Начало литературной деятельности михаила булгакова. Михаил Афанасьевич Булгаков: краткая биография

Булгаков родился 15 мая 1891 г. в Киеве. Отец, Афанасий Иванович, преподавал в Киевской духовной академии курс истории западных вероисповеданий. Мать, Варвара Михайловна, воспитывала детей, которых было семеро. Семья дала будущему писателю очень много - воспитала у него любовь к искусству, уважение к людям и трудолюбие. Детство и юность Булкагова прошли в Киеве, с которым связано становление художника. Он увлекался классической литературой и архитектурой, музыкой и драматургией. Изучал давние рисунки и надписи в церквях, посещал известный театр Соловцова.

На Андреевском спуске содержалась квартира Булгаковых, которая стала прообразом дома Турбиных в романе « » и пьесе «Дни Турбиных». Сейчас в этом доме - мемориальный музей писателя.

После окончания гимназии поступил на медицинский факультет Киевского университета. В годы обучения пришла первая любовь, в 1913 г. он обвенчался с Татьяной Лаппа. Но Первая мировая война, революции и гражданская война навсегда разлучили их. Сдав выпускные экзамены экстерном, начал работать врачом - в Черновцах, Каменце-Подольском, Смоленске. Первые впечатления от врачебной практики отобразились в книге «Записки юного врача» («Записки юного врача», 1925-1926). Отношение Булкагова к революционным событиям было неоднозначным. Понимая необходимость изменений в обществе, он не воспринимал насильнических методов, антигуманной считал и гражданскую войну.

Начало литературной деятельности связано с Москвой. В 20-х годах он писал очерки и рассказы, в которых выражал надежду на общественные изменения («Будущие перспективы», «Торговый ренессанс» и др.). Но в дальнейшем надежда сменилась горьким разочарованием. «Дьяволиада» (1923-1924) открыла новый этап в творчестве Булкагова. В этой сатирической повести показана трагедия «маленького» советского чиновника Короткова, который никому не нужен. Его некому защитить от страшной, дьявольской силы («что-то серое с черными дырами»), которая уничтожает все на своем пути.

Образ Короткова можно сравнить с гоголевским Акакием Акакиевичем (« »). В этом произведении показался характерный признак художественного метода писателя - объединение комического и трагического. «Роковые яйца» (1924) - фантастическая повесть, действие в которой происходит в недалеком будущем - 1928 г. Профессор Персиков открыл волшебный луч, который может ускорять рост живых организмов. Хотя возможности научного открытия еще не выяснены окончательно, авантюрист Рокк использует красный луч для выращивания огромных кур.

Но вместо куриных яиц ему завезли змеиные, из которых вылупились гигантские гадюки. Кульминационным моментом повести является поход змей на Москву, лишь неожиданный мороз спас жителей города от нашествия. В такой символической форме писатель предупреждал о опасности нарушения естественной, духовной и социальной эволюции. Луч Персикова имеет цвет советского флага, поэтому ассоциируется с социалистическими изменениями, которые не воспринял Булкагов, предчувствуя будущие катастрофы. Своеобразность фантастики заключается в том, что, с одной стороны, она разоблачает недостатки общества, а с другой - дает художественный прогноз. « » (1925) - сатирическая повесть, в которой речь идет о медицинском эксперименте превращения собаки в человека.

Профессор Преображенский возлагал большие надежды на свое научное открытие, но, хотя практическая часть эксперимента удалась, моральный аспект не удовлетворил профессора: хороший пес Шарик стал грубым мужчиной Шариковым. Все попытки перевоспитать его не удаются, он становится еще хуже под воздействием позорного влияния общества. Повесть построена по принципу парадокса, который заключается в том, что поведение Шарикова не только не осуждается окружением, а, наоборот, поощряется им. Оказалось, что Шариков целиком подходит новому обществу, его даже назначают на должность «завотдела по борьбе с котами». В это время на страницах советской печати длились дискуссии о воспитании нового человека социалистического типа. Булкагов в сатирической форме показал, что может выйти из человека в процессе революционных сдвигов.

Он возражал любые неестественные средства вмешательства в законы природы, культуры и общества. Роман «Белая гвардия» («Белая гвардия»), пьесы «Дни Турбиных» («Дни Турбиных») и «Бег» («Бег») (1925-1928 годы) составляют трилогию о судьбах русской интеллигенции. Их объединяет образ центрального героя, в котором воплощены духовные поиски автора. В «Белой гвардии» Алексей Турбин трагически воспринимает события революции и гражданской войны, ощущая угрозу уничтожения духовности. Но он не убегает от действительности, а старается определить свое место в событиях, ставя перед собой вопрос: «Как быть? Как жить?».

