Происхождение названия острова Монтсеррат. Происхождение названия острова Куба

В конце шестидесятых годов ХIХ столетия знаменитый русский метеоролог А.И.Воейков поставил вопрос об организации большой экспедиции для исследования русских полярных морей.

Эту идею горячо поддержал известный географ и революционер, теоретик анархизма князь П.А.Кропоткин. Различные соображения, а главным образом наблюдения над льдами Баренцова моря привели Кропоткина к заключению, что «между Шпицбергеном и Новой Землей находится еще не открытая земля, которая простирается к северу дальше Шпицбергена и удерживает льды за собой... Возможное существование такого архипелага указал в своем превосходном, но мало известном докладе о течениях в Ледовитом океане русский флотский офицер барон Шиллинг ». В 1870 году Кропоткин составил проект экспедиции. Однако царское правительство отказало в средствах, и экспедиция не состоялась.

Обложка иллюстрированого журнала «Illustriertes Wiener Extrablatt» (25 сентября 1874 г.) с портретами Юлиуса фон Пайера (слева) и Карла Вейпрахта (справа)

Вскоре после этого за границей возник план большой экспедиции для исследования области к северо-востоку от Новой Земли, - в то время область эта представляла собою белое пятно на карте. Этот план был предложен лейтенантами австрийского флота Юлиусом Пайером и Карлом Вейпрехтом. Они сумели убедить нескольких богатых лиц в важности проектировавшегося исследования. Необходимые деньги были собраны, и 13 июня 1872 года специально построенное для этой экспедиции деревянное паровое судно «Тегеттгоф» покинуло германский порт Бремергафен и направилось в Баренцево море.


Пароход «Tegetthoff», затертый во льдах (1872)

Тот год был в Баренцовом море, как мы уже отмечали, очень ледовитым. «Тегеттгофу» не удалось дойти даже до северной оконечности Новой Земли, так как в конце августа судно было затерто льдами у западного берега этого острова, несколько севернее небольших островов Баренца.

Когда «Тегеттгоф» сжало льдами около Новой Земли, никто и не думал, что льды пленили судно навсегда.

Все участники экспедиции считали, что через несколько дней, в крайнем случае недель льды разойдутся, и судно снова получит возможность двигаться. «Если бы мы знали, в тот вечер, когда льды сошлись вокруг "Тегеттгофа" , - пишет Пайер, - что отныне наше судно проклято безвольно следовать прихоти льдов, что настоящим судном оно уже никогда не будет, мы могли бы впасть в отчаяние ».

Осенью «Тегеттгоф» вместе со льдами вынесло в открытое море. Наступила полярная ночь с ее штормами и метелями. Льды со страшной силой напирали на судно, грозя раздавить его, как ореховую скорлупу. Все было приготовлено на тот случай, если придется оставить судно. Чуть ли не ежедневно, когда грохот льда и треск судна возвещали о начавшемся сжатии, участники экспедиции бросались в каюты, наспех одевались и выбегали на палубу, каждую минуту готовые спрыгнуть на лед. «Это были жуткие моменты , - говорит Пайер, - когда приходилось одеваться, чувствуя, как дрожат стенки судна, в то время, как снаружи лед трещал и скрипел. Выбегаешь на палубу с котомкой в руке, готовый бросить судно и начать странствовать - куда, никто из нас не знал. А льдины кругом все продолжали громоздиться одна на другую, взлезая на палубу. Ничто не оставалось в покое ».


Юлиус фон Пайер (1842-1915), полярный исследователь, офицер, художник и писатель


Карл Вейпрехт (1838-1881), морской офицер и полярный исследователь

Сто тридцать суток судно находилось под постоянной угрозой быть раздавленным льдами и пойти ко дну. К весне, когда льдины вокруг «Тегеттгофа» смерзлись в большие поля, наступила более спокойная пора. К этому времени ветры и течения отнесли судно далеко от того места, где оно было захвачено льдами: оно находилось в 250 километрах к северу от Новой Земли, в водах, которые до этого еще не посещались человеком.

Наступило лето, но положение «Тегеттгофа» не изменилось. По прежнему судно находилось в крепких тисках льда, и вокруг него до самого горизонта простиралась белая пустыня. Надежды на освобождение судна изо льдов рухнули, и мореплаватели уже стали свыкаться с мыслью о второй вынужденной зимовке в плавучих льдах. Продовольствия пока было достаточно, так как экспедиция, выходя из Бремергафена, предусмотрительно захватила его с расчетом на два с половиной - три года.

Но вот, совершенно неожиданно, 30 августа 1873 года произошло важное событие в монотонной жизни затертого во льдах корабля. «Около полудня , - рассказывает Пайер,- мы стояли, облокотившись о борт корабля, и бесцельно глядели в туман, который то тут, то там начинало разрывать. Внезапно на северо-западе туман рассеялся совсем, и мы увидели очертания скал. А через несколько минут перед нашими глазами во всем блеске развернулась панорама горной страны, сверкавшей своими ледниками. В первое время мы стояли точно парализованные и не верили в реальность открывавшейся перед нами картины. Затем, осознав наше счастье, мы разразились бурными криками: "Земля, земля!!!" ».


Предположение Кропоткина о существовании земли на севере Баренцова моря блестяще оправдалось. Австрийцы назвали ее Землею Франца-Иосифа.


«Австро-венгерская арктическая экспедиция» - эта гравюра из иллюстрированного журнала неправдиво показывает реалии, так как собак было всего три

Вскоре после того, как экспедиция увидела впервые этот архипелаг, северными ветрами «Тегеттгоф» стало относить к югу. Вступить на вновь открытую землю австрийцам удалось только 1 ноября. Первым был посещен небольшой остров на юго-востоке Земли Франца-Иосифа, названный островом Вильчека - в честь лица, финансировавшего экспедицию. В это время уже снова настала полярная ночь. «Когда мы вступили на сушу, мы не заметили, что она состояла только из снега, голых скал и смерзшихся камней и что, в сущности, на земле едва ли мог существовать более печальный и безнадежный уголок, чем этот остров. Нам он казался настоящим раем ». Так Пайер описывает свое первое впечатление от острова Вильчека.

Темнота не позволила немедленно приступить к исследованию открытой земли. Приходилось ждать окончания длинной, стодвадцатипятисуточной полярной ночи. Опять однообразно потекла жизнь на судне.

Усилились заболевания цынгой, которые случались и в первую зиму. В начале марта от этой болезни скончался машинист Криш. Весною заболевания прекратились. Этому способствовала главным образом удачная охота на белых медведей, которых убили 67 штук.


Мыс Тегетгофф на острове Галля

Как только взошло солнце, австрийцы стали готовиться к санным путешествиям для исследования Земли Франца-Иосифа. Первая экскурсия была предпринята в середине марта. Пайер посетил мыс Тегеттгоф и поднялся на ледник Сонклар на острове Холла. Погода стояла маловетреная, но было очень холодно, и на вершине ледника термометр Цельсия показывал 50° ниже нуля. Это самая низкая температура, до сих нор отмеченная на Земле Франца-Иосифа. Путешественники, недостаточно хорошо снаряженные для такой стужи, во время ночевок в палатке очень страдали от холода.

В конце марта Пайер, в сопровождении шести других участников экспедиции, вышел в большую санную экспедицию. Собак у австрийцев имелось только три, и поэтому перетаскивать сани приходилось людям. В эту экспедицию Пайеру удалось дойти до крайней северной оконечности Земли Франца-Иосифа, названной им мысом Флигели. Пайер, однако, не знал, что этот мыс является самой северной точкой открытого австрийцами архипелага, ему казалось, что дальше к северу находится еще другая земля, он даже дал этой земле название - Земля Петермана. Впоследствии другие экспедиции выяснили, что никакой земли к северу от мыса Флигели не существует. Очевидно, Пайер принял за землю гряду торосов. Такая ошибка вполне возможна, и случаи, когда полярные исследователи принимали нагромождения торосов за сушу, далеко не единичны. Несуществующая Земля Петермана долго помещалась на географических картах, пока ошибка Пайера не была окончательно доказана. По тому месту, где Пайер отметил свою Землю Петермана, в 1900 году прошел итальянец Каньи, а в 1914 году - штурман Альбанов. Никакой земли там не оказалось, кругом до горизонта простиралось покрытое льдом море.


