Кто это - лачка? Национальность лакцы, история народа, численность, традиции и обычаи. Ох уж, эти странные лакцы… Самая образованная нация в ссср лакцы

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Лакцы. «Огонь в крови», 2008


Общие сведения

Л‘АКЦЫ, лак (самоназвание), народ в Российской Федерации. Живут в центральной части Нагорного Дагестана (Лакский и Кулинский районы), часть переселилась на равнину (Новолакский и другие районы), в города и за пределы Дагестана (Ставропольский край и др.). Общая численность 185 тыс. человек (по другим данным - 118,1 тыс. человек), в том числе в Российской Федерации - около 179 тыс. человек (106,4 тыс. человек), из них в Дагестане около 140 тыс. человек (91,7 тыс. человек).

По данным Переписи населения 2002 года численность лакцев, проживающих на территории России, составляет 157 тысяч человек.

Аварцы называют Лакцев тумал, даргинцы - вулугуни, лезгины - яхулви; в прошлом Лакцев часто называли казикумухцами. Говорят на лакском языке нахско-дагестанской группы кавказской семьи. Диалекты: кумухский, вицхинский, шаднинский, вихлинский, аракульский, барткинский, аштикулинский. Письменность на русской графической основе. Распространён также русский язык. Верующие - мусульмане-сунниты.

Лакцы - коренные жители Дагестана. На территории Лакцев существовало Казикумухское шамхальство, с 18 века - ханство, объединявшее, кроме Лакцев, лезгин-кюринцев, отдельные аварские и даргинские селения. Присоединённое в 1820 к России, ханство было в 1859 преобразовано в Казикумухский округ Дагестанской области, с 1922 - Лакский округ, затем район в составе Дагестанской АССР, поделённый в 1935 на Лакский и Кулинский районы. В 1944 часть Лакцев была насильственно переселена на равнину, на земли депортированных чеченцев.

Основные занятия - пашенное земледелие (пшеница, рожь, ячмень, просо, бобовые, с конца 19 века - кукуруза, картофель, с начала 20 века - садовые и огородные культуры) и животноводство (овцы, крупный рогатый скот, лошади и др.). Зимой скот перегоняется на зимние пастбища в Калмыкии. Были развиты отхожие промыслы.

Традиционные домашние промыслы и ремёсла - сукноделие, изготовление войлока, паласов, производство и лужение металлической посуды (села Кумух, Убра и др.), ювелирное ремесло (село Кумух), гончарство (село Балхар), золотое и серебряное шитьё (села Кумух и Балхар), шорное (село Унчукатль) и сапожное дело (село Шовкра), обработка камня (село Убра); село Кая славилось торговцами, село Кума - кондитерами, село Цовкра - акробатами и т.д. Знаменита расписная балхарская керамика (кувшины для воды, чаши, кружки, с 1960-х годов - фигурки, игрушки).


Традиционные поселения Лакцев располагались по склонам гор, современные - на более ровных местах. Дома - в основном двухэтажные (на 1-м этаже - хозяйственные, на 2-м - жилые помещения), с небольшими лоджиями, имели до 4 жилых комнат.

Мужская традиционная одежда - туникообразная рубаха, бешмет, черкеска, штаны, женская - туникообразное платье и штаны, имеет локальные варианты. В конце 19 века появились платья - распашные (бузма) и отрезные в талии. Зимой носили овчинные шубы. Обувь - кожаная и войлочная. Головные уборы - наволосники с платками, длинные покрывала. В современном быту изредка встречаются у мужчин папахи, овчинные шубы, у женщин - традиционные головные уборы (село Вихли), длинные штаны.

Основная пища - мучные, мясные и молочные блюда. Хлеб выпекался в специальной глиняной печи в форме купола во дворе. Овощные и картофельные блюда распространились с середины 20 века.

Основа традиционной социальной организации - сельская община (джамаат), управлявшаяся советом старейшин. Существовали патрилинейные родственные группы (тухумы), сословное деление, обычай кровной мести и платы за убийство, гостеприимство, взаимопомощь.

Сохранялись элементы домусульманских верований, мифологии, обрядность. Традиционные праздники - Новый год, начало весенних полевых работ, уборка урожая и др. Фольклор включает героический и исторический эпос, сказки, песни. Основные музыкальные инструменты - зурна и бубен. Поэзия на лакском языке известна с 17 века. Письменность первоначально на арабском алфавите. Первые книги на русском алфавите вышли в 1860-х годах по инициативе русского лингвиста П.К. Услара. Письменность на основе русского алфавита возобновлена в 1938. Развивается профессиональная культура. Сформировалась национальная интеллигенция.