Однако в романе ответа на них еще нет. В пьесе «Дни Турбиных» Алексей Турбин уже все решил: для него, как и для других интеллигентов, не существует выхода - стрелять в свой народ он не может, поэтому ищет смерти и гибнет, спасая молодых юнкеров. В пьесе «Бег» Булкагов показал, что могло бы быть с Алексеем Турбиным, если бы тот не погиб во время гражданской войны и выехал в эмиграцию. Генерал Хлудов, главный герой «Бега», спасся от большевиков, однако душевная боль не стихает: жить в разрыве с родиной он не может, но принять ее - кровавую и жестокую - также не в силах.

Хлудов, как и Алексей Турбин, ищет смерти, ему остается одно - самоубийство. Писатель показал духовную драму интеллигенции, разрушение культурных основ общества, нарушение моральных принципов. В трилогии неслучайно звучат мотивы мировой классики (Й. В. , А. Пушкина, Ф. Достоевского, Д. Байрона и др.) - как напоминание о утраченных гуманистических ценностях. Жизнь и творчество Булкагова связаны с Московским художественным театром, но многие его пьесы были запрещены. Писателя травили на протяжении всего его творческого пути. В 1926 г. после обыска в квартире была конфискована рукопись повести «Собачье сердце», которая до конца 80-х годов была запрещена цензурой. В 1928-1929 году сняли с репертуара сатирические пьесы «Багровый остров» и «Зойкина квартира».

В 1929 г. И. Сталин в открытом письме к драматургу В. Белоцерковскому назвал произведения Булкагова «непролетарской литературой, которую необходимо уничтожить». Фактически это был официальный приговор писателю, для которого отныне были закрыты двери всех редакций. В июле 1929 г. Булкагов обратился к Сталину с просьбой разрешить ему выехать за границу, но она осталась без ответа. Отчаянным криком человека, которому уже нечего было терять, стало письмо писателя к правительству СССР, написанное 28 марта 1930 года, что свидетельствовало о том, что автор его не отступил от своей позиции и начал открытый диалог с властью. Поэтому неслучайно проблема «художник и власть» становится главной в его произведениях 30-х годов.

Своеобразие творчества М. Булгакова 20-30х годов

Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3 мая 1891 г. в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии. В 1909 -1914 гг. он учился на медицинском факультете Киевского университета, а когда получил звание «лекаря с отличием», уехал на Юго-Западный фронт. Поскольку в то время в глубинке не хватало врачей, Булгакова вскоре отзывают с фронта и направляют в село Никольское Смоленской области. Впоследствии Булгаков описал этот период своей жизни в восьми рассказах, составивших цикл «Записки юного врача» (1925 – 1927). Тяжелый повседневный труд, постоянные перегрузки привели к недугу, точно воспроизведенному в одном из рассказов цикла – «Морфий» (1927).

События времени, включая Октябрьскую революцию, почти не затрагивают Булгакова, во время поездки в Москву он пытается освободиться от военной службы, но ему не удается остаться в стороне. Когда в 1919 г. Булгаков возвращается в Киев, писателя, по его собственным словам, последовательно призывают на службу в качестве врача все власти, занимавшие город. Биографы расходятся в определении позиции, занятой Булгаковым в период гражданской войны. Очевидно, что он вновь пытается уйти с военной службы и не участвовать в боевых действиях. Однако его привлекают для работы в госпиталях.

Во время службы в составе Добровольческой армии А.Деникина на Северном Кавказе появилась первая публикация Булгакова – статья «Грядущие перспективы». В 1920 г. Булгаков окончательно оставляет медицину и посвящает себя литературной деятельности. Работая во Владикавказском подотделе искусств, Булгаков сочинил пять пьес, три из них были поставлены на сцене местного театра.

Приезд в Москву связан с началом нового периода творчества писателя, названного «фельетонным». Он становится постоянным сотрудником газеты «Гудок». Писатель сотрудничал и с другими газетами. Паустовский сравнивал газетную практику Булгакова с чеховскими дебютами, признавая фельетоны, скетчи, заметки своеобразным подготовительным этапом.

В то время Булгаков брался за любую работу – от секретаря ЛИТО Главполитпросвета до конферансье. Ученический период заканчивается уже в 1922 г., когда выходят один за другим рассказы и небольшие повести:»Похождения Чичикова», Красная корона», «Чаша жизни», - в которых Булгаков в сатирической форме отражает современную московскую действительность.

В рассказах «№13. – Дом Эльпит-Рабкоммуна», «Китайская история», в сборнике «Трактат о жилище» писатель оттачивал свою сатирическую технику, опробовал и накапливал отдельные приемы, чтобы позже использовать их в романах. Так, многие эпизоды, вошедшие в «Трактат о жилище», потом в развернутом виде появятся в романе «Мастер и Маргарита». Писатель подсказывает это читателю, вводя в повествование образ автора, работающего над романом», от которого небу станет жарко».

