Сочинение «Люди с горячим сердцем (по пьесам А. Островского). Сочинение Островский А.Н
Все симпатии драматурга на стороне тех, кто восстает против деспотии и цинизма, лжи и попрания человеческого достоинства. Наряду с протестующим образом Катерины из пьесы “Гроза” Островский создал целую галерею персонажей, отличающихся горячим сердцем, душевной красотой. Это в первую очередь Лариса Огудалова из драмы “Бесприданница”. Она богато одаренная натура, талантлива, умна, трезво оценивает жизнь, ясно понимает безвыходность своего положения, обладает чутким и нежным сердцем. Полюбив Паратова за “широту души”, Лариса безраздельно отдается своему чувству. Она говорит, что “Сергей Сергеевич... Это идеал мужчины. Вы понимаете, что такое идеал? Быть может, я ошибаюсь, я еще молода, не знаю людей, но это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мной”. Эти слова героини заслуживают уважения за искренность и силу чувства. Не вина Ларисы, а беда ее, что объектом любви она выбрала Паратова, да и был ли у нее выбор? При ее воспитании только Сергей Сергеевич и мог стать “героем ее романа”.
Узнав о подлом обмане Паратова, Лариса не хочет больше жить в этом мире, где царствуют ложь и корысть, поэтому выстрел Карандышева она воспринимает как избавление от этой страшной жизни.
Катерина и Лариса стихийно восстают против обычаев и нравов, царящих в эксплуататорском обществе, они не понимают законов этого мира. Островский показал и сознательных борцов против существующих античеловеческих порядков. Это не революционеры, но они ведут идейную борьбу против хищников и эксплуататоров. Это чиновник Жадов из “Доходного места”, учитель Иванов из “В чужом пиру похмелье”.
Жадов отвергает воровство и мздоимство, взяточничество и подхалимаж. Он возмущенно восклицает: “Как я буду молчать, когда на каждом шагу вижу мерзости?” Он не хочет жить среди всей этой “грязи”, процветающей в чиновничьей среде. Жадов стремится жить честно. “Мы с вами начнем жить честно, по-новому...- говорит он своей невесте,- вы еще не знаете высокого блаженства жить своим трудом”. Но все, что может противопоставить этому жестокому обществу герой,- его честность. Это слишком слабое оружие против хищников. И жизнь сломила Жадова, он вынужден признаться: “Я не герой, я обыкновенный, слабый человек”. Мелузов из пьесы “Таланты и поклонники” - человек новой формации, интеллигент-разночинец. Ему мало просто быть честным человеком, он хочет приносить пользу обществу: “Я свое дело буду делать до конца. А если я перестану учить, перестану верить в возможность улучшать людей или малодушно погружусь в бездействие и махну рукой на все, тогда покупайте мне пистолет, спасибо скажу”.
Островский считал театр действенным средством борьбы за гуманистические идеалы, за красоту человеческих взаимоотношений. Людьми большой и искренней человеческой души, резко протестующими против пошлости и лжи, являются артисты Несчастливцев из пьесы “Лес”, Наров из “Талантов и поклонников”, Кручинина и Незнамов из “Без вины виноватых”.
Это были и идеалы самого драматурга; утверждению их, торжеству правды он посвятил свою жизнь.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ostrovskiy.org.ru/
Вв едение
А.Н.Островский начал свой творческий путь в 40-ые годы XIX века, когда русский театр переживал острый кризис, и создал самобытную национальную драматургию. Он стал драматургом, с именем которого связано появление подлинно национального демократического театра. В качестве излюбленного жанра писатель выбрал именно пьесу, потому что, как он сам отмечал, «драматическая поэзия ближе к народу, чем все другие отрасли литературы. Всякие другие произведения пишутся для образованных людей, а драмы и комедии – для всего народа… Эта близость к народу нисколько не унижает драматургию, а напротив, удваивает ее силы и не дает ей опошлиться и измельчать» (Островский 1941: 64).