А.Г. Булатова, Г.А. Сергеева



Очерки

Лакцы - (вулугуни, казикумухцы, лак, тумал, яхулви) - народ, исторически проживающий в центральной части нагорного Дагестана (Лакский и Кулинский районы), с 1944 года и на равнине в Новолакском районе, а также в Ставропольском крае, Ростовской области, в Кабардино-Балкарии и других кавказских республиках. Численность в России по переписи 2002 года - 156 545 человек, в Дагестане число лакцев составляет 5,4 % всего населения республики (139732).Говорят на лакском языке нахско-дагестанской группы кавказской языковой семьи. Диалекты - кумухский, вицхинский, шаднинский, вихлинский, аракульский, барткинский, аштикулинский. Поэзия на лакском языке известна с XVII века. Письменность была Первоначально письменность была на основе арабского алфавита, первые книги на кириллице вышли в 1860-х по инициативе русского лингвиста П. К. Услара. Письменность на русской графической основе возобновлена в 1938 году. Распространен русский язык. Верующие: мусульмане-сунниты.


Лакский «треугольник»

В книге известного дагестанского ученого А. Г. Булатовой «Лакцы. Историко-этнографическое исследование (XIX - нач. XX в.)» даны четкие координаты территории, где с древности обитает этот удивительный народ. Там сказано, что она «представляет собою центральную часть нагорного Дагестана и имеет форму треугольника, одна из вершин которого обращена на север, в сторону Цудакарского ущелья, а его основанием служат горные вершины Дюльтыдага (4131 м над уровнем моря), Акулалу (3884 м), Пабаку (4098 м) и Кокма (3673 м), которыми земля Лакии отделяется от долины реки Самур и Азербайджана». Горные хребты также изолируют ее от Аварии и Даргинии. Поверхность этого труднодоступного плато достаточно сглажена и не имеет естественных препятствий для сообщения между его отдельными частями. Его каменистая почва, состоящая из сухой серой глины, часто перемешанной с булыжником и щебнем, практически бесплодна, а пригодная для земледелия пахотная земля, глина с черноземом, - это всего 6% общей площади Лакии. Кустарниковый лес с «вкраплениями» дубов, берез и чинар занимает тоже 6%, но многочисленные реки, текущие со снежных вершин юга на север, создают благоприятные климатические условия для сельского хозяйства.

Страна мастеров

Лакцы с давних времен выращивают пшеницу, рожь, ячмень, просо и бобовые, а с конца XIX столетия - кукурузу, картофель, садовые и огородные культуры. Стада крупного рогатого скота, овец и табуны лошадей пасутся на горных пастбищах с весны до осени, а с наступлением зимы перегоняются в Калмыкию. Там же, на склонах гор, располагаются селения, каждое из которых славится каким-нибудь традиционным промыслом. Например, в «городе мастеров» Кумухе живут ювелиры, оружейники и золотошвейки, здесь же изготавливают войлок и сукно, делают металлическую посуду, в Убре обрабатывают камень, в селах Унчукатль и Шовкра налажено шорное и сапожное дело, а расписная керамика из Балхара известна далеко за пределами Дагестана. Аул Кая славится торговцами, Кума - кондитерами, а Цовкра - канатоходцами и акробатами. Ближайшие соседи этих трудолюбивых умельцев величают по-разному: даргинцы зовут их «вулугуни», лезгины - «яхулви», а в древности лакцев часто называли «казикумухцами». Впервые под этим именем в европейской литературе их упомянул в своем «Описании путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию» (1647г.) Адам Олеарий: «За Тарку в горах к западу находятся еще другие, которые зовутся «кумуки» или «казикумуки», каждое из этих племен имеет особых своих государей».


Христианское царство Гумик

Арабские источники VII-X вв. упоминают о существовании на территории современного Дагестана целого ряда феодальных владений - «царств», таких как Дербент, Табасаран, Сарир, Гумик, Туман и др., хотя многие из них, вероятно, были основаны в VI столетии и ранее. Лакцев ученые локализуют в царствах Гумик и Туман, причем первое название ассоциируется с селением Кумух, а второе - с областью Туман, ведь аварцы до сих пор зовут их «тумал» (во множественном числе - туман). Больше споров вызывает местонахождение древнего государства Сарир. Так, по некоторым данным, оно имело очень внушительные размеры, включая в себя не только нагорную и равнинную часть теперешнего Дагестана, но и сопредельные земли. В одном исследователи единодушны: эти царства были христианскими. (Известно, что еще в I веке в районе Дербента проповедовал Елисей, ученик апостола Фаддея, которого вместе с Варфоломеем Иисус Христос направил в Персию и на Кавказ). Религиозно-политические разногласия, приведшие к церковному расколу, были использованы двумя крупнейшими державами Средневековья - Византией и Персией. Монофизитам, то есть не верящим в двойную природу Христа - Бога и человека, покровительствовал Иран, халкедонитам, то есть православным, Византия.