Проблематика ранних повестей Булгакова («Дьяволиада», «Роковые яйца» и «Собачье сердце», написанных в 1923 -1925 гг.) мало чем отличается от тем, которые поднимали современники писателя. Он также рассматривает явления бюрократизма и обывательщины как неестественные, поглощающие свободную личность человека. Гротеск позволил писателю обозначить два повествовательных плана, ввести в современную городскую действительность вымышленные существа. Они перемещаются по пространству произведений с необычайной скоростью, превращаясь как в живые существа, так и в отдельные предметы. Главные герои одержимы идеей реализации благих намерений, но результат оказывается прямо противоположным. Другим вариантом невозможности реализации задуманного является неправильное и непродуманное применение научных открытий.

На творчество М. Булгакова ощутимо непосредственное влияние прозы Н.Гоголя, определившее мироощущение многих писателей 1920-х годов. Как и его предшественник, Булгаков сочетает реальное и ирреальное, допустимое и невозможное. Соединяя их в единое целое, создает образ нереального, фантастического мира, где живут его герои.

В «Дьяволиаде» писатель исследует истоки того, что впоследствии будет названо административным социализмом. Точно локализуя действие в пространстве, автор воссоздает взаимоотношения между учреждением и одним из его служащих. Появление некой высшей (дьявольской, сатанинской, бесовской) силы подтверждает, что тут дело вовсе не в тех или иных личных пороках, изъянах и недостатках индивидуального мышления, жизненного опыта, а в определенной системе взглядов, которые широко распространены, но пока мало кем познаны.

В повести «Роковые яйца» Булгаков обращается к изображению ученых. Одновременно писатель впервые задумывается над местом интеллигенции в новых социальных условиях. Иной тип героя был необходим Булгакову и для определения собственной позиции. На основе воспоминаний Н. Северцовой, прототипом главного героя, профессора Персикова послужил ее отец, видный ученый-зоолог А. Северцов.

Внешность Персикова и парафраз его имени, по мнению некоторых исследователей, содержали отдельные черты облика В.И. Ленина. Вначале Персиков изображен нелепым чудаком, но постепенно в его характеристике поступают трагические черты: образ становится символом гибнущей культуры. Символическая картина «всеобщей катастрофы» завершает повествование.

Правда, в отличие от повести «Дьяволиада», действие в «Роковых яйцах» не выходит за рамки реального мира. Только в финальных сценах, где рассказывается о появлении гигантских змей, используются элементы фантастического гротеска, но они сразу же переходят на задний план. Картины опустевшей Москвы, через которую идут воинские подразделения, вокзалов, оцепленных пехотой, людей, стремящихся убежать из города, напоминают описания родного Киева. Можно сопоставить также строки романа «Белая гвардия» с описанием пустых киевских улиц и движущейся по городу красной кавалерии в письмах писателя к родным, чтобы убедиться в сказанном.

По форме произведения 1920-х годов представляют нечто среднее между фельетоном, памфлетом, и рассказом. Их жанровую структуру можно определить и как бытовые повести, поскольку писателем точно и подробно воссоздаются отношения периода нэпа. Ярко выраженное авторское отношение к описываемому отметили и современники. После выхода «Дьяволиады» Е. Замятин пишет в статье «О сегодняшнем и современном»: «У автора, несомненно, есть верный инстинкт в выборе композиционной установки: фантастика, корнями врастающая в быт». М. Горький называл «Роковые яйца» «остроумной вещью». Одновременно о произведениях Булгакова высказывались и противоположные точки зрения. Охарактеризовав «Собачье сердце» как «острый памфлет на современность», Л. Каменев полагал, что повесть «печатать ни в коем случае нельзя».



Основная сюжетная схема повести «Собачье сердце» заимствована из апокрифического сказания о сотворении человека. В нем говорится о том, что до Евы Господь создал Адаму жену по имени Лилит, но она обладала таким скверным характером, что Господь превратил Лилит в прах, и создал из ребра Адама новый вариант женщины по имени Ева. Писатель пародийно преображает евангельский мотив, насыщая его нагромождением нарочито сниженных деталей «очеловечивания» Шарика, превращая фарсовую картину в трагическую. Он соединяет фантастический сюжет превращения собаки в человека с описаниями реалий 1920-х годов.

