Какие бывают типы общества. Исторические типы обществ и их характеристика

Общество существовало с давних времен. В широком смысле это понятие включает в себя взаимодействие людей с природой и между собой, а также способы их объединения. В более узком определении общество представляется совокупностью людей, которые наделены собственным сознанием и волей и которые проявляют себя в свете определенных интересов, настроений и мотивов. Каждое общество может характеризоваться следующими признаками: название, устойчивые и целостные формы взаимодействия людей, наличие истории создания и развития, наличие собственной культуры, самодостаточность и саморегуляция.

Исторически все многообразие обществ можно разделить на три типа: традиционное, или аграрное, индустриальное, постиндустриальное. Каждый из них обладает определенными особенностями и характеристиками, которые однозначно отделяют одну форму общественных отношений от другой. Тем не менее типы общества хоть и различаются между собой, но выполняют одинаковые функции, такие как производство благ, распределение результатов трудовой деятельности, формирование специфической идеалогии, соцализация человека и многое другое.

Данный тип включает в себя совокупность общественных идей и укладов, которые могут находиться на различных ступенях развития, однако не обладать достаточным уровнем индустриального комплекса. Основное взаимодействие осуществляется между природой и человеком, при этом важная роль отводится выживанию каждого индивида. К данной категории относят аграрное, феодальное, племенное общество и другие. Для каждого из них характерны низкие темпы производства и развития. Тем не менее подобные типы общества обладают характерной особенностью: наличие устоявшейся социальной солидарности.

Характеристика индустриального общества

Оно имеет сложную и в достаточной мере развитую структуру, обладает высокой степенью специализации и разделения трудовой активности, а также отличается повсеместным внедрением новшеств. Индустриальные типы общества образуются при наличии активных процессов урбанизации, роста автоматизации производства, массового производства всевозможных товаров, широкого применения научных открытий и достижений. Основное взаимодействие происходит между человеком и природой, в котором присутствует порабощение окружающего мира людьми.

Характеристика постиндустриального общества

Подобный тип человеческих взаимоотношений обладает следующими особенностями: создание высокоинтеллектуальных технологий, переход к экономике услуг, контроль над различными механизмами, возвышение высокообразованных специалистов и господство теоретического познания. Основное взаимодействие происходит между человеком и человеком. Природа выступает как жертва антропогенного влияния, следовательно, разрабатываются программы по минимизации отходов производства и загрязнения окружающей среды, а также по созданию высокоэффективных технологий, которые могут обеспечить безотходное производство.

В процессе развития социологии сложилось множество подходов к классификации обществ. Самую первую типологию обществ предложили древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Согласно их воззрениям все общества можно разделить по формам государственного устройства на монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии.

На сегодняшний день классификация обществ на основе господствующих в них политических отношений не потеряла своей актуальности. В современной социологии в рамках этого подхода выделяют

    тоталитарные (государство определяет все основные направления социальной жизни),

    демократические (население может влиять на государственные структуры)

В середине 19 века К. Маркс предложил типологию обществ, основой которой является способ производства материальных благ. На этом основании выделяются пять типов обществ:

    первобытнообщинное общество , которое характеризуется примитивно-присваивающим способом производства;

    рабовладельческое общество , специфической чертой которого является собственность на людей – рабов и продукты их труда;

    феодальное общество , основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян;

    буржуазное общество, в котором происходит переход к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда;

    коммунистическое общество , которое возникает в результате установления равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений.

Согласно другой типологии, которая сегодня занимает ведущее место в социологии, можно выделить традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества .

Традиционное общество – это общество с аграрным укладом, основанным на традициях.Поведение индивидов в нем основывается исключительно на обычаях, нормах традиционного поведения, устоявшихся социальных институтах (семья, община). Любые преобразования в таком обществе невозможны. Особенностью такого типа общества является низкий уровень темпов производства.

Индустриальное общество - в результате промышленной революции происходит трансформация традиционного общества в индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты:

1) развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации;

2) механизация и автоматизация производства и управления;

3) массовое производство товаров на широкий рынок;

4) высокая развитость средств коммуникации и транспорта;

5) рост урбанизации и социальной мобильности;

6) увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;

7) формирование гражданского общества.

В 60-е гг. XX в. в социологии формируется теория постиндустриального или информационного общества . Основой преобразования индустриального общества в постиндустриальное принято считать развитие вычислительной и информационной техники. Основными чертами информационного общества являются:

Другая типология делит все общества на простые и сложные . Критерием выступает степень социального расслоения.

Простое общество – это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор.

Сложное общество – общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации.

Существует множество подходов к классификации типов общества. При этом среди них не существует единственного общепризнанного.