Казикумухское шамхальство

Пока эти государства воевали между собой за кавказские земли, в Аравии возникла и быстро окрепла новая религия - ислам. Под его знаменами арабы, покорив Сирию и Месопотамию, уже в VIII столетии появились на Кавказе, начав его стремительную исламизацию. Происходило это так: арабам не раздавали земли в завоеванных странах, но побежденные должны были содержать общину завоевателей, то есть платить подоходный и поземельный налоги, а также поставлять припасы войскам. Однако это налоговое бремя несли только «неверные», а принявшие ислам от него освобождались. Те, кто смог сохранить свою веру под таким экономическим давлением, не устояли перед военным: нашествием в XIII веке мусульманской Золотой Орды. В XIV столетии на территории лакцев возникает новое, уже исламское, государство - Казикумухское шамхальство со столицей Кази-Кумух, ставшее через четыреста лет ханством, объединившим, кроме лакцев, отдельные аварские и даргинские селения.


И просто Лакский район

Присоединённое в 1820 году к России ханство было в 1859-м преобразовано в Казикумухский округ Дагестанской области, а с 1922г. - в Лакский округ, затем - в район в составе Дагестанской АССР, который был поделен в 1935 году на Лакский и Кулинский районы, существующие до сих пор в Республике Дагестан.

Горская демократия

Отношения между властителями и горячими лакцами складывались непросто: в 1640 году одно из выступлений против шамхалов закончилось изгнанием последних из Кумуха. Но чаще стороны пытались договариваться, а чтобы переговоры шли успешно, сначала заключался письменный договор между членами джамаата - сельской общины, высшим законодательным органом которой был сход мужчин (с 15 лет), а исполнительная и судебная власть находилась в руках старейшин. Так, из документа XVII века под названием «Соглашение жителей Казикумухского селения Унчукатль» можно узнать, что селяне договорились «не продавать эмирам свою недвижимость, свои поля и дома, на сделавшего это будет наложен штраф - один бык, а проданное возвращено». Далее следует наказание за нарушение норм общественной морали: «Если кто-либо скажет хотя бы полслова в пользу эмиров, то на него будет наложен штраф - один бык. Если кто-либо донесет эмирам на старейшин или на других жителей селения, то на него штраф - один бык».


По законам адата и шариата

На этом примере можно представить себе действие адата (от арабского - привычка), то есть правосудия, основанного на обычаях, существовавших у кавказцев в доисламский период. Оно активно использовалось и позднее, если не вступало в противоречие с шариатом - религиозным законом, который основан на богословском толковании Корана. В нем сказано: «Когда же они совершают какой-либо мерзкий поступок, они оправдываются так: «И наши отцы поступали так же, и Аллах велел нам поступать именно так». А ты, Мухаммад, отвечай: «Воистину, Аллах не велит совершать поступков мерзких. Неужели вы станете возводить на Аллаха то, о чем не ведаете?»Юристы Российской империи тщательно изучали обычное (адатное) право кавказских народов: историю его происхождения и перспективы развития. В книге «Адаты Дагестанской области и Закатальского округа: судоустройство и судопроизводство в частях Кавказского края военно-народного управления», изданной под редакцией И. Я. Сандрыгайло в 1899 году в Тифлисе, на основе глубокого анализа судебной практики сделан такой вывод: «Адат возникает, когда в нем является надобность, и предается забвению, когда надобность в нем минует. Сам народ смотрит на адат, как на дело ума человеческого и допускает изменение его, если видит в этом пользу для себя. При отсутствии адата на какой-нибудь случай по общему совещанию (маслаату) установляется решение, которое затем уже применяется ко всем аналогичным случаям и само превращается в адат. Таким путем создалось то разнообразие частных адатов, которое наблюдается не только в каждом округе, но даже в каждом селении. Таким же путем администрации удалось, действуя через влиятельных лиц, объединить многие адаты, а другие изменить или вовсе устранить из обихода. Следовательно, администрация имеет возможность, без особой ломки и потрясения в быте горских обществ, перейти со временем к суду по общим всей Империи законам».


История

В начале XIII столетия в Дагестане впервые появляются кочевники-монголы, в 1240 году они проникают в страну лаков, а в начале апреля осаждают и разрушают ее столицу Кумух. (Всего монголы уничтожали поселение восемь раз, но жители возрождали его.) В конце XIV века Лакия подверглась нашествию войск самого Тимура. Персидский автор Шереф-ад-дин Али Йезди в своем монументальном труде «Зафар-намэ» - «Книга побед» (1424г.) - сообщает о взятии Тамерланом (то есть «хромым Тимуром») укрепленных селений Кули и Тауса так: «Оба отряда согласованно сверху и снизу напали на крепость. Сколько ни бросали оттуда стрел и камней и сколько ни гибло храбрецов, другие верующие смельчаки, благодаря счастливой судьбе могущественного Тимура, храбро принимались за это дело. Жители крепости, видя эту небесную и земную беду, сверху и снизу опускающуюся, оробели и растерялись». А когда кочевники разгромили объединенную армию лакцев и аварцев в количестве 3000 человек, то «старейшины и вельможи казикумухские прибыли ко двору Тимура, признали свою вину, каялись, просили прощения и выполнили обычай подчинения и службы».