Одновременно автор последовательно вводит читателя в круг библейских ассоциаций. Символично звучит имя главного героя повести профессора Преображенского. Он носит фамилию, четко указывающую на его функцию всесильного божества, преображающего мир по своему усмотрению. Квартира профессора находится на Пречистенке (возникает явная ассоциация с образом Пресвятой Богородицы). По вине Шарикова в квартире происходит потоп (гоняясь за котом, Шариков вывернул кран в ванной). Наконец, чудесные превращения, которые совершает профессор Преображенский, фиксирует в журнале его помощник Борменталь (аналог евангелиста). Образная система повести построена на оппозиции действующих лиц. Профессор и его окружение противостоят агрессивному и абсурдному миру, персонифицированному в образе Швондера и членов домкома.

Как и в ранних произведениях Булгакова, ироническая тональность повести сменяется нарочитым сарказмом. «Преображение» Шарика оказывается лишь очередным этапом научных исследований. Профессор не смог достичь поставленной цели – открыть секрет омоложения человека. Диалог профессора с пациентом и звучащие рефреном слова: «Снимайте штаны, голубчик», - окончательно превращает картину в пародию. Авторское отношение к происходящему отражено и в последних заключительных сценах произведения: Шариков снова становится собакой, ведь в новом мире у всех должно быть «право на права», иначе говоря, равенство перед законом.

Отношения самого писателя с властью складывались трудно и противоречиво. Булгаков одним из первых в советской литературе поставил вопрос о судьбах интеллигенции. Наиболее последовательно он прозвучал в его драматургии. Обращение к театру не было случайным. Писатель стремился высказаться, но его произведения не печатались по идеологическим соображениям, и драматургия осталась для него единственным средством живого диалога с читателем-зрителем.

Созданные писателем пьесы разнообразны и по проблематике, и по форме. Вначале он обращается к традиционной для 1920-х годов теме революции и гражданской войны. Своеобразным прологом становится роман «Белая Гвардия».

Необычными оказались и действующие лица. Булгаков сознательно отходит от подчеркнуто отрицательного изображения белогвардейцев. Позиция писателя навлекла на него обвинения в оправдании белого движения: ведь он делает своих героев жертвами истории, трагических событий.

Особому впечатлению способствовала и необычная композиция. Автор констатирует оригинальное пространство, используя летописный стиль: «Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй… Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, но 1919 был его страшней». Фразы как бы рассекают повествование, усиливая общую идею произведения и придавая конкретным фактам эпическую глубину.

В пьесе «Дни Турбинных», поставленной в 1926 г. МХАТом и шедшей с неизменным успехом многие десятилетия, центральной фигурой пьесы становится полковник Алексей Турбин. Такие люди, как он, составляли гордость старой русской армии, цвет военной интеллигенции. Осознав обреченность белого движения, его антинародность, он переживает духовный кризис. Турбин пока не может перестроиться, чтобы идти работать к большевикам, а поэтому предпочитает смерть, спасая жизнь двумстам юнкерам и студентам. С одной стороны, смерть командира дивизиона гетманской армии полковника Турбина закономерна, поскольку символизирует крушение иллюзий последних защитников «белого дела». Но в то же время гибель честного русского офицера поистине трагична. Практически он совершает самоубийство.

В пьесе «Бег» (1926 – 1927) Булгаков показывает мучительный процесс поиска пути, который приводит героев к духовному кризису, глубокой драме и даже трагедии. Герои Булгакова (Мышлаевский, Серафима, Голубков, генерал Хлудов) пока не видят своего реального места в новой действительности. Писатель отчасти выразил и свою собственную позицию. Основными становятся рассуждения о патриотизме и Родине, долге и совести.

Писатель оказался в центре поисков литературы 1920-х годов. Разрабатываемые им проблемы и художественные средства повлияли в свою очередь не только на организацию его собственного стиля, но и обусловили развитие исторического и фантастического повествований последующих десятилетий. В каждом произведении он ставил определенную проблему, локализуя ее с помощью исторических и временных координат, разворачивал философский или гротесковый планы. Булгакова можно отнести к писателям-экспериментаторам, примеривавшим на себе разные способы конструирования художественного пространства текста, но в целом ему удалось воссоздать картины социальной действительности тех эпох, к которым он обращался.

Жизнь писателя была недолгой.

Осенью 1939 г. он внезапно потерял зрение в результате склероза почек (гипертонический склероз был наследственной болезнью в семье Булгаковых. От него умер отец писателя в возрасте 49 лет). 10 марта 1940 г. Булгаков скончался. Писатель похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Сюжет, композиция, жанр романа «Мастер и Маргарита»

М.А. Булгаков назвал «Мастера и Маргариту» романом, но жанровая уникальность этого «последнего, закатного» произведения писателя до сих пор вызывает у литературоведов споры. Его определяют как роман-миф, философский роман, мениппея (основатель жанра древнегреческий поэт Менипп, III в. до н.э.), роман-мистерия и т.п. Это происходит потому, что, как отмечает автор «Булгаковской энциклопедии» Б.В. Соколов, в «Мастере и Маргарите» «соединились весьма органично едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления». Английская исследовательница творчества Булгакова Дж. Куртис пишет, что форма книги-завещания Булгакова, как и ее содержание, делают ее совершенно уникальным шедевром, параллели с которым «трудно найти как в русской, так и в западноевропейской литературной традиции».

