Что такое интимный портрет. "Интимные портреты

Законодателем моды в мире камер для экстремальных видов спорта является компания GoPro. Производитель предлагает широкий набор креплений и аксессуаров, которые помогут надежно зафиксировать экшн-камеру на шлеме, сноуборде, лыжах или же на груди. А любители виндсерфинга или велосипедной езды оценят крепежи на трубы. Благодаря специальному боксу устройство будет защищено от снегопада, к тому же он позволит производить съемки под водой или при падении в сугроб. А если дополнительно приобрести телескопическую трость, тогда можно снять даже себя самого в самых невероятных ракурсах. В большинстве случаев базового набора креплений бывает вполне достаточно.

Как выбрать камеру для экстремальных видов спорта

Чтобы правильно купить экшн-камеру , необходимо учесть ряд важнейших моментов. Одни из наиболее важных - это технические характеристики. Поскольку съемка будет производиться в активном движении, на первый план выходит количество кадров в секунду. Показатель особенно важный, если планируется записывать всевозможные трюки или различные резкие движения. При высоком количестве кадров в секунду в будущем можно просмотреть запись в замедленном режиме и разобрать каждое действие. К тому же современные видеоредакторы помогут получить желаемые эффекты.

Если Вы хотите правильно выбрать action-камеру , оцените условия, в которых она будет использоваться. Хорошо, если устройство будет иметь водонепроницаемый корпус. Причем эта характеристика важна не только для съемки под водой, но и в обычных условиях. Так, например, если неожиданно пойдет дождь, Вы не упустите возможность сделать качественное видео. С другой стороны, можно ограничиться влагозащитной камерой, которая выдержит брызги и небольшой дождь.

Определяемся с качеством съемки

Выбирая экшн камеру для экстремальных видов спорта , важно подобрать оптимальное ее разрешение. Так, если запись будет просматриваться лишь в неполноэкранном режиме, тогда разрешения 480р (WVGA) должно хватить. Однако для просмотра видео на экране жидкокристаллического телевизора таких показателей будет явно недостаточно. С другой стороны, подобные камеры помогут добиться максимальной экономии средств, поскольку стоят недорого.

Камеры, которые проводят съемку в разрешении 720р (ActionHD), позволяют получить более качественное изображение. Картинка будет хорошего качества, даже если она будет просматриваться в полноэкранном режиме на компьютере. С другой стороны, владельцы плазменных панелей по достоинству оценят устройства, которые позволяют получить разрешение 1080р (FullHD). Оно является максимальным на сегодняшний день.

Также хорошо подумать о дополнительных аксессуарах, которые могут понадобиться. Например, аккумуляторная батарея увеличенной емкости, наличие жидкокристаллического экрана или другие моменты, расширяющие функциональность устройства.

В магазине «АвтоПрофи» представлены спорткамеры от лучших производителей. Каждая модель отличается высокой надежностью, а благодаря широкому ассортименту, Вы сможете без проблем подобрать наиболее оптимальное для Вас устройство. Обращайтесь! Мы поможем запечатлеть лучшие моменты Вашей активной жизни!

Пришло время заключительно части моего диплома. Так как мой диплом планировался как творческий, то эта часть должна быть самой интересной. Мое творчество- это моя работа, она же фотография. Все снимки выше, которые были в дипломе в предыдущих постах тоже сделаны мной. Но в конце я решил доказать тот факт, что фотографирование экстремального спорта родило само по себе новый жанр фотографии, наряду с остальными. Более того, оно соединило в себе многие другие, начиная от портретной фотографии и заканчивая спортивными снимками. Вот об этом и будет финальная часть моего диплома.

Соль на ресницах Оли Раскиной после катания на виндсерфинге в Дахабе, Египет 2014 г.

Творческая часть. Экстремальная фотография как жанр

Жанровые особенности съемки экстремальных видов спорта
Разобрав в первых частях диплома понятие жанра, историю появления фотографии и её положение в мире на сегодняшний день, мы перешли к экстремальному спорту, который, как и любое другое действие в мире, не мог не оставить след в фотографиях. Более того, в виду того, что подобные кадры чаще всего очень выразительны и притягательны, они становятся популярны у зрителя, а многие мировые бренды используют экстрим в своих рекламных концепциях: от рекламы бренда Chanel c серферами, до рекламы фотокамер Nikon.

Макет рекламной полосы компании “Nikon” с использованием фотографий экстремального вида спорта в рекламе новой камеры.

Фотосъемка экстремальных видов спорта- это собирательный образ из всех жанров фотографии, как искусства.
Это может быть пейзажная фотография обрушения волны или нетронутых снежных гор.
Кадр снятый во время обрушения волны, которая из-за особенностей дна и маленькой глубины, заворачивается в трубу
Маврикий, 2014 г.


Камера: Nikon D800
Подводный бокс: SPL Waterhousing

Выдержка: 1/3200

Диафрагма: 4,5

Для того, чтобы снять подобный кадр, нужно не только специальное фотооборудование, подводный бокс для камеры, но и особые навыки съемки и знания того, как устроен океан, а так же хорошая физическая форма. Подобный кадр может быть опубликован как в журналах, связанных с путешествиями, так и в спортивных тематических изданиях, посвященных серфингу.

Фотографией экстремального спорта может быть портрет атлета до, во время, или после тренировки, выступления. Здесь важно соблюсти правила портретной фотографии.
Портрет Оли Раскиной во время зимнего шторма на берегу Черного моря в Анапе. 2015 г.


Камера: Nikon D800E
Flash: Elinchrom Ranger Quadra
Transmitter: Pocket Wizard Plus X
Режим съемки: Ручной

Выдержка: 1/200

Диафрагма: 5,6


В данной съемке было важно не только сделать кадры с катанием, но и показать всю историю происходящего. Невозможно было обойтись без портретов для полноты репортажа о том, как атлет впервые покорял штормовые волны в зимнее время года. Место съемки выбрано не случайно: поскольку вся фото-история снималась в воде, то для портретов выбрана набережная о которую разбиваются большие волны. Для съемки использованы фотовспышки для того, чтобы зафиксировать “заморозить” брызги воды и высветлить атлета в плохую погоду. Отдельно стоит обратить внимание на то, что при подобных съемках нужно полностью отдавать себе отчет в том, что штормовое море очень опасно и волны приходят различного размера, а вода температурой уже менее 10 градусов по Цельсию. Важно не только не облить соленой водой фототехнику, что для неё может быть фатально, но и помнить о безопасности как спортсмена, так и самого фотографа.

Пример рекламной съемки
На фото профессиональный скейтбордист и сноубордист Максим Круглов прыгает через внедорожник Amarok марки Volkswagen
Красная Поляна, Россия 2015 г.


Камера: Nikon D4s

Режим съемки: Приоритет диафрагмы

Выдержка: 1/800

Диафрагма: 13

Модель объектива: 16.0 mm f/2.8


Подобное совмещение бренда со спортом не ново и имеет большую популярность в виду экспрессивности и зрелищности экстрима. Зритель разглядывает фотографию и запоминает её и у него остается также память о бренде, который рекламируется. Примеров того, как найти подобную связь, может быть много. Она может быть естественной как здесь: джип, а значит высокая проходимость, горы, снег и в конце концов сноуборд. А можем быть не такой логичной, но запоминающейся и дерзкой. К примеру, мы могли бы представить на этой фотографии моделей в новой коллекции бренда от кутюр на переднем плане и подобный кадр мог бы тоже “сработать”. В современном мире рекламы главное- это иметь вирусный и запоминающийся эффект.

Использование макро-фотографии в съемке экстремальных видов спорта.
Соль на ресницах профессионального виндсерф-атлета Оли Раскиной
Дахаб, Египет, 2014 г.


Камера: Nikon D4
Режим съемки: Приоритет диафрагмы

Выдержка: 1/200

Диафрагма: 13

Модель объектива: 60.0 mm f/2.8


Если смотреть на подобный кадр без контекста и подписи, он не скажет много, но если использовать этот снимок в репортаже, в большой статье в журнале о конкретной поездке, о месте или, непосредственно об атлете, то среди других он покажет иной ракурс и иной взгляд на проблематику материала. Таким образом, мы сможет увидеть спорт и с иной стороны, совсем незначительной и в тоже время интересной зрителю

Постановочные фотографии в экстремальных видах спорта.
Ночное фото с профессиональным сноубордистом, Артемом Шелдовицким, которое победило в номинации “Люди, события, жизнь” в фотоконкурсе “The Best of Russia 2013”
Красная Поляна, Сочи, Россия, 2013 г.


Выдержка: 1/30

Диафрагма: 5

Модель объектива: EF16-35mm f/2.8L II USM


Кадр снят с использованием одной фотовспышки, которая находится за спортсменом, относительно фотографа. Она синхронизируется в нужный момент по радио каналу с помощью специального передатчика. Момент выбран не случайно: атлет на большой скорости делает поворот в свеже выпавшем снегу так, что он поднимается и взлетает словно облако. Вспышка фиксирует этот момент. Кроме этого, из-за снегопада, который шел во время съемки, левый верхний угол создает ощущение звездной ночи, так как каждая снежинка выделилась контровым светом. Подобный кадр очень сложно снять прежде всего потому, что логистический очень трудно остаться в горах на ночь. Кроме этого очень важно застать правильную кондицию снега, который ещё не слежался или не превратился в мокрый из-за повышения температуры, что свойственно снегопадам.

