Что рассказать детям о революции 1917. Детям о революции

В 1919 году Василий Воронов, ученый и преподаватель графических искусств, передал Российскому историческому музею коллекцию детских рисунков, посвя-щенных Первой мировой войне и рево-лю-ции. Воронов преподавал с 1906 года в московском реаль-ном училище Ивана Александрова, а с 1910 го-да — и в муж-ской гимназии имени Ломоносова. В 1914 году он начал собирать детские рисунки о войне, а через три года к ним добавились рисунки о рево-люции.

Коллекция Воронова составлена из рисунков мальчиков старшего дошкольного возраста, учащихся младших классов городских училищ и средних учебных заведений Москвы - в возрасте от семи до тринадцати лет. В основном это работы его уче-ников. Почти все рисунки, по свидетельству самого собирателя, исполнялись дома, как работы на свободные темы, без помощи и указаний учителя, только лишь под влиянием событий и настроений, которыми жил город в годы войны и революций.

В 1917 году Воронов, помимо рисунков, начал собирать и детские тексты, посвя-щенные происходившим в это время событиям. Часть этих записей была опубликована ученым в 1927 году, к десятилетию Февральской и Октябрьской революций. Имена авторов текстов, как и большинства рисунков, неизвестны.

Демонстрации, митинги и очереди

Образы революции

«Московская война»

Демонстрации, митинги
и очереди

Демонстрация с лозунгом «Да здравствует свободная Россия!». Рисунок подписан фамилией Яцкевич. Февраль 1917 года
Неизвестный автор. Демонстрация возле фабрики с девизом «Свобода слова!». Февраль 1917 года Государственный исторический музей

«Была весна. Люди стали волноваться и зделали революцию»

Демонстрация с лозунгами «Да здравствует свободная Россия!» и «Война до победы!». Рисунок подписан фамилией Косарев. Весна 1917 года Государственный исторический музей

«Во время войны в Москве началась суматоха, в один день, когда я гулял с бабушкой и пришел домой, то узнал, что государя сагнали с престола. Когда я сел пить чай, то вдруг у нас за окнами послышался шум, я увидел большую толпу рабочих»


Неизвестный автор. Митинг у Красных ворот. Весна 1917 года Государственный исторический музей

На рисунке видны барочная арка триумфальных Красных ворот и колокольня церкви Трех Святителей (снесены в 1927 году).

«1-го марта под предводительством студентов был свергнут царизм, на место которого вступило временное Правительство. Но оно скоро довело Pоссию до нельзя»


Неизвестный автор. Автомобиль с революционными солдатами. Весна 1917 года Государственный исторический музей

«Вскоре показалась манефестация, это было очень большая и грандеозная. Несли красные знамена, обшитыя золотым шнурком. У каждого мущины или женщины был красный бантик. Меня в ето время охватило радостное чувство любви ко всем»


Неизвестный автор. Демонстрация на широкой улице. Лето 1917 года Государственный исторический музей

Одна из многочисленных демонстраций лета 1917 года. Лозунги на плакатах даны лишь начальными буквами: «ДЗСДРП» — «Да здравствует социал-демократическая рабочая партия»; «ДЗДР» — «Да здравствует демократическая Россия»; «ПВСС» — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь».

«Как только началась революция, я не мог сидеть дома. И меня тянуло на улицу. Весь народ шел на Красную площадь, где около думы студенты говорили речи. Настроене у всех было радосное. По улицам ездили грузовики с солдатами, в руках которых находились ружья»


Неизвестный автор. Митинг возле памятника Пушкину. Лето 1917 года Государственный исторический музей

Изображен один из митингов лета 1917 года. Памятник Пушкину стоит на своем первоначальном месте, в начале Тверского бульвара на Пушкинской площади (в 1950 году он был перенесен на противоположную сторону площади).