Столь же оригинальна, как и жанр, композиция «Мастера и Маргариты» - роман в романе, или двойной роман. Эти два романа (о судьбе Мастера и о Понтии Пилате) противопоставлены друг другу и в то же время образуют некое органическое единство. Своеобразно сплетены в сюжете два пласта времени: библейское и современное Булгакову, то есть 30-е гг. XX в. и I в. новой эры. Многие события, описанные в ершалаимских главах, в пародийном, сниженном виде повторяются ровно через 1900 лет в Москве.

Три сюжетные линии «Мастера и Маргариты» (философская – Иешуа и Понтий Пилат, любовная – Мастер и Маргарита, мистическая и сатирическая – Воланд, его свита и москвичи), облеченные в свободную, яркую, порой причудливую форму повествования, тесно связаны между собой образом Воланда.

Завязкой романа является сцена на Патриарших прудах: спор Михаила Александровича Берлиоза и Ивана Бездомного с незнакомцем о существовании Бога. На вопрос Воланда о том, «кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле», и если Бога нет, Иван Бездомный, «человек невежественный», по словам Мастера, воспитанный в лучших традициях атеистической пропаганды, отвечает: «Сам человек и управляет». Однако дальнейшее развитие сюжета как бы опровергает этот тезис. Автор раскрывает относительность человеческого знания, предопределенность жизненного пути и в то же время утверждает ответственность человека за свою судьбу. Что есть истина в этом непредсказуемом мире? Существуют ли неизменные, вечные нравственные ценности? Эти вопросы ставятся Булгаковым в библейских главах, которые, несомненно, являются идейным центром романа, хотя из 32 глав занимают всего четыре (2, 16, 25, 26).

Ход современной жизни смыкается с повествованием Мастера о Понтии Пилате. Затравленный сворой литературных критиков в своей земной жизни, Мастер получает бессмертие в Вечности.

Сюжетные линии двух романов завершаются, пересекаясь в одной пространственно-временной точке – в Вечности, где Мастер и его герой Понтий Пилат встречаются и обретают «прощение и вечный приют». Коллизии, ситуации и персонажи библейских глав, зеркально отражаясь в московских главах, содействуют такому сюжетному завершению и помогают раскрытию философского смысла романа.

Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве в семье преподавателя духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. С 1901 года будущий писатель получал начальное образование в Первой Киевской гимназии. В 1909 году поступил в Киевский университет на медицинский факультет. На втором курсе, в 1913 году, Михаил Афанасьевич женился на Татьяне Лаппе.

Врачебная практика

Окончив в 1916 году университет, Булгаков устроился на работу в один из киевских госпиталей. Летом 1916 года его направили в село Никольское Смоленской губернии. В краткой биографии Булгакова нельзя не упомянуть, что в этот период писатель пристрастился к морфию, но благодаря стараниям жены смог победить зависимость.

Во время гражданской войны в 1919 году Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной республики, а затем в армию Южной России. В 1920 году Михаил Афанасьевич заболел тифом, поэтому не смог покинуть страну с Добровольческой армией.

Москва. Начало творческого пути

В 1921 году Булгаков переезжает в Москву. Он активно занимается литературной деятельностью, начинает сотрудничать со многими периодическими изданиями Москвы – «Гудок», «Рабочий» и др., принимает участие в заседаниях литературных кружков. В 1923 году Михаил Афанасьевич вступает во Всероссийский Союз писателей, в котором также состояли А. Волынский, Ф. Сологуб, Николай Гумилев , Корней Чуковский , Александр Блок .

В 1924 году Булгаков развелся со своей первой женой, и уже через год, в 1925 году, женился на Любови Белозерской.

Зрелое творчество

В 1924 – 1928 годах Булгаков создает самые известные свои произведения – «Дьяволиада», «Собачье сердце» , «Вьюга», «Фатальные яйца», роман «Белая гвардия» (1925), «Зойкина квартира», пьеса «Дни Турбиных» (1926), «Багряный остров» (1927), «Бег» (1928). В 1926 году во МХАТе была премьера пьесы «Дни Турбиных» – произведение поставили по личному указанию Сталина .

В 1929 году Булгаков посещает Ленинград, где знакомится с Е. Замятиным и Анной Ахматовой . Из-за острой критики революции в своих произведениях (в частности, в романе «Дни Турбиных»), Михаила Афанасьевича несколько раз вызывали на допросы в ОГПУ. Булгакова перестают печатать, его пьесы запрещено ставить в театрах.