И легенда

Это взгляд победителей, а у побежденного, но не сломленного народа сложился эпос «Парту Патима», посвященный девушке-героине. Он состоит из трех частей: в первой и второй повествуется о мирной жизни лакского аула, об обычной горянке Патиме, которая с полным кувшином воды возвращается домой от родника и видит молодых мужчин-односельчан, занятых военной тренировкой. Они просят дать им воды, а девушка в ответ говорит, что хочет попробовать свои силы, сразившись с ними. Встретив отказ со стороны юношей, Патима переодевается в доспехи убитого брата, который с детства обучал ее воинскому искусству, и уже в мужском обличье вызывает на соревнование одного из насмешников - Ахмеда, обладавшего большой физической силой и сноровкой. Она побеждает, а посрамленный соперник просит прощения и влюбляется в смелую красавицу. В третьей, военной, части в село прибывает гонец с сообщением о приближении войска Тамерлана. Лакские воины собираются в столице своей земли Кумухе, чтобы вместе идти на захватчиков под предводительством Патимы. Увидев девушку во главе армии, монголы недоумевают, а сам Тимур презрительно улыбается. Но вскоре его отношение к противнику меняется: «Клинки о щиты ударяться стали, друг с другом противники драться устали, устали скакать скакуны боевые, монгольское войско смутилось впервые». Обе стороны решают выделить по одному богатырю для единоборства. Монголы выставили крепкого Тугая, от лакцев вышел Ахмед. Тугай мечом рассекает надвое юношу, но тут яростно вступает в бой Патима: «Тугай замахнулся, но сабле Тугая ответила девушки сабля кривая. Еще один взмах и еще один взмах, и пал перед ней обезглавленный враг». Далее она выдерживает поединок со старшим братом Тугая, который также падает с лошади, сраженный ею. Победив в этой битве, отважная горянка увлекает за собой лакских джигитов, которые, ринувшись на противника, обращают его в бегство. В финале воины, изгнавшие врага с родной земли, с победой возвращаются домой, а Патима оплакивает гибель своего возлюбленного…


Парту Патима или Жанна д’Арк из Кумуха

Ученые-этнографы на протяжении столетий гадают о том, является ли Парту Патима исторической личностью или представляет собой собирательный фольклорный образ героической женщины. В начале XX века Сайд Габиев в своей книге «Лаки, их прошлое и быт» писал: «У лаков есть своего рода Иоанна д"Арк - Парту Патима, которая некогда спасла родной край от нашествия монголов. Прозвище «Парту» возникло от названия местности, где находится могила девушки. О ее подвиге свидетельствует и надгробный памятник, который привлекает летом много паломников, преимущественно женщин, считающих ее святой девой». Через сто лет, когда никаких материальных следов пребывания храброй горянки на земле лакцев не осталось, Ангара Булатова подтвердила правоту коллеги: «У нас нет сомнений в исторической реальности нашей героини и ее подвига, так как часто именно в фольклоре сохраняется память о знаменательных событиях и значительных исторических деятелях. А в народе всегда существовало представление о том, что в годину тяжелых испытаний на его защиту поднимется новая Парту Патима…»

КУБАЧ‘ИНЦЫ (самоназвание: угбуган, угбуганти, уг"буг), народ в России, жители посёлка Кубачи Дахадаевского района в Дагестане (1900 человек, оценка); живут также в городах Кавказа и Средней Азии (более 3 тыс. человек, оценка). Переписью населения 1926 выделены как самостоятельный этнос (численность 2371 человек), в дальнейшем включались в состав даргинцев. По данным Переписи населения 2002 года численность кубачинцев, проживающих на территории России, составляет 100 человек.

Часть исследователей считает Кубачинцев субэтнической группой даргинцев, другие - самостоятельным этносом. Говорят на кубачинском диалекте даргинского языка. Верующие Кубачинцы - мусульмане-сунниты.

В исторических сочинениях Кубачинцы известны с 6 века как зирихгераны (персидский "кольчужники"), а с 15 века - как кубачи (турецкое "кольчужники"). В 5-10 веках Кубачи - центр Зирихгерана - одного из раннегосударственных образований Дагестана. С 1921 Кубачинцы в составе Дагестанской АССР, с 1991 - Республика Дагестан.

Основное традиционное занятие Кубачинцев - ремесла (металлообработка, резьба по камню и дереву, строительное дело, обработка кости). Женскими промыслами были ручное вязание, вышивка, ткачество (производство сукон), изготовление войлока и обуви из него. Ведущая отрасль традиционного ремесла - металлообработка включала: изготовление водоносных сосудов, ритуальной посуды, крышек к котлам; литьё бронзовых котлов, светильников; изготовление художественно отделанного холодного и огнестрельного оружия, а также разнообразных женских украшений, предметов мужского костюма (пояса, газыри), деталей конского снаряжения. В 16-17 веках оформились основные типы кубачинского орнамента растительного стиля. В 18-19 веках Кубачи стал крупнейшим на Кавказе центром изготовления лучших образцов оружия и ювелирных изделий.