В произведениях Островского представлены люди разных сословий и характеров в самых разнообразных жизненных проявлениях. Драматургии Александра Николаевича присущ разноплановый подход: за сатирой мы можем увидеть глубокий психологизм, а за повседневным бытом – лиризм и романтику.
А.Н.Островский заботился о том, чтоб его герои выглядели правдиво, и действительно, в его пьесах мы видим реальных людей, взятых из истории или из газетных заметок, а не абстрактные образы. Драматург не рассказывает о характерах своих героев, а показывает их в действии. Главной точкой опоры в произведениях Островского является конфликт. Наличие конфликта делает произведение более интересным, потому что там происходят столкновения убеждений и характеров, через которые открываются проблемы борьбы добра и зла. Через исследование конфликта можно постичь мотив, стоящий за словами и поступками героев, выявить своеобразие авторского замысла, нравственной позиции писателя. В центре пьес Островского стоят конфликты разного характера: это и социальные конфликты, и столкновения поколений, и даже борьба с самим собой, когда конфликт развивается не вокруг героя, а в нем самом (такое мы можем встретить в психологических драмах).
В качестве главного противника «темного царства» А.Н.Островский выбрал женщину, угнетенную, униженную, но наделенную стойкостью характера и горячим сердцем: это нежная и беззащитная Катерина («Гроза»), отчаянная Аксюша («Лес»), дерзкая Параша («Горячее сердце»), наконец, безрассудная Лариса Огудалова («Бесприданница»). Героини пьес А.Н.Островского отличаются по складу характера от всех тех, кто окружает их: они честны, искренни, принципиальны и неспособны на изворотливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, где царит лицемерие, обман и фальшь, их жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается иногда трагично. Происходит это потому, что горячее сердце героинь Островского не подвластно рассудительному уму. Эти женщины подчиняются только закону собственной совести и способны, по словам Гончарова, «думать, говорить и поступать, как они думают, говорят и поступают сами» (Гончаров 1955: 177).
Жертвы хищников в пьесах А.Н.Островского делятся на две группы: безропотных и непокорных. Естественно, все симпатии драматурга были на стороне тех, кто восстает против деспотизма и лжи и попрания человеческого достоинства.
Все героини пьес Островского находятся в разных общественных положениях: Катерина – жена богатого купца, Аксюша – бедная девушка, живущая в доме своей богатой тети, Параша – дочь богатого помещика, а Лариса вообще принадлежит к новой буржуазии. Однако, несмотря на принадлежность к разным социальным классам, у них много общего. Прежде всего, это желание быть свободной от оков «темного царства», иметь право на собственный выбор и счастье с любимым человеком.
В своем творчестве А.Н.Островский рассматривает проблемы, касающиеся разных сторон жизни. В данной работе мы будем рассматривать проблему женской доли, места женщины в русской действительности XIX века, ориентируясь на пьесы А.Н.Островского, а также проблемы нравственности и любви как одной из составляющих протеста «горячего сердца» против «темного царства».
Объектом исследования нашей работы является драматургия А.Н.Островского, его произведения, общим лейтмотивом которых является конфликт между женщиной с «горячим сердцем» и обществом, где нет места свободной мысли и права личности, где царят насилие и произвол.
Цель исследования – проанализировать действия героев пьес А.Н.Островского, дать оценку их поступкам и определить предпосылки, явившиеся причиной конфликта между главными героями и окружающим их миром, а так же определить характер конфликта, при этом мы прибегаем к сравнительному анализу характеров героев пьес.
Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, и списка использованной литературы.
Во введении рассматривается общая характеристика пьес А.Н. Островского, в которых наблюдается конфликт «горячего сердца» с окружающим миром, ставится проблема и цель работы, определяется объект исследования.
В первой главе мы обратились к анализу образа главной героини вершинного произведения Островского «Гроза».
