План конспект изо на тему. Поурочные планы по изо - урок. Поставленные задачи способствуют

Тема: Мир орнамента. Украшаем варежки (2 класс) .

Цель:

Задачи:

Образовательные:

Воспитательные:

  • Формировать у детей представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства - самобытного и неповторимого.

Развивающие:

  • Развивать эмоционально - нравственное отношение к произведениям декоративно - прикладного искусства.
  • творческой инициативы;

Оборудование для учителя:

  • Компьютер
  • Проектор
  • Презентация

Оборудование для учеников:

  • Шаблон варежки
  • Альбом
  • Фломастер (маркер) черный
  • Простой карандаш
  • Ластик

Просмотр содержимого документа
«План конспект урока ИЗО»

учитель изобразительного искусства

МБОУ СОШ № 47, г. Чебоксары,

Чувашская республика

Тема: Мир орнамента. Украшаем варежки (2 класс) .

Цель:

Познакомить детей с видами орнамента и его практическим применением на примере украшения варежки.

Задачи:

Образовательные:

    Познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения.

    Дать представление о видах орнамента, его композиции, построении, символике.

Воспитательные:

      Формировать у детей представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого.

      Способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию наших предков.

Развивающие:

    Развивать творческое воображение детей методом глубокого погружения в материал

    Развивать эмоционально – нравственное отношение к произведениям декоративно – прикладного искусства.

Поставленные задачи способствуют:

    творческому развитию художественной грамотности в сфере декоративно-прикладного искусства;

    сознательно применять приобретенные знания в процессе творческой работы;

    развитию художественного вкуса, ощущению меры, стилистического единства;

    творческой инициативы;

    выявлению субъективных композиционных и цветовых приоритетов как метода развития индивидуальности.

Оборудование для учителя:

    Компьютер

    Проектор

    Презентация

    Таблица «Построение орнамента в полосе»

Оборудование для учеников:

    Шаблон варежки

  • Фломастер (маркер) черный

    Восковые (масляные, цветные) карандаши

    Простой карандаш

План урока:

I. Вводная часть:

1. Организационный момент.

2. Беседа о народном орнаменте:

а) История возникновения орнамента.

б) Виды орнамента.

II. Объяснение нового материала:

1. Беседа о способах построения орнаментальной полосы.

а) Простейшие схемы построения линейного орнамента.

III. Практическая работа

IV. Анализ детских работ

V. Подведение итогов

Ход урока.

1. Вводная часть

1.1. Организационный момент

Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.

1.2. Сообщение цели урока.

Наш сегодняшний урок будет посвящен очень интересному и необычному миру орнамента. Вы узнаете много нового и научитесь использовать свои знания в украшении хорошо знакомых вам обычных варежек.

(Рассказ сопровождается показом слайдов Презентации)

Слово “орнамент” в переводе с латинского (ornamentum) означает “украшение”. Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Для чего нам нужны узоры и орнаменты? Каково же назначение орнамента? (основное назначение - украшение)

Орнамент занимает важное место в изобразительной деятельности. Он используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения.

Он поднимает настроение, украшая и облагораживая предметы повседневной жизни.

Украшая какой-либо предмет, орнамент не может существовать отдельно от самого предмета. Он является его неотъемлемой частью и подчеркивает особенности предмета. Произведением искусства является и сам украшенный орнаментом объект и орнамент его украшающий.

Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия-коллекции замысловатых узоров разных народов и эпох.

История развития орнамента.

Возникновение орнаментики относится к временам глубокой древности. Его истоки уходят в те времена, когда человек выделил себя из окружающего его мира, и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние орнаментальные изображения были найдены при археологических раскопках на осколках керамики. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на глиняном кувшине примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее и необычнее по сравнению с другими сосудами.

Со временем узоры развивались и все более усложнялись, образовывая сложные композиционные схемы, в которых переплетались сказочные и реальные мотивы.

Каждая народность, иногда даже географическая область, имеет свой неповторимый орнамент, т.к. орнамент всегда был тесно связан с культурой, языком народа, а также его происхождением и историей.

Источником для создания оригинальных композиций стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.