Последние годы

В 1930 году Михаил Афанасьевич лично написал письмо И. Сталину с просьбой предоставить ему право покинуть СССР либо разрешить зарабатывать на жизнь. После этого писатель смог устроиться режиссером-ассистентом во МХАТ. В 1934 Булгакова приняли в Советский союз писателей, председателями которого в разное время были Максим Горький , Алексей Толстой , А. Фадеев.

В 1931 году Булгаков расстается с Л. Белозерской, и, в 1932 году женится на Елене Шиловской, с которой был знаком уже несколько лет.

Михаил Булгаков, биография которого была насыщена разными по характеру событиями, последние годы сильно болел. У писателя диагностировали гипертонический нефросклероз (болезнь почек). 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич скончался. Похоронили Булгакова на Новодевичьем кладбище в Москве.

Мастер и Маргарита

«Мастер и Маргарита» – самое главное произведение Михаила Булгакова, которое он посвятил своей последней жене Елене Сергеевне Булгаковой, и работал над ним более десяти лет до самой смерти. Роман является наиболее обсуждаемым и важным произведением в биографии и творчестве писателя. При жизни писателя «Мастер и Маргарита» не публиковался из-за запрета цензуры. Впервые роман издали в 1967 году.

Другие варианты биографии

  • В семье Булгакова было семеро детей – три сына и четыре дочери. Михаил Афанасьевич был старшим ребенком.
  • Первым произведением Булгакова был рассказ «Похождения Светланы», который Михаил Афанасьевич написал еще в семилетнем возрасте.
  • Булгаков с ранних лет отличался исключительной памятью и очень много читал. Одной из самых крупных книг, которую будущий писатель прочел еще в восьмилетнем, возрасте был роман В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».
  • На выбор Булгаковым профессии врача повлияло то, что большинство его родственников занимались медициной.
  • Прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце» стал дядя Булгакова – врач-гинеколог Н. М. Покровский.

Михаил Афанасьевич Булгаков — русский писатель и драматург, родился в Киеве в семье профессора Духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова, матерью будущего писателя была Варвара Михайловна, дочь священника-протоиерея. Происхождение Булгакова сильно отличается от происхождения многих выдающихся русских прозаиков того времени, например Горького и Шолохова. Оно наложило свой отпечаток на художественное творчество Булгакова и сильно повлияло на его отношение к революционным переменам в стране. Нельзя полностью объяснить взгляды художника его социальным происхождением и воспитанием, однако они во многом формируют характер и личность человека, его предпочтения в жизни. И Булгаков, будучи честным и справедливым человеком, всё же так и не смог понять прямолинейности новой идеологии, примириться с грубостью и невежеством, которые неизбежны при столь радикальных социальных потрясениях.

Булгаков получил хорошее образование: к восемнадцати годам окончил Первую киевскую гимназию. В 1916 году с отличием окончил медицинский факультет Киевского университета. Михаила Булгакова как человека характеризует то, что во время Гражданской войны он служил военным врачом в разных по политической принадлежности армиях, им руководили не политические пристрастия, а человеческий и врачебный долг. В 1921 году Булгаков переезжает в Москву и с этого времени полностью посвящает свою жизнь литературе и театру. В первые годы своего пребывания в Москве он печатается в популярных газетах, заводит знакомства с писателями и поэтами своего поколения, приехавшими в столицу создавать новую литературу.

В начале литературной деятельности в писательской манере Булгакова проявились две особенности: сатирическая проза и фантасмагория (причудливая фантазия), возникающая на основе научной фантастики и религиозных суеверий. Он пишет множество фельетонов, сатиру на тупость канцелярской работы «Дьяволиада » (1923) и фантастическую повесть, высмеивающую обывательское сознание, «Роковые яйца» (1924). Самым заметным произведением этого периода стала повесть, критиковавшая саму основу советского строя и его революционную идею, «Собачье сердце » (1925). Михаил Булгаков пишет также роман о событиях недавнего времени «Белая гвардия » (1922-1924), а затем выступает как драматург, создав на его основе пьесу «Дни Турбиных » (1926). Оба произведения посвящены теме раскола в русском обществе, поразившей всех смуте в революционном вихре времени, в тяжёлые 1918-1919 годы, когда поочерёдно менялась власть в Киеве. Не случайно эпиграфом к роману автор выбрал слова о буране, захлестнувшем степь, из «Капитанской дочки» Пушкина. Пьеса «Дни Турбиных» была обречена на запрет, однако у неё появился неожиданный защитник — сам Сталин, которому понравилась идеологически «неправильная» пьеса. Интересно, что хотя спектакль «Дни Турбиных» в конце концов был снят с репертуара, но в целом благодаря этому «заступничеству» он выдержал девятьсот восемьдесят семь постановок при жизни Булгакова.

