Что такое зарисовки в рисунке. Наброски карандашом – первый шаг к освоению изобразительного искусства. Основные требования к работе над набросками

Наш мир переполнен красками и волшебством. Иногда, гуляя по городу, хочется оставить отпечаток этой атмосферы. Самый лучший вариант – создать его самому, на бумаге. А точнее – сделать скетч. Для того, чтобы начать рисовать скетчи, не нужны какие-то , нужно лишь желание.

Скетчбук

Во-первых, нужно купить правильный скетчбук. В идеальном варианте – это блокнот размером А5 или А6, который помещается в любую сумку. А6 может влезть даже в карман. Плотность должна быть от 90 г/м^2. Рисовать можно чем угодно: шариковой ручкой, лайнером, обычным карандашом. Альбом – это своего рода дневник. Скетчи и отличаются тем, что вы имеете определенную связь с тем, что рисуете.

Вдохновение

Откуда же брать вдохновение для рисунков? Мой вам совет: почаще выходите из дома. Каждый день в городе происходит что-то интересное, не обязательное масштабное. Старайтесь по-другому воспринимать уже увиденное. В любой момент вы можете сесть на лавочку или зайти в кафе с большими окнами и воссоздать то, что увидели. При большом желании дома можно подрисовать какие-то детали, которые вспомнились.

Начало

Никогда не бойтесь начинать. На самом деле, говоря о страхе испортить новый блокнот, в первую очередь, мы боимся разочароваться в себе, ведь я уже представил, как оно будет красиво, а как начал рисовать, понял, что выходит абсолютно не так. Но скетчбук как раз и существует для того, чтобы пробовать, делать ошибки и учиться. Не обязательно начинать рисовать с первой страницы. Можно начать с середины или вообще с конца. Рисовать станет гораздо проще. Ведь суть скетча – запись идей, а не творение искусства.

Заметки

Особый стиль рисункам придают заметки. Заметки создают новый уровень, несут дополнительную информацию, ведь некоторые вещи, например, музыку или запах, невозможно нарисовать, а надписи очень даже дополнят общую картину и внесут в нее еще больше эмоций.

Коллажи

Помимо заметок, к рисункам можно добавлять разные элементы, такие как билетики, ресторанные чеки или почтовые марки. Через какой-то период времени они дополнят ваш рассказ так, как это не сделает фотография.

Мысли на бумаге

Время от времени заполняйте пустые листы разными узорами. Вы же слышали про так называемые «телефонные рисунки», когда вы сосредоточены на разговоре, а рука сама по себе рисует все, что хочет. Пусть ваш рисунок не будет запланированным. Именно так можно добиться свободы выражения мыслей. Верьте в себя, в свое восприятие и каждый раз вы будете удивляться своим возможностям.

Идея и воплощение

В детстве у нас было очень много фантазий. Особенно таких, которым не суждено было сбыться. К счастью, такие фантазии спокойно могут появиться на бумаге. Ведь в рисунке не обязательно должно присутствовать лишь то, что существует в реальности.

Чувства

Согласно тому, как вы видите вещи, какие чувства стоят за вашими рисунками, вы меняетесь. Не стесняйтесь рисовать так, как вы чувствуете. В вашем рисунке должен быть виден ваш личный взгляд на вещи. Чем ярче эмоции в рисунке, тем он интереснее.

Конечно, правил в таких рисунках, по сути, быть не может. Рисуй как хочешь. Но, все же, есть небольшие советы, как сделать рисунок максимально приближенным к рисунку в голове. Основные советы:

  • Продумайте заранее размер и расположение деталей
  • Потренируйтесь в каллиграфии и создайте свой особенный «стиль»
  • Не усложняйте
  • Изображайте только важные для вас элементы
  • Рисунок не должен получаться идеальным

Самое главное, что для передачи мыслей на бумаге вам нужны всего лишь блокнот, ручка и поток воображения. Переворачивайте этот мир с ног на голову, если вам так хочется. Бумага воспримет абсолютно все. Надо учиться не бояться начинать и излагать мысли. Этот процесс заставлял немало людей удивиться своим возможностям.

Две проблемы быстрого наброска: как и с чего начать?

Наверное, каждому начинающему художнику давали совет: «Пора делать быстрые наброски». Действительно, в жизни любого рисующего наступает момент, когда возникает потребность выйти за пределы квартиры, студии, курсов и попробовать кардинально новый способ изображения мира. И если с пейзажами и архитектурой еще понятно, что делать, ведь дома и деревья не норовят убежать, то с живой натурой дела обстоят куда сложнее.