Понятие «общество» употребляется в узком и широком смысле. В узком смысле под обществом понимают группу людей (организацию), объединенных по каким-либо признакам (интересам, потребностям, ценностям и т. д.), например общество книголюбов, общество охотников, общество ветеранов войны и т. д.

В широком смысле под обществом понимается совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей на определенной территории, в рамках единой страны, единого государства. Однако надо иметь в виду, что общество возникло задолго до появления государства. Поэтому племенное (или родовое) общество существует в условиях отсутствия страны и государства.

Общество - это исторически сложившаяся на определенной территории система отношений и форм жизнедеятельности людей. Общество состоит из отдельных индивидов, но не сводится к их сумме. Это системное образование, представляющее собой целостный, саморазвивающийся социальный организм. Системность общества обеспечивается особым способом взаимодействия и взаимозависимости его частей - социальных институтов, социальных групп и отдельных индивидов.

Несколько типов общества, объединенных сходными признаками, критериями, образуют типологию.

Т. Парсонс на основе методологии системного функционализма предложил следующую типологию обществ:

1) примитивные общества – социальная дифференциация выражена слабо.

2) промежуточные общества – появление письменности, стратификации, выделение культуры в самостоятельную область жизнедеятельности.

3) современные общества – отделение правовой системы от религиозной, наличие административной бюрократии, рыночной экономики, демократической избирательной системы.

В социологической науке распространенатипологизация обществ на дописьменные (умеющие говорить, но не умеющие писать) и письменные (обладающие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях).

По уровню управления и степени социального расслоения (дифференциации) общества делятся на простые и сложные.

Следующий подход, названный формационным, принадлежит К. Марксу (критериями являются способ производства и форма собственности). Здесь различают первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое.

Социально-политическими науками выделяются общества догражданские и гражданские. Последние представляют высокоразвитую общность людей, обладающую суверенным правом на жизнедеятельность, самоуправляющуюся и осуществляющую контроль над государством. Специфическими чертами гражданского общества, в сравнении с догражданским, выступает деятельность свободных ассоциаций, социальных институтов, социальных движений, возможность реализации прав и свобод личности, ее безопасность, самостоятельность субъектов хозяйствования. Экономическую основу гражданского общества составляют различные формы собственности.



Еще одна типологизация принадлежит Д. Беллу. В истории человечества он выделяет:

1. Доиндустриальные (традиционные) общества. Для них характерными факторами являются аграрный уклад, низкие темпы развития производства, строгая регламентация поведения людей обычаями, традициями. Главными институтами в них являются армия и церковь.

2. Индустриальные общества, для которых основными признаками являются промышленность с корпорацией и фирмой во главе, социальная мобильность (подвижность) индивидов и групп, урбанизация населения, разделение и специализация труда.



3. Постиндустриальные общества. Их возникновение связано со структурными изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. В таком обществе резко возрастает ценность и роль знания, информации, интеллектуального капитала, а также университетов, как места их производства и сосредоточения. Наблюдается превосходство сферы услуг над сферой производства, классовое деление уступает место профессиональному.

Во второй половине ХХ века определяющим фактором социально-экономического развития западного общества становится переход от экономики вещей к экономике знаний, что обусловлено возрастанием роли социальной информации и информационно-коммуникационных технологий в управлении всеми сферами жизни общества. Информационные процессы становятся важнейшей составляющей всех процессов экономической, социальной и политической деятельности общества и государства. Поэтому в социальных науках появляется термин «информационное общество», разрабатываются его сущностные характеристики, социальные и духовные последствия развития. Основоположниками теории информационного общества являются Ю. Хааши, Т. Умесао, Ф. Махлуп. Среди исследователей роли социальной информации в современном обществе не сложился единый подход к термину «информационное общество». Одни авторы считают, что в последнее время возникли информационные общества с характерными признаками, которые существенно отличают их существовавших в прошлом (Д. Белл, М. Кастельс и др.). Другие исследователи, признавая, что информация в современном мире приобрела ключевое значение, считают, что основной чертой настоящего является его преемственность относительно прошлого, рассматривают информатизацию как одну из неосновных характеристик устойчивости социальных систем, как продолжение ранее установленных отношений (Г. Шиллер, Э. Гидденс, Ю. Хабермас и др.).

Развитие современного западного общества характеризуется рядом социокультурных предпосылок:

1) это тотальная информатизация: повсеместное распространение компьютерных средств, создание сетей, соединяющих информационные банки данных, массовое овладение способами работы с формализованными знаниями, беспрецендентное сокращение «дистанции» между появлением новой идеи и освоением ее индивидами;

2) убыстрение технических средств реализации идеи, т. е. сокращение трудовых, временных, финансовых и иных затрат, требующихся для ее материального воплощения;

3) рефлексивнаяпредметизация природной и социальной среды, т. е. процесс превращения обществом самого себя в предмет постоянного изучения, контроля и практической активности.