Карта Земли Франца Иосифа, выполненная Юлиусом Пайером

Целый месяц странствовал Пайер по Земле Франца-Иосифа, собирая образцы горных пород, изучая строение островов и покрывающих их ледников, знакомясь с животной жизнью архипелага. Большая часть Земли Франца-Иосифа была заснята Пайером и положена на карту. Но карта его очень неверна. Как это ни странно, Пайер, путешествуя по Земле Франца-Иосифа, не заметил, что она состоит из множества островов. Их всего около семидесяти пяти, не считая совсем маленьких. Пайеру же казалось, что Земля Франца-Иосифа - это два больших массива суши, разделенных проливом, которому он дал название Австрийского. Так Пайер и изобразил Землю Франца-Иосифа на своей карте. Очевидно, австрийский исследователь принимал проливы, разделявшие острова, за долины, заполненные ледниками. Пайер путешествовал по Земле Франца-Иосифа весной, когда все проливы еще покрыты невзломанным льдом, и, следовательно, такая ошибка, особенно при частых туманах, вполне возможна.

Не обошлось и без приключений. Во время перехода по леднику острова Рудольфа сани с собаками и каюром Цаниновичем упали в ледниковую трещину на глубину 12 метров. Такие трещины, образующиеся в ледниках вследствие их движения, на Земле Франца-Иосифа весною совершенно замаскированы снегом. Положение упавшего в трещину Цаниновича было незавидно, так как у Пайера не было с собой достаточно длинной веревки, чтобы помочь упавшему выбраться. Пришлось идти за веревкой в лагерь, отстоявший от места приключения довольно далеко. Только через четыре с половиной часа Пайер, прихватив в лагере другого спутника, подошел к трещине. Он нагнулся над зияющей пропастью и прислушался: там не раздавалось ни звука. Только когда он крикнул несколько раз в трещину, донесся слабый визг собаки. Обвязавшись канатом, конец которого Пайер держал в руке, спутник его начал спускаться в трещину и скоро исчез в темноте. К счастью, Цанинович был жив. Оказалось, что он не долетел до конца трещины, задержавшись в ее сужении, образованном небольшим выступом льда. С большим трудом вытащили почти замерзшего Цаниновича, а вслед за ним и собак, которые от радости стали кататься по снегу.

Между тем наступил уже май, а «Тегеттгоф» попрежнему стоял неподвижно, скованный льдами. Надежды на освобождение судна окончательно покинули путешественников. Оставался только один путь выбраться из ледяной ловушки - попытаться на шлюпках добраться до Новой Земли. Там можно было встретить русских промышленников, которые оказали бы помощь экспедиции.


Спешно шла подготовка к далекому и рискованному путешествию. Были отремонтированы четыре шлюпки, которые в начале пути предстояло тащить на санях по льду. Долго обсуждался вопрос, что следует брать с собою из снаряжения и продовольствия. Ведь все надо было тащить на собственных плечах, а потому следовало ограничиться лишь самым необходимым. С другой стороны, длительность перехода заранее нельзя было определить; следовательно, продовольствием надо было запастись на долгое время. Оно состояло главным образом из пеммикана, колбасы с горохом и мясных консервов. Несмотря на жесткую экономию, груз, в конце концов, набрался порядочный: две с половиной тысячи килограммов продовольствия и две тысячи килограммов снаряжения, не считая шлюпок и саней. С этим грузом двадцать три отважных мореплавателя и пустились в путь, послав последнее «прости» угрюмым скалам Земли Франца-Иосифа и стоявшему возле них судну. Это было 20 мая 1874 года.

Путешествие по пловучим морским льдам - одно из самых трудных. Неровности льда, мягкий подтаявший снег, в котором ноги увязают выше колена, то и дело встречающиеся пространства открытой воды между льдами - все это позволяло продвигаться вперед очень медленно. Напрягая все свои силы, путешественики волоком перетаскивали по льду тяжело нагруженные лодки. День за днем проходил в этой изнуряющей работе, но успех был небольшой. Путники скоро убедились, что весь их труд напрасен, так как южные ветры относили лед назад с той же скоростью, с какой австрийцы шли на юг. В результате за целый месяц им удалось пройти из предстоявших 250 миль только 1,25 мили. Мачты покинутого судна все еще отчетливо виднелись позади. Особенно удручало, что за этот месяц бесплодной работы была съедена третья часть всего продовольствия.

В конце июня во льдах стали появляться разводья, которые путешественники могли переплывать на лодках. Снова появились надежды, но - увы! - как быстро они пришли, так же скоро они исчезли.

В начале июля льды опять сошлись, и путники оказались среди хаоса нагроможденных одна на другую льдин. Воды не было видно нигде. «Если ухудшение нашего положения вообще еще было мыслимо , - пишет Пайер, - то оно случилось теперь, в начале июля ». И все же с непоколебимым упорством, шаг за шагом австрийцы среди лабиринта торосов прокладывали себе путь к югу - туда, где должно было находиться открытое море, а вместе с ним и спасение.


Юлиус фон Пайер «Никогда назад!» (Военно-исторический музей, Вена, 1892 г.)

Но тут снова задули южные ветры и стали отгонять льды к северу. Результат оказался тот, что в середине июля незадачливые путники находились всего в расстоянии 15 километров от судна, покинутого два месяца назад. «Отчетливо видели мы обрывы острова Вильчека. Что-то издевающееся было в этих скалах, залитых белым светом полярного дня. Казалось, что после всей этой долгой и несказанно утомительной борьбы со льдом нам оставался один исход: возвращение к судну и третья полярная ночь. Ну, а если не удастся найти судно, то ледяному морю суждено стать нам могилой... Для нас было счастьем тогда, что земля шар и что мы поэтому не могли видеть, какой большой путь по льду нам еще предстоит впереди, прежде чем мы дойдем до открытого моря. Если бы мы были в состоянии обозреть эту ледяную пустыню, мы впали бы в отчаяние ». Так вспоминает Пайер о тех мрачных днях экспедиции.

Наконец, во второй половине июля положение улучшилось. Льды временами стало разводить, и путешественники получили возможность передвигаться по каналам и полыньям на шлюпке. Но и эти разводья появились только на короткое время. То и дело льды сжимались, и тогда приходилось вытаскивать лодки и терпеливо ждать появления нового разводья. Средний суточный переход в это время все же составлял уже 4 морские мили.


Оберлейтенант Юлиус фон Пайер (на груди две награды: «3-я степень ордена Железной короны» и «3-я степень Креста военных заслуг с Военным отличием»)


Маршрут австро-венгерской северной полярной экспедиции 1872-1874 гг.

15 августа было радостным днем для экспедиции - днем освобождения изо льдов. Полыньи становились все шире и шире.
Появилась зыбь. Наконец, показалась и кромка льдов, а за нею - безграничная ширь открытого моря. «При виде волнующегося моря , - писал Пайер, - нам казалось, что мы вышли из темной, холодной гробницы для новой жизни. Но, несмотря на всю безумную радость, охватившую нас при мысли о нашем освобождении, все же мы не могли без боли подумать о том, что нам теперь навсегда предстоит проститься с застывшим полярным царством, с царством льдов, которые сверкали позади нас во всей ослепительной красоте. »

Эти последние слова Пайера очень характерны. Полярные страны властно влекут к себе человека, раз побывавшего в них, даже если это пребывание было связано с тяжелыми лишениями.

Выйдя в открытое море, путешественники взяли курс на Новую Землю. Погода стояла маловетреная, и почти весь путь пришлось сделать на веслах. В ночь с 17 на 18 августа пристали к мысу Черному на Новой Земле. Это была первая земля, на которую путники ступили после трехмесячного скитания по морскому льду.