В трех последующих, меньших по объему главах мы рассмотрели развитие образа героини с «горячим сердцем», соответственно, в пьесах «Лес», «Горячее сердце», «Бесприданница».
В заключении представлены основные выводы, сделанные на основании проведенного исследования .
Гл ава вторая
Хозяева и жертвы «темного царства»
Нетрудно
отметить, что в целом в творчестве
Островского преобладают семейно-бытовые
конфликты, в которых доминирующую
роль играет не мужчина, а именно женщина.
Основополагающим мотивом здесь зачастую
является противостояние старого и нового.
Обычно оно выражено конфликтом между
сильной, деспотичной женщиной старшего
поколения и юной, социально беспомощной
девушкой. Такая ситуация характерна,
как для драмы «Гроза», так и для комедии
«Лес». «Интересно, что в центре комедий
Островского, посвященных помещичьему
быту, всегда не помещик, а женщина-помещица.
Помещица – существо более взбалмошное,
непрактичное, живущее чувствами. В ее
поведении меньше логики, сильнее элемент
комического» (Штейн 1973: 73). Таковой является
богатая помещица Раиса Павловна Гурмыжская.
Она предстает перед читателем в образе
благодетельницы, тратящей свое состояние
на помощь бедным родственникам и всем
нуждающимся. Но на самом деле это жадная,
скупая и безнравственная женщина. Гурмыжская
– характерный тип героини представляющей
собой дворянский вариант «самодурного»
начала, так полно раскрытого Островским
в «Грозе».
«Лес»
по праву называют «театром в театре»,
где у каждого заранее отведенная роль.
««Лес» – «театр в театре», потому что
основные участники интриги стремятся
достичь своих целей, задумывая и ставя
каждый свой спектакль» (Журавлева, Макеев
2001). «Играешь – играешь роль, ну и заиграешься»,
– признается Гурмыжская (Островский
1974: 3; 299).
Будучи
очень хитрой по своей натуре, Гурмыжская
замышляет план, распуская слух, что хочет
выдать замуж Аксюшу, свою бедную родственницу,
за Буланова, гимназиста – недоучку, который
живет в доме Раисы Павловны. Однако эта
затея не вызывает доверия у хорошо знающей
ее прислуги: «и Карп, и Улита предвидят,
что роль, отведенная Буланову переменится»
(Журавлева, Макеев 2001). «Я ведь не выйду
за него, так к чему же эта комедия?» –
спрашивает Аксюша. «Комедия? – подхватывает
ее благодетельница, – как ты смеешь? Да
хоть бы и комедия, я тебя кормлю, одеваю
и заставлю играть комедию» (Островский
1974: 3; 265). Потом Гурмыжская разрушает несуществующую
помолвку племянницы и Буланова и с радостью
принимается за новую роль мученицы, которая
якобы выходит замуж лишь для того, чтобы
сохранит усадьбу. На самом же деле она
просто потакает своей прихоти.
Сопоставляя двух представителей
«темного царства» в пьесах
Островского, Раису Павловну Гурмыжскую
и Марфу Игнатьевну Кабанову, можно
сказать, что Гурмыжская страшнее, поскольку
дворянская свобода позволила развиться
в помещице порокам, чуждым калиновцам.
Раиса Павловна прекрасно понимает преступность
своей страсти к Буланову и сознательно
прячется за показной добродетелью, в
то время как Кабанова свято верила в праведность
защиты старых устоев.
Комедия
«Лес» – одно из самых совершенных
и самых сложных произведений Островского.
Это отразилось в конструкции пьесы. «Эта
пьеса вобрала в себя черты трех типов
комедий А.Н.Островского – народной, сатирической
и комедии с высоким героем» (Журавлева,
Макеев 2001). Любовная линия Аксюши и Петра
не выдвигается здесь на первый план, хотя
развитие действия и драматическая борьба
сосредоточены именно на судьбе этих героев.
