Фукс, Рудольф. Энциклопедия. Мечта осуществилась в эмиграции


ФУКС (СОЛОВЬЕВ) РУДОЛЬФ ИЗРАИЛЬЕВИЧ (р. 13.08.1937 г.) – продюсер, поэт и композитор (творческий псевдоним – Рувим Рублев), собиратель городского фольклора (здесь следует отметить, что под фольклором подразумевается как блатная песня, так и устное творчество вообще), коллекционер, родился в городе Луга Ленинградской области. Пережил блокаду.
В начале 1960-х годов Рудольф Фукс окончил вечернее отделение Кораблестроительного института, перед этим некоторое время работал в лаборатории «Русские самоцветы». Жил в коммунальной квартире на Ропшинской улице, где и были записаны первые гитарные концерты Аркадия Северного.
Рудольф Фукс работал в «Ленпроекте», на ряду с этим занимался распространением магнитофонных записей и самодельных пластинок («музыка на костях»), работал с Русланом Богословским (Р.Б. изготавливал в Ленинграде подпольно дефицитные виниловые пластинки отечественных и зарубежных исполнителей), записывал у себя дома бардов, в том числе и Евгения Клячкин.
В 1962 году через Николая Брауна, сына поэта Николая Брауна, познакомился с Аркадием Северным на почве общего интереса к творчеству И.С. Баркова, в процессе знакомства выяснилось, что Аркадий Северный (тогда еще Звездин) знает и любит блатные песни. Была сделана запись песен в исполнении Аркадия на магнитофон «Днепр» под гитару.
В 1963 Рудольф Фукс с помощью Бориса Тайгина и Виктора Смирнова (звукорежиссер) сделал одну из первых записей Аркадия Северного на фирме Руслана Богословского (сам Богословский в это время находился в заключении) под сопровождение оркестра из двух баянов и саксофона. Там же, на записи, родился псевдоним – Северный, который предложил Виктор Смирнов.
В 1965 году за свою подпольную деятельность получает срок. Отбыв два года на зоне в Выборге, выходит по амнистии в связи с 50-летем Октябрьской революции. В конце 1960-х годов Фукс знакомит Аркадия Северного с С.И. Маклаковым, и в 1975-76 годах, несмотря на некоторые «коммерческие и идейные» разногласия с ним, принимает участие в организации записей А. Северного с ансамблем «Братья Жемчужные» в помещении «Ленпроекта», где и работает. Организовывает записи многих авторов-исполнителей, в том числе - А. Лобановского и Е. Клячкина, сам также сочиняет песни и стихи под псевдонимом Рувим Рублев.
В 1972 году Рудольф Фукс пишет для Северного сценарии концертов под общим названием «Программы для Госконцерта» (два выпуска) и некоторые другие, которые принесли известность певцу.
В том же 1972 году Фукс меняет фамилию на Соловьева. В 1974 году Фукс является инициатором записи А. Северного с ансамблем «Четыре брата и лопата» под управлением Александра Резника, это практически первая работа Северного с оркестром в стереозвуке. С этим же оркестром записаны такие концерты, как: «Памяти Кости-аккордеониста», «Третий одесский».
В конце 1970-х Рудольф Фукс участвовал в самодеятельном джаз-ансамбле «Ленпроекта» – «Сакс и струны», а в начале 1979 начал сотрудничать с рок-группой "Россияне" (руководитель – Г. Ордановский). С этой группой пытался записывать и Аркадия Северного.
18 июня 1979 г. Р.Ф. (поменявший к этому времени фамилию на Соловьев) по израильской визе покидает СССР. Эмигрировал в США, вывез с собою большое количество записей А. Северного и других русских шансонье, которые были изданы компанией «Kismet», с 1938 года специализирующейся на издании русского и советского фольклора.
Выпускает в США самый первый диск А. Северного (1982 г.), первый диск-гигант "Машины Времени" (1982 г.), а также альбомы музыкантов русской эмиграции.
В 1980-х годах в США Фукс продюсировал выходы альбомов автора и исполнителя Виктора Слесарева (Чинова), одного из ярких представителей матерной эмигрантской песни. Так же записывал старых эмигрантов, делал записи А. Галича, выпустил 8 дисков Владимира Высоцкого. Фукс под псевдонимом «Рувим Рублев» продолжает и поэтическую деятельность – пишет и публикует свои стихи и песни в газетах "Новое русское слово", "Возрождение", "Новый американец".
В 1980-х годах Рудольф Соловьев (Фукс) стал владельцем компании «Kismet», по инициативе которой в 1990 году в СССР вышла первая официальная пластинка «Памяти Аркадия Северного» на основе альбома «Колода карт». Предисловие к этой пластинке написал сам Фукс за псевдонимом «Р. Рублев». Так же, совместно с компанией «Русский диск» переиздал пять альбомов ансамбля «Братья Жемчужные», записанные в 1970-х и 1990-х годах.
В 2001 году продюсировал творчество исполнителя блатного шансонье – Валерия Вьюжного. Другие его проекты - группы Gogol Bordello и Black mama - панк-рок; и Moogie-doogie - в стиле "джексон фай". Песни, написанные Р. Фуксом: «Бандит», «Без двадцати восемь», «В Одессе я родился», «Я родился на границе», «Про коня Билли», «Вы хочете песен, их есть у меня» (текст), «Гимн менестрелей», «Дождь идет», «Кафе “Ориенталь”», «Красавица моя» (текст), «Люблю я сорок градусов», «Мекки-нож» (текст), «Не лезьте, граждане, в поэты», «Прошли года», «Ромашки и рюмашки», «Семь-сорок» (текст), «Сингарелла» (текст), «Скокарь», «Хиляем как-то с Левою» (текст).
В настоящее время проживает в Нью-Йорке, но регулярно бывает в России.
®Михаил Дюков