«При царе хлеба было мало, а сечас еще меньше. В сентябре стали выдавать по-четверть фунта, а где и совсем не дадут»

Неизвестный автор. Демонстрация возле Большого театра с лозунгом «Да здравствует демократическая республика!». Август 1917 года Государственный исторический музей

На Театральной площади собрались тысячи мо-скви-чей, чтобы выразить протест Московскому государственному совещанию. Оно было созвано Временным правительством и проходило 12-15 ав-гу-ста 1917 года под председательством в помещении Большого театра. Посреди красных полотнищ — черное знамя анархистов. На первом плане — красный плакат железнодорожников станции Сортиро-вочная с надписью: «Да здравствует демокра-тическая республика!»


Неизвестный автор. Очередь в булочную Чуева на Солянке. 1917 год Государственный исторический музей

Очереди («хвосты») стали главной приметой конца 1916 года и начала 1917 года. Продовольственный кризис затронул в первую очередь крупные города, и для детей это было первым признаком неблагополучия.

Образы революции

Неизвестный автор. Большевик со знаменем «Долой войну и буржуев». 1917 год Государственный исторический музей

«Народ разделился на много партий, там были меньшевики и большевики. Меньшевики это были помещики и богатые люди, а большевики — это народ, рабочие, и мастеровые, и крестьяне»

А. Константинов. Большевик, идущий на митинг. 1917 год Государственный исторический музей

На рисунке изображен большевик, идущий на предвы-борный митинг. В руках у него - флаг с цифрой 5, которая обозначает номер возглавляемой Лениным Российской социал-демократической рабочей партии (партии большевиков) в избирательных списках на выбо-рах в Учредительное собрание.

Неизвестный автор. Маша-большевичка. 1917 год Государственный исторический музей

«Теперь мы стали узнавать кокие такие буржуи»

Неизвестный автор. Большевик и меньшевик. 1917 год Государственный исторический музей

Большевик и меньшевик противопоставлены друг другу: меньшевик — крохотный и одет в дорогую шубу; больше-вик — огромен, он в кожанке, штанах с разноцветными заплатками, валенках и вооружен.

Неизвестный автор. Большевик и буржуй. 1917 год Государственный исторический музей

«Когда я пришол домой, то стал рисовать, как ходют по улице с флагами, и нарисовал целых 14 Красных Флагов. Отец спросил меня, когда пришол, Что ты делаешь? Я ему сказал, что рисую революцию!»

Неизвестный автор. Спекулянт. 1917 год Государственный исторический музей

«Московская война»


Неизвестный автор. Бой на Театральной площади. Ноябрь 1917 года Государственный исторический музей

На Театральной площади в Москве в октябре 1917-го шли ожесточенные бои. На рисунке - зеленый броневик с надписью «С. Р. и С. Д.», то есть «Совет рабочих и солдатских депутатов».

«Один раз я шел по Сухаревой площаде и увидал барикады, я ни знал, что это такое. Когда пришел домой, то я спросил у матери, но она тоже низнала. Вечером, когда я сидел дома и делал уроки, мы услыхали выстрелы и потом я узнал, что это революция»

«Я наблюдал из окна в бинокль, как стреляли из пулемета. Все эти дни выходить из дома было опасно, и мы не могли достать хлеба, четыре дня мы питались картофелем. По ночам мы спали нераздеваясь, а папа и другие мужчины которые живут в нашем доме дежурили с револьверами по очереди во дворе»


Неизвестный автор. Бой за Кремль. Ноябрь 1917 года Государственный исторический музей

Кремль изображен со стороны Красной площади. Над зубчатой стеной летают ядра, Никольская башня - в зияющих пробоинах.

