Почему мы любим детективы

Ни для кого не секрет, что каждый человек обладает индивидуальным вкусом. Предпочтения людей различаются во всех областях: в кулинарии, стиле одежды, литературе. Кинематография тоже не является исключением из этого правила.

Психологи утверждают, что по кинематографическим пристрастиям можно довольно многое сказать о характере человека. Например, те, кто любит ужастики и триллеры, скорее всего не получают в повседневной жизни острых впечатлений, а их будни кажутся им пресными и скучными. Специалисты считают, что люди, постоянно стремящиеся смотреть фильмы ужасов, имеют подсознательные фобии или другие скрытые проблемы, при этом сами они этого не осознают. Однако во время просмотра страшных фильмов их потребность в избавлении от страха компенсируется и благодаря этому они могут еще некоторое время пожить спокойно.

Люди, которые любят бразильские и мексиканские сериалы, скорее всего страдают от недостатка проявления эмоций, в повседневной жизни им не хватает романтических атрибутов, заверений в вечной любви и других красочных событий. Чаще всего они понимают, что такого в их жизни никогда не произойдет, поэтому ищут и находят романтику в подобных фильмах.

Считается, что комедии нравятся всем, поскольку несут в себе положительную энергию и делают взгляд на жизнь легким. Однако, если человеку нравятся низкопробные фильмы, весь юмор в которых сосредоточен в области «ниже пояса», это является показателем того, что он не обладает способностью тонко воспринимать красоту окружающего мира и идет по жизни, следуя только инстинктам. Такие люди зачастую агрессивны и скандальны, к тому же, они не всегда могут справиться с собственной жестокостью и грубостью.

Незатейливые кинокартины про счастливую любовь нравятся девушкам с легким и веселым характером, они ищут в них ту самую романтику, которую мечтают видеть в своей жизни.

Люди, которые с удовольствием смотрят детективы, свойственно четкое аналитическое мышление, а к своей жизни они подходят с рациональностью. Если у таких людей возникают проблемы, они ищут наиболее легкий путь для их решения. Любители детективов являются прекрасными аналитиками, они безошибочно определяют основную суть ситуации, затерянную среди множества мелких деталей.

Кинофильмы в фантастическом жанре нравятся людям, склонным верить во все, что нельзя потрогать руками и увидеть собственными глазами. Эти люди отличаются развитой интуицией, в жизни они руководствуются эмоциями, а не рациональностью. С такими людьми очень интересно общаться, но порой они могут сильно удивить нетрадиционностью.

Мультфильмы и сказки любят те, кто подсознательно отказывается трезво оценивать собственную жизнь. Про этих людей говорят, что они «витают в облаках», они не приспособлены к решению проблем. Психологи утверждают, что если человек устает от повседневных проблем, ему может помочь просмотр забавных и смешных мультфильмов.

Большинство людей не понимает альтернативного кинематографа. Некоммерческие кинокартины привлекают внимание больших оригиналов и людей с нетипичным мышлением. Нельзя не признать, что, несмотря на то, что общество обычно не признает таких людей, они обычно добиваются неплохих успехов в жизни.

Материал для публикации любезно предоставлен сайтом TvCok.ru - свежий подход к онлайн-фильмам. Здесь можно , а также другие жанры кинематографического искусства.

Детектив один из распространенных жанров, охватывающий широкий круг читателей. Любят как классические детективы Эдгара По, Артура Конан Дойла, Агаты Кристи и др., так и современные детективные романы Дарьи Донцовой, Александры Марининой, Татьяны Устиновой… Я встречалась с разными мнениями по поводу детективов классических и современных. Одни считают чересчур заумными и тяжёлыми классические детективы, другие категорично и резко осуждают современные за отсутствие серьёзного смысла и захватывающего сюжета. Кто-то ценит классические за необычность и красочность, а кто-то любит современные за то, что с ними можно прекрасно отдохнуть. Каждому своё. Я больше предпочитаю классические детективы. Мне кажется, что они насыщеннее, динамичнее, «острее» по содержанию, и каждый рассказ, несмотря на то, что имеет такое же строение, как и остальные, индивидуален и необычен. Можно перечитывать такие рассказы снова и снова.