Экстремальная фотография, как часть фоторепортажа со всеми стилистическими особенностями жанра.
Один кадр из серии снимков, посвященных катанию на серфинге на берегу Черного моря. На фото Сергей Расшиваев, профессиональный атлет, готовиться к тому, чтобы пойти в штормовое море в районе деревни Хоста около Сочи
Россия, 2014 г.


Камера: Sony A7r
Режим съемки: Приоритет диафрагмы

Выдержка: 1/1250

Диафрагма: 4,5


На переднем плане обычные голуби и вместе с изображением серфера они создают диссонанс: зритель не может понять, почему человек стоит на не океанском берегу с доской для серфинга? Все привыкли видеть этот вид спорта у океана с голубой водой и чистыми песчаными пляжами. Здесь же природа и окружение противопоставляется спорту, что делает интересным этот кадр для публикации как в журнале о путешествиях, так и в место газете в заметке о том, что серфинг в России возможен.
Фото автора

Фотография экстремального спорта может быть необходима и с научной точки зрения.
Снимок прибрежной зоны острова Маврикий сделан из вертолета.
2014 г.


Камера: Nikon D800
Режим съемки: Приоритет диафрагмы

Выдержка: 1/400

Диафрагма: 9

Модель объектива: 24.0-70.0 mm f/2.8


Кадр полезен одновременно и серферам, которые могут понять где находится волна для катания, где размещается пик её обрушения и куда уходит течения, так и ученым, чтобы понять расположение рифа и строение дна у берега. Одновременно, он служит и прекрасной иллюстрацией к статье о путешествии на остров.

Кроме этого, фотография экстремальных видов спорта привнесла собственные приемы в другие жанры. К примеру, в фотографировании традиционного спорта очень популярен прием съемки “с проводкой ”, который призван показать скорость движения объекта за счет длинной (1/50 секунды и более) выдержки затвора.

Кадр с виндсерфером на волне снят с выдержкой 1/40 секунды, чего было вполне достаточно, чтобы размыть воду и брызги от обрушения волн, но все же удержать спортсмена в резкости. Подобный эффект придет фотографии большую естественность
Маврикий, 2014 г.


Камера: Canon 5D MarkII

Выдержка: 1/40

Диафрагма: 29

Модель объектива: EF300mm f/2.8L IS USM +1.4x


Стоит сказать, что данный прием - съемка с проводкой, не очень популярен в экстриме, поскольку часто движение объекта происходит в разных плоскостях и он получается смазанным. Для того, чтобы показать движение спортсмена был открыт и придуман иной способ называемый раскадровка - серийная съемка всего времени выполнения трюка с момента вылета с трамплина, до момента приземления.
Дмитрий Кольцов выполняет прыжок и делает сальто с вращением назад с захватом доски по центру у переднего края. Трюк называется Back Flip Indy Grab
Автрия, 2013 г.


Камера: Canon 7D
Режим съемки: Ручной

Выдержка: 1/640

Диафрагма: 2

ISO Speed Ratings: 640

Модель объектива: EF50mm f/1.4 USM


Для съемки подобных кадров необходима “скорострельная” цифровая камера, со скоростью съемки более 6 кадров в секунду, а так же необходима компьютерная пост-обработка в программе Photoshop. При выборе ракурса стоит представить траекторию полета и выбрать такую точку, где он будет виден лучше всего, а каждый последующий кадр со спортсменом не будет накладываться на предыдущий. То есть, ракурс с боку оптимальней всего. Лучше всего использовать средне- и длинно- фокусные объективы, где искажения не так значительны, а в кадр обязательно брать как момент вылета, так и приземления.
Полный процес того, как делать подобный кадры я описывал ранее в моем дневнике.

Фотосъемка во время соревнований по экстремальным видам спорта
Как и в фотосъемке любого события, нужно обладать умением снимать репортаж, то есть фиксировать все грани происходящего, уметь смотреть и отображать на фотографии конкретные объекты и не терять из виду общность того, что твориться вокруг. Фоторепортажем может служить единственный кадр с события или целая фотоистория. Кроме этого, важно в процессе выбора кадров и пост-обработки важно выделить самое необходимое, то есть отобрать из 1000 кадров 100, а потом из 100 - 10 лучших. В этих десяти кадрах должны быть разнопланово зафиксированы все моменты происходящего. Это умение позволит вам самостоятельно, без помощи фоторедактора, показать ваш взгляд на это событие.
На примере работы автора на Чемпионате Мира в Красной поляне в 2013 году и Олимпийских Играх в Сочи в 2014 году, можно увидеть различия в съемке одного и того же вида спорта при ориентации на обычного зрителя, спортивный журнал, лайфстайл журнал или издание, посвященное экстремальным видам спорта.

Спортивному журналу необходимы: спорт, крупные кадры, репортаж.
Это может быть как серия кадров, где есть участники соревнований, желательно финалисты и победители, подиум, момент награждения, зрители и эмоции. В виду специфики печати и небольшого формата изданий, нужны крупные кадры, хлесткие, информативные, с ясным прямым контекстом.
Крупный кадр с Олимпийской Чемпионкой Торой Брайт. Чемпионат мира, Сочи 2013 г.

Камера: Nikon D4
Режим съемки: Приоритет выдержки

Выдержка: 1/640

Диафрагма: 2,8

Тора Брайт упала в этой попытке и уже не делает никакой трюк, а просто эффектно проезжает по стенке хаф-пайпа и срезает острым кантом сноуборда слой льда. С точки зрения экстремальной фотографии этот кадр не подойдет. С точки зрения спортивного журнала- хороший момент с крупным изображением спортсмена.

Лайфстайл журналу необходимо: эмоции, эффектная картинка, зрелище. Лайфстайл журналы, такие как Men’s Health, могут сделать репортаж про соревнования, но возьмут совершенно другие кадры. Их не очень интересует трюк. Им интересны эмоции, люди и момент.
Зритель должен зацепиться за кадр, а чаще всего это бывает именно одна фотография.
Юрий Подладчиков во время финала по хафпайпу на Зимних Олимпийских играх в Сочи
2014 г.


Камера: Nikon D4
Режим съемки: Приоритет диафрагмы

Выдержка: 1/3200

Диафрагма: 2,8

Модель объектива: 24.0-70.0 mm f/2.8

Примером хорошего кадра для лайфстайл журналов может послужить снимок с Юрием Подладчиковым во время оглашения результатов его финальной попытки. Все камеры направлены на атлета и все ждут оглашения результатов и того, кто победит.

Журналу, посвященному экстремальным видам спорта необходимо: правильный ракурс, лучший момент трюка, идеально выполненный трюк спортсменом, подиум.
Тора Брайт, тренировка перед финалом по хафпайпу на Зимней Олимпиаде в Сочи
2014 г.


Камера: Nikon D4

Режим съемки: Ручной

Выдержка: 1/1000

Диафрагма: 4

Модель объектива: 300.0 mm f/2.8


На данном кадре, снятом во время Олимпиады в Сочи, атлет делает один из трюков на сноуборде в хаф-пайпе. Момент вылета снят идеально: спортсмен держит доску где необходимо, находится в наивысшей точке прыжка, правильно развернут к камере. Кроме этого, благодаря ракурсу видна высота вылета и фигура- это очень важный момент в съемке экстремальных видов спорта. Главное, это не просто показать спортсмена, а показать в кадре всю траекторию его полета: откуда и куда он движется. Благодаря фирменной символике Олимпийских игр, кадр становится привязанным к конкретному событию, а благодаря отлично читаемому логотипу на сноуборде, подобный снимок будет востребован и спонсорами атлета.

Главное различие в подборе материала в том, что одним нужен репортаж, вторым нужны эмоции, а третьим нужна техника съемки. При подготовке к работе нужно учесть каждый из этих пунктов, как во время фотографирования, так и при последующей сдаче фотоматериала заказчику.
Безусловно, есть свои особенности в каждом виде спорта. Например, съемки серфинга можно вести, условно, лишь с четырех позиций: с берега, из воды, с лодки или с вертолета. В каждой из позиций фотограф должен находить свои преимущества и устранять недостатки. Часто из-за невозможности серьезно изменить ракурс, нужно искать пути и решения для того, чтобы сделать репортаж более разносторонним, например, используя разные объективы, ракурсы и приемы съемки.
При фотографировании соревнований в горах прежде всего стоит думать про безопасность самого фотографа. Необходимо обладать специальными знаниями о состоянии снежного покрова, о погодных условиях, разбираться в формировании лавин и вероятных местах их спуска, чтобы остерегаться подобных районов.
Набор фототехники, необходимой для фотосъемки экстремального спорта, очень широкий. Сюда входят и профессиональные спортивные объективы, высокоскоростные камеры, портретные объективы, фотовспышки, макро-объективы и другую фототехнику.
Вот примерный список техники, который может помочь в достижении хороших результатов:
-Профессиональная репортажная цифровая зеркальная фото камера Nikon D4s или аналоги. Подобный аппарат позволяет снимать со скоростью 11 кадров в секунду, что очень важно при съемке спорта. Кроме этого, размер сенсора идентичен размеру узкоформатной пленки, что дает высокое качество и разрешающую способность.
- Широкоугольный зум - объектив Nikon Nikkor ED AF-S 24-70mm F/2.8 Подобный объектив дает возможность делать общие планы и фокусироваться на отдельных портретах. Он обладает хорошей светопропускность способностью и высокой светосилой. Это дает возможность работать в темное время суток.
-портретный объектив Nikon AF-S Nikkor 50mm f/1.4G
идеальный, легкий светосильный портретный объектив с красивым размытием заднего плана позволит сделать не только хорошие портреты атлетов, но и проводить съемку в темное время суток.
- теле-зум - объектив Nikon AF-S Nikkor 70-200mm f/2.8G ED VR II. Эта модель обладает уникальными характеристиками, которые необходимы для съемки спорта. Объектив не только очень светосильный (постоянная минимальная диафрагма с относительным отверстием 2.8), но ещё имеет сверхзвуковой мотор для автофокуса и систему стабилизации изображения. Один из самых используемых объективов в съемке спорта позволяет находиться достаточно далеко от атлета, что дает возможность работать с ним на соревнованиях.