В быту Кубачинцев в 19 - начале 20 века сохранялось значение родственных групп - тухумов, состоявших из кровнородственных семей (первоначально по отцовской, позднее и по материнской линии). Основу социальной организации Кубачинцев составляла сельская община - джамаат, внутренняя жизнь которой регулировалась нормами адата и шариата.

Жилища Кубачинцев - многокамерные, 3-4-этажные, порою до 5-6 этажей, плоскокровельные сооружения из камня. В самых нижних этажах располагались хлев, конюшня, на 2-м - сеновал, склад топлива, а в верхних этажах - жильё из многих комнат, кладовые для продуктов, домашние мастерские златокузнецов. Интерьер жилища Кубачинцев сохраняется и ныне у большинства жителей селения.

Традиционная женская одежда: платье-рубаха туникообразного покроя; парчовая шуба, с короткими рукавами (ныне вышла из употребления); головной убор: чухта (квадратная повязка с нашитыми разноцветными лоскутами), каза (белая, обычно вышитая полотенцеобразная накидка-повязка), кате - шерстяной платок-накидка, белые войлочные сапоги и вязаные узорные носки. Мужская одежда общедагестанского типа: рубаха туникообразного покроя, прямые штаны, бешмет и черкеска, сафьяновые или войлочные сапоги, овчинные шубы и папахи. В комплекс одежды входили серебряный наборный пояс, кинжал и газыри к черкеске.

Традиционная пища у Кубачинцев в целом аналогична пище других народов Дагестана.

Культура Кубачинцев при общности её с духовной культурой даргинцев и других народов Дагестана имеет и специфические черты.

М.М. Маммаев, М.О. Османов

В сердце гор Дагестана обитает народ, известный как лакцы. Их относительно немного: по данным последней переписи населения лакцев насчитывается 140 тысяч. Язык и самобытная культура выделяет их среди сотни других национальностей Дагестана. Благодаря лакцам на территории Дагестана возникло первое правоверное мусульманское государство.

Коренные жители Дагестана

Лакский писатель Саид Габиев допускает, что происхождение лакцев – результат дробления более крупных народов, «осколки» которых, спасаясь от многочисленных набегов, уходили в горы. У арабов, в Х веке н.э. принесших на острие сабли ислам в Дагестан, упоминается для определения горцев слово «лезгин» (lakz). После арабов территорию современного Дагестана завоевали монголы и тюрки. В частности, Северная и Приморская низменности к югу от Дербента долгое время относились к Золотой Орде. А в конце XIV века появились первые упоминания о Кайтаге и Кази-Кумухе. Кайтаг состоял в основном из христиан.

Пионеры ислама

Жители Кази-Кумуха – от них берёт своё начало история лакцев – прославились как ярые поборники ислама. Лакские правители, в то время называвшиеся себя шамхалами, по преданиям были ни больше ни меньше как прямыми потомками одного из близких родственников Пророка. Они собирали дань практически со всей территории не только Дагестана, но и большей части Чечни. И только через три века уступили эти права кумыкам.

Мастера на все руки

В конце XIX – начале ХХ веков в мире бурно развивается экономика. Одними из первых среди кавказцев лакские кустари стали открывать свои мастерские не только в России, но и за границей: в США и даже в Японии. Что неудивительно. Ведь лакец – это не просто национальность, лакец – это, в первую очередь, умелец.

По вековым традициям каждый дагестанский аул славился исключительно своим ремеслом. Народные промыслы и сейчас весьма востребованы. Из поколения в поколение бережно передаются навыки и знания, полученные несколько столетий назад. Лакские изделия участвуют (и совсем небезуспешно) в международных ярмарках, и, конечно, популярны у туристов, ведь в дагестанских аулах:

– Табасаранцы создают сказочные орнаменты на коврах.

– Балхары умеют делать уникальную в своём роде посуду. По традиции этим ремеслом занимаются исключительно женщины.

– Унукульцы славятся искусными деревянными поделками, недаром их аул называется «аул поющего дерева».

– Гоцатлинцы выделывают серебро, украшая изделия из него неповторимыми по красоте узорами.

Есть еще аул канатоходцев (Цовкра), аул ювелиров (Кубачи) и даже аул… поэтов, да-да, поэтов!

Вот такой народ лакцы – ловкие, сильные, умелые и отважные. Истории известен случай, когда лакскому ювелиру удалось дослужиться до министра финансов (!) у правителя Эфиопии, а его сына, командарма Насибу Эммануэля, за заслуги в итало-абиссинском военном конфликте (1936 год) объявили национальным героем Эфиопии. Не менее знаменит и другой лакец – Герой Советского Союза лётчик-космонавт Муса Манаров.

Лакцы – яркий пример народа, которого непростое выживание на небогатой каменистой земле не сломило, а наоборот, воспитало в нём сметливость и недюжинную деловую хватку.

