской губернии. Еще двух их сыновей-офицеров – Ивана и Алексея – расстреляли в 1920 г. Труды Н. А. Толстого погибли, так же как огромный архив семьи.
Толстой Сергей Николаевич (1908–1977) – поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед; представитель тверской нетитулованной ветви, сын Н. А. Толстого, правнучатый племянник Я. Н. Толстого. Родился в Москве, через два месяца был отвезен в Новинки Тверской губернии и прожил там до 1918 г. Этот период он описал в повести «Осужденный жить», произведении, которое выдвинуло его в ряды лучших прозаиков ХХ в. В годы войны и революции, после гибели родителей и братьев, единственная сестра Вера Николаевна заменила С. Н. Толстому мать. С детства С. Н. Толстой знал французский язык, затем овладел английским; переводил с немецкого. С 1918 по 1922 г. жил в Торжке, потом переехал в Макарьев-на-Унже и там окончил среднюю школу. К ранним поэтическим произведениям относятся поэмы «Голод», «Маленькая симфония», «Шерлок Холмс», сатирическая пьеса «Овца» и сатира «Соловей на Театральной площади». В военные годы им были написаны стихотворения «Аквариум», «Мураново», «Опустевшая квартира» и другие. Повесть «Осужденный жить» становится главным произведением не только 1940-х, но и всей жизни писателя. В 1950 г. С. Н. Толстой заканчивает литературно-философский трактат «О самом главном», большой биографический цикл, в который входят поэмы «Седьмая жена Синей бороды», «Сон спящей царевны» и «Метемпсихоза». После 1953 г. Толстой работает в журнале «Дружба», занимается переводами из Л. де Лилля, А. Рембо, П. Ронсара, Ф. Моргенштерна. В конце 1950-х гг. создает «Венок сонетов», признанный вершиной его поэтического творчества. Последние годы посвятил работе над «Словарем неологизмов», литературоведческими статьями и исследованиями.


С прискорбием сообщаем, что 19 ноября на девяносто четвертом году жизни скончался один из основоположников современного российского академического искусствознания Владимир Павлович Толстой, действительный член Российской академии художеств, доктор искусствоведения, профессор, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, кавалер ордена Почета, Золотых и Серебряных медалей Академии художеств, медали «Достойному», высшего академического знака «За заслуги перед искусством».

Отпевание состоится в среду, 23 ноября 2016 года в 12-00 в церкви Св. Николая в Толмачах при Третьяковской галерее (Малый Толмачевский переулок).

Владимир Павлович всю свою жизнь посвятил искусствоведению. После окончания с отличием Московского государственного университета, он работал в нашем институте - тогда Институте истории искусств Академии наук СССР, где в 1951 году с успехом защитил кандидатскую диссертацию. Более шестидесяти пяти лет он посвятил исследовательской работе в Академии художеств СССР, затем Российской академии художеств. Он был одним из старейших и наиболее уважаемых сотрудников Научно-исследовательского института истории и теории изобразительного искусства, в котором создал и в течение многих лет возглавлял Отдел монументального искусства и архитектуры.

По существу им была создана история советского монументального искусства от времени русского авангарда до современной эпохи. Его труды: «У истоков советского монументального искусства», «Монументальное искусство СССР», монографии об отдельных выдающихся художниках принадлежат классике советского искусствознания. Особый вклад он внес в изучение взаимодействия искусств, не только собственными статьями и книгами, но и инициировав, как автор и редактор, фундаментальную двухтомную монографию «Художественные модели мироздания» и монографию «Города мира - мир города». Исключительную ценность имеет целая серия сборников архивных материалов по монументальному искусству, собранных и изданных под его редакцией.

Активную и плодотворную позицию занимал Владимир Павлович Толстой в Союзе художников СССР и России, Московском союзе художников, в том числе организовывал выставки советского искусства за рубежом. Многим искусствоведам и мастерам изобразительного искусства памятны творческие семинары, которые Владимир Павлович организовывал в Паланге в течение более двадцати лет и которые, несомненно, стали существенными вехами отечественной художественной жизни. Он воспитал плеяду учеников, ставших видными представителями науки и культуры в России, странах содружества. Доброжелательное и заинтересованное отношение ко всем, с кем сводила его жизнь - художниками, искусствоведами, историками - словом, действительно со всеми, снискали ему множество искренних друзей по всей стране, в том числе и в бывших советских республиках и за рубежом.

Владимир Павлович Толстой, представитель древнего дворянского рода, был родоначальником целого замечательного искусствоведческого клана. Все его дети, включая безвременно ушедшего академика Андрея Владимировича Толстого, стали историками искусства.

Память о Владимире Павловиче Толстом, учителе и друге, навсегда сохранится в искусствоведческом мире России и в насчитывающей века исторической памяти Российской академии художеств.