Кто является художником картины бурлаки на волге. Интересное пояснение к картине «Бурлаки на Волге


Картина «Бурлаки на Волге» , прославившая Илью Репина , с момента своего появления вызывала неоднозначные отзывы. Кто-то восхищался мастерством художника, кто-то обвинял его в отступлении от жизненной правды. Почему же знаменитая картина спровоцировала скандал на государственном уровне, и насколько Репин на самом деле погрешил против действительности?



Эти образы несчастных оборванцев, зарабатывающих на жизнь непосильным трудом, знакомы всем по школьным учебникам. Бурлаки в XVI-XIX вв. были наемными рабочими, которые при помощи бечевы тянули речные суда против течения. Бурлаки объединялись в артели по 10-45 человек, были и женские артели. Несмотря на тяжелый труд, за сезон (весной или осенью) бурлаки могли заработать столько, чтобы потом в течение полугода жить безбедно. Из-за нужды и плохих урожаев в бурлаки иногда шли крестьяне, но в основном такой работой занимались бродяги и бездомные.



И. Шубин утверждает, что в XIX в. труд бурлаков выглядел так: на баржах устанавливали большой барабан с намотанным на него тросом. Люди садились в лодку, забирали с собой конец троса с тремя якорями и плыли вверх по течению. Там они бросали в воду якоря поочередно. Бурлаки на барже тянули трос от носа к корме, наматывая его на барабан. Таким образом они «подтягивали» баржу вверх по течению: они шли назад, а палуба у них под ногами двигалась вперед. Намотав трос, они вновь шли на нос судна и проделывали то же самое. По берегу тянуть приходилось лишь тогда, когда судно садилось на мель. То есть изображенный Репиным эпизод – единичный случай.



Таким же исключением из правил можно назвать и показанный на картине участок дороги. Бечевник – прибрежная полоса, по которой передвигались бурлаки, по приказу императора Павла не застраивался зданиями и заборами, но кустов, камней и топких мест там было предостаточно. Изображенный Репиным пустынный и ровный берег – идеальный участок пути, каких на самом деле было немного.



Картина «Бурлаки на Волге» была написана в 1870-1873 гг., когда пароходы пришли на смену парусным лодкам-расшивам, и необходимость в бурлацком труде пропала. Еще в середине XIX в. труд бурлаков стали заменять машинной тягой. То есть на тот момент тему картины уже нельзя было назвать актуальной. Поэтому и разразился скандал, когда «Бурлаков» Репина в 1873 г. отправили на Всемирную выставку в Вене. Российский министр путей сообщения негодовал: «Ну какая нелегкая Вас дернула писать эту нелепую картину? Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю и скоро о нем не будет и помину!». Однако Репину покровительствовал сам великий князь Владимир Александрович, который не только одобрительно отзывался о работе художника, но даже приобрел ее для личной коллекции.



«Бурлаков» Репин написал в 29 лет, заканчивая учебу в Академии художеств. В конце 1860-х гг. он отправился на этюды в Усть-Ижору, где был поражен увиденной на берегу артелью бурлаков. Чтобы узнать больше об интересующих его персонажах, Репин поселился на лето в Самарской области. Его исследования нельзя назвать серьезными, в чем он сам признавался: «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».



Тем не менее «Бурлаки на Волге» довольно точно воспроизводят иерархию наемных рабочих: в передней лямке всегда шел сильный и опытный бурлак, называемый «шишкой» – он устанавливал ритм движения. За ним шли «кабальные», работавшие за харчи, так как все жалованье успевали промотать еще в начале пути, их подгоняли «усердные». Чтобы все шагали в ногу, «шишка» запевал песни или просто выкрикивал слова. В роли «шишки» Репин изобразил Канина – расстриженного священника, подавшегося в бурлаки. С ним художник познакомился на Волге.



Несмотря на существование реальных прототипов, в академических кругах «Бурлаков» прозвали «величайшей профанацией искусства», «трезвой правдой жалкой действительности». Журналисты писали о том, что Репин воплотил «худосочные идейки, перенесенные на полотно из газетных статеек… у которых реалисты почерпают свое вдохновение». На выставке в Вене тоже многие встретили картину с недоумением. Одним из первых оценить картину по достоинству смог Ф. Достоевский, чьи восхищенные отзывы позже подхватили и знатоки искусства.