23 августа экспедиция достигла мыса Бритвина на южном острове Новой Земли. К тому времени продовольствия оставалось только на десять дней. Но избавление было уже близко. Неожиданно путешественники увидели в бухте Пуховой стоявшие на якоре две русские промысловые шхуны. Одной из них, шхуной «Николай», командовал промышленник Ф. Воронин, который рассказывает следующее о спасении австрийцев: «В тот год я запоздал промыслами и только в конце августа вышел из Малых Кармакул в Архангельск. Лишь только мы вышли в море, как увидели под берегом четыре шлюпки, на которых было много народу и с которых нам подавали сигналы. Подойдя к шлюпкам, мы увидели, что это были иностранцы, потерпевшие крушение. Разместившись на судне, они обогрелись и ожили ». На шхуне «Николай» австрийская экспедиция была доставлена в Варде.


Памятная монета, выпущенная Австрийским национальным банком


Австрийская памятная почтовая марка номиналом 2,50 шиллинга, выпущенная к 100-летию полярной экспедиции

В 1930 году норвежский геолог Гуннар Хорн выпустил книгу о Земле Франца-Иосифа, в которой он утверждает, что архипелаг открыт не австрийцами, а норвежскими промышленниками Реннбеком и Айдиерви в 1865 году. Свое утверждение Хорн основывает исключительно на рассказах норвежских промышленников, ибо почти все старые судовые журналы, хранившиеся в Северной Норвегии, сгорели во время пожара за несколько лет до выхода в свет книги Хорна. Попытка Хорна приписать открытие Земли Франца-Иосифа норвежцам основывается на столь шатких данных, что к ней нельзя относиться серьезно.


Следует отметить, что современник упомянутых двух норвежских промышленников, якобы открывших Землю Франца-Иосифа, известный норвежский ученый X.Мон, чрезвычайно интересовался всеми плаваниями норвежских зверобоев в арктических водах и сделанными ими открытиями. Мон изучал эти плавания по оригинальным судовым журналам (позже сгоревшим) и написал о них несколько очень ценных и важных для истории географии статей, но об открытии Земли Франца-Иосифа.не говорит в них ни слова. Если среди норвежских промышленников действительно шла молва об открытии Реннбеком Земли Франца-Иосифа, то она не могла не дойти до Мона, и тот, несомненно, проверил бы этот слух по документальным данным, то-есть судовым журналам. Утверждение Хорна явно не имеет под собой никакой почвы и даже не может служить объектом исторических спекуляций, как, например, плавание голландского китолова Роуля около 1675 года, который, быть может, и был на Земле Франца-Иосифа.

Архипелаг «Земля Франца-Иосифа» — группа островов, находящихся в высокоширотной Арктике — там, где господствует вечная мерзлота, и средняя годовая температура составляет −12 °C.


Расположен Архипелаг примерно в тысяче километров от северного полюса.


Большая часть Земли Франца-Иосифа покрыта ледниками.

Хотя, не надо путать ЗФИ с северным полюсом. Летом температура тут все же может доходить до +12 °C и снег в июле обычно тает.

В этот период обнажается земля, которая буквально за пару недель покрывается мхами и лишайниками, а также цветущими полярными маками, камнеломкой, полярной ивой и прочими неприхотливыми растениями.

Птиц тут не так чтобы много, но они есть. Это люрики, чистики, кайры, моевки, белые чайки, бургомистры, крачки, поморники, гаги, казарки и т.п.

Из животных встречается белый медведь и песец. Кстати, вы знали, что белый медведь относится к морским млекопитающим и даже латинское название белого медведя — Ursus maritimus переводится как «медведь морской»? В море тут также водятся нерпа, морской заяц, гренландский тюлень, морж, нарвал и белуха.

— регион, входящий в небольшую по площади природную зону, известную как зона полярных пустынь.Про арктическую пустыню можно почитать вот тут.

Люди на ЗФИ никогда не жили по вполне понятным причинам — тут нет ни дров, ни ягод, ни грибов, ни оленей, которых можно одомашнить, ни прочих животных, на которых можно охотиться. Прокормиться и согреться здесь просто нечем. Даже плавник (принесенные морем бревна) тут не горит, в отличие от плавника на побережье. Происходит это, видимо, потому, что промокшие дрова просто не успевают высохнуть, поэтому они круглый год полностью «пропитаны» льдом.

Тем не менее, в двадцатом веке, в период освоения Арктики, на Земле Франца-Иосифа построили метеостанции и военные городки, так что оказалось, что при пособничестве цивилизации жить тут можно. Правда, стоит все это немалых денег, учитывая высокую стоимость доставки еды, топлива и строительных материалов.







ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗЕМЛИ ФРАНЦА-ИОСИФА (ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ)

В допалеозойское время на месте современного Баренцева моря располагался огромный материк , простиравшийся на запад до берегов Гренландии. В палеозойский период начали происходить мощные

горообразовательные движения, после чего большая часть нынешнего Баренцева моря стала представлять собою материк со сложным горным рельефом .

Однако, эрозионные и денудационные процессы постепенно срезали горный рельеф материка, превратили его в равнинную страну , которая в верхнедевонское время была захвачена водами моря .

В начале пермского времени начало происходить поднятие дна морских геосинклинальных бассейнов, и их обмеление. Позднее проявились горообразовательные движения, сопровождающиеся энергичной вулканической деятельностью. Горообразовательными процессами были созданы мощные горные цепи Новой Земли, Урала, Канина и отдельных частей Шпицбергена . Поднятие шельфа сопровождается вулканическими извержениями (базальтовые покровы Шпицбергена и Земли Франца Иосифа). По данным Фритьофа Нансена на месте Баренцева моря в третичное время располагалась горная страна, приподнятая над современным уровнем моря на 500 м.


В четвертичное время произошло размещение мощных ледниковых покровов . В максимальную фазу оледенения под действием ледниковой нагрузки острова и прилегающие пространства дна моря погружались на 300-400 м. В поздне- и послеледниковое время происходило отмирание ледниковых покровов и сложные колебания береговой линии моря . Процесс поднятия береговой линии Баренцева моря продолжается и сейчас. Темп общего поднятия архипелага за последние 7000 лет составляет 1-5 мм/год.

Кстати, на Земле Франца-Иосифа до сих пор можно найти куски окаменевших деревьев, а также оленьи рога, что говорит о том, что когда-то давно тут могла довольно активно произрастать и обитать разнообразная флора и фауна.

Олени на Земле Франца-Иосифа жили в среднеголоценовое время (8-2,5 тыс. лет назад). Отсюда следует, что в среднем голоцене климат архипелага был теплее, а растительность богаче, чем в настоящее время.

Конец «времени оленей» может быть точно датирован. Оленьи рога не встречаются ниже 5-метрового уровня. Следовательно, ухудшение климата, крупное наступание ледников и вымирание оленей на островах архипелага произошли тогда, когда его берега были на 5 м ниже, т.е. около 2,5 тыс. лет назад.

Вымирание оленей и крупное наступание ледников архипелага совпадает по времени с отодвиганием к югу лесной зоны и возрождением зоны тундр вдоль северного побережья России, а также с уходом теплолюбивой фауны из прибрежных вод Шпицбергена.

ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ ФРАНЦА-ИОСИФА

Теоритическое открытие Земли Франца Иосифа

Первые мысли о необходимости исследования северных территорий появились еще в XVIII веке. Михаил Ломоносов в труде под названием "Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию", предполагал найти острова к востоку от Шпицбергена.

В конце шестидесятых годов ХIХ столетия знаменитый русский метеоролог А.И.Воейков поставил вопрос об организации большой экспедиции для исследования русских полярных морей. Эту идею горячо поддержал известный географ и революционер, теоретик анархизма князь П.А.Кропоткин. Различные соображения, а главным образом наблюдения над льдами Баренцова моря привели Кропоткина к заключению, что «между Шпицбергеном и Новой Землей находится еще не открытая земля, которая простирается к северу дальше Шпицбергена и удерживает льды за собой... Возможное существование такого архипелага указал в своем превосходном, но мало известном докладе о течениях в Ледовитом океане русский флотский офицер барон Шиллинг» . В 1870 году Кропоткин составил проект экспедиции. Однако царское правительство отказало в средствах, и экспедиция не состоялась.