Безусловно, творческий процесс – дело очень личное, даже интимное, и у каждого он протекает по-своему, однако, наверняка каждый поначалу сталкивался хотя бы с двумя проблемами.

Первая – психологическая

Представьте, вы сели в метро/автобус/тр амвай, приехали в музей/зоопарк/ка фе, достали специально купленный симпатичный скетчбук, карандаш и… просто окаменели от ужаса: рука не слушается, глазу не за что зацепиться, кажется, что окружающие со всех сторон заглядывают вам через плечо, а выбранная модель пристально смотрит в глаза или вовсе ретируется. Сразу становится слишком людно, или наоборот, слишком пусто. Именно так у многих начинающих художников первые попытки скетчинга в общественных местах заканчивались неудачей.

Что делать, если такое случилось и с вами?

Расслабьтесь. Оглянитесь вокруг: люди уткнулись в смартфоны, газеты, книги. Никому нет и дела до человека с карандашом и блокнотом. Более того, как показывает опыт, если кто-то и замечает, что стал объектом пристального внимания рисовальщика, то сам начинает ужасно волноваться: в лучшем случае – напряженно позировать, в худшем- краснеть и прятать глаза. Вывод: люди боятся вас больше, чем вы их.

Если же проблема психологического блока осталась позади или вовсе не возникала, то появляется проблема номер два:

Модель не позирует

Едва вы выбрали колоритного персонажа в живописной позе, как он тут же её сменил, а потом вообще ушел. Очевидно, что на рисование по правилам, когда следует выбрать центр композиции, построить фигуру и т.д., просто нет времени.

Существует отличный прием: надо начинать не с постепенного построения, а с общего силуэта. Таким образом, вы решаете сразу две задачи: композиционное расположение и общий образ. Заметьте, обрисовав лишь силуэт, вы уже предали определенный характер фигуре.

Кстати, о характере. В некоторых творческих ВУЗах дают такое упражнение: студенты рисуют портреты друг друга, но каждый раз они делают это за меньшее время и с меньшим количеством деталей. Таким образом они выявляют наиболее яркие и характерные черты внешности человека. По сути, перед нами стоит та же задача.

Если быстрый набросок в общественных местах вызывает затруднения и стресс, можно начать со специальных встреч, где художники за определенную плату рисуют приглашенных моделей. В таких местах всегда царит спокойная рабочая атмосфера, а в конце устраивается просмотр, где все желающие могут выставить свои работы на общий суд и выслушать конструктивную критику от профи.

Как и любая другая техника или упражнение, быстрый набросок требует времени на освоение. Сначала это может раздражать, утомлять, доставлять дискомфорт, но постепенно рука начнет двигаться более раскованно, а глаз – замечать и запоминать интересные детали. Появятся новые идеи для более серьезных работ, к тому же, наброски к этим идеям можно будет делать в любом месте и положении.

Глупо задумываться о том, насколько высок ваш уровень, чтобы позволить себе рисовать на людях. Во-первых, потому что большинство прохожих видят вас в первый и в последний раз и их мнение не играет никакой роли, а во-вторых, они сами вряд ли смогут также. Выйти за привычные рамки, будь это даже стены родной художки, – вот это уже поступок, движение вперед.

Итак, уходя из дома в следующий раз, не забудьте взять с собой всё необходимое для быстрого наброска:

Первое – скетчбук или просто бумагу небольшого формата, до А4.

Второе – простой карандаш, можно механический, который не надо точить. Как только рука начнет двигаться достаточно быстро и уверенно, можно перейти на линер или маркер, некоторые даже умудряются использовать уголь.

Третье – клячку, которая не покроет катышками всех вокруг.

Увидев интересную композицию, возьмите себя в руки и сосредоточьтесь на работе, старайтесь делать набросок общими силуэтами, подмечая и делая акцент на наиболее интересных и характерных деталях и чертах – так будет удобнее закончить работу уже дома.

Не стоит расстраиваться, если после утомительного дня рисования удачных набросков почти нет. Это вопрос времени. При регулярной практике результат будет заметен уже через несколько дней.

Умение делать эскизы поможет Вам научиться рисовать.

Эскиз – предварительный набросок, который служит для того, чтобы зафиксировать замысел художественного произведения. Выполняется он быстро и не предполагается как готовая работа.