Классические детективы, или английские детективы. Это так называемые «детективы закрытой комнаты». Когда есть десять человек в замкнутом пространстве, в замке, ну или на острове. Есть труп или даже несколько трупов. Есть всякие полунамёки которые детективщик расставляет по своему повествованию, есть тупая, но метко стреляющая полиция-милиция, есть мудрый следователь-любитель, как правило старичок или старушка… Так вот, в классическом детективе всё узнается почти на последней странице. И всегда оказывается, что убийца с самого начала находится среди действующих лиц».

Итак, мы узнали, что такое классический детектив.

Как уже было сказано выше, помимо классического (самого главного вида детектива) существует несколько поджанров детектива. Они очень широко распространены в современной детективной литературе. Я решила рассмотреть некоторые современные детективы, провести сравнительный анализ с классическими детективами, выявить общие черты и различия и понять, как относятся к ним современные читатели. Вот что говорит уже упомянутый выше герой детского детектива Феликс Куропяткин о современном детективе в целом:

«Есть детектив современный. Не очень интересный. Охарактеризуется тем, что автор наталкивает в такой детектив целую кучу ложных подозреваемых. И объект подозрений постоянно меняется по ходу повествования. Ситуация быстро разворачивается, стрельбы много всякой. А в конце оказывается, что убийца тот, на кого никто бы и не подумал».

Я остановилась на рассмотрении наиболее распространённых детективов: женских и детских. Прежде всего, я обратила внимание на построение сюжета в этих произведениях: обнаружилось, что композиция многих современных детективов не похожа на композицию классических. В этом заключается одно из главных различий между ними. Если в классическом все элементы строго расположены на своих местах, упорядочены, то в современном всё наоборот. Трудно распределить по элементам сюжета и правильно расположить всю информацию в современном детективе. Например, может быть так, что вплетены две или несколько детективных истории в один рассказ («Ворюга в клеточку»).

Следовательно, выделяется несколько завязок, основных частей (развитий действия) и кульминационных моментов. Или в романе «Запасной инстинкт» есть целая «пропасть» между обнаружением преступления и развитием действия. В этом промежутке автор на время покидает главного героя и переключается на остальных персонажей. Также главный герой не сразу решает начать расследование. Экспозиция в современном детективе небольшая, автор сообщает только самое важное, чтобы подготовить читателя, и сразу переходит к делу, т.е. к преступлению. Кульминация всегда сопровождается стрельбой или другими оперативными действиями и присутствием милиции (чтобы сразу арестовать преступника). Это наиболее яркие различия между композицией современного и композицией классического детективов.

Когда я прочитала несколько детективов, в моём представлении возник интересный образ. Детектив стал ассоциироваться с картинкой из книжки моей младшей сестры. На этой картинке изображен самый обыкновенный человек. И все элементы детективного произведения, без которых произведение вовсе не может быть детективным, перевоплотились в части человеческого тела, без которых человек не может быть человеком.

Вот скажите, разве может человек быть человеком, если у него вдруг нет головы? Не может. Также и с детективом. Детектив совсем не детектив, если в нём отсутствует сыщик. Логика понятна?

Теперь возьмём главный, на мой взгляд, элемент детектива - преступление. Преступление в моём видении соотносится с туловищем человека. Почему? Потому что именно к нему прикрепляется голова (сыщик) с помощью шеи (это те сведения и факты, опираясь на которые, сыщик разгадывает тайну преступления). Узнав о преступлении сыщик немедленно начинает расследование. Расследование - это действие, определённый труд. Значит, расследование у детектива - это руки. Что же ассоциируется с ногами? Ноги - это движение. Я считаю, что скорость - это тоже неотъемлемый элемент детектива. От неё зависит, будет ли интерес читателя угасать или наоборот находиться в постоянной активности. Теперь детали. Детали, как отмечалось ранее, играют важную роль в детективе. Также и у каждого человека есть свои, свойственные только ему и отличающие его от других людей детали. Представьте, например, голову человека без волос, без ушей, без глаз, без носа и т.д. Получится что-то неопределенное, не правда ли? Если автор в детективе оставит сыщика без подобных описательных деталей, то произведение потеряет определённую долю ценности. И не только сыщик, все элементы должны быть представлены читателю достойно.

И ещё, чуть не забыла. У каждого человека есть душа. Это далеко не часть тела, но о ней важно упомянуть. Я считаю, что душой является интрига. Что такое интрига? Вот определение из словаря: интрига - последовательный ряд событий, действий в драме или повествовании, составляющий занимательную основу произведения. Обратите внимание на выделенное слово. Если интриги в детективе нет, то и красивые описания не помогут зацепить читателя.