В Древней Руси орнамент назывался - "узорочьем" от слова узор. Но только ли орнамент украшал ? Нет. Слова «узор», «узорочье» происходят от слов «зоря», «гореть», «солнце» и идут от общеславянских понятий «свет», «блеск», «тепло». Узоры вышивок связывались с культом солнца и неба, они становились его «божественными изображениями», знаками-символами. Вынужденный постоянно противоборствовать суровой природе, во многом зависимый от нее, человек искал себе могучих покровителей, образы этих защитников.

В орнаменте были заключены письмена, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи или полотенца, чтобы предметы хранила своего хозяина от всякой случайной беды, поэтому вышивка имела обереговую функцию и была носителем информации .

Народная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет.

Со временем орнамент теряет своё господствующее положение, функцию оберега и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную украшающую роль.

Виды орнамента.

В зависимости от характера элементов различают следующие виды орнаментов: (учитель называет вид орнамента, а ученики по изображению на слайде называют, из чего он составлен ).
Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др).

Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток.

Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных и/или фантастических животных (иногда подобный орнамент называют "звериным" стилем).

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

2.Объяснение нового материала

Орнамент- это выражение и воплощение ритма. Орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов.

Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) - это отдельный элемент, без которого нет орнамента.

При составлении мотивов в композицию создается художественный образ орнамента.

Посмотрите, как красивы варежки на слайдах. Как вы думаете, с помощью чего получилась такая красота?

Мы с вами сегодня тоже постараемся интересно украсить свои варежки. Но для этого нам нужно узнать несколько правил построения орнамента. (Объяснение ведется по таблице «Построение орнамента в полосе»)

Чтобы задать ритм в узоре, нужно использовать повторяемость элементов, участвующих в композиции. Узор из двух чередующихся мотивов является примером ритмического орнамента. Два равных элемента, расположенных один за другим, создают ощущение покоя (статики), в то же время разные по размеру детали орнамента придают композиции динамику. Таким же образом чередуются и интервалы. Виды ритмов бывают линейными, цветовыми и тоновыми.

3. Практическая работа

    Вводный инструктаж учителя:

    Инструктаж по технике безопасности

    Самостоятельная работа учащихся

    Текущий инструктаж учителя

4. Выставка и анализ детских работ.

5. Подведение итогов:

Итак, мы с вами познакомились с историей развития орнамента, узнали, какие бывают виды орнамента.

 Какие основные виды орнаментов бывают?

 Каковы характерные особенности каждого вида орнамента?

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. План-конспект урока ИЗО [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

План-конспект урока ИЗО - это план процесса преподавания с разбивкой по структурным элементам. План-конспект предполагает постановку задач исходя из учебного плана и с учетом сложности занятия, а также содержит программу урока, примерный состав учеников, необходимое оборудование и условия урока.

Поскольку план-конспект урока составляется каждым учителем изобразительного искусства с учетом собственного опыта, то он является отражением творческого подхода учителя. План-конспект урока ИЗО - это структурная модель, создаваемая для того, чтобы помочь ученикам развить творческое усвоение приемов ИЗО. Школьный курс ИЗО содержит достаточно большой объем приемов и методов рисования, поэтому учителю нужно структурировать его в виде отдельных уроков.

План-конспект урока ИЗО состоит из основных разделов, характерных для всех план-конспектов. Как обычно, план урока содержит цели урока, оборудование, подробный ход урока и т.д. В расширенный план-конспект может входить также подробное описание того, что ученики должны делать по ходу урока. Зачастую план урока по изобразительному искусству не содержит домашнего задания, так как им обычно является задание закончить рисунок, начатый на уроке.

План-конспект урока изобразительного искусства отличается строгой структурой в отношении основных элементов. В остальном все зависит от методов преподавания конкретного учителя и его подхода к ученикам. Однако, не допускается тезисной модели построения, так как она отсутствует на уроках ИЗО.

Общая форма конспекта по ИЗО должна быть удобной для учителя, но обязательно содержать все основные элементы. При этом рекомендуется добавлять рекомендации общего характера, касаемо методики преподавания ИЗО. Из можно вынести за пределы традиционных элементов план-конспекта, который, однако, должен иметь продуманную структуру изложения материала.

Пример план-конспекта урока ИЗО

Тема урока ИЗО: "Люблю я Русь, за осень золотую. Рисование на заданную тему."