Сегодня художника называют одной из самых загадочных фигур в истории живописи:

Художник: Илья Ефимович Репин


Холст, масло.
Размер: 131,5 × 281 см

Описание картины «Бурлаки на Волге» И.Репина

Художник: Илья Ефимович Репин
Название картины: «Бурлаки на Волге»
Картина написана: 1872-1873 г.
Холст, масло.
Размер: 131,5 × 281 см

Для каждого из произведений И. Репина характерна своеобразная история, ведь он писал их по несколько лет. Тщательно продумывалась экспозиция, сюжет, обстановка, делалось множество эскизов. Художник рисовал акварельные этюды, на которых воплощал изначальный замысел, но на картинах появлялись совершенно другие сюжеты.

Не исключением стал холст «Бурлаки на Волге», который Репин создал на пороге своего тридцатилетия, ставший впоследствии визитной карточкой мастера. Замысел возник совершенно случайно, как и все гениальные вещи.

На Усть-Ижоре Репин оказался в 1868 году. Он приехал туда для зарисовки этюдов к своим академическим сюжетам. По берегу водоема гуляли дамы в пышных нарядах и франтоватые господа, но на самой воде почерневшая от солнца ватага бурлаков в изодранных лохмотьях тащила баржу. Их изможденный, уставший вид, угрюмые лица и сверкающие от злости и безысходности глаза поразили художника настолько, что он не мог думать ни о чем другом.

Бурлаки стали его наваждением. Он рисовал эскизы этих людей, поднимающихся на берег, рисовал отдельно баржу, рисовал множество вариаций сюжета, пока, наконец не пришел к единой концепции картины. После этого он общался со многими бурлаками, наблюдал за ними, запоминая походку и черты лица. Первым порывом было обличение эксплуатации людей, но потом он нашел то, что заставит задуматься многих – непосильный труд человека и игру на контрастах.

Присмотритесь к природе Волги – янтарный песок, крупицы которого искрятся на солнце, чистейшее голубое небо с почти незаметными облаками, кристально синяя прозрачная вода. Эта красота меркнет перед лицом одиннадцати серо-коричневых, даже землистых мужчин, которые тянут огромную белую баржу с людьми. Их одежда давно уже перестала быть таковой – это лохмотья, насквозь пропитанные потом, прогнившие лапти и портянки. Их лица уже не лица – это лишь глаза и стиснутые губы, которые отражают тяжелый и низкооплачиваемый труд. Их ноги вязнут в воде и песке от непосильной тяжести баржи, а Волга еще будет тянуться тысячу километров.

Говорят, что бурлаки пели, но герои Репина молчат, они не в силах произнести ни слова, а могут лишь «тянуть лямку». Во всех учебниках по искусству и книгах советских времен написано, что «Бурлаки на Волге» - это стон русского народа. На самом деле это молчание от усталости, когда люди не в силах говорить. Каждый из них – это личность со своей судьбой, о которой рассказывает историю как сам художник, так и картина. Каждый бурлак индивидуален, у него свой характер, внутренний мир, психология и отношение к жизни.

Первыми идут, те, кого называли «коренниками», то есть уже не первый год таскающими баржи, они набрались опыта и знают все броды реки. Первым идет Канин, расстриженный священник, рядом с ним – заросший бурлак, с бородой, скрывающим лицо. Голова Ильки, идущего позади попа, повязана тряпкой, а в его глазах читается не усталость, а дикий обезумевший гнев. Озлобленный бурлак с люлькой в зубах словно понимает, что ничего, кроме баржи, у него в жизни не будет. Деревенский паренек в красной рубахе – Ларька, единственный, кто с удивлением рассматривает окрестности.