После «Дней Турбиных» в 1920-е годы Михаил Булгаков пишет сатирические комедии о советском быте, мещанской психологии, ханжестве современников и лицемерии власти, а также другие произведения, в которых ярко проявилось несогласие с моральной атмосферой в стране. Это были трудные годы для писателя, поскольку его произведения запрещались к публикации, пьесы не допускались к постановке в театрах. Булгаков даже вынужден был обратиться с письмом лично к Сталину, чтобы ему дали возможность спокойно работать или же разрешили уехать из страны. После этого его приняли на работу во МХАТ (Московский Художественный академический театр), опять по личному приказу Сталина, который, тем не менее, считал Михаила Афанасьевича своим идеологическим врагом.

В последние двенадцать лет жизни Булгаков работал над своим главным произведением — романом «Мастер и Маргарита » (1928-1940), который он начал писать как сатиру на современное советское общество, но потом, осознавая, что проблематика произведения выходит за пределы конкретного времени и касается любого общества, создал грандиозную философскую картину человеческих нравов. Главным художественным приёмом романа «Мастер и Маргарита» стал приём соотнесения современности и евангельской истины. В своём творчестве Михаил Булгаков опирался на традиции мировой и русской классической литературы. Образ Мастера — художника, написавшего роман о Христе, продолжает пушкинскую идею о назначении поэзии и роли поэта; галерея сатирических образов, комические ситуации, язвительность, нравственные мотивы восходят к Гоголю; проделки демонов, изображённых в романе, напоминают европейскую литературу о бесах. Эпиграф к роману Булгаков берёт из сцены встречи Фауста и Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст», в которой демон отвечает на вопрос Фауста о себе: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Этими словами писатель объясняет смысл своего романа — злая воля бессильна насадить зло в человеке и на земле, и всякое богопротивное дело неизменно обращается в Добро.

Долгое время о романе не было известно, лишь немногие современники Булгакова помнили о том, что тот писал какой-то роман. Вдова писателя Елена Сергеевна Булгакова двадцать шесть лет хранила два толстых тома рукописи романа, никому его не показывала, опасаясь, что власти уничтожат бесценный труд. Однако к середине 1960-х годов тогда ещё неизвестному учёному-филологу А.Ф. Вулису удалось убедить верную хранительницу романа в своей порядочности. Она дала ему рукопись для прочтения, и в конце 1966 — начале 1967 года роман «Мастер и Маргарита» был опубликован в журнале «Москва». Эта публикация подтвердила знаменитый тезис, прозвучавший в романе: «Рукописи не горят».

Булгаков родился 15 мая 1891 г. в Киеве. Отец, Афанасий Иванович, преподавал в Киевской духовной академии курс истории западных вероисповеданий. Мать, Варвара Михайловна, воспитывала детей, которых было семеро. Семья дала будущему писателю очень много - воспитала у него любовь к искусству, уважение к людям и трудолюбие. Детство и юность Булкагова прошли в Киеве, с которым связано становление художника. Он увлекался классической литературой и архитектурой, музыкой и драматургией. Изучал давние рисунки и надписи в церквях, посещал известный театр Соловцова.

На Андреевском спуске содержалась квартира Булгаковых, которая стала прообразом дома Турбиных в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных». Сейчас в этом доме - мемориальный музей писателя.

После окончания гимназии поступил на медицинский факультет Киевского университета. В годы обучения пришла первая любовь, в 1913 г. он обвенчался с Татьяной Лаппа. Но Первая мировая , революции и гражданская война навсегда разлучили их. Сдав выпускные экзамены экстерном, начал работать врачом - в Черновцах, Каменце-Подольском, Смоленске. Первые впечатления от врачебной практики отобразились в книге «Записки юного врача» («Записки юного врача», 1925-1926). Отношение Булкагова к революционным событиям было неоднозначным. Понимая необходимость изменений в обществе, он не воспринимал насильнических методов, антигуманной считал и гражданскую войну.

Начало литературной деятельности связано с Москвой. В 20-х годах он писал очерки и рассказы, в которых выражал надежду на общественные изменения («Будущие перспективы», «Торговый ренессанс» и др.). Но в дальнейшем надежда сменилась горьким разочарованием. «Дьяволиада» (1923-1924) открыла новый этап в творчестве Булкагова. В этой сатирической повести показана трагедия «маленького» советского чиновника Короткова, который никому не нужен. Его некому защитить от страшной, дьявольской силы («что-то серое с черными дырами»), которая уничтожает все на своем пути.