В минувший понедельник Петербургский клуб "Винил Стори" отмечал 75-летие одного из своих креативных создателей Рудольфа Фукса .
Легендарный человек с конца пятидесятых годов занимался популяризацией "стиляжной" заграничной музыки, как в Ленинграде, так и во всём СССР. Рудик, как его называют множество поколений, имел студию звукозаписи и аппаратуру для их тиражирования на пластиковых рентгеноплёнках. "Музыка на костях", которую помнят многие из старших поколений.
Им во времена совка, вне данного совка, устраивались выпуски дисков самых различных тогдашних придерживавшихся совком звёзд. И В. Высоцкого, и "Машины Времени" и т.п.

Но главное место в творческой душе Фукса всегда занимала неформальная песня.
Будучи сам автором-исполнителем, он поднял и подарил миру легендарного шансонье 60-70-х Аркадия Звездина, Известного нам, как Аркадий Северный.
Тридцать три года Рудик живет в Нью-Йорке. Но в Петербурге бывает часто, подолгу и очень активно.
Итак, юбилей.




На Петроградской стороне, на углу реки Карповки и Аптекарского проспекта есть здание. Там сеййчас какой-то бизнес-центр, найт-клаб и т.п.
Это здание прославлено давним советским фильмом "Иду на грозу", как институт, где происходили все политико-научные интриги.
Но суть не в этом здании. Это просто привязка к местности.


Справа притулось строение чуть меньше. Вот с такой вывеской.

Торжественное открытие клуба 21-го сентября. Но уже сегодня идет выход на проектные мощности по насыщению гостей пищей телесной и духовной.
Попечитель клуба Рудольф Фукс осматривает объект, готовясь к мероприятию.


Процесс пошёл. Хозяин клуба приветствует юбиляра и гостей.

Ретро-откат. Юбиляр исполняет свои песни.

Вечер проходил в режиме нон-стоп концерта. На сцене побывали практически все гости. И все исполняли песни, стихи. Под свой аккомпанемент, под "минусовки".
Постараюсь выложить записи выступавших артистов, когда они появятся в Ютюбе.

Ну и сам не удержался. В части светлой памяти Аркадия Северного.
К гитаре, кстати, не прикасался 17 лет.
Жалко, что запись телефонная....

Изд-во «Деком», серия «Русские шансонье», 2010 год.

«Старый добрый Йозель»

«Но Йозель сострижет больную мозоль, И кой-кому намнет еще бока, И вспомнит он тогда про тетю Хаю, И ей подставит ножку, А пока…» Р.Фукс

Среди написанных мною песенок есть одна особенно популярная — «Старый добрый Йозель», который никак не сострижет свою любимую мозоль. Именно Йозель, а не Йозеф, как стали потом петь. Так звали дядю моей жены. И мозоль у него была, и все об нее спотыкались. Вот я про это и сочинил песню. А изначально я знал с детства только припев: «С добрым утром, тетя Хая, вам пластинка из Шанхая».