Самый яркий из всех образов одиннадцати мужчин – это Канин. Репин, называя его «вершиной бурлацкой эпопеи», долго накапливал материал для образа, срисовывая у кого-то манеру держать лямку, а у кого-то – выражение лица. В нем есть ум, причем живой и древний, есть мудрость и сила. Репин, что редко бывает с художником, испытывал восторг от этого образа. Канин – это неформальный глава артели, который много повидал на своем веку.

Молодой Ларька отражает духовную сущность расстриженного попа. Это сама юность, которая отличается пытливостью, непокорностью и желанием жить. Если сравнивать его с Каниным, то деревенский парень – это антипод бурлака, его кривое зеркало. Художник противопоставил молодость житейской мудрости, детскую чистоту – выносливости, а хрупкость – силе и мужественности.

Смысловая нагрузка каждого образа из ватаги бурлаков индивидуальна. Они покоряются своей судьбе, в других видны явные черты протеста и злобы, а третьи – невозмутимы и простодушны. Фигура Канина, тем не менее, самая яркая, ведь олицетворяет весь сплав черт каждого из них. На первый взгляд этот коренастый мужчина такой же, как и все остальные, но если присмотреться к нему, то кажется, что ему известно все, о чем только мечтают остальные – лучшая жизнь.

Композиционно полотно удлинено в ширину – такое прием дает возможность Репину расположить фигуры тружеников вдоль берега, подобрав самые типичные и драматичные образы. На первом плане картины – главный герой, середину композиции составляют образы, которые его раскрывают. Задний план картины – это сама белая баржа с двумя нечеткими фигурами. Как известно, машина эта – теплоходная, но для экономии топлива использовали в то время бурлацкий труд. На мачте судна развивается флаг Российской империи, бездушность которой и критиковал художник.

Ритмика полотна состоит из склоненных и поднятых голов и фигур людей – так глубже чувствуется и раскрывается характер их судьбы. Напряженность «Бурлаков на Волге» просматривается в позе их тел, натянутости лямки и тяжести баржи.

Картина была впервые выставлена в 1873 году. Она мгновенно стала культовой – образы бурлаков заставляли проснуться человеческую совесть и осознать, что вся империя построена на костях. К Репину пришла известность, но он стал своего рода диссидентом своего времени, а ректор заведения, где он учился, говорил, что это полотно опровергает всю ценность искусства.

Если вспомнить, что до этого рисовали пейзажи, портреты деятелей искусства, иллюстрации к литературным произведениям и итальянские сценки, сразу станет понятно, что использование народных образов было моветон.

Когда картина оказалась на выставке в Вене, то посетители удивлялись, что в Росси практикуется такой труд, но само бурлачество было упразднено лишь в начале 20 века.

Сюжет

На речном берегу, впряженные, тянут судно бурлаки. По полотну Репина, которое, кажется, даже в школьных учебниках истории есть, растиражирован образ нищего оборванца, которому и на жизнь иначе не заработать, кроме как адским трудом. Репин еще и подбрасывает дров в социальный костер: на горизонте виднеется символ прогресса — буксир, который мог бы заменить бурлака, облегчить его участь, но почему-то не используется.

«Бурлаки на Волге» некоторые критики называли профанацией искусства

Возглавляет ватагу тройка «коренников»: в центре бурлак Канин, напоминающий Репину философа, бородач, олицетворяющий первобытную силу, и озлобленный «Илька-матрос». За ними — остальные, среди которых выделяются высокий флегматичный старик, набивающий трубку, юноша Ларька, как бы пытающийся освободиться от лямки, черноволосый «Грек», который словно окликает бурлака, готового рухнуть на песок.

Характеры выписаны настолько эмоционально и живо, что охотно верится этой истории. Однако не торопитесь судить по одной картине о целом явлении в экономике царской России. Дело в том, что процесс работы бурлака был другим.

На баржах стоял большой барабан, на который был намотан трос с прицепленными к нему тремя якорями. Движение начиналось с того, что люди садились в лодку, забирали с собой канат с якорями и плыли вверх по течению. По пути якоря бросали. Бурлаки на барже цеплялись за трос своими чалками и шли от носа на корму, выбирая канат, а там, на корме, его наматывали на барабан. Получалось, что шли они назад, а палуба у них под ногами проходила вперед. Потом они опять бежали на нос баржи, и все это повторялось. Вот так баржа и плыла вверх по течению до первого якоря, который потом поднимали, далее до второго и третьего. То, что описал Репин, происходило, если лоцман сажал баржу на мель. Такая работа оплачивалась отдельно.