Набор фототехники может быть гораздо больше, поэтому здесь приведен список лишь основных объективов. Если есть возможность, то в каждую поездку или экспедицию лучше брать две камеры на случай, если одна выйдет из строя. Что касается объективов, то одним из главных факторов часто является вес фоторюкзака. Иногда просто нет возможности взять дополнительное фотооборудование.
Для съемки спорта, и уж тем более экстремальных видов, фотографу необходима профессиональная экипировка, потому что все движения происходят очень быстро, а условия работы зачастую сопряжены с плохими погодными условиями или сложной климатической обстановкой. Все это негативно влияет на работу техники, а значит выводит её из строя. Необходимо сразу же использовать профессиональную линейку камер и объективов с максимальной защитой от влаги и перепадов температуры. Это требует серьезных денежных вложений, что является одним из важных факторов того, что в мире не так много тех, кто снимает экстремальные виды спорта. Второй важный момент в работе - это отличное физическое здоровье, поскольку во многих случаях фотограф должен преодолевать схожие физические нагрузки, что и атлет. И третье - это правильный подбор одежды, обуви и других вещей. Хороший кадр сложно сделать, если в ботинках хлюпает вода.

Организация работы фотографа во время заказных съемок

В современном мире, работа фотографа не заканчивается моментом нажатия кнопки. Зачастую на его плечи ложится весь организационный и логистический процесс перед самой съемкой. При подготовке к какому-либо проекту необходимо следовать следующим правилам:

Предварительная подготовка:

Определиться с целью проекта.
Определиться с задачами. Пример: Фото-история из 20-30 снимков в трех разных направлениях: а) спорт б) постановочные и портретные фотографии в) репортажная съемка или lifestyle съемка
выбрать место съемки исходя из вида спорта, особенностей съемки, прогноза, бюджета, времени года, даты сдачи материалов.
Подготовить бюджет поездки, стоимость работы фотографа и всей команды
Заключить договор с компанией на работу
Провести логистическую работу по покупке билетов, аренде жилья, автомобиля и других необходимых вещей.

На этом заканчивается предподготовка. Часть этой работы может быть делегирована менеджерам, но опыт и практика показывают, что в подобных вопросах стоит быть осведомленным и самому фотографу.

Работа на месте:
С учетом прогноза и других факторов распланировать съемки в поездке
Провести фотосессии, обеспечивая не только высокий уровень работы, но и заботясь о безопасности фотографа и атлета
Согласно заданию сверить проделанную работу

Из-за работы на современные цифровые фотоаппараты, сама съемка - это только 50% сделанного. Вторая половина работы - это качественная пост-обработка на компьютере в специальных программах, таких как Adobe Lightroom, Adobe Photoshop, Apple Aperture и др., на которую изначально необходимо заложить достаточное количество времени.

Работа после поездки:
Первичный отбор и обработка фотогарфий
Передача первого отбора заказчику и обсуждение финальной обработки и выбора снимков
Передача фотоснимков в необходимых форматах
Подписание акта приема-сдачи материалов
Архивация и хранение фотоматериалов на жестких дисках

Нужно понимать, что профессия фотографа строится на качестве его работы, имидже и авторитете. Другими словами, лучше всего за фотографа говорят не дипломы и сертификаты о законченных курсах, а его фотографии. Если он сделал свою работу хорошо, то заказчик к нему вернется. Более того, одним из главных факторов является “сарафанное радио”, когда фотографа советуют другим заказчикам. Отсюда вытекает одно из главных правил профессиональной работы: достаточно сделать свою работы некачественно хотя бы один раз и результат не заставит себя ждать - вы потеряете не одного клиента. Напротив, выполняя свою работу день ото дня усердно и профессионально, вы обретаете много новых клиентов, заказчиков и возможностей.

Далее в финальной части дипломной работы я показываю два реализованных мной проекта связанных с фотографией. Отчасти, это те проекты, результатом которых я доволен и горжусь, отчасти- это одни из последних моих проектов, а я всегда считаю, что лучшая съемка это та, которая была заключительной.

Выполненный творческий проект №1

Фотопроект для компании “Red Bull”.
Эта фотоистория про нового члена международной команды Red Bull Олю Раскину. Она состоит из двух частей. Первая фотосессия проходила в студии с использованием искусственных источников освещения. Была задача красиво снять атлета с использованием логотипов фирмы.
Вторая часть более сложная. Была организована поездка в Южную Африку в город Кейптаун для съемки кадров на воде, кадров с катанием и отдельной истории, состоящей из портретных непостановочных снимков.
Дата выполнения проекта: март 2014 года.
Фотографии из этой серии были не раз опубликованы в российских и международных журналах и использовались в рекламных компаниях.

Прыжок на виндсерфе на волне
Съемка велась с берега на длиннофокусный объектив.


Камера: Nikon D4

Режим съемки: Приоритет диафрагмы

Выдержка: 1/800

Диафрагма: 4,5

Модель объектива: 300.0 mm f/2.8

Проезд по волне на виндсерфинге.
Съемка велась недалеко от мыса Доброй Надежды в один из дней, когда на океане был сильный шторм. Особая сложность работы в этом месте заключается в его сильной удаленности от города, отсутствием спасательной службы на берегу, а так же большим скоплением большой белой акулы.


Камера: Nikon D4
Режим съемки: Приоритет диафрагмы

Выдержка: 1/1000

Диафрагма: 4

Модель объектива: 300.0 mm f/2.8


Портретный снимок атлета с использование брендированой бутылки для воды в целях продвижения логотипа RB


Камера: SOny A7r
Режим съемки: Приоритет диафрагмы

Выдержка: 1/160

Диафрагма: 2,8

Модель объектива: FE 35mm F2.8 ZA


Портрет из студии


Камера: Nikon D4
Режим съемки: Ручной

Выдержка: 1/200

Диафрагма: 2

Кадр с катанием на виндсерфинге на волне, снятый из воды


Камера: Nikon D800
подводный бокс: SPL Waterhousing
Режим съемки: Приоритет выдержки

Выдержка: 1/2500

Диафрагма: 10

Модель объектива: 16.0 mm f/2.8

Портретная сессия перед катанием во время сборки оборудования для виндсерфинга

Камера: Nikon D800
Режим съемки: Приоритет диафрагмы

Выдержка: 1/8000

Диафрагма: 1,8

Модель объектива: 50.0 mm f/1.4

Снимок с виндсерфингом во время заката


Камера: Nikon D4
Режим съемки: Приоритет диафрагмы

Выдержка: 1/800

Диафрагма: 4,5

Модель объектива: 300.0 mm f/2.8

Кадр с прыжком, сделанный из воды


Камера: Nikon D800
Режим съемки: Приоритет выдержки

Выдержка: 1/3200

Диафрагма: 4

Модель объектива: 50.0 mm f/1.4

Кадр из студии с постановочным светом

Камера: Nikon D800

Режим съемки: Ручной

Выдержка: 1/160

Диафрагма: 4

Выполненный творческий проект №2

Фотопроект Маврикий “Остров красок” - фотовыставка на Цветном бульваре в городе Москве при поддержке Министерства по туризму о. Маврикий, а также министерства по культуре г. Москва. Проект создан с целью популяризации туристического направления на острове. Целью автора было показать многогранность острова с точки зрения его культурных, туристических и природных ценностей. Фотовыставка проходила в течении ноября 2014 года. Кроме этого, многие из этих снимков были опубликованы в российских и международных журналах.

Вид на остров Маврикий с вертолета


Камера: Nikon D4
Режим съемки: Приоритет диафрагмы

Выдержка: 1/1250

Диафрагма: 5,6

Модель объектива: 16.0 mm f/2.8

Катание по гигантским волнам во время зимнего шторма. Вид сверху, снятый из вертолета


Камера: Mikon D4
Режим съемки: Приоритет диафрагмы

Выдержка: 1/800

Диафрагма: 8

Модель объектива: 70.0-200.0 mm f/2.8


Местные жители отмечают религиозный праздник “Ганеша-чатуртхи” - день рождение одного из главных богов Ведической культуры, Ганеши.