«Так как наш дом стоит на углу Мясницкой и Юшкова переулка, то стреляли с двух сторон вдоль нашего дома. У наших ворот стоял пулемет большевиков. Раз мы вышли на двор, но вдруг начали сильно стрелять, и мы пошли домой. К нам в дом в окно над нашей квартирой попала пуля. Я ходил ее смотреть»

«В понедельник стрелять еще продолжают, мама стояла у окна и визала чулок и как только она отошла, пуля попала в наше окно, но в комнату не влетела, а пробила первое стекло и осталась на подоконнике»

«Когда обявили перемирие я с двумя товарищами побежали в центр смотреть, что навоевали большевики и юнкера. Мы видали много домов, оббитых с выбитыми вдребезги большими стеклами и несколько домов все сгорели. Повсюду ходил безопаски народ и все расуждали как шла московская война»


Неизвестный автор. Обстрелянные дома возле Кремля. Ноябрь 1917 года Государственный исторический музей

«В дни риволюцыи было очень весело. И русскою риволюцию никогда ни забуду»

«Большевиков жертв не отпевали, а говорили речи и играла музыка и народ шел с красными знаменами и лентами. Я раньше ходил на Красную площядь смотреть как вырывают могилу и укладают досками. Народ везде спорил между собой и некоторые ругались»

Неизвестный автор. У раскрытой братской могилы. Ноябрь 1917 года Государственный исторический музей

10 ноября 1917 года в Москве хоронили красногвардейцев, погибших в революционных боях. 238 гробов опустили в могилы на Красной площади. Две братские могилы распо-ложены возле стен Кремля, по обеим сторонам от Сенатской башни.

С 19 апреля по 19 июня 2017 года в Государственном историческом музее пройдет выставка «„Я рисую революцию!“: детский рисунок времен Великой российской революции из собрания Государственного исторического музея», на которой будут представлены детские рисунки, фотографии революционной Москвы, редкие пла-каты 1917 года и документальные свидетельства очевидцев.

Продолжу свою виртуальную прогулку по улице Пионерской. Кстати, название свое она получила не с бухты барахты, об этом сейчас и расскажу!

Находится на углу Чкаловского проспекта и Пионерской улицы. Если встать к нему спиной и пойти по Пионерской улице направо, то будет академия имени Можайского и много всего интересного (об этом как-нибудь в другой раз). А если двинуть налево... то буквально через пару шагов опять будет небольшой сквер, а в нем опять памятник - небольшой монумент надпись на котором гласит: Честь и слава детям питерских рабочих погибшим в октября 1917 года .

Что за дети и почему питерских , если в 1917 никакого Питера и не было? Cейчас расскажу!



Установлен монумент был в 1972 году, тогда районные власти готовились к юбилею пионерской организации и особенное внимание уделяли одноименной улице. Надо было как-то по особенному ее украсить и кто-то вспомнил, что здесь, на петроградской стороне, в октябре 1917 года взбунтовались юнкера. Тогда улица еще носила название Большая Гребецкая и на ней находилось Владимирское военное училище Российской императорской армии, готовившее офицеров пехоты. Разумеется, будущие офицеры большевикам были совсем не рады. 29 октября (11 ноября) около 4 часов утра они разоружили караул, охранявший училище, арестовали комиссаров Военно-революционного комитета и присоединись к анти-большевисскому восстанию. После 9 часов утра контролируемые большевиками воинские части пошли в атаку на училище.

Юнкера отбивались около шести часов, несмотря на артиллерийский обстрел здания и подавляющий численный перевес нападавших. Метким огнём они уничтожили орудийный расчёт, ведший огонь со стороны Малой Разночинной улицы. Тогда орудие было передислоцировано на угол Большой Порховской и Большой Гребецкой улиц (ныне угол Чкаловского проспекта и Пионерской улицы, а пушке даже ) и стало обстреливать боковую часть здания. Юнкера продолжали сопротивляться даже тогда, когда восстание в других частях города, включая штаб восстания — Николаевское инженерное училище (Михайловский замок), было подавлено. Говорят погибло около 200 юнкеров, еще над тридцатью учинили расправу на месте, еще 20 человек расстреляли на следующий день. Подробнее про восстание можно почитать

Разумеется, ставить монумент погибшим мальчишкам-юнкерам не стали. Зато придумали легенду, что доблестным большевикам, штурмующим училище помогали пятеро храбрых мальчишек. Их и решили увековечить, сделав барельеф из меди, написав: Честь и слава детям петроградских рабочих принимавшим участие в разгроме контрреволюционного мятежа юнкеров в октябре 1917 года! . Дети были храбрыми героями и их поступок должен был служить примером для подражания и пределом мечтаний юных пионеров!