Цели урока:

Обратить внимание детей на особенности признаков осени в природе, на красоту форм и окраски растений;

Развивать у детей умения писать кистью, пользуясь разными приемами: широкими и плавными мазками и линиями, концом кисти, примакиванием кисти к бумаге и мелкими мазками;

Прививать навыки пространственного расположения рисунка в месте;

Учить заполнять цветом весь рисунок.

Оборудование для урока ИЗО:

Для учителя:

Репродукция картины И.Левитана "Золотая осень":

Иллюстрации художника А. Белюкина на стихи А.Пушкина в книге "Уж небо осенью дышало":

Грамзапись "Октябрь" из детского альбома П. Чайковского "Времена года"

Большой лист бумаги и все необходимое для демонстрации последовательности выполнения работы красками.

Для учащихся:

Белая и цветная бумага (голубая, светло серая, желтоватая или бледно зеленая);

Кисти и все необходимое для выполнения работы красками.

Уроку предшествует наблюдение учащимися за деревьями в школьном саду.

Ход урока ИЗО.

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока.

После проверки готовности класса к уроку учащимся

Учитель говорит, что на уроке они будут рисовать осенние деревья. Но сначала им необходимо вспомнить свои наблюдения за природой, деревьями в школьном саду во время прогулки.

3. Беседа.

4. Вопросы учителя:

а) Какое время года?

б) Какие изменения произошли осенью в жизни растений?

в) Чем деревья отличаются друг от друга?

Ответы учащихся обобщаются:

Наступила осень, и природа вокруг нас изменилась. Деревья, кусты и травы стоят в осеннем наряде.

Листва на деревьях осенью очень разнообразна по цвету. Она имеет зеленые, красные, желтые и другие оттенки. Листьев на деревьях становится все меньше. Они падают, кружатся на ветру, ложатся красивым ковром на землю.

Мы наблюдаем за деревьями различных пород. Они отличаются друг от друга по форме, цвету стволов и листьев. Ветки у них тоже располагаются не одинаково. Но у всех деревьев стволы толще внизу и тоньше к верху, ветки располагаются вокруг ствола, на больших ветках и маленьких веточках располагаются листья. Основание передних деревьев мы видим ниже, чем основания дальних, основания деревьев расположены на земле, а за деревьями видно небо.

Работа с иллюстративным материалом.

Затем внимание детей обращается на репродукцию картины И.Левитана "Золотая осень".

Нравится ли эта картина?

Объясните почему?

Как вы думаете, почему художник так назвал свою картину?

Рассматривая картину, учащиеся обращают внимание на красоту природы изображенную художником, на яркость и разнообразие осенних красок, с помощью которых отражена эта красота.

Назовите деревья, которые вы видите на картинке?

Укажите, какие деревья на переднем плане и объясните, как они изображены на картине.

Почему мы сразу видим, какие деревья ближе расположены к нам, какие дальше?

На эти же особенности внимание детей обращается и при просмотре иллюстраций художника А.Белюкина на стихи А.Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса;

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото, одетые поля…

А так же на то, как поэт и художник передают свои чувства и отношения к природе осенью.

Затем учащиеся снова вспоминают свои наблюдения в школьном саду и стараются передать их в рисунке кистью и красками.

Учащиеся выполняют рисунок во весь лист, положив его по горизонтали.

5. Показ и объяснение учителя.

Учитель предлагает обозначить землю вдвое уже, чем небо. Затем показывает, как подобрать на палитре цвет неба и сверху вниз (слева направо) до горизонтальной линии нанести эту краску на бумагу, как нарисовать облака. Тем детям, которые работают на цветной бумаге, цвет неба заменит ее цвет.

Затем учитель показывает, как с помощью цвета обозначить землю. Для этого берет коричневую, желтую или зеленую краску.

После просыхания фона дети пишут деревья (сразу кистью без предварительного прорисовывания карандашом.)

Учитель объясняет, как надо писать кистью, чтобы было понятно, какие это деревья и что одни из них расположены ближе, другие дальше.

Сначала легкими линиями намечаем стволы деревьев. Делаем это быстрыми движениями снизу вверх, не забывая при этом, что внизу стволы шире, а кверху уже.

Потом рисуем ветки. Располагаем их не симметрично, как это обычно рисуют маленькие дети, вокруг стволов, так чтобы некоторые ветки загораживали другие, как это наблюдается в природе.