Почти у каждого известного художника были альбомы или блокнотики с разными набросками и зарисовками. Если остановиться на их содержании более подробно, становится понятно, что в них изображены люди и предметы, которые окружали художника в его повседневной жизни. Среди них чаще всего встречаются зарисовки: пейзажей, животных, сцен из жизни различных людей или групп людей, архитектурных сооружений или их фрагментов и т.д. Иногда эти наброски мало проработанные и состоят из небольшого количества штрихов, но они важны для художника также как наброски сочинений или стихов для поэта. Необходимость зарисовок очевидна, так как даже имея очень хорошую зрительную память, сложно, а иногда и вовсе не возможно воспроизвести на картине все разнообразие окружающего нас мира. Зрительные впечатления определенного момента можно зафиксировать на эскизе.


Набросок П. А. Федотова (карандашом).

Не достаточно просто попробовать сделать набросок, нужно потренироваться, чтобы научиться свободно передавать свои наблюдения на бумаге. Для этого нужно достаточное количество времени посвятить изучению натуры и постоянно упражняться в навыках рисунка и живописи.

Чем же отличается набросок от рисунка? Он дает возможность изобразить первое впечатление от увиденной натуры. Жизнь – это движение и часто бывает так, что интересный сюжет развивается быстро, его нельзя остановить, а действующих лиц поставить в удобную для вашего рисования позу. И тогда нужно быстро сделать набросок и как только сюжет изменился быстро сделать еще один набросок, а уж детали и более точные формы необходимые в рисунке, можно будет прорисовать потом. Но это вовсе не значит что набросок это плохо проработанный, не уточненный рисунок. Можно сделать очень точный набросок , уточнить все детали, просто для этого потребуется больше времени и сделать это можно уже по памяти, чуть позже.



Лес - набросок Ф. А Васильева и лев - В. А. Серов. Карандаш.

Эскизы делают с разными целями: для изучения натуры, чтобы прояснить главное в модели, отобразить характерные черты, движение, наметить композицию, определиться с пропорциями. Чтобы научиться рисовать, нужно делать большое количество набросков , чтобы натренировать глаза и набить руку. Чем разнообразнее будут ваши модели – тем лучше . Также важно помнить, что набросок не должен быть окончательной целью, за быстрыми и эффектными зарисовками часто скрывается неумение рисовать рисунки, а именно: неумение отобразить цвет, свет и тень, точно отобразить детали, формы. По наброску можно определить количество знаний и опыта, приобретенных при изучении натуры. Например, если это набросок головы – нужно чтобы был очевиден поворот и наклон головы, основные черты и выражение лица, соблюдены правильные пропорции . Стоит также поинтересоваться анатомией, изучить конструкцию отдельных частей человеческого тела, чтобы ваши эскизы не выглядели нелепыми и не правильными.

Каждый раз, приступая к работе над эскизами, ставьте перед собой определенные задачи. Постепенно переходите в выборе моделей от простых форм к более сложным . Начинающим художникам следует зарисовывать буквально все подряд, чтобы развить глазомер, почувствовать разные положения форм в пространстве. Ставьте модели на разной высоте, на разном расстоянии, обращайте внимание на тона, на светотени. Можно начать учиться рисовать с каких ни будь горшков, потом перейти на натюрморты, затем на интерьеры, после них на улицы и пейзажи. Животных и людей рисовать немного сложнее, желательно делать целые серии набросков: сбоку, в фас, сверху, снизу.

Если посмотреть на наброски знаменитых художников, можно заметить, что хоть они и были выполнены быстро, на них все равно присутствуют основные характерные черты людей, детали и характер их одежды, окружающие их предметы, верно соблюдены все пропорции, хорошо переданы силуэты и общий облик, освещение, направления. Также много внимания уделено выражениям лиц людей. Все эти наброски разные по технике выполнения и степени законченности. На одних даже можно рассмотреть фактуру тканей, структуру поверхностей, пластику растений, напряженность поз, сложность движений, другие состоят только из основных штрихов.



Руки Морозовой и ступня юродивого. Наброски В. И. Сурикова (карандашом) 1880-ые годы.

Начинающим художникам, решившим учиться делать наброски, стоит почаще носить с собой альбом, блокнот, карандаш и стирательную резинку. Делайте зарисовки разного размера, простые и более тщательные. Рисуйте их с натуры и по памяти . Такие действия должны войти в привычку. Зарисовки также можно делать тушью, акварелью, авторучкой, цветными карандашами, углем, сангиной (палочки для рисования из каолина или оксидов железа). Материалы для рисования можно выбирать разные , под каждый конкретный случай, для достижения наибольшей жизненности в передаче натуры. Следует помнить, что не следует все делать все время одинаково, привычно, в одной манере, повторяться только из-за того, что что-то у Вас получается лучше, а что-то хуже.