Практическое открытие Земли Франца Иосифа

Открыта Земля Франца-Иосифа была австро-венгерской экспедицией Юлиуса Пайера и Карла Вейпрехта, и кем только не исследована — и англичанами, и шотландцами, и американцами... А досталась все равно нам.

На фото Юлиус Пайер и Карл Вейпрехт. Кстати, что за шубка у одного из них? Никак из краснокнижного белого медведя?)


В 1901 году архипелаг исследовала первая российская экспедиция на ледоколе “Ермак” под началом вице-адмирала Макарова. Утверждается, что именно в этот период на островах архипелага был впервые поднят российский флаг.

В 1914 году в поисках Г. Я. Седова архипелаг посетил Исхак Ислямов. Он же объявил ЗФИ российской территорией и поднял над ней российский флаг.

В некоторых источниках (даже в той же пресловутой Википедии) пишут, что объявил ЗФИ российской территорией именно Ислямов. Хотя, флаг-то до него уже ставил Макаров, поэтому, вроде как получается, что именно Макаров первый предъявил права России на Землю Франца-Иосифа?

Почему возникла такая путница - мне не известно, но в целях справедливости отмечу оба факта - а вы уж сами решайте, кто был первым.


Ислямов, сообщив о приобретении для страны новой территории, предлагал незамедлительно переименовать ее из Земли Франца Иосифа в Земли Романовых, но предложение застряло в бюрократических дебрях. А там ушла в историю сначала одна империя, а сразу за ней другая. Исхак Ислямов стал членом Гельсингфорсского мусульманского исполкома армии, флота и рабочих, потом воевал в составе Белой армии, эмигрировал, заведовал в Константинополе гидрографической частью Русской морской базы.

В 1926 году ЦИК СССР принял декрет, по которому все арктические острова, примыкающие к сухопутным границам государства, объявлялись советской территорией. Через три года, летом 1929-го, Отто Шмидт в ходе полярной экспедиции на ледокольном пароходе «Георгий Седов» водрузил на архипелаге советский флаг.

В 1929 году советское правительство решило установить научно-исследовательскую станцию для усиления научных работ на территории Арктики. Тогда же в бухте Тихой острова Гукера открылась первая советская научно-исследовательская станция. В 1931 г. архипелаг был объявлен территорий советского союза, с этого времени начинается освоение Северного полюса советскими исследователями. С тех пор архипелаг ежегодно посещали советские полярные экспедиции.

Советское правительство собиралось сменить название Франца Иосифа как политически не удобное и переименовать архипелаг в честь норвежского исследователя Фритьофа Нансена или русского анархиста Кропоткина, но решение понято так и не было.

Помимо ученых, на ЗФИ плотно обосновались военные. В 1936 г. на острове Рудольфа была организована первая военно-воздушная база СССР. И дальше пошло-поехало... Тем не менее, в 90-х годах двадцатого века, в силу известных экономических и политических причин, военные архипелаг покинули, оставив функционировать только погранзаставу «Нагурское», находящуюся на острове Земля Александры.

Городок пограничного линейного отделения войсковой части 9794, включающий самый северный аэропорт и погранзаставу — работает до сих пор. Не так давно там построили отличный двухэтажный корпус со всеми удобствами: центральным отоплением, канализацией, холодной и горячей водой, спутниковым телевидением. Внутри комплекса имеется «зимний сад», правда, растения и деревья там искусственные. Сад этот погранцы называют «Атриумом». Здесь всегда синее небо с кучевыми облаками, детская площадка, фонтан, лавочки, бильярд, аквариум с живыми рыбками, кинозал, настольный теннис.

В «Нагурское» служат только офицеры и прапорщики. Треть пограничников живут на заставе вместе с женами. Летают сюда из Воркуты и Архангельска. Плотные туманы, низкая облачность, осадки и сильные ветра - такая погода на Земле Александры круглый год. Были случаи неудачных посадок, но удивительное дело: за всю историю ни один человек на острове не погиб.

Хотя, на других островах жертвы были. Например, на Греэм-Белле, где с 50-х по 90-е годы двадцатого века находился уникальный ледовый аэродром, пару раз случались авиакатастрофы с жертвами.

Экипаж 254 летного отряда произвел взлет с аэродрома Нагурская в 08:20 мск с целью разведки ледовой обстановки северных подходов для обеспечения вывода ледокола «Индигирка». Связь прекратилась через 3 часа 40 мин. после взлета. 23 октября самолет Ил-14 обнаружен на северо-западном склоне ледника о. Греэм-Белл разрушенным и сгоревшим. При пожаре на месте катастрофы лед частично растаял и поэтому обломки обнаружены вмерзшими в ледник. Удалось найти только 4 тела.

В последнем докладе экипаж сообщил свои координаты, истинный курс и высоту полета. От о. Гофман самолет прошел севернее о. Греэм-Белл и, облетев его с юга, вошел в пролив Моргана. В процессе полета экипаж неоднократно запрашивал фактическую погоду аэродромов Греэм-Белл и Средний, но данные переданы не были из-за их отсутствия. Несмотря на наличие в районе о. Греэм-Белл погоды ниже минимума для полетов в районе островов и проливов, экипаж продолжил выполнять задание и в проливе Моргана попал в тяжелые метеоусловия.

В 11:50 экипаж запросил, работает ли привод аэродрома Греэм-Белл. Получив отрицательный ответ, экипаж запросил нажатие на связном передатчике для определения пеленга. Определив пеленг, экипаж посчитал, что уже пролетел опасное узкое место пролива. Взяв курс на аэродром Греэм-Белл, экипаж считал, что полет проходит над припайным льдом пролива. Ни радиовысотомер, ни радиолокатор в силу конструктивных недостатков не давали истинных показаний высоты полета и фактической картины пролетаемой местности при полетах над ледниковыми массивами. Фактически полет проходил над поднимающимся склоном ледника. На высоте 150 м в горизонтальном полете самолет столкнулся со склоном ледника. Отделившись, он пролетел 750 м, еще раз столкнулся со склоном ледника на высоте 200 м, разрушился и сгорел. В память о погибших крайний западный мыс острова был назван мысом Семерых.

Днем в простых метеоусловиях при выполнении посадки на аэродроме «Ледовая база» в 53 км от острова Греэм-Белл произошло авиационное происшествие с самолетом Ан-12 № 12962 Красноярского управления ГА. Экипаж Норильского ОАО в составе командира корабля Улагашева А.Д., второго пилота Менжулина А.И., штурмана экипажа Чихачева В.П., бортмеханика Ли Е.А. и бортрадиста Калачева А.А. выполнял транспортный полет по обслуживанию высокоширотной экспедиции «Север-86».

На предпосадочной прямой из-за общей белизны от свежевыпавшего снега командир корабля не смог определить расстояние до заснеженной ледовой поверхности, но продолжил заход на посадку, допустив при этом превышение вертикальной скорости снижения. Не долетев до начала ВПП самолет столкнулся со снежным бруствером и потерпел поломку. Причиной авиационного происшествия явилась ошибка командира корабля в расчете на посадку и в определении момента выравнивания из-за его неполной подготовленности к полетам по данному виду работ, а также нарушение командно-летным составом нормативов допуска экипажа к полетам по обслуживанию высокоширотных экспедиций. В результате подвижки и торошения льдов 12.05.86 подготовленный к эвакуации фюзеляж самолета затонул.

И, наконец, возле аэродрома лежит АН-12 № 11994 , но никакой информации о нем обнаружить не удалось.

На одном из форумов я нашла информацию, что это была всего лишь неудачная посадка – самолет слишком рано сел на полосу. Но жертв там не было – все закончилось хорошо.

Если уж говорить о жертвах, то, подозреваю, основная опасность на Архипелаге Земля Франца-Иосифа возникает из-за белых медведей.