Можно сказать, что участь Аксюши становится
поводом для развертывания другой линии
действия – борьбы между сатирически
обрисованным миром помещичьей усадьбы,
центром которой является Гурмыжская,
и Несчастливцевым, племянником Раисы
Павловны, который стал бродячим артистом.
А.Л.Штейн вывел основные сюжетные линии
пьесы, которые, переплетаясь, составляют
единое целое: первая линия –
Гурмыжская хочет сделать гимназиста
своим любовником, а пока держит его при
себе под видом жениха Аксюши; вторая линия
– Аксюша и Петр любят друг друга. Их счастью
мешает прижимистость Восьмибратова и
намерение Гурмыжской выдать Аксюшу за
Буланова; третья линия – «Пешие путешественники»
Несчастливцев и Счастливцев ищут трагическую
актрису (Штейн 1973: 69). Мастерство Островского
здесь проявилось в том, что он органически
сочетал эти три сюжетные линии и включил
одну в другую.
Молодые
влюбленные в «Лесе», Аксюша и Петр, стремятся
соединиться и преодолеть препятствия,
стоящие на их пути. Своим порывом к свободе,
к любви Аксюша напоминает нам Катерину.
Вообще в пьесах «Гроза» и «Лес» явно прослеживаются
параллели: Аксюша так же, как и Катерина
живет под покровительством властной,
деспотичной женщины, так же влюбляется
в молодого человека, находящегося под
начальством отца и целиком и полностью
зависящего от него (трудно не вспомнить
Бориса и Дикого), наконец, она так же стремится
к личной свободе, к независимости.
Однако Аксюша – это образ более упрощенный,
лишенный глубокого психологического
самоанализа, свойственного Островскому
в «Грозе». Аксюша уступает Катерине в
духовном богатстве. Об этом свидетельствует
ee признание: «Слез у меня нет, и тоски
большой нет, а вот, говорю я тебе, пусто
тут у сердца» (Островский 1974: 3; 308). Аксюша
и Петр любят друг друга, но Аксюша более
решительна в своих действиях: Она готова
на все лишь бы быть с любимым, быть свободной.
Она даже просит деньги у человека, которого
видит впервые в жизни, этот поступок дается
ей с трудом, но все же ради любимого, она
идет и на это, а Петр, боясь отца, не может
принять собственного решения, всю ответственность
взваливая на хрупкие плечи Аксюши. «Петр
– личность заурядная, и только любовь
к Аксюше возвышает его и делает на какое-то
время интересным персонажем» (Штейн 1973:
77).
У
Островского именно женщина играет
ведущую роль в отношениях, причем возлюбленный
не всегда соответствует глубокой внутренней
порядочности героини. Эта ситуация наблюдается
как в «Грозе», так и в «Лесе». Любовь героинь
к своим возлюбленным является частью
протеста против нарастающего гнета «темного
царства», кратковременным утешением.
Не найдя понимания и поддержки в возлюбленных
и окончательно запутавшись в сложившейся
ситуации, они обе ощущают необходимость
освобождения и, будучи в душе идеалистками,
видят его только в смерти, и только по
счастливой случайности Несчастливцев
спасает Аксюшу. Он предлагает ей стать
драматической актрисой, рассмотрев в
ней натуру с «горячим сердцем». «Ты знаешь
больше других; ты знаешь бури, знаешь
страсти – и довольно! Здесь на твои рыдания,
на твои стоны нет ответа; а там за одну
слезу твою заплачет тысяча глаз», – говорит
Несчастливцев Аксюше, и она только от
безысходности соглашается на предложение
актера (Островский 1974: 3; 313). Именно женщина,
пережившая большую душевную трагедию
и способная чувствовать сильно, может
стать трагической актрисой, но в жизни
ее страдания могут не находить отклика,
а на сцене на страдания актера откликаются
тысячи зрителей.