В 90е этот памятник, как и многие памятники советским мифическим героям пришел в запустение. Выросшие пионеры сперва разбили своим бывшим идолам лица, а потом и вовсе отодрали барельеф вместе с буквами и видимо сдали на цветной металл. Хотя, может быть это были и потомки несчастных юнкеров, хоть как-то отомстивших за поруганное Отечество.

Может быть на этом его история и кончилась бы, но 2006 году в городе проходил саммит Россия ЕС и суета была похлеще чем накануне юбилея пионерской организации. Центр приводили в порядок метр за метром и иметь на улице руины стало неприлично... По инициативе все того же депутата Макарова, что спас памятник Чкалову в сквере Чкалова памятник мифическим детям восстановили. Правда вот немного перестарались - вместо пятерых мальчиков стало три мальчика и две девочки, а героическое "принимали участие" заменили на трагическое "погибшим". Видимо, что бы за душу брало - погибшие дети, да еще и девочки. Теперь бедные дети внушали жалость и заставляли задуматься об этом жестоком взрослом мире, коверкающим юные судьбы =)

Кстати, выяснить историю памятника оказалось достаточно трудно. Я потратил уйму времени и какие-то крупицы информации нашел только . А собственно оно и ладно, какая может быть история у несуществующих детей? Хотя, не удивлюсь, если какая-нибудь особо старательная учительница истории города сейчас пересказывает ученикам из окрестной школы историю несчастных отроков, называя каждого по именам. И может быть в ее интерпретации это три храбрых юнкера... и две их юные невесты, а третья невеста - это была ее бабушка. Хотя ну да ладно.

Если идти по улице дальше, то на здании фабрики Красное знамя можно заметить помятую временем звезду. Говорят раньше их было много, они были с кострами (символ пионерской организации) и установили их тогда же, в 1972 году, в честь того же 50-летия. В звезды были встроены светодиоды и они красиво светились... по крайней мере так говорят. Сейчас звезд вроде как осталось несколько, кажется когда я видел эту звезду раньше, то костер на ней еще был.. хотя могу и путать.

Следом будет перекресток с Корпусной улицей, а слева впечатляющий шедевр конструктивизма - здание ТЭЦ фабрики "Красное знамя". Здесь же расположен еще один памятник - монумент пионерам. Именно на этой фабрике в 1923 году и была основан первый в Петрограде пионерский отряд и поэтому улица так и называется - Пионерская! Кстати, есть и еще один монумент организации - на пересечении с Большой Пушкарской. Но до него дойду как-нибудь потом, это в другую сторону.

Если обогнуть здание ТЭЦ и пойти налево, то будет стена с теми самыми граффити, что я (если ориентироваться по фото ниже, то надо двигать по улице справа)

Само здание ТЭЦ выглядит весьма эффектно. Друзья говорят, что особенно круто на него смотреть ночью... охотно верю. Вот куда-куда, а туда я бы пробрался.. судя по граффити на фасаде это вполне реально... мб кто-нибудь устроит экскурсию? ;))

Как-нибудь потом сделаю пост "по мотивам" еще одной прогулки. Но когда уже не знаю!

1917 - это год потрясений и революций в России и его финал наступил в ночь на 25 октября, когда вся власть перешла к Советам. Каковы причины, ход, итоги Великой Октябрьской Социалистической революции - эти и другие вопросы истории сегодня в центре нашего внимания.

Причины

Многие историки утверждают, что события, произошедшие в октябре 1917 года, были неизбежными и в то же время неожиданными. Почему? Неизбежными, потому что к этому времени в Российской империи сложилась определенная ситуация, предопределившая дальнейший ход истории. Это было обусловлено рядом причин:

  • Итоги Февральской революции : её встретили с небывалым восторгом и энтузиазмом, которые вскоре переросли в обратное - горькое разочарование. Действительно, выступление революционно настроенных «низов» – солдат, рабочих и крестьян, привело к серьезному сдвигу - свержению монархии. Но на этом достижения революции и закончились. Ожидаемые реформы «зависли в воздухе»: чем дольше Временное правительство откладывало рассмотрение насущных проблем, тем быстрее росло недовольство в обществе;
  • Свержение монархии : 2 (15) марта 1917 года Российский император Николай II подписал отречение от престола. Однако, вопрос о форме государственного правления в России - монархия или республика, оставался открытым. Временное правительство постановило рассмотреть его во время очередного созыва Учредительного собрания. Такая неопределенность могла привести только к одному - анархии, что и случилось.
  • Бездарная политика Временного правительства : лозунги, под которыми прошла Февральская революция, её стремления и достижения были фактически похоронены действиями Временного правительства: участие России в Первой мировой продолжилось; большинством голосов в правительстве были блокированы земельная реформа и сокращение продолжительности рабочего дня до 8 часов; не было аннулировано самодержавие;
  • Участие России в Первой мировой войне : любая война - это крайне затратное мероприятие. Она буквально «высасывает» из страны все соки: люди, производство, деньги - всё идёт на её поддержание. Первая мировая война не была исключением, и участие в ней России подорвало экономику страны. После Февральской революции Временное правительство не отступило от своих обязательств перед союзниками. Но дисциплина в армии была уже подорвана, и в армии началось повальное дезертирство.
  • Анархия : уже в названии правительства того периода - Временное правительство, прослеживается дух времени - порядок и стабильность были разрушены, и на смену им пришла анархия - безвластие, беззаконие, неразбериха, стихийность. Это проявлялось в во всех сферах жизни страны: в Сибири было сформировано автономное правительство, которое не подчинялось столице; Финляндия и Польша провозгласили независимость; в деревнях крестьяне занимались самовольным переделом земли, жгли помещичьи усадьбы; правительство в основном занималось борьбой с Советами за власть; разложение армии и многие другие события;
  • Стремительный рост влияния Советов рабочих и солдатских депутатов : во время Февральской революции партия большевиков не относилась к самым популярным. Но со временем данная организация становится главным политическим игроком. Их популистские лозунги о немедленном прекращении войны и проведении реформ нашли большую поддержку среди озлобленных рабочих, крестьян, солдат и милиции. Не последней была и роль Ленина, как создателя и вождя большевистской партии, совершившей Октябрьскую революцию 1917 года.

Рис. 1. Массовые забастовки в 1917 году

Этапы восстания

Прежде чем говорить кратко о революции 1917 года в России, необходимо ответить на вопрос о внезапности самого восстания. Дело в том, фактически сложившееся двоевластие в стране - Временное правительство и большевики, должно было закончиться неким взрывом и в дальнейшем победой одной из сторон. Поэтому Советы начали подготовку к захвату власти ещё в августе, а правительство в это время готовилось и предпринимало меры по его предотвращению. Но события, случившиеся в ночь на 25 октября 1917 года, явились полной неожиданностью для последних. Непредсказуемыми стали и последствия установления Советской власти.

Ещё 16 октября 1917 года Центральный комитет большевистской партии принял судьбоносное решение - готовиться к вооруженному восстанию.

18 октября Петроградский гарнизон отказался подчиниться Временному правительству, а уже 21 октября представители гарнизона заявили о своём подчинении Петроградскому совету, как единственному представителю законной власти в стране. Начиная с 24 октября ключевые точки Петрограда - мосты, вокзалы, телеграфы, банки, электростанции и типографии, были захвачены Военно-революционным комитетом. Утром 25 октября Временное правительство удерживало лишь один объект - Зимний дворец. Несмотря на это, в 10 часов утра того же дня было выпущено воззвание, которое сообщало, что отныне Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов является единственным органом государственной власти в России.

Вечером в 9 часов холостой выстрел крейсера «Аврора» стал сигналом начала штурма Зимнего дворца и ночью 26 октября члены Временного правительства были арестованы.

Рис. 2. Улицы Петрограда накануне восстания

Итоги

Как известно, история не любит сослагательного наклонения. Невозможно сказать, что случилось бы, если бы не было того или иного события и наоборот. Всё что происходит, случается вследствие ни одной причины, а множества, которые в один момент пересеклись в одной точке и явили миру событие со всеми его положительными и отрицательными моментами: гражданская война, огромное количество погибших, миллионы навсегда покинувших страну, террор, построение индустриальной державы, ликвидация безграмотности, бесплатное образование, медицинское обслуживание, построение первого в мире социалистического государства и многое другое. Но, но говоря о главном значении Октябрьской революции 1917 года, следует сказать одно - она явилась глубоким переворотом в идеологии, экономике и устройстве государства в целом, что повлияло не только на ход истории России, но и всего мира.

Издательство «Пешком в историю» выпустило серию из трех книжек, доходчиво и объективно объясняющих детям, что за события произошли 100 лет назад в России. МОСЛЕНТА выяснила у директора издательства и авторов путеводителя «Прогулки по революционной Москве 1917 года», как в игровой форме рассказывать детям об истории родного города без искажений и пропагандистского пафоса.

Рассказ без поучений

Екатерина Каширская, директор издательства «Пешком в историю»

На редколлегии по серии «Россия в 1917 году» мы решили, что в данном случае будет недостаточно нашей обычной, «фирменной» пары из энциклопедии и задачника.

Идея третьей книги - путеводителя, возникла еще и потому, что до наших дней сохранились многие здания и улицы, на которых происходили революционные события в Петербурге и Москве. И мы решили, что лучше всего дети представят себе ту реальность, посетив эти места. В результате в исторический задачник «Фотографии из 1917 года» мы включили карту революционного Петрограда, а Москве решили посвятить отдельный путеводитель, в котором с привязкой к домам и улицам рассказано не только о революции 1917-го, но и о восстании 1905 года.

Мы старались сделать книги, которые скорее рассказывают, а не поучают. И мне не хочется, чтобы дети писали по ним сочинения на тему «чему меня научила эта книга». Надеюсь, «революционная» серия заставит их задуматься, задать вопросы, которые до этого, возможно, не возникали в голове у ребенка.

    Изображение: Издательство «Пешком в историю»

С моей точки зрения, важно, чтобы у ребенка был потенциальный доступ к разным книгам. Пропаганда и идеология - составляющие государственной политики в любой стране. Но власть меняется, а вместе с ней и идеология.

Мы не за и не против политики большевиков или кого бы то ни было еще, мы хотим, чтобы читатели могли как можно лучше представить, как была устроена жизнь 100 лет назад, какие проблемы были у людей, на что они надеялись, кто владел их мыслями и чувствами и к чему это привело. И энциклопедия, и «Фотографии из 1917 года» так много рассказывают о повседневной жизни, быте, чтобы ребенку легко было вообразить себя на месте детей начала XX века.

Мы исходили из того, что у ребенка должна быть возможность использовать информацию из «Путеводителя», чтобы вообразить, представить и реконструировать события прошлого, если он захочет. Мы пытаемся помочь детям захотеть это сделать, вызвать у них эмоциональный интерес к тем событиям.

По моей просьбе в путеводитель был включен автомобильный маршрут, на случай, если люди не могут долго ходить пешком по каким-то физическим причинам или у них совсем маленькие дети, или погода плохая, или очень мало времени в Москве.

И я надеюсь, что даже такая быстрая автомобильная экскурсия позволит им ощутить это прикосновение к истории города, чтобы в будущем, возможно, вернуться к теме и изучить ее более подробно.

    Изображение: Издательство «Пешком в историю»

    Изображение: Издательство «Пешком в историю»

    Изображение: Издательство «Пешком в историю»

    Изображение: Издательство «Пешком в историю»

Безоценочный подход

С самого начала работы над путеводителем мы выбрали безоценочный подход: решили не высказывать свою точку зрения на события того времени, а излагать исключительно факты.

Конечно, любая революция - это трагическое время для страны и народа: подчас даже члены одной семьи поддерживали разные воюющие стороны. Все это привело к гибели людей, разрухе и разорению. Об этом мы сказали во вступлении к нашей книжке. Также сразу оговорили, что рассказывать будем об улицах Москвы, которые связаны с теми суровыми событиями.

Отбирать материал было непросто, потому что практически любые архивные документы содержали пропагандистский настрой, так как были изданы еще в СССР. Нам пришлось очистить факты от этого налета, предлагая родителям вместе с детьми пройтись по московским улицам и самостоятельно подумать над тем, что творилось здесь сто лет назад, представить и почувствовать себя участниками событий.

Мы исходили из того, что это даст хороший повод, чтобы спросить детей, как они думают, на чьей стороне они бы оказались тогда, а может, и предложить им представить себя поочередно по разные стороны баррикад.

    Изображение: Издательство «Пешком в историю»

    Изображение: Издательство «Пешком в историю»

    Изображение: Издательство «Пешком в историю»

    Изображение: Издательство «Пешком в историю»

Недавние события

Мы не собирались давать детям какие-то уроки, наша задача была - окунуть их в ту атмосферу, приблизить время и показать, что это не какая-то древняя история, а, в общем-то, сравнительно недавние события, которые все еще откликаются в настоящем.

Можно сколько угодно изучать революцию дома, по книжкам и альбомам. Но нам кажется, что только прикоснувшись к зданиям, посетив музеи 1905 года и революции, пройдя по улицам, на которых разворачивались те самые события, можно представить себе, как и чем жили тогда люди.

В Москве проходило много уличных боев и в 1905 и особенно в 1917 году, когда сторонники Временного правительства не хотели признавать новую власть, сражения шли по всему городу, даже Кремль был подвергнут артиллерийскому обстрелу.

Места сражений и памятники конструктивизма

Составляя маршруты, мы выбрали в Москве именно те места, которые больше всего пострадали, где было большее число сражений. Из них издатель отобрал три: район Красной Пресни, Тверскую улицу, Красную площадь и центр города. Плюс еще один маршрут целиком посвящен конструктивизму - новому виду архитектуры, который возник в 1920-х годах, когда Москва только начинала оправляться и восстанавливаться после революции.

Сначала мы изучили историческую литературу, посвященную революционным событиям в Москве. Все интересные факты нанесли на карту, что потребовало отдельного времени. Ведь очень часто в исторических материалах было лишь упоминание вроде следующего: «отряд красных сумел подавить пулеметную точку на колокольне Покровской церкви». Но церковь эта давно снесена, на ее месте находятся совсем другие здания, и нам приходилось обращаться к другим документам, которые сообщали, где она располагалась и что именно в ней происходило в 1905 году. Только после такой проработки вопроса мы наносили точку на современную карту. При составлении единого маршрута из почти сотни таких точек отсеялось около половины.

Когда дело дошло до проработки карты движения, мы прошли все наши маршруты со своим девятилетним сыном. Практические задания придумывали во время этих прогулок. Так что все загадки, вопросы и тесты, которые есть в тексте, были проверены и одобрены нашим ребенком.

Выполнила:

учитель МБОУ СОШ № 4 г. Морозовска

Череповская С.И.



И правил этой страной царь, потому что издавна в ней был государственный строй – самодержавие, когда вся власть в руках у одного человека – царя, самодержца.

Царь Николай II со своей семьёй


Так вот, не всем в этой стране жилось одинаково хорошо. Были там дворяне, жившие в роскоши во дворцах, пили-ели на золоте, веселились на балах, охотились и развлекались в свое удовольствие…

и были бедные крестьяне, ремесленники, рабочие, которым приходилось тяжело работать, чтобы как-то прокормить свои большие семьи.


И всегда находились в России думающие образованные люди, которые считали такое положение вещей несправедливым и хотели, чтобы народу жилось лучше; чтобы все дети могли учиться в школах, а не только дети дворян и помещиков; чтобы рабочий день стал немного короче – не 14 часов, а 8 или 10; чтобы равные права были у всех граждан России.

Людей, которые хотели дать народу равноправие, называли революционерами. Сначала, еще в ХIХ веке это были дворяне-декабристы, потом разночинцы-народовольцы, которые даже пытались убить царя.


А потом, больше ста лет назад, появилось много разных революционеров – и такие, что создавали кружки образования для рабочих, и террористы, кидавшие бомбы, и такие, что боролись за счастье угнетенных народов, или – крестьян всей страны. Революционеров было мало, часто их ссылали в Сибирь, на каторгу, или в тюрьму, или вешали.

Покушение на царя.

Так, на виселице погиб Александр Ульянов, молодой талантливый парень, который верил, что, если убить «плохого» царя, жизнь народа станет лучше.

«Нет, мы пойдем другим путем, – сказал его младший брат, студент Володя Ульянов.


Он пошел другим путем. Его партия революционеров была маленькой, но жесткой. Если руководство решило – все должны подчиняться. Ради партии и победы революции можно было грабить банки, убивать жандармов и предателей, и многое другое.

Светлое будущее после победы революции эта партия называла коммунизмом, а людей, которые борются за него – коммунистами, или большевиками. Многие ее вожди до революции жили за границей, многие отбывали срок в ссылке.

Владимир Ульянов (Ленин)


Владимира Ульянова, который стал главой этой партии, товарищи называли специальным конспиративным именем – Ленин.

Вроде бы хорошее намерение – сделать так, чтобы все жили одинаково хорошо, не было ни богатых, ни бедных, все дети учились и выбирали себе специальность – по способностям и по желанию?

Но, к сожалению, все получилось иначе.

Большевикам повезло: в 1914 году началась Первая мировая война. Она длилась долго (до 18 го года). Солдаты гибли в окопах, недовольство народа росло. Недоволен был не только народ, но и богачи, и военные, и студенты, и …почти все были чем-то недовольны. И, как не менялось правительство – лучше не становилось.

Царь отрекся от престола, править стало Временное Правительство. Революционеры могли вернуться в страну, были отменены многие запреты, а улучшения не было! Хлеб все дорожал, солдаты бежали с фронта и не хотели гибнуть в войне «за капиталистов», крестьяне хотели получить в собственность землю – работая на ней, они надеялись выплатить долги и не голодать больше.


По всей стране открыто принимали решения Советы – народное самоуправление.

Солдаты, которые не хотели ехать на фронт, оставались в городах, с оружием в руках. Большевики готовили вооруженное восстание, и 25 октября, а по новому календарю – 7 ноября, они захватили вокзалы и электростанцию, телефон, телеграф, мосты и банки города Петрограда. Правительство в Зимнем дворце было арестовано.

Матросы революции


Ради того, чтобы своими руками построить коммунизм себе или своим детям, миллионы людей пошли за большевиками – воевать, строить, убивать несогласных.

7 ноября (25 октября по старому стилю) 1917 года в Петрограде произошло вооруженное восстание, закончившееся взятием Зимнего дворца, арестом членов Временного правительства и провозглашением власти Советов, которая просуществовала в нашей стране семьдесят с лишним лет.


Позже большевики арестовали царя и всю царскую семью, а потом всех их увезли и убили – даже детей, которые ничего плохого никому не сделали.

Злодейский поступок.

Потом началась гражданская война: не захотели молодые дворяне и военные отдавать свою страну в руки безграмотных разбойников – стали драться за нее. То есть граждане одной страны начали убивать друг друга – поэтому такая война и называется гражданская, а еще ее называют братоубийственная. Потому что иногда члены одной семьи, братья оказывались по разные стороны баррикад и должны были стрелять друг в друга. В войне за убеждения погибло очень много людей.



В Российской империи накануне революции жило более 160 миллионов человек, 8 человек из 10 были крестьянами, а значит – были самой бесправной, голодной, забитой и неграмотной частью страны.

Октябрьская революция была надеждой этих людей на то, что они будут учиться, их будет защищать закон, они будут сыты, если будут работать. Советская власть, власть большевиков, власть коммунистов, пообещала им это – и обманула.