Цвет стволов пишем широкими мазками кисти.

Потом легкими плавными линиями намечаем ветки, веточки и листву на деревьях. При этом используем еще один работы - метод примакивания кисти к бумаге.

И, наконец, уточняем детали. Деталь прописываем кончиком кисти. Для работы используем разные краски, как в чистом виде, так и смешанные между собой.

После объяснения весь иллюстративный материал убирается, чтобы он не мешал детям использовать свои личные впечатления.

6. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

7. Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся приступают к самостоятельной работе

Во время работы включается грамзапись пьесы "Октябрь" из альбома П.Чайковского "Времена года". Под звуки тихой музыки дети выполняют свои рисунки.

8. Выставка рисунков.

Проводится выставка работ и их анализ.

9. Итог урока. Чему учились на уроке?

Что вам больше всего понравилось на уроке ИЗО?

О чем вы расскажите дома?

Художники всегда стараются передать характер и настроение животных.

Это лось. А какой он?

Огромный, величественный.

Как художник это показал?

- У него гордая осанка, и он прямо держит голову, несмотря на то, что на ней огромные тяжелые рога.

А вот этот же художник изобразил слона. А какой он по характеру?

- беспокойный, неуклюжий, торопливый

Как художник это показал?

-Слон быстро переставляет толстые ноги и вытянул шею, а хобот свернул колечком, чтобы он не мешал бежать.

А посмотрите, как Уолтер Фостер изобразил обезьян – одни обезьяны угрюмые, или грустные. другие веселые и жизнерадостные, некоторые откровенно дурачатся и «насмехаются» над людьми. Никогда не смотрите на обезьян в упор, иначе они могут расценить это как агрессию.

Как художник это показал? Как можно понять по изображению художника, что обезьянка грустит?

- грустный взгляд, руки сложены, сутулость

Так как же художники показывают характер животного в своих работах?

- характерные движения, повадки

Характер зверя выражается через движение и форму тела - стремительного и гибкого или громоздкого и неуклюжего, изящного или могучего; через величину частей тела - большая голова, длинные ноги или короткие лапы, выгнутая спина, большие или маленькие глаза; через выразительные детали - лохматую или гладкую шерсть, через форму ушей, когти, усы, блеск глаз. Художник не просто копирует, но эмоционально усиливает то, что выражает характер, делает видимым то, что понял, почувствовал. Именно поэтому художник внимателен к своим ощущениям.

Загадка:

Этот зверь живет лишь дома.

С эти зверем все знакомы.

У него усы как спицы.

Он, мурлыча, песнь поет.

Только мышь его боится...

Угадали? Это – (кот)

Посмотрим открытки с изображениями кошек. Давайте полюбуемся этими милейшими созданиями!

Определите, что конкретно мы будем рисовать (тема и цели).

Сегодня тема нашего урока «Изображение характера кошки в портрете».

Сейчас мы видели множество самых разнообразных кошек. Чем они отличаются друг от друга?(Дети отвечают)

Правильно, они все разные по цвету, по характеру. Одна – игривая, другая спокойная. Кошки, как и люди, могут быть весёлыми или грустными, хитрыми или очень добрыми и заботливыми.

Все художники рисуют кошек по-разному. Но видно, с какой любовью, нежностью они изображают этих пушистых домашних животных.

У вас они тоже будут все разные. Но прежде, чем мы приступим к выполнению работы, познакомимся с основами построения правильного рисунка. Скажите мне, пожалуйста, голова, какая по форме? Правильно, круглая. Чтобы правильно нарисовать мордочку, надо расчертить круг пополам по горизонтали и по вертикали. Изображение размещаем в центре листа. Изображение не должно быть маленьким, но и не должно быть огромным, у нас должны поместиться ушки кошки. Рисуем на бумаге еле заметные контуры карандашом, линии должны быть достаточно тонкими, чтобы можно было легко стереть ластиком неудавшиеся места в рисунке. Не забываем, что необходим отступ от края листа и снизу, и сверху и слева, и справа.