Возможно, вы во многом со мной не согласитесь и найдёте в этом сравнении множество противоречий. Но это плоды моего воображения, а воображение, как известно, вещь непредсказуемая.

Я считаю, что чтением детективов пренебрегать не стоит. Хороший детектив, как и всякая хорошая книга, помимо хитроумных загадок содержит много жизненной, полезной информации, «пищи» для размышлений. Этот жанр универсален, подходит для всех. И любитель логических задач, и человек увлекающиеся психологией, и собиратель разных сведений, и тот, кто с жадностью следит за каждой мыслью автора или просто любит анализировать и размышлять - все могут найти в детективе что-нибудь своё. Это хорошая возможность отвлечься от некоторых проблем и отдохнуть и, одновременно, отличная зарядка для ума. Читая детектив, можно и развлечься и подумать о чём-то серьёзном и значимом. И самое главное, что все эти противоположности гармонично уживаются в одном жанре.

Кто не любит детективы – поднимите руку! Только давайте будем честными хотя бы сами с собой. Ведь хорошие детективы любят все. Даже самые упрямые снобы, которые признают исключительно Достоевского, по ночам, когда их никто не видит, потихоньку читают детективы, которые хранят на заветной полочке. Утром можно будет опять рассуждать о том, что детектив родился и умер вместе с Эдгаром По, превратившись из высокой литературы в брошюрки для малограмотных, но пока ночь – можно расслабиться и наслаждаться очередной детективной историей. Но почему? Откуда у детектива такая популярность? Такая всеобщая любовь к криминальным историям?

Конечно, у детектива лихо закрученный сюжет, обычно включающий в себя истории на любой вкус: тут и возможность сопереживать чужой любовной интриге, и тренировка в решении загадок, и кладоискательство, и мистика – все, что угодно. Детектив – это своеобразная сборная солянка, салат-ассорти, в котором можно выбрать собственный лакомый кусочек. И все же это только оболочка. Причины популярности детективного жанра лежат глубже.

Одна из базовых потребностей человека – потребность в самореализации. Увы, не всегда и не у всех жизнь складывается таким образом, чтобы полностью удовлетворить эту потребность. Возможно, около вон того станка стоит несостоявшийся Паганини, а вот этот посредственный врач мог бы стать блестящим писателем.

Любой детектив, даже самый серенький, предлагает читателю (или зрителю) возможность участия в действии – путем решения загадки. Читатель может поставить себя на место Шерлока Холмса и попытаться решить задачу – ведь его вниманию предлагается не просто загадка, но и все исходные данные, необходимые для ее решения. Это ли не самореализация? Докажи, что ты умнее Шерлока Холмса, Перри Мейсона, комиссара Мегрэ и Анри Дюпена вместе взятых! Причем, для этого даже не нужно выходить из дому. Уютное кресло, книга на коленях – и возможность самореализации обеспечена.

Кстати сказать, подобную возможность предлагают и различные кроссворды, чайнворды, сканворды и т.д. Поэтому их любителей великое множество. Но ни один кроссворд не может предложить удовлетворения первой базовой потребности человека – потребности в выживании. А вот детектив – может!

Для того, чтобы успешно выживать, человек должен уметь решать довольно запутанные загадки (зачастую то, что предлагает нам жизнь, куда как более запутано, чем любая сверхсложная детективная история). Кроме того, решать эти загадки нужно быстрее противника. Представляя себя на месте следователя из очередного детектива, нужно успеть решить загадку быстрее, чем он, придумать способы запутать и поймать преступника, переиграть его. Подобные упражнения с книгой в руках (или фильмом перед глазами) приносят чувство удовлетворения, душевного комфорта: «я оказался умнее, хитрее преступника, значит, я могу успешно выживать!».

Попробуйте найти нечто подобное в других жанрах. Попытайтесь удовлетворить свое чувство самосохранения с помощью чтения, к примеру, «Ромео и Джульетты». Разве что порадуетесь, что в наше время не так просто достать столь убийственные яды, да и семейная вендетта как-то измельчала, так что юным влюбленным уже нет необходимости травиться. Попробуйте самореализоваться с помощью чтения, скажем, «Гамлета». Не выйдет. Этот сюжет уже был использован для самореализации неким Шекспиром, и нам всем остается лишь наслаждаться плодами его трудов (разве что если вы решитесь выйти на сцену).