Несчастливцев
разыгрывает отставного офицера, Гурмыжская
притворяется благодетельницей, Аркашка
Счастливцев играет роль слуги, Буланов
разыгрывает страстного любовника – все
герои пьесы играют какую-то роль, и лишь
Аксюша настоящая, чувства ее неподдельные,
«страдания ее – не бумажные, не театральные,
это подлинные человеческие страдания»
(Штейн 1973: 85). Островский видел, что идеальные
порывы Несчастливцева не могут удовлетворить
обыкновенную, земную женщину, такую, как
Аксюша. И в самый последний момент Аксюша
отказывается от романтических скитаний
с Несчастливцевым, ради замужества.
Несчастливцев.
А что ж в актрисы то, дитя мое? С твоими
чувствами…
Аксюша.
Братец… чувство… оно мне дома
нужно (Островский 1974: 3; 329).
Жизнь
сильнее романтики, а реальная страсть
для Аксюши сильнее выдуманной, театральной,
ее идеал – идеал обыкновенной женщины:
муж, дети.
«Аксюша
не посягает на существующий порядок,
но в рамках этого порядка имеет намерения
чистые, справедливые, естественные» (Штейн
1973: 77). У Аксюши есть только два пути –
или подчиниться законам поместья «Пеньки»,
что противоречит ее взглядам на жизнь,
или броситься в омут, утопиться от несчастной
любви. «В этом поступке тоже протест,
в нем тоже проявляется сила характера.
Но сила, выражающаяся не в борьбе с этой
жизнью, а в уклонении от нее», – считает
Штейн (Штейн 1973: 77).
Островский
с мастерством раскрывает тему
угнетенной, униженной женщины, и не
только женщины, а всех тех, кто вынужден
находиться под гнетом власть имущих,
кто находится в плену «темного царства».
Человек, обладающий деньгами, имеет власть,
и от того, каков этот человек, зависит
судьба окружающих. В пьесе «Лес» Иван
Восьмибратов и Раиса Павловна препятствуют
счастью Петра и Аксюши.
В
отличие от «Грозы», которая по своему
жанру является драмой, «Лес» – комедия,
следовательно, развязкой в пьесе должно
быть торжество добра над злом, но Островский
не наказывает своих героев: Раиса Гурмыжская
воплощает в жизнь свое задуманное, она
выходит замуж за Буланова, Восьмибратов
получает приданое за Аксюшу, а влюбленным
ничто не мешает быть счастливыми. Здесь
можно было бы поставить точку, если бы
Островский не преследовал иной цели.
Писатель не ставит задачи наказать героев,
а желает показать нравственное торжество
над «темным царством».
и т.д.................
Все симпатии драматурга на стороне тех, кто восстает против деспотии и цинизма, лжи и попрания человеческого достоинства. Наряду с протестующим образом Катерины из пьесы «Гроза» Островский создал целую галерею персонажей, отличающихся горячим сердцем, душевной красотой. Это в первую очередь Лариса Огудалова из драмы «Бесприданница». Она богато одаренная натура, талантлива, умна, трезво оценивает жизнь, ясно понимает безвыходность своего положения, обладает чутким и нежным сердцем. Полюбив Паратова за «широту души», Лариса безраздельно отдается своему чувству. Она говорит, что «Сергей Сергеевич... Это идеал мужчины. Вы понимаете, что такое идеал? Быть может, я ошибаюсь, я еще молода, не знаю людей, но это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мной». Эти слова героини заслуживают уважения за искренность и силу чувства. Не вина Ларисы, а беда ее, что объектом любви она выбрала Паратова, да и был ли у нее выбор? При ее воспитании только Сергей Сергеевич и мог стать «героем ее романа».
Узнав о подлом обмане Паратова, Лариса не хочет больше жить в этом мире, где царствуют ложь и корысть, поэтому выстрел Карандышева она воспринимает как избавление от этой страшной жизни.