Хотя, с другой стороны, учитывая огромное количество медведей на ЗФИ, смертей из-за них было совсем не много. Считается, что Земля Франца-Иосифа является родильным домом белых медведей, так что можно предположить, что служивые встречались с хищниками постоянно. А значит, процент несчастных случаев на самом деле совсем не высок.

Ну и опять же, если люди на ЗФИ и погибали, то исключительно из-за собственной глупости и халатности. Все как везде. Вот, например, история:

«На другой день полетели в Нагурию и обратно, это около двух с половиной тысяч километров. А потом срочный санрейс на осиров Грем-Белл, на ЗФИ. Там какая-то рота связи. Солдатик хлебнул спиртика, надыбал где-то, и очень плохо ему стало. Забрали мы его, и пока шли на Диксон, он скончался на руках у нашей медсестры.

Прилетели, а нам говорят: ребята, надо опять туда лететь, срочно. Оказывается, когда там узнали, то целая очередь к доктору выстроилась: и мы пробовали! Мы опять туда, а уже вторые сутки пошли, какое там НПП. Пошли к солдатам: братцы, говорим, кто хоть чуть- чуть попробовал, не скрывайте, летим с нами, третий раз мы уже не сможем! В воздухе двоим очень плохо стало, один из них умер уже в больнице. Оказалось, что там еще один нашелся, но мы уже не могли, третьи сутки пошли. На Диксоне отдыхал ледовый разведчик, его срочно подняли и он полетел. И вот так целый месяц. Налетали мы сто восемьдесят часов.

Воспоминания штурмана полярной авиации Марка Соломоновича Эдельштейна.»

Хотя, хватит о грустном. Хорошего на Земле Франца-Иосифа тоже много. И немногочисленные туристы имеют возможность в этом убедиться.

ЗЕМЛЯ ФРАНЦА-ИОСИФА В НАШЕ ВРЕМЯ - ФОТО, ОПИСАНИЯ, КАРТЫ

ЗФИ – самая северная территория России, расположенная примерно в девятистах километрах от северного полюса. Административно архипелаг относится к Архангельской области. Координаты Земли Франкца-Иосифа: 80.666667, 54.833333.

В Википедии написано, что ЗФИ состоит из 192 островов. Но, оказывается, на сей счет до сих пор имелись определенные сомнения и 192-й остров пока официально «не зарегистрирован» и отдельного названия не имеет.

Письмо через посольство РФ в Норвегии было передано в российский МИД, и оттуда спустили распоряжение в Управление навигации и океанографии Минобороны РФ — разобраться, сколько же на самом деле островов в архипелаге.

Вместе с тем, после публичных заявлений о «появлении у России нового острова», депутаты Архангельского областного собрания присвоили острову имя знаменитого полярного капитана Юрия Кучиева. И под этим названием он уже фигурирует в Википедии, хотя решение областного собрания по такому вопросу не легитимно. Так что сейчас остается завершить открытие – официально признать и дать названия новым географическим объектам, что должно будет сделать Управление по навигации и океанографии и Комиссия по географическим названиям. На острове Хейса Владимир Санин написал одну из своих самых известных книг — «Не говори ты Арктике — прощай».

  • 12 февраля 1981 года при заходе на посадку на остров Хейса потерпел катастрофу самолёт Ил-14, вёзший оборудование и учёных для обсерватории. Разбитый самолёт можно увидеть и поныне.
  • Остров Галля, мыс Тегетхофф

    Знамениты также скалы на оконечности острова, которые возвышаются из самого моря.

    Остров Вильчека

    Другой остров, связанный с трагическими событиями экспедиции первооткрывателей архипелага, – остров Вильчека. На высоком острове находится могила одного из участников экспедиции на судне «Адмирал Тегетхофф» Отто Криша, который был механиком на судне и умер в 1873 году от цинги.

    Остров Чампа, мыс Триест

    На мысе Триест находятся уникальные каменные образования идеально круглой формы – сферолиты, или конкреции. Марказитовые конкреции встречаются на мысе повсеместно, и размеры их от нескольких сантиметров до нескольких метров в диаметре.

    Слово «конкреции» происходит от латинского concretio – «срастание». Это стяжения, минеральные образования округлой формы в осадочных горных породах. По своему составу это песчаник. В самом центре конкреции находится органическое ядро, вокруг которого накапливался рыхлый материал континентального происхождения.

    Пролив Негри

    Острова Аполлонова и Столичка

    Эти острова с виду ничем не выделяются, и даже на морских картах обычно обозначен лишь более крупный остров – Столичка, но, как это часто бывает, всё самое интересное находится на острове радом, совсем небольшом и неприметном. В данном случае это остров Аполлонова. Остров известен тем, что тут находится одно из крупнейших лежбищ атлантических моржей, занесённых в Красную книгу РФ.

    Остров Гукера

    На острове Гукера находится заброшенная советская полярная станция «Тихая». Станция была открыта в 1929 году, а в 1959-м закрыта, но в те времена она была крупнейшей арктической научно-исследовательской станцией СССР. До сегодняшнего времени станция сохранила свой внешний вид – можно видеть своими глазами, как жили полярники в те времена.

    Скала Рубини-Рок

    Крупнейший птичий базар, на котором гнездится более 50 тысяч птиц. Среди них моевки, кайры, чистики, бургомистры и люрики. Кайры гнездятся непосредственно на уступах. Гнёзд они не строят, а откладывают яйца на голую каменную поверхность. Чайки моевки строят гнёзда из трав, лишайников и другой растительности, скрепляя её собственным помётом.

    Остров Алджера

    Земля Вильчека, мыс Геллера

    На острове находятся остатки зимовья Форт Мак-Кинли и могила Бернта Бентсена, который не смог пережить зимовку 1898-99 годов. Он был в составе экспедиции Вальтера Уэлмана, основной целью которой было покорение Северного полюса. Главный лагерь экспедиции находился на мысе Тегеттхофф острова Галля. На мысе Геллера был организован временный продовольственный склад. Он был построен из больших плоских камней и накрыт шкурами убитых моржей и медведей. Температура внутри него зимой держалась ниже 10 градусов. В январе 1899 года Бернт Бентсен умер. Однако похоронили его лишь весной. Перед смертью он просил не хоронить его до весны, так как опасался, что его тело станет лёгкой добычей для песцов и белых медведей.

    Остров Рудольфа, мыс Флигели

    Самый северный мыс архипелага Земля Франца-Иосифа – крайняя островная точка Российской Федерации и Евразии.

    Остров Рудольфа, бухта Теплиц

    В бухте Теплиц находится заброшенная метеорологическая станция, которая была построена в 1931–1932 гг. Это была вторая станция на архипелаге и поработала она до 1995 года.

    Остров Джексона

    Остров Джексона и мыс Норвегия знамениты тем, что здесь провели зиму (1895–96) Фритьоф Нансен и Ямар Йохансен. Они возвращались после попытки покорить Северный полюс, как они думали, на Шпицберген, но вышли к Земле Франца-Иосифа. У них было время подготовиться к зиме. Они настреляли моржей и белых медведей, соорудили жилище, в котором провели зиму, в основном в лежачем положении в одном спальном мешке. В Рождество они вывернули рубашки наизнанку, а в Новый год Нансен сказал Йохансену, что после всего пережитого вместе он может называть его просто Фритьоф, а не мистер Нансен, и пожал ему руку. Но они так и остались на «вы». На мысе установлен памятный знак и есть остатки зимовья.

    Остров Нордбрука, мыс Флора

    Отличительной особенностью архипелага Земля Франца-Иосифа является наличие большого количества исторических мест – остатков зимовочных лагерей экспедиций, которые планировали использовать архипелаг как стартовую площадку для достижения Северного полюса, а некоторые экспедиции попадали на архипелаг после неудачных попыток покорить вершину планеты. Практически все экспедиции на Землю Франца-Иосифа останавливались на мысе Флора острова Нордбрука.