Но детектив… О! Можно разгадывать загадки, охотиться за преступником, принимать участие в перестрелках и погонях, додумывать сюжет… И каждый раз убеждаться – да, мы можем выживать! Мы умнее, хитрее, сильнее, чем любая опасность!

С точки зрения возможности реализации базовых человеческих потребностей с детективом не сравнится никакой другой жанр. Тут он вне конкуренции. И поэтому даже отчаянные снобы будут хотя бы потихоньку, но все же читать детективы. Чтобы убедиться – они могут успешно противостоять любым напастям.

Детективы традиционно отказываются причислять к «высокой» литературе. Литературные эстеты не желают о них даже слышать, а того, кто замечен с подобным «чтивом» в руках, подвергают остракизму. Доходит до того, что люди начинают скрывать свою любовь к криминальному жанру. А между тем большинство детективных историй вовсе не рассчитаны на индивидов с низким уровнем интеллекта и даже способны принести немало пользы…

Возьмем, к примеру, Александру Маринину, Полину Дашкову или Татьяну Полякову, которые считаются символами российского «женского» детектива. Да, может быть, их произведения и не являются литературными шедеврами в привычном смысле этого слова, но ведь авторы и не ставят перед собой задачи стать «властителями умов»! Их сюжеты достаточно оригинальны и часто заставляют задуматься. Например, романы той же Донцовой представляют собой настоящую «энциклопедию русской жизни». Из них мы можем узнать о том, как живут представители всех слоев общества – от верхов до самых низов. Кроме того, из детективов можно почерпнуть массу полезной информации, о которой даже не всегда прочтешь в Интернете. В том числе и практического характера, скажем, или как решать какие-то житейские проблемы.

Итак, какую же пользу можно извлечь из чтения детективов? Давайте по порядку.

Во-первых, детективы учат думать. Как правило, читатель вынужден шевелить мозгами, вычисляя, кто же в конце концов окажется преступником. И таким образом мозги тренируются.

Во-вторых, они учат концентрировать внимание на деталях. Ведь именно мелочи, на которые не всегда обращаешь внимание, впоследствии оказываются важными и указывают на разгадку преступления и его виновника. Чаще всего в детективных историях вещи не упоминаются просто так: «если в первом акте на стене висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить». Допустим, в коллекции одного из персонажей есть кинжал с красивой изогнутой ручкой, отделанный драгоценностями, а в конце выясняется, что этот персонаж и есть убийца, похитивший кинжал из дома убитой им жертвы…

В-третьих, расширяют наш кругозор. Детективные романы и повести охватывают самые разные сферы жизни – бизнес, науку, искусство, медицину. Мы можем узнать не только о тонкостях работы правоохранительных органов, но и о фактах из области физики, химии, биологии, известных только специалистам, о подробностях работы журналистов, рекламных агентств, художников, о том, как снимается , ставятся спектакли… Именно из детективов я узнала о многих исторических фактах, литературных, научных и оккультных загадках…

В-четвертых, факты, изложенные в детективах, помогают нам стать осторожнее в повседневной жизни и не попадаться на удочку преступников. Так, мы узнаем о редких способах мошенничества или воровства, о том, как действуют различные злоумышленники, аферисты, сектанты… Таким образом, в один прекрасный день столкнувшись с подобной ситуацией, мы скажем себе: «Да я об этом уже читал!»

В-пятых, мы лучше узнаем людей. Ведь в детективах описаны люди в различных, часто сложных и экстремальных ситуациях. Перенося эти ситуации и характеры героев на наше собственное окружение, мы можем «вычислить» скрытые черты наших знакомых, понять, что от кого можно ожидать, а иногда после прочтения книги реальные события предстают перед нами совершенно в новом свете. Конечно, не стоит всякий раз подозревать в ваших знакомых потенциальных преступников, но вот расклад событий, до этого находившийся в тени, может вдруг проясниться.

Есть в детективах, правда, и свои нюансы. Например, начитавшись подобных историй, мы можем начать видеть опасную ситуацию там, где ее нет. Допустим, нам начнет казаться, что за нами кто-то следит или подслушивает, или кто-то из наших знакомых связан с бандитами. Но следует помнить, что если для детектива это норма, то в реальной жизни такие ситуации все же редкость.