Глаза рисуем на средней линии. Глаза у кошки большие и красивые. Глазки делим пополам еле заметной линией и поднимаем эти прямые линии к верху головы. Из этих точек у нас начинают расти ушки. Ушки не слишком острые, но и не слишком круглые. Из верхней точки ушей мы опускаем округлую линию почти до горизонтальной линии, которая делит круглую голову пополам. Носик располагаем на вертикальной линии. Не делайте его слишком коротким, Обратите внимание, где заканчивается мордочка, где начинается подбородок. У кошки тоже есть губки. Не забывайте, что без ресничек, бровей и усиков кошачья мордочка смотрится не выразительно. Не рисуйте усики кустиком, который растет из одной точки. Обратите внимание, как растут усики и в каком месте. Молодцы, все отлично справились с пропорциями.

Затем можно приступать к штриховке, используя и карандаши и мелки. Наносите штриховку свободными движениями и постоянно следите за тем, чтобы линии следовали направлению роста шёрстки. Не забывайте также, что и у кошек есть черные зрачки, но они более вытянутые, и цвет глаз тоже у всех кошек разный.

Медведева Надежда Васильевна

Преподаватель изобразительного искусства

МБОУ «СОШ с.Сасыколи им. Г.Г. Коноплёва»

Урок изобразительного искусства в пятом классе.

Тема . «Роль декоративного искусства в жизни человека» (45 мин) 1ч.

Цель урока : вывести учащихся на более высокий уровень осознания темы через повторение и обобщение.

Задачи:

Образовательная : различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);

Развивающая: Развитие у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное ; использование в собственной художественной деятельности различные художественные материалы

Воспитательная : Воспитание нравственно-эстетического отношения к миру и искусству.

Планируемые результаты для ученика:

Личностные :

Предметные : Научатся использовать основы изобразительной грамоты, специфику образного языка. Понимать значение искусства в жизни человека и общества, уметь использовать различные материалы для передачи замысла в собственной художественной деятельности

Метапредметные:

Личностные: Сформированность мотивации к изучению декоративного искусства, умение проводить самооценку, освоение художественной культуры древних цивилизаций. Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать роль декоративного искусства в жизни человека

Познавательные: Поиск информации в учебнике.Анализ объектов с целью выделения существенных признаков, Синтез - составление цельного образа из характерных элементов. Научиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, узнавать, называть и определять объекты. Выделять группы существенных признаков объекта, осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Регулятивные : Планирование и выполнение практической работы, адекватно использовать речь, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, концентрировать волю, адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников по исправлению допущенных ошибок. Прогнозирование и предвидение конечного результата, вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок, стабилизировать эмоциональное состояние. Определение проблемы и правильная постановка учебной задачи.

Коммуникативные: Принимать участие в работе группами, формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками, умение вести диалог в группах. Задавать вопросы, слушать собеседника, формулировать свои затруднения. Проявлять активность для решения познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию, анализировать и обсуждать работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, управление поведением партнеров.

Домашнее задание . Индивидуальные задания по просьбе учащихся, рекомендации.

Понятийный аппарат : меандр, вазопись, амфоры, гидрии, кратеры, лекифы, герб, геральдика,

Оборудование:

Для учителя : ИКТ и средства обучения . Презентация. «Декоративное искусство разных цивилизаций»

Музыкальный ряд: греческая мелодия «Сиртаки», использование музыки из компьютерной игры «Тайны Египта»,

Литературный ряд: стихи О.Тарутина из книги «Что я видел в Эрмитаже», мифы.

Зрительный ряд: работы учащихся по теме четверти, набор слайдов и репродукций образцов декоративного искусства разных цивилизаций.

Б. Материалы на выбор учащихся : Акварель, гелевая ручка, фломастер, кисти,

Бумага; белая,тонированная, в клетку

П . Материалы на выбор учащихся : Восковые мелки, акварель. гуашь, пастель, кисти, тушь, палочку, перо, клей, ножницы.

Бумага: белая, в клетку,тонированная или цветная, металлизированная бумага.

Планируемая творческая деятельность обучающихся.

Задание 2 -х уровней на выбор учащихся

Б. Выполнение кроссворда из раздела «Роль декоративного искусства в жизни человека», создание эскиза герба для своей группы.