Катерина и Лариса стихийно восстают против обычаев и нравов, царящих в эксплуататорском обществе, они не понимают законов этого мира. Островский показал и сознательных борцов против существующих античеловеческих порядков. Это не революционеры, но они ведут идейную борьбу против хищников и эксплуататоров. Это чиновник Жадов из «Доходного места», учитель Иванов из «В чужом пиру похмелье».
Жадов отвергает воровство и мздоимство, взяточничество и подхалимаж. Он возмущенно восклицает: «Как я буду молчать, когда на каждом шагу вижу мерзости?» Он не хочет жить среди всей этой «грязи», процветающей в чиновничьей среде. Жадов стремится жить честно. «Мы с вами начнем жить честно, по-новому...- говорит он своей невесте,- вы еще не знаете высокого блаженства жить своим трудом». Но все, что может противопоставить этому жестокому обществу герой,- его честность. Это слишком слабое оружие против хищников. И жизнь сломила Жадова, он вынужден признаться: «Я не герой, я обыкновенный, слабый человек». Мелузов из пьесы «Таланты и поклонники» - человек новой формации, интеллигент-разночинец. Ему мало просто быть честным человеком, он хочет приносить пользу обществу: «Я свое дело буду делать до конца. А если я перестану учить, перестану верить в возможность улучшать людей или малодушно погружусь в бездействие и махну рукой на все, тогда покупайте мне пистолет, спасибо скажу».
Островский считал театр действенным средством борьбы за гуманистические идеалы, за красоту человеческих взаимоотношений. Людьми большой и искренней человеческой души, резко протестующими против пошлости и лжи, являются артисты Несчастливцев из пьесы «Лес», Наров из «Талантов и поклонников», Кручинина и Незнамов из «Без вины виноватых».
Это были и идеалы самого драматурга; утверждению их, торжеству правды он посвятил свою жизнь.
Александр Николаевич Островский - замечательный драматург, создавший на долгие годы репертуар русских театров. Родившись в Замосковречье, Островский хорошо знает быт и нравы купечества и исследует различные характеры этого круга в своем творчестве. Его пьесы густо населены купцами и приказчиками, их детьми и женами. Драматурга интересуют любые мелочи, начиная от описания костюма и обстановки дома, до индивидуальности речи каждого персонажа.
Островский исследует характеры: купца Болыпова и приказчика Подхалюзина из пьесы «Свои люди - сочтемся!», Паратова и Карандышева из «Бесприданницы», Тихона и Дикого из «Грозы». Всех их объединяет жажда наживы, желание любой ценой добиться благосостояния и власти, они готовы душу продать дьяволу. Об окружающих и даже самых близких они не заботят - ся, поэтому нет в этом кругу истинной любви и привязанностей. Дочь предает Вольтова, посаженного в долговую яму. Паратов, несмотря на искреннюю и преданную любовь Ларисы, «женится на деньгах», продавая свою свободу подороже. Тихон бежит от тирании матери, оставляя беззащитную молодую жену в этом царстве тьмы. Здесь нет высоких понятий: благородства и чести, совести и преданности. Но очень хорошо развиты чувства стяжательства и наживы, поэтому лучшие Герои Островского стремятся вырваться из мрака на светлую дорогу, на свободу. Для Катерины, как ни покажется странным, это - омут, для Ларисы - замужество.
Нежная, беззащитная Катерина, попав в семью Кабановых, ощущает себя как в тюрьме. Вспоминая своих родителей и дом, Катерина понимает, что навек утратила ощущение свободы и счастья, выйдя замуж за Тихона, попав в эту среду. Она хотела бы стать птицей, летящей куда захочет: «Отчего люди не летают!.. Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела, - говорит она Варваре, сестре Тихона, - какая я была резвая! А у вас завяла совсем...» Суровая действительность возвращает героиню в мир кабановых и диких. Здесь нужно лгать, втихомолку делать то, что хочешь, внешне соблюдая правила приличия. Варвара, выросшая в доме, прекрасно усвоила эту науку. Катерине же претит такое поведение. Полюбив Бориса, она не хочет скрывать своих чувств.