    Остров был открыт экспедицией Бенжамина Ли-Смита в 1880 году. Здесь же зимовала его вторая экспедиция 1881–1182 гг. Зимовка была вынужденной. Изначально Ли-Смит планировал зимовать на острове Белл. В 1894 году британец Фредерик Джексон построил на мысе Флора первое поселение – Элмвуд. Остатки строений экспедиции можно увидеть и сейчас.

    В 1896 году на мысе Флора произошла историческая встреча Фритьофа Нансена и Фредерика Джексона. 17 июня к мысу подошли двое. Никто их не ждал и не встречал, и они сами не ожидали никого здесь встретить. Это были известный полярный исследователь Фритьоф Нансен и его спутник Фредерик Ямар Йохансен. С ног до головы они были покрыты копотью и грязью, и при себе у них были два каяка и нарты. За три года на специально построенном для плаваний во льдах и зимовок судне «Фрам» Нансен и его 12 спутников планировали покорить Северный полюс.

    В 1893 году «Фрам» вмёрз в острова севернее архипелага Новосибирские острова. Судно прошло значительно южнее. После двух лет, проведённых во льдах, «Фрам» достиг своего самого северного географического положения. В 700 километрах от Северного полюса Нансен и Йохансен покинули судно и отправились покорять полюс на собачьих упряжках и каяках. 8 апреля они достигли рекордной широты 86 градусов 14 минут северной широты и были вынуждены повернуть на юг к архипелагу Земля Франца-Иосифа. После зимовки на острове Джексона на мысе Норвегия они двинулись на юг и достигли мыса Флора, где встретились с экспедицией Джексона. Эта встреча фактически спасла им жизнь. В своё время Нансен не взял собой на «Фрам» Фредерика Джексона, так как считал, что Северный полюс должен быть покорён норвежцами. Джексон был из Великобритании.

    ОТКРЫТИЕ

    Парадокс. Эти океанические острова открыла морская экспедиция австрийцев - нации, не имеющей выхода к морю. Да еще на судне, названном в честь австрийского адмирала. В те времена, правда, Австрия в Европе контролировала совсем другую территорию, чем теперь.

    Эта земля была открыта в 1873 г. австрийской экспедицией под руководством лейтенантов Юлиуса Пайера и Карла Вайпрехта . Случайно.

    Целью экспедиции было обнаружение Северо-Восточного прохода из Атлантического океана в Тихий. Специально построенное деревянное паровое судно «Адмирал Тегетхоф» вышло из германского Бремерхафена 13 июня 1872 г. 21 августа у западного побережья Новой Земли судно вмерзло в лед и вместе с ним стало дрейфовать на северо-запад. Спустя год, 30 августа 1873 г. льды привели «Адмирала» к берегам, предсказанным Ломоносовым, Шиллингом и Кропоткиным, З. Ф. И. - ИМЯ , .

    Цитата. Около полудня мы стояли, облокотившись о борт корабля, и бесцельно глядели в туман, который то тут, то там начинало разрывать. Внезапно на северо-западе туман рассеялся совсем, и мы увидели очертания скал. А через несколько минут перед нашими глазами во всем блеске развернулась панорама горной страны, сверкающей своими ледниками. В первое время мы стояли точно парализованные и не верили в реальность открывавшейся перед нами картины. Затем, осознав наше счастье, мы разразились бурными криками: «Земля, земля!» Нам подарил ее каприз пленившей нас льдины... Нас привела сюда случайность.

    Ю. Пайер

    В честь своего монарха обнаруженную сушу австрийцы назвали Землей Кайзера Франца-Иосифа. Обнаруженную, но еще не потроганную ногой.

    Лишь спустя два месяца, когда дрейфующее со льдами судно вмерзло в береговой припай, участники экспедиции смогли высадиться на берег небольшого острова на юго-востоке архипелага. Остров назвали в честь графа Вильчека , субсидировавшего экспедицию (впоследствии он стал президентом Австрийского географического общества) .

    Потом - полярная ночь, начавшаяся цинга, охота на белых медведей. С появлением солнца - исследования архипелага.

    В мае 1874 г. экспедиция покинула остававшийся в ледовом плену «Тегетхоф» и на санях по льдам, преодолевая полыньи на шлюпках, за 96 дней добралась до Новой Земли. Там им посчаст-ливилось встретиться с артелью поморов во главе с Ворониным . Приняв пострадавших на борт своей шхуны «Николай», он доставил их в норвежский порт Вардё. Оттуда австрийцы, на 812-й день от начала экспедиции, вернулись на родину.

    Для австрийской экспедиции, как и для многих исследователей, стремившихся в те годы к полюсам, такие путешествия были в значительной мере экстремальным спортом для богатых. Насколько те подвиги чужды и непонятны были народу, с юмором показал чех Ярослав Гашек, некогда тоже подданный Франца-Иосифа.

    Цитата

    Помнится, поговаривали, что у Австрии есть колонии, проронил Швейк, - где-то на севере. Какая-то там Земля императора Франца-Иосифа.

    Бросьте это, ребята, - вмешался один из конвойных. - Нынче вести разговор о какой-то Земле императора Франца-Иосифа опасно. Самое лучшее - не называйте имен.

    А вы взгляните на карту, - перебил его вольноопределяющийся. - На самом деле существует Земля нашего всемилостивейшего монарха, императора Франца-Иосифа. По данным статистики, там одни льды, которые и вывозятся на ледоколах, принадлежащих пражским холодильникам. Наша ледяная промышленность заслужила и за границей высокую оценку и уважение, так как предприятие это весьма доходное, хотя и опасное. Наибольшую опасность при экспортировании льда с Земли Франца-Иосифа представляет переправа льда через Полярный круг. Можете себе это представить?

    Конвойный пробормотал что-то невнятное, а начальник конвоя, капрал, подошел ближе и стал слушать объяснения вольноопределяющегося. Тот с глубокомысленным видом продолжал:

    Эта единственная австрийская колония может снабдить льдом всю Европу и является крупным экономическим фактором. Конечно, колонизация подвигается медленно, так как колонисты частью вовсе не желают туда ехать, а частью замерзают там. Тем не менее с улучшением климатических условий, в котором очень заинтересованы министерства торговли и иностранных дел, появляется надежда, что обширные ледниковые площади будут надлежащим образом использованы. После постройки нескольких отелей туда будут привлечены массы туристов. Необходимо, конечно, для удобства проложить туристские тропинки и дорожки между льдинами и накрасить на ледниках туристские знаки. Единственным затруднением остаются эскимосы, которые тормозят работу наших местных органов…

    Капрал слушал с интересом. Это был солдат сверхсрочной службы, в прошлом батрак, человек крутой и недалекий, старавшийся нахвататься всего, о чем не имел никакого понятия. Идеалом его было дослужиться до фельдфебеля.

    - …не хотят подлецы эскимосы учиться немецкому языку, - продолжал вольноопределяющийся, - хотя министерство просвещения, господин капрал, не останавливаясь перед расходами и человеческими жертвами, выстроило для них школы. Тогда замерзло пять архитекторов-строителей и...

    Каменщики спаслись, - перебил его Швейк. - Они отогревались тем, что курили трубки.

    Не все, - возразил вольноопределяющийся, - с двумя случилось несчастье. Они забыли, что надо затягиваться, трубки у них потухли, пришлось бедняг закопать в лед. Но школу в конце концов все-таки выстроили. Построена она была из ледяных кирпичей с железобетоном. Очень прочно получается! Тогда эскимосы развели вокруг всей школы костры из обломков затертых льдами торговых судов и осуществили свой план. Лед, на котором стояла школа, растаял, и вся школа провалилась в море вместе с директором и представителем правительства, который на следующий день должен был присутствовать при торжественном освящении школы. В этот ужасный момент было слышно только, как представитель правительства, находясь уже по горло в воде, крикнул: «Gott strafe England!» Теперь туда, наверно, пошлют войска, чтобы навести у эскимосов порядок. Само собой, воевать с ними трудно. Больше всего нашему войску будут вредить ихние дрессированные белые медведи.

    Этого еще не хватало, - глубокомысленно заметил капрал...