Натурщица, 1890 год. и Предупреждающий. Этюд первоначального замысла картины «Не ждали» 1883 год. Наброски И. Е. Репина (карандашом).

Рисуйте иногда большие эскизы , плакаты, панно. На разные наброски уходит разное количество времени: в среднем от 10-ти минут до 1 – 2 часов.

Удачи Вам в ваших творческих начинаниях!!!

Методические указания


УДК 72.012 (075.8)

Вострикова, Ю. В.

Наброски и зарисовки фигуры человека [Текст] : метод. указания / Ю. В. Вострикова. – Ухта: УГТУ, 2012. – 34 с.

Методические указания предназначены для студентов 1-2-го курса направления подготовки 270100 Архитектура.

Методические указания раскрывают цели, содержание и методику выполнения набросков и зарисовок фигуры человека в рамках академических и самостоятельных заданий по рисунку.

Методические указания рассмотрены и одобрены заседанием кафедры архитектуры от 26.04.2012 г., пр. № 9.

Рецензент: А. В. Миронюк, кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры Ухтинского государственного технического университета.

Редактор:

В контрольных заданиях учтены предложения рецензента и редактора.

План 2011 г., позиция ____.

Подписано в печать ___________. Компьютерный набор

Объем 34 с. Тираж 50 экз. Заказ № _____.

© Ухтинский государственный технический университет, 2010

169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Первомайская, д. 13.

Типография УГТУ.

169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Октябрьская, д. 13.


Введение

В составе рабочей программы по рисунку для студентов направления подготовки 270100 Архитектура выполнение набросков и зарисовок фигуры человека занимает важное место. Работа над рисунком фигуры способствует развитию наблюдательности, формирует конструктивное мышление, учит анализу сложной формы.

При выполнении таких заданий в рамках самостоятельной работы, как домашних заданий по рисунку, студенты в первую очередь сталкиваются с проблемой постановки фигуры в пластически выразительную и понятную позу, с передачей конструкции фигуры. Зачастую в домашних работах студентов можно увидеть зарисовки и наброски фигуры человека в неинтересных или неэстетичных движениях, с серьёзными нарушениями пропорций и конструктивного построения.

Для конструктивного выполнения рисунков фигуры человека с натуры необходимы знания анатомического строения тела человека. Для грамотного построения фигуры было бы целесообразно вначале изучить строение скелета и мышц человека, знать их форму, названия, места крепления и функцию. Изучение анатомии необходимо подкреплять пластическими набросками и зарисовками, как отдельных частей тела, так и фигуры целиком. Полезно также выполнять копии с рисунков мастеров графики, проводить анализ этих работ, пытаясь представить в них скелет и основные группы мышц человека.

Для изучения формы мышц также целесообразно выполнять рисунки гипсовых анатомических моделей-экорше Гудона с разных точек зрения и в различных ракурсах.

Рисование фигуры человека лучше начинать с рисования стоящей фигуры без сложного движения, а затем уже в меру усложнять движение фигуры. Прежде чем начать любой рисунок фигуры, необходимо осмотреть её с разных точек зрения для того, чтобы ясно представить положение и пропорции тела в пространстве. Для лучшего понимания конструкции тела натурщика можно порекомендовать повторить позу модели собственным телом. Только после этого можно приступить к определению композиции листа, центра тяжести фигуры, поиску движения и т.д. Рисуя голову модели, не следует оставлять её без деталей лица, необходимо наметить их расположение и размеры хотя бы обобщённо, плохо, когда у фигуры нарисованы пуговицы на одежде, но нет глаз на лице.

Основные пропорции фигуры человека

Чтобы верно изобразить фигуру человека, необходимо знать соотношение отдельных частей его фигуры между собой и к целому.

Во все времена художники искали идеальные пропорции человеческого тела. Первые пропорции были выработаны еще в Древнем Египте, затем в Древней Греции. Много внимания уделяли пропорциям художники эпохи Возрождения: Микеланджело, Леонардо да Винчи и Дюрер.