У Катерины очень своеобразный характер: она богобоязненна и мятежна одновременно. В грозе она видит предостережение Бога и во всем кается людям. Тихон жалеет Катерину, но боится мать. Борис полностью зависит от Дикого, поэтому не властен над своей судьбой. Всеми отвергнутая, героиня видит единственный для себя выход - омут. Для нее это не самоубийство, а освобождение от тягот жизни, безысходности.
Совершенно иная героиня пьесы «Бесприданница». Лариса образованная, культурная, мыслящая девушка. Ее угнетает бедность и приниженность положения. Лариса не приемлет мир, в котором она живет. Она любой ценой хочет из него вырваться. Лариса понимает, что мать хочет продать ее подороже. Полюбив в Паратове внешний блеск, Лариса не видит ничтожности и мелочности его натуры. Потеряв надежду на счастье с Сергеем Сергеевичем, Лариса готова выйти замуж за любого, кто уведет ее из дома, похожего на ярмарку.
Карандышева она не любит, даже не уважает, но надеется на него. Но в этом мире нет благородства. Лариса вскоре это поняла. «Я вещь», - говори она Карандышеву. Поняв это, Лариса хочет продать себя подороже. Героиню одолевают внутренние противоречия. Она стыдится своих мыслей, хочет чистой и честной жизни, но не видит путей туда. Хочет умереть, и нет сил, поэтому выстрел Карандышева Лариса принимает как благо, избавление от гнета нерешаемых проблем. Смерть героини - это достойный ее уход из жизни.
«Гроза» и «Бесприданница» - лучшие пьесы Островского, показавшие читателю и зрителю доныне неизвестный мир купечества с его страстями и болью, печалями и радостями. Этот мир шагнул на сцену русского театра, показав всю глубину и разнообразие натур, необузданных и богатых страстями, мелочных и жестоких, добрых и благородных, но слабых, не умеющих постоять за себя.
Женские образы, созданные драматургом, заняли достойное место в классической русской литературе.
Драматические произведения А. Островского имеют ряд особенностей: это « пьесы жизни » , раскрывающие общенациональные проблемы и бессмертные социально-психологические типы . Кроме того, произведения Островского гуманистичны: автор стоит на защите общечеловеческих ценностей и человека как главной ценности. В его пьесах воссоздан национальный колорит – на уровне быта и человеческих взаимоотношений. Еще одно отличие – афористичность пьес Островского: сколько его метких названий стали самостоятельными афоризмами! Особенность героев драматурга – в их «горячем сердце » : доброте, душевной щедрости, способности самоотверженно любить и помогать другим.
Драму «Гроза» (1859) можно назвать трагедией «горячего сердца» : здесь множество конфликтов и драматических контрастов. Все действие пьесы разворачивается в предгрозовой, а после и грозовой атмосфере.
Центром «Грозы», «горячим сердцем» пьесы становится Катерина – натура поэтическая, чистая, открытая, созидательница по сути своего сильного характера. Героине противостоит быт и нравы города Калинова, где господствуют деспотизм и самодурство Диких и Кабаних. Суть конфликта Катерины и свекрови – в несовместимости свободы «горячего сердца» с тиранией, покорностью и смирением. Обострением конфликта становится проснувшееся чувство к Борису – человеку другого мира, как кажется Катерине; его результатом – гибель героини как приговор миру Диких и Кабановых, конформистам и рабам.
Добролюбов усматривал в образе Катерины революционное звучание: противостояние «луча света» «темному царству». Островский же, по его признанию, имел в виду более широкий и глубокий замысел – противопоставить поэтический мир природы и души человека с их красотой и мощью нищете духа, когда все светлое обречено на гибель.