ЛАКЦЫ - на-род в Рос-сии.

Жи-вут в основном в центральной час-ти на-гор-но-го Да-ге-ста-на (Лак-ский и Ку-лин-ский районы, несколько сёл - на за-па-де Аку-шин-ско-го, на юго-за-па-де Да-ха-да-ев-ско-го, на се-ве-ре Ру-туль-ско-го и на вос-то-ке Ча-родин-ско-го районов), часть - на рав-ни-не (в основном Но-во-лак-ский район), в Ма-хач-ка-ле, Кас-пий-ске, Ха-са-вюр-те и др. го-ро-дах. Чис-лен-ность 156,5 тысяч человек (2002 год, пе-ре-пись), из них в Да-ге-ста-не на-счи-тыва-ет-ся 139,7 тысяч человек, в Став-ро-поль-ском крае - 2,5 тысячи человек, в Ка-бар-ди-но-Бал-ка-рии - 1,8 тысяч человек, в Мо-ск-ве - 1,8 тысяч человек. Жи-вут так-же в Уз-бе-ки-стане (3,9 тысяч человек), Турк-ме-нии (3,8 тысяч человек), Тад-жи-ки-ста-не (1,8 тысяч человек), Азер-бай-джа-не (1,4 тысяч человек) и др. Об-щая чис-лен-ность 167 тысяч человек (2008 год, оцен-ка). Го-во-рят на лак-ском язы-ке. 94,2% вла-де-ют русским язы-ком. Лакцы - му-суль-ма-не-сун-ни-ты ша-фи-ит-ско-го маз-ха-ба.

Лакцы -ко-рен-ные жи-те-ли Да-ге-ста-на. Вхо-ди-ли в Ка-зи-ку-мух-ское хан-ст-во (шам-халь-ст-во). Се-ло Ку-мух (Гу-мик) из-ве-ст-но по арабским ис-точ-ни-кам с I-го тысячелетия н. э. При-сое-ди-нён-ное к Рос-сии хан-ст-во бы-ло пре-об-ра-зо-ва-но в 1860 году в Ка-зи-ку-мух-ский округ Да-ге-стан-ской области, с 1922 года Лак-ский округ, с 1928 года - кан-тон, с 1929 года - рай-он в со-ста-ве Да-ге-стан-ской АССР, по-де-лён-ный в 1935 году на Лак-ский и Ку-лин-ский районы. В 1944 году часть лакцы бы-ла пе-ре-се-ле-на на рав-ни-ну, на зем-ли де-пор-ти-ро-ван-ных че-чен-цев.

Тра-диционная куль-ту-ра ти-пич-на для да-ге-стан-ских на-ро-дов. Основные за-ня-тия - от-гон-ное ско-то-вод-ст-во и па-шен-ное зем-ле-де-лие на гор-ных скло-нах и тер-ра-сах (пше-ни-ца, рожь, яч-мень, про-со и бо-бо-вые; с конца XIX века - ку-ку-ру-за и кар-то-фель, с начала XX века - са-до-вые и ого-род-ные куль-ту-ры). Пре-об-ла-да-ло трёх-по-лье, тра-диционное па-хот-ное ору-дие - при-ми-тив-ный плуг (ха-рас). Бы-ло раз-ви-то от-ход-ни-че-ст-во.

Тра-диционные ре-мёс-ла - сук-но-де-лие, из-го-тов-ле-ние вой-ло-ка, па-ла-сов, ме-тал-лической по-су-ды (сё-ла Ку-мух, Уб-ра и др.), юве-лир-ное де-ло (село Ку-мух), гон-чар-ст-во (смотрите Бал-хар-ская ке-ра-ми-ка), зо-ло-тое и се-реб-ря-ное ши-тьё (сё-ла Ку-мух и Бал-хар), шор-ное (село Ун-чу-катль) и са-пож-ное (село Шов-кра) де-ло, об-ра-бот-ка кам-ня (село Уб-ра); село Кая сла-ви-лось тор-гов-ца-ми, село Ку-ма - кон-ди-те-ра-ми, село Цов-кра - ак-ро-ба-та-ми и т. д.

Осо-бен-ность лак-ско-го жи-ли-ща - обог-ре-вае-мая гли-но-бит-ная ле-жан-ка ти-па ка-на. Тра-диционная муж-ская оде-ж-да - шта-ны, ту-ни-ко-об-раз-ная ру-ба-ха, беш-мет (кур-ту), чер-ке-ска (чу-ха); жен-ская - ту-ни-ко-об-раз-ная, по-дотк-ну-тая с бо-ков ру-ба-ха (гу-ха) и уз-кие шта-ны, с конца XIX века рас-про-стра-ня-ют-ся пла-тья (буз-ма, гу-ха) - рас-паш-ные от-рез-ные в та-лии с пря-мой или расклё-шен-ной юб-кой, ре-же - с за-кры-тым ли-фом (по-лу-ша) или со встав-кой спе-ре-ди; чух-та - меш-ко-об-раз-ная, на юге - с чеп-цом и ме-шоч-ком, у вих-лин-цев - с чеп-цом, ме-шоч-ком и длин-ным по-лот-ни-щем из бе-лой бя-зи (бак-ба-ху). Верх-няя оде-ж-да - вой-лоч-ные бур-ка, ту-ни-ко-об-раз-ный каф-тан (ка-ва-лей).