Репин заставлял всю семью работать над его картинами

Что до денег и харчей, то бурлак был далеко не так нищ, как показал художник. Работали они артелями и перед началом сезона судоходства сговаривалась о харчах. В день им давали хлеб, мясо, масло, сахар, соль, чай, табак, крупу. После обеда всегда спали. И денег за летний сезон хороший бурлак зарабатывал столько, что в зимнее время мог ничего не делать. В бурлацком промысле были заняты сотни тысяч человек. Шли туда в подавляющем большинстве случаев добровольно, как на отходные работы.

Контекст

«Бурлаки на Волге» — ранняя работа Репина. Еще и 30 лет ему не исполнилось, когда было завершено полотно. В то время художник был студентом Академии и в основном писал на библейские сюжеты. К реализму Репин обратился, кажется, неожиданно для самого себя. А дело было так. В конце 1860-х он с сокурсниками отправился на этюды в Усть-Ижору (поселок недалеко от Петербурга). Набережная, господа прогуливаются, все чинно — благородно. И внезапно впечатлительный Репин заметил ватагу бурлаков.

«О Боже, зачем они такие грязные, оборванные! — воскликнул художник. -…Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висящих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели. Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ».

Во время той поездки Репин сделал эскиз картины, сюжет которой строился на контрасте бурлаков и дачников. Композицию раскритиковал друг художника Фёдор Васильев, назвав ее искусственной и рассудочной. Он-то и посоветовал Репину отправиться на Волгу и доработать сюжет, а заодно помог с деньгами — сам живописец был крайне стеснен в средствах.

Репин поселился в Самарской области на все лето, знакомился с местными, расспрашивал о жизни. «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».


Гораздо больше художника увлекал сам образ бурлака: «Вот этот, с которым я поравнялся и иду в ногу, — вот история, вот роман! Да что все романы и все истории перед этой фигурой! Боже, как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, а главное — цвет его лица!» Так Репин описывал Канина — бурлака, расстриженного священника, с которым он познакомился на Волге. Его художник считал «вершиной бурлацкой эпопеи».

Публика увидела картину в 1873 году в Петербурге на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки в Вену на Всемирную выставку. Отзывы были противоречивыми.

Репин написал портреты даже тех, кто категорически отказывался позировать

Достоевский, например, писал: «Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу… Ведь эта бурлацкая «партия» будет сниться потом во сне, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты — не производили бы впечатление и не составили бы такой картины». Хвалили Репина Крамской, Стасов, да и все те, кто позднее станет передвижниками.

Академические круги называли картину «величайшей профанацией искусства», «трезвой правдой жалкой действительности». Кто-то из журналистов усматривал на полотне «разные гражданские мотивы и худосочные идейки, перенесенные на полотно из газетных статеек… у которых реалисты почерпают свое вдохновение».

После Петербурга картина отправилась в Вену. Там ее также встретили одни с восторгом, другие — с недоумением. «Ну, скажите, ради Бога, какая нелегкая дернула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк?.. Ну, как не стыдно — русский! Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю, и скоро о нем не будет и помину. А вы пишете картину, везете ее на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретет себе этих горилл, наших лапотников», — говорил один из министров.

И все же полотно нашло покупателя. Им стал великий князь Владимир Александрович, из-за чего полотно оказалось закрытым для широкой публики, которая могла видеть его только на выставках.

Судьба художника

Жизнь Репина была долгой и насыщенной. Начиная с «Бурлаков на Волге» о художнике заговорили как о новом явлении в искусстве. Со временем он стал одним из самых популярным портретистов. Позировали ему даже те, кто никогда не соглашался ни на чье предложение.