Кроме того, у каждого из детективщиков есть свои художественные приемы. Допустим, преступником оказывается всегда тот из персонажей, на кого подумаешь в последнюю очередь. Или автор любит использовать одни и те же коллизии: человек, которого считали мертвым, остается в итоге жив, убийства происходят исключительно из-за наследства, из-за политики или из-за бизнеса, кто-то из персонажей не тот, за кого себя выдает, и т.п. Если подобные моменты повторяются в двух-трех книгах, то следует ожидать их повторения и в дальнейшем, поэтому читателю становится гораздо проще отыскать разгадку, а это уже не так интересно, да и мозгам меньше работы.

И все-таки не стоит отказываться от чтения детективов только по той причине, что любители «серьезной» литературы считают их «низкопробным» жанром. Да, читая детективы, вы, скорее всего, не будете продираться сквозь философские сентенции или искать в описываемых событиях скрытый смысл. Однако, если, конечно, речь не идет о боевиках, где герои тупо мочат друг друга, то криминальный роман – это всегда нечто большее, чем жвачка для мозгов.

Детективный жанр, пожалуй, самый популярный как в литературе, так и в кино, недаром в сериалах преступников ловят все кому не лень, а книжки-покеты в ярких красочных обложках продаются как горячие пирожки. За что же мы так любим детективы?

Уход от реальности

Конечно, любой детектив – это прежде всего уход от реальности. Лучший способ забыть о собственных трудностях и неприятностях – окунуться в мир фантазий. Причем чем более невероятными они являются, тем охотнее мы в них верим. Вот только не все могут и умеют фантазировать , это особый дар и не всем он дан от природы. И тут на помощь приходят плоды чужих фантазий – книги и фильмы.

Но ведь забытье (а именно его мы в таких случаях ищем) нам дарят не только детективы, кто-то предпочитает женские или приключенческие романы, кто-то – "мыльные оперы" или фэнтези, ведь со своей задачей они справляются ничуть не хуже. Значит, дело не в самом детективном жанре, а в людях, которые его выбирают. Попробуем составить коллективный портрет любителей детективных произведений.

Интеллект и логика

Детективы предпочитают люди, которым нравится мыслительный процесс, интересны логика событий и мотивация человеческих поступков . Им важно не просто отвлечься, а разобраться в причинно-следственных связях, вникнуть в детали, понять психологию действующих лиц, особенно если сюжет не прямолинейный, а многослойный. Это захватывающий и увлекательный процесс, но он предполагает определенный уровень интеллекта и образования. Поэтому справедливо будет сказать, что люди, этими качествами не обладающие, детективов не читают – они кажутся им нудными и неинтересными.

Тайна и интрига

Не меньше привлекает читателей детективов и тайна, сопутствующая любой детективной истории. Детективы предпочитают люди, которым интересно постигать ее не сразу, а постепенно узнать, что случилось и почему. В отличие от читателей и зрителей, которым важно априори знать, что добро победит зло, им интересна интрига, без которой невозможен ни один детектив.

Уверенность в себе

Помимо высокого уровня развития любителей детективов отличает и уверенность в себе , которая в процессе чтения или просмотра фильма еще больше укрепляется: оказывается, мы с автором думаем одинаково. А если повезет, то и превзойти его. Как отмечали авторы сценария культового фильма "Берегись автомобиля", зритель любит детективные фильмы, потому что им приятнее чувствовать себя умнее того, кто сочинил всю эту историю.

Более того, такие читатели не боятся неожиданной развязки, они готовы к любому развитию событий. В то время как людям мягким и неуверенным в себе нужна предсказуемость не только в жизни, но и в искусстве. И там, и там они одинаково боятся оказаться втянутыми в ситуацию, из которой они не смогут выбраться уже хотя бы потому, что из нее вообще не существует единственного правильного и внятного выхода.

Скрупулезность, дедукция и аналитика

Любителям детективного жанра свойственны также такие качества, как скрупулезность и дедукция. Им интересно не только узнать "кто убийца", но и самим докопаться до причин того, почему сложилась та или иная ситуация. Как правило, читатели детективов не работают в следственных органах и не являются юристами (и тем, и другим детективов на работе хватает), но любят и умеют анализировать полученные данные, более того, это доставляет им ни с чем не сравнимое удовольствие.