Известен рисунок Витрувианского человека, в котором Леонардо да Винчи в XV веке описывает идеальные пропорции человека и вписывает фигуру в правильные геометрические фигуры: в положении стоя со сведёнными вместе ступнями лонное сочленение фигуры совпадает с центром квадрата, сторона которого равна длине размаха рук и росту человека. В положении фигуры с расставленными ступнями и поднятыми раскрытыми руками до уровня головы область пупка человека совмещается с центром описанной вокруг фигуры окружности.

Леонардо да Винчи Витрувианский человек, 1490 г. Пропорции Витрувианского человека: - длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырех пальцев равна ладони - ступня составляет четыре ладони - локоть составляет шесть ладоней - высота человека составляет четыре локтя (и соответственно 24 ладони) - шаг равняется четырём локтям - размах человеческих рук равен его высоте - расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его высоты - расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его высоты - расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты - максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты - расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты - расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты - длина руки составляет 2/5 его высоты - расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица - расстояние от линии волос до бровей 1/3 длины его лица - длина ушей 1/3 длины лица


Основные современные пропорции взрослого мужчины среднего роста таковы:

Серединой вертикально стоящей фигуры человека является лонное сочленение;

Высота головы укладывается в вертикаль фигуры 7-8 раз;

Длина позвоночника у людей разного роста примерна одинакова,

разница в росте в основном получается за счёт длины ног;

Длина бедра равна длине голени вместе с высотой стопы;

Бедро всегда длиннее костей голени, голень длиннее стопы;

Длина голени со стопой равна примерно двум головам;

Ширина таза примерно составляет 1/5 от высоты фигуры, а ширина плечей равна 1/4 или почти двум размерам головы;

Плечевая кость всегда длиннее костей предплечья;

Локоть свободно опущенной и согнутой в локте руке часто находится на уровне края подвздошного кости таза или близко к уровню талии;

Средний палец кисти опущенной руки достигает середины бедра;

Длина кисти равна расстоянию от подбородка до лобных бугров;

Длина стопы равна длине предплечья.

Пропорции женской фигуры имеют свои особенности:

Средний рост женщины меньше мужского;

Руки и ноги относительно роста у женщин короче, чем у мужчин;

Таз женщины относительно роста шире, чем у мужчины, а плечи уже;

У женщин шея более тонкая и длинная, чем у мужчин;

Стопа и кисть по размерам значительно меньше мужских;

Торс женской фигуры более длинный относительно мужской, поясница более изогнута вперёд, ягодицы выступают значительно сильнее назад;

Грудная клетка женщин уже и короче по сравнению с мужской, а живот длиннее;

Женская фигура имеет более округлые формы, так как у женщин меньше развиты скелет и мускулатура, жировой ткани больше и распределение её более равномерно.

Пропорции детских фигур в возрасте от 3 до 5 лет отличаются в сравнении с фигурами взрослых большим размером головы, туловища, шея и ноги ребёнка, наоборот, короче.

Методика работы над зарисовкой стоящей фигуры

Для наглядного представления методики работы над зарисовкой стоящей фигуры человека в несложном движении с опорой на одну ногу, можно порекомендовать ознакомиться с современным методом построения, предложенным Р.П. Куриляком, преподающим пластическую анатомию в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии В.И. Мухиной.

1 этап 2 этап 3 этап 4 этап 5 этап

1. Проводим вертикаль и делим ее пополам. Отмечаем одну восьмую вертикали сверху, намечая размер головы. При рисовании фигуры с опорой на одну ногу вертикаль совпадает с тремя точками: яремной ямкой, лонным сочленением, внутренней лодыжкой и пяткой. На вертикали от пятки отмечаем высоту подъёма до голеностопного сустава, что по пропорции равно почти половине высоты головы.

2. Определяем направление и степень наклона плечевого и тазового поясов; линия плечевого пояса пройдёт через яремную ямку, а линия тазового пояса пройдёт через лонное сочленение. Определяем примерно ширину плечевого пояса в одну пятую высоты и тазового пояса в одну шестую высоты всей фигуры.

3. Определяем линию «большого движения», изображаемую дугообразной линией, идущей от яремной ямки через лонное сочленение в направлении на пятку опорной ноги. При наклоне головы в сторону опорной ноги, дугообразная линия продолжается на теменную часть головы.

4. Определяем общий объём грудной клетки и таза, уточняем малые формы: ступни, ширину таза, грудную клетку в области первого ребра.

5. Намечаем движение рук модели, контур опорной ноги, охват больших объёмов голени, колена, рисуем пластический переход от противоположной стороны грудной клетки в сторону опорной ноги на её силуэт с выходом на колено и с охватом голени.