Камера: Nikon D4
Режим съемки: Приоритет диафрагмы

Выдержка: 1/125

Диафрагма: 2,8

Водопад Родчестер на острове Маврикий. Снято с использованием длинной выдержки


Камера: Nikon D4
Режим съемки: Приоритет диафрагмы

Выдержка: 15

Диафрагма: 22

Модель объектива: 24.0-70.0 mm f/2.8

Дельфины, обитающие вокруг острова. Подводная съемка


Выдержка: 1/1000

Диафрагма: 3,5

Модель объектива: EF24-70mm f/2.8L USM

Ночное небо в рыбацкой дереве


Камера: Nikon D800
Режим съемки: Ручной

Выдержка: 26

Диафрагма: 2,8

Модель объектива: 14.0-24.0 mm f/2.8

Серфер проныривает волну во время её обрушения на риф


Камера: Canon 5D MarkII
Подводный бокс: Aquatech

Режим съемки: Приоритет диафрагмы

Выдержка: 1/500

Диафрагма: 5,6

Модель объектива: EF24-105mm f/4L IS USM

Дерево баньян ночью


Камера: Nikon D800

Режим съемки: Ручной

Выдержка: 13

Диафрагма: 1,4

Модель объектива: AF-S Nikkor 24mm f/1.4G ED


Стадо диких оленей


Камера: Nikon D4
Режим съемки: Приоритет диафрагмы

Выдержка: 1/400

Диафрагма: 8

Модель объектива: 80.0-400.0 mm f/4.5-5.6

виндсерфер поймал гигантскую волну высотой более десяти метров


Камера: Nikon D4
Режим съемки: Приоритет диафрагмы

Выдержка: 1/2000

Диафрагма: 8

Модель объектива: 70.0-200.0 mm f/2.8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной дипломной работе автор на примере собственного опыта и работы доказал всю полноту и зрелищность такого жанра, как фотография экстремального спорта. Кроме этого, он определил, что в данном жанре есть определенные рамки, а так же правила и при этом он вбирает в себя многое из других направлений в искусстве фотографии.
Начав диплом с темы появления фотографии в природе и её современное положение, мы перешли к возникновению экстремальных видов спорта. Выяснив, что такие виды спорта прежде всего ассоциируются с личностью, провели анализ лучших мировых и российских атлетов в разных направлениях с использованием снимков автора, тем самым показывая его опыт в работе в этом направлении. Кроме этого, в конце диплома показывается два примера законченных серьезных фотопроектов, которые автор реализовал самостоятельно.
Накопление любого опыта- это лишь промежуточный этап становления профессионалом в своем деле. Потенциальная возможность его накопления означает лишь то, что автор ещё находится на пути развития. В то время как профессиональное признание останавливает рост.
«Как Вечным огнем, сверкает днем
Вершина изумрудным льдом -
Которую ты так и не покорил».
Поэт Владимир Высоцкий, часть музыкальной композиции “Вершина”

Защита диплома состоялась в июле 2015 года.
Оценка: Отлично
Дипломный руководитель: И.А. Панкеев
Рецензент: Т. Е. Иванова
Рецензия ниже под библиографией.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. - М.: Астрель, 2003.
Бакулин О. А., Семова Л.В. В мастерской фотожурналиста: Сборник статей. - М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011.
Березин В. М. Фотожурналистика: Учебное пособие. - М.: РУДН, 2006
Ворон Н. И. Жанры фотожурналистики: Учебное пособие для вузов по спец. «Журналистика». - М.: Факультет журналистики, 2012
Ефремов А. Фотография в экстремальных условиях. - СПб.: Питер, 2012
Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. - М.: Высшая школа, 1988.
Фотоконкурс The Best Of Russia. - http://www.timelesshemingway.com/faq http://www.redbullxfighters.com/en_INT
Сайт шоу Nitro Circus. - http://nitrocircus.com
Рекламное видео бренда Chanel на сайте youtube.com. - https://www.youtube.com/watch?v=8asRWe5XNw8

Рецензия на дипломный проект «Фотография экстремального спорта как жанр»
студента Y курса в/о ИЖЛТ К. В. Умрихина
научный руководитель — д. ф. н. И. А. Панкеев
специализация — «Фотожурналистика»

Диплом включает в себя: введение, главы: 1, 2, 3, заключение, список использованной литературы. Все формальные требования к дипломной работе соблюдены.

В главе «Введение» автор формулирует цель работы — исследование различных методов и подходов при фотографировании экстремальных видов спорта; задачи — анализ традиционных жанров фотографии с намерением доказать, что все они используются в фотографировании данных видов спорта, что приводит, в свою очередь, к возникновению нового синтетического жанра — фотографии экстремальных видов спорта. Объектом исследования выступают экстремальные виды спорта (история возникновения, отражение в фотографии, выявление специфических особенностей их съёмки). Исследование имеет и практическую пользу, по словам автора: «Оно может помочь другим фотографам и авторам ознакомиться с историей появления экстремальных видов спорта, с ведущими мировыми и российскими атлетами, а главное — узнать правила и подходы при фотографировании различных видов экстремального спорта. Основные положения могут быть использованы в образовательных курсах по фотографии».

В первой главе изложена история фотографии (возникновение и формирование жанров) и описано её современное состояние.

Во второй главе дан анализ феномена «экстрим» (экстремальные виды спорта, ведущие спортсмены, соревнования — в мировом контексте) и появление нового жанра фотографии, который фиксирует это явление.

В третьей главе автор определяет специфику нового синтетического жанра фотографии, опираясь на собственный опыт работы; скрупулёзно перечисляет все этапы съёмки и технические средства, необходимые для фотожурналиста, занимающегося фотографированием экстремального спорта.

Глава «Заключение» суммирует результаты работы.

Особенно ценным в дипломном проекте является использование профессионального опыта автора — блестящего знатока и пионера в области фотографирования экстремальных видов спорта: все наблюдения и выводы сопровождаются авторскими фотографиями. На основе этой работы мы можем говорить о новом жанре фотографии, который не только синтезирует в себе особенности традиционных жанров, но и выражает уникальный опыт спортсмена-экстремала (по мнению автора, ссылающегося на психологические исследования и собственные наблюдения, тяга к «экстриму» основана на самопреодолении — это соревнование с самим собой, это вызов самому себе и человеческой природе в целом). Такая точка зрения естественно предполагает системный подход к съёмке, где учитывается личность спортсмена (атлета, по терминологии автора), черты его характера, сила его духа, его физические возможности, его умение взаимодействовать с окружающей средой — что колоссально повышает роль фотожурналиста в этом процессе и требует от него не только высоких профессиональных, но и человеческих (личностных) качеств.

Диплом заслуживает высшего балла — отлично.

Преподаватель — Т. Е. Иванова

Моим моделям не больше 16. Мне повезло - я ловил их на той стадии, когда они еще и понятия не имели, как проходят съемки, не были испорчены "поставленными" движениями и взглядом. Я ловил их совершенно чистыми. Как внутри так и внешне. С некоторыми девушками я разговаривал, интересовался их жизнью, увлечениями и надеждами. Параллельно снимал. Были и такие, с кем я мог не произнести и не слова. Мы просто сидели и смотрели друг на друга. И я опять снимал. Никаких хитростей, кроме одной - мы всегда были вдвоем.

Я практически всегда недоволен съемкой во время съемки. Внутренне, разумеется. Модель ничего не должна заподозрить. Иначе совсем ничего не получится. Оглядываясь назад, хочу заметить, что это верный признак удачной работы. Я постоянно нахожусь в состоянии внутренней борьбы. С чем именно - не знаю. Но прекрасно это чувствую. Я злюсь на себя, на модель, на свет, камеру и все что угодно. Проклинаю любую мелочь. В любой момент могу разорваться и тогда все - катарсис.

Как бы это ни было странно, но все еще актуальным остается вопрос "как работать с моделью". Я вам расскажу. Слушайте. Это очень просто - позвольте ей делать все, что она хочет. Без исключения. Она хочет закинуть ногу за голову - давай! Сесть на шпагат между ветками на дереве - начинай, я снимаю! Извивается как уж и никак не примет нужной позы? Так надо, поверьте. Зачем бороться с моделью и заставить ее что-то делать? Никто не любит, когда его заставляют. В ней всего лишь бурлит энергия, она переполняет ее и просится наружу. Так дайте ей спокойно выйти. Как только это случится - а вы тут же это поймете - она ваша. Полностью. Без остатка. Делайте с ней что хотите. Теперь она будет впитывать только то, что вы излучаете. Отдайте ей себя! Не жадничайте. К концу работы вы опустошитесь. Не бойтесь. Так надо. Вы сняли то, что хотели? Уверен, что да.

Когда я начинал заниматься фотографией, меня очень мучил вопрос техники. Я не знал, какой выбрать объектив, чтобы добиться необходимой резкости, думал о количестве мегапикселей в камере и старался снимать только в студии, чтобы управлять светом. Я верил к волшебную кнопку на самом дорогом фотоаппарате. Искал ее. Эх…

Теперь я совсем другой. У меня стоит штатный объектив, который был в комплекте с моей любительской зеркалкой и я забыл о суете с мегапикселями. Потому что это все ерунда. Полнейшая. Если вы художник, то какое вам дело до кисти? Ваша картина пишется в голове, а кисть всего лишь инструмент, позволяющей перенести ваши фантазии на холст. Если вы мне все еще не верите, то вот вам цитата Франческо Бонами: "Искусство существует и для тех (и прежде всего для тех), у кого нет денег, но кто умеет мечтать - и кому для этого больше ничего не нужно."

Самое сложное для меня после съемки - отбор. Слишком сильные остаточные впечатления могут помешать и за красивой фотографией можно не заметить лица. В таком случае я смотрю какой-то великолепный фильм, готовлю ужин или гуляю. Нужно перебить старые впечатления порцией новых. Это очень важно.

Я не люблю оставлять по 10 фотографий. Смысл имеет одна, максимум две фотографии. Именно в них должно быть открытие. Если его нет - продолжаю искать в дублях, либо откладываю съемку до лучших времен. Возможно, до этих фотографий нужно дорасти.

Мне нравится оставаться в одиночестве. Когда люди собираются вместе, они становятся до безобразия скучными. Начинается обмен пустяками и проблемами. Мне не интересно обсуждать проблемы. Для меня имеют значения смыслы, идеи, открытия. Нужно оставаться в одиночестве, в тишине. Развивать индивидуальные черты человека. Именно они создают личность. И тишина. Тишина.