П . Выполнение тестовых заданий по пройденным темам на сайте ZooBurst, составление цельного образа из характерных элементов

Ход урока

I. Организационный момент и введение в урок.

Вернисаж. Экспозиция из предметов декоративного искусства различных цивилизаций (Работы уч-ся, фотографии, картинки с изображением предметов)

Музыкальный момент . Звучит музыка («Сиртаки»)

Мотивация будущей темы урока

Учащиеся входят под музыку в класс, обращают внимание на экспозицию из предметов декоративного искусства (греческие вазы, египетские украшения, одежда)

Учитель предлагает проверить свою подготовку к уроку и своего товарища по парте. Улыбнуться друг другу, пожать руку и тихо сесть.

Учащиеся готовятся к уроку и проверяют подготовку товарища. Садятся за парты.

II. Актуализация знаний.

Учитель. Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами проведем урок не в классе как обычно, а в музее декоративного искусства разных цивилизаций. Посмотрите на экспонаты окружающие нас, о чем вам говорят костюмы людей, предметы быта, украшения.

Учащиеся .(предполагаемые ответы )

Принадлежность к разным сословиям

Люди носившие эти костюмы относятся к разным древним цивилизациям(Египет, Древняя Греция, Китай, Средневековье)

Предметы быта украшены характерными орнаментами

Учитель - Молодцы ребята, наши уроки не прошли даром. Давайте подумаем, как все то о чем вы мне рассказали объединить в одно предложение - которое и будет темой нашего занятия.

Учащиеся . (предполагаемые ответы)

Человек украшал себя, предметы,

По украшенным предметам мы можем определить роль ее хозяина.

Можно сказать о роли украшетельства в жизни людей.

Учитель.

Да, ребята, вы почти во всем правы. Вы очень наблюдательны и умеете анализировать и делать правильные выводы. То есть можно сказать о роли декоративного искусства в жизни человека. Это и есть наша с вами сегодняшняя тема урока.

Учитель Как вы думаете какова цель нашего урока? Не забывайте наш урок последний в четверти.

Учащиеся (примерные ответы)

Повторить все, что изучили

Проверить и закрепить наши знания по пройденным темам

Учитель

Правильно. Повторить, закрепить и проверить уровень усвоения предметного материала, то есть одним словом : вывести вас на более высокий уровень ваших знаний о роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека и что знания символики особо необходимы в нашем современном мире.

Сегодня на уроке достичь поставленные цели мы сможем разбившись на группы и выполнив разнообразные задания, для проверки усвоенных вами знаний. (Деление на группы при помощи выбора пуговиц определенного цвета)

Рассаживаемся по группам (разворачиваем парты друг к другу). Ребята не забывайте, что мы находимся в музее, помните о правилах поведения.

(говорить тихо, не ругаться, относиться к экспонатам бережно и с уважением). Ну, что вы готовы отправиться в залы. Закройте глаза и представьте себе, что мы попали в зал восковых фигур. Открывайте глаза. Удивленны? (стоят несколько уч-ся одетых в костюмы разных эпох). Присмотритесь внимательно, все ли здесь соответствует духу той эпохи которую представляет экспонат?

Учащиеся по два человека от группы находят ошибки, тут-же исправляя их (меняя местами элементы, соответствующие образу). Остальные уч-ся выполняют работу на карточках. (соедини стрелками элементы с соответствующим образом)- карточки сдают экскурсоводу.

Молодцы справились с заданием, а оценить его поможет наш экскурсовод. (оценивание фишками: красная - уч-ся группы справились без подсказок, правильно, без единой ошибки, синяя - уч-ся группы испытали затруднения, действовали с помощью подсказок).

Экскурсовод . Ребята вы отлично справились с этим заданием, поможете мне еще с одним? У нас в архиве музея есть берестяные, папирусные, глиняные таблички с зашифрованными словами, давайте попробуем их расшифровать. Да и еще поступило электронное письмо на сайт ZooBurstот археолога с какими-то криптограммами, может кто-то взяться за это дело? (Разгадывание кроссворда индивидуально в группах, самооценка правильности отгадывания путем сопоставления с эталоном. (эталон-проецирование проверенного кроссворда с сайта ZooBurst).

Экскурсовод. Ну что ж вы мне помогли навести здесь порядок, отправляемся в следующий зал.