    Ярослав Гашек.
    Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны

    В честь него названа еще и группа островов во главе с очень крупным. Это Земля Вильчека на востоке З. Ф. И.

    Федор Иванович Воронин - дед знаменитого советского капитана ледокольного флота Владимира Ивановича Воронина, зверопромышленник, мещанин Сумского Посада (ныне в Карелии, восточнее Беломорска).

    Австрийская экспедиция, которой руководил Юлиус Пайер и Карл Вейпрехт, в далеком 1872 году отправилась на поиски Северо-восточного прохода, который должен был ознаменовать открытие наиболее короткого пути между Дальним Востоком и Европейской частью тогдашней России. Команда исследователей находилась на парусно-паровом судне «Тететгофф». Корабль был затерт льдами к северо-западу от Новой Земли. 30 августа 1873 года он причалил к берегам неизвестной до тех пор земли, которая оказалась обширным архипелагом. Ученые, подумав, дали новооткрытой территории имя австрийского императора Франца Иосифа.

    Первые шаги

    Исследователи приступили к ознакомлению с южной частью архипелага в 1873 году, а уже весной 1874 пересекли его весь с юга на север, путешествуя только лишь на одних санях. Тогда же они составили первую карту. Вслед за этим британец Фредерик Джонсон с 1895 по 1897 годы произвел ряд важных обследований на юго-западе, юге и в центре архипелага. Как оказалось, он состоит из значительно большего числа островов, чем ученые думали ранее. На карте Пайера архипелаг, однако, был несколько грандиознее, чем позже заявил Джонсон. Уже ближе к середине ХХ века на острове Рудольфа была создана первая советская база воздушной экспедиции на Северный полюс. На острове стала действовать полярная станция. На сегодняшний день земля Франца Иосифа I состоит из 191 острова, а общая площадь архипелага составляет шестнадцать тысяч квадратных километров. На 90% она покрыта вечными льдами и является частью Архангельской области. Уже во времена современных исследований в 2008 году проходила экспедиция на атомном ледоколе «Ямал». Тогда ученые и смогли открыть новый остров под названием – Нортбрук. Объект немного позже решили переименовать в честь арктического первооткрывателя.

    В свое время о существовании данной территории догадывался даже Ломоносов, но тогда на его предложение попросту не захотели обращать внимания. Похожую гипотезу также высказывал несколько позже известный географ Петр Кропоткин, но финансирования на достаточно серьезную экспедицию, ему никто не выделил. Российский флаг на земле Франца Иосифа был водружен только лишь в 1914 году. Присутствие удалось закрепить также через 15 лет, когда на острове начала функционировать первая советская научная станция, куда каждый год отправлялись экспедиции. С тех пор землей Франца Иосифа Россия заканчивается на севере.

    Огромная северная область

    Земля Франца Иосифа входит в обширный перечень из 191 острова, общая территория которых составляет более чем 16 тысяч квадратных километров. Если сравнивать, то это больше чем, к примеру, площадь Кувейта. Архипелаг на 85% покрыт ледниками и входит в состав Архангельской области. Из-за этого регион является крупнейшим в европейской части государства. Его площадь превышает территорию Испании и Франции.

    Последнее пристанище для Седова

    Более ста лет назад, еще в 1913 году экспедиция, которую возглавил Георгий Седов, достигла земли Франца Иосифа и направлялась к полюсу. «Михаил Суворин» (интересно, что данный корабль до выхода из Архангельской области носил более сакраментальное название – «Святой великомученик Фока») вынужден был провести зиму на бухте у острова Гукера, которой позже сменят название на Тихая. Крайне тяжелые условия существования и болезнь Седова не стали причиной для того, чтобы исследователь вместе с двумя товарищами отправился в сторону полюса на обыкновенных упряжках с псами. Через несколько дней начальник экипажа скончался неподалеку от острова Рудольфа. Там Седова и похоронили, а флаг, который он нес, поместили ему в могилу.

    У природы нет плохой погоды…

    Исключение составляет, разве что, Земля Франца Иосифа. Все дело в том, что территория архипелага находится севернее 80 градуса северной широты. Это означает, что для него характерными является полярные день и ночь. В среднем, ночь тут длиться около 125 дней, а день – 140. О суровости зим и говорить не стоит, ведь все время тут буйствуют ветра, а температура достигает 25 – 30 градусов со знаком минус. Лишь в июле температура может достичь, максимум, 1 – 3 градусов по Цельсию со знаком «плюс».

    Природное разнообразие

    55 тысяч птиц, обитающих на одной скале – это на самом деле не вымысел. Крупнейший птичий рынок обитает у Рубини-Рок, что у бухты Тихая. Высота скалы достигает 174 метров и напоминает, скорее, природную многоэтажку. Разные виды пернатых достигает селятся на различных уровнях.

    В память о любимых женщинах Нансена

    Три острова на Земле Франца-Иосифа были названы в честь возлюбленных женщин популярного норвежского исследователя Фритьофа Нансена. Знаменитая полярная экспедиция, целью которой было изучение Северного полюса, судно «Фрам» вынуждено было пристать к северо-восточным берегам архипелага на перезимовку. В результате Нансен открыл острова Ева, Лив и Аделаида, назвав их так в честь дам. В результате, однако, выяснилось, что это все территория одного острова, потому во время советской экспедиции 1932 года его переименовали, дав актуальной название Ева-Лив. Ева – это супруга Нансена. Она, как и муж, обожала исследование, зимние виды спорта и стала первой в Норвегии женщиной, которая одела брюки во время лыжной ходьбы, чем произвела общественный «бум». Первую дочку звали Лив. Она в благодарность за то, что тот назвал остров ее именем, написала позже о нем книгу, где рассказала о подвигах. Аделаида – мать Нансена.

    Самое северное отделение Почты России

    На сайте главной почтовой службы Российской Федерации в августе 2005 года было объявлено о том, что она открывает отделение на станции «Архангельск 163100». Располагается оно, если быть точнее, на острове Хейса, который так назвали в честь американского врача и исследователя. Если верить сайту, то почта работает лишь один день в неделю и то с 10 до 11 утра.

    Собранные в букет страны

    Мысы и острова на Земле Франца Иосифа названы не только в честь конкретных людей, исторических личностей и исследователей, но и в честь различных государств. Если внимательно рассматривать карту архипелага, то можно узнать, что пролив между островами Грили и Пайера назван Американским, а пролив между Пайера и Джексона – Итальянским. Также на острове Джексона имеется небольшой кусочек местности, который назван Норвегии.

    Ледяная помойка

    Ни для кого не секрет, что арктическую пустыню уже давным-давно следует хорошенько убрать. Во время форсированного освоения Арктики после Второй мировой войны территория архипелага была забита мусором. Большую часть такого составляли ржавые бочки из-под горюче-смазочных материалов. Правительство России выделило около 1,5 миллиарда рублей для очистки архипелага. В прошлом году массовая уборка была проведена на Земле Александры и острове Гукера. В результате, на утилизацию отправили около 6 тысяч тонн отходов и 1700 тонн смазочных материалов.

    Николай Офицеров

    ВОДА СВЕРГАЕТСЯ С ВЕРШИНЫ АУЯНТЕПУИ, В ПЕРЕВОДЕ ОЗНАЧАЮЩЕЙ "ГОРА ДЬЯВОЛА". Возможно, Анхель не так живописен, как водопады Виктория и Ниагара, но он самый высокий в мире - чтобы достичь земли, водяной поток Анхеля пролетает почти километр. Он в 20 раз выше, чем Ниагарский водопад! Высота падения настолько велика, что, прежде чем достичь земли, вода распыляется на мельчайшие частички и превращается в туман, который виден за несколько километров от водопада.

    Падающий водный поток устремляется в реку Кереп. Доступ к водопаду затруднен из-за отсутствия дорог и густого тропического леса. Добраться к уникальному памятнику природы можно только по воздуху или по реке.