Хлеб вы-пе-кал-ся в пе-чи ти-па тан-ды-ра. Тра-диционный на-пи-ток лакцы - бу-за (ду-кра гян), в тор-жественных слу-ча-ях - ме-до-вая бра-га (мач-ча). На празд-ни-ки го-то-ви-ли хин-кал (арен гав-кку-ри) и ва-ре-ни-ки с на-чин-кой из оре-хов и изю-ма. На Но-уруз го-то-ви-ли ка-шу из пше-нич-ной кру-пы с кис-лым мо-ло-ком и чес-но-ком (ку-рун-ку-са, кат-та та-ту), вы-пе-ка-ли хлеб-цы из сдоб-но-го тес-та в фор-ме че-ло-ве-ка или жи-вот-ных (бар-та, абар-та); в день празд-ни-ка про-во-ди-ли об-ряд пре-лом-ле-ния бар-та. Осо-бые ла-ком-ст-ва свя-за-ны со сва-деб-ным ри-туа-лом: ки-сло-слад-кая муч-ная ка-ша на со-ке аб-ри-ко-са (бу-рус-са-нуйх курч), хал-ва (ночь пе-ред свадь-бой ино-гда на-зы-ва-лась но-чью хал-вы - ба-кух-рал хху), тя-нуч-ки из мё-да с пря-но-стя-ми (кян-на), ино-гда в ви-де пти-цы (ни-цал как-ну - ме-до-вая ку-ро-пат-ка). Про-цес-сию с не-вес-той встре-ча-ли ря-же-ные, ра-зыг-ры-вав-шие шу-точ-ные те-ат-ра-ли-зованные сцен-ки, род-ня же-ни-ха ис-пол-ня-ла ста-рин-ный та-нец гир-ги-чу.

Су-ще-ст-во-ва-ли па-три-ли-ней-ные эн-до-гам-ные родственные груп-пы ти-па ту-ху-ма (са-ка, ах-лу, ля-кин), брач-ный сго-вор и вы-куп, со-слов-ное де-ле-ние, обы-чаи взаи-мо-по-мо-щи (мар-ща, ку-маг), кров-ной мес-ти и пла-ты за убий-ст-во, гос-те-при-им-ст-ва. Сель-ская об-щи-на (джа-ма-ат) управ-ля-лась со-ве-том ста-рей-шин (ху-нис-са). Си-сте-ма тер-ми-нов род-ст-ва ти-пич-на для дагестанских на-ро-дов: би-фур-ка-тив-но-ли-ней-ный прин-цип со-че-та-ет-ся с оби-ли-ем опи-са-тель-ных кон-ст-рук-ций для бо-ко-вых род-ст-вен-ни-ков; сиб-лин-ги обо-зна-ча-ют-ся од-ним тер-ми-ном с до-бав-ле-ни-ем грам-ма-тических по-ка-за-те-лей по-ла. До начала XX века со-хра-ня-лись боль-шая се-мья, эле-мен-ты до-му-суль-ман-ских ве-ро-ва-ний и куль-тов (ог-ня, зем-ли, кам-ня, же-ле-за и др.). Но-уруз (Инт Дей-ди-ху) сопро-во-ж-дал-ся пе-ре-пры-ги-ва-ни-ем че-рез ко-ст-ры, де-вичь-и-ми га-да-ния-ми. На лет-нее солн-це-стоя-ние (Гъи Дей-ди-ху) в Ку-му-хе встре-ча-ли вос-ход на свя-щен-ной го-ре Ва-ци-ла.