Северный спел эту песню про Йозеля, а потом, слышу — кто-то к этой песне дописал еще куплеты, и поют ее в ресторанах. Недавно, в Нью-Йорке, я решил замкнуть эту тему, и дописал еще один куплет, где Йозель попал на Брайтон. Хотя, может быть, кто-то еще и продолжит... Песня действительно стала народной. Однако вместо славы и гонораров «добрый Йозель» однажды доставил мне немало хлопот. Подставил, гад, ножку.

За год до моего приезда в Нью-Йорк один молодой, эмигрант из Риги, талантливый гитарист и большой, надо заметить, профессионал записал и издал кассету своих любимых песен, где, в числе прочих вещей, спел мою, переиначив только, «Йозеля» на «Йозефа».

Альбом пользовался успехом на Брайтоне, и вскоре мне тоже довелось услышать свою песню в версии этого рижанина. (Я специально не называю его фамилии, пусть он будет просто Р. Кто в теме, и так поймет, а зря трепать имя человека по прошествии стольких лет – не хочу. Каждый из нас допускает в жизни промахи и необдуманные поступки, к тому же сегодня Р. уже нет в живых.)

Исполнение его мне понравилось, но кроме эстетического наслаждения хотелось получить и заслуженный, как мне казалось, авторский гонорар. С таким вопросом я однажды и подошел к певцу. Беседы у нас, к сожалению, не получилось. Он и слышать ничего не захотел о моих притязаниях на хит.

Тогда, в качестве компенсации, я стал тиражировать эту кассету и продавать ее у себя в «Кисмете».

Прослышав об этом, Р. натравил на меня русскую мафию.

Весенним погожим деньком ко мне в магазин, как снег на голову, свалился небезызвестный на Брайтон-Бич гангстер Евсей Агрон* «со товарищи».

С того момента я лишился покоя. Прессинг, избиение, угрозы – весь арсенал бандитских методов пришлось испытать на себе. За прилавком в магазине я стоял, сжимая в правой руке пистолет, а левой доставая пластинки клиентам. Так они меня достали, что был готов, буквально, на все. Житья от криминалов не было абсолютно: поджидали у квартиры, запугивали, вымогали деньги…

Длился этот кошмар целый месяц, за который я весь осунулся, побледнел, лишился, как пишут в романах, сна и покоя. Главное — я абсолютно не знал, как бороться с мафиозным беспределом, реально опасался за себя и своих близких.

Евсей Агрон, по кличке Агроном, славился своей жестокостью. Как написал в книге «Красная мафия» американский журналист Роберт Фридман: «Однажды Агрон до смерти забил своего оппонента стрекалом для скота».

В общем, вы можете представить себе, что это был за человек и сколь «приятны» и «волнующи» были для меня эти встречи.

Район Нью-Йорка, где располагался «Кисмет», — торговый. Там повсюду ресторанчики, бары, магазинчики, лавочки…

В соседнем здании находился винный бутик, принадлежавший старому итальянцу по имени Фред. Мы были в приятельских отношениях.

Видя, что ко мне каждый божий день приезжают люди, чей род занятий не вызывает вопросов, Фред после очередного наезда, сопровождавшегося неизменными криками, угрозами и порчей имущества, поинтересовался о происходящем.

Я честно рассказал ему про ситуацию с уже не казавшимся мне «добрым» «Йозелем».

— Что? Русская мафия хозяйничает в Нью-Йорке? – возмутился старик. – Дай-ка мне телефон этого Р. Ведь это он заварил всю кашу?

— Не надо, Фред, — стал отговаривать я пенсионера. – Разберусь как-нибудь…

Но он настаивал, и я продиктовал номер.

Со следующего дня, наезды прекратились. Совсем. Как корова языком слизнула.

Тишина. Ни звонков, ни засад у квартиры...

Проходит день, другой, третий… Все спокойно.

Неожиданно от знакомого узнаю, что Р. еще неделю назад, бросив все (работу, квартиру, машину) и даже не попрощавшись с женой, уехал из Нью-Йорка в Лос-Анджелес.

Высчитываю – получается он сбежал в тот самый день, когда я дал его телефон Фреду.