6 этап 7 этап 8 этап 9 этап

6. Намечаем свободную ногу, её ступню, уточняем положение таза, согласовываем расположение коленей ног. Определяем большие объёмы свободной ноги по её основным пластическим направлениям.

7. Намечаем контур всей фигуры: опорная нога приобретает чёткость силуэта и отдельных объёмов бедра, голени, стопы, коленного сустава. Прорисовывается грудная клетка, намечаются большие грудные мышцы, плечи и предплечья, кисти рук.

8. Уточняем пространственно-конструктивное восприятие фигуры на листе и детали, учитываем плановость рисунка.

9. На завершающем этапе ещё раз анализируем общее состояние рисунка, подчиняя детали целому, следим за графической культурой и выразительностью рисунка.

Существует и метод рисования фигуры человека как сочетания форм простых геометрических тел. Идею упрощённой формы человеческого тела предложил Альбрехт Дюрер, а развил эту идею в конце 19-го века Шимон Холлоши, который расчленил фигуру на ряд основных геометрических форм. Согласно его трактовке цилиндрическая шея поддерживала усечённую плоскостями голову, вставлялась в цилиндр торса, который опирался на таз, изображаемый как сочетание куба и усечённой призмы и т.д.

При таком подходе к изображению рисунок начинается с наброска фигуры и определения её общей формы и движения, определяется положение центра тяжести, площади опоры и основных осей фигуры. Основные массы тела намечаются на основе форм геометрических тел, также как и детали фигуры.

Анатомия фигуры человека

При конструктивном рисовании фигуры человека важно знать строение скелета и расположение основных мышц.

Тело человека условно можно разделить на торс, голову, верхние и нижние конечности. Торс, в свою очередь, разделяется на плечевой пояс, грудь, живот и тазовый пояс, связывающий верхнюю часть фигуры с ногами. Торс расширяется в месте крепления к нему верхних и нижних конечностей и сужается в районе поясницы.

Важно в рисунке и представление центра тяжести человека. Фигура занимает устойчивое положение, когда вертикаль центра тяжести не выходит за пределы площади опоры. В целом центр тяжести для спокойно стоящей фигуры находится в области крестца. Как правило, человек инстинктивно стремится расположить части своей фигуры в пространстве по отношению к площади опоры таким образом, чтобы поза была максимально устойчивой при наименьшей мышечной затрате.

Для изучения пластической анатомии полезно выполнять копии с зарисовок из анатомических пособий и натурные рисунки моделей-экорше Гудона в различных движениях с последующим рисованием гипсовых античных фигур. Целесообразно также уделить внимание конструкции конечностей фигуры человека, строению стоп и кистей.

Рис. А. Боева (гр. АРХ-03)

Зарисовка экорше Гудона в двух поворотах и зарисовка статуи Гермеса

Рис. Н. Беляева (гр. АРХ-09). Зарисовка экорше Гудона в трёх поворотах

Рис. К. Щербович (гр. АРХ-07). Копия из учебного пособия

Рис. Т. Гаджиевой (гр. АРХ-о8)

Копия анатомической зарисовки Л. Гордон

Рис. И. Кузьпелева (гр. АРХ-00). Копия из анатомического пособия

Рис. П. Плюснина (гр. АРХ-00). Копия из анатомического пособия

Краткосрочные наброски фигуры человека

Краткосрочные наброски с натуры и по памяти необходимы для выявления и фиксации главного в пластике фигуры живого человека. При выполнении набросков требуется умение лаконичными средствами обобщённо передавать самое существенное и характерное в изображаемой модели – характер и остроту движения, основные пропорции. Главной задачей наброска зачастую становится передача живого впечатления от натуры, главным художественным средством наброска в этом случае будет являться выразительные линии и контуры.

Рис. В. Петрова (гр. АРХ-00)

Рис. М. Смолевой (гр. АРХ-11)

Набросок сидящей фигуры человека

Рис. М. Смолевой (гр. АРХ-11)

Набросок сидящей фигуры человека

Наброски фигуры человека

Рис. Е. Минаевой (гр. АРХ-08)

Наброски фигуры человека

Рис. С. Михалевича (гр.АРХ-96)

Наброски фигуры человека

Длительные зарисовки фигуры человека

Основной формой обучения рисунку фигуры человека является выполнение длительных зарисовок, вырабатывающих умение видеть и анализировать сложную форму человеческого тела, чувство пропорциональных и тональных отношений, умение подчинить детали целому.