Таким образом, следует отметить, что информационная революция является доминирующим фактором современной эпохи. Она является результатом двух параллельно развивающихся на протяжении всей истории человечества процессов: постоянного возрастания роли и увеличения объемов информации, необходимой для обеспечения жизнедеятельности общества, и совершенствования технологии накопления и распространения информации.

Поэтому можно утверждать, что в конце двадцатого века началось активное формирование информационного общества, т. е. общества, уровень развития которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью.

Общество. Основные сферы общественной жизни.

Общество:

В широком смысле - часть материального мира, неразрывно связанная с природой и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения

В узком смысле - совокупность людей, наделенных волей и сознанием, осуществляющих действия и поступки под влиянием определенных интересов, мотивов, настроений. (напр., общество книголюбов ит.п.)

Понятие «общество» неоднозначно. В исторической науке есть понятия - «первобытное общество», «средневековое общество», «российское общество», означающие определенный этап исторического развития человечества или конкретную страну.

Под обществом обычно понимают:

Определенный этап человеческой истории (первобытное общество, средневековое и т.д.);

Людей, объединенных общими целями и интересами (общество декабристов, общество книголюбов);

Население страны, государства, региона (европейское общество, российское общество);

Все человечество (человеческое общество).

Функции общества:

Производство жизненных благ;

Воспроизводство и социализация человека;

Обеспечение законности управленческой деятельности государства;

Историческая передача культуры и духовных ценностей

Человеческое общество включает в себя ряд областей –с фер общественной жизни:

Экономическая - отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ, услуг и информации;

Социальная - взаимодействие больших социальных групп, классов, слоев, демографических групп;

Политическая - деятельность государственных организаций, партий и движений, связанная с завоеванием, удержанием и осуществлением власти;

Духовная -мораль, религия, наука, образование, искусство, их влияние на жизнь людей.

Под общественными отношениями понимаются многообразные связи, возникающие между людьми в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

1) Доиндустриальное общество (традиционное)- состязание человека с природой.

Для него характерно преобладающее значение земледелия, рыболовства, скотоводства, горнодобывающей и деревообрабатывающей промышленности. В этих областях хозяйственной деятельности занято около2/3работоспособного населения. Доминирует ручной труд. Использование примитивных технологий, основанных на обыденном опыте, передававшемся из поколения в поколение.

2)Индустриальное - состязание человека с преобразованной природой

Для него характерно развитие производство товаров массового потребления, которое осуществляется за счет широкого применения различного рода техники. В хозяйственной деятельности преобладает централизм, гигантизм, единообразие в труде и жизни, массовая культура, низкий уровень духовных ценностей, угнетение людей, разрушение природы. Время гениальных умельцев, которые могли без фундаментальных специальных знаний изобрести ткацкий станок, паровой двигатель, телефон, самолет и т.п. Монотонный конвейерный труд.


3)Постиндустриальное - состязание между людьми

Для него характерно не только повсеместное использование достижений науки и техники во всех областях человеческой деятельности, но и целенаправленное совершенствование самой техники на основе развития фундаментальных наук. Без применения достижений фундаментальных наук невозможно было бы создать ни атомный реактор, ни лазер, ни компьютер. Человек заменяется автоматизированными системами. Один человек с помощью вооруженной компьютером современной техники может произвести конечный продукт, причем не в стандартном (массовом), а в индивидуальном исполнении в соответствии с заказом потребителя.

4)Новые информационные технологии, по мнению современных ученых, могут привести к кардинальным изменениям во всем нашем образе жизни, а их повсеместное применение ознаменует создание нового типа общества - информационного.

Общество в широком смысле – это часть материального мира, отделённая от природы, включающая в себя людей, а также различные отношения и связи между ними. В узком – группа лиц, объединённых общими задачами, интересами, целями, взглядами. Любой социум так или иначе развивался, в противном случае он бы не выжил. Общественное развитие подразумевало прохождение определённых этапов, которые чаще всего называют формациями и периодически оформляют в таблицу.

Ключевым стало отношение к производству материальных благ. Таких формаций всего 4 или 5, в зависимости от подхода:

Характерные признаки – наличие общей собственности, меньшее, по сравнению с остальными, неравенство по имущественному признаку. Период накопления первичного богатства в обществе.

2. Рабовладельческий

Не является обязательным для любого социума. Происходит насильственный захват и перераспределение имущества.

3. Феодализм

Традиционное или натуральное сельское хозяйство, раздробленность, постоянные стычки, эпидемии, низкий уровень культуры и медицины.

4. Капитализм

Начинается прогресс науки и техники, на смену ручному труду приходит машинный, уровень производства вырастает в несколько раз, увеличивается количество производимых благ на душу населения. Войны в истории приобретают больший размах. Усиливается неравенство между разными классами.