Уст-ное твор-че-ст-во - ге-ро-ический и ис-то-рический эпос (в т. ч. по-эма «Пар-ту Па-ти-ма» о борь-бе с Ти-му-ром), сказ-ки; во-каль-ная му-зы-ка пре-имущественно од-но-го-лос-ная (пес-ни ис-пол-ня-ют-ся в со-про-во-ж-де-нии од-но-го ин-ст-ру-мен-та или ан-самб-ля из 2-3 ин-ст-ру-мен-тов). Раз-ли-ча-ют-ся ме-ло-ди-че-ские раз-ви-тые дол-гие пес-ни ба-лай (бал-ла-ды, пес-ни эпи-че-ские, об-ря-до-вые, ко-лы-бель-ные, лю-бов-ные и др.) и ко-рот-кие бы-ст-рые - шал-ма (пес-ни шу-точ-ные, дет-ские и др.). Ин-ст-ру-мен-таль-ная тра-ди-ция пред-став-ле-на главным образом пас-ту-ше-ски-ми наи-гры-ша-ми и му-зы-кой к тан-цам. Основные музыкальные ин-ст-ру-мен-ты - зур-на зюн-нав и бу-бен ччергъ-и-лу; сре-ди др. ин-ст-ру-мен-тов: струн-ные - щип-ко-вый чу-гур, смыч-ко-вые ча-га-на и ке-ман-ча; ду-хо-вые - про-доль-ная флей-та шут-тух, языч-ко-вый ба-ла-ман-ту (с оди-нар-ной тро-стью), гар-мо-ни-ка ар-ган; двух-сто-рон-ний ба-ра-бан да-чу; ба-ян, ба-ла-лай-ка. Рас-про-стра-нён та-нец ти-па лез-гин-ки. В XIX-XX веках про-сла-ви-лись лак-ские му-сульманские учё-ные [учи-тель Ша-ми-ля шейх Джа-мал-луд-дин Ка-зи-ку-мух-ский, про-све-ти-тель Али Кая-ев (1878-1943 годы) и др.], раз-ви-ва-ет-ся ав-тор-ское твор-че-ст-во (по-эты Ма-го-мед Уб-рин-ский, Ма-го-мед-эфен-ди За-рир Ку-мух-ский, Аб-дул Ке-рим Ба-ра-тов, пе-ви-цы-им-про-ви-за-то-ры Па-ти-мат Ку-мух-ская, Ша-за Курк-лин-ская и др.). Сфор-ми-ро-ва-лась ин-тел-ли-ген-ция (по-эты М. Гад-жи-ев, М.-М. Мах-му-дов, Г. Гу-зу-нов; ком-по-зи-то-ры М. М. Каж-ла-ев, Ш. Р. Ча-ла-ев и др.).

Иллюстрации:

Лак-цы. Над-гро-бия ка-зи-ку-мух-ских шам-ха-лов. Се-ло Ку-мух.Фото Д. Ф. Мадурова. Архив БРЭ;

Лак-цы. Ули-ца се-ла Ку-мух.Фото Д. Ф. Мадурова. Архив БРЭ.

- (самоназвания лак, тумал, вулугуни, яхулви, казикумухцы) народ общей численностью 118 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация 106 тыс. чел, в т.ч. Дагестан 92 тыс. чел. Язык лакский. Религиозная принадлежность верующих:… … Современная энциклопедия

- (лаки, казикумухцы), народ в Дагестане (92 тыс. человек). Всего в Российской Федерации 106 тыс. человек. Язык лакский дагестанской ветви иберийско кавказских языков. Верующие мусульмане сунниты. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

Сущ., кол во синонимов: 2 лаки (3) лачка (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Ев; ЛАКИ, ов; мн. Народ кавказской языковой группы основное население Дагестана; лица, относящиеся к этому народу. ◁ Лакец, кца; Лак, а; м. Лачка, и; мн. род. чек, дат. чкам; ж. Лакский (см.). * * * лакцы (самоназвание лак), народ в России, в… … Энциклопедический словарь

Лаки, казикумухцы, один из коренных народов Дагестана. Основная масса живёт в горной части Дагистанской АССР (главным образом Лакский и Кулинский районы), часть на равнине Северного Дагестана (Новолакский район). Численность в… … Большая советская энциклопедия

- (самоназв. лак) народность, живущая в Даг. АССР. В прошлом были известны под именем казикумухов (по аулу Кумух). Числ. 64 т. ч. (1959). Лакский яз. относится к даг. ветви кавк. языков и включает 5 диалектов. Верующие Л. мусульмане сунниты. Л.… … Советская историческая энциклопедия

Мн. 1. Народ северокавказской этноязыковой семьи, составляющий основное население Дагестана. 2. Представители этого народа; лаки. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

лакцы - л акцы, ев, ед. ч. л акец, л акца, твор. п. л акцем … Русский орфографический словарь

лакцы - ла/ки; ев см. тж. лакец, лак, лачка, лакский Народ кавказской языковой группы основное население Дагестана; лица, относящиеся к этому народу … Словарь многих выражений

ЛАКЦЫ (лаки казикумухцы), народ в Дагестане (91,6 тыс. человек). Всего в Российской Федерации 106 тыс. человек (1992). Язык лакский. Верующие мусульмане сунниты … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Народы России , Коллектив авторов , Курс лекций для школьников по теме «Народы России». Россия – многонациональное государство. На территории России проживает более 150 различных народов. Многонациональность обусловлена… Категория: История Серия: Аудиокурсы Издатель: ИДДК , аудиокнига
  • Лакцы. История, культура, традиции , Мариян Магомедова-Чалабова , Книга «Лакцы» продолжает начатую Издательским домом «Эпоха» серию «Детям – о народах Дагестана». Она даёт возможность юным дагестанцам расширить знания о нашей республике, лучше узнать… Категория: