Сорокоуст о здравии. Сорокоуст об упокоении. Сорок литургий

«Сорокоуст» - это заказное поминовение о здравии или об упокоении. В течение сорока дней, если служится литургия, на проскомидии вынимается из просфоры частичка за того человека, имя которого указанно в записке. Затем эта частичка вместе с другими погружается в конце литургии в Кровь Христову, при этом священник молится: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

Таким образом, все поминавшиеся люди и живые, и усопшие участвуют в литургии, то есть за них приносится благодарственная жертва Богу. Это возможно полное для человека (как живого, так и умершего) участие в Божественной жизни. В Таинстве Евхаристии (литургии) могут принимать участие только крещеные в Православной Церкви люди, соответственно в записках, которые подаются на проскомидию, можно писать только крещеных людей.

Сорокоусты можно заказывать в любое время, никаких ограничений в этом нет. Только во время Великого поста, когда полная литургия совершается гораздо реже (только в субботу и воскресение), лучше заказывать не сорокоусты, а просто подавать каждый раз записки о здравии или об упокоении. В некоторых храмах существует такая практика, как поминовение на Великий пост, когда в течение всего поста во время службы в алтаре прочитываются записки, а когда служится литургия - вынимаются частички. Как заказать сорокоуст, Вы можете узнать в любом храме в церковной лавке, где обычно и оформляются заказы на сорокоуст и прочие требы.


Этот рассказ взят из книги – Современные старцы горы Афон, выпущенной издательством Русский Паломник. Эта не выдуманная история на примере одного семейства, рассказывает на сколько важно подавать сорокоусты об упокоении почивших христиан.

Итак, пришлось старцу Даниилу отправиться из монастыря Ватопед в родной город Смирну и пробыть там девять месяцев.

"Как только прибыл я (в Смирну), то счел долгом своим посетить Георгия, сына незабвенного Деметриуса”. (Деметриус был простым мирянином, но его великая вера и добродетельность дали ему "мудрость небесную”, и прославился он своими мудрыми советами и наставлениями. Его поучения укрепляли многие души, включая и душу старца Даниила в юные годы. "Я расспросил его подробно о смерти отца, о кончине которого знал от многих людей”.

В ответ на просьбу монаха Георгий в мельчайших подробностях описал кончину своего достопочтенного отца, слезами сопровождая воспоминания. И одна деталь настолько примечательна, что мы должны сейчас же рассказать о ней.

Достигнув заката земной жизни, богодухновенный Деметриус был предуведомлен о дне смерти своей, определенном ему Господом. В день тот он попросил одного благочестивого, чистого сердцем священника отца Деметриуса придти к нему.

"Я умру сегодня, отче, - сказал он. - Прошу тебя, скажи, что мне делать, когда наступят последние мгновения”.

Сорокоуст о упокоении

Священник знал о его добродетельной жизни, знал, что он исповедовался, соборовался и несколько раз причастился. Но, выслушав просьбу, решил предложить следующее.
"Если пожелаешь, распорядись, чтобы по смерти твоей в каком-нибудь сельском храме совершили о тебе сорок литургий (сорокоуст)”. Умирающий с радостью принял совет священника. Немного помедлив, он призвал сына.

"Сын мой, я прошу тебя об одной услуге. Прошу тебя, чтобы по смерти моей ты заказал по мне сорок литургий в какой-нибудь сельской церкви”.

Тот ответил: "Благослови меня, отец мой, я обещаю исполнить твое желание”.

Через два часа Божий человек испустил дух. Без промедления его достойный сын обратился к отцу Деметриусу, не зная, что именно он присоветовал сорок литургий.

"Отец Деметриус, мой отец оставил мне распоряжение отслужиить за него сорок литургий где-нибудь за городом. И так как Вы Иногда остаетесь в храме Святых Апостолов, я прошу Вас взять на себя труд отслужить их. Я позабочусь об оплате всех расходов”. Со слезами отвечал священник: "Дорогой Георгий, ведь это я твоему отцу такой совет, и пока я жив, всегда буду поминать а твоего. Но я не могу совершить эти сорок литургий, потому как раз сейчас матушка моя приболела. Тебе придется обратиться к другому священнику”.

Однако Георгий, зная великое благочестие отца Деметриуса ц преданность ему своего отца, настаивал, пока не уговорил его. Священник, придя домой, сказал супруге и дочерям:
"Я должен совершить сорок литургий за душу доброго христианина Деметриуса. Поэтому сорок дней не ждите меня дома, я буду в храме Святых Апостолов”.

И начал он усердно совершать литургии. Совершил уже тридцать девять, последняя пришлась на воскресный день. Но в субботу вечером у него так страшно разболелись зубы, что он вынужден был пойти домой. Он стонал от боли. Супруга предложила вызвать врача, чтобы тот удалил зуб.

"Нет, - ответил отец Деметриус. - Завтра я должен совершить последнюю литургию”.

Однако в середине ночи боль настолько усилилась, что пришлось-таки вызвать врача и удалить зуб. И так как было кровотечение, священник решил отложить последнюю литургию до понедельника.

В субботу днем Георгий приготовил деньги для оплаты труда священника и намеревался отдать их ему на следующий день. В ночь на воскресенье он стал на молитву. Ночная тишина способствовала молитвенному настроению. Прошло долгое время, он устал и прилег на кровать, припоминая добрые дела и наставления своего благословенного батюшки. На ум пришла и такая мысль: "Действительно ли сорок литургий помогают душам умерших или церковь предписывает их для утешения живущих?” И в этот момент задремал.

Он увидел себя в прекрасном месте, в месте такой неописуемой красоты, которую на земле и не встретить. Однако чувствовал себя недостойным находиться в таком святом райском месте, и его охватил страх, что поэтому его должны изгнать оттуда до глубин адских. Но он укрепился такой мыслью: "Если Господь Всемогущий привел меня сюда, Он смилуется надо мной и даст еще время на покаяние, ведь я еще не умер и не разрешился от тела”.

После этой утешительной мысли увидел идущий издали чистейший и ярчайший свет, сияющий гораздо сильнее, чем солнце. Он побежал навстречу к нему и с невыразимым удивлением увидел зрелище невиданной красоты. Перед ним простирался огромный то ли сад, то ли лес, благоухающий чудесным незнакомым ароматом. Он подумал: "Так вот он, Рай! О, какое блаженство ожидает тех, кто праведно поживет на земле!”

Сорокоуст о упокоении

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

С изумлением и наслаждением рассматривая эту неземную красоту, обратил внимание на прекраснейший дворец исключительного архитектурного изящества, стены которого сияли ярче золота на солнце и бриллиантов. Невозможно описать его красоту человеческими словами. Он стоял пораженный и безмолвный. Подойдя поближе - о, радость! - увидел отца своего, светоносного и сияющего, у двери дворца.

"Как ты попал сюда, дитя мое?” - спросил отец мягко и с любовью.

"Я и сам не знаю, папа. Но чувствую, что недостоин здесь находиться. Однако, скажи мне, как ты здесь? Как ты попал сюда? И чей это дворец?”

"Милость Спасителя нашего Христа и заступничество Его Матери, которую я сугубо почитаю, дали мне место это. Сегодня я должен был войти во дворец этот, но так как строитель, сооружавший его, нездоров - сегодня у него вырвали зуб, - сорок дней строительства не закончены. Потому я войду в него завтра”.

После этих слов Георгий проснулся с ощущением чуда, со слезами, но несколько озадаченный. Остаток ночи не спал, непрестанно творил молитвенные славословия Всемогущему Богу. Утром пошел на литургию в собор святой Фотинии. После, взяв просфору, вино и свечу, отправился в район Миртакии, где находилась церковь Святых Апостолов. Он нашел отца Деметриуса в келлии, сидящим на стуле.

Священник с радостью приветствовал его и сказал, не желая огорчить: "Я только что пришел с Божественной литургии. Сейчас сорок литургий совершены”.

Тогда Георгий стал в подробностях описывать видение, бывшее у него ночью. Когда дошел до описания того, что вступление его отца во дворец было отложено из-за зубной боли строителя, священник исполнился страхом, но вместе и радостью, и ощущением чуда. Он встал и сказал:

"Дорогой мой Георгий, я - строитель, который трудился над возведением дворца. Сегодня я не совершил литургию из-за вырванного зуба. Видишь, мой носовой платок весь в крови. Я сказал тебе неправду, потому что не хотел расстраивать тебя”.

На вопрос А чем отличается заказать в церкви о здравии от сорокоуста о здравии (сорокоут заказывается не только на 40 дней? заданный автором способный лучший ответ это Сорокоуст - церковное молитвенное поминовение человека в течение сорока дней. Церковь молится о здравии живых и о упокоении усопших, т. к. «у Бога все живы» .
Число сорок - знаменательное, часто встречающееся в Священном Писании. Иудейский народ скитался в пустыне сорок лет, пророк Моисей постился сорок дней, Спаситель после Своего Крещения провел в пустыне сорок дней, а после Своего Воскресения в продолжение сорока дней учил Апостолов тайнам Царства Божьего.
Первые Апостолы узаконили в Церкви Христовой ветхозаветный обычай оплакивать умерших в течение сорока дней. По традиции в течении 40 дней Церковь молится не только за усопших, но и за живых. Сорокоусты "о здравии" заказывают для совершения сорокадневной церковной молитвы за живых на Литургии, на молебнах и при чтении Псалтири.

Ответ от Евровидение [гуру]
Требы - священнодействия и молитвословия, совершаемые священником по нужде (церк. -слав. «требованию») отдельных лиц.
Молебен можно заказать Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.) , Божией Матери (разным Ее иконам) или почитаемым святым - по желанию прихожанина.
В храме принимают записки для поминовения живых и усопших христиан на 40 дней (сорокоуст) , на полгода и на год. В этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия храма в течение указанного срока за каждым богослужением молится о наших сродниках.


Ответ от ростра [гуру]
да вообще то нет никакой разницы - если у меня нет возможности подать записку а помянуть человека надо обязательно - и что теперь Господь не ответит мне на мою просьбу если я на работе или еще где? записки - это форма пожертвования как и свечи - а лишь только вы помянули человека даже и про себя - Господь уже и слышит - но это мое мнение - а так - На литургии можно подать записки:
На проскомидию - первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых; На обедню - так в народе называют литургию вообще, и поминовение за ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно - и церковнослужители перед Святым Престолом;
На ектению - поминовение во всеуслышание. Его обычно совершает диакон. По окончании литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах.
Также можно подать записку на молебен или панихиду. Господь приемлет всякую жертву, но намного действеннее помолиться вместе со священником, нежели предоставлять тому умолять за нас Бога.


Ответ от человечек Владислав [новичек]
сорокоуст-по идее, поминовение сорок раз подряд.
Но во многих храмах служба только по праздникам и воскресеньям и получается сорок служб где то полгода.
В нашем храме предупреждают об этом и о новопредставленном советуем подавать в центральные храмы или монастыри
Спасайтесь о Господе.


Вне всяких сомнений, сорокоуст является одним из главных молитвенных поминовений в Православной Церкви.

В чем его суть? Сорок литургий подряд (каждую службу) на проскомидии изымается частичка из просфоры с поминанием имени живого или усопшего (отсюда можно заказывать сорокоуст о здравии и за упокой), и в конце Литургии с молитвой «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» священник опускает данную частичку в Чашу с Кровию Христовой. Так происходит сорок раз на протяжении этого же количества Божественных литургий.

Откуда взялось число «сорок»? Данная цифра довольно часто встречается в Священном Писании: сорок лет святой пророк Моисей водил евреев по пустыне; сорок дней постился Спаситель в пустыне перед Своим общественным служением; сорок дней являлся Христос апостолам после Воскресения. Святые апостолы узаконили обычай поминать усопших в течение сорока дней. Отсюда и «сорокоуст».

Профессор Московской духовной академии Евгений Евсигнеевич Голубинский выдвигает несколько иную версию. В своей книге «История Русской Церкви» (т. 2) он пишет, что в древней Руси в больших городах церковные приходы делились на «сороки» - похожие на современные благочинные округа. В каждом «сороке» было сорок храмов. Обыкновенно поминовения заказывали во всем «сороке», отсюда и название «сорокоуст».

Но как бы то ни было, нужно сказать, что сорокоуст является важнейшим поминанием Православной Церкви, как живых, так и умерших. Ведь самой большой нашей святыней является Тело и Кровь Христовы, Которые по неизреченному милосердию Своему к роду человеческому сотворяет Господь на каждой Литургии из простых веществ (вина, воды и просфор). Потому одно соприкосновение с такой страшной и могущественной святыней является спасительным для души человеческой.

И вследствие этого сорокоуст, пожалуй, можно назвать главным поминанием для человека - как живого, так и умершего. Ведь недаром священнослужитель молится, высыпая частички, вынутые из просфор, с поминанием имени, чтобы Господь ради Пречистых Тела и Крови Своих омыл, то есть простил грехи поминаемых здесь людей. И мы - православные христиане - верим, что так оно и происходит.

Потому, конечно же, хочется от всего сердца посоветовать всем: заказывайте друг за друга сорокоусты и тем самым спасайте с Божьей помощью души близких. Ведь в Чаше Господней происходит великая тайна Божественного милосердия, любви и всепрощения. И там душа человеческая соединяется со Христом.

Сорокоуст заказывают не обязательно на сорок дней. Можно и на более длительный период времени: полгода, год. За умерших нельзя заказывать, если человек был некрещен, перешел в иную христианскую или нехристианскую религиозную организацию и также за самоубийц. За здравие запрещается заказывать также за некрещеных (они не являются членами Церкви), за хулителей веры (воинствующих безбожников), перешедших в другую религиозную организацию и тем самым добровольно отлучивших себя от Матери-Церкви.

Часто задают вопрос: «Можно ли заказывать сорокоуст за человека, который крещен, но ведет не вполне благочестивую жизнь: мало ходит в храм и прочее?..» Ответ: «Даже нужно!» Может быть, именно ваш сорокоуст пробьется в его сердце и послужит благодатным открытием во спасение его души.

Также не следует к чтению молитв, в том числе и к сорокоусту, относиться как товарно-денежным отношениям или с определенной долей магического восприятия. Сто рублей заплатил, в трех храмах поставил тридцать три свечи, заказал в семи храмах семь сорокоустов - и все. Религиозную норму выполнил. Нет. В Церкви отсутствует механистически-формальный подход. В вере все нужно пропускать через душу. Господь от нас требует изменения себя.

Он говорит каждому из нас: «Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои…» (Притч. 23:26).

Иерей Андрей Чиженко

» мы попросили настоятеля храма во имя святого пророка Илии в г. Гомеле, Беларусь, протоиерея Николу Косырева рассказать о чине чтения Псалтыря.

О. Никола, расскажите что-нибудь про чин чтения Псалтыря.

Псалтырь — это всем книгам книга. Это слово Божие, обращающееся к Богу. Испокон веков это была священная книга. В Ветхом завете, и в Новом завете, и в первоначальных иноческих чинах — всегда подвизались чтением псалмов. Ещё Преподобному Пахомию Великому явился ангел и сказал, как надо читать Псалтырь. Почему и входил Чин двенадцати псалмов в основную уставную службу иноков-подвижников в общежительстве, а уже остальные псалмы читали все, подвизались каждый индивидуально, и, естественно, укреплялись святым духом, роднились со святым духом при постоянном общении.

Как сказано: «Со избранным избран будеши, а со строптивым развратишися» . Например, протопопу Аввакуму было дано: Псалтырь он знал наизусть. Или первый патриарх Иов. И Псалтырь знал наизусть, и Евангелие, и Апостол весь наизусть, и большие молитвы на Пятидесятницу (Троицу) также наизусть. Это был особый Божий дар, эти люди — богодухновенные сосуды, необыкновенной величины чистоты духа и совести.

А грешные люди в общежительстве побуждали свою природу молитвенным подвигом, и земные, плотские наклонности усилием воли, покаянием перерождали в другое состояние. Как говорит Ефрем Сирин: «Плачь, грешник, слёзы твои тебя переплавляют из грешника в праведника».

Поэтому про чтение псалмов некто сказывает: «Скорее солнце остановится на небе, чем прекратится чтение Псалмов» . Вот какова мера этой святая святых. Эта книга «духом святым и усты пророка богоотца Давыда отрыгнута всей вселенной». «Отрыгну сердце мое благо, глаголя аз дело мое цареви». Святой дух через него говорит, слова не человеческие, а именно Божии. Это духоносная книга, связывающая Ветхий завет и Новый завет.

Когда человек в Псалтыре обращается к Богу, он как в чистую воду окунается и становится чистым, получает и утешение, и умиротворение, и ответы на все волнующие вопросы.

Устав чтения псалтыря — это очень хорошо, но, тем не менее, он уступает. Он уступает Божественной литургии, которая несомненно выше, в ней участвует вся церковь, земная и небесная в совокупности.

В каких случаях Псалтырь читают, например, о здравии?

Например, в Пилипах-Хребтиевских до последних времён практиковалась Неугасимая, это круглосуточное чтение Псалтыря за болящего. Четверо человек к условленному времени приходили в одно место, по 3 часа читали, затем менялись. В течение суток по два раза приходили на стойку и вычитывали псалмы. Заказчик обеспечивал всем необходимым. Неугасимое чтение продолжалось 40 дней, непрерывно. Очевидно, усматривали перерывы на воскресную службу, когда нужно было в церкви присутствовать, но тем не менее распределяли Псалтырь на оставшееся время, чтоб чтение Неугасимой продолжалось непрестанно.

Батюшка, а отличается ли чин чтения Псалтыря о здравии и за упокой?

Одинаковый чин чтения, о здравии и за упокой. Только когда читаешь о здравии, вместо заупокойного тропаря поминаешь тех, за кого молишься.

А если молишься просто, а не за кого-то конкретно?

Можно и так молиться.

То есть можно без тропаря на славах?

Да, можно и просто молиться. По окончании чтения обиходные тропари заздравные и заупокойные отдельно. В самом Псалтыре указан устав чтения.

А на Светлой неделе тоже не возбраняется Псалтырь читать, как о здравии, так и за упокой?

Сразу так не скажу. Например, в церковном Уставе не показано читать вообще псалмы, даже на полиелеосной службе, даже «Блажен муж» опускается на светлой неделе. Светлая неделя сама по себе как Божие сияние.

А что вы можете сказать о традиции чтения Псалтыря за усопшего? Каков чин чтения Сорокоуста?

Во-первых, понятие о Сорокоусте. Он в самом его истинном критерии именовался служением сорока литургий. В отсутствие у священников возможности совершения литургий, так как гонения на церковь Христову были очень часты, сие наименование стало перенесено на чтение Псалтыря.

А так как в старообрядчестве это явление было самым больным, когда на всю страну был один-два священника, духовенства не оставалось, то основная масса староверов оказалось в безпоповстве. Они перешли на чтение Псалтырей.

Раскол, конечно, внёс очень много разномыслий, неверия, расстроенные чувства, всё пошло вверх ногами. При всех перспективах, конечно, что ожидает всех христиан подвижников? Какова Агафья Лыкова и ей подобные. Конечно, они спасаются.

Весь круг богослужения не все могут совершать, и столько книг не могут содержать, потому подвизаются чтением Псалтыря. Так и в будущем. Оно не прекратится до скончания века, как сказано, по всей вселенной. Все любящие будут прибегать к Богу. «Блажен муж, иже нейде на совет нечестивых». А так, как нечестие обуяет сейчас, беззаконие узаконивается, как известно, во всех сферах, как норма, то эти слова самые актуальные. От этого нечестия удалятся, так и получится блаженство. «А путь нечестивых погибнет». Всё это отображено по жизни. Жизненная истина, там от и до, на все времена, для всех поколений, времён и национальностей.

То есть понятие 40 псалтырей стало общепринятым из-за неимения возможности служить литургии? 40 литургий замещают 40 псалтырей?

Даже 40 Псалтырей не могут заменить одну литургию, и тысяча Псалтырей не заменят одну литургию. Именно 40 литургий были истинным Сорокоустом подвига. Потому что здесь происходит молитва одного человека, его обращение к Богу, а там молитва всей церкви в совокупности, вместе с Богом, с Исусом Христом, ходатаем за наше спасение перед Отцом Своим. Это несравненное!

А потом укоренилось с увеличением безверия, малодушия, слабости и прочего-такое механическое чтение. Произошла, можно сказать, духовная деградация.

Родственники, как правило, сами не читают Сорокоуст, а поручают другому за плату. Это уже воспринимается как работа. А любовь за деньги не продаётся. О какой же силе такого чтения можно говорить?

Но если у умершего один-два родственника. Они за 40 дней физически не успеют прочитать 40 Псалтырей. Успеют, например, вполовину меньше, но усерднее. Может ли качество заменить количество или нужно успеть 40?

Это очень больной вопрос. Такое чтение, лишь бы оттараторить, ничего не даёт, поэтому такая купля-продажа — это коробит. Тут только по вере. Кто заказывает другому прочитать по своей вере, по немощи сил, это Господь будет определять. Это уже Божье дело, не человеческое. Хотя по совести даже в этой ситуации лучше отслужить несколько литургий (40 вряд ли кто сейчас сможет).

А может ли Псалтырь заменять утренние и вечерние молитвы, если не хватает сил регулярно и на то, и на другое?

Если человек не знает «Помилуй мя Боже» и «Верую», то он неверующий…Но проще сказать, что на домашнюю молитву устава твёрдого не существует. По мере сил, усердия и возможностей. Преподобная мати Мария без псалмов подвизалась и стала Божьим сосудом, на всю вселенную сияющая.

Существует Двенадцать псалмов. Они заменяют вроде бы утренние и вечерние молитвы.

Это старинные иноческие правила, как раз те, которые открылись через ангела Великому Пахомию. Они краткие, не очень утомительные. Было установлено их читать дважды в ежедневном правиле. А индивидуальный молитвенный подвиг уже совершали каждый по силе, по любви, возможностям. Двенадцать псалмов же были общественным правилом.

Первично даже канонарх пропевал псалмы. На великие праздники, например, когда совершается освящение храма, очень торжественно поются псалмы на 7-ой глас. Достойное такое исполнение. Псалмопение — это Божье дело!

Откуда традиция именно 40 псалтырей, кто установил эту цифру?

Надо почитать Библию. Всё это узаконено свыше. Так, 40 дней постился пророк Илия, Моисей, сам Господь, на 40-ой день пресвятая Богородица приносится в церковь, на 40-й день Господь вознёсся на небеса. На 40-й день душа определяется (до этого по мытарствам ходит), поэтому 40 — это не простая цифра, она символическая, соответствующая духовному подвигу святых. Очевидно, имелся ввиду молитвенный подвиг, приближающийся к тем святым подвигам, которые нам показали святые. Святая церковь руководствовалась примером святых подвижников, таких столпов, как Моисей, Илья, сам Господь. Поэтому и душеспасительная Четыредесятница так называется.

И, конечно, нужно помнить, что ночная молитва самая богоугодная и душеполезная!

В православных храмах проводится множество разных богослужений. Каждое из них имеет свой собственный смысл и отражает внутреннее содержимое веры. Одним из важнейших религиозных обрядов в церкви является обедня.

Во время ее проведения совершается великое таинство Причастия, которое Иисус Христос завещал апостолам, а те передали своим преемникам. Что такое обедня? Для чего она проводится и в каких случаях ее заказывают?

Что означает слово «обедня»?

Термин «обедня» происходит от русского слово «обед» , которое, в свою очередь, было заимствовано от старославянского «обѣдъ» . Понятие считается простонародным выражением.

В церковной практике его синонимом выступает термин , корни которого уходят в греческий язык. В Древней Элладе под словом λειτουργία понимали «совместное дело» и использовали в отношении денежной повинности, которую выполняли богатые граждане Афин. Со временем понятие утратило свой первоначальный смысл и стало применяться в отношении церковного богослужения.

Что такое обедня?

Народное название обедни связано с тем, что служба проводится в утренние часы – до обеда, а также с обычаем после посещения храма устраивать совместную трапезу.


Под обедней понимают важнейшее богослужение суточного круга (существуют еще утреня и вечерня), выступающее кульминацией церковной службы. В больших церквях и монастырях ее проводят каждый день, а в маленьких религиозных сооружениях литургия устраивается по воскресеньям.

Одним из главных элементов любой обедни выступает Евхаристия. Согласно церковным преданиям, порядок ее проведения установил сам Христос, завещая последователям вкушать хлеб и вино в знак приобщения к своему Телу и Крови. Наряду с Причастием, во время литургии православные вспоминают всю жизнь Господа, слушают чтение глав из Священного Писания, читают молитвы и поют псалмы.

Как проходит обедня?

Обедня включает в себя три этапа, которые выполняются в строгой последовательности. Первая часть литургии носит название , что означает «принесение». Термин связан с древним обычаем христиан приносить с собой в церковь вино и хлеб (просфору).

В наши дни Божьи дары не приносятся, а заказываются непосредственно в храме. Во время проведения Проскомидии священнослужитель подготавливает хлеб и вино к Причастию, сопровождая свои действия чтением богослужебной книги (Часослова).


Второй этап обедни – Литургия оглашенных, при которой прихожане учатся, каким образом нужно жить по Заповедям Господним. Диакон или священник произносит молитвы о здравии, о близких, храме, людях, попавших в беду или совершающих путешествие, а также зачитывает главы из Евангелия.

В третьей части обедни, называемой Литургия Верных, происходит Причастие, перед которым поются молитвы, ектении и запричастный стих. После завершения Евхаристии совершается благодарение, а затем люди расходятся по домам.

Когда заказывают обедню?

Считается, что обедня обладает великой силой, поэтому перед богослужением христиане передают священнослужителю записки с просьбой помолиться о близких им людям. Для подачи прошений в храмах предусмотрены регистратуры с двумя окошками – в одном принимают записки о здравии живых, в другом – об упокоении умерших. Поминовения могут заказываться на одно богослужение, а также на месяц, полгода или год.

Обедня о здравии заказывается в том случае, если человек хочет помолиться о здоровье, пожелать долголетия и избавления от проблем. Литургия сопровождается молебном, при котором диакон зачитывает имена поминающихся, а затем возносит о них молитву. Обедня об упокоении происходит аналогичным образом, только вместо молитв о здравии осуществляется панихида.


Литургию можно назвать проявлением любви друг к другу. Чаще всего к ней прибегают, когда исчерпаны все земные средства, и у человека остается надежда только на Бога. Считается, что она помогает не только живым, но и умершим, поскольку христианская молитва способна умолить Господа о спасении усопших, облегчить мучения грешных, а иногда вывести их из ада на небеса.