Бытует мнение, что с человеком необходимо поддерживать диалог во время съемки, иначе он не сможет раскрепоститься. Сможет. Сам того не желая. Я точно знаю. Направьте на него объектив. Да побольше. И наблюдайте. Молча. Сначала он занервничает, может даже начнет позировать. Но вы - фотограф - неподвижны и это смущает еще больше. Как же так? А где команда? Куда повернуться? Вот, человек уже и не знает, что делать. Здесь главное не выпускать его взгляд. Он должен наблюдать за вами. Он думает, что контролирует вас. Постоянно. Его взгляд устремлен на вас. В объектив. Вы ждете его. Заходи! Что? Щелк! Спасибо, вы были великолепны.

Разумеется я пользуюсь фотошопом! В этом нет никакого секрета, как и в том, что им пользуются все. Даже отпетые ненавистники графических программ и идеалисты "чистой" фотографии прибегают к его помощи. Но в этом слове и скрывается вся подсказка - "помощь". Не переделка фотографии. Не перерисовка светом. Не изменение пластики. Последний штрих, росчерк автора, автограф. Называйте как хотите. Мне кажется, если бы у Леонардо был фотошоп, ему бы понадобилось гораздо меньше времени, чтобы закончить улыбку Джоконды, а не 13 лет. Серьезный срок.

Фотошоп помогает мне выявить те достоинства лица, которые наш глаз и уж тем более, камера, не замечают. Для меня лицо - это не два глаза и рот, это целая архитектура, ландшафт. Мне кажется, лицо - это не просто портрет души, а сама душа, вывернутая наизнанку. И я бесконечно рад, что она не умеет позировать.

Мне кажется, что портрет в фотографии - это нечто магическое. Это не просто достоверно запечатленное лицо в десятимегабайтном файле, это не кучка морщин или закрытые глаза и даже не твои впечатления от человека. Это нечто третье. Есть ты, твой портретируемый и оно, третье. Некая субстанция, которая впитала часть тебя, модели, ваш настрой, внешнюю атмосферу, а затем переварила это какое-то время и выдала на печать. Процедура похлеще любого фотосинтеза! Своего рода соя, которую вы наполняете добавками во время работы. Ссора во время съемки? Немного перца, пожалуйста! Проблемы со светом? Лавровый лист и немного соли! Нет контакта между моделью и фотографом? А добавьте еще морепродуктов!

Я слишком поздно понял, кем хочу быть.

Как любой прилежный молодой человек, после школы я поступил в институт. Волнительное событие, не так ли? Так было и для меня. Примерно год. Два десятка экзаменов на отлично, повышенная стипендия и умиротворенность. А потом все. Нет-нет, я не бросил учебу, как это делали все крутые ребята в силиконовой долине. Доучился. С горем.

Почему так? Фотография. Она поглотила меня. Вселилась в меня. Крепко. Шалунья.

Больше я не мог присутствовать на скучных лекциях. Я бродил по улицам. Снимал. Все подрят. А потом смотрел. Сравнивал. Повторял. Пробовал лучше. Почти бездумно. Почти.

Вот это и есть моя школа. Фотографическая школа. За партой вас вряд ли научат. Нужно искать. Самому. Переосмысливать и пробовать. А потом у вас все сложится. Дайте лишь настояться.

Художник не должен объяснять свою работу. Я убежден в этом.

Мне кажется не совсем верным навязывать зрителю смысл, который ты, как художник, привнес. Ведь это самое крутое - наблюдать, как зритель расшифровывает твою работу. Он ищет связи, метафоры, сравнивает, крутиться на месте, щуриться, восхищается или не понимает. Но чаще зритель решает, сможет ли он повторить так же или нет. Если понимает, что сможет - довольно переходит к следующей работе, а если нет - тушите свет - начнет интересоваться, на какой сковородке это готовили, сколько перца добавили и почему не посолили.

Я снимаю интимные портреты.

Это не всегда портрет комплиментарный, потому что я не стремлюсь украсить человека; это совершенная противоположность портрету психологическому, поскольку я не показываю человека "самим собой"; и, наконец, это не индивидуализированное изображение человека, так как меня не заботит момент сходства. Это абсолютно личное, никому неведомое состояние человека, в которое я проникаю под предлогом сфотографировать его, и какое-то время смотрю на мир другими глазами. Вот что такое интимный портрет. Это когда вы можете бессовестно влезть в другого человека и смотреть на себя его глазами.

Неизменно важным остается вопрос света. Сколько источников вы используйте в своей работе? Часто меняете свет во время съемки? Какие схемы света используете?

В феврале РИА новости проводили открытую лекцию Юрия Норштейна ("Ежик в тумане"). Тема выступления была такая - "Искусство свободы, свобода в искусстве". Он рассказывал о своей работе, как проходят съемки, успехах и неудачах. Но самая главная его мысль, с которой я нашел пересечения позже, заключалась в том, что когда искусство накладывает на тебя некие ограничения, работа становится продуктивнее. Это если в двух словах.

Вернемся к вопросу света. Бывает так, что вы приходите на съемку и казалось бы, все супер круто. У вас отличное настроение, камера настроена на шедевр, модель прекрасна, но... Нет света. Те источники света, что были предназначены для вас, взял другой, более важный клиент (всякое бывает), или перегорел импульсный свет, а из постоянного только пилотный. Грустно, не правда ли? Но, к счастью, в этот момент понимаешь, что это и есть те самые ограничения, посредством которого искусство хочет проверить тебя на стойкость. И в этот момент задор становится еще больше! В таких случаях я брал либо пилотный свет, либо настольную лампу, либо что угодно, более менее светящее и снимал. Внимание! - снимал. И получалось. И чаще намного лучше, чем в идеальных условиях. Чего и вам желаю.

Не стоит делать из студии культа. Это всего лишь инструмент. Хоть и неплохой.

Фотография дорогое удовольствие. Как и бальные танцы. Хотя еще не известно, что лучше.

Когда я начинал работать, я всегда стремился к прекрасному результату. А чтобы его достигнуть, нужна команда прекрасных людей. Визажист и стилист считаются такими людьми, чье участие даже не обговаривается! Все знают, что они нужны. Если грубо, то визажист накрасит, а стилист оденет. Вам остается лишь снимать. Чудо!

День съемки. Модель едет, а часть вышеописанной команды упала в бездну зоны недосягаемости. Их нет. И не предвидится. Аврал, не иначе. Но отменять съемку мешают не только личные качества. Поэтому я беру модель и мы едем с ней с Метрополис. Знаете, тот, который на войковской. Большой торговый центр. Прекрасное место! Немного побродив, там можно без труда накрасить модель.Но самое главное, зачем мы туда поехали - снимать. Там масса одежды. Тонны. Заходи в любой магазин, набирай любой одежды и снимай. Где? В примерочных. Поверьте, места хватит. Можно ли? Да черт его знает. Я не спрашивал, ведь я всего лишь фотограф.

Я неизменно и каждый день придерживаюсь одного принципа - делайте то, что любите. Мне абсолютно все равно на все возражения и протесты - они существуют лишь в головах. Если вы еще не нашли то, что любите - продолжайте искать. Безустанно. Каждый день. В каждом закоулке. Вы поймете, что это оно, только когда найдете. Не успокаивайтесь. Самое главное - и это даже больше, чем полдела - предпринимать какие-то шаги. Это всё бесконечно банально и все это знают, но... Все же находятся "но", правда?

Будьте достаточно смелыми, чтобы найти свое страстное увлечение. Это может быть - а чаще так и бывает! - совсем не то, чему вы учились. Никто не может подсказать вам, что это, только вы сами.

Я снимаю интимные портреты.

Я никогда не снимал по времени. У меня нет таймера, который срабатывает через три часа и говорит: "Стоп! Мы свое сняли. Пора домой". Я снимаю ровно столько, сколько подсказывает чутье. Если мне кажется, что не хватает 300 кадров, я удаляю первоначальную часть съемки и продолжаю работать. Если я вижу, что схожу с ума от девочки уже на 30 кадре, я заканчиваю. Никогда не стараюсь забить всю карту памяти. Получилось - я счастлив. Если же нет, то...

Когда я снимал одну девочку, мы с ней безумно хохотали всю съемку. Не знаю почему. Я ее не смешил. Мы болтали, смеялись, и, казалось, настолько сблизились, что я готов был на нечто большее, чем съемка. Но все обернулось намного лучше. Она перестала смеяться, посмотрела на меня и сказала: "Ну все. Теперь ты. Давай мне камеру!" И мне пришлось занять ее место. Теперь она снимала меня. Я не знал куда мне деться. Зажимался, улыбался, даже пробовал танцевать. А она снимала.

В тот момент я снял одну из лучших портретных работ.

Я никогда не готовлюсь к съемке. В том плане, что не строю декораций, не подбираю фон, не приношу с собой кучу всякого барахла. Нет. Пользуюсь только тем, что есть под рукой. Есть угол комнаты - чудесно! Будем снимать там. Есть потрепанный стул - это просто сказка! Черный фон, матовая стена, линолеум - абсолютно все равно. Интерьер абсолютно не важен. Абсолютно. Люди приспосабливаются к чему угодно. Так тараканы. Так и мы с девочками - вживаемся в любую атмосферу. И она нам нравится. И уже не важна для нас. Мы забываемся. И просто смотрим. Друг на друга, в окно, на стену. В пустоту. Заставляем работать фантазию. Мечтаем. Отдыхаем. Больше то и негде. Вокруг суета. А мы двоем. Молчим и смотрим. Молчим и мечтаем. И опять молчим.