Кустодиев, Грабарь, Серов — ученики Репина

Каждое свое полотно Репин выписывал основательно, на работу уходило по несколько лет. Идеей он увлекал и семью, и друзей. Все они искали костюмы, позировали, буквально жили сюжетом. Старшая дочь художника Вера вспоминала, что когда Репин работал над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев, играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану.


А когда Репин работал над картиной «Правительница царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги 1698 года», то даже жил недалеко от монастыря. Тем временем первая жена Репина Вера Алексеевна собственноручно шила платье по эскизам, принесённым из Оружейной палаты.

Вокруг личности Репина — немало мистических историй. И о том, как картины его влияли на людей, и о том, что многие натурщики вскоре умирали не своей смертью, и о том, как Илья Ефимович с колдунами общался. Ни подтвердить, ни опровергнуть их, конечно, нельзя. Но в историю мастера реализма они добавляют особый колорит.

Кто такие бурлаки? Это наемные рабочие, труд которых был актуален с XVI века вплоть до изобретения паровых двигателей. Волга долгое время являлась основной транспортной артерией страны. По ней плыли огромные расшивы, которые тянули при помощи бечевы бурлаки. Эти люди выполняли убийственно тяжёлую работу. По крайней мере, такое впечатление создает всем известная картина Репина.

Ярыги

Поверхностное представление о том, кто такие бурлаки, современный человек имеет благодаря очерку Фёдора Решетникова «Подлиповцы», вышеупомянутому полотну Ильи Репина и другим произведениям живописи и литературы. Таких рабочих на севере России называли ярыгами.

Кто такой бурлак? Это трудяга, выполняющий сезонную работу. После ледохода мужики из деревень, расположенных на берегу крупных рек, объединялись в артели. Кто такой бурлак? Это человек отчаянный, потерявший хозяйство и интерес к жизни. В бурлаки шли любители вольного воздуха и путешествий.

Термины

Конечно, имелся и начальник у бурлаков. Это был самый опытный и авторитетный работник, который следил за состоянием судна, брал на себя ответственность за сохранность груза. Назывался он водоливом. Лоцман был следующим в иерархии бурлаков. Это кто такой и чем он занимался? Лоцман следил за тем, чтобы барка не села на мель, проводил без приключений груз через опасные места. Его иначе называли «дядей» или «булатником».

Немало других интересных слов присутствовало в бурлацкой терминологии. Например, «шишка». Это еще одна важная должность в артели бурлаков. Кто это такой? «Шишкой» называли передового рабочего, отвечавшего за слаженную работу своих коллег. Возможно, из бурлацкого сленга и пришло в современный язык слово, означающее большого начальника.

У рабочих было деление на коренных и добавочных. Первые нанимались на весь сезон. Вторых брали в некоторых случаях, когда требовалась дополнительная помощь.

«Эх, дубинушка, ухнем»

Бурлаки - это кто? Группа работяг, тянущая с помощью каната судно. Эта работа была крайне тяжелой и монотонной. Только попутный ветер немного облегчал работу бурлаков. Среди представителей этой профессии появилась традиция в самый тяжёлый момент заводить песню. Вероятно, это делало менее монотонным бурлацкий труд. Самая известная песня - «Эх, дубинушка, ухнем».

Русский композитор Рахманинов на основе народных мотивов написал «Бурлацкую». Произведение удивительным образом отражает тяжелую участь наемных работников. Горькая судьба мужиков, тянувших лямку (это выражение в 19-20-м столетиях использовалось именно по отношению к бурлакам), вдохновляла и современных авторов. Например, Бориса Гребенщикова. В начале девяностых вышел «Русский альбом», в котором одна из песен называется «Бурлак».

Подневольная рабочая сила

Бурлаки проходили много километров. Время от времени делали остановки: отдыхали, штопали худые рубахи. После них оставался тлеющий костер, разбитые лапти, а порой и грубо отесанный могильный крест. Тяжелый труд мог выдержать не каждый физически сильный мужчина. Хотя среди представителей этой профессии встречались и женщины.

У бурлака отбирали документы. Он становился подневольной силой. До самого конца маршрута рабочий находился в полном послушании у хозяина судна. Вставал с рассвета, двигаться должен был в течение целого дня без малейшего промедления. Нередко бурлакам встречались разбойники, от которых приходилось жестоко отбиваться.