Прежде, чем выполнять натурные зарисовки фигуры, полезно для начинающих рисовальщиков проанализировать и скопировать зарисовки фигур с работ известных мастеров рисунка.

Рис. А. Грищенко (гр. АРХ-09)

Рис. А. Грищенко (гр. АРХ-09)

Копия зарисовки фигуры из учебного пособия

При выполнении натурных зарисовок фигуры необходимо помнить, что любое движение человека связано с работой целых групп скелетных мышц. Даже в спокойном состоянии большое количество мышц находится в напряжении и удерживает тело в том или ином положении. Во время движения меняются положение скелета, напряжение мышц, направления основных осей фигуры.

Рис. А. Рудь (гр. АРХ-08)

Рис. А. Рудь (гр. АРХ-08)

Зарисовка стоящей фигуры в несложном движении

На первых порах наброски и зарисовки можно выполнять простыми мягкими графитными карандашами, затем по мере приобретения опыта возможно применение самых разнообразных материалов и техник: усиление тонального контраста до силуэтных пятен, использование мягких материалов (соуса, сангины, угля, пастели), фломастеров, туши, тонированной бумаги и пр.

Рис. М. Дворецкой (гр. АРХ-08)

Зарисовки фигуры человека с применением тонированной бумаги

Рис. С. Сырчиковой (гр. АРХ-00)

Зарисовка фигуры человека с применением тонированной бумаги и пастели

Рис. К. Пешкиной (гр. АРХ-06)

Рис. В. Струтинского (гр. АРХ-03)

Зарисовка сидящей фигуры в карандаше

Рис. Н. Беляева (гр. АРХ-09)

Зарисовка сидящей фигуры в карандаше

Рис. А. Рудь (гр. АРХ-08)

Зарисовка стоящей фигуры в максимально контрастном тональном решении

Рис. А. Винъярда (гр. АРХ-09)

Зарисовка сидящей фигуры в максимально контрастном тональном решении

Рис. С. Тихоновой (гр. АРХ-08)

Зарисовка стоящей фигуры с применением мокрого соуса

По мере накопления графического опыта возможно выполнение зарисовок в сложных ракурсах и движениях, к примеру, в «лягушечьей» перспективе с дополнительной точкой схода сверху.

Рис. В. Петрова (гр. АРХ-00)

Зарисовка стоящей фигуры в «лягушечьей» перспективе

По мере усвоения знаний строения и анатомии человеческого тела, усовершенствования графической техники возможно усложнение задания – выполнение зарисовок обнажённой фигуры человека в различных ракурсах и движениях. В этих работах, рисуя обнажённую фигуру человека в движении, закрепляется понимание взаимосвязи между внешней формой и внутренним движением, необходимость прослеживания в зарисовке изменения внешней позы тела от положения скелета, от работы тех или иных мышц.

Рис. А. Симудровой (гр. АРХ-96)

Зарисовка обнажённой фигуры

Рис. Н. Пецкалёвой (гр. АРХ-96)

Зарисовка обнажённой фигуры

Рис. А. Дмитриева (гр. АРХ-03)

Зарисовка обнажённой фигуры

1. Барчаи, Е. Анатомия для художников [Текст]: учеб. пособие/ Е. Барчаи. – Будапешт: Корвина, 1956. – 318 с.

2. Гордон, Л. Рисунок. Техника рисования фигуры человека [Текст]: учеб. пособие / Л. Гордон; пер. с англ. Е. Зайцевой. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 120 с.

3. Кирцер, Ю. М. Рисунок и живопись [Текст]: учеб. пособие/ Ю. М. Кирцер. – М.: ВШ, 1997. – 271 с.

4. Максимов, О. Г. Рисунок в профессии архитектора [Текст]: монография / О. Г. Максимов. – М.: Стройиздат, 1999. – 400 с.

5. Маслов, В. Н. Принципы тоновой композиции [Текст]: метод. указания/ В. Н. Маслов. – Ухта: УГТУ, 2001. – 13 с.

6. Маслов, В. Н. Учебно-методическое пространство архитектуры (метод систематизации категорий и понятий) [Текст]: учеб. пособие/ В. Н. Маслов. – Ухта, УГТУ, 1999. – 95 с.

7. Осмоловская, О. В. Рисунок по представлению [Текст]: учеб. пособие/ О. В. Осмоловская, А. А. Мусатов. – М.: Архитектура-С, 2008. – 392 с.