Что за чудеса? Выходит, старик-итальянец одним звонком решил все мои проблемы?

Других объяснений волшебному избавлению от мафии я не нашел, и отправился поблагодарить своего благодетеля.

Заглядываю в магазинчик, прохожу между рядами красивых бутылок к прилавку, за которым стоит невозмутимый Фред, и говорю: «Спасибо огромное за помощь, дружище, ты – мой спаситель. Даже не знаю, как мне выразить тебе мою признательность…»

Фред смотрит на меня и делает вид, что совершенно не понимает, о чем речь. Только я снова пытаюсь заикнуться о своей благодарности, он тут же обрывает:

— Руди, о чем ты? Смотри, погода какая замечательная! А, хочешь вина? Мне буквально вчера привезли шикарное «бужеле» из Парижа? Заходи по-соседски, пропустим по стаканчику!..

Стою, переминаюсь и не пойму, как реагировать. Тут итальянец выходит из-за кассы, приобнимает меня за плечи и ведет неспеша к выходу из своего магазинчика. За шаг до двери он мягко развернул меня и отворил крошечный чуланчик, приютившийся справа от входа. Внутри громоздились какие-то хозяйственные инструменты: молотки, стамески, коробки с гвоздями, швабра…

Я рассеянно кинул взгляд на весь этот хлам, решив, что старик просто выжил из ума, как вдруг краем глаза зацепился за что-то странное, диссонирующее, с содержимым кладовки. В углу, небрежно прислоненным к стене, стоял длинный, с чудовищно огромным диском автомат «Томпсон», каким гангстеры времен «Сухого закона» с успехом улаживали любые спорные вопросы. Хитро зыркнув на мою ошалевшую физиономию, Фред спокойно произнес:

— Мы соседи, Руди, и должны помогать друг другу. Если тебе когда-нибудь понадобится что-то из инвентаря, который ты здесь видишь, обращайся!

Пораженный, я горячо пожал ему руку, и отправился к себе.

Больше подобного, слава Богу, не случалось, но могущество легендарной «Коза Ностры» я имел возможность ощутить на деле.

Евсей Агрон – эмигрировал в США из Ленинграда в начале 70-х, сколотил на Брайтон-Бич мощную преступную группировку, занимавшуюся вымогательством и аферами.


Первая виниловая пластинка А.Северного, изданная фирмой Кисмет в 1980 году. Обложка конверта.


С клубом русских бардов в Нью-Йорке. Крайний слева - Зиновий Шершер, за ним - Татьяна Лебединская, сотрудники фирмы -Кисмет- Я - второй справа

РУДОЛЬФ ИЗРАИЛЕВИЧ ФУКС (СОЛОВЬЕВ)

Родился 13 августа 1937 года в городе Луга Ленинградской области. В период блокады находился в Ленинграде, затем в эвакуации в Вологде. В конце 50-х работал в лаборатории "Русские Самоцветы", учился на вечернем отделении Кораблестроительного института.

Как раз в эти годы Р. Ф., как и вся наиболее передовая молодежь Питера, вместо того, чтобы включаться в единый трудовой порыв коммунистического строительства, увлекся буржуазной культурой. Он начал коллекционировать записи рок-н-ролла, и все материалы, связанные с этой скандальной и запрещенной в СССР музыкой. Участвовал в организации подпольного клуба любителей рок-н-ролла в 1957 г. Однако у Р. Ф. все было нормально не только с музыкальными, но и с деловыми качествами – и он еще начал сотрудничать с фирмой подпольной звукозаписи Руслана Богословского . За что поимел несколько приводов в милицию и удостоился фельетонов в прессе .