Динамическая пауза - Звучит музыка «Сиртаки». Предлагаю исполнить греческий танец, в движении ощутить красоту греческой музыки)

Чтение стихотворения О.Тарутина «Что я видел в Эрмитаже»

(Учитель рукой случайно сбивает древнегреческую вазу.) Извините меня, мы с ребятами сейчас все восстановим, вы мне поможете, правда? Дидактическая игра. Составление орнамента вазы: амфоры, гидрии, кратеры, лекифы из характерных элементов узора для древнегреческих ваз. (по одному из группы - работают на доске, остальные в группах). Кто работал в группах - взаимоконтроль, на доске - экскурсовод.

Экскурсовод. Что- то мы задержались в этом зале, перейдемте в другой - зал Геральдики.

Учитель. Ого! Ребята да вы только посмотрите на эти гербы разных стран, городов, семейные гербы, гербовые платья. (показ слайдов, изображения гербов, рисунки уч-ся, вывешенные на доске). Какая красота! Вы согласны? Мы тоже с вами на уроках учились создавать различные гербы по-вашему желанию. Трудно было? - Да. Но интересно. Сегодня экскурсовод попросил нас выполнить эскиз герба наших групп, для размещения в их в зале Геральдики.

Эскизы гербов обсуждаются учащимися, предлагаются свои варианты, корректируются, оспариваются.

Планирование, подготовка и объяснение задания к практической работе. (Реализация краткосрочного проекта. Проект -составление эскиза герба своей группы для музея декоративного искусства.

Учитель Итак сейчас вам предстоит самим создать образ герба вашей группы. Вы можете создать несколько вариантов и выбрать путем взаимодействия более удачный.

(детям дается 2 варианта заданий на выбор )

ПРЕДЛАГАЕТСЯ 2 УРОВНЯ ЗАДАНИЯ Б. и П.

ЗАДАНИЯ 1 Б создание эскиза герба для своей группы.

Материалы на выбор учащихся Акварель, гелевая ручка, фломастер, кисти, Бумага; белая,тонированная

ЗАДАНИЕ.2 П.

Используя любые художественные материалы (П) . составление композиции герба для своей группы из предложенных элементов.

Материалы на выбор учащихся: Восковые мелки, акварель, гуашь, кисти. Бумага: белая, тонированная или цветная.

Реализация творческой деятельности. Практическая работа учащихся. Самоконтроль. коррекция. (25-30 мин) Веду индивидуальную консультационную работу с учащимися. Помогаю спланировать коррекцию (оптимальный выбор композиции учащимся. Название своей работе), Стимулирую саморегуляцию (внушаю уверенность в собственные творческие способности отдельных учащихся, планирование процесса творчества). III. Итог урока. Рефлексия .

Обобщение, подведение итогов (защита своих эскизов гербов),

награждение победителей,

выставление гербов своих групп в зале Геральдика.

Учитель. В конце нашего урока я хотела бы услышать ваше мнение Действительно ли знание символики необходимо в нашем современном мире, приведите примеры.

Учащиеся (предполагаемые ответы)

- Да, знание символов нам помогает различать представителей разных стран. (олимпийские игры)

Помогают ориентировать в принадлежности к различным иерархиям (компьютерные игры)

Учитель. Как вы считаете нам удалось выполнить задания экскурсовода? Выставка ваших творческих работ говорит нам - ДА . Молодцы, ребята. Вы отлично поработали и заслуживаете похвалы. Ведь каждый из вас вложил частичку творческого труда в наше общее дело. Похлопайте в ладоши кому сегодня все удалось. Теперь похлопайте те, кто испытывал затруднения. Ничего страшного дома вы еще хорошенько поработаете над этими темами и в следующий раз у вас не будет никаких затруднений. А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы по карточке.

РЕФЛЕКСИЯ. Оценивание занятия и своего личного участия

КРИТЕРИИ ОЦЕНКА

IV. Домашнее задание. Индивидуальные задания по просьбе учащихся, рекомендации. На каникулах присмотреться к примерам современного декоративного искусства.

Спасибо всем за урок!

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Давайте проверим, все ли сегодня готовы к уроку?

У вас на партах должно лежать: краски, палитра, кисти, карандаш, резинка, альбом, стаканчик для воды.

Объяснение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы поговорим об одном жанре живописи – городском пейзаже. Познакомимся с репродукциями художников.

Вводная беседа.