«Бурлаки на Волге»

В 1869 году Репин работал над картиной «Иов и его друзья». Эскизы к ней он создавал на берегу реки Невы. Там он и увидел впервые бурлаков. Эти люди произвели на художника неизгладимое впечатление, прежде всего своим контрастом с живописной природой и жизнерадостными дачниками. Тогда же Репин сделал первый акварельный эскиз. В 1870 году художник создал рисунок карандашом, который сегодня находится в одном из главных музеев страны - Третьяковской галерее.

На основе этого эскиза он написал в 1873 году масляную картину «Бурлаки на Волге». Работал художник в Самаре. Он не только делал эскизы, но и общался с местными жителями, расспрашивал об их жизни. Правда, позже Репин признался, что их быт его мало интересовал. Расспрашивал, дабы придать серьёзность своему делу. По-настоящему поразил Репина один из бурлаков. Это был расстриженный священник с печальными взором и дивно повязанной тряпицей на голове - один из персонажей картины, которая сегодня находится в Русском музее.

Правда о бурлаках

Существует версия, что Репин несколько сгустил краски. Судьба бурлацкая была не такой уж и беспросветной, как он это изобразил на одной из своих самых знаменитых картин.

Образы на полотне Репина живые, эмоциональные. Когда рассматриваешь картину, создается однозначное впечатление о бурлачестве. Но на самом деле жизнь этих работяг была не такой уж и тяжелой.

На барже стоял барабан. На нём был намотан трос, к которому прикреплены якоря. Движение начиналось тогда, когда люди садились в лодку, забирали с собой бечеву и начинали плыть вверх по течению. Бурлаки находились на барже. То, что описал знаменитый русский художник, происходило не всегда. Только в том случае, если один из рабочих, а именно лоцман, сажал на мель баржу.

На картине Репина изображены истощенные, обессиленные люди. Они облачены в старую, рваную одежду. Создается впечатление, что бурлаки тяжёлую работу выполняли практически бесплатно. В действительности же представители этой профессии были далеко не нищими. За летний сезон они зарабатывали неплохо.

Каждый день бурлак получал хлеб, масло, мясо, соль, сахар, чай, крупу и табак. После обеда всегда отдыхал. А главное, работал добровольно. Отработав несколько месяцев, он имел возможность ничего не делать в зимнее время.

Знаменитая картина Илья Ефимович Репин Бурлаки на Волге, художник написал ее в течении 1870-1873 г. К написанию картины Бурлаки на Волге Илью Ефимовича сподвигла его поездка на этюды по Неве, в окрестностях Усть-Ижоры еще в 1869 году.

Насладившись красотами природы, художника очень тронула жизнь простых людей, бурлаков тянущих тяжелую барку. Усталые, грязные в оборванных одеждах бурлаки очень контрастировали перед богатой и пышно разодетой публикой стоящей обычно не подалеку на берегу. Вся эта сцена очень поразила живописца, вызывая в душе сочувствие и жалость к этим людям. А почему бы не воплотить этот сюжет на холсте,

подумал Илья Ефимович, заранее осознавая, что критиков у этой картины будет множество, тем более, что замысел картины, мог вызвать у зрителя сочувствие и жалость к этим обездоленным людям. Так оно и вышло, создав первый эскиз бурлаков написанный акварелью по задуманному плану, тянущие лямку изможденные и грязные бурлаки, супротив с веселящимися хорошо разодетой богатой публикой.

Такой сюжет сразу был раскритикован Федором Васильевым, как искусственно подделанная и бессмысленная работа. Конечно Репин осознавал композиция картины шла вразрез с мировоззрением, как в академических и в светских кругах.

Поэтому в дальнейшем Репин отказался от прямого обличительства сделав упор именно на бурлаков, стараясь показать непростую жизнь этих людей в своей будущей картине Бурлаки на Волге, показав тем самым характеры этих людей и не более.

В то же время в академии художеств у Репина были некоторые проблемы, не желая сдавать не интересные по его мнению экзамены по общеобразовательным предметам, художник решился подать заявление об увольнении, в котором ему было вежливо отказано. Видно в академии понимали уволив такого мастера, могло повлечь много неприятностей для самой академии.

В эти времена как раз набирало силу новое движение товарищество передвижников их идеология шла вразрез с академическими устоями. Вместо увольнения Репину предложили по стажироваться за границей, оплатив ему также турне по Волге от города Тверь до Саратова. Во время путешествия по Волге вместе со своими коллегами в числе которых был и Федор Васильев.

В 1870 году в селе Ширяево, что в полтора десятка километров от Самары, он создает небольшой карандашный эскиз, с помощью которого Репин пишет маслом также первую версию картины, небольшого размера около 23 на 50 см Первая экспозиция картины Репина с бурлаками была продемонстрирована в Санкт Петербурге, которая была награждена призом.

Во время работы с картиной Художник часто перерабатывал сюжет возвращаясь к эскизам, находясь среди бурлаков Репин, близко знакомится с ними. Один из героев картины Канин - бывший священник, яркая личность, человек с непростой судьбой.

В картине Бурлаки на волге, перед зрителем раскрывается бесконечно широкая река Волга, по которой плавают купеческие суда, на переднем плане извилистый песчаный берег, по которому артель бурлаков тянут за лямки купеческое судно, купчишка на судне пристально поглядывает за работой бурлаков. Наш главный герой картины бурлак Канин как вожак стаи ведет всю артель неудержимо вперед.

Среди персонажей картины заметно выделяется характер молодого паренька, его зовут Ларька. Он значительно отличается от своих прожженных духом старших товарищей, своим по юношески нетерпеливым характером и не опытностью, супротив выносливого, мудрого Канина и кудрявого бородача, который справа от Канина терпеливо тянущие свои лямки. Измученный от невыносимой работы старик, что рядом с Ларькой еле плетет ноги.

В ватаге бурлаков Репин собрал характеры разных типов людей, разделяя их на разные группы характеров от самых сильных духом и мудрых по возрасту до измождённых и слабых, которые похоже не совсем способны исполнять такую тяжелую работу, в этом конечно и состоит весь колорит и контраст характеров бурлаков, например, Илька матрос с заметно озлобленным видом смотрящий на прямо зрителя, очень усердно тянет лямку, характер Ильки не простой он сможет громко матернуться ненавидя вся и все в окружающей его жизни.

В след за Каниным заметно выделяется в полсилы тянущий свою лямку высокий мужик с курительной трубкой и вытирающий пот со лба измождённый от работы старичок. Из всей ватаги бурлаков значительно отличаются первые три персонажа на которых висит самая значительная тяговая сила относительно других нехотя тянущих свои лямки. В образах бурлаков Репин старался показать разные характеры людей в которых есть и покорность своей не простой судьбе, жизненный протест, озлобленность и простодушие простых людей с непростой судьбой.

После многих эскизов и этюдов картина Бурлаки на Волге была наконец завершена Репиным в 1873 году, и была выставлена на выставке произведений живописи, со следующей отправкой работ для экспозиции на всемирную выставку в Вену. Как и ожидалось у картины было много поклонников и тех кому работа не понравилась, были те кто очень жестко критиковали мастера, среди них был ярый академист Федор Бруни, он отрицательно откликнулся о картине, как о великой профанации в изобразительном искусстве.

С многочисленной критикой на работу Репина отозвался тогдашний публицист Алексей Суворин. Не смотря на это многие коллеги и прогрессивно настроенные люди того времени приняли картину восторженно, например Крамской и Стасов. Как о полном подлинном и правдивом произведении, положительно отозвался писатель Федор Достоевский. Тем не менее на всемирной выставке картине была присвоена бронзовая медаль, полотно очень понравилось великому князю Владимиру Александровичу, который купил ее за три тысячи рублей.

Основное полотно имеет размеры 131,5 см на 281 см, картина находится в Русском Музее в городе Санкт Петербург, меньшее полотно Бурлаки идущие вброд, 1872 размер 62 см на 97 см находится в Третьяковской галерее