5. Коммунизм

Признаётся далеко не всеми как самый прогрессивный. Декларируется справедливое распределение имущества.

Это то, что преподавали в рамках советской истории и советского взгляда на формирование общества. Получил название формационного подхода. Разработан Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

Однако, как можно догадаться, на Западе существуют другие подходы. Во-первых, оснований деления намного дальше. К примеру, исторические типы общества рассматриваются в зависимости от наличия письменности, то есть различаются те, у которых письменность была в том или ином виде и те, у кого её не было. Во-вторых, признаётся многовариативность общественного развития, подразумевающая, помимо прочего, ещё и регресс, а не только прогресс.

По структуре типы общества делят на простые и сложные. В первых всё довольно однородно, отношения простые. Во вторых есть классы, которые, в свою очередь, тоже могут отличаться сложной организацией.

Вообще типы общества и их характеристика – непростая тема. Например, встречаются открытые и закрытые. В первых человек может подняться наверх по особым социальным лифтам. Второе лишает такой возможности, принадлежащим к привилегированной части общества можно только родиться. Крайний пример – это касты в Индии.

Цивилизационный подход

Поскольку формационный подход неоднократно подвергался критике, в том числе и за то, что поставил на вершину утопическую и сомнительную идею коммунизма, то альтернатива не могла не возникнуть. И она действительно появилась. Цивилизационный подход разработали Данилевский, Шпенглер и Тойнби. По их представлению, цивилизация является закрытым миром культуры, как духовной, так и материальной, которая существует определённое время, а потом рушится. Они выделяли романо-германскую, древнеегипетскую, древнеримскую, российскую (имелась в виду Российская империя) и так далее.

Сегодня эти взгляды претерпели некоторое изменения. В частности, считается, что цивилизация – это ступень развития, которая либо приводит к переменам и переоценке этносом самого себя, либо к распаду на разные народности, что случилось с Римской империей, либо к ассимиляции, что произошло с Египтом.

Известный американский профессор Белл рассматривает такие основные типы общества:

1. Доинструстриальная цивилизация

Второе название – традиционное общество. Просуществовала вплоть до XIX века. Некоторые государства всё ещё находятся на этой стадии развития, но их количество в мире постепенно сокращается. Господство одной династии или небольшой группы (аристократические республики). Экономическая основа – сельское хозяйство и скотоводство, сильно развит ручной труд. Распределение благ зависит напрямую от положения в обществе. Большинство социумов закрыты, продвижение наверх отсутствует или крайне затруднено, возможно только в исключительных случаях. Культура слабо развита, большая часть населения не получает нормальной медицинской помощи, образования, не защищена от произвола, ограничена в юридических правах.

2. Индустриальная цивилизация

Промышленное общество, также известно как развивающееся. Появилось около 200 лет тому назад. Образование тесно связано с промышленной революцией и научно-техническим прогрессом. На этой стадии находятся многие государства, включая СНГ. Благодаря науке человек перестал настолько зависеть от природы. В экономике стали доминировать рыночные отношения, увеличилось количество разных форм собственности. Производство стало машинным, были наращены мощности. В политической сфере господствует демократия. Наличие власти не рассматривается как само собой разумеющееся, лидер должен доказать, что он имеет на неё право. Поднимается вопрос о легитимности власти.

Разные группы социума получают гражданские права. Положение личности непосредственно связано с тем, что она может дать обществу, произвести. Многие структуры заметно упрощаются. Ценностью становится защита прав, равенство и прогресс, всеобщая грамотность. В связи с чем происходит модернизация образования, оно оказывается доступным всем. Обоснованность многих традиций пересматривается.

3. Постиндустриальная цивилизацию

Часто известна как информационное общество. Считается, что на этой стадии развития сейчас находятся США, Япония и ряд стран ЕС. Возрастает роль интеллектуального труда, генерации новых идей. Информация приобретает самостоятельную экономическую ценность. В политическом плане важным становится достижение консенсуса. Модернизация образования выходит на новый уровень, активно обсуждается вопрос его качества, а не только доступности. Пересматривается терминология, в том числе и в науке, а также в искусстве, в том числе и основная. Самое понятие модернизация, впрочем, как и многие другие, может быть подвергнуто переоценке и переосмыслению. Контроль над базами данных становится способом управлять значительными ресурсами.

Необходимо отметить, что в рамках цивилизационного подхода формирование всех возможных типов не закончено. Во-первых, учёные ещё пока что изучают информационную разновидность. Во-вторых, непонятно, что ждёт в будущем. Этим

вопросом занимается специальная наука – футурология. Интересные предположения на такую тему можно найти, если поискать данные по вопросам «многовариативность общественного развития типы обществ». Только учтите, что это всё – гипотезы.