Никогда не знаешь, что на уме у этих женщин.

Меня всегда завораживало мировоззрение женщин. Этот невероятный внутренний мир, не подающийся никакой разгадке. Тайна, покрытая сказкой. Куча мыслей, скрытая за волшебной внешностью. Столкновение внутренней и внешней красоты. Прирожденные кокетки, следующие своим желаниям. Непоколебимая уверенность в себе. Абсолютно открытые чувства, абсолютно завораживающая страсть. Впечатлительность и простота. Незатуманенный взор и большое сердце. Удивительно.

Как этого можно не замечать?Это же все на виду! Постоянно. Прямо перед носом! Распахните уже свои глаза! И смотрите. Смотрите.

Однажды увидев все это, я не смог остановиться. И начал смотреть еще и еще. Только уже через камеру. Так надежнее.

Я очень рад, когда девушки приходят в хорошем или плохом настроении. В первом случае к концу съемки оно у них кардинально поменяется, во втором - они будут рассказывать, кто им его испортил. Это не значит, что я сознательно хочу испортить им впечатления. Совсем нет. Для меня важно проработать весь спектр женского состояния и вытащить тот, который наиболее характерен в конкретном случае.

Самое интересное в этом то, что нет никакой схемы. Нет ни одной отточенной схемы ни для одной девушки! К каждой девушке требуется свой подход. Тот прием, который позволил тебе получить прекрасную фотографию в предыдущий раз, не сработает в этот. Нужно заново изобретать тактику. Забывать все, чем пользовался до этого и искать новое. Только там можно что-то открыть и не повториться. А это и есть основная задача художника.

Мне кажется, самое прекрасное, что может произойти с человеком - превращение в художника. Именно превращение! Притом тогда, когда этого совсем не ждешь. Вот живешь какой-то жизнью, занимаешься делами и вроде бы все хорошо. Но есть какое-то чувство недосказанности. Как будто что-то хочешь, а как всегда, не знаешь, что именно. А потом - бац! - и меняешь курс. И плывешь совсем в другую сторону. И именно тут понимаешь - да, это верное направление. Куда оно заведет и зачем, совершенно не ясно. Да и не до этого. Просто понимаешь, что это та тропинка, по которой хочется идти. Хоть и в неведении. Зато с улыбкой.

Несомненно, художник в своих работах должен отражать себя.

Для портретиста это особенно важно и значительно, поскольку в лицах других людей не так то просто найти свое отражение и уж тем более, передать это. Поэтому хорошие портреты должны быть несколько двойственны - с одной стороны, это портрет человека, пришедшего к тебе, но с другой стороны, это и твой портрет тоже. Да еще и неизвестно, какой из этих портретов первостепенен.

Конечно, зрителя можно обмануть. Схалтурить. Он будет смотреть на твою работу и пытаться находить в ней тебя. Даже если там и нет ничего от автора. И найдет! Так уж построено восприятие. Но это не честно. Это всего лишь фантик. А где начинка?

Художник не может обманывать сам себя. Хороший художник. Иначе это чувство лжи будет следовать за ним по пятам. Заранее подживать его. Опережать его. А потом и вовсе затмит. И больше ты уже ничего не скажешь. Превратишься в рыбу. Немую рыбу.

Девушки - бесконечно прекрасные создания на земле!

И все они актрисы. Прирожденные. И грех этим не воспользоваться в фотографии!

Как это работает? Проще простого. Начинайте с больших объемов, постепенно переходя на детали. Уверен, у каждого перед съемкой в голове рождается образ, который хотелось бы запечатлеть. Но правильно донести его до модели могут не все. Создайте сначала черновой набросок вашей идеи прямо на модели, попросите ее подвигаться, наблюдайте и фиксируйте необходимое. Постепенно переходите к статическому положению, с более плавными движениями рук и головы. В конце концов, вы отчетливее станете видеть, что необходимо поменять и как это сделать лучше.

Как правило, все самое прекрасное получается в конце. Но до этого необходимо дойти. Шаг за шагом.

Я стараюсь что-то всегда менять во время съемки. Свет, ракурс, фон, точку съемки. Постоянно усложняя обстановку, мне хочется придти к чему-то бесконечно простому, очень понятному и в то же время глубокому. Это очень сложно. Нужно перебрать тысячи вариантов, чтобы найти один, после которого станет понятно, что яснее и быть не может. Но для этого нужно иметь много смелости - не так то просто отказаться в какой-то момент от всего, что ты делал, полностью поменять курс и начать сначала. Это очень тяжело. Внутренне. Это как выбрасывать старый хлам из дома - вроде бы вы уже давно с ним, он совсем не мешает и когда то был так нужен, что постоянно перекладываешь его с места на место. В более дальний ящик, чтобы не мешал. Но в какой-то момент надо остановиться и все же избавиться от него. Не просто. Но так надо. Уверяю.

У Ван Гога был период, когда он писал крестьян. Он жил в деревне, наблюдал за их работой и неторопливо создавал свои прекрасные картины. Периодически он писал письма своему брату Тео, с которым делился мыслями. Так вот, в одном из писем Ван Гог говорил, что писать крестьян нужно так, как будто ты один из них, как будто ты мыслить точно так же, и чувствуешь то же, что и они. Это очень важно.

Я придерживаюсь того же принципа, хоть Ван Гог меня и опередил. Я стараюсь быть наравне с теми девушками, которых снимаю. Наравне в плане мыслей и ощущений. Хоть это и бесконечно сложно с девушками, но если ты хочешь передавать на своих фотографиях девушку, ее характер, ее мир и взгляды, надо стараться проникнуть в ее голову. Или хотя бы думать в том же направлении. Но очень быстро. И обо всем. Сразу.

Как отличить хорошую фотографию от недостаточно хорошей?

Такой вопрос возникал и у меня. И это правильно. Так должно быть. Смысл фотографии и фотографирования как такового заключается в поиске ответов. И это бесконечно важно! Это и есть одна из особенностей фотографии, которую я страстно люблю. Ничто на свете не даст более точный ответ, чем сам процесс поиска. Простота - это самое сложное. Помните? Когда вы проработали тысячу вариантов, вам есть от чего отказаться. Когда у вас всего один вариант, вы так и будете держаться за него. Но вряд ли он окажется именно тем, который вы искали.

Вернемся к вопросу. Меня перебивает Алексей Бродович... Ну что ж, дадим ему слово. "Посмотрите тысячи фотографий и сохраните их в памяти. Позднее, увидев в видоискателе что-нибудь, напоминающее вам увиденные фотографии, не снимайте это".

____________________________

Рыжов Михаил, фотограф.

www.ryzhovmichael.com

19.07.2013

Чем отличается парадный портрет от комплиментарного? А психологический от художественного? Да и может ли парадный портрет быть, например, психологическим?

Несомненно, все направления даны для упрощения и каталогизации творчества. С одной стороны это верно – чтобы не утонуть в изобразительном океане, нужно строить "лягушатники". Для автора же такое определение бессознательно вгоняет в некие рамки и ограничения. Ведь люди привыкают, что художник работает в одном ключе, а когда вектор его развития немного меняется, это вызывает некоторый резонанс непонимания и публика требует возвращения к истокам. Так ей легче - уже есть определенное понимание. Новое всегда принимают с опаской и неприязнью. Но лишь поначалу. Со временем свыкаются.

Я снимаю девушек и не могу однозначно определить то направление, в котором это делаю. Некое спокойствие придает то, что у меня нет безумных декораций, огромных павильонов и даже реквизита. У меня есть люди. И свет – солнечный или импульсный. В этом плане я абсолютно спокоен – никаких подготовок. Встречаемся в определенное время в определенном месте и работаем. Я снимаю, а девушка... Нет, она вовсе и не позирует – она думает, что позирует.

И все же, почему «интимный портрет»? «Где интим-то?» – спросил однажды у меня мой товарищ. Действительно, где? Девушки не полуголые, позы у них вовсе не шаловливые, да и ведут они себя вполне сдержанно. Откровенный интим здесь разглядит разве что слепой.

Обманули?!

Приведу вам одно «сухое» определение. «Интимный портрет – портрет на камерном однородном фоне, показывающий доверительные отношения между портретируемым и художником». Бинго!

Человек (в моем случае – девушки) – бесконечный источник исследования. Каждая из них невероятно уникальна. Индивидуальный характер, манера поведения, взгляд, стиль общения – ничто не повторяется. Самое главное – вовремя это увидеть и зафиксировать. А чтобы увидеть, нужно к этому подбираться. Индивидуальная девушка – индивидуальный подход. Все просто. Даже слишком.

В конце 19 века Ван Гог был увлечен темой крестьян. Он жил среди них какое-то время и писал картины. Но одно дело просто наблюдать за работой крестьян и потом переносить свои впечатления на холст, а другое – стать одним из них, мыслить, как один из них и чувствовать абсолютно то же. То есть полное внедрение в среду.

У меня очень похожий подход. Я стараюсь быть наравне с девушками, свести все различия между нами к минимуму, понять их стиль мышления, узнать их переживания и волнения. Конечно, задача очень сложная, поскольку мировоззрение женщин совсем другое. И понять его бывает порой невозможно. Что уж говорить о том, чтобы проникнуть в их голову! Это сверхзадача. Но именно такую цель я и ставлю перед собой во время съемки. Если я хочу получить на фотографии девушку, а не «образ девушки», который сложился за время работы, необходимо встать на ее сторону, посмотреть на мир ее глазами и попробовать почувствовать, как чувствует она. Очень важно посмотреть на себя глазами того человека, которого ты снимаешь. Стать одним из «крестьян».