«Горячим сердцем» является и Лариса из «Бесприданницы» (1879) – образ трагический, овеянный печальной поэзией несбывшейся любви и обманутых надежд.
Пьеса охватывает иную сферу – сферу зарождающегося капитализма, где на смену Диким и Кабанихам приходят хищники с мертвой хваткой, циничные и расчетливые дельцы – Кнуровы, Паратовы. Для них достоинство человека, репутация девушки не имеют никакой цены, поэтому они, не глядя, «растаптывают» Ларису ради мелкого удовольствия и забавы.
Трагедия Ларисы состоит не в том, что она бесприданница, а в том, что, в силу своей чистоты и благородства, умеет разглядеть аморальность и беспринципность хозяев жизни. Отсюда и эволюция конфликта – от несовместимости бедности и богатства до противостояния нравственно совершенной личности миру расчета и выгоды. Лариса понимает свою обреченность и благодарит своего убийцу: «Какое благодеяние вы для меня сделали… Это я сама… Никто не виноват… ».
Бытовые и социальные реалии эпохи, герои, раскрывающие тему «горячего сердца», представлены также в пьесах «Без вины виноватые», «Бесприданница», «Таланты и поклонники» и др.
Успешного изучения литературы!
blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
«Гроза» была написана в 1859 году, после путешествия Островского по Волге. Впечатления от этой поездки отразились в пьесе – в передаче быта, нравов, общей атмосферы провинциального города Калинова, в воссоздании ярких характеров.
Конфликт пьесы воспринимается в начале как столкновение противоположных сил внутри «темного царства»: конфликт между безответным персонажем – Катериной и своевольными, деспотичными людьми, как Кабаниха. Внешне вся пьеса показывает нам эти столкновения. Однако очень скоро конфликт между ними перерастает в конфликт между чувством и долгом в душе главной героини пьесы.
На первый план в произведении выведены переживания героини, связанные с тем, что она чувствует себя греховной и желает освободиться от своего греха. Такая причина конфликта позволила талантливому критику Добролюбову истолковать смерть Катерины только как протест против кабановских понятий о нравственности, что главная героиня избирает смерть как средство в борьбе против окружающей действительности. Но притягательная сила, бессмертная значимость «Грозы» состоит еще и в том, как драматург изображает внутреннюю борьбу девушки со своей греховностью.
Катерина – женщина гордая, волевая, отдана замуж за слабого, безвольного, находящегося в полном подчинении у матери Тихона. Натура одухотворенная, светлая, мечтательная, она попала в атмосферу ханжества, жестоких законов, полюбила несамостоятельного Бориса. Полюбив его, молодая женщина, воспитанная в строгих правилах, сразу же посчитала это чувство невероятным грехом: ведь она была замужем. Любовь к Борису для нее большая беда, она считает себя виноватой: «Грех, что я другого люблю. Я от тоски что-нибудь сделаю над собой».
Из этого нарастающего ощущения своей беды случилось все остальное. Доводы рассудка оказались бессильными перед напором страсти. Все время, пока муж был в отъезде, Катерина провела с Борисом. После возвращения Тихона героиня с его стороны не испытывала никаких притеснений, в ней просто заговорила совесть – глубокое осознание своей личной вины. Удар грома заставляет Катерину упасть на колени и признаться: «Не могу я больше терпеть. Матушка, Тихон, грешна я перед вами и перед Богом…». Не выдержав сознания собственного греха и давления со стороны «темного царства», Катерина бросается с обрыва. Для нее лучше встать сразу пред Богом, и он все сам рассудит. Последние слова в пьесе, слова Кулигина, это подтверждают: «Вот вам Катерина, делайте с ней, что хотите. Тело ее здесь, а душа теперь не ваша, она теперь перед судией, который милосерднее вас!»
Как бы мы не осуждали этот поступок Катерины, но мы проявляем к ней большое сочувствие, так как она есть жертва черствости, косности и жестокости «темного царства».