Образ Короткова можно сравнить с гоголевским Акакием Акакиевичем («Шинель»). В этом произведении показался характерный признак художественного метода писателя - объединение комического и трагического. «Роковые яйца» (1924) - фантастическая повесть, действие в которой происходит в недалеком будущем - 1928 г. Профессор Персиков открыл волшебный луч, который может ускорять рост живых организмов. Хотя возможности научного открытия еще не выяснены окончательно, авантюрист Рокк использует красный луч для выращивания огромных кур.

Но вместо куриных яиц ему завезли змеиные, из которых вылупились гигантские гадюки. Кульминационным моментом повести является поход змей на Москву, лишь неожиданный мороз спас жителей города от нашествия. В такой символической форме писатель предупреждал о опасности нарушения естественной, духовной и социальной эволюции. Луч Персикова имеет цвет советского флага, поэтому ассоциируется с социалистическими изменениями, которые не воспринял Булкагов, предчувствуя будущие катастрофы. Своеобразность фантастики заключается в том, что, с одной стороны, она разоблачает недостатки общества, а с другой - дает художественный прогноз. «Собачье сердце» (1925) - сатирическая повесть, в которой речь идет о медицинском эксперименте превращения собаки в человека.

Профессор Преображенский возлагал большие надежды на свое научное открытие, но, хотя практическая часть эксперимента удалась, моральный аспект не удовлетворил профессора: хороший пес Шарик стал грубым мужчиной Шариковым. Все попытки перевоспитать его не удаются, он становится еще хуже под воздействием позорного влияния общества. Повесть построена по принципу парадокса, который заключается в том, что поведение Шарикова не только не осуждается окружением, а, наоборот, поощряется им. Оказалось, что Шариков целиком подходит новому обществу, его даже назначают на должность «завотдела по борьбе с котами». В это время на страницах советской печати длились дискуссии о воспитании нового человека социалистического типа. Булкагов в сатирической форме показал, что может выйти из человека в процессе революционных сдвигов.

Он возражал любые неестественные средства вмешательства в законы природы, культуры и общества. Роман «Белая гвардия» («Белая гвардия»), пьесы «Дни Турбиных» («Дни Турбиных») и «Бег» («Бег») (1925-1928 годы) составляют трилогию о судьбах русской интеллигенции. Их объединяет образ центрального героя, в котором воплощены духовные поиски автора. В «Белой гвардии» Алексей Турбин трагически воспринимает события революции и гражданской войны, ощущая угрозу уничтожения духовности. Но он не убегает от действительности, а старается определить свое место в событиях, ставя перед собой вопрос: «Как быть? Как жить?».

Однако в романе ответа на них еще нет. В пьесе «Дни Турбиных» Алексей Турбин уже все решил: для него, как и для других интеллигентов, не существует выхода - стрелять в свой народ он не может, поэтому ищет смерти и гибнет, спасая молодых юнкеров. В пьесе «Бег» Булкагов показал, что могло бы быть с Алексеем Турбиным, если бы тот не погиб во время гражданской войны и выехал в эмиграцию. Генерал Хлудов, главный герой «Бега», спасся от большевиков, однако душевная боль не стихает: жить в разрыве с родиной он не может, но принять ее - кровавую и жестокую - также не в силах.

Хлудов, как и Алексей Турбин, ищет смерти, ему остается одно - самоубийство. Писатель показал духовную драму интеллигенции, разрушение культурных основ общества, нарушение моральных принципов. В трилогии неслучайно звучат мотивы мировой классики (Й. В. Гете, А. Пушкина, Ф. Достоевского, Д. Байрона и др.) - как напоминание о утраченных гуманистических ценностях. Жизнь и творчество Булкагова связаны с Московским художественным театром, но многие его пьесы были запрещены. Писателя травили на протяжении всего его творческого пути. В 1926 г. после обыска в квартире была конфискована рукопись повести «Собачье сердце», которая до конца 80-х годов была запрещена цензурой. В 1928-1929 году сняли с репертуара сатирические пьесы «Багровый остров» и «Зойкина квартира».

В 1929 г. И. Сталин в открытом письме к драматургу В. Белоцерковскому назвал Булкагова «непролетарской литературой, которую необходимо уничтожить». Фактически это был официальный приговор писателю, для которого отныне были закрыты двери всех редакций. В июле 1929 г. Булкагов обратился к Сталину с просьбой разрешить ему выехать за границу, но она осталась без ответа. Отчаянным криком человека, которому уже нечего было терять, стало письмо писателя к правительству СССР, написанное 28 марта 1930 года, что свидетельствовало о том, что автор его не отступил от своей позиции и начал открытый диалог с властью. Поэтому неслучайно проблема «художник и власть» становится главной в его произведениях 30-х годов.