Так уж сложилось, что с девушками мне договориться намного проще, чем с мужским населением. Первые слишком нелогичные, а последние чересчур упрямые. Выбирая из двух зол наименьшее, я остановился на первом и не прогадал.

Каждая съемка – приключение, в течение которого ты пытаешься выяснить, что волнует портретируемого, почувствовать ход его мыслей и уловить то состояние, которое возникает между вами. И все это каким-то образом нужно сохранить на фотографии! И не забыть при этом оставить часть себя, как автора. Другими словами, работа с моделью похожа на лепку из пластилина. Сначала материал довольно тверд и неподатлив, но стоит его немного разогреть, привыкнуть к фактуре и помять в руках, как начинают возникать формы. И остается определиться, в каком направлении дальше двигаться – начать с чего-то привычного, постепенно видоизменяя, или с самого начала двигаться интуитивно, на ощупь, не задумываясь о результате. Последний путь очень интригует – либо откроется что-то новое, либо упрешься в шаблон. Но оно того стоит!

Самое опасное, что может подстерегать на съемке – ваши мысли. Чудовищные, противоречивые, неспокойные мысли. Постоянно в голове будет вертеться какой-то вопрос – так ли стоит модель, верны ли настройки на камере, что мне сказать ей, почему она на меня так смотрит? Этот шум невероятно опасен. Из-за него можно не получить финального кадра, потому что он будет кричать вам – «Ну все, заканчивай! Мы получили что хотели. Быстрее пойдем обрабатывать!» Этот шум будет постоянно поставлять вам новую порцию мыслей, не давая сконцентрироваться на главном – работе с моделью, психологическом настрое и эмоциональной отдаче. Порой это очень сложно – оставить все свои бытовые проблемы дома. Если вовремя не захлопнуть соответствующую дверь в вашей голове – пиши пропало. Фотография строится в вашем сознании, а камера выступает посредником между головой, сердцем и моделью. Освободите сознание, прежде чем делать высказывание. Позвольте сердцу вести вас. Спорить и отвергать будете позже. Было бы что.

Работа с моделью чем-то напоминает работу укротителя. Не иначе! Модели бывают двух типов - активные и пассивные. Первые крайне инициативны, и, вовремя не остепенив их, вы можете потерять штурвал капитана съемочного процесса. Говоря «остепенив», я, конечно, немного утрирую – модель должна почувствовать вашу уверенность и знание того, что вы хотите получить от нее, даже если вы молчите. В противном случае она будет думать, что вы не знаете, чего хотите добиться от нее, тем самым давая ей возможность самой управлять съемочным процессом. Этот путь ведет совсем к другому результату, нежели тот, который вы задумывали. Будьте достаточно смелыми в своей работе и не позволяйте другим управлять вашими мыслями.


Пассивные модели несколько другие. Они чем-то напоминают сою – без вашей начинки кушать ее невозможно. Такие девушки стойко выполняют все ваши требования – они знают, кто главный. Статично замереть, сто раз подпрыгнуть, пять шагов вперед и стойка на голове – лишь бы вы говорили, что надо делать. Вряд ли девушка будет с вами спорить – она знает, что это ее работа.

Нельзя оставить без внимания вопрос света. И здесь я всегда вспоминаю Юрия Норштейна, замечательного мультипликатора и режиссера. Человек, постоянно находящийся в ограничении искусства, создает искусство безграничное!

Однажды он рассказывал, как спустя какое-то время после выхода «Ёжика в тумане» его пригласили в Pixar. Очень уж людям из Калифорнии хотелось узнать, как Норштейн снимает свои мультфильмы, каким оборудованием пользуется и сколько денег в это вкладывает. Он рассказал, показал и даже у них на глазах воспроизвел фрагмент мультфильма. Представляете глаза этих людей, гигантов компьютерной анимации, создавшей "Историю игрушек", когда Юрий Норштейн достал из своего чемоданчика щипцы, кальку и вырезанного из картона ёжика, и начал все это перемещать на столе. Мало того, что ёжик двигался, он еще и был в тумане – калька создавала такой эффект. Удивлению не было предела, ведь от него ожидали чего-то другого, точно не рукоделия. Норштейн был для Pixar первобытным человеком, создающим наскальные рисунки в век компьютерных технологий. Ремесленный художник.

У Норштейна не было дорогущих компьютеров, огромных киностудий и супероборудования. У него были всего лишь щипцы, калька и картон. Это и есть ограничения. Зато у него была мечта – создать мультфильм, в который он мог бы влюбиться. А влюбившись сам, ты влюбляешь в это и других. Это и есть искусство.

В заключение хочу привести цитату одного искусствоведа, Франческо Бонами: «Искусство существует и для тех (и прежде всего для тех), у кого нет денег, но кто умеет мечтать – и кому для этого больше ничего не нужно».

Жанр портрета в
русской
живописи
{
парадный и интимный портрет

Петр I в детстве
Атаман Ермак
Князь Скопин-Шуйский

Парсуна
В XVII векек появляются первые портреты
которые стали называть – парсуны.
Парсу́на (искажённое лат. persona -
личность, особа) -
синоним современного понятия портрет
вне зависимости от стиля, техники
изображения, места и времени написания.
Понятие
«парсуна»
в
значении
произведения переходного периода от
иконописи
к
светской
портретной
живописи предложено И. М. Снегирёвым в
1854 году.

Появляются парсуны (конец 16
века)– изображения людей,
имеющие черты портретного
сходства
Парсуна – портрет реального
лица (царя, боярина,
митрополита, иногда даже
купца), выполненный
иконописными приемами.
парсуна
Парсуна конца XVI – начала XVII века, считается наиболее
достоверным изображением царя Ивана Грозного, автор
неизвестен, парсуна находится в Национальном музее
Дании в Копенгагене

И.Никитин
«Портрет канцлера Г.И.Головкина»
Данный портрет, пожалуй, лучшая работа художника, созданная после
его возвращения из пенсионерской поездки. Никитин легко лепит форму,
уверенно создает иллюзию пространства вокруг фигуры канцлера.
Г. А. Головкин - начальник Посольской канцелярии, затем Посольского
приказа, государственный канцлер, граф, сенатор, президент Коллегии
иностранных дел, член Верховного тайного совета. Преданная креатура
Петра I. Позднее – верный слуга императрицы Анны Иоанновны.

Портрет параден, особое внимание в нем уделено регалиям: Андреевской
ленте, голубому банту ордена Белого Орла. Все фактурно осязаемо: светлокоричневый кафтан на сиреневой подкладке, золотой позумент, шейный
платок, длинные локоны роскошного парика.
Но главное – лицо,
с внимательным
взором, немолодое,
усталое, лицо
человека, познавшего
все тайны двора.
Предельное
внутреннее
напряжение,
душевная
сосредоточенность.

А.Матвеев «Автопортрет с женой»
Предполагают, что Матвеев написал «Автопортрет» вскоре после женитьбы.
В это время ему было около тридцати лет, а его супруге - четырнадцать.
На портрете художник обнимает свою юную супругу, которая изображена
по правую руку от мужа, что является нарушением общепринятого этикета.
Возможно, таким образом
живописец хотел подчеркнуть
значимость своей избранницы,
он как бы выдвигает ее на
первый план, приближая к
зрителю. Супруги одеты в
изысканные платья, сшитые
по придворной моде.
Работа незавершена.
На обороте портрета имеется
надпись: «Матвеевъ, Андрей,
первый Русскiй живописецъ и
его супруга. Писалъ самъ
художникъ»

Созданные Матвеевым образы
говорят
о зарождающемся интересе к
человеку,
к его личным качествам и к
возможности
выразить их живописными
средствами.
В истории русского искусства
произведение Матвеева
явилось
одновременно первым
автопортретом
и первым семейным
портретом.

А.Антропов «Портрет
статс-дамы А. М. Измайловой»
Портрет А. М. Измайловой, вероятно, был
для А. П. Антропова экзаменом на звание
портретиста после окончания учебы. С
этого произведения начинается период
наивысшего расцвета его творчества.
Живописец изобразил статс-даму прямо и
просто, с предельной честностью:
обрюзгшая старуха, с нарочитым
искусственным румянцем, насурьмленными
бровями и чуть-чуть слезящимися глазами.
Сочетание темного ровного фона с
объемной трактовкой образа Измайловой
способствует достоверности. Возникает
эффект выталкивания изображения из
плоскости холста на зрителя.

Знак статс-дамы, выписан крупно и четко, чтобы не оставалось сомнений
в высоком социальном положении Анастасии Михайловны Измайловой.
Портрет А. М. Измайловой
открывает в русской живописи
новый тип камерного портрета,
который был уже не просто
версией парадного изображения,
а произведением, обладающим
своей спецификой.
Благодаря погрудному срезу и
крупному плану, максимально
приближающему модель к
зрителю, происходит полная
нивелировка жеста и
переключение внимания на лицо.