    Аборигены Венесуэлы знали о Салто Анхель с незапамятных времен, но для цивилизованного мира он был открыт лишь в 1910 году испанским исследователем Эрнесто Санчесом Ла Крус. Вторичное, уже официальное открытие водопада состоялось в 1935 году, когда американский летчик и золотоискатель Джеймс Крофорд Эйнджел, пролетая над этой местностью, приземлился на вершине одинокой горы в поисках золота. Его моноплан "Фламинго" застрял в болотистых джунглях, и он заметил впечатляющий водопад, простирающийся вниз на тысячи футов. Золотоискателю не слишком повезло - добираться до цивилизации ему пришлось 11 миль, а самолет так и остался лежать прикованным к горе, ржавеющим памятником его открытию. Вскоре весь мир узнал о водопаде, получившем известность как водопад Анхель, в честь пилота, обнаружившего его.

    Самолет Джимми Эйнджела оставался в джунглях на протяжении 33 лет, пока не был поднят вертолетом. В настоящее время он находится в Музее авиации в Маракае.

    Официальная высота водопада была определена экспедицией Национального географического общества в 1949 году. Сегодня водопад Анхель считается главной достопримечательностью Венесуэлы.

    20 декабря 2009 года на своем еженедельном шоу президент Венесуэлы Уго Чавес переименовал водопад Анхель в Керепакупаи-меру, в соответствии с одним из местных его названий. Изначально было предложено название Чурун-меру, однако дочь президента заметила, что такое название носит один из самых маленьких водопадов этой области, поэтому Чавес предложил другое название. Такое решение президент объяснил тем, что водопад был собственностью Венесуэлы и частью ее национального богатства задолго до того, как появился Джеймс Эйнджел, и водопад не должен носить его имя. Однако на картах мира он не был переименован.

    Затерянные посреди океана кусочки суши под названием Тристан-да-Кунья уникальны в своем роде и являются самым удаленным обитаемым архипелагом на нашей планете - до ближайшей земли - острова Святой Елены - более 2 тысяч километров. Архипелаг входит в состав британской заморской территории остров Святой Елены, а его столица носит весьма романтичное название - Эдинбург семи морей.

    ПЕРВОЕ УПОМИНАНИЕ ОБ АРХИПЕЛАГЕ, КОТОРЫЙ НАХОДИТСЯ ПРАКТИЧЕСКИ в центре Атлантики, датировано 1506 годом, когда мимо его берегов проплывал португальский мореплаватель Триштан да Кунья. Эту группу мелких островов вулканического происхождения, отличающихся скалистыми берегами и горным рельефом, первопроходец назвал своим именем.

    Нога человека впервые ступила на сушу архипелага лишь через 261 год после этого знаменательного события - исследовать местность решились французские моряки. Первым местным поселенцем стал американец Джонатан Ламберт. Поселившись на одном из островов Тристан-да-Кунья в 1810 году, уроженец Массачусетса умер через два года.

    Главный остров архипелага сформировался около миллиона лет назад. Здесь же расположена самая высокая точка островов: вулкан под названием Пик королевы Марии (2055 метров). Постоянно на острове проживает не более 300 человек. Несмотря на теплый климат, на островах нет бабочек, рептилий и млекопитающих. Зато здесь обитает самая маленькая нелетающая птица в мире - тристанский пастушок.

    Основной вид деятельности местных жителей - рыбалка. Практически всем необходимым для жизни их обеспечивает океан. Остальное доставляют проходящие мимо суда. Стоит отметить, что от архипелага до Африки 2816 км, до Южной Америки 3360 км, а до острова Святой Елены 2161 км. Острова не связаны регулярными пассажирскими рейсами с материком. Однако сюда можно добраться на рыболовецких и научных судах.

    Примечательно, что острова весьма популярны в мировой литературе, именно здесь, на архипелаге Тристан-да-Кунья, "побывали" герои романа Жюля Верна "Дети капитана Гранта" во время их кругосветного путешествия по 37-й параллели. Кроме того, одно из извержений пика Королевы Марии, произошедшее в 1961 году, и его последствия описаны в романе Эрве Базена "Счастливцы с острова Отчаяния".

    Это извержение стало вторым крупным в истории архипелага. Первое из известных произошло в 1906 году. Оба раза жители острова эвакуировались в ЮАР и Великобританию, но, когда утихало буйство природы, вновь возвращались домой.


    Остров Питкэрн стал знаменитым после многочисленных экранизаций трагической истории британского корабля "Баунти", на борту которого вспыхнул мятеж. После его "успеха" зачинщики на захваченном корабле с минимальными запасами продовольствия и оружия бороздили просторы океана в поисках убежища.

    В Январе 1790 г., после ЧетырехмесЯЧного плаваниЯ, мЯтежники достигли побережья Питкэрна, где и создали поселение вдали от британского правосудия, затопив корабль. Население острова состояло из предводителя мятежа Флетчера Кристиана, восьми других мятежников (10 человек погибли во время поисков убежища) и 18 таитян.

    Столица острова Адамстаун со временем выросла до небольшого опрятного городка, населенного христианами, в основном адвентистами седьмого дня, когда капитан американского судна "Топаз" Мейхью Фолджер вновь открыл Питкэрн, исследуя эти воды с целью раскрыть 19-летнюю к тому времени тайну исчезновения "Баунти". Якорь "Баунти", обнаруженный экспедицией Национального географического общества, теперь красуется на постаменте у стен здания суда, а несколько ниже установлены поднятые со дна моря орудия с "Баунти".

    Остров не может похвастать пляжами. На большом расстоянии от берега плавать небезопасно - течения вокруг острова достаточно сильные и непредсказуемые.

    Церковная служба по субботам - наиболее почитаемое мероприятие на острове. Островитяне проводят ее со всеми положенными церемониями. Каждый год 23 января празднуется дата высадки на остров экипажа "Баунти". В течение празднования этого события поперек залива Баунти-Бей по воде буксируют горящую модель судна, инсценируя крушение корабля. А затем проводится шумный праздник с традиционными фольклорными номерами, угощением для всех собравшихся и небольшим фейерверком. В настоящее время между Новозеландским туристическим консорциумом и властями Питкэрна достигнута договоренность о строительстве на острове туристического курорта.


    Архипелаг Земля Франца Иосифа - самый ближайший к Северному полюсу в Восточном полушарии, считается территорией России.Он был открыт в 1873 году. Существование этих островов к востоку от Шпицбергена предсказывал еще Ломоносов.

    АРХИПЕЛАГ БЫЛ ОТКРЫТ СОВЕРШЕННО СЛУЧАЙНО: австро-венгерская экспедиция под руководством Карла Вейпрехта и Юлиуса Пайера на парусно-паровой шхуне "Адмирал Тегетгофф", отправившаяся в путешествие для открытия северо-восточного прохода, была затерта льдами к северо-западу от Новой Земли. Австрийские путешественники дали новооткрытой земле имя австро-венгерского императора Франца Иосифа I.

    Сегодня это один из редких необжитых уголков на земле. Архипелаг Земля Франца Иосифа включает 192 острова, 83% территории которых покрыто вечным льдом. Пару десятков лет назад на архипелаге действовали многочисленные российские полярные станции. Сейчас они покинуты, кроме одной на о. Хейса, и весь архипелаг полностью во власти дикой природы. Белые медведи подходят прямо к борту ледокола, встают на задние лапы и внимательно изучают людей. Здесь можно наблюдать многочисленные колонии моржей, встретить песцов, белух и китов, а также множество арктических птиц.

    Главными полезными ископаемыми архипелага являются бурые угли, фосфориты и связанные с ними попутные компоненты - титан, ванадий, иттрий, скандий, редкоземельные металлы, торий.

    На архипелаге отсутствует постоянное население. Нет ни одного муниципального образования и населенного пункта. Временное население составляют ученые на исследовательских станциях, пограничники ФСБ и военнослужащие части ПВО, осуществляющей противоракетную оборону России с северного направления.

    Большая часть островов покрыта ледниками, на свободных от них местах множество озер, большую часть года покрытых льдом. Флора довольно скудная, господствуют мхи и лишайники. Встречаются также полярный мак, камнеломки, крупки, полярная ива.