Второй страстью Р. Ф. были городской романс и блатная песня. В 1962 или 1963 году он познакомился с Аркадием Звездиным , и сделал первые записи таких песен в его исполнении. А чуть позже, вместе со звукорежиссером из фирмы Богословского Виктором Смирновым и поэтом Борисом Тайгиным , устроил запись Аркадия в сопровождении ансамбля. Конечно, Советская власть долго терпеть это не могла, и в 1965 году Р. Ф. зарабатывает срок "за подделку документов". Два года он провел на зоне под Выборгом, а вышел по амнистии в связи с 50-летем Октябрьской революции. Работал в институте "Ленпроект", но, конечно же, продолжал свою коллекционерскую и деловую деятельность. Организовывал записи многих авторов-исполнителей, в том числе – А. Лобановского и Е. Клячкина, сам тоже понемногу сочинял песни и стихи под псевдонимом Рувим Рублев. В их числе: "Гимн менестрелей", "Вы хочете песен…", "В Одессе я родился", а также тексты песен на известные мелодии: "Семь сорок", "Красавица моя", "Йозель" и другие. А в 1972 году начал свой знаменитый магнитиздатовский проект – написал две литературно-музыкальных композиции в одесско-блатном жанре, которые гениально исполнил Аркадий Звездин, теперь уже Северный. После этого всего за три года Р. Ф. написал для Северного еще несколько сценариев, а потом в актовом зале "Ленпроекта" устроил совместно с Вл. Ефимовым подпольные "Одесские концерты" Аркадия Северного под профессиональный ансамбль. К этому времени Р. Ф. сочинил уже немало песен-стилизаций , которые после исполнения Северным сразу становятся народными. Однако, после отъезда Северного в Одессу в начале 1977 года, их творческий союз распался...

В конце 70-х Р. Ф. участвовал в самодеятельном джаз-ансамбле "Сакс и струны", а в начале 1979 начал сотрудничать с рок-группой "Россияне" . С "Россиянами" было затеяно скандальное мероприятие – рок-опера "Пророк Моисей", об исходе евреев! Р. Ф. написал либретто для этой оперы, но обо всем стало известно соответствующим органам. Терпение советской власти лопнуло, и оставшись перед выбором – срок или эмиграция, Р. Ф. (поменявший к этому времени фамилию на Соловьев), 18 июня 1979 года по израильской визе покинул СССР...

Очутившись в Нью-Йорке, Р. Соловьев, меломан и деловой человек советской закалки, начал работать в звукозаписывающей фирме "Кисмет" , которая еще с 30-х годов специализировалась на русской музыке. А вскоре он и вовсе выкупил этот бизнес, и стал президентом "Кисмета". Много славных достижений сделано на этом посту, вот самые эпохальные: самый первый диск А. Северного (1982 г.), первый диск-гигант "Машины Времени" (1982 г.), диски В. Высоцкого, а также альбомы музыкантов нашей эмиграции. Однако поэтическую деятельность "Рувим Рублев" тоже не бросил – он писал и публиковал свои стихи и песни в газетах "Новое русское слово", "Возрождение", "Новый американец". Написанный им русский текст "Сингареллы" стал всемирно известен после исполнения ее М. Шуфутинским . В этих же газетах Р. С. опубликовал много статей по истории музыки и магнитиздата. В 1989 году, на пике перестройки Р. С. приехал в Питер, и сделал почти фантастическую вещь – с его подачи на государственной советской фирме грамзаписи "Мелодия" был выпущен диск А. Северного .

В Нью-Йорке Р. С. довелось выступить и в роли импресарио. С начала 1980-х гг. он раскручивал интересный эпатажный проект – Виктора Слесарева (Чинова), который спел немало песен, написанных Р. С. К сожалению, этот проект вскоре прекратился. В 2001 году Р. С. продюсировал еще один альбом – Валерия Вьюжного. Но блат блатом, а про рок-н-ролл Р. С. тоже не забывает. Другие проекты, в которых Р. С. принимал участие: "Gogol Bordello " и "Black Mama", – панк-рок; и "Moogie-doogie" – в стиле "jackson-fay".

В течение последнего десятилетия Р. С. много времени проводил в Питере – городе, где когда-то все начиналось. За это время принял участие в съемках нескольких документальных фильмов: "Когда мы вернемся" (Дм. Завильгельский, 2005 г.), "Музыка "на ребрах" (Игорь Морозов, 2007 г.), "Аркадий Северный. Человек, которого не было" (Максим Катушкин, 2008 г.). Сотрудничал с петербургской Ассоциацией представителей малого и среднего бизнеса, и готовил проект по организации теле-радиоканала "Контркультура". В конце 2010 года увидела свет книга Р. Фукса "Песни на «ребрах». Высоцкий, Северный, Пресли и другие" (изд. "Деком").

В 2016 году Рудольфом Фуксом в Санкт-Петербурге открыт музей грамзаписи .

(ɔ) FREE !

(ɔ) Р. И. Фукс 2003-2018