Давайте для начала вспомним, что такое пейзаж? (Пейзаж – это картины, изображающие природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город)). А какие виды пейзажа вы знаете? (городской, морской и сельский). А теперь посмотрите на экран и, постарайтесь, определите вид пейзажа (дети смотрят репродукции и называют вид пейзажа).

Ребята, по каким признакам делятся пейзажи? Чем они отличаются друг от друга? (В городском изображены дома, дороги, люди, машины и т.д. В морском – море, берег, лодки и т.д. В сельском изображают деревянные дома, луга, проселочные дорожки и другое).

Мы с вами часто восхищаемся красотой природы. Мы легко можем изобразить великолепие просторов полей, лугов, озёр и рек, можем показать в рисунке красоту цветущего сада или величавость могучего дуба…. Многое можно изобразить в рисунке. Наша сегодняшняя задача – это показать красоту городского пейзажа. Города…. Большие и маленькие, с современными небоскрёбами и узкими улочками…. Они такие разные…. Давайте посмотрим фотографии разных городов. Что вы видите на фотографиях? Что находится на переднем плане, а что на заднем? (ответы детей).

Городской пейзаж - это картина, на которой художник

изобразил улицы и переулки, площади и маленькие дворики. Посмотрите репродукцию Константина Юон «Вид Лавры с Вокзальной улицы». Что изображено на репродукции? Какие цвета здесь преобладают? (ответы детей). Молодцы ребята.

В природе мы всегда чувствуем единую связь между предметами. Это выражается и в расположении предметов, и в их сочетании, и в их общем цветовом колорите, и в их идейном, смысловом содержании. Решая идею рисунка с изображением городского пейзажа, мы должны отметить самое характерное, самое главное и значительное. Должны выразить свое отношение к увиденному. Посмотрите на репродукцию Баженова Василия Ивановича «Итальянский пейзаж».

Эстетически законченным, эмоциональным и выразительным рисунком пейзажа будет такой, который ярко передает впечатления, мысли и чувства.

Перед началом работы давайте с вами посмотрим фильм о городском пейзаже. А потом вы мне ответите на вопрос, что вам больше всего запомнилось из фильма?

Поэтапное объяснение работы детям.

Мы с вами сегодня тоже побудем художниками. И наша задача нарисовать улицу современного города во фронтальной перспективе.

Чтобы правильно построить композицию рисунка, то есть, чтобы все успешно и правильно располагалось на листе, вспомним некоторые правила при рисовании пейзажа, в том числе и городского. Вначале расположим лист в соответствии с тем, что мы будем на нем изображать, а именно участок улицы (дети располагают лист бумаги). Представим, что мы стоим посредине и смотрим вдоль улицы. Что мы видим? Какие правила построения нам понадобятся? Давайте вспомним.

Надо вспомнить, что такое линия горизонта.

Линия горизонта образуется от пересечения с предметом воображаемой горизонтальной плоскости, проходящей на уровне глаз.

Если мы поднимаемся вверх или опускаемся вниз, то в соответствии с этим меняется и положение линии горизонта. В зависимости от того, где находится предмет: выше уровня глаз или ниже, - видимая его форма существенно меняется.

Линия горизонта делит зримый вид натуры на две части: то, что находится выше линии горизонта, выглядит иначе, чем находящееся, ниже линии горизонта.

У предметов, которые расположены выше линии горизонта, видны их основания, а у находящихся ниже -верхние стороны.

Горизонтальная линия, находящаяся на уровне глаз, совпадает с линией горизонта и изображается на рисунке горизонтально (то есть без наклона).

Теперь приступим к рисунку. Чтобы убедительнее и выразительнее передать в рисунке глубину (пространство), постараемся правильно установить горизонт (показ на доске), точку схода на линии горизонта и постараемся передать масштаб предметов - зданий, деревьев вдоль улицы.

Затем легко касаясь карандашом листа бумаги, намечаем перспективный вид каждого предмета, учитывая характер формы, а также границы падающих теней. Когда построение закончено, далее переходим к работе с красками.

Самостоятельная работа учащихся.

Приступаем к работе…

Подведение итогов урока. Выставка работ учащихся, их анализ и оценивание.

А теперь, ребята, давайте проведем выставку ваших работ и вместе с вами посмотрим.

Какие работы вам больше всего понравились?

Как вы думаете, у кого самая лучшая работа?