8. Осмоловская, О. В. Рисунок [Текст]: учеб. пособие/ О. В. Осмоловская. – М.: «Архитектура-С», 2004. – 160 с.

9. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. Курс лекций [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Н. Н. Ростовцев. – М.: Просвещение, 1973. – 240 с.

10. Тихонов, С. В. Рисунок [Текст]: учеб. пособие для вузов / С. В. Тихонов, В. Г. Демьянов, В. Б. Порезков. – М.: Стройиздат., 1996. – 296 с.

П онятно, что наброски, это нечто сиюминутное и лёгкое по форме и исполнению, Но с наброска мы начинаем рисовать и длительную учебную постановку. А часто бывает, что удачно выполненный скоротечный набросок жалко оставлять в покое, и он превращается в серьёзную зарисовку с натуры.

Цель этой страницы учебная. Во первых, хочется подсказать вам для рисования возможные темы из жизни, нельзя же рисовать бесконечные яблоки и горшки, во вторых, нужно обратить ваше внимание на такие интересные материалы, как уголь, тушь с пером и кистью, простой карандаш иногда может и отдохнуть. И все-таки, главное, о чём хочется с вами говорить (слава Богу, теперь мне есть с кем говорить), это техника штриховки и техника ведения самого рисунка. Мне даже не хочется в пустую об этом разглагольствовать, нет ничего полезнее, чем посмотреть на чей-то интересный опыт (разумеется, на мой). Понимаю, многих уже тошнит от непонятных призывов не заниматься ретушью, размазывая пальцем грифель, постоянно сравнивать одно с другим, не подменять рисование тайным срисовыванием фотографий в угоду своему тщеславию. Но как иначе сдвинуть новичка с мёртвой точки?!

Усадьба в Братцево.
Альбомный формат. Карандаш.
Хотелось бы посоветовать, - не рисуйте на ветках листочки, но лучше смолчу


Тушь, трубчатая ручка.
В этом доме Рокотов жил!


Крошечный набросок Северного речного вокзала.


Мне кажется, здесь довольно ясно видна техника рисования.
Это не рисунок контуров с последующим заполнением его светотенью. Карандаш сразу создаёт штрихами тоновые пятна, которые постепенно уточняются более мелкими пятнами. Форма проявляется из расплывчатых тонов рисунка, и только на заключительной стадии наносим несколько важных для восприятия объекта деталей или контуров.

Показываю для сравнения два рисунка одного объекта. Первый рисунок куклы смотрится более законченным в деталях, но второй кажется более живым, его штриховая фактура дышит. Вспомните фрагменты акварелей выполненных заливками с нагромождением подтёков. Именно неуправляемость красочного слоя, его импровизациозность, создаёт неповторимость (в буквальном смысле слова) каждой акварели. То же и в рисунке. Если вы попытаетесь рисовать подобно техникам, изображающим проект трубопровода аккуратной светотенью, вы превратитесь в техника. Вообще-то, первый рисунок начинался так же, как и второй, просто степень законченности у них различна.

Думаю, вы понимаете назначение этих миниатюрных зарисовок. Да, я умею рисовать гладко и детально, но рисую «грубо», потому что я люблю энергичный творческий рисунок, далёкий от ученического копирования натуры. Уверяю вас, освоите разумное учебное рисование, сможете в будующим работать в любой технике.



Хорошо видно различие штриховки верхних рисунков, различия в масштабе, в заточке карандаша. Есть и общее, степень детализации формы везде минимальна.


Мне нравится эта быстрая портретная зарисовка студента, он не позирует, он стоит за мольбертом и работает. Лицо не застыло, оно живёт. Вновь напомню, не работайте от контуров, лепите форму тоном, переходя к контурам в конце работы по необходимости.

Серия зарисовок тушью и плоской щетинной кистью. На первый взгляд, техника неуклюжая, она не приспособлена к тонкой работе, но в этом и её прелесть. Она придаёт рисункам особую декоративность и своеобразие. Замечу, формат листа большой, больше размера ватмана., а ширина кисти 2-3 см.


Оля на стуле. Молодая красавица с фигурой топ-модели. Взглянув на рисунок, она артистично воскликнула, - Ой, это я такая бесстыжия!
Лист ватмана и уголь.


Тушь, трубчатая ручка.

Вроде бы и много вставил рисунков, а всего сказать не удалось. На самом деле, техника наброска и зарисовок необъятна. Что бы вы не изобразили, оно будет индивидуально и не повторимо (я надеюсь).