И.Вишняков
«Портрет Сарры Фермор»
Портрет Сарры Элеоноры Фермор относится к числу лучших работ
Вишнякова и наиболее поэтических детских портретов XVIII века.
Как свидетельствует старинная надпись на обороте холста,
Сарра Фермор изображена в возрасте десяти лет.
Десятилетняя девочка изображена, как взрослая дама. Она
представлена в торжественной позе, ее жесты немного манерны, а на
губах «светская» улыбка. Фон придает портрету репрезентативную
пышность. Трогательным контрастом парадности выглядят тонкие
руки девочки и ее бледное худенькое лицо с неправильными чертами,
исполненное живости и эмоциональности.
В творчестве Вишнякова еще прослеживается связь с парсунной
традицией. Это сказалось в плоскостном изображении фигур,
неглубоком пространстве и отвлеченно-равномерном освещении, а
также в написании одежды, в которой не чувствуется объема тела.
Ткань платья выписана настолько точно, что современные английские
специалисты узнают в нем образец шелка середины XVIII века,
производимого в Англии по французским рисункам

И.Аргунов «Портрет
неизвестной в русском костюме»
Аргунов тщательно выписывает
фактуры, любуясь
переливами тканей,
сверканием драгоценностей,
каскадами воздушного кружева.
Восхищение красотой
материального мира свойственна
всей живописи 18в.
В камерных портретах кисти
Аргунова психологическая
характеристика выходит
на первый план. Художник
вглядывается в лица пристально
и заинтересованно, подмечая
малейшие особенности
внешности и характера, иногда
откровенно любуясь их красотой,
прежде всего внутренней.

Ф.Рокотов
«Портрет А.П.Струйской»
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье
двух
загадок,
На полотне
обаятельная
Полувосторг,
полуиспуг,
юная женщина.
Изящный
овал лица,
Безумной
нежности
припадок,
тонкие летящие
брови, мук.
Предвосхищенье
смертных
легкий
румянец
и задумчиво
Когда
потемки
наступают
отсутствующий
взгляд.
В глазах ее
И приближается
гроза,
гордость и душевная чистота.
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Ф.Рокотов
«Портрет А.П.Струйской»
Александра Петровна - вторая жена
пензенского помещика Николая
Еремеевича Струйского. На портрете
ей восемнадцать лет.
Поэт Струйский издал целый сборник
стихов, состоящий лишь из признаний
в любви жене.
Струйская стала радушной и
гостеприимной хозяйкой усадьбы в
Рузаевке, где молодоженами был
выстроен новый роскошный особняк.
Вокруг располагался парк с тенистыми
аллеями и проточными прудами.
Благополучная супружеская жизнь
длилась двадцать четыре года, вплоть
до внезапной кончины Николая Струйского
в 1796 году. За это время Александра
Петровна родила ему восемнадцать детей.
Струйская пережила мужа на сорок
четыре года. Умерла в 1840 году, ей было
восемьдесят пять лет.

Д.Левицкий
1.Портрет дочери художника.
2.Портрет вице-канцлера
князя А.М.Голицина.
1
Парадные и камерные портреты Дмитрия Григорьевича Левицкого
выразили дух Екатерининской эпохи.
Левицкий - один из немногих в русской живописи XVIII века, кто придавал
самое серьезное значение фактурной разработке живописного
произведения. Портретист предпочитал рядом с человеком изобразить
множество окружающих вещей. Сопоставление тонко подмеченных и
виртуозно переданных поверхностей предметов открывало возможность
дать более глубокую характеристику портретируемому.
2

Д. Г. Левицкий создал множество портретов Екатерины II.
Установлено, что в 1770-х годах им было исполнено семь больших
портретов императрицы, в 1780-х - пятнадцать. Первый из них
был неоднократно повторен художником. При очевидном мастерстве
живописца эти изображения представляют собой ряд типичных парадных
портретов царицы. Вместе с тем нет никаких письменных свидетельств о
том, что Левицкий хотя бы раз писал государыню с натуры. Екатерина
Алексеевна относилась к русскому художнику
без интереса. Она позировала иностранным мастерам.


Белая атласная одежда императрицы
сродни античным одеяниям. Одновременно
на государыне царская мантия, цепь ордена
св. Андрея Первозванного, а также красная
лента и крест ордена св. Владимира 1-й
степени. Изящным жестом императрица
бросает в алтарь маки, которые во времена
Античности считались символом сна и
покоя. Тем самым
Екатерина II
изъявляет
готовность
пожертвовать
своим
спокойствием ради
процветания свои
подданных.

Д.Левицкий «Екатерина II законодательница в храме Правосудия»
«Средина картины представляет
внутренность храма богини Правосудия,
пред которою, в виде Законодательницы,
Ее Императорское Величество. Сжигая
на алтаре маковые цветы, она жертвует
драгоценным своим покоем для общего
покоя. Вместо обыкновенной
императорской короны она увенчана
лавровым венцом. Знаки ордена
Св. Владимира изображают пользу
для Отечества. Лежащие у ног
Законодательницы книги свидетельствуют
истину закона. Победоносный орел
заботится о соблюдении правосудия.
В дали видно открытое море, а на
развевающемся российском флаге
изображенный на военном щите
Меркуриев жезл означает
защищенную торговлю».
Левицкий «Собеседник любителей
российского слова». СПб., 1783г.

Д.Левицкий «Портрет П.А.Демидова»
Картину можно расценить как пародию
на парадный портрет.
Прокофий Акинфиевич Демидов –
владелец крупнейших горнопромышленных
предприятий. Он был одним из самых
эксцентричных чудаков своего времени.
Вместе с нелепыми прихотями богатого
человека в нем уживались любознательность,
образованность и щедрость мецената.
Научным увлечением Демидова было
собирание гербария: его московская усадьба
славилась цветниками и ботаническим садом.
В типичных парадных портретах XVIII века
все компоненты определяли социальное
положение модели. В портрете Демидова
они имеют другое значение. Каждая деталь от гербария и лейки на столе до фасада здания свидетельствует о его увлечениях и характере.
Вместо официального мундира
на Демидове домашний жилет, панталоны,
чулки, халат, колпак, и шарф.

Контрастом к этому сугубо нестандартному одеянию служит поза
портретируемого - одновременно, как и положено, величественная и вместе
с тем непринужденная: левая рука опирается на садовую лейку, а жест
правой указывает не на Воспитательный дом, которому он пожертвовал
крупную сумму, а на горшки с цветами. Так же контрастно
противопоставление предметов обихода с торжественным архитектурным
фоном и занавесом, драпирующим колонны.
Замысел портрета
принадлежит, вероятно,
самому Демидову.
Левицкий ни до, ни после
этого произведения никогда
не выходил за установленные
рамки парадного изображения.

Д.Левицкий «Портрет
Е.Н.Хованской и Е.Н.Хрущевой»
Новая для русского искусства
разновидность жанра –
«портрет в роли».
Д.Г. Левицкий воспроизводит
сцену из спектакля с участием
воспитанниц Смольного института.
Тоненькие фигурки актрис
особенно пластичны на фоне
условных декораций с плоско
написанными деревьями.
В изысканный цветовой аккорд
сливаются шелк светлого платья
и насыщенный тон серого сюртука.
Задорная живость Хрущевой
подчеркивает нежную
застенчивость Хованской.

Боровиковский вошел в историю
русского
искусства
как
создатель
сентиментального портрета, образов
человека с его простыми чувствами и
мечтами «на лоне природы». Камерные
портреты Боровиковского открыли новую
страницу в русском искусстве. На полотнах
художника можно видеть и крестьян и
аристократов, однако образы сближает
трактовка их как личностей со своим
глубоко
индивидуальным
душевным
миром.
Постепенно Боровиковский выработал
нечто вроде иконографического канона
женских портретов: поясное изображение
фигуры, опирающейся на тумбу или
дерево, непременно с чем-нибудь в руке;
фон, как правило, природный. Фигура
всегда размещена на грани темного и
светлого.
Портрет Е.А. Нарышкиной

В.Боровиковский
«Портрет М.И.Лопухиной»
Таинственный портрет.
Как всегда у Боровиковского, она
в белом платье
и цветном шарфе,
немного отодвинута вправо,
чтобы мы видели пейзаж.
Она чуть кокетлива
в повороте, независима,
смотрит с некоторым вызовом.
свет, скользящий по лицу,
кудри, губы, - все в ее лице
полно мягкости и лиризма.

В.Боровиковский
«Портрет М.И.Лопухиной»
Но ощущение лиризма и доверчивости исчезает, стоит лишь заглянуть
в ее глаза - в них отчужденность, чуть ли не враждебность.
С большим реалистическим мастерством выписано лицо Лопухиной,
но высшей реальностью оказывается неведомое глубинное переживание,
о котором мы только догадываемся.

В.Боровиковский
«Портрет сестер А.Г. и В.Г. Гагариных»
Портрет двойной (по числу
изображений на холсте).
Девушек объединяет и кровное
родство, и то особое слияние
душ, которое даруется
музыкой и пением.

Парадный (репрезентативный) портрет показывает человека в
полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Фигура обычно
располагается на архитектурном или пейзажном фоне. Главной задачей
такого портрета было прославление человека высокого социального
положения. Изображаемый появлялся перед зрителями в самом
представительном виде - в мундире, с орденами, знаками отличия и
монаршего поощрения. Обстановка и атрибуты должны были
красноречиво свидетельствовать о значимости персоны и ее деяний, о
достигнутом уровне престижа. При этом портретируемый выступал на
картине в строго определенной социальной роли: владетельной особы,
военачальника, придворного, государственного деятеля.
В Камерном портрете используется поясное, погрудное, оплечное
изображение на нейтральном фоне. Разновидностью камерного
изображения с нейтральным фоном является интимный портрет,
выражающий доверительные отношения между художником и моделью,
это проникновенные образы, раскрывающие внутреннее «я» человека.